как проверить крышку расширительного бачка шевроле нива

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Проверка пробки расширительного бачка системы охлаждения

Всем здравствуйте!
Как я уже писал в предыдущей теме о промывке системы охлаждения, у меня лопнул бачок.

Об этом "гребаном бачке" уже неоднократно писалось. Я буду только повторяться :)

Причин этому, по моему мнению, несколько:
1. это форма бачка
2. несвоевременная замена бачка
3. загрязнение системы охлаждения.
4. неисправность пробки

Размышления по 1 пункту:
Есть много тем, где народ меняет родной бачок на ваговский. Да, он круглый, поэтому и прочность у него выше и пластик наверное лучше. Только у него нужно регулировать пробку. А пробка считается неразборной и регулировка, а потом обратная сборка так же может сказаться на работоспособности. Сегодня работает, а завтра уже нет, или работает по другому. Т.е. все равно дополнительно надо колхозить периодическую проверку пробки на каком-то стенде, или давления в системе прямо на машине.

Размышления по пункту 2:
Ваговский бачок стоит дороже. Пусть он будет служить дольше, но я думаю, это не значит, что его не нужно осматривать, особенно перед дальними поездками. Все равно, особенно в наше время, вечного уже ничего не бывает и все ломается.
Подавляющее большинство знает про это слабое место. Снять и осмотреть родной бачок на трещины не трудно. Вообще при его цене просто нужно менять его каждые 3 года и проблема решится.

Размышления по пункту 3:
Ну тут понятно, что надо "полоскать" радиаторы, промывать систему. Муторно зато эффективно и полезно.

Размышления по пункту 4:
Вот тут дошли до темы этого поста :)
Пробка должна обеспечивать нужное давление и сбрасывать избыточное. Как проверить?
Я пошел по пути наименьшего сопротивления. Купил еще один бачок. Все равно нужен как запчасть!
Купил ниппель для колеса и срезал него грибок. Ниппель нужен как насадка на маленький сосок-обратку.

Труба нужна, чтобы заткнуть большой отвод и в случае чего снять, когда понадобится бачок как запчасть.
Еще понадобилось 2 хомута. Один для ниппеля на 10-16мм, второй для трубы на 16-27мм. Второй лучше взять чуть побольше. У меня просто был такой, "натянул" впритык.
Еще нужна синяя изолента! У меня осталась только белая, из-за этого качество конструкции маленько пострадало. :)
Одеваем ниппель на маленький отвод, затягиваем маленьким хомутом. Одеваем кусок трубы на большой отвод, затягиваем хомутом. Загибаем большую трубу. (Если взяли большой кусок, то по месту можно отрезать лишнее). Теперь самое сложное — заматываем его изолентой :)
В результате получили вот такой "стенд".

Берем новую пробку и автомобильный насос. Закручиваем пробку и качаем-качаем!
Где-то после 1 Атм должен случиться звук "облегчения" :) Исправная пробка должна отработать и выпустить лишнее давление. На манометре должно быть от 0,8 до 1,2. И держаться постоянно.
Я скажу сразу, что новенькая пробка нифига не отработала как надо!
Первый раз она сработала на давлении 1,5Атм!
А потом уже стала работать как надо.
То есть получается там клапан подклинило при сборке. И выходит, что не проверяют их на качество и исправность. Поэтому это первый плюс в пользу такого стенда в гараже.
Второй плюс это всегда можно без проблем проверить пробку на исправность без особых затрат. Ну например раз в полгода. И если что — поменять на новую.
А третий плюс это брать этот "стенд" с дополнительной пробкой в дальние поездки как запчасть при необходимости.

Да я понимаю, что постоянные проверки машины это муторно, хочется просто сесть и поехать и ни о чем не думать и не помнить.
Но так не бывает :)

PS: Ничего не имею против ВАГовского бачка :) Просто я пошел другим путем. :)

Как проверить работоспособность крышки расширительного бачка. (По моему мнению, это лучший способ).

Большинство водителей даже не подозревают насколько сильно система охлаждения двигателя зависит от такого маленького и простого элемента, как крышка расширительного бачка. В этой статье я постараюсь объяснить, какую роль играет крышка, к каким последствиям может привести её поломка, а также покажу, как можно очень просто проверить её.

Роль крышки расширительного бачка.

Благодаря крышке в системе охлаждения поддерживается нужное давлений , она является неким регулятором, который стравливает избыточное давление при нагреве двигателя, и не даёт создаться вакууму и воздушным пробкам при его остывании.

К каким последствиям может привести поломка крышки расширительного бачка.

Тут всё зависит от того, какой клапан выйдет из строя. Если сломается тот клапан, который стравливает избыточное давление, то в лучшем случае это будет утечка охлаждающей жидкости в результате срыва одного из патрубков. Если Вы вовремя этого не заметите, то двигатель запросто может перегреться.

Ситуация буде хуже, если лопнет сам расширительный бачок, или появится трещина в радиаторе или отопителе салона. Тогда придётся раскошеливаться на новые запчасти

Что касается клапана, который работает при остывании двигателя, то последствия его поломки тоже могут быть неприятными. Например, образование воздушной пробки, из-за которой печка в автомобиле дует холодным воздухом при горячем двигателе. Неприятно получать такие сюрпризы зимой, уж поверьте.

Как проверит работоспособность крышки расширительного бачка.

Всё буду рассказывать на собственном примере, фотографии тоже использую исключительно свои.

Для начала с утра, перед тем как запустить двигатель, я решил проверить работу клапана, который защищает от вакуума. Для этого нужно просто открыть капот, и посмотреть на патрубки. Если они не втянуты, всё в порядке. У меня с этим проблем не возникло.

Затем прогреваем автомобиль, и пробуем аккуратно открутить крышку расширительного бачка, должен быть такой "пшик", будто бы вы открываете газированную воду . Если такого нет , значит второй клапан не работает, либо система охлаждения негерметична.

Бывает такое, что клапан удерживает слишком слабое давление для нормальной работы системы охлаждения, тогда требуется более детальная и точная проверка.

Проверка второго клапана производится сложней и требует дополнительного приобретения двух хомутов. Также потребуется компрессор, но в наше время, думаю он есть у каждого.

Итак, именно на моём автомобиле, подопытным патрубком стал тот, который идёт от радиатора, на расширительный бачок. Я отрезал патрубок так, чтобы небольшая его часть осталась подцеплена к расширительному бачку. Отверстие в патрубке я заткнул болтом и затянул хомутом.

К кусочку патрубка, который остался на расширительном бачке, я подцепил компрессор и также затянул хомутом.

Как проверить крышку расширительного бачка системы охлаждения двигателя?

Крышка бачка

Крышка расширительного бачка на первый взгляд может казаться весьма простой деталью. Но в реальности без неё невозможна регулировка давления в системе охлаждения двигателя. Неисправность крышки приведёт к перегреву мотора или повреждению одного из компонентов системы охлаждения.

Главная функция пробки бачка

Во время работы силового агрегата в его системе охлаждения растёт давление. Это вызвано нагревом охлаждающей жидкости. Повышенное давление требует постоянной регулировки. Именно для этого и применяется крышка расширительного бачка. Поддержка стабильно высокого давления помогла сместить момент закипания жидкости в системе. При обычном атмосферном давлении вода закипает при температуре 100°C, а антифриз – около 120 °C. Нормальная температура для большинства современных двигателей практически вплотную приблизилась к этим отметкам.

Новая крышка

В некоторых ситуациях температура ОЖ стремительно возрастает. Чтобы предотвратить перегрев двигателя и необходимо повышение давления. Это сопровождается ростом температуры кипения жидкости. В связи с этим специалисты пришли к выводу, что для предотвращения кипения жидкости в системе охлаждения двигателя при непродолжительном, но значительном его нагреве, необходимо поддерживать стабильное давление в системе в диапазоне от 1,1 до 1,5 кгс/см 2 . Этого вполне достаточно, так как при более высоком давлении придётся оснащать двигатели более надёжными и прочными компонентами системы охлаждения.

В связи с этим крышка бачка должна поддерживать давление до требуемого значения, после достижения которого она выпускает воздух, находящийся внутри бачка.

Как работает расширительный бачок

Для создания требуемого давления на заведённом двигателе, крышка должна обеспечить герметичность. За снижение давления отвечает предохранительный клапан. Если давление в системе превышает 1,1–1,5 кгс/см 2 , этот клапан должен открыться. После снижения давления до рабочих значений, клапан закрывается.

Также в крышке установлен впускной или вакуумный клапан. Он обеспечивает подачу воздуха в систему охлаждения. После остановки мотора температура охлаждающей жидкости снижается, падает и давление в системе. Объем жидкости в бачке уменьшается, что влечет за собой падение давления в системе. Это приводит к тому, что в расширительном бачке появляется пространство для воздуха. В определенный момент давление в системе становится равным атмосферному давлению воздуха. Если в этот момент температура охлаждающей жидкости будет выше, чем температура воздуха снаружи, её объем продолжит сокращаться.

Пробка расширительного бачка

В результате всего этого создаётся так называемый эффект вакуума или разряжения. Внешний воздух будет давить на компоненты системы. Если одна из деталей системы охлаждения будет негерметичной, воздух окажется внутри неё. Это приводит к появлению воздушной пробки. После запуска двигателя она может попасть в расширительный бачок. Но возможен и вариант появления проблем в нормальной циркуляции жидкости в системе. Иногда это приводит к перегреву двигателя или проблемам в работе системы обогрева.

Воздух может оказаться в системе охлаждения из-за нарушения герметичности патрубков и других деталей. Во избежание этого давление в системе должно быть равным атмосферному, за что и отвечает впускной клапан. Он включается в работу, если разряжение достигает отметки в 0,03–0,1 кгс/см 2 . Этот клапан обеспечивает подачу воздуха, который был выпущен предохранительным клапаном во время нагрева жидкости. Благодаря этому давление в системе не отличается от атмосферного.

Признаки неисправности пробки расширительного бачка

В большинстве случаев водитель уделяет внимание крышке в случае кипения охлаждающей жидкости без серьезных причин. В некоторых случаях жидкость может выбрасываться в подкапотное пространство. Если при этом температура двигателя находится в пределах нормы, виновником обычно является именно пробка бачка.

Ещё одна возможная причина – выход из строя впускного клапана, в результате чего в системе оказался воздух. Он сформировал пробку, наличие которой препятствует правильной циркуляции жидкости.

Последствия неисправности крышки расширительного бачка могут быть крайне неприятными:

  • повреждение патрубков из-за естественного износа или низкого качества детали;
  • разрыв корпуса термостата;
  • течь в основном радиаторе или радиаторе печки;
  • разрыв расширительного бачка.

К таким неприятностям приводит чрезмерно высокое давление в системе охлаждения силового агрегата. Виновником этого является неисправная крышка.

Доработка крышки расширительного бачка

Как проверить крышку расширительного бачка и предотвратить негативные последствия?

  1. На первом этапе проводится обычный осмотр детали на предмет отсутствия механических повреждений. Если вы купили новую крышку, её также надо осматривать, так как нередки случаи заводского брака.
  2. Если внешний вид крышки не вызывает никаких сомнений, проверяем её работоспособность на запущенном двигателе. Крышку надо закрутить и прогреть двигатель до рабочей температуры, после чего медленно начните откручивать её. Вы должны услышать шипящий звук выходящего воздуха. Это признак нормально работающей крышки.
  3. На работающем моторе надо осмотреть толстые патрубки системы охлаждения. В случае неработоспособности крышки они могут быть вдавленными, что является признаком слишком низкого давления в системе.
  4. Ещё один вариант – открутить пробку бачка и сжать один из толстых патрубков. Далее закручиваем крышку и отпускаем патрубок. Если крышка работает правильно – это место должно восстановиться до изначальной формы.
  5. Наиболее результативным методом является использование насоса со встроенным манометром. Также необходимо подготовить пустой расширительный бачок от любого другого автомобиля. Один из его штуцеров надо соединить шланг насоса (без наконечника для ниппеля) и надёжно зафиксировать его хомутом. Другие штуцера бачка необходимо заглушить. После этого бачок надо закрыть пробкой, исправность которой вы проверяете.

Вы можете проверить крышку расширительного бачка прямо на своём автомобиле. Сливать жидкость при этом не нужно. Необходимо отсоединить от бачка верхний патрубок, предназначенный для отвода пара из системы. К штуцеру бачка подсоединяем шланг насоса. Отверстие патрубка необходимо заглушить. Для этого подойдёт болт соответствующего диаметра. Давление будет расти, поэтому поверх болта необходимо надеть на шланг хомут и хорошенько его затянуть, чтобы болт не вылетел в дальнейшем.

Начинаем повышать давление в системе с помощью насоса. В определенный момент вы услышите характерные звуки – щелчок и шипение. Это звук воздуха, который стравливает клапан крышки бачка. Если клапан сработал при давлении около 1,1–1,5 кгс/см 2 , а добавление воздуха лишь усиливает шипение и не приводит к росту давления, впускной клапан полностью исправен. Да и предохранительный клапан отлично справляется со своей функцией.

Бачок системы охлаждения двигателя

Купили новую крышку, а она не работает?

Если проверка новой крышки расширительного бачка показала, что один или оба клапана неисправны, деталь можно попробовать доработать. Очень часто с этой проблемой сталкиваются владельцы автомобилей ВАЗ 2110 и 2114. Обычно клапана работают неправильно по причине использования производителем слишком жестких пружин.

Сначала нужно разобрать крышку с помощью плоской отвертки и пассатижей. Во время разборки запоминайте, как именно были установлены все компоненты, так как пружинки могут разлететься в разные стороны. После разборки необходимо уменьшить длину пружин. Большая пружина для клапана сброса давления укорачивается на один виток, а меньшая – на два.

Пружину предохранительного клапана (большую) необходимо укорачивать с учётом того, когда именно сработал клапан во время проверки крышки. В этом деле главное не переусердствовать. А вот со второй пружиной всё намного проще – она должна создавать хотя бы минимальное давление на впускной клапан в момент его закрытия. После доработки крышки все компоненты надо собрать в обратном порядке. Проверку пробки необходимо выполнить повторно, чтобы убедиться в том, что клапана срабатывают своевременно.

Расширительный бачок Нивы Шевроле — неисправности и особенности замены

В системе охлаждения автомобиля Шевроле Нива устанавливается такая немаловажная деталь, как расширительный бачок. Это важнейший элемент, назначение которого заключается в увеличении объема системы охлаждения. В процессе нагрева жидкости, происходит ее расширение, а также образование водяного пара. Они поступают в бачок, где также есть воздух, давление которого повышается, и излишки выходят наружу через клапан в крышке бачка. Отсутствие этого элемента повлекло бы за собой разгерметизацию системы путем повреждения резиновых патрубков увеличенным давлением.

Внешний вид бочка

Где он находится

Место расположения расширительного бачка на Ниве Шевроле не является секретным, так как находится этот элемент возле двигателя под капотом. В систему охлаждения он включается посредством соединительных резиновых шлангов. Располагается он так, чтобы верхняя часть радиатора находилась на уровне середины расширителя. Это сделано специально для того, чтобы обеспечить циркуляцию жидкости в системе без воздуха.

Во время, когда Шнива заглушена, охлаждающая жидкость остывает и постепенно уменьшается в объеме. При этом жидкость находящаяся в бачке уходит в систему охлаждения, а образующееся разряжение компенсируется наружным воздухом, через обратный клапан в крышке. Благодаря такой системе, система охлаждения и автомобиль работают стабильно, и в любое время года.

Расположение под капотом

Какие неисправности бачка чаще всего бывают

Пластиковый бачок может повредиться, что повлечет за собой нарушение герметичности системы. Эксплуатировать неисправный элемент нельзя, так как кроме нарушения герметичности, эта деталь повлечет за собой утечку антифриза(тосола).

Кроме нарушения целостности конструкции пластиковой емкости, может произойти повреждение клапана в крышке. При его неисправности понадобится выполнить ее замену. Неисправность клапана влечет за собой:

  1. Увеличение давление в системе(клапан заблокирован), что становится причиной нарушения целостности (разрыв от избытка давления) пластикового корпуса или резиновых патрубков.
  2. Уменьшение давления в системе до атмосферного(клапан не держит). Это ведет к более сильному нагреву ОЖ(возможно даже ее закипанию) при работе двигателя. Еще, часто появляется постоянный запах тосола(антифриза) в салоне авто при езде, что может негативно отразиться на здоровье пассажиров.

Трещины в расширительном бачке

В среднем срок службы бачка составляет 2-3 года, а максимальный ресурс достигает 5 лет. В случае его выхода из строя на Шевроле Нива, его необходимо заменить. Корпус из пластика не подлежит ремонту(плохо паяется, и скорее всего треснет рядом с местом пайки), к тому же эта деталь стоит не настолько дорого, чтобы вместо покупки нового устройства, пытаться его отремонтировать.

Какой расширитель поставить на Ниву Шевроле

На Шевроле Ниву выпускаются расширительные бачки, которые имеют следующий артикул — 21231311014. Это самые дешевые устройства, стоимость которых колеблется около 100 рублей. Альтернативным вариантом является покупка расширителя от компании АВТОВАЗ, стоимость которого составляет около 300 рублей. Такие устройства выпускаются со следующим каталожным номером — 21230-1311014-00-0.

Расширительный бочек аналог штатному

На Шевроле Ниву можно поставить расширители от других автомобилей, что позволит продлить срок их службы до 10 лет. На ШНиву можно поставить расширители от следующих марок автомобилей:

  1. Volkswagen Golf с артикулами 1001210033 и 30902264.
  2. Opel Astra — 1304241.

Аналоги от зарубежных автомобилей обойдутся по цене от 700 рублей. При этом можно позабыть о неисправности емкости, как минимум на 10 лет. Если на Ниве вышел из строя расширительный бачок, то для устранения поломки понадобится выполнить его замену. Никаких трудностей с заменой устройства не возникает, но предварительно понадобится купить новый элемент.

Инструкция по замене бачка расширителя на Шевроле Нива

Успешное проведение работ по замене бачка достигается за счет предварительной подготовки необходимых инструментов. Для этого понадобится крестовая отвертка(или ключ, чтобы открутить хомуты) и воронка. После этого можно приступать к выполнению соответствующих манипуляций:

  1. Установить автомобиль на ровную поверхность, и подождать, пока остынет двигатель. Если не дождаться охлаждения двигателя, то можно получить серьезные ожоги кожных покровов.
  2. Выкрутить пробку с расширителя, и через шланг слить с емкости всю жидкость.
  3. Далее необходимо ослабить крепление двух хомутов, которые фиксируют патрубки.
  4. Отсоединить патрубки, и сняв защелку, можно демонтировать расширительный бачок.

Процедура замены не трудная, и требует не больше получаса времени. Сливать всю жидкость из системы вовсе не нужно. Вместо неисправного устройства установить новую деталь, и подключить шланги, зафиксировав их хомутами. Остается наполнить новую емкость до максимального уровня антифризом, и закрутить пробку.

Многие владельцы автомобилей Шевроле Нива жалуются на то, что расширители быстро выходят из строя. Проблема может быть решена только путем установки бачка от других моделей автомобилей — Фольксваген или Опель, которые подходят по диаметру штуцеров присоединяемых шлангов. Все отечественные варианты в скором времени вновь потребуют замены.

Как проверить крышку расширительного бачка шевроле нива

Что значит попёрла?? в смысле закипела. или газы пошли??

Не закипело , пузырьков , газов не было.Просто потекла ОЖ

Буль будь не было

R Cuper, когда у меня были эти симптомы, через месяц прокладку под головкой в районе 4-го циллиндра пробило. Старый бачек выкинул? Если нет, то нужно тестер пробок сделать. Пробку где брал? Какую?

Пробку взял на рынке.Голубенькая такая , красивенькая

R Cuper, если не поднимается выше 85 то это странно. Либо датчик врёт, либо привет термостату. Определяешь что 85 по БК или по приборной панели?

И заполни, пожалуйста, профиль. Особенно город нахождения.:drinks:

Определяешь что 85 по БК или по приборной панели?

И заполни, пожалуйста, профиль. Особенно город нахождения.:drinks:

Профиль заполнил,температуру по БК.:yes:

Снял бачок,покрутил в руках,поглазел,бачек как бачек,дунул в дырку,воздух выходит через крышку.

Чем дунул. Лучше с помощью манометре проследить при каком давлении начинает травить.

Нужно как то изучить систему охлаждения. Пока мне кажется что если термостат закрыт, то работает малый контур охлаждения и бачок туда не входит. В результате весьма вероятно разрушение соединений в результате повышенного давления ДО открытия термостата. НО это всё надо изучать. Расширительный бачок привязывается к термостату, а не к радиатору как было на 21 ниве.

Бачок входит в систему независимо от открытия-закрытия термостата. Тосол же начинает идти в него через верхний "паровоздушный" шланг сразу после запуска двигателя.

[QUOTE=Neverhood;67192]R Cuper, если не поднимается выше 85 то это странно. Либо датчик врёт, либо привет термостату. Определяешь что 85 по БК или по приборной панели?

Я уже третий термостат меняю.Пробую разные марки. Температура по БК 84-86. На родном было 90.:unknown:

R Cuper, ROMAN в этом ситроене менял прокладку двигателя. Где то был его отчет. В принципе всё понравилось, ремонт произведен был качественно, но дороговато. Только пар из под капота не похож на пробой прокладки. При пробое прокладки тосол попадает в камеру сгорания, и там превращается в пар, выходя в систему выхлопа, при этом не работает одна свеча (один цилиндр). Если двигатель в тосоле, работает ровно, уровень масла не меняется, то скорее всего что то с патрубками или помпой случилось. Проверь для начала от куда сырость.

это читал? http://www.chevy-niva29.ru/stati/garazh/sistema-ohlazhdenija-2123-chevy-niva-niva-shevrole.html

Если двигатель в тосоле, работает ровно, уровень масла не меняется, то скорее всего что то с патрубками или помпой случилось. Проверь для начала от куда сырость.

Сырость из патрубка который от термостата
идет вдоль головки в очень важное место,хотя думаю это не важно,т.к. сырость уже была из всех патрубков,помпа конечно вариант,но откуда следы масла?

Доработка крышки расширительного бачка для Шевроле Нивы (ВАЗ 2123)

Доработка крышки расширительного бачка для Шевроле Нивы (ВАЗ 2123)

Вряд ли есть шнивоводы, которые не сталкивались, ну или хотя бы не были наслышаны о проблеме лопающихся расширительных бачков системы охлаждения двигателя. Основная причина этой проблемы на мой взгляд – низкое качество материала, из которого производят бачки, а также ужасное качество крышек бачков (вернее их клапанов). В крышке есть два клапана – один выпускной (срабатывает при избыточном давлении внутри бачка вследствие нагрева и расширения охлаждающей жидкости), другой клапан – впускной (запускает в бачок дополнительный воздух для компенсации пониженного давления, которое возникает при остывании охлаждающей жидкости в бачке). Таким образом, система охлаждения работающего автомобиля всегда находится под избыточным давлением, благодаря чему удаётся повысить температуру кипения охлаждающей жидкости – антифриза или тосола, что может быть особенно востребовано при поездках в горной местности, где температура кипения всех жидкостей падает). Проблема большинства крышек, имеющихся в продаже, состоит в том, что их выпускной клапан слишком жёсткий и порою даже не срабатывает (скорее разрывается бачок, срывает патрубок или ещё чего хуже – лопаются радиаторы). Некоторые автомобилисты решают проблему просто – удаляют клапан из крышки или же закручивают крышку не до конца. Если Вы не ездите высоко в горы, то в принципе этот способ вполне приемлем. Я и сам проездил несколько тысяч км с недозакрученной крышкой, но постоянный запах антифриза в салоне мне надоел. Тогда было решено доработать крышку, снизив избыточное давление срабатывания выпускного клапана до безопасных величин 0,6-0,7 атм (чтобы не лопался ни бачок, ни радиатор, и не сорвало патрубки).

Для доработки крышки нужно собрать испытательный стенд. Мой вариант стенда довольно простой. Итак, нам понадобится запасной бачок, сама крышка, автомобильный компрессор с аккумулятором и вентиль бескамерной шины (в простонародье "сосок", идеально налазит на верхний патрубок бачка). Собираем это всё как на фото 1. Нижний патрубок бачка при испытаниях просто затыкается большим пальцем. Качаем и замеряем порог срабатывания выпускного клапана крышки. Если давление слишком большое, то разбираем крышку и укорачиваем пружину (подрезаем виток-другой). Далее собираем крышку обратно и снова испытываем. И так до тех пор, пока не получим необходимое давление срабатывания клапана. Дорабатывать таким образом можно крышку любого производителя – они все устроены одинаково. Раз в полгода рекомендуется проверять крышку на стенде (он не такой уж и сложный).

Влияет ли пробка расширительного бачка на температуру двигателя

Как определить неисправность крышки расширительного бачка автомобиля? Какие последствия возможны?

Начинающие автолюбители, как правило, не придают особого значения состоянию крышки расширительного бачка. Полагая, что её единственное предназначение – избежать потери антифриза из-за расплёскивания или испарения.
Но это справедливо лишь отчасти – крышка служит своего рода регулятором давления в системе охлаждения. Неисправность крышки расширительного бачка может привести к печальным результатам.

Например, если неисправна последствия такие – вытекание ОЖ из-за слетевшего патрубка и необходимость замены блока цилиндров или его головки.



Работа клапана



Поддержание давления на уровне 1,1 – 1,5 кг/см2 обеспечивается предохранительным клапаном крышки, открывающимся при превышении предельного значения.
Кроме того, после того, как двигатель остынет и ОЖ начинает уменьшаться в объёме, открывается атмосферный клапан – для впуска воздуха, во избежание возникновения излишнего разрежения в системе.

Для того, чтобы в полной мере оценить роль крышки расширительного бачка, необходимо подробнее ознакомиться с тем, как избыточное или недостаточное давление влияют на состояние не только системы охлаждения, но и двигателя в целом.

Чем опасен избыток или недостаток давления?

Чрезмерное воздействие изнутри на детали системы охлаждения способно, как минимум, привести к срыванию со штуцеров патрубков. Но могут быть и худшие последствия – разрывание корпуса термостата или расширительного бачка. Бывали также случаи разгерметизации радиаторов охлаждения двигателя или отопителя, а также прорыв паров через прокладку ГБЦ.


Пагубное влияние низкого давления не столь очевидно. Но именно оно приводит к закипанию антифриза.
А кипение не только нарушает теплоотвод от деталей, но и вызывает их кавитационную эрозию, то есть вырывание частиц металла с поверхности. Поверхность деталей становится как бы изрытой, что со временем становится причиной их разрушения.

В «зону риска» попадают такие дорогостоящие части мотора, как блок цилиндров и головка.

Если не будет открываться атмосферный клапан при охлаждении антифриза, то в системе охлаждения возникнет разрежение, достаточно сильное для того, чтобы спровоцировать подсос воздуха через уплотнительные прокладки, соединения патрубков со штуцерами и пр. Попавший в систему воздух образует паровоздушные пробки, «запирающие» трубопроводы и нарушающие циркуляцию ОЖ.

Резюмируя вышесказанное, можно кратко сформулировать ответ на вопрос о том, что будет если неисправна крышка расширительного бачка:

  1. Разрушение элементов системы охлаждения.
  2. Уменьшение срока службы некоторых узлов и агрегатов двигателя.
  3. Нарушение циркуляции ОЖ.

Признаки неисправной пробки



Как определить неисправность?
Характерным признаком поломки предохранительного клапана, не «запирающего» расширительный бачок, является преждевременное (при температуре около 100°С) закипание антифриза, «выбрасывающегося» в бачок.

Иногда может идти пар из под капота, охлаждающая жидкость выплескивается на горячий выпускной коллектор. При этом стрелка температуры двигателя находится в зеленой зоне.

«Плановая поломка» расширительного бачка. — Лада 2114, 1.6 л., 2007 года на DRIVE2

Утром 15апреля ничего не предвещало поломки. Приехал на работу, парканулся, вышел смотрю из под левого колеса «зелененькая пошла»…(сомнений не было — моё … очканул). В нужный момент оказался рядом Mark-Antoniy которого позвал на помощь =). Открываю капот, мысли : 1 — нижний патрубок — не он, 2 — термостат — мимо 3 — бачок, сверху сухо, ближе к левому крылу ручеек и к аккуму после чего на защиту и под колесо. Сняли ремешок крепления бачка, трогаю низ мокренько трещен нет. а сбоку есть (на фото есть) четко у отметки макс ) А до этого я долил не много антифриза, чтобы по утрам не наблюдать лампочку на БСК =)


так ну нормальный же =)



так он еще и в трещенку (


ну тут даже писать-то нечего — ВАЗ


Вот кто сопливил в мороз )))

Купил бачок — 2шт в разных местах по 85р. В первом месте взял не думая, во втором тоже взял для сравнения. Первый бачок садко отлит хреново и мягкий (учитывая что пробка должна держать 1,1атм). Второй тверже облоя меньше Но не идеал! Приехал домой нашел вот это


Канцнож, поджигалку =) большой напильник и его младший брат

Ну собственно Купил, Допилил, Поставил — АвтоВАЗ. Купить -купил, начал снимать облой канцножиком и напильниками выравнивал поверхность горловин (были впадины, марианские ). Еще попутно загладил остатки облоя — путем сожжения ))) Поверхность стала лучше чем с магаза, но для верности был куплен герметик! Фотки брачного бачка «Садко».


В районе надписей мин макс тонкая отливка жмется пальцем!





Облой 2 возвращение


Облой 3 Финал про отверстие сказать совсем нечего (

Фоток установки делать не стал, боялся и так не успею. Пошел с 20 кубовым шприцем и куском капельницы сливать антифриз в полторашку ))). Слил, хомут ослабил, пролил остатки антифриза со дна, снял бочек и аккуратно положил его в Грязь (она была повсюду — Весна же). Новый бочек в месте соединения нижним патрубком намазал герметиком подождал 5-10мин. Подсоединил патрубок старый, тряпочкой удалил излишки герметика одел хомут (NORMA 15руб, инет говорит — хороший), затянул отверткой а потом ключиком. Подождал 40-60 мин, чтобы герметик схватился и залил антифриз из полторахи.


Для чего многие водители ездят с открученной крышкой расширительного бачка?

Заводская конструкция системы охлаждения двигателя на отдельных автомобилях далека от идеала. Часто отмечаются различного рода неисправности, в том числе с расширительным бачком, крышка которого не может стравливать воздух, что приводит к серьезным повреждениям радиатора и многочисленных патрубков. В качестве профилактики таких неисправностей автовладельцы вовсе используют автомобили без крышки расширительного бачка. Поговорим поподробнее о том, допускается ли подобная эксплуатация и не нанесет ли это вред автомобилю.

Открученная крышка расширительного бачка

Конструкция системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя обеспечивает правильную работу мотора, не позволяя ему перегреваться, исключая термические деформации силового агрегата. Циркулирующая в патрубках жидкость направляется через радиатор, где она быстро охлаждается, предупреждая закипание антифриза. Рабочая температура антифриза может достигать 90 градусов и более, в подобном случае в системе повышается давление, для сброса которого предназначен специальный клапан в крышке бачка.

Расширительный бачок с клапаном

Через такой клапан стравливается лишний воздух, что исключает повреждение трубок и радиатора распирающим антифризом.

При появлении протечек в системе существенно уменьшается объем циркулирующего по трубам антифриза, мотор начинает плохо охлаждаться, в конечном счёте, появляются трещины головки блока цилиндров, возникающие по причине её термической деформации. В последующем такой ремонт обойдется автовладельцу в круглую сумму, часто двигатель при подобных поломках уже не подлежит восстановлению. Поэтому требуется в обязательном порядке следить за состоянием всех элементов системы охлаждения, проверяя бачок и патрубки на предмет появления протечек, выполняя соответствующую диагностику и ремонт имеющихся неисправностей.

Расширительный бачок на отечественной классике

Диагностика крышки

Самостоятельная диагностика крышки конечно же не является достоверной на сто процентов. Но явные неисправности крышки можно обнаружить затратив минимум усилий.

Диагностика крышки сводится к диагностике клапанов.

Проверка предохранительного клапана

Для его проверки нужно запустить двигатель и подождать пока он не нагреется до рабочей температуры. Как только это произошло не заглушая двигатель потихоньку откручиваем крышку (не забываем про технику безопасности!) и если вы услышите шипящий звук выходящего воздуха, значит с клапаном всё в порядке.

Проверка впускного клапана

Проверить впускной клапан можно двумя способами:

1. С утра перед первым запуском двигателя открыть капот и посмотреть на патрубки. Если они вдавленные или как-либо деформированы, то клапан не работает.

2. Необходимо выкрутить крышку и сильно сдавить патрубок. Не отпуская его закрутить крышку и отпустить патрубок. Если он начал переходить в исходное состояние, значит клапан исправен. Если остался сдавленным, значит крышку на замену.

Как проверить работоспособность крышки расширительного бачка. (По моему мнению, это лучший способ).

Большинство водителей даже не подозревают насколько сильно система охлаждения двигателя зависит от такого маленького и простого элемента, как крышка расширительного бачка. В этой статье я постараюсь объяснить, какую роль играет крышка, к каким последствиям может привести её поломка, а также покажу, как можно очень просто проверить её.

Роль крышки расширительного бачка.

Неопытные водители считают, что эта крышка только и делает, что запирает расширительный бачок, чтобы из него не выплёскивалась охлаждающая жидкость. Но это далеко не так, ведь крышка таит в себе гораздо больше секретов.

Благодаря крышке в системе охлаждения поддерживается нужное давлений

, она является неким регулятором, который стравливает избыточное давление при нагреве двигателя, и не даёт создаться вакууму и воздушным пробкам при его остывании.

Крышки расширительного бачка оснащаются одним или двумя клапанами, которые выполняют роль регулятора давления. Их поломка может привести к самым печальным последствиям.

К каким последствиям может привести поломка крышки расширительного бачка.

Тут всё зависит от того, какой клапан выйдет из строя. Если сломается тот клапан, который стравливает избыточное давление, то в лучшем случае это будет утечка охлаждающей жидкости в результате срыва одного из патрубков. Если Вы вовремя этого не заметите, то двигатель запросто может перегреться.

Ситуация буде хуже, если лопнет сам расширительный бачок, или появится трещина в радиаторе или отопителе салона. Тогда придётся раскошеливаться на новые запчасти

Если же этот клапан заклинит в открытом положении, то нужного давления в системе не будет, соответственно температура кипения жидкости снижается.

Что касается клапана, который работает при остывании двигателя, то последствия его поломки тоже могут быть неприятными.

Например, образование воздушной пробки, из-за которой печка в автомобиле дует холодным воздухом при горячем двигателе. Неприятно получать такие сюрпризы зимой, уж поверьте.

Кстати, как я уже говорил ранее, на моём автомобиле печка работает очень плохо, поэтому я и решил проверить работоспособность крышки. Заодно, поделюсь с Вами результатами и полезной информацией.

Как проверит работоспособность крышки расширительного бачка.

Всё буду рассказывать на собственном примере, фотографии тоже использую исключительно свои.

Улучшение нового покрытия

К сожалению, качество запчастей для отечественных автомобилей оставляет желать лучшего, и лучше проверить новое покрытие на стенде. Если давление не сохраняется или избыточное давление не стекает, пружины можно обрезать. Для этого деталь разобрана, уплотнительная резина выбрана и удалена с помощью отвертки. Затем отвертка аккуратно снимает внутреннюю крышку и удаляет пружины.

Большая пружина обрезается за один оборот, а маленькая пружина. За два оборота. В результате выпускной клапан начнет открываться при давлении 1 атмосфера, а не 1,7 атмосферы. Во время осмотра впускной клапан должен свободно продуваться.

При каких условиях открытие крышки расширительного бачка представляет опасность

предохранительная функция
Крышка расширительного бачка авто
Крышка расширительного бачка ваз 2114
Крышка расширительного бачка ВАЗ

Как известно при прогреве двигателя, нагревается и охлаждающая жидкость – она расширяется. Соответственно при этом создается повышенное давление, которое больше атмосферного, это закономерно. Нужно отметить что несильно повышенное давление в СО, это и не плохо, и не хорошо, двигателю по большому счету – все равно! Главное чтобы его хватало для функционирования системы. Также она должна быть герметичной.

предохранительная функция

Если хотите — это можно сравнить с котлом отопления дома. Котел – это двигатель, патрубки – это трубы, расширительный бачок есть и там и там.

Чем больше нагревается тосол или антифриз, чем больше возникает давление в системе. Нужно отметить — что многие старые агрегаты работают при температурах 90 – 95 градусов. А вот современные движки имеют большие показатели, так не редкость работа при 100 – 110 градусах Цельсия, например мой AVEO это высокотемпературный мотор, его нормальный показатель около 115 градусов. Как вы понимаете это средние показатели, но в пиках они могут достигать еще больших значений в 120 – 125. Охлаждающая жидкость при таких температурах может увеличиться на 20 иногда даже на 25% — вот вам и избыточное давление.

Для того чтобы не разорвало трубки, радиаторы, патрубки и собственно сам расширительный бачок был придуман специальный клапан, который и находится в крышке.

Нормальное давление в различных системах, на прогретых двигателях должно быть в пределах от 1,1 до 1,5 (бар) атмосфер. Больше уже опасно.

Как раз если давление поднимается намного выше, система охлаждения может повредиться, говоря простым языком, просто разорвет все ваши шланги или чего еще хуже радиаторы.

Тут то и вступает в игру крышка расширительного бачка, она «стравливает» излишнее давление, доводя его до нормы скажем в 1,1 атмосферы. Таким образом, все ваши патрубки и шланги остаются невредимыми.

Низкое давление также опасно!

Вот представьте – ездили вы зимой по делам, а дальше поставили машину на прикол (на стоянку ночевать), антифриз начнет остывать и уменьшаться в размерах, то есть «оседать вниз». И давление также начнет падать (ведь излишки его скинул клапан и закрылся), таким образом, понижение давления начнет создавать несильный вакуум. Шланги и патрубки будут сжиматься внутрь – что также нехорошо.

Опять же крышка расширительного бачка начинает работать, у нее есть еще и клапан пониженного давления, то есть если начинает создаваться вакуум, тогда происходит открытие и пополнение воздухом системы. Шланги расширяются – до нормального уровня.

Таким образом, крышка расширительного бачка – работает и в одну (высокое давление) строну и в другую (низкое). Это очень умный и очень нужный элемент системы, не смотря на всю простоту.

Очень часто уберегает в первую очередь радиаторы от повреждения (ведь они на иномарках дорогие).





Проверка крышки на основных моделях ВАЗ

Опытные владельцы отечественных машин взяли за правило менять крышку от расширительного бачка каждые два — три года. С одной стороны, такое внимание к мелочам значительно упрощает работу системы охлаждения ДВС, а с другой — крышка стоит меньше 100 рублей, поэтому совершенно каждый водитель может позволить себе её покупку.

Да и замена крышки не вызывает каких-либо трудностей. Вначале нужно на остывшем автомобиле выкрутить крышку с бачка. Затем вкрутить новую до упора.

Видео: диагностика работоспособности крышки

Проверяем крышку на ВАЗ 2108/2109

Конструкция «восьмёрок» и «девяток» производства АвтоВАЗа позволяет выполнить проверку работоспособности крышки бачка за одну минуту. Операция выглядит следующим образом:

  1. Открыть капот остывшего после езды автомобиля.
  2. Открутить крышку расширительного бачка.
  3. Сжать как можно крепче рукой подводящий шланг.
  4. Попутно закрутить крышку обратно.
  5. После этого опустить шланг.

Если место сжатия сразу же приобретает первоначальную упругость, значит, клапана на крышке работают исправно. В том случае, если оно долго ещё не может восстановиться, рекомендуется заменить крышку бачка на новую.

Как проверить работу крышки расширительного бачка на автомобиле ВАЗ


Работу крышки бачка охлаждающей жидкости на ВАЗ 2109 можно проверить своими руками, просто сжав патрубок с тосолом

Как проверить работоспособность крышки на ВАЗ 2110/2111/2112

Процедура проверки клапанов на крышке такая же, как и для предыдущих моделей ВАЗ. Единственный нюанс на ВАЗ десятого семейства заключается в том, что при откручивании крышки из бачка сам клапанный механизм может выпадать из полости крышки. Это не показатель поломки, но, скорее всего, ненадёжно зафиксированный элемент не будет долго работать.

Как проверить работу крышки расширительного бачка на автомобиле ВАЗ


На ВАЗ десятого семейства крышка расширительного бачка имеет обыкновение выкручиваться из горловины без клапанов

Устройство, принцип работы крышки бачка

Как я уже указывал сверху, задача крышки удерживать давление до определенного предела. Становится понятно, что она должна потно прилегать к бачку и не давать давлению стравливаться, до определенного предела – в 1,1 – 1,5 атмосфер.

Крышка сама практически ничего не держит, она нужна только для прижатия клапана высокого – низкого давления, который погружается в горловину расширительного бачка.

Как правило, на корпусе клапана стоят одна — две герметизирующих прокладки, которые и выполняют роль, своеобразных сальников. Во многих иномарках клапан один, он же и впускной и выпускной, то есть может стравливать и нагнетать давление.

устройтсво

Стоит отметить на многих отечественных ВАЗ, крышка устроена по-другому, здесь стоят физически два клапана, один как вы догадались работает только для стравливания давления, другой чтобы его нагнетать (нормализировать) до нормального.

Эти клапана получили названия:

  • Предохранительный – от высоких показателей
  • Вакуумный – от низких значений

Но пока давление в системе нормальное и тот и другой закрыты – не работают, это норма! Однако зачастую происходит поломка крышки, определить простому автомобилисту (причем начинающему очень сложно), хотя это влечет за собой достаточно дорогостоящие поломки. Сейчас пару слов о признаках, такой не исправности.

Признаки неисправности крышки расширительного бачка

Зачастую выходит из строя клапан высокого давления, он просто начинает скидывать антифриз при нормальном показателе, либо вообще его не скидывает.

  • При скидывании нормального давления (при прогретом двигателе), происходит выплеск антифриза или тосола и соответственно его понижение. Зачастую может валить пар из под капота, потому как жидкость попадает на раскаленный выпускной коллектор. Причем температура двигателя не в красной зоне, то есть она рабочая – значит 90% крышка.

понижение антифриза

  • При выходе из строя вакуумного клапана, будут проявляться совершенно другие признаки. Так зачастую возникают воздушные пробки в системе – приводит это к следующему, двигатель перегревается, а из печки идет холодный воздух.

Если честно причин может быть масса, так например еще один из признаков — это когда разрывает трубки или срывает хомуты. ДА и сам бачок может лопнуть – это говорит, что клапан высокого давления не скидывает «излишки» и оно начинает превышать 1,5 атмосферы, может кстати повредить и сами радиаторы, напомню их два основной и печки (в салоне).

сорвало патрубок

Так что если у вас начали «сопливиться», соединительные хомуты или другие соединения, выбивает часто шланги – меняйте крышку.





Как самому проверить работу?

Если честно, то это немного проблематично, клапану – крышке нужно создать или повышенное давление, или пониженное.

Однако для начала нужно осмотреть ее визуально, если заметили трещины, потертости, разрыв уплотнительных прокладок, или прочие механические повреждения – то это скорее всего крышка. Также от времени могут прийти в негодность и внутренние элементы клапана, некоторые производители рекомендуют менять эти пробки каждые два — три года, тогда и проблем не будет.

Теперь несколько простых способов определения неисправности:

  • Запустите двигатель, прогрейте его, затем аккуратно начинайте откручивать крышку, если произойдет «пшик», значит она держит свои «атмосферы», скорее всего рабочая.
  • Смотрим на толстые шланги, если они сильно деформированы, как бы сдавлены, то не работает вакуумный клапан – крышка под замену.
  • Есть еще один способ, но не всегда им можно воспользоваться. Откручиваем крышку с бачка, сильно сдавливаем один из толстых шлангов, затем не отпуская шланг закручиваем крышку – если они примет исходные формы, значит наша пробка рабочая. Если нет – менять. Минус только в том, что на многих современных иномарках сделать это достаточно сложно.

Конечно на многих станциях есть специальные насосы давления, к которым прикручивают крышки с бачка и нагнетают — 1,5 атмосферы, после того как пересекается этот критический показатель, клапан должен открыться, если этого не происходит – значит она неисправна.

В заключении хочется сказать – на многих иномарках крышка при откручивании ломается, внутри бачка остается сам клапан, и никак от туда не выходит. Это говорит о том что вакуум который создался внутри не дает ей выходить! Нужна замена, не потому что она сломалась, а потому что клапан – «сдох».

осталась внутри

Вот так вот статья получилась, для тех кто лениться, смотрим видео версию.

НА этом заканчиваю, думаю было интересно, читайте наш АВТОБЛОГ.

  • Можно ли залить воду в систему охлаждения двигателя. Летом или з…
  • Антифриз или Тосол что лучше. Использовать — залить в ради…
  • Защитная сетка на решетку радиатора. Ставить или нет?

Добавить комментарий Отменить ответ

Как проверить работоспособность клапанов

Самостоятельная проверка крышки расширительного бачка затрудняется тем, что без специального прибора невозможно узнать, есть ли давление в системе или нет. Поэтому в сервисных центрах используют приборы, оснащённые насосом и манометром, которые дают точную оценку работоспособности крышки и каждого клапана в отдельности.

Решаем проблемы с крышкой расширительного бачка


Для диагностики крышки бачка используется специальный прибор, в составе которого насос и манометр

Однако существует простой способ проверки крышки бачка:

  1. На холодном двигателе выкрутить крышку из горловины бачка.
  2. Осмотреть изделие со всех сторон: нет ли трещин, вмятин, сколов, разрывов.
  3. Если механических повреждений нет, то крышку закрутить обратно.
  4. Далее завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры.
  5. На заведённом моторе аккуратно открутить крышку.
  6. В определённый момент из-под неё должны вырваться газы — это говорит о том, что клапанный механизм находится в исправном состоянии.
  7. Оценить состояние подключённых шлангов. Если они сильно деформированы, смяты или раздуты, то клапан на понижение давление точно не работает.

Решаем проблемы с крышкой расширительного бачка


При проведении проверки важно потихоньку выполнять открытие крышки, так как охлаждающая жидкость может вырваться из бачка под большим давлением
Выполнив эти простые действия, можно определить, работают ли клапаны на крышке бачка или нет.

Симптомы неисправности

Выход из строя клапана высокого давления обычно сопровождается тем, что из системы начинает выбрасываться охлаждающая жидкость даже при нормальном давлении. Либо же при сильном нагревании антифриза не происходит стравливание давления. Водитель может заметить эту неполадку по клубам пара из-под капота. Во время движения мотор начинает греться, повышается температура и у охлаждающей жидкости. Выбросы антифриза попадают на впускной коллектор, из-за чего тот начинает быстро испарять жидкость.

Если же проблема кроется в вакуумном клапане, то будут наблюдаться совершенно иные признаки неисправности. В патрубках системы охлаждения возникают воздушные пробки, так как клапан не выравнивает давление. Из-за этого в работе мотора могут возникать провалы, так как низкое давление охлаждающей жидкости не позволяет корректно двигаться цилиндрам. При этом первый признак этой неисправности — горячий мотор и холодный воздух из печки одновременно.

Это интересно: До премьеры нового внедорожника Volkswagen осталось два месяца

Ещё симптомами неисправности крышки расширительного бачка считаются разрывы шлангов или срывание хомутов патрубков. К тому же из-за дестабилизации внутреннего давления могут выйти из строя все соединения шлангов и патрубков системы. Поэтому при первых признаках расширения (вдавливания) шлангов следует сразу же поменять крышку расширительного бачка на автомобиле.

Решаем проблемы с крышкой расширительного бачка


Деформация патрубков — это явный признак неисправности крышки расширительного бачка

Ремонт крышки расширительного бачка своими руками

Ремонтные работы крышки бачка настолько просты, что под силу даже ребёнку. Это связано с тем, что сама конструкция крышки упрощена до минимума. Итак, чтобы отремонтировать крышку и клапаны в ней, необходимо совершить следующие действия:

  1. Выкрутить крышку из горловины бачка.
  2. Резиновый уплотнитель внутри крышки поддеть плоской отвёрткой и вынуть.
  3. Далее снять пружину.
  4. Под ней стоит маленькое устройство клапана — отвёрткой нужно поддеть и его и вытащить. Рядом располагается второй клапан — он вытаскивается по примеру первого.
  5. После этого вычистить всю грязь, которая скопилась в крышке. Лучше всего использовать обычный мыльный раствор и ватные палочки.
  6. Далее, если клапаны, пружинка и резиновый уплотнитель находятся в нормальном состоянии, последовательно установить их на место.
  7. Крышку закрутить на горловину бачка и проверить герметичность системы после прогрева мотора.

Решаем проблемы с крышкой расширительного бачка


После очистки и установки элементов крышка должна выполнять свои функции в полном объёме

Читайте также: