замена радиатора печки ваз 2104

Обновлено: 18.05.2024

Назначение, неисправности и замена радиатора печки ВАЗ 2104–2107

Радиатор печки ВАЗ 2107

Каким бы ни был надёжным автомобиль, рано или поздно происходит поломка той или иной детали. Владельцам ВАЗ 2104–2107 иногда приходится сталкиваться с проблемой плохого обогрева салона либо с появлением течи радиатора печки. В этом случае нужно разбираться с причинами, производить ремонт или замену изделия.

Что такое радиатор печки автомобилей

Практически каждый автомобиль оснащается системой отопления салона, в которой одним из основных элементов является радиатор. Благодаря этой детали обеспечивается отбор тепла от охлаждающей жидкости и его последующая подача в салон.

Где установлен радиатор печки на ВАЗ 2104–2107 и какие функции выполняет

Радиатор печки на всех классических «Жигулях» располагается в специальном коробе под передней панелью. Изделие представляет собой теплообменник, основная функция которого — передача тепла от теплоносителя (тосола) с последующим распространением по салону. Этот узел работает так же, как и основной радиатор силового агрегата. Чтобы функционирование печки было корректным, необходим постоянный нагрев теплообменника. Обеспечивается он путём подключения радиатора к системе охлаждения мотора при помощи трубок и резиновых патрубков и постоянной циркуляции жидкости посредством водяного насоса (помпы).

Расположение радиатора печки

Радиатор печки на «классике» располагается в специальном коробе под передней панелью

Устройство радиатора печки

Теплообменник состоит из двух бачков и медных либо алюминиевых сот. Бачки соединяются посредством пайки или герметика в зависимости от материала изготовления детали. Основными узлами печки помимо радиатора являются вентилятор и блок управления, который состоит из рычагов и тросиков.

Схему устройства печки на ВАЗ 2104, 2105, 2107

1 — дополнительный резистор скоростей двигателя; 2 — кожух вентилятора; 3 — кожух направляющий вентилятора; 4 — пружинные держатели нижнего корпуса; 5 — корпус радиатора; 6 — крышка воздухопритока; 7 — прокладка радиатора; 8 — радиатор печки; 9 —патрубки ОЖ;10 — кран печки; 11 — крыльчатка электродвигателя отопителя;12 — электродвигатель отопителя;13 — пружинная защелка моторчика печки;14 — подушка моторчика печки;15 — заслонка боковых воздуховводов;16 — нижняя крышка (заслонка) печки, обдув ног

Воздух снаружи проходит через отверстие в капоте и поступает в пластиковый кожух воздухоприемника, расположенный в подкапотном пространстве под ветровым стеклом. Затем воздушный поток поступает к теплообменнику, который нагревается охлаждающей жидкостью (ОЖ). При простое автомобиля или движении с малой скоростью в салоне включают вентилятор печки, который прогоняет через радиатор холодный воздух, тем самым нагревая его и подавая в салон.

Конструкция радиатора печки

Радиатор печки состоит из бачков и сот, через которые циркулирует охлаждающая жидкость

Во время движения автомобиля с высокой скоростью вентилятор можно не включать, поскольку от встречного потока создаётся достаточное давление для нагнетания тёплого воздуха. Чем сильнее нагревается теплоноситель, тем больше тепла отдаёт радиатор. Уровень поступающей в теплообменник жидкости регулируется посредством крана. Поэтому если есть необходимость изменить температуру в салоне, например, сделать воздух менее горячим, кран перекрывается частично или полностью посредством гибкой тяги и рычага.

Управление печкой довольно простое. На центральной панели есть несколько рукояток:

  • верхняя предназначена для регулировки положения крана печки (влево — кран закрыт, вправо — открыт);
  • средняя рукоятка изменяет положение крышки воздухопритока, тем самым меняется интенсивность подачи тёплого воздуха;
  • нижний рычажок обеспечивает регулировку заслонки воздуховодов обогрева стёкол (положение вправо — воздушный поток идёт на боковые стекла, влево — на ветровое текло).

Управление печкой в салоне ВАЗ 2107

Управление печкой в салоне производится при помощи трёх рычагов, которые можно перемещать в горизонтальном направлении

Неисправности радиатора, их признаки и причины

Во время эксплуатации автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107 с радиатором печки могут возникать неполадки, которые требуют проведения ремонтных работ. Как правило, все проблемы сводятся к тому, что эффективность обогрева салона снижается. Рассмотрим наиболее вероятные причины этого явления.

  1. Воздушная пробка в системе охлаждения. Такая неисправность может возникать в результате замены узлов двигателя, относящихся к системе охлаждения либо тосола, в результате чего печка греет слабо, либо вовсе не отдаёт тепло. Чтобы восстановить работоспособность отопителя, нужно дать поработать мотору на высоких оборотах, чтобы выгнать воздух из системы.
  2. При открытом кране печки магистраль остаётся перекрытой. Причиной является засор запорного механизма либо образование накипи, если используется вода вместо антифриза. Проблема решается путём прочистки либо замены краника.
  3. Радиатор остаётся холодным при полностью открытом кране. Проблема может быть вызвана неполадками водяного насоса. Неисправность сложно не заметить, поскольку двигатель быстро перегревается, о чём свидетельствует указатель на панели приборов. Если мотор прогрет до рабочей температуры (+90˚С), а подводящий патрубок печки остаётся холодным, возможен обрыв ремня генератора либо засор в подводящей трубке от помпы.
  4. Подводящий патрубок горячий, а воздух из печки холодный. Такая проблема на классических моделях «Жигулей» — явление довольно частое. Причиной являются забитые соты радиатора, что обусловлено использованием вместо тосола воды либо применением добавок для устранения течи. Радиатор в этом случае требуется демонтировать и промыть.

Засор радиатора печки

Печка может плохо греть по причине засора сот как снаружи, так и изнутри

Проблемы с теплообменником могут проявляться не только в виде подачи холодного воздуха вместо горячего, но и появлением течи. Обнаружить проблему можно по образованию лужицы на полу, а также по появлению маслянистого налёта на боковых и лобовом стекле во время работы печки. Причинами могут быть:

  • утечка ОЖ через краник печки;
  • течь из патрубка;
  • протечка самого радиатора.

В первых двух случаях требуется замена износившегося элемента, а при появлении течи из радиатора деталь нуждается в ремонте либо замене.

Если в системе охлаждения используется тосол, а не вода, утечку ОЖ нужно устранить в кратчайшие сроки, поскольку в жидкости содержатся вредные для здоровья человека вещества.

Как заменить и отремонтировать радиатор печки ВАЗ 2104–2107

Если на ваших «Жигулях» возникли проблемы с радиатором отопителя, нужно знать, как и в какой последовательности производить ремонт.

Какие инструменты понадобятся

Прежде всего, нужно подготовить необходимые инструменты и материалы:

  • крестовую отвёртку;
  • набор ключей;
  • герметик;
  • тару для слива ОЖ;
  • новый теплообменник;
  • чистую ветошь.

Инструменты для ремонта радиатора печки

Для замены радиатора печки понадобится крестовая отвёртка, ключи, герметик, чистая ветошь и тара для слива ОЖ

Как снять радиатор печки

Работы по замене радиатора на карбюраторных и инжекторных моторах проводятся одинаково. Прежде всего, нужно слить ОЖ из системы охлаждения, для чего откручивают пробку на блоке двигателя и сливают тосол в подходящую ёмкость. После этого можно приступать к демонтажу узла.

    Ослабляем хомуты крепления подводящего и отводящего патрубков радиатора печки в моторном отсеке и стягиваем шланги.

Снятие патрубков

Открутив хомуты, стягиваем шланги с трубок радиатора

Демонтаж полки

Для снятия полки, расположенной под бардачком, откручиваем два самореза справа и один слева

Крепление тросика

При помощи ключа на 7 мм отворачиваем крепёж тросика управления краном отопителя

Защёлки короба

Чтобы снять нижнюю часть отопителя, потребуется поддеть отверткой 4 защёлки

Радиатор печки

Чтобы извлечь радиатор, достаточно потянуть его на себя

Подводящая трубка

От старого крана отсоединяем трубку и извлекают уплотнительную резинку

Для проверки работоспособности краника можно по внешнему виду оценить состояние и размер проходного отверстия и то, насколько легко вращается рычажок.

Видео: замена теплообменника на примере ВАЗ 2107

Как устранить течь радиатора печки

Если радиатор отопителя ВАЗ 2107 или другой классической модели «Жигулей» потёк, то устранить проблему можно несколькими способами:

  • заменить деталь на новую;
  • применить специальные присадки;
  • отремонтировать старый теплообменник.

Если в первом случае каких-либо проблем возникнуть не должно, то к присадкам следует отнестись более внимательно. Обусловлено это тем, что такие средства могут не только устранить течь, но и забить соты радиатора. Поэтому деталь предпочтительнее отремонтировать. Если есть опыт работы с паяльником, то посредством пайки можно попытаться заделать проблемное место (только на медном радиаторе).

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • припой и флюс;
  • наждачная бумага;
  • мощный паяльник (150–200 Вт);
  • обезжириватель;
  • ветошь.

Припой и кислота

Для пайки радиатора понадобится припой и флюс либо паяльная кислота

После демонтажа радиатора место течи можно будет обнаружить по цветному пятну в соответствии с цветом тосола. Суть ремонта сводится к следующим действиям:

  • зачистка места течи наждачкой;
  • обезжиривание;
  • нанесение припоя посредством паяльника.

Часто в качестве флюса используется паяльная кислота.

Пайку также можно выполнить при помощи газовой горелки. Радиатор после ремонта рекомендуется промыть и проверить на герметичность.

Видео: пайка радиатора печки

Промывка радиатора

Для промывки радиатор соединяют с водопроводным краном при помощи шланга, после чего прогоняют воду до тех пор, пока она не станет чистой. Чтобы проверить герметичность радиатора, можно использовать ручной насос для накачки шин или компрессор, при этом один выход теплообменника закрывают пальцем или заглушкой, а через второй качают воздух. Саму деталь необходимо погрузить в ведро с водой. Если пузырьки воздуха отсутствуют, значит, ремонт прошёл успешно. В противном случае пайку повторяют либо попросту заменяют деталь на новую.

Давление в радиаторе при проверке герметичности не должно быть более 1 кгс/см².

Проверка герметичности радиатора

Для проверки герметичности радиатора в него подают воздух от компрессора или ручного насоса

Некоторые автовладельцы для устранения течи используют холодную сварку или герметик. Эти вещества наносят на предварительно очищенную и обезжиренную поверхность в соответствии с инструкцией. Какому методу и средству отдать предпочтение, зависит только от ваших личных предпочтений.

Как установить теплообменник

Во избежание протечек при установке радиатора рекомендуется использовать новые уплотнители и патрубки. Монтаж выполняют в следующем порядке.

    Устанавливают прокладку и закрепляют подводящую трубку к крану и отводящую к радиатору.

Новый уплотнитель

При установке радиатора рекомендуется использовать новые уплотнители

Крепление крана

На новый радиатор устанавливают кран вместе с трубкой

Регулировка тросика

Чтобы кран открывался и закрывался полностью, необходимо выполнить регулировку троса

Герметик-прокладка

Для улучшения герметичности на подводящую трубку перед стыковкой с патрубком наносят немного герметика

Горловина радиатора

После ремонта или замены радиатора печки производят заливку охлаждающей жидкости в систему

Когда процесс сборки будет завершён, нужно запустить двигатель и дать ему поработать до тех пор, пока температура ОЖ не достигнет рабочей. После этого необходимо проверить все соединения на наличие течи. По расширительному бачку проверяют уровень тосола и, если требуется, производят доливку.

Выбор радиатора

Если было выявлено, что радиатор печки нуждается в замене, нужно определиться с тем, как выбрать новую деталь. Сегодня на автомобильном рынке присутствует широкий выбор теплообменников, поэтому подобрать оптимальный вариант порой непросто. Деталь можно приобрести как за 500 руб., так и за 3 тыс. руб. Однако можно выбрать изделие хорошего качества и по приемлемой цене. Предпочтение следует отдавать таким производителям:

  • «АвтоВаз», «Пекар», «Лузар», ШААЗ;
  • Oberkraft, Finord, Extra.

Медный радиатор «Лузар» для ВАЗ 2104–2107

Медный радиатор печки характеризуется лучшей теплоотдачей и ремонтопригодностью

При покупке нового радиатора внимание нужно обращать на следующее:

  • качественное изделие не может стоить дешёво;
  • у продавца следует требовать сертификат, чтобы снизить вероятность приобретения подделки;
  • у хорошего теплообменника соты должны располагаться близко друг к другу.

Помимо сказанного во внимание стоит принять то, что деталь может быть выполнена из алюминия или меди. Медные радиаторы обладают неоспоримыми преимуществами, которые обусловлены высокой теплоотдачей и лёгкостью ремонта. Однако из-за высокой стоимости их применяют всё реже. Алюминиевые имеют доступную стоимость, меньший вес, но в случае появления течи восстановление детали будет довольно проблематичным. Поэтому, как правило, изделия из алюминия подлежат замене.

Алюминиевый радиатор

Алюминиевый радиатор стоит дешевле медного, но при появлении течи его придётся заменить

Если медный радиатор можно запаять в домашних условиях при помощи обычного припоя, то алюминиевый таким образом отремонтировать не удастся.

Видео: какой радиатор выбрать на «Жигули»

Диагностировать неполадки радиатора печки на «Жигулях» не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Если с теплообменником возникли проблемы, то для их устранения необязательно обращаться в сервис: работу можно выполнить своими руками, предварительно ознакомившись с пошаговыми инструкциями.

Яндекс.Дзен
Подписаться на наш канал в Яндекс.Дзен

Как снять радиатор печки на Ваз 2104

Сначала необходимо слить охлаждающую жидкость открутив пробку, которая находится с левой стороны двигателя «по ходу автомобиля» в нижней части блока.

Для наглядности, в некоторых изображениях использован вид салона седьмой модели жигулей

Пробка для слива тосола

Предварительно подставьте под низ двигателя чистую емкость минимум на 10 л. В качестве емкости лучше выбрать что то вроде тазика, или делать так как показано на рисунке.

Слив тосола

Многие автолюбители обходят процедуру слива тосола, надеясь на свою реакцию и сильные нервы. Но поверьте лучше потратить 10 минут на это что бы дальше комфортно работать. Тем более зачастую всегда находятся треснутые патрубки системы охлаждения, возле помпы или радиатора которые лучше заменить сразу, если не хотите опять пачкать руки через пару месяцев.

Важно: Если тосол или антифриз имеет коричневый или темно коричневый оттенок жидкость лучше заменить.

После того как охлаждающая жидкость слита, ослабляем хомуты и отсоединяем подводящий и отводящий патрубки печки.

Подводящий и отводящий патрубки печки

Переходим в салон автомобиля

Сначала нужно снять полку под бардачком, для этого отворачиваем винты в местах показанных на рисунке. На картинке показана полка вещевого ящика ваз 2106, на ваз 2104 еще есть центральный винт крепления (ориентировочное его положение показано зеленой стрелкой).

Вещевая полка

Дальше снимаем панель крепления радиоприемника (бороду) в следующей последовательности (операции 1-7 указаны для ваз 2107).

  1. При помощи отвертки отгибаем защелки, вытягиваем дополнительную панель.

Снятие панели

  1. Отсоединяем провода питания приборов, перед снятием обязательно маркером или засечками помечаем провода.

отключение проводов от панели

  1. Отверткой огибаем усики крепления переключателей и аккуратно их снимаем.

Снятие кнопок на панели

  1. Отгибаем защелки передней крышки, снимаем ее.

Снятие крышки нижней части панели

  1. Откручиваем два винта крепления консоли.

Откручиваем винты консоли ваз

  1. Чуть выше шахты радиоприемника, ключом на 10 откручиваем 2 гайки крепления «бороды».

Болты крепления панели ваз

  1. Еще раз внимательно осматриваем места крепления консоли ничего ли нам не препятствует ее снятию, и аккуратно ее демонтируем.

Когда снята передняя консоль отсоединяем правый и левый воздуховоды, они тоже крепятся на защелках.

Снятие воздуховодов на ваз 2104

Для того что бы добраться к винтам крепления трубок печки ВАЗ 2104 правый воздуховод и бардачек нужно снять, как показано на рисунке ниже.

Патрубки печки ваз 2104

На рисунке ниже показаны эти же патрубки радиатора отопителя.

Ключиком на 10 окручиваем 4-е винта крепления (красные стрелки).

Патрубки радиатора отопителя

Снимаем защелки с левой и с правой стороны (зеленая стрелка) нижней части печки.

Если кран отопителя у Вас управляется с помощью тросика, то отсоединяем его крепление.

Крепление тросика крана отопителя

Что бы снять нижнюю часть печки еще нужно открутить два крепежа, место их расположения показано на рисунке ниже.

Шахта вентилятора

Что бы добраться к этим винтам нужно снять панель рычагов управления печкой, показано на рисунке ниже.

Панель рычагов управления отопителем

После того как все откручено и отсоединено нижняя часть печки с моторчиком аккуратно вытягивается руками. При необходимости осматриваем и заменяем вентилятор и моторчик печки ваз. Как минимум моторчик печки нужно разобрать, почистить от пили и смазать.

Вентилятор печки

Нижнюю часть печки мы сняли, теперь с верхней части можно снять радиатор печки, показано на рисунке ниже.

Радиатор отопителя ваз 2104

Вот и все, теперь нужно диагностировать радиатор отопителя и решить покупать новый или ремонтировать старый, первый вариант конечно лучше.

Замена радиатора печки на автомобиле ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107

Замена радиатора печки на автомобиле ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107

Причины неисправности системы отопления:

С причинами разобрались. Теперь о главном – как поменять радиатор печки на автомобиле ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107?

Необходимый для этого инструмент – пара отверток (крестовая и обычная), торцевые и рожковые ключи на «7», «8», «10». Также необходимо купить резиновые прокладки (три штуки), литр охлаждающей жидкости, силиконовый герметик.

Дальше по пунктам, сам процесс замены радиатора печки на автомобиле ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107.

  1. При желании можете слить с блока двигателя охлаждающую жидкость, но можно и не сливать, потери буду незначительные. Тем более у Вас есть в запасе 1 литр охлаждающей жидкости.
  2. С моторного отсека откручиваем два хомута на патрубках радиатора и стягиваем шланги (фото 1).
  3. Откручиваем крепеж резинового уплотнителя и снимаем его (фото 2 и фото 3).
  4. В салоне автомобиля снимаем панель радиоприемника фото 4 (в моем случае она прикручена двумя саморезами).
  5. Ключом на «7» или отверткой откручиваем крепеж троса привода крана отопителя (фото 5) и отсоединяем трос от крана.
  6. Находим на кожухе вентилятора четыре пружинные скобы (фото 6) и с помощью отвертки снимаем их.
  7. Опускаем кожух вниз, и отводит его в левую сторону. Снять кожух полностью или отодвинуть дальше Вам не дадут провода питания электродвигателя.
  8. Вытягиваем радиатор печки из кожуха (фото 7).

Дальше внимательно осматриваем радиатор, металлические трубки и кран печки. Металлические трубки должны быть без явных следов сильной коррозии и подтекания (в моем случае пришлось заменить трубку, причину хорошо видно на фотографии 8). Кран печки следует заменить, если закушена ручка крана (не открывает или не закрывает) или видны следы подтекания охлаждающей жидкости. Если пришлось менять сам радиатор печки, то кран и трубку со старого радиатора следует перекрутить на новый радиатор. Не забывая установить новые прокладки (фото 9). Смазав прокладки силиконовым герметиком, плотно (без фанатизма, иначе можно раздавить прокладку или сорвать резьбу) прикручиваем отводную трубу и кран к радиатору (фото 10). Также, силиконовым герметиком смазываем трубки радиатора при подсоединении к ним резиновых шлангов подвода охлаждающей жидкости.

Сборку проводим в обратной последовательности. После сборки, доливаем тосол в радиатор (при необходимости), заводим автомобиль и проверяем герметичность соединения шлангов и патрубков.

Меняем радиатор печки своими руками на автомобиле ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107

Как снять радиатор печки на автомобиле ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107

Ремонт системы отопления на автомобиле ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107

Замена радиатора отопителя на ВАЗ

Кран радиатора отопителя на ВАЗ

Снимаем кожух радиатора печки на автомобиле ВАЗ-2101, ВАЗ-2107, ВАЗ-2106

Снимаем радиатор отопителя с автомобиля ВАЗ

Печь охлаждающей жидкости в системе отопления на автомобиле ВАЗ

Алюминиевый радиатор печки автомобиля ВАЗ

Новый алюминиевый радиатор отопителя ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107


Понравилась статья? Поделись ею на своей странице!

Комментарии

Показано комментариев: 10.
Всего: 32.

Доброго времени суток! У меня ваз 2105, недавно заменил радиатор печки, так как старый потёк. Заодно заменил кран. Дело было весной, поэтому насколько дует тёплый воздух не обращал внимания. Но с наступлением холодов выяснилось, что печка дует еле тёплым воздухом. Заменил термостат, помпу. Но все без результатов. Может, подскажите чего дельного?

Попробуйте рукой патрубки печки, верхний и нижний. Они должны быть одинаковой температуры, в нашем случае одинаково горячие. Если они разной температуры (обычно верхний патрубок заметно холодней нижнего), значит проблема в радиаторе или кране печки.

Кран печки может не полностью открыть или чуть приоткрыт. Радиатор печки имеет свойство, засорятся (грязный тосол или использование охлаждающей жидкости сомнительного качества, которая быстро превращается в коричнево-чёрную кашу). Так же, прокладка крана печки может разбухнуть и довольно сильно сократить поступление жидкости в радиатор.

Помогите, не могу снять кожух, что-то мешает. Вроде все открутил, скобки снял, а его все ровно держит что-то.

Если пытаетесь заменить радиатор отопления или вентилятор на автомобилях Ваз-2104, Ваз-2105, Ваз-2107, то проблема со снятием кожуха вентилятора может возникнуть из-за троса управления заслонкой. С левой стороны (водительской) к кожуху крепиться этот самый трос. Если его не открепить, то снять кожух будет невозможно. Можно подлезть накидным ключом на 7 и открутить саморез (для наглядности добавил фото).

трос управления заслонкой крепится к кожуху вентилятора ваз 2107

Иван:

дима: здравствуйте! скажите радиатор печки я установил а вентилятор с коробкой установить не могу, почему то пружинки не достают! не пойму вентилятор с коробкой вместе засовываться или по отдельности с начало вентилятор потом коробка.

дивіться коробку з вінтілятором треба запихати разом з прової сторони від бардачка вона тоді гарно туда стає

дима: здравствуйте! скажите радиатор печки я установил а вентилятор с коробкой установить не могу, почему то пружинки не достают! не пойму вентилятор с коробкой вместе засовываться или по отдельности с начало вентилятор потом коробка.

Андрей77777:

Иван: Напор с патрубка печки должен быть довольно большим, особенно если дать двигателю 2000 оборотов.

Тахометра нет. Дал газу. Напор увеличился. Патрубок внутри толстый [1/2 [16мм) что ли)). Напор тосола должен быть во всю толщину трубы?
Летом и зимой открывал рычаг холодного воздуха но идет горячий.

Да, на оборотах, напор должен быть во всю толщину. На холостых немного слабей. Если при открытии или закрытие крана печки (рычаг тепло-холод), ни чего не меняется то проблема в кране или тросе управления.
Попробуйте рукой верхний и нижний патрубки печки, если они одинаковой температуры, то скорой всего радиатор забит. Его следует снять, осмотреть на предмет утечки тосола и если все ок, промыть. Как раз и с краном разберетесь.

Иван: Напор с патрубка печки должен быть довольно большим, особенно если дать двигателю 2000 оборотов.

Тахометра нет. Дал газу. Напор увеличился. Патрубок внутри толстый [1/2 [16мм) что ли)). Напор тосола должен быть во всю толщину трубы?
Летом и зимой открывал рычаг холодного воздуха но идет горячий.

евгений999: вопрос если радиатор печки медный а сам большой радиатор алюминиевый что будет? на жигули 06

А что может произойти? 😕 Я уверен, что все будет работать отлично!)) Первый, радиатор охлаждения, будет исправно охлаждать систему, а второй (радиатор отопления), будет замечательно обогревать салон автомобиля! Конфликтовать они точно, не будут 😉

Замена радиатора печки ВАЗ 2107, 2105, 2104: почему течет, как снять и установить своими руками + - смотреть видео

изделия такое радиатор печки автомобилей

каждый Практически автомобиль оснащается системой отопления которой, в салона одним из основных элементов является Благодаря. радиатор этой детали обеспечивается отбор охлаждающей от тепла жидкости и его последующая подача в Где.

Устройство радиатора Теплообменник

печки состоит из двух бачков и медных алюминиевых либо сот. Бачки соединяются посредством или пайки герметика в зависимости от материала изготовления Основными. детали узлами печки помимо радиатора вентилятор являются и блок управления, который состоит из тросиков и рычагов.

Воздух проходит снаружи через отверстие в капоте и поступает в кожух пластиковый воздухоприемника, расположенный в подкапотном пространстве ветровым под стеклом. Затем воздушный поток теплообменнику к поступает, который нагревается охлаждающей жидкостью (ОЖ). простое При автомобиля или движении с малой салоне в скоростью включают вентилятор печки, который через прогоняет радиатор холодный воздух, тем нагревая самым его и подавая в салон.

Радиатор состоит печки из бачков и сот, через которые охлаждающая циркулирует жидкость

Во время движения автомобиля с скоростью высокой вентилятор можно не включать, поскольку от потока встречного создаётся достаточное давление для тёплого нагнетания воздуха. Чем сильнее нагревается тем, теплоноситель больше тепла отдаёт радиатор. поступающей Уровень в теплообменник жидкости регулируется посредством Поэтому. крана если есть необходимость изменить салоне в температуру, например, сделать воздух менее кран, горячим перекрывается частично или полностью гибкой посредством тяги и рычага.

Управление печкой простое довольно. На центральной панели есть несколько верхняя:

Управление печкой в салоне производится помощи при трёх рычагов, которые можно горизонтальном в перемещать направлении

Неисправности радиатора, их признаки и время

Во причины эксплуатации автомобилей ВАЗ 2104, 2107, 2105 с радиатором печки могут возникать которые, неполадки требуют проведения ремонтных работ. правило Как, все проблемы сводятся к тому, эффективность что обогрева салона снижается. Рассмотрим вероятные наиболее причины этого явления.

Печка может греть плохо по причине засора сот как так, снаружи и изнутри

теплообменником с Проблемы могут проявляться не только в виде холодного подачи воздуха вместо горячего, но и появлением Обнаружить. течи проблему можно по образованию лужицы на также, а полу по появлению маслянистого налёта на боковых и стекле лобовом во время работы печки. Причинами быть могут:

  • утечка ОЖ через краник печки;
  • патрубка из течь;
  • протечка самого радиатора.

В первых случаях двух требуется замена износившегося элемента, а появлении при течи из радиатора деталь нуждается в либо ремонте замене.

Если в системе охлаждения тосол используется, а не вода, утечку ОЖ нужно устранить в сроки кратчайшие, поскольку в жидкости содержатся вредные здоровья для человека вещества.

Какие инструменты понадобятся

Прежде нужно, всего подготовить необходимые инструменты и материалы:

  • отвёртку крестовую;
  • набор ключей;
  • герметик;
  • тару слива для ОЖ;
  • новый теплообменник;
  • чистую ветошь.

замены Для радиатора печки понадобится крестовая ключи, отвёртка, герметик, чистая ветошь и тара слива для ОЖ

Как снять радиатор печки

замене по Работы радиатора на карбюраторных и инжекторных моторах одинаково проводятся. Прежде всего, нужно слить ОЖ из охлаждения системы, для чего откручивают пробку на двигателя блоке и сливают тосол в подходящую ёмкость. этого После можно приступать к демонтажу узла.

    хомуты Ослабляем крепления подводящего и отводящего патрубков печки радиатора в моторном отсеке и стягиваем шланги.

хомуты Открутив, стягиваем шланги с трубок радиатора

Для снятия полки, расположенной бардачком под, откручиваем два самореза справа и слева один

При помощи ключа на 7 мм отворачиваем тросика крепёж управления краном отопителя

Чтобы снять нижнюю часть потребуется, отопителя поддеть отверткой 4 защёлки

Чтобы извлечь радиатор, потянуть достаточно его на себя

От старого крана отсоединяем трубку и уплотнительную извлекают резинку

Для проверки работоспособности можно краника по внешнему виду оценить состояние и проходного размер отверстия и то, насколько легко вращается Видео.

рычажок: замена теплообменника на примере ВАЗ Как

2107 устранить течь радиатора печки

  • заменить деталь на применить;
  • новую специальные присадки;
  • отремонтировать старый Если.

теплообменник в первом случае каких-либо возникнуть проблем не должно, то к присадкам следует отнестись внимательно более. Обусловлено это тем, что средства такие могут не только устранить течь, но и соты забить радиатора. Поэтому деталь предпочтительнее Если. отремонтировать есть опыт работы с паяльником, то пайки посредством можно попытаться заделать проблемное только (место на медном радиаторе).

Для работы следующие потребуются инструменты и материалы:

Для пайки радиатора понадобится флюс и припой либо паяльная кислота

После радиатора демонтажа место течи можно будет цветному по обнаружить пятну в соответствии с цветом тосола. ремонта Суть сводится к следующим действиям:

  • зачистка течи места наждачкой;
  • обезжиривание;
  • нанесение припоя паяльника посредством.

Часто в качестве флюса используется кислота паяльная.

Пайку также можно выполнить помощи при газовой горелки. Радиатор после рекомендуется ремонта промыть и проверить на герметичность.

Видео: радиатора пайка печки
Промывка радиатора

Для радиатор промывки соединяют с водопроводным краном при шланга помощи, после чего прогоняют воду до пор тех, пока она не станет чистой. проверить Чтобы герметичность радиатора, можно использовать насос ручной для накачки шин или при, компрессор этом один выход теплообменника пальцем закрывают или заглушкой, а через второй воздух качают. Саму деталь необходимо погрузить в водой с ведро. Если пузырьки воздуха отсутствуют, ремонт, значит прошёл успешно. В противном случае повторяют пайку либо попросту заменяют деталь на Давление.

Проверка герметичности радиатора

Для проверки радиатора герметичности в него подают воздух от компрессора ручного или насоса

Некоторые автовладельцы для течи устранения используют холодную сварку или Эти. герметик вещества наносят на предварительно очищенную и поверхность обезжиренную в соответствии с инструкцией. Какому методу и отдать средству предпочтение, зависит только от ваших предпочтений личных.

Как установить теплообменник

Во избежание при протечек установке радиатора рекомендуется использовать уплотнители новые и патрубки. Монтаж выполняют в следующем Устанавливают.

    порядке прокладку и закрепляют подводящую трубку к отводящую и крану к радиатору.

При установке радиатора использовать рекомендуется новые уплотнители

На новый радиатор устанавливают кран трубкой с вместе

Чтобы открывался кран и закрывался полностью, необходимо выполнить троса регулировку

Для улучшения подводящую на герметичности трубку перед стыковкой с патрубком немного наносят герметика

После ремонта или замены печки радиатора производят заливку охлаждающей жидкости в Проверяют

течи процесс сборки будет завершён, запустить нужно двигатель и дать ему поработать до пор тех, пока температура ОЖ не достигнет рабочей. этого После необходимо проверить все соединения на течи наличие. По расширительному бачку проверяют уровень если и, тосола требуется, производят доливку.

Выбор Если

радиатора было выявлено, что радиатор нуждается печки в замене, нужно определиться с тем, выбрать как новую деталь. Сегодня на автомобильном присутствует рынке широкий выбор теплообменников, поэтому оптимальный подобрать вариант порой непросто. Деталь приобрести можно как за 500 руб., так и за 3 руб. тыс. Однако можно выбрать изделие качества хорошего и по приемлемой цене. Предпочтение следует таким отдавать производителям:

Медный радиатор характеризуется печки лучшей теплоотдачей и ремонтопригодностью

При нового покупке радиатора внимание нужно обращать на качественное:

  • следующее изделие не может стоить дешёво;
  • у следует продавца требовать сертификат, чтобы снизить приобретения вероятность подделки;
  • у хорошего теплообменника соты располагаться должны близко друг к другу.

Помимо внимание во сказанного стоит принять то, что деталь быть может выполнена из алюминия или меди. радиаторы Медные обладают неоспоримыми преимуществами, которые высокой обусловлены теплоотдачей и лёгкостью ремонта. Однако из-за стоимости высокой их применяют всё реже. Алюминиевые доступную имеют стоимость, меньший вес, но в случае течи появления восстановление детали будет довольно Поэтому. проблематичным, как правило, изделия из алюминия замене подлежат.

Алюминиевый радиатор стоит дешевле при, но медного появлении течи его придётся Если

заменить медный радиатор можно запаять в условиях домашних при помощи обычного припоя, то таким алюминиевый образом отремонтировать не удастся.

Замена радиатора отопителя (печки)

Здравствуйте! Мы искренне рады видеть Вас на сайте нашего клуба! Скорее всего, вам близок и понятен стиль жизни НА ПОЛНОМ ПРИВОДЕ.
Здесь Вы можете познакомиться и пообщаться с людьми, которые разделяют и понимают Ваши стремления и увлечения.

Прежде чем приступить к общению ознакомтесь пожалуйста с Правилами форума

С приходом холодов многие автомобилисты вспоминают об одном из важнейших устройств — отопителе салона. Притом случается это, в большинстве случаев, именно когда печка внезапно перестаёт исправно исполнять свои функции, а в машине становится невыносимо зябко. Разбираемся, почему капризничает автомобильная печка, и улучшаем работу штатного отопителя.

Как устроена автомобильная печка

Прежде чем разбираться в причинах плохой работы штатного автомобильного отопителя, нелишним будет вникнуть в принцип его работы. В двух словах, функционирует это нехитрое устройство следующим образом.

В абсолютном большинстве современных автомобилей за нагрев салона отвечает система охлаждения двигателя: горячая охлаждающая жидкость, проходящая через рубашку блока цилиндров мотора, движется по патрубкам в радиаторы — основной (системы охлаждения двигателя) и радиатор отопителя (который находится в салоне автомобиля). Через последний небольшим вентилятором прогоняется поступающий в салон автомобиля воздух. Подогретые горячим радиатором воздушные потоки распределяются по воздуховодам и создают внутри автомобиля комфортную температуру.

Таким образом, нагрев воздуха внутри автомобиля в первую очередь связан с температурой двигателя и жидкости, его охлаждающей — чем она выше, тем легче и быстрее прогревается салон. Однако в системе есть множество иных компонентов, повышающих или снижающих эффективность штатной печки — заслонки, клапаны, фильтры, радиаторы, вентиляторы и сами воздуховоды. Изучим влияние каждого из компонентов на работу печки и попробуем заставить их функционировать эффективнее.

Отметим, что прежде чем заниматься поиском неисправности отопителя, нелишним будет запомнить следующее. Разные модели автомобилей в силу своих конструктивных особенностей по-разному отапливают салон, особенно в условиях морозных российских зим. Нормальной, по мнению специалистов, считается ситуация, когда при — 25°С за бортом работающая на полной мощности печка нагревает нижнюю часть салона машины до +16°С, а верхнюю — до +10°С. Однако это лишь минимально допустимая температура, которая для большинства водителей комфортной не является.

Загрязнение радиатора отопителя

Эффективность работы радиатора отопителя зависит от трёх основных факторов — площади его эффективной поверхности и материалов, пропускной способности и температуры проходящей через него охлаждающей жидкости.

Этот небольшой по размерам радиатор прячется за центральной консолью машины и почти недоступен для ревизии обычным автомобилистам. Проконтролировать состояние детали визуально крайне проблематично, а замена её на новую выливается порой в многочасовую разборку и сборку всей передней части машины (разумеется, за нескромную плату).

Радиатор печки — деталь весьма нежная и боящаяся любых загрязнений — как внешних, так и внутренних. При длительной эксплуатации автомобиля рёбра радиатора забиваются пылью и грязью, попадающей в систему вместе с забортным воздухом. А тонкие трубки, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, зарастают грязью изнутри. В результате эффективность системы резко падает — воздушный поток уменьшается, а температура радиатора снижается. Это наиболее вероятная причина похолодания в салоне автомобиля зимой.

По прошествии нескольких лет эксплуатации машины лучше всего заменять радиатор отопителя на новый, не дожидаясь, пока он начнёт плохо выполнять свои обязанности. Загрязнение этого элемента системы неизбежно, и предотвратить его невозможно. Кроме того, с годами возникает реальная опасность нарушения герметичности салонного радиатора, что в отдельных случаях приводит к внезапному прорыву трубок и сильнейшим ожогам передних седоков. Но чаще радиатор начинает понемногу подтравливать охлаждающую жидкость — она затекает под напольное покрытие салона, вызывает неприятный запах и сильное запотевание стёкол изнутри, а также способствует процессам коррозии кузова.






Проблемы с вентилятором отопителя

Бывает и так, что печка ВАЗ-2104 дует только в ноги, или вообще не дует. У этой проблемы, скорее всего, есть конкретный виновник, но, чтобы его определить, придётся немного поработать.

Для начала следует проверить, цел ли предохранитель F1, который, кроме цепи печного моторчика, защищает фонари заднего хода и отвечает за обогрев заднего стекла. Если он сгорел – меняем на целый, но обязательно с таким же номиналом (10А). Если поставите меньше – он сгорит гораздо быстрее, если больше – подставите под удар потребителей, включая электровентилятор. В тех случаях, когда после установки нового предохранителя правильного номинала он перегорает снова, ищите короткое замыкание, причем оно может быт на любом участке всех трёх электрических цепей.

Если же проблема не в предохранителе, имеет смысл проверить работоспособность клавиши переключения скоростей вращения электромоторчика отопителя, для чего от неё нужно отсоединить все провода. Затем поочерёдно подключаем один конец индикатора к массе, а другой к каждому из проводов кнопки, обязательно при включённом зажигании. Если при одном из тестов лампочка не загорелась, значит, имеется повреждение конкретного провода, в противном случае виновата либо клавиша, либо сам вентилятор.

Уточняем это следующим образом: из куска проволоки делаем перемычку, замыкая два любых контакта колодки. Если моторчик при этом запускается, то нужно менять кнопку. Если двигатель молчит при всех комбинациях – очевидно, что причина именно в нём.

Если моторчик работает только на максимальной скорости – проблема в сгоревшем дополнительном резисторе. Это балластное сопротивление нужно заменить, а найти его можно под торпедой, ближе к стороне водителя.

Вентилятор может не работать по причине отсутствия контакта с массой – на старых автомобилях этот проводок зачастую просто сгнивает. Определить именно эту неисправность также можно с помощью мультиметра, простой прозвонкой. Для этого снова демонтируем клавишу переключения скоростей и отсоединяем контакты. Один конец мультиметра подключаем к массе, вторым по очереди прозваниваем провода. Если моторчик вентилятора вместе с балластным резистором исправны, лампочка мультиметра загорится при замыкании двух проводков из трёх. При перегоревшем сопротивлении лампочка загорится только раз, если ни один из тестов не дал положительного результата – нужно искать причину либо в отсутствии контакта с массой, либо в самом электродвигателе печки.

Алгоритм демонтажа моторчика отопителя:

сливаем ОЖ в заранее приготовленную ёмкость, открутив сливную пробку на блоке; как только тосол перестаёт капать, ослабляем хомуты отопителя, отсоединяем оба патрубка; переходим в салон, демонтируем декоративную полку под бардачком (откручиваем три боковых винтика); демонтируем панель магнитолы – сначала отщелкиваем её отвёрткой, вытаскиваем, затем отсоединяем все колодки электропитания, предварительно обозначив их маркером, чтобы не перепутать при сборке; отвёрткой очень аккуратно поддеваем клавиши управления работой отопителя и снимаем их; отщёлкиваем крышку нижней части панели; внизу видим два винта – откручиваем их; отвинчиваем также две гайки на торце панели (за шахтой магнитолы); демонтируем консоль, соблюдая предельную осторожность; отщёлкиваем оба воздуховода; окручиваем винты крепления печного радиатора, отсоединяем две защёлки крепления нижней части радиатора; отсоединяем тросик управления краником отопителя; откручиваем ещё два самореза, крепящих нижнюю часть отопителя; вытягиваем электромоторчик, проверяем его состояние и работоспособность. В случае необходимости – меняем; устанавливаем отреставрированный или новый моторчик на место, производим все операции в обратном порядке.. https://www.youtube.com/embed/QGVC2Iio3TQ

Мы рассмотрели все основные неисправности, из-за которых штатный отопитель ВАЗ-2104 работает плохо или вообще не обеспечивает поступление тёплого воздуха в салон. Надеемся, что эта информация вам пригодится.



Принцип работы отопителя

Чтобы сделать правильный выбор, нужно знать принцип работы системы отопления в автомобиле.

Тепло в салон автомобиля попадает от двигателя, это побочный эффект от его работы. Тепло образуется в результате сгорания топлива и от трущихся поверхностей. Для отвода тепла от сильно нагретых деталей двигатель оборудован системой охлаждения, составной частью которой является отопление салона. Поэтому чем сильнее нагревается мотор, тем лучше отопление. Горячая охлаждающая жидкость подаётся в радиатор отопителя, а вентилятор, пропуская воздух через него, рассеивает тепло по всему салону.

Температура выходящего из дефлекторов воздуха регулируется краном, расположенным на магистрали между мотором и печкой. Это обычная запорная арматура с механическим или электрическим приводом, она регулирует количество охлаждающей жидкости, которая пройдёт через отопитель (увеличивая температуру на блоке управления, кран открывается больше, уменьшая температуру, он закрывается). От его работы очень сильно зависит то, как будет работать печка. Если он неправильно работает (не полностью открывает проход для жидкости), то в салоне будет холодно.




Схема отопления

Схема воздухопотока системы отопления ВАЗ-2104


Холодный воздух подается внутрь системы отопления через воздухозаборную решетку 28, установленной возле лобового стекла извне авто. Дальше отопление ВАЗ-2104 может осуществляться по трем направлениям, которые выбираются системой управления:

1 – обогрев ветрового стекла, обозначено это направление красным цветом. При этой схеме воздух поступает чрез люк 7 в коробку воздухопритока 30 для очистки от пыли и капель воды. Затем он движется через радиатор 25, где отбирает тепло из охлаждающей жидкости, а также корпус вентилятора 13, откуда попадает в воздуховод обогрева лобового стекла 3.

2 – обогрев боковых стекол спереди, данное направление обозначено синим цветом. Здесь воздух тоже попадает через люк в коробку, далее в кожух радиатора 23, а затем поступает в левый и правый воздуховоды 1 и 2.

3 – обогрев ног, это направление имеет зеленое обозначение. Воздух в салон попадает, как и при других направлениях, но после кожуха радиатора он поступает воздуховод внутренней вентиляции 8.



Устройство

Радиатор системы отопления схож со своим старшим братом из системы охлаждения. И функции у них схожи, только большой отдаёт тепло в атмосферу, а малый в салон. Оба имеют в своей конструкции два бачка, которые соединены между собой трубками. К трубкам посредством пайки крепятся пластины, увеличивающие площадь охлаждения (чем больше пластин, тем больше теплоотдача). Поэтому при выборе нужно обращать особое внимание на количество пластин. Сделать это можно, поставив оба экземпляра вместе и визуально осмотрев плотность пластин. У какого радиатора плотность больше, у того и теплоотдача выше. К одному из бачков прикреплены патрубки входа и выхода жидкости. Некоторые модели оборудуются местами для крепления к автомобилю.



Подготавливаем автомобиль

Перед началом процедуры замены радиатора необходимо слить охлаждающую жидкость из системы. Для этого нужно прогреть двигатель (так жидкость стечет быстрее) и установить машину любым удобным образом, чтобы можно было добраться до сливной пробки (на смотровую яму, эстакаду и др.). После этого открываем крышки радиатора охлаждения и расширительного бачка.

Забравшись под автомобиль, находим пробку для слива охлаждающей жидкости на блоке цилиндров. Не перепутайте ее с пробкой для слива масла, расположенной на поддоне картера! Подставив заранее приготовленную емкость, откручиваем пробку ключом на «17», и ждем, пока стечет вся жидкость. На это может уйти от 2 до 5 минут. После этого пробку можно заворачивать.

Теперь можно приступать к процедуре замены радиатора печки.



Медный радиатор печки

  1. Медь обладает большей теплопроводностью, нежели алюминий. А с увеличением теплопроводности улучшается отопление.
  2. Ремонтопригодность. Медь мягкая и не повреждается из-за незначительных вмятин. Даже при появлении трещин лопнувшие трубки можно запаять, оставив теплопроводность неизменной.
  3. Медный радиатор оборудован бачком из такого же материала, что значительно улучшает его эксплуатационные характеристики.

Недостатки


Недостаток у данного типа только один – это его цена.

Демонтаж радиатора отопления ВАЗ 2107

Для выполнения работы нужна крестовая отвертка и комплект ключей (рожковых и торцовых).

  • ослабить хомуты крепления шлангов отопителя, находящиеся в моторном отсеке;
  • снять шланги с патрубков радиатора отопителя (при этом возможна небольшая утечка антифриза);
  • открутить саморезы, фиксирующие резиновый уплотнитель;
  • демонтировать уплотнитель;
  • открутить панель магнитолы;
  • отсоединить трос от крана печки ВАЗ 2107;
  • используя отвертку, демонтировать скобы на кожухе вентилятора;
  • опустить кожух вниз;
  • извлечь радиатор отопителя.

Алюминиевый радиатор

  1. Первым и самым главным преимуществом будет его цена. Она меньше, чем у его медного собрата почти в два раза.
  2. При увеличенном количестве пластин (увеличенной площади охлаждения) теплоотдача будет меньше, чем у медного, но уже не так значительно.
  3. Распространённость на рынке новых автомобилей. Автомобили последних лет выпуска, производимые в нашей стране, оборудованы алюминиевыми радиаторами.

Недостатки

  1. Маленькая теплопроводность материала – самый большой минус.
  2. Неремонтопригодность: при повреждениях трубок их невозможно запаять, и приходится менять весь узел. А пластмассовый бачок можно повредить малейшим ударом. Некоторые экземпляры могут быть с трещиной бачка уже из коробки. Есть «умельцы», которые меняют бачки, но это ненадёжно, и есть большая вероятность выхода из строя всей печки.
  3. Подверженность коррозии. Алюминий больше подвержен образованию коррозии, что приводит к ухудшенной теплоотдаче и образованию подтёков и выходу из строя всей системы отопления салона.


Резюмируя всё выше перечисленное, можно сказать, что забиваются грязью оба вида одинаково, как изнутри, так и снаружи. И если снаружи устройство промыть есть возможность, то внутри сделать это качественно проблематично. И если система охлаждения вашего мотора чистая (делался капитальный ремонт двигателя, либо новый автомобиль), то лучше подобрать медный вариант, если это возможно сделать для вашей модели. Ну а если состояние водяной рубашки неизвестно, лучше взять алюминиевый и заменить его через несколько сезонов таким же дешёвым вариантом.

Артикул: 2101-8101060 , артикулы доп.: 2101-8101060-02, 2101-8101050

Код для заказа: 104243

  • С этим товаром покупают
  • показать еще

Радиатор отопителя 2101-8101060-01

Радиатор отопителя предназначен для отопления кабины машин. Радиатор отопителя медно-латунный паяный, трубчато-ленточный по традиционной технологии пайки.

Технические характеристики радиатора:

  • Количество рядов трубок, шт: 3
  • Теплоотдача, кВт (ккал/ч): 7,5 (6500)
  • Емкость, л: 0,9
  • Габаритные размеры, без вылета патрубков, мм: 254x67x184

Применяемость

: ВАЗ-2101, 2103, 2105, 2107 без крана.

Использована информация: ОАО «ШААЗ».

Сегодня очередная статья серии ««Хрустальные ВАЗы» или типичные поломки отечественных автомобилей» посвящена «классике»: ВАЗ-2101, 2103, 2104, 2104, 2105, 2106 и 2107. Эти машины уже не один десяток лет колесят по нашим дорогам и, несмотря на все недочеты, о которых расскажем, их популярность по-прежнему высока.

В серии статей ««Хрустальные» ВАЗы или типичные поломки отечественных автомобилей» мы расскажем Вам о характерных проблемах, которые встречаются при эксплуатации машин Волжского автомобильного завода. В данной статье речь пойдет об автомобиле ВАЗ-1111 («Ока»).

Читайте также: