замена вентилятора охлаждения калина 8 клапанная

Обновлено: 07.05.2024

Инструкция по замене вентилятора охлаждения радиатора

Прежде чем приступить к выполнению данной работы, сначала приведу необходимый перечень инструмента, который потребуется для данного ремонта.

  1. Головка с воротком или трещоткой на 10
  2. Рожковый или накидной ключ на 8
  3. Крестовая отвертка
  4. Плоскогубцы

Прежде чем приступать к данному ремонту, необходимо будет снять полностью корпус воздушного фильтра. Об этом ниже более подробно расскажу.

Как снять корпус воздушного фильтра на Калине

  • Для начала, чтобы удобнее было снимать вентилятор, необходимо будет открутить и вынуть воздушный фильтр полностью с корпусом. Для этого первым делом откручиваем два болта крепления корпуса, как показано на фото ниже:

открутить два болта крепления корпуса воздушного фильтра на Калине

  • Затем, сразу можно отсоединить шланг расширителя, который крепится на маленькой пластиковой защелке, очень удобно это делать плоскогубцами:

отводим шланг расширителя, который крепится на голубой защелке

  • Теперь отсоединяем штекер от датчика массового расхода воздуха, нажав на его фиксатор снизу. А также, нужно отсоединить штекер от клапана продувки адсорбера, который находится на корпусе воздушного фильтра. Ниже на фотографии все прекрасно видно:

снимаем штекеры датчиков на Калине

  • После этого нужно открутить хомут патрубка инжектора, который соединен с ДМРВ и снять патрубок, отведя его немного в сторону:

необходимо открутить болтик хомута датчика ДМРВ на Калине и снять патрубок

  • Далее снимаем крышку с корпуса, открутив 4 болта:

снятие крышки воздушного фильтра на Калине

  • Теперь снимаем с корпуса адсорбер, который достаточно просто потянуть вверх и извлечь его из посадочного места, так как больше он ничем не крепится:

адсорбер на Ладе Калине

  • И откручиваем гайку крепления воздухозаборника, которая находится в самом верху возле радиатора:

воздухозаборник Лада Калина

  • После этого можно аккуратно вынимать корпус фильтра, предварительно извлечь третью резиновую подушку, которая находится ближе аккумулятору. И вот теперь все готово для снятия и замены вентилятора охлаждения радиатора на нашей Калине.

Снятие и установка вентилятора радиатора Калины

результат снятия воздушного фильтра на Калине вместе с корпусом

  • Теперь необходимо открутить две гайки ключом на 10, крепят корпус вентилятора с правой стороны по ходу движения автомобиля. И после два болтика ключом на 8, с левой стороны корпуса:

откручиваем 4 болта крепления вентилятора на Ладе Калине

  • Затем отсоединяем штекеры питания от мотора вентилятора и корпуса:

отсоединяем штекеры вентилятора охлаждения на Ладе Калине

  • И сразу после этого можно вынимать вентилятор в сборе с корпусом, сначала немного отвести его влево, и немного отогнув патрубок, вынуть наружу:

замена вентилятора охлаждения на Ладе Калине

При необходимости замены вентилятора радиатора, устанавливаем все в обратном порядке, предварительно купив новую деталь. Снять же мотор вентилятора довольно просто, просто открутить 3 болтика мотора ключом на 10 и вынуть его. С обратной стороны моторчик крепится на металлической защелке.

замена мотора вентилятора на Ладе Калине

корпус вентилятора на Калине

Установку производим в обратной последовательности, и не забываем подключать обратно все датчики и штекеры.

Почему не срабатывает вентилятор охлаждения на Лада Калина

Старый и новый вентилятор охлаждения на Лада Калина снятые

Вентилятор охлаждения является неотъемлемой частью системы охлаждения. Он служит для создания потока воздуха, обдувающего радиатор с циркулирующей в нём охлаждающей жидкостью.

Принципиальная схема подключения вентилятора СОД на автомобиле Лада Калина

Схема включения вентилятора системы охлаждения двигателя.

Вентилятор включается в случае превышения порога заданной температуры охлаждающей жидкости. На Калине заводская настройка 101 °C. Антифриз начинает кипеть при 110 °C.

Основные причины

  • Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. На Лада Калина их два. Один даёт данные на панель приборов, второй в ЭБУ автомобиля.

Схема датчиков температуры на Лада Калина

Схема датчиков температуры на Лада Калина.

Расположение вентилятора охлаждения под капотом на Лада Калина

У нас Калина с двигателем от Приоры (98 лошадок). Под капотом весьма тесно. На фото расположение вентилятора охлаждения под капотом.

Подгоревший контакт на колодке вентилятора системы охлаждения двигателя в Лада Калине

Подгорание контактов на разъеме, который подключается к вентилятору. Временно устраняется подгибом пластинки контакта, затем колодку меняют на новую.

Наиболее частой поломкой является неисправность датчика температуры ввиду его сравнительно низкой надёжности. Найти причину несложно собственными силами.

Алгоритм проверки

  • Отсоединяют разъём с датчика температуры, который находится возле термостата. При отключенном датчике и включенном зажигании вентилятор охлаждения должен работать постоянно . Если вентилятор не включился, то это может быть предохранитель вентилятора или сам вентилятор.

Разъем с проводами на датчике температуры ЭБУ около термостата в Лада Калине

Скидываем колодку с датчика и включаем зажигание.

Расположение блока с предохранителями и реле на вентилятор охлаждения Лада Калина

Схема предохранителей вентилятора охлаждения на Лада Калина

Схема предохранителей работы вентилятора охлаждения.

Проверка датчика

Старый датчик температуры охлаждающей жидкости с автомобиля Лада Калина

Для полной проверки датчик придется снять, что связано со сливом небольшого количества охлаждающей жидкости.

Проверить датчик можно тестером в режиме сопротивления . Щупы прибора подсоединяют к клеммам разъёма и погружают кончик датчика в горячую воду. Таблица показаний.

Температура (°C) Сопротивление (Ом)
100 177
90 241
80 332
70 467
60 667
50 973
45 1188
40 1459
35 1802

При проверке нужно проверять состояние контактов разъемов. При плохом контакте они будут перегреваться и контакт еще более ослабнет, вплоть до полного пропадания. Разъемы должны быть сухими, чистыми и без следов перегрева.

Замена вентилятора и радиатора охлаждения двигателя на калине

Замена вентилятора и радиатора охлаждения двигателя на ВАЗ

Примечание!
Чтобы произвести замену неисправного вентилятора много инструментов не понадобиться вам, запаситесь: Лишь одним ключом (Лучше всего накидной головкой с воротком) «на 10» и вентилятор после чего у вас будет сразу же снят, если вы хотите сам радиатор уже менять, то к этому ключу ещё добавляются такие инструменты, как крестообразная отвёртка, ну и пассатижами на всякий случай запаситесь с тонкими губами!

Краткое содержание:

Где находится радиатор и вентилятор системы охлаждения?
Он за телевизором передним сразу находиться, сразу вам объясним что такое телевизор а то некоторые не поймут ещё что это такое, в общём телевизор это можно сказать металлическая рама на которую фары вещаются, бампер, решетка радиатора и капот ещё на него опускается крючком, кроме этого телевизор соединяет ещё между собой два лонжерона (Один с левого бока, другой с правого) вот за ним то и находиться сразу радиатор (Указан синей стрелкой он) и уже после радиатора (На него прямо) установлен вентилятор который для наглядности указан на фото красной стрелкой.

Стрелками показано местонахождение вентилятора и радиатора на автомобиле

Когда нужно менять радиатор и вентилятор системы охлаждения?
Сам вентилятор по сути служит долгую жизнь и если он перестаёт работать, то здесь два варианта появляются, первый вариант это либо датчик температуры охлаждающей жидкости пришёл в негодность и когда автомобиль сильно нагревается, то контроллер (Это мозги в инжекторе) просто не может понять это (Вить датчик то пришёл в негодность) и вентилятор поэтому не включается, второй вариант это выход из строя электродвигателя вентилятора (За электродвигатель принимайтесь только после проверки на работоспособность датчика температуры, просто он стоит не малых денег и если вы его замените, ещё не факт что всё дело в нём было), с обоими вариантами разобрались, теперь кратко скажем про то, когда нужно сам радиатор менять на новый, обязательно он заменяется в случае если он течёт (Постоянно капельки в этом случае будут скапливаться под автомобилем) особенно это будет заметно в холодное время года, кроме того если у вас небольшой бюджет и вы хотите сэкономить, то маленькую щель в радиаторе можно заделать при помощи паяльника, сваркой так же можно, но есть ещё один способ, хорош или нет он думайте сами, в автомагазинах продаётся специальное вещество (С продавцами поговорите, они возможно поймут о чём идёт речь) его нужно будет с охлаждающей жидкость смешать и тем самым оно забьётся в эту маленькую дырку и течь прекратиться, но вот только если отверстие слишком больше, то данное вещество вам уже не поможет.

Примечание!
Снова вернёмся к вентилятору, как его снять вы ещё ознакомитесь в этой статье но вот как заменить тот самый датчик температуры, при выходе из строя которого радиатор не будет включаться, читайте в статье: «Замена датчика температуры на ВАЗ», кроме того как снять электродвигатель с вентилятора в этой статье тоже не сказано (Но зато сказано как снять вентилятор с автомобиля), поэтому прочтите подробно статью по разборке вентилятора и по снятию с него электродвигателя, для замены, называется она: «Ремонт вентилятора на ВАЗ 2109», особого внимания не обращайте что статья посвящена девятки, на калинах практически так же разбирается вентилятор как и на автомобилях Самарского семейства!

Как заменить радиатор и вентилятор системы охлаждения на ВАЗ 1117-ВАЗ 1119?

Снятие:
1) Сперва вам нужно будет снять сам вентилятор с радиатора, а иначе вы просто радиатор не вытащите и не удобно это будет, в общём для снятия вентилятора возьмите в руки вороток с накидной головкой «на 10» и с его помощью отверните два болта и две гайки которые его к радиатору крепят (см. фото 2), но перед тем как их полностью отворачивать обязательно обесточьте аккумуляторную батарею (Это делается посредством отсоединения клеммы минус с АКБ, если вы не знаете как это сделать, читайте «вот эту статью», там в первом пункте всё написано) и отсоедините после чего колодку проводов (Указана красной стрелкой) от электродвигателя вентилятора (см. фото 1) отжав для этого фиксатор который её крепит, как только все эти операции будут проделаны, снимите вентилятор с автомобиля, вынув его тем самым через верх, если вынуть не удастся (А скорее всего так и будет) и мешать корпус воздушного фильтра будет, то в таком случае снимите его с автомобиля, а о том как снять этот корпус, читайте в статье: «Замена корпуса воздухофильтра на автомобилях ВАЗ».

2) Теперь слить всю охлаждающую жидкость с автомобиля придётся, а иначе когда вы отсоедините все патрубки от радиатора, она просто вся выльется на землю (О том как слить жидкость, смотрите в статье: «Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ»), как только вы сольёте всю жидкость из системы охлаждения, переходите дальше, а именно ослабьте винты которые все патрубки на радиаторе удерживают (Винты стяжных хомутов это, для наглядности один из таких винтов указан красной стрелкой на фото 1, его то вам и нужно будет ослабить), после ослабления винтов, верхний патрубок снимите (см. фото 1) и следом за ним нижний (см. фото 2), далее отсоединить нужно будет ленточный хомут но только уже не с помощью отвёртки, а при помощи пассатижей с маленькими губками как это показано на фото 3, после того как хомут будет ослаблен, отсоедините шланг который ленточный хомут удерживал на радиаторе, теперь снятию радиатора уже ничего не препятствует, поэтому берите в руки вороток с накидной головкой и им отворачивайте две верхних гайки которые радиатор у кузову автомобиля крепят (см. фото 4), когда гайки отвернёте, наклоните радиатор в сторону двигателя и выньте его на верх после этого, тем самым сняв с автомобиля.

Отсоединение всех патрубков от радиатора и отворачивание двух верхних гаек крепления радиатора

3) Ну и в завершение когда радиатор охлаждения будет уже снят, на его краях (Слева и справа) есть две резиновые подушки на которых он к кузову крепиться (Если бы их не было, то металл об металл тёрся бы и был неприятный звук, поэтому они и нужны радиатору), вы эти подушки снимите с обоих сторон радиатора (см. фото 1) и после этого осмотрите их, если они будут порваны или резина старая уже будет (Затвердевшая) то в таком случае замените эти подушки на новые, кстати они ещё могут в отверстиях в кузове остаться (см. фото 2, это куда радиатор ставился), поэтому и там их поищите если на радиаторе не окажется их.

Снятие резиновых подушек с ножек радиатора

Примечание!
Наподобие таких же резиновых подушек, на радиаторе ещё и втулки резиновые есть (см. фото ниже), этих втулок тоже две как и подушек, поэтому снимите их и точно так же проверьте не порваны ли они, не затвердела ли резина, по необходимости втулки и подушки на новые замените!

Снятие резиновой втулки с радиатора

Установка:
Радиатор на своё место ставиться точно так же как и снимается, поэтому установка довольно таки проста и ничего лишнего про неё говорить не будем (Вы только залить охлаждающую жидкость не забудьте когда радиатор будет установлен), но про старые радиаторы мы бы хотели с вами обсудить, то есть если вы не собираетесь менять радиатор на новый, а просто сняли чтобы доступ к другим деталям себе открыть, тогда обязательно промойте его вить со временем он загрязняется и обдуваться в связи с чем хуже начинает и от этого появляется одна но одна главная проблема (Машина перегревается от этого), поэтому радиатор всегда в чистоте нужно поддерживать, промывается он следующим образом, берётся водяной компрессор (Чем сильнее тем лучше) или что то наподобие него и с наружи, по радиатору бьёт сильный напор воды от которого грязь вся с радиатора уходит, если же радиатор имеет трещины то их после промывки радиатора либо заделывать придётся, либо же менять целиком радиатор на новый.

Примечание!
Ещё хотели вам сказать каким образом радиатор проверить можно, если ли в нём отверстия или же нет, в общём берёте пробки и закрываете ими все отверстия у радиатора но самое верхнее при этом оставляете, после чего погружаете его полностью в воду (Если пробками все патрубки хорошо закрыты, то радиатор должен быть герметичен и кроме воздуха в нём ничего быть не должно, к примеру воды быть не должно и т.д.) и закачайте в верхний патрубок воздух (Компрессором можно, насосом, но главное чтобы он обратно этот воздух не выходил), если появятся пузыри воздуха выходящие из радиатора то в этом месте значит и есть на нём дырка, вынимайте после этого радиатор и проверяйте его в том месте где дырка, по возможности устраняйте, более подробно о том как устранить отверстие в радиаторе и то как его проверить, смотрите в ролике ниже!

Дополнительный видео-ролик:
Чуть ниже размещён тот самый видео-ролик в котором показывается пример, о том как можно убрать отверстие в радиаторе и о том, как проверить есть ли вообще отверстие в радиаторе или же нет, посредством погружения его в воду.

Лада Калина Седан › Бортжурнал › Замена электровентилятора охлаждения

Прошлой осенью подвёл вентилятор охлаждения радиатора — в один из тёплых дней толкался в челябинских пробках, и стрелка температуры ОЖ уползла выше 100. Ребята на сервисе особо ничего сделать не смогли — вентилятор то работал, то, чаще, нет. Благо, вскоре успешно наступила зима, проблема заморозилась до весны.

И вот сегодня вентилятор пришёл, у меня как раз выходной день, получил заказ и отправился в гараж. Делал всё по этой статье. Снял корпус воздушного фильтра, заодно почистил его изнутри от кладбища мух и прочих мошек. Снял старый вентилятор. Собственно, вот он.

Единственное, что не понял из статьи по процедуре замены вентилятора, это почему там к нему подходит два штекера, у меня только один — на питание моторчика, плюс есть какая-то такая заглушка:

В новом вентиляторе там и вовсе отверстие без крышки:

Хотел поставить эту крышку от старого вентилятора, да не удалось — отверстия под крепёж в китайском аналоге больше диаметром, саморезы падают в них как в ведро, а саморезов покрупнее под рукой не оказалось. Решил, что ничего страшного.

Установил вентилятор, поставил на место корпус воздушного фильтра, завёл мотор и стал ждать. В общем-то, всё работает как часы — по достижении температуры чуть ниже 100 градусов всё включается и моментом охлаждается до 90. Через пару минут по новой.

Конечно, в сравнении российский вентилятор выглядит посолиднее — и весит потяжелее, и сборка какая-то более капитальная. Но надеюсь, что на мой век китайского аналога хватит. Собственно, вот такой он из себя:

Лада Калина Седан 2007, 81 л. с. — своими руками

Машины в продаже


Лада Калина, 2009


Лада Калина, 2010


Лада Калина, 2009


Лада Калина, 2010

Комментарии 7

Машина у тебя совсем ранняя. Когда один из вновь пришедших, доморощенных, начальников решил получить экономию и заставил убрать резистор первой скорости. Тогда вылезла куча косяков и начальник тот быстро "ушел". Вернули сразу резистор. Одним из главных косяков тогда был массовый выход из строя реле вентилятора т.к. он не выдерживал прямых пусков вентилятора на полную. Тогда то, как раз, и ввели в эту цепь усиленное 40А реле. Так вот у тебя такая машина. Рекомендую для профилактики заменить свое 30А реле на 40А (они есть в продаже). В принципе для машины ничего страшного нет, только для водителя — повышенный шум вентилятора на полных оборотах, да необходимость следить за реле. Да, заметил, что у китайца совсем другая крыльчатка — может оказаться значительно более низкой эффективность работы вентилятора, да и с шумом может быть все хуже чем на штатном. Может быть идея ревизии штатного не так уж и плоха. Удачи.)))

Спасибо! Да, я думаю, попозже стоит перебрать родной вентилятор, иметь в запасе работающий не повредит точно.

Вентилятор охлаждения радиатора Лада Калина

Владельцы популярных моделей Лада Калина часто сталкиваются с обстоятельствами, когда не включается вентилятор охлаждения. Такая ситуация заставляет водителя периодически останавливаться с целью давать двигателю возможность остывать. Если неисправность происходит в морозное время, то на функционале системы она почти не отражается, а вот в теплый период существенно сдерживает автомобиль LADA Kalina от беспроблемного перемещения.

Большинство обладателей Лада Калина не в состоянии самостоятельно диагностировать причины, почему не включается вентилятор охлаждения, и тем более их устранить. Им на помощь с радостью приходят эвакуаторы и сервисы, а также схема включения.

Причины отказа вентилятора

Здесь укажем наиболее вероятные места в контуре охлаждения, к которым следует пристально присмотреться, если не включается вентилятор охлаждения.

  1. Термостат. При выходе из строя указанного изделия вентилятор также начинает напоминать о себе сбоями и некорректным включением. Для диагностирования термостата потребуется на разогретом моторе прикоснуться к отводящему патрубку (расположен внизу) радиатора LADA Kalina. Если этот шланг прогрет, то узел в норме, когда холодный – констатируем неисправность термостата. Поскольку деталь способна весьма часто «радовать» своей поломкой, рекомендуется возить с собой запасное изделие. Замена не является сложной операцией. Для ее выполнения потребуется предварительно слить жидкость из контура.
  2. Предохранитель и реле включения. Эти элементы электрической цепи также способны на частый выход из строя. Пользуясь схемой расположения плавких вставок, отыскиваем потребный предохранитель в монтажном блоке, извлекаем его и проверяем на предмет перегорания рабочего «волоска». Блок с этими элементами располагается внутри салона под приборной панелью. Для защиты цепи вентилятора применяется вставка с максимумом силы тока, равным 50 А. Номер предохранителя – «3».

Реле, отвечающее за работу рассматриваемого узла, значится под номером «1».

  1. Дополнительный модуль управления функционалом вентилятора. Для его извлечения потребуется демонтировать воздуховод подачи теплой воздушной струи и с привлечением ключа на «10» вывинтить крепеж. Достав блок, обнаруживаем пару реле включения, отвечающих за «команду» на включение и максимальные обороты. Оба элемента подлежать диагностированию с помощью тестера.
  2. Переходим к электрической коммутации вентилятора. Тем же прибором выполняем проверку проводных магистралей узла. Если обнаруживаем обрыв, то провод заменяем новым с аналогичным сечением.
  3. Обмотка вентилятора. Здесь владельца Лада Калина постигает уныние, поскольку при такой неисправности весьма вероятен вариант замены, что не дешево.
  4. Датчик включения устройства. Если он неисправен, то вентилятор не активируется, тем самым вызывая риск перегрева силовой установки.

Как заменить вентилятор в Калине?

не включается вентилятор на калине

Процесс замены, если не включается вентилятор охлаждения, является достаточно хлопотным делом, на что оказывает влияние стесненность свободного пространства для совершения манипуляций. Итак, приступаем.

  1. 1. Здесь необходимо избежать потребности в снятии радиатора, что предполагает слив жидкости и затрачивает больше времени.
  2. 2. Демонтируем корпус фильтрующего элемента системы впуска воздуха.
  3. 3. Снимаем переднюю решетку.
  4. 4. Откручиваем крепеж обоих головных светотехнических устройств.
  5. 5. Применяем головку на «10», посредством которой осуществляем откручивание крепежа верхней фронтальной панели.
  6. 6. Теперь потребуется отключить разъемы, которые служат для коммутации электрического модуля вентилятора с бортовой сетью. Провода отводим в сторону для исключения помех.
  7. 7. Рамка вентилятора закреплена посредством 4-х болтов, которые необходимо открутить.
  8. 8. Извлечение вентилятора совершаем с особой аккуратностью, дабы не повредить расположенные рядом компоненты подкапотной зоны.

Установка устройства предполагает совершение манипуляций по обратному алгоритму.

Меняем реле и плавкие вставки

Эти защитные и управляющие цепью питания вентилятора компоненты заменить достаточно легко. Из посадочного гнезда извлекаем сгоревший элемент и устанавливаем новый аналог. Здесь удобно пользоваться подходящим пинцетом.

реле включения вентилятора охлаждения калина

Усовершенствования вентилятора Калины

В Лада Калина контур охлаждения можно подвергнуть модернизации, что существенно снизит риск вынужденной остановки в связи с выходом из строя одного из компонентов системы. Первоочередной мерой является установка более надежного термостата. Некоторые владельцы LADA Kalina монтируют 6-отверстный узел, а также дополняют контур вторым печным краном с установкой еще одной помпы.

В качестве второго варианта усовершенствования фигурирует монтаж вентилятора «спортивной» версии. Это изделие наделено собственным контроллером, способным показывать функционирование системы. Здесь без внесения определенных корректив в электрическую схему просто не обойтись.

Также не лишней будет установка дополнительной кнопки принудительной активации вентилятора. Чаще всего ее располагают на панели.

Подведем итоги

Если в Лада Калина произошел отказ в работе вентилятора контура охлаждения, то такую неисправность можно устранить в самостоятельном режиме. Мы рассмотрели практически весь перечень причин, способных спровоцировать неисправность, а также привели алгоритм действий по замене узла. Применяйте наш материал в качестве инструкции к действию и склоняйтесь к периодическим осмотрам системы охлаждения, также вам может помочь схема включения. Это позволит минимизировать риск возникновения неприятных обстоятельств в дороге.

Почему не работает вентилятор охлаждения на Калине

Вентилятор охлаждения

Вентилятор радиатора служит для принудительного охлаждения радиатора двигателя, при его перегреве. Когда автомобиль находится в движении, радиатор охлаждается за счет встречного воздушного потока.

На малых скоростях, или когда машина просто стоит, радиатор не в силах самостоятельно охлаждать жидкость, поэтому при достижении ней определенной температуры (101-105 градусов) срабатывает датчик, тем самым передавая соответствующий сигнал на контроллер.

Последний анализирует поступившую информацию и включает вентилятор.

Сам вентилятор представляет собой конструкцию, состоящую из кожуха (корпуса) с встраиваемым электрическим двигателем с крыльчаткой. Вентилятор крепится к внутренней стороне радиатора охлаждения.

Неисправности вентилятора охлаждения

Причинами несрабатывания вентилятора могут быть:

  • неисправный датчик температуры;
  • выход из строя реле или предохранителя вентилятора;
  • обрыв электропроводки или отсутствие контакта в разъемах;
  • неисправный электродвигатель вентилятора.

Как найти причину

Начните проверку с электродвигателя. Для этого отсоедините от него электрические провода, и подключите его напрямую к аккумулятору, соблюдая полярность. Если вентилятор не включился – проблема именно в нем. Если же он заработал, нужно искать другую причину.

Проверьте все контакты на разъемах, а после реле и предохранитель. Они расположены в дополнительном монтажном блоке, который находится справа от панели приборов возле нижнего воздуховода печки.

Предохранитель (50 А) можно проверить тестером, реле лучше взять заведомо рабочее, и установить его в соответствующее гнездо. Если проблема не решилась, идем дальше.

Проверяем датчик температуры. Для этого прогрейте двигатель до рабочей температуры, заглушите его и отключите датчик. Он расположен сверху на корпусе термостата. При отключенном датчике контроллер самостоятельно должен запустить вентилятор на постоянную работу.

Заведите двигатель и дождитесь, пока включится вентилятор. Если температура охлаждающей жидкости достигла критического показателя, а вентилятор не включился, нужно искать обрыв в электропроводке.

Разъем датчика температуры

Нужно ли менять вентилятор

Если вы установили, что проблема в самом вентиляторе, вернее в его электродвигателе, можно попытаться его отремонтировать. Чаще всего он перестает работать из-за выхода из строя щеток, или же из-за проблем с подшипниками ротора. Реже приходит в негодность коллектор или возникает обрыв в обмотке.

Электрическая цепь работы вентилятора

В случае если вентилятор не подлежит ремонту, его нужно заменить.

Ни в коем случае не следует ездить на автомобиле с неработающим вентилятором. Перегрев двигателя неминуемо приведет к разрушению резиновых шлангов системы охлаждения, прокладок, а также грозит выходом из строя деталей поршневой группы.

Цена вентилятора охлаждения и стоимость работ по его замене

Цены на вентилятор охлаждения на Лада Калина (электродвигатель с крыльчаткой) варьируются в пределах 1500-2500 рублей. Замена этого узла на станции техобслуживания обойдется в 300-400 рублей.

Покупая новый вентилятор, обратите внимание на его изготовителя и каталожный номер. Эта деталь может иметь следующие номера:

Замена вентилятора охлаждения Лада Калина

Для замены вентилятора охлаждения необязательно обращаться на станцию техобслуживания. Сделать это без особого труда можно и своими силами.

  • головка с трещоткой или накидной ключ на 10;
  • накидной или рожковый ключ на 8;
  • отвертка с крестовой битой;
  • пассатижи.

Порядок работ

SHABLON.indd

  1. Установите автомобиль на ровной площадке.
  2. Поднимите капот, отключите провод «массы» от аккумулятора.
  3. Ключом на 10 отверните два болта крепления воздушного фильтра.
  4. Отключите разъем датчика массового расхода воздуха, нажав на фиксатор.
  5. Отключите разъем клапана продувки, расположенный на корпусе воздушного фильтра.
  6. Открутив отверткой болт хомута фиксации воздуховода, снимите гофру.
  7. Открутите 4 самореза, фиксирующих крышку воздушного фильтра.
  8. Снимите крышку, извлеките фильтрующий элемент.
  9. Открутите ключом на 8 гайку крепления воздухозаборника, и демонтируйте его.
  10. Ключом на 10 отверните две гайки крепления кожуха вентилятора справа по ходу движения автомобиля, а после ключом на 8 две гайки слева.
  11. Рассоедините разъем питания вентилятора.
  12. Аккуратно, чтобы не повредить ламели радиатора, извлеките вентилятор вместе с корпусом.
  13. Ключом на 10 открутите 3 болта крепления электродвигателя, и выньте его из корпуса.
  14. Установите на его место новый электродвигатель с крыльчаткой.
  15. Кожух в сборе с вентилятором прикрутите к радиатору.
  16. Подключите его разъем.
  17. Остальные монтажные работы проведите в обратном порядке.

Заключение

Осуществив замену вентилятора охлаждения, проверьте его работоспособность. Запустите двигатель и прогрейте его до включения вентилятора. На это может потребоваться от 3 до 5 минут.

При включении вентилятора, не глушите двигатель сразу, дождитесь, пока вентилятор отключится.

Датчик включения вентилятора автомобиля Калина

Датчик включения вентилятора (ДВВ) автомобиля Лада Калина является важнейшим прибором, отвечающим за безопасный температурный режим системы охлаждения 8 клапанного двигателя. Эта небольшая деталь отвечает за своевременное включение принудительной вентиляции для охлаждения радиатора. Если стрелка на панели приборов приблизилась или вошла в красную зону, а вентилятор не включается, то пришло время найти и проверить работоспособность датчика вентилятора Лады Калины.

Автомобиль Калина

Работа системы охлаждения Лады Калины

Под маркой Калина ВАЗ выпускает серию моделей автомобилей с разной комплектацией кузовов, оснащённых инжекторными двигателями с 8 клапанами. На всех машинах располагается одинаковая стандартная система охлаждения, схема которой изображена ниже.

Схема системы охлаждения двигателя:

Схема системы охлаждения двигателя

Обозначения по схеме:

  • 1 — радиатор печки;
  • 2 — расширительный бачок;
  • 3 — воздушный клапан;
  • 4 — термостат;
  • 5 — датчик включения вентилятора;
  • 6 — вентилятор;
  • 7 — защитная панель;
  • 8 — крышка картера;
  • 9 — помпа;
  • 10 — кран печки;
  • 11 — шланг;
  • 12 — хомут;
  • 13 — прокладка;
  • 14 — забор воздуха;
  • 15 — горячий воздушный поток от печки.

Система охлаждения имеет два контура: большой и малый. Пока двигатель прогревается, термостат пускает антифриз по малому кругу: помпа — рубашка двигателя — расширительный бачок. Когда температура тосола достигнет нужного значения, термостат открывает большой контур через радиатор. Когда стрелка температуры на панели приборов перейдёт в зелёную зону, автомобиль будет готов к движению. В случае сильного холодного встречного воздушного потока, термостат будет постепенно перекрывать поступление тосола в радиатор и наоборот, при поднятии температуры устройство будет больше открываться. При достижении нагрева антифриза точки равной 950С, вступает в работу датчик включения вентилятора.

Для чего нужен ДВВ

Во время длительного движения транспорта на пониженной передаче или долгой стоянки на холостом ходу, радиатор не получает достаточного обдува воздухом. В результате температура охлаждающей жидкости резко возрастает и жидкость может закипеть. Часто возникающий перегрев двигателя может стать причиной преждевременного износа поршневой группы цилиндров мотора. Поверхности трущихся деталей при сильном нагреве начинают терять свои прочностные характеристики, что вызывает их разрушение. В конце это приведёт к капитальному ремонту двигателя, сопровождаемого большими финансовыми затратами.

ДВВ Калина

Чтобы обезопасить автомобиль от возникновения таких явлений, радиатор оснащается вентилятором, который принудительным обдувом резко понижает температуру жидкости в системе охлаждения двигателя. Вентилятор включится в момент приближения температуры к порогу закипания тосола. Функция датчика не ограничивается регулированием работы электровентилятора. Дело в том, что информация о температуре тосола, поступающая в «мозговой центр автомашины» — ЭБУ, обрабатывается и преобразуется в команды, корректирующие пропорциональный состав топливной смеси, момент искрообразования и другие режимы работы приборов двигателя. От исправности ДВВ зависит во многом продуктивная работа инжекторного двигателя Лады Калины.

Устройство и принцип работы ДВВ

Измеритель температуры охлаждающей жидкости на Калине представляет собой латунный цилиндр в виде гаечной юбки, внизу которой расположена установочная резьба с уплотнительной шайбой из алюминия или меди. Вверху прибора находится пластиковый стакан с двумя разъёмными клеммами внутри. Одна из них подключена к массе (минус). Второй контакт (плюс) соединён проводом с ЭБУ.

Внутри корпуса находится биметаллическая пластина, плотно прилегающая к внутренней стороне наконечника, который омывается охлаждающей жидкостью. При достижении критического уровня нагрева (90-950С) согнутая пластина распрямляется и замыкает собой два контакта. Ток начинает проходить через клеммы и поступать в электронный блок управления (ЭБУ). Блок отдаёт команды на обеднение топливной смеси, поступающей в инжектор, и включает через реле ЭВ.

Как только температура жидкости в термостате начнёт падать, вентилятор выключится. Такая саморегулирующаяся система постоянно поддерживает оптимальную температуру тосола на допустимом уровне, а значит и сам двигатель не будет перегреваться.

Схема подключения ДВВ:

Схема подключения ДВВ

Симптомы поломки датчика температуры/включения вентилятора

Существует расхожее мнение среди владельцев Лады Калины о том, что ДВВ довольно простой по устройству прибор, и поэтому он практически не ломается. На самом деле это не совсем так. Признаки неисправности ДВВ проявляются следующим образом:

  • ЭВ не включается при критическом положении стрелки температуры в красной зоне на панели приборов;
  • повышение оборотов двигателя в режиме холостого хода;
  • возникновение детонации в цилиндрах;
  • возникновение струй пара из-под капота.

Вентилятор закреплён на радиаторе:

Вентилятор закреплён на радиаторе

Причины выхода из строя ДВВ

Биметаллическая пластина датчика, как и любая металлическая деталь, подвергающаяся постоянным деформациям, может внезапно разрушиться, а контакты окислиться. В результате такая неприятность может случиться в дороге. Особенно досадно, если это происходит в жаркий день. Придётся добираться домой с многократными остановками. Хорошо если по пути попадётся СТО, где можно быстро диагностировать неисправность и заменить вышедшую из строя деталь новым датчиком.

Диагностика системы охлаждения в собственном гараже

Не срабатывание ЭВ может быть вызвано несколькими причинами. Их нужно поочерёдно выявить и устранить. Прежде чем заняться датчиком, нужно проверить нижеперечисленные пункты.

Целостность проводов, ведущих к датчику

Визуально и тактильно проверяют состояние изоляционного покрытия каждого из двух проводов, В случае отсутствия повреждений полимерной оболочки проводов, их «прозванивают». То есть, мультиметром в режиме омметра проверяют наличие сопротивления на концах проводников.

Электрическая съема работы вентилятора:

Электрическая съема работы вентилятора

Чистота контактной группы

Кабель с фишкой отсоединяют от контактного стакана датчика вентилятора. Визуально проверяют состояние клемм. В случае обнаружения окисления контактов, их зачищают мелкой наждачной бумагой. Соединение разъёмов восстанавливают.

Напряжение

На снятой фишке с ДВВ проверяют мультиметром напряжение. Один из контактов должен показать «0» В, а на другой клемме прибор на экране должен отразить показания — 5 В. Во время теста двигатель должен работать в режиме холостого хода.

Предохранитель

Если будет установлено отсутствие напряжение на плюсовой клемме, то нудно проверить целостность предохранителя, установленного в разрыве питающего провода датчика. Негодный предохранитель характерен прогоревшей металлической дорожкой. Затем нужно поставить новую деталь и тестировать её работу.

Из панели предохранителей вынимают реле из гнёзд. Снимают пластиковый короб, отжимая боковые клипсы. В случае обнаружения обгоревших контактов, прибор меняют на новое реле.

Реле электровентилятора

Электровентилятор

Проверяют состояние контактной группы вентилятора. ЭВ подключают дополнительной проводкой к аккумуляторной батарее. Если вентилятор напрямую не включится, то дело в его электромоторе или подшипнике.

Если все этапы диагностирования не выявили неисправностей, то проверять нужно сам датчик включения вентилятора.

Местоположение ДВВ Лады Калины

Где находится датчик на Калине, узнать довольно просто. Он расположен возле крышки клапанов. На моделях ВАЗ-2113, 2114, и 2115 под названием Калина, датчик температуры охлаждающей жидкости, — он же датчик включения вентилятора — вкручен вертикально в посадочное отверстие алюминиевого корпуса термостата. То есть, если смотреть со стороны бампера, датчик можно увидеть справа от головки блока цилиндров. На других автомобилях эти детали находятся в радиаторах и других местах.

Демонтаж датчика вентилятора

ДВВ является неразборным изделием и не подлежит ремонту. Однако, чтобы убедиться в полной исправности, его нужно снять с автомобиля. Для этого поступают следующим образом:

  1. Автомобиль ставят на ровное место с поднятым рычагом ручного тормоза.
  2. Приступают к работе после полного остывания двигателя, сняв клеммы с аккумулятора.
  3. Отжав пластиковую клипсу, вынимают фишку с кабелем из стакана ДВВ.
  4. Снимают пробку с расширительного бачка, иначе при снятии датчика тосол в небольшом количестве выплеснется наружу.
  5. Накидным ключом или головкой на 19 ДВВ выкручивают из посадочного гнезда. Если резьба плохо поддаётся, то под гайку датчика наносят смазку WD 40 (её можно купить в любом автомагазине или на заправке).

Снятие фишки с датчика:

Снятие фишки с датчика

Как самостоятельно проверить ДВВ

Может возникнуть такая ситуация, когда датчик срабатывает «через раз». Чтобы убедиться в его работоспособности, применяют доморощенный способ проверки ДВВ. Поступают следующим образом:

  1. Датчик подвешивают на подходящем шнурке или изолированной проволоке.
  2. Два контакта датчика подсоединяют к мультиметру в режиме измерения сопротивления.
  3. Наконечник детали опускают в электрочайник с холодной водой. Первоначальное показание прибора должно равняться 4.5 кОм.
  4. Чайник включают. С возрастанием температуры величина сопротивления будет резко снижаться.
  5. Перед тем, как вода закипит, сопротивление датчика составит 177 Ом. В случае расхождения с реальными показаниями, ДВВ подлежит замене.

Установка нового датчика включения вентилятора

После демонтажа старого устройства устанавливают новый ДВВ:

  1. Датчик вставляют в посадочное гнездо, предварительно смазав маслом резьбу юбки прибора.
  2. Вкручивают измеритель гаечным накидным ключом или головкой на 19, не прикладывая чрезмерных усилий.
  3. Колодку кабеля вставляют в стакан нового датчика.
  4. Открутив крышку радиатора, в его горловину заливают тосол до тех пор, пока уровень жидкости в расширительном бачке не установится между отметками «Min» и «Max».
  5. Крышку радиатора и пробку расширительного бачка возвращают на своё место.
  6. Заводят двигатель и ждут, пока стрелка на панели приборов не приблизится к красной зоне. Если в этот момент включится вентилятор, то это значит, что ремонт выполнен правильно.

Специалисты советуют приобретать новый датчик температуры охлаждающей жидкости только брендовой модели. Экономия при покупке дешевого изделия может обернуться непомерными финансовыми затратами на капитальный ремонт двигателя.

При первом же перегреве двигателя Калины, надо остановиться и прекратить поездку, чтобы дать остыть двигателю. Если дело в поломке ДВВ, то нужно доехать домой, делая остановки и следя по пути за стрелкой температуры охлаждающей жидкости. Чтобы этого не делать, снимают кабель электромотора вентилятора и напрямую соединяют вентилятор дополнительными проводами с аккумулятором. Таким образом, можно вернуться в гараж, не допуская кипения охлаждающей жидкости.

Читайте также: