замена щеток вентилятора печки ваз 2108

Обновлено: 19.05.2024

Лада 2108 "снежок" для старичков › Бортжурнал › замена щеток моторчика печки.

Всем доброго дня.
Так как снял панель для замены радиатора, сделал ревизию моторчика и сейчас хочу вам рассказать про ремонт моторчика печки.

Так как у нас в Беларуси ВАЗ это иномарка этих щеток днем с огнем не сыскать пришлось искать что то подходящее. В одном из магазинов наткнулся на щетки стартера

Это самые близкие что мне удалось найти, против оригинальных размеров

Ну что напильник в руки и вперед подгонять щетки, т.к. высота практически одинаковая, то подгоняем ширину

Т.к. провод идущий от щетки был толстый, то я его расплел и оставил только 2 жилы

Еще осталась предпоследняя операция, это подогнать длину щетки

Ну и последняя операция это припаять их на место, достаем паяльник

Вся работа от силы заняла час времени.
Всем спасибо что посмотрели, почитали запись и прожали красную кнопку, надеюсь инфа оказалась годной.

Лада 2108 1992, двигатель бензиновый 1.3 л., 56 л. с., передний привод, механическая коробка передач — своими руками

Машины в продаже


Лада 2108, 1998


Лада 2108, 1991


Лада 2108, 1986
Лада 2108, 1991

Комментарии 3

Подскажи пожалуйста как щётки держаться и не выпригивают на пружине из посадочного места?когда в разобранном виде? На последнем фото

Подскажи пожалуйста как щётки держаться и не выпригивают на пружине из посадочного места?когда в разобранном виде? На последнем фото

я чтоб не выпрыгивали, когда обратно собираешь, делал так.
вставляем пружинку, затем щетку, затем берем малярный скотч, отрываем кусочек см 5, рвем его вдоль на два, складываем половинку вдоль и продеваем через зазор между катушкой и корпусом щетки, прижимаем щетку на место, обводим ее скотчем и продеваем во второй зазор, скручиваем скотч как фантик. со вторым так же. Ставим блок на мотор и разматываем скотч, аккуратно тянем за один из концов и он легко выходит.

Как снять крыльчатку с двигателя печки ваз 2108


Снимите щеткодержатель и осмотрите коллектор. Если он сильно загрязнен или на нем есть царапины, риски, места подгорания — зачистите коллектор мелкой шкуркой. При остальных неисправностях — замените двигатель

Выньте пружины из направляющих щеток и вставьте две закладные гайки

Наденьте на вал изоляционную шайбу и осторожно отогните края направляющих

Вставьте до упора щетки в направляющие и установите щеткодержатель на двигатель

Вставьте пружины щеток в направляющие и загните края направляющих

Наденьте два пружинных зажима на закладные гайки и вставьте двигатель в левый кожух вентилятора

Установите крышку двигателя и зафиксируйте его пружинными зажимами, для удобства установки пружинных зажимов обвяжите их тонкой проволокой, не затягивая ее. При установке крышки двигателя придерживайте зажимы за проволоку, иначе они будут стягиваться с гаек магнитом статора

Соедините и защелкните между собой левый и правый кожухи вентилятора. Наденьте на выступы кожухов пластмассовую опору и приклейте к кожуху вентилятора поролоновый уплотнитель

Перед установкой осмотрите резиновые подушки, замените порванные или потерявшие упругость. Обратите внимание, чтобы в подушки были вставлены пластмассовые распорные втулки.

На этом работы по замене моторчика печки Ваз 21099 окончены, установите корпус отопителя на место.

После того, как вы произвели снятие, можно приступать к разборке вентилятора отопителя салона на автомобиле ваз 2109. Разборку выполняют для проведения различных ремонтных работ связанных с заменой вышедших из строя элементов или для планового технического осмотра, смазки. Подготовьте стандартный набор инструментов и проделайте следующую последовательность действий:

Как разобрать вентилятор отопителя салона ваз 2109

  • На правом кожухе вентилятора, в месте стыковки с кузовом, по периметру проклеен паралон для уплотнения стыка, его необходимо отклеить, а при последующей сборке в обязательном порядке заменить на новый.
  • Снимите резиновую подушку с одной стороны кожуха вентилятора.


  • Поддев плоской отверткой, отожмите пластиковый фиксатор и разъедините половины кожуха с электродвигателем.


  • Далее нам необходимо снять пластиковую крышку с электродвигателя. Так же отверткой отжимаем два фиксатора, удерживающих ее и снимаем.


  • Сняв крышку, вынимаем электродвигатель и приступаем к его разборке. В первую очередь необходимо проверить состояние крыльчатки. Если она не имеет механических повреждений, то снимать ее не рекомендуется с вала двигателя, так как ее демонтаж приведет к разбалансировке.
  • Отверните два ванта крепления щеткодержателя.


  • Отвернув винты, вынимаем из прорезей две закладные гайки, после чего снимаем щеткодержатель.


  • Извлеките щетки, проверьте их состояние, если они имеют повреждения или сильно износились, замените их на новые. То же касается и прижимных пружин, которые необходимо заменить в случае сильного вытяжения или других деформациях. После замены износившихся элементов, соберите щеткодержатель.
  • Проверьте состояние коллектора якоря. Как правило в процессе эксплуатации на его поверхности появляется след нагара, данный след устраните с помощью полировочной пасты или мелкозернистой наждачной бумаги. При наличие царапин, их так же устраняют с помощью наждачной бумаги, а в случае невозможности устранения дефектов, якорь меняют или отдельно, а лучше полностью электродвигатель с крыльчаткой.

На этом ремонтные работы по разборке вентилятора отопителя на автомобиле ваз 2109 завершены. Сборку выполните в обратной последовательности.

Основные неисправности

Иногда, бывают случаи, что моторчик отопителя выходит из строя. Для того, чтоб определить, что сломан именно он, достаточно знать ряд характерных симптом поломки мотора.

Первый признак неисправности – мотор, активирующий вентилятор, перестает работать при переключении с одного режима на другой. Обычно, причина такой поломки, кроется в дополнительном резисторе. Так, как данная деталь, ремонту не подлежит, ее просто нужно заменить на новую.

Второй признак – при включении электродвигателя, перегорает соответствующий предохранитель. В таком случае, нужно проверить обмотку якоря, расположенного на массе. Часто бывает такое, что его просто замыкает.

Третий симптом — вентилятор вращается медленно, не зависимо от режима, в котором работает моторчик печки. Это, как показывает практика, является следствием загрязнения, или того хуже – окисления коллектора. Что устранить данную неисправность, коллектор необходимо тщательно прочистить. Если данная процедура не дала результатов, и вентилятор все равно вращается медленно, то попробуйте заменить подшипники. Вероятно, они достигли критической стадии износа, и двигаются с очень большим трудом. Реже, причиной может стать межвитковое замыкание, внутри обмотки якоря. Если же, моторчик печки ВАЗ 2108, вовсе не включается, и не вращает вентилятор, то причина уже не в устройстве мотора, а в обрыве самой цепи. Для того, чтоб в этом убедится, воспользуйтесь вольтметром, и проведите диагностику.

Печка Ваз 21099 и ее особенности

На автомобиле Ваз 21099 печка имеет свои особенности и правила эксплуатации. Отопление салона обеспечивается воздухом, поступающим из радиатора уже горячим. Сам радиатор печки связан с основным радиатором, который входит в систему охлаждения мотора. Печка на автомобиле Ваз 21099 фиксируется 4-мя гайками, которые находятся под панелью приборов. Гайки соединены с болтами, которые целиком приварены к коробке воздухопритока. Сама печка состоит из двух частей, а вернее — из 2-ух кожухов, соединяющихся скобами. Для уплотнительных свойств в пазы закладывается специальный жгут. Наверху печки крепится вентилятор, обычно электрический, который принудительно подает воздух в салон. Он также фиксируется гайками, что дает возможность его без труда снять при необходимости.

Проверка

Одним словом, деталей, которые могут привести к поломке всей системы отопления, не мало. И чаще всего этой деталью становится радиатор,но и сама печка может выйти из строя и тогда потребуется ее ремонт или полная замена, в зависимости от тяжести неполадки.

Примечание. Определить то, что радиатор неисправен можно легко. Если из него начинает вытекать жидкость, то это и есть симптом выхода его из строя. Проверяем всю систему

Для того, чтобы убедиться полностью в том, что печка не работает именно из-за радиатора или другой части, следует проверить всю систему. Начнем:

  • Потребуется отогнуть центральную консоль, где расположен бортовой компьютер;
  • Затем нужно будет отсоединить щиток от пластиковой торпеды и добраться до печки;
  • Вооружаемся фонарем и светим вглубь, чтобы убедиться в том, откуда сочится жидкость;
  • Одновременно нужно проверить кран отопителя и все патрубки (часто и они становятся причиной выхода из строя системы);
  • Анализируем подтеки (дело в том, что малые подтеки можно и не заметить в салоне).

Что такое вентилятор печки

Автомобильный отопитель, который в народе называют печкой, предназначен для выполнения простой и одновременно важной функции — обогрева салона. Кроме этого, устройство помогает устранять запотевание стёкол в холодную и сырую погоду. При нормальной работе системы отопления в салоне «девятки» должна поддерживаться температура +20 ˚С при тех же показателях за бортом, но только со знаком минус. В ногах при максимальном режиме обогрева значение должно поддерживаться на уровне +25 ˚С. Одним из важных узлов печки, помимо радиатора, является вентилятор. Назначение этого устройства, его неисправности и ремонт следует рассмотреть более детально.

Назначение устройства

Назначение моторчика заключается в повышении эффективности системы отопления и циркуляции воздуха в салоне автомобиля. Его работа основывается на заборе воздуха снаружи и его последующей подаче в салон через радиатор. В результате прохождения воздушного потока через теплообменник воздух в салон попадает уже прогретым.


Схема работы отопителя: а — ВАЗ 2108; б — ВАЗ -2108–01: 1- рабочее колесо вентилятора; 2 — воздуховод обогрева ветрового стекла; 3 — заслонка обогрева ветрового стекла; 4 — заслонка обогрева ног водителя; 5 — заслонка центрального сопла; 6 — центральное сопло; 7- радиатор; 8 — заслонка управления отопителем; 9 — окно обогрева ног водителя; 10 — воздуховод внутренней вентиляции

Где расположен моторчик на ВАЗ 2108/09

Моторчик печки на ВАЗ 2108/09 установлен в нише моторного отсека перед лобовым стеклом, что кардинально отличается от конструкции отопителя классических «Жигулей», у которых вентилятор установлен в салоне. Узел представляет собой электродвигатель с насаженной на него крыльчаткой, посредством которой воздух нагнетается в салон.


Моторчик печки на ВАЗ 2108/09 установлен в нише моторного отсека перед лобовым стеклом

Схема подключения

Для облегчения поиска возможных неисправностей с вентилятором иногда может требоваться схема монтажа, основными составляющими которой являются:

  • монтажный блок предохранителей;
  • замок зажигания;
  • дополнительный резистор;
  • электродвигатель вентилятора;
  • переключатель режимов работы.

Замена или ремонт отопителя

Если никаких признаков того, что потек радиатор нет и остальные детали в порядке (электровентилятор нормально вращает и т. д.), нужно перейти к ремонту или замене печки. Начинаем процесс ремонта:

  • Хомуты ослабляем;
  • Отсоединяем 2 шланга от крана под панелью приборов (работы проводятся в салоне);
  • Теперь нужно отсоединить шланги, идущие в моторный отсек (ослабляем затяжку хомутов);
  • Находим гайки, фиксирующие кран печки и выворачиваем их;
  • Снимаем кран;
  • Также демонтажу подвергается держатель тяги крана;
  • Пришла очередь снять чехол, который защищает рычаг переключения передач печки;
  • Далее снимается накладка облицовки пола;
  • Отворачивается винт, крепящий облицовку пола в задней части туннеля;
  • Облицовка туннеля пола демонтируется вместе со сдвигом;
  • Теперь пришла пора демонтировать воздухоотвод внутренней вентиляции (отсоединяем его от отопителя);
  • Все провода, идущие на электровентилятор, отсоединяются;
  • Также следует отсоединить провода от резистора;
  • Теперь нужно вывернуть гайки и с правой стороны печки;
  • Снимаем печку вместе с панелью управления.

После этого можно печку либо заменить, либо отремонтировать. Все будет зависеть от степени ее неисправности. Если, к примеру, печка слабо дует, то можно отрегулировать заслонки и все наладится. На данном видео показано, как это сделать.

После того, как все детали будут на своих местах, необходимо провести проверку. Заведите двигатель, и дайте ему нагреться до рабочей температуры. Для того, чтоб быстрее нагреть охлаждающую жидкость, просто проедьтесь на автомобиле, давая двигателю ВАЗ 2108, высокие обороты.

Панель приборов ваз 2109


Прогрейте двигатель до рабочей температуры

Когда датчик температуры, покажет достаточный уровень, включите печку. Если чувствуется тепло, то значит работа выполнена правильно. Осталось только проверить режимы работы (быстрый и медленный). Если всё функционирует, то Вы можете похвалить себе, так как сделали всё без ошибок, и можете наслаждаться комфортной поездкой, в независимости от погодных условий.

Замена радиатора печки

Все же, частой причиной неисправности становится не сама печка, а радиатор отопления. О его замене и пойдет речь ниже.

Подготовка

Замена радиатора отопителя потребует подготовки 2-ух емкостей. В одну из них можно будет класть пластик, в во вторую винты и гайки. Кроме того, потребуется:

  • Пара головок;
  • Пара отверток;
  • Плоскогубцы;
  • Фонарь.

Алгоритм замены

  • Снимаем накладку, находящуюся в верхней части торпеды;
  • Находим болты, которые фиксируют торпедо.

Примечание. Нужно также подготовить емкость для ОЖ, которая может неожиданно потечь из радиатора. Примерный об ъ ем посуды — 7 литров. Этого будет достаточно.

  • Кран печки закрывается;
  • Печка выставляется на положение «холод»;
  • Двигатель автомобиля также должен быть охлажден;
  • Находим крепления радиатора и выворачиваем их (их должно быть три);
  • Поднимаем тягу, расположенную над радиатором;
  • Снимаем патрубки печки, подставляя под них емкость.

Внимание: когда снимается первый патрубок, с него должно вытечь около 200-от грамм жидкости. Рекомендуется использовать чистую посуду, чтобы вытекший тосол вновь залить в систему в целях экономии.

  • Первый патрубок нужно будет чем-либо закрыть, после чего снять второй;
  • Теперь нужно демонтировать радиатор.

Примечание. Как правило, демонтаж радиатора сложности не представляет. Он двигается без проблем, хотя на пути может мешать край торпеды. Чтобы избежать препятствий, рекомендуется край торпеды немного поднять, а самому упереться спиной в нижний край торпеды. Затем нужно радиатор переложить на нижнее крепление, находящееся со стороны сидения пассажира и только после этого легко вывести.

Прежде, чем установить новый радиатор, следует прикрепить по всему периметру поролон, продающийся в комплекте:

  • Новый радиатор устанавливаем в корпус печки;
  • Одеваем обратно патрубки;
  • Детали соединяем при помощи хомутов.

Внимание! Не забываем подтянуть хомуты через пару дней, чтобы избежать утечки ОЖ.

  • Смазываем штуцера на радиаторе силиконовым клеем, а затем надеваем на патрубки.

Замена радиатора отопителя на этом закончена. В процессе работы своими руками будет полезно изучить массу фото — материалов по теме. Пошаговая инструкция, представленная выше, не единственная. Если что-либо непонятно, то можно найти интересующую информацию в сети Интернет. Главное — провести работу самостоятельно, ведь ничего сложного в этом нет, а в СТО цена подобных услуг очень высокая.

Снятие и установка вентилятора отопителя Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099, Лада Самара

Грядут холода, местами уже наступили, и сейчас как никогда актуальна исправная печка в вашем автомобиле. Но не все готовят сани летом, кто-то даже не догадывается что печка неисправна, поскольку летом необходимости ее включать нет. Вот и в нашем случае возникла необходимость снять моторчик печки с ваз-2109 для дефектовки и возможно даже замены. Вот мы и распишем, как снять и поставить моторчик печки на ВАЗ-2109, ВАЗ-2108 и ВАЗ-21099. Итак, поехали. Электродвигатель вентилятора отопителя расположен в отсеке перед ветровым стеклом под капотом.

Под панелью приборов отключаем колодку с проводами от моторчика печки от жгута проводов.



Отключаем провод “массы” электродвигателя, открутив левую переднюю гайку крепления отопителя. Выталкиваем провода электродвигателя в отсек двигателя.



Лезем под капот и откручиваем по два винта крепления кожуха вентилятора с обеих сторон.


Вынимаем кожух



Откручиваем винты крепления моторчика печки.



Откручиваем пять винтиков, которые крепят решетку воздухозабора и снимите ее



Приподнимите и выведите из зацепления переднюю опору вентилятора, выдвинув сам вентилятор на себя.



Поворачиваем его на на 90 градусов и вынимаем из отсека.


Вот и все, как видим ничего сложного. Мы научились самостоятельно снимать моторчик печки на ВАЗ-2109, 2108 и 21099. Если у вас что либо не получается, вы можете задать вопросы на форуме нашего клуба ВАЗ-2109 и аналогичных моделей, вам обязательно помогут!

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Для проведения данной процедуры ремонта, нам понадобятся такие инструменты, как:

  • Крестовая отвертка
  • Головка на 10
  • Трещоточная рукоятка

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Порядок снятия и установки моторчика печки на ВАЗ 2109-2108

Первым делом необходимо открыть капот автомобиля и открутить 5 болтов крепления пластиковой накладки, как показано на фото:

Ремонт моторчика печки ваз 2109

И снимаем ее, чтоб в дальнейшем она не мешалась:

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Теперь необходимо снять уплотнительную резинку капота:

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Чтобы потом сдернуть без проблем защитный кожух, под которым как раз-то и находится моторчик печки на ВАЗ 2109-2108:

Ремонт моторчика печки ваз 2109

После чего доступ к вентилятору открыт:

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Как видите из приведенной выше картинки, необходимо открутить два болта крепления, которые находятся по бокам от мотора:

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Ну а дальше придется немного помучиться. Дело в том, что на ВАЗ 2109-2108 провода питания припаяны непосредственно к моторчику, а выводы соединены в салоне автомобиля с электропроводкой. Мягко говоря, решение просто идиотское. Теперь в салоне, просунув руку под панель с водительской стороны, находим штекер плюсового провода и отсоединяем его:

Ремонт моторчика печки ваз 2109

И теперь с наружной стороны проворачивая моторчик печки под разными углами, находим наиболее удобнее положение, и вынимаем его через правую сторону (по ходу движения автомобиля):

Ремонт моторчика печки ваз 2109

И окончательно вынимаем его из подкапотного пространства, как показано на фото ниже:

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Если деталь нуждается в замене, необходимо купить новый вентилятор печки, цена которого на ВАЗ 2109-2108 составляет около 500 рублей за один моторчик. А если покупать в сборе с корпусом, то цена будет около 1000 рублей. Установку проводим в обратном порядке.

Разборка и сборка вентилятора Ваз 2109

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Устройство двигателя печки Ваз 2109: 1 – защитная крышка электродвигателя, 2 – правый кожух вентилятора, 3 – левый кожух вентилятора, 4 – опора вентилятора.

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Отверните два винта крепления вентилятора отопителя Ваз 2109

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Снимите вентилятор, выведя его опору из зацепления

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Отклейте поролоновый уплотнитель с правого кожуха вентилятора

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Снимите опору с кожуха вентилятора

Ремонт моторчика печки ваз 2109
Ремонт моторчика печки ваз 2109

Подцепив отверткой пластмассовые защелки кожуха вентилятора, выведите их из зацепления и разъедините части кожуха

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Отстегните две пружинные защелки, поддев их отверткой

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Снимите крышку двигателя

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Выньте двигатель с крыльчаткой вентилятора

Ремонт моторчика печки ваз 2109

1 – крыльчатка вентилятора, 2 – закладная гайка, 3 – щеткодержатель. Не снимайте крыльчатку вентилятора с вала двигателя, чтобы не нарушить балансировку

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Отверните два винта крепления щеткодержателя

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Выньте две закладные гайки

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Выньте пружины из направляющих щеток

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Вставьте две закладные гайки

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Наденьте на вал изоляционную шайбу

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Осторожно отогните края направляющих

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Вставьте до упора щетки в направляющие

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Установите щеткодержатель на двигатель

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Вставьте пружины щеток в направляющие

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Загните края направляющих

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Наденьте два пружинных зажима на закладные гайки

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Вставьте двигатель в левый кожух вентилятора

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Установите крышку двигателя и зафиксируйте его пружинными зажимами

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Для удобства установки пружинных зажимов обвяжите их тонкой проволокой, не затягивая ее. При установке крышки двигателя придерживайте зажимы за проволоку, иначе они будут стягиваться с гаек магнитом статора

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Соедините и защелкните между собой левый и правый кожухи вентилятора. Наденьте на выступы кожухов пластмассовую опору

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Приклейте к кожуху вентилятора поролоновый уплотнитель

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Перед установкой мотора печки Ваз 2109 осмотрите резиновые подушки, замените порванные или потерявшие упругость

Ремонт моторчика печки ваз 2109

Обратите внимание, чтобы в подушки были вставлены пластмассовые распорные втулки

После того, как вы произвели снятие. можно приступать к разборке вентилятора отопителя салона на автомобиле ваз 2109. Разборку выполняют для проведения различных ремонтных работ связанных с заменой вышедших из строя элементов или для планового технического осмотра, смазки. Подготовьте стандартный набор инструментов и проделайте следующую последовательность действий:

  • На правом кожухе вентилятора, в месте стыковки с кузовом, по периметру проклеен паралон для уплотнения стыка, его необходимо отклеить, а при последующей сборке в обязательном порядке заменить на новый.
  • Снимите резиновую подушку с одной стороны кожуха вентилятора.
  • Поддев плоской отверткой, отожмите пластиковый фиксатор и разъедините половины кожуха с электродвигателем.
  • Далее нам необходимо снять пластиковую крышку с электродвигателя. Так же отверткой отжимаем два фиксатора, удерживающих ее и снимаем.
  • Сняв крышку, вынимаем электродвигатель и приступаем к его разборке. В первую очередь необходимо проверить состояние крыльчатки. Если она не имеет механических повреждений, то снимать ее не рекомендуется с вала двигателя, так как ее демонтаж приведет к разбалансировке.
  • Отверните два ванта крепления щеткодержателя.
  • Отвернув винты, вынимаем из прорезей две закладные гайки, после чего снимаем щеткодержатель.
  • Извлеките щетки, проверьте их состояние, если они имеют повреждения или сильно износились, замените их на новые. То же касается и прижимных пружин, которые необходимо заменить в случае сильного вытяжения или других деформациях. После замены износившихся элементов, соберите щеткодержатель.
  • Проверьте состояние коллектора якоря. Как правило в процессе эксплуатации на его поверхности появляется след нагара, данный след устраните с помощью полировочной пасты или мелкозернистой наждачной бумаги. При наличие царапин, их так же устраняют с помощью наждачной бумаги, а в случае невозможности устранения дефектов, якорь меняют или отдельно, а лучше полностью электродвигатель с крыльчаткой.

На этом ремонтные работы по разборке вентилятора отопителя на автомобиле ваз 2109 завершены. Сборку выполните в обратной последовательности.

Ремонт вентилятора отопителя. ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115

Если на вашей машине не работает вентилятор отопителя, то это, независимо от времени года, беда! Стекла автомобиля запотевают даже от дыхания водителя, но особенно - пассажиров, которые что-то отпраздновали. А непрозрачные стекла - это непосредственная угроза безопасности. Короче говоря, неполадки в вентиляторе нужно устранять немедленно.

Сегодня у нас в мастерской ВАЗ-2109. Хозяина беспокоит треск, всякий раз сопровождающий включение вентилятора "печки". Чтобы найти причину, узел придется снять. Работать будем "на земле". Специальный инструмент не потребуется.

Внимание! Вначале, как обычно, отключаем аккумуляторную батарею.



Крестообразной отверткой отворачиваем четыре самореза и снимаем защитный кожух, разведя в стороны его боковые стенки. Этой же отверткой отворачиваем два винта крепления вентилятора. Третью опору - пластмассовый выступ - освобождаем, сдвинув узел вперед.

Внутри салона вынимаем из разъема плюсовый провод и освобождаем минусовый, закрепленный на шпильке отопителя гайкой "на 10".

Не поддавайтесь соблазну воспользоваться кусачками. Появившиеся при сборке скрутки не добавят надежности.



Поддев отверткой резиновую втулку, извлекаем оба провода наружу. Вынимаем вентилятор из короба воздухопритока.

Операция сродни головоломке, ибо извлечь вентилятор можно лишь в определенном положении. В безвыходной ситуации "коридор" можно немного расширить, оттянув переднюю стенку короба руками.


А вот и дефект! Треск издавали застрявшие в крыльчатке прошлогодние листья (кроме тех, что уже успели высохнуть и рассыпаться в прах).

И все же не стоит "перекрывать кислород", зашторивая воздухозаборник колготками - вентилятор и так едва справляется со своими обязанностями.

разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099


Так выглядит снятый вентилятор отопителя салона:
1 — защитная крышка электродвигателя отопителя;
2 — правый кожух вентилятора отопителя; 3 — левый кожух вентилятора отопителя; 4 — опора вентилятора отопителя.

Техническая характеристика электродвигателя вентилятора отопителя типа 45.3730
Потребляемая сила тока при максимальной частоте вращения, А, не более. 14
Максимальная частота вращения вентилятора отопителя салона, мин. 4100

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

1. Отклейте поролоновый уплотнитель с правого кожуха вентилятора отопителя салона.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

2. Снимите опору с кожуха вентилятора отопителя салона.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

3. Поддев отверткой пластмассовые защелки кожуха вентилятора, выведите их из зацепления…

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

4.… и разъедините части кожуха.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

5. Отстегните две пружинные защелки, поддев их отверткой.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

6. Снимите крышку двигателя отопителя салона.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

7. Выньте двигатель с крыльчаткой вентилятора отопителя. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не снимайте крыльчатку вентилятора отопителя салона с вала двигателя, чтобы не нарушить балансировку.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

8. Отверните два винта крепления щеткодержателя.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

9. Выньте две закладные гайки.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

10. Снимите щеткодержатель.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

11. Осмотрите коллектор. Если он сильно загрязнен или на нем есть царапины, риски, места подгорания — зачистите коллектор мелкой шкуркой. При остальных неисправностях электродвигателя отопителя салона завод-изготовитель рекомендует заменить двигатель отопителя.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

12. Выньте пружины из направляющих щеток.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

13. Вставьте две закладные гайки.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

14. Наденьте на вал изоляционную шайбу.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

15. Осторожно отогните края направляющих.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

16. Вставьте до упора щетки в направляющие.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

17. Установите щеткодержатель на двигатель отопителя.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

18. Вставьте пружины щеток в направляющие.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

19. Загните края направляющих.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

20. Наденьте два пружинных зажима на закладные гайки.

Для удобства установки пружинных зажимов обвяжите их тонкой проволокой, не затягивая ее. При установке крышки двигателя придерживайте зажимы за проволоку, иначе они будут стягиваться с гаек магнитом статора.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

21. Вставьте электродвигатель отопителя в левый кожух вентилятора.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

22. Установите крышку электродвигателя отопителя и зафиксируйте его пружинными зажимами, придерживая их за проволоку.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

23. Соедините и защелкните между собой левый и правый кожухи вентилятора отопителя. Наденьте на выступы кожухов пластмассовую опору.

статья про разборка вентилятора отопителя салона и ремонт электродвигателя отопителя на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

24. Приклейте к кожуху вентилятора отопителя салона поролоновый уплотнитель.

Мотор печки ваз 2109 технические характеристики

В процессе восстановление надлежащей работы печки было решено заменить еще старый электродвигатель на втулках на более надежный и менее шумный от фирмы LUZAR на подшипниках. а также будет осуществлена задумка сделать на своём отопителе: — 3 скорости с выключателем вентилятора отопителя от «ВАЗ 2109».

ЭЛЕКТРО-ВЕНТИЛЯТОРЫ LUZAR

(электродвигатели в сборе с крыльчаткой) имеют рад преимуществ: — Модернизирован профиль лопастей вентилятора — увеличения скорости и объема воздуха; — Отбалансированная крыльчатка (впервые на российском рынке) позволяет снизить уровень шумности на 25-50%; — Два плавающих подшипника позволяют снизить трение и исключить биение вала; — В обмотке электродвигателя использован медный одножильный провод, заизолированный специальным лаком для предотвращения повреждения обмотки.

Технические характеристики:

— Конструкторское обозначение МЭ255 — Номинальное напряжение, В 12 — Номинальная мощность, Вт 20 — Максимальный ток, А 5,0 — Номинальная частота вращения, мин -1 3000 — Масса, кг 0,85

Дополнительный резистор подключенный в цепь питания электродвигателя отопителя салона на автомобиле ваз 2109 необходим для регулировки оборотов двигателя по средством смены сопротивления в цепи. Как правило данный резистор состоит из двух сопротивлений 0,23 и 0,82 Ом.

Включение отопителя осуществляется рукояткой расположенной в салоне на панели управления печкой. Данный переключатель имеет три режима — первый режим включает в цепь оба резистора и двигатель работает на малых оборотах, на второй скорости в цепь включается только резистор сопротивлением 0,23 Ом и третий режим не предусматривает включение в цепь сопротивления, а значит двигатель работает на положенных ему оборотах.

Встретив в Интернете статью о доработке отопителя ВАЗ 2107, решил написать небольшой пост.

Ближе к делу. Еще раньше я встречал статью о доработке отопления салона ВАЗ 2107 – 2105, там акцент был сделан на значительное уплотнение всех соединений, чтобы избежать потерь потока воздуха. Этот вариант отчасти даст свои результаты, но не всегда.


Я же хочу написать о доработке именно источника подачи воздуха – вентилятора. Сам радиатор печки способен отдать довольно много тепла, просто не хватает потока воздуха. Чтобы решить эту проблему, было принято решение использовать двигатель вентилятора отопителя от ВАЗ 2108 – 2109. Для сравнения:

    Стандартный двигатель вентилятора печки ВАЗ классических моделей — 3000±150 об/мин при потреблении тока 4,5 А.

На «зубилах” видим такие характеристики – 4100±200об/мин, при потребляемом токе 14 А!

Как видим, ток потребления не детский, но и поток воздуха посильнее будет. Для максимального эффекта используется также пяти лопастной вентилятор. Что было сделано в первую очередь? Смотрим фото:


Принцип работы печки

  1. Жидкость нагревается до определенной температуры и поступает в радиатор печки ВАЗ 2108.
  2. Чтобы постоянно происходила циркуляция, между ней и системой охлаждения для жидкости установлены резиновые трубки, зафиксированные для лучшего скрепления хомутами.
  3. Теплый воздух поступает в салон автомобиля через несколько отверстий. Для равномерного распространения воздуха предназначен моторчик отопителя, со своим вентилятором.
  4. Воздух прямо поступает к ногам водителя и пассажиров, а также выходит на панель. Затем поток тепла задерживается благодаря заслонкам, а потому воздух охлаждается. Таким образом, на ветровое стекло воздух подается остывшим.

Не работает вентилятор печки ваз 2107

В случае если работа печи не удовлетворяет, ее можно модернизировать. Делается это при помощи установки стекловолокна.

Действие происходит так:

  1. Необходимо разобрать печь, а все детали промыть и приступить к сборке. При помощи этого действия можно также визуально диагностировать детали на предмет повреждений. Например, ухо кожуха часто ломается.
  2. После этого нужно проклеить все заслонки и залить швы герметиком. Склеить кожух и некоторое время подождать, пока герметик будет устойчивым.
  3. Собрать «внутренности» отопительной системы и обклеить стекловолокном. Благодаря этому температура увеличится до 10 градусов.

Замена электродвигателя отопителя ВАЗ 2107 – 2105

Первым делом необходимо рассверлить отверстие в крыльчатке, диаметр – 7 мм. Затем аккуратно напрессовать крыльчатку на вал “восьмого” двигателя и путем опытов добиться минимальной вибрации и шума. Важно! Перед установкой необходимо произвести пробное включение, потом приступайте к установке.

У Вас может возникнуть вопрос, зачем менять резистор переключения режимов? Он заменен после испытаний, со стандартным резистором идет довольно большой поток воздуха.

Также важно будет заменить переключатель режима вращения вентилятора отопителя, так как он не рассчитан на большой ток и банально плавится. Подключен он по схеме от ВАЗ 2108, то есть в итоге получаем трехскоростной вентилятор, который включается только при включенном зажигании.

Основные неисправности

Иногда, бывают случаи, что моторчик отопителя выходит из строя. Для того, чтоб определить, что сломан именно он, достаточно знать ряд характерных симптом поломки мотора.

Первый признак неисправности – мотор, активирующий вентилятор, перестает работать при переключении с одного режима на другой. Обычно, причина такой поломки, кроется в дополнительном резисторе. Так, как данная деталь, ремонту не подлежит, ее просто нужно заменить на новую.

Второй признак – при включении электродвигателя, перегорает соответствующий предохранитель. В таком случае, нужно проверить обмотку якоря, расположенного на массе. Часто бывает такое, что его просто замыкает.

Третий симптом — вентилятор вращается медленно, не зависимо от режима, в котором работает моторчик печки. Это, как показывает практика, является следствием загрязнения, или того хуже – окисления коллектора. Что устранить данную неисправность, коллектор необходимо тщательно прочистить. Если данная процедура не дала результатов, и вентилятор все равно вращается медленно, то попробуйте заменить подшипники. Вероятно, они достигли критической стадии износа, и двигаются с очень большим трудом. Реже, причиной может стать межвитковое замыкание, внутри обмотки якоря. Если же, моторчик печки ВАЗ 2108, вовсе не включается, и не вращает вентилятор, то причина уже не в устройстве мотора, а в обрыве самой цепи. Для того, чтоб в этом убедится, воспользуйтесь вольтметром, и проведите диагностику.

Сравнение вентиляторов отопителя (моторов печки) ВАЗ 2108

Параметр 1. Внешний вид (Фото 1).
Фото 1


Слева вентилятор LUZAR (LFh 0108), справа вентилятор «Х». Вывод:внешний вид обоих производителей вполне приемлем. Внешних недостатков не обнаруживается
.

Параметр 2. Энергопотребление (без фото, данные получены в результаты испытаний).

Вентилятор LUZAR – 8А при работе, 15А в момент запуска. Вентилятор «Х» – 12,5А при работе, 22А при запуске.
Вывод:вентилятор «Х» имеет значительно меньший ресурс.
Параметр 3. Подшипниковый узел (фото 2).

Вентилятор LUZAR (на фото внизу) – шарико-роликовые подшипники (
патент!
) Вентилятор «Х» (на фото вверху) – втулки (подшипники скольжения)
Вывод:вентилятор «Х» имеет значительно меньший ресурс.Фото 2


Параметр 4. Коллектор (фото 2).

Вентилятор LUZAR (на фото внизу) – коллектор значительно больше аналога (
патент!
) Вентилятор «Х» (на фото вверху) – коллектор небольшой
Вывод:коллектор вентилятора «Х» при определенных режимах не сможет пропустить достаточное кол-во тока.
Параметр 5. Система искрогашения (фото 3).

Вентилятор LUZAR (на фото слева) – искрогасящие дроссели значительно больше аналога (патент!) Вентилятор «Х» (на фото справа) – искрогасящие дроссели небольшие
Вывод:вентилятор «Х» будет испытывать избыточное искрообразования.Фото 3


Параметр 6. Электродвигатель (фото 2).

Вентилятор LUZAR (на фото внизу) – обмотка электродвигателя больше аналога и выполнена более толстым проводом Вентилятор «Х» (на фото вверху) – обмотка выполнена менее толстым проводом
Вывод:электродвигатель вентилятора «Х» имеет значительно меньшую мощность.
Параметр 7. Щеточный узел (фото 4).

Вентилятор LUZAR (на фото слева) – щетки имеют сечение 8×8 мм Вентилятор «Х» (на фото справа) – щетки имеют сечение 6×6 мм
Вывод:вентилятор «Х» имеет значительно меньший ресурс.Фото 4


Параметр 8. Стабильность скользящего контакта (фото 4).

Вентилятор LUZAR (на фото слева, показано красной стрелкой) – прижатие щеток к коллектору обеспечивается мощными витыми пружинами Вентилятор «Х» (на фото справа) – используется обыкновенная слабая пружина
Вывод:вентилятор «Х» будет иметь нестабильный контакт щеток с коллектором.
Параметр 9. Удобство установки в корпус отопителя (фото 5).

Вентилятор LUZAR (на фото) – используется удобное запатентованное крепление к кожуху при помощи специальной крышки и 2 винтов. Для этого на корпусе электровентилятора предусмотрены специальные проушины (могут не использоваться, не мешают при стандартном креплении) (патент!) Вентилятор «Х» (нет фото) – стандартная система крепления
Вывод:вентилятор «Х» заставит потребителя испытать многие трудности при установке.Фото 5


Параметр 10. Гарантийные обязательства.

Вентилятор LUZAR – паспорт изделия вложен в упаковку, гарантия составляет 2 года Вентилятор «Х» – паспорт изделия отсутствует, гарантия составляет 1 год
Вывод:небольшой гарантийный срок вентилятор «Х» обоснован невысоким качеством.
Итак, в рамках этого небольшого сравнительного анализа мы в 10 раундах смогли полностью раскритиковать вентилятор . Вы спросите, чем все вышесказанное грозит покупателю. Ответ будет такой:

  1. При использовании вентилятора «Х» скорость вращения будет меньше, чем у вентилятора LUZAR. Стекла будут запотевать, зимой в салоне будет холодно, а летом – жарко.
  2. При долгой работе вентилятор «Х» (1-2 часа) в связи с перегревом пружин щеток будет «сбоить» в работе, вплоть до полной остановки двигателя.
  3. В мороз может случится аналогичная ситуация – «щетки подвиснут», и вентилятор «Х» перестанет работать.
  4. Любой скачок напряжения или резкое возрастание сопротивление в бортовой сети могут вывести вентилятор «Х» из строя.
  5. Через полгода-год использования вентилятора «Х» все ваши поездки будут сопровождаться неизбежным противным свистом (т.к. установлены втулки, а не подшипники).
  6. Без паспорта изделия при попытке возврата вентилятора «Х» потребителю может быть отказано.

Замена моторчика на новый

Иногда, поломка печки является настолько серьезной, что ремонт уже бессилен, и помогает только замена. Но, далеко не все владельцы ВАЗ 2108, имеют представление о том, как снять моторчик и вентилятор отопителя, не повредив остальных механизмов системы. Как это сделать в домашних условиях, давайте рассмотрим дальше в статье.

Для проведения процедуры снятия печки, Вам понадобятся следующие инструменты:

  • отвертка крестовая;
  • гаечный ключ на 10 (трещотка).

Теперь, можно приступить к снятию данной детали. Первый шаг – демонтаж пластиковой накладки, расположенной вдоль лобового стекла, снаружи автомобиля ВАЗ 2108. Делается это очень просто: отройте капот, и открутите 5 шурупов, крепящих накладку к кузову.

Далее, для удобства дальнейших работ, необходимо снять уплотнительную резину, расположенную на задней стенке подкапотного отсека. Теперь, Вам открылся доступ к кожуху, закрывающему моторчик печки и вентилятор. Аккуратно подденьте его отверткой, и демонтируйте.

Теперь, можно перейти, непосредственно, к снятию самого мотора. Он крепится к кузову автомобиля ВАЗ 2108, двумя шурупами, расположенными снизу, по обе стороны. После того, как крепления буду отсоединены, останется только отключить питание. Снизу, под торпедо, ищем плюсовой провод печки, и отключаем его. Минусовый провод, крепится не так просто, как плюсовой. Он одевается поверх специальной резьбы, и придавливается гайкой. Так вот, для того, чтоб отсоединить минус, гайку нужно выкрутить. Делается это очень трудно, так как ее нужно откручивать вслепую, на ощупь.

После того, как провода будут отсоединены, пробуйте вынуть моторчик, вращая его, и поступательно двигая в правую сторону (по направлению движения автомобиля). Вот и всё, снятие детали завершено.

Теперь, нужно установить новый вентилятор, и собрать всё в обратной последовательности. Цена данной детали, на сегодняшний день, составляет около 500 рублей (без корпуса, с корпусом – около 1000 р.).

После того, как все детали будут на своих местах, необходимо провести проверку. Заведите двигатель, и дайте ему нагреться до рабочей температуры. Для того, чтоб быстрее нагреть охлаждающую жидкость, просто проедьтесь на автомобиле, давая двигателю ВАЗ 2108, высокие обороты.

Функции вентилятора печки ВАЗ-2109

Автомобильная печка ВАЗ-2109 предназначена для обогрева пространства салона транспортного средства. Также она помогает избавиться от запотевания стекол изнутри салона машины. Ее обогревательная мощность рассчитана на то, что в 25 градусов мороза внутри автомобиля будет поддерживаться оптимальный тепловой режим – от 16 градусов тепла.

Одним из основных элементов автомобильной печки является вентилятор. Он нужен для того, чтобы прогонять воздух из внешней среды, который попадает в обогревательный прибор через радиатор. Холодный воздух проходит процедуру прогрева и попадает в автомобильный салон уже в теплом виде.

Печка в автомобиле может перестать выполнять свои прямые функции, если вентилятор, входящий в ее конструкцию прекращает свою работу.

Поэтому специалисты рекомендуют владельцу транспортного средства разобраться с причинами его поломки.

Отопители старого и нового образца

Как поменять вентилятор (моторчик) печки ваз-2107

Напоследок отметим, что на ВАЗ-21099 разных годов выпуска применялись отопители с определенными конструктивными особенностями, которые касались угла положения радиатора и места расположения основной заслонки.

В печках, так называемого старого образца (на авто до 1998 года), радиатор устанавливался почти вертикально, а основная заслонка располагалась под теплообменником. Между задней стенкой корпуса и радиатором имелась перегородка, которая формировала канал, обеспечивающий подачу воздуха вниз корпуса.

При открытой заслонке воздушный поток двигался через радиатор, где он нагревался и подавался к воздуховодам. В режиме вентиляции основная заслонка закрывала теплообменник, формируя собой вместе с передней стенкой корпуса еще один канал, по которому поток поступал сразу на воздуховоды.

В печках нового образца (на авто с 1998 года производства) угол положения радиатора был значительно меньше, чем на старых отопителях, что, как считается, обеспечивает большую площадь контакта потока воздуха для теплообмена.

Также изменилось положение основной заслонки и ее форма (она стала дугообразной). Она стала располагаться над радиатором. В закрытом положении (режим вентиляции) заслонка обеспечивает движение воздуха по кратчайшему пути к воздуховодам. В режиме обогрева она перекрывала канал подачи холодного воздуха на воздуховоды и направляла поток вниз корпуса, откуда он поступал на теплообменник.

Как произвести замену неисправного вентилятора печки ВАЗ-2109

Замена нерабочего вентилятора отопительной системы предполагает несколько этапов:

  • демонтаж накладки печки, которая расположена под капотом;
  • вскрытие защитного кожуха двигателя автомобильного обогревательного прибора;
  • выкручивание крепежных болтов, что служат фиксаторами вентилятора;
  • извлечение неисправной детали и замена ее исправной;
  • сборка в обратном порядке.

Как видим, описываемую замену выполнить достаточно просто в гаражных условиях самостоятельно, но при возникновении трудностей всегда можно обратиться в автосервис за помощью.

Устройство и предназначение системы отопления

Устройство печки ВАЗ 2108, и принцип ее работы, довольно просты. Нагретая охлаждающая жидкость, поступает в радиатор отопителя, расположенный под торпедо. Для того, чтоб жидкость циркулировала, между радиатором печки и охлаждающей системой, установлены резиновые патрубки, закрепленные металлическими хомутиками, для плотного соединения.

В салоне автомобиля ВАЗ 2108, существует несколько отверстий, для выхода теплого воздуха. Так как радиатор расположен по центру торпедо, а отверстия находятся еще и по краям, то для равномерной циркуляции воздуха, используется специальный моторчик отопителя. Он имеет встроенный вентилятор, который разгоняет теплый воздух по всему салону, обеспечивая быстрый его нагрев.

Электродвигатель отопителя ВАЗ 2108 с кожухом (LUZAR) LFh01081

К заказу доступны обе цены РРЦ (рекомендованная розничная цена) или указанная ниже.

Читайте также: