Снять головку блока цилиндров газ 3110

Обновлено: 14.05.2024

ГАЗ 31 › Бортжурнал › снятие и ремонт головки блока цилиндров двигателя змз 406

Сливаем из системы охлаждающую жидкость (см. «Замена охлаждающей жидкости»). Снимаем шланги с патрубков термостата или снимаем термостат
(см. Проверка и замена термостата»). Отсоединяем колодку проводов от датчика положения распределительного вала
(см. «Проверка и замена датчика положения распределительного вала»). Снимаем генератор с его верхним кронштейном (см. «Снятие генератора»). Если головку блока цилиндров двигателя змз 406 демонтируем с целью ремонта или замены, то предварительно снимаем впускной трубопровод (см. «Замена прокладки впускного трубопровода») и выпускной коллектор (см. «Замена прокладок выпускного коллектора»). Если работа выполняется с иной целью (например, нужно заменить прокладку головки блока цилиндров), то головку можно снять в сборе с впускным трубопроводом и выпускным коллектором. Снимаем распределительные валы (см. «Снятие распределительных валов»). Шестигранником «на 12» отворачиваем десять винтов крепления головки блока цилиндров двигателя змз 406…

…и вынимаем винты.

Вынимаем шайбы винтов.
Вынимаем гидрокомпенсаторы (см. «Замена гидрокомпенсаторов»), пометив их местоположение в головке блока цилиндров. Снимаем головку блока цилиндров…

Сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров тщательно очищаем от нагара, остатков старой прокладки и герметика. Приложив линейку к привалочной плоскости головки блока цилиндров…
…набором щупов проверяем неплоскостность головки блока цилиндров. При неплоскостности свыше 0,05 мм плоскость головки необходимо восстановить механической обработкой, однако, если неплоскостность превышает 0,1 мм, головка не ремонтопригодна.
Ключом «на 10» отворачиваем восемь болтов… …снимаем заднюю крышку головки блока цилиндров с прокладкой.
Устанавливаем рассухариватель на головку блока цилиндров. Если конструкцией рассухаривателя не предусмотрен упор клапана, подкладываем под тарелку клапана деревянный брусок. Рассухаривателем сжимаем пружины клапана. Чтобы тарелка пружин легче сошла с сухарей… …наносим легкие удары молотком по упорной сошке рассухаривателя.

Пинцетом вынимаем два сухаря и плавно отпускаем пружины.

Снимаем верхнюю тарелку и две пружины клапана.

Съемником удаляем маслоотражательный колпачок…

…и снимаем опорную шайбу.
Переворачиваем головку блока цилиндров двигателя змз 406 и вынимаем клапан, пометив место его установки, для того чтобы при последующей сборке клапан встал на свое прежнее место. Аналогично снимаем и помечаем остальные клапаны.

Снять головку блока цилиндров газ 3110

Головку блока можно снять с ресивером и выпускным коллектором

Если головку блока снимают с двигателя, установленного на автомобиле, нужно предварительно выполнить операции, указанные в статье «Снятие и установка двигателя ЗМЗ-406».

Затем отсоединить приемную трубу глушителя от выпускного коллектора, отсоединить шланг от корпуса дроссельной заслонки, снять подводящую трубу радиатора, снять генератор.

Дальше порядок снятия головки блока с двигателя, снятого с автомобиля и с установленного на автомобиле, одинаковый.

Снять распределительные валы.

Ослабить затяжку хомутов 1 и снять со штуцеров корпуса дроссельной заслонки шланги 2 и 3

Ослабить затяжку хомутов 1 и снять со штуцеров корпуса дроссельной заслонки шланги 2 и 3.

Снять термостат с корпусом.

Вывернуть свечи зажигания.

Отвернуть болты 1 крепления головки блока. Вынуть болты 1 и шайбы.

Снять головку блока цилиндров и прокладку головки блока.

Нельзя забивать между головкой блока и блоком цилиндров отвертки или какой-нибудь другой инструмент, так как можно повредить поверхность головки блока, прилегающую к блоку цилиндров.

Снятие и установка головки блока двигателя ЗМЗ-406

Разборка

1. Отвернуть гайки 1 и снять экран 5 датчика фазы, скобу 2 для подъема двигателя и выпускной коллектор 6.

Разборка головки блока цилиндров ЗМЗ-406

Ослабить затяжку хомута 1 и снять шланг с патрубка регулятора холостого хода. Отвернуть гайки 2 и снять ресивер 3 с впускной трубы

Снять прокладки выпускного коллектора. Отвернуть болт 3 и снять датчик 4 фазы.

Вывернуть датчики аварийного давления масла 7 и указателя давления масла 8.

2. Ослабить затяжку хомута 1 и снять шланг с патрубка регулятора холостого хода.

Отвернуть гайки 2 и снять ресивер 3 с впускной трубы.

Снять прокладку ресивера.

Отвернуть гайки 1 и снять впускную трубу 2 вместе с форсунками и топливопроводом

Отвернуть болты 1 и снять заднюю крышку 2 головки блока. Снять прокладку крышки

3. Отвернуть гайки 1 и снять впускную трубу 2 вместе с форсунками и топливопроводом.

Снять прокладку впускной трубы.

Отвернуть болты 1 и снять заднюю крышку 2 головки блока.

Снять прокладку крышки.

Разборка головки блока цилиндров ЗМЗ-405

Вынуть гидротолкатели 1 клапанов.

Г идротолкатели удобнее вынимать с помощью магнита или присоски.

Гидротолкатели нельзя менять местами, поэтому перед снятием их нужно промаркировать, чтобы при сборке установить на свое место.

Хранить гидротолкатели следует в том же положении, в каком они стоят на клапанах, чтобы из них не вытекло масло.

Установить на головку блока приспособление для сжатия пружин клапанов.

Сжав пружины клапанов с помощью приспособления, вынуть сухари 2 клапана.

Затем, постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, полностью разжать пружины клапана.

Снять приспособление с головки блока. Вынуть тарелку 3 пружин клапана. Затем вынуть наружную и внутреннюю пружины клапана.

Ремонт головки цилиндров ЗМЗ 406
Подцепить отверткой и вынуть опорную шайбу 1 пружин клапанов

Снять маслоотражательный колпачок 1 клапана.

7. Подцепить отверткой и вынуть опорную шайбу 1 пружин клапанов.

8. Вынуть клапан со стороны камеры сгорания.

9. Таким же образом снять остальные клапаны.

Перед снятием промаркировать все клапаны, чтобы при сборке установить их на свои места.

Осмотр, дефектовка и ремонт головки блока

1. После разборки головки блока промыть все детали в бензине, протереть и просушить. Очистить камеры сгорания и клапаны от нагара.

2. Осмотреть головку блока. Если есть трещины на перемычках между седлами клапанов, следы прогара и трещины на стенках камеры сгорания, заменить головку блока.

3. Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскостность поверхности головки, прилегающей к блоку.

Для этого линейку поставить ребром на поверхность головки блока, посередине, вдоль и затем поперек и щупом измерить зазор между поверхностью головки и линейкой. Если зазор превышает 0,1 мм, головку заменить.

4. Проверить зазоры в подшипниках распределительных валов.

5. Проверить зазоры между гидротолкателями клапанов и каналами под гидротолкатели в головке блока. Зазор вычисляют как разность между диаметром канала и диаметром гидротолкателя.

Номинальный диаметр канала под гидротолкатель 35,0 +0,025 мм, предельно допустимый — 35,1 мм. Номинальный диаметр гидротолкателя 35,0 –0,025 и 35,0 –0,041 мм, предельно допустимый диаметр — 34,95 мм.

Предельно допустимый зазор 0,15 мм. Если зазор превышает указанную величину, заменить гидротолкатель. Если и это не даст положительного результата, заменить головку блока.

6. Осмотреть клапаны. При обнаружении на рабочей фаске клапана трещин, коробления головки клапана, прогорания, деформации стержня клапан необходимо заменить.

Незначительные риски и царапины на рабочей фаске клапана можно вывести притиркой.

Притирку клапана к седлу производят следующим образом :

- вставить клапан в головку блока;

- надеть на стержень клапана приспособление для притирки клапанов;

- нанести на рабочую фаску клапана тонкий слой притирочной пасты, представляющей собой смесь мелкого абразивного порошка с моторным маслом;

- поворачивать клапан с помощью приспособления в обе стороны, периодически прижимая к седлу.

Внешним признаком удовлетворительной притирки является однотонный матово-серый цвет рабочей фаски седла и клапана.

После притирки протереть седло и клапан чистой тряпкой и тщательно промыть для удаления остатков притирочной пасты. Чтобы проверить герметичность клапана, установить его в головку блока вместе с пружинами и сухарями.

После этого положить головку блока набок и залить в канал, закрываемый клапаном, керосин. Если в течение 3 мин. керосин не просочится в камеру сгорания, клапан считается герметичным.

7. Проверить состояние пружин клапанов. Искривленные пружины, а также имеющие трещины или поломанные, нужно заменить.

8. Проверить состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п.

Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.д.) можно вывести притиркой клапанов. Более значительные дефекты можно устранить шлифовкой.

После шлифовки проверить биение фаски седла относительно отверстия в направляющей втулке клапана, предельно допустимое биение 0,05 мм.

После шлифовки притереть клапаны. Затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах, закрываемых клапанами, и в камерах сгорания не осталось абразивных частиц.

Следует учесть, что после шлифовки седла клапан садится в седло глубже. Поэтому после шлифовки нужно измерить расстояние между торцом стержня клапана, прижатого к седлу, и осью распределительного вала.

Если это расстояние меньше 35,5 мм, заменить головку блока, так как в этом случае нарушается нормальная работа гидротолкателей клапанов.

9. Проверить зазоры между направляющими втулками и клапанами. Зазор вычисляют как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана.

Предельно допустимый зазор равен 0,2 мм.

Если зазор превышает указанный, заменить клапан и направляющую втулку. Старую втулку выпрессовывают с помощью оправки со стороны камеры сгорания.

Устанавливают новые втулки с надетыми на них стопорными кольцами до упора стопорного кольца в плоскость головки блока со стороны отверстия под гидротолкатели.

Втулки перед установкой нужно охладить до –40. 45°С, а головку блока нагреть до температуры +160. 175°С.

Втулка должна вставляться в головку блока свободно или с незначительным усилием.

В запасные части направляющие втулки клапанов поставляют трех ремонтных размеров. Первый ремонтный размер с увеличенным на 0,02 мм наружным диаметром втулки.

Второй — наружный диаметр втулки 14,2 +0,053 и 14,2 +0,040 мм, третий — с увеличенным на 0,02 мм диаметром от второго размера. При установке втулок первого ремонтного размера отверстие под втулку в головке блока не растачивать.

При установке втулок второго и третьего ремонтных размеров нужно расточить отверстие до диаметра 14,2 –0,023 и 14,2 –0,050 мм.

После установки новых втулок развернуть в них отверстие под клапаны. Затем прошлифовать седла клапанов, как было указано выше.

10. Для того чтобы проверить головку блока на отсутствие трещин, нужно подвести к одному из отверстий рубашки охлаждения шланг для подвода сжатого воздуха. Заглушить все отверстия в головке деревянными пробками.

Опустить головку в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм. В местах, где есть трещины, будут выходить воздушные пузыри.

Сборка

Собирают головку блока в порядке, обратном разборке.

Перед установкой смазать моторным маслом маслоотражательные колпачки, стержни клапанов и гидротолкатели клапанов.

Устанавливать клапаны и гидротолкатели в соответствии с метками, нанесенными при разборке. Установить прокладку задней крышки головки блока и заднюю крышку на герметик «Гермесил» или подобный ему.

Установка

Порядок затяжки болтов крепления головки блока

Устанавливают головку блока в порядке, обратном снятию.

Порядок затяжки болтов крепления головки блока показан на рисунке.

Болты крепления головки блока затянуть в два этапа: 1-й этап — 40–60 Нм (4,0–6,0 кгс·м); 2-й этап — 130–145 Нм (13,0–14,5 кгс·м).

Снять головку блока цилиндров газ 3110

Ремонт головки блока цилиндров производим при общем ремонте двигателя и при замене прокладки ГБЦ

Очень важно сделать ремонт головки после того, как перегрели мотор. Во время перегрева могут возникнуть дефекты, которые визуально можно не увидеть.

Поэтому нужно тщательно проделать все операции по ремонту головки цилиндров. Во многом от этого зависит работа двигателя. И это избавит от лишней работы и затрат.

Снятие головки блока цилиндров смотрим в статье – «Замена прокладки головки ЗМЗ-406 ГАЗ-3110».

Разборка

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Отвернуть гайки 1 и снять экран 5 датчика фазы, скобу 2 для подъема двигателя и выпускной коллектор 6.

Снять прокладки выпускного коллектора.

Отвернуть болт 3 и снять датчик 4 фазы.

Вывернуть датчики аварийного давления масла 7 и указателя давления масла 8.

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Ослабить затяжку хомута 1 и снять шланг с патрубка регулятора холостого хода.

Отвернуть гайки 2 и снять ресивер 3 с впускной трубы.

Снять прокладку ресивера.

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Отвернуть гайки 1 и снять впускную трубу 2 вместе с форсунками и топливопроводом (на фото не показаны).

Снять прокладку впускной трубы.

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Отвернуть болты 1 и снять заднюю крышку 2 головки блока.

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Снять прокладку крышки

Вынуть гидротолкатели 1 клапанов. Гидротолкатели удобнее вынимать с помощью магнита или присоски

Гидротолкатели нельзя менять местами, поэтому перед снятием их нужно промаркировать, чтобы при сборке установить на свое место.

Хранить гидротолкатели следует в том же положении, в каком они стоят на клапанах, чтобы из них не вытекло масло.

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Если конструкцией съемника не предусмотрен упор клапана, подкладываем под него подходящий упор.

Сжимаем пружины рассухаривателем. Чтобы тарелка пружин легче сошла с сухарей, можно нанести легкий удар молотком по упорной сошке рассухаривателя.

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Пинцетом вынимаем два сухаря и плавно отпускаем пружины.

Снимаем верхнюю тарелку и две пружины клапана.

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Съемником удаляем маслоотражательный колпачок

Подцепить отверткой и вынуть опорную шайбу 1 пружин клапанов.

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Переворачиваем головку блока цилиндров и вынимаем клапан, пометив место его установки, для того, чтобы при последующей сборке клапан встал на свое прежнее место.

Аналогично снимаем и помечаем остальные клапаны.

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Изношенные направляющие втулки клапанов выпрессовываем оправкой

Шестигранным ключом “ на 8 ” выворачиваем заглушки масляных каналов.

Осмотр, дефектовка и ремонт ГБЦ

После разборки головки блока промыть все детали в бензине, протереть и просушить. Очистить камеры сгорания и клапаны от нагара.

Осмотреть головку блока. Если есть трещины на перемычках между седлами клапанов, следы прогара и трещины на стенках камеры сгорания, заменить головку блока.

Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскостность поверхности головки, прилегающей к блоку.

Для этого линейку поставить ребром на поверхность головки блока, посередине, вдоль и затем поперек и щупом измерить зазор между поверхностью головки и линейкой. Если зазор превышает 0,1 мм, головку заменить.

Проверить зазоры в подшипниках распределительных валов.

Проверить зазоры между гидротолкателями клапанов и каналами под гидротолкатели в головке блока.

Зазор вычисляют как разность между диаметром канала и диаметром гидротолкателя.

Номинальный диаметр канала под гидротолкатель 35,0 +0,025 мм, предельно допустимый — 35,1 мм.

Номинальный диаметр гидротолкателя 35,0 –0,025 и 35,0 –0,041 мм, предельно допустимый диаметр — 34,95 мм.

Предельно допустимый зазор 0,15 мм. Если зазор превышает указанную величину, заменить гидротолкатель. Если и это не даст положительного результата, заменить головку блока.

Осмотреть клапаны. При обнаружении на рабочей фаске клапана трещин, коробления головки клапана, прогорания, деформации стержня клапан необходимо заменить. Незначительные риски и царапины на рабочей фаске клапана можно вывести притиркой.

Притирку клапана к седлу производят следующим образом:

- вставить клапан в головку блока;

- надеть на стержень клапана приспособление для притирки клапанов;

- нанести на рабочую фаску клапана тонкий слой притирочной пасты, представляющей собой смесь мелкого абразивного порошка с моторным маслом;

- поворачивать клапан с помощью приспособления в обе стороны, периодически прижимая к седлу.

Внешним признаком удовлетворительной притирки является однотонный матово-серый цвет рабочей фаски седла и клапана.

После притирки протереть седло и клапан чистой тряпкой и тщательно промыть для удаления остатков притирочной пасты.

Чтобы проверить герметичность клапана, установить его в головку блока вместе с пружинами и сухарями.

После этого положить головку блока набок и залить в канал, закрываемый клапаном, керосин. Если в течение 3 мин. керосин не просочится в камеру сгорания, клапан считается герметичным.

Проверить состояние пружин клапанов. Искривленные пружины, а также имеющие трещины или поломанные, нужно заменить.

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Проверить состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п.

Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.д.) можно вывести притиркой клапанов.

Более значительные дефекты можно устранить шлифовкой.

При шлифовке выдержать размеры седла, указанные на рис. Профиль седла клапана двигателя мод. 4062.

После шлифовки проверить биение фаски седла относительно отверстия в направляющей втулке клапана, предельно допустимое биение 0,05 мм.

После шлифовки притереть клапаны. Затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах, закрываемых клапанами, и в камерах сгорания не осталось абразивных частиц.

Следует учесть, что после шлифовки седла клапан садится в седло глубже.

Поэтому после шлифовки нужно измерить расстояние между торцом стержня клапана, прижатого к седлу, и осью распределительного вала. Если это расстояние меньше 35,5 мм, заменить головку блока, так как в этом случае нарушается нормальная работа гидротолкателей клапанов.

Проверить зазоры между направляющими втулками и клапанами.

Зазор вычисляют как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана.

Предельно допустимый зазор равен 0,2 мм. Если зазор превышает указанный, заменить клапан и направляющую втулку.

Старую втулку выпрессовывают с помощью оправки со стороны камеры сгорания.

Устанавливают новые втулки с надетыми на них стопорными кольцами до упора стопорного кольца в плоскость головки блока со стороны отверстия под гидротолкатели.

Втулки перед установкой нужно охладить до –40. 45°С, а головку блока нагреть до температуры +160. 175°С. Втулка должна вставляться в головку блока свободно или с незначительным усилием.

В запасные части направляющие втулки клапанов поставляют трех ремонтных размеров. Первый ремонтный размер с увеличенным на 0,02 мм наружным диаметром втулки.

Второй — наружный диаметр втулки 14,2 +0,053 и 14,2 +0,040 мм, третий — с увеличенным на 0,02 мм диаметром от второго размера.

При установке втулок первого ремонтного размера отверстие под втулку в головке блока не растачивать.

При установке втулок второго и третьего ремонтных размеров нужно расточить отверстие до диаметра 14,2 –0,023 и 14,2 –0,050 мм.

После установки новых втулок развернуть в них отверстие под клапаны до размеров, указанных в табл. 2.1. Затем прошлифовать седла клапанов, как было указано выше.

Для того чтобы проверить головку блока на отсутствие трещин, нужно подвести к одному из отверстий рубашки охлаждения шланг для подвода сжатого воздуха.

Заглушить все отверстия в головке деревянными пробками. Опустить головку в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм. В местах, где есть трещины, будут выходить воздушные пузыри.

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Очистив привалочную плоскость головки проверяем качество прилегания головки к блоку лекальной линейкой.

При деформации свыше 0,05 мм плоскостность необходимо восстановить механической обработкой, однако, если неплоскостность превышает 0,1 мм – головка не ремонтируется.

Керосином или дизельным топливом промываем головку, очищаем масляные каналы от отложений. Затем вытираем поверхности чистой ветошью и продуваем каналы сжатым воздухом. Устанавливаем на место заглушки масляных каналов.

Через алюминиевую проставку запрессовываем новые втулки клапанов, предварительно нагрев головку до 160–180°С и охладив втулки в “ сухом льду ” (СО 2 ).

Устанавливаем клапаны в последовательности, обратной снятию, заменив старые маслоотражательные колпачки на новые.

Притирка клапанов

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Наносим притирочную пасту на фаску клапана и устанавливаем его в соответствующую втулку головки.

Закрепляем на ножке клапана приспособление для притирки и, прижимая клапан к седлу, поворачиваем его в обе стороны примерно на 90°

Продолжаем притирку до тех пор, пока уплотняющая фаска клапана полностью по всей своей ширине и длине не станет матовой и чистой.

ГАЗ 31 синий металликTwin turbo › Бортжурнал › Снятие ГБЦ

Крч, чёт давно я не появлялся на драйве и не писал БЖ.
Хочу рассказать как снимал на своей лалге ГБЦ, с последующей заменой некоторых клапанов.А точней снятие почти в полевых условиях (у себя на дачке)).

Вообще причиной снятия ГБЦ послужило не ровная работа моего ДВС, и почти отсутствия компрессии в 3 цилиндре (3 очка)
Снять всё навесное оборудования труда не составило, в принципе как и снятия клапанной крышки и самой ГБЦ со старой прокладкой.

Причиной падения компрессии оказался отколотый выпускной клапан

Предстояло "рассухаривания", замена нескольких клапанов, затем притирка всех клапанов, установка новых маслосъёмных колпачков, и "засухаривание".

Но всё самое интересное ждало впереди…
А то есть установка ГБЦ с выставлением фаз газораспределения.
Выставляли по ВМТ первого цилиндра, казалось, что может быть тяжёлого выставить по меткам 2 "распревала" и метка на "бублике" КВ.

НО! Эта метка, каким то образом провернулась или была просто как то сбита, не важно, факт того что по ней не получилось поймать ВМТ первого цилиндра. Но замечено это было уже после сборки ДВС.
Двигатель естественно не завёлся, компрессия была где то в районе 4-6 очков.
Пришлось заново снимать кап.крышку валы и.т.д. Выяснить где же сейчас поршень помогла обычная длинная отвёртка и насечки сделанные в последствии поиска ВМТ. после того как ВМТ был найден заного пришлось ставить метки двух распредвалов, начиная с выпускного. (не знаю кому как, но мне посоветовали начинать именного с него).
После как двигатель был заново был собран, он очень долго не хотел заводится, это возможно списать на то что гидротолкатели как следует не прокачались. Но двигатель по прежнему работал не стабильно.
Помогла мне книжка по эксплуатации сей агрегата и конечно же моих друзей которые помагали в это не лёгкой работе) Причина оказалась в подсосе воздуха между рессивером и самой гбц, причём новая прокладка присутствовала там. Ну и конце концов пришлось сажать на герметик.

Ну и по завершению хочу сказать, что в конце работ, я получил ровно работающий ЗМЗ 406, компрессию 12,5-13 очков, и конечно же опыт)))
Конечно прочитает это не много, но те кто всё таки решится, знайте ничего адски тяжёлого в замене клапанов нету)

Головка блока цилиндров

Головку блока можно снять с впускной трубой и выпускным коллектором. Если головка блока снимается с двигателя, установленного на автомобиле, нужно предварительно выполнить следующие операции:

-слить жидкость из системы охлаждения (см. 2.371–2.376);

-снять воздушный фильтр с карбюра-тора (см. 2.552–2.554);

-отсоединить шланги от термостата (см. 2.350);

-отсоединить провод от датчика температуры охлаждающей жидкости (см. 2.350);

-отсоединить провода от микровыключателя на карбюраторе (см. 2.201);

-отсоединить от карбюратора тягу воздушной заслонки и тягу привода акселератора (см. 2.202);

-отсоединить от карбюратора шланг слива топлива (см. 2.203);

-отсоединить шланги от электромагнитного клапана ЭПХХ, установленного на щите передка (см. 2.203);

-отсоединить вакуумный шланг усилителя тормозов от штуцера на впускной трубе (см. 2.203);

-отсоединить отводящий шланг отопителя от штуцера на задней крышке головки блока.

Дальше порядок снятия головки блока с двигателя, снятого с автомобиля и с установленного на автомобиле, одинаковый.

2.223. Снять наконечники с проводами со свечей зажигания и вывернуть свечи 1. Отсоединить шланг 3 от фильтра тонкой очистки топлива. Отсоединить от карбюратора вакуумный шланг 2 вакуум-корректора распределителя зажигания.


2.224. Отсоединить шланг 3 вентиляции картера от патрубка на крышке коромысел. Отвернуть шесть болтов 1 и снять крышку 2 коромысел вместе с прокладкой.


2.225. Отвернуть гайки 1 и снять ось 2 с коромыслами клапанов и стойками в сборе. Вынуть штанги 4 толкателей клапанов. Отвернуть гайки 3 и снять головку блока 5 и прокладку головки. При этом не рекомендуется забивать между головкой блока и блоком цилиндров отвертку или какой-либо другой инструмент, так как можно повредить поверхность головки блока, прилегающую к блоку, или поверхность блока цилиндров.


2.226. Зафиксировать гильзы цилиндров, надев на шпильки крепления головки широкие шайбы так, чтобы они перекрывали соседние гильзы. Затем надеть на шпильки подходящие отрезки трубок и притянуть их гайками крепления головки блока.

2.227. Отвернуть гайки 1 и снять корпус 2 термостата с крышкой в сборе.


2.228. Отвернуть шесть гаек 1 и снять впускную трубу 2 с выпускным коллектором 3 1-го и 4-го цилиндров.


2.229. Отвернуть гайку 1 и снять выпускной коллектор 2 2-го и 3-го цилиндров с головки блока цилиндров.


2.230. Отвернуть болты 1 и снять крышку 2 с прокладкой с заднего торца головки блока цилиндров.


2.231. Пометить клапаны номером цилиндра, чтобы при сборке головки блока цилиндров установить их на свое место.

2.232. Установить на головку блока специальное приспособление для сжатия пружин клапанов. Сжав пружины клапана с помощью приспособления, вынуть сухари 1 клапана. Затем, постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, полностью разжать пружины клапана. Снять приспособление с головки блока. Снять пружины 3 клапана с тарелкой 2 пружин.


2.233. Перевернуть головку блока цилиндров и вынуть клапан со стороны камеры сгорания.

2.234. Снять маслоотражательные колпачки 1 с направляющих втулок клапанов и опорные тарелки 2 пружин клапанов.


2.235. Вынуть шплинты 1 и снять с оси 5 коромысел стойки 3 оси, коромысла 2 клапанов и распорную пружину 4.


Осмотр, дефектовка и ремонт

2.236. После разборки головки блока промыть все детали в бензине, протереть и просушить. Очистить камеры сгорания от нагара.

2.237. Осмотреть головку блока. Если есть трещины на перемычках между седлами клапанов или на стенках камер сгорания, следы прогара, заменить головку блока.

2.238. Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскостность поверхности головки, прилегающей к блоку. Для этого линейку поставить ребром на поверхность головки, посередине вдоль, а затем поперек и щупами измерить зазор между плоскостью головки и линейкой. Если зазор превышает 0,1 мм, головку заменить.

2.239. Осмотреть клапаны. При обнаружении на рабочей фаске клапана трещин, коробления головки клапана, прогорания, деформации стержня клапан заменить. Незначительные риски и царапины на рабочей фаске клапана можно вывести притиркой. Порядок притирки клапанов см. 2.132.

2.240. Проверить состояние пружин клапанов. Искривленные, поломанные или имеющие трещины пружины заменить.

2.241. Проверить состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и т.д.) можно вывести притиркой клапанов. Более значительные дефекты устраняют шлифовкой. При шлифовке выдержать размеры седла, указанные на рис. 2.12. После шлифовки проверить биение фаски седла относительно отверстия в направляющей втулке клапана, предельно допустимое биение

0,05 мм. После шлифовки седел притереть клапаны. Затем тщательно очистить и продуть сжатым воздухом головку блока, чтобы в каналах, закрываемых клапанами, и в камерах сгорания не осталось абразивных частиц.

2.242. Проверить зазор между направляющими втулками и клапанами. Зазор вычисляется как разность между диаметром отверстия во втулке и диаметром стержня клапана. Предельно допустимый зазор равен 0,25 мм. Если зазор превышает указанный, нужно заменить клапан и направляющую втулку. Старую втулку выпрессовывают с помощью оправки со стороны камеры сгорания. Перед установкой новые втулки нужно охладить в двуокиси углерода («сухой лед»), а головку блока нагреть до 160–175 °С. Затем вставить втулку в головку блока так, чтобы она выступала со стороны клапанных пружин над головкой блока на 20 мм. Втулка должна вставляться в головку свободно или с небольшим усилием. После установки развернуть отверстие во втулке до диаметра 9,0(+0,022) мм. Затем прошлифовать седло клапана, центрируя инструмент по отверстию во втулке.

2.243. Проверить головку блока на отсутствие трещин можно следующим образом. Подвести к одному из отверстий рубашки охлаждения шланг для подачи сжатого воздуха. Заглушить все отверстия в головке блока деревянными пробками. Опустить головку в ванну с водой и подать сжатый воздух под давлением 1,5 атм. В местах образования трещин будут выходить воздушные пузыри.

2.244. Прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом отверстия в оси коромысел, в коромыслах и в регулировочных винтах. Проверить плотность посадки втулок в коромыслах. Если втулка сидит не плотно, ее нужно заменить, так как во время работы двигателя она может провернуться и перекрыть отверстие для подачи масла к штанге толкателя.

Размеры и посадки деталей головки блока цилиндров указаны в табл. 2.7.

Номинальные размеры и посадка сопрягаемых деталей головки блока цилиндров


Собирают головку блока в порядке, обратном разборке. Перед установкой смазать моторным маслом маслоотражательные колпачки, стержни клапанов и ось коромысел клапанов. Устанавливают клапаны в соответствии с метками, сделанными при разборке. Прокладку корпуса термостата и прокладку задней крышки головки блока установить на герметик типа «Гермесил».

При установке головки блока рекомендуется заменить прокладку головки блока. Установка головки блока производится в порядке, обратном снятию. Порядок затяжки болтов крепления головки блока показан на рис. 2.11, момент затяжки 83–90 Н·м (8,3– 9,0 кгс·м). После установки головки блока отрегулировать зазоры в приводе клапанов.

Снять головку блока цилиндров газ 3110

Головку цилиндров снимаем для ремонта, для замены прокладки под головкой и для полного ремонта двигателя.

Все операции условно описываем на двигателе, который уже снят с автомобиля.

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Снимаем наконечники проводов со свечей зажигания.

Откручиваем и снимаем свечи зажигания

Отсоединяем трубку отвода картерных газов

Отсоединяем шланг вакуумного регулятора датчика-распределителя зажигания.

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Снимаем корпус воздушного фильтра и карбюратор

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Торцевым ключом или головкой на 10 выворачиваем шесть болтов крышки головки блока

Снимаем крышку головки блока цилиндров

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Снимаем уплотнительную прокладку крышки ГБЦ

Ключом на 13 откручиваем две гайки боковых стоек оси коромысел

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Ключом или головкой на 17 откручиваем последовательно четыре гайки стоек оси коромысел.

Извлекаем ось коромысел со шпилек (можно поддеть аккуратно отверткой).

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Вынимаем по очереди восемь штанг толкателей. При этом нужно маркировать штанги или положить их в ряд и запомнить положение, чтобы при сборке установить все штанги на свои места.

Головкой на 17 отворачиваем последовательно десять гаек крепления головки.

Желательно откручивать в обратной последовательности затяжки (смотрим по рисунку последовательность затяжки гаек).

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

Вынимаем головку цилиндров (При извлечении нельзя поддевать головку отверткой или другим инструментом в сопрягаемой плоскости)

Извлекаем прокладку головки блока цилиндров

Как снять и поставить головку цилиндров ЗМЗ-402

15. Последовательность затяжки гаек ГБЦ показана на рисунке.

Устанавливаем головку в обратной последовательности, предварительно промазав прокладку головки блока цилиндров графитовой смазкой и надев ее на шпильки блока.

Замена прокладки головки блока цилиндров автомобиля Волга ГАЗ 31105

Для замены прокладки нужно снять головку блока цилиндров с ресивером и выпускным коллектором. Если головку блока цилиндров снимают с двигателя, установленного на автомобиле, нужно предварительно слить охлаждающую жидкость.

1. Снимите крышку головки блока цилиндров.

2. Снимите генератор.

3. Снимите гидронатяжитель верхней цепи.

4. Снимите распределительные валы.

5. Отверните четыре гайки (одна гайка на фотографии закрыта приемной трубой) крепления приемной трубы к выпускному коллектору.

Отверните четыре гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору ГАЗ 31105 Волга

6. Отверните гайку болта крепления приемной трубы к кронштейну на коробке передач, выньте болт и отведите приемную трубу от выпускного коллектора.

Отверните гайку болта крепления приемной трубы к кронштейну на коробке передач ГАЗ 31105 Волга

7. Отсоедините колодки жгутов проводов от датчиков массового расхода воздуха.

Отсоедините колодки жгутов проводов от датчиков массового расхода воздуха ГАЗ 31105 Волга

8. Отсоедините колодки жгутов проводов от датчиков положения дроссельной заслонки.

Отсоедините колодки жгутов проводов от датчиков положения дроссельной заслонки ГАЗ 31105 Волга

9. Отсоедините колодки жгутов проводов от датчиков положения коленчатого вала.

Отсоедините колодки жгутов проводов от датчиков положения коленчатого вала ГАЗ 31105 Волга

10. Отсоедините колодки моторного жгута от форсунок.

Отсоедините колодки моторного жгута от форсунок ГАЗ 31105 Волга

11. Отверните переднюю гайку крепления ресивера и снимите со шпильки держатель 1 топливоподводящего шланга и провод 2 "массы" моторного жгута.

Отверните переднюю гайку крепления ресивера и снимите со шпильки держатель 1 топливоподводящего шланга и провод 2 "массы" моторного жгута ГАЗ 31105 Волга

12. Отсоедините колодку жгута проводов от регулятора холостого хода.

Отсоедините колодку жгута проводов от регулятора холостого хода ГАЗ 31105 Волга

13. Отверните заднюю гайку крепления ресивера и снимите со шпильки держатель 2 топливоподводящего шланга и второй "массовый" провод 1 моторного жгута.

Отверните заднюю гайку крепления ресивера и снимите со шпильки держатель 2 топливоподводящего шланга и второй "массовый" провод 1 моторного жгута ГАЗ 31105 Волга

14. Отведите в сторону моторный жгут.

15. Ослабьте гайку фиксатора троса привода дроссельной заслонки и отсоедините трос от сектора.

Ослабьте гайку фиксатора троса привода дроссельной заслонки ГАЗ 31105 Волга

16. Ослабьте гайки крепления оболочки троса привода дроссельной заслонки, выньте трос из кронштейна и отведите его в сторону.

Ослабьте гайки крепления оболочки троса привода дроссельной заслонки ГАЗ 31105 Волга

17. Ослабьте хомут крепления воздушного патрубка к дроссельному узлу.

Ослабьте хомут крепления воздушного патрубка к дроссельному узлу ГАЗ 31105 Волга

18. Ослабьте хомут крепления воздушного патрубка к воздушному фильтру.

Ослабьте хомут крепления воздушного патрубка к воздушному фильтру ГАЗ 31105 Волга

19. Снимите патрубок вместе с датчиком массового расхода воздуха.

Снимите патрубок вместе с датчиком массового расхода воздуха ГАЗ 31105 Волга

20. Ослабьте хомуты шлангов на дроссельном узле и отсоедините шланги.

Ослабьте хомуты шлангов на дроссельном узле и отсоедините шланги ГАЗ 31105 Волга

21. Ослабьте хомуты шланга сливной магистрали, отсоедините шланг.

Ослабьте хомуты шланга сливной магистрали, отсоедините шланг ГАЗ 31105 Волга

22. Ослабьте хомуты топливоподающей магистрали, отсоедините шланг. Отведите шланги в сторону.

Ослабьте хомуты топливоподающей магистрали, отсоедините шланг ГАЗ 31105 Волга

23. Снимите распределительные валы

24. Выверните болты крепления успокоителя верхней цепи и снимите успокоитель.

Выверните болты крепления успокоителя верхней цепи ГАЗ 31105 Волга

25. Выньте указатель уровня масла.

Выньте указатель уровня масла ГАЗ 31105 Волга

26. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры воздуха.

Отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры воздуха ГАЗ 31105 Волга

27. Отверните последнюю гайку выпускного коллектора.

Отверните последнюю гайку выпускного коллектора ГАЗ 31105 Волга

28. Снимите со шпильки держатель шланга системы охлаждения.

Снимите со шпильки держатель шланга системы охлаждения ГАЗ 31105 Волга

29. Выверните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, обратной затяжке см. рис1.

Выверните болты крепления головки блока цилиндров ГАЗ 31105 Волга

Рисунок 1 "Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров"

Рисунок 1 "Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров" ГАЗ 31105 Волга

30. Снимите головку блока цилиндров.

31. Снимите прокладку.

Снимите прокладку головки блока цилиндров ГАЗ 31105 Волга

32. Тщательно очистите от нагара, остатков старой прокладки и герметика сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров.

33. Новую прокладку смажьте с обеих сторон тонким слоем графитной смазки, а в месте контакта с передней крышкой блока — термостойким клеем-герметиком.

34. Уложите прокладку на блок цилиндров, проследив, чтобы установочные втулки блока вошли в соответствующие отверстия прокладки.

35. Установите головку блока в порядке, обратном снятию.

Читайте также: