замена крыльчатки вентилятора ваз

Обновлено: 18.05.2024

Замена вентилятора lada 21093 (ваз 21093)


Автомобили ВАЗ 2109 оснащаются инжекторными и карбюраторными двигателями, каждый из которых имеет систему охлаждения. Одним из важных элементов этой системы служит вентилятор.

Внешний вид устройства

Внешний вид устройства

  • 1 Проверка
  • 2 Датчик
    • 2.1 Точная проверка
    • 2.2 Замена датчика
    • 3.1 Замена электромотора
    • 3.2 Замена крыльчатки
    • 7.1 Двойной вентилятор

    Проверка

    На двигателях ВАЗ 2109 рабочая температура составляет 90 градусов.

    Если стрелка указателя пересекла отметку в 100 градусов, автомобиль следует немедленно остановить, заглушить мотор и ждать, пока силовой агрегат остынет. Не сделав этого, вам грозит капитальный, дорогостоящий ремонт мотора.

    Мотор может перегреваться по разным причинам:

    • Вышел из строя термостат;
    • Забился радиатор;
    • Вышел из строя вентилятор радиатора;
    • Сломался датчик включения вентилятора;
    • Упал уровень ОЖ в системе;
    • Вышла из строя помпа;
    • Нарушилась целостность проводки в цепи вентилятора.

    Все эти причины можно и нужно проверить, прежде чем покупать новые детали.

    Приведем пример проверки вентилятора и датчика.

    Датчик

    Датчик

    Не спешите сразу менять вентилятор. Не редко проблема заключалась в датчике, реле, предохранителях или просто в нарушенной проводке. Первым делом проверим датчик, а также расскажем об особенностях его замены.

    Датчик включения вентилятора располагается в нижней части радиатора. От него отходит пара проводов.

    Искомое устройство

    Точная проверка

    Дабы не торопиться с выводами, специалисты сначала советуют проверить датчик на предмет работоспособности.

    1. Если вентилятор не хочет включаться по стандартной схеме, попробуйте замкнуть между собой провода, которые идут на датчик. Если вентилятор заработал, а датчик горячий, проблема кроется в нем. При горячем радиаторе во время проверки корпус датчика может оказаться теплым. Это говорит о том, что следует проверить состояние термостата и уровень ОЖ в бачке. Возможно, придется поменять и долить соответственно.
    2. Если после замыкания проводов вент не включается, звука сработавшего реле не наблюдается, проверьте состояние реле и предохранителя. Он под номером 4 в монтажном блоке.
    3. Замкнув провода, вентилятор не запустился, но сработало реле. Тут следует проверить предохранитель под номером 8.
    4. При произвольном запуске вента на холодном двигателе он долгое время не выключается, попробуйте отключить от датчика один проводок. Если вентилятор остановился, контакты датчика залипли. Если же вент продолжает крутить, залипание произошло на контактах управляющего реле.

    Обнаружив, что регулятор вышел из строя, не остается ничего другого, кроме как поменять датчик активации вентилятора радиатора.

    Замена датчика

    Поменять датчик достаточно просто:

    • Выключите зажигание;
    • Слейте жидкость охлаждения из расширительного бачка;
    • От клеммной колодки датчика отключите пару проводов;
    • Гаечным ключом на 30 выкрутите регулятор со своего посадочного места. Прикладывать большое усилие не стоит, рискуете нарушить посадочное гнездо;
    • Следуя в обратной последовательности, поставьте новый датчик.

    Можно поменять датчик без слива жидкости охлаждения. Для этого нужно быстро выкрутить старый регулятор и на его место вкрутить новый. Небольшая часть ОЖ выльется, но зато не придется долго ее сливать, а затем заливать обратно.

    Вентилятор

    Если проблема кроется в вентиляторе охлаждения инжектора или карбюратора, тогда вам предстоит снять его. Вполне возможно отремонтировать агрегат, заменив электромотор или крыльчатку.

    Схема с кожухом, радиатором, вентилятором и крыльчаткой

    Схема с кожухом, радиатором, вентилятором и крыльчаткой

    Чтобы снять вент, выполните следующие операции:

    • Отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи;
    • Рассоедините колодки проводов. Одна из них крепится на кожухе вентилятора;
    • Возьмите гаечный ключ, открутите пару соединительных болтов. Они фиксируют кожух вента на левом бачка;
    • Далее открутите еще одну нижнюю гайку, удерживающую кожух устройства;
    • Теперь вам потребуется удлинитель с накидной головкой, чтобы открутить правую гайку сверху, которая крепит кожух вента на радиаторе;
    • Остается немного — открутить прижимную пластину вентилятора. Для этого снимается пара левых гаек;
    • Вручную снимите прижимную пластину;
    • Демонтируйте теперь вентилятор вместе с кожухом.

    Вы сняли агрегат. Теперь перед вами есть выбор — поменять полностью агрегат, либо попытаться отремонтировать его, заменив электромоторчик или крыльчатку в случае их повреждения.

    Замена электромотора

    1. Отсоедините провод электромотора вентилятора, который удерживается хомутом на кожухе.
    2. На кожухе электромоторчик удерживается тремя гайками. Все их нужно открутить.
    3. Достаньте электродвигатель из корпуса вентилятора.
    4. Обязательно проверьте состояние резиновых втулок электромотора, которые останутся на кожухе. При обнаружении трещин, следов деформации, их обязательно нужно поменять.
    5. Проверьте электромотор на предмет работоспособности. Если он вышел из строя, можно приобрести новый и вставить в старый кожух.

    Не редко работоспособность вента радиатора нарушается из-за деформированной крыльчатки. Заменив его, вы можете вернуть функциональность устройству.

    Замена крыльчатки

    Чтобы поменять крыльчатку, следуйте инструкции:

    • Подденьте стопорную шайбу с помощью плоской отвертки. Она находится прямо по центру крыльчатки;
    • Поддев шайбу, снимите ее;
    • В некоторых случаях крыльчатка крепится на моторе вентилятора гайкой. Потому если у вас она имеется, открутите крепление;
    • Снимите крыльчатку, оцените ее состояние. Если она износилась, деформировалась, замените на новую;
    • Многие вместо стандартной крыльчатки на 4 лопасти устанавливают более совершенную на 8 лопастей.

    Меняем крыльчатку

    В процессе обратной сборки убедитесь, что штифт электромотора попал в продольное отверстие на крыльчатке, как указано ниже на рисунке.

    Штифт направьте в продольное отверстие

    Штифт направьте в продольное отверстие

    Модернизация

    Если вы хотите усовершенствовать работу своего вентилятора радиатора на ВАЗ 2109, предлагаем соответствующую инструкцию.

    Для модернизации вам потребуется установить второй датчик и несколько переделать систему.

    1. Штатный датчик включения будет отвечать за работу вента на максимальной скорости.
    2. Дополнительный датчик будет включать пониженную скорость. Его устанавливают в верхней части охладительной системы.

    Теперь конкретнее о том, как все это организовать.

    1. Возьмите термодатчик, температура срабатывания которого аналогична штатному регулятору.
    2. Установите его в верхнем патрубке, подходящем к радиатору.
    3. Чтобы монтировать элемент, потребуется пара шайб и гайка. Обязательно смажьте шайбу герметиком, чтобы через отверстие установки не возникали утечки.
    4. Купите резистор для установки на вентиляторе печки. Он имеет несколько выводов, потому при желании можно сделать несколько скоростей работы.
    5. Необходимо сделать дополнительную цепь управления. Через нее на обмотку мотора будет подаваться меньшее напряжение.
    6. За включение отвечает термодатчик, расположенный в верхней части охладительной системы.
    7. Управление лучше делать не на плюсе, а по массе.
    8. Работать система будет через кнопку в салоне. Слева от торпедо имеется решетка с двумя заглушками. Вырежьте одну из них и установите туда выключать на два режима. Можно взять регулятор включения печки от ВАЗ 2107.
    9. В первом положении будет включаться низкая частота, а во втором — максимальные обороты.
    10. Один общий провод подается к минусу.

    Такая модернизация не предусмотрена конструкцией ВАЗ 2109. Это уже доработки автолюбителей. Потому установка второго датчика — сугубо под вашу личную ответственность.

    Вентилятор — важный компонент системы охлаждения инжекторных и карбюраторных двигателей ВАЗ 2109. При желании и наличии времени, его замену или ремонт вполне можно выполнить своими руками.

    Как известно, на ваз 2109 вентилятор охлаждения выполняет множество функций. Замена вентилятора охлаждения ваз 2109 – процесс нужный и важный, который можно провести и своими силами.

    Причины неправильной работы вентилятора

    В машине ваз 2109 вентилятор системы охлаждения в процессе работы может издавать посторонние звуки. Причин такого поведения может быть очень много:

    • Возможно, болт, с помощью которого вентилятор крепится к двигателю, попросту раскрутился. Из-за того, что он плохо держится, во время езды он пошатывается. Собственно, это и приводит к образованию непонятных звуков.
    • Радиатор неправильно установлен. То есть, он не находится на своем месте. Возможно, он лежит на поперечине подвески, что тоже не есть очень хорошо.
    • Возможно, вентилятор надломился с одной стороны, что привело к дисбалансу.

    Примечание: при этом не обязательно менять его полностью. Достаточно только заменить поврежденную часть.

    • На крыльчатку попала грязь. Это, казалось бы, совершенный пустяк, однако он приводит к дисбалансу. Как следствие – непонятное постукивание.
    • Подушки плохо зажаты, поэтому они плохо держат мотор. Возможно, подушки прожаты (так бывает после длительной эксплуатации). В итоге мотор вибрирует.
    • Если вентилятор сильно гудит, значит ему не хватает смазки (нужно срочно смазать двигатель маслом).
    • Подшипник разбился. Эта проблема возникает из-за того, что крыльчатка долгое время была поврежденной, поэтому в системе наблюдался дисбаланс.

    Как сбалансировать крыльчатку

    Есть два варианта балансировки:

    • Первый – на лопасть вентилятора закрутить тоненькую проволочку. Посмотреть, с какой стороны дисбаланс проявляется сильнее. Плавным движением попытаться выровнять крыльчатку, пока посторонние звуки не исчезнут.
    • Второй – в отверстие вставить ось, диаметр которой сходен с диаметром отверстия. Установить крыльчатку на две опоры, расположенные в горизонтальном положении. Если существует дисбаланс, то избавиться от него можно, обточив более тяжелую лопасть, либо приклеив небольшой грузик к лопасти с меньшей массой.

    Примечание: в качестве оси может служить обычное сверло. Роль двух горизонтальных опор могут выполнять два стола.

    Можно поменять четырех-лопастную крыльчатку (это стандартная деталь) на восьми-лопастную.

    Примечание: нельзя сказать, что вторые охлаждают намного лучше первых, но уж точно не хуже. Зачастую, заменив крыльчатку, посторонние звуки в вентиляторе охлаждения полностью исчезают.

    В продаже можно встретить как отдельные крыльчатки, так и в комплекте с мотором. Вторые, естественно, стоят гораздо дороже. Поэтому не стоит выбирать второй вариант, если мотор исправен (обычно его нужно просто смазать, чтобы он стал лучше работать). Не стоит приобретать самые дешевые крыльчатки. Обычно они имеют небольшие дефекты.

    Примечание: встречаются модели стоимостью от 100 до 1000 рублей.

    Как заменить вентилятор

    Если замена крыльчатки не помогла, значит придется приступать к крайним мерам – заменить сам вентилятор охлаждения.

    Для этого нужно сделать следующее:

    • Открыть капот.
    • Снять корпус воздушного фильтра.

    Примечание: после этого будет достаточно места, чтобы проводить дальнейшие работы.

    • Чтобы без проблем снять рамку вентилятора, следует открутить 2 гайки и 2 болта (ключом на 10). Две гайки и первый болт откручиваются без труда. Однако с последним болтом придется повозиться. Дело в том, что он расположен в не очень удобном месте. Получить к нему доступ мешает поперечная балка и рычаги, которые к ней крепятся.
    • Оттопырить крыльчатку. Для этого подойдет любой удобный инструмент.

    Примечание: крыльчатка сама по себе очень хрупкая, поэтому работы с ней следует проводить аккуратно.

    • С помощью головки на 13 открутить гайку, которая крепит крыльчатку.
    • Ни в коем случае нельзя потерять шпонку, которая вставляется в вал двигателя. Иначе придется самостоятельно мастерить что-то похожее на нее, а это не так-то и просто.
    • Заменить лопасти крыльчатки.
    • Вставить ее на место (при необходимости можно использовать новую крыльчатку). Гайку нужно затянуть как можно сильнее, ведь если крыльчатка будет болтаться, то в скором времени она снова сломается.
    • Прежде чем поставить вентилятор на место, необходимо установить две резиновые шайбы. Это поспособствует тому, что вибрация, идущая от вентилятора, будет менее ощутима на кузове ваз.
    • Чтобы без труда одеть крепление на шпильку обратно, можно в нижнем креплении рамки сделать небольшую прорезь.
    • Вставить вентилятор. Закрутить все гайки, которые его крепят.

    Двойной вентилятор

    В летнее время «девятки» особенно перегреваются. Поэтому, чтобы обеспечить максимальное охлаждение двигателя, можно на место одного вентилятора установить два. Для этого:

    • В первую очередь нужно сделать еще одно крепление для вентилятора.
    • Кроме того в самом вентиляторе также нужно проделать небольшое отверстие, чтобы его можно было без труда установить на место.
    • Разобрать мотор и снять магниты (лучше использовать отвертку, чтобы они не раскололись).

    Примечание: важно не перепутать, в какой последовательности стояли магниты, поэтому их нужно пометить.

    • Срезать болгаркой предыдущие крепления цилиндра и приварить на их место новые.
    • Собрать мотор в обратном порядке.
    • Прикрутить рамку к мотору.
    • Поставить лопасти.
    • К лопастям подключить два вентилятора.

    Примечание: один вентилятор уже будет подключен (так как он штатный). Другой можно включать по необходимости, сделав в салоне специальную кнопку.

    Цена ремонта вентилятора охлаждения в автосалоне не является слишком высокой. Однако, если выполнять эту работу своими руками, то платить придется еще меньше. Не нужно забывать, что перед этим стоит пересмотреть различные фото и видео на данную тему. Возможно, инструкция, предложенная нами, также пригодится.

    Машина ВАЗ 21099 седан — это заключительная модель серии «Самара». Изготавливалась она на базе ВАЗ 2109, от иных вариантов этого семейства ее совсем немного отличал передок кузова.

    Общая характеристика модели

    У автомобиля ВАЗ 21099, как и у иных моделей данного семейства, немало достоинств:

    • имеет отличную управляемость при движении;

    В 2004 году данную модель машины перестали производить в России, но ее выпуск продолжается на Украине.

    В ВАЗ 21099 инжектор подача бензина при нажатии на педаль газа контролируется компьютером. В карбюраторном двигателе подобный выброс контролируют специальные заглушки-заслонки.

    Достаточно часто владельцы данного автомобиля сталкиваются с одной проблемой: не работает вентилятор охлаждения ВАЗ 21099 карбюратор.

    Проверка системы охлаждения

    1. Открыть краник радиатора ВАЗ, а также автомобильную воздушную заслонку, которая управляет притоком воздуха.
    2. Включить электродвигатель, регулирующий работу радиатора, на самую максимальную мощность.
    3. В салоне машины ВАЗ включить аварийную кнопку, потом нажать ногой на педаль сцепления и очень осторожно съехать с дороги, остановив авто на обочине.
    4. Оставить двигатель автомобиля ВАЗ 21099 карбюратор работать несколько минут на обычной частоте вращения холостого хода с включенным радиатором.
    5. После выключения мотора происходит нагрев системы охлаждающей жидкости именно в тех местах, где она близко контактирует с раскаленными деталями, вследствие чего образуются так называемые паровые пробки.

    Пошаговая инструкция проверки системы охлаждения.

    Причины неисправности вентилятора

    Возможно, произошел обрыв цепей в датчике температуры. Об этом будет сигнализировать постоянно горящая лампочка датчика. В данном случае необходимо просто заменить датчик температуры либо блок системы впрыскивания. Возможно, необходима замена реле. Также могут не размыкаться контакты на термовыключателе радиатора, запускающем реле. Чтоб устранить проблему, потребуется замена термовыключателя.

    1. Отсоединить колодку вентилятора и жгута, разъединив провода.
    2. Отсоединить провод электродвигателя, открутив левую гайку. При необходимости использовать подходящие ключи.
    3. Под капотом открутить два винта, которыми крепится вентилятор.
    4. Достать кожух.
    5. Снять два болта крепления вентилятора.
    6. Снять еще пять болтов и решетку воздухозабора.
    7. Поднять опору вентилятора и потянуть его на себя.
    8. Повернуть сам вентилятор на 90 градусов и вынуть его.

    В качестве заключения

    При неисправности системы охлаждения мотор начнет перегреваться. В конечном итоге это приведет к закипанию двигателя. Из-под капота машины начнет валить дым, авто заглохнет и не захочет ехать дальше. Открыв капот, водитель увидит неутешительную картину: горячая жидкость брызжет в разные стороны, валит пар, мотор автомобиля настолько сильно раскален, что при приближении к нему чувствуется жар.

    Ваз 2109: вентилятор охлаждения и его замена

    Вентилятор ваз 2109

    В машине ваз 2109 вентилятор системы охлаждения в процессе работы может издавать посторонние звуки.
    Причин такого поведения может быть очень много:

    • Возможно, болт, с помощью которого вентилятор крепится к двигателю, попросту раскрутился. Из-за того, что он плохо держится, во время езды он пошатывается.
      Собственно, это и приводит к образованию непонятных звуков.
    • Радиатор неправильно установлен. То есть, он не находится на своем месте. Возможно, он лежит на поперечине подвески, что тоже не есть очень хорошо.
    • Возможно, вентилятор надломился с одной стороны, что привело к дисбалансу.

    Примечание: при этом не обязательно менять его полностью. Достаточно только заменить поврежденную часть.

    • На крыльчатку попала грязь. Это, казалось бы, совершенный пустяк, однако он приводит к дисбалансу. Как следствие – непонятное постукивание.

    Ваз 2109 включение вентилятора охлаждения

    Ваз 2109 включение вентилятора охлаждения

    • Подушки плохо зажаты, поэтому они плохо держат мотор. Возможно, подушки прожаты (так бывает после длительной эксплуатации). В итоге мотор вибрирует.
    • Если вентилятор сильно гудит, значит ему не хватает смазки (нужно срочно смазать двигатель маслом).
    • Подшипник разбился. Эта проблема возникает из-за того, что крыльчатка долгое время была поврежденной, поэтому в системе наблюдался дисбаланс.

    Как сбалансировать крыльчатку

    Ваз 2109 не охлаждает вентилятор

    Ваз 2109 не охлаждает вентилятор

    Есть два варианта балансировки:

    • Первый – на лопасть вентилятора закрутить тоненькую проволочку. Посмотреть, с какой стороны дисбаланс проявляется сильнее.
      Плавным движением попытаться выровнять крыльчатку, пока посторонние звуки не исчезнут.
    • Второй – в отверстие вставить ось, диаметр которой сходен с диаметром отверстия. Установить крыльчатку на две опоры, расположенные в горизонтальном положении.
      Если существует дисбаланс, то избавиться от него можно, обточив более тяжелую лопасть, либо приклеив небольшой грузик к лопасти с меньшей массой.

    Примечание: в качестве оси может служить обычное сверло. Роль двух горизонтальных опор могут выполнять два стола.

    Можно поменять четырех-лопастную крыльчатку (это стандартная деталь) на восьми-лопастную.

    Примечание: нельзя сказать, что вторые охлаждают намного лучше первых, но уж точно не хуже. Зачастую, заменив крыльчатку, посторонние звуки в вентиляторе охлаждения полностью исчезают.

    Ваз 2109 не работает вентилятор охлаждения

    Ваз 2109 не работает вентилятор охлаждения

    В продаже можно встретить как отдельные крыльчатки, так и в комплекте с мотором. Вторые, естественно, стоят гораздо дороже.
    Поэтому не стоит выбирать второй вариант, если мотор исправен (обычно его нужно просто смазать, чтобы он стал лучше работать).
    Не стоит приобретать самые дешевые крыльчатки. Обычно они имеют небольшие дефекты.

    Примечание: встречаются модели стоимостью от 100 до 1000 рублей.

    Как заменить вентилятор

    Ваз 2109 охлаждения вентилятор

    Ваз 2109 охлаждения вентилятор

    Если замена крыльчатки не помогла, значит придется приступать к крайним мерам – заменить сам вентилятор охлаждения.

    Ваз 2109 подключение вентилятора охлаждения

    Ваз 2109 подключение вентилятора охлаждения

    Для этого нужно сделать следующее:

    • Открыть капот.
    • Снять корпус воздушного фильтра.

    Примечание: после этого будет достаточно места, чтобы проводить дальнейшие работы.

    • Чтобы без проблем снять рамку вентилятора, следует открутить 2 гайки и 2 болта (ключом на 10). Две гайки и первый болт откручиваются без труда.
      Однако с последним болтом придется повозиться. Дело в том, что он расположен в не очень удобном месте.
      Получить к нему доступ мешает поперечная балка и рычаги, которые к ней крепятся.

    Ваз 2109 реле вентилятора охлаждения

    Ваз 2109 реле вентилятора охлаждения

    • Оттопырить крыльчатку. Для этого подойдет любой удобный инструмент.

    Примечание: крыльчатка сама по себе очень хрупкая, поэтому работы с ней следует проводить аккуратно.

    • С помощью головки на 13 открутить гайку, которая крепит крыльчатку.
    • Ни в коем случае нельзя потерять шпонку, которая вставляется в вал двигателя. Иначе придется самостоятельно мастерить что-то похожее на нее, а это не так-то и просто.
    • Заменить лопасти крыльчатки.

    Ваз 2109 схема вентилятора охлаждения

    Ваз 2109 схема вентилятора охлаждения

    • Вставить ее на место (при необходимости можно использовать новую крыльчатку). Гайку нужно затянуть как можно сильнее, ведь если крыльчатка будет болтаться, то в скором времени она снова сломается.

    Ваз 2109 схема включения вентилятора охлаждения

    Ваз 2109 схема включения вентилятора охлаждения

    • Прежде чем поставить вентилятор на место, необходимо установить две резиновые шайбы. Это поспособствует тому, что вибрация, идущая от вентилятора, будет менее ощутима на кузове ваз.
    • Чтобы без труда одеть крепление на шпильку обратно, можно в нижнем креплении рамки сделать небольшую прорезь.

    Ваз 21093 вентилятор охлаждения

    Ваз 21093 вентилятор охлаждения

    • Вставить вентилятор. Закрутить все гайки, которые его крепят.

    Двойной вентилятор

    Крыльчатка вентилятора охлаждения ваз 2109

    Крыльчатка вентилятора охлаждения ваз 2109

    В летнее время «девятки» особенно перегреваются. Поэтому, чтобы обеспечить максимальное охлаждение двигателя, можно на место одного вентилятора установить два.
    Для этого:

    • В первую очередь нужно сделать еще одно крепление для вентилятора.
    • Кроме того в самом вентиляторе также нужно проделать небольшое отверстие, чтобы его можно было без труда установить на место.
    • Разобрать мотор и снять магниты (лучше использовать отвертку, чтобы они не раскололись).

    Примечание: важно не перепутать, в какой последовательности стояли магниты, поэтому их нужно пометить.

    • Срезать болгаркой предыдущие крепления цилиндра и приварить на их место новые.
    • Собрать мотор в обратном порядке.
    • Прикрутить рамку к мотору.
    • Поставить лопасти.
    • К лопастям подключить два вентилятора.

    Примечание: один вентилятор уже будет подключен (так как он штатный). Другой можно включать по необходимости, сделав в салоне специальную кнопку.

    Цена ремонта вентилятора охлаждения в автосалоне не является слишком высокой. Однако, если выполнять эту работу своими руками, то платить придется еще меньше.
    Не нужно забывать, что перед этим стоит пересмотреть различные фото и видео на данную тему. Возможно, инструкция, предложенная нами, также пригодится.

    Как снять и установить электровентилятор на ВАЗ 2113, 2114, 2115

    Фото- и видеоинструкция для тех, кто планирует самостоятельно снять и установить на место электровентилятор на автомобиле ВАЗ 2114, 13, 15.

    Снятие электровентилятора радиатора двигателя:

    1. Первым делом нужно снять воздушный фильтр.
    2. Затем нужно разрезать хомут крепления троса привода дроссельной заслонки к корпусу вентилятора радиатора двигателя.
    3. как снять электровентилятор на ваз 2113, 2114, 2115
      Отсоединяем провода от вентилятора.
    4. отсоединяем держатель проводов
      Отсоединяем держатель жгутов проводов от кожуха вентилятора.
    5. откручиваем вентилятор снизу
      При помощи ключа на 10 откручиваем гайку нижнего крепления вентилятора.
    6. Также откручиваем гайку верхнего крепления вентилятора.
    7. как снять электровентилятор с ваз 2113, 2114, 2115
      При помощи торцовой головки на 8 откручиваем 2 гайки крепления скобы крепления радиатора.
    8. процедура снятия вентилятора
      Снимаем скобу.
    9. откручиваем левую сторону
      При помощи ключа на 10 откручиваем 2 болта крепления вентилятора слева.
    10. достаем вентилятор с моторного отсека
      Достаем вентилятор из моторного отсека.

    Разбираем вентилятор:

    1. отсоединяем провода от кожуха вентилятора
      Отсоединяем жгут проводов от кожуха.
    2. Снимаем кожух с вентилятора.
    3. отсоединяем вентилятор от кожуха
      При помощи ключа на 10 откручиваем 3 гайки крепления электродвигателя к кожуху.
    4. Достаем электродвигатель из кожуха.

    Сборка и установка электровентилятора:

    1. Собираем вентилятор в обратном порядке.
    2. Устанавливаем вентилятор на место в обратном порядке.

    Видео по диагностике электровентилятора:

    Замена вентилятора радиатора на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

    Снятие вентилятора радиатора:

    1) Сперва скиньте клему «-», с аккумулятора. (см. Скидывание клемы «-»)
    2) Далее разъедините между собой, две колодки проводов, одна из которых закреплена на самом кожухе вентилятора.

    3) Затем взяв в руки гаечный ключ, полностью отверните два единственных болта, которые крепят кожух вентилятора к левому бачку.

    Отворачивание ключом, болта крепления кожуха к левому бачку

    4) После выворачивания двух единственных болтов, перейдите к отворачиванию нижней гайки, которая крепит кожух вентилятора.

    Отворачивание в низу автомобиля, нижней гайки крепления кожуха к кузову автомобиля

    5) Следом отверните при помощи удлинителя с накидной головкой, правую верхнюю гайку крепления кожуха вентилятора, к самому радиатору.

    Выворачивание верхней правой гайки, которая крепит кожух к радиатору

    6) А затем отверните, но только уже две левых гайки, которые крепят прижимную пластину вентилятора.

    Отворачивание удлинителем с накидной головкой, гайки крепления прижимной пластинки

    7) И после чего рукой снимите прижимную пластину, со своего посадочного места.

    Снятие прижимной пластины, с верхней части кожуха

    8) В завершение операции, после снятия прижимной пластины, аккуратно снимите с радиатора охлаждения, кожух вентилятора.

    Снятие со своего посадочного места, кожуха вентилятора

    Снятие электродвигателя вентилятора:

    1) Для начала отсоедините провод электродвигателя вентилятора, от кожуха, к которому он крепится хомутом.

    2) Затем выверните все три гайки, которые удерживают электродвигатель, на кожухе вентилятора.

    3) И после чего извлеките электродвигатель вентилятора, из кожуха к которому он крепился.

    Примечание!
    Когда электродвигатель с кожуха будет снят, проверьте на самом кожухе вентилятора состояние резиновых втулок, если они будут деформированы, или же на них будут видны трещины, то в таком случае замените втулки на новые!

    Снятие резиновых втулок, с последующей проверкой их состояния

    Снятие крыльчатки вентилятора:

    1) Сперва подденьте отверткой, стопорную шайбу, которая располагается в центральной части крыльчатки вентилятора.

    Поддевание отверткой стопорной шайбы крыльчатки

    2) После поддевания стопорной шайбы, снимите ее.

    Снятие стопорной шайбы, с крыльчатки

    Примечание!
    На некоторых автомобилях, крыльчатка которая крепится к электродвигателю вентилятора, закреплена гайкой, если у вас она закрепления этой самой гайкой, то в таком случае отверните ее!

    Отворачивание болта, который находится в центральной части крыльчатки, и крепит ее

    3) И в завершение операции, снимите саму крыльчатку, с электродвигателя вентилятора.

    Установка:
    1) Установка всех деталей, происходит в обратном порядке снятию.

    Примечание!
    При установке электродвигателя на крыльчатку, обязательно обеспечьте попадание штифта электродвигателя вентилятора «Красная стрелка», в продольное отверстие на крыльчатки «Синяя стрелка»!

    Как сделать вентилятор напрямую ваз 2109. Как подключить реле включения вентилятора

    С того момента, как на ВАЗах с карбюраторами стали использовать электрические вентиляторы, автолюбители часто стали сталкиваться с их отказом. Прежние механические модели считались практически вечными. В большинстве случаев, когда о вентиляторе ВАЗ-2109 с карбюратором говорят, что он не работает, узел полностью прекращает выполнять свои функции. Температура двигателя в этом случае превышает 100 градусов, и автомобиль может выйти из строя. Чтобы избежать капитального ремонта силового агрегата, необходимо прекратить движение после отклонения стрелки температуры в красную зону. Затем нужно найти причину, почему не работает вентилятор.
    Начинать проверку стоит с уровня жидкости в системе охлаждения (проверьте расширительный бачок), а затем постепенно отмести неисправности других частей системы:

    • предохранителя;
    • датчика температуры;
    • электромотора вентилятора;
    • крыльчатки (она может быть деформирована, что приводит к заклиниванию).

    Во время выполнения работ вам предстоит попутно проверить состояние цепи питания. Все проводники визуально должны быть в норме. Лучше всего одну за одной исключать вероятные причины поломки, чтобы система работала стабильно.

    Как проверить предохранитель

    Это самая простая часть проверки, подходящая, если силовая установка оснащена карбюратором. Вам необходимо в подкапотном пространстве ВАЗ-2109 найти монтажный блок. В нем на месте F-4 располагается предохранитель, отвечающий за работу вентилятора охлаждения. Вытащите его с посадочного места, а затем при помощи мультитестера сделайте пробное измерение (тест на работоспособность).

    Если предохранитель рабочий, ищите другую неисправность. В противном случае вам нужно поставить на его место новый с маркировкой 16 А и провести обкатку. Если вентилятор заработал, больше ничего делать не нужно. В противном случае исследуйте другие части системы охлаждения.

    Принудительное включение вентилятора

    Охладительная система на ВАЗ 2107 не предусматривает регулярную работу вентилирующего устройства. Но несмотря на это, иногда реализуется принцип его принудительной активации. Это происходит тогда, когда регулятор выходит из строя, а произвести замену во время движения, как вы понимаете, невозможно. Проверить это можно так — ДТОЖ, который стоит под капотом, продемонстрировал на приборной панели критическую температуру мотора, когда стрелка перемещается в красную зону. При этом вентилятор не активируется и если это так, то этому может быть несколько объяснений.

    Первое — произошла поломка самого ДВ, включающего вентилятор на «семерке». Такой исход событий, как показывает практика, является более благоприятный для водителя. Все потому, что сама по себе система остается полноценной, при этом радиатор функционирует должным образом, соответственно, часть тепла все же отводится от двигателя.

    В данном случае у водителя есть несколько вариантов решения проблемы:

    1. Если вы едите по ровной дороге, при этом транспортное средство будет ехать без остановок, то просто следите за температурой на приборной панели. Если по пути имеются светофоры или пробки, просто включайте печку на полную силу.
    2. Если ездить еще долго, можно осуществить принудительную активацию вентилятора. Чтобы сделать это, из контроллера следует извлечь два контакта и замкнуть из между собой. Но перед тем, как выполнить эти действия, необходимо демонтировать отрицательный провод с аккумуляторной батареи. Когда проводки будут замкнуты между собой, отрицательный провод можно установить на место, на батарею, после чего вентилятор будет работать постоянно и без перерывов. Температура двигателя в данном случае не играет роль, ровно, как и режим езды машины. Когда транспортное средство остановится, вентилятор будет функционировать до того момента, пока батарея не разрядится полностью, чтобы не допустить его, необходимо отрыть моторный отсек и отключить «минус» от АКБ.

    Такой вариант менее приемлемый для автовладельцев с установленной противоугонной системой, так что если вам пришлось разъединить проводку устройства, потом ее необходимо будет соединить и заизолировать. Кроме того, в подкапотном пространстве необходимо будет проследить за тем, чтобы под лопасти ничего не попало, поскольку схема нахождения проводов предполагает в жгутах. Разумеется, это принесет определенные неудобства, поскольку постоянно открывать капот и замыкать контакты — не совсем удобно. Так что вариант принудительной активации должен реализовываться в экстренном случае. Сам ДВ — это элемент, стоимость которого достаточно низкая, но вот его замена в пути практически невозможна, поскольку водителю в любом случае придется сливать антифриз.

    Второй вариант менее приятен для водителя и более опасный для авто в принципе — сломался термостат, при этом охладительная система работает неполноценно из-за неработоспособности вентилятора. Разумеется, если радиатор пустой, ДВ не будет никак реагировать, соответственно, вентилирующее устройство не включится. Основная проблема в этом случае заключается в том, что тепловой обмен во много раз хуже из-за не функционирующего радиатора. Единственным вариантом решения проблемы является активация печки на полную силу и периодические остановки машины. Это позволит не допустить перевода стрелки в критическую зону на датчике.

    На видео ниже вы можете посмотреть, как владелец ВАЗ организовал кнопку принудительной активации вентилятора при неработающем датчике (автор видео — Vlad Pakhandrin).

    Проверка и замена датчика температуры

    На ВАЗ-2109 часто причиной несвоевременного срабатывания или полного отказа вентилятора является датчик температуры охлаждающей жидкости. Поэтому его необходимо проверить во вторую очередь. Датчик расположен в нижней части радиатора, от него отходят два провода. Перед тем как вывернуть его с места, нужно провести точную проверку работы системы охлаждения:

    1. Замкните между собой концы проводов, ведущих на датчик. Если после этого вентилятор начал работать, а датчик нагрелся, то этот контроллер нужно поменять. При проведении тестирования на горячем радиаторе, вы можете обнаружить, что корпус датчика тоже теплый. В этом случае проверьте термостат.
    2. Если вентилятор не работает даже после замыкания проводов, то проблема может крыться в реле или предохранителе. Проверку реле нужно проводить в том случае, если не слышно звука его срабатывания. В зависимости от типа автомобиля оно может находиться в монтажном блоке (для моделей с карбюраторами) или в салоне под отсеком для вещей водителя (у инжекторных авто). Самый простой способ проверки этого устройства – установка на его место подобного устройства. Если после замены реле, вентилятор заработал, можете не проводить дальнейшую проверку.
    3. Иногда устройство не работает, а звук срабатывания реле присутствует. В этом случае проверьте предохранитель F-8.

    Если вы не обнаружили неисправности в других системах, то необходимо заменить датчик температуры в системе охлаждения. Это делают по инструкции:

    1. Выключите зажигание, снимите клемму с аккумулятора и слейте жидкость из расширительного бачка и генератора. Для этого нужно вынуть специальные пробки.
    2. Затем отключите датчик от клеммной колодки.
    3. Накидным ключом выверните датчик с его места, не прикладывая чрезмерного усилия.









    Способ третий – совершенные вентиляторы

    Чтобы улучшить охлаждение ВАЗ 2107, можно вместо стандартного электровентилятора использовать более современные. Прекрасно подойдут те, которые ставят на автомобили моделей «Калина», «Приора». Особенно хорошо будет работать электровентилятор с восемью лопастями. Поток воздуха от него окажется намного сильнее, следовательно, соты радиатора быстрее остынут.

    Можно даже увлечься вопросом улучшения охлаждения и поставить два таких вентилятора. Но есть ли смысл в этом. Лучше уж тогда полностью очистить систему охлаждения изнутри, заменить все патрубки, поставить помпу с улучшенной крыльчаткой. И в завершение поменять радиатор. Это окажется намного эффективнее, нежели делать огромный «колхоз» вокруг радиатора.

    Датчик включения (ДВ) вентилятора на любом автомобиле, в том числе ВАЗ 2107, играет важную роль. Именно благодаря ему происходит охлаждения двигателя с помощью воздушного потока, что не дает силовому агрегату перегреться. Подробнее о принципе работы, диагностике и способе замены читайте ниже.

    Проверка и замена электромотора

    Если после замены датчика вентилятор так и не работает, то необходимо проверить и заменить его электродвигатель. Но для начала нужно демонтировать его:

    1. Удалите минусовую клемму с АКБ.
    2. Отсоедините вентилятор от цепи питания (одна из колодок находится на его кожухе).
    3. Открутите крепежные винты с кожуха устройства: слева и снизу.
    4. Головкой с удлинителем удалите крепеж, соединяющий кожух с генератором.
    5. Удалите две гайки слева, чтобы открутить прижимную пружину вентилятора. Снимите ее.
    6. Вытащите весь узел, вместе с корпусом. Попутно вам может быть нужно отсоединить его провода.

    Теперь вам нужно добраться до электромотора и установить на его место новый:

    1. Хомутом на корпусе закреплен провод электромотора, отсоедините его.
    2. Затем открутите три гайки, чтобы снять мотор.
    3. Осмотрите посадочное место мотора, все резиновые вкладки на нем должны быть целыми и не деформированными. Если вы заметите повреждения, установите новые прокладки.
    4. После этого вам нужно установить новый мотор на место старого, провести обратную сборку вентилятора.

    Некоторые автолюбители считают, что можно починить мотор, но в большинстве случаев попытки их не приводят к успеху.

    Что делать, если электровентилятор работает постоянно?

    Иногда возникает и другая проблема. Многих автолюбителей интересует, почему постоянно работает вентилятор на Ваз 2114?

    Возможны четыре причины неисправности:

    1. возникло замыкание в электроцепи;
    2. произошла поломка реле электровентилятора;
    3. требует замены термодатчик;
    4. сломался электронный блок.

    Чаще всего вентилятор начинает работать непрестанно в результате замыкания проводов. Электрическая цепь остается во включенном состоянии вне зависимости от сигналов термодатчика и реле.

    Чтобы устранить неисправность, нужно прозвонить каждый провод и найти место сплавления. Иногда оно заметно даже при визуальном осмотре.

    Если прозвон не помог выявить неисправность, нужно проверить и заменить реле вентилятора. Стоимость устройства невысока. Поэтому для диагностики проще купить новый реле и поставить его заместо старого.

    Если не помогло и это, значит нужно проверить работу термодатчика. Ведь именно он отвечает за включение и отключение электромотора вентилятора Ваз 2114.

    При исправной работе всех остальных элементов системы, нужно проверить электронный модуль. Он довольно редко выходит из строя. Если проблема возникла все же в нем, придется выполнить полный сброс ошибок. Иногда помогает только полная перепрошивка. Самостоятельно выполнить эту работу способен не каждый. Поэтому лучше обратиться за помощью в автосервис.

    Также полезно было бы установить кнопку принудительного запуска и отключения вентилятора на Ваз 2114.

    Это решение может оказаться весьма кстати, если поломка произошла где-нибудь на трассе вдали от города. В таком случае с помощью кнопки на панели приборов можно принудительно запустить работу вентилятора для охлаждения двигателя.

    Схема электрооборудования ВАЗ-2115

    1. — блок-фары;
    2. — моторедукторы очистителей фар*;
    3. — противотуманные фары*;
    4. — датчик температуры окружающего воздуха;
    5. — звуковые сигналы;
    6. — выключатель лампы освещения моторного отсека;
    7. — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
    8. — генератор;
    9. — датчик сигнализатора недостаточного уровня масла;
    10. — датчик уровня омывающей жидкости;
    11. — датчик износа колодок передних тормозов;
    12. — наконечники проводов, подключаемые к общему насосу омывателя стекол**;
    13. — насос омывателя ветрового стекла;
    14. — насос омывателя фар*;
    15. — наконечники проводов для подключения к насосу омывателя заднего стекла на автомобилях ВАЗ-2113 и ВАЗ-2114;
    16. — датчик сигнализатора недостаточного давления масла;
    17. — лампа освещения моторного отсека;
    18. — наконечник провода для подключения к жгуту проводов системы управления двигателем;
    19. — моторедуктор очистителя ветрового стекла;
    20. — стартер;
    21. — колодка, подключаемая к жгуту проводов системы зажигания на карбюраторных автомобилях;
    22. — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
    23. — выключатель фонарей заднего хода;
    24. — датчик сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости;
    25. — аккумуляторная батарея;
    26. — датчик сигнализатора недостаточного уровня охлаждающей жидкости;
    27. — реле включения противотуманных фар;
    28. — монтажный блок;
    29. — выключатель стоп-сигнала;
    30. — штепсельная розетка для переносной лампы;
    31. — лампа подсветки шкалы гидрокорректора;
    32. — выключатель лампы сигнализатора включения стояночного тормоза;
    33. — колодка для подключения лампы подсветки;
    34. — выключатель ламп освещения приборов;
    35. — подрулевой переключатель;
    36. — выключатель аварийной сигнализации;
    37. — реле элемента обогрева передних сидений;
    38. — выключатель зажигания;
    39. — предохранитель цепи фонарей заднего противотуманного света;
    40. — предохранитель цепи элементов обогрева передних сидений;
    41. — предохранитель цепи блокировки замков дверей;
    42. — лампа подсветки передней пепельницы;
    43. — реле зажигания;
    44. — прикуриватель;
    45. — лампа освещения вещевого ящика;
    46. — выключатель лампы освещения вещевого ящика;
    47. — электродвигатель вентилятора отопителя;
    48. — дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
    49. — переключатель вентилятора отопителя;
    50. — лампа подсветки переключателя отопителя;
    51. — лампа подсветки рычагов отопителя;
    52. — моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей;
    53. — переключатель электростеклоподъемника правой передней двери(расположен в правой двери);
    54. — моторедукторы блокировки замков передних дверей;
    55. — провода для присоединения к правому переднему громкоговорителю;
    56. — моторедукторы блокировки замков задних дверей;
    57. — провода для присоединения к правому заднему громкоговорителю;
    58. — блок управления блокировкой замков дверей;
    59. — провода для присоединения к радиоаппаратуре;
    60. — выключатель очистителей фар*;
    61. — выключатель элемента обогрева заднего стекла;
    62. — реле включения фонарей заднего противотуманного света;
    63. — колодка для подключения к элементу обогрева правого переднего сиденья;
    64. — выключатель фонарей заднего противотуманного света;
    65. — выключатель элемента обогрева правого переднего сиденья;
    66. — выключатель противотуманных фар*;
    67. — выключатель ламп наружного освещения;
    68. — выключатель элемента обогрева левого переднего сиденья;
    69. — колодка для подключения к элементу обогрева левого переднего сиденья;
    70. — провода для присоединению к левому переднему громкоговорителю;
    71. — переключатель электростеклоподъемника левой передней двери(расположен в левой двери);
    72. — переключатель электростеклоподъемника правой передней двери(расположен в левой двери);
    73. — провода для присоединения к левому заднему громкоговорителю;
    74. — боковые указатели поворота;
    75. — выключатели плафона на стойках передних дверей;
    76. — выключатели плафона на стойках задних дверей;
    77. — плафон;
    78. — плафон индивидуального освещения салона;
    79. — колодка для подключения к жгуту проводов электробензонасоса;
    80. — выключатель лампы освещения багажника;
    81. — комбинация приборов;
    82. — лампа освещения багажника;
    83. — блок индикации бортовой системы контроля;
    84. — маршрутный компьютер*;
    85. — колодка для подключения жгута проводов системы управления двигателем;
    86. — задние наружные фонари;
    87. — задние внутренние фонари;
    88. — колодки для подключения к элементу обогрева заднего стекла;
    89. — фонари освещения номерного знака;
    90. — дополнительный сигнал торможения, расположенный на спойлере.

    Как поменять крыльчатку или выровнять ее

    Если после демонтажа вентилятора вы заметили, что крыльчатка повреждена или стоит неровно, вам нужно снять ее:

    1. В центре крыльчатки расположена стопорная шайба, подденьте ее плоской отверткой и снимите. Если есть дополнительное крепление в виде гайки, открутите его.
    2. Снимите крыльчатку и осмотрите ее. При любой деформации лучше всего установить другую крыльчатку.

    В процессе этой работы можно модернизировать вентилятор, установив крыльчатку на 8 лепестков вместо стандартной на 4.

    Механическое принудительное охлаждение радиатора Ваз 2107

    На старых моделях ВАЗ радиатор охлаждался при помощи крыльчатки, насаженной на ротор водяной помпы. Такое решение обеспечивало постоянный обдув радиатора при заеденном двигателе. Учитывая, что конструкция ВАЗ 2107 мало отличается от «предшественников», установить такую крыльчатку не составит труда.

    Достоинство такого решения – надежность. Принудительный механический обдув радиатора гарантирует, что автомобиль не закипит, стоя в пробке в жаркий день. Но при этом эффективность обдува на малых оборотах снижается в сравнении с электрическим обдувом. Зимой проявляется еще один недостаток принудительного охлаждения – холодный двигатель дополнительно обдувается вентилятором, что немного замедляет его прогрев. Тот факт, что вентилятор обдувает радиатор на холодном двигателе, никак не влияет на скорость прогрева при условии работающего термостата. Дело в том, что до прогрева двигателя охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор.

    Механический привод вентилятора охлаждения ВАЗ 2107 можно усовершенствовать

    Читайте также: