Когда горел завод камаз

Обновлено: 10.04.2024

Пожар на заводе двигателей: КГБ засекретило всю информацию

25 лет назад, 14 апреля 1993 года, на заводе двигателей произошел пожар. "Челнинские известия" собрали воспоминания горожан об этом событии, начиная от тогдашнего мэра Челнов Рафгата Алтынбаева и заканчивая простыми рабочими.

54 тысячи человек остались без зарплаты

Рафгат АЛТЫНБАЕВ, мэр г. Набережные Челны в 1990-1999 гг:

"В тот день я находился в отпуске, но когда мне сообщили о трагедии на КАМАЗе, тут же вернулся в город. Пожар стал тяжелейшим испытанием для предприятия, заводчан и жителей Челнов. Практически 54 тысячи работающих на КАМАЗе пережили стресс, оставшись без работы и зарплаты. Большинство жило в условиях жесточайшего кризиса. Поступления в бюджет резко сократились, и на плечи города свалилась огромная проблема. Не было федеральной и республиканской поддержки, но мы мобилизовались, благодаря малому и среднему бизнесу. Уже тогда 25 процентов поступлений в бюджет шли от предпринимателей.

Городу пришлось взять на себя содержание детсадов, школ, жилья, дорог, коммунальных сетей и многого другого, что раньше находилось на балансе КАМАЗа. Мы постоянно общались с гендиректором КАМАЗа Николаем Бехом. Я предлагал ему не строить заново корпус, а расширить новыми цехами уже имевшийся завод по ремонту двигателей. Ко мне не прислушались. А реконструкцию завода провели за счет средств федерального бюджета. На восстановление завода ушло более пяти лет.
Жизнь преподнесла нам всем урок, мы приобрели бесценный опыт. Я благодарен всем, кто тогда был со мной в одной команде".

Систему пожаротушения отключили

фото из фондов музея КАМАЗа

Виктор ВОЛКОВ, начальник военизированной пожарной охраны промобъектов МВД РТ в 70-х годах:

"14 апреля на заводе днем прошли учения по гражданской обороне, а вечером, в 18.45, когда вторая смена (около 4000 человек) находилась на обеденном перерыве, загорелась кабельная трасса от подстанции ГПП-12, питающей оборудование завода. Сразу оказались обесточенными две насосные станции пожаротушения. На хлопки никто не реагировал, думали, это в рамках учений. Огонь начал распространяться по кабельным лоткам с огромной скоростью, охватывая все новые площади. Через шахту вентиляции пламя попало на крышу, покрытую гудроном, который мгновенно вспыхнул. Восемь дней и ночей мы в условиях плотного задымления, высокой температуры тушили пожар сначала на кровле, затем в здании и подвалах. Люди работали по сменам, на помощь прибыли пожарные из Казани, соседних республик. Лишь 21 апреля пожар был ликвидирован, но производственный корпус завода площадью 420 тысяч кв. метров оказался разрушенным.

Причина крупномасштабного, не имеющего аналогов в стране пожара – в пренебрежении элементарными противопожарными требованиями. По распоряжению ответственных лиц (сейчас их нет в живых) была отключена система пожаротушения – это более 400 установок. Воду пришлось брать с наружных гидрантов, также использовали пенообразователь. Из-за него после откачки воды в отстойник на Орловском кольце в водоеме погибла вся микрофлора. Рабочих смогли эвакуировать, они не пострадали. Но некоторые пожарные получили травмы, отравления ртутью, лечились в больнице".

Писать о пожаре запретили

Николай ТУГАНОВ, фотокорреспондент газеты «Вести КАМАЗа» в 90-х годах:

"О пожаре узнал от знакомого лишь в 9 вечера. Схватил фотоаппарат и бегом к соседу – на его «Москвиче» примчались к заводу. Горели кровля и корпус, пламя из здания вырывалось метров на сто. Снимал в темноте, а в это время территорию плотным кольцом уже окружала милиция, никого и близко не подпуская к месту ЧП. Дома проявил пленку и утром со свежими снимками поехал на работу. Встретившаяся в пути журналистка московской газеты «Авто» Светлана Тельман упросила дать один снимок и каким-то образом переправила его в свою редакцию. На первой полосе «Авто» вышло мое единственное фото с места трагедии. И больше нигде – по заданию сверху сотрудники КГБ забрали у меня и коллеги Вячеслава Бурнышева проявленные пленки, категорически запретили всем изданиям размещать их, а журналистам – писать о пожаре. Лишь фотокорр ТАСС Михаил Медведев по спецзаданию КГБ провел съемки последствий пожара с вертолета. После этого судьба КАМАЗа, челнинцев разделилась на «до» и «после»".

Всплеска онкологии не было

Кифая ГАНЕЕВА, главный государственный санитарный врач г. Набережные Челны с 1976 по 2005 год:

"Пожар не стал для Челнов экологической катастрофой. После ЧП наша работа была напряженной – специалисты осуществляли госсанэпиднадзор: исследовали проспекты, улицы, жилые комплексы. В итоге вредных веществ и выбросов, которые могли повлиять на окружающую среду и здоровье людей, мы не зарегистрировали. Радиационная обстановка была без замечаний".

Владимир КИРИЛЛОВ, врач- онколог горбольницы № 2 с 1971 по 2009 год:

"Хотя слухи по городу ходили разные, но они не имели под собой оснований: резкого всплеска онкологических заболеваний мы не увидели. Регулярно проводили сравнительные анализы заболеваемости злокачественными опухолями в разных районах города, никакой связи с пожаром не нашли. Раковых больных и до пожара было достаточно".

Осталась без работы

Альфия ГАРИПОВА, слесарь МСР на заводе двигателей в 1993 году:

"14 апреля я была дома. Тогда мы жили в доме 3/01 нового города, и прямо из окна был виден страшный черный дым, валивший со стороны завода. Когда утром пришла на «движки» – моего рабочего места просто не было, наш цех выгорел полностью. Нас отправили домой. Сразу написала заявление об уходе, решила, что разбирать завалы, дышать гарью – не женское дело. А мой муж, тоже работавший на «движках», еще долго восстанавливал завод. Я 7 месяцев сидела без работы, найти ее в Челнах в 1993 году было очень трудно, в итоге удалось устроиться в небольшой овощной магазин продавцом. Город был очень неспокоен, помню, уже в магазине на нас напал мужчина, забрал деньги из кассы – было страшно. Мы пережили трудное время, наша семья более или менее материально восстановилась только через пять лет".

Был наладчиком, стал педагогом

Николай УСАНОВ, наладчик цеха дифференциалов агрегатного завода с 1979 по 1994 год:

"«КАМАЗ» – это первая запись в моей трудовой книжке, и если бы не пожар, наверное, она была бы и последней. Но судьба распорядилась иначе. 14 апреля я как раз работал во вторую смену и был на предприятии, когда начался пожар. По заводу поползли разговоры, что на «движках» произошло что-то серьезное. Мы вышли на улицу, увидели языки пламени. Через 15 минут мастер остановил работу, женщин отправили по домам, а мужчин оставили охранять цех и завод. Спустя полгода я уволился и совершенно поменял род деятельности. Стал педагогом-организатором в ГЦДТ, начал вести поисковую деятельность, заведую музеем. Так что пожар совершенно изменил мою судьбу".

По городу ходило много слухов

Марина АРАП, преподаватель ДМШ № 4:

– Черный дым я видела из окна собственной квартиры. Масштабов ЧП не осознавала. Муж был на рыбалке, когда вернулся, увидел, что горит его родной завод, тут же поехал на работу. Тогда по городу ходило очень много слухов, говорили, что скрывают количество жертв, что многие отравились, заболели раком. Никакой официальной информации не было, именно поэтому множились такие разговоры. Но я в них не верила, возможно, сказалось советское воспитание: мы доверяли власти и были уверены, что все обойдется".

14 апреля – трагический день в истории КАМАЗа

У каждой страны, у каждой компании, у каждого человека бывают трагические моменты, когда приходит большая беда.И в истории "КАМАЗа" есть такой день, о котором до сих пор с невыразимой горечью рассказывают ветераны Завода двигателей, ветераны "КАМАЗа".Этот день - 14 апреля 1993 года – чёрный день в истории КАМАЗа.

Вечером 14 апреля 1993 года, во время обеденного перерыва второй смены, случился пожар на Заводе двигателей.

Пожар в считанные минуты охватил всё предприятие и почти полностью уничтожил и сам производственный корпус и сложнейшее технологическое оборудование.

Только вдумайтесь, за одну ночь с 14 на 15 апреля корпус Завода двигателей сгорел ПОЛНОСТЬЮ…

Пожар затих на поверхности, но ещё до 21 апреля продолжался в тоннелях и подвалах Завода двигателей.

Пожарные продолжали работать в затопленных и задымлённых тоннелях, порой в полной темноте, пытаясь отыскать источники горения.

Внизу на фотографии - привезли обед в район расположения штаба по тушению пожара.

Волков Виктор Георгиевич – начальник 4 отряда пожарной охраны (второй слева в фуражке)

Гимадеев Минзагит Миргасимович – заместитель начальника отряда пожарной охраны (подполковник в шинели)

Внизу на фотографии штаб по тушению пожара.

1. Кириллов Сергей Иванович – министр МВД РТ

2. Дедиков Владимир Евгеньевич - начальник службы противопожарных аварийно-спасательных работ МВД РФ

3. Волков Виктор Георгиевич – начальник ОГПС-4

4. Гараев Фиргат Фаесханович – заместитель министра МВД РТ

6. Молчанов Виктор Павлович – заместитель начальника службы противопожарных аварийно-спасательных работ МВД РФ

Известен, такой факт, что когда стала ясна картина трагедии, первый заместитель председателя Совета министров — Правительства Российской Федерации Гайдар Егор Тимурович говорил о том, что "КАМАЗ" не нужен, что западная техника лучше российской, что Завод двигателей не стоит восстанавливать.

Об этом вспоминает Бех Николай Иванович - генеральный директор "КАМАЗа" (1987-1997)

Интервью можно прочитать в газете "Вести КАМАЗа" от 16 декабря 2004 года.

Но у "КАМАЗа" на самом высоком уровне были защитники.

Это Черномырдин Виктор Степанович - председатель Совета Министров — Правительства Российской Федерации (1992-1993), председатель Правительства РФ (1993-1998)

На фотографии он за столом второй слева.

Стоит генеральный директор "КАМАЗа" Н.И.Бех.

И Поляков Виктор Николаевич – министр автомобильной промышленности СССР (1975-1986)

Он в 1993 году возглавлял временную консультативную группу при генеральном директоре ОАО «КАМАЗ» по восстановительным работам.

С первых же дней ликвидации последствий пожара работа шла в двух направлениях:

- восстановление мощностей по выпуску 100 тысяч двигателей,

- создание производства силовых агрегатов на основе новейшего технологического оборудования.

Внизу на фотографии бригада мастера Кельдышевой Светланы Григорьевны устраняет последствия пожара.

Апрель 1993 года.

В невиданно короткие сроки, благодаря поддержке правительства Российской Федерации и Татарстана, камазовцам удалось восстановить Завод двигателей.

Уже 6 декабря 1993 года была сделана первая закладка двигателя из новых деталей, а 2 апреля 1994 года был собран первый после пожара двигатель КАМАЗ-7405.

24 декабря 1996 года состоялся митинг, посвященный пуску главного конвейера сборки двигателей после его восстановления.

Внизу на фотографии первый двигатель, который был собран 24 декабря 1996 года.

Пожар на заводе КАМАЗ. 14 апреля 1993

Пожар на заводе КАМАЗ. 14 апреля 1993

Основные конструктивные и объемно планировочные решения здания

Завод двигателей АО «КамАЗ», на котором работало 19 тыс. чел., производил сборку и испытание двигателей и коробок передач автомобилей КамАЗ. В сутки выпускал около 600 двигателей. Основное оборудование, установленное в цехах завода, — металлообрабатывающие станки, автоматические линии, сборочный конвейер, стенды для испытаний двигателей и коробок передач.

Основные конструкции здания:

Пенополистирол ПБС-С — горючий материал, в состав которого входят (в % веса): полистирол 90-92 %, изопентан 4-5%, тетрабром-н-ксилол 4-5 %, кажущаяся плотность — 20 кг/х3. Теплота сгорания — 41170 кДж/кг. Основной недостаток пенополистирола — малая термостабильость и повышенная горючесть. Загорается oт пламени газовой горелки, при воздействии огня расплавляется. В расплавленном состоянии горит с обильным выделением дыма. Продукты сгорания токсичны. В научной работе Е.В. Прайса «Теория воспламенения твердых топлив» полистирол характеризуется как основной компонент твердого ракетного топлива. Горение пенополистерола близко к горению напалма (скорость горения около 10,5 м/мин).

Начальник отдела нормирования требований безопасности СПАСР МВД России Ю.М. Кондрашин:

При строительстве завода двигателей АО «КамАЗ» в качестве утеплигеля в покрытии использован полистирольный пенопласт, производство которого освоено промышленностью в начале 60-х годов Этот вид утеплителя получил широкое применение в строительстве благодаря малой обьемной массе (20.40 кг/м3), низкой теплопроводности (0,33 ккал/м*ч*град), достаточной прочности и удобству работы с ним. Совмещенные покрытия зданий с применением стального профилированного настила и легких утеплителей имеют меньшую по сравнению с покрытиями из железобетона массу, что позволяет сократить расход стали на несущие конструкции (колонны, фермы, балки) и, следовательно, снизить стоимость строительства.

Использование пенололистирола в ограждающих конструкциях зданий и сооружений было разрешено в 1962 г. нормами проектирования теплоизоляционных и акустических материалов и изделий (СНиП 1-В.26—62), утвержденными Госстроем СССР В соответствии с этим документом применение пористых пластмасс в строительстве допускалось только по согласованию с органами государственного пожарного надзора, однако это положение практически не выполнялось. С 1969 г. Госстрой СССР без учета мнения пожарной охраны разрешил использование полистирола в трехслойных металлических панелях ограждающих конструкций.

Испытания утеплителя, проведенные ВНИИПО МВД СССР, показали, что он является легковоспламеняющимся материалом, имеющим теплоту сгорания большую, чем у керосина.

Горение утеплителя характеризуется образованием горючего плава, быстрым распространением огня внутри конструкций по образующимся пустотам, выделением значительного количества взрывопожарных и токсичных веществ (оксида и диоксида углерода, стирола, толуола, метанола и т.д.) и тепловой энергии. Эти процессы вызывают быструю потерю устойчивости и обрушение несущих металлических конструкций (колонн, ферм, балок).

Неоднократные огневые эксперименты с конструктивными элементами и фрагментами сооружений позволили сделать вывод о повышенной пожарной опасности стеновых и кровельных панелей с пенополистиролом и зданий, построенных с их применением. Несмотря на это. Госстрой СССР классифицировал пенополистирольный утеплитель как трудносгораемый.

С 1971 г. в нормативных документах практически были сняты какие-либо ограничения на применение в строительстве пенопопистирольного утеплителя и с 1973 г. введена в действие разработанная и утвержденная Госстроем СССР «Инструкция по проектированию зданий из легких металлических конструкций (ЛМК)» (СН 454-73, позднее СН 454-76). В результате ЛМК использовались при строительстве КамАЗа, ВАЗа, Атоммаша, атомных электростанций и других важнейших объектов народного хозяйства.

Решения о снижении уровня противопожарной защиты зданий и сооружений принимались Госстроем СССР без проведения необходимых обоснований и учета результатов научно-исследовательских работ, о чем МВД СССР доложило в Совет Министров СССР (письмо от 5.11.71 г. N 1/531). Министерство и органы государственного пожарного надзора в различных инстанциях постоянно ставили вопрос о запрещении применения пенополистирола и организации производства пожаробезопасных материалов. Только в 1971-1972 гг. таких обращений было более десяти.

После пожара на Капчагайском фарфоровом заводе Госстрой СССР письмом от 10.10.81 г. N 101 -Д запретил применение пенополистирола в покрытиях строящихся зданий. Однако это решение не было выполнено, поскольку в утвержденных в это же время СНиП П-2-80 подобные здания были отнесены ко II степени огнестойкости, что позволило продолжать строить здания с использованием пенополистирола.

Предложения МВД СССР о запрещении (на объектах особой важности) и ограничении применения сгораемых полимерных утеплителей получили поддержку Госстроя СССР лишь в 1984 г., после ряда крупных пожаров, происшедших на важнейших народнохозяйственных объектах (Житомирский завод строительных металлических конструкций — уничтожено покрытие на площади 17.8 тыс. м2.

Бухарский хлопчатобумажный комбинат — 40 тыс м2. Капчагайский фарфоровый завод — 26 тыс. м2 и др.). В этом же году по инициативе МВД СССР принято распоряжение правительства о замене сгораемого утеплителя на кровлях машинных залов АЭС.

В период строительства объектов КамАЗа вопрос о замене пенополистирола в покрытиях производственных корпусов неоднократно обсуждался по инициативе пожарной охраны в Совете Министров СССР. Госстрое СССР и Минавтопроме СССР. Однако указанные ведомства приняли решение не о замене утеплителя, а лишь об устройстве в покрытиях корпусов противопожарных преград шириной 6 м. разделяющих кровлю на отсеки площадью 10…12 тыс. м2.

Разработанные Промстройпроектом и одобренные Госстроем СССР «Допопнительные проектные решения по обеспечению пожарной безопасности покрытий Камского автозавода» предусматривали устройство таких поясов только на тех частях зданий, монтаж покрытий которых не был завершен. К этому времени на заводе двигателей было смонтировано уже более 80% покрытий. В результате сгораемый утеплитель был сохранен в покрытиях всех основных производственных корпусов.

Под главным корпусом на отм. -9,0 м расположены два магистральных тоннеля, в которых были размещены стружкоуборочные конвейеры, фильтрационные установки, емкости с маслом и смазывающей охлаждающей жидкостью (СОЖ). К указанным тоннелям примыкали 28 поперечных тоннелей, предназначенных для оборудования по транспортированию стружки, масла и СОЖ от металлообрабатывающего оборудования на отм. 0,0 м. Из всех тоннелей имелись эвакуационные выходы по лестничным клеткам с тамбур-шлюзами. Несущие конструкции тоннелей (колонны, балки, перекрытия) выполнены из железобетона.

Главный корпус оборудован приточно-вытяжной системой вентиляции, вентоборудование расположено в венткамерах. Для удаления дыма из корпуса предусмотрены открывающиеся фрамуги светоаэрационных фонарей, имеющие электропривод.

По периметру корпуса проходит кольцевой противопожарный водопровод диаметром 400-800 мм. на котором установлено 30 гидрантов. Параллельно ему проложен кольцевой производственный водопровод такого же диаметра с 16 пожарными гидрантами. Давление в водопроводных линиях — 588,4 кПа. В здании смонтированы внутренний кольцевой противопожарный водопровод с тремя вводами диаметром 300 мм, автоматические спринклерные и дренчерные системы водяного и пенного пожаротушения с питанием от двух насосных ППА.

Все конструкции покрытия корпуса защищены по всей площади спринклерной системой с разделением на 40 секций. Узлы управления находились на отм. 0,0 м вне защищаемой зоны и были выгорожены профилированным листом без перекрытия.

Годовщина пожара на КАМАЗе: 28 лет назад сгорел завод двигателей.54 т. человек остались без зарплаты

Сегодня, 14 апреля, годовщина драматичного для Челнов события – пожара на заводе двигателей. В тот день днем на заводе прошли учения по гражданской обороне, а вечером, в 18.45, когда вторая смена (около 4000 человек) находилась на обеденном перерыве, загорелась кабельная трасса от подстанции ГПП-12, питающей оборудование завода.


Огонь, мгновенно распространяясь по кабелям, воспламенил пенополистирольный утеплитель, а затем и крышу. Только спустя неделю огонь был окончательно ликвидирован. Все это время пожарные в условиях плотного задымления и высокой температуры тушили пожар сначала на кровле, затем в здании и подвалах.

Причина крупномасштабного, не имеющего аналогов в стране пожара – в пренебрежении элементарными противопожарными требованиями. По распоряжению ответственных лиц (сейчас их нет в живых) была отключена система пожаротушения – это более 400 установок. Воду пришлось брать с наружных гидрантов, также использовали пенообразователь.

Практически 54 тысячи работающих на КАМАЗе пережили стресс, оставшись без работы и зарплаты. Большинство жило в условиях жесточайшего кризиса.

«Челнинские известия» к 25-летней годовщине события приурочили большую публикацию, где посмотрели на эти события глазами очевидцев: городских руководителей, пожарных, фотокорров и т.д. Предлагаем нашим читателям вновь восстановить хронологию тех событий и прочитать воспоминания о них.

25 лет назад, 14 апреля 1993 года, на заводе двигателей произошел пожар. "Челнинские известия" собрали воспоминания горожан об этом событии, начиная от тогдашнего мэра Челнов Рафгата Алтынбаева и заканчивая простыми рабочими.

Рафгат АЛТЫНБАЕВ, мэр г. Набережные Челны в 1990-1999 гг:

Систему пожаротушения отключили


Виктор ВОЛКОВ, начальник военизированной пожарной охраны промобъектов МВД РТ в 70-х годах:


Николай ТУГАНОВ, фотокорреспондент газеты «Вести КАМАЗа» в 90-х годах:

Всплеска онкологии не было

Кифая ГАНЕЕВА, главный государственный санитарный врач г. Набережные Челны с 1976 по 2005 год:

Владимир КИРИЛЛОВ, врач-онколог горбольницы № 2 с 1971 по 2009 год:

Осталась без работы

Альфия ГАРИПОВА, слесарь МСР на заводе двигателей в 1993 году:

Был наладчиком, стал педагогом

Николай УСАНОВ, наладчик цеха дифференциалов агрегатного завода с 1979 по 1994 год:

Авария на заводе «Газпрома». Что важно знать

Фото: 89.mchs.gov.ru



«В результате произошедшего погибших и пострадавших нет, огнем повреждены конструктивные элементы здания на площади 2 тыс. кв. м и находящееся внутри оборудование», — сообщили в МЧС. Причины пожара устанавливаются. В пресс-службе «Газпрома» РБК сказали, что компания анализирует причины и последствия аварии. Ростехнадзор создал комиссию по расследованию причин аварии на заводе, сообщили журналистам в пресс-службе ведомства.

Фото:МЧС России

По информации Bloomberg, после аварии «Газпром» также приостановил поставки сырья на свой завод стабилизации газового конденсата в Сургуте (мощность — 12 млн т в год).

Завод, на котором произошла авария, входит в дочернюю компанию «Газпрома» «Газпром переработка». Как говорится на сайте предприятия, он является крупнейшим по переработке углеводородного сырья в условиях Крайнего Севера и частью Уренгойского газодобывающего комплекса, «обеспечивающего бесперебойный прием и переработку нестабильного газового конденсата крупнейших месторождений Надым-Пур-Тазовского региона». Завод занимается первичной переработкой газового конденсата, организацией транспортировки газового конденсата в магистральный конденсатопровод Уренгой — Сургут, а также производит нефтепродукты.

Как это сказалось на ценах на газ

По состоянию на утро 6 августа спотовые цены на газ в Европе на голландском хабе TTF поднимались почти до $550 за 1 тыс. куб. м, что более чем на 6% превышает цену на момент закрытия накануне. Но позже стоимость снизилась до $540, по мере восстановления экспортных поставок ожидается дальнейшая коррекция цен на газ вниз, считает Кирилл Бахтин, старший аналитик инвестиционного банка «Синара». К концу торгового дня пятницы, 6 августа, цены на газ скорректировались до $526 за тыс. куб. м., по данным ICE.

Фото:Vincent Mundy / Bloomberg

Достигнутый уровень цен — рекорд 2021 года. Ранее, 3 августа, на фоне сезона закачки газа в подземные газовые хранилища и отказа «Газпрома» от бронирования дополнительных мощностей на прокачку газа через Польшу и Украину стоимость газовых фьючерсов на лондонской бирже ICE достигала $520 за 1 тыс. куб. м. По данным замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, за последние 30 дней цены на газ выросли примерно на 30%, или на $130 за 1 тыс. куб. м, по сравнению с началом июля 2021 года.

«Газпром» отказался резервировать дополнительные мощности газопровода Ямал — Европа через Польшу на четвертый квартал текущего года и три квартала следующего в объеме 89 млн куб. м в сутки. Заполняемость газохранилищ (ПХГ), в том числе принадлежащих «Газпрому», в текущем году отстает от прошлогодних объемов: в австрийском Баумгартене они заполнены всего на треть (хотя привычный для начала августа уровень составляет примерно две трети), а в Германии — примерно наполовину, свидетельствует европейская статистика.

Два года назад европейские газохранилища заполнились с рекордным объемом на фоне ожидания разрешения конфликта между «Газпромом» и «Нафтогазом» во время судебных процессов в Стокгольме. По итогам 2019 года был заключен новый пятилетний контракт на прокачку газа «Газпрома» через Украину в Европу начиная с 1 января 2020 года. По условиям этого контракта, «Газпром» должен прокачать через Украину как минимум 225 млрд куб. м газа в 2020–2024 годах, из них 65 млрд куб. м — в 2020-м и по 40 млрд куб. м ежегодно в течение последующих четырех лет.

В мае 2020 года цена на газ в Европе снижалась до $34 за 1 тыс. куб. м на фоне ограничений, связанных с пандемией коронавируса.

По итогам 2020 года доля «Газпрома» в потреблении Европы и Турции снизилась на 3 п.п. — до 33%, или 175 млрд куб. м, сообщала 14 января глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова. В бюджет «Газпрома» на 2021 год заложена средняя цена экспорта газа в дальнее зарубежье $170 за 1 тыс. куб. м. Однако в июне 2021 года, по данным аналитиков «Ренессанс Капитала», «Газпром» повысил этот прогноз до $240 за 1 тыс. куб. м. Более 80% продаж «Газпрома» в Европу сейчас осуществляются по спотовым индексам разного временного базиса.

Фото:Jens Büttner / DPA / ТАСС

Какие могут быть последствия у инцидента

Как говорится в обзоре банка ВТБ, если «Газпром» не сможет быстро ликвидировать последствия аварии, то может потерять до 0,5% EBITDA в год в случае сохранения уменьшенных вдвое поставок по маршруту Ямал — Европа (экспортная мощность — около 33 млрд куб. м в год) до конца августа.

В отчете «Ренессанс Капитала», на который ссылается «Интерфакс», говорится, что авария на Новоуренгойском ГПЗ «Газпрома» приведет к снижению добычи концерном газа на 8 млрд куб. м и газового конденсата на 5 млн т в 2021 году (29% от ожидаемой добычи группы за этот год), приводят расчет аналитики.

По данным аналитиков, поврежденное оборудование уже планировалось заменить. В марте 2021-го правление компании приняло Комплексную программу реконструкции и технического перевооружения объектов переработки газа и жидких углеводородов на 2021–2025 годы с вводом нового оборудования на заводе в Уренгое в 2022 году. Эксперты полагают, что компания не будет ремонтировать поврежденное оборудование, а введет в эксплуатацию новые мощности в следующем году.

Два источника в «Газпроме» сообщили РБК, что из-за аварии на заводе пока не удается добывать на ключевых промыслах «Газпрома» в Уренгое и Ямбурге и газ, и конденсат одновременно. Именно поэтому пришлось снизить поставки газа по газопроводу Ямал — Европа и приостановить добычу всего сырья. «Процессы добычи газа и конденсата связаны: при работающем заводе под Новым Уренгоем конденсат уходил туда, перерабатывался и поставлялся затем на завод в Сургуте. «Жирный» газ (то есть с конденсатом в составе) технологически невозможно экспортировать в Европу: в газопровод Ямал — Европа идет только «сухой» газ, то есть очищенный от конденсата», — поясняет один из собеседников РБК в «Газпроме».

О сроках полной ликвидации последствий аварии и стоимости ремонта завода пока не сообщается. РБК направил запрос в пресс-службу ГХК Нового Уренгоя.

По словам директора отдела корпораций агентства Fitch Дмитрия Маринченко, падение транзита по газопроводу Ямал — Европа может быть связано не только с аварией, но и с нежеланием «Газпрома» увеличивать поставки газа в Европу накануне запуска «Северного потока-2». По его мнению, у «Газпрома» есть возможность в случае необходимости переориентировать поставки на альтернативные маршруты, в том числе через Украину.

По мнению Гривача, если предложение газа на европейском рынке из-за аварии сократится, это даст дополнительный толчок ценам в Европе, поскольку придется перекупать партии СПГ у азиатских импортеров. Экстренно заместить поставки «Газпрома» газом конкурентов (от Норвегии до Алжира) с поставкой по трубопроводам оперативно не получится.

Кто может заместить поставки газа в Европу

Основными конкурентами «Газпрома» по поставкам трубопроводного газа в Европу являются Норвегия и Алжир. В 2020 году, по оценкам Platts, они поставили около 102,55 млрд и 22 млрд куб. м газа соответственно. Также газ в Европу поставляют Нидерланды, Великобритания, Азербайджан, Нигерия, Ливия, Иран и др. Основной поставщик СПГ в Европу — Катар, но также туда поступает сжиженный газ из США и других стран мира. Одним из российских поставщиков СПГ в Европу является НОВАТЭК.

Жертвы и последствия пожара на заводе АО «КамАЗ»

Сразу после пожара поползли слухи о жертвах. Якобы кто-то видел, что кого-то выносили из подвала. Предположить, на самом деле, можно было и самое страшное: хоть и было 7 вечера, на заводе тогда работали в две смены, и на заводе в это время было 4 000 человек. К счастью, все произошло в обеденный перерыв.

На первой после пожара пресс-конференции Николай Бех ответил на вопросы журналистов: «Жертв нет, 4 000 человек, которые находились в главном корпусе в момент возникновения пожара, удалось вывести по подземным туннелям». Но на всякий случай руководство «КамАЗа» все же ежедневно запрашивало в городском УВД сводки о пропавших без вести.

Так же много ходило разговоров и о том, что при пожаре выделялись вредные вещества, что повлияло на здоровье челнинцев. Якобы после этого стало больше «онкологии». Желающие съехаться-разъехаться годами не могли выбраться из окраинных комплексов, «смотрящих» на заводы - никто не хотел туда переезжать.

Уже через 10 лет после пожара по словам, приезжавшего в Челны Камиля Зыятдинова (тогдашнего министра здравоохранения Татарстана), республиканские специалисты именно так оценивают состояние здоровья челнинцев: «Тогда Челны были самым проблемным городом, - ответил министр. - Сам по себе пожар как экологическая катастрофа особой роли не сыграл. Но вы же такой стресс пережили - экономический и социальный. Вы же без зарплаты по 6 месяцев жили. Как здоровья ждать? Стресс обязательно сказывается на всех заболеваниях, в том числе и на онкологических».

Одной искры, пробившей кабель на Камском автомобильном заводе, хватило, чтобы на год, а то и больше вывести из состояния равновесия всю автомобильную промышленность СНГ. В результате пожара, спалившего завод двигателей АО «КамАЗ», под угрозой оказалась работа большинства автомобилестроительных предприятий России, Украины, Минского автомобильного завода -- все они получали дизели с КамАЗа.

Пока же руководство КамАЗа в письме к правительству очень предварительно и весьма скромно оценило стоимость строительства нового завода в 300 млрд руб.

Оценка, рассчитанная КамАЗом, вряд ли полностью подтвердится просто потому, что все сейчас учесть невозможно. Да и опыт работы с предварительными сметами показывает, что для того, чтобы определить реальную стоимость, указанные в них суммы нужно помножить на 3, а то и на 5 - за время строительства цены могут существенно подрасти, строительство может растянуться и так далее.

Собственными финансовыми ресурсами подобного масштаба завод не располагает. Кроме того, выяснилось, что предприятие не было застраховано. Поиск средств на восстановление шел по всем направлениям.

Однако основная тяжесть расходов по восстановлению легла, на Россию, а основным источником денег стал госбюджет.

22 апреля 1993 г. премьер России Виктор Черномырдин подписал постановление о первоочередных мерах по ликвидации последствий пожара, предусматривающее ряд специальных льгот. Льготные кредиты (условия их пока не согласованы) предоставляются самому КамАЗу (всего 75 млрд руб.), Уральскому заводу и ЛиАзу (10 и 2 млрд руб. соответственно).

В те годы грузовики раскупались быстро, продукция на складах не залеживалась. Поэтому готовых двигателей - для комплектации ими автомобилей - после пожара было лишь на два дня. А дальше - «выпадение» из производственной цепочки целого завода обессмысливало работу всех остальных. Но Николай Бех заявил тогда: «Сейчас существует две принципиальных задачи: сохранить рабочие места не только для 150 000 работников «КамАЗа», но и для 500 000 рабочих предприятий-поставщиков».

Значительная часть сгоревшего оборудования восстановлению не подлежала. А заменить его в короткий срок было невозможно: многие станки и линии были уникальны, их делали в 1972-73 годах специально на заказ в Германии, США, Италии, многих республиках СССР.

В ход пошли разные варианты: в Челны везли двигатели Ярославского моторного завода (аналогичные камазовским, но требующие небольшой переделки), моторы американской фирмы Cummins, с которой «КамАЗ» за два года до пожара организовал совместное предприятие. АО «КамАЗ» заявил и о намерении начать собственное производство принципиально новых моделей двигателей.

Уже через много лет Иван Костин (пришедший к руководству «КамАЗом» после Николая Беха) назвал послепожарные годы «страшными»: «С августа 1993 по январь 2001 (за 7 с лишним лет) мы выпустили немногим более 123 000 автомобилей. При этом каждый автомобиль завод выпускал себе в убыток, продавая его дешевле себестоимости. Сравните с благополучным 1988 годом, когда за один год на «КамАЗе» было собрано 126 000 грузовиков»

Это были трудные годы для всего города: задержка зарплаты, часть зарплаты - талонами (на которые трудно было достать что-то существенное), страх попасть под сокращение. Жилье тогда вообще перестали строить.

Почему мэр Набережных Челнов не хотел восстанавливать завод двигателей после пожара

Директор музея «КАМАЗа» Александр Чухонцев рассказал, как в вышедшей недавно книге Рафгата Алтынбаева «Команда А: путь к цели» описываются события после пожара на заводе двигателей 14 апреля 1993 года.

«Спустя некоторое время после трагедии возник вопрос – восстанавливать завод на прежних площадях или нет. Вопрос стоял очень остро. Не затухает спор о судьбах сгоревшего завода двигателей и сегодня, – пишет Александр Чухонцев. – Недавно вышла в свет книга «Команда А: путь к цели», посвящённая команде мэра города Набережные Челны. Так вот, на страницах этой книги Рафгат Алтынбаев касается темы восстановления завода двигателей. Точнее, отказа от восстановления, так как сам до сих пор он уверен на 100%, что завод двигателей отстраивать было нецелесообразно».

В своей книге он вспоминает разговор с тогдашним Генеральным директором автогиганта Николаем Бехом.

Встретившись с ним, Рафгат Алтынбаев попытался убедить его последовать своей идее: мэр Челнов предложил «раскидать» продукцию «движков» по всем заводам, отдав рабочим производства в аренду. «Возьмем, например, цех металлообработки или токарный. Давай отдадим их людям. Они же много лет работали в этом цехе. Знают все оборудование до последнего винтика. Заключай с ними договора. Пусть, скажем, возьмут два токарных и производят на нем что хотят», – предлагал он Николаю Беху, аргументируя это тем, что в таком случае «КАМАЗ» не потеряет специалистов, а заводы получат дополнительные деньги и простор для инициатив.

К тому же, уже на полную мощь работал завод по ремонту двигателей и восстановление в таком случае не требовалось. «А ты им и металл дай подешевле», - предложил Алтынбаев. - Привлеки их тем, что продашь им металл по более низкой цене». Однако Бех сомневался. К слову, было несколько вариантов по производству двигателей КАМАЗ:

2.Построить новые корпуса

3.Разместить производства на заводе по ремонту двигателей.

Но была и другая точка зрения – завод надо было восстанавливать.Этого мнения придерживался и Виктор Поляков– министр автомобильной промышленности СССР (1975-1986).

В результате детального анализа совместно с руководителем временной консультативной группы Поляковым было принято решение восстановить корпуса завода для производства двигателя в объеме 270 000 из 440 000 квадратных метров, существовавших до пожара. Виктор Поляков одновременно с восстановлением завода на серийный двигатель 740 и 7403 также предложил осваивать двигатели уровня ЕВРО-2 модели 7406 и 7482.

А вот что по этому поводу ещё до выхода книги «Команда А» говорил Николай Бех: «Было достаточно «молодых реформаторов», которые предлагали не восстанавливать завод: купим грузовики за рубежом, сейчас денег нет на восстановление. Вот, скажите, почему «младореформаторы» агитировали не восстанавливать завод? Да потому, что наплевать им. Они же в советское время, в основном, сами ничего не строили: только комментировали – по возможности, умными иностранными словами».

Восстановление завода оказалось наиболее грамотным и экономически обоснованным решением по выпуску двигателей. Здесь были готовые фундаменты, централизованные системы стружкоуборки, подачи СОЖ. Все системы обеспечения завода были в работоспособном состоянии. Кроме того, на заводе имелись жесткие автоматические линии, которые невозможно было переместить на другие площади – блок, головка, коленвал, картерные детали.

В результате совместных работ в ноябре 1993 года, то есть уже через 6 месяцев после пожара, было начато производство основных деталей двигателя в главном корпусе завода.

7 малоизвестных фактов о КамАЗе в день рождения компании 16:30, 16 февраля 2021 Версия для печати

45 лет назад, в 12 часов 05 минут 16 февраля 1976 года конвейер Камского автозавода покинул первый грузовик новой марки КамАЗ.

Не секрет, что бортовой КамАЗ-5320, ставший первенцем марки «КамАЗ», — это доведённый до серийного производства ЗИЛ-170. Взяв за основу магистральный International для канадского рынка, специалисты Завода имени Лихачёва довольно быстро разработали семейство трёхосных грузовиков, дизельный двигатель для которого создали инженеры Ярославского моторного завода. Однако, учитывая высокую загруженность столичного завода, для выпуска новинки было решено создать полностью новую производственную площадку — так появился Камский автозавод.


С того времени большегрузы из Набережных Челнов, по большому счёту, изменились не сильно. Взять, например, кабину, которая была эталоном комфорта для советских водителей, а нынешнему поколению дальнобойщиков кажется узкой и тесной. А ведь грузовики КамАЗ имели несколько шансов, чтобы стать совсем другими! Вот несколько малоизвестных фактов, которые могли полностью изменить историю знаменитой отечественной марки.

Факт № 1. В Набережных Челнах хотели выпускать «Мерседесы»


В 1970 году, когда «КамАЗ» только строился, в Набережных Челнах советское правительство планировало. выпускать грузовики марки Mercedes-Benz. Притом немалым тиражом — до 150 тысяч машин ежегодно. К «трёхосному грузовику для СССР» немцы успели подготовить технические требования, а восемь машин даже отправили для испытаний. Но проект быстро свернули. Возможно, потому, что переговоры были лишь прикрытием, чтобы таким хитрым образом советские инженеры получили от «Мерседеса» ответы на интересовавшие их вопросы.

Факт № 2. Советский КамАЗ и голландский DAF могли породниться


В 1988 году на несколько опытных машин были установлены кабины от флагманского DAF-95, притом некоторые «кентавры» даже сохранили «родную» дафовскую облицовку — с буквами и цифрами модели-донора. Впрочем, для одного выставочного экземпляра (на фото) камазовские дизайнеры соорудили оригинальный передок: согласитесь, для конца 80-х получилось весьма эффектно! Но денег на освоение модели не нашли, и советско-голландская дружба заглохла.

Факт № 3. На помощь заводу рассчитывали прийти кооператоры


В конце восьмидесятых на помощь большому и неповоротливому заводу пришли кооператоры, которые быстро наладили выпуск модернизированных кабин — с увеличенными высотой и глубиной, иными облицовками и обтекателями. Дальше других пошла фирма РИАТ, приладившая позади штатной кабины огромный жилой отсек по примеру американских «траков». Вот только настоящий подержанный «американец» для перевозчиков оказался более выгодной покупкой, чем челнинская поделка на маломощном (и не самом надёжном) камазовском шасси.

Факт № 4. В Финляндии было решение, как улучшить КамАЗ


В соседней Финляндии существует маленькая фирма Sisu. И в начале девяностых на мощностях этой маленькой фирмы были созданы несколько любопытных грузовиков: на шасси КамАЗ, но — с оригинальной кабиной Sisu и американским дизелем Cummins. Эти машины были выпущены небольшой серией, считались весьма удачными. Однако до массового выпуска дело снова не дошло. Кстати, позже финские кабины использовала теперь уже несуществующая дочерняя фирма «Альткам».

Факт № 5. «КамАЗ» планировал выпускать «русский Hummer»


Факт № 6. На КамАЗ хотели ставить кабины MAN


В 2008 году «КамАЗ» начал испытывать машину. с кабиной от MAN TG-A. Однако дело ограничилось лишь постройкой единственного экземпляра — просторный и современный «водительский отсек» для отечественного грузовика оказался слишком дорогим. Куда более доступным вариантом была другая мановская кабина — от модели F2000 (на фото). Её челнинцам предложили. китайцы — фирма Shaanxi вполне легально штампует такие кабинные модули. Но снова не сложилось.

Факт № 7. У КамАЗа есть собственная современная кабина


На флагманские модели марки ставится узкая кабина от первого поколения Mercedes-Benz Axor 20-летней давности. Но ее производство наладили, только когда «КамАЗ» продал часть акций «Даймлеру» (15% акций ОАО «КамАЗ» принадлежит концерну Daimler), а незадолго до этого на заводе разработали. собственный кабинный модуль — его камазовцам помогла создать корейская инжиниринговая фирма DMEC. Вот только заводское руководство посчитало, что наладить выпуск старой мерседесовской кабины будет проще и дешевле, чем осваивать производство своей.

Газпром восстановил подачу сырья на завод в Новом Уренгое

Геворг Мирзаян

Напомним, в ночь на четверг в 23 километрах от Нового Уренгоя загорелось здание завода Газпрома по подготовке конденсата к транспорту. Это крупнейшее газоперерабатывающее предприятие в ЯНАО.

Газпром сообщал об «анализе причин и последствий инцидента». Завод является частью Уренгойского газодобывающего комплекса, обеспечивающего прием и переработку нестабильного газового конденсата крупнейших месторождений Надым-Пур-Тазовского региона.

К утру пятницы пожар был полностью ликвидирован, но прокачка через газопровод «Ямал – Европа» снизилась в один момент вдвое.

Газета ВЗГЛЯД писала, что произошло с ценами на газ в Европе после пожара на заводе.

Юрист Фонда борьбы с коррупцией* (ФБК*, запрещенная в России экстремистская организация, признанная иноагентом) Любовь Соболь покинула Россию спустя пять дней после того, как была приговорена к полутора годам ограничения свободы по делу о нарушении санитарных норм на несанкционированных акциях.

«Любовь Соболь улетела в Стамбул рейсом из Внуково вечером 7 августа», – сообщил источник РЕН ТВ, знакомый с ситуацией.

По его словам, в Турции Соболь совершит пересадку, но куда направится – пока неизвестно.

Ранее на этой неделе Преображенский суд Москвы назначил наказание в виде полутора лет ограничения свободы для бывшего юриста ФБК* (запрещенная в России экстремистская организация, признанная иноагентом) Любови Соболь по делу о подстрекательстве к нарушению санитарно-эпидемиологических правил. Согласно приговору, ей в том числе было запрещено покидать Москву и Московскую область.

Кроме «санитарного дела», Соболь также была приговорена к году исправительных работ за незаконное проникновение в чужую квартиру.

Военнослужащий российской военной базы в Армении погиб, еще четверо военных получили травмы в результате ДТП на автотрассе Гюмри – Ереван, сообщили в пресс-службе Южного военного округа.

По предварительным данным, военнослужащий контрактной службы не справился с управлением личного автомобиля, в результате чего машина опрокинулась в кювет.

По факту ДТП командованием воинской части совместно с правоохранительными органами проводится проверка, заявили в пресс-службе.

Ранее в воскресенье офицер армянской армии и его беременная супруга скончались после взрыва гранаты в Гюмри.

В Гюмри Ширакской области Армении, согласно межгосударственному договору от 1995 года, дислоцируется российская военная база. В 2010 году в документ были внесены изменения, в соответствии с которыми срок ее пребывания с первоначальных 25 лет продлен до 49 лет, до 2044 года.

После видео с ребенком из волгоградской больницы, ползающим с грязной простыней по полу, уполномоченный по правам детей Анна Кузнецова обратилась в прокуратуру по вопросу жизнеустройства мальчика, сообщили в пресс-службе омбудсмена.

В социальных сетях опубликовали видеозапись с ребенком, закрытым в больничной палате. Распространившие ролик сообщили, что мальчик содержится в плохих условиях. На видео запечатлено, как он таскает по полу испачканную фекалиями простыню.

Омбудсмен также направила обращение в Ассоциацию организаций по защите семьи, ребенка навестят в больнице и установят, какая помощь необходима.

Между тем издание «Блокнот» сообщило, что ребенок содержится в детской инфекционной больнице Волгограда № 8, мальчику примерно два года и шесть месяцев. Мать ребенка, по этим данным, недавно лишили родительских прав. Пациентки учреждения сообщили, что мальчика редко купают и мало кормят. С наступлением вечера он вынужден сидеть в темноте в закрытой палате, ему отказываются включать свет.

Также проверку проводят следователи регионального следственного управления СК. Предварительно установлено, что двухлетнего мальчика 30 июля госпитализировали по решению органов системы профилактики. До этого мать на несколько дней оставляла его у знакомых, чтобы тот не мешал ей употреблять алкоголь. В ведомстве отметили, что при осмотре в больнице мальчик был чист и опрятен, он спал.

Сбежавшая в Польшу белорусская легкоатлетка Кристина Тимановская заявила, что опасается за свою безопасность.

Она сказала, что «постоянно должна находиться в сопровождении охраны». По словам спортсменки, у нее «нет уверенности», что она может «безопасно выйти на улицу». Тимановская напомнила о смерти главы «Белорусского дома на Украине» Виталия Шишова. Легкоатлетка, по ее собственным словам, хочет «продолжить участвовать в забегах, чтобы поддержать журналистов, спортсменов, политзаключенных и других представителей белорусского народа», передает ТАСС со ссылкой на NHK.

Напомним, Шишов был найден повешенным в одном из парков украинской столицы. Возбуждено уголовное дело, полиция проверяет версию об убийстве, замаскированном под суицид.

Сообщалось, что Тимановскую якобы насильно хотели вывезти с Олимпиады после критики легкоатлеткой спортивного руководства. После вмешательства МОК Тимановская заявила, что находится «в безопасном месте». 4 августа она прибыла в Польшу. Дисциплинарная комиссия МОК начала работу по ее делу, тренеры сборной Белоруссии на Олимпиаде Артур Шимак и Юрий Моисевич были лишены аккредитации.

Айелет Зуссман, тренер олимпийской чемпионки Токио в личном многоборье по художественной гимнастике Линой Ашрам, отреагировала на критику в России судейства Игр в Японии.

Российская команда осталась без золотых медалей в художественной гимнастике на Олимпийских играх впервые с 1996 года.

В субботу россиянка Дина Аверина стала серебряным призером в индивидуальном многоборье по художественной гимнастике на Олимпийских играх в Токио. Сборная России по художественной гимнастике также завоевала серебро в групповом многоборье.

Сама Аверина заявила, что не понимает судейство в финале соревнований и считает себя истинным победителем. Россиянки по ходу индивидуального и группового многоборья подали в общей сложности шесть протестов, два из которых были удовлетворены.

Эксперты назвали позором судейство турнира по художественной гимнастике на ОИ в Токио. Олимпийский комитет России (ОКР) отправил запрос по судейству на Олимпиаде руководству Международной федерации гимнастики (FIG).

9 августа 2021, 08:38

Текст: Евгения Шестак

Злоумышленники разрисовали краской автомобили с российскими номерами в украинском курортном городе Бердянск, сообщили СМИ.

По информации местного портала ProБердянск, инцидент произошел в ночь на 7 августа, пострадали два автомобиля, находившиеся возле одного из отелей.

Отмечается, что неизвестные закрасили номерные знаки автомобилей и оставили на них надписи. По данным портала, таким образом вандалы могли пытаться продемонстрировать, что «Бердянск – не место для отдыха российских автомобилистов».

При этом выяснилось, что владельцами автомобилей оказались граждане Украины. По факту происшествия местные правоохранители проводят разбирательство.

Напомним, украинская легкоатлетка, завоевавшая бронзу Олимпиады в Токио в прыжках в высоту, Ярослава Магучих подверглась критике в соцсетях со стороны соотечественников за совместные фото с российской спортсменкой, золотой медалисткой Марией Ласицкене. После этого минобороны Украины решило провести беседу с легкоатлеткой.

Россия «заслужила» санкции, из-за которых сборная не смогла выступить на Олимпийских играх под флагом страны, заявил телеведущий Владимир Познер.

По его словам, «скандал, который связан с допингом в России, был всеобщим». Познер заявил, что «разговаривал со многими людьми, которые имеют отношение к спорту в нашей стране». Как утверждает Познер, «они все признаются, что допинг применялся, причем широко». «Когда это было обнаружено – мы это отрицали, мы врали, обманывали», – приводит его слова «Матч ТВ».

«Ну и что вы хотите? Чтобы все считали, что нам вообще надо запретить участвовать в Олимпийских играх? Было и такое мнение, но нам, хоть и не под своим флагом, не со своим гимном, но все-таки разрешили. Есть немало людей, которые считают, что это неправильно, что пошли на совершенно ненужные уступки, что наказать нужно было строже», – сказал он, добавив, что такое отношение российская сторона «заслужила».

По его мнению, «недостаточно, непублично, непонятно, как были наказаны люди, которые имели отношение к распространению допинга, знали о его существовании, но не боролись с ним». Он выразил надежду, что «это урок, который мы усвоили». «Конечно, мы заслужили наказание», – сказал он.

«На зимней Олимпиаде в 2022 году в Китае мы опять будем без флага и гимна. И только на Играх–2024 всё вернется в норму, если мы опять где-нибудь не начудим. Я надеюсь, этот урок прошел недаром», – заявил Познер.

Познер отметил, что его ожидания по медальному зачету оправдались – он предполагал, что Россия будет либо на четвертом, либо на пятом месте. Познер полагает, что российские спортсмены «выступили примерно так, как могли», «можно быть удовлетворенными этими результатами».

На ваш взгляд

В субботу россиянка Дина Аверина стала серебряным призером в индивидуальном многоборье по художественной гимнастике на Олимпийских играх в Токио. Сборная России по художественной гимнастике также завоевала серебро в групповом многоборье.

Сама Аверина заявила, что не понимает судейство в финале соревнований и считает себя истинным победителем. Россиянки по ходу индивидуального и группового многоборья подали в общей сложности шесть протестов, два из которых были удовлетворены. Эксперты назвали позором судейство турнира по художественной гимнастике на ОИ в Токио. Олимпийский комитет России отправил запрос по судейству на Олимпиаде руководству Международной федерации гимнастики.

Летние Олимпийские игры в Токио объявлены закрытыми. Сборная России заняла пятое место в медальном зачете и стала третьей по общему количеству медалей (20 золотых, 28 серебряных и 23 бронзовых награды). В Токио россияне выступали под флагом Олимпийского комитета России, вместо гимна России звучал фрагмент из Первого концерта Петра Чайковского.

Минобороны Украины проведет беседу с легкоатлеткой Ярославой Магучих, которая во время Олимпиады в Токио сделала фото с россиянкой Марией Ласицкене, сообщила замглавы ведомства Анна Маляр.

Она напомнила, что Магучих является младшим лейтенантом вооруженных сил Украины. «Фото Ярославы рядом со спортсменкой Марией Ласицкене, которая выступала от команды Олимпийского комитета России, вызвало возмущение в обществе. Спортсмены, представляющие Украину на международных соревнованиях, должны понимать, что в Украине продолжается российско-украинская война и это накладывает определенные ограничения и ответственность», – написала она в Facebook.

Она также написала, что неосторожное поведение спортсменов может становиться «объектом информационных спецопераций врага».

«Вместе с тем прошу прекратить травлю Ярославы, пока мы не услышим ее собственное объяснение. Ярослава Магучих в настоящее время находится в Токио. Сразу после ее возвращения у меня запланирована с ней встреча. О результатах разговора сообщу», – уточнила Маляр.

Напомним, украинская легкоатлетка, завоевавшая бронзу Олимпиады в Токио в прыжках в высоту, Ярослава Магучих подверглась критике в соцсетях со стороны соотечественников за совместные фото с российской спортсменкой, золотой медалисткой Марией Ласицкене.

В субботу Ласицкене одержала победу в прыжках в высоту на Олимпийских играх в Токио. Второй стала австралийка Никола Макдермотт, Магучих заняла третье место. После победы украинские легкоатлетки поздравили россиянку с долгожданным титулом, а Ласицкене и Магучих сделали несколько совместных снимков.

Минск официально признает Крым в составе России в том случае, если «последний российский олигарх» начнет поставлять продукцию в регион, заявил белорусский лидер Александр Лукашенко в ходе «Большого разговора с президентом».

«Когда Белоруссия Крым признает? Я отвечаю публично: когда последний олигарх в России признает Крым и начнет поставлять туда продукты. За мной дело не заржавеет», – цитирует ТАСС Лукашенко.

Также он отметил, что Белоруссия не против интеграции с Россией, но без потери государственности и суверенитета страны. По его словам, Белоруссия никогда не была против тесного союза с Россией, но Москва и сейчас держит республику на расстоянии. При этом Лукашенко отметил, что в союзниках «у России больше никого нет», кроме Белоруссии.

«Может, вам не нравится это, но факт есть факт, может, конечно, было лучше, если бы Китай был вашим таким союзником, и для мира, может, было бы лучше, но увы», – сказал Лукашенко.

По мнению Лукашенко, основой любого межгосударственного союза является равноправие, в том числе и в вопросах экономики.

«Основа любого союза – это одинаковые условия, равноправие. Для людей равноправие, что мы во многом сделали. Это большая заслуга и россиян, и белорусов. Но как можно интегрироваться, если у вас на природный газ цены в два-три раза ниже, чем в Белоруссии», – сказал он.

При этом президент подчеркнул, что для развития экономической интеграции нет необходимости вступать в Россию. «Когда говорят все эти намеки об интеграции, я всегда головой Путина думаю, что нужна еще одна головная боль? Нет. Президент России это так и понимает. Для того чтобы интегрироваться, развивать экономику, не надо, чтобы кого-то брать в состав. Если вы говорите об интеграции, взять вот так включить в состав, может, мы и будем одним государством, может, мы и будем в составе России, может, Россия будет в составе Белоруссии», – заявил он.

Ранее Лукашенко заявил, что руководству Белоруссии поставлена задача углублять интеграцию с Россией в Союзном государстве с соблюдением национальных интересов.

Накануне белорусский премьер Роман Головченко заявил, что Белоруссия рассчитывает, что за счет поддержки из России ей удастся полностью перекрыть возможные негативные последствия от санкций Запада.

«После взятия Кундуза и установления там своей власти, движение «Талибан» (признано террористическим и запрещено в России) перегруппирует свои силы, и поведет наступление на столицу, Кабул, для установления своей власти», – отметил полковник в отставки, участник операции советских войск в Афганистане Анатолий Матвийчук.

Утром в воскресенье дубайский телеканал «Аль-Арабия» передал заявление «Талибана» о взятии Кундуза – стратегически важного города с населением более 370 тыс. человек, центра одноименной провинции на севере Афганистана, которая граничит с Таджикистаном. Позже кабульское правительство заявило, что спецназ правительственных войск проводит операцию по вытеснению талибов из Кундуза. Как бы то ни было, большая часть территории провинции находится под полным контролем «Талибана».

«Захват Кундуза будет также означать контроль над соседними провинциями близ северной афганской границы – Дзаузджан, Балх, Тахар и другими», – указал Матвийчук. Отметим, что талибы в воскресенье талибы также сообщили о взятии города Сари-Пуль – центра одной из северных провинций к юго-западу от Кундуза. Вечером того же дня ТАСС сообщил, что «Талибан» установил контроль над основными районами города Талукан – центра провинции Тахар на северо-востоке страны у таджикской границы.

Из этого следует, что попытка вновь организовать аналог «Северного альянса», который с 1996 года и до начала американской операции в Афганистане противостоял талибам, сейчас невозможна, отметил полковник Матвийчук. Северо-восточные районы страны, которые тогда оставались под контролем альянса и стали его плацдармом, сейчас плотно контролируются «Талибаном».

Переброска американских бомбардировщиков B-52 Stratofortress на помощь кабульскому правительству вряд ли переломит ход боевых действий, полагает Матвийчук. «Я думаю, что реальный ущерб от бомбовых ударов будет минимальным, потому что талибы являются в движении, они рассредоточены. Попасть в них практически невозможно», – считает военный эксперт. По мнению Матвийчука, посылка бомбардировщиков ВВС США – это в большей степени политический жест. «Американцы таким образом демонстрируют, что после сворачивания своего военного присутствия в стране они ушли не навсегда, что они продолжают помогать афганскому правительству. Но похоже, что США делают хорошую мину при плохой игре», – отметил собеседник.

С 2003 по 2013 год в Кундузе располагался полевой лагерь бундесвера. Немецкие солдаты, входившие в состав международной коалиции, отсюда помогали правительственным силам обеспечивать безопасность на севере Афганистана. С 2015 года Кундуз трижды захватывался исламистами. Нынешняя осада города продолжалась несколько недель.

Читайте также: