На сузуки гранд витара горит обслужите esp

Обновлено: 03.05.2024

"Обслужите систему стабилизации"

Под капотом на 30 и 50А, 10А в салоне. Только и АБС отключится.

dartweider
Проходил мимо

Ответ: Загорелась обслужить систему стабилизации

плавают обороты, пропал газ движение не возможно нахожусь в комсомольске диллер по соглашению в артеме за1000 км, что делатьЧешу репу. извеняюсь за такое общение первый раз не могу никак научится пользоваться

dartweider
Проходил мимо

Ответ: Загорелась обслужить систему стабилизации

приветствую, только начал общатся еще не разобрался толком как, но ознакомился с данной темой и обнаружил. что ни у кого не плавали рывками обороты на холостых и не отказывала педаль газа, модель 2010 г 5дв, J24B АККП, может есть пути решения проблемы

Продвинутый новичок

Ответ: Загорелась обслужить систему стабилизации

Чек горит? Бортовая диагностика что показывает, какие коды DTC?

Fireman1975
Сузуковод со стажем

Ответ: Загорелась обслужить систему стабилизации

Управление дроссельной заслонкой переходит в "аварийный" режим" - открытие на 7 градусов. Причин несколько, все связаны с дроссельной заслонкой или датчиком педали. Уточняйте код неисправности.

Продвинутый новичок

Ответ: Загорелась обслужить систему стабилизации

Отчитаюсь о решении своей проблемы, пост №18, прошу сильно не пинать, за причиненное беспокойство повеселю честнУю компанию. Хочу поблагодарить всех кто откликнулся. Нашел обладателя сканера, при этом откровенно слабого специалиста - молодой ишшо)), но жадный - 2тыр за считывание и стирание, больше ничего, даже не расшифровал, бо не имел представления. Обнаруженные коды ошибок: С1091, С1094. Почитал, понял, что нужно диагностировать вручную, с цэшкой (конечно же с мультиметром), начиная с колёсных датчиков. Однако отсутствие индикации о проблемах с АБС, а при неработающем датчике такая ошибка обязана была появиться, с прозвонкой\проверкой решил пока повременить. Тем временем проблема, при попытке резко разгонаться, периодически напоминала о себе надписью "ОБСЛУЖИТЕ СИСТЕМУ СТАБИЛИЗАЦИИ", загорающимся чеком, а постоянно - невозможностью раскрутить двигатель больше 3700-3800 оборотов. Нашел в магазине ELM327 V1.5 от МАСТЕР КИТ. Сканмастером считал ошибки по движку: Р2227, Р0101. Отсюда пришла мысль поменять воздушный фильтр, срок как раз подошёл, и почистить MAF сенсор, он же ДМРВ. Начал с самого простого, с фильтра. Открыл капот, откинул сэндвич утеплителя из войлока и бельтинга - некуда было сложить, гаража то нет, так он под капотом и прописался. И казалось нормально, двиг не нагревался больше обычного - всё пучком. Заменил фтльтр, опробовал на ходу, результат на лицо - мах. обороты 4100- 4200. И тут наконец-то меня осенило Рыдаю! Движку, откровенно воздуха не хватает! Прыг под капот, а бельтинг зараза при активном педалировании оказывается засасывается в воздухозаборник и почти полностью его перекрывает. Убрал все из под капота и тапочку в пол. С 3500 до 5000 (больше не раскручиваю) такая долгожданная приятная тяга - вдавливает в спинку сиденья, восторг! Вот ведь. Связал появление с буксованием в снегу, а ключик был не там. Зимой скользко, поэтому двиг так не кручу, да и не гонщик я по нашим направлениям - дорог то нет. А вот в снегу и в правду крутил движок нещадно пытаясь ходом, на второй передаче, проскочить занесённую дорожку метров так в 700. Там видимо и закрылась дыхалка движка в первый раз. Ну, а летом другая история - сухо и погазовать местами можно без опасений слететь со скользкой дороги, тут то и проявлялась вся описанная выше ситуация. Только одно не могу до конца понять - почему загоралась именно надпись из топика, а не просто чек с ошибками 0101 и 2227. Да и ещё, бортовой диагностикой почему-то этих ошибок небыло видно? Может у кого есть какие соображения?

Объявление

Так называемый «синий» форум Всероссийского клуба SUZUKI, далее «форум», был организован несколько лет назад. Появился он, потому что группа активных товарищей во главе с Валерой Адаменко ака TorneoSprint решила, что нужна интернет площадка, где любители авто марки «Сузуки» могли бы общаться, делиться опытом, придумывать всяческие мероприятия и объединяться в свой любви к марке машин, выше упомянутой фирмы. Изначально ресурс был задуман как пространство свободного излияния своих мыслей и взглядов, без злобства, необоснованного забанивания, расшаркивания и покраски травы в зеленый цвет. Любая конструктивная критика по форуму в целом и по отдельным темам принимается и рассматривается.
На форуме не принимается непарламентские выражения и на них жесткая цензура. А также забаниваются пользователи, систематически позволяющие себе оскорблять личные человеческие достоинства кого-либо.
На сегодняшний день уже нет сомнений в правильности сделанного решения, форум существует несколько лет, количество его членов растет, и жизнь в нем клубится
.
На форуме нельзя : Употреблять неформальную лексику, в спорах допускать высказывания оскорбительные и унижающие человеческое достоинство оппонента, размещать рекламу.
На форуме по просьбе модераторов рекомендуется : Активно использовать функцию поиск, перед тем как завести тему по интересующему вас вопросу! Ставить в подписи марку, тип двигателя и год выпуска вашего авто.
На форуме можно : Заводить темы и знакомства, флудить и философствовать, задавать технические вопросы и не технические тоже, утверждать и сомневаться, высказывать свое мнение и оспаривать чужое, делиться своими придумками по совершенствованию японской инженерной мысли и не японской тоже, спрашивать совета и давать советы, обращаться за помощью и оказывать ее, рассказывать о своих достижениях и неудачах, приглашать в гости и напрашиваться, участвовать в конкурсах, соревнованиях и получать призы за победу и как минимум грамоту за участие, размещать объявления некоммерческого характера и возмущаться появлением рекламы.

Неленивые могут ознакомится с полным сводом правил ТУТ и с рекомендациями ТУТ.

О некоторых непонятных непонятках

Есть еще неформальные добровольные группы, объединившиеся желанием совместно побузить и весело провести время, устроить какое-нибудь безобразие в виде поездки или конкурса, достать администрацию форума каким-либо «важным» вопросом. Особо активные группы Президент клуба TorneoSprint волевым, не побоюсь этого слова, волюнтаристским решением выделил на форуме в назидание другим бузотерам . Так появились команда Южане и команда Тринадцатый Вредный Чижик .

Вопрос: Что такое «Свой сервис» и «Свой страховой брокер»?
Ответ: Это место в столице нашей родины, куда можно привезти свою любимую машинку на предмет осмотра, ремонта, прохождения ТО и…., если в глазах появится особый блеск и хорошо спрятанная заначка жжет ляжку, превратить свой пепелац во всепроходный, всепролазный, практически непотопляемый монстр оффроуда. А так же лично познакомится с мастером, который будет ее препарировать, задать глубокомысленные вопросы и получить вежливые ответы.
Попить кофе и весело поболтать с президентом, если удастся его там поймать. В отсутствие оного есть с кем побеседовать о перспективах роста цен за ОСАГО и заодно решить, как повыгоднее застраховаться.

Вопрос: Зачем просят в подпись ставить марку машины? Я свободный человек хочу - ставлю, хочу - нет.
Ответ: Хотите на здоровье и дальше. Только, если будите задавать вопрос по какой-нибудь несуразицей с машиной, не забудьте указать марку машины, тип двигателя, год выпуска и что вы делали в октябре 1993 года. Ибо, каков будет Ваш вопрос, таким будет и ответ. ИМХО. Проще поставить в подпись и на кучу уточнений не придется отвечать.

Вопрос: Достали с этим «поиском». Где искать и как пользоваться?
Ответ: Правильно поставленный вопрос, содержит в себе ответ (с) «Очередная модная школа построения бизнес-процессов».
Для того что бы воспользоваться поиском достаточно внимательно взглянуть на экран монитора. Там на чистейшем русском языке написано слово «Поиск» см. Рис. 1. Скалываете это слово. Открывается менюшка. Вбиваете то, что ищите. И «Вперёд». См. Рис.2. Возможно, надо будет повторить поиск с разными вариациями ключевых слов. Но что-то непременно найдете.

Вопрос: Меня эта су.. этот коз… модератор забанил. А я белый и пушистый! Куда, что, где опротестовать?
Ответ: У вас есть раздел забанненные. Топайте туда и протестуйте. Борящийся за правое дело, его в сей борьбе и обрядши!

Ошибка появилась на трассе, ехал где-то 110-120км/ч. опа! "Обслужить систему стабилизации", загорелась ошибка ESP и ABS. Километров через 30 загорелся "чек".
Кто с этим сталкивался? Во что выливалось?
В пон. поеду в сервис.

П.С. Во всем же надо искать плюсы и вот плюс от этого, что в грязЯх не надо выключать ESP что бы не мешал ))) а я снова в полях да лесах шарюсь.

Машины в продаже


Suzuki Grand Vitara, 2008


Suzuki Grand Vitara, 2008


Suzuki Grand Vitara, 2011


Suzuki Grand Vitara, 2014

Комментарии 16

Нечто похожее было как-то зимой когда я сдуру с блокировкой решил перелезть ледяной торос на дороге после метели и сел на брюхо. Когда сдёрнул меня назад Митсубиши Делика и я поехал под днищем был небольшой гул (как пустые консервы сзади привязали) и загорелось про обслужить ESP. Характер гула был связан с нажатием педали газа. Доплёлся до эстакады, выправил защиту вниз чтоб на неё выхлопная трасса не ложилась и не брякала, одел слетевшую резинку подвеса выхлопной трассы в районе задней левой двери и проблема ушла.

блин-абс загорался тоже -но зимой в морозы, когда руль выворачиваю до упора -АБС гаснул или когда проеду по трамвайным путям-то от вибрации гаснул

Бывает такое ещё когда закиснет направляющий болт суппорта.

После жестких говен как то выскакивало разок, помыл днище керхером, все пропало…

Жесткие говна до ошибки были неделю назад)) Завтра на диагностику сгоняю.
Но вы меня тут успокоили малость, датчики… болты… все это мелочи)

да еще бывали случаи что сдыхал сам модуль АВС но это сверх редко.

вариантов два или аккумулятор сдох или один из датчиков АВС . скорее всего датчик. где то его или оборвал или растянул. в любом случае замена.

Акб в норме, тоже грешу на какой-то датчик. Ступичный еще воет давно… мож он чего подпортил.

было такое на морозе, пропало

У нас тут конечно июнь маслость афигел, но не на столько, морозов нет))))

Горит лампа ESP – причина и способы ремонта

Система ESP в автомобиле, пожалуй, самый яркий пример развития технологий в сфере безопасного управления автомобилем. Родившись как продолжатель дела ABS, ESP сегодня разрослась в целый комплекс различных ассистентов и служб, которые всячески облегчают жизнь водителю. Чем дороже автомобиль, тем больше в нем различных электронных помощников. Антипробуксовочная система, имитация блокировки дифференциала, система помощи спуска с горы, система экстренного торможения и прочая-прочая – все это сегодня выполняет система стабилизации. Но помогает она ровно до того момента, пока на приборной панели не загорится значок ESP.

На приборной панеле горят желтые лампочки ABS и ESP

На приборной панеле горят желтые лампочки ABS и ESP

Почему горит лампа ESP?

Если горит лампа ESP, значит система не работает. Иных причин не бывает, разве что водитель сам отключил систему стабилизации кнопкой (есть на многих машинах с этой системой). Иначе причину нужно искать.

Проблема в том, что ESP это почти полностью электронная система. По механическим элементам автомобиль с ESP отличается от машины с ABS только конструкцией гидроблока – он умеет не только откачивать тормозную жидкость и понижать давление в системе, но и, наоборот, накачивать и заставлять тормозить колеса – все или по отдельности. Да, гидроблок тоже ломается (в основном, щетки и цепь питания), но это случается не очень часто, и, как и в случае с ABS, проверять его нужно последним.

Принцип работы и устройство ESP

Устройство ESP

В остальном ESP это огромное количество датчиков. Во-первых, система использует сенсоры ABS для понимания скорости движения колес, во-вторых, снимает положение руля, педалей и угловую скорость автомобиля, в-третьих, через специальные датчики и исполнительные механизмы может вмешиваться в работу двигателя и трансмиссии, выбирая оптимальный режим работы.

Изношенные щетки ESP

Изношенные щетки ESP

Если какой-то из датчиков не работает или работает как-то не так, то система полностью выключается. Дело может быть и в механической поломке, и в перебитом проводе и неадекватных значениях. Например, сбой ESP может вызвать установка запасного колеса другой размерности. Такое колесо вращается с другой скоростью и все – система сходит с ума и отключается.

Не стоит забывать и про низкое напряжение в сети, при недостатке электропитания все электронные блоки отключатся.

Ремонт

ESP это яркий пример того, что развитие технологий снижает ремонтопригодность. Чисто теоретически можно прозвонить каждый датчик, проверить ABS, колеса, положение рулевого колеса, развал и еще кучу параметров, но куда проще и быстрее съездить на диагностику, где подключенный сканер считает ошибки и сразу скажет куда смотреть. А там по обстоятельствам – либо менять датчик, либо ремонтировать проводку.

Одним из вариантом будет самостоятельная диагностика с помощью диагностического сканера Rokodil ScanX.

Данный мультимарочный сканер хорошо справляется с диагностикой ESP и ABS, как и всего автомобиля в целом. Также устройство обладает функцией стоп-кадр, что поможет выяснить рабочие параметры автомобиля в момент обнаружения неисправности, если лампа ESP горит не постоянно.

Сложность составляют только плавающие неисправности. Обычно в таком случае лампа загорается в движении, но при следующем пуске двигателя гаснет. Чтобы выявить такую проблему сканером необходимо ее поймать, что в условиях сервиса получается не всегда. Тут остается только два варианта – либо поездить с подключенным сканером до возникновения ошибки, либо ездить до тех пока лампа не станет гореть постоянно. Второй вариант, правда, совсем не безопасный.

Гидроблок системы ESP

Гидроблок системы ESP

Тем, кто не любит сервисы или далеко от них живет, можно предложить попробовать «вычислить» неисправность по косвенным признакам. Редко поломка проявляет себя только в одном месте. Если вместе с горящей лампой ESP неадекватно работают задние стоп-сигналы – смотрим датчик положения педали тормоза. Если до поломки меняли подвеску, смотрим на датчики и провода в районе ремонта. Если в машине был перепад напряжения, то проверяем предохранитель. И так далее. Если «подсказок» нет, то только сканер. Увы, но без него ремонтировать современный автомобиль практически невозможно.

Ситуация с ремонтом ESP примерно такая же, как и с ABS – на скорость, как говорится, не влияет, и вроде бы можно ездить, но все равно лучше держать эту систему в исправности.

На сузуки гранд витара горит обслужите esp

  • Позвонить - СЕРВИС
  • Позвонить - ЗАПЧАСТИ
  • Позвонить - КУЗОВНОЙ
  • Позвонить - АВТОКЛУБ
  • WhatsApp -
  • Viber -
  • Telegram -
  • Skype -
Ссылки сообщества
Пользователи
К странице.

Электронная программа стабильности (ESP) помогает контролировать машину в течение движения на повороте, если машина либо вышла из-под контроля руля, или же слишком сильно реагирует на поворот. Также эта система помогает вам сохранить сцепление с проблемной или скользкой поверхностью дороги, когда вы повышаете скорость. Осуществляется это за счёт мощности двигателя и посредством выборочного применения тормозов. В дополнении к сказанному, ESP помогает избежать пробуксовки с помощью контроля давления тормозов.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

ESP не может улучшить стабильность вождения машины в любой ситуации, а также не может полностью контролировать систему тормозов вашей машины. ESP не может предотвратить несчастный случай, включая результаты таких действий, как чрезмерная скорость на поворотах или глассирование колёс. Предотвратить несчастный случай может только аккуратный и внимательный водитель. Способности машины, оснащённой ESP, никогда не должны выступать в качестве замены аккуратному вождению.

ESP имеет три следующие системы:

а) Система контроля стабильности.

Система контроля стабильности вашей машины помогает произвести раздельный контроль таких систем, как анти-блокировочные тормоза, контроль силы сцепления, контроль двигателя и т.д. Эта система автоматически контролирует тормоза и двигатель, уберегает машину от пробуксовки, когда движение происходит на скользкой дорожной поверхности, или когда происходит резкий поворот руля.

б) Система контроля силы сцепления.

Система контроля силы сцепления автоматически помоггает предупредить скольжение колёс, когда машина начинает ехать или разгоняется на скользкой дорожной поверхности. Система срабатывает только тогда, когда какое-либо колесо скользит или начинает терять сцепление. Когда это происходит, система контролирует передние и задние колёса и концентрирует мощность двигателя на ограничении скольжения колёс.

Вы можете услышать щелчок из отсека двигателя через несколько секунд после запуска двигателя или сразу же после того, как машина начнёт двигаться. Это означает, что вышеописанные системы находятся в режиме самопроверки. Этот щелчок не сигнализирует о поломке.

в) Система АВС.

АВС позволит избежать вам пробуксовки с помощью электронного контроля тормозного давления. Также это поможет вам сохранить рулевое управление, когда приходится тормозить на скользкой дороге либо когда торможение затруднено. АВС срабатывает автоматически, поэтому вам не нужна никакая специальная тормозная техника. Просто один раз нажмите на тормозную педаль. АВС сработает в любом случае, когда будет намёк на то, что колёса плохо работают. Во время работы АВС вы можете почувствовать пульсацию тормозной педали.

Если система АВС работает, вы можете услышать небольшой шум или/и почувствовать пульсацию на тормозной педали. Это нормальные явления, и это обозначает, что тормозное давление контролируется должным образом.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

1. ESP может не работать должным образом, если шины или колёса, которые вы используете, не совпадают с рекомендованными в данной инструкции. Когда вы меняете шины или колёса, используйте только тот тип и размер, которые рекомендованы в данном пособии.

2. ESP не будет работать должным образом, если шины накачаны не в соответствии с рекомендованным давлениям шин.

3. ESP не может работать должным образом, если шины сильно стёрты. Заменяйте шины тогда, когда появятся следы износа шин в виде желобков на поверхности колеи.

4. ESP не сможет работать должным образом, если на шинах установлена цепь противоскольжения.

5. ESP не заменяет зимние шины или цепи противоскольжения на покрытых снегом дорогах.

6. ESP не будет работать должным образом, если действующие части двигателя, например, муфта не соответствует стандартам на оборудование или она сильно повреждена.

7. Когда ESP начнёт работать неверно, не стоит ослаблять работу подвески.

Индикаторы ESP описаны ниже:

а) Лампа индикатора SLIP.Когда любой режим системы ESP (кроме АВS) находится в действии, лампа индикатора SLIP загорится и будет мигать пять раз по секунде.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

Если же лампа индикатора SLIP продолжает гореть или же загорается во время движения, то это значит, что в системе ESP (не с АВС) могли возникнуть повреждения. В данном случае вы немедленно должны отдать систему для проверки дилеру.

1. Когда лампа индикатора SLIP продолжает гореть или зажигается во время езды, это свидетельствует о повреждении системы ESP. В таком случае, система тормозов будет работать как обычная система АВS без участия ESP.

2. Когда вы отсоединяете или переподключаете батарею, ESP (кроме АВS) перестанет действовать и лампа индикатора SLIP загорится один раз на одну секунду. В данном случае, чтобы перезапустить систему ESP, используйте следующие указания:

- Ведите вашу машину прямо без скольжения шин пока не загорится лампа индикатора SLIP. Ведите машину прямо на скорости 35 км/час или больше в течение десяти и более секунд.

- После этого лампа индикатора SLIP выключится и система ESP (кроме АВS) перезапустится.

Выключение лампы индикатора SLIP может занять несколько секунд в зависимости от условий поверхности дороги.

б) Предупреждающая лампа ESP. Когда система ESP (кроме АВS) получает некие повреждения, на приборной панели загорается предупреждающая лампа ESP.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

Если же предупреждающая лампа ESP продолжает гореть или же загорается во время движения, то это значит, что в системе ESP (не с АВS) могли возникнуть повреждения. В данном случае вы немедленно должны отдать систему для проверки дилеру.

Когда предупреждающая лампа ESP продолжает гореть или зажигается во время езды, это свидетельствует о повреждении системы ESP. В таком случае, система тормозов будет работать как обычная система АВS без участия ESP.

в) Лампа индикатора ESP OFF. Вы должны включить ESP в течение вашей обычной поездки, для этого в ESP системе у вас есть все возможности. Бывают случаи, когда ESP (кроме АВS) систему требуется отключить, если ваша машина увязла в грязи, песке или снегу, и пробуксовка колёс просто необходима.

г) Переключатель ESP OFF. Когда расположенный на приборной панели переключатель ESP OFF нажимается и удерживается, чтобы выключить систему ESP (кроме АВS), лампа индикатора ESP OFF на приборной панели начнёт гореть. Когда система ESP (кроме АВS) у вас выключена, перед тем, как начать езду, включите её заново, чтобы убедиться в её работе. Когда вы снова нажмёте переключатель ESP OFF, лампа индикатора ESP OFF перестанет гореть, а система ESP заработает.

    • Share this post on
    • Twitter

    Скупой платит дважды, дурак трижды, лох по жизни!

    У тебя есть Suzuki или может ты хочешь ее приобрести? Зарегистрируйся, мы всегда рады новичкам! Пройди по ссылке Suzuki Club

    Suzuki Grand Vitara 2002 - продан
    Suzuki Grand Vitara 2010 - продан
    Suzuki Vitara 2015 - катаюсь
    Suzuki Jimny 2016 - катаюсь

    Как отключить ЕСП, применив дополнительно простой выключатель?

    Хочу отключать и включать ЕСП когда захочется, а не по умолчанию и не до 35 км/час.

    @andrienko.1966 --> Здравствуйте. Пробовал в цепи предохранителя 50 А (АБС) устанавливать выключатель через реле (5 контактов, 50 А), но настораживает присутствие питания на обоих контактах (снятого) предохранителя. Будут ли работать блокировка и "понижайка"?

    Предохранители асс2 и асс3 отвечают за розетки и прикуриватель. Они целые. Но в розетке ток есть. А в прикуривателе нет.

    Не горит задняя ПТФ, лампа целая. Когда должна включаться лампа и где искать причину.

    Как подключить противотуманные фары, со штатной кнопкой, к замку зажигания, в обход габаритов? Спасибо.

    Не горит левая лампа ближнего света. Замена ничего не дала.

    Где находится блок управления раздаточной коробки J646.

    Извините, если «момент» вкл. ЕСП «зашит», его нужно(можно) оставить без сигнала в этот момент, а именно разорвать цепь на каком-то этапе. С уважением.

    Есть версия, что если замкнуть провода датчика уровня тормозной жидкости, то ESP отключится до следующего перезапуска двигателя.

    Еще можно попробовать поставить кнопку, которая будет замыкать разорванный предохранитель F15 в салоне


    А тут про замыкание предохранителя под капотом на 50А (правда второе поколение, но суть одна).

    @andrienko.1966 --> Спасибо за активное участие. Указанные варианты я просматривал. А если обратить внимание на переключатель режимов трансмиссии: включение "пониженной" подразумевает отключение ЕСП по умолчанию, а система АБС остается активной. Что там за "концевик"? Можно ли к нему, ЕСЛИ ОН ЕСТЬ, применить ручное управление независимо от того в каком положении переключатель?

    @andrienko.1966 --> Вероятнее всего это все программно происходит.

    @andrienko.1966 --> Понимаю, программа (прошивка), но есть понятие как "датчик" и "ответчик". Положение руля, дроссельной заслонки, корпуса автомобиля относительно прямолинейного движения, показания скорости и т.д. При включенной блокировке и отключенной ЕСП, последняя включается по достижении 35 км/час. Вот если ЭБУ "обмануть" и не показать "превышения" скорости, но это наверное слишком мудрёно, надо было покупать машину без данного девайса. Хотя и польза от неё БЫВАЕТ.

    1.78.1 ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ДИНАМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ (ESP) (если имеется)

    ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ДИНАМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ (ESP) (если имеется)

    • При интенсивном ускорении или движении по скользкому дорожному покрытию колеса автомобиля могут начать пробуксовывать и скользить в поперечном направлении. Электронная система ESP динамической стабилизации способна по сигналам датчиков обнаружить потерю курсовой устойчивости автомобиля и помочь водителю удержать автомобиль на нужной траектории. Система динамической стабилизации управляет тормозными механизмами колес и при необходимости снижает мощность, развиваемую двигателем автомобиля.

    - При включении системы ESP в работу начинает мигать контрольная лампа ухудшения сцепных свойств дорожного покрытия, расположенная на приборной панели.

    - При включении в работу только ан-типробуксовочной системы TCS, которая входит в систему ESP, также начинает мигать контрольная лампа ухудшения сцепных свойств дорожного покрытия.

    - Если мигает контрольная лампа ухудшения сцепных свойств дорожного покрытия, это значит, что автомобиль движется по скользкой дороге.

    Сигнализация об отказе системы ESP

    При нарушении нормального функционирования системы ESP загораются контрольная лампа ухудшения сцепных свойств дорожного покрытия и индикатор отключения системы динамической стабилизации (ESP OFF), расположенные на приборной панели. До тех пор, пока горят указанные лампы, система динамической стабилизации автомобиля функционировать не будет.

    • Система динамической стабилизации автомобиля (ESP) использует систему активного подтормаживания буксующего ведущего колеса (Active Brake Limited Slip - ABLS) для того, чтобы улучшить тяговые свойства автомобиля. Система ABLS действует аналогично дифференциалу повышенного трения и срабатывает, когда одно из ведущих колес оказывается на опорной поверхности с низким коэффициентом сцепления и начинает буксовать. Система ABLS, притормаживая буксующее колесо,обеспечивает соответствующее увеличение крутящего момента на другом колесе моста, которое имеет лучшее сцепление с опорной поверхностью.

    • При отключении системы ESP не будет действовать ни одна из функций этой системы, а также не будет работать антипробуксовочная система TCS. Однако, система активного под-тормаживания буксующего колеса (ABLS) и антиблокировочная тормозная система (ABS) будут продолжать функционировать и при выключенной системе ESP, При срабатывании системы ABLS начнет мигать контрольная лампа , и Вы можете услышать характерный шум и/или почувствовать пульсацию усилия на тормозной педали. Это является нормальным явлением и не свидетельствует о неисправности системы.

    • Система динамической стабилизации автомобиля использует также систему FBS (Fade Brake Support) (если имеется), которая обеспечивает сокращение тормозного пути при нагретых тормозных механизмах. Кроме того, система FBS повышает безопасность движения на затяжных спусках, когда водитель по необходимости применяет частое торможение.

    • В процессе работы системы динамической стабилизации (ESP) Вы можете почувствовать пульсацию усилия на тормозной педали и услышать характерный шум или ощутить вибрацию из-под капота автомобиля. Это является нормальным явлением и подтверждает нормальное функционирование системы ESP.

    • Встроенная в блок управления ESP программа диагностики проверяет исправность системы при каждом запуске двигателя и движении автомобиля на малой скорости передним или задним ходом. В процессе самодиагностики неисправностей Вы можете услышать характерный шум и/или почувствовать пульсацию усилия на тормозной педали. Это является нормальным явлением и не свидетельствует о неисправности системы.

    • В некоторых случаях может оказаться полезным выключить систему ESP, чтобы колеса могли вращаться с пробуксовкой:

    Обслужить систему стабилизации сузуки гранд витара

    Всем привет ! Вот такая надпись на центральном при включении зажигания. Кто скажет что это, буду очень признателен.

    Всем привет ! Вот такая надпись на центральном при включении зажигания. Кто скажет что это, буду очень признателен.

    Надо менять АКБ, такая же ерунда:)

    Спасибо всем за помощь, аккум действительно не в лучшем виде. А никто не подскажет грамотный недорогой сервис в Москве ?

    Добавлено через 1 минуту
    После того, как проедите некоторое расстояние, надпись исчезает? Если возникает каждый раз, как заводите, посмотрите напряжение на аккумуляторе.
    дА, каждый раз как завожу. потом не горит.

    Эх. Не забыть бы добавить в F.A.Q. .

    Ну и.
    Код ошибки какой? Отсюда и копать, может просто датчик на колесе отмерз или контакт на нем.

    А кстати, не подскажешь нормальный сервис на востоке Москвы или только официалы ?

    А кстати, не подскажешь нормальный сервис на востоке Москвы или только официалы ?

    Не в каждом сервисе скан может подцепиться к диагностике систем безопасности, посмотреть ошибки можно и у ОД всего то рублей 800.

    Не в каждом сервисе скан может подцепиться к диагностике систем безопасности, посмотреть ошибки можно и у ОД всего то рублей 800.

    Вероятно к ним придется обратиться.

    А на схеме показать не можешь как-нибудь ?

    Показать что, трещину зубчатого венца? Так там не ошибешся на торце кольца зазор будет 2-3 мм и в нем грязь. В инете полно фоток. Тока не подлезть просто так надо ШРУСы выдергивать по очереди т.к. если у тебя НСГВ то зубчатые кольца на гранатах внутри ступиц спрятаны, но можно и с ямы исхитриться с яркой переноской (или мощьным светодиодным фонарем).

    Это только на яме увидишь или можно просто колесо снять и увидеть ?

    По хорошему лучше каждую ступицу снять промыть и посмотреть, может просто грязь попала (продукты износа колодок например), у нас датчики вкручены в корпус ступиц все 4 шт.
    Наружные зубчатые венцы тока на "кругликах" и на первых нью 2005-2006годов, потом на всех встроены в корпус ступицы вместе с подшипником.

    Привет всем!У меня значок ESP горит уже 2 года,делал диагностику объяснили мол необходимо сменить полностью систему тормозной жидкости и прокачать хорошо.Сменил прокачал снова диагностику прошел толком и не понял.на ошибку выдает мол не хватает усилия абс тест лампа так и горит абс в работе есп тоже я так и не разобрался с причиной.нет нормальных спецов в городе.проехал с этой лампой уже 25 тыс км .

    Добавлено через 1 минуту
    Голову не забиваю, езжу.Как говориться хороший стук наружу сам вылезет.

    Не приятная ситуевина хочу я вам сказать… Пост для тех у кого это может произойти в любом месте и любой точке пути…
    С утра нужно было смататься с матушкой по делам, садимся в авто, завожу и тут на пару секунда загорается надпись -"обслужите ESP"… да ну, с хрена ли?! по грязи не катал, по лужам тоже, я ступечный чуть воет, но еще не мог повлеять на датчик на столько чтобы вызвать такую ошибку…
    Ну думаю хрен с ней, сослался на то что простояла на ручнике около 12 часов(что бред конечно), до этого проблем не было.Поскольку на табло ошибка погасла и машина таки завелась, ничего не мешало начать путь.

    Покатались, сделали пру остановок по пару часов, опять ошибка…Да че ж те неймется, думаю?!Ну ок, поехали забирать отца с работы, забрали, решили заехать на рынок за рыбой, они ушли я в машине тусуюсь.
    30 мин ожидания в не заведенном авто, но ключ в положении 1, т.е. салонная электроника работает, на тот момент: кондей, регик и музыка. Как только мои пришли, пытаюсь завести авто, перевожу ключ в последнее положение, на приборке "проверка системы"…шкалы 0 эмоций — уже насторожило, поворачиваю ключ стартер 0 эмоций, на экране опять "Обслужите ESP"… ДА НУ НА! ВОТ ЭТООО НОМЕР!
    Сколько б не пытался завестись по нулям, отец сразу выдвинул предположение по аккуму, что меня немного смутило, но а больше то нечему. вот только почему не было характерных щелчков при повороте ключа?!Странно…

    Гадать времени нет, ехать то надо… Побежал на работу, благо пара остановок на трамвае, урвал аккум за недорого и побег обратно.
    Заменили, завели…и все опять как прежде, ну че тут скажешь, конечно мож и сам дурак, но беспричинная смерть батареи это как то странновато, в +25 по Цельсию то. В оправдание батарейки могу сказать, что она еще была родной, да да, т.е. этому чуду японской инженерии 6 лет.

    Так что ребят, если будет такая радость на экране, то проверьте ваш аккум, возможно ему поплохело. А в целом ошибка стабилизации это наверное, то что "любит" мозг в этой машине больше всего, возникает при:
    — загрязненных колесах
    — смене тормозной жидкости, без отключения АКБ
    — малом пусковом токе
    — неисправности ABS и ее датчиков и контактов

    Suzuki Grand Vitara 2010

    по просьбам определенных товарищей выкладываю фото своей машины

    Пройдено 12 тыс. км. На 10 тыс. пройдено ТО-1. Заменено масло в двигателе, диффах., все фильтра. Стоимость ТО обошлось в 10 тыс. руб. Признаться я маленько прих..л от такой цены. Выгреб из карманов все что было. Призадумался, а надо ли оно это обслуживание у официального дилера…за такие деньги… Если учесть, что на 4-х тыс. пришлось поменять втулки стабилизатора за свои деньги. В гарантию это не входит.

    Что касается самого автомобиля, с момента последнего поста все было буднично скучно. Что не может ни радовать.

    Время летит быстро. Дожили до очередного то-2. Пробег 18,5 тыс. км. После поездки на море опять умерли втулки стаба (с последней замены прошло 10 тыс.). Снова поставил оригинал и заказал с новосиба полиуретнан. Как эти умрут, заменю и закрою проблему окончательно. Еще из замечаний к автомобилю, как начались морозы, при прогреве стал посвистывать ремень. Как прогреется, все ок. Визуально с натяжкой и состоянием ремня все хорошо. Дилер предложил заменить ремень. Заказал. Придет – заменим.

    Ну то, что автомобиль заводится без проблем, еще писать рано, -30 еще не было.

    Работаю я в "интересном" месте и температура тут всегда на 3-4 градуса ниже. чем во всем городе. Приезжаю как то утром на работу. за бортом где то в районе -35. Постоял минутуту другую. Выключаю фары и машина глохнет. Запускаю двигатель. Сбились все настройки компьютера, мигает значок системы стабилизации. Я все выставил обратно. прокатился по двору. чтобы система стабидлизаци обучилась. Вроде все ок.

    Через пару дней еду домой. Начинает орать комп: "обслужите систему стабилизации". Бросаю взгляд на спидометр и понимаю, что стрелка скорости падает до ноля, поднимается и опять падает.

    доехали до то-30. с момента последнего поста ничего интересного не происходило (что не может ни радовать). В Хабаровске официальный сервис "подтягивается" к общим нормативам: в рем.зону не пускают, от офиса до сервиса (20 метров) машину ведет только менеджер. После того, как менеджер начал крутить стартером на заведенной машине, пришлось "убедить", что мое присутствие в рем.зоне никому не помешает. Убедил.

    Мастера, к счастью, остались прежние. Поэтому дальше с то проблем не было. Правда рассказали они мне страшную исторю с иллюстрациями и наглядным материалом о том, что порваный ремешок навесных агрегатов ведет к загибу клапанов на 2.4. Сначала подумал прикалываются надо мной парни.

    Незаметно проскочили еще 10 тыс. пробега. Зима уже заканчивается и машина по прежнему радует. Заводится с первого раза. Прогрев максимум 5 минут и в салоне теплынь. На скользкой дороге никаких проблем. Очень нравится ESP. Сорвать машину в занос не реально ( как не старался).

    Перед НГ праздниками прошел то. дилер залил мотюль вместо эниоса в редуктора. Проехал после этого пару недель и у меня перегорела лампа в туманке. Полез менять, а у меня весть рычаг забрызган маслом. Полез под капот и вижу, что с сапуна переднего редуктора давит масло и так не хило.

    год пролетел и с ним еще 20 тыр. пробега. За это период возникли к витаре у меня весьма смешанные чувства. А началось все с того, что на то-40 рекомендовал мне дилер поменять натяжной ролик и ремень за одно. Якобы после такого пробега могут быть проблемы со скальзыванием ремня. И действительно я стал замечать, что ремень где то на мм слез с натяжного. Решил не рисковать. Особой спешки не было и заказал на экзисте новый ремень и ролик ( в 2 раза дешевле чем у дилера). Когда все это хозяйство приехало, поехал к дилеру менять.

    Машина была продана в конце прошлого года. Вернее сказать, передана отцу для дальнейшей эксплуатации. За эти пол года я передвигался на Prado 150 и захотелось закончить свой отзыв в сравнении с прадиком и подведением итогов владения и окончательном выводе об Витаре с мотором 2,4.

    Что можно сказать. проездив пол года и 10 тыс км. на прадике, я пришел к выводу, что если бы сейчас пришлось пересаживаться на другой автомобиль классом ниже, то однозначно и не задумываясь это была бы гранд витара с двигателем 2,4.

    Для чего нужна кнопка отключения ESP и когда её нажимать?

    Отключение ESP

    Системой динамической стабилизации автомобиля, которая чаще всего называется ESP, теперь оборудованы даже бюджетные автомобили. В машинах с этой опцией практически всегда есть клавиша с надписью «ESP OFF» для отключения электронного помощника. Но вот далеко не все автомобилисты знают, когда нужно выключать систему стабилизации и что именно происходит при нажатии такой кнопки.

    Что такое ESP?

    Система динамической стабилизации, или ESP, появилась как более технически совершенное продолжение системы ABS, которая не позволяла колёсам заблокироваться при торможении. ESP необходима для того, чтобы не позволить колёсам автомобиля пробуксовывать и стабилизировать движение автомобиля в прямолинейном направлении, для этого система управляет тягой двигателя, а также тормозными колодками. По задумке конструкторов, такая система значительно улучшает управляемость автомобиля, так как способна препятствовать возникновению заноса. Действительно, управлять машиной с ESP намного проще, так как пустить её в занос становится довольно проблематично.

    Система ESP

    В помощниках не нуждаюсь!

    Несмотря на то, что ESP - крайне полезная система безопасности, автомобилистам всё же позволяют её отключать. Такая необходимость обусловлена тем, что есть некоторые ситуации, в которых пробуксовка колёс просто необходима. Допустим, для езды по глубокому снегу или песку, а также для того чтобы вытащить засевшую в грязи машину. Для этого в машине предусмотрена отдельная клавиша, например, в автомобилях Hyundai однократное нажатие на «ESP OFF» приводит к отключению противобуксовочной системы, а продолжительное удержание кнопки полностью выключает ESP. Но при разгоне машины до скорости в 40-50 км/ч, эта система опять включится автоматически.

    Отключение Электронных систем автомобиля

    При обычной эксплуатации автомобиля отключать ESP нет никакой необходимости. Ведь во включенном состоянии она позволяет водителю быть более расслабленным за рулём и не беспокоиться о безопасности прохождения очередного крутого поворота. Однако всё же стоит изучить инструкцию к автомобилю, чтобы знать, как и когда можно выключить ESP, особенно если вы часто съезжаете с асфальтовой дороги.


    Наведен список ТОП-15 основных неисправностей Suzuki Grand Vitara 3. Основные причины возникновения, возможные последствия, ремонт. В конце статьи видео-обзор Suzuki Grand Vitara 3. Наведен список ТОП-15 основных неисправностей Suzuki Grand Vitara 3. Основные причины возникновения, возможные последствия, ремонт. В конце статьи видео-обзор Suzuki Grand Vitara 3.

    Кроссовер Suzuki Grand Vitara 2008

    На сегодня Suzuki Grand Vitara считается одним из самых популярных SUV на территории стран СНГ. На просторах Японии и других Азиатских стран, машина более известна как Suzuki Escudo. Не редко можно встретить название SGV или SE, что обозначает сокращенные названия от той же модели. Третье поколение впервые представили в 2005 году и выпускалось по 2013-2014 года включительно.

    Особенность данной модели в том, что за время производства машина зарекомендовала себя с хорошей стороны и многими моментами завоевала славу надежного кроссовера. Есть и недостатки, которые не убрали за период производства данной генерации Suzuki Grand Vitara. Рассмотрим основные неисправности, возможности решения проблемы, а так же последствия от поломки.

    1. Редуктор переднего моста

    Эмульсия в редукторе

    Многие владельцы Suzuki Grand Vitara неоднократно говорят о проблемах с редуктором переднего моста. При этом стоит отметить, что данная проблема не зависит от пробега автомобиля, а напрямую тянется от того, как эксплуатируется автомобиль. Нередко при замене масла в редукторе можно заметить эмульсию. Причина в сапуне редуктора, который не столь длинный и влага часто засасывается через него.

    Как правило, долговременная езда на такой эмульсии может привести к гулу при движении, а со временем редуктор вовсе выходит из строя, так как влага делает свое дело. Один из вариантов решения – удлинить сапун, а так же следить за качеством масла в самом редукторе. Для этого достаточно немного попустить сливной болт и увидеть какая жидкость польется с редуктора.

    2. Расход масла двигателя

    Раход масла для двигателя

    Жор, повышенный расход масла, масложор – как только не называют эту проблему владельцы Suzuki Grand Vitara, но отметить стоит, проблема есть, и решить её практически нельзя. Инженеры так устроили двигателя и поэтому, подъедать масло машина начнет еще с дилерского центра. Заметно начинает есть масло где-то с 60 тысяч км пробега. О данной проблеме можно спорить долго, так же как и о способах решения.

    Все же владельцы вывели схему, что менять нужно не по регламенту, раз в 15000 км пробега, а раз в 8000 км пробега. Так как от дилерского обслуживания толку никакого. Говорят, что перекатывание на масле пагубно влияет на топливную систему, в поршнях откладывается кокс, в кольцах появляются отложения. В результате расходуется больше масла, чем указано по регламенту. Временное решение проблемы: перейти на более густое масло 5W-40 или 10W-40, в случае надобности заменить маслосъемные колпачки и поршневые кольца.

    3. Неэффективный катализатор

    Забитый катализатор

    С повышением расхода масла может связан забитый катализатор. Помимо двигателя, коксуется вместе с выхлопными газами, далее страдает выхлопная система. Чаще всего выходит из строя лямбда зона или датчики катализатора. Бортовой компьютер начинает показывать ошибки (P0420 и Р0430).

    Расшифровку ошибок можно найти в специальных каталогах и сети Интернет. Сервисные центры решают проблему заменой катализатора и необходимых датчиков. Владельцы Suzuki Grand Vitara решают разными способами, одни ставят эмуляторы и обманки, другие же вырезают катализаторы, меняют прошивку в блоке управления и дорабатывают выхлопную систему.

    4. Цепь в двигателе гремит

    Цепь ГРМ Suzuki Grand Vitara 3

    Весьма частой причиной гула из двигателя считают цепь газораспределительного механизма. Все агрегаты самых распространенных комплектаций Suzuki Grand Vitara основаны на цепном приводе. В среднем цепь ГРМ начинает гудеть после пробега в 60 тысяч километров. Основная причина – ослабление натяжителя цепи. Чтоб решить проблему, достаточно заменить успокоитель, сняв крышку клапанов.

    Идеальным вариантом считают полный техуход по цепке. Лучше открутить переднюю часть двигателя, полностью заменить цепь ГРМ, успокоитель цепи, натяжитель и звездочки. Особо тянуть с этим не стоит, так как на 120 тысяч обычно наблюдают разрушение пластика успокоителя. Если вовремя не досмотреть, то цепь может заклинить или вовсе оборваться. Поэтому лучше замените цепь и все сопутствующие детали.

    5. Натяжные ролики ремней

    Натяжные ролики ремней двигателя

    Всего в двигателях Suzuki Grand Vitara существует два основных ролика. Один ролик отвечает за связь коленвала с генератором, другой за ремень с насосом гидроусилителя и кондиционера. Проблема классическая, где-то после 80 тысяч пробега начинают умирать подшипники. Шум, гул, сухая работа подшипников. Как бы вы не смазывали, от сильных оборотов смазка выйдет наружу, а гул снова вернется.

    Менять по отдельности каждую деталь ролика не стоит, лишь потратите время, нервы на опресовку и так далее, а результата не будет. Лучше всего купить новые, заводские и заменить. На замену двух роликов при наличии накидного ключа на 13 и грани на 10 уйдет максимум минут 30, заодно проверите ремни.

    6. Датчик давления масла в двигателе

    Датчик давления масла в двигателе

    Проблемой выхода из строя датчика давления масла считается перелив самого масла. Избыточное давление масляного насоса так же играет не последнюю роль, датчик попросту выдавливает. В результате масло может потечь ручьем из-под датчика и если вовремя не заметить, двигатель попросту заклинит. Самое надежное решение, заменить датчик масла.

    7. Втулки переднего стабилизатора

    Втулки переднего стабилизатора

    8. Треснул сайлентблок

    Треснул сайлентблок

    Частой и достаточно ранней проблемой Suzuki Grand Vitara 3 считается порванный задний сайлентблок переднего рычага. Причин может быть несколько, плохие дороги, езда по бездорожью или закисание регулировочных болтов. Решений данной проблемы несколько, некоторые меняют на сайлентблоки от Хонды или на полиуретановые. Другие же предпочитают заменить рычаг в сборе. Естественно цены отличаются чуть ли не в 10 раз.

    9. Включать или не включать 1-ую передачу

    Рычаг МКПП

    Данный пункт касается только Suzuki Grand Vitara с механической коробкой передач. Самой распространенной трансмиссий считается АКПП, но есть варианты с МКПП. Так вот, в МКПП встречается проблема при включении первой передачи на прогретом автомобиле. Коробка отказывается включаться, включается с рычанием, вовсе не находит 1-ую передачу. Определенного решения данной проблемы нет, да и менять коробку целиком нет смысла. Одни решаются перебрать МКПП, другие едут в дилерские центры, где разными усилиями устраняют данную проблему.

    10. Уплотнитель дверей портит вид

    Затертое ЛКП от уплотнителя

    То, что где-то будет видно висячий уплотнитель это мелочь. Куда хуже, если этот же уплотнитель испортит лакокрасочное покрытие. Со временем уплотнители на дверях попросту стирают ЛКП, особенно на задней двери багажника. Вид, конечно, не самый лучший. Некоторые владельцы подкрашивают, другие просто вскрывают лаком, но оставлять это на самотек лучше не стоит.

    11. Болты регулировки развала

    Срезанные болты регулировки развала схождения

    Закисший болт можно найти даже в самом новом автомобиле, особенно осмотрев его днище. Причины банальные, вода и погодные условия. Как правило, закисают обычно задние болты. В таком случае отрегулировать развал схождения невозможно. Решение только одно спиливать болгаркой закисшие болты и ставить новые. В паре с болтами обычно меняют сайлентблоки. Лучше всего во время замены регулировочные болты смазать графитовой или медной смазкой, так они проживут дольше.

    12. Сточенный фиксатор дверей

    Изношенный дверной фиксатор

    Двери не держатся в открытом положении, плохо открываются или вовсе хрипят. Для Suzuki Grand Vitara это нормальная болезнь. Метал, из которого сделаны фиксаторы оставляет желать лучшего. Решение проблемы – установка новых фиксаторов, хотя можно попробовать отремонтировать старые.

    13. Сиденье скрипит

    Салон Suzuki Grand Vitara 3

    Данная болячка, в виде скрипа водительского сиденья поражает все Suzuki Grand Vitara без исключения. По словам бывалых владельцев, скрип доносится от язычков крепления боковой подушки безопасности. Достаточно отогнуть крепеж в нужную сторону. Казалось бы, мелочь, но нервную систему расшатывает, да и отремонтировать можно только самостоятельно, заменой детали не спасетесь.

    14. Не открывается люк бензобака

    Люк бензобака

    Весьма распространенной проблемой в Suzuki Grand Vitara считается люк бензобака с электронным открытием. Проблема заключается в том, что штырек замка со временем стирается, точней его крепеж и сам штырек не прячется в гнездо. Именно поэтому люк бензобака со временем тяжело открыть или закрыть. Для решения проблемы необходимо напильником немного сточить штырек, но, не переусердствуйте, иначе люк не будет закрываться.

    15. Молдинги задних арок

    Молдинги на задние арки

    Не секрет, что многие автомобили класса SUV страдают «жужиками» на задних арках колес. Большие шины и сам дизайн автомобиля созданы так, что грязь, песок и влага постоянно попадают между металлом и уплотнителями. В Suzuki Grand Vitara установлен молдинг на арки задних колес. Если мыть под высоким давлением, он попросту ломается или отклеивается. Казалось бы, мелочь, но без него железо начинает ржаветь и цвести. Решить проблему можно с помощью жидких гвоздей или что-то в этом роде.

    Суммарно о SUV Suzuki Grand Vitara третьего поколения остаются положительные впечатления. Машина надежна и неприхотлива, минимум электроники, максимум управляемость. Если вовремя обслуживать автомобиль и менять необходимые детали, Suzuki Grand Vitara будет радовать Вас не одну сотню километров без особого ремонта. Достаточно заправлять качественным бензином, смотреть до уровня масла в двигателе и прислушиваться к общей работе агрегата.

    Читайте также: