как правильно закручивать пробку расширительного бачка калина

Обновлено: 11.05.2024

Пробка расширительного бачка Лада Калина какая лучше

Усовершенствование системы охлаждения практичной отечественной малолитражки Лада Калина можно осуществить путем доработки крышки на расширительном бачке. Правильное охлаждение мотора во время работы является залогом долговечности всех его составных компонентов. Когда крышка перестает корректно исполнять свое предназначение, то контур теряет эффективность из-за колебаний давления. Многих автовладельцев интересует, как проверить крышку расширительного бачка, а также какая лучше крышка.

Несвоевременный сброс избыточного давления вызывает утечки антифриза на стыках резиновых патрубков с отводами узлов в Лада Калина. Все это приводит к росту температуры ОЖ, в связи с чем, мотор подвергается риску перегрева. В целях предотвращения негативных последствий для двигателя, ввиду воздействия повышенного давления, служит обозначенный бачок, важным компонентом которого является крышка.


После остановки мотора LADA Kalina наблюдается постепенное остывание компонентов системы. Здесь процесс схожий, но протекает обратно. Воздух по мере понижения температуры всасывается внутрь контура.

Крышку рассматриваемого бачка рекомендуется периодически подвергать проверке на отсутствие накипи и иных отложений, препятствующих нормальному функционированию клапана, а какая лучше крышка, каждый определяет для себя самостоятельно. Поэтому рекомендуется знать, как проверить крышку расширительного бачка.

Какие проблемы возникают из-за неисправной крышки?

Доработав крышку на бачке Лада Калина, владелец избавляется от сбоев в функционале клапанного узла. Перед переходом к непосредственному рассмотрению методов доработки поговорим о вариантах модификации крышки, последствиях от ее неисправности и способах проверки.

Если клапан сильно засорен, то это способствует быстрому скапливанию давления в контуре. Патрубки начинают течь. В системе наблюдается появление пробок воздуха. Эффективность охлаждения снижается, что также отрицательно воздействует на работоспособность печки LADA Kalina. Кроме этого, возрастает риск выхода из строя помпы и прочих компонентов системы. Как проверить крышку расширительного бачка?

Проверку функционала крышки можно осуществить таким образом:

  • путем визуального смотра на предмет наличия отложений ржавчины и прочего мусора (налета);
  • нажатие на клапан должно сопровождаться характерным свистом (шипением), свидетельствующим о выходе избыточного давления;
  • проверка наличия пробки в контуре выполняется путем снятия верхнего штуцера и последующего соединения с насосным агрегатом;
  • при нагнетании воздуха показания на шкале манометра должны быть на отметке 1,1-1,5 кгс/см2.

Несложно понять, как проверить крышку расширительного бачка.

Выполнить окончательную регулировку давления можно посредством модернизации крышки бачка LADA Kalina. Для этого потребуется обрезать большую пружину изделия с прицелом на определенную величину воздушного подпора.

Первый вариант усовершенствования бачка

Какая лучше крышка? Приобретаем крышку марки «FEBI» (код – «02269»). Ее стоимость не превышает 160 руб. Штатное изделие разбираем и изымаем клапанный узел. Такую же процедуру осуществляем с приобретенной деталью.

Родной механизм подвергаем распилу с последующим удалением совместно с бортиком, позволяющим обеспечить центровку пружины. У клапанного элемента «FEBI» стачиваем механизм до 1 мм. Эта манипуляция обеспечивает правильную посадку клапана вместе с резиновым уплотнением.

Теперь собираем деталь и накручиваем на бачок Лада Калина. В результате получаем крышку, не подвергающуюся обмерзанию. Процесс доработки не отнимет более часа времени, зато эффективность изделия повысится многократно.

Классический метод модернизации крышки

Модернизация крышки в данном варианте предполагает снятие и разборку компонента. Вынимаем резиновое уплотнение и внутренний узел (пара пружин с клапаном). Пользуемся отверткой.

Доработка подразумевает подрезку двух пружин. Первая из них подлежит укорачиванию на один виток, а вторая – на целых два. Сборку производим по общеизвестному алгоритму. После этого проверяем функционал модернизированного узла. Выпускной элемент клапана теперь начнет открываться при достижении давлением величины в 1 бар. Ранее этот показатель равнялся 1,7 бар.

При успешной доработке крышка спокойно продувается ртом. Такая проверка позволяет убедиться в свободном проходе воздуха в обоих направлениях. Если указанный эффект наблюдается, то можно констатировать корректность доработки. Теперь риск завоздушивания контура снижен многократно.


Подведем итоги

Рассмотренные нами приемы модернизации вполне под силу малоопытным владельцам, теперь вы знаете, как проверить крышку расширительного бачка. Здесь затраты минимальны, а перечень действий прост и понятен. Идентичные проблемы в контуре охлаждения могут возникать не только в Лада Калина, но и в иных моделях от «АвтоВАЗа», поэтому доработка крышки будет уместна и позволит повысить функционал и эффективность системы. Также рекомендуем определиться с тем, какая лучше крышка.

Благодаря такой нехитрой модернизации владелец достигает повышения ресурса элементов в системе охлаждения. Доработанный клапан позволяет не только обеспечивать достаточную пропускную способность в обоих направлениях, но и надежно предохраняет все изделие от обмерзания, что весьма актуально для суровых отечественных климатических условий большинства регионов.

Настройка крышки расширительного бачка

Всем привет, давно я тут не был) и хотелось бы поделиться тем, чем я время от времени занимаюсь, а конкретно обслуживанием крышки расширительного бачка. Для многих как я замечаю данная деталь имеет функцию тупо затычки, чтоб охлаждающая жидкость не плескалась. Но это не так, в этой крышке имеется два клапана, которые работают на впуск и на выпуск, клапан который работает на разряжение открывается примерно при 0.3 атм, и работает когда двигатель остывает, то есть при остывании объем охлаждающей жидкости уменьшается, уровень антифриза в бачке уменьшается и в воздушном пространстве бачка над жидкостью образуется вакуум, который необходимо компенсировать, для этого и служит этот клапан, он впускает воздух в бачок и вакуум пропадает. За это отвечает маленькая пружинка которая имеет свойство ржаветь, разваливаться и тд. Получается так когда этот клапан по какой либо причине не сработал и не впустил воздух, воздух в систему попадает через любую неплотность, текущий радиатор охлаждения или отопителя либо подтекающий патрубок, и попадает этот воздух не туда куда надо, тем самым в дальнейшем может образоваться воздушная пробка. Хорошо если система охлаждения устроена так, что она сама по себе легко справляется с этой проблемой и выгоняет воздух, а вот многие владельцы Калин знакомы с этой проблемой с крайне негативной стороны, температура растет, термостат не открывается, из печки холод и тд. Другой клапан работает на сброс излишков давления, открывается он примерно на 1.2 атм, тем самым предохраняя систему от избыточного давления, и он так же может либо не открываться, либо открываться очень поздно, если пружина слишком дубовая, либо если эта пружина сгнила то просто быть в открытом состоянии, и то и другое плохо! Если в первом случае это понятно, может сорвать патрубок, начать течь какой либо из радиаторов, либо пробить прокладку ГБЦ, что касаемо второго случая, то не просто так придумано держать повышенное давление, чем выше давление тем выше температура закипания, а кипение охлаждающей жидкости это очень плохо, т.к пузыри которые образуются в рубашке охлаждения блока, препятствуют нормальному контакту жидкости со стенками, в следствии и нормальному отводу тепла. Только в этом году уже два знакомых искали проблему с кипением антифриза и его выбросом, если первый успел по незнанию поменять только термостат, так второй и двигатель уже вскрыл для замены прокладки гбц и фрезеровки ее плоскости, только как говориться "дело было не в бобине"собрал двигатель, а причина не ушла, подули в его крышку, а она свободно пропускает воздух в обе стороны, заменили и все стало нормально, видели бы его досаду в глазах(( Так же не прокатывает фраза "да я новую купил" это мало дает толку тоже, большинство крышек уже новые работают через …опу! Поэтому работу этого элемента нужно контролировать! Если с клапаном который работает на разряжение все значительно проще, тут просто надо прижать ее к губам и попробывать втянуть через нее воздух, с неким затруднением но это должно получится, не получилось? разбираем крышку и режем виток маленькой пружинки, собираем и повтор процедуры, и это до тех пор пока не будет срабатывать нормально, а вот чтобы настроить клапан который работает на избыток давления я использую вот такую конструкцию, буквально на днях этим занимался
брал бачок от 2110, нижний штуцер заглушил резинкой, в один из верхних подключил проверенный манометр
а в другой верхний штуцер подключил компрессор для подкачки шин, накручиваем на бачок свою крышку

и включаем компрессор, свою крышку я сделал чтоб она срабатывала на 1атм

если открывается раньше крышку в мусор и топаем за новой, если позже, разбираем ее и режем большую пружинку

лучше начать резать по пол витка, а там как пойдет!)) в итоге получаем нормально работающую крышку, всю внутреннюю полость я побрызгал силиконкой, чтоб пружинки не ржавели, а в зимнее время силиконом я брызгаю и на нижнюю часть крышки где отверстия клапанов, т.к при работе на ней образуется конденсат, который зимой при остывании превращается в лед, тем самым закупоривая отверстия клапанов, и опять получаем воздушную пробку((силикон же в этом случае позволяем каплям не скапливаться там, а если и скапливаться то замерзая эти сталактиты отваливаются от крышки. Так же для проверки можно поступить проще, если на компрессоре манометр точный, то с бачка который установлен на машине можно снять верхний шланг "пароотвод" так называемый, и к штуцеру бачка подключить компрессор, заткнуть снятый шланг и включить компрессор, только обязательно следить за давлением, а то надуете чего нить!)) ну а там по состоянию либо регулировка, либо крышка в мусор! компрессор на конце шланга имеет наконечник который заворачивается на нипель, чтобы подключить его к чему то я использую насадки который шли в комплекте с ним, одну из них в виде втулки (с одной стороны резьба с другой стороны штуцер) накручиваю на наконечник, и эту насадку и штуцер бачка соединяю отдельным куском шланга с хомутами

Крышка РБ. Поговорим о маленьком…но таком важном. Часть 1.

Продолжим разговор про систему охлаждения двигателя (СОД) Калины.
На форумах ведутся жаркие споры между теми, кто считает что СОД должна быть несомненно доработана, переделана и теми кто их убеждает в обратном, что штатная СОД работает как положено, за ней лишь нужно присматривать и устранять неисправности.
Будет много буков, но постараюсь описать понятно. Да многие и так всё это знают.

Зима постепенно отступает и мы калиноводы облегченно вздыхаем. Ведь теперь не потребуется печка, которая порой совсем не спасала зимой. Под торпедой что то булькает, действует на нервы. А физика самого процесса проста — воздух, который попадает в печку. А как он попадает, спросите вы. А очень просто из-за крышки раширительного бачка.
Но самое страшное это когда эту самую печку прорывает и вредный антифриз ползет к мозгам машинки, ну это если вы их не перенесли подальше. Или радиатор охлаждения двигателя прорвет. Опять виновата это злосчастная пробка. Эта пробка стоит 30-100 рублей, а приносит горя намного большой суммой.

Я стал изучать схему сод, читать форум, уже хотел переделывать сод. Но решил все таки поэкспериментировать с заводским вариантом. У нас всего три составляющие отвечающие за нормальную работу сод.
— Крышка РБ
— Термостат
— Нормально затянутые хомуты.
Если про термос я рассказывал в одной из предыдущих записей, а про хомуты могу сказать одно — их нужно хорошенько протянуть, а в идеале заменить их на пружинные (об этом в будущем), то сейчас давайте коснемся наших трепещущих крышечек.

Итак повторимся, физика сод калины проста — рабочая температура двигателя 90-105С, температура кипения антифриза более 120С, при условии создания избыточного давления не ниже 0,8 — 1,5 атм. Т.е. крышка должна быть плотно завинчена и при превышении порога 1,5 атм спускать лишнее. Более того, при остывании двигателя, она должна впускать воздух для уравнивания давления, но в тоже время оставаться герметичной. Т.е. в крышке 2 клапана впускной и выпускной. И они должны работать безупречно, только тогда сод будет работать без проблем. Как только в пробке закиснет клапан — всё! пиши пропало, не уследите за этим — ждите беды. От себя скажу — НЕЛЬЗЯ упускать из виду пробку, даже если машина гарантийная и ПОЛНОСТЬЮ обслуживается на СТО. НЕЛЬЗЯ ездить от ТО к ТО на одной пробке и не проверить ее исправность. Проверьте крышку. Иначе по гарантии придется менять печку, мозги, радиатор охлаждения, расширительный бачок. Всех этих проблем можно избежать, вовремя меняя крышку и если ставить только ПРАВИЛЬНО настроенные крышки.
Существует много типов крышек со своими конструкциями клапанов, но почти все они нуждаются в доработке, нельзя просто взять крышку, поставить и проехать на ней 10ткм. Каждую крышку обязательно надо проверять. Для проверки я собрал простой стенд,

состоящий из:
— насос с манометром
— расширительный бачок калины
— любой материал чем можно заткнуть штуцеры бачка
я дополнительно вставил сосок безкамерки, чтобы точно проверять давление цифровым манометром.
Можно использовать более бюджетный вариант из бачка сцепления классики, но придется руками сильно прижимать крышку, потому что резьба не подходит или всю конструкцию под попу — зажимать своим телом так сказать, руки свободные и могут качать насосом, но лучше не выдумывать и позвать помощника.

Мануал проверки:
ВЫПУСКНОЙ КЛАПАН:
1. Накручиваем крышку
2. Качаем насосом и ждем когда раздастся шипение — клапан заработал смотрим сколько на манометре. д.б. не более 1,2 атм.
3. Ждем пока шипение прекратится, измеряем — пробка должна держать давление не меньше 0,8 атм и не спускать.
Если все выполняется клапан работает исправно.
Если пункт 2 больше — то подрезаем витки пружины, по чуть-чуть, снова проверяем и так пока не будет необходимой цифры.
Если пункт 3 меньше — то подкладываем шайбы под пружину или немного растягиваем ее — не сильно.
ВПУСКНОЙ КЛАПАН:
1. Накручиваем крышку
2. Один штуцер бачка заткнуть, через другой пытаемся "курить" в прямом смысле слова. При этом мысленно представляйте как ваша любимая машинка остывает на морозе и ей так хочется глотнуть свежего воздуха, иначе задохнется или будет дышать "попой". Крышка должна впускать воздух.
Если не впускает, то нужно подрезать витки маленькой пружины. Вот тут главное не переборщить. ОЧЕНЬ ВАЖНО не отрезать лишнего иначе крышка будет пропускать воздух во всех направлениях и не будет герметичной.

Итак — настроили мы крышку или нам повезло и из магазина крышка правильно работает и мы уже готовы прыгать от радости, что проблема решена, но это лишь иллюзия! Причем кратковременная. Существует еще несколько проблем.
1 — Коррозия пружинок.

Т.к. крышка выпускает порой горячий воздух внутри оседает много конденсата. И этот конденсат буквально растворяет пружинки, особенно маленькие за несколько месяцев. Зависит от материала самих пружин. А что мы получаем в итоге — не работающие клапана, заклинившиеся и т.п.
2 — Обмерзание.

Тот самый конденсат на морозе превращается в лед полностью закупоривая систему.т.е. клапана не работают пока крышка не оттает. А оттает она, когда в бачке потеплеет, а потеплеет там ой как не скоро, только на 80-87 начинает открываться термостат и поступать тепленький антифриз в бачек. А неработающие клапана — это уже проблемы, выше они описывались. Так как нам быть, спросите вы?

Я купил три новых крышки. Четвертая — заводская. Машина была сделана в августе 11, куплена в апреле 12. Крышку я снял примерно в июне-июле. Т.е. Заводская крышка при небольшом пробеге была прикручена на бачке и не снималась в этот период, пока мои шаловливые рученки не добрались до нее. То что с ней произошло видно выше. Маленькая пружинка совсем исчезла.

Итак у нас Евродеталь, Лузар и Маде by СССР (крышка самарского завода, по другому "Старый образец" 2108, раньше только такие на зубилы ставили.)
Все три крышки были проверены. Нигде не работал впускной клапан, поэтому пружинки я подрезал. Отъездил на всех.

С какой силой следует закручивать крышку на расширительном бачке?

С какой силой следует закручивать крышку на расширительном бачке?

Многое зависит от системы охлаждения, а точнее от ее правильной работы. Одним из факторов, который влияет на качество работы охлаждения, является закрученная крышка расширительного бачка. Важно ее закрутить достаточно сильно, чтобы избежать возможности утечки антифриза.

Многие автомобили охлаждают мотор жидкой системой, в которой циркулирует жидкость по двум кругам, малому и большому, в зависимости от температуры мотора. В радиаторе жидкость проходит через каналы с сотами, в которых охлаждается достаточно быстро. Так получается сохранять нужную температуру для работы двигателя не навредив ему.

Одним из важных компонентов системы является расширительный бачок. Он крайне важен, ведь он сдерживает давление, которое получается от расширения антифриза. Для правильного функционирования важно следить за уровнем жидкости, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии. Если жидкости будет мало, то это приведет к взрыву радиатора и поломке мотора, а если наоборот, много, то повышенное давление может также разорвать бачок и радиатор. Давление в системе регулируется благодаря клапану на крышке, который выпускает излишки наружу.

Но все же, как правильнее закручивать крышку? Единого мнения по этому поводу нет. Некоторые автопроизводители специально делают на крышке своеобразные «стопы», которые не позволят сильно туго затянуть крышку, и оставят ее на необходимом уровне.

Закручивать такие крышки нужно так, чтобы сработало то самое ограничение, которое как раз показывает правильную степень затяжки. Но это касается больше новых иномарок. Что же делать любителям отечественного производителя? Здесь наверно лучше не закручивать максимально туго, чтобы не повредить всю систему чрезмерным уровнем давления.

Но, так как на наших авто могут стоять некачественные запчасти, клапаны на крышках могут выходить из строя очень быстро и не стравливать давление как нужно. Поэтому вероятность поломки здесь возрастает в разы. Очень часто можно видеть случаи, когда бачки разрываются из-за лишнего давления, так же может повредиться радиатор, что также плохо скажется на автомобиле и кошельке. Чтобы хоть как-то продлить работу агрегата, нужно не дотягивать резьбу, так давление будет дополнительно выходить из системы помимо клапана.

В заключении можно сказать, что иностранные автомобили требуют плотного закрытия крышки расширительного бачка, ведь давление, которое будет появляться в системе, будет правильно стравливаться через клапан. Также многое говорит о качестве клапана, можно с уверенностью сказать, что он не сломается спустя несколько месяцев работы. Но, увы, нельзя сказать того же про отечественные автомобили. Проблемы в работе системы охлаждения встречаются достаточно часто, так как клапан или неправильно работает или быстро ломается. Поэтому, когда крышка закручена не до конца, у давления есть возможность снижаться самостоятельно через зазор.

Напомните, а если пробка расширительного бачка

Это признак хорошей резинки или неисправного клапана ВПуска.
Крышка должна держать давление ОТТУДА примерно 1,5Атм. И впускать обратно при разрежении типа 0,05. Как-то так примерно, в цифрах могу ошибаться.

Самая хорошая крышка продаётся как "от ГАЗ ", вроде 3202 штоль.
В ней внутри такой медный корпус клапана. Я такие покупаю раз в 2-3 года, хорошо всё.

Зимой да, летом нет этим летом в Ялте на подъеме (1 передача) за несколько секунд стрелка дошла до красной зоны (110 градусов) если бы подъем не кончился и пробка былабы недокрученной вскипел бы. а останавливаться нельзя было (негде),

МК при этом почему-то показывал нормальную температуру 90-95 (вентилятор настроен на 97)

Антифриз до 115-120 кипеть не должен! Даже при атмосферном давлении.

Испаряться. Ну да, чуть больше возможно на пару грамм. Но это лучше чем от сломаного клапана крышки, выдавит ОЖ из под хомутов, или еще хуже радиаторов.
ие до 120 по БК разогрел, из-за предохранителя куллера.
Но вот без последствий.

На Калине, крышка (бачек) лучшая из всех моих предыдущих тазов, приходится вот прям закручивать крышку до касания на резинки горловины. Но горячую шипит - значит хорошо. Доступ воздуха есть.

"Советы ТАЗоводов" - рекомендуют выдирать клапана в крышке, отверстие на пару мм делать. Как говорится из двух золл.
Но мне лень )

Антифриз до 115-120 кипеть не должен! Даже при атмосферном давлении.
Да и показания на ДТ и БК не отличатся точность.

про атмосферное конечно погорячился я.

вот табличка.

На классике клапан в пробке радиатора немножко не для того: он перепускает "лишнюю" жидкость из радиатора обратно в расширительный бачок.

Мастер на СТО закрутил крышку бачка и открутил ее обратно на 1/3 оборота. После этого наплевав на гарантию ремонта стал уходить тосол.

Крышка в таком положении давление чуть держала, но и понемногу стравливала, тем самым компенсируя возможное залипание клапанов в крышке.

При прогазовке давление в СО увеличивалось, струя из печки прицельно лилась в крышку и вытекала наружу "улучшая экологичность двигателя"

Проблему решил вставив в заливное отверстие РБ отрезок полипропиленовой канализационной трубы d 35мм. Через несколько поездок герметичность восстановилась

В калинах/грантах система охлаждения закрытая, работает под избыточным давлением, что позволяет повысить температуру кипения охлаждающей жидкости ЕМНИП до 115 градусов - более горячий мотор, больший кпд, меньший расход топлива и всё такое. Соответственно, требования к качеству пробки бачка более жёсткие. Если "не закрывать до конца" её или вообще пробить гвоздиком дырку (как многие делали на классике), жижа будет находится при атмосферном давлении, и будет закипать раньше, чем включится вентилятор охлаждения.
Другое дело, что умные теоретические инженерные расчёты сталкиваются с суровой реальной жизнью, в которой патрубки системы охлаждения, выполненные из говнорезины, плывут от высокой температуры, и жижа ссытся по всем соединениям.
Я поступил проще: на БК выставил температуру включения вентилятора на 95С, так и езжу.

По моим наблюдениям
избыточное давление приводит к росту температуры ОЖ, и более стабильному температурному режиму двигателя. При езде без пробки РБ указатель температуры быстрее реагирует на изменение режима езды. При езде с пробкой температура более стабильна


- более горячий мотор, больший кпд, меньший расход топлива и всё такое.
более ранняя детонация, более позднее зажигание, ухудшение тяговых свойств, больший расход топлива

у меня почему-то минимальный расход по БК совпадает с температурой по БК 79-82..85 градуса


Если "не закрывать до конца" её или вообще пробить гвоздиком дырку (как многие делали на классике), жижа будет находится при атмосферном давлении, и будет закипать раньше, чем включится вентилятор охлаждения.

Жидкость может и не закипать, но в ней начинают образовываться пузырьки газа, что ухудшает ее теплоотводящие свойства
На классике никто гвоздиком полиэтиленовый бачек не протыкал, прорезь в резинке крышки сделана изначально . СО также находится под давлением, за это отвечает крышка радиатора. Полиэтиленовый бачек под давлением не находится и у меня прослужил более 35 лет

> Другое дело, что умные теоретические инженерные расчёты сталкиваются с суровой реальной жизнью, в которой патрубки системы охлаждения, выполненные из говнорезины, плывут от высокой температуры, и жижа ссытся по всем соединениям.

это же надо было додуматься гибкий патрубок шланга надет на гибкий патрубок полиэтиленового бачка и затянуть хомутом. Видно конструктора плохо в школе учились и незнают свойств материалов.

Я к тому, что если "улучшайзинг" на тазоклассике с рабочим диапазоном температур ОЖ в районе 90С не приведет к каким-то катастрофическим последствиям (помню, лет пятнадцать назад в конфе тазоклассики была массовая попоболь по поводу качества пробок расширительного бачка, в итоге действительно гвоздём некоторые "лечили"), то на более современных двигателях с рабочей температурой ОЖ выше сотни градусов после такого "тюнинга" можно поиметь проблемы.

А почему рабочая это выше сотни?
Пропеллер включается на 102 градуса, но это только в пробке тошнить. Если нормально ездить температура держится примерно 84-87.

Я кстати вообще не понимаю почему так сделано. Вент 102-97, а вот именно рабочая 84-87. То есть на 10 градусов разница примерно. И в чем смысл?
Хотели чтобы Вентилятор поменьше включался? Ну типа на светофоре не успеет нагреться, а потом на ходу само без вентилятора остынет.

Что-то задумался сейчас, а ведь действительно выше 90 только в пробке поднимается.

> Пропеллер включается на 102 градуса, но это только в пробке тошнить. Если нормально ездить температура держится примерно 84-87.

84 это совсем мало, не? С термостатом нет проблем?

> Я кстати вообще не понимаю почему так сделано. Вент 102-97, а вот именно рабочая 84-87. То есть на 10 градусов разница примерно. И в чем смысл?
> Хотели чтобы Вентилятор поменьше включался? Ну типа на светофоре не успеет нагреться, а потом на ходу само без вентилятора остынет.

Может Борода расскажет? У меня в голове отложилось откуда-то, что повышенное давление ОЖ позволяет перегревать жижу без кипячения, подобно автоклаву. А теперь уже и не знаю.

"Если нормально ездить температура держится примерно 84-87."

сильно от термостата зависит.
"заводской" болел недогревом 85 было. (потом болезнь начала пргшресировать до не приличных зимой цифр ниже 80)
сейчас с термостатом WEEN - 90С может и при 92 выплески быть при движении. без включенного отопителя.

"У меня в голове отложилось откуда-то, что повышенное давление ОЖ позволяет перегревать жижу без кипячения, подобно автоклаву."

именно! для этого и нужно. кто-то летом "на воде" ездит. да и качество Тосолов, раньше было весьма спорным моментом.

я за себя только могу сказать. Темп на Калине, да и на "десятке" по БК, ходит до цифр 103-104-105, это граница включения вентилятора.

НЕТ ПРОБЛЕМ от "кипения" ОЖ. при незатянутой крышке.
В отличии от проблем с лопнувшими радиаторами и бачками.

Как правильно закручивать пробку расширительного бачка калина

В продолжение темы.
В общем хотелось бы полностью раскрыть проблемы с системой охлаждения, чобы они больше не будоражили форумы и не поднимались споры по неисправность помпы или термостата.
1. Существует несколько неисправностей и при обноружении их не торопитесь ехать к "специалистам", сам по гарантии три раза пытался печку починить, так пока сам не вникся, неисправность устранить не удалось.
2. Список неисправностей и их возможные причины:
2.1. Из печки дует прохладный воздух, при увеличении оборотов начинает теплеть. - если температура ОЖ - 90С или больше - У вас пробка в системе охлаждения.
2.2. У вас постояно скачет температура от 90С до 110С, и часто включается вентилятор на радиаторе, а из печки все равно дует прохладный воздух - у вас большая пробка и крышка расширительного бачка либо не плотно прикручена, либо не держит давление.
2.3. После запуска двигателя, при первых нажатиях на педать газа у вас слышны шуршание в печке - у вас пробка в системе охлаждения.
2.4. Из печки дует прохладный воздух, температура ОЖ не поднимается до 90-80С вообще - у вас проблемы с термостатом.
(возможно на замену).

Проблема 2.1. самая распространенная из вышеперчисленных проблем. Причины возникновения пробок несколько:
1. У вас где-то не затянут хомут на одном из шлангов системы охлаждения.
2. У вас неисправная крышка на расширительном бачке системы охлаждения.
3. У вас пробита прогоревшая прокладка в двигателе и отработанные газы просачиваються в систему охлаждения.

Предварительный процедуры для доступа ко всем хомутам описаны выше Чючюндриком, я лишь покажу подробно, как протянуть все хомуты. На рисунке 1 показаны инструменты, которые пригодятся для работы. Это плоскогубцы, крестовая отвертка и ключ на 8. Дальше на рисунках 2, 3, 3-А и 3-Б показаны хомуты, которые необходимо подтянуть. на рисунке 3-А показаны хомуты на шлангах, идущих к печке. (Дотянуться до них - проблема).

После протяжки необходимо выгнать пробку из системы охлаждения, для этого достаточно закрутить плотно крышку расширительного бачка, встать на горочку передом вверх и показовать минут с 10-15. Пробка выйдет в расширительный бачек.
Пробка в СО - это 90% проблем в СО. Протяните хомуты, выгоните пробку, замените крышку расширительно бачка и все. Работы на час. Со "специалистами" я потерял до этого часов с 10. Думайте сами.

Вынужденный тюнинг: как самому починить и настроить крышку расширительного бачка


В материале, посвященном крышке расширительного бачка, мы рассказывали, почему исправность этой, казалось бы, небольшой детали так важна для правильного теплового режима двигателя, и почему она оказывает прямое влияние на ресурс многих элементов системы охлаждения. Но порой автовладельцы сталкиваются с другой неожиданной проблемой: они не могут найти качественную новую крышку на замену неисправной. Для некоторых рукастых водителей лучшим решением в этом случае становится самостоятельная переборка нужной крышки с применением качественных деталей. Как самому собрать гарантированно качественную крышку – рассказываем сегодня.

На самом деле, для владельцев отечественных автомобилей, а зачастую и бюджетных иномарок – сложность выбора при покупке новой крышки – это реально существующая проблема. Ведь определить правильность настроек клапанов визуально невозможно, а описанный нами в предыдущей статье способ визуального наблюдения за бачком и шлангами системы охлаждения не идеально точен. Для более тонкого и однозначного «диагноза» нужен пусть и несложный, но специальный стенд с манометром, на который накручивается крышка. В установке создаётся сначала избыточное давление, а затем разрежение. Полученные цифры сравнивают с заводскими параметрами в таблице. Но это – опять же, из области красивой, но почти бесполезной в обычной жизни теории, а мы переходим к практике.

Ремонтировать нельзя выбросить

Крышка расширительного бачка считается неразборной и неремонтопригодной – по крайней мере, заводская деталь практически любой современной машины относится к разряду «одноразовых» изделий.


Так выглядят внутренности отечественной крышки расширительного бачка ВАЗ, которая считается неразборной и неремонтопригодной

Однако многие автовладельцы Лад, столкнувшись на практике с этой проблемой и поменяв не одну деталь без особого успеха, не от хорошей жизни задумываются о том, чтобы заменить крышку своей Самары (Гранты, Калины и т.д.) на более качественную от иномарки. Тем более, что некоторые «фольксвагеновские» крышки «как родные» подходят по диаметру и имеют ту же конструкцию с парой клапанов внутри.


Нержавейка, сэр: иностранные крышки зачастую выполнены весьма добротно даже при скромной цене

Однако просто так накрутить импортное изделие не получится из-за отличающегося шага резьбы. Затянуть крышку «как есть» силой тоже не выйдет – и резьба будет повреждена, и герметичности добиться не удастся.

Но и это не останавливает рукастых автомобилистов от несложной рационализации – имплантации клапанов от «чужой» крышки в корпус нужной детали с последующей их настройкой «по мануалу». С одной стороны, «домашнее» вмешательство в штатную конструкцию – это не очень хорошо, но…у многих умельцев модернизированная крышка на практике работает как надо — в отличие от тех, которые встречаются в продаже в автомагазинах. Не в последнюю очередь здесь играет роль «прямота рук» и опыт того, кто будет выполнять подобную доработку.

Обычно для того, чтобы установить другие внутренности в штатную крышку, их аккуратно извлекают.


Слева – российский корпус, справа – немецкий «донор»

Соединив всё это, можно получить надёжную и правильно работающую крышку. Правда, лишь после точной настройки выпускного клапана


«Чужой» блок клапанов со снятой крышкой и в собранном виде​

Как правило, для этого «донорскую» крышку распиливают, не допуская повреждения клапанов и уплотнения.



Главное при подобной «хирургии» – не повредить сами клапаны!​

Затем крышку собирают с новыми внутренностями и проверяют, поскольку они настроены на иное избыточное давление, и выпускной клапан будет открываться при 1,3-1,5 кгс/см2, что для вазовских двигателей откровенно много. Для проверки созданного «гибрида» придётся в домашних условиях изготовить простейший стенд, состоящий из герметично соединенного расширительного бачка и насоса с манометром. Он позволит проверить только клапан, отвечающий за избыточное давление, но этого будет вполне достаточно.


Готовая крышка для Лады Самары с иностранными «потрохами»


Импровизированный стенд может выглядеть вот так

Внешне модернизированная крышка никак не отличается от обычной


Подпиливая пружинку, можно добиться требуемого порога срабатывания выпускного клапана

Накрутив пробку на резьбу, можно не только измерить давление, но и путём дальнейших несложных манипуляций с пружинками добиться срабатывания клапана на нужном давлении – 1,1 атмосферы. Интересно, что некоторые владельцы при подобном «тюнинге» во избежание проблем с бачками и патрубками даже немного занижают порог открытия клапана (до 0,9-1,0 атм).

Стандартный для вазовской пробки параметр – 1,1-1,2 атм


1,0 атм – вполне достаточно для правильной работы системы охлаждения

И если переделка крышки доступна далеко не всем «гуманитариям», то сделать стенд и проверить на нём подозрительное (или просто только что приобретённое) изделие мы смело советуем!



Еще один вид «приспособления-стенда» для проверки крышек – без расширительного бачка, но со специально изготовленным резьбовым соединением и обратным клапаном​

Правда, при этом нужно помнить о том, что манометр обычного ножного или ручного насоса не является прецизионно точным прибором. Однако его погрешность вполне позволяет оценить, когда именно срабатывает выпускной клапан. А это – уже полдела.

Как проверить работу крышки расширительного бачка на автомобиле ВАЗ

Внимание водителей, привыкших обслуживать свою машину самостоятельно, обычно приковано к двигателю и ходовой части. Безусловно, эти узлы считаются основными в работе всего автомобиля. Однако равнозначное внимание нужно уделять даже таким незначительным, на первый взгляд, деталям, как крышечка на расширительном бачке. Какую роль в системе охлаждения играет этот элемент? Большинство водителей даже и не догадывается о том, что качество охлаждения мотора целиком зависит именно от этой крышки!

Что такое крышка расширительного бачка

Любой водитель, даже самый неопытный, хорошо знает, для чего нужен расширительный бачок в автомобиле. В него заливается охлаждающая жидкость, а оставшийся свободным объём призван компенсировать повышение или понижение количества расширившейся жидкости.

Соответственно, бачок закрывается крышкой. Крышка устанавливается на горловину бака в верхней его части. Многие водители не придают большого значения крышке — ведь важно просто поддерживать герметичность бачка, а чем именно его закрывать, не имеет значения.

Да, крышка бачка расширения — это запирающий элемент. Однако вопреки расхожему мнению, крышка имеет сложное строение и выполняет особые функции.

Как проверить работу крышки расширительного бачка на автомобиле ВАЗ

Полость крышки включает в себя резиновый уплотнитель и двойной клапанный механизм

Из чего состоит элемент

В своём составе крышка имеет целых два клапана. Они призваны оберегать систему охлаждения от возможных повреждений из-за перегрева, к тому же эти клапаны стабилизируют работу всей системы.

Если выкрутить крышку из бачка и посмотреть на её внутреннее строение, то можно увидеть своеобразный датчик регулировки давления.

Как проверить работу крышки расширительного бачка на автомобиле ВАЗ

Два клапана представляют собой пробки двух закрывающих пружинок

Крышка обязательно плотно (без зазоров) прилегает к граням бачка. Для надёжности соединения в состав крышки входит уплотнительная резинка. Внутри же встроены два клапана:

  • первый стравливает лишнее давление в бачке;
  • второй нагнетает необходимое давление в бачок, если помпа по каким-либо причинам не справляется со своей работой.

Эти клапаны получили свои названия за счёт использования высокого или низкого давления: на ВАЗах первый клапан называется предохранительным, а второй — вакуумным. Однако оба находятся в состоянии покоя, пока давление в бачке в заданном диапазоне показаний.

Как проверить работу крышки расширительного бачка на автомобиле ВАЗ

Клапанные механизмы крышки на ВАЗах представляют собой пружинки

Водитель не всегда может вовремя заметить неисправности в работе клапанов крышки. Визуально сделать диагностику просто невозможно. А ведь поломки частей крышки расширительного бачка могут привести к серьёзным проблемам с двигательным агрегатом.

Симптомы неисправности крышки расширительного бачка

Владельцы автомобилей российского производства знают, как важно следить за состоянием всех систем в конструкции машины. Даже такой маленький элемент, как крышечка расширительного бачка, может наделать много бед — например, если выйдут из строя клапанные механизмы, может нарушиться работа всей системы охлаждения. Как следствие — перегрев мотора и заклинивание цилиндров. Водителя в этом случае ждёт дорогостоящий ремонт.

Поэтому, чтобы предупредить неприятные последствия, нужно внимательно следить во время езды за некоторыми особенностями в поведении авто:

  • появляются клубы дыма из-под капота — следовательно, охлаждающая жидкость попала на раскалённую поверхность коллектора, работающего на впуск. Попасть на коллектор тосол мог только по одной причине — предохранительный клапан на крышке вышел из строя;
  • из печки идёт прохладный воздух, а двигатель сильно греется: это признак выхода из строя вакуумного клапана крышки. Из-за неполадок в его работе возникают пробки воздуха в системе охлаждения, что и ведёт к перегреву мотора;
  • срывы хомутов, разрывы шлангов тоже свидетельствуют о том, что давление в системе нестабильное. А так как за давление отвечает именно крышка расширительного бачка, то эти симптомы говорят о том, что её пора заменить или отремонтировать.

Как самому проверить крышку на «Приоре», «Гранте», «Калине»

Кажется, что достаточно выкрутить крышку из расширительного бачка и осмотреть её внутренности, чтобы понять специфику проблемы. Однако это не так. Например, в сервисных центрах используют специальные насосы давления, которые могут нагнетать нужное количество атмосфер. Создавая искусственное давление в системе охлаждения, прибор позволяет вычислить корректность срабатывания клапанов.

Как проверить работу крышки расширительного бачка на автомобиле ВАЗ

Прибор для диагностики крышек бачка ВАЗ имеет манометр и насос

Но у водителей нет этого дорогостоящего оборудования, поэтому приходится справляться с тем, что есть в стандартном гараже. Диагностика качества работы крышечки бачка будет менее точная, однако можно будет выявить основные неисправности клапанов:

  1. Заглушить двигатель.
  2. Выкрутить крышку с горловины бачка.
  3. Осмотреть изделие на наличие трещинок, вмятин, сколов. Может быть, разорвалась или сильно износилась уплотнительная прокладка.
  4. В том случае, если видимых повреждений нет, крышку следует закрутить обратно и завести мотор.
  5. Дождаться, пока двигатель нагреется до своей штатной температуры.
  6. Начать потихоньку выкручивать крышку с бачка.
  7. Если в процессе откручивания слышится свист выходящего воздуха (этот звук можно сравнить с выходом газов при открывании лимонада), то крышка находится в рабочем состоянии, так как она сдерживает давление в бачке и шлангах.
  8. После этого нужно снова заглушить двигатель.
  9. Осмотреть патрубки системы охлаждения. Если они втянуты внутрь, то плохо работает вакуумный клапан крышки, так как давление в системе предельно низкое.

Фотогалерея: алгоритм проверки работы крышки

Это типовая схема проверки клапанов крышки расширительного бачка на всех моделях транспортных средств производства АвтоВАЗ.

Проверка крышки на основных моделях ВАЗ

Опытные владельцы отечественных машин взяли за правило менять крышку от расширительного бачка каждые два — три года. С одной стороны, такое внимание к мелочам значительно упрощает работу системы охлаждения ДВС, а с другой — крышка стоит меньше 100 рублей, поэтому совершенно каждый водитель может позволить себе её покупку.

Да и замена крышки не вызывает каких-либо трудностей. Вначале нужно на остывшем автомобиле выкрутить крышку с бачка. Затем вкрутить новую до упора.

Видео: диагностика работоспособности крышки

Проверяем крышку на ВАЗ 2108/2109

Конструкция «восьмёрок» и «девяток» производства АвтоВАЗа позволяет выполнить проверку работоспособности крышки бачка за одну минуту. Операция выглядит следующим образом:

  1. Открыть капот остывшего после езды автомобиля.
  2. Открутить крышку расширительного бачка.
  3. Сжать как можно крепче рукой подводящий шланг.
  4. Попутно закрутить крышку обратно.
  5. После этого опустить шланг.

Если место сжатия сразу же приобретает первоначальную упругость, значит, клапана на крышке работают исправно. В том случае, если оно долго ещё не может восстановиться, рекомендуется заменить крышку бачка на новую.

Как проверить работу крышки расширительного бачка на автомобиле ВАЗ

Работу крышки бачка охлаждающей жидкости на ВАЗ 2109 можно проверить своими руками, просто сжав патрубок с тосолом

Как проверить работоспособность крышки на ВАЗ 2110/2111/2112

Процедура проверки клапанов на крышке такая же, как и для предыдущих моделей ВАЗ. Единственный нюанс на ВАЗ десятого семейства заключается в том, что при откручивании крышки из бачка сам клапанный механизм может выпадать из полости крышки. Это не показатель поломки, но, скорее всего, ненадёжно зафиксированный элемент не будет долго работать.

Как проверить работу крышки расширительного бачка на автомобиле ВАЗ

На ВАЗ десятого семейства крышка расширительного бачка имеет обыкновение выкручиваться из горловины без клапанов

Проверка крышки расширительного бачка на ВАЗ 2113–2116

Диагностика крышки бачка для охлаждающей жидкости на последних моделях ВАЗ заключается в следующем:

  1. Завести двигатель.
  2. Открыть капот и начать выкручивать крышку.
  3. Если после первых же действий из-под крышки вырывается характерный звук газов («пшик»), то можно говорить о рабочем состоянии клапанов.

Однако на современных моделях ВАЗ устанавливаются более сложные клапанные механизмы, в силу чего проверка в гараже может не показать поломок и неисправностей. Рекомендуется обращаться в сервисный центр, чтобы крышку проверили на специальном насосном оборудовании.

Крышка расширительного бачка на автомобилях ВАЗ только выглядит как простейший элемент. Внутри крышки располагаются важные для всей охлаждающей системы клапана, которые регулируют давление тосола. Рекомендуется производить замену крышки каждые два или три года — в этом случае можно избежать более дорогого ремонта остальных элементов системы охлаждения.

Как проверить пробку расширительного бачка на калине

Возможные последствия воздушной пробки в системе охлаждения автомобиля

Наличие воздуха в охлаждающей жидкости приводит ко многим неприятным последствиям. Сразу же нарушается нормальная циркуляция тосола (антифриза) и начинает страдать основное предназначение системы охлаждения:

  • отвод тепла от узлов работающего двигателя происходит неравномерно;
  • обогрев воздуха в салоне не обеспечивает нужного комфорта.

Опытный водитель сразу заметит дёргание стрелки указателя температуры охлаждающей жидкости и закипание её в системе охлаждения. Воздушная пробка в охлаждающей жидкости вызывает:

  • перегрев деталей и узлов двигателя на холостом ходу, что приводит к температурным скачкам;
  • неправильную работу датчиков — от этого начинаются сбои в показаниях указателя температуры;
  • неточности в работе термостата, которые могут стать причиной перегрева двигателя;
  • недостаточный нагрев печки вызовет запотевание лобового и боковых стёкол, что приведёт к ограничению видимости и созданию аварийной ситуации на дороге.

Главная функция пробки бачка

Во время работы силового агрегата в его системе охлаждения растёт давление. Это вызвано нагревом охлаждающей жидкости. Повышенное давление требует постоянной регулировки. Именно для этого и применяется крышка расширительного бачка. Поддержка стабильно высокого давления помогла сместить момент закипания жидкости в системе.

В некоторых ситуациях температура ОЖ стремительно возрастает. Чтобы предотвратить перегрев двигателя и необходимо повышение давления. Это сопровождается ростом температуры кипения жидкости. В связи с этим специалисты пришли к выводу, что для предотвращения кипения жидкости в системе охлаждения двигателя при непродолжительном, но значительном его нагреве, необходимо поддерживать стабильное давление в системе в диапазоне от 1,1 до 1,5 кгс/см 2 . Этого вполне достаточно, так как при более высоком давлении придётся оснащать двигатели более надёжными и прочными компонентами системы охлаждения.

В связи с этим крышка бачка должна поддерживать давление до требуемого значения, после достижения которого она выпускает воздух, находящийся внутри бачка.

Как не допустить образования проблемы повторно

На работы автосервиса хотя бы еть гарантия

Самый верный способ избежать ненужных проблем с автомобилем — доверять обслуживание профессионалам. Устройство авто и двигателя в частности непрерывно усложняется. Современная система охлаждения состоит из многих деталей неправильной формы, трубок и шлангов, расположенных под различными углами. Одним словом, мест, где может скапливаться воздух в системе охлаждения — много. Профессионалы знают все тонкости заполнения системы антифриз, умеют без проблем поменять старую жидкость на новую.

Перегрев двигателя можно предотвратить с помощью регулярного обслуживания

Не нужно допускать перегрева двигателя, доводить тосол до кипения. В этот момент охлаждающая жидкость превращается в пар, который под большим давлением (система ведь закрытая) заполняет все самые труднодоступные уголки системы охлаждения. В этом случае сам двигатель подвергается большой опасности получить серьёзные поломки. Кроме того, потребуется большое умение и опыт, чтобы выгнать воздух из системы охлаждения автомобиля.

Если вовремя не удалить из системы охлаждения воздушную пробку, появляются шансы довести двигатель до ощутимых затрат на ремонт и восстановление. Так что к вопросу «как удалить воздух из системы охлаждения» нужно отнестись со всей серьёзностью.

Крышка расширительного бачка на первый взгляд может казаться весьма простой деталью. Но в реальности без неё невозможна регулировка давления в системе охлаждения двигателя. Неисправность крышки приведёт к перегреву мотора или повреждению одного из компонентов системы охлаждения.

Как определить наличие проблемы: симптомы, признаки, диагностика

Диагностика призвана помочь найти причину неправильной работы системы охлаждения. Если тосол постоянно куда-то пропадает, кипит, сильно бурлит в радиаторе охлаждения, а салон не нагревается — со всем этим нужно разбираться. Если уровень тосола регулярно понижается — его место будет занимать воздух, который со временем образует воздушную пробку.

В данном случае нужно проверить герметичность всех соединений системы охлаждения двигателя. Для этого производят внимательный внешний осмотр сопряжений резиновых деталей (шлангов, патрубков) с трубками и штуцерами при прогретом работающем двигателе. Особое внимание обратить на патрубки радиатора, водяного насоса, термостата и шланги отопителя. Если обнаружится течь — её нужно устранить заменой патрубков или подтяжкой стальных хомутиков.

Основная нагрузка по регулировке (в момент прогревания двигателя) и поддержанию постоянной (во время работы двигателя) температуры в системе охлаждения ложится на термостат. Если двигатель после запуска начинает прогреваться очень быстро, почти одновременно запускается электрический вентилятор, а на указателе стрелка стремиться двигаться в красную зону — эти признаки указывают на неисправность термостата или скопление воздуха в нагнетающем патрубке от насоса. Клапан термостата будет всё время закрыт, и тосол циркулирует только по малому кругу.

Скопление воздуха в термостате: схема процесса

А вот если двигатель долго разогревается, а стрелка застыла в начале шкалы — это признак постоянно открытого клапана у термостата или образования воздушной пробки в самом термостате. Открытый клапан не может переключить циркуляцию тосола на малый круг для быстрого разогрева двигателя.

Чтобы проверить правильность работы термостата, нужно завести двигатель и дать ему поработать до начала движения стрелки указателя температуры. Трогаем рукой патрубки охлаждающего радиатора. Верхний должен быть тёплым, а нижний оставаться холодным. При дальнейшей работе двигателя патрубок вверху радиатора должен делаться всё горячее, а нижний патрубок оставаться таким же холодным.

О техническом состоянии водяной помпы можно судить по шумности работы; отсутствию течи тосола через сальник; отсутствию вибраций из-за износа подшипника на валу насоса. Подтекание тосола говорит о подсосе воздуха и образованию его скоплений в системе охлаждения.

Подведём итог: в закрытую систему охлаждения двигателя воздух извне может попасть в трёх случаях:

  • при неумелой заливке тосола в систему при его замене и добавлении до нормы;
  • при частичной разгермитизации системы и подсоса воздуха через неплотные соединения;
  • при поломке воздушного клапана расширительного бачка.

Поскольку воздух гораздо легче охлаждающей жидкости, он всегда будет стремиться вверх. Поэтому способы удаления скоплений воздуха из системы охлаждения одинаковы для всех типов двигателей внутреннего сгорания (дизелей, карбюраторных, с продольным или поперечным расположением, V-образных или рядных и т.д.).

Самый верный признак образования скопления воздуха в системе охлаждения — плохая подача тепла печкой при нормально прогретом двигателе.

Как проверить крышку расширительного бачка и предотвратить негативные последствия?

  1. На первом этапе проводится обычный осмотр детали на предмет отсутствия механических повреждений. Если вы купили новую крышку, её также надо осматривать, так как нередки случаи заводского брака.
  2. Если внешний вид крышки не вызывает никаких сомнений, проверяем её работоспособность на запущенном двигателе. Крышку надо закрутить и прогреть двигатель до рабочей температуры, после чего медленно начните откручивать её. Вы должны услышать шипящий звук выходящего воздуха. Это признак нормально работающей крышки.
  3. На работающем моторе надо осмотреть толстые патрубки системы охлаждения. В случае неработоспособности крышки они могут быть вдавленными, что является признаком слишком низкого давления в системе.
  4. Ещё один вариант – открутить пробку бачка и сжать один из толстых патрубков. Далее закручиваем крышку и отпускаем патрубок. Если крышка работает правильно – это место должно восстановиться до изначальной формы.
  5. Наиболее результативным методом является использование насоса со встроенным манометром. Также необходимо подготовить пустой расширительный бачок от любого другого автомобиля. Один из его штуцеров надо соединить шланг насоса (без наконечника для ниппеля) и надёжно зафиксировать его хомутом. Другие штуцера бачка необходимо заглушить. После этого бачок надо закрыть пробкой, исправность которой вы проверяете.

Вы можете проверить крышку расширительного бачка прямо на своём автомобиле. Сливать жидкость при этом не нужно. Необходимо отсоединить от бачка верхний патрубок, предназначенный для отвода пара из системы. К штуцеру бачка подсоединяем шланг насоса. Отверстие патрубка необходимо заглушить. Для этого подойдёт болт соответствующего диаметра. Давление будет расти, поэтому поверх болта необходимо надеть на шланг хомут и хорошенько его затянуть, чтобы болт не вылетел в дальнейшем.

Начинаем повышать давление в системе с помощью насоса. В определенный момент вы услышите характерные звуки – щелчок и шипение. Это звук воздуха, который стравливает клапан крышки бачка. Если клапан сработал при давлении около 1,1–1,5 кгс/см 2 , а добавление воздуха лишь усиливает шипение и не приводит к росту давления, впускной клапан полностью исправен. Да и предохранительный клапан отлично справляется со своей функцией.

Как работает расширительный бачок

Для создания требуемого давления на заведённом двигателе, крышка должна обеспечить герметичность. За снижение давления отвечает предохранительный клапан. Если давление в системе превышает 1,1–1,5 кгс/см 2 , этот клапан должен открыться. После снижения давления до рабочих значений, клапан закрывается.

Также в крышке установлен впускной или вакуумный клапан. Он обеспечивает подачу воздуха в систему охлаждения. После остановки мотора температура охлаждающей жидкости снижается, падает и давление в системе. Объем жидкости в бачке уменьшается, что влечет за собой падение давления в системе. Это приводит к тому, что в расширительном бачке появляется пространство для воздуха.

В результате всего этого создаётся так называемый эффект вакуума или разряжения. Внешний воздух будет давить на компоненты системы. Если одна из деталей системы охлаждения будет негерметичной, воздух окажется внутри неё. Это приводит к появлению воздушной пробки. После запуска двигателя она может попасть в расширительный бачок.

Воздух может оказаться в системе охлаждения из-за нарушения герметичности патрубков и других деталей. Во избежание этого давление в системе должно быть равным атмосферному, за что и отвечает впускной клапан. Он включается в работу, если разряжение достигает отметки в 0,03–0,1 кгс/см 2 . Этот клапан обеспечивает подачу воздуха, который был выпущен предохранительным клапаном во время нагрева жидкости. Благодаря этому давление в системе не отличается от атмосферного.

Как стравить воздух на примере модельного ряда ваз

У моделей ВАЗ в расположении компонентов системы охлаждения есть конструктивное достоинство — удобная позиция охлаждаемого дроссельного узла (карбюратора), являющегося самым высоким местом в системе охлаждения. Порядок действий на автомобиле Лада Калина такой (из инструмента понадобится только крестообразная отвёртка).

Полностью открываем переключатель отопителя (на максимально высокую температуру);

Демонтируем защитный экран клапанной крышки;

Отсоединённый отводной шланг нагрева от штуцера дросселя

Снимаем крышку с расширительного бачка

Классический метод модернизации крышки

Модернизация крышки в данном варианте предполагает снятие и разборку компонента. Вынимаем резиновое уплотнение и внутренний узел (пара пружин с клапаном). Пользуемся отверткой.

Доработка подразумевает подрезку двух пружин. Первая из них подлежит укорачиванию на один виток, а вторая – на целых два. Сборку производим по общеизвестному алгоритму. После этого проверяем функционал модернизированного узла. Выпускной элемент клапана теперь начнет открываться при достижении давлением величины в 1 бар. Ранее этот показатель равнялся 1,7 бар.

При успешной доработке крышка спокойно продувается ртом. Такая проверка позволяет убедиться в свободном проходе воздуха в обоих направлениях. Если указанный эффект наблюдается, то можно констатировать корректность доработки. Теперь риск завоздушивания контура снижен многократно.

Купили новую крышку, а она не работает?

Если проверка новой крышки расширительного бачка показала, что один или оба клапана неисправны, деталь можно попробовать доработать. Очень часто с этой проблемой сталкиваются владельцы автомобилей ВАЗ 2110 и 2114. Обычно клапана работают неправильно по причине использования производителем слишком жестких пружин.

Сначала нужно разобрать крышку с помощью плоской отвертки и пассатижей. Во время разборки запоминайте, как именно были установлены все компоненты, так как пружинки могут разлететься в разные стороны. После разборки необходимо уменьшить длину пружин. Большая пружина для клапана сброса давления укорачивается на один виток, а меньшая – на два.

Пружину предохранительного клапана (большую) необходимо укорачивать с учётом того, когда именно сработал клапан во время проверки крышки. В этом деле главное не переусердствовать. А вот со второй пружиной всё намного проще – она должна создавать хотя бы минимальное давление на впускной клапан в момент его закрытия.

Первый вариант усовершенствования бачка

Какая лучше крышка? Приобретаем крышку марки «FEBI» (код – «02269»). Ее стоимость не превышает 160 руб. Штатное изделие разбираем и изымаем клапанный узел. Такую же процедуру осуществляем с приобретенной деталью.

Родной механизм подвергаем распилу с последующим удалением совместно с бортиком, позволяющим обеспечить центровку пружины. У клапанного элемента «FEBI» стачиваем механизм до 1 мм. Эта манипуляция обеспечивает правильную посадку клапана вместе с резиновым уплотнением.

Теперь собираем деталь и накручиваем на бачок Лада Калина. В результате получаем крышку, не подвергающуюся обмерзанию. Процесс доработки не отнимет более часа времени, зато эффективность изделия повысится многократно.

Признаки неисправности пробки расширительного бачка

В большинстве случаев водитель уделяет внимание крышке в случае кипения охлаждающей жидкости без серьезных причин. В некоторых случаях жидкость может выбрасываться в подкапотное пространство. Если при этом температура двигателя находится в пределах нормы, виновником обычно является именно пробка бачка.

Ещё одна возможная причина – выход из строя впускного клапана, в результате чего в системе оказался воздух. Он сформировал пробку, наличие которой препятствует правильной циркуляции жидкости.

Последствия неисправности крышки расширительного бачка могут быть крайне неприятными:

  • повреждение патрубков из-за естественного износа или низкого качества детали;
  • разрыв корпуса термостата;
  • течь в основном радиаторе или радиаторе печки;
  • разрыв расширительного бачка.

К таким неприятностям приводит чрезмерно высокое давление в системе охлаждения силового агрегата. Виновником этого является неисправная крышка.

Причины скопления воздуха в антифризе

Общая схема жидкостной системы охлаждения

Закрытые жидкостные системы охлаждения рассчитаны на поддержание в них постоянного избыточного давления (до 100 кПа). Повышенное давление позволило поднять температуру кипения жидкости до 120 градусов. Поскольку автомобили эксплуатируются круглый год, для них была специально разработана концентрированная, специальная незамерзающая охлаждающая жидкость — антифриз (наиболее популярен тосол).

  1. Подсасывание воздуха через недостаточно герметичные соединения патрубков, шлангов, штуцеров, трубок. Это происходит потому, что при движении тосола по системе у стенок в трубках создаётся сниженное давление, которое втягивает наружный воздух в местах с неплотными соединениями.
  2. Воздух запирается в системе охлаждения, когда при доливании или замене охлаждающей жидкости используется воронка с широким горлышком. Мощный поток антифриза перекрывает путь воздуху наверх. В расширительный бачок или радиатор тосол всегда наливается тонкой струйкой.

Схема циркуляции тосола в системе охлаждения двигателяНа современных автомобилях применяется принудительная закрытая система охлаждения. Её главная задача — обеспечение устойчивой работы двигателя при переходе от режима охлаждения к режиму нагревания и наоборот. Достичь этого непросто, так как при нагревании тосола его объём увеличивается, и возникает избыточное давление, а при его охлаждении объём и давление в системе понижается.

Повышенное давление сжимает воздух в самой верхней точке системы — расширительном бачке. В заливной пробке бачка есть воздушный клапан, который работает в двух направлениях. При повышении давления стравливает лишний воздух наружу, при понижении давления впускает наружный воздух в систему. Именно воздушный клапан поддерживает постоянное избытычное давление при любом тепловом режиме. Если это устройство будет работать неправильно, в системе охлаждения начнёт постоянно скапливаться лишний воздух

Подведем итоги

Рассмотренные нами приемы модернизации вполне под силу малоопытным владельцам, теперь вы знаете, как проверить крышку расширительного бачка. Здесь затраты минимальны, а перечень действий прост и понятен. Идентичные проблемы в контуре охлаждения могут возникать не только в Лада Калина, но и в иных моделях от «АвтоВАЗа», поэтому доработка крышки будет уместна и позволит повысить функционал и эффективность системы. Также рекомендуем определиться с тем, какая лучше крышка.

Благодаря такой нехитрой модернизации владелец достигает повышения ресурса элементов в системе охлаждения. Доработанный клапан позволяет не только обеспечивать достаточную пропускную способность в обоих направлениях, но и надежно предохраняет все изделие от обмерзания, что весьма актуально для суровых отечественных климатических условий большинства регионов.

Читайте также: