Ваз 21116 двигатель ремонт

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Двигатель 21116 – это доработанный вариант мотора 21114 модификации, с рабочим объемом в 1,6 литра и мощностью в 87 лошадиных сил.

Этот силовой агрегат зарекомендовал себя в эксплуатации как достаточно надежный вариант, который сочетает приемистость и отличные показатели экономичности. Мотор прост в обслуживании и позволяет проводить необходимые ремонтные работы автовладельцу самостоятельно.

Технические характеристики

Технические характеристики мотора:

ПАРАМЕТРЗНАЧЕНИЕ
Годы выпуска2011 – по настоящее время
Вес мотора,112 кг
Материал блока цилиндровчугун
Система питанияинжектор
Типрядный
Рабочий объем двигателя1.6
Мощность87 лошадиных сил на 5100 оборотах
Количество цилиндров4
Количество клапанов2
Ход поршня75.6
Диаметр цилиндра82
Степень сжатия10.5
Крутящий момент, Нм/об.мин140Нм / 3800
Экологические нормыЕВРО 4
ТопливоАи 95
Расход топлива7,2л/100 км в смешанном цикле
Масло5W-30 - 15W40
Объем масла3,5 литров
При замене лить3,2 литра
Замена масла проводится,15 тысяч км
Ресурс мотора
— по данным завода
— на практике
200
200+

Двигатель ВАЗ 21116 устанавливается на Лада: Гранта, Калина 2, Приора.

Особенности


Одной из особенностей этого силового агрегата является облегченный вес ШПГ, что положительно сказалось на показателях инерции силового агрегата и надрессорных массах.

Отлит блок цилиндров из прочного чугуна и отличается повышенной устойчивостью к перегреву. Общая масса силового агрегата составляет 112 килограмм.

Использование автоматической системы управления работой двигателя 21116 позволило снизить показатели расхода топлива. Одновременно увеличилась мощность, и снизился шум от работающего мотора. Обновленный 1,6 литровый мотор получил улучшенные показатели экологичности, что позволяет устанавливать его на новые модели Волжского автозавода.

Из недостатков отметим видоизмененную систему ременного привода ГРМ, который при обрыве ломает клапана, что вынуждает выполнять дорогостоящий ремонт двигателя.

В предыдущих поколениях четырехцилиндровых вазовских двигателей использовалась специальная конструкция привода ГРМ, который при обрыве не ломал клапаны. Это существенный недостаток, так как обрывы ремня на данном моторе не редкость, и при подобных поломках необходим дорогостоящий ремонт двигателя.

Этот инжекторный двигатель имеет полностью автоматическое управление, оснащен газораспределительным механизмом и имеет мощность в 87 лошадиных сил.

Необходимо сказать об отличных показателях топливной экономичности. Лада Приора с двигателем ВАЗ 21116 расходует в смешанном цикле 7,2 литра бензина. Отметим, что благодаря использованию инжектора и полностью автоматической системы управления двигателем работа мотора стала ровной на всех режимах оборотов.

Техническое обслуживание

Двигатель ВАЗ 21116 получился достаточно надежным и простым в обслуживании. Масло требовалось менять не чаще 15 тысяч километров пробега, а замену ремня ГРМ рекомендовалось проводить не реже 50 тысяч километров пробега.

Ремонт и сервисные работы не представляли особой сложности, поэтому их мог выполнить даже обычный автовладелец, имеющий соответствующий опыт работы.

Неисправности

Тюнинг

Из доступных вариантов тюнинга можем отметить следующие:

  1. Установку спортивной выхлопной системы.
  2. Чип-тюнинг.
  3. Установку турбонаддува.

Наибольшей популярностью пользуется установка турбонаддува, что позволяет получить мощность двигателя на уровне в 120 лошадиных сил. Необходимо использовать компрессор с давлением в 0,5 бар. Одновременно с установкой наддува производится замена поршневой группы, коленвала и бензонасоса. Данная работа отличается сложностью и грамотно провести ее под силу лишь опытному мастеру.

Чип-тюнинг хоть и отличается простотой работы, но не получил должной популярности. В общей сложности после такой перенастройки работы мотора с помощью чипа удается получить не более пяти дополнительных лошадиных сил. Прибавка такой мощности практически не ощущается и не дает какой-либо прибавки в динамике автомобиля.

Двигатель 21116 — это ещё один представитель силовых агрегатов выпускаемых для Лады Гранты. Считается одним из лучших представителей семейства производства АвтоВАЗ. Производство силового агрегата началось в 2011 году и продолжается.

Двигатель ВАЗ 21116

Технические характеристики и описание

Двигатель ВАЗ 21116 является прямым наследником Калиновского мотора 11186, модернизированным и улучшенным. Но, основная база движка принадлежит легендарному Жигулёвскому мотору — ВАЗ 21083.

Итак, рассмотрим, основные технические характеристики мотора 21116:

Наименование Характеристика
Марка 21116
Маркировка 1.6 (1596 см куб)
Мощность 87 лошадиные силы
Тип Инжекторный
Топливо Бензин
Клапанный механизм 8 клапанный
Количество цилиндров 4
Расход горючего 7,2 литров
Диаметр поршня 82 мм
Ресурс 200 — 250 тыс. км

В комплектацию мотора 21116 входит механическая 5-ти ступенчатая коробка переключения передач. Охлаждение установлено принудительное, жидкостного типа. Движок устанавливался на авто Лада Гранта, Калина 2 и Приора.

Обслуживание

Техническое обслуживание 21116, характерное для автомобилей производства АвтоВАЗ. Основные операции проведения обслуживания являются — замена масла и масляного фильтра. Для смены смазочной жидкости необходимо 3,2 литра моторного масла. В свою очередь, в мотор влезает 3,5 литра смазки.

Рекомендуется заливать полусинтетические моторные масла с маркировкой — 5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W40.

Двигатель ВАЗ 21116

Карта технического обслуживания выглядит следующим образом:

ТО-1: Замена масла, замена масляного фильтра. Проводиться после первых 1000-1500 км пробега. Этот этап ещё называют обкаточный, поскольку происходит притирка элементов мотора.

ТО-2: Второе техническое обслуживание проводиться спустя 10000 км пробега. Так, Снова меняются моторное масло и фильтр, а также воздушный фильтрующий элемент. На данном этапе также проводится замер давления на двигателе и регулировка клапанов.

ТО-3: На данном этапе, который выполняется спустя 20000 км, проводиться стандартная процедура замены масла, замена топливного фильтра, а также диагностика всех систем мотора.

ТО-4: Четвертое техническое обслуживание, пожалуй, самое простое. Спустя 30000 км пробега меняется только масло и масляный фильтрующий элемент.

ТО-5: Пятое ТО для двигателя, как второе дыхание. На этот раз меняется много чего. Итак, рассмотрим, какие элементы полежат замене в пятом техническом обслуживании:

  • Замена масла.
  • Замена фильтра масляного.
  • Замена воздушного фильтра.
  • Замена топливного фильтрующего элемента.
  • Меняются ремень ГРМ и ролик.
  • При необходимости ремень генератора.
  • Водяной насос.
  • Прокладка клапанной крышки.
  • Другие элементы, которые необходимо заменить.
  • Регулировка клапанов, при которой регулируется газораспределительный механизм.

Последующее проведение технического обслуживания проводится согласно карты проведения 2-5 ТО по соответствующему пробегу.

Двигатель ВАЗ 21116

Неисправности и ремонт

ДВС 21116 основан на силовом агрегате 21114. В отличие от старшего собрата, поршневую группу производит компания Federal Mogul, что позволило облегчить ШПГ на 39%. В случае, если обрывает ремень газораспределительного механизма, то в обязательном порядке гнёт клапана. Это, пожалуй, серьёзные недостатки. Если загнуло клапана, то капитальный ремонт головки блока цилиндров обеспечен.

Нередкими неисправностями 21116 является троение, и плохой пуск обусловлен плохим качеством системы зажигания, и формирования воздушно-топливной смеси, которая сгорает не полностью.

Но, эти неисправности характерны для всех представителей АвтоВАЗа. При этом машина может быть ещё на гарантийном обслуживании.

Вывод

Двигатель 21116 считается одним из лучших представителей Приоровского типа моторов. Средние технические характеристики и простота конструкции позволяет самостоятельно обслуживать силовой агрегат. В целом, 21116 двигатель получился достаточно неплохим, не смотря на все недостатки.

Двигатель 21116 стал усовершенствованием старого 1,6 литрового движка от ВАЗ 21114. Инженеры провели глубокую модернизацию мотора. Увеличили мощность, при этом сохранили объем двигателя. Автовладельцы оценили мотор: экономичный, приемистый и достаточно надежный.

ВАЗ на Лада седан

Технические характеристики ВАЗ 21116

Этот движок четырехтактный с закрытым охлаждением. Циркуляция жидкости – принудительная. Появился в 2011 году как модернизация устаревшего ВАЗ 21114. Последний, несмотря на корни, которые уходят в 80-е годы, показывал себя еще с хорошей стороны. Но рынок требовал разработку более экологичного бензинового двигателя.

Технические характеристики

Давайте посмотрим на технические характеристики ВАЗ 21116.

Параметр Значение
Расход топлива 8,5 л на 100 км
Объем двигателя в литрах 1,6
Экологический класс Евро 3
Количество цилиндров 4
Степень сжатия 10,5
Тип Рядный
Мощность 90 лошадок
Количество клапанов 8
Диаметр цилиндров 82 мм
Крутящий момент 143 Нм
Ресурс двигателя 200 000 км

Внимание! Ресурс двигателя ВАЗ отличается от установленного заводом в лучшую сторону. На практике показывает более 200 тысяч километров без капитального ремонта, но при должном уходе.

Особенности конструкции

К важным изменения, которые произошли в моторе 21116, относят замену шатунно-поршневой группы. Ее заказали у компании Federal Mogul под каталожным номером 1004010. Теперь шатунно-поршневая группа стала облегченной. Благодаря этой замене увеличилась мощность движка, уменьшилась вибрация и посторонние звуки от двигателя в салоне. Уменьшили расход топлива.

Особенности конструкции

Теперь шатунно-поршневая группа укомплектована следующими деталями:

  • масляными кольцами размеров 1,2, 1,5, 2 мм;
  • шатунные детали, разработанные под ВАЗ 21116.

Была изменена система охлаждения двигателя ВАЗ. Увеличено количество форсунок для охлаждения поршней смазывающим средством. Диаметр цилиндра установили в 82 мм, а высоту в 197,1 мм. Цилиндры обработаны платохонингованием.

Газораспределительный механизм сделали более надежным и мощным. Вместо цепи установили ремень, так как при порыве ее, постоянно гнуло клапана. Жизненный ресурс ремня ГРМ равен 200 тысяч километров.

Внимание! Ремень купили у компании «Gates». Его можно найти под каталожным номером 21116-1006040-00. Ширина ремня ГРМ – 22 мм.

Из-за изменения в газораспределительном механизме пришлось установить дистанционную шайбу под каталожным номером ВАЗ 21116-1005317 на коленчатый вал. Установка этой детали позволила шкивам не изменять своего положения при работе.

Дополнительно были введены следующие компоненты:

  • автоматический натяжитель для зубчатого ремня;
  • зубчатый шкив для коленвала;
  • зубчатый шкив для распредвала.

Вес двигателя ВАЗ равен 112 кг, несмотря на то, что блок цилиндров отлит из чугуна. Отличается повышенной устойчивостью к перегреву.

С момента восьми-клапанных двигателей ВАЗ 21114, этот мотор отличается ровной работой, автоматическим управлением, потому что применяется инжекторная система впрыска. Экономичность также находится на высоте. Например. По трассе расход горючего составляет 7,5 литров на 100 км.

В каких авто использовался

Найти двигатель 21116 от компании ВАЗ можно на следующих транспортных средствах:

Приора Хэтчбек

  • Приора Седан 2170 с 2011 по 2018 годы выпуска;
  • Приора Хэтчбек 2172 с 2011 по 2015.

Lada Granta и Лада Калина оснащались другими движками. На эти транспортные средства ставились моторы серии ВАЗ 11186.

Плюсы и минусы

ВАЗ 21116 – это простой в обслуживании и одновременно надежный двигатель. Раз в 15 000 километров необходимо менять масло в моторе. Ремень ГРМ осматривать через каждые 25000 километров, а через 200 000 км – менять.

Плюсы и минусы

Из плюсов выделяют низкую себестоимость головки блока цилиндров и сниженный уровень шума. А капитальный ремонт может провести автовладелец, имеющий опыт в разборке и сборке двигателей. Такое возможно потому, что комплектующие движка взаимозаменяемы. Легкий демонтаж навесных элементов приводит к ненужности разборки около-двигательной части транспортного средства.

К преимуществам двигателя ВАЗ относятся:

  • простота в ремонте;
  • хорошая тяга на низких оборотах;
  • нет нужды в подтяжке ремня ГРМ, так как действует натяжитель. Если самостоятельно попробовать натянуть ремень и перетянуть, то выйдут из строя подшипники роликов и водяной насос;
  • привод ГРМ защищен пластиковым ударопрочным кожухом;
  • экономичный расход горючего;
  • надежность и долговечность.

Однако есть и минусы у этого агрегата. Опытные автовладельцы отмечают:

  • необходимость в регулировании зазоры клапанов, так как гидрокомпенсаторов нет;
  • частые неисправности во время работы даже нового двигателя ВАЗ;
  • низкая экологичность, которая не отвечает европейским стандартам и не дотягивает до современных Евро 4;
  • покупка дорогих иностранных комплектующих.

Неисправности и ремонт ДВС 21116

Опытные механики часто относят к неисправностям:

Неисправности

  • плавающие обороты движка ВАЗ. В этом случае страдает электронная дроссельная заслонка Е-газ. Ее обычно заменяют на новую;
  • стуки в движке ВАЗ появляются, когда клапана работают не синхронно. Такое происходит при редком регулировании клапанов мотора ВАЗ. Если же владелец машины недавно регулировал клапаны, а стуки все равно продолжают исходить от двигателя, то опытные механики рекомендуют проверить коренные или шатунные вкладыши;
  • троение движка происходит из-за того, что вышла из строя четырехвыводная катушка зажигания. Иногда троить двигатель может из-за того, что прогорают клапаны. Правда последние поломки случаются не часто;
  • перегрев возникает из-за засоренных труб системы охлаждения. Нагар набивается внутри трубок и радиатора и не дает маслу нормально циркулировать. Поломки случаются и с термостатом, выходит из строя вентилятор. Из-за этого то же мотор перегревается.

Если ломается водяной насос, то обычно клинит ремень ГРМ. В этом случае гнет клапаны двигателя. Поэтому важно следить за работой помпы. Своевременная замена ее спасет автовладельца ВАЗ от капитального ремонта движка.

На ежегодном профилактическом обслуживании проводят следующие замены комплектующих:

  • свечи зажигания меняют через 2 года или двадцать тысяч километров пробега;
  • кислородный датчик – через сто тысяч километров;
  • воздушный и топливный фильтры меняют одновременно через 40тыс км;
  • аккумулятор меняют через два года, если он исчерпал свой жизненный ресурс.

Проверяют через 40 тысяч километров пробега крышку бензобака, топливный провод, фитинги и шланги охлаждения и обогрева движка, выпускной коллектор.

Опытные автовладельцы и механики могут увеличить мощность мотора ВАЗ до 50 лошадок. Но это плохо скажется на ресурсе движка. Подвергнутся быстрому износу комплектующие мотора. Поэтому для тех, кто желает провести тюнинг движка для увеличения мощности ВАЗ, рекомендуется проконсультироваться у опытных механиков. Возможно они посоветуют доработать выпускной коллектор или заменят штатный насос помпой от фирмы Luzar.

Могут установить турбину. В этом случае увеличиться стоимость тюнинга в несколько раз.

Заключение

Несмотря на некоторые недостатки двигателя от компании ВАЗ 21116, многие автовладельцы, которые выбирают только отечественные машины, любят этот движок за его надежность и легкость в ремонте. Движок ВАЗ можно приобрести на рынке б/у моторов, но в этом случае необходимо рассчитывать на цену выше 20 тысяч рублей. Так как продаваемые по 15 тысяч и ниже – обычно убитые в хлам. Новый двигатель ВАЗ будет стоить около 58 тысяч рублей.

У машин Lada Kalina второго поколения стоят четырехцилиндровые двигатели с системой охлаждения водяного типа и благоустройством впрыска топлива мод. ВАЗ-21116, ВАЗ-11186 (87 лош. с.), ВАЗ-21126 (98 лош. с.), ВАЗ-21127 (106 лош. сил).

Моторы ВАЗ-21116, ВАЗ-11186

Моторы ВАЗ-21116, ВАЗ-11186

Осевой разрез моторов ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186

Моторы ВАЗ-21116, ВАЗ-11186

Перпендикулярный разрез моторов ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186

Содержат 8 клапанов, отличаются лишь тем, что у ВАЗ-21116 шатунно-поршневая группа импортная, а у ВАЗ-11186 – отечественная. Оба двигателя базируются на ВАЗ-11183, единственное отличие это вышеупомянутая 39% щадящая шатунно-поршневая группа, позволяющая экономить топливо, снизить шум, вибрацию, повысить ресурс до 200 000 км. Моторы оборудованы ГРМ с автоматическим натяжителем, улучшенной системой охлаждения, стальной прокладкой головки блока, увеличенной компрессией (10,5 в перерез 9,8 у мотора ВАЗ-11183), а также форсунками охлаждения поршней.

Двигатель ВАЗ-21126

Конструкция та же что и на двигателях ВАЗ-21116 и 11186, тот же блок цилиндров, коленчатый вал и шатунно-поршневую группу. Особенность конструкции состоит в четырёх клапанах на цилиндр, приводимыми двумя распределительными валами через гидротолкатель.

Двигатель ВАЗ-21126

Двигатель ВАЗ-21127

Аналогичен по конструкции с предыдущим мотором. Отличается формой и устройством системы пуска. Благодаря тому, что в двигатель были добавлены такие аспекты как: резонансный объем, системный заслонок, изменение калибровки электронного блока, применение датчика давления в системе управления. Удалось увеличить показатель мощности, а также увеличить «гибкость». Это поспособствовало стать автомобилю более приспособленным к городу.


Блок цилиндров

Особенность конструкции двигателя придаёт блок цилиндров из качественного чугуна. ГБЦ с системой охлаждения имеют канальчики для прохода жидкости, своего рода рубашку, благодаря которой повышается охлаждение поршней и понижается искажение блока от перегрева. В опорах блока находятся сталеалюминевые вкладыши, которые служат подшипниками коленчатого вала.

Коленчатый вал

Для смазывания шатунных вкладышей имеются масляные каналы. На переднем конце установлены: масленый насос, зубчатый шкив ремня привода и ремень генератора. Сзади, в конце расположен маховик, на котором находиться железный зубчатый обод.

Шатуны

Изготовлены отрывным способом, из стали. В верхней головке расположена сталебронзовая втулка, в нижней тонкостенные вкладыши.


Осевой разрез мотора ВАЗ-21126: 1 – насос масляный; 2 – ремень генераторов; 3 – шатун; 4 – поршневой палец; 5 – ремень привода ГРМ; 6 – крышка ГРМ; 7 – шкив распределительного вала; 8 – впуск; 9 – свечной колодец; 10 – масляная крышка; 11 – термостат; 12 – маховик; 13 – форсунка охлаждения днища поршня; 14 – маслоприёмник; 15 – коленвал.

Поршни

Цилиндры сделаны из алюминия. На каждом установлено 3 кольца. На днищах находятся углубления, два для клапанов и одно для камеры.

Масляный картер

У моторов ВАЗ-21116 и ВАЗ-11186 данная корпусная деталь состоит из стали, а у ВАЗ-21126, ВАЗ-21127 из алюминия.

Головка блока

Головка блока находится на вершине блока цилиндров. Сделана из алюминия. В нижней части находятся каналы, по которым течёт жидкость, которая понижает температуру в камерах сгорания. Вверху головки мотора ВАЗ-21116, ВАЗ-11186 расположена основная деталь ГРМ, иными словами – распределительный вал. Он вертится в опорах и в двух корпусах подшипников.

Двигатели ВАЗ-21126, ВАЗ-21127 оборудованы двумя распределительными валами, для впускных и выпускных клапанов. Установлены в опорах головки блока. ГРМ сделаны из чугуна. Кулачки механизмов термообработаны, благодаря ним клапаны приходят в действие.


Перпендикулярный разрез мотора ВАЗ-21126: 1 – сливная пробка сливного; 2 – масленый картер; 3 – масляный фильтр; 4 – водяная помпа; 5 – катколлектор; 6 – выпускной клапан; 7 – клапанная пружина; 8 – распредвал выпускных клапанов; 9 – впуск; 10 – крышка ГБЦ; 11 – распредвал впускных клапанов; 12 – гидравлический толкатель клапана; 13 – корпус подшипников распределительных валов; 14 – форсуночная рейка; 15 – форсунка; 16 – направляющая втулка клапана; 17 – впускной клапан; 18 – прокладка ГБЦ; 19 – компрессионные кольца; 20 – маслосъемное кольцо; 21 – поршневой палец; 22 – шатун; 23 – блок цилиндра; 24 – крышка шатуна; 25 – маслоприёмник.

Моторы ВАЗ-21126, ВАЗ-11186 оснащены электрогидравлическими толкателями, которые автоматически компенсируют щели в приводе клапанов, во время использования зазоры регулировать не требуется.

Направляющие втулки зафиксированы в головке блока, оснащены кольцами, которые их фиксируют. Во избежание просачивания масла в цилиндр, на втулках зафиксированы маслосъёмные колпачки.

На клапанах моторов ВАЗ-21116, ВАЗ-11186 установлено две пружины, на клапанах ВАЗ-21126, ВАЗ-21127 – одна. Распределительные валы начинают действовать под воздействием армированного зубчатого ремня.

Система смазки

Разбрызгивать следует под давлением потому, что таким образом масло попадает на коренные подшипники скольжения, опоры распределительных валов. Особенность конструкции данной системы в масленом картере и шестеренчатом насосе, масляном фильтре, датчике давления масляных каналов и масла.

Состоит из каналов для прохода охлаждающей жидкости, радиатора с электровентилятором, водяного насоса, расширительной бочки и шлангов, термостата.

Система питания

В благоустройство питания входит ТНВД, дроссельный узел, фильтр чистки топлива, регулятор давления горючего, форсунки и топливные шланги. Особенность конструкции в функции улавливания паров горючего с угольным адсорбером.

Система зажигания

Моторы ВАЗ-21116, ВАЗ-11186 содержат в себе четырёхвыводную катушку, бронепроводы и свечи зажигания. Моторы ВАЗ-21126, ВАЗ-21127 состоят из четырёх индивидуальных катушек зажигания, которыми управляет ЭБУ.

Система вентиляции

На примере моторов ВАЗ-21116, ВАЗ-11186, представленных в виде изображения ниже, можно заметить, что система вентиляции закрыта. Имеется отводная труба, для отвода картерных газов. При нулевой нагрузке картерные газообразные выделения проходят по сапуну через жиклер, другими словами калиброванное отверстие. Во время такой нагрузки образуется высокое напряжение и газы улетучиваются в задроссельное пространство.

Когда работает мотор, заслонка может быть открыта, выхлопы проходят по шлангу большого контура в сапун, а далее в трубу камеры сгорания.


Схема вентиляции картера мотора: 1 – отводная труба; 2 – дроссельная заслонка; 3 –сапун вентиляции картерных газов; 4 – воздухоподводящий рукав; 5 – сапун большого контура системы вентиляции; 6 – крышка ГБЦ; 7 – маслоотделитель; 8 – вытяжной сапун.

Силовой агрегат

Мотор с коробкой передач, сцеплением и главной передачей, зафиксирован на трёх опорах, которые воспринимают основную массу агрегата и компенсируют момент трансмиссии и нагрузок во время движения автомобиля.

В данной теме очень хорошо описано, как правильно нужно ремонтировать двигатель при поломке. Описание доступно начинающим и опытным мастерам.

Итак, синий дым появляется из-за просачивания масла в камеры сгорания. Частое явление синего дыма может быть причиной изнашивания цилиндропоршневых деталей. Изношение маслосъемных колпачков клапанов может послужить причиной появления дыма при длительном прокручивании стартера, частых перегазовках, работы на холстом ходу, после торможения.

Густой чёрный дым появляется в случае неполадок с двигателем или же форсунками. Серый или же плотный белый дым появляется в связи с попаданием жидкости в камеру сгорания. В зависимости от серьёзности повреждения, жидкость может попасть в масляный картер, в таком случае масло станет замутненным веструмитом.

Обычный, немного прозрачный белый дым, поступающий из газовой трубы – это нормальное явление, особенно когда сырая или прохладная погода.

Очень часто происходит перегрев автомобиля. Что бы этого избежать, нужно внимательно следить за сигнальной лампой, которая отвечает за перегрев охлаждающей жидкости.

От перегрева, конечно, никто не застрахован, но главное не паниковать, ведь его возможные последствия куда страшнее. Во-первых, никогда резко не глушите двигатель, это может поспособствовать тепловому удару, в случае которого мотор может не завестись. Во-вторых, остановившись, дайте возможность мотору поработать на холостом ходу, тем самым сохраните в системы циркуляцию жидкости. В-третьих, полейте радиатор холодной водой, включите отопитель по максимуму. Только в случае спада температуры, остановите двигатель.

В-четвёртых, соблюдайте спокойствие, не создавайте панику! Не вскрывайте пробку радиатора, в противном случае фонтан вам обеспечен. Дайте автомобилю уняться, таким образом, сбережёте машину и свои нервы.

Почти во всех установках к транспортным средствам с механической коробкой передач описано, что нужно выжимать сцепление, во время пуска двигателя. Так действительно следует делать только во время мороза, c целью экономии энергии аккумуляторной батареи. В остальном практикуется лишь для того, что бы машина не тронулась, если включена передача.

Данный приём вреден для мотора потому, что при включенном сцеплении на упорный подшипник коленчатого вала идет сильное напряжение. При пуске, особенно в холод, смазка длительное время не поступает. В последствие во время движения будет присутствовать дрожь из-за износа подшипника и осевого люфта в коленчатом вале. Во избежание выше перечисленного, всегда проверяйте рычаг переключения передач, трогайтесь при затянутом ручном тормозе.

В управлении проектирования двигателей Волжского автозавода мы выяснили, чем новый агрегат лучше предшественника и какие переделки для этого потребовались.

1_no_copyright

Модернизацию восьмиклапанного двигателя ВАЗ-21114 приблизили два крупных события: выпуск на рынок «Гранты» и переход всего модельного ряда на следующую экологическую ступеньку — Евро-4. И хотя прежний 1,6-литровый, несмотря на солидный возраст (его корни тянутся к середине 80-х годов прошлого века), не выглядел немощным стариком, новые стандарты и веяния требовали обширных изменений. В то же время возможности маневра мотористам, как это часто бывает, сужали финансовые рамки.

Поэтому пошли по уже проторенной дорожке. Ведь несколькими годами ранее обновление пережил 16-клапанный двигатель того же объема (ВАЗ-21126), на котором обкатали некоторые технические решения. Причем унифицировать смогли не только подход, но и многие детали, например шатун с вкладышами, поршневой палец и кольца. Блок цилиндров хоть и с собственным индексом, но в точности как у двигателя ВАЗ-21126: с дополнительными форсунками для охлаждения поршней маслом и платохонингованием стенок цилиндров, снижающим продолжительность обкатки.

Однако скопировать в точности все изменения не получилось: организовать рабочий процесс в моторе с двумя клапанами на цилиндр сложнее. Тем более что требования к модернизированному восьмиклапаннику оказались жестче. Взять хотя бы ресурс — 160 тыс. км для ВАЗ-21126 и 200 тыс. км для ВАЗ-21116. Что меняли и почему, расскажут фотографии с подписями.

H

Новый H-модуль впуска опробовали еще на промежуточном варианте — двигателе ВАЗ-11183-50 (с катколлектором под Евро-4, но с тяжелой шатунно-поршневой группой). Даже без облегчений, только за счет оптимизации впуска и выпуска удалось улучшить основные характеристики.

Модернизированный узел получил более длинные каналы, что позволило поднять крутящий момент, приблизившись к показателям шестнадцатиклапанника. При этом у ВАЗ-21116 его пик достигнут на 700–800 об/мин ниже. Другая важная особенность: на входе в ресивер теперь установлен электромеханический модуль дроссельной заслонки (обиходное название «е-газ»), а от педали акселератора к двигателю протянут не тросик, а провода. Тем самым блок управления получил возможность полностью контролировать подачу не только бензина, но и воздуха в цилиндры. Это во благо не только экологии, но и безопасности, ведь многие электронные ассистенты (их список на вазовских моделях в скором времени пополнится) удерживают автомобиль на траектории в том числе путем дозирования тяги.

Массы шатуннопоршневых групп для двигателей ВАЗ-21114 (тяжелая ШПГ, данные в скобках) и ВАЗ-21116 (облегченная ШПГ).

Массы шатунно-поршневых групп для двигателей ВАЗ-21114 (тяжелая ШПГ, данные в скобках) и ВАЗ-21116 (облегченная ШПГ).

В прежнем катколлекторе с цилиндрическим блоком четыре канала, идущих от двигателя, сходились почти в одну точку, — потоки выхлопных газов сталкивались, создавая дополнительное противодавление.

H

В модернизированном увеличили длину труб, а приплюснутая форма блока позволила изменить схему их входа в «бочонок»: потоки развели, соответственно, снизив сопротивление и потери.

Сделать каналы еще длиннее не позволила компоновка и нормы по шуму: чем каналы протяженнее, тем громче звук. Кроме того, чем дальше катколлектор отодвинут от двигателя, тем медленнее он прогревается и дольше выходит на рабочий режим. Результат: больше вредных веществ вылетает из выхлопной трубы после пуска.

Одним из самых трудоемких процессов оказался подбор поршня. Поначалу хотели оставить мотор «безвтычным» (при обрыве ремня ГРМ клапаны не загибаются), поэтому первые поршни были с лунками на днище. Но от этой идеи отказались: из-за повышенной термонагруженности в утонённых местах появлялись микротрещины, что сказывалось на ресурсе. Так как у восьмиклапанного мотора часть камеры сгорания расположена в поршне (только так можно обеспечить нормальный процесс горения), подбирали размер так называемой мульды (нем. Mulde — ложбина, корыто) — углубления в днище.

H

Из-за критической температуры в зоне первого поршневого кольца пришлось ввести дополнительное анодирование канавки. Кстати, 16-клапанные моторы испытывают меньшую термическую нагрузку в этой зоне и потому обходятся без дополнительной обработки.

У нового поршня еще одно любопытное и очень важное для наших условий отличие. На юбку наносят графитовое покрытие, снижающее вероятность задиров при холодном пуске. Не исключено, что ВАЗ-21116 поделится графитированием с 16-клапанными агрегатами.

Показатели мощности и крутящего момента восьмиклапанных двигателей ВАЗ: 21114 — с относительно тяжелой ШПГ; 11183–50 — с тяжелой ШПГ, но с новыми впуском и выпуском; 21116 — полностью модернизированный.

Показатели мощности и крутящего момента восьмиклапанных двигателей ВАЗ: 21114 — с относительно тяжелой ШПГ; 11183–50 — с тяжелой ШПГ, но с новыми впуском и выпуском; 21116 — полностью модернизированный.

Еще обширнее изменения в головке блока. Из-за измененной камеры сгорания она подросла в высоту на 1,2 мм — такую корректировку можно вносить без серьезной переналадки работающего в заводских цехах оборудования.

H

Используя компьютерное моделирование, подобрали оптимальное проходное сечение газовых каналов, улучшив их пропускную способность и снизив потери на впуске. Так как мощность повысили, двигатель стал более термонагруженным, поэтому пришлось включить в технологический процесс дополнительную операцию — термообработку. Кстати, ее проходят все 16-клапанные головки. Кроме того, ради более эффективного отвода тепла увеличили сечение охлаждающих каналов, но только тех, которым это действительно необходимо.

Повысили надежность газового стыка, внедрив двухслойную металлическую прокладку: она обеспечивает более высокие удельные давления и герметичность при меньшем усилии затяжки. Это позволило уменьшить диаметр болтов, стягивающих головку и блок цилиндров (с М12 на М10). Преимущества не только в снижении массы и экономии металла: чем ниже усилие затяжки, тем меньше деформируются цилиндры. Конечно, счет идет на микроны, но именно такие мелочи влияют на надежность и ресурс.

H

Так как при обрыве ремня ГРМ на двигателе ВАЗ-21116 поршни встречаются с клапанами, одной из важных задач было разработать более надежный и долговечный привод.

Подобрать ремень помог проверенный партнер — фирма «Гейтс». Серийный образец полностью удовлетворял основным техническим условиям: работать при температуре от —40 до +45 ºС и не требовать замены за весь ресурс двигателя. Да-да, его не придется менять раньше 200 тыс. км! И подтягивать тоже — об этом позаботится автоматический натяжитель.

H

Он не только освобождает от лишней операции, но и обеспечивает правильное натяжение, что влияет на ресурс в не меньшей степени, чем качество самого ремня. Если перетянуть, страдают подшипники роликов и водяного насоса. Последний, кстати, тоже модернизирован: установили более надежные подшипник и сальник, а также подняли производительность (узел от шестнадцатиклапанника, только со шкивом под узкий ремень).

От механических повреждений привод теперь защищает закрытый пластиковый кожух с герметичными уплотнениями.

Николай ГАНЮШКИН, начальник бюро проектирования двигателей:

Николай ГАНЮШКИН, начальник бюро проектирования двигателей

Модернизация восьмиклапанного двигателя для переднеприводных моделей шла два года. Основными целями поставили сокращение расхода топлива и повышение динамических показателей за счет снижения механических потерь двигателя, а попутно — уменьшение вредных вибраций и шумов. И конечно, увеличение надежности. Нормы Евро-4 требуют, чтобы двигатель сохранял первоначальные параметры по выбросам вдвое дольше — до 160 тыс. км. И почти вдвое мы подняли ресурс: со 120 тыс. до 200 тыс. км. Шатунно-поршневая группа у ВАЗ-21116, как и у шестнадцатиклапанника, покупная. В перспективе некоторые детали планируем выпускать сами, а часть будем по-прежнему закупать у иностранных партнеров из группы «Федерал Могул», которые намерены локализовать производство комплектующих в России. Мы учитываем также интересы альянса Renault-Nissan. Если объемы выпуска моторов вырастут, то разумно будет закупать дополнительное оборудование и организовывать производство деталей шатунно-поршневой группы в Тольятти.

Базой для создания сего агрегата стал двигатель 21126 и 21114. От “приоровского” двигатель взял поршни и блок цилиндров, остальное — мало чем отличается от “динозавра” 21083. Здесь объем 1.6 литра, номинально 87 лошадиных сил, а крутящий момент в районе 140 Н*м. Здесь электронная дроссельная заслонка, так как пришлось соблюсти современные мерки экологических норм. Это значит, что двигатель программно и технически “задушен”, а его реальный потенциал несколько выше номинальной мощности.

За облегчение шатунно-поршневой бралась немецкая фирма “Federal Mogul”. Главное достоинство облегчения — снижение потерь на трение, а это меньший расход топлива и лучшая динамика. Вслед за достоинствами и недостатки: уязвимость поршней к детонации, меньший ресурс из-за уменьшения веса, неспособность шатуна выдержать даже легкий гидроудар, отсутствия цековок под клапана, а это неминуемая встречал поршней и клапанов при обрыве ремня ГРМ. Порадовал реальный расход топлива с таким двигателем: в городе это 8.5 литров, а за городом 6.5 литров.

С какими проблемами сталкиваются владельцы автомобилей с двигателем 21116

  • часто возникают шумы и стуки к 150 000 км, как следствие увеличения зазора между шейкой коленвала и шатунов
  • плавающие холостые обороты из-за неисправностей датчиков электронной педали газа “Е-газ”
  • часто выходит из строя катушка, несмотря на то, что она фирмы Bosch
  • мотор часто “сопливит”, но это общая проблема всех 8-клапанных моторов переднеприводного семейства Лада
  • внезапный обрыв ремня ГРМ, а значит поршни встречаются с клапанами.

Как продлить ресурс двигателя. Проверенные методы

  • менять масло не каждые 15 000 км, как указывает автопроизводитель, а раз в 8000-10000 км
  • раз в год регулировать клапана с заменой прокладки клапанной крышки
  • воздушный фильтр менять раз в 5000 км, топливный каждые 10 000 км, свечи раз в 25 000 км
  • ремень ГРМ меняется раз в 40 000 км
  • антифриз подлежит замене раз в 3 года или 70 000 км.

Как улучшить эффективность мотора и способы тюнинга

  • Переход под механический дроссель и перепрошивка.
  • Установка специального комплекта для увеличения мощности.
  • Замена поршневой, работы по ГБЦ, впуску и выпуску.

Переход под механический дроссель и перепрошивка

Часто я слышу то, что владельцы жалуются на поздний отклик педали газа. Точнее, между нажатием на педаль и открытием дроссельной заслонки проходит слишком много времени. Это непосредственно влияет на ускорение и расход топлива. Для этого существуют готовые комплекты перехода с “Е-газ” на механический дроссель. Средняя цена такового 1000 рублей, а состоит комплект из прокладки, переходника и кронштейна под трос акселератора.

После установки механической дроссельной заслонки нужно “обучить” блок управления тому, что электронного дросселя нет. Также можно сместить отсечку к максимальным оборотам, а также установить дроссель увеличенного диаметра, но я рекомендую не более 52 мм. Не помешает установка выпускного коллектора “4-2-1” или “4-1” вместо катализатора — пропускная способность выхлопной системы улучшится.

Установка специального комплекта для увеличения мощности

  • комплект прямоточного выхлопа
  • впускной ресивер
  • распредвал с широкой фазой и разрезной шестерней
  • форсунки высокой производительности.

Такая конфигурация дает солидный прирост мощности, но прошивать ЭБУ придется, так как двигатель начинает работать в других режимах.

Замена поршневой, работы по ГБЦ, впуску и выпуску

Что нужно для капитального ремонта, по совместительству тюнинга

  • кованая поршневая группа с цековками под клапана. Она чуть больше стандартных поршней, но такая же легкая и стойкая к детонации, а еще поршням не страшна “встреча” с клапанами
  • кованные усиленные шатуны под широкий вкладыш
  • распредвал с более широкой фазой и разрезная алюминиевая шестерня
  • впускной коллектор с более широкими каналами и увеличенная дроссельная заслонка
  • вставка вместо катализатора
  • форсунки ЗМЗ 406
  • водяной насос Luzar Turbo
  • бронзовые направляющие клапанов, бронзовые седла и облегченные клапана
  • расточка каналов ГБЦ и шлифовка плоскости головки
  • установка регулятора давления топлива на 380 кПа.

Что получили по итогу: максимальная мощность 140 лошадиных сил при 6900 об/мин, крутящий момент вырос до 195 Н*м. Разгон до 100 км/ч составил 8.2 секунды. Расход топлива вырос на 1 литр, с учетом заправки только 95 бензином. Раз в год двигатель проходит капитальную чистку масляной, охлаждающей и топливной системы, а также чистку дросселя.

Предполагаемый ресурс такого мотора — порядка 250 000 км. Как будет на практике — неизвестно, так как по данным в Интернете максимальная мощность без потери ресурса — 120 л.с.



Добрый день, сегодня мы рассмотрим бензиновый двигатель Лады Приоры серии 21116 от ВАЗ объемом 1.6 литра на 8 клапанов мощностью 87 лошадиных сил с крутящий моментом 140 Ньютон на метр и узнаем ресурс, характеристики, распространенные неисправности (болячки и поломки), расход топлива, цены на новый/контрактный двс, отзывы на мотор. Кроме того, выясним, насколько практичен в ремонте/обслуживании вазовский силовой 1.6-литровый агрегат , а также, какими достоинствами и недостатками обладает мотор 8-ми клапанного семейства ВАЗ, которым оснащается популярная на постсоветском пространстве бюджетная модель Лада Приора/Lada Priora (с различным типом кузова).

21116, ваз 21116, двигатель 21116, 21116 8 клапанов, ваз 21116 8, двигатель лада приора 1.6, 21116 отзывы, приора 8 клапанов, гранта 8 клапанов, приора 1.6 21116, лада 1.6, 21116 1.6 двигатель ВАЗ, двигатель ВАЗ 21116 1.6, двигатель приоры, двигатель лада гранта, двигатель приора 1.6 литра, приора седан 1.6, 1.6 21116, двигатель лада 1.6, ваз 21116 1.6 литра, двигатель ваз, 21116 ваз, лада гранта 21116, лада приора 21116, двигатель лады приоры, двигатель ваз 1.6 21116 8 клапанов, 8 клапанов, 87 л.с, ваз приора, ваз 21116 87 л.с, 87 л.с

Силовая установка российской разработки, марки ВАЗ серии 21116 объемом 1.6 литра на 8 клапанов, была официально представлена на суд общественности лишь в 2011 году на автомобильной выставке в городе Тольятти, как новый экономичный среднеобъемник АвтоВАЗа, предназначенный сугубо для Приоры. Справочно заметим, что рассматриваемый 1.6-литровый двигатель 21116 от ВАЗ производился в одном из цехов АвтоВАЗа с 2011 по 2018 годы. Сборка данного силового агрегата была налажена таким образом, что с одного конвейера выходил аналогичный двс серии 11186, который является собратом 21116 по семейству 8-ми клапанников. Как считают многие специалисты в области моторостроения, силовая установка с заводским индексом 21116, созданная конструкторами Волжского автозавода, считается довольно простой по строению в сравнении с другими схожими по устройству двс ассортиментной гаммы АвтоВАЗа. С 2011 года двигатель серии 21116 1.6 литра с 8-ю клапанами стал базовым узлом для автомодели Лада Приора 2170 (в кузове седан) и Лада Приора 2172 (в кузове хэтчбек).

Двигатель ВАЗ 21116 8 клапанный мотор Лада Гранта

Автомобиль LADA Granta (Лада Гранта) – переднеприводная бюджетная модель Волжского автозавода. Разные модификации LADA Granta комплектуются несколькими типами бензиновых двигателей объемом 1.6 литра и мощностью 87- 106 л. с.

При этом большой популярностью среди автолюбителей пользуется двигатель 21116 Лады Гранта, поскольку он устанавливается на доступных по цене версиях. Далее мы рассмотрим двигатель Гранта 87 л.с., его плюсы и минусы.

Двигатель на Гранте: особенности

Двигатель Лада Гранта 8 клапанов

Итак, 8-ми клапанный бензиновый двигатель Гранта 21116 объемом 1,6 литров является модернизированным 1,6 литровым мотором ВАЗ 2114. Идея модернизировать двигатель ВАЗ 2114 возникла в связи с выпуском автомобиля Гранта и перехода всего модельного ряда на Евро-4.

Изначально ДВС 21116 устанавливался на Лада Приора и потом на автомобили Лада Гранта и Лада Калина. Перечень основных технических характеристик:

    ;
  • рядный 4-х цилиндровый двигатель мощностью 87л.с.;
  • объем двигателя 1596 см3;
  • наличие двух клапанов на цилиндр;
  • величина максимального крутящего момента равна 140 Нм;
  • наличие впускного коллектора с удлиненными каналами и фланцем для электронной заслонки (увеличение крутящего момента);
  • новый Н-модуль.

За счет облегчения деталей и элементов ДВС происходит снижение ресурса клапанно-поршневой группы, но при этом улучшается динамика и другие показатели. Например, увеличение мощности до 87 л.с., что на 6 л.с. больше чем у ДВС 21114.

Основные характеристики автомобиля Лада Гранд с установленным на нем двигателем ВАЗ 21116:

  • Максимальная скорость автомобиля – 167 км/час;
  • Расход топлива 8,5 л. на 100 км (при движении в городском цикле);
  • Расход топлива 5,7 л. на 100 км (при езде по трассе);

Идем далее. Если рассматривать двигатель Гранта 8 клапанов и его конструкцию, двигатель Гранты 8 клапанный имеет несколько конструктивных особенностей, отличающих его от других модификаций.

Во-первых, для конечной обработки поверхностей цилиндров используется метод платохонингования. Во-вторых, наличие масляных форсунок позволяет более интенсивно смазывать и охлаждать поршни.

Также уменьшились размеры деталей ДВС: высота блока цилиндров составляет порядка 197,1 мм; радиус кривошипа составляет порядка 37,8 мм; высота поршневых колец 1,2/1,5/2 мм и т. д.

Добавим, что основной особенностью конструкции ДВС Гранта 21116 стала облегченная шатунно-поршневая группа ШПГ. В предыдущей модели потоки выхлопных газов, сталкиваясь, создавали противодавление.

По этой причине в случае с ВАЗ 21116 конструкторами было принято решение удлинить трубы катколлектора, изменив форму цилиндрического блока и схему входа. В результате такие действия помогли снизить потери и сопротивление.

Лада Гранта 8 клапанная: основные неисправности

Гранта гнет клапана двигатель ВАЗ 21116

Даже с учетом того, что ДВС Лада Гранта 21116 конструктивно не самый сложный узел, в процессе эксплуатации все же могут возникать определенные проблемы, связанные с определенными неисправностями двигателя.

Основные неисправности и методы их устранения:

  • Возникновение стуков и шумов. Проблема в сбившихся зазорах клапанов или дефекты поршней, шатунных или коренных подшипников коленвала. Проблема устраняется выставлением зазоров ремонтом или заменой поврежденных деталей;
  • Возникновение плавающих холостых оборотов. Проблема связана со сбоем в электронной системе управления дросселем «Е-газ», а именно выходом из строя ее датчиков. Неисправность определяется тестированием системы и заменой датчиков;

Ресурс двигателей Лада Гранта 21116, обслуживание, плюсы и минусы

8 клапанный двигатель Гранта ресурс надежность обслуживание

Рассматриваемая модель мотора Лада Гранта 21116 отличается от своих предшественников достаточной надежностью и экономичностью. При учете соблюдения условий по эксплуатации и обслуживанию (временных рамок проводимого ТО), можно заметно продлить срок службы агрегата.

Особенности обслуживания двигателя ВАЗ 21116:

    проводят каждые 15 тысяч километров пробега (рекомендовано заводом изготовителем);
  • обязательная регулировка зазоров клапанов и замена прокладки клапанной крышки;
  • замена свечей зажигания, воздушного и топливного фильтров после 30 тысяч километров пробега;
  • после пробега в 90 тысяч километров меняют охлаждающую жидкость, приводные ремни, высоковольтные провода и т.д.

Расход топлива на 100км даже при езде в городском потоке (пробки, светофоры) обычно не превышает 10 литров. Кстати, применение, рекомендуемого производителем топлива АИ-95 может снизить расход топлива еще больше.

Тюнинг двигателя Лада Веста
Рекомендуем также прочитать статью о том, как делается тюнинг двигателя Лада Веста. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах тюнинга мотора Lada Vesta, как повысить мощность и форсировать указанный ДВС.

Еще можно отметить нормальный запуск двигателя в мороз даже после длительного простоя автомобиля. Также плюсом является снижение шума (минимальная вибрация) и увеличение крутящего момента ДВС.

Из недостатков выделяют только обрыв ремня ГРМ двигателя, который приводит к загибанию клапанов (как следствие, дорогостоящий ремонт). Также в некоторых случаях отмечена хрупкость поршней (при столкновении с клапанами иногда разбиваются и требуют замены намного раньше отведенного им срока);

Что в итоге

Как видно, с модернизированным 8-и клапанным двигателем Лада Гранта не только сократился расход топлива, но и повысились динамические показатели, так как имеет место снижение механических потерь. Также плюсом стало уменьшение вибраций и шумов, повысился комфорт.

Двигатель Лада Икс Рей Lada X ray обзор характеристики
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие особенности, а также преимущества и недостатки имеет двигатель Лада Икс Рей. Из этой статьи вы узнаете, какой двигатель стоит на Lada X-Ray, а также какие плюсы и минусы имеет указанный силовой агрегат.

Читайте также: