ниссан примера р12 печка не работает

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

автоэлектрик

Сайт автоэлектрика. Практика ремонта, электросхемы и т.д.

автоэлектрик

Не работает вентилятор печки Nissan Primera P12

Достаточно частая проблема на всех ниссанах, не работает вентилятор отопителя из-за выхода из строя регулятора оборотов. Этот регулятор снят с примьеры Р12, но та же конструкция регуляторов и на других ниссанах.

Из-за перегрева сгорает термопредохранитель на 140 градусов. Происходит это из-за забитого салонного фильтра восновном. Регулятор снимаем и разбираем. С помощью мультиметра убеждаемся в том что термопредохранитель вышел из строя. Для проверки всего остального (силового транзистора, вентилятора) Припаиваем тоненький проводок на контакты термопредохранителя и подключаем регулятор.

ниссан не работает вентилятор

Убеждаемся что всё работает. После этого нужно заменить термопредохранитель на исправный.

ремонт регулятора печки ниссан

Термопредохранитель можно приобрести в магазине радиотоваров.

термопредохранитель ниссан

Также не забываем заменить воздушный фильтр.

Бывает что термопредохранитель исправен, или после замены термопредохранителя вентилятор отопителя также не работает. В этом случае возможно вышел из строя силовой транзистор в регуляторе. Как проверить объяснять не буду, всё очень просто.

Владелец этого Кашкая обратился к нам в сервис по причине не работающего вентилятора отопителя и кондиционера ( на улице +30 ). Первым делом конечно проверяем два 15 амперных предохранителя, они исправны. Далее нужно добраться до регулятора оборотов и вентилятора печки. На фото стрелками показаны вентилятор и регулятор.

снять вентилятор печки кашкай

Проверяем регулятор, регулятор неисправен, тоесть управление есть (тонкий синий провод), силового выхода нет. При этом на красном проводе регулятора есть +12 вольт, что говорит о исправности щёточного узла вентилятора. Снимаем регулятор, для этого нужно снять полностью педальный узел. И ещё много чего.

Проверяем термопредохранитель и силовой транзистор. Предохранитель исправен, а вот силовой транзистор нет.

 транзистор регулятора вентилятора печки и кондиционера ниссан IRFP064N , аналог nec k2500, 2sk2500 , купить

Вместо оригинального транзистора NEC K2500 отлично подходит по размеру и параметрам IRFP064N.

Nissan Primera 2.0 L 6-мкп 黒夢 tekna フル♠ › Бортжурнал › Для тех, кто "мёрзнет" зимой в машине ( Р12…)

С наступлением зимы вопросы о плохо греющей печке всё чаще появляются на страницах всех изданий.Не обходит стороной эта тема и PRIMERA Р12.

Обозначу цель статьи : мы не будем рассматривать различные решения о установке дополнительных помп, замене термостатов с более высокими температурными показателями и прочими всем уже известными методами.

Мы попытаемся разобраться почему в одной машине тепло, а в другой такой же — нет.Почему у одного воздух из воздуховодов почти горячий, а у другого при тех же условиях он еле тёплый.И дело тут не в температуре воздуха и климате за окном, а дело в самом автомобиле.

Сразу скажу, если вам "повезло" и ваш автомобиль собран из различных запчастей разборок после полного восстановления неизвестными мастерами -то причин мы искать не станем, (они известны лишь тем умельцам, которые старались собрать в кучу это авто и продать его вам).

Первая возможная причина — это отсутствие циркуляции охлаждающей жидкости в контуре отопителя.Владелец отсоединяет патрубок от печки при холостых оборотах двигателя и утверждает, что жидкость не циркулирует, а при увеличении оборотов появляется нечто, напоминающее пену.Искать причины нужно в помпе, головке блока, прокладке и в каналах жидкости охлаждения, забитость которых может привести к подобному результату.Так же виной мог служить не качественный ремонт двигателя накануне.
(соедините вход радиатора отопителя и подведённый к нему шланг при помощи прозрачного куска от поливного шланга — это даст возможность вам наблюдать какое-то время за поведением циркуляции жидкости в данном узле и сделать соответствующие выводы).

Естественно при всём выше описанном ждать тепла в салоне не приходится, продолжим…

Теперь примем за основной показатель, что входной и выходящий патрубки отопителя оба достаточно горячие при работе мотора и дают нам предположить, что радиатор не менее горячий (отбросим пока в сторону вариант с забитыми радиатором печки и предположим, что он в порядке).

Тогда как объяснить, что при таком раскладе дует опять еле-тёплый воздух?
Вот тут мы и поговорим о системе подачи воздуха в салон автомобиля…
Радиатор печки всегда горячий, никакого крана на нём нет, а воздух поступающий с улицы -всегда прохладнее.Именно смешиванием двух этих воздушных потоков и достигается нужная температура в салоне .Чем меньше доля воздуха с улицы — тем горячее воздух с дефлекторов и наоборот…

Климат-контроль управляет температурой, регулирует подачу в нужном нам диапазоне, он не тросик дёргает, а отправляет информацию о температуре в микропроцессор блока управления климатом. А он уже сравнивает температуру в салоне, и решает что делать или охлаждать или нагревать. Климат контроль перемещает положение заслонок, с помощью сервоприводов.

Если заслонка не работает, возможно сервопривод сломан или не верно работает, возможна и проблема с проводкой до него (это особенно актуально для тех авто, которые пережили вмешательство и разборку системы отопления в салоне, и разборку со снятием передней панели автомобиля).

Это одно из направлений где искать причину .

Заслонка регулятора температуры — бывает одним из самых загадочных поводов не дать вам согреться в салоне авто зимой и очень трудно диагностируется мастерами, так как они этого просто не учитывают.Им проще вкорячить дополнительную помпу, которая заставит греться радиатор до неимоверной температуры и заставит долю горячего воздуха доминировать над потоком холодного.

На самом же деле работа этого сервопривода и создаёт нужную нам температуру.Если блок управления климатом исправен и сигнал от всех датчиков поступает корректный — то сервопривод устанавливает эту заслонку в нужное положение, тем самым либо направляет воздушный поток из вне через отопитель( и мы имеем тепло), либо мимо него (тогда тепло имеет нас…) Обращайте внимание на этот момент при поиске причины плохого отопления салона.

Из вышесказанного нужно сделать вывод, что корректная работа печки в Р12 — это не просто радиатор, жидкость и вентилятор ( как в дедушкиной машине) — а совокупная правильная работа датчика температуры наружного воздуха, датчика температуры охлаждающей жидкости,

датчика температуры в салоне автомобиля,

блока управления климатом и правильная работа сервопривода и заслонки регулятора температуры.Когда хоть одно звено в этой цепи даёт сбой — то вся система может работать не корректно и вы пойдёте покупать дополнительные, но не нужные устройства…

Датчик температуры салона авто, который оброс"шубой" из пыли — не даст правильных показаний, если датчик наружной температуры при -15 на дворе показывает всегда -30, а заслонка воздушных потоков не перекрывает полностью приток воздуха мимо отопителя — вы никогда не получите полноценное тепло в автомобиле.Следите за этим и примите это к сведению.

Если же предыдущий владелец пытался устранить течь системы охлаждения при помощи разнообразных присадок, то будьте готовы к тому, что это "чудо" хим промышленности -могло нанести не малый вред всей системе и радиаторам в частности, забив каналы в них и затруднив циркуляцию.Тут не обойтись без глобальной чистки или даже замены.Процедура достаточно хлопотная, утомительная и не всегда дающая результат. Промывание системы при помощи дополнительного насоса с фильтром и опять таки едкой химии может как помочь — так и навредить ( не переборщите с концентрацией) иначе можете почувствовать тепло от капающей на ноги охлаждающей жидкости в салоне вам и пассажиру…

Постарайтесь понять, что если авто полностью исправно — оно не требует никаких дополнительных элементов для нормальной работы. Если же есть проблема её нужно просто устранить.Именно поиски часто остаются без результата и тогда мастера разводят руками, а мёрзнуть не хочется. Эта статья предназначена для того, что бы попытаться хоть немного подсказать возможные направления поисков и причин холода в машине с работающей печкой.Иногда замена фильтра салона помогает несколько улучшить ситуацию как с обдувом, так и с температурой. Указываются лишь направления, а окончательные причины и выводы вы будете делать сами и, надеюсь, делиться на страницах ваших бортовых журналов.
Спасибо всем, кто действительно читал и вникал в суть. Удачи вам и тепла в автомобилях, домах и сердцах.

не работает электродвигатель на печку Nissan Primera

Парни помогите с таким вопросом,у меня Nissan Primera 2001г. перестала работать печка бортовой компьютер выдаёт,что включение печки проходит нормально всё отражается на мониторе,но дальше этого дело не идёт предохранители все целые да ещё при включения печки слышно как открываются шторки на туже печку,это все что могу рассказать о поломке, ЕСЛИ ЕСТЬ У КОГО СХЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОЖАЛУЙСТА СБРОСТЕ.

Телепаты все в отпуске..
P10-11-12?? япа, европеец? клима, конд, просто печка.. ??
В 4-ом положении регулятора работает? Если да, то меняй блок сопротивлений. Стоит в боковом воздуховоде(доступ снизу), с противоположной стороны от руля. Если нет, смотри подается ли на него напр., и далее на мотор.

НЕ РАБОТАЕТ ВСЕ И КЛИМА,КОНД, И ПЕЧКА ( АВТО ЯПА) НЕ В ОДНОМ ИЗ ПОЛОЖЕНИЙ НЕ В4 РЕЖИМИ НЕ РАБОТАЕТ.ПРОСТО ТУПО ВКЛЮЧАЕТСЯ КОМПЬЮТЕР ПОКАЗЫВАЕТ,ЧТО ПЕЧКА ВРОДЕ КАК РАБОТАЕТ

ну тады.. получается P11 кузов.
смотри, как выше написал.
есть ли напр. на сопр., далее по проводу мерь, перед мотором.
Проверь наличие массы, на(-) контакте мотора отопителя..
На самом сопр. есть как бы саморасплавляющиеся, перемычки-предохранители. Они для того. чтоб в случае клина мотора вент. сопр. не загорелось и не начался пожар.
Если все есть, то снимай моторчик, смотри щетки и т.д.
Я один раз неподумав, заехал под пожарный гидрант, который стоял в бок, для заправки поливальных машин на улице, и его открыл на всю.. Машину ополоснуть решил таким методом
Потом увидел ужас, в глазах у другу, сидящего в машине
Вообщем такой объем воды, естесно не успевал стекать в сливы, и через фильтр и возд.каналы полилось в салон
Печку сразу включил, просушить все, а из дефлекторов вода полилась и брызги пошли

побывал на СТО там выдали следующее, вроде как на шкиву печного мотора заклинила крыльчатка,а вернее скорей всего разбило сам подшипник на роторе двигателя заменить реально,но целиком поскольку ремонт этих моторов не делается якобы сама крыльчатка садится на горячею, стоимость двигателя составляет 9рублей ,а что делать ещё зима и очень холодно.

FAQ Nissan Primera P12

1. Сервисное руководство на Nissan Primera P12 (97Мб, на английском, архив ZIP) http://http://ledforum.ru/users/P12temp.zip

2. Размеры шин и дисков на Nissan Primera P12
Ширина колеса PCD ET DIA Размер шин
6.5JJx16 5*114.3 40 66 205/60 R16
7JJx17 5*114.3 45 66 215/50 R17

Указаны размеры, рекомендованные производителем. Могут устанавливаться шины и диски, размер которых отличается от рекомендованного.

Как менять салонный фильтр на Примере Р12

Итак, открываем бардачек и справа сбоку откручиваем микролифт шестигранником, а можно и отверткой изгольнуться.

Затем закрываем бардачек и лезем под низ.
Бардачек открывается/закрывается/движется на шпильках, эти шпильки в совокупности с отверстиями в бардачке и приборной панели похожи на горизонтальные петли. Находятся справа и слева под низом барадачка.
Вот эти шпильки (они ввиде буквы Г, вертикальная палка сидит в петле) и надо вытащить из отверстиий и петля распадется. Поворачиваем за "горизонтальную палку" шпильки на себя, помогая плоской отверткой. Покачивая вперед назад, находим положение при котором она выдвигается из отверстия/сочленения бардачка и прибрной панели, и вытягиваем их поочередно с двух сторон. Если пальцами не получается, помогаем аккуратно плоской отверткой.

Затем открываем бардачек и чуть развернув, снимаем его.

За ним, видим прямоугольную пластмассовую крышку, она на защелках. Снимаем крышку. За ней фильтр. Аккуратно его вытаскиваем, запоминая верх/низ и вставляем также новый.

Собираем в обратном порядке.

Время на всю операцию тратиться минут 7.


:063: Фильтр можно постирать в растворе обычного стирального порошка. Об этом пишут сами япошки в электронном MANUALе на CD. Просто замочить фильтр (в хорошем смысле слова) на несколько минут, затем поболтать в растворе и промыть в чистой воде, лучше в тазике. Под струей воды следует промывать осторожно, у меня оборвало один край "гармошки".
Фильтрующий материал синтетический, отмывается очень хорошо. Эффект промывки сразу заметен.

"Обучение подаче воздуха на оборотах холостого хода".
(обучение заслонки, обучение хх, регулировка хх)
Данная операция производится после чистки дроссельной заслонки и в случае завышенных или заниженных оборотов ХХ.

1. Выполнить процедуру обучения отпущенному положению педали газа: педаль полностью отпущена, ключ в ON на не менее 2 сек,ключ в OFF на не менее 10 сек, ключ в ON на не менее 2 сек,ключ в OFF на не менее 10 сек.

2. Выполнить обучение закрытому положению дроссельной заслонки. Ключ в ON на не менее 2 сек,ключ в OFF на не менее 10 сек - слышен звук движения заслонки.


3. Выключить все потребители электрической энергии и кондиционер. Руль ровно. Желателен прогрев КПП, летом думаю не критично. Время замеряем по секундомеру. Прогреваем двигатель до рабочей температуры.

Итак начинаем: двигатель работает, ключ в OFF на не менее 10 сек, ключ в ON, через 3 секунды в течение 5 секунд нажимаем 5 раз на газ до упора, 7 секунд ждем с отпущенным газом, затем нажимаем полностью на газ и держим педаль нажатой. Если получилось, через 10 секунд замигает индикатор неисправности двигателя. Еще через 10 секунд он загорится. В этот момент отпускаем газ и запускаем двигатель. Секунд 10 комп поиграет с параметрами, и стрелка замрет на оборотах холостого хода, свойственных данному двигателю и типу коробки передач. После этого для проверки нужно пару раз газануть, и проверить, что обороты быстро возвращаются на хх. Дело сделано!

Сервисное меню.
Внимание настройки в сервисном меню Вы производите на свой страх и риск.

Чаще всего необходимо залезть в сервисное меню для установки интервала ТО (горит на зеленом фоне гаечный ключ).

Итак процедура входа:
Главное выключить музыку и климат-контроль.
- Ключ зажигания в ACC
- Нажать INFO, и держа ее нажатой крутить громкость против часовой стрелки.
- Появится две строки - там находим вкладку "сервис" и переставляем период как надо (т.е. если через 10 тыс. ТО, то выставляем период 9500 км - сработает напоминание).
В некоторых версия меню можно отключить сигнал непристегнутого ремня пассажира.
!Сигнал о непристегнутом ремне водителя не отключается.

Ремонт печки ниссан примера р12

Зима для автомобиля – не самая хорошая пора года, особенно если речь идёт о такой стране, как Россия. Сильные морозы оказывают отрицательное воздействие на многие узлы и агрегаты, но выход из строя одного из них тем более неприятен, что именно он ответственен за обогрев салона. Как вы поняли, речь идёт о штатном отопителе, являющимся компонентой системы охлаждения автомобиля.


Именно поэтому так важно накануне наступления холодов тщательно проверить работоспособность печки: в случае обнаружения неисправностей у вас ещё будет время и возможности устранить их.

Неисправности моторчика печки Nissan Primera

Хотя японские автомобили считаются едва ли не образцом надёжности и долголетия, они тоже подвержены износу и старению. Отопитель салона не является исключением. Он состоит из нескольких узлов: радиатора, электровентилятора, системы воздуховодов и блока управления, причём самой нагруженной деталью является именно вентилятор, задача которого – нагнетать воздух в салон (холодный – летом и горячий – когда холодно). Именно он и подвержен поломкам в наибольшей степени. И хотя проявления неработающей печки в целом схожи – холод в салоне и перманентно запотевшие стёкла, к таким последствиям могут привести разные неисправности, от перегоревшего предохранителя до поломки самого моторчика печки Nissan Primera P12.

Как же узнать, что в ухудшении микроклимата внутри автомобиля виновен именно печной моторчик? В отличие от других типов неисправностей, связанных с отсутствием тепла (выход и строя помпы, термостата, печного радиатора, появление воздушной пробки, подтекание антифриза) в данном случае горячий воздух поступать в салон будет, но в ограниченном количестве или вообще самотёком. Так что основные симптомы неработоспособности моторчика достаточно очевидны:

  • при включении вентилятора ничего не происходит, при этом, если прислонить руку к дефлекторам, мощно ощутить едва уловимое движение горячего воздуха;
  • вентилятор работает только на максимальных оборотах, то есть не реагирует на переключение скоростей;
  • при включении электромоторчика раздаются различные звуки типа скрежета, скрипов или визга, которые могут длиться непродолжительное время, со временем становясь всё продолжительнее и громче.

Во втором случае можно уверенно утверждать о выходе из строя терморезистора, защищающего блок управления отопителем от перегрева.

При отсутствии признаков жизни вентилятора следует проверить целостность предохранителя, после чего убедиться в отсутствии проблем с электропитанием моторчика (подключив к плюсовой клемме питание непосредственно от аккумулятора). И только если с этим всё в порядке, можно грешить на сам электродвигатель.


Итак, если на вашем Nissan Primera вентилятор печки не запускается, причины могут быть следующие:

  • перегорание обмотки электродвигателя;
  • критический износ ламелей;
  • износ втулки крыльчатки;
  • истирание контактных щёток.

В этом случае рекомендуется демонтировать неисправный моторчик и заменить его на новый. Но в силу «кусающейся» цены на оригинальную запчасть (от 3 тысяч рублей) многие автовладельцы предпочитают либо замену на более дешёвый аналог, умудряясь устанавливать даже продукцию концерна АвтоВАЗ, что требует переделок, либо выполняют самостоятельный ремонт вышедшей из строя запчасти.

Очень часто о грядущем «умирании» вентилятора свидетельствует появление неприятных посторонних звуков, которые говорят об износе втулки, и тогда неприятностей с поломкой моторчика можно избежать, выполнив соответствующие реставрационные работы. Правда, ремонт мотора отопителя Primera требует наличия достаточно высокой квалификации. Некоторые автомобилисты меняют втулки на подшипники – как показала практика, такое решение в большинстве случаев неэффективно.

В любом случае независимо от того, намереваетесь ли вы ремонтировать моторчик печки или менять его на новый, вам нужно будет демонтировать его. Опишем, как это делается.


Алгоритм замены вентилятора отопителя

Хотя этой процедуре вряд ли можно присвоить категорию повышенной сложности, но и простой её назвать нельзя. Мы не советуем приступать к этой работе без наличия навыков проведения самостоятельного ремонта автомобиля.

Итак, приводим последовательность работ по замене моторчика печки автомобиля Nissan Primera P12:

  • отключаем минусовую клемму АКБ;
  • рычаг селектора АКПП переводим в положение Low (так он будет мешать по минимуму);
  • начинаем с демонтажа центрального тоннеля., для чего откручиваем два самореза, расположенные в задней его части (сдвинув передние сиденья вперед до упора и сняв пластиковую заглушку);
  • проделываем ту же процедуру с передними саморезами, отодвинув оба сиденья назад;
  • спереди возле педалей необходимо демонтировать ещё по одной заглушке с каждой стороны, под которыми отвинчиваем очередные два винтика;
  • с помощью отвёртки аккуратно поддеваем окантовку рычага селектора коробки и вытаскиваем её вверх;
  • вывинчиваем 4 самореза, спрятавшиеся под накладкой КПП;
  • демонтируем кожух стояночного тормоза вместе с клавишами блокировки дверей и подогрева сидений;
  • отключаем фишки электропроводки и снимаем туннель, состоящий из двух половинок;
  • демонтируем мультимедийную панель, потянув её облицовку в сторону салона (она держится на фиксаторах, так что тянуть нужно достаточно сильно, но аккуратно, начиная снизу и двигаясь по периметру);
  • отключаем два разъёма;
  • откручиваем четыре самореза и снимаем дисплей, отключив снизу два разъёма;
  • демонтируем музыкальный центр, крепящийся четырьмя саморезами;
  • отсоединяем все разъёмы (их там немалое количество, так что лучше записать, последовательность снятия);
  • приступаем к демонтажу перчаточного ящика, для чего откручиваем ключом Torx на 20 винт, крепящий микролифт;
  • откручиваем два самореза, находящиеся непосредственно под бардачком;
  • внутри ящика в верхней части имеется ещё четыре винта, которые нужно открутить;
  • убрав бардачок, видим штекера подсветки – отсоединяем их;
  • панель, находящаяся под рулём, снимается аналогичным образом – там есть два самореза внизу, которые и нужно открутить, после чего панель будет удерживаться только фиксаторами и снимется, если вы потянете её на себя;
  • все разъёмы, имеющиеся под панелью, отсоединяем;
  • переходим к демонтажу приборной панели, для чего вытаскиваем расположенные по краям панели треугольные заглушки, под которыми прячутся саморезы – выкручиваем их;
  • снимаем козырёк панели, потянув его на себя;
  • откручиваем четыре самореза и вытаскиваем панель;
  • отсоединяем все разъёмы с обратной стороны, убираем панель в сторону;
  • теперь откручиваем винтик в районе бардачка, ближе к центру, а также две гайки, крепящие торпеду по бокам;
  • чтобы демонтировать торпеду, нужно открутить ещё одну гайку, расположенную за рулём, для чего нужно потянуть вверх кожух рулевой колонки;
  • чтобы не мешали, откручиваем подрулевые переключатели (их можно легко сломать), крепящиеся двумя саморезами;
  • откручиваем пару болтов, расположенных возле приборной панели;
  • откручиваем болт, удерживающий модуль подушки безопасности (снизу возле бардачка);
  • отключаем разъёмы двух индикаторов непристёгнутого ремня, датчика света (расположенного с правой стороны торпеды) и разъём подушки безопасности;
  • теперь можно вытаскивать торпеду (лучше это делать через пассажирскую дверь и в целях безопасности вдвоём, чтобы не сломать пластик);
  • откручиваем балку рулевой колонки;
  • теперь мы получили доступ к отопительному блоку Nissan Primera P12, включая печку;
  • приступаем к его демонтажу;
  • аккуратно отсоединяем разъём электропроводки, находящийся со стороны верхней части впускной заслонки. Помним, что зачастую работоспособность отопителя зависит от состояния электрической цепи, поэтому внимательно осматриваем контакты и при их окислении зачищаем их наждачкой или металлической щёткой;
  • отключаем разъём питания моторчика печки;
  • откручиваем болты крепления корпуса вентилятора;
  • приступаем к демонтажу электропривода впускной заслонки;
  • отсоединяем и откручиваем мотор автокондиционера;
  • сдвигаем вентилирующее устройство в сторону и откручиваем установочный штифт;
  • вытаскиваем моторчик печки Primera.


Как видим, самая сложная часть работ связана с демонтажем торпеды, и здесь важно не просто следовать инструкциям, но и помечать разъёмы, а также крайне желательно все группы саморезов и гаек помещать в отдельные пакетики и подписывать их, не надеясь на свою память.

Процедура сборки производится в обратном порядке.

За работу моторчика отопителя в Nissan Primera Р10 отвечают два 15-амперных предохранителя печки HEATER BLOWER MOTOR, расположенных в блоке моторного отсека. В автомобилях второго поколения (Р11) за работу печного моторчика также отвечают два 15-амперных предохранителя, но расположены они в салонном блоке (четвёртый и седьмой в верхнем ряду справа, обозначены синим цветом).

В Nissan Primera Р12 работу электровентилятора отопителя контролирует 15-амперный предохранитель под номером 14 на схеме.

Отметим, что если вы предпочитаете проводить ремонтные работы повышенной сложности в автосервисе, то стоимость работ по замене вентилятора отопителя будет заметно колебаться в зависимости от региона: в Москве это порядка 4-6 тысяч рублей, на периферии — гораздо дешевле, от 1000 до 4000 рублей.

Nissan primera P12 снятие печки.

Nissan Primera P11 ремонт печки ( часть 1 )

Ниссан Примера Р12 ,Ремонт щеток печки ВИДЕО №3

Nissan Primera P11 ремонт печки ( часть 2 )

Ниссан Примера Р12, Ремонт щеток печки ВИДЕО №1

Замена радиатора на автомобиле Ниссан Примера Р12 с двигателем QR 20

Nissan замена печки

Ниссан Примера Р12, Ремонт щеток печки ВИДЕО №2

Демонтаж-снятие DVD+CD привода, разборка тоннеля на автомобиле Ниссан Примера Р12

Инструменты:

Детали и расходники:

Примечания:

Если у вас вентилятор печки работает только на последней максимальной скорости, то погорела дорожка на терморезисторе.

1. Снимаем бардачок. Видим около вентилятора прикрученный резистор на 2-х саморезах коричневого цвета ( к нему идет жгут проводов). Отсоединяем клемму, откручиваем саморезы и вынимаем его вниз.


2. Или подлезаем снизу и откручиваем его, не снимая бардачок (это очень неудобно, но без разбора панели).

3. Сняв его, мы видим эту сгоревшую дорожку.


4. Для того, чтобы вернуть вентилятору жизнь, нужен паяльник и пайка.

5. Зачищаем сгоревшее место спиртом, берем пайку и соединяем ею эту сгоревшую дорожку.


6. Есть еще вот такие резисторы. Эти серебряные пластины – это как радиаторы, чтобы отводить тепло от резистора. Снимаем пластину эту и под ней увидим сгоревший резистор.


7. Вставляем его обратно и проверяем. Все заработало снова, как и было.

Как пользоваться климат-контролем Nissan Primera 2001-2007

1. Автоматическое управление микроклиматом (автоматическое регулирование подачи воздуха воздухонагнетателем и автоматический режим распределения потоков воздуха) может использоваться круглый год. В этом режиме система автоматически поддерживает температуру воздуха в салоне, регулирует подачу и распределение потоков воздуха;

2. Ручное управление микроклиматом. Регулирование подачи воздуха в салон, включение и выключение режимов рециркуляции и приточной вентиляции, управление распределением потоков воздуха осуществляется вручную;

3. Обдув ветрового стекла и стекол передних дверей используется для удаления запотевания стекол при повышенной влажности воздуха;

4. Максимально интенсивный обдув ветрового стекла и стекол передних дверей предназначен для быстрой очистки стекол от инея;

5. Обдув стекол для удаления инея и конденсата влаги используется для удаления инея и конденсата влаги со стекол;

6. Отопление салона и обдув ветрового стекла включают в холодное время года для отопления салона и обдува ветрового стекла;

7. Охлаждение салона и/или отопление предварительно осушенным воздухом используют при температуре окружающего воздуха выше -5 для подачи в салон автомобиля предварительно осушенного воздуха.

8. Для изменения режима отопления или вентиляции нажмите на выключатель 9 «PUSH AUTO». При этом на дисплее появится окно меню «CLIMAТE CONTROL», в котором отображаются параметры работы системы.

Панель блока управления вентиляцией, отоплением и кондиционированием салона Nissan Primera

В окне меню «CLIMATE CONTROL» информационного дисплея отображаются следующие параметры:

Блок управления системой вентиляции, отопления и кондиционирования Nissan Primera

Блок управления системой вентиляции, отопления и кондиционирования:

Примечание:

Регулятор 10 температуры предназначен для выбора среднего значения температуры, поддерживаемого в салоне, и управляет заслонками отопителя с помощью электропривода.

Режим «AUTO», включаемый кнопкой 9, является базовым для работы системы. Его можно использовать круглый год, независимо от сезонных изменений температуры: система самостоятельно регулирует интенсивность, направление и температуру потоков воздуха с учетом заданных пользователем температурных параметров, температуры воздуха внутри салона и наружных атмосферных условий (температура наружного воздуха, интенсивность солнечного излучения). Система автоматически компенсирует изменение температуры внутри салона при внешнем воздействии (например, при нагреве кузова автомобиля лучами солнца).

Предохранители ниссан примера p12: где находятся, замена

В автомобилях марки Ниссан Примера первого – третьего поколений штатное расположение монтажного блока предохранителей идентичное.

За исключением предустановленного правостороннего руля.

В такой модификации защитные модули расположены с права от рулевой колонки.

Где находятся блоки предохранителей:

  • Основной: в салоне машины, слева от руля;
  • В моторном отсеке: слева от аккумуляторной батареи;
  • Под капотом, слева от расширительного бачка системы охлаждения.

Защитные модули помещены в пластиковые корпусы с целью защиты от попадания влаги, пыли, грязи, образования конденсата.

Учитывая большое количество предохранителей в каждом из блоков, на тыльной стороне крышки нанесено расположение, маркировка, распиновка, расшифровка.

Процесс идентификации и замены неисправного модуля не сложный, но требует внимательности со стороны ремонтника. Нарушение технологии монтажа может способствовать преждевременному износу оборудования.


Описание предохранителей : расположение, схемы, цена

Во всех трех поколениях Ниссан Примера Р10, Р11, Р12 предустановлены модули защиты ножевого типа.

Схема расположения реле – коммутаторов

ОбозначениеКакой за что отвечает / что обеспечивает
K 1Головной свет
K 2Дроссельная заслонка
K 3Стеклоподъемники
K 4Противотуманные фары задние
K 5Зажигание
K 6Топливная аппаратура
K 7Электрическое оборудование
K 8Резервация
K 9Резервация
K 10Резервация
K 11Резервация
K 12Стоп сигналы
K 13Подсветка
K 14Освещение салона
K 15Резервация
K 16Резервация
K 17Резервация
K 18Электронный блок управления силовым агрегатом

Схема установки предохранителей

Маркировка / амперажЗа что отвечает (с описанием)
F (Ф-1) / 20Спидометр, тахометр, датчики
F (Ф-2) / 5Система курсовой стабилизации
F (Ф-3) / 10АБС (ABS)
F (Ф-4) / 10Резервация
F (Ф-5) / 20Резервация
F (Ф-6) / 30Подсветка вещевого ящика
F (Ф-7) / 30Вентилятор отопителя (печка)
F (Ф-8) / 20Система кондиционирования
F (Ф-9) / 10Топливная система, бензонасос
F (Ф-10) / 10Система безопасности
F (Ф-11) / 10Резервация
F (Ф-12) / 10Датчик силового агрегата
F (Ф-13) / 30Боковые зеркала
F (Ф-14) / 30Стоп сигналы
F (Ф-15) / 10Автомобильная розетка
F (Ф-16) / 15Дополнительная электрическая сеть
F (Ф-17) / 15Аварийка, поворотники
F (Ф-18) / 20Резервация
F (Ф-19) / 20Обогрев заднего стекла
F (Ф-20) / 20Кислородный датчик
F (Ф-21) / 20Резервация
F (Ф-22) / 20Стеклоподъемники
F (Ф-23) / 20Контролер трансмиссии автоматического типа
F (Ф-24) / 20Печной отопитель, прикуриватель, подсветка салона
F (Ф-25) / 15Резервация
F (Ф-26) / 15Резервация
F (Ф-27) / 20Резервация
F (Ф-28) / 15Автомобильный сигнал
F (Ф-29) / 15Центральный замок
F (Ф-30) / 20Резервация
F (Ф-31) / 15Система электрического питания
F (Ф-32) / 20Стеклоочистители лобового стекла
F (Ф-33) / 20Омыватели передних фар
F (Ф-34) / 20Омыватель заднего стекла
F (Ф-35) / 20Топливная аппаратура (дополнительно)

Цена оригинального монтажного блока на Nissan Primera P12 в сборе от 3500 рублей, аналоги от 3000 рублей. Реле – коммутаторы по цене от 550 рублей.


Признаки неисправности предохранителей на Ниссан Примера третьего поколения

  • На приборной панели сигнализирует индикатор о поломке механизмов, оборудования в моторном отсеке;
  • Силовые агрегаты не работают при подаче тока, активации режимов;
  • Блок с предохранителями на ощупь горячий, с явной нехарактерной температурой;
  • В месте дислокации защитных модулей слышен запах плавленой пластмассы.

Причины выхода из строя предохранителей

  • Нарушение сроков проведения технического осмотра автомобиля, вследствие чего оборудование перестает исправно функционировать;
  • Покупка с последующей установкой не оригинальных запчастей;
  • Нарушение технологии монтажа запасных деталей, комплектующих;
  • Повреждение монтажного блока с защитными модулями;
  • Короткое замыкание в электрической проводке;
  • Повреждение изоляции кабелей;
  • Окисление контактов, конденсат, попадание влаги внутрь защитного корпуса;
  • Ослабленные контакты клемм.













Назначение предохранителей и реле Nissan Primera P12 (выпуск с 2002 по 2007 гг.)

Большинство цепей питания электрооборудования автомобиля защищено плавкими предохранителями. Фары, электродвигатели вентиляторов, топливный насос и другие мощные потребители подключены через реле. Предохранители и реле установлены в монтажных блоках, которые находятся в салоне автомобиля в торце панели приборов с левой стороны (на левой передней части боковины) и в подкапотном пространстве слева от аккумуляторной батареи.
Большинство предохранителей установлено в монтажном блоке предохранителей в салоне, расположенном на передней части боковины кузова под пластиковой крышкой. Цепи, защищаемые предохранителями (номера предохранителей указаны на фото).


Номера предохранителей в монтажном блоке, расположенном в салоне автомобиля


Предохранители и плавкие вставки, расположенные в монтажном блоке в подкапотном пространстве, показаны на (крышка монтажного блока снята). В табл. указано назначение установленных предохранителей и плавких вставок, однако на конкретной модели автомобиля некоторые цепи, указанные в таблице, могут отсутствовать.


Номера
предохранителей и плавких вставок в монтажном блоке, расположенном в подкапотном пространстве


Замена предохранителей, плавких вставок и реле в монтажных блоках

Вам потребуется отвертка с плоским лезвием.

1. Для получения доступа к монтажному блоку предохранителей, расположенному в салоне, снимите крышку, преодолевая упругое сопротивление фиксаторов.



1 – реле обогрева заднего стекла (стекла двери эадка); 2 – реле электродвигателя привода дроссельной заслонки; 3 – реле проти-вотуманных фонарей; 4 – реле стеклоподъёмников; 5, 6 – реле-прерыватели


2. Для получения доступа к монтажному блоку предохранителей и плавких вставок, расположенному в подкапотном пространстве, отожмите фиксатор.

3. . и снимите крышку монтажного блока.

4. Прежде чем заменить перегоревший предохранитель или плавкую вставку, выясните причину их перегорания и устраните ее.

5. Для замены предохранителя зацепите его пинцетом.

6. . и выньте из контактного разъема.

7. Перегоревший предохранитель замените новым, соответствующего номинала.

8. Установите в контактный разъем предохранитель того же номинала, что и снятый.

9. Для замены плавкой вставки потяните ее вверх, покачивая из стороны в сторону.

10. . и выньте из разъема монтажного блока.

11. Установите в контактный разъем плавкую вставку того же номинала, что и снятая.


Расположение реле в монтажном блоке подкапотного пространства:

1 – реле противотуманных фар; 2, 4, 6, 10 – реле вентиляторов радиаторов; 3 – реле дополнительного оборудования; 5 – реле электромагнитной муфты компрессора кондиционера; 7 – реле включения режимов «Р» (парковка)/«N» (нейтраль) автоматической коробки передач или вариатора; 8 – реле включения ближнего света фар в дневное время; 9 – реле звукового сигала

12. Для получения доступа к монтажному блоку реле, расположенному в подкапотном пространстве, отожмите фиксатор.

13. . и снимите крышку монтажного блока.

14. Для замены реле 6 и 10 вентиляторов радиаторов отожмите два фиксатора.

15. . потяните реле вверх, покачивая его из стороны в сторону.

16. . и извлеките из контактного разъема монтажного блока.

17. Установите новое реле в разъем до защелкивания фиксаторов.

18. Для замены реле звукового сигнала нажмите на фиксатор в нижней части колодки реле.

19. . и снимите реле с контактного разъема монтажного блока.

20. Установите новое реле звукового сигнала в контактный разъем до защелкивания фиксатора.

21. Для замены реле 2 и 4 вентиляторов радиаторов отожмите фиксаторы.

22. . и извлеките реле из контактного разъема монтажного блока.

23. Установите новое реле в разъем до защелкивания фиксаторов. 24. Остальные реле, а также реле монтажного блока, расположенного в салоне, заменяйте способами, аналогичными описанным.

Замена предохранителей на Nissan Primera P12

  • Отвертка с плоским наконечником;
  • Дополнительное освещение;
  • Комплект новых реле – коммутаторов, предохранителей;
  • Пинцет для извлечения плавильных элементов.

Последовательность действий при замене модулей в салоне:

  • Устанавливаем машину в периметр ремонтной зоны, блокируем задний ряд колес противооткатными башмаками, выжимаем стояночный тормоз;
  • Левый руль: открываем водительскую дверь, слева от рулевой колонки установлен монтажный блок, снимаем крышку;
  • По порядковому номеру, указанному на тыльной стороне крышки, находим модуль. Пинцетом извлекаем его со штатного места, заменяем новым.

Чтобы заменить монтажный блок целиком необходимо дополнительно открутить два крепежных винта, фиксирующих плату к корпусу торпеды.

Замена предохранителей в моторном отсеке Ниссан Примера третьего поколения (Р12):

  • Выключаем зажигание, выжимаем стояночный тормоз на Nissan Primera P12, открываем капот;
  • Слева за аккумуляторной батареей расположен пластиковый корпус черного цвета, отщелкиваем крышку;
  • По порядковому номеру находим предохранитель, реле – коммутатор. Извлекаем его, заменяем новым по мере необходимости, проводим профилактику.


Рекомендации по техническому обслуживанию предохранителей

Nissan Primera P12

  • После езды по лужам, под дождем проверьте монтажный блок на наличие влаги. Просушите, продуйте потоком сжатого воздуха по мере необходимости;
  • Покупайте запасные части, расходные материалы преимущественно в сертифицированных точках продажи, официальных представительствах, дилерских центрах;
  • Функциональность предохранителей проверяйте специальным оборудованием — мультиметром.

Средний ресурс эксплуатации предохранителей, реле – коммутаторов на Ниссан Примера Р12 составляет 55 – 60 тыс. км.

Смотрите также

Комментарии 21

есть распиновка разъёма для салонного зеркала с автозатемнением (4-е провода в штекере)?

Странно, может быть такое? У меня под капотом нет предохранителей 14, 15 (ближние левая и правая фары) при этом ближний свет есть, в таком виде приобрели…

А машина европейка?

Да, европейская сборка. А на крышке, показан вобще другой вариант… его нет на снимках выше и по факту он не совпадает… может крышка от Р11?

Странно, может быть такое? У меня под капотом нет предохранителей 14, 15 (ближние левая и правая фары) при этом ближний свет есть, в таком виде приобрели…

тоже нет 14и 15 ты разобрался в чем дело?

привет!10 лет ездил-ничего, а вчера фара что то забрахлила.сунулся, а предохранителей тоже нет!интересно даже.разобрался в чём дело?спросил так на ходу у электрика в сервисе-он говорит не может такого быть, значит в салоне смотри.но в салоне нет предохранителей на фары.вообще это неприятно-фара коротнёт и что общий предохранитель сгорит что ли?а если не сгорит?

Странно, может быть такое? У меня под капотом нет предохранителей 14, 15 (ближние левая и правая фары) при этом ближний свет есть, в таком виде приобрели…

вот нарыл сегодня-надо проверить

Странно, может быть такое? У меня под капотом нет предохранителей 14, 15 (ближние левая и правая фары) при этом ближний свет есть, в таком виде приобрели…

Неисправности моторчика печки Nissan Primera


Зима для автомобиля – не самая хорошая пора года, особенно если речь идёт о такой стране, как Россия. Сильные морозы оказывают отрицательное воздействие на многие узлы и агрегаты, но выход из строя одного из них тем более неприятен, что именно он ответственен за обогрев салона. Как вы поняли, речь идёт о штатном отопителе, являющимся компонентой системы охлаждения автомобиля.

Именно поэтому так важно накануне наступления холодов тщательно проверить работоспособность печки: в случае обнаружения неисправностей у вас ещё будет время и возможности устранить их.

Неисправности моторчика печки Nissan Primera

Хотя японские автомобили считаются едва ли не образцом надёжности и долголетия, они тоже подвержены износу и старению. Отопитель салона не является исключением. Он состоит из нескольких узлов: радиатора, электровентилятора, системы воздуховодов и блока управления, причём самой нагруженной деталью является именно вентилятор, задача которого – нагнетать воздух в салон (холодный – летом и горячий – когда холодно). Именно он и подвержен поломкам в наибольшей степени. И хотя проявления неработающей печки в целом схожи – холод в салоне и перманентно запотевшие стёкла, к таким последствиям могут привести разные неисправности, от перегоревшего предохранителя до поломки самого моторчика печки Nissan Primera P12.

Как же узнать, что в ухудшении микроклимата внутри автомобиля виновен именно печной моторчик? В отличие от других типов неисправностей, связанных с отсутствием тепла (выход и строя помпы, термостата, печного радиатора, появление воздушной пробки, подтекание антифриза) в данном случае горячий воздух поступать в салон будет, но в ограниченном количестве или вообще самотёком. Так что основные симптомы неработоспособности моторчика достаточно очевидны:

  • при включении вентилятора ничего не происходит, при этом, если прислонить руку к дефлекторам, мощно ощутить едва уловимое движение горячего воздуха;
  • вентилятор работает только на максимальных оборотах, то есть не реагирует на переключение скоростей;
  • при включении электромоторчика раздаются различные звуки типа скрежета, скрипов или визга, которые могут длиться непродолжительное время, со временем становясь всё продолжительнее и громче.

Во втором случае можно уверенно утверждать о выходе из строя терморезистора, защищающего блок управления отопителем от перегрева.

При отсутствии признаков жизни вентилятора следует проверить целостность предохранителя, после чего убедиться в отсутствии проблем с электропитанием моторчика (подключив к плюсовой клемме питание непосредственно от аккумулятора). И только если с этим всё в порядке, можно грешить на сам электродвигатель.Неисправности моторчика печки Nissan Primera

Итак, если на вашем Nissan Primera вентилятор печки не запускается, причины могут быть следующие:

  • перегорание обмотки электродвигателя;
  • критический износ ламелей;
  • износ втулки крыльчатки;
  • истирание контактных щёток.

В этом случае рекомендуется демонтировать неисправный моторчик и заменить его на новый. Но в силу «кусающейся» цены на оригинальную запчасть (от 3 тысяч рублей) многие автовладельцы предпочитают либо замену на более дешёвый аналог, умудряясь устанавливать даже продукцию концерна АвтоВАЗ, что требует переделок, либо выполняют самостоятельный ремонт вышедшей из строя запчасти.

Очень часто о грядущем «умирании» вентилятора свидетельствует появление неприятных посторонних звуков, которые говорят об износе втулки, и тогда неприятностей с поломкой моторчика можно избежать, выполнив соответствующие реставрационные работы. Правда, ремонт мотора отопителя Primera требует наличия достаточно высокой квалификации. Некоторые автомобилисты меняют втулки на подшипники – как показала практика, такое решение в большинстве случаев неэффективно.

В любом случае независимо от того, намереваетесь ли вы ремонтировать моторчик печки или менять его на новый, вам нужно будет демонтировать его. Опишем, как это делается.Неисправности моторчика печки Nissan Primera

Алгоритм замены вентилятора отопителя

Хотя этой процедуре вряд ли можно присвоить категорию повышенной сложности, но и простой её назвать нельзя. Мы не советуем приступать к этой работе без наличия навыков проведения самостоятельного ремонта автомобиля.

Итак, приводим последовательность работ по замене моторчика печки автомобиля Nissan Primera P12:

  • отключаем минусовую клемму АКБ;
  • рычаг селектора АКПП переводим в положение Low (так он будет мешать по минимуму);
  • начинаем с демонтажа центрального тоннеля., для чего откручиваем два самореза, расположенные в задней его части (сдвинув передние сиденья вперед до упора и сняв пластиковую заглушку);
  • проделываем ту же процедуру с передними саморезами, отодвинув оба сиденья назад;
  • спереди возле педалей необходимо демонтировать ещё по одной заглушке с каждой стороны, под которыми отвинчиваем очередные два винтика;
  • с помощью отвёртки аккуратно поддеваем окантовку рычага селектора коробки и вытаскиваем её вверх;
  • вывинчиваем 4 самореза, спрятавшиеся под накладкой КПП;
  • демонтируем кожух стояночного тормоза вместе с клавишами блокировки дверей и подогрева сидений;
  • отключаем фишки электропроводки и снимаем туннель, состоящий из двух половинок;
  • демонтируем мультимедийную панель, потянув её облицовку в сторону салона (она держится на фиксаторах, так что тянуть нужно достаточно сильно, но аккуратно, начиная снизу и двигаясь по периметру);
  • отключаем два разъёма;
  • откручиваем четыре самореза и снимаем дисплей, отключив снизу два разъёма;
  • демонтируем музыкальный центр, крепящийся четырьмя саморезами;
  • отсоединяем все разъёмы (их там немалое количество, так что лучше записать, последовательность снятия);
  • приступаем к демонтажу перчаточного ящика, для чего откручиваем ключом Torx на 20 винт, крепящий микролифт;
  • откручиваем два самореза, находящиеся непосредственно под бардачком;
  • внутри ящика в верхней части имеется ещё четыре винта, которые нужно открутить;
  • убрав бардачок, видим штекера подсветки – отсоединяем их;
  • панель, находящаяся под рулём, снимается аналогичным образом – там есть два самореза внизу, которые и нужно открутить, после чего панель будет удерживаться только фиксаторами и снимется, если вы потянете её на себя;
  • все разъёмы, имеющиеся под панелью, отсоединяем;
  • переходим к демонтажу приборной панели, для чего вытаскиваем расположенные по краям панели треугольные заглушки, под которыми прячутся саморезы – выкручиваем их;
  • снимаем козырёк панели, потянув его на себя;
  • откручиваем четыре самореза и вытаскиваем панель;
  • отсоединяем все разъёмы с обратной стороны, убираем панель в сторону;
  • теперь откручиваем винтик в районе бардачка, ближе к центру, а также две гайки, крепящие торпеду по бокам;
  • чтобы демонтировать торпеду, нужно открутить ещё одну гайку, расположенную за рулём, для чего нужно потянуть вверх кожух рулевой колонки;
  • чтобы не мешали, откручиваем подрулевые переключатели (их можно легко сломать), крепящиеся двумя саморезами;
  • откручиваем пару болтов, расположенных возле приборной панели;
  • откручиваем болт, удерживающий модуль подушки безопасности (снизу возле бардачка);
  • отключаем разъёмы двух индикаторов непристёгнутого ремня, датчика света (расположенного с правой стороны торпеды) и разъём подушки безопасности;
  • теперь можно вытаскивать торпеду (лучше это делать через пассажирскую дверь и в целях безопасности вдвоём, чтобы не сломать пластик);
  • откручиваем балку рулевой колонки;
  • теперь мы получили доступ к отопительному блоку Nissan Primera P12, включая печку;
  • приступаем к его демонтажу;
  • аккуратно отсоединяем разъём электропроводки, находящийся со стороны верхней части впускной заслонки. Помним, что зачастую работоспособность отопителя зависит от состояния электрической цепи, поэтому внимательно осматриваем контакты и при их окислении зачищаем их наждачкой или металлической щёткой;
  • отключаем разъём питания моторчика печки;
  • откручиваем болты крепления корпуса вентилятора;
  • приступаем к демонтажу электропривода впускной заслонки;
  • отсоединяем и откручиваем мотор автокондиционера;
  • сдвигаем вентилирующее устройство в сторону и откручиваем установочный штифт;
  • вытаскиваем моторчик печки Primera.

Неисправности моторчика печки Nissan Primera

Как видим, самая сложная часть работ связана с демонтажем торпеды, и здесь важно не просто следовать инструкциям, но и помечать разъёмы, а также крайне желательно все группы саморезов и гаек помещать в отдельные пакетики и подписывать их, не надеясь на свою память.

Процедура сборки производится в обратном порядке.

За работу моторчика отопителя в Nissan Primera Р10 отвечают два 15-амперных предохранителя печки HEATER BLOWER MOTOR, расположенных в блоке моторного отсека. В автомобилях второго поколения (Р11) за работу печного моторчика также отвечают два 15-амперных предохранителя, но расположены они в салонном блоке (четвёртый и седьмой в верхнем ряду справа, обозначены синим цветом).

В Nissan Primera Р12 работу электровентилятора отопителя контролирует 15-амперный предохранитель под номером 14 на схеме.

Отметим, что если вы предпочитаете проводить ремонтные работы повышенной сложности в автосервисе, то стоимость работ по замене вентилятора отопителя будет заметно колебаться в зависимости от региона: в Москве это порядка 4-6 тысяч рублей, на периферии — гораздо дешевле, от 1000 до 4000 рублей.

Читайте также: