Не работают фары газ 66

Обновлено: 22.04.2024

Схема электропроводки ГАЗ 66: особенности системы зажигания и освещения

Серийное производство самого массового грузовика советской армии и народного хозяйства было развернуто в 1964 году. По ряду технических параметров автомобиль получился достаточно уникальным и заслужил всеобщее признание, на долгие годы став основным грузовым транспортом вооруженных сил, оснащенный полным приводом.

Особенности электрооборудования

Военное предназначение автомобиля накладывает определенные свойства на все его системы и узлы. В частности, требования по электрооборудованию заключаются в:

  1. Максимальной защите проводки от наводимых электромеханических помех;
  2. Дублировании основных компонентов, либо их резервной схеме работы;
  3. Максимальной ремонтопригодности в полевых условиях своими руками.

Все электрооборудование двигателя максимально защищено от помех и влаги

Справочно: сама же проводка имела классическую схему, присущую контактному зажиганию карбюраторных двигателей. Однако, ряд элементов и узлов были выполнены уникальными, что требовалось по условиям эксплуатации.

Очень часто армейский автомобиль ГАЗ 66 нес на себе функции радиоэлектронной разведки и раннего обнаружения противника. Поэтому, исполнение электрооборудования предусматривало максимальную защиту, ведь цена потери боевой единицы могла иметь тяжелые последствия для боевой операции.

Автоматический радиопеленгатор АРП-11 на базе ГАЗ 66

Система зажигания

Для защиты системы зажигания, проводка ГАЗ 66 выполнена в экранированном варианте:

  1. Корпус трамблера помещен в герметичный металлический стакан;
  2. Высоковольтные провода к свечам имеют металлическую оплетку;
  3. На свечи одеты металлические колпаки, выполняющие роль экрана.

Защищенный трамблер имеет штуцер для подвода воздуха

Конструкция основных узлов выполнена таким образом, чтобы система зажигания сохраняла свою работоспособность и при преодолении водных преград. В частности:

  1. В корпус трамблера с помощью гибкого шланга подается с ресивера избыточное давление, препятствующее проникновению воды внутрь;
  2. Высоковольтные провода оснащены герметичными колпаками;
  3. Катушка зажигания также помещена в герметичный корпус (см. также схему электропроводки ГАЗ 3307).

Фото высоковольтных проводов ГАЗ 66 в герметичном исполнении

Справочно: при преодолении вброд рек и озер водителю предписывалось снимать шкив с привода вентилятора охлаждения двигателя. Это необходимо для того, чтобы уберечь радиатор, поскольку в воде вентилятор создает водную струю, способную вывести его из строя.

Также к системе зажигания были предусмотрены аварийные схемы работы. В частности, заводская инструкция при выходе из строя катушки зажигания или трамблера предписывала следующий алгоритм действий:

  1. Отсоединить провод генератора от катушки зажигания;
  2. Присоединить к аварийному вибратору;
  3. Запустить двигатель и поддерживать частоту вращения не выше 2000 об/мин;
  4. Двигаться с одинаковой скоростью не более 50 км (см. также схему электропроводки ГАЗ 3110).

Аварийный вибратор 5102.3747 на ГАЗ 66

При движении на резервной системе зажигания аварийный вибратор исполняет роль катушки и трамблера, постоянно генерируя искру с частотой 250-400 Гц. При этом:

  1. мощность двигателя снижается, что накладывает ограничения на буксируемый прицеп;
  2. автомобиль может проехать еще 50 км, что достаточно для выполнения поставленных командованием задач.

Справочно: на последующих версиях автомобиля устанавливалось транзисторное зажигание. Однако, как и прежде система комплектовалась резервной схемой работы на случай выхода из строя ее электронных компонентов.

Система освещения

Именно по осветительным приборам можно легко отличить гражданскую версию ГАЗ 66 от ее военного оригинала:

  1. Первое поколение (с 1963 по 1968 года) и второе (с1968 по 1985 года) выпускались исключительно для нужд военных;
  2. Третье поколение автомобиля (с 1985 года) получило «прописку» в народном хозяйстве.

Светомаскировочная фара ГАЗ 66 аналогична моделям, устанавливаемым на танки

Для военных моделей важнее всего было обеспечить маскировку авто в ночное время, тогда как для гражданских версий задача стоит совершенно иначе:

  1. Обеспечить видимость габаритов автомобиля на дорогах общего пользования;
  2. Обеспечить видимость дорожной обстановки водителю из кабины.

Справочно: Начиная с 1981 года, на ГАЗ 66 устанавливали новые световые приборы, включая и увеличенные в размерах подфарники оранжевого цвета.

ГАЗ 66 с «гражданскими» фарами и габаритными огнями

Кроме наружных приборов освещения, существовали и гражданские версии автомобиля, предназначенные для эксплуатации в суровых зимних широтах. В частности, северный вариант ГАЗ 66-92 комплектовался:

  1. Кабиной с усиленной термоизоляцией;
  2. Двойными стеклами;
  3. Дополнительным салонным отопителем и предпусковым подогревателем;
  4. Аккумуляторной батареей увеличенной емкости;
  5. Дополнительными противотуманными фарами.

Особенности комплектации

Оставаясь сугубо армейским автомобилем, ГАЗ 66 использовался во множестве вариантов, среди которых можно выделить различные исполнения кузовов:

  1. Обитаемые кузова-фургоны, предназначенные для обеспечения полноценного отдыха личного состава;
  2. Ремонтные мастерские;
  3. Командно-штабные машины;
  4. Автоцистерны и топливозаправщики;
  5. Инженерную технику (фильтровальные станции, бурильные установки);
  6. Санитарные машины;
  7. Передвижные полевые кинотеатры;
  8. Автомобили продовольственной и тыловой службы.

Справочно: все варианты кузовов имели собственную проводку, систему освещения и жизнеобеспечения от внешних и автономных источников энергии – либо электросеть напряжением 220 (реже 380 В), либо 12 В бортовой источник питания.

Наиболее сложные в электронной сфере были варианты кузовов ГАЗ 66:

  1. Радиотехнические средства связи и управления;
  2. Топографические станции для определения координат воинских формирований;
  3. Системы залпового огня;
  4. Системы химической защиты и обеззараживания;
  5. Средства обеспечения ракетных подвижных комплексов;
  6. Аэродромная техника (радиопеленгаторы, посадочные маяки);
  7. Системы телефонной и телеграфной связи.

Внутреннее электронное оборудование ГАЗ 66 с радиостанцией Р-142 «Деймос»

В перечне электротехнического оборудования присутствовали генераторы повышенной мощности, радиостанции, вычислительные комплексы, навигационные системы, системы спутниковой связи, универсальные источники питания и другая специальная аппаратура, сведения о которой представляют военную тайну.

Выводы

В данной статье мы попытались объяснить уникальность транспортного средства ГАЗ 66. И если у вас во владении имеется его гражданская версия, то видео в этой статье и приведенные электросхемы помогут разобраться в особенностях эксплуатации и обслуживания (см. также схему электропроводки ЗИЛ 130).

Освещение и световая сигнализация ГАЗ-66

Освещение и световая сигнализация ГАЗ-66, ламы автомобиля

К приборам освещения и световой сигнализации автомобиля ГАЗ-66 относятся все внешние и внутренние осветительные и сигнальные приборы, а также переключатели и выключатели, служащие для управления указанными приборами.

На автомобиле установлены двухсветные фары ФГ122-И. Лампа имеет две нити накала. Нижняя нить накала расположена в фокусе отражателя и дает сильный луч света (дальний свет). Верхняя расположена выше горизонтальной оси отражателя и дает более слабый луч света, направленный вниз и вправо. Фары автомобиля снабжены устройством, позволяющим корректировать наклон светового пучка.



Техническое обслуживание освещения и световой сигнализации ГАЗ-66

Один раз в год проверяют падение напряжения в цепи фар, пользуясь тем же вольтметром, которым проверяют регулятор напряжения. При проверке включают дальний свет и измеряют напряжение между клеммой «+» аккумуляторной батареи и клеммой «—» генератора, а затем между зажимом дальнего света левой фары на соединительной колодке проводов и клеммой «—» генератора. Если разница этих напряжений превышает 0,6 В, то проверяют чистоту и плотность соединений в цепи освещения и состояние центрального и ножного переключателей света фар.
Регулировка фар ГАЗ-66. Фары должны быть отрегулированы очень тщательно, иначе мощные лампы фар будут слепить водителей встречных машин. Для регулировки фар устанавливают ненагруженный автомобиль на ровной горизонтальной площадке перед стеной или специальным экраном на расстоянии 7,5 м от нее; включают свет и, действуя ножным переключателем, убеждаются в том, что нити дальнего или ближнего света обеих фар загораются одновременно. Снимают ободки фар; включают ближний свет и, закрыв одну из фар, устанавливают другую регулировочными винтами так, чтобы световое пятно на стенке или экране было расположено, как указано на рис. 222. Верхним винтом регулируют направление пучка света в вертикальной плоскости, боковым винтом — в горизонтальной. Таким же образом устанавливают вторую фару. Такая установка фар обеспечивает правильное распределение света на дороге при включении как дальнего, так и ближнего света.
Центральный переключатель света типа П312 (рис. 223) имеет три фиксированных положения. При перемещении штока он должен четко фиксироваться. Усилие перемещения штока должно быть в пределах 2. 4 кгс. Переключатель проверяют по схеме, указанной на рис. 224. В положении 1 штока должны гореть лампы 1 и 6, а в положении 11 — лампы 1 и 5. В положении I и II штока и поворота его по часовой стрелке должна загораться лампа 4; при повороте штока против часовой стрелки лампа 4 должна уменьшать свою яркость, а при упоре должна гаснуть. Величина падения напряжения на клеммах переключателя не должна превышать 0,15 В при нагрузке 12 А. Если контрольные лампы не загораются в соответствующих положениях штока, то разбирают и осматривают переключатель. Для разборки переключателя отгибают лапки крепления контактной панели. Если контакты подгорели, зачищают их. Трущиеся поверхности каретки слегка смазывают. Если контактные поверхности или изоляционная панель имеют сильное выгорание, то их заменяют.

Ножной переключатель света П39. Плунжер переключателя должен свободно перемещаться при нажатии на него и возвращаться в исходное положение после снятия усилия. Поврежденный резиновый защитный колпачок заменяют. Для проверки ножного переключателя собирают схему, показанную на рис. 225. При подключении аккумуляторной батареи одна из ламп должна гореть. При переключении должна загораться другая лампа, а первая гаснуть. Падение напряжения на клеммах переключателя не должно превышать 0,1 В при токе 5 А. Неисправный переключатель заменяют.


Рис. 226. Переключатель указателей поворота ГАЗ-66:
1—хомут крепления переключателя; 2—рулевая колонка; 3—ступица рулевого колеса; 4—рулевое колесо; 5—ролик; 6—ось ролика; 7—крышка переключателя; 8—рычаг; 9—переключатель; 10—корпус переключателя; 11—пружина; 12—провода

Указатели поворота. Направление поворота автомобиля указывается мигающим светом в передних и задних указателях поворота. Указатели поворота включают переключателем П110А (рис. 226), расположенным на рулевой колонке. При перемещении рычага вверх включаются указатели правого поворота, вниз — левого. Переключатель состоит из механического привода, обеспечивающего ручное включение и автоматическое выключение, и переключателя, предназначенного для соединения электрической цепи сигнальных ламп с источниками тока. Работа указателей поворота в мигающем режиме достигается включением в электрическую цепь указателей контактно-транзисторного реле РС950-И. Контроль за работой указателей поворота осуществляется посредством двух контрольных ламп на щитке приборов. Одна лампа контролирует исправность ламп тягача, а вторая — прицепа. При сгорании спирали одной из сигнальных ламп контрольная лампа перестает работать. Нарушение четкости включения и отсутствие света в указателях поворота могут происходить в результате подгара контактов переключателя или реле, а также вследствие неисправности ламп и их патронов. Для устранения неисправности предварительно убеждаются в исправном состоянии ламп и их патронов. Лампы сменяют только при выключенном переключателе указателей поворота и выключенном выключателе аварийной сигнализации. Категорически запрещается проверять исправность проводки к лампад замыканием на корпус.
В указатель поворота устанавливают только лампы мощностью 25 Вт, а не 21 св. При установке ламп 21 св контрольная лампа может не работать. Правильность работы переключателя проверяют с помощью контрольных ламп (рис. 227). При перемещении рычага вверх и вниз должны загораться соответственно лампы 3 и 4. Усилие перемещения рычага должно находиться в пределах 0,15. 1,5 кгс. Падение напряжения на клеммах должно быть не более 0,08 В при токе 6 А.


Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной световой сигнализации РС950-И. Для создания мигающего режима указателей поворота применяется контактно-транзисторное реле РС950-И. Схема этого реле показана на рис. 228. Расположение деталей реле дано на рис. 229. Реле имеет электронную схему, обеспечивающую режим работы с частотой 90±30 миганий в минуту, и исполнительное реле, которое управляет цепью питания сигнальных ламп. Исправность реле проверяют по схеме, показанной на рис. 230.


Если при этом сигнальные лампы или контрольная лампа не горят или горят постоянно, то вскрывают реле и осматривают контакты (рис. 231) исполнительного реле. При необходимости контакты зачищают. Если контакты спеклись, их рассоединяют и зачищают, затем регулируют зазоры. Зазор А при замкнутых контактах должен быть 0,15 мм. Зазор Б должен быть равен 0,8 мм. Зазоры регулируют подгибкой ограничителя хода якоря.

Выключатель света «Стоп» ВК412 расположен сбоку от тормозной педали под панелью приборов. Исправность выключателя проверяют контрольной лампой по схеме, представленной на рис. 232.


При выступании штока выключателя на 15 мм контрольная лампа должна гореть, а при нажатии на шток до размера 10,5 мм гаснуть. Падение напряжения на клеммах выключателя должно быть не более 0,1 В при токе 6 А. Неисправный выключатель заменяют. При установке нового выключателя регулируют его установку на кронштейне. Сигнальная лампа «Стоп» должна загораться только после выбора свободного хода педали.

Выключатель аварийной световой сигнализации 24.3710 проверяют по схеме, показанной на рис. 233. В выключенном положении должны гореть лампы 1 и 3, во включенном — лампы 1 и 4, а также лампа в ручке выключателя. Если одна из ламп не горит в соответствующем положении, то заменяют выключатель 2 (5 — аккумулятор).

Не работают фары газ 66

_________________
ПРИВЫКШИЕ ХОДИТЬ В СТАДЕ И ВИДЕТЬ ТОЛЬКО ЖОПУ
ВПЕРЕДИ-ИДУЩЕГО,НИКОГДА НЕ УВИДЯТ ГОРИЗОНТ.

В кабине есть коробочка с кнопкой (что это такое, объяснить не успели). А проводка не сгорит?

Если вместо предохранителя не поставите гвоздь=не сгорит..
Такие предохр.сейчас продаются в Барахолке. Военное барахло. Посмотрите-Похожи?

_________________
ПРИВЫКШИЕ ХОДИТЬ В СТАДЕ И ВИДЕТЬ ТОЛЬКО ЖОПУ
ВПЕРЕДИ-ИДУЩЕГО,НИКОГДА НЕ УВИДЯТ ГОРИЗОНТ.

У меня не оригинал, но пожоже. А на сколько ампер ставить не подскажете? У меня сейчас вырубает всё разом. Пытался ехать на фароискателе - глохнет. Может ехать только на габаритах.
MANGUST, какой мощности лампы, какой ток выдерживает тепловой предохранитель? Как вариант - фароискатель (он тоже с галогеном?) перебросить на другую цепь с собственным предохранителем.
А еще лучше - поставить реле на фары, одно на ближний свет и одно на дальний.
Амперы считай сам. Для этого мощность прибора дели на его напряжение. Мощность дальнего света 60Вт делим на нее напряжение 12в - получаем ток нагрузки 5А. то есть две лампы 10А.
Набариты. в фонарях стоят 6 ламп (4 габарита 2 посветка номера)по 10Вт = 60Вт. в приборке 5 ламп по 3Вт =15 Вт. Итого 75 Вт :12В = 6А
Фароискатель. там стояли лампы максимум на 45 вт : 12 = почти 4А
Итого общая нагрузка света 20А.

_________________
Хорошие каменщики всегда кладут на совесть.

Во блин! Ну ладно, буду завтра думать. Какой мощности лампы мне не сказали. Мне "мурыжили" машину в гараже почти 3 месяца, я сегодня был рад что её просто забрал. Поехал уже вечером и потухли фары, возвращать её в гараж уже нет смысла. Что поставили, то поставили. Проводка дело тонкое я тут не очень шарю, вот теперь и головная боль.
Много навешали на один предохранитель. еще и все освещение.. Надо ставить на разные цепи,что бы,в случае чего,хоть что то светило..
Но если когда держишь принудительно проводка не горит,то хоть не закоротили ничего.

_________________
ПРИВЫКШИЕ ХОДИТЬ В СТАДЕ И ВИДЕТЬ ТОЛЬКО ЖОПУ
ВПЕРЕДИ-ИДУЩЕГО,НИКОГДА НЕ УВИДЯТ ГОРИЗОНТ.

в целях правельности и безопасности установи реле на дальний и ближний свет как советовал Rokot, по тому что поставив просто мощьный запобижник . выгорит включатель .
Согласен. Завтра попробую. Благодарю за совет.

Опять вопрос по электрике. Сгорел родной генератор. Купил через интернет новый, но мне прислали не родной ГАЗоновский а Г287Д-0 14v. Генератор солидный, но есть одно Но. У родного генератора был я так понимаю встроенный РН, а на новом генераторе стоит выносной. На родном РН был один контакт, а на новом 2. Вот сижу и ломаю голову что делать. В связи с этим куча вопросов.

1. Г287Д-0 подойдет на ГАЗ-66 или нет? В ТТХ он ставится на двигатели ЯМЗ, а у меня ЗМЗ.
2. Если подойдет, то как теперь подключить?

Стоит 66-й с откинутой кабиной. Висят 3 провода: Красный (я так понимаю +), черный (х.з куда), и желтый (на РН). И что теперь делать? Обзвонил всех электриков - квасят.

п.с. крепления гены подходит, шкивы соосны со шкивами на двигателе?

_________________
Хорошие каменщики всегда кладут на совесть.

Для начала фото задней части двух генераторов, для сравнения. а там будем глядеть

п.с. крепления гены подходит, шкивы соосны со шкивами на двигателе?

Добавлено спустя 8 минут 30 секунд:
Вот продают:
генератор 90А от зил 131 катек г287б-360 грн
Стартер бензонасос генератор мотор в сборе с кпп газ 69

Крепления и шкив подходят (правда этот генератор для двух ремней и первый шкив буду сегодня отрезать, потому что упирается в пружину кабины). Проблема заключается в щетках генератора. У меня сейчас там на вилку с двумя выходами а раньше было на одну. Не знаю точно как эта деталь называется. Щеточный блок сказали в магазине. На фотографии во вложении серебристый это который стоял в самом начале, а черный это тот что стоит сейчас.

П.С: На генераторе написано 85 ампер, а батарея стоит с такой маркировкой: Amega. 12V, 100 Ah, 950a. Генератор или стартер не сгорит?


Для начала фото задней части двух генераторов, для сравнения. а там будем глядеть

п.с. крепления гены подходит, шкивы соосны со шкивами на двигателе?

Добавлено спустя 8 минут 30 секунд:
Вот продают:
генератор 90А от зил 131 катек г287б-360 грн
Стартер бензонасос генератор мотор в сборе с кпп газ 69

Крепления и шкив подходят (правда этот генератор для двух ремней и первый шкив буду сегодня отрезать, потому что упирается в пружину кабины). Проблема заключается в щетках генератора. У меня сейчас там на вилку с двумя выходами а раньше было на одну. Не знаю точно как эта деталь называется. Щеточный блок сказали в магазине. На фотографии во вложении серебристый это который стоял в самом начале, а черный это тот что стоит сейчас.

П.С: На генераторе написано 85 ампер, а батарея стоит с такой маркировкой: Amega. 12V, 100 Ah, 950a. Генератор или стартер не сгорит?

П.П.С: Шкив генератора обрезал, крепления подошли, пружина кабины не мешает. Генератор встал отлично. Теперь дальше. Тот провод что шел на щетки генератора, был в изоленте. Я из любопытства изоленту снял и обнаружил что там идет 2 провода (просто один обрезан). Значит изначально на "щеточном блоке" был штекер на двойную вилку а не на одинарную. Как теперь подключать? Там полярность имеет значение или нет?. На самом приборе (черного цвета на фотографии, ничего не написано.

12.8. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Фары. Световые указатели поворотов. Переключатели и включатели освещения. Техническое обслуживание и неисправности

На автомобиле установлены двухсветные фары ФГ122-Б.
Фланцевая лампа А12 — 50+40 имеет две нити, накала: 50 свечей (дальний свет) и 40 свечей (ближний свет).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ФАР

Уход за фарами заключается в периодической проверке регулировки фар, в замене ламп и удалении пыли из корпуса фары. После замены лампы проверять регулировку фар.
Необходимо следить за тем, чтобы поперечные линии рисунка рассеивателя обеих фар всегда располагались строго горизонтально, а имеющаяся на нем надпись Верх была вверху. Для обеспечения полной отдачи света фарами все соединения проводов должны быть чистыми и плотными.
Лампы фар с потемневшими колбами заменять, не дожидаясь их перегорания.
Одни раз в год надо проверять падение напряжения в цепи фар.
При проверке надо включить дальний свет и измерить напряжение между зажимом включателя стартера, к которому присоединен провод от аккумуляторной батареи, и зажимом М (масса) генератора, а затем между зажимом дальнего света левой фары на соединительной панели проводов и зажимом М (масса) генератора.
Если разница этих напряжений превышает 0,6 В, нужно проверить чистоту и плотность соединений в цепи освещения и состояние центрального и ножного переключателя света.

Лампы, применяемые на автомобилях ГАЗ-53 и ГАЗ-66 (номинальное напряжение 12В) Табл.35
Место установки ламп Количество Сила света, св
Тип лампы
Фары 2 50+40 А12 - 50+40
Подфарники 2 21+6 А12 - 21+6
Задние фонари с «Стоп» свет и указатели поворота 2 21 А12 - 21
Освещение номерного знака и габарит 2 3 А12 - 3
Плафон кабины 1 3 А12 - 3
Плафон кузова 1 * 3 А12 - 3
Подкапотная лампа 1 3 А12 - 3
Освещение приборов 3 ** 1 А12 - 1
Контрольная лампа указателя, поворотов 1 1 А12 - 1
Контрольная лампа перегрева воды 1 1 А12 - 1
Контрольная лампа разрядки 1 1 А12 - 1
Контрольная лампа дальнего света 1 1 А12 - 1
Контрольная лампа аварного давления масла 1 1 А12 - 1
* Устанавливают только на автомобиль ГА3-53
** На автомобиле ГАЗ-66 — 5 шт

РЕГУЛИРОВКА ФАР

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Фары

Рис. 147. Разметка экрана для регулировки фар

Для регулировки фар необходимо:

  • установить негруженный автомобиль на ровной горизонтальной площадке перед стенкой или экраном на расстоянии 7,5 м от неё и снять ободки обеих фар;
  • включить свет и, действуя ножным переключателем, убедиться в том, что нити дальнего или ближнего света обеих фар загораются одновременно;
  • включить дальний свет и, закрыв одну из фар, установить другую регулировочными винтами так, чтобы световое пятно на стене или экране было расположено, как показано на рис. 147.

Экран необходимо разметить по размерам, указанным в таблице. 36.

Размеры разметки экрана для регулировки фар автомобилей ГАЗ-53 и ГАЗ-66, мм Табл.36

Таким же образом установить вторую фару, наблюдая за тем, чтобы верхние края обоих световых пятен находились на одной высоте.
Такая установка обеих фар обеспечивает правильное распределение света на дороге при включении как дальнего, так в ближнего света.

РЕМОНТ ФАР

Перегоревшую лампу заменяют через отверстие, закрытое пластмассовой крышкой. Для снятия крышки необходимо, слегка нажав на неё, повернуть её до упора против часовой стрелки.
Треснутый или поврежденный рассеиватель заменить во избежание загрязнения отражателя.
При замене рассеивателя оптический элемент снять с фары, для чего нужно удалить наружный и внутренний ободки фары и разъединить соединительную колодку проводов.
Последовательно отогнуть зубцы отражателя и осторожно удалить поврежденный рассеиватель. Снять резиновую прокладку и выровнять зубцы плоскогубцами. Уложить прокладку на место, установить новый рассеиватель и завальцевать зубцы в приспособлении, показанном на рис. 148.
В исключительных случаях допускается завальцовка вручную при помощи плоскогубцев путем последовательной осторожной подгибки диаметрально противоположных зубцов. При ручной завальцовке зубцы выравнивать не нужно. В процессе замены рассеивателя запрещается прикасаться к отражающей поверхности отражателя. Если отражатель загрязнён, его следует промыть.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66.Фары

Рис. 148. Приспособление для завальцовки фар:
1 — рассеиватель; 2 — отражатель; 3 — резиновая прокладка; 4 — пуансон; 5 — матраца; 6 — фара

СВЕТОВЫЕ УКАЗАТЕЛИ ПОВОРОТА

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66.Указатели поворотов

1 — лампа переднего указателя поворотов; 2 — переключатель; 3 — прерыватель; 4 — контрольная лампа; 5 — включатель стоп-сигнала; 6 — предохранитель цепи освещения; 7 - лампа заднего указателя поворотов; 8 - аккумуляторная батарея; 9 - включатель зажигания; 10 - предохранитель цепи приборов.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66.Указатели поворотов

1 — лампа переднего указателя поворотов; 2 — подвижные контактные пластины; 3 — неподвижные контакты; 4 — включатель стоп-сигналов; 5 — прерыватель: 6 — прерыватель цепи освещения; 7 — лампа заднего указателя поворотов; 8 — аккумуляторная батарея; 9 — включатель зажигания; 10 — предохранитель цепи приборов и указателей поворотов; 11 — контрольная лампа.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Переключатель уазателей поворотов

Рис.151. Схема проверки переключателя указателей поворота П105 автомобиля ГА3-53А:
1 — аккумуляторная батарея; 2 — проверяемые переключатель; 3, 4, 5, 6 — контрольные лампы
Ж - жёлтый; З - зелёный; Р - розовый; Г - голубой; С - серый

Схемы включения указателей поворота показаны на рис. 149 и 150. Подфарники и задний фонарь включают переключателем типа П105 на автомобиле ГАЗ-53А и П118 на автомобиле ГАЗ-66. Работу переключателей проверяют при помощи контрольных ламп по схемам, показанным на рис. 151 и 152.
В выключенном положении должны гореть лампы 4 и 5, при включении правого поворота лампы 4 и 6, а при левом повороте лампы 3 и 5.
Если на автомобиле ГАЗ-53А переключатель не выключается после выхода автомобиля из поворота, подрегулировать положение переключателя. Для этого отпустить два винта крепления переключателя к кронштейну и перемещением переключателя добиться, чтобы резиновый ролик не касался ступицы рулевого колеса при выключенном положении (должен быть зазор 2 - 2,5 мм).
При включении переключателя ролик должен надежно прижиматься к ступице колеса.
Через каждые 25000 км пробега автомобиля в переключателе П105 смазывать ось ролика, ось рычага и пластину рычага, прижимающую ролик. Указатели поворота горят мигающим светом (70 — 100 миганий в минуту). Это достигается включением в электрическую цепь указателей поворота прерывателя типа РС57.
Работу указателей поворотов проверяют при помощи контрольной лампы. При сгорании нити накала лампы в подфарнике или заднем фонаре частота,мигания контрольной лампы резко увеличивается. При повреждении прерыватель заменить.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Регулятор-прерыватель

Рис.152. Схема проверки переключателя указателей поворотов П118 автомобиля ГАЗ-66:
1 - аккумуляторная батарея; 2 - проверяемый переключатель; 3, 4, 5, 6 - контрольные лампы

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ И ВКЛЮЧАТЕЛИ СИСТЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ

Центральный переключатель света. П38 имеет три фиксированных положения. При перемещении штока он должен четко фиксироваться. Усилие перемещения штока 1,5 — 4 кГ.
Для проверки переключателя собрать схему, показанную на рис. 153.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Регулятор-прерыватель

Рис. 15З. Схема проверки центрального переключателя света:
1, 2, 5 и 6 — контрольные лампы; 3 — проверяемый переключатель; 4 — аккумуляторная батарея

В положении I ручки центрального переключателя контрольные лампы гореть не должны. В положении II должны гореть лампы 1 и 2, а при повороте ручки по часовой стрелке должна загораться лампа 5 и гореть без миганий при вращении ручки до упора. Поворачивая ручку против часовой стрелки, лампа 5 должна гореть в погаснуть только перед упором.
В положении III должны гореть лампы 2 и 6, а также лампа 5.
Если контрольные лампы не загораются в соответствующих положениях, то переключатель разобрать и осмотреть. Для разборки отогнуть лапки крепления контактной панели.
Если контактные поверхности подгорели, их следует зачистить. Трущиеся поверхности каретки слегка смазать. Если контактные поверхности или изоляционная панель имеют сильное выгорание, переключатель заменить. Падение напряжения на клеммах переключателя не должно превышать 0,1В при прохождении тока силой 5А.
Ножной переключатель света. Плунжер переключателя должен свободно перемещаться при нажатии на него и возвращаться в исходное положение после снятия нагрузки. Поврежденный резиновый защитный уплотнитель заменить. Ножной переключатель проверяют при помощи контрольных ламп.
При подключении аккумуляторной батареи к клемме Б одна из ламп должна гореть. При переключении должна загораться другая, а первая гаснуть. Падение напряжения на клеммах переключателя не должно превышать 0,1В при силе тока 5А.
Неисправный переключатель подлежит замене.

ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Регулятор-прерыватель

Рис. 154. Схема проверки включателя стоп-сигнала:
1 - манометр; 2 - включатель; 3 - контрольная лампа; 4 - аккумуляторная батарея; 5 — гидровлический насос.

Включатель стоп-сигнала. Для проверки включателя собрать схему, показанную на рис. 154. Включатель 2 установить в гидравлический насос 5, создающий давление 6 кГ/см 2. Насос должен быть заправлен тормозной жидкостью.
Повышая давление, определить, при каком давлении загорится контрольная лампа 8. Правильно отрегулированный включатель должен срабатывать при давлении 3,5-6 кГ/см 2 .
Включатель, срабатывающий при другом давлении или имеющий течь, подлежит замене.

НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Центральные переключатели света 41.3709 и 53.3709, устройство, проверка и устранение неисправностей.

Центральные переключатели света 41.3709 и 53.3709 предназначены для включения габаритных огней, освещения номерного знака, шкал контрольно-измерительных приборов, ламп дальнего и ближнего света фар, противотуманных фар, а также для регулировки яркости освещения контрольных приборов.

Центральные переключатели света 41.3709 и 53.3709, устройство.

Центральные переключатели света 41.3709 и 53.3709, устройство, проверка и устранение неисправностей
Центральные переключатели света 41.3709 и 53.3709, устройство

Вытяжной шток переключателей имеет три фиксированных положения, обеспечивающих различную коммутацию электрических цепей наружного освещения :

0 — электрические потребители выключены.
I — включены лампы габаритных огней, освещения номерного знака и шкал контрольно-измерительных приборов, включены и подано питание в электрическую цепь ламп противотуманных фар.
II — включены электрические цепи потребителей и дополнительно подано питание в электрические цепи ламп дальнего и ближнего света фар.

Вытяжной шток центральных переключателей света 41.3709 и 53.3709 имеет три фиксированных положения

Переключение электрических цепей производится вручную перемещением штока за рукоятку вдоль его оси. Электрическая цепь ламп освещения шкал контрольно-измерительных приборов включается через реостат, встроенный в переключатель. Сопротивление реостата изменяется поворотом рукоятки штока вокруг своей оси. Это позволяет изменять яркость ламп освещения шкал приборов.

Переключение электрических цепей центральных переключателей света 41.3709 и 53.3709 производится вручную перемещением штока за рукоятку вдоль его оси

При перемещении штока вместе с ним перемещается каретка с подвижным контактом, который замыкает электрические выводы контактной панели в соответствии со схемой. В любом рабочем положении подвижная часть, шток и каретка с подвижным контактом, центральных переключателей света 41.3709 и 53.3709 фиксируется установленными в гнездо каретки шариком и пружиной.

Для подключения в электрическую схему освещения и световой сигнализации автомобиля, центральные переключатели света 41.3709 и 53.3709 имеют пронумерованные электрические выводы.

Проверка и устранение неисправностей центральных переключателей света 41.3709 и 53.3709.

Неисправности системы наружного освещения автомобилей могут быть вызваны, наряду с другими причинами, выходом из строя центрального переключателя света. Проверить работу центрального переключателя света 53.3709 можно по схеме, приведенной ниже.

Электрическая схема проверки исправности центрального переключателя света 53.3709.

Электрическая схема проверки исправности центрального переключателя света 53.3709

В положении I штока должна гореть лампа 3, а в положении II — лампа 2. В положении I и II штока и повороте его по часовой стрелке должна загораться лампа 1. При повороте штока против часовой стрелки яркость свечения лампы должна уменьшаться вплоть до погасания. Величина падения напряжения на выводах переключателя 53.3709 не должна превышать 0,25 В при нагрузке в 3-4 А.

Проверить работу центрального переключателя света 41.3709 можно по схеме, приведенной ниже. В положении «0» штока контрольные лампы гореть не должны. В положении I должны гореть лампы 4 и 6, а при повороте штока по часовой стрелке должна загораться лампа 2 и гореть без миганий при вращении штока до упора.

Электрическая схема проверки исправности центрального переключателя света 41.3709.

Электрическая схема проверки исправности центрального переключателя света 41.3709

При повороте штока против часовой стрелки яркость свечения лампы 2 должна уменьшаться вплоть до погасания в конце хода, после чего должна загореться лампа 1. В положении II должны гореть лампы 3, 4 и 6. Если контрольные лампы не загораются в соответствующих положениях штока, необходимо разобрать и осмотреть центральный переключатель света.

Для разборки переключателя нужно отогнуть лапки крепления контактной панели. Если контакты подгорели, их следует зачистить. Трущиеся поверхности каретки можно слегка смазать любым маслом. Если контактные поверхности или изоляционная панель имеют сильное выгорание, то они или полностью центральный переключатель света, меняются в сборе.

Как улучшить свет фар

Борются с этим явлением по-разному. Кто-то ставит более мощные лампы на 90/110 Вт, кто-то устанавливает китайский ксенон, многие просто монтируют дополнительные фары. К сожалению, эти действия — борьба со следствием, мы же попытаемся разобраться в причинах.

От чего не светят фары

На самом деле, причин не так и много:

  • плохие оптические элементы;
  • нарушена проводка;
  • подгорел или по иным причинам некорректно работает центральный переключатель света (ЦПС);
  • отсутствует надежный контакт на массу;
  • вам, и правда, попались очень некачественные лампочки.

Попробуем рассмотреть каждый случай подробнее.

Проблема в самих фарах

Сам рассеивающий элемент или стекло фары автомобилей Волга выполнен весьма добротно и из хорошего стекла. В отличии от пластиковой оптики современных машин, оно не подвержено матированию и свойств своих с годами не меняет. А вот отражатель на уже немолодых машинах, фары которых не обслуживались с момента их установки на заводе, со временем приходит в негодность. Бывает, что он мутнеет и уже не отражает свет лампы так, как должен, а иногда зеркальный слой просто отслаивается. Метод лечения только один — замена. Стоят они не дорого, а сама операция займет не более 10 минут.

Процедура аналогична для всех моделей ГАЗ с круглыми фарами.

  • Снизу на декоративном ободке вывинчиваем винт под шлицевую отвертку (на ГАЗ 24 и 2410, придется снять решетку).
  • Снимаем ободок.
  • Вывинчиваем три винта, крепящие рамку фары. Внимание! Не перепутайте крепежные винты с регулировочными (на регулировочные надеты пружины).
  • Выньте фару из «глазницы» и отсоедините от нее разъем.
  • Установите новый элемент в обратном порядке.

Когда вы пойдете в магазин приобретать новую оптику, вполне вероятна встреча с некомпетентностью продавца. То есть, вам просто скажут, что фары для Волги или, тем более Победы, у них в продаже отсутствуют. В этой ситуации, вам необходимо изобразить на лице снисходительное терпение и объяснить, что вас интересуют фары от любой машины Советского или российского производства с круглой оптикой, кроме ВАЗ 2103 и ВАЗ 2106. Все они по посадочным размерам и крепежу идентичны.

Но, есть и некоторые различия.

  • Есть оптика под вакуумные лампы (она маркируется Е2) и под галогенные лампы (маркировка Н4). Разница — в теплостойкости отражателя и расположении точки фокуса. У Н4 температурный режим выше. Учитывайте это.
  • Для некоторых машин головная оптика идет с дополнительным гнездом под установку лампы габарита (ВАЗ 21011, ГАЗ 2410).
  • Есть исполнение фар с экраном перед лампой и без него. Обратите на это внимание, если меняете только одну фару.

Нарушена проводка

К сожалению, стареет все, а особенно быстро это происходит с теми вещами, которые подвергаются воздействию агрессивных факторов.

Проводка автомобилей ГАЗ выполнена предельно просто, и разобраться в ней труда не составит. Смонтирована она на виду, гофрами не закрыта, и наша задача сводится к отслеживанию проводов нужного цвета и их прозвонке на предмет слишком высокого сопротивления.

  • Открываем капот и находим на переднем брызговике (телевизоре) распределительные колодки.
  • Ставим мультиметр в режим измерения сопротивления и начинаем прозванивать провода (для определения нужных, удобно воспользоваться цветными схемами электрооборудования). Сопротивление во всех случаях должно быть близким к нулю. Если на каком-то из проводов оно сколь-нибудь значительное, значит, провод или имеет разрыв, или за годы эксплуатации его съели окислы.

Далее поочередно отпустим винты на распределительных колодках и очень хорошо зачистим зажимаемые ими клеммы. Смажем их литолом и аккуратно все соберем обратно.

Также имеет смысл провести ревизию разъемов ламп. Бывает, что подгорают и они.

Для ГАЗ 31105, характерная проблема — подгорание патрона лампы габарита. От температуры патрон разрушается и не держит лампу. Как вариант решения проблемы — замена лампы габарита на светодиодную.

Проблемы с ЦПС

К сожалению, это у Волги и Победы — очень больное место. Переключатель коммутирует нагрузку напрямую, и так как она не такая уж и маленькая, он закономерно подгорает.

К слову, аналогичная проблема есть и у подавляющего большинства американских автомобилей выпуска вплоть до 2000 года, так что не нужно думать, что наши инженеры дураки, просто так строились все машины того времени.

К счастью, доступ к ЦПС вполне удобен, и обслуживать его не сложно.

  • Найдите фиксирующий винтик на ручке переключателя, ослабьте его и снимите саму ручку.
  • Скрутите декоративную гайку и извлеките ЦПС из-под торпеды. Провода не особенно длинные, и работать с ним будет удобнее, если вы совсем снимите его с машины. Обязательно промаркируйте все провода, а еще лучше дополнительно сфотографируйте все до разборки.
  • Теперь можно спокойно разобрать переключатель, зачистить его контакты, придав им совершенно плоскую форму. Смажьте контакты токопроводящей смазкой или просто литолом и соберите все в обратном порядке.
  • Дополнительно проверьте состояние ножного или подрулевого (в зависимости от модели) переключателя ближний/дальний.

Отсутствие массы

Это весьма частая проблема. Дело в том, что минус у Волги, как и большинства других машин, идет по корпусу (некоторые машины до 1960 г.в. имеют на кузове плюс), соответственно, к фарам минус приходит по крыльям, а они на Волгах не приварные, а съемные, и крепятся на болтах. С годами коррозия нарушает контакт между кузовом и крылом, и в цепи фар возникают потери. Именно поэтому у некоторых Волг фары не горят, а тлеют. Кстати, иногда после серьезного кузовного ремонта, свет может и вовсе пропасть. Мастер из лучших побуждений добротно обработал крылья, снятые с машины, отгрунтовал их, покрасил и даже покрыл с обратной стороны мастикой. Разумеется, контакт пропал.

Лучше всего, конечно, не заниматься процарапыванием грунта под болтами до чистого металла. Просто проложите к фарам отдельные минусовые провода, взяв массу или с кузова, или с двигателя. Кабель используйте сечением 1,5 мм. Этого более чем достаточно, нагрузка всего 120-140 Вт.

Кстати, эта же причина, скорее всего, создает вам проблемы с корректностью работы указателей поворотов. Проложите минус и к поворотникам.

Бракованные лампы

Такое, и правда, бывает. Суть брака в том, что нить в такой лампе находится не в точке фокуса фары, отсюда очень рассеянный пучок света, который совершенно не помогает нам в освещении дороги. Бывает и просто кривая колба, так что при покупке лампы нужно из коробочек доставать и обязательно пристально изучать и сравнивать между собой. Если различия имеются, откажитесь от покупки.

Как улучшить свет на Волге

Если все описанные мероприятия мы провели, и свет все равно нас не удовлетворяет, можно дополнительно произвести следующие действия.

Замена Оптики на фары под галогеновые лампы

Как уже говорилось выше, простая установка галогенок в старую оптику — шаг бесполезный. Во-первых, отражатель очень быстро выйдет из строя, а во-вторых, лампы типа Е2 и Н4 имеют разную форму, и нить накала находится в разной точке. Соответственно, рисунок рассеивателя фары тоже отличается. То есть, старая фара с галогеновой лампой будет просто светить в неизвестном направлении. Обязательно нужно ставить оптические элементы с маркировкой Н4.

Более никаких действий производить не требуется. Многие на форумах пишут об обязательной замене проводов на более толстые, так как лампы мощнее… Это заблуждение. Стандартные галогеновые лампы имеют точно те же самые 55/60 Вт мощности, то есть, суммарная мощность ламп на дальнем свете не превышает 120 Вт.

Разгрузка центрального переключателя света

Это, действительно, очень полезное усовершенствование. А в случае с машинами типа ГАЗ 20 и ГАЗ 21 это не только полезно, но и необходимо, так как в случае выхода ЦПС из строя, новый оригинальный вы будете искать долго и найдете не за дешево.

Переделка эта не сложная, больших вложений не требует и специальных навыков не предполагает.

  • реле нормально разомкнутое 4х-контактное на 30А — 2 шт;
  • провод сечением 1,5 мм — около двух метров;
  • колодка клеммная (без хвостиков) под реле; лучше взять именно голые колодки без проводов, обжать клеммы самостоятельно и вставить в колодки, так вы избавитесь от лишних скруток — 2 шт;
  • клеммы типа «папа» — горсть;
  • клеммы под винт «колечки» — горсть поменьше;
  • кусачки;
  • пассатижи;
  • отвертка шлицевая;
  • инструмент для обжимки клемм, если имеется; если такого нет, обойдетесь и пассатижами, просто не так удобно.

В сети есть несколько схем того, как можно врезать в цепи головного света реле, мы же пойдем по пути максимально рациональному и не требующему вмешательства в основные жгуты. Кроме того, мы сохраним в работе штатный тепловой предохранитель цепи фар, расположенный под торпедой, и избавимся от необходимости городить висячие дополнительные предохранители.

Читайте также: