установка вентилятора от волги на уаз

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Установка электровентилятора. Часть 2: От волги.

Добавлено 21.04 по результатам использования:
Берите именно обычный вентилятор волговский, его хватает за глаза, сделан он весьма неплохо, нафиг не какой Бош не нужен — это во-первых переплата денег, во-вторых 400+Вт мошности -> лишняя нагрузка и проблемы при установки ШИМ. Натыкался на то что у некторых электро карлсон работает не эффективно, скорее всего это связано с неисправностью системы охлаждения, а так же с отсутсвием дифузора или большим зазором между вентилятором и радиатором.

… и дифузор от Волги (600 р), и кучу всякой рассыпухи: датчик включения вентиялтора от волги 87-92, резиновые втулки от какой то жиги, провода, реле, термостат.

Примерка показала, что волговский дифузор как раз прям в штатный подходит — только сверли 4 дырки и все. Я вентилятор немного вниз опустил, получилось гдето 1,5 см от радиатора. Между волговским дифузором и родным поставил резиновые втулки от какой-то жиги:

Начал устанавливать назад радиатор (новый, трехрядник, который купил на днях), разъем на вентиляторе уперся в шкив помпы. Решил убрать разъем и сделать его выносным:

Поставил радиатор на место:

Датчик поставил в волговскую вставку с резьбой под датчик, врезал его в верхний патрубок радиатора.
Ответный евро-разъем вентиялтора так не нашел, не хотелось колхозить — поэтому купил готовую волговскую проводку под вентиялтор (320 рублей за разьемы под реле и вентилятор и пару метров проводов, да и с учетом того, что разъем пришлось переносить все равно с вентиялтора, можно было бы и не брать ее, провода все равно короткие). Проводку сразу сделал с коммутируемым минусом, так как Силич будет удобнее подключать.

Радиатор пришлось наклонить вперед, боковые опоры наростил сантиметра на 4. (Это из-за двухручейковго шкива помпы, с обычным должно и так нормально встать. Получилось где-то сантиметр между радиатором и вентилятором и сантиметра 1,5-2 между задней частью вентиялтора и шкивом помпы.

Так как на подходе лето, заменил свой термостат на 87 градусов термостатом на 82 градуса. Вот такой поставил:

Настало время испытаний: вообщем термос открылся как положено, градусов на 75. Прогревается моментально. На 80 градусов включается карлсон, работает секунд 10, температура падает градусов на 15 и он выключается (температура по штатному показометру). Просадки по напряжению со штатным генератором не заметил. Вентилятор на 250Вт. Вообщем завтра доведу все окончательно до ума. Кстати, заказал Силич. Отзывов много разных, решил сам попробывать.

Установка электровентиляторов на УАЗ.

Первым делом демонтировать старый кожух и старый вентилятор. Чтобы штатные винты крепления шкива помпы не цепляли за саму помпу, надо докласть шайбочек на толщину штатного вентилятора.

Вторым этапом нужно подготовить кожухи электровентиляторов (ЭВ). Для этого срубить или отпилить лишние ушки и вырезать лишний край металла (рис. 1)

А также сделать надрезы с противоположенной стороны стороны, чтобы была возможность загнуть край (как показано на рис. 2)

Теперь можно скрепить кожухи в 3 точках (2 штатные дырки на ушках и одну просверлить сверлом 6,5 мм в месте соприкосновения ободов вентиляторов перпендикулярно плоскости ушек).

Сделав надпилы, выпрямляем загнутый край и в ту же сторону загибаем края по линиям на 90 градусов по каждой линии (должно выглядеть как на рисунке 3)

Далее необходимо очень тщательно вымерять места дырок. Для этого либо снять свой радиатор, либо найти где-нибудь сходный и, приложив, вымерять! Затем сверлом 6,5 мм просверлить в вымеренных точках оверстия.

Берешь металлическую трубочку с отверстием 10-15 мм и выпиливаешь из нее "втулки", которые необходимо вставлять между плоскостями по типу таких растянутых в пространстве шайб (в дырочку трубочки пихать болт).

Теперь надо прикрепить электромоторы. Для этого снимаешь с них вентиляторы (не потеряй маленькие всяческие детальки!) Выбиваешь штатные приклепаные болты, выпрямляешь ушки, одеваешь назад вентиляторы и через резиновые втулочки (для уменьшения вибрации) крепишь моторы к кожухам.

Далее снимаешь крепеж радиатора (если не снял радиатор до этого), и устанавливаешь собранную конструкцию на свое родное место. "Растяжки" радиатора придется слегка подогнуть, чтобы поставить их на место. Если конструкция задевает за шкив помпы, надо отгибать вперед радиатор с помощью этих растяжек. У меня расстояние примерно получилось 2 см.

Далее дело электрики. Схема подключения есть на приборе управления электровентиляторами , который можно купить в Москве на Митинском радиорынке (м. Тушинская) место N-14.

Как это выглядет в "железе" можно посмотреть на фотографии.
наверх

Действуем так.
Желательно снять радиатор или взять откуда-нибудь в качестве шаблона. На кожухах отрезаем все имеющиеся лапки и штыри крепления к радиатору. Скрепляем их друг с другом через два отверстия в отштамповке болтами М8 (при этом придется немного подрезать стыкуемую плоскую часть). В результате получается сдвоенный по горизонтали кожух. Наружние края кожуха будут выступать за радиатор - их нужно, сделав по месту небольшие разрезы с краев (примерно на уровне "круга" под вентилятор) загнуть "вперед" по ходу движения. По месту слегка подгибается (при радиаторе от 3160 он влезает и так) "верхняя" и "нижняя" части кожуха. В итоге кожух охватывает всю "сотовую" часть с огибает с краев пластины крепления штатного кожуха. Далее через отверстия крепления штатного кожуха (их 4) намечаем и сверлим в новом кожухе 4 отверстия 6 мм. В радиатор вворачиваем болтики М6 длиной 25-30 мм. Таким образом получаем "шпильки" для крепления нового кожуха. Чтобы не деформировать кожух при затяжке гаек, нужно сделать либо дистанционные втулки, либо (как сделал я) навернуть под кожух несколько гаек, добившись того же эффекта.

Установив вентиляторы в кожух, примеряем все по месту (к радиатору). Кожух должен плотно закреплен, а вентиляторы не должны ни за что цеплять. Желательно между кожухом и трубками радиатора проложить полоску резины или пенополиэтилена - во избежании протирания. Встраиваем в нижний шланг радиатора трубку с дыркой под датчик и вкручиваем его.

Остается все собрать и подключить электрику. Один провод датчика кидаем на массу, а другой к ноге 85 реле. Ногу 86 соединяем с зажиганием, а к оставшимся крайним ногам цепляем "+" через предохранитель и "+" к вентиляторам (он голубого цвета). Черные провода от вентиляторов сажаем на массу.

Остается все проверить в действии. Для начала при включенном зажигании замыкаем контакты датчика - вентиляторы должны включиться и выключиться при размыкании. Ну а далее греем движок. Если повезет и датчик нормальный, они долны включиться при 90, а выключиться при 85 градусах.

Термостат реагирует на температуру на выходе двигателя, а датчик - на выходе радиатора. Т. е. датчик задает температуру, до которой охаждается вода в радиаторе. Т. е. он не может "переохладить" двигатель. А вот поднять рабочую температуру можно.

P.S. Моторы действительно полезно разобрать и проверить на качество (особенно как держатся магниты), заодно и смазать.

Перестановка наоборот вентиляторов позволяет устранить "мертвую зону" при работе пропеллеров. Она составляет примерно 3-4 % общей площади радиатора. Много это или мало - каждый решает сам. Кроме того лопасти "правильнее" становятся в диффузор, снижая "обратный засос". В свое время я очень тщательно прорабатывал этот вопрос. Дело в том что у Оки или восьмерки вентилятор "зажат" между двигателем и радиатором. Т.е. каждый миллиметр там важен. Потому и конструкция кожуха не очень "грамотна". Например на 41-м Москвиче (где нет ограничения по размеру) вентилятор отодвинут на 2-3 см от радиатора и просос идет практичеки равномерный по всей площади. наверх

2. Кожухи, брал оковские - самые дешевые. Доработать болгаркой, так чтоб прижать один к другому и склепать. Далее уголками по всей длинне сверху снизу, тоже лучше пройтись заклепочником. Нижний уголок хорошо встает в паз на радиаторе. Прикладываеш эту конструевину к радиатору, заготавливаем два вертикальных уголка, и прикладывая определяем куда их надо прилепить чтобы попасть в родные дырки крепления старого кожуха.
Возможно придется радиатор завалить вперед, особенно если ГУР стоит. Я штатные тяги радиатора изогнул букво "Г", обрезал, нарезал резьбу и вывел наружу вперед по ходу движения, удобно получилось, но только торчат две гайки в районе кнопок капота.

3. С реле вопросов нет, штатные вазовские, вентиляторы жрут порядка 10А. Заодно ставь тумблер 3-х позиционный. В середину нагрузки, на одно плечо 12в чистоганом, на другое через релюхи.
Получиться: среднее положение - "принудительно выключено", а крайние "включено по жизни", "включено автоматом".

4. По поводу блока управления. На мой взгляд в машин можно ставить либо только что-то высоко надежное, считай технологичное, а блочки спаянные на коленке я бы подумал. Хотя без условно решение имеет свои плюсы, например регулировка порога срабатывания, но еще раз говорю мое глубокое IMHO - чем проще тем лучше. Датчик вешица не надежная, но и поменять его не долго. Я ввернул его с купленный мной в магазине переходник от РАФа, большая редкость. Некоторые паяют втулки из латуни в бачки.

5. Провода. На вентилятор по-толще - 2.5 кв.мм, на датчик по фигу, хоть 0.5 На земляных проводах лучше не экономить.наверх

для крепления к радиатору вырезал две переходных пластины (размером 25х400) которые прикрутил к родным креплениям радиатора, а уже к ним прикрутил полученную конструкцию, намного пластины видно в верхней части фото

Так как вся эта конструкция с трудом помещалась цепляясь за вал помпы, пришлось убрать стандартные тяги радиатора и чуть наклонив его вперед (не забыть перед этим чуток попустить нижние крепления) зафиксировал длинными шпилькой и болтом просверлив отверстия в шахте радиатора (Ну не знаю как её правильно назвать, но когда наклоните радиатор, станет понятно где сверлить куда крутить). На фото данных моментов не видно, потому как потом прикрутил на место боковины, прикрывающие радиатор, они стали немного кривовато, из-за кожуха диффузоров вентиляторов, но стали.

Очень не хотелось мучать радиатор втуливая в него датчик включения, потому была куплена волговская труба и датчик на 87-92 градуса, так как радиатор чуть наклонен вперед, то трубу легко получилось вставить в разрез патрубка меж радиатором и термостатом.

Подключаем все это через реле и через тумблер на случай необходимости отключения, например перед бродами. Фото "реле". Принудительного включения не далал, потому как не вижу в этом смысла.

Испытания показали, что все это хозяйство начинает дуть офигетькак сильно при температуре на показометре 92 и перестает на 80-ти. Трабла в том, что на холостых с включенным ближним генератор не справляется и идет разрядка. Есть мысль на будушее установить еще один датчик куда-нить в другое место, на другую температуру, чтобы они не всегда работали вместе.
Еще может быть придется чем-то прикрыть выступащие по бокам за радиатор части диффузоров, ибо так возможно ощутимая часть воздуха идет не через радиатор, а с боков обходя его, и эффективность системы падает, дальнейшие испытания покажут необходимость сделать это, а пока не буду.

Установка электровентилятора от Волги/Газели на буханку



Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Даж получилось прикрепить на родные отверстия диффузора!


Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А тут пришлось через длинную шпильку:


Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ну и нашлось место и для реле, благо свободных крепежных отверстий прибавилось!


Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вот так оно все поместилось:



Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Васёк 52: Мясорубку оставишь?

алексейНН: а чё по центру не сделал?

BEZDOROG: А как с герметизацией мотора

Processor: Значит, работает заебись!

алексейНН: привязать с кузова на радиатор

А че, не привязан был что ли?

алексейНН: резинки пожирнее поставить, что б не шумел так сильно


Processor: А че, не привязан был что ли?



Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

алексейНН: пожирнее резинки и пусть на кузове висит

алексейНН: и кожух над крыльчаткой для направлености

Processor: У нее же и так есть диффузор свой..

Серже53: это что бы строго по центру сместить веник

Васёк 52: Не,надо ещё парочку,для надёжности!

Во как кетайцы 1.6 вентиляторами вооружили

это что бы строго по центру сместить веник

жидковато на фото.

Processor:

жидковато на фото.

Установка вентилятора BOSH и блока управления вентилятором с обратной связью на Волгу Газ 3110


Пробег машина 100 000 км, вентилятор работал, но уж очень громко, и ещё вибрации по всему кузову.

В поисках замены остановил я свой выбор на вентиляторе BOSH для газелей.

вентилятор БОШ на Волгу Газ 3110

Вот такой вентилятор БОШ номер 0 130 304 203 в сборе с крыльчаткой и кронштейном крепления.

На самом деле вентиляторы BOSH для Газелей выпускают 2-х видов:
1. Это тот, что я купил № 0 130 304 203, его ток потребления 15 А и вот такой разъём на задней стенке вентилятора.

clip_image003

разъём у 15 А вентилятора BOSH

2. И есть второй вид вентиляторов 0 130 303 243, он 30А и разъём у него выходит вниз под 90 градусов, т.е. евро разъём, тот который изолированный от влаги. Подробнее тут forum.allgaz.ru/showpost.…hp?p=945845&postcount=213

Я остановил свой выбор на вентиляторе, который даёт меньшую нагрузку на генератор.

Далее, я посадил на его провода нулёвые клеммы, потому как штекерное соединение у меня всегда плавилось.

clip_image004

вот эти клеммы, которые скручиваются болтами, мне кажется, наиболее всего подходят для тех нагрузок, которые испытывает проводка.

Установка СМЕРЧ -7

Это такой девайс, который плавно крутит вентилятор на нужных оборотах в соответствии с температурой двигателя.

Подробнее читаем тут turmalinnn.narod.ru/Smerch/Smerch-7.html

выглядит он вот так.

clip_image006

место для Смерча-7 выбрал на телевизоре, возле радиатора.

clip_image007

всё подключил вот на эту главную чёрную коробочку.

clip_image008

всю проводку проложил в гофры и закрепил.

Каждая клемма пролуживалась, зажималась и припаивалась.

В салоне тихо, и генератор не перегружается, и температурный режим стабильный в придела 89 — 95 градусов. Даже, когда вентилятор включается на полную мощность, то звук благородный, как на иномарках, и он работает не громче двигателя.

Установка вентилятора от волги на уаз

Что дает установка электровентилятора на 402 мотор? Во-первых, в холодное время двигатель гораздо быстрее прогревается. Во-вторых, на больших оборотах крутящаяся штатная крыльчатка потребляет некоторый процент мощности двигателя, и можно ожидать небольшого снижения расхода топлива (говорят, на газелях это "немного" доходит до пары литров). В-третьих, говорят, снижается шум двигателя, но я этого не заметил.

Итак, первое - нужно найти, собственно, сам электровентилятор. Можно купить в магазине, но я поехал на разборку и скрутил с небитой шахи вентилятор вместе с кронштейном, на котором он крепится, что обошлось всего в 250 рублей. Если будет выбор, то выбирайте вентилятор:

а) лучше импортный (мне попался югославский);
б) свободно вращающейся без заеданий;
в) без осевых и радиальных люфтов вала эл.двигателя;
г) не забудьте при покупке проверить его, подключив к аккумулятору.

Дома вентилятор надо отчистить, если моторчик разбирается, то разобрать и сделать ревизию подшипникам и щеточному узлу. Если двигатель неразборный, можно просверлить миллиметровое отверстие в корпусе по оси заднего подшипника и шприцом залить туда масла, после чего заклеить отверстие кусочком скотча, передний подшипник смазывается тем же шприцом при снятой крыльчатке. У меня после этой процедуры моторчик стал вращаться на порядок лучше. Если вы придерживаетесь принципа, что под капотом тоже должно быть красиво, не помешает слегка подкрасить кожух крыльчатки, если он ржавый или облезший. Говорят, в природе существуют 6-лопастные крыльчатки, которые дуют лучше. Охотно верю, но сам это чудо в магазинах не встречал.

Самое трудное, как не странно, оказалось найти промежуточную трубу с газели под установку термодатчика. Продавцы в магазинах вылупляли глаза и говорили, что понятия не имеют, о чем речь. В итоге на одном из прилавков обнаружил то, что искал, даже в 2х вариантах: в металле и пластике. Причем, в пластиковой трубе резьба под термодатчик уже была кем-то заботливо сорвана. Берем металлическую. При покупке обратите внимание на качество сварки трубы и резьбовой муфты под датчик, ибо может течь по этому месту. Кстати, продавцы сказали, что эта труба не с газели, а с соболя. Чтобы вы знали, что искать, вот фото этой трубы:

Термодатчик. Изучив форум, выяснил, что лучший вариант - тазовский термодатчик 92-87. При покупке потрясите датчик над ухом - в нем ничего не должно телепаться. К датчику не забудьте взять 2 медные шайбы, почему две - сход резьбы на датчике может не доходить до торца, и чтобы не тянуть до усера одну шайбу, лучше иметь возможность подложить две. Перед установкой термодатчик обязательно сварить! Делается просто: берем прибор-омметр или пищалку, подключаем к датчику, и за провода опускаем его в кастрюльку с водой, которую доводим до кипения. На грани закипания воды в кастрюльке, датчик должен щелкнуть, а прибор - показать ток. Народ жалуется на отвратительное качество этих датчиков, да и мне первый попался бракованным, в результате чего вентилятор не включился и мотор тут же закипел.

Реле вентилятора. Штатные реле с 406 быстро выходят из строя, поэтому возьмите стартерное реле на 70 ампер. Также понадобится разная монтажная мелочевка:

1. Клеммы, 2 шт. больших (на силовые выводы реле) и кучка маленьких: клеммы-мамы и клеммы-вилочки под винт.
2. Провода. Взял в хозмаге двойной провод с сечением каждой жилы 2.5 квадрата для питания на вентилятор, жилы запараллелил для увеличения общего сечения, 2 метра; а также несколько метров более тонкого провода: для подключения термодатчика, кнопки в салоне и индикатора на приборке.
3. Термоусадочная трубка разных диаметров. Изолента в данном случае - прошлый век.
4. Герметик ABRO, черный или красный, или любой другой высокотемпературный, но только не обычный хозяйственный.
5. Пластиковые хомутики для фиксации проводов.

Теперь подготовим купленный патрубок от газели: его нужно укоротить таким образом, чтобы получился короткий тройник. От места вварки резьбовой муфты отступаем 20-30 мм и отпиливаем. В общем, должны получиться максимально короткие патрубки, с которых не будут сваливаться шланги. В данном деле важно не переборщить в ту или иную сторону, если пожадничать и оставить побольше, резко возрастет нагрузка на верхний патрубок радиатора и его вскорости отломит. Если же оставить слишком мало, шланги будут соскальзывать. После секвестирования патрубка, тщательно обработайте концы напильником и наждачной бумагой. Если сечение будет не круглым, а овально-прямоугольным, можно попытаться придать ему приближенную к круглой форму, путем аккуратных ударов молотка по патрбуку, лежащему на деревянной колоде. Не переусердствуйте, ибо труба обычная шовная конструкционная и может треснуть по шву, да и сварка ненароком отскочит.

Когда все готово и закуплено, приступаем к имплантации.

Сначала снимаем старый вентилятор. Первым делом ослабляем ремни (не забудьте, а то свернет шкив помпы). Затем откручиваем 4 болта крепления кожуха, сам кожух сдвигаем назад, к помпе и получаем доступ к крыльчатке. Торцовым ключом откручиваем 4 болта, которыми крыльчатка крепится к шкиву:

Снимаем крыльчатку и кожух, после чего закручиваем болты обратно. Возможно, придется подобрать более короткие болты или подложить толстые шайбы, если они будут вылазить с обратной стороны, у меня закрутились нормально.

Ставим электровентилятор. Он туда становится как родной, одно отверстие совпадает, два пришлось досверлить, в итоге крепление на 3х болтах: один справа по ходу движения, два слева. Если кожух вентилятора не будет плотно прилегать, между ним и радиатором можно проложить кусок разрезанного вдоль резинового шланга. Получается примерно так:

Теперь открываем крышку радиатора и сливаем тосол, достаточно слить примерно 5 литров, после чего снимаем верхний патрубок с радиатора и корпуса термостата. Чтобы не прилагать опасных усилий, его проще разрезать и спокойно снять, его все равно придется выбросить.

Не жалейте этот шланг, если только он не новый, все равно нужно менять, и вот почему. Эти шланги (сверху и снизу) нужны для того, чтобы двигатель мог свободно перемещаться относительно радиатора и корпуса машины, т.е., помимо основной функции - подвода ОЖ к радиатору, резинки выполняют еще и демпфирующую роль. Со временем они дубеют и становятся жесткими, в результате чего на патрубки радиатора передаются изгибающие усилия от вибраций двигателя и со временем патрубки могут дать трещину по месту впайки в радиатор. А мы еще дополнительно снижаем эластичность шланга, запихивая в него кусок жесткой трубы. Посему не поскупитесь и купите новый верхний патрубок, можно даже в комплекте, он недорогой и все равно пригодится. Шланги выбирайте максимально мягкими, но в то же время они должны быть толстыми и обязательно армированными капроновыми нитями. Не экономьте, не ставьте старый задубевший патрубок, и не используйте технические шланги иного назначения, если не хотите вскорости паять радиатор. Со временем новый патрубок тоже задубеет, но он успеет принять максимально благоприятную форму.

Берем кастрированную трубу от газели и вкручиваем в нее термодатчик, не забыв про медную шайбу (шайбы) и обязательно на герметик. Закрутить сейчас его будет удобнее, т.к. его можно куда-нибудь упереть или на что-нибудь надеть (поручик, молчать!). Если закручивается туго или идет плохо, лучше решить проблему сейчас, нежели когда-нибудь потом, когда система уже будет стоять на двигателе и вы будете ключом с трубой выкручивать датчик, рискуя сорвать шланги и выворотить разиатор.

Зачищаем патрубки на радиаторе и корпусе термостата от грязи и старого герметика, если таковой имелся. Снимаем заусенцы и коррозию наждачной бумагой. Примеряем тройник датчиком вниз - почему обязательно вниз, будет работать даже при минимальном уровне тосола. Намечаем место разреза на новом резиновом патрубке - все размечается таким образом, чтобы не было изгибающих напряжений. Режем шланг, одеваем его на наш самодельный тройник, разумеется, на герметик и хомуты. После чего насаживаем всю конструкцию туда, где она и должна помещаться, затягиваем, убираем сопли от герметика. получается примерно так:

Пока герметик сохнет, займемся проводкой. Для безопасности рекомендуется скинуть плюсовую клемму с аккумулятора, но при известной аккуратности можно обойтись и без этого. Главный принцип здесь - во-первых, система важная, она обеспечивает температурный режим двигателя, а во-вторых, делаем для себя. Поэтому провода новые, медные многожильные, силовые провода - достаточного сечения и желательно в двойной изоляции, никаких скруток, везде клеммы, обжатые термоусадкой, в общем, необходима максимальная надежность. Реле стартера крепится на кронштейн радиатора, слева по ходу движения, отверстия там есть:

Вентилятор подключается через штатный разъем, который надо было снять на разборке, дабы в случае чего его можно было быстро демонтировать без резки проводов. Схему рисовать лень, опишу словами:

1. Датчик: один вывод на массу, другой - на обмотку реле
2. Реле: второй вывод обмотки - на плюс
3. Вентилятор: один вывод на массу, второй на плюс через контакты реле.

В общем, датчик коммутирует землю (чтобы в случае внутреннего пробоя не было КЗ), реле коммутирует плюс (чтобы на вентиляторе не было постоянного напряжения, что исключит вероятность КЗ или токовой утечки при пробое обмотки на массу).

Плюс для вентилятора берется обязательно через предохранитель на 30А. У меня одно гнездо в корпусе общего предохранителя 60А, что на левом крыле, было свободно, сделал там:

Плюс на обмотку реле берется с верхнего вывода транзисторного коммутатора (на фотографии - коричневый провод справа), чтобы при выключенном зажигании система обесточивалась.

Минус на вентилятор - от ближайшего надежного болта, не забывайте про клеммы-вилочки и термоусадку. Минус на термодатчик - тоже от ближайшей земли, взял с кронштейна радиатора, он луженый и обеспечивает надежный контакт:

Параллельно термодатчику ведем провод в салон, на свободную кнопку - необходимо на случай отказа термодатчика. У меня таковой оказалась кнопка включения задних противотуманных фонарей, которые все равно запараллелены с габаритами, вторая слева над пепельницей. Если кнопка не использовалась или использовалась редко, она может заедать. Лечится разборкой и смазкой литолом пластмассовых подпружиненных шпенечков, которые ездят по перекидным контактам. С вентилятора тянем второй тоненький провод на индикатор в спидометре, там свободен крайний правый, что он должен сигнализировать - не знаю, в камасутре не написано, а к лампочке даже были незаняты клеммы в колодке. Если у вас вместо лампочек светодиоды (кстати, весьма рекомендую сделать), то соблюдайте полярность. Концы провода обжимаются клеммами и вставляются в колодку. Не забывайте про грабли. В итоге при включенном вентиляторе индикатор должен индицировать сей примечательный факт:

Проверяем вентилятор: при замыкании выводов термодатчика он должен работать. А теперь возьмитесь одной рукой за металл отвертки, которой замыкаете датчик, а другой - за корпус. Чувствуете, как бьет током (не бойтесь, это не опасно)? Этот эффект называется самоиндукцией и вызывает ускоренное обгорание контактов датчика. Чтобы продлить срок его службы, рекомендую параллельно выводам датчика подключить любой диод с рабочим напряжением несколько сот вольт. Мне подвернулся монументальный Д242, но сгодится и что-нибудь слаботочное, типа Д226. Подключается диод просто: замыкаем им контакты датчика, при одной полярности вентилятор должен крутиться, при другой - нет. Если вентилятор не крутится ни так ни так, либо наоборот, крутится при любом подключении, значит диод либо пробит, либо оборван, фтопку его. Подключаем диод так, чтобы вентилятор закрутился, после чего переворачиваем его и монтируем именно в такой полярности. Теперь он будет гасить броски самоЭДС от реле, в результате чего продлится срок службы термодатчика и не будут создаваться паразитные помехи в бортсеть при выключении реле. Не забудьте надежно изолировать корпус диода от массы (термоусадка рулит).

Провода прокладываем параллельно штатной проводке, фиксируя их пластиковыми хомутиками. Вид на монтаж сверху:

Установка системы охлаждения для двигателя TD27T и электровентилятора РИФ в УАЗ Хантер 31519

После установки TD27T возникло понимание, что штатного УАЗовского радиатора не хватает для нормального охлаждения. Слишком часто включались электрокарлсоны, да и места между электрокарлсонами и вискомуфтой было мало — штатную крыльчатку в случае выхода из строя электровентиляторов без их демонтажа нельзя было поставить.
Долго искали и обсуждали варианты и остановились на радиаторе от ГАЗели, который мог влезть целиком в телевизор с минимальными доработками в моторном отсеке (для справки — размер проема телевизора 68x41 см если считать высоту по нижней поперечине). При этом теплоотдача у него почти в два раза выше штатного (75 КВт, против 41 КВт). Полное название — Радиатор охлаждения Газель 2-х рядный н/о алюминиевый NOCOLOK, номер 330242-1301000.
Вариант, уже проверенный УАЗоводами, но каждый его делает немного по-своему.
В итоге затарились всем необходимым и приступили. Делали фото всех этапов — вдруг кому пригодится (дальше будет многабукафф и много фото).

Основные детали — алюминиевый радиатор и его опорная рамка:

Установка системы охлаждения для двигателя TD27T в УАЗ Хантер

Радиатор и опора

Рамка радиатора, напротив, старого образца (у нее более правильные уши), номер 330242-1302010. Ну и резинки это 3110-1301164

На штатный радиатор, еще когда стоял ЗМЗ-514, мы делали спарку из электрокарлсонов:

clip_image002.jpg

Спарка на родном радиаторе

Но на радиатор от ГАЗели это спарка не становилась из-за другого расположения бачков и патрубков:

clip_image003.jpg

Спарка не лезет на радиатор.

В итоге после различных примерок остановились на варианте с одним электрокарлсоном:

clip_image004.jpg

Опору для электрокарлсона сваяли в виде рамки из алюминиевых уголков, она крепится на штатные шпильки радиатора. В рамке сразу сделали сверху отверстия для хомутов проводки и ввернули шпильки для крепежа сетки, которая будет закрывать открытое пространство радиатора со стороны моторного отсека, дабы случайно не повредить его, копаясь под капотом и не обжечься, дотронувшись до сот:

clip_image005.jpg

Рамка для карлсона.

А дальше электрокарлсон был закреплен через штатные уши своего диффузора:

clip_image006.jpg

Карлсон на месте

Сам радиатор весит всего ничего (3.5 кг), а конструкция в сборе вообще получилась легче отдельно взятого штатного радиатора (который весит 10 кг), что не может не радовать.

Опора радиатора в телевизор стала практически без переделок, только немного подогнули металл по углам нижней части телевизора. Крепится опора тремя болтами с каждой стороны. Причем два из них в штатные гайки М5 в боковинах телевизора (на них крепятся боковые кожухи штатного радиатора):

clip_image007.jpg

Опора в телевизоре

В нижнюю опору радиатор через резиновые демпферы становится на родные штыри (там конструктивно не предусмотрено жесткое соединение с рамкой крепежом). А вот с верхней опорой пришлось покумекать — там только одна шпилька спереди. Жесткий крепеж к верхней планке делать не хотелось, она может гулять вверх-вниз, да и ногами мы бывает на нее наступаем. Поэтому сварганили такую конструкцию из строительного уголка:

clip_image008.jpg

Резиновый сальник гуляет вверх-вниз по пазу и меньше передает вертикальную нагрузку на радиатор, не создавая напряжения на шпильке.

Справа и слева от радиатора для закрытия щелей закрепили резинки, чтобы усилить воздушный поток на радиатор:

clip_image009.jpg

Вид на телевизор спереди.

А вот так теперь выглядит радиатор со стороны моторного отсека. Места море, те же ремни менять теперь можно совершенно свободно:

clip_image010.jpg

Радиатор из моторного отсека

Для сравнения фото почти с того-же ракурса со штатным радиатором. Все очень плотно:

clip_image011.jpg

Как следствие легко влезла родная крыльчатка от TD27T. Это так на экстренный случай, чтобы при выходе из строя электровентилятора (ттт) можно было обеспечить вентиляцию моторного отсека:

clip_image012.jpg

Можно ставить и штатный вентилятор

Поскольку у этого радиатора нет заливной горловины, то пришлось переделать и систему расширительного бачка. Бачок взяли от Волги, тот который крепится над ВУТ. Опоры, по традиции, сделали из алюминиевого уголка. Внешняя крепится штатным болтом кронштейна ВУТ, а внутренняя висит на шпильке пластины для реле:

clip_image013.jpg

Опоры для расширительного бачка.

Во внешнюю ввернули два болта на 8 — типа шпильки получились, во внутренней просто отверстия на 8. Там можно легко подлезть.
Бачок стал на место легко и при этом прочно. До ВУТа далеко и капот не задевает:

clip_image014.jpg

Расширительный бачок на месте.

Вот такое итоговое расположение получилось в моторном отсеке:

clip_image015.jpg

Организация моторного отсека

Патрубки стали длиннее и лучше компенсируют колебания двигателя относительно радиатора. Таким образом за счет патрубков и "плавающих" опор радиатора его колебания демпфируются во всех направлениях снижая риск повереждения от тряски и ударов, что встречается в большом количестве во время покатушек и соревнований.

Теперь у нас два температурных датчика для электрокарлсонов. Один в верхнем патрубке (87-92) и второй в радиаторе (82-87). Причем для их переключения надо просто переткнуть две мамы (возможно, потом сделаем параллельное подключение).

Поскольку сваркой мы, традиционно, не пользуемся в случае каких-либо проблем, можно вернуть обратно штатный радиатор и всю схему охлаждения, да и движок если что.

Прокатились, проверили. Результат — при движении до 80 км/ч (больше не было возможности разогнаться) в районе 2 тыс. об/мин держится температура 80 и вентилятор не включается. На месте также держится в районе 82 градусов. Если принудительно разогреть движок стоя на месте, то при срабатывании датчика за 10-15 секунд работы вентилятора температура падает до 80 или даже чуть ниже. Как появится возможность — испытаем работу при движении по трассе с крейсерской скоростью 90 км/ч и выше. В целом было проверено главное — одного вентилятора для данного радиатора вполне достаточно.

2. Установка вентилятора РИФ в УАЗ Хантер 31519

На рынок вышла новинка – электровентилятор РИФ специально для штатного радиатора УАЗа в сборе с пластиковым диффузором. Сначала поставили этот девайс на УАЗик соседу. На трехрядный радиатор он встает на штатные «уши», но надо немного отодвинуть его от радиатора проставками под уши (подкладывали гайки) чтобы он не задевал за соты. Видимо рассчитан на двухрядный радиатор. Посмотрев на итоговое расположение поняли, что данный агрегат может подойти и нам. В итоге девайс приобрели, и приступили к установке.

Сначала демонтировали предыдущую конструкцию и сравнили старый вариант с новым:

Установка вентилятора РИФ в УАЗ Хантер 31519

Вентилятор РИФ в сравнении с ВАЗовским

Кроме очевидной большей производительности самого вентилятора из плюсов виделся диффузор, который, с одной стороны увеличивает эффективность обдува, с другой – решает обозначившуюся на соревнованиях проблемку забрызгивания открытых частей радиатора изнутри, при том что область, закрытая диффузором и самим ВАЗовским вентилятором оставалась чистой. Мощность мотора установить не удалось, но чисто судя по напряжению в справнении с ВАЗовским больше раза в полтора. При этом размеры крепления моторов к диффузору у обоих вентиляторов абсолютно одинаковые, т.е. на экстренный случай можно поставить и запасной ВАЗовский карлсон, который ездит в Зёбрике. Также вентилятор РИФ отбалансирован и работает достаточно тихо. И вдобавок производитель декларирует полную гидрозащищенность.
Кстати попутно обнаружили косяк Борея – не облуженый силовой провод «массы» вентилятора, который за время предыдущей эксплуатации оплавился и рассыпался в процессе установки нового вентилятора.

clip_image002.jpg

Сгоревший провод массы вентилятора от Борея

Заменили весь провод на усиленный. Так что будьте бдительны и следите за качеством электрических контактов в своих УАЗах!
Собственно после демонтажа стали думать как крепить. Вот так выглядит ГАЗелевский радиатор в «телевизоре». Для крепежа вентилятора используются 4 шпильки (2 внизу, 2 вверху). Размеры сот для справки – 536*392 мм, а габариты РИФовского диффузора (без крепежных ушей) – 540x390 мм, т.е. вписываться должен почти идеально.

clip_image003.jpg

Радиатор ГАЗ-3302 в телевизоре

Со штатными ушами РИФа инженерная мысль не пришла, поэтому крепить было решено по- простому, на 4 точки. Заодно, кстати, удалось сделать конструкцию достаточно легкосъемной (может быть полезно, если все же понадобится промыть/продуть радиатор с обеих сторон). Собственно, готовый к установке на ГАЗелевский радиатор вентилятор РИФ:

clip_image004.jpg

Доработанный вентилятор РИФ

Одно ухо (справа вверху на крайнем фото в записи) было слегка подпилено, чтобы не упиралось в верхний патрубок (при этом остается возможность использовать его для подвеса на штатный УАЗорадиатор). Затем на верхние шпильки радиатора накрутили длинные гайки на 6 (видно на фото радиатора), а в них вкрутили еще шпильки. В верхней части диффузора просверлили пару отверстий под эти шпильки просверлили пару отверстий таким образом что диффузор надевается на шпильки и потом еще плотно натягивается на гайки. Снизу же к диффузору прикрутили уголок с пазами под нижние шпильки, на которые он также опирается. Плюс уголок служит продолжением диффузора снизу и дополнительной защитой от грязи. На штатные уши прикрутили толстую шумоизоляцию, которая прилегает к бачкам и убирает подсос воздуха сбоку.
Установили конструкцию на место, как видно – между вентилятором и радиатором минимальный зазор (около 1 см, на всякий случай, чтобы точно до сот не достал). Края диффузора проходят точно по границам бачков.

clip_image005.jpg

Расположение вентилятора РИФ относительно радиатора

Ну и простор перед двигателем остался на прежнем уровне.

Для завершения конструкции и дополнительной защиты себя любимых от горячего радиатора закрыли диффузор сверху. И, собственно, получилась система охлаждения v3.0.

clip_image006.jpg

Завершенная система охлаждения с вентилятором РИФ

Кроме того, перекалибровали Борея на чуть большую температуру срабатывания.

Первые испытания в эти жаркие выходные показали, что охлаждение происходит заметно быстрее по сравнению с ВАЗовским вентилятором, почти в два раза, и рукой явственно ощущается мощный поток воздуха перед радиатором, значит диффузор работает качественно. В сочетании с плавной работой за счет Борея получилось, на наш взгляд, весьма гармоничная конструкция. А дальше – практика покажет

Схема подключения электровентилятора охлаждения газ 3110

Установка второго электровентилятора… — ГАЗ 31, 2.4 л., 1993 года на DRIVE2



Электровентилятор от ваз 2109 взамен механического.



Доп. электровентилятор перед радиатором.

Цена вопроса: 1 150 ₽

ГАЗ 3110 | Электровентилятор системы охлаждения двигателя

Схема включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя

На части автомобилей для обдува радиатора системы охлаждения воздухом предусмотрен электровентилятор. Он включается при срабатывании датчика-выключателя 37101Б, установленного в нижней части правого бачка радиатора. Ранее питание на электродвигатель вентилятора подавалось через реле. В этом случае применялся датчик температуры ТМ-108. В настоящее время схема электровентилятора упрощена и питание электродвигателя производится непосредственно через контакты датчика-выключателя. Датчик неразборный – в случае неисправности подлежит замене.

Электродвигатель МЭ-272 (или ему подобный) – постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Установлен в кожухе, закрепленном на кронштейнах радиатора. При эксплуатации электродвигатель обслуживания не требует, неисправный подлежит замене.

Технические данные электровентилятора и датчика 37101Б (ТМ-108)

Номинальная частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой, мин –1 2500 – 2800
Потребляемая сила тока электродвигателя, А 14
Температура замыкания контактов датчика, °C 82±2 (82 ±2)
Температура размыкания контактов датчика, °C 87±2 (87±2)

Перегревается двигатель, электровентилятор не включается.

Для проверки электродвигателя вентилятора подаем на выводы электродвигателя напряжение 12В от аккумуляторной батареи – исправный двигатель заработает.

Для проверки датчика температуры электровентилятора, отсоединив провода от датчика температуры, соединяем их между собой при включенном зажигании. Если вентилятор заработает – неисправен датчик.

Подсоединив омметр к выводам датчика и опустив его на длину резьбы в воду, термометром измеряем температуру включения и выключения датчика. Для этого воду нагреваем почти до кипения, а затем контролируем остывание. У исправного датчика температурная характеристика не должна отличаться от приведенной выше.

Схема охлаждения ГАЗ 31105

Схема охлаждения на «Волге» ничем не отличается от схемы на любом другом современном легковом автомобиле. В радиатор СО заливается антифриз, который с помощью водяного насоса гоняется по малому или большому кругу. Пока ДВС еще не разогрет, движение ОЖ в системе ограничивает термостат. Он перекрывает дорогу жидкости, заставляя ее двигаться по малому кругу.


Подробная схема системы охлаждения Волги 31105

Вентилятор охлаждения

Для подачи холодного воздуха на радиатор «Волга» оснащается вентилятором. Всего на этих машинах предусмотрено два вида вентиляторов:

  • С постоянным обдувом в виде крыльчатки. Крыльчатка крепится к помпе и вращается вместе с водяным насосом во время работы двигателя;
  • Электрический вентилятор. Он оснащается датчиком и включается только при достижении определенной температуры ОЖ.

Практически на всех моделях 31105 устанавливается электрический вентилятор охлаждения, крыльчаткой оснащаются только автомобили с двигателем ЗМЗ 402, а таких машин совсем мало.



Электровентилятор на 31105 обычно срабатывает при температуре ОЖ от 98 до 104ºC (показания датчика), часто он включается на холостом ходу двигателя, когда машина стоит на месте. На трассе и на скорости, особенно в холодное время года, электровентилятор почти никогда не включается – поток воздуха с дороги успевает охладить радиатор.

Включением электромотора управляет блок управления двигателем, в схеме предусмотрено реле включения вентилятора. Но реле может выйти из строя, и некоторые владельцы авто в обход реле в электрическую цепь подключают тумблер. В случае, если температура поднимается до критической, а вентилятор так и не сработал, тумблером достигается принудительное включение электромотора.

Наиболее известные производители вентиляторов: «Пекар», Luzar, Bosch, Фенокс.


Вентилятор охлаждения от фирмы Фенокс

Схема подключения вентилятора охлаждения газ 3110 — Все о Лада Гранта

Наконец то руки дошли до кнопки принудительного включения вентилятора. Цель была сделать кнопку, которая включит его принудительно, даже если сломается основное реле, датчик температуры или предохранитель 6.

Поставил пару предохранителей 3А на всякий случай.


Установил доп. реле


Зеленый светодиод диаметром 5 мм хорошо видно, даже в солнечный день


В итоге схема получилось такая (схему взял у издательства за рулем)


Еще зимой поставил дополнительный датчик включения вентилятора 87-82 в патрубок.

Здесь рассмотренны схемы электрооборудования на ГАЗ 3110 1996-2004 г.в. Внешними отличительными чертами были новые крылья, форма крыши, капот, фартуки, решётка радиатора. Прежними остались лишь двери. Первое время автомобили ГАЗ 3110 оснащались узкими чёрными бамперами, а уже с 2000 года они были заменены новыми современными бамперами, которые стали окрашиваться в цвет кузова. Они придавали автомобилю более внушительный вид за счёт дополнительных объёмов. Отличительной особенностью была и крышка багажника, которая открывалась от самого бампера для того, чтобы облегчить погрузку вещей в багажное отделение. В 2001 году автомобили стали окрашивать и грунтовать по новой системе, что позволило увеличить срок службы кузова. Существовала и специальная версия ГАЗ 3110 для служб такси, которая обладала специальной раскраской, подготовкой под таксометр и отделкой салона из легкомоющихся материалов.

Схема системы зажигания на Волга 3110



1 – блок управления М 1.5.4 двигателем 9 – разъем диагностики 2 – датчик фазы 10 – реле системы управления двигателем 3 – датчик частоты вращения и синхронизации 11 – реле топливного насоса 4 – датчик положения воздушной дроссельной заслонки 12 – регулятор холостого хода 5 – датчик детонации 13 – форсунка 6 – датчик массового расхода воздуха 14 – катушка зажигания 7 – датчик температуры охлаждающей жидкости 15 – свеча зажигания 8 – датчик температуры воздуха во впускной трубе

Электросхема оборудования ГАЗ-3110 с двигателем ЗМЗ-4062



1 – указатель поворота 46 – комбинация приборов 2 – фара 47 – спидометр 3 – противотуманная фара 48 – тахометр 4 – звуковой сигнал 49 – вольтметр 5 – боковой повторитель 50 – контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи 6 – замок зажигания 51 – лампа подсветки приборов 7 – блок предохранителей в моторном отсеке 52 – контрольная лампа правого поворота 8 – генератор 53 – контрольная лампа левого поворота 9 – штепсельная розетка 54 – контрольная лампа стояночного тормоза 10 – подкапотная лампа 55 – контрольная лампа обогрева сидений 11 – аккумуляторная батарея 56 – контрольная лампа габаритного света 12 – датчик включения электровентилятора 57 – контрольная лампа дальнего света фар 13 – электровентилятор 58 – контрольная лампа падения уровня тормозной жидкости 14 – реле звукового сигнала 59 – контрольная лампа КМСУД 15 – левый блок предохранителей 60 – указатель температуры охлаждающей жидкости 16 – выключатель звукового сигнала 61 – указатель уровня топлива 17 – датчик падения уровня тормозной жидкости 62 – контрольная лампа резерва топлива 18 – реле включения фар 63 – контрольная лампа перегрева охлаждающей жидкости 19 – стартер 64 – указатель давления масла 20 – реле стартера 65 – контрольная лампа аварийного падения давления масла 21 – центральный переключатель света 66 – дублирующая контрольная лампа 22 – выключатель сигнала торможения 67 – выключатель плафона передней двери 23 – выключатель света заднего хода 68 – плафон освещения салона 24 – переключатель стеклоочистителя 69 – выключатель плафона задней двери 25 – электронасос стеклоомывателя 70 – прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза 26 – электродвигатель стеклоочистителя 71 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза 27 – реле стеклоочистителя 72 – фонарь освещения багажного отделения 28 – реле электровентилятора 73 – элемент обогрева заднего стекла 29 – радиоприемник 74 – выключатель обогрева жиклеров стеклоомывателя 30 – электродвигатель антенны 75 – реле обогрева сидений 31 – переключатель антенны 76 – выключатель обогрева сидений 32 – лампа освещения вещевого ящика 77 – элементы обогрева сидений 33 – выключатель лампы освещения вещевого ящика 78 – датчик контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости 34 – реле противотуманных фар 79 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости 35 – выключатель противотуманных фар 80 – датчик контрольной лампы аварийного падения давления масла 36 – выключатель ламп заднего противотуманного света 81 – датчик указателя давления масла 37 – реле обогрева заднего стекла 82 – топливный насос 38 – переключатель обогрева заднего стекла 83 – датчик указателя уровня топлива 39 – переключатель вентилятора отопителя 84 – выключатель системы диагностики контрольных ламп комбинации приборов 40 – прикуриватель 85 – жиклеры стеклоомывателя с электрообогревом 41 – правый блок предохранителей 86 – задний фонарь на крыле 42 – датчик спидометра 87 – задний фонарь на крышке багажного отделения 43 – выключатель аварийной сигнализации 88 – дополнительный сигнал торможения 44 – реле-прерыватель указателей поворота 89 – фонарь освещения номерного знака 45 – переключатель указателей поворота 90 – электродвигатель вентилятора отопителя

Отличие двигателя ЗМЗ-402 от двигателя ЗМЗ-4062 — системой зажигания



Эл.схема оборудования Волга-3110 с двигателем ЗМЗ-402



1 – указатель поворота 48 – реле-прерыватель указателей поворота 2 – фара 49 – выключатель аварийной сигнализации 3 – противотуманная фара 50 – датчик спидометра 4 – звуковой сигнал 51 – комбинация приборов 5 – боковой повторитель 52 – спидометр 6 – свеча зажигания 53 – тахометр 7 – распределитель зажигания 54 – вольтметр 8 – транзисторный коммутатор 55 – контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи 9 – замок зажигания 56 – лампа подсветки приборов 10 – электродвигатель стеклоочистителя 57 – контрольная лампа правого поворота 11 – реле стеклоочистителя 58 – контрольная лампа левого поворота 12 – электродвигатель насоса стеклоомывателя 59 – контрольная лампа стояночного тормоза 13 – переключатель стеклоочистителя 60 – контрольная лампа обогрева сидений 14 – выключатель системы ЭПХХ 61 – контрольная лампа габаритного света 15 – электромагнитный клапан ЭПХХ 62 – контрольная лампа дальнего света фар 16 – блок управления ЭПХХ 63 – контрольная лампа падения уровня тормозной жидкости 17 – катушка зажигания 64 – указатель температуры охлаждающей жидкости 18 – блок предохранителей в моторном отсеке 65 – указатель уровня топлива 19 – стартер 66 – контрольная лампа резерва топлива 20 – реле стартера 67 – контрольная лампа перегрева охлаждающей жидкости 21 – генератор 68 – указатель давления масла 22 – регулятор напряжения 69 – контрольная лампа аварийного падения давления масла 23 – датчик падения уровня тормозной жидкости 70 – дублирующая контрольная лампа 24 – реле включения фар 71 – выключатель плафона передней двери 25 – центральный переключатель света 72 – плафон освещения салона 26 – выключатель сигнала торможения 73 – выключатель плафона задней двери 27 – выключатель света заднего хода 74 – датчик указателя давления масла 28 – выключатель звукового сигнала 75 – датчик контрольной лампы аварийного падения давления масла 29 – аккумуляторная батарея 76 – датчик контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости 30 – штепсельная розетка 77 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости 31 – подкапотная лампа 78 – элементы обогрева сидений 32 – левый блок предохранителей 79 – выключатель обогрева сидений 33 – реле звукового сигнала 80 – реле обогрева сидений 34 – радиоприемник 81 – выключатель обогрева жиклеров стеклоомывателя 35 – выключатель лампы освещения вещевого ящика 82 – прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза 36 – лампа освещения вещевого ящика 83 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза 37 – электродвигатель антенны 84 – фонарь освещения багажного отделения 38 – переключатель антенны 85 – элемент обогрева заднего стекла 39 – реле противотуманных фар 86 – электродвигатель вентилятора отопителя 40 – выключатель противотуманных фар 87 – задний фонарь на крыле 41 – выключатель ламп заднего противотуманного света 88 – задний фонарь на крышке багажного отделения 42 – реле обогрева заднего стекла 89 – фонарь освещения номерного знака 43 – переключатель обогрева заднего стекла 90 – дополнительный сигнал торможения 44 – переключатель вентилятора отопителя 91 – жиклеры стеклоомывателя с электрообогревом 45 – прикуриватель 92 – выключатель системы диагностики контрольных ламп комбинации приборов 46 – правый блок предохранителей 93 – датчик указателя уровня топлива 47 – переключатель указателей поворота 94 – датчик контрольной лампы приоткрытия воздушной заслонки карбюратора

Электродвигатель вентилятора системы охлаждения GPB 0 130 303 204 (дв. ЗМЗ-4062) или 70.3730 (дв. 3М3-402) — коллекторный, с возбуждением от постоянных магнитов.

Электродвигатель выключается через реле датчиком температуры ТМ108, установленным в бачке радиатора.

Читайте также: