схема отопителя газель 406

Обновлено: 15.05.2024

Система охлаждения ЗМЗ-406: принцип работы охлаждения двигателя на Газели и Волге

Продукция, выпускаемая на Заволжском моторном заводе, известна всем и даже тем людям, которые очень далеки от автомобилей. Продукция завода – это бензиновые двигатели, которые затем будут установлены на автомобили моделей «Газель» и «Волга». В ЗМЗ-406 впервые применили систему распределенного топливного впрыска. Это дало толчок к совершенствованию других систем. Особое значения в работе имеет система охлаждения ЗМЗ-406. Она не дает мотору разогреваться до критических температур.

Схема системы охлаждения ЗМЗ-406

Она является закрытой, жидкостной и состоит из стандартных узлов и элементов, которые входят в систему охлаждения любого другого двигателя. Система включает в себя термостат, радиатор, патрубки, рубашку охлаждения, помпу и другие элементы.

змз 406 система охлаждения схема

Также есть и другие детали. Это сливной кран на блоке цилиндров, радиатор отопителя, кран отопителя и электромотор, узел подогрева дросселя, датчики температуры, вентилятор, клапаны термостата.

Термостат

Он в системе охлаждения ЗМЗ-406 играет роль клапана, перенаправляющего охлаждающую жидкость с малого круга на большой. Двигатель рассчитан на работу при температурах от 87 до 103 градусов.

В процессе прогрева двигателя термостат закрыт, что дает возможность быстрее прогреть ДВС до его рабочей температуры. Когда охлаждающая жидкость нагреется до 60 градусов, термостат откроется и жидкость пойдет по большому кругу системы охлаждения через радиатор.

Многие водители автомобилей, оснащенных этими двигателями, считают, что термостат – это слабое звено в схеме системы охлаждения. Часто узел заклинивает и мотор подвергается перегреву либо не греется вовсе. Решением проблемы служит полная замена термостата.

Термостат распределяет потоки охлаждающей жидкости. Он имеет два клапана – байпасный и основной. Схема работы термостата следующая.

охлаждения змз 406 карбюратор

Когда мотор не прогрет, то основной клапан еще закрыт. Жидкость движется по малому кругу, который начинается в рубашке охлаждения и ГБЦ, а затем проходит мимо радиатора. При этом тосол будет возвращаться обратно к помпе.

Когда будет достигнута рабочая температура, откроется основной клапан, а байпасный закроется. Когда температура достигнет температуры 94°С, основной клапан откроется полностью. Жидкость будет двигаться по рубашке в блоке. Затем пойдет через основной клапан, а далее в радиатор. Это большой круг системы охлаждения ЗМЗ-406.

Помпа

Насос заставляет охлаждающую жидкость двигаться, или же циркулировать, по системе. Находится помпа в блоке цилиндров, а в действие приводится посредством ремня. Крутящий момент забирается с коленчатого вала двигателя. Ресурс помпы для этих двигателей составляет около 100 тысяч километров. Но по причине некачественных запчастей ресурс может быть значительно меньше.

система охлаждения змз 406 инжектор

Помпа чаще всего неразборная, современная, поэтому при выходе насоса из строя следует менять узел в сборе.

Вентилятор и радиатор

Эти элементы в системе охлаждения двигателя ЗМЗ-406 нужны, чтобы обеспечить надежное охлаждение самого мотора. Радиатор при движении автомобиля может охлаждаться от встречного потока воздуха. Но летом жарко и радиатору помогает вентилятор.

Радиатор на данных двигателях алюминиевый, 3-х рядный, чтобы обеспечить максимальное охлаждение тосола или антифриза. Вентилятор на нем включается посредством датчика температуры, который установлен в блоке цилиндров на карбюраторной версии, а на инжекторной имеется датчик в блоке и электронный блок, который также управляет вентилятором.

Датчики температуры – это одна из причин головной боли владельцев автомобилей с ЗМЗ-406.

Патрубки и рубашка охлаждения

Патрубки служат проводящим и соединяющим звеном между разными частями системы охлаждения. По причине изношенных патрубков тосол может уходить из системы и двигатель может перегреваться.

модернизация системы охлаждения змз 406

По рубашке охлаждения в блоке циркулирует антифриз, поглощающий тепло. Затем по ней жидкость выводится в радиатор. По причине пробоя рубашки охлаждения может случиться гидроудар. Это очень опасное явление для любого двигателя внутреннего сгорания.

Расширительный бачок

Это емкость из пластика, расположенная выше, чем все остальные элементы в системе. Бачок выполняет множество функций, но самое главное – это уровень жидкости. Кроме того, в бачок выдавливается лишняя жидкость.

Пробка расширительного бачка

Несмотря на то что пробка маленькая, роль ее в охлаждающей системе очень большая. Через нее выдавливается давление, а также кипящий тосол в случае перегрева двигателя. Внутри пробки установлен специальный клапан, за счет которого и стравливается лишнее давление.

система охлаждения двигателя змз 406

В пробке имеется два клапана и каждый из них выполняет свою отдельную функцию. Так, выпускной клапан пробки нужен для работы с избыточным давлением, когда двигатель нагрет. Впускной откроется, если давление пониженное (то есть мотор остывает).

Датчик температуры

Это единственная электронная часть системы охлаждения инжекторного двигателя ЗМЗ-406, которая считывает температуру и отдает эту информацию в ЭБУ. Затем блок управления принимает решение о включении вентилятора.

Нужно заметить, что неисправный датчик температуры может принести много проблем. На основании информации с этого элемента также готовится топливная смесь. Также данные о температуре влияют и на другие системы в двигателе.

Принцип действия

Выше уже было рассмотрено, как устроена система охлаждения инжекторного ЗМЗ-406. Но познакомиться подробнее с принципом работы все-таки не будет лишним.

Камеры сгорания окружены рубашкой, по которой проходит тосол, антифриз или вода. Все эти жидкости отбирают тепло и переносят его к радиатору, откуда тепло передается в атмосферу. Жидкость в процессе работы постоянно циркулирует и тем самым поддерживает оптимальную температуру мотора. Тосол, антифриз и вода при работе образуют накипь, которая может серьезно мешать функционированию всей системы в целом.

Вода в принципе не может быть чистой – она включает соли, различные примеси и агрессивные вещества. Когда температура повышается, все это может выпадать в осадок и образуется накипь в системе охлаждения. Антифризы накипи не образуют, но в процессе эксплуатации разлагаются. Продукты разложения не лучшим образом виляют на механизмы.

Возможности для тюнинга

Различные заводские недоработки ведут к модернизации системы охлаждения ЗМЗ-406 владельцами и водителями. Существуют различные возможности для улучшения системы. Такой тюнинг сделает жизнь гораздо легче.

система охлаждения змз 406

Так, можно принудительно включать вентилятор радиатора с индикацией. Напряжение подается на электромотор. Здесь же можно менять разъемы подключения колодки вентилятора. Также многие ставят электропомпу, которая прокачивает тосол через печку. Можно сделать так, чтобы электропомпа включалась вместе с вентилятором.

С помощью данных доработок можно получить максимальную температуру двигателя в 97 градусов. Если включать вентилятор вручную, особенно в пробках, то имеется большой запас теплоемкости. Система охлаждения ЗМЗ-406 будет работать исправно, и мотор не перегреется.

система охлаждения двигателя змз 406 инжектор

Некоторые владельцы считают электровентлиятор ненадежным и уходят от этого решения. Например, можно установить принудительное охлаждение, приводимое в действие от помпы. Надежность выше, чем у электрического аналога. Систему такую применяли за ЗМЗ-402 и на «Газелях». Если нужно модернизировать инжекторную «Газель», то просто устанавливают вентилятор системы охлаждения на карбюраторный ЗМЗ-406. Но понадобится также и помпа.

Заключение

Для двигателей ЗМЗ-406 система охлаждения очень важна. Поэтому необходимо знать, как она работает и из чего состоит. Идеально работающая система поможет избежать губительных для мотора перегревов, а владельца обезопасит от больших денежных затрат за капитальный ремонт. Многие знают, как отечественные авто склонны к перегреву. Чтобы этого не допускать, важно следить за исправностью всех составляющих системы, контролировать уровень тосола и вовремя его менять. Тогда проблем с перегревом не будет возникать.

Система отопления газель 406 схема

Рис.18. Схема системы охлаждения двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

Система охлаждения двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 состоит из водяной рубашки в блоке и головке цилиндров двигателя, водяного насоса, термостата, радиатора, расширительного бачка,электровентилятора, сливных краников, датчиков температуры охлаждающей жидкости, перегрева охлаждающей жидкости и включения электровентилятора, пробки расширительного бачка,

В систему также включен радиатор ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 отопителя кабины.

Поддержание правильного температурного режима двигателя оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя и экономичность его работы.

Оптимальная температура охлаждающей жидкости 80-90°С поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически, и электровентилятора, включаемого отдатчика через реле управления электровентилятором при достижении температуры охлаждающей жидкости 92°С.

Электровентилятор включен до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не упадет до 87°С. В холодное время года для поддержания оптимальной температуры охлаждающей жидкости используется также чехол, устанавливаемый на облицовку радиатора.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов ЗМЗ-406 имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в корпус термостата.

Кроме того, в комбинации приборов имеется сигнальная лампа, загорающаяся при повышении температуры жидкости до 104-109°С.

Датчик сигнальной лампы также ввернут в корпус термостата. При загорании лампы следует немедленно остановить двигатель, установить и устранить причину перегрева.

Термостат ЗМЗ-406

Термостат двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (рис. 19) с твердым наполнителем, двухклапанный, типа ТС 107-01 расположен в корпусе, установленном на выходном отверстии головки цилиндров, и соединен шлангами с водяным насосом и радиатором.


Рис.19. Принцип действия термостата ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

При закрытом основном клапане жидкость в системе охлаждения двигателя ЗМЗ-406 циркулирует, минуя радиатор, через открытый дополнительный клапан термостата внутри рубашки охлаждения двигателя.

При полностью открытом основном клапане дополнительный клапан закрыт и вся жидкость проходит через радиатор охлаждения.

Отопитель кузова соединен параллельно с радиатором двс ЗМЗ-406, и термостат не отключает его от двигателя. Поэтому при прогреве двигателя не следует открывать заслонку воздухопритока и включать электродвигатель отопителя.

Термостат ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуляцию жидкости через радиатор.

В холодную погоду, особенно при малых нагрузках двигателя, почти все тепло отводится в результате обдува двигателя холодным воздухом, и охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует.

Водяной насос ЗМЗ-406

Помпа ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (рис. 20) центробежного типа. Расположена и закреплена на крышке цепи.


Рис.20. Водяной насос (помпа) ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

Подшипник 7 отделен от охлаждающей жидкости самоподтягивающимся сальником 4 неразборной конструкции, внутри которого расположены манжета и уплотняющая шайба.

Жидкость, просачивающаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружу через контрольное отверстие 6, которое периодически надо прочищать.

Подшипник от перемещения удерживается фиксатором 2, который завернут до упора и закернен.

Подшипник заполняется смазкой при сборке, в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Ступица 1 и крыльчатка 5 помпы напрессованы на валик подшипника.


Рис.21. Схема натяжения ремня привода агрегатов ЗМЗ-406

Привод водяного насоса (помпы) ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 и генератора осуществляется поликлиновым ремнем 6РК1220 от коленчатого вала.

Натяжение ремня производится изменением положения натяжного ролика (рис. 21).

Наиболее характерной неисправностью водяной помпы ЗМЗ-406 является течь охлаждающей жидкости через сальник в результате износа кольца скольжения сальника и рабочего торца ступицы крыльчатки, а также потери упругости манжеты сальника.

Подтекание охлаждающей жидкости через сальник обнаруживается через контрольное отверстие, расположенное в средней части корпуса насоса, внизу.

Другой неисправностью водяного насоса ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 является износ его подшипника. Это вызывает шумную работу насоса.

Износ подшипника можно определить по величине осевого перемещения наружной обоймы относительно валика, которая не должна превышать 0,25 мм при нагрузке 1 даН (кгс).

Устранение обеих неисправностей достигается заменой изношенных деталей новыми, для этого необходимо разобрать водяной насос.

Разборка водяного насоса (помпы) ЗМЗ-406 производится в следующем порядке:

Промыть и очистить детали насоса, удалить отложения с крыльчатки и корпуса. Изношенный рабочий торец ступицы крыльчатки шлифовать до устранения выработки "как чисто".

Сборка водяного насоса двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 производится в следующем порядке:

с помощью оправки установить сальник, не допуская перекоса, в корпус насоса, предварительно нанеся на соединяемые поверхности клей-герметик;

запрессовать подшипник с валиком в сборе в корпус так, чтобы гнездо под фиксатор совпало с отверстием в корпусе насоса, подшипник заполнен смазкой на заводе-изготовителе и при ремонте насоса смазки не требует;

завернуть фиксатор подшипника и закернить, чтобы не происходило самоотворачивание фиксатора;

напрессовать на валик подшипника ступицу шкива насоса, выдержав размер 106,0±0,2 мм;

напрессовать крыльчатку на валик подшипника, обеспечив зазор между крыльчаткой и корпусом 0,9-1,3 мм.

При напрессовке ступицы и крыльчатки необходимо разгружать корпус, фиксатор и подшипник водяной помпы ЗМЗ-406 от усилий запрессовки, т. е. упор при напрессовке должен осуществляться на торец валика.

Система вентиляции картера ЗМЗ-406

При работе двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 на холостом ходу и малых нагрузках газы из картера отсасываются через малую ветвь 6 в канал 4 системы подачи воздуха на холостом ходу, откуда попадают во впускные каналы головки цилиндров.

На остальных режимах вентиляция осуществляется через дроссель ресивера и впускную трубу.


Рис.22. Схема вентиляции картера двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

При эксплуатации не нарушайте герметичность системы вентиляции и не допускайте работу двигателя при открытой маслозаливной головине. Это вызывает повышенный унос масла с картерными газами.

В кабине предусмотрены системы приточной и вытяжной вентиляции. При естественной вентиляции воз­дух в салон автомобиля попада­ет через опущенные стекла дверей, а выходит через щели внутренних панелей передних дверей, люк кры­ши, а также вентиляционные окна на задних стойках боковин и задние окна автобусов.

При принудительной вентиляции, закрытых окнах и люке крыши на­ружный воздух не нафеваясь на­гнетается в кабину вентилятором отопителя. Проходя через корпус ото­пителя и минуя его радиатор, воздух попадает в салон. Для этого нижнюю ручку на панели управления пе­реводим в крайнее левое положе­ние и включаем электровентилятор. Направление потоков воздуха по са-

лону регулируется поворотными де­флекторами.

Принудительной вентиляцией следует пользоваться в жаркую погоду при ма­лых скоростях движения и па стоян­ках. На скорости свыше 50 км/ч салон вентилируется и при выключенном электровентиляторе только за счет скоростного напора воздуха. Отапливается кабина (салон) горя­чим воздухом. Проходя сквозь радиатор отопителя (включенный в систем)- охлаждения двигателя па­раллельно основному радиатору), воз­дух нафсвается и подается в салон. Кожух отопителя состоит из трех пластмассовых частей, соединенных металлическими скобами и саморе­зами. В кожух установлены радиатор, электровептилятор и две централь­ные заслонки, связанные между со-

Вентилятор отопителя — центро­бежный, установлен на валу элек­тродвигателя . Электродвигатель вентилятора — коллекторный, постоянного тока. Частота вра­щения регулируется четырех­позиционным переключателем (позиции — выключено, I , II и III скорости вращения вентилято­ра). В зависимости от выбран­ного скоростного режима электородвигатель подключает­ся к источнику питания напря­мую или через двухступенчатый резистор.

Охлаждающая жидкость под­водится к радиатору отопителя через кран с электроприводом. Выключатель крана совме­щен с регулятором температуры воздуха. Если рукоятка регу­лятора повернута в крайнее по­ложение синего сектора — кран закрыт, а весь воздух, посту­пающий в отопитель, прохо-

дит в салон, минуя радиатор. Отопитель при этом работает в режиме вентиляции. Л при на­хождении рукоятки регулятора в крайнем положении красного сектора и в промежуточных по­ложениях — кран открыт, режим отопления включен. Плавную регулировку температуры воз­духа обеспечивают центральные заслонки, которые соединены тросом с рукояткой регулятора температуры воздуха. Заслонки направляют одну часть воз­душного потока, поступающе­го в отопитель, через радиатор, а другую часть — в обход ради­атора. Чем больше воздуха пос­тупает через радиатор, тем выше температура воздуха. Когда ру­коятка регулятора температуры находится в крайнем положении красного сектора, весь воздуш­ный поток направляется через радиатор.

Два блока заслонок распреде­ляют воздушные потоки по воз­духоводам панели приборов. Наружные заслонки регули­руют потоки, направленные на обдув ветрового стекла, сге- кол передних дверей, в ноги водителя и пассажиров перед­него ряда сидений. Внутренние заслонки блоков регулиру­ют потоки, направленные к центральным и боковым вентиляционным решеткам па­нели приборов (дефлекторам). Диалогичные заслонки правого и левого блоков попарно соеди­нены между собой двумя тягами. Длина тяг может быть изменена перемещением пластмассовых резьбовых втулок, навернутых на концы тяг. Это необходимо для синхронизации работы за­слонок правого и левого блоков. Управление заслонками блоков выполняется регулятором рас-

В системе отопления автомоби­лей с двумя рядами сидений, ав­тобусов и автомобилей скорой медицинской помощи установ­лен дополнительный отопитель. При включении его элекгровен- тилятора происходит циркуляция воздуха салона через радиатор дополнительного отопителя. Это обеспечивает высокую интенсив­ность прогрева кабины (салона). Вентилятор дополнительного отопителя имеет минимальную и максимальную скорости вра­щения.

В кабине предусмотрены системы приточной и вытяжной вентиляции.

При естественной вентиляции воздух в салон автомобиля попадает через опущенные стекла дверей, а выходит через щели внутренних панелей передних дверей, люк крыши, а также вентиляционные окна на задних стойках боковин и задние окна автобусов.

При принудительной вентиляции, закрытых окнах и люке крыши наружный воздух, не нагреваясь, нагнетается в кабину вентилятором отопителя.

Проходя через корпус отопителя и минуя его радиатор, воздух попадает в салон.

Для этого нижнюю ручку на панели управления переводим в крайнее левое положение и включаем электровентилятор.

Направление потоков воздуха по салону регулируется поворотными соплами.

Принудительной вентиляцией следует пользоваться в жаркую погоду при малых скоростях движения и на стоянках.

На скорости свыше 50 км/ч салон вентилируется при выключенном электровентиляторе, только за счет скоростного напора воздуха.

Отапливается кабина (салон) горячим воздухом.

Проходя сквозь нагретый радиатор отопителя (включенный в систему охлаждения двигателя параллельно основному радиатору), воздух нагревается и подается в салон.

При заборе наружного воздуха он проходит через решетку, расположенную между ветровым стеклом и капотом, резко меняет направление и отделяется от дождевой воды, которая по пластмассовому желобку, расположенному в подкапотном пространстве, сливается на дорогу.

Далее воздух проходит через короб воздухозаборника, сам отопитель и (в зависимости от расположения заслонок) поступает на обдув ветрового стекла, стекол дверей, а также в зону ног водителя и пассажиров.

Отопитель состоит из пластмассового кожуха, в котором установлены радиатор, два вентилятора, закрепленные на валу электродвигателя, верхней, центральной и нижней заслонок и панели управления с тремя рычагами и выключателями.

На левой стороне отопителя установлен добавочный резистор, обеспечивающий пониженные скорости вращения электровентилятора.

К радиатору отопителя подходят подводящий и отводящий резиновые шланги.

Забор жидкости в радиатор при открытом кране отопителя, производится из головки блока цилиндров, а отвод — в насос системы охлаждения двигателя.

Для отопления кабины, передвигая, правый верхний и нижний рычаги панели управления, открываем кран отопителя, и перемещением заслонок направляем поступающий воздух через радиатор отопителя.

При движении автомобиля воздух будет поступать в кабину и при выключенном вентиляторе.

При недостатке теплого воздуха, а также на стоянках, — включаем электровентилятор.

Поворотом переключателя по часовой стрелке выбираем один из трех режимов работы электровентилятора.

Для повышения эффективности отопления и, особенно ускорения прогрева кабины в холодное время года, используется рециркуляция воздуха кабины через радиатор отопителя.

При переводе левого верхнего рычага панели управления отопителя в крайнее правое положение верхняя заслонка перекрывает поступление в отопитель наружного воздуха и открывает окно забора воздуха из салона.

Постоянная циркуляция «салонного» воздуха через радиатор отопителя способствует его интенсивному прогреву.

Перераспределение потоков воздуха в кабине производится нижним рычагом панели управления отопителя.

При крайнем левом положении ручки поступление воздуха к радиатору отопителя перекрыто и происходит только вентиляция салона.

При среднем положении — воздух поступает на обогрев ветрового стекла и стекол дверей.

При крайнем правом — воздух распределяется аналогично среднему положению ручки, плюс дополнительно поступает в зону ног водителя и пассажиров.

Правый верхний рычаг панели управления отопителем соединен с краном отопителя и регулирует количество жидкости, поступающей в радиатор отопителя. При крайнем правом положении рычага кран полностью открыт.

Дополнительный отопитель

В системе отопления автомобилей с двумя рядами сидений, автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи установлен дополнительный отопитель.

При включении его электровентилятора происходит циркуляция воздуха салона через радиатор дополнительного отопителя.

Это обеспечивает высокую интенсивность прогрева кабины (салона).

Вентилятор дополнительного отопителя имеет минимальную и максимальную скорости вращения.


Радиатор дополнительного отопителя соединен с радиатором основного отопителя шлангами. Они проложены по полу и защищены пластмассовым кожухом.

Второй радиатор вызывает снижение скорости циркуляции жидкости в системе отопления.

Поэтому вместе с дополнительным отопителем устанавливается электронасос.

Он увеличивает расход жидкости в системе, что улучшает нагрев воздуха, проходящего через радиаторы отопителей.

Электронасос включен в сливную магистраль системы отопления и установлен в моторном отсеке на правом лонжероне.

Пользоваться электронасосом рекомендуется на стоянке и при малой частоте вращения коленчатого вала (скорость движения до 50 км/ч).

На больших оборотах насос системы охлаждения двигателя развивает достаточную производительность для циркуляции жидкости через дополнительный отопитель.

Дополнительный отопитель устанавливается в автобусах (вместимостью до 9 мест), фургонах с двумя рядами сидений и в автомобиле ГАЗ-32214 — на полу, за пассажирским сиденьем кабины, а в автобусах на 12 (13) мест — на полу, в передней части пассажирского салона.

Для отопления салона микроавтобусов медицинских модификаций дополнительно установлен независимый отопитель пламенного типа, работающий на бензине, подаваемом из бака автомобиля.

Отопитель может работать на стоянке и в движении, независимо от работы двигателя.

Система отопления газ 3110 змз 406 схема

Сборочные детали системы охлаждения двигателя ЗМЗ-406

Рис.18. Схема системы охлаждения двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

Система охлаждения состоит из водяной рубашки в блоке и головке цилиндров двигателя, водяного насоса, термостата, радиатора, расширительного бачка,электровентилятора, сливных краников, датчиков температуры охлаждающей жидкости, перегрева охлаждающей жидкости и включения электровентилятора, пробки расширительного бачка,

В систему также включен радиатор ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 отопителя кабины.

Поддержание правильного температурного режима двигателя оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя и экономичность его работы.

Оптимальная температура охлаждающей жидкости 80-90°С поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически, и электровентилятора, включаемого отдатчика через реле управления электровентилятором при достижении температуры охлаждающей жидкости 92°С.

Электровентилятор включен до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не упадет до 87°С. В холодное время года для поддержания оптимальной температуры охлаждающей жидкости используется также чехол, устанавливаемый на облицовку радиатора.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов ЗМЗ-406 имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в корпус термостата.

Кроме того, в комбинации приборов имеется сигнальная лампа, загорающаяся при повышении температуры жидкости до 104-109°С.

Датчик сигнальной лампы также ввернут в корпус термостата. При загорании лампы следует немедленно остановить двигатель, установить и устранить причину перегрева.

Термостат ЗМЗ-406

Термостат двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (рис. 19) с твердым наполнителем, двухклапанный, типа ТС 107-01 расположен в корпусе, установленном на выходном отверстии головки цилиндров, и соединен шлангами с водяным насосом и радиатором.


Рис.19. Принцип действия термостата ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

При закрытом основном клапане жидкость в системе охлаждения двигателя ЗМЗ-406 циркулирует, минуя радиатор, через открытый дополнительный клапан термостата внутри рубашки охлаждения двигателя.

При полностью открытом основном клапане дополнительный клапан закрыт и вся жидкость проходит через радиатор охлаждения.

Отопитель кузова соединен параллельно с радиатором двс ЗМЗ-406, и термостат не отключает его от двигателя. Поэтому при прогреве двигателя не следует открывать заслонку воздухопритока и включать электродвигатель отопителя.

Термостат автоматически поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуляцию жидкости через радиатор.

В холодную погоду, особенно при малых нагрузках двигателя, почти все тепло отводится в результате обдува двигателя холодным воздухом, и охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует.

Водяной насос ЗМЗ-406

Помпа ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 (рис. 20) центробежного типа. Расположена и закреплена на крышке цепи.


Рис.20. Водяной насос (помпа) ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

Подшипник 7 отделен от охлаждающей жидкости самоподтягивающимся сальником 4 неразборной конструкции, внутри которого расположены манжета и уплотняющая шайба.

Жидкость, просачивающаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружу через контрольное отверстие 6, которое периодически надо прочищать.

Подшипник от перемещения удерживается фиксатором 2, который завернут до упора и закернен.

Подшипник заполняется смазкой при сборке, в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Ступица 1 и крыльчатка 5 помпы напрессованы на валик подшипника.


Рис.21. Схема натяжения ремня привода агрегатов ЗМЗ-406

Привод водяного насоса (помпы) ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 и генератора осуществляется поликлиновым ремнем 6РК1220 от коленчатого вала.

Натяжение ремня производится изменением положения натяжного ролика (рис. 21).

Наиболее характерной неисправностью водяной помпы является течь охлаждающей жидкости через сальник в результате износа кольца скольжения сальника и рабочего торца ступицы крыльчатки, а также потери упругости манжеты сальника.

Подтекание охлаждающей жидкости через сальник обнаруживается через контрольное отверстие, расположенное в средней части корпуса насоса, внизу.

Другой неисправностью водяного насоса является износ его подшипника. Это вызывает шумную работу насоса.

Износ подшипника можно определить по величине осевого перемещения наружной обоймы относительно валика, которая не должна превышать 0,25 мм при нагрузке 1 даН (кгс).

Устранение обеих неисправностей достигается заменой изношенных деталей новыми, для этого необходимо разобрать водяной насос.

Разборка водяного насоса (помпы) ЗМЗ-406 производится в следующем порядке:

Промыть и очистить детали насоса, удалить отложения с крыльчатки и корпуса. Изношенный рабочий торец ступицы крыльчатки шлифовать до устранения выработки "как чисто".

Сборка водяного насоса двс ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 производится в следующем порядке:

с помощью оправки установить сальник, не допуская перекоса, в корпус насоса, предварительно нанеся на соединяемые поверхности клей-герметик;

запрессовать подшипник с валиком в сборе в корпус так, чтобы гнездо под фиксатор совпало с отверстием в корпусе насоса, подшипник заполнен смазкой на заводе-изготовителе и при ремонте насоса смазки не требует;

завернуть фиксатор подшипника и закернить, чтобы не происходило самоотворачивание фиксатора;

напрессовать на валик подшипника ступицу шкива насоса, выдержав размер 106,0±0,2 мм;

напрессовать крыльчатку на валик подшипника, обеспечив зазор между крыльчаткой и корпусом 0,9-1,3 мм.

При напрессовке ступицы и крыльчатки необходимо разгружать корпус, фиксатор и подшипник водяной помпы от усилий запрессовки, т. е. упор при напрессовке должен осуществляться на торец валика.

Система вентиляции картера ЗМЗ-406

При работе двигателя на холостом ходу и малых нагрузках газы из картера отсасываются через малую ветвь 6 в канал 4 системы подачи воздуха на холостом ходу, откуда попадают во впускные каналы головки цилиндров.

На остальных режимах вентиляция осуществляется через дроссель ресивера и впускную трубу.


Рис.22. Схема вентиляции картера двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302

При эксплуатации не нарушайте герметичность системы вентиляции и не допускайте работу двигателя при открытой маслозаливной головине. Это вызывает повышенный унос масла с картерными газами.

Сдублирую из Газель сообщества, волговодам на заметку!
Буду краток, кто что не поймёт — спрашивайте в комментариях.

Вот система охлаждения ЗМЗ-406, 405 и тд. (у 402 и аналогов почти идентичная)

Основная задача системы: поддерживать его температуру в определенном диапазоне, называемом рабочей температурой. При рабочей температуре мотор работает максимально эффективно и безопасно. Система охлаждения должна помогать двигателю как можно скорее набирать рабочую температуру и как можно стабильней её поддерживать в необходимом диапазоне.

Если предыдущую картинку немного упростить, что бы было более понятен принцип работы, то получаем:

Помпа 12 закачивает ОЖ (охлаждающую жидкость) в блок цилиндров. Оттуда она выходит двумя путями
1) через отопитель салона 3 (отбор происходит в дальней части блока около 4-ого цилиндра) и после поступает опять в помпу через её нижний заборник.
2) Через головку блока в передней части двигателя и через термостат поступает в верхний заборник помпы.

Там же установлен термостат 4, который отправляет поток ОЖ или сразу в помпу (если жидкость холодная) или же через радиатор (если горячая). После радиатора поток поступает опять же в нижний заборник помпы.

Иногда, как и в нашем случае) отбор на отопитель делают не от 4-ого цилиндра в блока. а от торца головки блока (это улучшает циркуляции жидкости в блока). Ведь рабочая температура в двигателе — это как средняя температура по госпиталю, где она существенно ниже, а где то и зашкаливает. (понятие локального перегрева).

При эксплуатации в холодное время года с работающим отопителем данная схема работает как нужно, жидкость циркулирует по блоку, самое удалённое место в блоке охлаждается как за счёт различного диаметра отверстий в прокладке головки блока под проход ОЖ, так и за счёт забора ОЖ в отопитель (забор из Головки предпочтительней) и хорошей циркуляции.

А что происходит летом? Вы или вручную закрываете кран отопителя или же как в соболе это делает электрокран отопителя

И в итоге получаем следующую картину охлаждения. Летом. В самую жарищу…

первый цилиндр охлаждается отлично, второй хуже, третий ещё хуже, а в четвёртом имеем картину локального перегрева. Мало что туда поступает уже нагретая ОЖ, так ещё и циркуляция там минимальна… Из-за этого чаще всего и случаются проблемы с четвёртым цилиндром.

В современных двигателях применяют различные пути борьбы с таким перегревом. При аналогичных системах охлаждения.
1) циркуляция через радиатор продолжается в любое время года, просто отопитель с помощью заслонок направляет воздух мимо своего радиатора. Вариант неплох, с одной стороны и жидкость хоть немного охлаждается. с другой имеем лишне сопротивление для помпы при прокачке жидкости, опять же циркуляция есть. но далек от идеальной
2) кран отопителя закрывает радиатор отопителя и открывает ветвь перепуска жидкости в обход радиатора отопителя

Схематически это выглядит вот так:

Как видно циркуляция жидкости при закрытом кране отопителя даже улучшается (нет сопротивления радиатора отопителя для хода жидкости), а прогрев двигателя до рабочей температуры при схеме будет происходить гораздо быстрее.

Учтите что при открытом отопителе (зимой) ветвь перепуска должна быть закрыта, по избежании уменьшения прохода ОЖ через радиатор отопителя

Небольшой минус — радиатор, вентилятор радиатора и термостат должны работать исправно, причём радиатор и вентилятор — желателен запас по теплоотводу (помпа смешивает охлаждённую ОЖ после радиатора с перегретой идущей от четвёртого цилиндра). поэтому тут нужно или перестраховаться (радиатор должен быть как минимум отмыт, а электровентилятор желательно продублировать), как максимум в ветвь перепуска можно поставить второй небольшой радиатор (это для маньяков)

На Соболе я реализовал вторую схему, организовав ветвь перепуска (в неё же врезал электрообогреватель 220В на зиму). Зимой эта ветвь прогревает двигатель перед запуском, летом — охлаждает

а вопрос теплоотдачи решил промывкой радиатора (он тут в итоге был оставлен тем что и был на машине, а был он судя по всему новым) плюс к штатной электромуфте расположенной на помпе добавил электовентилятор БОШ от донорской волги (потребовало переноса радиатора вперёд на несколько сантиметров и изготовления кронштейнов под электровентилятор). Причём электовентилятор запитал от "мозгов" (ЭБУ) двигателя с программируемой через бортовой компьютер температурой включения от датчика температуры ЭБУ, а электромуфту подключил к штатному датчику установленному в радиатор (с порогом включения 94-99 градусов). Дополнительно водителю вывел 2 кнопки принудительного включения обоих вентиляторов, со световой индикацией работы.

Про реализацию этой теории на практике. "в железе", будет в следующем бортовике сами знаете в каком бортжурнале)

Система охлаждения двигателя ЗМЗ 406 — это комплекс узлов и агрегатов, предназначенных для охлаждения силового агрегата транспортного средства, а также поддержания рабочей температуры.


Технические характеристики

Двигатель ЗМЗ 406 производства Заволжского моторного завода. Мотор устанавливался на различные модели автомобилей Горьковского автомобильного завода, но система охлаждения Газель 406, ничем не отличается от смонтированных на Соболе или Волге.

Двигатель с маркировкой ЗМЗ 406 обладает высокими техническими характеристиками, но как показывает практика, имеет конструктивный недостаток в области системы охлаждения — термостат. Но, о всём по порядку.

Схема системы охлаждения

Прежде, чем приступить непосредственно к рассмотрению деталей и улов, которые входят в систему охлаждения мотора стоит рассмотреть, схему устройства узла.


Схема устройства системы охлаждения автомобиля ЗМЗ 406
1 — сливной кран блока цилиндров двигателя; 2 — радиатор отопителя; 3 — кран отопителя; 4 — двигатель; 5 — дроссельный узел; 6 — термостат; 7 — датчик указателя температуры; 8 — датчик контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости;
9 — электровентилятор; 10 — датчик включения электровентилятора; 11 — радиатор двигателя; 12 — пробка расширительного бачка; 13 — расширительный бачок;
14 — пробка сливного отверстия радиатора; 15 — насос охлаждающей жидкости;
16 — основной клапан термостата; 17 — байпасный клапан термостата;
А — термостат закрыт; В — термостат открыт

Детали и запчасти: описание

Многие автолюбители знакомы с элементами охлаждающей системы моторов. Но, автомобилисты-новички не знают — из чего состоит этот узел и какое предназначение элементов, за что часто бывают, наказаны судьбой. Итак, разберём предназначение отдельных элементов системы охлаждения мотора ЗМЗ 406.

Термостат

Термостат — элемент системы охлаждения автомобиля, который отыгрывает роль клапана, который перенаправляет поток ОЖ, с малого на большой. Рабочая температура силового агрегата ЗМЗ 406 — 87 — 103 градуса Цельсия.

При прогреве автомобиля термостат находится в закрытом состоянии, что позволяет более быстро и эффективнее провести нагрев движка. После достижения температуры жидкости в 60-70 градусов, термостат открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор.

Термостат, по праву может считаться наиболее ломающейся частью системы охлаждения автомобиля. Зачастую это связано с тем, что узел заклинивает, и мотор или перегревается, или не греется. Наиболее простое решение проблемы — заменить испорченную деталь.


А — термостат закрыт; В — термостат открыт

Водяной насос

Водяной насос или помпа обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Располагается деталь в блоке цилиндров и приводится в движение при помощи приводного ремня от коленчатого вала. Деталь имеет ресурс в 100 000 км пробега, но в связи с некачественными запасными частями может выходить со строя значительно раньше.

Радиатор и вентилятор

Радиатор и вентилятор системы ОЖ предназначены для обеспечения оптимального охлаждения двигателя. Сам по себе радиатор охлаждается при помощи встречного потока воздуха, но в летний период — этого не хватает, и в работу включается вентилятор.

Радиатор системы охлаждения на ЗМЗ 406 установленный алюминиевый с 3-х рядной системой для обеспечения максимального охлаждения жидкости. Вентилятор приводится в действие при помощи автоматического замыкания цепи с датчиком температуры расположенного на блоке цилиндров.

Если двигатель имеет инжектор, то в цепь работы датчик-вентилятор ещё включается и электронный блок управления двигателем. Датчик температуры охлаждающей жидкости становится причиной многих проблем связанным с работоспособностью мотора.


Патрубки и водяная рубашка

Патрубки отыгрывают роль проводящего и соединяющего звена между разными элементами системы ОЖ. Из-за их неисправности может возникнуть утечка охлаждающей жидкости, и мотор попросту начнёт перегреваться.

По водяной рубашке, в силовом агрегате циркулирует охлаждающая жидкость, где она поглощает тепло и выводит его на радиатор. Из-за пробоя этого элемента моет возникнуть гидроудар.

Связано это с эксплуатацией силового агрегата на воде, при которой возникает коррозия.

Вывод

Если судить, по отзывам автолюбителей, то система охлаждения ЗМЗ 406 считается одной из самых надёжных, что выпускал Заволжский завод. Система охлаждения Газель немного адаптирована, чтобы выдерживать большие нагрузки. А вот на Соболе, все было без изменений, так как на Волге.

Особенности устройства печки Газель

Газель — это именно тот автомобиль-труженик, который эксплуатируется круглогодично, невзирая на погодные условия на улице. К зимнему времени года необходимо готовить такую машину особенно тщательно, чтобы в ней было комфортно передвигаться даже в лютые морозы. Газель может возить не только грузы, но и людей, поэтому отопитель должен быть исправен и обеспечивать приток теплого воздуха из подкапотного отсека.

Печка Газели

Особенности функционирования системы охлаждения Газель

Именно печка является одной из ключевых частей системы охлаждения не только газели, но и любого другого транспортного средства. Когда работает любой двигатель, это сопровождается выделением большого объёма тепла. Сгорает топливо и трутся друг от друга металлические поверхности. Если не отводить тепло, то произойдёт перегрев и очень быстрый выход из строя целых узлов мотора.

По этой причине в системе охлаждения предусмотрены сразу 2 контура, которые называют большим и малым кругом. Пока охлаждающая рабочая жидкость не нагрелась, она проходит по малому кругу, а в нагретом состоянии — по большому. В этом случае происходит включение термостата, который распределяет потоки. Именно так автомобильный мотор не перегревается, но и быстро набирает рабочую температуру. Полученное тепло используется для нагрева салона зимой, а летом просто выводится наружу в атмосферу.

Опытные водители хорошо знают, как устроена печка на Газели, а потому понимают и важность своевременного устранения неисправностей. Устройство её аналогично принципу всех других транспортных средств, работающих с жидкостным охлаждением. Для этого предусмотрен радиатор, а также большие и малые круги, по которым беспрерывно циркулирует антифриз. Разница состоит только в том, открыт либо закрыт в данную минуту термостат.

Отопитель и другие составляющие устройства печки

Радиатор оснащается краником, который может корректировать направление движения антифриза. Либо его больше поступает в радиатор, либо происходит обратный сброс. Если требуется увеличить приток горячего воздуха, следует просто открыть кран побольше. Примерно так функционирует отопитель на Газели — а регулировку удобно производить даже из салона, используя панель управления. Чем быстрее вращается крыльчатка, тем более возрастает интенсивность работы моторчика, увеличивая тёплый обдув.

Печка Газ

Схема печки Газели

Чтобы правильно провести диагностику работы печки на Газели, придётся обзавестись таким помощником, как электрическая схема подключения, на которую нанесены все устройства в цепи. Если что-то работает некорректно, то она подскажет, где искать неисправность и на каком участке. Это позволит сначала произвести правильную диагностику, а впоследствии и ремонтные работы. Это особенно актуально в тех случаях, когда неисправность находит нас в дороге, и нет возможности отдать машину в ремонт на станцию техобслуживания. Минимальный запас знаний и принципа действия плюс схема — всё, что нужно для устранения неисправности.

Какой радиатор лучше

Изучая устройство печки на пассажирские или грузовые Газели, многие владельцы задаются вопросом: какой радиатор лучше справляется со своими функциями — алюминиевый либо медный. Посмотрим основные достоинства каждого из этих вариантов:

  1. Алюминиевый. Обладает доступной стоимостью, которая может быть в 2 раза ниже по сравнению с медным аналогом. Именно в этом кроется основная причина того, почему такие изделия распространены по всему земному шару у производителей. Главный их недостаток в более низкой теплопроводности. Из-за появления коррозионных участков могут возникать нарушения функционирования всей системы отопления и охлаждения. Ремонту они не подлежат — приходится выбрасывать и заменять новым.
  2. Медные. Обладают высокой теплопроводностью, а это напрямую влияет на качество обогрева салона. Медь легко запаять, и поэтому такие радиаторы являются ремонтопригодными. Пайка получается более ровной, отсутствуют окислы. Недостатком является более высокая отпускная цена.

Не греет печка Газели

Опытные механики рекомендуют после проведения капитального ремонта ставить радиатор, сделанный из меди. Такое изделие прослужит дольше, однако и в него могут попадать частицы грязи, засоряя систему. Если нет информации о том, насколько она загрязнена, то можно сэкономить и поставить алюминиевый, который просто промывается при эксплуатации.

Как устранить проблемы обогрева на печках в Газели

При устройстве печки Газели старого образца производитель недостаточно эффективно продумал отопительную конструкцию. Из-за этого она плохо греет, допуская попадание холодного воздуха извне. Кран может обладать плохой пропускной способностью, и даже засорившийся радиатор быстро приводит к проблемам. Такие печки выпускались на автомобилях до начала 2000-х годов производства, и они требуют регулярной очистки. Самое простое, что можно сделать водителю в такой ситуации, — прочистить систему и магистрали.

Не всегда этих манипуляций достаточно для того, чтобы добиться эффективного обогрева. В этом случае автолюбителям придёт на помощь небольшая модернизация системы. Самый простой вариант — заменить алюминиевый радиатор на медный аналог. Также многие ставят дополнительный новый насос под вакуумный усилитель. В некоторых случаях помогает применение поролоновых уплотнителей или промазка проблемных участков герметиком. Лучше всего использовать силиконовый герметик, который хорошо герметизирует места соединений.

Ремонт печки Газели

Однако и устройство печки Газелей нового образца нельзя назвать идеальным для тех, кому приходится много времени ездить в зимнее время года, да ещё и за городом. В этом случае можно прибегнуть к такому последовательному алгоритму:

  1. Загерметизировать любым изолирующим материалом дверные проёмы, щиток и прочие потенциально проблемные места в салоне. Можно воспользоваться даже шумоизоляцией. В результате тепло будет сохраняться лучше, а поступление холода, наоборот, сократится.
  2. Некоторым помогает замена входа и выхода в самой печке.
  3. Как вариант, можно заменить отопитель. От этого может повыситься эффективность работы всей системы.
  4. На практике доказано, что улучшить обогрев можно при помощи установки дополнительного радиатора вдобавок к штатному. Их можно расположить под общей крышкой и соединить трубками в одну систему.

Если в системе установлен второй отопитель, то антифриз нагревается лучше, а это неминуемо скажется на температуре внутри салона. Тепло будет лучше сохраняться в салоне, что приведёт к повышению уровня комфорта при передвижении в Газели в зимнее время года.

Как проводить профилактику работы печки

До наступления холодной погоды рекомендуется проверить работоспособность системы отопления и охлаждения на Газели, а при необходимости провести комплексный ремонт. Для этого можно начать со снятия радиатора с моторчиком их очистки и смазывания. На неисправность в самом двигателе отопителя могут указывать запах гари во время включения. Отремонтировать его скорее всего не получится — придётся заменять новым. Выполнить правильно установку поможет схема подключения. Кроме запаха, о неисправностях могут свидетельствовать и такие признаки, как поскрипывание, свист и потрескивание, а также прочие посторонние шумы.

Ремонт приборной панели

На работу электродвигателя следует обращать внимание в первую очередь. Он напрямую воздействует на интенсивность и мощность создаваемого воздушного потока. Однако при покупке необходимо также обращать внимание на количество оборотов, которое желательно поддерживать в районе 3000 за минуту. Должен быть предусмотрен переключатель, чтобы выбирать уровень потока — малый, средний и большой.

Кроме двигателя за нагрев и комфортную температуру внутри слона Газели отвечает целый ряд узлов, приборов и деталей. Это вентиляторы с радиаторами, заслонки с клапанами, магистрали, фильтрующие элементы и другие, способные влиять на работу печки. Радиатор отопителя прячется за центральной консолью транспортного средства. Проконтролировать его состояние визуально проблематично, а демонтаж с заменой новым может потребовать нескольких часов возни.

Данный узел весьма чувствителен к любым загрязнениям: наружным и внутренним. После нескольких сезонов эксплуатации его ребра засоряются грязью и пылью, формируя отложения на стенках. Это ухудшает эффективность работы всей системы — снижается объём воздушного потока, а вместе с ним и температура в салоне.

Неисправный термостат в Газели никогда не даст комфортной температуры, неважно, какого образца установлена печка. При прогреве мотора именно он отправляет антифриз по малому кругу, а большой подключится тогда, когда она прогреется до рабочих величин. Помпа — это ещё один важнейший узел, прогоняющий охлаждающую жидкость по контурам системы охлаждения. Частая причина неисправности — сломанная крыльчатка водяного насоса. Сам контур должен быть замкнутым, как закрытая система. Если в неё попадает воздух извне, то происходит явление завоздушивания и печка перестаёт топить нормально.

Чтобы провести ремонт максимально эффективно и с минимальными вложениями, необходимо знать, как устроен отопитель и система охлаждения/обогрева на автомобилях Газель. Большинство неисправностей можно легко диагностировать и не допустить выход из строя всей системы.

Читайте также: