схема расширительного бачка камаз 6520

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Система охлаждения двигателя

Система охлаждения предназначена для обеспечения оптимального теплового режима работы двигателя автомобиля Камаз 6560. Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. К основным агрегатам и узлам системы охлаждения относятся: радиатор, вентилятор с системой гидропривода, кожух вентилятора, расширительный бачок, корпус водяных каналов, водяной насос, термостаты, каналы и соединительные трубопроводы для прохода охлаждающей жидкости.

Вентилятор и радиатор системы охлаждения установлены за кабиной. Привод вентилятора - гидравлический. Гидронасос привода установлен на коробке передач.

Включение вентилятора происходит автоматически при повышении температуры охлаждающей жидкости до 85 °С, отключение - при понижении температуры охлаждающей жидкости до 80 °С.

Датчик включения вентилятора 4 (см. рис. 7.24) установлен на водяном трубопроводе на выходе из двигателя.

Тепловой режим двигателя регулируется автоматически двумя термостатами, которые управляют направлением потока охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры на выходе из двигателя, которая должна находиться в пределах 75. 95 °С.

Во время работы двигателя автомобиля Камаз 6560 циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается водяным насосом. Охлаждающая жидкость из насоса нагнетается в полость охлаждения левого ряда цилиндров и через водомасляный теплообменник в полость охлаждения правого ряда цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в полости охлаждения головок цилиндров. Из головок цилиндров нагретая жидкость по каналам поступает в водяную коробку корпуса водяных каналов 3 (см. рис. 7.24), из которой, в зависимости от температуры, направляется по маршруту «коробка термостатов - радиатор - ретардер - водяной насос» или по маршруту «коробка термостатов - ретардер - водяной насос». Часть жидкости отводится по каналу в масляный теплообменник, где происходит передача тепла от масла в охлаждающую жидкость. Из теплообменника охлаждающая жидкость направляется в водяную рубашку блока цилиндров в зоне расположения четвертого цилиндра.


Рис. 7.24. Схема системы охлаждения: 1 - коробка передач; 2 - двигатель; 3 - коробка термостатов; 4 - датчик включения вентилятора; 5 - вентилятор; 6 - радиатор; 7 - ретардер.

Корпус водяных каналов отлит из чугуна и закреплен болтами на переднем торце блока цилиндров.

Термостаты (рис. 7.25) позволяют ускорить прогрев холодного двигателя и поддерживать температуру охлаждающей жидкости не ниже 75 °С путем изменения ее расхода через радиатор. В водяной коробке 5 корпуса водяных каналов установлено параллельно два термостата с температурой начала открытия (80±2) °С.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 80 °С, основной клапан 12 прижимается к седлу корпуса 14 пружиной 11 и перекрывает проход охлаждающей жидкости в радиатор. Перепускной клапан 6 открыт и соединяет водяную коробку корпуса водяных каналов по перепускному каналу 4 с входом водяного насоса.

При температуре охлаждающей жидкости выше 80 °С. наполнитель 9, находящийся в баллоне 10, начинает плавиться, увеличиваясь в объеме. Наполнитель состоит из смеси 60 % церезина (нефтяного воска) и 40 % алюминиевой пудры. Давление от расширяющегося наполнителя через резиновую вставку 8 передается на поршень 13, который, выдавливаясь наружу, перемещает баллон 10 с основным клапаном 12, сжимая пружину 11. Между корпусом 14 и клапаном 12 открывается кольцевой проход для охлаждающей жидкости в радиатор. При температуре охлаждающей жидкости 93 °С происходит полное открытие термостата, клапан поднимается на высоту не менее 8,5 мм.

Одновременно с открытием основного клапана вместе с баллоном перемещается перепускной клапан 6, который перекрывает отверстие в водяной коробке корпуса водяных каналов, соединяющее ее с входом водяного насоса.

При понижении температуры охлаждающей жидкости до 80 °С и ниже, под действием пружин 7 и 11 происходит возврат клапанов 12 и 6 в исходное положение.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости, на водяной коробке корпуса водяных каналов установлено два датчика температуры 1 и 2. Датчик 1 выдает показания текущего значения температуры охлаждающей жидкости на щиток приборов, датчик 2 служит сигнализатором перегрева охлаждающей жидкости. При повышении температуры до 98. 104 °С на щитке приборов загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.


Рис. 7.25. Термостаты: 1 - датчик указателя температуры; 2 - датчик сигнализатора аварийного перегрева; 3 - канал выхода жидкости из двигателя; 4 - канал перепуска жидкости на вход насоса; 5 - корпус водяных каналов; 6 - перепускной клапан; 7 - пружина перепускного клапана; 8 - резиновая вставка; 9 - наполнитель; 10 - баллон; 11 - пружина основного клапана; 12 - основной клапан; 13 - поршень; 14 - корпус; 15 - патрубок водяной коробки; 16 - прокладка.

Насос водяной (рис. 7.26) центробежного типа, установлен на корпусе водяных каналов. В корпус 1 запрессован радиальный двухрядный шарико-роликовый подшипник 6 с валиком. С обеих сторон торцы подшипника защищены резиновыми уплотнениями. Смазка в подшипник заложена предприятием-изготовителем. Пополнение смазки в эксплуатации не требуется. Упорное кольцо 3 препятствует перемещению наружной обоймы подшипника в осевом направлении. На концы валика подшипника напрессованы крыльчатка 4 и шкив 5. Сальник 2 запрессован в корпус насоса. Сальник по конструкции неразборный.

В корпусе насоса между подшипником и сальником выполнено два отверстия: нижнее и верхнее. Верхнее отверстие служит для вентиляции полости между подшипником и сальником, а нижнее - для контроля исправности торцового уплотнения.

Подтекание жидкости из нижнего отверстия свидетельствует о неисправности уплотнения. В эксплуатации оба отверстия должны быть чистыми, так как их закупорка приведет к выходу из строя подшипника.


Рис. 7.26. Насос водяной: 1 - корпус; 2 - сальник; 3 - кольцо упорное; 4 - крыльчатка; 5 - шкив; 6 - подшипник радиальный шарико-роликовый с валиком.

Радиатор автомобиля КАМАЗ 6560 медно-латунный, паяный твердым припоем, для повышения теплоотдачи охлаждающие ленты выполнены с жалюзийными просечками, крепится на надрамнике вспомогательного оборудования.

Расширительный бачок устанавливается за кабиной на надрамнике вспомогательного оборудования. Расширительный бачок 1 (см. рис. 7.27) соединен перепускной трубой 4 с входной полостью водяного насоса, пароотводящей трубкой 7 с верхним бачком радиатора.

Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагрева, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха и пара.

Расширительный бачок изготовлен из латуни, вместимость бачка 16,5 л. В бачке выполнены две горловин: верхняя и боковая. Боковая горловина закрывается герметичной крышкой 2 (см. рис. 7.27) и служит для заливки охлаждающей жидкости и визуального контроля уровня жидкости в системе. Максимальный уровень определяется нижней кромкой боковой горловины, минимально допустимый уровень должен быть на 20 - 25 мм ниже кромки горловины.


Рис. 7.27. Установка расширительного бачка: 1 - расширительный бачок; 2 - крышка; 3 - трубка воздухоотводящая; 4 - перепускная труба; 5 - трубка отвода жидкости из компрессора; 6 - трубка для отвода пара из расширительного бачка; 7 - пароотводящая трубка.

На горловину бачка навинчивается пробка расширительного бачка (рис. 7.28) с клапанами впускным 8 (воздушным) и выпускным (паровым) 11. Выпускной клапан 11 прижат пружиной 5 к седлу горловины бачка, предохраняет систему охлаждения от избыточного давления и открывается при повышении давления в системе до 65 кПа (0,65 кгс/см 2 ). Впускной клапан 8 удерживается на седле пружиной 9, предохраняет систему от разрежения при остывании двигателя и открывает доступ воздуха в систему при разрежении до 1-12 кПа (0,01 - 0,12 кгс/см 2 ).


Рис. 7.28. Пробка расширительного бачка: 1 - стойка выпускного клапана; 2 - пружина пробки; 4 - корпус пробки; 5 - пружина выпускного клапана; 6 - прокладка выпускного клапана; 7 - седло впускного клапана; 8 - клапан впускной; 9 - пружина впускного клапана; 10 - прокладка впускного клапана; 11 - клапан выпускной.

Для слива охлаждающей жидкости следует открыть сливные краны теплообменника и насосного агрегата предпускового подогревателя, на трубе, подводящей жидкость к водяному насосу, отвернуть пробки на нижнем бачке радиатора.

Не допускается открывать пробку расширительного бачка на горячем двигателе - это приведет к выбросу горячей охлаждающей жидкости и пара из горловины расширительного бачка. Эксплуатация двигателя без пробки расширительного бачка не допускается.

Расширительный бачок системы охлаждения КамАЗ -740.10

Расширительный бачок системы охлаждения служит для компенсации изменения объёма охлаждающей жидкости при её расширении от нагрева, а так же позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из неё воздуха и пара.

На двигателе КамАЗ-740 расширительный бачок установлен с правой стороны по ходу движения автомобиля и соединён с коробкой термостатов, верхним бачком радиатора и компрессором.

В горловине расширительного бачка установлена паровоздушная пробка с впускным (воздушным) и выпускным (паровым) клапанами. Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе избыточное давление, выпускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию разряжения при остывании двигателя.

Через горловину расширительного бачка заливается охлаждающая жидкость. Уровень охлаждающей жидкости контролируется краником контроля уровня. Верхний уровень жидкости в бачке должен быть 1/2 - 2/3 высоты бачка (между метками «MIN» и «MAX» на боковой поверхности бачка).

Схема бачка

Бачок расширительный системы охлаждения

Рисунок 2. Бачок расширительный системы охлаждения

1 - кран контроля уровня

3 - пароотводная трубка

5 - трубка от компрессора

6 - трубка перепускная от двигателя к радиатору

7 - корпус бачка

Датчик положения коленчатого вала ЗМЗ - 406. 10

Назначение и принцип действия

Датчик положения коленчатого вала (далее ДПКВ) предназначен для синхронизации работы блока управления с рабочими процессами в цилиндрах двигателя, и определения частоты его вращения.

ДПКВ представляет собой стержень с намотанной поверх него обмоткой и заключённый в корпус из высокопрочной пластмассы. Он имеет гибкий соединительный кабель, заканчивающийся трёх контактной колодкой соединения.

ДПКВ работает в паре с диском синхронизации и обеспечивает выдачу угловых импульсов синхронизации от зубьев диска, то есть размечает оборот коленчатого вала на угловые отметки. Угловая длительность одного зуба составляет 6 градусов положения коленчатого вала.

Блок управления, используя сигнал с ДПКВ, вычисляет частоту вращения коленчатого вала, а так же определяет ВМТ первого цилиндра.

При отказе ДПКВ работа двигателя невозможна.

Схема датчика

Датчик положения коленчатого вала двигателя

Рисунок 3. Датчик положения коленчатого вала двигателя

6 - Кронштейн крепления

7 - Магнитный сердечник

8 - Диск синхронизации

Звуковой сигнал ГАЗ - 3110

Устройство и принцип действия

На автомобиле ГАЗ 3110 применяются тональные звуковые сигналы рупорного типа. Устанавливают их в комплекте из двух сигналов разной тональности (один - низкого, второй - высокого тонов).

Электрический тональный звуковой сигнал состоит из металлического корпуса и резонатора в виде улитки, между которыми зажата стальная упругая мембрана, с которой жёстко соединён якорь. Верхняя половина якоря входит внутрь обмотки электромагнита, базирующегося в корпусе. Внутри электромагнита расположен сердечник. Один из выводов обмотки электромагнита изолирован и укреплён на корпусе. Второй вывод, с помощью медного болта установленного изолированно от корпуса, подводится к контакту, прикреплённому к плоской пружинящей пластине. Неподвижный контакт приклёпан к пластине соединённой с «массой». Усилие прижатия контактов друг к другу регулируется винтом с гайками.

При нажатии на кнопку, установленную на рулевом колесе, срабатывает реле, которое замыкает цепь сигналов. При этом по обмотке сигналов начинает проходить ток вызывающий намагничивание стального сердечника. Якорь притягивается к сердечнику и через шток прогибает стальную упругую мембрану. Одновременно якорь, воздействуя на толкатель, поднимает пружинную пластину вместе с пружинным контактом, размыкая цепь. Ток в обмотке прерывается, мембрана выпрямляется и перемещает шток с якорьком в исходное положение, при котором контакты снова замыкаются. Колебания воздуха, вызванные мембраной, создают звук. Резонатор в виде улитки обеспечивает получение звука соответствующего тона и тембра.

Читайте также: