масляный радиатор газель схема

Обновлено: 09.05.2024

Масляный радиатор "Газель" — описание, устройство, схема и отзывы

Каждый водитель знает, что система охлаждения – очень важный элемент в любом автомобиле. Обычно под ней подразумевают жидкостную систему охлаждения двигателя. Но нужно сказать, что в современных машинах есть ряд других систем. Что к ним относится? Это может быть охлаждение трансмиссионной жидкости (в случае, если автомобиль укомплектован АКПП), либо масла двигателя. О последней системе мы сегодня и поговорим, на примере коммерческого авто «Газель».

Назначение и расположение

Итак, для чего нужен данный элемент? Из названия понятно, что этот радиатор служит для снижения температуры масла в системе двигателя. Так как для охлаждения ему нужен контакт с воздухом, располагается он перед основным радиатором СОД. Находится он в верхней части.

Где применяется?

Использование данного элемента актуально на высоконагруженных и форсированных двигателях.

радиатор газель 405

К таковым относят моторы ЗМЗ-406 и его инжекторные модификации 405. Также встречается масляный радиатор на «Газели» с 4216-м двигателем. Специалисты говорят, что применение данного элемента особенно актуально в жарком климате, а также при эксплуатации автомобиля на высоких скоростях.

Устройство

Как устроен данный элемент? Масляный радиатор «Газели Бизнес» являет собой змеевик из алюминиевой трубки.

масляный радиатор газель 405 двигатель

Крепится на специальных кронштейнах к панели облицовки основного радиатора. Также соединен с масляной магистралью двигателя. Для этого в конструкции предусмотрены шланги масляного радиатора. «Газель», оборудованная подобным элементом, имеет отверстие в картере двигателя. Кроме того, на фильтре есть специальная приставка с еще одним отверстием. В оба входят шланги. Они выполнены из прочной резины с тряпичной оплеткой. Кстати, тот шланг, который идет на поддон двигателя, имеет дополнительную защиту в виде металлических витков. Это нужно для того, чтобы шланг не перетерся с подрамником. Также в системе используется запорный и предохранительный клапан.

Принцип работы

Как работает масляный радиатор «Газели»? Принцип действия его довольно простой. После запуска двигателя циркуляция масла сразу по нему не производится. Как только давление достигает 80 кПа Цельсия, срабатывает предохранительный клапан (в нем установлены специальные пружины). Он открывает ход масла к радиатору. Оно начинает циркулировать из блока цилиндров под давлением. Далее смазочная жидкость проходит через все трубки змеевика, попутно охлаждаясь под потоком воздуха. Далее жидкость стекает вниз, в картер двигателя.

масляный радиатор 405 двигатель

Этот процесс является циклическим. Масло постоянно циркулирует по закрытой магистрали, при этом охлаждаясь и стекая в поддон. Затем насос забирает уже менее нагретое масло. Таким образом, поддерживается оптимальная его температура и вязкость.

О неисправностях

С какими проблемами сталкиваются владельцы при эксплуатации? Одна из частых неисправностей – это пробой.

масляный газель 405 двигатель

Масляный радиатор «Газели» с 406 двигателем имеет очень тонкие и хрупкие стенки. Это касается и ульяновских двигателей. Да и сам алюминий – отнюдь не прочный материал. В результате владелец может столкнуться с таким явлением как утечка масла из двигателя. Это видно визуально. После недолгой стоянки, в передней части автомобиля образуется масляная лужа. Стоит сказать, что пробой случается чаще в месте входа или выхода шланга. Нередко алюминиевую трубку змеевика перетирает из-за контакта с основным радиатором. В каком бы месте ни случился пробой, результат один – падение уровня масла. Допускать этого категорически нельзя. Это может грозить масляным голоданием. Возобновлять работу двигателя в таком случае не рекомендуется. Исключением является заглушение самих трубок.

Как заменить?

В случае потери герметичности следует заменить радиатор. Данная операция производится в несколько этапов. Сперва нужно снять бампер (или просто решетку, если это «Газель» старого образца), извлечь кронштейн крепления элемента от верхней панели облицовки радиатора. Далее отсоединяются колодки проводов звуковых сигналов. Демонтируется верхняя панель облицовки. Откручиваются болты нижней облицовки. Далее радиатор достается наружу. На его место устанавливается новый. Сборка осуществляется в обратной последовательности.

Обратите внимание: момент затяжки гайки нижнего и верхнего кронштейна масляного радиатора «Газели» (405 двигатель) составляет от 1,7 до 2,3 Нм. А момент затяжки болтов, что идут к панели облицовки, – от 12 до 18 Нм.

Сколько стоит новый масляный радиатор «Газели»? Цена на новый элемент составляет четыре тысячи рублей. А вот бывшие в употреблении можно найти и за 500 рублей. Нужно сказать, что масляный радиатор «Газели» - не слишком популярная вещь, поэтому редко встречается в продаже. А все потому, что данный элемент имеет ряд недостатков (об этом мы поговорим немного позже).

О давлении

При средних скоростях (порядка 50 километров в час) давление в смазочной системе на моторах ЗМЗ должно составлять от двух до четырех килограммов на квадратный сантиметр. Этот показатель может быть выше, если двигатель не прогрет, либо упасть, если машина используется в жаркую погоду.

Стоит сказать, что, если уровень давления ниже единицы при средней частоте вращения коленчатого вала, это говорит о неисправностях с системой смазки двигателя. Возможно, пришли в негодность подшипники коленчатого или распределительного вала.

газель 405

Что касается мотора УМЗ-4216, здесь регламент следующий. При температуре +80 градусов Цельсия минимальное давление масла на холостых оборотах составляет 1,3 килограмма на квадратный сантиметр. При средних оборотах (около двух тысяч) этот показатель увеличивается до 2,5.

Отзывы и проблемы с радиатором

Итак, что говорят про масляный радиатор «Газели» сами автомобилисты? Как ни странно, большинство считают данный элемент лишним, а иногда и вредным. Почему так происходит? Достаточно просто проанализировать уровень давления масла с радиатором и без него. В первом случае на холостых оборотах датчик будет «кричать» о малом давлении, так как показатель ниже 0,8 килограммов на квадратный сантиметр. Конечно, при увеличении частоты вращения коленчатого вала этот показатель поднимется.

Но что, если сравнить эти данные на моторе, где есть масляный радиатор и где его нет? Результаты оказались следующими. Показатель давления на «Газели» 405 с масляным радиатором при средних оборотах составляет порядка двух килограммов. На машине без радиатора при тех же оборотах датчик показывает не меньше 2,3, а иногда и 2,5! О чем это говорит? Масляный радиатор «Газели» существенно снижает уровень давления. А это губительно сказывается на ресурсах ДВС.

масляный радиатор

Также отзывы владельцев говорят, что масляный радиатор часто деформируется. При малейшем контакте с каким-либо предметом трубки перетираются. И определить утечку можно только после стоянки. Если же это случилось на ходу, об этом не сообщит соответствующая лампа. Масло может убегать понемногу. А уровень при этом медленно, но уверенно снижается.

Как удалить радиатор?

Учитывая все недостатки данной конструкции, водители приходят к единому решению. Это удаление масляного радиатора с двигателя. Но как это происходит? Сперва из двигателя сливается все масло. так как второй шланг соединен с картером двигателя, при его откручивании будет утечка жидкости. Да, отверстие находится выше сливной пробки, поэтому можно оставить в системе литр-два. Слив масло, приступаем к демонтажу самого радиатора. Данная операция производится аналогично замене по инструкции, что описана выше. Сняв верхнее и нижнее крепление, можно извлекать радиатор. Предварительно отсоединяются хомуты крепления шлангов.

Что далее?

Итак, радиатор удален, но остались два шланга. Их нужно заглушить. Как это сделать? Для этого потребуется:

  • Набор инструментов (съемник масляного фильтра, трубчатый ключ на 27 и стандартный набор ключей).
  • Укороченный штуцер масляного фильтра (это обязательное условие).
  • Болт-заглушка для масляного поддона. Обратите внимание, что этот болт имеет особую резьбу. Применять обычные из строительного магазина ни в коем случае нельзя.

Сначала извлекаем масляный фильтр. Затем трубчатым ключом откручиваем штуцер масляного фильтра. Далее извлекаем проставку, что находится между блоком и фильтром. Она может прикипеть, поэтому можно постучать по ней ключом. Обратите внимание, что она закреплена на прокладке. Ее нужно полностью удалить от блока. Затем устанавливаем новый штуцер (важно не перепутать его стороны). После этого можно вкручивать фильтр. Теперь заключительный этап – переходим на поддон картера.

масляный радиатор газель 405

Откручиваем шланг и вкручиваем на его место болт-заглушку. После этого заливаем масло и пробуем запускать двигатель. Можно сразу заметить, как увеличилось давление масла.

Вредит ли отсутствие радиатора?

Как показала практика, ульяновские моторы и ДВС от ЗМЗ отлично чувствуют себя и без масляного радиатора. Поэтому можно смело удалять данный элемент, тем более, что отзывы об этой операции только положительные. Температура масла остается на том же уровне.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет масляный радиатор «Газели» и в чем его особенности. Как видите, при своих достоинствах он имеет массу недостатков. По этой причине многие практикуют удаление данного радиатора из двигателя.

ГАЗ 31 Eazy29 › Бортжурнал › Модернизация системы охлаждения масла ЗМЗ-402

Ни для кого не секрет, что масло в двигателе играет не только роль смазки, но и активно участвует в охлаждении, в первую очередь, конечно, цилиндро-поршневой группы. Конструкторами двигателя ЗМЗ-402 предусмотрен радиатор охлаждения масла, который находится перед основным радиатором. Но проблема в том, что узел подключения маслорадиатора к двигателю, а именно маслокран, реализован ЗМЗ крайне убого. Во-первых, подключение крана к маслосистеме через банджо-болт, часть масла из которого уходит в маслофильтр, а часть в маслорадиатор имхо откровенная "городуха". Не смотря на наличие конических резьб и медных уплотнительных шайб этот узел все равно у всех течет т.к. на него передается вибрация кузова через шланги маслорадиатора. Во-вторых, открывать кран в теплое время года и перекрывать в холодное, как-то не очень-то рационально для машины 97 г.в., я бы понял наличие такого "атавизма" на 24-ке, которая разрабатывалась еще в 60-е года, но не для машины, выпускавшейся в 90-е.
В среде волговодов, часто возникает вопрос: "нужен ли 402-му двигателю маслорадиатор?". Многие просто убирают его, заглушив отверстия в маслосистеме и тем самым избавляются от лишних утечек масла. Так, когда-то поступил и я. Однако, инструкция по эксплуатации любой Волги гласит, что при эксплуатации автомобиля в летний период и длительном движении со скоростью, выше 100 км/ч, необходимо использовать маслорадиатор во избежание перегрева масла. Собственно, эти слова, я испытал на себе: во время поездки по трассе, двигаясь около 40 минут со средней скоростью 130-150 км/ч в летний день, я стал замечать что у меня резко падает давление масла, при сбросе скорости до 90 км/ч давление постепенно начинало расти. Т.е. масло перегревалось, разжижалось, и от этого давление падало. А, как вы знаете, перегрев масла, чреват его деградацией и окислением всех присадок, содержащихся в нем. Соответсвенно, если вы ездите на дальние расстояния, то маслорадиатор вашей Волге необходим.
Итак, сам маслорадиатор:

В моем случае, это самый производительный из волговских, алюминиевый маслорадиатор от форкамерной 3102 с двигателем 402.2. Так же, неплохим выбором будет маслорадиатор от 24, он не очень сильно уступает аналогу с форкамерного мотора. Штатные маслорадиаторы образца 3110 в виде змейки врядли вообще есть смысл рассматривать для форсированных моторов.

Теперь, стоит подумать о том, как его подключить к маслосистеме нашего мотора. Благо, есть готовое решение в виде маслоклапана от двигателя ЗМЗ-405/409 п/н 406-1013080. Данный девайс представляет собой проставку под маслофильтр с двумя клапанами: термостатом и клапаном давления. Когда звезды сходятся на небе давление и температура масла достигают заданных величин (около 90 градусов) клапана открываются и происходит выход масла в маслорадиатор.

Понятное дело, на родной маслофильтр эту систему не установить, нам потребуется адаптер под жигулевский маслофильтр фирмы "Шанс". Впрочем, адаптер тоже требует доработки. Родной стальной стаканчик, служащий одновременно осью фильтра и штуцером подачи масла придется высверлить ибо термоклапан имеет центральное отверстие большего диаметра, да и длины штуцера нам недостаточно для установки клапана.

Высверливаем штуцер сверлом на 18, а затем нарезаем резьбу М20х1,5. Я (а точнее токарь) все это делал на токарном станке, правда пришлось сварить адаптер, имитирующий крепление к блоку, что бы зажать переходник в патрон. Так же пришлось выточить новый штуцер, большей длины, с одной стороны с резьбой М20х1,5 (к адаптеру), а с другой 3/4 (к маслофильтру). Штуцер продев сквозь термоклапан, следует сажать на неразъемный фиксатор резьбы (я использовал красный фирмы Permatex), дабы исключить его выворачивание при смене фильтра. Главное, после подсборки не забыть просверлить отверстие 9мм в штуцере подачи масла в фильтр с обратной стороны адаптера.

Вот так выглядит вся эта конструкция на моторе:

Как можно заметить, дурацкие заводские переходники с дюймовой резьбы на метрическую я убрал, вместо них заказав токарю штуцеры с 1/4 на 8мм шланг. Трубка маслоподачи в фильтр на момент съемки находилась в порошковой окраске.

Маслорадиатор, конечно, вещь хорошая, но не стоит забывать что охлаждение масла происходит и в картере. Поэтому не плохо обзавестись алюминиевым картером. Здесь нам на помощь опять приходит форкамерный 402.2, от которого мы и возьмем данную деталь. Помимо лучшего охлаждения масла данный картер еще имеет ряд плюсов по сравнению с жестяным: он прочнее и за счет этого не плохо добавляет жесткости самому блоку, а еще он литой с толстыми стенками, поэтому о подтеках масла через стык поддона и блока можно забыть.

В поисках данной детали мне очень помог товарищ Flash-Cadillac , который за скромную сумму дензнаков прислал мне совершенно новый картер. За что ему выражаю очередной раз большое спасибо!
Для установки данного поддона на блок, нам потребуются шпильки большей длины М8х25 (по своему опыту скажу, что лучше еще длиннее). Прокладку я использую картонную, герметик Reinzosil от Victor Reinz.

Система смазки двигателя УМЗ-4216, состав, устройство, обслуживание, замена масляного радиатора, давление масла в системе смазки, каталожные номера деталей.

Система смазки двигателя УМЗ-4216 комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Через маслоприемник масло засасывается масляным насосом и через полнопоточный масляный фильтр подается в масляную магистраль.

Система смазки двигателя УМЗ-4216, состав, устройство, обслуживание, давление масла в системе смазки, каталожные номера деталей.

Система смазки двигателя УМЗ-4216, состав, устройство, обслуживание, давление масла в системе смазки, каталожные номера деталей

Перед краником масляного радиатора установлен ограничительный клапан, открывающий доступ масла в радиатор только при давлении более 70-90 кПа (0,7-0,9 кгс/см2). Все клапаны системы смазки отрегулированы на заводе и регулировать их в эксплуатации запрещается.

Масляный фильтр установлен на блоке цилиндров с правой стороны двигателя. Снятие фильтра производится путем вращения его против часовой стрелки. При установке нового фильтра на двигатель необходимо убедиться в исправности уплотнительной резиновой прокладки, смазать ее моторным маслом и завернуть фильтр руками до касания прокладкой плоскости на блоке цилиндров, затем довернуть фильтр на 3/4 оборота.

После установки фильтра и заправки двигателя моторным маслом следует запустить двигатель на 30-40 секунд и остановить. Убедиться в отсутствии течи масла из-под прокладки и проверить уровень масла.

Масляный радиатор системы смазки двигателя УМЗ-4216.

Масляный радиатор системы смазки двигателя УМЗ-4216 представляет собой змеевик из алюминиевой трубки и служит для дополнительного охлаждения масла. Масляный радиатор закреплен посредством кронштейнов на панели облицовки радиатора и соединен с масляной магистралью двигателя резиновым шлангом через запорный кран и предохранительный клапан. Масло из радиатора сливается по шлангу в масляный картер.

Замена масляного радиатора системы смазки двигателя УМЗ-4216.

В случае нарушения герметичности масляного радиатора его необходимо снять с автомобиля и заменить новым. Замену масляного радиатора необходимо выполнять в следующей последовательности.

Установку масляного радиатора необходимо выполнять в последовательности, обратной снятию, учитывая следующее.

Замена и установка масляного радиатора системы смазки двигателя УМЗ-4216 на автомобилях Газель и Соболь.

Замена и установка масляного радиатора системы смазки двигателя УМЗ-4216 на автомобилях Газель и Соболь

Каталожные номера узлов и деталей системы смазки двигателя УМЗ-4216, масляного картера, маслоприемника и масляного насоса, привода масляного насоса, фильтра очистки масла, датчиков давления масла.

Каталожные номера узлов и деталей системы смазки двигателя УМЗ-4216, масляного картера
Каталожные номера узлов и деталей системы смазки двигателя УМЗ-4216, маслоприемника и масляного насоса
Каталожные номера узлов и деталей системы смазки двигателя УМЗ-4216, привода масляного насоса
Каталожные номера узлов и деталей системы смазки двигателя УМЗ-4216, фильтра очистки масла, датчиков давления масла

Давление в системе смазки двигателя УМЗ-4216.

Давление в системе смазки двигателя УМЗ-4216 при температуре масла плюс 80 градусов при отключенном масляном радиаторе не должно быть менее 125 кПа (1,3 кгс/см2) при частоте вращения коленчатого вала 700 оборотов в минуту и 245 кПа (2,5 кгс/см2) при 2000 оборотах в минуту. Во время эксплуатации автомобиля надо следить за работой датчиков давления масла. Датчик аварийного давления масла срабатывает при давлении 39-78 кПа (0,4-0,8 кгс/см2).

Запрещается эксплуатировать автомобиль с горящей сигнальной лампой аварийного давления масла. На прогретом двигателе УМЗ-4216 при исправной системе смазки в режиме холостого хода и при резком торможении сигнальная лампа может гореть, но должна немедленно гаснуть при увеличении частоты вращении коленчатого вала.

Обслуживание системы смазки двигателя УМЗ-4216, применяемые моторные масла.

Проверять уровень масла в картере двигателя УМЗ-4216 необходимо перед выездом и через каждые 300-500 километров пробега в зависимости от состояния двигателя. Уровень масла должен быть при этом между метками П и 0 указателя уровня масла. Объем масла доливаемого в картер двигателя от метки 0 до метки П, составляет приблизительно 2 литра. Уровень масла замеряется через 2-3 минуты после остановки прогретого двигателя.

В картер двигателя УМЗ-4216 необходимо заливать моторное масло по характеристикам не ниже Б3/Д1 по СТО ААИ 003 или SF/CC по классификатору APJ. Классы вязкости SAE 15W-30, SAE 15W-40 всесезонно, SAE 20W-40 – для районов с жарким климатом, SAE 5W-30, SAE 10W-30 – для районов с холодным климатом. Отработавшее масло сливать из картера двигателя сразу же после поездки, пока оно горячее. В этом случае масло сливается быстро и полностью.

Первую замену масла необходимо произвести после обкатки двигателя, через 2000 километров пробега с одновременной заменой масляного фильтра. Последующие замены масла проводятся через каждые 10 000 километров пробега автомобиля с одновременной заменой масляного фильтра. Рекомендуется через две смены масла промывать систему смазки двигателя.

Для промывки системы смазки надо слить из картера горячего двигателя отработавшее масло, залить специальное моющее масло на 3-5 мм выше метки 0 на указателе уровня масла и дать двигателю поработать в течение 10 минут. Затем моющее масло слить, заменить сменный масляный фильтр и залить свежее масло. Допускается смешивание остатков моющего масла после слива со свежим маслом. В случае отсутствия моющего масла промывку можно производить чистым моторным маслом.

Масляный радиатор газель схема


Двигатели, автоматические трансмиссии и АКПП для легковых и малых грузовых автомобилей. Устройство, запасные части и составляющие компоненты.

Система смазки двигателей ЗМЗ-406


Система смазки двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (рис. 13) - комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.

Система смазки двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 включает: масляный картер 3, масляный насос 2 с приемным патрубком с сеткой и редукционным клапаном, привод маслонасоса, масляные каналы в блоке, головке цилиндров и в коленчатом валу, полнопоточный масляный фильтр 7, стержневой указатель 9 уровня масла, крышку 8 маслозаливной горловины, датчики давления масла 10 и 11, масляный радиатор 1,
предохранительный клапан 6 и запорный краник 5.

Циркуляция масла происходит следующим образом: насос засасывает масло из картера и по каналу в блоке подводит его к полнопоточному фильтру; после фильтра масло поступает в главную масляную магистраль и через каналы в блоке смазывает коренные подшипники, подшипники промежуточного вала, верхний подшипник валика привода масляного насоса и подводится к гидронатяжителю цепи первой ступени привода
распределительных валов.

От коренных подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала поступает к шатунным подшипникам и от них, через отверстия в шатунах - к поршневым пальцам.

От верхнего подшипника валика привода масляного насоса двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 масло через поперечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки нижнего подшипника валика и торцовой поверхности ведомой шестерни привода.

Шестерни привода маслонасоса ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 смазываются струей масла через калиброванное сверление диаметром 2 мм в главной масляной магистрали.

Для охлаждения поршня масло через отверстие в верхней головке шатуна разбрызгивается на днище поршня.

Из главной масляной магистрали мотора ЗМЗ-406 масло через вертикальный канал в блоке поступает в головку цилиндров для смазки опор распределительных валов и подводится к гидронатяжителю цепи второй ступени привода распределительных валов, к гидротолкателям и к датчикам давления масла.

Вытекая из зазоров и стекая в картер в передней части головки цилиндров, масло попадает на цепи, башмаки и звездочки привода распределительных валов.

Емкость системы смазки 6 л. Масло в двигатель ЗМЗ-406 заливается через маслозаливную горловину, расположенную на крышке клапанов и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой.

Уровень масла контролируется по меткам "П" и "О" на стержне указателя уровня. Уровень масла следует поддерживать вблизи метки "П", не превышая ее.


Рис.13. Схема системы смазки двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

1 - масляный радиатор; 2 - масляный насос; 3 - масляный картер; 4 - пробка сливного отверстия масляного картера; 5 - запорный краник масляного радиатора; 6 - клапан масляного радиатора; 7 · масляный фильтр; 8 - крышка маслозаливной горловины; 9 · стержневой указатель уровня масла; 10 - датчик указателя давления масла; 11 - датчик сигнализатора аварийного давления масла; I - к гидронатяжителю цепи привода распределительных валов; II - к турбокомпрессору

Давление в системе смазки двс ЗМЗ-406 при средних скоростях движения автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302(примерно 50 км/ч) должно быть 200-400 кПа (2-4 кгс/см2).

Оно может повысится на непрогретом двигателе до 450 кПа (4,5 кгс/см2) и упасть в жаркую погоду до 150 кПа (1,5 кгс/см2).

Уменьшение давления масла при средней частоте вращения ниже 100 кПа (1,0 кгс/см2) и при малой частоте вращения холостого хода ниже 50 кПа (0,5 кгс/см2) свидетельствует о неисправностях в системе смазки двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 или о чрезмерном износе подшипников коленчатого и распределительных валов.

Дальнейшая эксплуатация двигателя в этих условиях должна быть прекращена.

Давление масла определяется по указателю, расположенному в комбинации приборов на панели, датчик которого ввернут в тройник, который в свою очередь ввернут в масляную магистраль головки цилиндров с левой стороны.

Кроме этого, система снабжена сигнальной лампой аварийного давления масла, датчик которого также ввернут в указанный тройник. Сигнальная лампа находится в комбинации приборов и загорается при понижении давления в системе ниже 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2).

Эксплуатировать автомобиль автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 со светящейся лампой аварийного давления масла нельзя. Допустимо лишь кратковременное загорание лампы при малой частоте вращения холостого хода и при торможении.

Если система исправна, то при некотором повышении частоты вращения коленчатого вала лампа гаснет.

В случае, если давление масла ниже или больше приведенных выше величин следует в первую очередь проверить исправность датчиков и указателей.

Масляный насос ЗМЗ-406

Масляный насос ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 шестеренчатого типа, установлен внутри масляного картера.

Насос масляный двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 прикреплен к блоку цилиндров двумя болтами и держателем к крышке третьего коренного подшипника. Точность установки насоса обеспечивается посадкой корпуса в отверстие в блоке.


Рис.14. Масляный насос ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

1 - ведущая шестерня, 2 - корпус, 3 - валик, 4 - ось, 5 - ведомая шестерня, 6 - перегородка, 7 - приемный патрубок с сеткой

Корпус 2 (рис. 14) масляного насоса двс ЗМЗ-406 отлит из алюминиевого сплава, шестерни 1 и 5 имеют прямые зубья и изготовлены из металлокерамики. Ведущая шестерня 1 закреплена на валике 3 штифтом.

На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит шестигранный валик привода масляного насоса. Ведомая шестерня 5 свободно вращается на оси 4, запрессованной в корпус насоса.

Перегородка 6 насоса ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 изготовлена из серого чугуна и вместе с приемным патрубком 7 крепится к насосу четырьмя болтами.

Приемный патрубок 7, отлит из алюминиевого сплава, в нем расположен редукционный клапан. На приемной части патрубка завальцована сетка.


Рис.15. Редукционный клапан ЗМЗ-406

1 - плунжер; 2 - пружина; 3 - шайба; 4 - шплинт

Редукционный клапан плунжерного типа отрегулирован на заводе и менять настройки не рекомендуется.

Привод масляного насоса ЗМЗ-406

Привод масляного насоса ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 осуществляется парой винтовых шестерен от промежуточного вала 9 (рис. 16).

На промежуточном валу с помощью шпонки 7 установлена и закреплена фланцевой гайкой ведущая шестерня 8. Ведомая шестерня 3 напрессована на валик 2, вращающийся в расточках блока цилиндров.


Рис.16. Привод масляного насоса двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

1 - валик привода масляного насоса, 2 - валик, 3 - ведомая шестерня, 4 - прокладка, 5 - втулка, 6 - крышка, 7 - шпонка, 8 - ведущая шестерня, 9 - промежуточный вал

В верхнюю часть ведомой шестерни запрессована втулка 5, имеющая внутреннее шестигранное отверстие. В отверстие втулки вставляется шестигранный валик 1, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.

Ведущая и ведомая винтовые шестерни изготовлены из высокопрочного чугуна и азотированы.

Сверху привод масляного насоса мотора ЗМЗ-406 закрыт крышкой 6, закрепленной через прокладку 4 четырьмя болтами.

При вращении ведомая шестерня 3 верхней торцовой поверхнос­тью прижимается к крышке 6.

Фильтр очистки масла ЗМЗ-406

Фильтр очистки масла двигателя ЗМЗ-406 (рис. 17) - полнопоточный, со сменными фильтрующими элементами. Через фильтр проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему.


Рис.17. Масляный фильтр ЗМЗ-406 (2101С-1012005-РК-1) автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

1 - пружина; 2 - корпус; 3 - фильтрующий элемент перепускного клапана; 4 - перепускной клапан; 5 - фильтрующий элемент; 6 - фланец; 7 - стопорное кольцо; 8 - прокладка - крышка; 10 - противодренажный клапан; 11 - прокладка; 12 - прокладка; 13 - болт

Фильтр ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 разборный и предназначен для многократного использования при условии периодической смены фильтрующих элементов и резиновых прокладок. До сентября 1996 года на двигателях устанавливался масляный фильтр 2101-1012005 однократного использования.

Фильтр ЗМЗ-406 работает следующим образом. Масло под давлением через входные отверстия в крышке 9, а затем через отверстие во фланце 6 попадает для очистки в полость между наружной поверхностью фильтрующего элемента 5 и корпусом 2, проходит через фильтрующий элемент 5, очищается и попадает через центральное отверстие болта 13 в систему смазки двигателя.

При пуске холодного двигателя или когда фильтрующий элемент 5 загрязнен очистка и подача масла происходит через фильтрующий элемент 3 и перепускной клапан 4.

Вытекание масла из фильтра ЗМЗ-406 при неработающем двигателе предотвращается противодренажным клапаном 10.

Масляный радиатор ЗМЗ-406

Масляный радиатор двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (см. рис. 13) служит для дополнительного охлаждения масла при эксплуатации летом, а также при длительном движении на скоростях выше 100-110 км/час.

Масляный радиатор ЗМЗ-406 соединен с масляной магистралью двигателя при помощи резинового шланга через запорный краник 5 и предохранительный клапан 6.

Положение ручки краника вдоль шланга соответствует открытому положению краника, поперек - закрытому.

Предохранительный клапан открывает проход масла в радиатор при давлении выше 70-90 кПа (0,7-0,9 кгс/см2). Масло из радиатора сливается по шлангу в масляный картер.

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

Маслом под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей. Остальные детали смазываются разбрызганным маслом.


Рис.7. Схема системы смазки ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель

1 - приемный патрубок масляного насоса; 2 -редукционный клапан; 3 - масляный радиатор; 4 - отверстие для слива масла; 5 - датчик указателя давления масла; 6 - масляная магистраль; 7 - отверстие для подачи масла к шестерням масляного насоса; 8 - винтовая канавка; 9 - трубка для смазки распределительных шестерен; 10 - канавка на первой шейке распределительного вала; 11 - крышка маслозаливной горловины; 12 - канал в коленчатом вале; 13 - пробка; 14 - перепускной клапан закрыт; 14а - перепускной клапан открыт; 15 - канал для подачи масла к оси коромысел; 16 - фильтрующий элемент; 17 - пробка для слива отстоя; 18 - отверстие для разбрызгивания масла; 19 - датчик лампы аварийного давления масла; 20 - клапан масляного радиатора; 21 - запорный краник масляного радиатора; 22 -масляный насос; 21 - пробка; 24 - указатель уровня масла

В систему смазки мотора ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) входят масляный насос 22 (рис.7) с приемным патрубком и редукционным клапаном (установлен внутри масляного картера), масляные каналы, масляный фильтр с перепускным клапаном, масляный картер, указатель уровня масла, крышка маслозаливной горловины.

Масло, забираемое насосом из масляного картера двс, поступает через маслоприемник по каналам в корпусе насоса и наружной трубке в корпус масляного фильтра.

Далее, пройдя через фильтрующий элемент 16, масло поступает в полость второй перегородки блока цилиндров, откуда по сверленому каналу - в масляную магистраль - продольный масляный канал 6.

Из продольного канала масло по наклонным каналам в перегородках блока ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) подается на коренные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала.

Масло, вытекающее из пятой опоры распределительного вала в полость блока между валом и заглушкой, отводится в картер через поперечное отверстие 4 в шейке вала.

На шатунные шейки масло поступает по каналам 12 от коренных шеек коленчатого вала.

В ось коромысел масло подводится от задней опоры распредвала ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель, имеющей посередине кольцевую канавку, которая сообщается через каналы 15 в блоке, головке цилиндров и в четвертой основной стойке оси коромысел с полостью в оси коромысел.

Через отверстия в оси коромысел масло поступает на втулки коромысел и далее по каналам в коромыслах и регулировочных винтах на верхние наконечники штанг толкателей.

К шестерням привода распределительного вала ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) масло подводится по трубке 9, запрессованной в отверстие в переднем торце блока, соединенное с кольцевой канавкой 10 на первой шейке распределительного вала.

Из выходного отверстия трубки, имеющего малый диаметр, выбрасывается струя масла, направленная на зубья шестерен.

Через поперечный канал в первой шейке распределительного вала масло из той же канавки шейки поступает и на упорный фланец распределительного вала.

Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла, выбрасываемой из канала 7 в блоке, соединенного с четвертой шейкой распределительного вала, также имеющей кольцевую канавку.

Стенки цилиндров мотора ЗМЗ-402 смазываются брызгами масла от струи, выбрасываемой из отверстия 18 в нижней головке шатуна при совпадении этого отверстия с каналом в шейке коленчатого вала, а также маслом, вытекающим из-под подшипников коленчатого вала.

Все остальные детали, (клапан - его стержень и торец, валик привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания, кулачки распределительного вала) смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым движущимися деталями двигателя. Емкость системы смазки 6 л.

Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину, расположенную на крышке коромысел и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой. Уровень масла контролируется по меткам "П" и "О" на стержне указателя уровня.

Давление масла в системе смазки двигателя определяется по указателю на щитке приборов, датчик которого ввернут в блок цилиндров. Кроме этого, система снабжена сигнальной лампой аварийного давления масла, датчик которой ввернут в отверстие в нижней части фильтра.

Сигнальная лампа находится на панели приборов, светится красным светом при понижении давления в системе ниже 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2).

Масляный насос ЗМЗ-402

Масляный насос мотора ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель (рис.8) шестеренчатого типа установлен внутри масляного картера.

Насос прикреплен двумя шпильками к наклонным площадкам на третьей и четвертой перегородках блока цилиндров. Точность установки насоса обеспечивается двумя штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров.

Рис.8. Масляный насос двс ЗМЗ-402

1-приемный патрубок с сеткой; 2- крышка; 3 - ведущая шестерня; 4 - корпус; 5 - валик; 6 - ведомая шестерни; 7 - прокладка; 8 - прокладка патрубка

Корпус маслонасоса ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель отлит из алюминиевого сплава, шестерни 3 и 6 имеют прямые зубья и изготовлены из металлокерамики (спеченного металлопорошка). Ведущая шестерня 3 закреплена на валике 5 штифтом.

На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит вал привода масляного насоса. Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса.

Крышка 2 масляного насоса изготовлена из серого чугуна и крепится к насосу четырьмя болтами. Под крышку поставлена картонная прокладка 7 толщиной 0,3 мм.

Маслоприемник и приемный патрубок 1 масляного насоса выполнены в виде одной детали из алюминиевого сплава.

На приемной части патрубка завальцована сетка. Патрубок крепится к масляному насосу четырьмя болтами вместе с крышкой масляного насоса через паронитовую прокладку 8.

Редукционный клапан плунжерного типа расположен в корпусе масляного насоса. На торец плунжера 1 действует давление масла, под влиянием которого плунжер, преодолевая усилие пружины 2 перемещается.

При достижении определенного давления плунжер открывает отверстие сливного канала, пропуская излишнее масло в приемную полость насоса.

Пружина редукционного клапана опирается на плоскую шайбу 3 и крепится шплинтом 4, пропущенным через отверстия в приливе на корпусе насоса,

Редукционный клапан не регулируется; необходимая характеристика по давлению обеспечивается геометрическими размерами в корпусе насоса и характеристикой пружины.

Привод масляного насоса ЗМЗ-402 и распределителя зажигания

Привод масляного насоса ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель и датчика-распределителя зажигания (рис.9) осуществляется от распределительного вала парой винтовых шестерен. Ведущая шестерня - стальная, залита в тело чугунного распределительного вала.


Рис.9. Привод масляного насоса и распределителя зажигания ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель

1 - датчик-распределитель зажигания; 2 - втулка; 3 и 9 - штифты; 4 - корпус; 5- валик; 6- стальная упорная шайба; 7 - бронзовая упорная шайба; 8 - шестерня; 10 - валик привода масляного насоса

Ведомая шестерня 8 стальная, термоупрочненная, закреплена штифтом на валике 5, вращающемся в чугунном корпусе. Верхний конец валика снабжен втулкой 2, имеющей прорезь (смещена на 1,15 мм от оси валика) для привода распределителя зажигания.

Втулка на валике закреплена штифтом 3. С нижним концом валика шарнирно соединен шестигранный валик 8, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.

На валике 5 между шестерней 8 и корпусом установлены бронзовая шайба 7 и стальная термообработанная шайба 6.

При вращении шестерня через шайбы поджимается к торцу чугунного корпуса привода, а для улучшения смазки трущихся пар на торце корпуса профрезерована диаметрально расположенная канавка.

Правильное положение распределителя зажигания на двигателе ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель обеспечивает такой установкой привода в блоке, при которой в момент нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ (такт сжатия) прорезь на втулке привода располагается параллельно оси двигателя на максимальном удалении от нее.

В запчасти привод поступает в сборе и отдельно шестигранный валик привода масляного насоса.

Поэтому разбирать привод следует лишь при износе шестигранного валика или незначительном износе корпуса (зазоре между корпусом и шестерней 0,5-1,0 мм).

При износе шестерни, валика привода или значительном износе корпуса привод заменить.

Порядок разборки привода масляного насоса и распределителя зажигания ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель:

- выпрессовать штифт шестерни привода с помощью бородка и снять шестигранный валик привода масляного насоса;

- спрессовать шестерню. Для этого установить корпус привода верхним торцом за подставку с отверстием, чем обеспечивается свободный проход валика в сборе с упорной втулкой. Усилие выпрессовки прилагать к концу валика через оправку 0.12 мм

Порядок сборки привода масляного насоса и распределителя зажигания ЗМЗ-402:

- вставить в корпус валик в сборе с втулкой, смазав его моторным маслом;

- надеть на валик стальную и бронзовую упорные шайбы. Толщина шайб должна быть подобрана с таким учетом, чтобы после напрессовки шестерни между шайбой и шестерней был зазор 0,15-0,40 мм;

- напрессовать шестерню на валик до совпадения отверстия под штифт в шестерне и валике;

- вставить в шестигранное отверстие валик привода масляного насоса;

- запрессовать в отверстие штифт диаметром 3,5 -0.05 мм и длиной 22 мм, расклепав его с обеих сторон;

- проверить рукой вращение валика, зазор между упорной шайбой и шестерней и радиальное перемещение свободного конца шестигранного валика привода масляного насоса. Радиальное перемещение должно быть не менее 1 мм в любом направлении.

Фильтр очистки масла ЗМЗ-402 (ГАЗ-402) (рис.10) - полнопоточный с картонным сменным фильтрующим элементом. Через фильтр проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему.

Фильтр состоит из корпуса 3, крышки 8, центрального стержня 2 с перепускным клапаном 5 и фильтрующим элементом 9. Корпус фильтра изготовлен из алюминиевого сплава и крепится к блоку цилиндров через паронитовую прокладку четырьмя шпильками.



Рис.10. Масляный фильтр ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель

Центральный стержень фильтра полый.

В верхней его части расположен перепускной клапан, состоящий из текстолитовой пластины седла клапана, пружины и упора пружины.

В стержне просверлено пять рядов отверстий для прохода масла; верхний ряд расположен над клапаном и над фильтрующим элементом.

При нормальном состоянии элемента масляного фильтра его сопротивление невелико (около 10-20 кПа (0,1-0,2 кгс/см2), и все масло проходит через него, как показано на схеме стрелками.

Из фильтрующего элемента очищенное масло проходит через отверстия вовнутрь стержня и далее в систему смазки.

При засорении элемента его сопротивление увеличивается, и, когда давление достигает 70-90 кПа (0,7-0,9 кгс/см2), перепускной клапан открывается и начинает пропускать масло, минуя элемент.

В масляном фильтре ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель применяются фильтрующие элементы Нами-ВГ-10, Реготмас-412-1-05 и Реготмас-412-1-06.

Уровень масла проверяют при неработающем двигателе по меткам на стержне указателя. Рекомендуется поддерживать уровень масла около метки "П", не превышая ее.

Понижение уровня масла ниже метки "О" опасно, так как при этом прекращается подача масла в систему и возможно выплавление подшипников. Расстояние между метками "П" и "О" соответствует объему масла - 2 л.

Уровень масла в системе смазки двигателя ЗМЗ-402 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-2705 Газель следует проверять через несколько минут после заливки или спустя 10-15 мин. после остановки двигателя.

После замены масла нужно запустить двигатель, дать ему поработать несколько минут и через 10-15 мин после остановки проверить уровень масла.

Сливать масло для замены нужно только на горячем двигателе, сняв крышку маслоналивной горловины. В этом случае масло имеет меньшую вязкость и хорошо стекает.

При смене масла следует также слить отстой из масляного фильтра, очистить внутреннюю поверхность корпуса и стержень и сменить фильтрующий элемент. Фильтрующий элемент перед установкой необходимо пропитать чистым моторным маслом.

При переводе эксплуатации на другую марку масла необходимо промыть систему смазки ГАЗ-402 специальным промывочным маслом или свежим маслом той же марки, на котором будет эксплуатироваться двигатель.

Для этого из картера прогретого двигателя надо слить старое масло, залить на 2-4 мм выше метки "О" на указателе уровня масла промывочное масло, пустить двигатель и поработать на режиме холостого хода при малой частоте вращения 15 мин; заглушить двигатель, слить масло из картера, заменить фильтрующий элемент и залить свежее масло.

Доливку масла во время эксплуатации производить только той марки, какая залита в двигатель.

Давление в системе смазки при средних скоростях движения автомоля (примерно 50 км/ч) должно быть 200-400 кПа (2-4 кгс/см2).

Оно может повыситься на непрогретом двигателе до 450 кПа (4,5 кгс/см2) и упасть в жаркую погоду до 150 кПа (1,5 кгс/см2).

Уменьшение давления масла при средней частоте вращения ниже 100 кПа (1 кгс/см2) и при малой частоте вращения холостого хода ниже 50 кПа (0,5 кгс/см2) свидетельствует о неисправностях в системе смазки или о чрезмерном износе подшипников коленчатого и распределительного валов.

При понижении давления масла ниже 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2) загорается красным светом на панели приборов лампа аварийного давления.

Эксплуатировать автомобиль со светящейся лампой аварийного давления масла нельзя. Допустимо лишь кратковременное свечение лампы при малой частоте вращения холостого хода и при резком торможении. Если система исправна, то при некотором повышении частоты вращения лампа гаснет.

В случае занижения или завышения давления масла от приведенных выше величин следует в первую очередь проверить исправность датчиков указателей.

Снятие и установка масляного радиатора

Снятие и установка масляного радиатора ГАЗ 31105

Масляный радиатор установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя и соединен с системой смазками резиновыми шлангами.

Вам потребуются: ключи "на 10" или на "12", отвертка.

1. Откройте капот.

Снятие и установка масляного радиатора ГАЗ 31105

Снятие и установка масляного радиатора ГАЗ 31105

2. Ослабьте хомуты крепления шлангов с обеих сторон радиатора.

3. Снять радиатор можно двумя способами в зависимости от цели снятия. При необходимости замены радиатора выверните по два болта крепления радиатора к кронштейнам с обеих сторон.

Обратите внимание, под головками болтов установлены зубчатые шайбы.

Снятие и установка масляного радиатора ГАЗ 31105

4. Если радиатор снимается для получения доступа к другим узлам, выверните по два болта крепления кронштейнов к кузову с каждой стороны, отсоедините шланги и снимите радиатор вместе с кронштейнами.

5. Устанавливайте радиатор в порядке, обратном снятию.

Видео про "Снятие и установка масляного радиатора" для ГАЗ 31105

Как устранить течь крана масляного радитора ЗМЗ 406. Масляный радиатор. Снимите ЭТО немедленно. Радиатор охлаждения масла ГУРа

Читайте также: