Монтажный блок маз 5432 схема

Обновлено: 02.05.2024

Блок предохранителей МАЗ

Блок предохранителей МАЗ представляет собой устройство, в котором располагаются предохранительные элементы, предназначенные для предотвращения поломки электрических устройств и оборудования.

Предохранительная панель МАЗ включает в себя три модуля:

  1. В первом блоке в соответствии со схемой расположения находятся предохранители на 30 и 60 ампер. Эти элементы предназначены для защиты генераторных установок и аккумуляторов от переплюсовки и коротких замыканий. От основного компонента блока реле на 60 ампер питаются практически все потребители электроэнергии, кроме световой сигнализации, поскольку она подключена напрямую к аккумулятору.
  2. Во втором блоке предохранителей находятся 21 устройство на 6 ампер.
  3. В третьем модуле располагается 9 компонентов на 8 ампер и один на 16 А.

На самом модуле располагается защитная крышка, на которую нанесена информация с метками. Последние поясняют назначение предохранительных устройств и реле и указывают номинал сопротивления деталей. Все элементы различаются между собой по внешнему виду и расположению, но все они предназначены для обеспечения правильной работы электроцепи транспортного средства. Если в сети происходят перепады напряжения, то в первую очередь ломается предохранитель, защищая электрооборудование от выхода из строя.

Без использования предохранителей могут функционировать только эти узлы:

  • реле стартерного механизма;
  • основной переключатель света;
  • обмотка отключения «массы»;
  • механизм деактивации приборов и автоматического запуска.

Маркировка и описание предохранительных элементов, расположенных во втором модуле:

Также в данной части модуля располагается 11 реле:

Третья часть модуля имеет маркировку ПР112 и включает в себя десять элементов:

  • клапан – предохранительное устройство муфты вентилятора системы охлаждения;
  • 59 – элемент системы освещения кабины;
  • 131 – предохранитель, отвечающий за рефрижератор, пневматический сигнал, розетку нештатной лампочки;
  • 133 – осушитель воздуха;
  • 161 – предохранительный компонент клапана остановки мотора;
  • 171 – предохранители таймера и автомагнитолы;
  • 172 – элемент, отвечающий за работу систему кузовного освещения;
  • 179 – неисправность нагревательной системы топлива;
  • одно гнездо в модуле резервное.

Адрес

г. Котельники,
ул. Новорязанское ш. дом 6, стр. 4 , этаж 2, офис 18

Электрическая схема автомобиля МАЗ

Два варианта электросхем автомобилей МАЗ. Все схемы представлены в виде уменьшенных копий - для увеличения кликните на изображении и скачайте на компьютер.

Электросхема МАЗ - вариант 1



Электросхема МАЗ - вариант 2



Al — Блок предохранителей и реле, A3 — Прерыватель стеклоочистителя, А6 — Прерыватель указателя поборота, А7 — Магнитола, А8 — Реле блокировки демультипликатора, BAI, BA2— Громкоговоритель, ВК — Датчик температуры, ВР1.ВР2 — Датчик давления воздуха, ВРЗ — Датчик давления масла, ВР4.ВР5 — Датчик аварийного давления воздуха, BPI0 — Датчик аварийного давления масла, BV2 — Датчик спидометра, BV3 — Датчик скорости, ЕКЗ,ЕК4 -Свеча ЭФУ, Е1,Е2 — Фара головная, ЕЗ,Е4 — Фара противотуманная, Е5,Е6 — Передний фонарь, Е7 — Фонарь, Е8 — Фонарь номерного знака, Е9. Е11 — Фонарь знака автопоезда, EI2 — Фонарь подкузовной, Е13,Е14 — Боковой указатель поворотов, EI5.EI6 — Фонарь габаритный, Е17,Е18 — Задний фонарь, Е20 — Фонарь заднего хода, Е23.Е24 — Плафон освещения кабины, Е25 — Плафон освещения двигателя, Е26 — Фара — прожектор, Е28,Е27 — Плафон освещения спального места, ЕК1,ЕК2 — Фонарь освещения стеллажей, ЕЗО — Нагреватель зеркал, EL1. EL6 — Лампа подсветки приборов, FU1 — Предохранитель 60 А, FU2 — Предохранитель 30 А, FU3—FU9 — Предохранитель 8 А, FU11 — Предохранитель 16 А, G — Генератор, GBl, GB2 — Аккумуляторная батарея 6СТ I90A, НА 1 — Комплект электрических сигналов, НА2 — Сигнал пневматический, КК1 — Добавочное сопротивление, КК2 — Прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза, К1 — Реле стартера, Ml — Стартер, М2, МЗ — Электродвигатель отопителя, М4 — Моторедуктор стеклоочистителя, М8 — Электродвигатель омывателя, РР — Комбинация приборов, Р2 — Тахометр, PS —Спидометр, RP — Реостат подсветки, XSl — Розетка основная, XS3 — Розетка, XS4 — Розетка переносной лампы в кабине, XS5, XS6 — Розетка, WA — Антена, SA1 — Выключатель стартера, SA2 — Переключатель стеклоочистителя, SA3 — Переключатель света главный, SA4 — Переключатель указателей поворота, SA5 — Переключатель отопителя, SA7 — Выключатель фонаря, SA8 — Выключатель плафона, SB1, SB3 — Выключатель кнопочный, SB4 — Выключатель аварийной сигнализации, SA9 — Выключатель клапана гидроотбора, Кнопочные выключатели с подсветкой: SB5 — Противотуманных фар, SB8 — Выключатель нейтрали, SB9 — Плафона освещения двигателя, SB11 — Фара—искателя, SB12 — Межколесного дифференциала, SB13 — Межосевого дифференциала, SB 14 — Фонарей автопоезда, SB 15 — Подогрева зеркал, SB20 — Освещения стеллажей, SK — Датчик аварийной температуры, SLI — Датчик уровня топлива, SP1.SP6 — Выключатель сигналов «стоп», SP7 — Выключатель, SQ1, SQ2 — Выключатель.

Контрольные лампы: HG1 — Блок контрольных ламп, HG4 — Поворотов тягача, HG5 — Поворотов прицепа, HG7 — Системы ЭФУ, HG8 — Дальнего света, HG9 — Включения делителя, HG10 — Межосевая блокировка, HG11 — Межколесная блокировка, HG12 — Включения нейтрали.

Монтажный блок предохранителей и реле МАЗ


В монтажном блоке предохранителей и реле МАЗ содержатся устройства, которые отвечают за сохранность и работоспособность электрооборудования автомобиля. О том, какую функцию выполняют предохранители и реле в комплексе и по отдельности, о расположении устройств в блоке автомобиля МАЗ

Функции предохранителей и реле в автомобиле МАЗ

Важную роль в электрической системе автомобиля МАЗ играют предохранители — небольшие по размеру элементы, которые на работу систем автомобиля влияния не оказывают, но в случае возникновения неполадок просто необходимы для предотвращения выхода электрических компонентов автомобиля из строя.

Реле и предохранители в автомобиле отличаются и по расположению, и по сопротивлению, и по виду. Главная их функция — обеспечивать нормальную работу электроцепи автомобиля. При значительных перепадах напряжения они принимают основной «удар» на себя и, перегорая, предотвращают выход из строя более дорогих электрических узлов.

Для удобства обслуживания, проверки и контроля состояния, замены вышедших из строя предохранителей в автомобиле МАЗ (как и в других автомобилях) они объединены в монтажный блок. На блоке содержится информация с метками, поясняющими предназначение того или иного предохранителя или реле, а также указывающими необходимый номинал сопротивления устройства.

Размещение и значение предохранителей и реле

Все предохранительные устройства в автомобиле МАЗ, отвечающие за нормальную работу электрооборудования, расположены в трех блоках.

Блок 111.3722

В первом блоке находятся предохранители на 30 и 60А (по одной штуке):

• 60А — это головной предохранитель;
• 30А — это устройство, отвечающее за питание независимого подогрева, предпускового подогрева техоборудования.

Основное предназначение головного предохранительного устройства — это защита генератора и аккумулятора от переполюсовки элементов и предотвращение короткого замыкания и его негативных последствий при пуске мотора от источника питания. От него запитаны практически все потребители электрической энергии в автомобиле, кроме аварийной сигнализации, напрямую подсоединенной к АКБ. Подключенные от генератора, все электропотребители имеют отдельные предохранительные устройства.

Без предохранительных устройств работают только следующие узлы:

• обмотка отключения массы;
• стартерное реле;
• головной переключатель света;
• отключение приборов и автоматического завода.

Предохранительный блок 23.3722

Во втором блоке находятся предохранители на 6А в количестве 21 штуки. Практически каждый предохранитель имеет свое обозначение, которое помогает определить, за работу какого электрооборудования он отвечает:

• 127 — спидометр, показатель напряжения, контрольное устройство регистрации скорости;
• Предохранитель, отвечающий за звуковые сигналы;
• 57 — тормозные сигналы;
• 90 — работа стеклоомывателя и стеклоочистителя;
• 120 — колесная и осевая блокировки, фонарь освещения сцепки, фонари заднего хода;
• 162 — подогрев зеркал;
• Обеспечение питания бортсистемы контроля;
• P51 — отвечает за подсветку приборов;
• 55 — предохранитель противотуманных фонарей;
• Кч.52 — предохранитель на габаритные огни с правой стороны;
• Г.52 — предохранитель на габаритные огни с левой стороны;
• Ф.56 — фонарь слева (свет ближний);
• Ж.56 — фонарь справа (свет ближний);
• 53 — предохранитель на дополнительные фонари дальнего света;
• К.54 — фонарь справа (свет дальний);
• З.54 — фонарь слева (свет дальний);
• Г.80 — предохранитель на отопительный вентилятор;
• Ж.79 — работа аварийной сигнализации;
• К.78 — предохранитель, отвечающий за указатели поворота;
• С.31 — предохранительное устройство на указатели головного щитка и лампы контроля;
• 50 — предохранитель на противотуманные фонари (задние).

В этом блоке также расположены реле в количестве одиннадцати штук, каждое из которых отвечает за работу определенного электрооборудования. Обозначаются буквой «К» и цифрой (например, К3):

  1. клаксон и звуковые сигналы;
  2. задний ход (фонари);
  3. блокировка отключения массы;
  4. фонари торможения;
  5. система бортконтроля;
  6. ближний свет;
  7. блокирование дальнего света;
  8. габариты;
  9. дальний свет;
  10. электрофакельное устройство;
  11. электрофакельное устройство.

Предохранительный блок ПР112

В этом блоке находится одно предохранительное устройство на 16А (техоборудование и резерв), а также предохранители на 8А в количестве девяти штук:

• Клапан — предохранитель на муфту вентилятора охладительной системы;
• Г.172 — кузовное освещение;
• Кч. 179 — работа нагревателей топлива;
• Р.171 — таймер и магнитола;
• Г.59 — предохранительное устройство освещения кабины;
• 3.131 — холодильник, розетка нештатной лампы, пневматический сигнал;
• Резерв;
• С.133 — устройство для защиты осушителя воздуха;
• О.161 — предохранитель клапана остановки двигателя.

Электрооборудование МАЗ

Автомобили МАЗ имеют 24-вольтовую систему электрооборудования, унифицированную с основными моделями и модификациями.

Электрооборудование автомобилей MA3-54322, МАЗ-64227 отличается от электрооборудования автомобилей МАЗ ранее выпускавшихся моделей насыщенностью различными контрольными приборами, лампами и сигнализаторами, позволяющими оценить состояние агрегатов и систем автомобиля. Работа систем автомобиля контролируется световыми сигнализаторами, а в отдельных случаях и шумовым реле. Ниже приведены необходимые сведения по конструктивным особенностям, обслуживанию и ремонту электрооборудования автомобилей.

На всех приведенных в разделе схемах буквами обозначены цвета проводов: Б - белый, Г - голубой Ж - желтый; О - оранжевый; Р - розовый; С - серый; 3 - зеленый; К - красный; Кч - коричневый; Ч - черный; Ф - фиолетовый.

С целью облегчения поиска неисправности цепи на схемах имеют цифровую индикацию, которая обозначена также и на проводах.

Система электроснабжения и электропуска

Система электроснабжения автомобиля состоит из двух источников: аккумуляторных батарей и генераторной установки переменного тока. Кроме того, в систему входит ряд промежуточных реле, выключатель массы батарей и замок-выключатель приборов и стартера.

В систему электропуска входят аккумуляторные батареи, стартер, выключатель массы батарей, замок-выключатель приборов и стартера, электрофакельное устройство (ЭФУ), парожидкостный подогреватель (ПЖД), промежуточные реле.

Аккумуляторные батареи

На автомобилях МАЗ установлены батареи типа 6СТ-182ЭМ или 6СТ-132ЭМ. Номинальное напряжение каждой батареи 12 В. На автомобиле две батареи соединены последовательно, что увеличивает рабочее напряжение до 24 В.

В зависимости от условий транспортировки сухозаряженных аккумуляторных батарей они могут поставляться без электролита или с электролитом. Аккумуляторные батареи, не залитые электролитом, перед началом эксплуатации следует привести в рабочее состояние, а залитые электролитом - при необходимости откорректировать по плотности.

Генераторная установка

Генераторная установка ГУ Г273А представляет собой генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и интегрированным регулятором напряжения (ИРН)

После 50 тыс. км пробега автомобиля и в дальнейшем при каждом ТО-2 необходимо снять ГУ с двигателя, разобрать, проверить состояние шарикоподшипников и электрощёток. Поврежденные подшипники и сильноизношенные щетки следует заменить.

Стартер

На автомобилях МАЗ устанавливается стартер типа СТ-103А-01.

Выключатель массы батарей

Выключатель типа ВК 860Б предназначен для подключения аккумуляторных батарей к массе автомобиля и отключения их.

Электрофакельное устройство (ЭФУ)

Устройство служит для облегчения запуска двигателя при температурах окружающего воздуха ниже - 5 °С до -25 °С.

Электрофакельное подогревательное устройство не предусматривает отдельных работ по техническому обслуживанию. Отказы, появляющиеся в ЭФУ, устраняются путем замены неисправного элемента.

Электрооборудование предпускового подогревателя

В процессе эксплуатации могут выходить из строя электроискровая свеча, термоэлектронагреватель и топливный электроклапан. Эти устройства неразборные и при выходе из строя заменяются.

Транзисторный коммутатор выполнен на электронных элементах, герметически закрыт, обслуживания не требует и также не ремонтируется.

Электродвигатель насосного агрегата в процессе эксплуатации не обслуживается. Так как электродвигатель работает непродолжительное время, то он обеспечивает нормальную работу подогревателя при пробегах автомобилей в течение нескольких капитальных ремонтов.

Системы освещения и световой сигнализации

В систему освещения входят головные фары, фары-прожекторы, противотуманные фары, передние и задние фонари, фонари заднего хода, плафоны кабины и освещения спальных мест, подкапотный фонарь, лампы и комплект коммутационной аппаратуры (включатели, переключатели, реле и т. п.).

В систему световой сигнализации входят указатели поворота, сигналы торможения, опознавательный знак автопоезда и аппаратура для их включения.

Контрольно-измерительные приборы

На автомобилях установлены спидометр, комбинация приборов, двухстрелочный указатель давления, блоки контрольных и сигнальных ламп, сигнализаторы, указывающие водителю на экстремальное состояние в той или иной системе, комплект датчиков, выключатели и переключатели.

Система звуковой сигнализации

Автомобили оснащаются двумя звуковыми сигналами: пневматическим, установленным на крыше кабины, и электрическим, состоящим из двух сигналов: низкого и высокого тона. Установлено также шумовое реле-зуммер, сигнализирующее о снижении давления воздуха в контурах тормозной системы и засоренности воздушного и масляного фильтров двигателя, что определяется по изменению давления при засорении фильтров.

Дополнительное оборудование

К дополнительному оборудованию относятся электрические устройства, обслуживающие стеклоочиститель, систему отопления и вентиляции кабины.

Электродвигатели стеклоочистителя и системы отопления в процессе эксплуатации техническому обслуживанию не подвергаются.

Предохранители и реле МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Предохранители и реле МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

Блоки коммутационной аппаратуры представляют собой объединения компонентов управления системами электроники и электрооборудования и их питанием (предохранители, блоки управления, реле, резисторы и диоды).

Блок коммутационной аппаратуры электронных систем находится под крышкой 1. Блок коммутационной аппаратуры (БКА) электрических систем находится под крышкой 2. Наклейки таблиц расположения предохранителей и других коммутационных устройств расположены на внутренних сторонах крышек 1 и 2.

Открывание / закрывание крышек.

  • Вывинтить два винта 3 и / или 4 и открыть крышку 1 и / или 2.
  • Закрывание произвести в обратном порядке.

Предохранители и коммутационные устройства.

Коммутационные блоки оснащены плоскими предохранителями с плавкими вставками.

Замену предохранителей и других коммутационных устройств производить только при отключенном питании автомобиля.

Цвет предохранителя не соответствует его номиналу и меняется в зависимости от изготовителя.

Запрещается!

  • Запрещается шунтирование и восстановление предохранителей.
  • Запрещается изменение конструкции предохранителей.
  • Перед заменой неисправного реле, сгоревшего предохранителя следует установить причину повреждения и устранить ее.

Блок коммутационной аппаратуры электронных систем.

Предохранители и реле МАЗ 5340M4, 5550M4, 6312М4 (Mercedes, Евро-6).

В блоке коммутационной аппаратуры 9 используются блоки предохранителей 1, 2, 3 и 4. В каждом блоке может находиться до четырех предохранителей, позиции которых обозначены буквами А, Б, В, Г на корпусе блока. Для проверки предохранителей следует снять крышки 5, 6, 7, 8. Номиналы и назначение предохранителей показаны в таблице.

Блок Позиция Назначение Номинал
1 А Питание инфомодуля АБС прицепа от клеммы 15 5 А
Б Питание АБС тягача от клеммы 15 5 А
В Питание индикаторов АБС тягача и прицепа 5 А
Г Питание системы электронного управления пневмоподвеской от клеммы 15 5 А
2 А Питание системы АБС прицепа от клеммы 30 10 А
Б Питание АБС тягача от клеммы 30 10 А
В Питание АБС тягача от клеммы 30 10 А
Г Питание системы электронного управления пневмоподвеской от клеммы 30 10 А
3 А Питание системы EDC/SCR от клеммы 30 15 А
Б Питание системы SCR от клеммы 30 5 А
В Питание системы EDC от клеммы 15 5 А
Г Питание системы SCR от клеммы 15 5 А
4 А Резерв
Б Резерв
В Резерв
Г Резерв

Назначения реле 10 зависят от устанавливаемых электронных систем.

Расположение реле и предохранителей в блоке коммутационной аппаратуры.

Устранение неисправностей и устройство электросхем автомобиля МАЗ: разбираем все нюансы


Мастера нашей компании специализирующийся на диагностике и ремонте автоэлектрики грузовых автомобилей МАЗ имеет большой опыт работы и знает слабые места в электронных системах управления, электрооборудовании, электропроводке, разъемах, реле и другой электронике и автоэлектрике данного грузового автомобиля.

Система электроснабжения и электропуска

Система электроснабжения автомобиля состоит из двух источников: аккумуляторных батарей и генераторной установки переменного тока. Кроме того, в систему входит ряд промежуточных реле, выключатель массы батарей и замок-выключатель приборов и стартера.

В систему электропуска входят аккумуляторные батареи, стартер, выключатель массы батарей, замок-выключатель приборов и стартера, электрофакельное устройство (ЭФУ), парожидкостный подогреватель (ПЖД), промежуточные реле.

Аккумуляторные батареи

На автомобилях МАЗ установлены батареи типа 6СТ-182ЭМ или 6СТ-132ЭМ. Номинальное напряжение каждой батареи 12 В. На автомобиле две батареи соединены последовательно, что увеличивает рабочее напряжение до 24 В.

Генераторная установка

Генераторная установка ГУ Г273А представляет собой генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и интегрированным регулятором напряжения (ИРН)

После 50 тыс. км пробега автомобиля и в дальнейшем при каждом ТО-2 необходимо снять ГУ с двигателя, разобрать, проверить состояние шарикоподшипников и электрощёток. Поврежденные подшипники и сильноизношенные щетки следует заменить.

Стартер

На автомобилях МАЗ устанавливается стартер типа СТ-103А-01.

Выключатель массы батарей

Выключатель типа ВК 860Б предназначен для подключения аккумуляторных батарей к массе автомобиля и отключения их.

Электрофакельное устройство (ЭФУ)

Электрофакельное подогревательное устройство не предусматривает отдельных работ по техническому обслуживанию. Отказы, появляющиеся в ЭФУ, устраняются путем замены неисправного элемента.

Электрооборудование предпускового подогревателя

В процессе эксплуатации могут выходить из строя электроискровая свеча, термоэлектронагреватель и топливный электроклапан. Эти устройства неразборные и при выходе из строя заменяются.

Транзисторный коммутатор выполнен на электронных элементах, герметически закрыт, обслуживания не требует и также не ремонтируется.

Электродвигатель насосного агрегата в процессе эксплуатации не обслуживается. Так как электродвигатель работает непродолжительное время, то он обеспечивает нормальную работу подогревателя при пробегах автомобилей в течение нескольких капитальных ремонтов.

Модельный ряд

Линейка грузовых автомобилей МАЗ

Обслуживаем электрику следующих модельей ряд грузовой техники МАЗ:

  • МАЗ-5440
  • МАЗ-6303
  • МАЗ-5551
  • МАЗ-4370
  • МАЗ-5336
  • МАЗ-5516
  • МАЗ-6430
  • МАЗ-5337

Посмотреть весь модельный ряд

  • МАЗ-6310
  • МАЗ-5659
  • МАЗ-4744
  • МАЗ-4782
  • МАЗ-103
  • МАЗ-6501
  • МАЗ-5549
  • МАЗ-5309
  • МАЗ-4371
  • МАЗ-5659
  • МАЗ-6516
  • МАЗ-5432
  • МАЗ-5309
  • МАЗ-6317
  • МАЗ-6422
  • МАЗ-6517
  • МАЗ-5743
  • МАЗ-5340
  • МАЗ-4571
  • МАЗ-5550
  • МАЗ-4570
  • МАЗ-6312
  • МАЗ-5434
  • МАЗ-4581
  • МАЗ-5316
  • МАЗ-6514
  • МАЗ-5549
  • МАЗ-500
  • МАЗ-5316
  • МАЗ-5334

По назначению обслуживаем следующую технику:

  • Тягачи
  • Автобусы
  • Прицепы
  • Самосвалы
  • Спецтехнику

Системы освещения и световой сигнализации

В систему освещения входят головные фары, фары-прожекторы, противотуманные фары, передние и задние фонари, фонари заднего хода, плафоны кабины и освещения спальных мест, подкапотный фонарь, лампы и комплект коммутационной аппаратуры (включатели, переключатели, реле и т. п.).

В систему световой сигнализации входят указатели поворота, сигналы торможения, опознавательный знак автопоезда и аппаратура для их включения.

Виды работ и услуг

  • Выездная диагностика перед покупкой
  • Компьютерная диагностика
  • Ремонт электрооборудования
  • Диагностика неисправности
  • Техпомощь на дороге
  • Профилактическая диагностика
  • Ремонт блока предохранителей
  • Выездной ремонт
  • Ремонт электронных систем управления
  • Ремонт блоков управления
  • Ремонт электропроводки
  • Выезд автоэлектрика
  • Выездная диагностика

Контрольно-измерительные приборы

На автомобилях установлены спидометр, комбинация приборов, двухстрелочный указатель давления, блоки контрольных и сигнальных ламп, сигнализаторы, указывающие водителю на экстремальное состояние в той или иной системе, комплект датчиков, выключатели и переключатели.

Двигатели МАЗ

  • ЯМЗ-236
  • ЯМЗ-238
  • ЯМЗ-656
  • ЯМЗ-658
  • OM-471 (от Мерседес Актрос)
  • ЯМЗ-536
  • ЯМЗ-650
  • ЯМЗ-651 (разработка Рено)
  • Deutz BF4M2012C (Дойц)
  • Д-245
  • Cummins ISF 3.8

Система звуковой сигнализации

Автомобили оснащаются двумя звуковыми сигналами: пневматическим, установленным на крыше кабины, и электрическим, состоящим из двух сигналов: низкого и высокого тона. Установлено также шумовое реле-зуммер, сигнализирующее о снижении давления воздуха в контурах тормозной системы и засоренности воздушного и масляного фильтров двигателя, что определяется по изменению давления при засорении фильтров.

Диагностика

Производим диагностику неисправностей, выездную диагностику и диагностику перед покупкой, компьютерную диагностику. В электрике современного грузового автомобиля МАЗ применяются сложная электронная система управления впрыском двигателя. Диагностика систем осуществляется с помощью диагностического сканера ДК-5, «Аскан», EDS-24, TEXA TXT. Более подробно с описанием данного диагностического сканера можно ознакомиться в разделе посвященном диагностике.

Дополнительное оборудование

К дополнительному оборудованию относятся электрические устройства, обслуживающие стеклоочиститель, систему отопления и вентиляции кабины.

Электродвигатели стеклоочистителя и системы отопления в процессе эксплуатации техническому обслуживанию не подвергаются.

Схемы электрооборудования Toyota MARK II / CHASER / CRESTA

Системы электронного управления МАЗ

  • ЯМЗ блок М230.е3 ГРПЗ Рязань
  • ЯМЗ Common rail EDC7UC31 BOSCH № 0281020111
  • Д-245Е3 EDC7UC31 BOSCH № 0281020112
  • Актрос ЭБУ управления PLD MR
  • Актрос ЭБУ движения FR
  • Deutz ЭБУ BOSCH № 0281020069 04214367
  • Cummins ISF 3.8 № 5293524 5293525

Модификации

Минский автозавод выпускал несколько вариантов лесовозного грузовика:

  1. Ранним вариантом является модель 509П, которая поставлялась заказчикам всего 3 года (с 1966 г.). На машине использовался передний ведущий мост с планетарными редукторами, установленными в ступице. В трансмиссии используется сухое сцепление с 1 рабочим диском.
  2. В 1969 г. на конвейер встал модернизированный автомобиль модели 509. Машина отличалась измененной схемой сцепления, измененными передаточными числами в раздаточном редукторе и коробке передач. Для упрощения конструкции в переднем мосту стали использовать цилиндрические колесные редукторы. Доработки конструкции позволили увеличить грузоподъемность на 500 кг.
  3. С 1978 г. начался выпуск МАЗ-509А, который получил доработки по аналогии с базовой версией грузовика. По неизвестным причинам автомобилю не присвоили нового обозначения. Внешним изменением стало перемещение фар головного освещения в передний бампер. На кабине появилась новая декоративная решетка с комбинированными фонарями на заглушках, установленных на месте отверстий под фары. Тормозной привод получил раздельную схему привода по мостам.

Признаки неисправности

  • Не горят задние фонари
  • Не работает печка
  • Не горит фара ближнего света
  • Не горит фара дальнего света
  • Не работает подъем кузова
  • Загорелся чек
  • Нет габаритов
  • Ошибка иммобилайзера
  • Не работают стеклоочистители
  • Не работают указатели давления воздуха
  • Льют форсунки
  • Неправильное показания спидометра
  • Нет питания на прицепе
  • Троит двигатель
  • Горит лампа давления масла
  • Не горят габариты
  • Нет зарядки
  • Не гаснет стоп-сигнал
  • Не работает тахограф
  • Горит лампа зарядки
  • Ошибки компьютера
  • Сгорает предохранитель
  • Не горят стоп-сигналы
  • Горит чек под нагрузкой
  • Пропали половинки
  • Не работает уровень пола
  • Пропали повороты
  • Не реагирует на газ
  • Не заводится
  • Не крутит стартер
  • Не набирает обороты
  • Не работает аварийка
  • Не тянет
  • Не включаются скорости
  • Пропала тяга

Ниже указан список неисправностей грузовиков МАЗ устранением которых занимаются наши мастера:

Показать перечень неисправностей

  • электропроводки
  • рефрижератора
  • иммобилайзера
  • системы бортовой самодиагностики
  • панели приборов
  • световой и аварийной сигнализации
  • системы нейтрализации выхлопных газов EGR
  • тормозной системы ABS
  • топливной системы
  • системы цифровой, мультиплексной передачи данных (информации) CAN (Кан) шины
  • системы управления движением
  • коробки переключения передач (КПП), ZF, АКПП, круиз-контроль
  • системы зарядки и электропитания
  • электрооборудования
  • стеклоочистителя, стеклоомывателя
  • электронных блоков управления (ЭБУ)
  • системы отопления и комфорта салона
  • системы управления двигателем
  • монтажный распределительного блока
  • дополнительного оборудования, гидроборта
  • звуковой сигнализации
  • системы управления пневмоподвеской, уровнем пола
  • гидравлической системы
  • системы пуска
  • освещение

Блок монтажный МАЗ — БСК-4

В системе электрооборудования современных автомобилей МАЗ-6430 применяется монтажный блок предохранителей и реле (блок бортовой системы) марки БСК-4 (ТАИС.468322.003) производства Минского завода ОАО “МПОВТ”. В конструкции монтажного блока для крепления электронных компонентов, реле и предохранителей используется многослойная, печатная плата. При коротких замыканиях в электропроводке автомобиля и токопроводящих жгутах происходит выход блока из строя. Так-же может применятся аналог БСК-4 с наименованием БКА-4.

Ремонт монтажного блока БСК-4 при дефектах в многослойной печатной плате производится нашими специалистами. При невозможности ремонта, требуется замена. Чтобы избежать выхода из строя монтажного блока БСК-4 нужно следить в первую очередь за соответствием номиналов предохранителей, а так-же состоянием электропроводки грузового автомобиля.

Автоэлектрика (электрика) и электроника автомобиля МАЗ имеет свои особенности, недостатки и достоинства, и эти особенности надо учитывать при эксплуатации грузовой машины МАЗ. Мастер, специализирующийся на ремонте автоэлектрики МАЗ имеет большой опыт работы по ремонту автоэлектрики (электрики) и знает слабые места в электрике автомобилей марки МАЗ. Навыки и опыт очень важны в работе хорошего грузового автоэлектрика (электрика) на выезде, чтобы минимизировать финансовые потери заказчика из-за простоя.

Компьютерная диагностика МАЗ

Своевременно проведенная компьютерная диагностика грузовика даёт возможность выявить причину сбоя в работе узлов, механизмов и предложить наиболее оптимальный способ её устранения. Качественно проведенные диагностические работы, позволяют объективно оценивать, полученную информацию.

Маз 5440 и Маз 6430 общее обозначении двух серий седельных тягачей Минского автомобильного завода выпускавшихся с 1997 года и по настоящее время с различными модификациями, изменениями (643008, 6430A8, 643005, 6430A5, 6430A4, 631208, 6312A8, 544009, 5440A9, 544008, 5440A8, 544005 и т. д.) и поколениями (Евро 3 4 5 6). В данной статье вы найдёте описание наиболее популярных блоков предохранителей и реле Маз 5440 и Маз 6430 со схемами и местами их расположения.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

5440

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Блок в салоне

Главный блок предохранителей и реле находится в салоне, по середине приборной панели, со стороны пассажира и закрыт защитной крышкой.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Исполнение блока и назначение элементов в них зависит от года выпуска и уровня оснащения маза. Актуальное обозначение для вашего автомобиля будет нанесено на обратную сторону защитной крышки. Сверяйте назначение, а в случаях затруднения обратитесь к диллеру.

Вариант 1

Вариант 1

p, blockquote 5,0,1,0,0 -->

Схема

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Вариант 1 - схема 1

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Описание предохранителей

Вариант 2

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Вариант 2

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Обозначение

p, blockquote 11,1,0,0,0 -->

Вариант 2 - схема

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Расположение основных элементов ЭСУ двигателя

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Вариант 2-1 - схема

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

1–реле управления стартером (промежуточное); 2–реле блокировки выключения АКБ; 3, 4–реле подогрева топлива; 5, 6–блок предохранителей ЭСУ двигателя и БДИ; 7–кнопка диагностики ЭСУ двигателя; 8–диагностический разъём ISO9141; FU601–предохранитель 10А ЭСУ двигателя; FU602–предохранитель 15А ЭСУ двигателя; FU603–предохранитель 25А ЭСУ двигателя; FU604, FU605–предохранители 5А БДИ

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Вариант 3

Вариант 3

p, blockquote 17,0,0,1,0 -->

Схема

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

Схема 3

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Описание предохранителей

  1. звуковой электро сигнал
  2. стеклоочиститель и стеклоомыватель
  3. звуковой пневмо сигнал, вольтметр, контрольные индикаторы реле ручного тормоза
  4. аварийная сигнализация
  5. указатели поворотов
  6. знак автопоезда и подогрев зеркал
  7. передние противотуманные фонари
  8. задние противотуманные фонари
  9. фонарь заднего хода
  10. резерв
  11. электропитание после замка зажигания
  12. электропитание на клемме 17
  13. клапаны дифференциалов и фара освещения сцепки
  14. электропитание тахографа
  15. электропитание указателей
  16. контрольные индикаторы
  17. контрольные индикаторы
  18. подсветка
  19. ближний свет левого борта
  20. ближний свет правого борта
  21. дальний свет левого борта
  22. дневной ходовой огонь
  23. габаритные огни левого борта прицепа/ полуприцепа
  24. габаритные огни правого борта прицепа/ полуприцепа
  25. дальний свет правого борта
  26. габаритные огни левого борта тягача
  27. осушитель воздуха пневмо системы
  28. габаритные огни правого борта тягача
  29. стоп сигнал тягача
  30. стоп сигнал прицепа/ полуприцепа
  31. электро факельное устройство
  32. резерв
  33. вентилятор отопителя
  34. розетка дополнительная
  35. акустическая система
  36. внутреннее освещение
  37. системы электронного управления

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

Конечно, это далеко не все варианты блоков и их назначения, которые использовались в МАЗах. А лишь самые часто встречающиеся.

Электросхема маз 54323 – технические характеристики, схема электрооборудования, кабина, редуктор заднего моста, фото, видео


Al — Блок предохранителей и реле, A3 — Прерыватель стеклоочистителя, А6 — Прерыватель указателя поборота, А7 — Магнитола, А8 — Реле блокировки демультипликатора, BAI, BA2— Громкоговоритель, ВК — Датчик температуры, ВР1.ВР2 — Датчик давления воздуха, ВРЗ — Датчик давления масла, ВР4.ВР5 — Датчик аварийного давления воздуха, BPI0 — Датчик аварийного давления масла, BV2 — Датчик спидометра, BV3 — Датчик скорости, ЕКЗ,ЕК4 -Свеча ЭФУ, Е1,Е2 — Фара головная, ЕЗ,Е4 — Фара противотуманная, Е5,Е6 — Передний фонарь, Е7 — Фонарь, Е8 — Фонарь номерного знака, Е9. Е11 — Фонарь знака автопоезда, EI2 — Фонарь подкузовной, Е13,Е14 — Боковой указатель поворотов, EI5.EI6 — Фонарь габаритный, Е17,Е18 — Задний фонарь, Е20 — Фонарь заднего хода, Е23.Е24 — Плафон освещения кабины, Е25 — Плафон освещения двигателя, Е26 — Фара — прожектор, Е28,Е27 — Плафон освещения спального места, ЕК1,ЕК2 — Фонарь освещения стеллажей, ЕЗО — Нагреватель зеркал, EL1. EL6 — Лампа подсветки приборов, FU1 — Предохранитель 60 А, FU2 — Предохранитель 30 А, FU3—FU9 — Предохранитель 8 А, FU11 — Предохранитель 16 А, G — Генератор, GBl, GB2 — Аккумуляторная батарея 6СТ I90A, НА 1 — Комплект электрических сигналов, НА2 — Сигнал пневматический, КК1 — Добавочное сопротивление, КК2 — Прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза, К1 — Реле стартера, Ml — Стартер, М2, МЗ — Электродвигатель отопителя, М4 — Моторедуктор стеклоочистителя, М8 — Электродвигатель омывателя, РР — Комбинация приборов, Р2 — Тахометр, PS —Спидометр, RP — Реостат подсветки, XSl — Розетка основная, XS3 — Розетка, XS4 — Розетка переносной лампы в кабине, XS5, XS6 — Розетка, WA — Антена, SA1 — Выключатель стартера, SA2 — Переключатель стеклоочистителя, SA3 — Переключатель света главный, SA4 — Переключатель указателей поворота, SA5 — Переключатель отопителя, SA7 — Выключатель фонаря, SA8 — Выключатель плафона, SB1, SB3 — Выключатель кнопочный, SB4 — Выключатель аварийной сигнализации, SA9 — Выключатель клапана гидроотбора, Кнопочные выключатели с подсветкой: SB5 — Противотуманных фар, SB8 — Выключатель нейтрали, SB9 — Плафона освещения двигателя, SB11 — Фара—искателя, SB12 — Межколесного дифференциала, SB13 — Межосевого дифференциала, SB 14 — Фонарей автопоезда, SB 15 — Подогрева зеркал, SB20 — Освещения стеллажей, SK — Датчик аварийной температуры, SLI — Датчик уровня топлива, SP1.SP6 — Выключатель сигналов «стоп», SP7 — Выключатель, SQ1, SQ2 — Выключатель.

Контрольные лампы: HG1 — Блок контрольных ламп, HG4 — Поворотов тягача, HG5 — Поворотов прицепа, HG7 — Системы ЭФУ, HG8 — Дальнего света, HG9 — Включения делителя, HG10 — Межосевая блокировка, HG11 — Межколесная блокировка, HG12 — Включения нейтрали.

Электросхемы МАЗ — это документ, в котором изображены все составные элементы электрического оборудования автомобиля.


Устройство электрических систем автомобиля МАЗ


Электрическая система включает в себя такие механизмы:

  1. Система электроснабжения и запуска двигателя. Она состоит из промежуточного реле, выключателя массы батарей, замка-выключателя устройств и стартера.
  2. Аккумуляторная батарея. Ее номинальное напряжение — 12 В. Здесь установлено 2 батареи, которые соединены последовательно друг с другом.
  3. Генераторная установка. Это генератор переменного тока, оборудованный выпрямительным блоком.
  4. Стартер с электросхемой Евро-3. Он состоит из контактного болта, стакана, тяги якоря, реле, обмотки, резьбовых заглушек, электрорешетки.
  5. Выключатель массы батарей. Он необходим для отключения и подключения аккумулятора к массе транспортного средства.
  6. Электрофакельное устройство. Его функция заключается в облегчении запуска двигателя в условиях низких температур.
  7. Предпусковой обогреватель.
  8. Система освещения и световой сигнализации. В эту схему электрооборудования входят головные фары, прожекторы, противотуманные огни, задние фонари, освещение внутри кабины водителя.

Система питания воздухом МАЗ-543202, 543203 на МАЗ-5432

Минский автомобильный завод на протяжении более полувека является флагманом Белорусского тяжелого автомобилестроения. Грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и прицепная техника составляют основу производственной номенклатуры. Производство седельных тягачей на заводе было начато еще в начале 50-х годов прошлого столетия, и к настоящему моменту предприятие имеет в этой области колоссальный опыт. Первый седельный тягач МАЗ 5432 относящийся к большегрузам завода третьего поколения был собран в начале 80-х годов 20-го века. От предыдущих версий машину отличала более комфортабельная кабина с просторным спальным отсеком, а также наличием стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески. В 1988 году автомобиль имел уже целую линейку моторов. Кроме новых на тот момент двигателей Ярославского моторного завода ЯМЗ-8421 и ЯМЗ-8424 мощностью 360 и 425 л.с. соответственно, стали устанавливать 360-сильные дизеля западногерманской . В дальнейшем сотрудничество МАЗ и MAN продолжилось, а в 1998 году на совместном предприятии стали собираться седельные тягачи, где на усовершенствованном шасси МАЗ 5432 стали устанавливать МАНовские силовые агрегаты и кабины. Сборка автомобилей на совместном производственном конвейере в республике Беларусь позволила удешевить производство конкурентоспособной продукции мирового качества на 30%. В настоящее время 98% грузовиков МАЗ-МАН соответствует экологическим нормам Евро-3.

История модели

Первый серийный седельный тягач серии «МАЗ-5432» был собран на главном конвейере Минского автомобильного завода 19 мая 1981 года. Этот день принято считать точкой отсчёта в истории белорусских магистральных грузовиков третьего поколения. Грузоподъёмность этого тягача достигла 21 тонны, а полная масса – 34 тонн. Кроме того, данное семейство отличалось кабиной качественно нового образца с двойным спальным местом большого объёма, более современным оснащением и наличием поперечного стабилизатора в конструкции передней подвески.


Запущенные в серийное производство в 1985 году «МАЗ-54322», с дизелем «ЯМЗ-238Ф2», и в 1988 году «МАЗ-54323», с мотором «ЯМЗ-238Б», отличались ещё более комфортабельной кабиной и изменённым оформлением передней части. В разработке модели «МАЗ-54323»приняли участие специалисты . В частности, оснащение кабины было выполнено с использованием технологических решений «МАН»овских кабин серии «F-2000». И в том же 1988 году «МАН»овские 360-ти сильные дизельные двигатели впервые были поставлены на «МАЗ»ы (в модификации «МАЗ-54326»).

В 2000 году у этих грузовых автомобилей, которые к тому времени вошли в число лидеров по объёму производства, ведущие мосты были обеспечены блокировкой межколёсного дифференциала, а новая передняя ось стала выдерживать нагрузку до семи тонн, и обеспечивать угол поворота управляемых колёс до 45-ти градусов.

Производство «МАЗ-54323» и других грузовых автомобилей серии 5432 было окончательно завершено к 2008 году, когда на смену им пришли более новые и современные «МАЗ-5440». Не стоить путать двух- и трёхосные минские магистральные тягачи: у трёхосников .

Технические характеристики в цифрах

  • Длина тягача – 5,980 м, Ширина – 2,500 м, Высота – 3,650 м;
  • Колёсная база – 3,550 м;
  • Радиус поворота по внешнему колесу – 8,3 м;
  • Диаметр разворота – 9 метров;
  • Снаряжённая масса автомобиля – 7,05 тонн;
  • Полная масса автомобиля – 16 тонн;
  • Полная масса прицепа – 26,8 тонн;
  • Полная масса автопоезда – 34 тонны;
  • Нагрузка на переднюю ось – 7 тонн; на заднюю ось (тележку) – 10 тонн;
  • Нагрузка на седельно-сцепное устройство – 8,8 тонн;
  • Объем топливного бака – 500 литров;
  • Тормозной путь автопоезда с 60 км/ч – 36,7 м;
  • Контрольный расход дизтоплива автопоезда –32,3 литра при 60 км/ч, 41,8 л при 80 км/ч.


Масса узлов и агрегатов

  • Двигатель ЯМЗ без коробки передач и сцепления – 1150 кг,со сцеплением и коробкой передач – 1600 кг;
  • Передняя ось – 443 кг,задний мост – 694 кг;
  • Рама – 650 кг;
  • Кабина – 645 кг.

Седельно-сцепное устройство «МАЗ-54323» – полуавтоматическое, с двумя степенями свободы.

Двигатель

  • Рабочий объём – 14,866 кубических сантиметров;
  • Мощность – 220 кВт (300 л.с.), при 2000 оборотах в минуту;
  • Крутящий момент – 1177 Н-м (120 кгс-м) при 1200-1400 об/мин;
  • Минимальная частота вращения холостого хода – 600±50 мин-1;
  • Степень сжатия – 15,2;
  • Порядок работы цилиндров– 1-5-4-2-6-3-7-8;
  • Средняя скорость поршня – 9,33 м/с;
  • Диаметр цилиндра – 130мм, ход поршня – 140 мм;
  • Масса не заправленного смазкой двигателя без КПП – 1130 кг;
  • Минимальный удельный расход топлива – 208 г/кВт ч (153 г/л.с. ч);
  • Среднее эффективное давление – 890,4 кПа (9,08 кгс/см2 );
  • Ресурс двигателя до первого капитального ремонта – не менее 10 000 часов.

Блок цилиндров двигателя – литой, из низколегированного чугуна, отлитый в качестве одного целого с верхней частью картера. Гильзы цилиндров – «мокрого» типа, из легированного чугуна, с уплотнением водяного стыка, обеспеченным тремя резиновыми кольцами. 2 головки блока цилиндров – литые, из низколегированного чугуна, по одной на каждый ряд цилиндров, с запрессованными сёдлами и направляющими втулками клапанов. Камера сгорания – однополостная в поршне. Поршни – литые, из высококремнистого алюминиевого сплава.


Технологически мотор «ЯМЗ-238Б» аналогичен «ЯМЗ-238М2», и отличается от него наличием системы турбонаддува, и связанными с нею изменениями в конструкции. Двигатель «ЯМЗ-238Б» изначально был разработан именно для «МАЗ»овских автопоездов. Использовался также в составе тракторной техники, фронтальных погрузчиках и путевых машинах, на самосвалах и бульдозерах. В настоящее время данная модель двигателя тоже уже не выпускается.

Трансмиссия

Двигатель «ЯМЗ-238Б» агрегатируется с двухдисковым сцеплением «ЯМЗ-238К», также производства Ярославского моторного завода, с механическим приводом, периферийными цилиндрическими пружинами и усилителем пневматического типа. Ведомые диски – с демпферным устройством. Наружный диаметр ведомого диска равен 400 мм. Предусмотрена возможность установки одно-дискового сцепления «ЯМЗ-161», наружный диаметр ведомого диска которого составляет 420 мм.

Восьми ступенчатая механическая коробка передач марки «МАЗ-543205» характеризуется наличием демультипликатора и оборудована двумя скоростями заднего хода. Синхронизаторы имеются на всех передачах, кроме задних. Передаточные числа следующие: I-7,73; II-5,52; III-3,94; IV-2,80; V-1,96; Vl-1,39; VII-1,0; VIII-0,71; ЗХ-11,78 и 2,99. Переключение скоростей осуществляется через телескопический привод, встроенный в коробку передач.

Карданная передача представляет собой один карданный вал. Главная передача — разнесённая, двухступенчатая: центральный конический редуктор и планетарные передачи в ступицах колёс; общее передаточное число – 5,49.


Подвеска и ходовая часть

Передняя подвеска грузовика смонтирована на продольных полуэллиптических рессорах с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости, задние концы рессор — скользящие. Задняя подвеска– на двух основных и двух дополнительных рессорах и стабилизатором поперечной устойчивости, концы дополнительных рессор и задние концы основных — скользящие.

Колёса на «МАЗ-54323» установлены бездисковые, с ободами 8,5В-20, крепление осуществляется болтами с прижимами. Шины – 11.00R20 (300R508), модели«И-111А». Давление воздуха в передних шинах 7,5, задних — 6,7 кгс/см.кв.

Рулевое и тормозное управление

Конструкция рулевого механизма следующая – винт и шариковая гайка-рейка, которая находится в чётком зацеплении с зубчатым сектором, и с встроенным распределителем усилителя руля. Передаточное число – 23,55. Усилитель руля – с вынесенным гидроцилиндром.

Рабочая тормозная система установлена барабанного типа, с механизмами диаметром 420 мм и шириной накладок 160 мм. Тормозная система «МАЗ-54323» снабжена двухконтурным пневмоприводом, а задние тормозные камеры – с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз осуществляется на тормозе задних колёс от пружинных энергоаккумуляторов, привод которых – пневматический.

Запасная тормозная система совмещается с системой стояночной. В качестве вспомогательного тормоза используется моторный замедлитель с пневматическим управлением. Привод тормозов полуприцепа является комбинированным (двух- и однопроводным). Имеется специальный предохранитель против замерзания конденсата.


Электрооборудование

Напряжение бортовой сети автомобиля составляет 24 Вольта. На нём установлены две аккумуляторные батареи марки«6СТ-190А». Есть возможность установки аккумуляторных батарей«6СТ-182». Грузовик комплектуется генераторной установкой«Г273В» со встроенным регулятором напряжения, стартером«СТ103А-01» или «25.3708».




Модификации

МАЗ 6303 можно рассматривать как универсальную платформу, на которую в зависимости от требований заказчика устанавливается необходимое оборудование. Грузовые платформы могут быть открытого бортового, шторного или тентового типа. Могут быть также установлены самосвальные платформы, сортиментовозные площадки и краны грузоподъемностью до 25 тонн. Среди основных модификаций МАЗ 6303, получивших наибольшее распространение можно отметить:

  • МАЗ-630326 – автомобиль-тягач или сортиментовоз для перевозки сортимента длиной от 2 до 6 метров в составе автопоезда. Полная масса автопоезда может достигать 48000 кг. Колесная формула 6Х4;
  • МАЗ-630168 – грузовой автомобиль с колесной формулой 6Х2, предназначенный для перевозки грузов в системе транзитных перевозок МДП в составе автопоезда общей массой до 44000 кг. Соответствует требованиям TIR.
  • МАЗ-6317 – грузовой 11-тонный автомобиль-вездеход с колесной формулой 6Х6. Широкопрофильные вездеходные шины с изменяемым давлением и большой дорожный просвет, позволяет автомобилю транспортировать грузы по пересеченной местности в составе автопоезда полной массой до 55 тонн. Часто используется в качестве аэродромного тягача для буксировки самолетов. Широко применяется как в военной области, так и в гражданских отраслях.

В настоящее время выпускается несколько модификаций платформ грузоподъемностью от 14,5 до 19,5 тонн с колесной формулой 6Х4. Шасси оснащаются как традиционными двигателями ЯМЗ, так и силовыми установками Deutz. Шасси МАЗ 6303А5-348 (-349, 351, 352) предназначаются под установку кранов, экскаваторов и бетоносмесителей. Комплектации МАЗ 6303А5-348 (-349) оснащаются центральным редуктором отбора мощности (ЦРОМ).

Устройство

Все версии автомобилей построены на рамном шасси с колесной базой 3550 мм. Подвеска переднего моста оснащена листовыми рессорами и амортизаторами. Позднее в конструкцию ввели торсионный стабилизатор. Задний мост устанавливается на листовых рессорах или пневматических подушках. Часть грузовиков оснащена блокируемым дифференциалом. На всех модификациях сзади имеется стабилизатор поперечной устойчивости.

Двигатель располагается в передней части машины, сверху закрыт откидной кабиной. На тягачах использовалось 1 и 2-дисковое сцепление сухого типа. Устанавливались только механические коробки передач, имевшие от 5 до 16 скоростей. Задний мост оснащен конической главной парой и дополнительными планетарными передачами в ступицах. Между мостом и коробкой расположен карданный вал.

Тормозные механизмы оснащены пневматическим приводом, встречаются модели с системой АБС. Схема электропроводки автомобилей построена по 1-проводной схеме, рабочее напряжение составляет 24 В. Источниками тока являются аккумуляторы и генератор, установленный на двигателе.

Основные размеры

  • Длина – 5950-5980 мм, 6065 мм(МАЗ-МАН);
  • Ширина – 2500 мм;
  • Высота – 3160 мм, 3116 мм(МАЗ-МАН);
  • Клиренс – 280 мм;
  • Колесная база – 3550 мм.

Весовые параметры

  • Снаряженная масса автомобиля – 7050 кг;
  • Распределение нагрузки – передняя ось 4680 кг, задняя ось 2370 кг;
  • Полная масса автомобиля – 16000 кг;
  • Распределение нагрузки при полной массе – передняя ось 6000 кг, задняя ось 10000 кг;
  • Допустимая масса, приходящаяся на седельно-сцепное устройство – 8800 кг;
  • Полная масса основного полуприцепа – 26800 кг;
  • Полная масса автопоезда – 34000 кг.

Динамические характеристики

  • Максимальная скорость автопоезда – 100 км/ч;
  • Время разгона автопоезда до 60 км/ч – 60 с;
  • Выбег автопоезда с 50 км/ч – 950 м;
  • Тормозной путь автопоезда с 60 км/ч – 36,7 м;
  • Контрольный расход топлива автопоезда – при 60 км/ч 32,3 л, при 80 км/ч 41,8 л;
  • Радиус поворота – по внешнему колесу 8,3 м, габаритный 9,0 м.

Кабина

«МАЗ-54323» укомплектован двухместной, с двумя спальными местами, кабиной. Она выполнена подрессоренной, откидывающейся вперёд под углом в 60 градусов, посредством гидроцилиндра. Сиденье водителя – подрессоренное, регулируемое по весу водителя, длине, высоте, наклону подушки и спинки. В крыше кабины предусмотрен вентиляционный люк. Потолок кабины довольно высокий, в особенности по сравнению с прежними грузовиками «МАЗ». Сверху на кабину для улучшения аэродинамических свойств зачастую устанавливался специальный обтекатель.


Схема работы стеклоочистителя и щеток МАЗ

Схема стеклоочистителя схожа со схемой отопителя МАЗ.

При включении малой скорости задействуются контакты V и L, на первом переключателе устанавливаются режимы D и I.

На термобилеметаллический предохранитель 10, а после на неподвижный контакт.

Затем ток поступает на клемму переключателя L.


С данной клеммы напряжение переносится на клемму V, затем на D. Финальная точка перемещения тока – это штекерная колодка на электрощетку якоря электрического двигателя МАЗ.

Читайте также: