Замена ремня грм на паджеро 3 gdi

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Замена ремня ГРМ Mitsubishi Lancer 4G18 1.6

5. Приспособление для стопора шкива на коленвале(Изготавливается самостоятельно. Нужен кусок квадратной трубы(её заменитель) и два керна или калёные прутки диаметром 6мм. Высверливаем в трубе(её заменителе) два сквозных отверстия по 6мм, расстояние между центрами отверстий 58мм)

6. Второй домкрат (Волговский, Газелевский, любой другой не помню точно как называется типа винтовой) (можно и без этого)

Приступаем к разборке.

Ставим машину на ручник. Рычаг КПП в нейтральное положение. Поддомкрачиваем и снимаем правое переднее колесо для удобства работы.

image002.jpg ( 16.67 килобайт ) Кол-во скачиваний: 5085

Снизу снимаем пластиковую и стальную (у кого она есть) защиту двигателя. Снимаем боковую пласмассовую защиту двигателя прикрепленную к внутренней части колесной арки тремя (у дорестайл 2 болта) болтами на 13 и к подкрылку двумя пистонами.

image004.jpg ( 15.33 килобайт ) Кол-во скачиваний: 4821 image006.jpg ( 19.82 килобайт ) Кол-во скачиваний: 4678

Дальше начинем разборку под капотом. Откручиваем четыре болта на 10 верхней половины пластмассового кожуха ремня ГРМ и снимаем его.

image008.jpg ( 25.03 килобайт ) Кол-во скачиваний: 4786

Выкручиваем два болта на 10, держащих бачок ГУРа, и отгибаем бачок с шлангами по напрвлению к двигателю.

image010.jpg ( 20.04 килобайт ) Кол-во скачиваний: 4743

Снимаем разъем с переходника датчика коленвала, находящегося в нижней половине кожуха ремня ГРМ (похоже это для рестайла). Прежде, чем открутить опору двигателя, поперек ямы под масляным поддоном двигателя надо положить доску, на доску установить Волговский, Газелевский (любой винтовой) домкрат с небольшой дощечкой и зафиксировать на нём двигатель, немного подняв домкрат. (родной домкрат ромб)

image012.jpg ( 21.61 килобайт ) Кол-во скачиваний: 421

Теперь можно открутить опору двигателя. К лонжерону опора крепится болтом на 17 и гайкой на 18, к двигателю опора прикручена болтом на 15 и двумя гайками на 15.

image014.jpg ( 17.73 килобайт ) Кол-во скачиваний: 335

Снимаем опору. Откручиваем три болта на 12, держащих трубку ГУРа. Ослабляем натяжку ремня ГУР(кондиционера).

image016.jpg ( 26.71 килобайт ) Кол-во скачиваний: 488

Ослабляем и выкручиваем болт натяжки ремня генератора.

image018.jpg ( 20.78 килобайт ) Кол-во скачиваний: 430

Откручиваем два болта на 16 и снимаем кронштейн крепления генератора.

image020.jpg ( 18.67 килобайт ) Кол-во скачиваний: 442

Снимаем ремень ГУРа(кондиционера) и генератора.

Откручиваем три болта на 16, держащих скобу, к которой крепится верхняя опора двигателя, максимально отодвигаем к лонжерону.

Теперь регулируя домкратом положение двигателя выкручиваем и вытаскиваем все болты из кронштейна опоры и снимаем его. Можно не бояться работать домкратом поднимая двигатель вверх или опуская вниз. Ничего страшного не случится.

Теперь очередь дошла до снятия шкива ГУРа(кондиционера) и генератора, находящегося на коленвале.

Нужен вороток с головой на 22 (был болт забитый купил головку на 23), выставляем примерно как на фото и дергаем стартер. Главное чтобы вороток был нужной длинны и при ударе попал под рычаг подвески.

image022.jpg ( 25.28 килобайт ) Кол-во скачиваний: 596 image024.jpg ( 13.74 килобайт ) Кол-во скачиваний: 453

шаг 11
шаг 4
шаг 3
шаг 10
шаг 1
шаг 6
шаг 2
шаг 5
шаг 7
шаг 8
шаг 9

Тюнинг двигателя Mitsubishi 4G93

4G93 MIVEC

Довольно разумным способом увеличения мощности двигателя 4G93 1.8, это дать ему MIVEC. Для этого нам потребуется мивековская ГБЦ 4G92 с прокладкой и впускным коллектором, поршни от 92-го, шатуны стандартные, ремень ГРМ от 4G64, форсунки от Lancer GSR производительностью 390 cc, ECU от 4G92. Все это позволит существенно поднять мощность (180-190 л.с.) и сильно увеличить максимальные обороты. Для еще большей раскачки мотора нужно портировать головку, совмещать каналы, ставить широкие валы (вариантов полно), холодный впуск, заслонку от 63 мм, ресивер Skunk2, строить выпуск на 63-ей трубе с коллектором 4-2-1, настраивать и крутить пока не развалится. Такие конфиги дают хорошо за 200 сил, но и ездят не долго.

Турбина на 4G93

РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 4-

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Замена ремня грм 4g93 gdi

Менять рекомендуется раз в 60 — 90 тысяч пробега.

Процедура простая, но занимает около 2 чвасов.

Плиту скидываем, снимаем крышку грм, затем отпускаем гену(кронштейн натяжки) и гур(там ролик натяжной), снимаешь ремни гура и гены. Поддомкрачиваем машину, скидываем колесо, затем боковую пластиковую защиту откручиваем, потом нижнюю часть защиты грм и кронштейн(пластинку гура). Подводим по меткам, откручиваем шкив. Потом откручиваем и снимаем подушку. Берем 2 домкрат, поддомкрачиваем двигатель со стороны снятого колеса. Вытаскиваем болт, прикручивающий пластинку гура. Откручиваем ролик обводной, потом натяжной(в месте с кронштейном), снимаем их. Откручиваем гидронатяжитель. Гидронатяжитель сжимаем тисками, вставляем в отверстие проволку стальную тонкую, чтоб зафиксировать. Ролик натяжной запоминаем как стоял, откручиваем, ставим новый точно так же, как стоял старый, затягиваем. Ставим гидронатяжитель на один болт, наживляем. Ставим натяж. ролик с кронштейном, прикручиваем. Ставим обводной. Ставим по меткам шестерни грм и коленвала. Ремень ставим по надписям — чтоб читалось правильно. Сначала нарягиваем ремень на шестерню, что спереди, прикрепляем к шестерне зажимом для бумаги, чтоб не ослабилось. надеваем ремень на вторую, и на ролик натяжной. Когда все выставили, ставим второй болт в гидронатяжитель и вынимаем проволоку, фиксирующую натяжитель. Все! ставим все в обратном порядке. Готово!

Модернизация

Способов проведения тюнинга 4g93 известно несколько. Безусловно, делается это по единственной причине — увеличить технические возможности мотора. Однако при неграмотном вмешательстве можно получить обратный эффект — преждевременный капремонт или уменьшение моторесурса. По этой причине к модернизации или чип-тюнингу надо подходить с умением и осторожностью.

Комплект для чиповки

Варианты чип-тюнинга

Интересный факт. В 2003 году в Стране Восходящего Солнца было выпущено небольшое пособие. Авторы из тюнинг-ателье «Джи Пи» предлагали новый модернизированный двигатель 4g93. Были проведены два изменения на карбюраторной системе питания и четыре на инжекторной.

Замена деталей от других моторов Мицубиси (4g64)

Метод под названием MIVEC подразумевал установку новой ГБЦ, а также комплекта прокладок и ремня ГРМ от 4g64, и форсунок от Лансера девятого поколения. Нужен также другой коллектор впуска. В итоге такого чип-тюнинга мощность агрегата вырастает до 200 л.с.

Правда, замена ГБЦ дело очень тонкое и кропотливое, занимает много времени, а корректировка должна проводиться с ювелирной точностью. В противном случае, можно оказать двигателю медвежью услугу.

Дополнительно подразумевается в этом случае замена дроссельной заслонки и ресивера. Кроме того, если нужна прибавка ещё 50-60 лошадей, то можно установить другую систему выпуска. Однако как бы там ни было, любой вариант модернизации приведёт к раннему сроку капремонта.

Установка турбины

На 4g93 ставится турбина другого типа — модернизированная. Желательно, чтобы производитель детали занимался выпуском именно тюнингованных запчастей конкретно для Мицубиси. Это позволит увеличить технические возможности силового агрегата, хотя стоимость переделки вынудит сильно задуматься перед её проведением.

Установка турбины подразумевает замену ряда элементов, а это грозит началом серьёзных затрат. Вот что именно нужно будет докупить:

Установка турбины на 4g93

В большинстве случаев такие большие затраты себя не оправдывают. Зачем, спрашивается, тратить столько денег, чтобы прибавить несколько лошадиных сил к двигателю своего авто. По этой причине многие и отказываются от такого варианта чиповки.

Резюме по тюнингу двигателя

Проводить чип-тюнинг или нет? Ответ на этот вопрос зависит от индивидуальных предпочтений конкретного водителя. Но, если обоснованных причин для проведения модернизации нет, делать это вряд ли стоит.

Например, путём немалых затрат удастся повысить мощность двигателя на 50-60 л.с. При этом придётся затратить немало средств на покупку комплекта для тюнинга или заплатить сервису. Кроме того, ресурс двигателя реально снизится, и следующий капремонт надо будет проводить уже в скором времени. Вот и получается, что модернизация двигателя, это работа на любителя, а вовсе не обязательная процедура.

Выбор комплектующих

Кроме запчастей, выпущенных под маркой Mitsubishi, специалисты рекомендуют к использованию продукцию таких брендов.

Кроме зубчатого ремня и роликов специалисты рекомендуют менять гидронатяжитель. Помните, что в случае возникновения сложностей с газораспределительным механизмом, двигатель Мицубиси Галант получает серьёзные повреждения. Не стоит экономить, приобретая запасные части сомнительного качества.

Обслуживание следует доверять только специалистам сервисных центров с проверенной репутацией, а лучше, даже когда поблизости есть хороший автосервис с приемлемыми ценами, предпочесть производить замену компонентов ГРМ на Мицубиси Галант своими руками. Самостоятельно выполненная работа позволит:

Тем не менее, браться за дело имеет смысл лишь при условии, что вы располагаете определёнными техническими навыками!

Описание двигателя

4g93 на протяжении двух десятилетий радовал владельцев автомобилей. Первые серии оснащались одним распредвалом в ГБЦ. Система питания была карбюраторная, но позже, она была заменена на более передовые MPi (распределённый впрыск) и GDI (непосредственный впрыск горючего). Последняя система стала настолько популярной, что сегодня ставится практически на каждый второй автомобиль.

Схема функционирования GDI

Двигатели постепенно модернизировали. Появился турбонаддув, позволяющий разгонять машину до 215 л.с. Новый чугунный блок с 1-вальными или 2-вальными головками SOHC и DOHC — уже стали своеобразной фишкой компании Mitsubishi. Современные моторы этого типа комплектуются ременным приводом ГРМ. Кроме того, предусмотрены гидрокомпенсаторы, дающие возможность не проводить регулярную настройку клапанов.

Технические характеристики мотора

Процесс замены

Поскольку в момент проведения замены ГРМ Mitsubishi Galant полностью открывается доступ к насосу системы охлаждения, целесообразно произвести замену и этой детали. Вероятность того что в ближайшее время помпа потечёт или застучит, приближается к 100%. Чтобы добраться до неё, придётся выполнять уже проделанную ранее работу повторно.

Инструменты

Вне зависимости от модификации Мицубиси Галант, для достижения желаемых результатов вам потребуется комплект необходимых запасных частей и хороший набор слесарного инструмента, в который обязательно должны входить ключи:

Необходимость в устройстве с каталожным номером MD998738, которое специалисты Мицубиси рекомендуют использовать для сжимания штока натяжителя, неочевидна. С этой задачей вполне справляются обычные тиски. Но если вам хочется обзавестись такой штуковиной, достаточно просто приобрести в магазине кусок шпильки М8 длиной сантиметров 20, и на одном из его концов законтрить две гайки. Можно обойтись и без вильчатого держателя MB991367, который производитель предлагает использовать для фиксации коленвала при снятии шкива.

Замена ремня ГРМ на Мицубиси Галант с мотором 1.8 4G93 GDi 16V

Удобнее всего производить работы на подъёмнике. В случае его отсутствия можно ограничиться хорошим домкратом и регулируемой опорой, хотя это и затруднит выполнение ряда операций. Последовательность действий следующая.

После этого возвращаем на место все снятые ранее детали. Центральный болт шкива предварительно смазываем анаэробным фиксатором резьбы и затягиваем моментом 128 Нм.

Это важно! Прежде чем запускать двигатель, осторожно проверните коленчатый вал на несколько оборотов гаечным ключом и убедитесь в том, что нигде ничего не заедает!

Метки ГРМ на Мицубиси Галант с мотором 1.8 4G93 GDi 16V

Схематически расположение установочных меток газораспределительного механизма на моторах данной модификации выглядит следующим образом.

Но не всё так просто. С шестернями распределительных валов всё ясно: маркеры на зубьях шестерён и прорези в кожухе. А вот маркер коленвала находится не на звёздочке, а на расположенной за ней шайбе! Чтобы рассмотреть его, рекомендуется воспользоваться зеркалом.

Система газораспределения на моторах GDI

Соединение коленвала и распредвала осуществляется на моторах GDI при помощи зубчатого ремня газораспределения (ГРМ). Срок службы ремня 100 тыс.км. При обрыве ремня неизбежно происходит разрушение двигателя. Поршень ударяет по клапанам, загибая их или отламывая. При смене ремня необходимо менять и сальники, обводные ролики и гидронатяжитель. Ремень ГРМ устанавливается строго по меткам, балансирные валы ориентируются по контрольным отверстиям.

Очень важно правильно затянуть шкив приводных ремней. Иначе, впоследствии он открутится и разрушит коленвал, шестерню и маркерный диск. Примеры установочных меток разных двигателей.

Метки совмещаются на распредвалах, коленвале и балансировочных валах. Следующие 4 фото-метки мотора 6G-74GDI и расположение гидронатяжителя.

Установочные метки распредвала мотора 4G-93GDI, рядом фото установка ремня с проскоком одного зуба на выпускном распредвале. Далее метка шкива коленвала.

Следующие примеры на фотографиях обрыва ремня мотора 4G-93GDI, далее разрушение толкателей клапанов в головке блока мотора 6G-74 GDI, разрыв контакта датчика оборотов распредвала при вибрации маркерного диска из-за недокрученного шкива коленвала. Износ верхней части щели датчика коленвала. Износ лобовины мотора 4G-15GDI маркерным диском из-за незафиксированного шкива коленвала. Износ шестерни коленвала, опорной шайбы и болта крепления шкива двигателя 4G-15GDI.

Трещины на ремне ГРМ необходимо проверять при диагностике обязательно. Также изменение цвета ремня и наличие масла. На фото примеры ремня ГРМ с трещинами, загрязнение маслом шестерни коленвала и маркерной пластины. На диагностике при проверке правильности установок меток нужно следить за синхронностью вращения коленвала и распредвалов. Если распредвал вращается с запозданием, даже мизерным – следовательно, есть люфт в шестерне коленвала, или возможно, разбит шпоночный паз, или есть дефекты с натяжением ремня ГРМ или деталей его составляющих.

Правильность установки ГРМ можно увидеть и не разбирая. Нужно снять осциллограмму синхронизации с датчиков коленвала и распредвала и сравнить с эталоном для мотора. При отклонениях можно судить о нарушениях установке меток ремня.

Ниже примеры замера синхронизации датчиков, замасляный ремень, и куски балансирного ремня. При замене обязательно меняются все составляющие ремня ГРМ. Обязательно сальники, ролики и гидронатяжитель. При неисправности гидронатяжителя неизбежно возникнет обрыв ремня ГРМ.

При сборке после деформации, если шестерня и маркерный диск не разрушены – фиксирующие штифты можно изготовить самостоятельно из чеки гидронатяжителя. Ножовкой отрезают гвоздики необходимого размера. На моторе 4G-93GDI на автомобилях IO при разборке нижней пластиковой крышки нужно обязательно демонтировать железную станину в средней части – иначе крышка при съеме деформируется. Внутри крышки проходят контакты датчика коленвала.

Про натяжение ГРМ

Модераторы: mek, indy

Про натяжение ГРМ

ооо как! спасибо я запомню! а я не менял балансир.. надо бы уже, и ролики..

Вот ссылка как я вылечил не правильно натянутый ролик ГРМ! Nurlaha если на холодном двиге кронштейн ролика болтается то он не в ту сторону натянут ( кстате по фото видно что ролик поднят вверх а не вниз).

Замена ремня грм на паджеро 3 gdi

Товарищи, меняю комплект - Ремень ГРМ, 2 ролика(натяжной и обводной), помпа.

Собственно вопрос №1: Кто менял/не менял гидронатяжитель при этой операции? Сколько раз сталкивался на разных машинах, начиная от Лады и заканчивая Тойотами, при разборке ролики уже не очень свежие а натяжитель в прекрасном состоянии, частенько, поэтому задался вопросом, менял не себе поэтому всегда покорно ставил новый. Не хочется выкидывать лишние деньги.

и вопрос №2: Цена за оригинальную помпу весьма неадекватна, поэтому буду ставить неоригинал, кто что ставит/ставил(желательно с номерами деталей)? Советы, "Ставь оригинал и не думай, сохрани себе и другим жизнь" прошу не озвучивать.

Taz писал(а): Товарищи, меняю комплект - Ремень ГРМ, 2 ролика(натяжной и обводной), помпа.

Собственно вопрос №1: Кто менял/не менял гидронатяжитель при этой операции? Сколько раз сталкивался на разных машинах, начиная от Лады и заканчивая Тойотами, при разборке ролики уже не очень свежие а натяжитель в прекрасном состоянии, частенько, поэтому задался вопросом, менял не себе поэтому всегда покорно ставил новый. Не хочется выкидывать лишние деньги.

и вопрос №2: Цена за оригинальную помпу весьма неадекватна, поэтому буду ставить неоригинал, кто что ставит/ставил(желательно с номерами деталей)? Советы, "Ставь оригинал и не думай, сохрани себе и другим жизнь" прошу не озвучивать.

Если позволите, еще несколько уточняющих вопросов. По ТО-90.
Верно ли я понимаю, что если не экономить на комплектующих, то при подготовке к этому ТО имеет смысл приобрести:
по линии "замена ремня ГРМ":
1) Сам ремень,
2) гидронатяжитель, ролик.
3) Сальники распредвала и коленвала
4) Помпу (картридж помпы)
5) Приводной ремень + два ролика к нему?

Верно ли я услышал, что по пунктам 1,2,3,5 - предподчительны "нативные" запчасти, а катридж помпы - предпочителен "не родной", рекомендованного выше производителя?

Еще доп. вопрос:
По линии замена масла (со снятием картера) в АКПП:
9 (?) литров масла МИЦУ и фильтр в коробку (сетка).

Ну по ТО-45 и ТО-90 - "замена масла в раздатке и дифференциалах" - допустимо и туда и туда залить одно и то же масло "Mobil Mobillube1 SCH SAE 75w90", имеющее допуск как по GL-4, так и по GL-5 ?

По подвеске. втулки стабилизатора перед-зад менять "по показаниям" или все же "автоматом" раз в 30 тыщ ?

По пунктам замены комплекта ГРМ, все верно. По п.5 - Приводной ремень и ролики для него не относятся к ГРМ, меняется по состоянию.
П.С. Лично я предпочитаю менять сальники через раз, моя практика показывает что в среднем, если они с завода и соотв. качественные, хватает именно на столько. Никого не принуждаю, только лично мое мнение, основанное на опыте разных автомобилей, НО всегда есть "частный случай".

Запчасти всегда предпочтительны родные, рекомендации даны в случае если объект хочет сэкономить, на свой страх и риск, просто скорее всего названный выше производитель, показал себя довольно неплохо у рекомендателя.

Доп. вопрос не понятен. Что написано то и меняйте, есть лишние деньги - меняйте что хочется на новое.

По замене масла в раздатке и дифференциалах, опять-таки личное мнение, если масло GL-4/GL-5 то почему нет? У меня 40т. пробега на таком и никаких проблем, кроме подтекания масла из раздатки , но это уже совсем другая история, это было давно и никто из сервисмэнов и по сей день не может сказать наверняка из-за чего это у меня.

Последний вопрос также не понятен, у Вас что-то стучит? Нет? Тогда и не лезьте.

Единственное что мне не совсем понятно, зачем менять болт шкива колена? Что с ним может случится при пробеге до 200 тысяч. Я знаю, бывает такое явление когда болт "вытягивает", появляется дисбаланс со всеми последствиями, но это случается только при больших пробегах, выше означенной цифры.

Всем спасибо за советы!

"начиталсо форумов". Это про болт шкива. ))

Мой пробег реален, правда ща уже 95200, при производстве работ будет 96. машинку с нуля кошмарю. ))
Но жизнь приучила делать все по принципу "нет ничего более постоянного, чем временное". в планах то ли тупо купить тоже, но 2015 г.в., то ли эту уже нормально доработать на 33" лапти и др. до декабря есть время решить.

Согласен - факт обрыва ремня не случилсо. После демонтажа стукнули по нему (гидронятяжителю), он и расклинил.

Хуже другое. Основной глюк автомобиля, появившийся на пробеге порядка 82-84 т. км, - сначала стала загораться "елка", то есть начинает мигать желтенький огонек межосевого, затем выскикивают АСБ и "скользкая дорога". Через раз - чуть позже загорается чек енжин. Чуть позже, к пробегу 90. при прогреве, двигатель - вибрирует (как бе троит).
Комп показывает "пропуск вспышки во втором горшке".
Но все это полностью исчезает на горячую. Буквально - заглушил, завел и все нормуль.
Машина оборудована ГБО. У газовщиков тоже был. (Правда на горячую). Все работает как часы.
Свечи менялись при пробеге в 79 т.км (на родные).

На кофейной гуще гадать не предлагаю, но что мне даст визит к "официалам"?
(По состоянию на сегодня я в Полоцке РБ, то есть ближайшие официалы - это Витебск либо Минск), но в общем не принципиально, т.к. ездить (пока) глюк не мешает.
Что, с помощью официальной диагностики получится узнать - какую более точную информацию кроме "пропуск вспышки во втором горшке" ?
Напомню, газовое оборудование может включиться строго по достижении определенной температуры в системе охлаждения. у него датчик температуры редуктора (кажется 50 или 55 градусов).
Имеет кнопку "работы сторого на бензине".
Так что все "травмирующие мозг" события происходят на стадии прогрева мотора на бензине.
Если б то были жугули, то я подумал бы, что либо датчик температуры умер, либо расходомер воздуха врет. (например).
Но нормальная и стабильная работа мотора на "горячую" очень смущает по версии насчет расходомера.
Был бы подсос воздуха в системе - комп бы показал на сильное обеднение смеси, а этого не происходит (на горячую).
Так что если ехать к официалам - как ставить вопрос к их компьютеру?
Методом "научного тыка" по логической линии катушка зажигания-свеча-прокладка впускного коллектора-датчики температуры-расходомер-форсунка и далее, путем пошаговой замены систем, прокладки впускного (кстати, при замене свечей тоже менялась на родную). так вот, таким методом разумеется дешевле у неофициалов чинитцо.

Razgulov1977 писал(а): Согласен - факт обрыва ремня не случилсо. После демонтажа стукнули по нему (гидронятяжителю), он и расклинил.

Хуже другое. Основной глюк автомобиля, появившийся на пробеге порядка 82-84 т. км, - сначала стала загораться "елка", то есть начинает мигать желтенький огонек межосевого, затем выскикивают АСБ и "скользкая дорога". Через раз - чуть позже загорается чек енжин. Чуть позже, к пробегу 90. при прогреве, двигатель - вибрирует (как бе троит).
Комп показывает "пропуск вспышки во втором горшке".
Но все это полностью исчезает на горячую. Буквально - заглушил, завел и все нормуль.
Машина оборудована ГБО. У газовщиков тоже был. (Правда на горячую). Все работает как часы.
Свечи менялись при пробеге в 79 т.км (на родные).

На кофейной гуще гадать не предлагаю, но что мне даст визит к "официалам"?
(По состоянию на сегодня я в Полоцке РБ, то есть ближайшие официалы - это Витебск либо Минск), но в общем не принципиально, т.к. ездить (пока) глюк не мешает.
Что, с помощью официальной диагностики получится узнать - какую более точную информацию кроме "пропуск вспышки во втором горшке" ?
Напомню, газовое оборудование может включиться строго по достижении определенной температуры в системе охлаждения. у него датчик температуры редуктора (кажется 50 или 55 градусов).
Имеет кнопку "работы сторого на бензине".
Так что все "травмирующие мозг" события происходят на стадии прогрева мотора на бензине.
Если б то были жугули, то я подумал бы, что либо датчик температуры умер, либо расходомер воздуха врет. (например).
Но нормальная и стабильная работа мотора на "горячую" очень смущает по версии насчет расходомера.
Был бы подсос воздуха в системе - комп бы показал на сильное обеднение смеси, а этого не происходит (на горячую).
Так что если ехать к официалам - как ставить вопрос к их компьютеру?
Методом "научного тыка" по логической линии катушка зажигания-свеча-прокладка впускного коллектора-датчики температуры-расходомер-форсунка и далее, путем пошаговой замены систем, прокладки впускного (кстати, при замене свечей тоже менялась на родную). так вот, таким методом разумеется дешевле у неофициалов чинитцо.

Замена грм 6g72 24 клапана

Всем заглянувшим ПРИВЕТ! и бабла побольше! Сегодня расскажу, как я меняю ГРМ на наших движках. Сразу давайте договоримся, что Право, это если смотреть на машину спереди, а не так, как принято — по ходу движения. Так проще к фотографиям привязывать комментарии)))

Про разборку ничего писать не буду, Если вы решились на самостоятельную замену ГРМ, то вы представляете как снять радиаторы, лобовину движка и кронштейн кондея)

Итак, все разобрали выкинули старый грм, ролики, поменяли помпу и натяжитель грм, Прикрутили на место направляющий ролик (который справа) и готовы к установке ремня и выставлению меток…

Имейте ввиду, что на наших движках гнет клапана, и при неудачной попытке провернуть вручную КВ или РВ у Вас есть шанс их погнуть. Так что без фанатИзьму… Сначала выставляем метку на КВ. Метка стоит точкой на зуме шестерни и выемкой на прастине датчика КВ, вторая, с которой надо совместить певую, отлита на корпусе маслянного насоса в виде штриха


Сейчас самое главное, чтоб наши клапана не встретились с поршнями повернуть колено обратно( против часовой на 3-5 зубьев, чтоб поршни ушли из верхних положений. Выставляем метки правого и левого РВ ставляем. Сначала правый, потом левый Метка на звезде штрих у зуба, метка на корпусе вырез в клапанной крышке (кстати если у вас по каким-либо причинам крышки сняты, как у меня, то их надо закрепить хотя-бы двумя болтами по диагонали)

Двигатель 6g72 является одним из популярных моторов Mitsubishi. Он устанавливается на таких моделях автомобилей как Mitsubishi Pajero , Mitsubishi Eclipse и Hyundai Sonata. В данной стате рассмотрена процедура замены ГРМ на данном моторе.

Регламент обслуживания 6G72 3л141 225 л. с.

Помимо замены ремня после 90000 км пробега и масла с масляным фильтром каждые 10000 км, двигатель 6G72 необходимо обслуживать в следующем порядке:

  • ревизия, прочистка по мере необходимости топливной системы и вентиляции картера после 30000 пробега;
  • подзарядка аккумулятора осенью и замена через 3 – 4 года;
  • установка новых топливных фильтров после 40000 км и воздушных картриджей вдвое чаще;
  • смена охлаждающей жидкости на рубеже 30000 пробега и осмотр шлангов, соединений;
  • свечей зажигания обычно хватает на 30000 км, после чего их нужно менять;
  • кислородные датчики подлежат замене каждые 100000 пробега;
  • выпускной коллектор прогорает каждые 2 года.



Промывка движка

Подробное устройство ДВС приводится в инструкции по эксплуатации вместе со сроками замены расходников.

Замена ремня ГРМ

Рассмотрим, как происходит замена ГРМ на 6g72:

  • При продольной.
  • И поперечной установке двигателя.

Для работы используются специальные инструменты, в том числе:

  1. Вилка-держатель.
  2. Динамометрический ключ.
  3. Круглогубцы с загнутыми концами.

Процедура при продольной установке двигателя

Алгоритм действий, по снятию элемента ГРМ, продольно установленного мотора SOHS 6g72 на Pajero следующий:

  • снимается верхний шланг радиатора;
  • затем, кожух вентиляционной системы охлаждения;
  • далее, вентилятор в сборе;
  • приводной элемент насоса гидравлического усилителя рулевого управления;
  • ремень привода компрессора кондиционера;
  • далее, ремень привода генератора и вентилятора охлаждающей системы;
  • после чего демонтируется шкив вентилятора системы охлаждения;
  • гидравлический насос рулевого управления;
  • шкив вентилятора охлаждающей системы;
  • насос гидроусилителя руля;
  • кронштейн гидравлики рулевого управления;
  • установочный кронштейн вышеуказанного узла;
  • кронштейн натяжителя;
  • компрессор кондиционера и его кронштейн в сборе;
  • снимается кронштейн вентилятора охлаждения в сборе;
  • передняя верхняя крышка ремня ГРМ, расположенная справа;
  • затем, верхняя крышка ремня ГРМ, которая находится слева;
  • после чего, демонтируется нижняя крышка ремня ГРМ;
  • и только после этого, шкив коленвала;
  • теперь можно отсоединить направляющую пластину и элемент привода ГРМ.

Особенности конструкции

4d56
В отличие от предыдущих рядных семейств производителя Mitsubishi двигатель 6G72 имеет V-образную конструкцию:

  • цилиндры развалены под углом 60 градусов;
  • навесное оборудование сосредоточено в левой по ходу движения, передней его части;
  • объемы камер сгорания внутри отдельных модификаций не изменяются – 3 л;
  • из алюминиевого сплава выполнены корпус помпы и головки ГБЦ;
  • из чугуна отлиты блок цилиндров и выпускной коллектор;
  • коленвал стальной кованый, опирается на 4 подшипника с объединенными в единую постель крышками;
  • поршни алюминиевые с графитным покрытием зеркала, кольца маслосъемные и компрессионные изготовлены из чугуна;
  • тепловой зазор клапанов регулируется гидрокомпенсаторами;
  • литой распредвал модификаций SOHC вращается в 4 подшипниках, версий DOHC в 5 подшипниках;
  • крышки подшипников моторов с 12 клапанами объединены в общую постель;
  • распредвал 24 клапанных версий уложен внутри картерного туннеля;
  • привод механизма ГРМ ременный с зубчатыми элементами, автоматическим натяжителем;
  • коромысла кулачков распредвала алюминиевые.



Топливная рампа



Распредвалы

Перечень модификаций ДВС

Поскольку для разных типов автомобилей использовался двигатель 6G72 с некоторыми изменениями конструкции, но с сохранением маркировки и общей схемы, условно модифкациями силового привода можно считать:

  • 12 клапанов, управляемых одним распредвалом по схеме SOHC;
  • 24 клапана, управляемые одним распредвалом по схеме SOHC;
  • 24 клапана, управляемые двумя распредвалами по схеме DOHC;
  • 24 клапана, схема DOHC, плюс прямой впрыск GDI;
  • 24 клапана, схема DOHC, плюс дополнительное навесное для впускного тракта – турбонагнетатель.



Мотор 6G72 SOHC V6

Это позволяет варьировать мощность в пределах 141 – 225 л. с. в обычных условиях, 215 – 240 л. с. при прямом впрыскивании топлива, либо 280 – 324 л. с. в турбированной версии. Крутящий момент атмосферных модификаций при этом равен 232 – 304 Нм, а у турбированного движка 415 – 427 Нм.

Двухвальная система DOHC применялась только с 1990 года, но 24 клапанные головки ГБЦ появились раньше, часть из них использовалась с прямым впрыском GDI, позволяя увеличить до 11 единиц степень сжатия.



Мотор 6G72 DOHC V24

Под турбонагнетатель MHI TD04-09B устанавливалось сразу два интеркуллера, так как один охладитель не справлялся с объемам воздуха для 6 цилиндров. В этих моторах под степень сжатия 8 единиц использовались другие поршни, датчики, масляные радиаторы и форсунки. Изменилась геометрия портов, распредвалов и впускного коллектора.

Надежность, проблемы и ремонт двигателя Митсубиси 6G72 3.0 л.



Семейство шестицилиндровых двигателей Mitsubishi 6G7 было представлено в 1986 году и состояло из двухлитрового 6G71 и более крупного 6G72, рабочим объемом 3 литра. Позже к ним добавились 6G73, 6G74 и 6G75, рабочим объемом 2.5 л, 3.5 л и 3.8 литра соответственно. Но вернемся к нашему трехлитровому 6G72. Блок цилиндров данного двигателя V-образный чугунный с углом развала в 60 градусов. ГБЦ 6G72 алюминиевые, по одному распределительному валу на каждую и 12 клапанами (SOHC 12V). Данные головки оснащены гидрокомпенсаторами и регулировки зазоров клапанов не требуют. Подобные моторы ставились на такие автомобили, как Dodge Caravan, Dodge Dynasty, Dodge Daytona, Chrysler LeBaron, Chrysler TC by Maserati, Mitsubishi Pajero 1/2 и прочие автомобили. В дальнейшем были установлены 24 клапанные головки блока цилиндров с одним распредвалом (SOHC 24V), что позволило увеличить мощность до 185 л.с. Такие движки устанавливались на Mitsubishi Pajero Sport/Challenger, L200, Delica и Diamante (200 л.с.). С 1990 года началась установка двухвальных 24 клапанных ГБЦ (DOHC 24V), это позволило увеличить отдачу до 200-222 л.с. Моторы с такими головками ставились на Mitsubishi Debonair, Eclipse, GTO/3000GT, Dodge Stratus, Stealth R/T и прочие. Кроме того, часть 24-клапанных ГБЦ шла с непосредственным впрыском топлива GDI, степень сжатия на таких моторах повышена до 11, а мощность до 240 л.с.

Параллельно с атмосферными версиями выпускалась и версия 6G72TT с двумя турбонагнетателями MHI TD04-09B и двумя интеркулерами. Такие двигатели отличались от обычных 6G72 другим впуском, выпускными распредвалами, портами, поршнями под степень сжатия 8, масляными форсунками, масляным радиатором, поддоном, датчиками. Шатуны на 6G72 не отличаются, форсунки 360 cc. Существуют версии 1G и 2G, вторая более современная и немного усилена. Сток давление 6G72TT — 0.5 бар, мощность — 280 л.с. при 6000 об/мин. Европейские модели комплектовались турбокомпрессорами TD04-13G, давление наддува — 0.5 бар, мощность 286 л.с. Самые быстрые версии Mitsubishi GTO/3000GT VR-4 и Dodge Stealth R/T twin-turbo имели мощность 324 л.с, давление наддува составляло 0.8 бар.В газораспределительном механизме используется ремень, замена ремня ГРМ 6G72, а также ролика и помпы, проводится каждые 90 тыс. км. В случае разрыва ремня, 6G72 гнет клапана.

Производство 6G72 продолжалось на протяжении 22-х лет, после чего двигатель был заменен на более крупный 6G75.

Проблемы и недостатки двигателей Митсубиси 6G72 3.0 л.

1. Высокий расход масла. Учитывая возраст двигателя, скорей всего проблема в маслосъемных кольцах и колпачках. Нужно проверять, покупать новые кольца и колпачки и проводить ремонт. 2. Стук двигателя. Зачастую проблема связана с гидрокомпенсаторами. Купите новые гидрокомпенсаторы, снимайте клапанную крышку и меняйте. Иногда проблемы стука 6G72 вызвана проворотом шатунных вкладышей. В данном случае велика вероятно попасть на капремонт двигателя. Проверяйте и следите за уровнем масла. 3. Плавают обороты ХХ. Проверяйте регулятор холостого хода, чаще всего проблема в нем. После чего осмотрите состояние дроссельной заслонки, возможно нужна чистка.

Кроме того, раз в 100 тыс км нужно проводить замену свечей на 6G72. Эта процедура затруднена по причине необходимости снимать впускной коллектор. Вместе с этим необходимо осмотреть фланец впускного коллектора, возможно нужна шлифовка. Чтобы максимально оградить себя от возможных проблем, масло для 6G72 должно быть только высококачественным. Не экономьте и на бензине, регулярно проходите техническое обслуживание и ваш мотор будет ездить долго и без проблем. Ресурс двигателя 6G72 в среднем 400 и более тыс. км, при нормальном обслуживании.

Варианты тюнинга мотора

Двигатели TSI от Volkswagen

Изначально в двигатель 6G72 конструкторами заложен потенциал без потери ресурса 350 л. с, поэтому специалисты рекомендуют тюнинг без турбирования/наддува:

  • замена штатных пружин коромысла с усилием 28 кг более мощными модификациями в пределах 40 кг;
  • увеличение диаметра выхлопа с перепрошивкой ЭБУ;

Атмосферный тюнинг способен добавить около 50 л. с., причем, для данного движка обходится значительно дешевле свапа (замены мотора).



Тюнинг 6G72

Кроме того, возможен, даже тюнинг турбированных модификаций за счет следующих действий:

  • кованая поршневая;
  • армированная топливная магистраль с высокопроизводительными форсунками;
  • мощный масляный и водяной радиатор вместо штатных.

Таким образом, мотор в разных версиях имеет некоторые отличия конструкции. Используется несколькими автопроизодителями для установки на кроссоверы, минивэны, вседорожники и внедорожники, тяжелее седаны и хэтчбэки.

Технические характеристики 6G72 3 л141 225 л. с.

До появления семейства Циклон производителя Мицубиси полностью устраивали «рядные четверки». Однако далее возникла потребность в двигателе для внедорожников, минивэнов, кроссоверов, а затем и вседорожников, поэтому схема двигателя стала V-образной 6 цилиндровой, количество ГБЦ увеличилось до двух.



Парные ГБЦ 6G72

С момента создания руководство ставило эти моторы на 30 моделей легковых авто Mitsubishi, Chrysler, Hyundai, Plymouth и Dodge. При этом изготовителем осуществлялась индивидуальная подгонка характеристик:

  • турбированная версия позволила максимально увеличить мощность;
  • одновальная система газораспределения SOHC с 2 клапанами на цилиндр, наоборот, применялась в дефорсированных движках;
  • модернизация с 4 клапанами на цилиндр обеспечивает снижение расхода топлива.



Турбированная версия 6G72TT

Более подробно технические характеристики 6G72 можно изучить в нижней таблице:

145 – 165,5 кВт (197 – 225 л. с.) 24V DOHC

158 – 176,5 кВт (215 – 240 л. с.) GDI 24V DOHC

206 – 238 кВт (280 – 324 л. с.) Turbo 24V DOHC

265 – 278 Нм/4500 об/мин 24V DOHC

299 – 304 Нм/3300 об/мин GDI 24V DOHC

415 – 427 Нм/2500 об/мин Turbo 24V DOHC

город – 17 л/100 км

болт сцепления – 18 Нм

крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 Нм (шатунный)

головка цилиндров – 30 – 40 Нм

Характеристики двигателя Митсубиси 6G72

Замена 6g72 12v на 6g72 24v от П3

Модераторы: M.I.B, Болтон

Boyarin686 » 15 янв 2021, 16:32

Здравствуйте! Имеется паджеро 1 с мотором 6g72 12 клапанов, трамблер. Вскрытие мотора показало, что на коленвале задиры и диаметр цилиндров выходит за установленные мануалом пределы. Хочу заменить свой мотор на 72й от П3. От делики не хочу, т.к. знакомому на П2 ставили и вылезло очень много косяков и ему помимо этого пришлось многие запчасти покупать от П3. Родной контактный тоже не горю желанием покупать, т.к. они дороже, старее и менее мощные.В перспективе будет ещё замена коробки с автомата на мех.

Max PXT » 15 янв 2021, 17:46

И вчем вопрос?У делики и у П3 одинаковые мопроры, нависуха немного отличается.Добавлено спустя 4 минуты 31 секунду:Даже разница в цены двм между деликой и П3 колоссальная. Так зачем переплачивать?

Нас много и мы на Пыжиках

Хитрый » 15 янв 2021, 19:16

Тоже присоединюсь к мнению, что целесообразней мотор от делики!

Pajero 2 / 4D56 / AT-SS / 5.285 / бодик 6см / пружины Safari / торсионы на 2 зуба / проставки 2см под верхние шаровые / 35×12.5×15 / Winch 12000, пал смертью храбрых… очень скучаю по нему!Был ГАЗ-69.. поигрались и хватит ))Теперь Pajero 1 L149G, тоже наигрались

Boyarin686 » 15 янв 2021, 19:32

При установке мотора от делики на П2 знакомому пришлось мудрить с масленным фильтром, покупать масленный насос и помоему поддон с маслоприемником от П3. И возникли проблемы с датчиком положения коленвала. Я просто предположил, что возможно с купив мотор сразу с П3 переделок будет меньше. В этом и вопрос.

Max PXT » 16 янв 2021, 12:03

Boyarin686У меня есть личный опыт по установке 72 мотора в П2 от ГТО и ещё есть пример установки от делики. Все возникающие проблемы от незнания нюансов. Когда я ставил то все их знал и купив все необходимое просто перекручивал да подгоняли.Добавлено спустя 1 минуту 47 секунд:И если решитесь на Великовский мотор, то у меня есть полный комплект для свапа, за небольшие деньги.

Нас много и мы на Пыжиках

shanhay » 02 фев 2021, 17:44

а как обстоят дела с моторной косой? она просто подходит от делики?

Boyarin686 » 03 фев 2021, 07:33

Мотор покупается с косой и проводка вся перетягивается. Автомат соответственно тоже.

Хитрый » 03 фев 2021, 09:15

Да вроде ничего не мешает оставить штатный автомат…

Pajero 2 / 4D56 / AT-SS / 5.285 / бодик 6см / пружины Safari / торсионы на 2 зуба / проставки 2см под верхние шаровые / 35×12.5×15 / Winch 12000, пал смертью храбрых… очень скучаю по нему!Был ГАЗ-69.. поигрались и хватит ))Теперь Pajero 1 L149G, тоже наигрались

griha555 » 03 фев 2021, 10:23

Если кто поставит, распишите отчетик по замене.

Boyarin686 » 03 фев 2021, 11:33

Само собой. Я имел ввиду при покупки мотора с коробкой

» 01 янв 0000, 00:00

Все о замене ремня ГРМ Мицубиси Паджеро 4

Замена ремня ГРМ Паджеро 4 очень важная и дорогостоящая процедура. Когда придёт время плановой замены, ТО 90000 км , ТО 180000 км, возникает вопрос что купить и что менять? Мы постараемся ответить на основные вопросы что надо и не надо менять при замене ремня ГРМ.

И так вперед к вопросам и ответам

Как часто надо менять ремень ГРМ?

По регламенту ремень ГРМ необходимо менять по пробегу каждые 90000 км или 5 лет эксплуатации автомобиля.

Ролики ремня ГРМ менять обязательно?

Есть два ролика, один натяжной второй обводной. По регламенту ролики подлежат замене. В случае если подшипник ролика “заклинит”, то произойдет, обрыв ремня ГРМ и серьезные повреждения двигателя.

Сальники менять надо?

По регламенту производителя сальники менять не обязательно. Наш опыт работы, показывает, что менять сальники желательно. Сальники коленвала и распредвалов очень часто начинают пропускать масло при пробеге 140 000 –160 000, то есть до второй замены ремня ГРМ, приходится разбирать ГРМ и менять сальники. В результате происходит удорожание, обслуживание автомобиля. Наша рекомендация сальники менять.

Насос охлаждающей жидкости (помпа) менять надо?

В регламенте производителя замена помпы при замене ГРМ прописана как “рекомендовано к замене”. При выполнении работ насос охлаждающей жидкости проверяется на люфты, течи, если проблем нет, то не меняем.

Гидро-натяжитель ремня ГРМ надо менять?

Натяжитель ремня менять обязательно. Принцип работы гидро-натяжителя ГРМ эта газо-масляный амортизатор. Два или тем более три срока службы ремня ГРМ он не отработает, в результате обрыв ремня и большой, по деньгам, ремонт двигателя.

Болт шкива коленчатого вала надо менять?

Болт надо менять обязательно. Конструкция этого узла устроена таким образом, что на этот болт идет очень большая нагрузка. Менять однозначно!

Шестерня привода ремня ГРМ, надо менять?

По регламенту шестерня не меняется. При демонтаже ремня ГРМ мы обследуем этот узел на предмет износа зубьев шестерни, состояние шпоночного паз, шпонки. Иногда случаются проблемы, при не правильной сборке, появляется люфт шестерни на коленчатом валу. В результате происходит смещение фаз ГРМ. Проблемы при смещении фаз НРМ - затрудненный запуск двигателя, нестабильная работа двигателя на холостом ходу, увеличенный расход топлива, плохая динамика.

Надеемся мы смогли ответить на все основные вопросы и статья будет вам полезна.

Замена ГРМ Mitsubishi Shogun 3,5 6G74, Митсубиси сегун

Замена ГРМ Mitsubishi Shogun 3,5 6G74, Митсубиси сегун

□ Болт (1) крепления шкива коленчатого вала (с помощью MD 991800/ MD 991802).

□ Шкив (2) коленчатого вала.

□ Верхние крышку (3) ремня привода ГРМ.

□ Нижнюю крышку (4) ремня привода ГРМ.


2. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ. Проверьте совмещение меток (5) и (6) с реперами. До 2000 г. метки (6А), с 2000 г. метки (6В).

3. Ослабьте болт натяжителя (7). Отведите натяжитель от ремня и слегка затяните болт.

□ Ремень привода ГРМ.

□ Автоматический натяжитель (8).

Установка ремня Митсубиси сегун


Если установочные метки распределительных валов не совмещены с реперами, про-верните коленчатый вал на три зуба по шкиву коленчатого вала за ВМТ для предотвращения контакта клапанов и поршня. Если метка распределительного вала одного полублока совмещается с репером, на втором полублоке несовпадение метки с репером слишком большое (примерно один оборот), то неизбежен контакт клапанов. Тщательно выставляйте угловое положение валов.

1. Проверьте корпус натяжителя на отсутствие утече*. или повреждений. Замените при необходимости.

2. Нажмите на толкатель натяжителя с усилием 10-20 кг. Толкатель должен переместиться не более чем на 1 мм.

3. С помощью тисков медленно заведите толкатель натяжителя в корпус (8).

Примечание; для предотвращения повреждения заглушки проложите между корпусом натяжителя и тисками подходящую шайбу.

4. Совместите отверстие в толкателе и в корпусе и зафиксируйте толкатель пальцем (9) диаметром 1.4 мм

5. Установите натяжитель на двигатель, затяните болт& крепления моментом 24 Н м.

6. Установите ролик натяжителя отверстиями (11) вверх и слегка затяните болт (7).

7. Проверьте совмещение меток (6А) до 2000 г. или (6В с 2000 г. с реперами.

8. До 2000 г.: Совместите метку (5) коленчатого вала с репером и проверните коленчатый вал на один зуб по часовой стрелке.

9. До 2000 г.: Наденьте ремень по часовой стрелке, начиная от распределительного вала СА1 и без слабины между зубчатыми шкивами.

С 2000 г.: наденьте ремень против часовой стрелки начиная от коленчатого вала и без слабины в ведущей ветви.

Примечание: для удержания ремня на зубчатых шкивах можно применить зажим для бумаг (10).

10. До 2000 г,: Проверните коленчатый вал на один зуб против часовой стрелки, совместив метку (5) с репером.

11. С 2000 г.: поверните распределительные валы СА1 и СА2 против часовой стрелки для натяжения ремня.

12. Проверьте совмещение меток (5) и (6А) или (6В) с реперами,

13. Ослабьте болт (7), С помощью ключа MD 998767 (12) поверните ролик по часовой стрелке, натяните ремень и слегка затяните болт крепления ролика.

14. Проверьте совмещение (6А) или (6В) с реперами

15. Снимите зажимы (10).

16. Проверните коленчатый вал против часовой стрелки на 1/4 оборота.

17. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения меток (5) и (6А) или (6В) с реперами.

18. Ослабьте болт (7) ролика натяжителя.

19. С помощью динамометрического ключа, установленного в ключ MD 998767 (12), натяните ремень:

□ до 2000г. - моментом 9,4 Н-м и затяните болт (7А) моментом 49 Н-м.

□ с 2000 г. - моментом 4,4 Н м и затяните болт (7В) моментом 42 - 54 Н-м.

20. Удалите фиксатор толкателя автоматического натяжителя. Фиксатор должен выйти без заметного сопротивления.

21. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота. Сделайте паузу в 5 минут.

22. Проверьте свободную установку фиксирующего пальца толкателя (1.4 мм). Измерьте выступание толкателя (13): оно должно быть в пределах:

□ до 2000г.: 3,8 - 4,5 мм.

□ с 2000 г.: 3.8 - 5,0 мм.

23. Если выступание толкателя выходит за допустимые пределы, повторите операции по п.п. 13 -19.

Читайте также: