шкала температуры на камазе

Обновлено: 13.05.2024

Органы управления, контрольно-измерительные приборы КамАЗ

1 — щиток приборов; 2 — панель выключателей; 3 — дополнительная панель; 4 — кнопка дистанционного выключателя аккумуляторных батарей, используется для дистанционного включения и отключения штатных аккумуляторных батарей. Функция управления дистанционным выключателем аккумуляторных батарей блокируется при положении «I» и «II» ключа в замке выключателя приборов и стартера; 5 — выключатель аварийной сигнализации (для автомобилей с двигателями экологического класса 4 и 5); 6 — ящик вещевой; 7 — отсек реле и предохранителей; 8 — дефлектор обдува стекол (с двух сторон), регулирует направление воздушного потока обдува ветровых стекол и стекол дверей; 9 — пульт управления предпусковым подогревателем двигателя (для отдельных комплектаций автомобилей с предпусковым подогревателем). 10 — блок контрольных ламп.

Комбинация приборов

    контрольные лампы;
  1. указатель уровня топлива в баке;
  2. сигнализатор резервного остатка топлива, загорается (цвет – оранжевый) при уровне топлива меньше 13 % от общего объема;
  3. электронный спидометр;
  4. сигнализатор спидометра, загорается (цвет – красный) при условии превышения заданной максимальной скорости движения автомобиля. Настройка заданной максимальной скорости производится предприятием-изготовителем автомобиля или в сервисном центре;
  5. указатель давления в I контуре тормозной системы; номинальное давление воздуха в пневмоприводе от 6,5 до 8,0 кгс/см2;
  6. указатель давления во II контуре тормозной системы; номинальное давление воздуха в пневмоприводе от 6,5 до 8,0 кгс/см2;
  7. электронный тахометр;
  8. сигнализатор тахометра — «Оптимальные обороты», загорается (цвет – зеленый) при движении автомобиля на оптимальных для двигателя режимах;
  9. сигнализатор тахометра — «Пониженные обороты», загорается (цвет — красный) при пониженной частоте вращения коленчатого вала двигателя;
  10. сигнализатор тахометра — «Повышенные обороты», загорается (цвет — красный) (при превышении допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя);
  11. указатель температуры жидкости в системе охлаждения, температура охлаждающей жидкости при нормальных условиях эксплуатации: для двигателей КАМАЗ от 80 до 100 ºС;
  12. для двигателей Cummins от 71 до 100 ºС;
  13. сигнализатор аварийной температуры, загорается (цвет – красный) при завышенной температуре охлаждающей жидкости;
  14. монитор. На монитор выводится информация об эксплуатационном состоянии автомобиля, неисправностях или информация предупредительного характера;
  15. 16. кнопки. С помощью кнопок осуществляется навигация по системе меню монитора.

При температуре окружающего воздуха ниже минус 40 ºС возможна нестабильная работа комбинации приборов. На автомобили могут устанавливаться вариантные исполнения комбинации приборов, указатели и контрольные лампы в которых аналогичны.

Руководство по эксплуатации комбинации приборов прикладывается к автомобилю.

    10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59.60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93.

3 Контрольно-измерительные приборы и органы управления автомобиля Камаз Органы управления, оборудование кабины и контрольно-измерительные приборы Размещение органов управления изображено на рисунок. 1. В кабине размещены органы управления: — кнопка дополнительного тормоза; — педаль сцепления; — педаль рабочей тормозной системы; — педаль впуска топлива; — рычаг переключения передач. В рукоятку рычага вмонтирован тумблер управления делителем передач. Переключателем может быть включена высшая или низшая передача в делителе; — рулевое колесо; — выключатель приборов и стартера с противоугонным устройствомю — при позиционировании ключа: 0 — все выключено; 1 — включены цепи контрольно-измерительных приборов; Ii — включены цепи контрольно-измерительных приборов и стартера, расположение нефиксированное; В определенных комплектациях автомобилей на колонке рулевого управления размещается тумблер приборов с противоугонным устройством. Описание тумблера приборов с противоугонным устройством дано в разделе Противоугонное устройство. — комбинированный тумблер света (см. рисунок. 2); Справой стороны от сиденья водителя размещены: — рукоятка ручного управления подачей топлива; — рукоятка остановки мотора. Рукоятка утоплена — силовой агрегат готов к пуску; для остановки мотора вытяните рукоятку;
Рукоятка крана содержит 2 фиксированных положения: вертикальное — стояночный тормоз вклюен, горизонтальное — стояночный тормоз выключен. В промежуточных положениях применяется притормаживание тягача и прицепа запасным тормозом. Панель приборов. На панели приборов Камаз размещены: — щиток приборов; — панель выключателей, на которой размещены клавишные выключатели и переключатели, пепельница, радиоприемник и кнопка выключения «массы». При вытягивании панели на себя отпирается доступ к предохранителям электрооборудования; — вещевой ящик; Рисунок. 1. Кабина — рукоятка управления жалюзи радиатора. При вытянутой рукоятке створки жалюзи закрыты. — рычаг управления блокировкой межосевого дифференциала. Блокировка включена в позиционировании Скользкая Дорога. — рычаги управления отопителем и вентиляцией кабины Камаз. Рисунок. 2. Положения рычагов переключателя: I — включен указатель правого поворота; 0 — все выключено; Ii — включен указатель правого поворота (нефиксирован¬ное); А — первая быстрота стеклоочистителя; Iii — включен указатель левого поворота (нефиксированное); В — вторая быстрота стеклоочистителя; Iv- включен указатель левого поворота; С — прерывистый порядок работы стеклоочистителя; V — мигание дальним светом; D — включен стеклоомыватель (нефиксированное); Vi — включен дальний свет Верхним рычагом включайте и регулируйте нагрев воздуха, поступающего из отопителя, а нижними управляйте распределением этого воздуха в кабине. В крайнем правом позиционировании нижних рычагов гарантируется подача воздуха только к стеклам, в позиционировании Кабина воздух поступает к стеклам и ногам водителя и пассажира. Промежуточные положения разрешают поменять производительность отопления. Включение впуска воздуха — клавишным переклю-чателем на панели предохранителей при позиционировании I и Ii ключа в замке тумблера приборов и стартера. В случае поставки автомобилей Камаз с подогревателем 15.810. над панелью приборов размещается пульт управления подогревателя 15.810. см. изображение 4. На

работы подогревателя. Щиток приборов На щитке приборов размещены: В комбинации приборов: — указатель давления масла в двигателе с встроенной сигнальной лампой, которая загорается при падении давления в системе смазки до 39… 78 кпа (0,4. 0,8 кгс/см2). Давление масла в прогретом двигателе должно быть 392,3 … 539,4 кпа (4,0 … 5,5 кгс/см2) при номинальной частоте вращения коленчатого вала мотора и не меньше 98,1 кпа (1.. кгс/ см2) при минимальной частоте вращения; Рисунок. 3. Панель приборов — указатель уровня топлива в баках с встроенной Рисунок. 4. Пульт управления подогревателя 15.810.

сигнальной лампой, которая загорается при уменьшении топлива в баке до 30 л; — вольтметр; — указатель температуры жидкости в системе охаждения с встроенной сигнальной лампой, которая загорается при повышении температуры охлаждающей жидкости больше 98° С; нормальная температура охлаждающей жидкости 80..98°с. — отдельно на щитке приборов: — спидометр со счетчиком общего пробега автомобиля. Содержит синюю лампу, которая загорается при включении дальнего света фар; — тахометр. При движении автомобиля Камаз стрелка тахометра обязана находиться в правой секции зеленого поля. Когда силовой агрегат теряет мощность, то увеличивается расход топлива — стрелка распологается на черном поле. На красные поля стрелка входить не обязана — это опасные для мотора режимы! — манометр. Верхняя стрелка отображает давление воздуха в контуре I, нижняя — в контуре Ii пневматического привода тормозов; номинальное давление воздуха в пневмоприводе (6,5. 8,0 кгс/см2); — выключатель освещения щитка приборов. Включает и регулирует величину освещенности приборов; — выключатель аварийной сигнализации. При надавливании кнопки загораются прерывистым светом все указатели поворотов, а также сигнальная лампа, интегрированная в ручку; — кнопка тумблера электрофакельного устройства (эфу). При удержании кнопки в нажатом состоянии в течение некоторого времени обязана загореться лампа в блоке контрольных ламп, сигнаизирующая о готовности Эфу к пуску мотора; — кнопка дистанционного тумблера массы; — блоки контрольных ламп; — контрольные лампы. Блок контрольных ламп Блоки контрольных ламп (левый и правый), расположенные на щитке приборов, представлены на рисунке 6: Рисунок. 5. Щиток приборов — кнопка измерения годности контрольных ламп; — контрольный сигнал готовности Эфу к работе, красный; — контрольный сигнал работы указателей поворота автомобиля, зеленый, прерывистый;

— контрольный сигнал работы указателей поворота прицепа, зеленый, прерывистый; — контрольный сигнал подключения блокировки межколесного дифференциала, красный; — предупредительный сигнал о засоренности воздушного фильтра, красный; — предупредительный сигнал засоренности масляного фильтра, красный; — предупредительные сигналы о падении давле-ния в баллонах контуров 1, 2, 3 пневматического привода тормозов, красные, при включении звучит зуммер; — контрольный сигнал подключения стояночного тормоза, красный, прерывистый. Переключатели и выключатели клавишные представлены на рисунках 3 и 5. — переключатель электродвигателей отопителя; — выключатель заднего противотуманного фонаря; — выключатель противотуманных фар; Рисунок. 6. Блок контрольных ламп — выключатель плафона. — переключатель подъема/опускания платформы; — выключатель Ком; — выключатель отопления зеркал; — выключатель блокировки колес; Порядок расположения переключателей и выключателей может быть модифицирован в зависимости от конкретной комплектации автомобиля. Противоугонное Устройство На автомобилях Камаз допустима монтаж тумблера приборов и стартера с противоугонным устройством (см. рисунок. 7), которое прерывает рулевое управление фиксацией вала рулевой колонки. Разборка механизма без особенного инструмента невозможна. Ключи замка имеют 1000 разных шифровых комбинаций. Ротор замка может быть повернут ключом от нулевого положения в 2 положения вправо и в одно расположение влево. При позиционировании ключа: 0 — все выключено; 1 — включены цепи контрольно-измерительных приборов; Ii — включены цепи контрольно-измерительных приборов и стартера, расположение нефиксированное; Iii — включено противоугонное устройство, цепи приборов и стартера отключены. Для подключения противоугонного механизма надлежит прокрутить ключ в расположение Iii и извлечь его, далее прокрутить рулевое колесо в любом направлении до щелчка. Для выключения противоугонного механизма надо вложить ключ, немного покачать рулевое колесо вправо-влево. Рис. 7. Выключатель приборов и стартера с противоугонным устройством

    10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59.60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93.

Контрольные лампы

Аварийное давление масла в системе смазки двигателя (цвет – красный)
Включение дальнего света фар (цвет – синий)
Включение стояночной тормозной системы (цвет – красный, прерывистый)
Аварийная ситуация (цвет – красный)
Разряд аккумуляторной батареи (цвет – красный)
Указатель поворота прицепа/ полуприцепа (цвет – зеленый, прерывистый)
Указатель поворота автомобиля вправо (цвет – зеленый, прерывистый)В зависимости от комплектации автомобиля контрольные лампы поворота автомобиля вправо/влево могут загораться одновременно
Включение блокировки межосевого дифференциала (цвет – оранжевый). Для автомобилей с колесной формулой 4х4 отсутствует
Включение блокировки межколесного дифференциала 2 оси (цвет – оранжевый)
Включение блокировки межколесного дифференциала 3 оси (цвет – оранжевый)
Включение КОМ (цвет – зеленый)
Включение КОМ (цвет – зеленый)
Включение противобуксовочной системы (цвет – оранжевый)
Неисправность АБС тягача (цвет – оранжевый)
Неисправность АБС прицепа / полуприцепа (цвет – оранжевый)
Включение блокировки межосевого дифференциала раздаточной коробки (цвет – оранжевый)
Неисправность в системе управления двигателем (цвет – оранжевый)
Неисправность в системе нейтрализации отработавших газов и /или двигателя (цвет — оранжевый)
Готовность ЭФУ (для двигателя КАМАЗ) или контрольная лампа электрического подогревателя впускного воздуха (для двигателя Cummins) (цвет – оранжевый)
Засоренность воздушного фильтра (цвет – красный)
Кабина не заблокирована гидрозамком (цвет – красный)
Включение круиз-контроля (цвет – зеленый)
Неисправность тормозной системы (цвет – красный)
Включение низшего диапазона в демультипликаторе (цвет — оранжевый)
Включение подогрева топлива в ФГОТ и топливозаборнике (цвет – оранжевый)
Включение понижающей передачи раздаточной коробки (цвет – красный)
Выключение привода муфты вентилятора (цвет — оранжевый)
Включение ретардера /интардера (цвет – оранжевый)
Низкий уровень жидкости в системе нейтрализации (цвет – синий)
Наличие воды в фильтре грубой очистки топлива (цвет – красный)
Низкий уровень охлаждающей жидкости (цвет – оранжевый) (для отдельных комплектаций)

Внимание! Количество контрольных ламп находится в зависимости от конкретной модели и комплектации автомобиля.
РазвернутьСвернуть

Органы управления, оборудование кабины и контрольно-измерительные приборы КамАЗ 65115

I - Включен указатель правого поворота;
0 - Все выключено;
II - Включен указатель правого поворота (нефиксированное);
А - Первая скорость стеклоочистителя;
IV- Включен указатель левого поворота;
В - Вторая скорость стеклоочистителя;
III - Включен указатель левого поворота (нефиксированное);
С - Прерывистый режим работы стеклоочистителя
V - Мигание дальним светом (нефиксированное);
D – Включен стеклоомыватель (нефиксированное).
VI – Включен дальний свет

Подача звукового сигнала осуществляется нажатием правого или левого переключателя по направлению к рулевой колонке

Нанель приборов


На панели приборов расположены:

  • щиток приборов;
  • индикатор или контрольная лампа засорённости воздухоочистителя ( см. рис. Кабина или Щиток приборов ), в зависимости от типа датчика (механический или электрический). По мере засорения воздухоочистителя возрастает вакуум во впускных коллекторах двигателя, вследствие чего срабатывает индикатор — красный участок барабана закрывает окно индикатора, или загорается контрольная лампа на щитке приборов, сигнализируя о необходимости обслуживания воздухоочистителя;
  • панель выключателей, на которой расположены клавишные выключатели и переключатели, пепельница, радиоприемник и кнопка выключения «массы». При вытягивании панели на себя открывается доступ к предохранителям электрооборудования;
  • вещевой ящик;
  • рукоятка управления жалюзи радиатора. При вытянутой рукоятке створки жалюзи закрыты;
  • рычаг управления блокировкой межосевого дифференциала. Блокировка включена в положении СКОЛЬЗКАЯ ДОРОГА;
  • рычаги управления отопителем и вентиляцией кабины.

Верхним рычагом включайте и регулируйте нагрев воздуха, поступающего из отопителя, а нижними управляйте распределением этого воздуха в кабине. В крайнем правом положении нижних рычагов обеспечивается подача воздуха только к стеклам, в положении КАБИНА воздух подается к стеклам и ногам водителя и пассажира. Промежуточные положения позволяют менять эффективность обогрева. Включение подачи воздуха — клавишным переключателем на панели выключателей при положении I и II ключа в замке выключателя приборов и стартера.

В случае поставки автомобилей с подогревателем 15.8106 или ПЖД-12 над панелью приборов устанавливается пульт управления подогревателя 15.8106 или ПЖД-12 (см. рисунки), на котором производится индикация состояния работы подогревателя.

На панели приборов при этом устанавливается выключатель нагревателя топлива в системе подогревателя ( см. рис. Панель приборов ).

Щиток приборов

На щитке приборов размещены: В комбинации приборов:

  • указатель напряжения;
  • указатель давления масла в двигателе;
  • указатель уровня топлива в баках;
  • указатель температуры жидкости в системе охлаждения;
  • контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи;
  • контрольная лампа резерва топлива, которая загорается при уменьшении топлива в баке до 30 л;
  • контрольная лампа аварийного давления, которая загорается при падении давления в системе смазки до 39. 78 кПа (0,4. 0,8 кгс/см2). Давление масла в прогретом двигателе должно быть 392,3. 539,4 кПа (4,0…5,5 кгс/см2) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и не менее 98,1 кПа (1.0 кгс/см2) при минимальной частоте вращения;
  • контрольная лампа аварийной температуры, которая загорается при повышении температуры охлаждающей жидкости более 98° С; нормальная температура охлаждающей жидкости 80..98°С.

Отдельно на щитке приборов:

  • спидометр со счетчиком общего пробега автомобиля. Имеет синюю лампу, которая загорается при включении дальнего света фар;
    В некоторых комплектациях автомобилей предусмотрена замена спидометра тахографом. Устанавливается тахограф на месте спидометра (см. рис. Установка тахографа);




Расшифровка зон указателей комбинации приборов

Шкалы приборов представлены в виде цветовых зон. Каждая цветовая зона имеет определенный интервал значений контролируемого параметра. В таблице указаны интервалы значений цветовых зон для каждого прибора, входящего в комбинацию приборов.


Блоки контрольных ламп (левый и правый), расположенные на щитке приборов, ( см. рис. Щиток приборов ):

  • кнопка проверки исправности контрольных ламп;
  • контрольный сигнал готовности ЭФУ к работе, красный;
  • контрольный сигнал работы указателей поворота автомобиля, зеленый, прерывистый;
  • контрольный сигнал работы указателей поворота прицепа, зеленый, прерывистый;
  • контрольный сигнал включения блокировки межколесного дифференциала, красный;
  • предупредительный сигнал засоренности масляного фильтра, красный;
  • предупредительные сигналы о падении давления в баллонах контуров 1, 2, 3, 4 пневматического привода тормозов, красные, при включении звучит зуммер;
  • контрольный сигнал включения стояночного тормоза, красный, прерывистый.

Выключатели кнопочные и переключатель клавишный , расположенные на щитке приборов ( см. рис. Щиток приборов ):

Сигнализаторы комбинации приборов и органы управления КамАЗ-5490.

Ключ предназначен для открывания дверей кабины и включения замка выключателя приборов и стартера. Ключи имеют специальную кодировку и привязаны к конкретному автомобилю.

Положения ключа выключателя приборов и стартера.

Сигнализаторы комбинации приборов и органы управления КамАЗ-5490.

Внимание!

  • Вынимать ключ из замка выключателя приборов и стартера только после полной остановки автомобиля, т.к. при вынутом ключе управление автомобилем невозможно.
  • Следует вынимать ключ из замка даже при кратковременном выходе из автомобиля для предотвращения доступа к автомобилю постороннего лица.

Рабочее место водителя.

1 — блок переключателей на двери водителя; 2, 10, 17 — вентиляционные и отопительные дефлекторы; 3 — сигнализатор дыма; 4 — пульт управления отопителем кабины (при наличии); 5 — тахограф; 6 — радиоприемник; 7 — блок переключателей; 8, 27 — вещевой отсек; 9 — вещевой ящик; 11 — блок переключателей на двери пассажира; 12 — переключатель света; 13 — рулевое колесо; 14 — панель приборов; 15 — стояночный тормоз; 16 — центральная часть панели приборов; 18 — комбинированный переключатель; 19 — пульт управления предпусковым подогревателем; 20 — педаль сцепления; 21 — переключатель управления коробкой передач с автоматическим режимом и вспомогательной тормозной системой; 22 — тормозная педаль; 23 — разъем диагностики; 24 — педаль управления подачей топлива; 25 — рычаг переключения передач; 26 — прикуриватель; 28, 29 — гнездо питания; 30 — крышка блока предохранителей; 31 — вывод для питания радиостанции.

Комбинация приборов.

Внимание!

  • Для автомобиля с двигателем с системой питания на сжиженном природном газе выключатели и приборы, связанные с системой питания двигателя дизельным топливом, нерабочие.

Комбинация приборов.

Сигнализаторы комбинации приборов и органы управления КамАЗ-5490.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 и датчик ТМ100, проверка и диагностика неисправностей.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 электромагнитный, логометрического типа. Предназначен для контроля температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Оснащен сигнализатором перегрева. На автомобилях УАЗ входит в состав щитка приборов 14.3805 или КП116-3805010. Работает совместно с датчиком температуры ТМ100.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807, характеристики.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 представляет собой электромагнитный логометр с неподвижными катушками и подвижным постоянным магнитом связанным со стрелкой. Кроме автомобилей семейства УАЗ-31512, фургонов УАЗ-3741 и УАЗ-3909, санитарных УАЗ-3962, автобусов УАЗ-2206, грузовых УАЗ-3303 и УАЗ-39091, указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 применяется на автомобилях ГАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, ЛУАЗ, и автобусах ПАЗ, ЕРАЗ, КАВЗ.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 и датчик ТМ100, проверка и диагностика

Основные характеристики указателя 14.3807 :
Датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100, характеристики.

Указателя 14.3807 получает показания от датчика температуры ТМ100, который установлен в головке блока цилиндров двигателя. Рабочим элементом датчика является термистор помещенный в металлический корпус.

Датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100, характеристики

Основные характеристики датчика температуры ТМ100 :
Схема подключения указателя температуры 14.3807 и датчика температуры ТМ100.

Схема подключения указателя температуры 14.3807 и датчика температуры ТМ100

Контрольная лампа предельной температуры охлаждающей жидкости в радиаторе и датчики температуры ТМ104 или ТМ111-09.

Контрольная лампа расположена на панели приборов УАЗ и работает совместно с датчиком температуры ТМ104 или ТМ111-09, который расположен в верхней части радиатора. Биметаллическая пластина внутри датчика замыкает контакты и контрольная лампа загорается при температуре охлаждающей жидкости в радиаторе в пределах 91-98 градусов.

Во время эксплуатации автомобиля не допускается значительное понижение уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и как следствие обнажение трубок в верхнем бачке радиатора, так как от перегрева датчик температуры может выйти из строя.

Перестановка местами датчика ТМ100 указателя температуры охлаждающей жидкости и датчика ТМ104 или ТМ111-09 контрольной лампы аварийного перегрева охлаждающей жидкости не допускается, так как указатель и лампа в таком случае работать не будут.

Схема подключения и работы аварийного датчика температуры ТМ104 или ТМ111-09.

Схема подключения и работы аварийного датчика температуры ТМ104

Расположение датчиков температуры ТМ100 и ТМ104 в автомобилях семейства УАЗ-31512.

Расположение датчиков температуры ТМ100 и ТМ104 в автомобилях семейства УАЗ-31512

Расположение датчиков температуры ТМ100 и ТМ111-09 в автомобилях семейства УАЗ-3741.

Расположение датчиков температуры ТМ100 и ТМ111 в автомобилях семейства УАЗ-3741

Проверка исправности указателя температуры 14.3807 и датчика температуры ТМ100.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 проверяется путем сравнения его показаний с показаниями термометра. Для этого надо вывернуть датчик температуры ТМ100, при необходимости удлинить его провод, соедините датчик отдельным проводом с массой автомобиля и поместите вместе с термометром в середину сосуда с водой нагретой до кипения. Клемму датчика погружать в воду не следует.

Затем остается сравнивать показания указателя температуры 14.3807 и термометра. Температура воды до требуемой величины доводится путем долива в сосуд холодной воды. При температуре воды в 100 и 80 градусов погрешность показаний указателя не должна превышать +-5 градусов, а при температуре воды в 40 градусов погрешность не должна превышать +4 или -12 градусов.

Если показания указателя превышают указанные пределы, то сначала надо попробовать заменить датчик ТМ100, а если это не даст положительных результатов, то заменить указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807.

Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы.

То при включенном зажигании отсоединить провод от датчика указателя и соединить его наконечник с массой. Если стрелка отклонится, то следовательно неисправен датчик и его необходимо заменить. Если стрелка не отклоняется, снять щиток приборов и при включенном зажигании соедините с массой клемму «Д» указателя. Отклонение стрелки в этом случае укажет на его исправность и на повреждение провода, соединяющего датчик с указателем. Если стрелка не отклоняется, то неисправен сам указатель.

Если стрелка указателя постоянно находится в конце шкалы.

То при включенном зажигании отсоединить провод от датчика. При неисправном датчике стрелка должна вернуться в начало шкалы. Если стрелка остается в конце шкалы, то провод имеет замыкание на массу или неисправен указатель. Его исправность можно проверить, отсоединив провод от клеммы «Д». При включенном зажигании стрелка должна находиться в начале шкалы.

Проверка указателя температуры 14.3807 при помощи контрольного реостата.

Для проверки указателя 14.3807 таким способом, его надо подсоединить к контрольному реостату. При сопротивлении контрольного реостата в 400-530 Ом стрелка должна находиться около отметки 40 градусов. При сопротивлении 80-95 Ом — около отметки 80 градусов. При сопротивлении 51-63 Ом — около отметки 120 градусов.

Диагностика исправности датчика температуры ТМ100 по его сопротивлению.
Ремонт указателя температуры охлаждающей жидкости и его датчика.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 и датчики ТМ100, ТМ104 и ТМ111-09 ремонту не подлежат. Поэтому в случае их неисправности следует проверить только электрические соединения и исправность проводки, и если они в порядке, то заменить указатель или датчики на новые. Рекомендуется сначала попробовать заменить датчики, так как они обычно чаще выходят из строя.

Термостат автомобиля Камаз

Большегрузные автомобили Камаз являются легендой. Их ценят за надежность, пригодность к ремонту, возможность перевозить тяжелые грузы на большие расстояния.

Термостат автомобиля камаз

Все эти качества достигаются за счет правильной работы всех основных и вспомогательных систем.

Статья даст подробное описание: термостата Камаза, принципа его работы и основных неисправностей. Также будет дана инструкция по замене этого узла и список лучших моделей терморегуляторов для этого автомобиля.

Назначение и устройство

Термостаты на Камазе предназначаются для регулировки температуры и процесса циркуляции антифриза. Для охлаждения силового агрегата этой машины необходимо 35 литров антифриза. Такой объем, при высоком давлении и скорости циркуляции, требует большой пропускной способности. По этой причине, производители оснастили систему охлаждения термостатом с двумя клапанами.

Термостат Камаза

Владельцы грузовых автомобилей могут задаться вопросом — где стоит термостат на Камазе. Этот механизм расположен на переднем торце правого блока цилиндров. Это расположение позволяет наиболее эффективно поддерживать работу охладительной системы. Термостат состоит из:

  1. Корпуса с двумя каналами.
  2. 2 запорных клапанов.
  3. Клапанной крышки.

В свою очередь, запорный клапан состоит из следующих элементов:

  1. Колбы с церезином, установленной в центре клапана.
  2. Штока–толкателя.
  3. Возвратной пружины.
  4. 2 малых запорных чаш и 2 больших.

Комплектация ничем не отличается от запорных клапанов термостатов легковых автомобилей, они просто больше по размеру и диаметру.

Принцип действия

Принцип работы камазовского термостата также не отличается. Отличием является принцип охлаждения двигателя. Работает система следующим образом:

  1. Холодная охлаждающая жидкость, после старта двигателя, циркулирует по каналам силового агрегата, нагнетаемая в систему водяным насосом.
  2. В это время, оба клапана закрыты большими чашами, открыты только малые чаши. Клапан спроектирован таким образом, что малые чаши имеют заводской зазор между посадочным седлом.
  3. Первоначально происходит прогрев левого блока цилиндров, а после него антифриз поступает на правую сторону.Термостат в закрытом положении
  4. После того, как температура антифриза достигла порога 80 градусов, малые чаши закрываются. Происходит открытие больших чаш. Это происходит по причине нагрева и плавления смеси воска и алюминия в колбе термоэлемента. За счет плавления происходит увеличение давления на штоки, они открываются, закрывая пропускные каналы малыми запорными чашами.
  5. Жидкости открывается путь к радиатору, для охлаждения и стабилизации температуры.Термостат в открытом положении

Этот процесс повторяется при увеличении нагрузки на двигатель, при смене режимов работы и оборотов двигателя.

Такая система позволяет быстро и равномерно прогревать оба блока цилиндров силового агрегата.

Современные автомобили Камаз EURO-4 оснащаются более усовершенствованными термостатами. Они получили дополнение в виде электрического терморезистора. Бортовой компьютер регулирует температуру и момент открытия клапанов за счет нагревания этого элемента. Это необходимо для быстрого охлаждения жидкости в моменты воздействия больших нагрузок на двигатель.

Также эти автомобили получили вентиляторы для дополнительного охлаждения. Во время эксплуатации, температура двигателя может пересечь порог в 97 градусов. Для охлаждения такого объема антифриза, производители оснастили электрическим вентилятором термодатчик. Он автоматически срабатывает для включения дополнительного механизма охлаждения.

Симптомы и неисправности

Двухклапанные термостаты, оснащенные совмещенным запорным механизмом, не лишены своих неисправностей. Поломки схожи с неисправностями обычных терморегуляторов. Симптомами поломки являются:

  1. Долгий процесс нагрева двигателя даже с закрытыми металлическими шторами радиатора. Причиной этой неисправности становится заклинивание одного или сразу двух клапанов. Поломка становится результатом повреждения штока, попадания грязи в зазор между клапанной чашей и седлом.
  2. Быстрый прогрев, с последующим перегревом. Причина кроется в попадании грязи, накипи или посторонних предметов в зазор между малой запорной чашей и каналом. Также чаша может быть закрыта из-за разгерметизации термоэлемента. Давление плавленого воска не способно создать нагрузку на шток-толкатель. При такой неисправности, один клапан работает в сторону малого круга циркуляции, а другой открыт для большого. Нарушается система подачи антифриза в двигатель. Большое давление от насоса начинает повреждать герметизирующие прокладки.
  3. Перегрев в результате повышения нагрузки на силовой агрегат. Такая проблема возникает у владельцев автомобилей серии EURO 4. Причиной становится выход из строя термоэлементов термостата или вентилятора. Резистор термостата не нагревает клапан в нужный момент, тот запаздывает с открытием. В результате блок управления не может рассчитать период включения вентилятора для дополнительного обдува радиатора.

Заклинивание клапана термостата

Все эти неисправности с запарными клапанами, требуют вмешательства, для последующего теста термостата на работоспособность.

Проверка

Для того чтобы убедиться в синхронной и правильной работе обоих клапанов термостата, необходимо провести проверку. Проверка проводится 2 методами.

Метод первый

Для этой диагностики не придется выполнять демонтажных работ. Водителю необходимо:

  1. Завести силовой агрегат.
  2. Поднять кабину тягача.
  3. Во время работы мотора, необходимо контролировать температуру нижней части корпуса регулятора.

Проверка термостата

На первоначальной стадии нагрева, температура должна повышаться только на нижней части корпуса механизма. Нижняя часть корпуса устройства должна начать нагреваться. Неисправностью можно считать:

  1. Неравномерный нагрев крышки свидетельствует о заклинивании одного из клапанов.
  2. Отсутствие нагрева нижней части корпуса является свидетельством открытия большой чаши запорного механизма.

По достижении порога открытия, нижняя часть должна начать охлаждаться, а крышка наоборот нагреться, так как открытие верхних клапанов, открывает циркуляцию с радиатором. Если нагрева не происходит, термостат признается непригодным.

Второй метод

Этот тест предполагает полный демонтаж крышки терморегулятора, со снятием клапанов с посадочных мест. Далее оба клапана необходимо поместить в воду и нагреть ее. Как только температурный порог в 80–95 градусов будет достигнут, оба устройства должны открыться.

Проверка в кипятке

Если этого не произошло, то механизмы можно признать неисправными. Правильное открытие в нужный момент не считается положительным результатом. Далее оба элемента нужно охладить и проверить их одновременное закрытие. Если оба механизма закрылись в разное время, то их придется поменять на новые.

Проверка терморезистора

Эта проверка проводится при помощи мультиметра, включенного в режим замера сопротивления. Водителю необходимо:

  1. Разъединить штекер питания устройства.
  2. Почистить контактную группу с обеих сторон.
  3. Красный измерительный щуп соединить с контактом «1» на разъеме питания термостата.
  4. Черный измерительный щуп соединить с контактом «2».
  5. Рабочее сопротивление резистора варьируется от 10 до 25 кОм. Любые отклонения или отсутствие данных является признаком неисправности.

Если элемент исправен, то стоит проверить его на отсутствие замыкания с «массой». Для этого красный измерительный щуп соединяется с контактом «1», а черный щуп с корпусом силового агрегата. Тестер переводится в режим прозвонки. Отсутствие зуммера от тестера является свидетельством целостности изоляции резистора. Аналогично проводится тест контакта «2» разъема термостата.

Дополнительно проводится визуальный осмотр проводки электрического питания. Любые дефекты необходимо изолировать.

Замена

Поменять неисправные запорные клапана термостата Камаза достаточно просто. Для этого необходимо:

  1. Ослабить натяжение генератора и снять ремень.
  2. Генератор отодвинуть в сторону.Ремень и генератор
  3. Ослабить хомуты патрубков и отсоединить их.
  4. Открутить 4 болта крепления корпуса термостата.
  5. Снять термостат.
  6. Открутить 5 болтов крепления крышки.Крышка термостата

Перед тем как заменить клапана, необходимо очистить их посадочные места растворителем. Нужно удалить грязь, окисление, посторонние предметы. Далее нужно установить запорные механизмы на места. На посадочное место крышки установить новую прокладку и закрыть крышку. Дальнейшая установка производится в строго обратном порядке.

Лучшие аналоги

При выборе нового запорного клапана для термостата Камаза, необходимо руководствоваться следующими нюансами:

  1. Приобретать только продукцию проверенных компаний.
  2. Осмотреть устройства на предмет качества сборки. Не должно быть искривлений штока, поверхности чаш.
  3. Пружина должна плотно прилегать к чашам, без зазоров, искривлений.
  4. Важно, чтобы емкость термоэлемента была выполнена из меди или латуни. Эти материалы нагреваются быстрее стали.
  5. Также стоит обратить внимание на маркировку температурного порога и выбрать полный аналог заводского механизма.

Далее сделаем описание 3 лучших моделей терморегуляторов для Камаза.

Прамо Электро

Оригинальные термостаты этой компании маркируются артикулом ТС107.1306100-01М. Отличительной особенностью является материал, из которого изготовлены запорные чаши механизма.

Термостат Прамо

Производитель использует тонкий нержавеющий сплав, который обеспечивает долгий срок службы устройства, невосприимчивость к окислениям. В комплект также входит прокладка для герметизации крышки термостата.

  1. Высокое качество сборки.
  2. Срок службы до 75 000 километров.
  3. Средняя цена.
  4. Использование «нержавейки» для изготовления элементов механизма.

Компания уже более 10 лет на рынке и пользуется высокой популярностью.

LUZAR

Компания ЛУЗАР маркирует свою продукцию артикулом LT (например, LT 03022). Терморегуляторы имеют период открытия 80 ± 2 градуса. Производятся механизмы из нержавеющей стали. Материал термоэлемента — очищенная медь. Особенностью является дополнительное антикоррозийное покрытие, которое увеличивает срок службы.

Термостат LUZAR

  1. Средняя цена.
  2. Комплектация устойчивой к коррозии прокладкой.
  3. Низкая разница порога открытия.
  4. Высокое качество сборки.

Термостаты от этой компании можно использовать для автомобилей серии Euro 1–3.

PEKAR

Еще один известный производитель запасных частей. ПЕКАР маркирует термостаты артикулом 107-1306100-01.

Особенностью является использование нержавеющей стали и дополнительного антикоррозийного покрытия для составных элементов механизма. Период открытия устройств составляет 80–82 градуса.

Термостат PEKAR

  1. Приемлемая цена.
  2. Долгий срок службы.
  3. Качество сборки.
  4. Выбор моделей с различным периодом открытия.

Компания давно заработала высокую репутацию среди автолюбителей России и СНГ.

Заключение

Сегодня читатель узнал где стоят, как проверяются и каким неисправностям подвержены термостаты Камаза. При выборе устройства стоит учитывать качество, а также климатические зоны эксплуатации большегрузного тягача. Мелкая неисправность терморегулятора может стать причиной больших финансовых вложений в ремонт. Нужно помнить о регулярной проверке и обслуживании этого важного узла.

КАКАЯ РАБОЧАЯ ТЕМПЕРАТУРА ДВИГАТЕЛЯ И ПОЧЕМУ ОНА ПОДНИМАЕТСЯ

Поддержание рабочей температуры мотора — важная задача системы охлаждения. От температуры охлаждающей жидкости зависит смесеобразование, расход топлива, мощность и приемистость мотора. Перегрев мотора сулит серьезные проблемы, вплоть до выхода из строя всего агрегата. Как этого избежать — узнаете далее.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РАБОЧАЯ ТЕМПЕРАТУРА ДВИГАТЕЛЯ

Считается, что нормальная рабочая температура ДВС от 87° до 105°. Для каждого двигателя рабочая температура определяется своя, при которой он работает наиболее стабильно. Силовые агрегаты современных автомобилей работают при температуре 100°-105°. В цилиндрах двигателя, при воспламенении рабочей смеси, камера сгорания нагревается до 2500 градусов, и задача охлаждающей жидкости — поддерживать оптимальное значение температуры, не выходящей за пределы норм.

ПРИЧИНЫ ПЕРЕГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ

Перегреву могут способствовать множество причин, все они связаны с неисправностью системы охлаждения, либо качеством охлаждающей жидкости, а также с загрязнением рубашки системы охлаждения, которая ухудшает пропускную способность жидкости. Немаловажно применять качественные запчасти, иначе нижеуказанные причины произойдут внезапно. Рассмотрим каждую из причин.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

Наиболее распространенная проблема — недостаток охлаждающей жидкости в системе. Охлаждающая жидкость, в виде тосола или антифриза, постоянно циркулирует по системе, отводя тепло от нагретых деталей мотора. При недостаточном уровне ОЖ тепло будет будет отводится недостаточно, а значит рост температуры будет неизбежен.

Если нет возможности долить ОЖ, то включите печку, чтобы снизить вероятность перегрева. В крайнем случае долейте обычной или дистиллированной воды, после чего систему охлаждения нужно промыть, после залить свежий антифриз. При t° выше 90 градусов следует немедленно остановить автомобиль и выключить зажигание, дать мотору остыть.

ОТКАЗАЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ВЕНТИЛЯТОР ОХЛАЖДЕНИЯ

Электровентилятор нагнетает холодный воздух на радиатор, что особенно необходимо при движении на малой скорости, когда воздушного потока недостаточно. Вентилятор может устанавливаться как спереди, так и сзади радиатора. Если стрелка температуры начала подниматься — остановите авто и проверьте на исправность вентилятор. Причины отказа работы вентилятора:

  • вышел из строя электродвигатель
  • окислился разъем
  • реле вентилятора сгорело
  • вышел из строя датчик температуры ДВС.

Для проверки вентилятора снимите с него разъемы, и “подкиньте” провода напрямую к АКБ, что позволит определить причину отказа.

НЕИСПРАВНОСТЬ ТЕРМОСТАТА

Термостат — один из главных элементов системы охлаждения. В системе охлаждения есть два контура: малый и большой. Малый контур означает то, что жидкость циркулирует только по двигателю. В большом контуре жидкость циркулирует по всей системе. Термостат помогает скорее набрать и поддерживать рабочую температуру. Благодаря чувствительному элементу, который при 90 градусах открывает клапан, жидкость попадает в большой круг, и наоборот. Термостат считается неисправным в двух случаях:

  • рабочая t° охлаждающей жидкости не достигается
  • силовой агрегат стремится к перегреву.

Термостат может находится непосредственно в блоке цилиндров, в отдельном корпусе, или как одно целое с датчиком температуры и помпой.

ОБРЫВ РЕМНЯ ВЕНТИЛЯТОРА ОХЛАЖДЕНИЯ

У автомобилей с продольно расположенным двигателем, вентилятор может приводится в движение посредством приводного ремня от шкива коленчатого вала. В этом случае вентилятор работает принудительно. Ресурс приводного ремня от 30 до 120 тыс. км. Обычно одним ремнем приводится в движение несколько узлов. При обрыве ремня ДВС моментально стремится к перегреву, особенно при снижении скорости движения. Если у вас отечественный авто с ременным приводом вентилятора, рекомендуется установить дополнительно электровентилятор, во избежание неприятных случаев.

ГРЯЗНЫЙ РАДИАТОР

Раз в 80-100 тысяч километров требуется промывать радиатор вместе со всей системой охлаждения. Радиатор забивается по следующим причинам:

  • несвоевременная замена антифриза
  • применения некачественной жидкости
  • применение в системе воды
  • применение герметика системы охлаждения.

Для мойки радиатора следует использовать специальные составы, которые добавляются в старый антифриз, на этой “смеси” мотор работает в течении 10-15 минут, после нужно удалить воду из системы. Желательно снять радиатор, промыть его водой под давлением снаружи и внутри.

ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВИГАТЕЛЯ

Заниженная температура двигателя может быть в следующих случаях:

  • применение несоответствующего термостата (температура открытия слишком ранняя)
  • высокая производительность вентиляторов охлаждения, или их принудительная работа с момента запуска двигателя
  • неисправность термостата
  • несоблюдение пропорции смешивания антифриза с водой.

Если вы приобретаете антифриз концентрат, то его обязательно нужно разбавлять с дистиллированной водой. Если в вашем регионе t° снижалась, максимум, чем до -30°, то приобретайте антифриз с пометкой “-80” и разбавляйте его 1:1 с водой. В этом случае, полученная жидкость будет вовремя нагреваться и охлаждаться, а также не потеряет смазочных свойств, что крайне необходимо для помпы.

Изменение температурного состояния двигателя КамАЗ-740. 30. 260 при прогреве в условиях низких температур Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Белокопытов Сергей Викторович, Гедзь Андрей Джонович, Колунин Александр Витальевич, Гельвер Сергей Александрович, Марков Александр Борисович

В данной статье рассмотрена динамика изменения температур жидкостей систем двигателя КамАЗ-740.30.260 автомобиля КамАЗ-5350 семейства МУСТАНГ в процессе прогрева. Пуск двигателя осуществлялся в зимних условиях при температуре окружающего воздуха минус 32 оС без использования предпускового подогревателя ПЖД-30, но с использованием системы электрофакельного подогрева воздуха ( ЭФУ). Выявлена характерная зависимость изменения температур охлаждающей жидкости и масла двигателя. Установлено время прогрева двигателя, работающего на рекомендуемых инструкцией по эксплуатации оборотах коленчатого вала двигателя до начала готовности автомобиля к использованию под нагрузкой.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Белокопытов Сергей Викторович, Гедзь Андрей Джонович, Колунин Александр Витальевич, Гельвер Сергей Александрович, Марков Александр Борисович

Changes in temperature of oil and coolant at engine warming Kamaz-740.30.260 at low temperatures

In this paper, the dynamics of changes in temperature liquids engine systems KAMAZ-740.30.260 KAMAZ-5350 family of Mustang in the process of warming up . Start the engine is carried out in winter conditions at ambient temperature -32 °C without the use of pre-heater PKP-30, but with the use of electric-heating the air (EPF). The typical dependence of temperature change of coolant and engine oil is shown. It establishes during warm engine running on the recommended instruction manual rotation of the crankshaft of the engine before the vehicle ready for use under load.

Текст научной работы на тему «Изменение температурного состояния двигателя КамАЗ-740. 30. 260 при прогреве в условиях низких температур»

С. В. БЕЛОКОПЫТОВ А. Д. ГЕДЗЬ А. В. КОЛУНИН С. А. ГЕЛЬВЕР А. В. МАРКОВ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

Омский автобронетанковый инженерный институт

ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ-740.30.260 ПРИ ПРОГРЕВЕ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР

В данной статье рассмотрена динамика изменения температур жидкостей систем двигателя КамАЗ-740.30.260 автомобиля КамАЗ-5350 семейства МУСТАНГ в процессе прогрева. Пуск двигателя осуществлялся в зимних условиях при температуре окружающего воздуха минус 32оС без использования предпускового подогревателя ПЖД-30, но с использованием системы электрофакельного подогрева воздуха (ЭФУ). Выявлена характерная зависимость изменения температур охлаждающей жидкости и масла двигателя. Установлено время прогрева двигателя, работающего на рекомендуемых инструкцией по эксплуатации оборотах коленчатого вала двигателя до начала готовности автомобиля к использованию под нагрузкой.

Ключевые слова: низкая температура, прогрев, обороты коленчатого вала, датчик температуры, эксплуатация.

Из средств массовой информации: 15 марта 2014 г. при сильном арктическом ветре, достигающем 16 м/с, и низкой температуре минус 15 °С. Жёсткость погоды, согласно таблице значений ветро-холодового индекса, составляла минус 23 °С. Бойцы вместе с техникой и грузами высадились на побережье острова и захватили аэродром условного противника.

Российские военные снова в Арктике. Уникальность данного события заключается в том, что впервые в истории не только России, но и Советского Союза крупномасштабные учения проходят в невыносимых условиях Заполярья.

В сентябре 2013 г. Президент России Владимир Путин заявил о воссоздании военной базы на Новосибирских островах. В настоящее время территория аэродрома «Темп» — это современный автономный полевой лагерь. Он рассчитан на проживание в нем более 300 человек. Внутри палаток удерживается привычная комнатная температура, даже если снаружи минус 50 °С и сильнейший снегопад.

Освоение Арктики остается одним из самых приоритетных направлений. Ведь по оценкам экспертов в этом регионе скрыты огромные залежи нефтегазовых ресурсов. Специфика природно-климатических условий зоны холодного климата России, низкие температуры окружающего воздуха, большая продолжительность межсезонного периода, длитель-

ная зима с большими среднесуточными перепадами температуры окружающего воздуха в среднем до минус 10 °С обусловливают целый ряд особенностей эксплуатации автомобилей.

К ним следует отнести затрудненный пуск двигателей, низкую прокачиваемость моторного масла по масляным магистралям, значительную длительность прогрева, активное охлаждение двигателя в состоянии покоя.

Как известно, топлива, применяемые для работы двигателей внутреннего сгорания, имеют углеводородный состав. При окислении водорода происходит образование паров воды в камере сгорания. В условиях низкотемпературного режима прорыв газов в холодную среду картерного пространства сопровождается конденсационными процессами и накоплением воды в смазочной системе [1].

Таким образом, в течение прогрева холодного двигателя в результате конденсационных процессов происходит накопление воды в смазочной системе, а при достижении определенной температуры происходит её испарение из объёма масла. Температура точки росы в объёме картерного пространства составляет 42 °С [2].

Городской режим эксплуатации в зимнее время предполагает короткие пробеги автомобиля с остановками двигателя и, как следствие, низкотемпературным режимом работы.

Рис. 1. Датчик температуры масла, установленный на сливную пробку

Рис. 2. Датчик температуры охлаждающей жидкости накладного типа, установленный на жидкостной коллектор

Негативное влияние воды на состояние моторного масла описано в работах [3, 4].

Новое поколение полноприводных автомобилей, разработанное ОАО «КамАЗ», носит символическое название «Мустанг». В конструкции новых автомобилей семейства КамАЗ-5350 с двигателем КамАЗ-740.30-260 использовано большое количество новых технических решений, значительно повышающих технический уровень автомобилей. В первую очередь следует отметить новые двигатели, имеющие повышенную мощность и высокий ресурс. [5, с. 3].

Двигатель КамАВ-740.30-260 автомобилей КамАЗ-5350 четырёхтактные с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с У-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха типа «воздух — воздух».

По выбрасам вредных веществ с отработавшими газми двигатель соответствует требованиям правил ЕЭК ООН «БиШЭ-2» [5, с. 17].

Для работы двигателя рекомендуется применять топливо: зимнее З-0,2 минус 35 при температуре окружающего воздуха от минус 20 °С и выше; зимнее З-0,2 минус 45 при температуре окружающего воздуха от минус 30 °С и выше; зимнее А-0,2 при температуре окружающего воздуха от минус 50 °С и выше [5, с. 53].

Пуска двигателя автомобиля КамАЗ-740.30-260 при использовании в условиях отрицательных температур рекомендуется осуществлять с использованием систем облегчения пуска двигателя при низких

температурах. Система облегчает пуск двигателя при отричетельной температуре окружающего воздуха за счет разогрева двигателя. Она включает в себя электрофакельный подогреватель воздуха (ЭФУ) и предпусковой подогреватель охлаждающей жидкости и масла ПЖД-30.

Электрофакельный подогреватель обеспечивает пуск двигателя за счёт подогрева воздуха, поступающего в целинды, что даёт возможность улучшить условия самовоспламенения топлива вследствие повышения температуры конца сжатия в обьёме камеры сгорания.

Предпусковой подогреватель облегчает пуск двигателя за счет разогрева жидкости в системе охлаждения и масла в поддоне двигателя и уменьшения в связи с этим сопротивления вращению коленчатого вала двигателя [5, с. 83].

При температуре окружающего воздуха до минус 22 °С пуск двигателя производить с применением системы электрофакельного подогрева воздухом (ЭФУ) или предпускового подогревателя [5, с. 456].

Пуск двигателя с применением электрофакельного подогревателя заключается в следующем:

— кратковременно нажать на кнопку выключателя массы и включить аккумуляторные батареи;

— нажать на кнопку включения электрофакельного подогревателя и удерживать её в течение 40 — 45 с;

— после загорания сигнализатора готовности электрофакельного подогревателя включить стартер, повернув ключ во второе нефексированное положение, удерживать кнопку включения электрофа-

Рис. 3. Диаграмма изменения температур жидкостей систем двигателя при его прогреве

кельного подогревателя до нормальной устойчивой работы двигателя [5, с. 86].

После запуска следует прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости не менее 40 °С при частоте вращения коленчатого вала 1300— 1600 мин-1 до температуры охлождающей жидкости 70 °С. Нельзя допускать работы непрогретого двигателя на большой частоте коленчатого вала. После этого можно начинать движение [5, с. 456].

Исходя из вышеизложенного возникла необходимость в определении надежности пуска двигателя атомобиля КамАЗ-5350 в условиях отрицательных температур с использованием ЭФУ, определение времени и динамик изменения температуры рабочих жидкостей атомобиля до момента начала ипользо-вания его под нагрузкой. Какова температура охлаждающей жидкости при достижении расчетной температуры точки росы масла (42 °С).

Подготовка эксперимента включала в себя выбор автомобиля и дооборудование его необходимыми устройствами, обеспечивающими точное измерение его контролируемых параметров.

Ввиду массовой эксплуатации автомобиля КамАЗ-5350 в России данный автомобиль выбран для проведения эксперемента.

Автомобиль КамАЗ-5350 с двигателем КамАЗ-740.30-260 заправлен:

— система питания двигателя заправлялась: топливо дизельное зимнее З-0,2 для работы при температуре до минус 45, ГОСТ 305-82;

— в системе охлаждения использовалась охлаждающая жидкость марки «Тосол А-40М» ГОСТ 2808489 (при температуре воздуха до минус 40оС), объём заправки составил 45 литров.

— в системе смазки двигателя использовалось моторное масло М-8Г2к ГОСТ 8581-78, объём заправки составил 34 литра.

На момент проведения эксперимента пробег автомобиля составил 16639 км.

Эксперимент проводился без использования предпускового подогревателя, но с использованием системы электрофакельного подогрева впускного воздуха (ЭФУ). На момент проведения эксперимента температура окружающего воздуха составляла минус 32 °С, атмосферное давление 761 мм рт. ст., влажность воздуха 74 %. Скорость ветра 2 м/с. Жёсткость погоды по таблице значений ветро-холодового индекса составляла минус 35 °С.

На двигатель автомобиля дополнительно установили два высокочувствительных датчика температуры (рис. 1, 2).

Датчик температуры масла установлен в пробку поддона двигателя (рис.1), датчик температуры охлаждающей жидкости установлен накладным способом на жидкостной коллектор (рис. 2). Датчики соединены с многоканальным измерителем температуры МИТ-12.

После пуска двигателя поддерживалась частота вращения коленчатого вала 1400 мин-1 и осуществлялся замер температуры в автоматическом режиме работы МИТ-12 с периодичностью через 30 секунд.

При отсутствии в системе смазки датчика температуры масла отсутствует информация относительно последнего. В связи с этим возникает вопрос: какова динамика изменения температур масла и охлаждающей жидкости при прогреве двигателя без использования предпускового подогревателя ПЖД-30, но с использованием системы электрофакельного подогрева воздухом (ЭФУ). Для ответа на поставленный вопрос был проведён эксперимент.

Результаты эксперимента, показанные на диаграмме (рис. 3), позволяет судить о динамике изменения температур жидкостей двух систем двигателя. Температуры жидкостей изменяются неодинаково. Активность изменения температуры масла преобладает над охлаждающей жидкостью. При достижении маслом температуры точки росы (42 °С) температура охлаждающей жидкости составила 31 °С, максимальная разность температур составила 20 °С на 34-й минуте прогрева.

При достижении температуры охлаждающей жидкости 40 °С температура масла достигала 57 °С, последнее значение превышает температуру точки росы, что свидетельствует об окончании конденсационных процессов в системе смазки. Время готовности автомобиля к работе под нагрузкой составляет 25 минут.

Преобладающую динамику изменения температуры масла можно объяснить значительным гидродинамическим трением между его слоями. Причём последнее зависит от вязкости, а вязкость, в свою очередь, от температуры. Таким образом, чем ниже температура масла, тем активнее происходит её нарастание.

Кроме того, масло подвержено воздействию газов прорвавшихся через замки поршневых колец в кар-терное пространство, обладающих высокой температурой.

Полученная информация не противоречит руководству по эксплуатации двигателя КамАЗ-740.30.260 и может быть учтена при подготовке автомобилей к использованию в условиях отрицательных температур.

1. Непогодьев, А. В. Химический состав отработанного моторного масла / А. В. Непогодьев // ХТТМ. - 1974. - № 12. -С. 50-53.

2. Колунин, А. В. Влияние отрицательных температур окружающей среды на периодичность технического обслуживания силовых установок дорожных и строительных машин : дис. . канд. техн. наук : 05.05.04 : защищена: 16.02.07 : утв. 11.05.07 / Колунин Александр Витальевич. - Омск, 2006. - С. 40-74.

3. Корнеев, С. В. Влияние обводнения на содержание присадок в моторных маслах / С. В. Корнеев, Д. Н. Пилипенко, А. В. Колунин // Строительные и дорожные машины. -2003. -№ 12. - С. 17-19.

4. Корнеев, С. В. Обводнение и коллоидная стабильность моторных масел / С. В. Корнеев, В. М. Дудкин, А. В. Колу-нин // Химия и технология топлив и масел. - М., 2006. -№ 4. - С. 33-34.

5. Руководство по эксплуатации автомобилей семейства «Мустанг». МО РФ ГАБТУ. - 2006.

БЕЛОКОПЫТОВ Сергей Викторович, аспирант кафедры «Тепловые двигатели и автотракторное электрооборудование» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии; преподаватель

кафедры «Ремонт бронетанковой и автомобильной техники» Омского автобронетанкового инженерного института (ОТИИ).

Адрес для переписки: markov12@gmal.com

Статья поступила в редакцию 20.12.15 г. © С. В. Белокопытов, А. Д. Гедзь, А. В. Колунин, С. А. Гельвер, А. В. Марков

УДК 629.4.082.55 с. В. БЕЛОКОПЫТОВ

А. В. КОЛУНИН А. И. БЛЕСМАН Д. А. ПОЛОНЯНКИН

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

Омский автобронетанковый инженерный институт

Омский государственный технический университет

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОСАДКА ОБВОДНЕННОГО МОТОРНОГО МАСЛА М-8Г2К_

В статье рассматривается влияние обводнения моторного масла М-8Г2к на процесс образования в нем осадка, описана методика исследования качественного и количественного состава осадка моторного масла М-8Г2к при его 1 %-ном обводнении. Приводятся результаты исследования элементного состава и его распределения в осадке моторного масла.

Ключевые слова: моторное масло, обводнение масла, осадок, растровая электронная микроскопия, элементный состав.

В 1955 году англо-американские инженеры впервые обратили внимание на мазеобразные отложения чёрного цвета в системах смазки двигателей внутреннего сгорания [1, 2]. Некоторое время спустя к таким образованиям проявили интерес советские учёные [3].

Специфика природно-климатических условий зоны холодного климата России (низкие температуры окружающего воздуха, большая продолжительность зимнего периода) обусловливает целый ряд

особенностей эксплуатации двигателей внутреннего сгорания ДВС. Обводнение моторных масел является одной из наиболее важных проблем, оказывающих непосредственное влияние на эксплуатационные характеристики ДВС. Ее исследованием занимались К. К. Папок, А. Б. Виппер, А. В. Непогодьев, С. В. Вен-цель, С. В. Корнеев. Особенно актуальна проблема обводнения для техники, эксплуатируемой в условиях холодного климата [4]. Было установлено, что температурные условия окружающей среды, в кото-

Читайте также: