2 остался один марк шагал к нему я ехал теперь по горной дороге тр

Обновлено: 06.07.2024

Марк Шагал

В распахнутом окошке волшебная страна.
Постой, не злись, не смейся – она не всем видна.

В ней рави, отдыхая, на лавочках сидят.
В ней счастливы коровы – их мясо не едят.

И вдоволь хлеба с маслом у тамошних детей,
а облака теплеют от их смешных затей.

Мы в камушки играем на берегу реки,
цветные хороводы нам водят светляки.

Там в домике уютном один малыш живёт,
его ласкает мама и деточкой зовёт.

О, добрые соседи, все люди там друзья,
хотим в страну такую и ты, и он, и я.

. Был день, который солнце подожгло.
Кричали люди, пахло дымной гарью,
блестела нитью голубой Двина.
Я не дышал. Душа моя летала
над Витебском, я на пожар смотрел –
повсюду лица цвета жжёной охры,
огня неистовство, углей кометный след.
Ожог рождения пылает на щеках
и пламенеют непокорно краски.

По тонкому лучу –
щекоткой босых стоп.
Я там заполучу
цветной калейдоскоп

из розовых дождей,
сиреневых окон,
задумчивой моей
неповторимый тон

и ландышевый свет
любимого лица.
И кроткий силуэт
субботнего отца.

Там топчутся козы, там тополь растет в три обхвата,
там с блёстками вата лежит круглый год за окном.
Телега, гуляя, скрипит на дороге горбатой,
и дом как тележка, проходит в проулок с трудом.

Синкопы заборов запрыгали с горки на горку.
Вечерняя тень у домишек закрыла глаза.
У скрипки пронзительной преданный слушатель – дворик,
в нем главная живность – корова, петух и коза.

Бежит в парикмахерскую коробейник залётный,
на лонже вращаясь, циркачка как фунтик парит.
Крылатой ошибкой летает по небу селёдка,
и эту ошибку соседский дедуля боготворит.

Отважно за церковью выпятится синагога,
цветные окошки, отскобленные полы.
Коровку свою обиходив, телёнка потрогав,
теряет молочница голову от похвалы.

Всесильный, карминный и синий, научится случай
являться к художнику – тот от любви занемог.
Взобьёт, как подушку, во-о-н ту фамильярную тучу,
любимой под локоть подложит пушистый комок.

И вживлены в рамы, как стекла, двойные портреты
счастливых любовников, кудри – в ромашках с полей.
Под стенкой белёной, как следует солнцем прогретой,
сутулится мудро на лавочке старый еврей.

Ученым перстом погрозит недоверчивый ребе, –
местечковый гений! распишет плафон Опера!
Любовь обитает, конечно же, только на небе,
на фоне букетов, на лоне красы и добра.

Забыла сомнения, чопорность преодолела,
что к сласти ребёнок, стремится к смешному дружку.
Она улыбается, Эйфелева королева,
горластому рыжему витебскому петушку.

В груди у жонглёра мятежная скрипка запела,
ах, Витебск сиреневый, детством до края налит.
А жизнь, хлопотлива, как вечно прекрасная Белла,
влечёт и дурманит, и пряным рассолом поит.

Цирк серебряный и голубой
задышал, засвистел, запроказничал!
Замахал бутафорской трубой, –
шут-ковёрный, смеялся и важничал.

Завершает гимнаст перелёт
на трапеции к девочке влюбчивой
и косится: а вдруг промелькнёт
Коломбины тюльпанная юбочка.

Коломбина дерзка, как гроза.
Колет шуточкой, словно иголочкой.
И блестят озорные глаза
под летящей угольной чёлочкой.

Шапки оземь, – и кинулись в спор,
силача победой одаривая.
– Ай-я-яй, ну и хват, глянь, жонглёр! –
клоун сыплет, на скрипке наяривая.

Ну а тот разошёлся вконец,
только ахают зрители в креслицах.
Он жонглирует – вот молодец! –
разноцветными днями и месяцами.

Формой зрелища праздник отлит,
всё местечко восторженно хлопает,
и наездница птицей летит,
и лошадка радостно топает.

Ангел томится по грешной земле:
– Дивный портрет у тебя на столе,
ну как заглянет хозяйка,
чёлка, перчатки из лайки.

Мне не пристало о ней говорить –
в холоде вечности должен парить.
Хоть погляжу в полглазочка, –
чудная Евина дочка!

Ай да художник, бедней, чем Ио'в,
голые стены, обшарпанный кров,
а девушка любит плутишку,
мила и покорна, как мышка.

Ангел неправедный с неба упал,
чувства земные он к людям питал.
Крылья налиты багрянцем,
падает протуберанцем.

'А что такого?' Да это скандал!
Кто, изумлённый, такое видал?!
Лишь улыбнётся художник –
ангел, а пьян, как сапожник.

В старом доме пространство для фресок и образов,
одевается декорациями новорождённый ГОСЕТ*.
Куролесит за домиками солнце злое и охристое,
и подглядывает из окошечка за соседом сосед.

Вдохновенно озвученный голосом Соломона Михоэлса,
город спорил, смеялся, влюблялся, оплакивал, пел,
собирая актеров, словно зёрна из колоса,
в урожай мизансцен, монологов, поэтических стрел.

– Ну зачем столько зрителей, –
плакал художник взволнованный, –
они топают, хлопают, что-то жуют и кричат!
Но опять обнимался с актёрами город, глядящий раскованно,
образуя невиданный ранее конгломерат.

Эта дерзкая кисть разукрасила жесты реб Алтера**,
и скрипач нарисованный чистой мелодией звал
за мечтою студента, модистку, бухгалтера.
Контрапункту творцов аплодировал бешено зал.

Голос длиннобородых пророков – услышь его
сквозь гудение времени, сквозь шутовской маскарад,
и когда два художника встретятся – кремнем Всевышнего
высекается искра, и ярко играет талант!
__________________
* ГОСЕТ – Государственный Еврейский Камерный Театр
** реб Алтер – персонаж пьесы Шолом-Алейхема «Мазлтов»

Я – Эльягу, пророк-иудей,
просто странник с нищей котомкою.
Я согбен от несчастий людей,
от обиды, ползущей потёмками.

Нет, уже не найти на земле
мне надежды горячей сияние.
Упаду в облака на заре
в утро зябнущее и раннее.

Тихо. Город пустынен, как лес.
Крепко спят горожане и приставы.
Смотрит око с разъятых небес,
око Божие с жалостью пристальной.

И молитву смиренно творю
под слоистым облачным холодом,
а клюкою тропу проторю
в небесах над Витебском-городом.

Над изломом голых ветвей,
над рябиной у дальней околицы.
Во спасение в службу церквей
Илия и по-русски помолится.

Неприметен, как путник простой,
всё якшался с пропащею братией.
Да простится бродяге за то,
что он плакал перед распятием.

Слепая сила снова жертву ищет,
наперекор молитвам и крестам.
И вран кричит, и горе волком рыщет
по осиянным памятью местам.

Отшельником в свою укрыться но'ру,
газета с некрологом, пощади!
И человек спелёнутую Тору*,
как детку, нежно держит у груди.

Уж черной пропасти живого тела мало,
двоит и давит, с лязганьем дохнув.
Пророчески горюет кисть Шагала,
на кладбище ворота распахнув.

Звезда Давида** больше не спасает,
из всех несчастий выбирайся сам, –
водой летейскою прозренье утишает
и готику тревожит Мандельштам.

Все больше разрастаясь, крылья ночи
накрыли землю, свет затмив дневной.
И видят счастье внутренние очи
лишь в прошлом, обернувшись, за спиной.
_______________________
*Тора – Пятикнижие Моисеево. Здесь (в физическом смысле)
свёрнутые свитки с рукоятками
** Звезда Давида – шестиконечная звезда, «Щит Давида», один из
символов иудаизма

Это время мимозы пьянит и поёт,
как напиток любви непригубленный,
это солнце лесбийское* пляшет и жжёт,
красит золотом кожу возлюбленной.

Это парень и девушка нежно глядят
друг на друга, касаясь коленами,
от нескромного взгляда зевак уходя,
словно бродят родной Митиленою.

И сиринги пастушеские гудят
у косматого Пана без устали.
Это Дафнис и Хлоя, обнявшись, летят
высоко над землей белорусскою.

________________________
*лесбийское – события в романе Лонга «Дафнис и Хлоя», который
был иллюстрирован Марком Шагалом, происходят на
острове Лесбос, в окрестностях города Митилена (Митилены)


Иллюстрация - Marc Chagall "Artist"


Номинация на 1-ом Конкурсе объёмных произведений.
Международный Фонд Всм

Тихо. Город пустынен, как лес.
Крепко спят горожане и приставы.
Смотрит око с разъятых небес,
око Божие с жалостью пристальной.

И молитву смиренно творю.
***
Спасибо Вам огромное за Шагала!
Он был Гением, а их ведь не ценят, пока они живы! Так, примерно, относятся к Шагалу В Витебске.
С уважением,

Спасибо Вам за труд прочтения, за оценку моего труда. Это ведь главное, чтобы прочитали. В Витебске есть подвижки, теперь город гордится гениальным земляком.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Спишите бессоюзные сложные предложения, расставляя недостающие знаки препинания.
1) Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной напоминают мне
оне другую жизнь и берег дальний (Пушкин). 2) Далеко за Доном
громоздились тяжелые грозовые тучи наискось резали небо молнии чуть
слышно погромыхивал гром (Шолохов). 3) После пяти часов погода стала
портиться с моря потянул туман (Арсеньев). 4) Юноша бледный со взором
горящим ныне даю я тебе три завета. Первый прими не живи настоящим
только грядущее область поэта (Брюсов). 5) Я был скромен меня обвиняли
в лукавстве я стал скрытен. Я говорил правду мне не верили я начал
обманывать (Лермонтов). 6.) Тут и там рассеянно касались земли и воды
лучи солнца упадет луч на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом
темно-синее море горит изменчивыми красками отражая щедрый свет
(Горький).
7) Войдя в избу он даже испугался так было темно тесно и нечисто (Ч.). 8)
Остался один Марк Шагал к нему я ехал теперь по горной дороге (Тр.). 9)
Когда старый архитектурный памятник уцелел и его даже
отреставрировали всегда возникает вопрос что с ним делать дальше как его
практически использовать? (Сол.) 10) Мой милый друг не мучь меня молю
не знаешь ты как сильно я люблю не знаешь ты как тяжко я страдаю (П.).
11) Было без четверти час но Карл Иванович казалось и не думал о том
чтобы отпускать нас он то и дело задавал новые уроки (Л.Т.). 12) Он увидел
свою бричку которая стояла совсем готовая а Селифан ожидал казалось
мановения чтобы подкатить под крыльцо но из комнаты не было никакой
возможности выбраться в дверях стояли два дюжих крепостных дурака (Г.).

1) Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной: напоминают мне оне другую жизнь и берег дальний (Пушкин).

2) Далеко за Доном громоздились тяжелые грозовые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром (Шолохов).

3) После пяти часов погода стала портиться: с моря потянул туман (Арсеньев)

4) Юноша бледный со взором горящим, ныне даю я тебе три завета. Первый прими: а) не живи настоящим: б) только грядущее - в) область поэта (Брюсов).

5) Я был скромен - а) меня обвиняли в лукавстве, б) я стал скрытен. Я говорил правду - в) мне не верили, г) я начал обманывать (Лермонтов)

6) Тут и там рассеянно касались земли и воды лучи солнца, а) упадет луч на траву - б) вспыхнет трава изумрудом и жемчугом , в) темно-синее море горит изменчивыми красками, г) отражая щедрый свет (Горький).

ка № 744, 746, 751(1,2), выучить правила п.25-29 О.С.

№ 748, 751(3), 753, №762

№ 755(1), 758, 760, 764,

5А, 5Б, Географи §17, стр.80-82 – конспект. Вопросы 1-5 письменно. Фарвазов 5В, 5Г я а Г.М.

5В Англ.яз С.73 у.2,3 с 46 у.6,7 РТ СауковаН А 5а,б,в,г Английск С.68 – ознакомиться со словами на картинке, у.2,3 Базелева ий язык С.42 у.1 – РТ Е.В.

С.70 у.1 5 В,Г Русский П.78,79(повторить), упр.428,431; п.81, упр.432; Горшкова язык п.82(выучить),упр.433,434,436 С.А.

5 а, б, История П.29.Письменно: Игнатьев в, г Вопрос 1. П.Н.

Спор Афины и Посейдона, стр 142 5А русск У.427-по заданию; слова с пропущ. буквами выписать, Колосова объяснить орфограммы. У.431- по заданию, образец есть. Н.Г.

9В Английск С.116-117 грамматику выучить Кармыша ий язык У.1, 2,3 – письменно, используя сложное дополнение кова ЕП.

С.117 у.4 – слова выучить С.118 у.6 - перевести 9А русский 1.Списать, расставляя пропущенные знаки препинания. Аржанов

1) Войдя в избу он даже испугался так было темно тесно и а В.А.

нечисто (Ч.). 2) Остался один Марк Шагал к нему я ехал теперь по горной дороге (Тр.). 3) Когда старый архитектурный памятник уцелел и его даже отреставрировали всегда возникает вопрос что с ним делать дальше как его практически использовать? (Сол.) 4) Мой милый друг не мучь меня молю не знаешь ты как сильно я люблю не знаешь ты как тяжко я страдаю (П.). 5) Было без четверти час но Карл Иванович казалось и не думал о том чтобы отпускать нас он то и дело задавал новые уроки (Л.Т.). 6) Он увидел свою бричку которая стояла совсем готовая а Селифан ожидал казалось мановения чтобы подкатить под крыльцо но из комнаты не было никакой возможности выбраться в дверях стояли два дюжих крепостных дурака (Г.). 7) Цветку скажи прости жалею! (П.)

8) До сих пор удивительным и неразгаданным остаётся кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула?

(Фр.) 9) Он взглянул на Батурина поймёт ли? (Пст.) 10) Выйдя из дому я пошёл по улицам они были странны немо тепло сыро всюду вокруг в голых садах и среди тополей бульвара густо стоит белый туман смешанный с лунным светом (Бун.). 11) Представьте себе наше комическое положение в нашем распоряжении двадцать три комнаты но из них отапливается только одна да и то так плохо что в ней к утру замерзает вода и створки дверей покрываются инеем (Куп.). 12) Их очи полные безумством и томленьем сказали счастие лови! (П.) 13) Поверь для них смешон твой плач и твой укор. (Л.) 14) Все невольно глянули в окно кто-то с усами в полувоенном сюртуке вылезал из телеги (Г.).

1) когда предмет находится между фокусом и линзой

2) собирающая линза никогда не дает увеличенного изображения предмета

3) когда предмет находится за двойным фокусом линзы

1) оптически прозрачное тело, ограниченное одной сферической поверхностью

2) прозрачное тело определенной формы

3) оптически прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями

1) такого понятия для собирающей линзы не существует

3) прямая, по отношению к которой, параллельны все лучи после прохождения через линзу

1) не меняет направления 2) отклоняется от оси вверх 3) ведет себя непредсказуемо

4) отклоняется от оси вниз

3) оптически прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями

1) такого понятия для собирающей линзы не существует

3) прямая, по отношению к которой, параллельны все лучи после прохождения через линзу

1) не меняет направления 2) отклоняется от оси вверх 3) ведет себя непредсказуемо

1) ни мнимое, ни действительное 2) и мнимое, и действительное

1) действительное 2) ни мнимое, ни действительное

«ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РЕКЛАМНЫХ АКЦИЙ "ИГРОВОЕ ЗОЛОТО В ПОДАРОК" совместно С WORLD OF TANKS И "ИГРОВЫЕ БОНУСЫ В ПОДАРОК" совместно С WORLD OF WARPLANES C 16 января 2014 года при покупке и активации продукта Kaspersky Internet Security для всех устройств 2014. »

«Ф.И.О. Боровик Алла Юрьевна заведующий Должность Высшее, ЛГПИ им. А.И Герцена. Образование, учебное заведение. 1985 г. Начало педагогической деятельности Первая Квалификационная категория Нагрудный знак "Почетный работник общего обНаграды разования РФ" за заслуги в облас. »

«10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / LITERARY STUDIES № 1(49) / 2016 Струкова Е. А. Мифологизированный образ русского писателя в романе-псевдобиографии Дж. М. Кутзее "Осень в Петербурге" / Е. А. Струкова // Научный диалог. — 2016. — № 1 (49). — С. 159—169. УДК 821.161.1Достоевский. »

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

2 остался один марк шагал к нему я ехал теперь по горной дороге тр

Анализ содержания текста.

1) Когда Сергей возвращался из соседней деревни, была звёздная ночь.

2) Мальчик знал, что Сергей плохо знал дорогу на Кара-Сук, поэтому встречал его около дома.

3) Дедушка просил внука зажигать лампу, чтобы в темноте лучше было видно двор.

4) Каждую ночь мальчик зажигал на крыше дома керосиновую лампу, чтобы помочь путникам, заблудившимся в степи.

5) Сергей поблагодарил мальчика за помощь.

(1)В эту ночь Сергей возвращался из соседней деревни. (2)Он шагал прямиком по степи. (3)Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. (4)Но сумерки сгущались. (5)И горизонт растаял. (6)А скоро совсем ничего не стало видно, даже свою вытянутую руку. (7)И не было звёзд. (8)Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата. (9)Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве.

(10)Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (11)В лесу даже на ощупь можно отыскать мох на стволе или наткнуться на муравейник и узнать, где север и юг. (12)А здесь темно и пусто. (13)И тишина. (14)Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.

(15)Сергей поднялся на высокий холм и хотел идти дальше, но вдруг увидел в стороне маленький огонёк. (16)Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко. (17)Сергей повернул на свет. (18)Он думал, что ещё придётся много шагать, но через сотню метров подошёл к низкой глинобитной мазанке*. (19)Огонёк был не светом далёкого окошка, а пламенем керосиновой лампочки. (20)Она стояла на плоской крыше мазанки, бросая вокруг жёлтый рассеянный свет.

(21)Сергей постучал в оконце и через несколько секунд услышал топот босых ног. (22)Скрипнул крючок. (23)Мальчик лет десяти или одиннадцати взглянул снизу вверх на Сергея.

— (25)Мне надо на Кара – Сук, – сказал Сергей.

— (26)Это правее, километра три отсюда. (27)А вы, видимо, не здешний?

— (28)Будь я здешний, разве бы я заблудился? – раздражённо заметил Сергей.

— (29)Случается… (30)Есть хотите?

(32)Мальчик скрылся за скрипучей дверью и сразу вернулся с большим куском хлеба и кружкой молока.

— (33)Ты, что же, здесь один?

— (34)Не… (35)Я с дедом. (36)Отару овец пасём.

— (37)А зачем у вас лампа на крыше горит? – спросил Сергей, прожёвывая хлеб.

— (38)Да так, на всякий случай. (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька.

— (41)Спасибо, — сказал Сергей, протягивая кружку.

(42)Сергей не стал объяснять, что сказал спасибо не за еду, а за огонёк, который избавил его от ночных блужданий.

— (43)Ты каждую ночь зажигаешь свой маяк? – спросил Сергей.

— (44)Каждую… (45)Только дед сердится, что я керосин зря жгу. (46)Я теперь стал рано-рано вставать, чтобы успеть погасить. (47)Дед проснётся, а лампа уже на лавке…

(48)Мальчик негромко засмеялся, и Сергей тоже улыбнулся.

(49)Вскоре Сергей задремал. (50)Когда он проснулся, то увидел, что ночь посветлела. (51)Снова проступили очертания гор, начинался синий рассвет.

— (52)Эй, внук, – донёсся из мазанки стариковский голос, – лампу задул? (53)А то я сегодня рано встаю.

(54)Мальчик вскочил – Сергей весело рассмеялся и протянул ему руку.

—(55)Мне пора… (56)Спасибо за огонёк!

(57)Мальчик смущённо подал маленькую ладонь и покосился на лампу. (58)Она всё ещё горела неподвижным жёлтым огнём.

* Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) – детский писатель, автор книг о детях и для детей.

* Мазанка – дом, хата из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему каждую ночь мальчик зажигал на крыше дома керосиновую лампу?»

1) Мальчик боялся темноты.

2) Дедушка просил внука зажигать лампу, чтобы в темноте лучше было видно двор.

3) Мальчик встречал Сергея, который плохо знал дорогу к их дому.

4) Мальчик думал о путниках, заблудившихся ночью в степи.

Сам мальчик рассказал о том, зачем зажигает лампу: (39)Вдруг заплутается кто… (40)А в степи ни огонька.

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Евгения Николаевича Ширяева: «Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средствами». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е.Н. Ширяева. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения данного текста: «Спасибо за огонёк!» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1. Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

Словом можно передать наши чувства и переживания, можно согреть человека, можно ранить. Особенностью русского языка является многозначность слова, характерная для языка художественных произведений. Именно поэтому трудно не согласиться с высказыванием известного лингвиста Евгения Николаевича Ширяева: «Вся организация языковых средств в художественной литературе подчинена не просто передаче содержания, а передаче художественными средства-ми».

Для подтверждения справедливости слов Ширяева обратимся к тексту Владислава Крапивина. В предложении 8 (Глухая тёмная ночь навалилась, как тяжёлая чёрная вата.) с помощью сравнения автору удаётся передать, насколько тёмной, устрашающей была ночь. Для этих же целей служит в том же предложении и метафора «ночь наваливалась». С помощью изобразительно-выразительных средств создаётся неповторимый художественный образ.

Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, когда автор умеет пользоваться словом во всей его многогранности и многозначности.

2. Еле заметный огонёк керосиновой лампы стал маяком для заблудившегося путника. Этот огонёк, возможно, спас человеку жизнь. Вот почему с особой благодарностью Сергей говорит мальчику: «Спасибо за огонёк!»

И не напрасны оказались старания. Сергею свет лампы очень при-годился, хотя состояние безысходности было уже близко: «Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу». А дед? Он хоть и бурчит за керосин, но сам-то прекрасно понимает, что внук поступает правильно – поведение внука достойно дедовой гордо-сти.

У Юрия Левитанского есть прекрасное стихотворение:

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку —

каждый выбирает для себя.

Из мальчика вырастет настоящий человек, потому что он выбрал правильную дорогу, а огонёк керосиновой лампы – это ещё и огонёк его большой, чистой души.

3. Нравственный выбор — это ситуация, при которой человек должен выбрать, как поступить. Можно поступить так, как велит совесть, как положено по меркам общества, можно послушать совета друга, родителей, можно просто струсить и ничего не делать. От правильного или неправильного выбора-решения зависит и жизнь самого человека, и того, кого этот выбор касается. И выбор этот делает каждый сам, исходя из своих понятий добра и зла, нравственности и безнравственности.

Казалось бы, что стоит зажечь лампу и оставить её на ночь, чтобы она горела? Это нам, привыкшим жить в городе, где огни горят практически круглосуточно, кажется странным. А у мальчика и деда, пасущих отару овец, керосин для лампы был в ограниченном количестве. Несмотря на запрет деда жечь керосин, мальчик оставлял лампу горящей на крыше дома, веря, что его огонёк сможет помочь случайному путнику не заблудиться в степи. Так и произошло с героем Владислава Крапивина: спасительный огонёк избавил рассказчика от ночных блужданий. И так приятно на душе от того, что и дед, оказывается, знал про лампу, и от того, что есть добрые люди, освещающие путь не потому, что велено, а потому, что им так кажется правильно.

Человек учится делать выбор с раннего детства. Любой ребёнок помнит, как легко соврать, сказав, что это кошка разбила вазу, а не он с друзьями; как легко выбросить дневник с двойкой и выдумать невероятную историю похищения его инопланетянами. А вот признаваться и просить прощения очень сложно. Поэтому и учат родители: сделал что-то плохое, не нужно обманывать. Те, кто этот урок не усвоил в детстве, обманывают других всю жизнь. Это их выбор, но жить с такими людьми невыносимо.

Трудно встретить человека, который бы ни разу в жизни не делал выбора. Так устроена наша жизнь, что мы должны принимать решения. Давайте же делать это, прислушиваясь к голосу сердца и совести, чтобы не сожалеть впоследствии о недостойном, неправильном решении.

2 остался один марк шагал к нему я ехал теперь по горной дороге тр

Он стар
и похож на свое одиночество.
Ему рассуждать о погоде
Не хочется.
Он сразу – с вопроса:
– А Вы не из Витебска.

Пиджак старомодный
на лацканах вытерся…
– Нет, я не из Витебска… –
Долгая пауза.
А после – слова
монотонно и пасмурно:
– Тружусь и хвораю…
В Венеции – выставка…
Так Вы не из Витебска?
– Нет, не из Витебска…–
Он в сторону смотрит
Не слышит,
не слышит.
Какой-то нездешней
далекостью дышит.
Пытаясь до детства
дотронуться бережно…
И нету ни Канн,
Ни Лазурного Берега,
ни нынешней славы…

Светло и растерянно
он тянется к Витебску,
словно растение.
Тот Витебск его –
пропыленный и жаркий –
приколот к земле
каланчою пожарной.
Там свадьбы и смерти,
моленья и ярмарки.
Там зреют
особенно крупные яблоки,
и сонный извозчик
по площади катит…
– А Вы не из Витебска.
Он замолкает.
И вдруг произносит,
как самое-самое,
названия улиц:
«Смоленская»,
«Замковая».
Как Волгою,
хвастает Витьбой-рекою
и машет
по-детски прозрачной
рукою…
– Так Вы не из Витебска… –

Надо прощаться.
Прощаться.
Скорее домой возвращаться…
Деревья стоят
вдоль дороги навытяжку.
Темнеет…

И жалко,
что я не из Витебска.

Роберт Рождественский 1982

В картинах удивительных
Шагала
Влюбленные летают не спеша,
И над холмистым Витебском
витает
Любовью окрыленная душа.

Там тихий ангел реет
над букетом,
Плывут немые рыбы в глубине,
Цирк юности присутствует
при этом,
И лошадь скачет плавно,
как во сне.

Теленочек покоится во чреве,
Протяжно скрипка грустная поет
О родине – земле обетованной,
Скорбь вековая Библии живет.

Уютен Поль-де-Ванс,
прекрасна Ницца,
А в снах души все город снится.

Лик Ваш серебряный,
как алебарда.
Жесты легки.
В Вашей гостинице аляповатой
в банке спрессованы васильки.

Это росло у Бориса и Глеба
в хохоте нэпа и чебурек
Во поле хлеба –
чуточку неба.
Небом единым жив человек.
Их витражей голубые
зазубрины –
с чисто готической тягою вверх.
Поле любимо,
но небо возлюблено.
Небом единым жив человек.

В небе коровы парят и ундины.
Зонтик раскройте,
идя на проспект.
Родины разны, но небо едино.
Небом единым жив человек.

В век ширпотреба нет его, неба.
Доля художников
хуже калек.
Давать им сребреники нелепо –
небом единым жив человек.

Не Иегова, не Иисусе,
ах, Марк Захарович, нарисуйте
непобедимо
синий завет –
Небом Единым Жив Человек.

Долгая жизнь Марка Шагала

Он родился на окраине Витебска полумертвым (почти как Пикассо). Чтобы младенец закричал, его окунали в ведро с водой и кололи булавками. Из раннего детства он запомнил: глубокое корыто, снующие из дома в лавку евреи всех возрастов и мастей, церкви, заборы, синагоги и звездное небо.

Дед Мовши (впоследствии Марка) был учителем в хедере (начальная школа). Отец работал в лавке у торговца селедкой, его одежда была всегда забрызгана рассолом и облеплена рыбьей чешуей, по пятницам он отмывался.

Мать родилась в Лиозно, была небольшого роста, не красавица, но разговорчивая, общительная. Она вела хозяйство и руководила отцом. Когда сын показывал свою новую картину, она говорила: «Да, сынок, я вижу, у тебя есть талант. Но послушай меня, деточка. Может, все-таки лучше тебе стать торговым агентом. Мне жаль тебя. С твоими-то плечами. И откуда на нас такая напасть.»

Память его запечатлела многочисленных родственников, дом деда по матери, пропахший коровьими шкурами, заботливых бабушек. Он любил спать и терпеть не мог гречневую кашу. Любил смотреть на пожары, купаться в речке, играть в перышко и городки, петь, танцевать. И непрерывно сочинял стихи. Все его воспоминания детства – на картинах.

Азбуке его учил раби из Могилева, после было еще два учителя. Он изучил Тору, Талмуд, библейский иврит. В одиннадцать лет его отдали в гимназию, сразу в третий класс. От смущения он начал заикаться. В тринадцать, как и полагается, отец прочитал над ним молитву-посвящение в совершеннолетие.

Из предметов в гимназии больше всего он любил геометрию и рисование. Однажды его рисунками восхитился приятель. Тогда парень признался матери, что хочет стать художником. Уговорами добился, чтобы ему разрешили пойти в обучение к живописцу Юделю Пэну, окончившему Академию художеств в Петербурге и жившему в Витебске. Мовша проучился у него 2 месяца и стал любимцем. А еще у него появился друг из богатой семьи, который тоже хотел стать художником.

Но рисовать картины – не практично. Мовшу отдали в ученики к фотографу. Работу ретушера он ненавидел : «Глупейшее занятие! Зачем это нужно: замазывать веснушки и морщинки, делать всех одинаковыми, молодыми и не похожими на себя?»

Отец помог еще одним. Он раздобыл временное разрешение на проживание в Петербурге – будто сын едет получать товар по поручению купца. Такое разрешение необходимо было для евреев, так как в то время действовала черта оседлости – граница, за пределами которой евреям запрещалось жить постоянно. Эта черта не относилась только к некоторым категориям граждан, в частности, получившим высшее образование, и купцам первой гильдии.

Петербург, обучение

В столицу Шагал приехал в 1907 году в возрасте 20 лет. Вначале сдавал экзамены в Училище технического рисования барона Штиглица, но провалился. Пришлось поступить в школу Общества поощрения художеств, возглавляемую Рерихом. Туда приняли без экзаменов сразу на третий курс. Там он рисовал гипсовые головы, получал похвалу, но сам не видел своих успехов.

В Школе он оказался в числе стипендиатов, и в течение года получал по 10 рублей в месяц. Долго мыкался, снимал углы, пока не нашел покровителей – семейство адвоката Гольдберга.

Проучившись 2 года, Шагал решил, что продолжать было бессмысленно. Вообще, эти 2 года он считал потраченными даром. Он задумался о том, чтобы поступить в модную тогда школу Елизаветы Званцевой, в которой преподавал Лев Бакс. Но там брали за обучение 30 рублей в месяц. Тогда Шагал взял рекомендательное письмо, собрал работы и пошел к Баксту домой на прием. Тот признал талант у молодого художника. Его зачислили на курс, но платить все же пришлось. К счастью, нашлась меценатка – Аля Берсон.

Среди учеников школы Бакста были графиня Толстая, постановщик балета танцовщик Вацлав Нижинский и другие обеспеченные люди. В пятницу Бакст осматривал этюды своих учеников, делал замечания. Такие занятия Шагалу тоже не приглянулись. Он прекратил посещать модную школу. К тому же Бакст планировал уехать в Европу, чтобы делать декорации для нового театрального сезона, проводимого Дягилевым.

Четыре года в Париже

Шагала, как начинающего перспективного художника, представили Максиму Моисеевичу Винаверу, депутату Первой Государственной Думы, деятелю еврейского национального движения. Тот всячески поддерживал молодого человека. Снял для него жилье и оплатил поездку в Париж.

В значительной степени благодаря Винаверу Шагал стал великим. Когда художник в 1910 году посетил Париж, то был поражен, насколько сильно европейское искусство отличается от русского. Даже картины одного стиля были совершенно разными. Он всему учился заново, бесконечно посещал музеи и выставочные залы. Очень сильное впечатление на него произвели работы из Салона независимых художников. В Париже он стал называть себя Марком.

У Шагала было прозрение – он понял, что смысл искусства не в овладении техникой, а в том, чтобы врезаться вглубь сознания. «Искусство – это состояние души. А душа свята у всех нас, ходящих по грешной земле».

Вначале Марк снимал студию в тупике дю Мэн, но вскоре перебрался в одну из комнат «Улья», где за символическую плату сдавалось жилье художникам и литераторам. Он разрезал на куски свои ночные сорочки, скатерти, простыни и рисовал на них, так как средств на холсты не было. Картин его никто не покупал. Впоследствии он говорил, что не понимает, с чего это спустя 20 лет эти же работы стали так популярны.

В Париже Шагал познакомился со многими художниками и поэтами, подружился с Блезом Сандраром, знавшим русский язык, общался с Аполлинером. Выставлял свои картины в Салоне. Они отличались от модного тогда кубизма, были замечены критиками, но не вызывали восторгов.

После того как Марк впервые показал Аполлинеру свои картины и рассказал о виденьи искусства, поэт посвятил ему стихи "Rotsoge":

Ротзоге
Твой яркий румянец и твой биплан
превращающийся в гидроплан
Твой круглый дом с копченой селедкой плывущей
в нем
Мне нужен ключ от ресниц
К счастью месье Панадо мы повстречали
И можем не волноваться теперь по этому поводу
Что видишь ты старина М. Д.
90 или 324 человека в небесах и коровьи глаза
глядящие из материнского чрева
Я долго бродил по свету я исходил все дороги
Сколько закрылось навеки глаз на большой дороге
Ивы гнутся и плачут от ветра
Отвори отвори отвори отвори
Посмотри посмотри наконец
Моет ноги старик в придорожной канаве
Una volta ho inteso dire Che vuoi <*>
<* Однажды я решил сказать то, что хочу (итал.).>
Я плачу когда вспоминаю о вашем детстве
Ты мне показываешь ужасный фиолетовый цвет
Эта маленькая картина с экипажем мне
напомнила день
День из осколков лилового зеленого желтого
красного синего
Когда я с ее собачкой на поводке шел средь
пейзажа с очаровательной трубой вдалеке
У тебя больше нет у тебя больше нет нету твоей
свирели
Труба курит русские папиросы
Лает собака на куст сирени
Догорел и погас светильник
Лепестки рассыпаны по подолу
Два кольца золотых покатились возле сандалий
по полу
Загорелись в солнечном свете
Но твои волосы как провода
Над Европой одетой в разноцветные огоньки

(Перевод Н. Стрижевской)

Из Парижа Шагал поехал в Берлин, чтобы устроить свою выставку. Оттуда – в Россию. Он собирался вернуться месяца на три, чтобы побыть на свадьбе сестры и увидеть свою возлюбленную – Беллу. С ней он познакомился еще в 1909 году, когда гостил у родителей в Витебске. Она стала его музой на всю жизнь.

Возвращение в Россию

Четыре года Марк жил в Европе. Приехав в родной Витебск в 1914 году, он начал писать одну за другой картины – изображал все, что видел.

Началась война, в Европу вернуться было невозможно. В 1915 году Шагал женился, месте с женой уехал в Петроград, работал там в военной конторе (Военно-промышленный комитет). Родилась дочь Ида. Хотя времени писать практически не было, Шагал познакомился с инженером и коллекционером Каган-Шабшаем, который стал одним из первых покупателей его картин.

Грянула Февральская революция. Все закрутилось, партии менялись одна за другой, на площади произносились пламенные речи, по столице бродили дезертиры. Кадеты - полудемократы - демократы - эсеры. Родзянко - Керенский - Корнилов. Из Женевы приехал Ленин.

В 1917 году Шагал опять переехал в Витебск, а в это время свершилась Октябрьская революция. Его назначили комиссаром по делам искусств Витебской губернии. В 1919 году он открыл Витебское художественное училище и руководил им. Это было не самое лучшее время для искусства в таком виде, как его представлял Шагал. Приходилось выбивать деньги, хлеб, краску. В Витебск приехал Малевич, который был тогда звездой, и переманил к себе учеников Шагала.

Через год Марк распрощался с Витебском и переехал в Москву. Эфрос помог ему устроиться в Еврейский камерный театр оформлять стены, костюмы и декорации. Семья поселилась в подмосковном поселке Малаховка. В этом же поселке открылась детская трудовая школа-колония, и Шагал некоторое время преподавал в ней рисование.

Тем временем картины Шагала, написанные им до войны, стали популярны в Европе. Их покупали и коллекционировали. Восхищались его чувством цвета. В Советской же России было не до него. Он хотел все бросить, уехать куда-нибудь подальше и заниматься исключительно творчеством. Так и произошло.

В 1922 году он уехал в Литву, состоялась выставка его работа в Каунасе. Оттуда Шагал уехал в Германию, и затем – в Париж. Круг замкнулся. В Россию художник решил больше не возвращаться. О родном и любимом Витебске остались только воспоминания. И сотни картин.

Марк Шагал получил гражданство Франции. В 1941 году, кода в оккупированном нацистами Париже было опасно оставаться, переехал в Нью-Йорк. В 1944 году умерла его любимая Белла. Через некоторое время он вернулся в Париж.

Он прожил 98 лет, получил всемирную славу, признание, был награжден Орденом Почетного легиона, его работы выставлялись в Лувре при жизни. В 1973 году состоялась его вставка в Третьяковской галереи. Он посетил Ленинград, Москву, но ехать в Витебск отказался. Когда Марк Шагал умер, его похоронили на кладбище южного французского городка Сен-Поль-де-Ванс.

Синтаксический разбор предложения

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

  • На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
  • Нажимаете кнопку «Разобрать».
  • Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

2 остался один марк шагал к нему я ехал теперь по горной дороге тр


В июле этого года исполняется 125 лет со дня рождения Марка Шагала. Сегодня имя художника принадлежит миру, а тогда лишь Господь знал, что на земле Белоруссии родился мастер. «Мать рассказала о том, что в тот час, когда я появился на свет в маленьком домике у самого шоссе, за тюрьмой, на краю Витебска, вспыхнул огромный пожар. Город был охвачен огнём, но особенно тот квартал, где жили бедные евреи. Однако домик около шоссе на Песковатиках остался цел. Едва оправившись от пожара, отец продал его», – вспоминал Шагал в своей книге «Моя жизнь».

Художник навсегда уехал из Витебска в 1920 году (сначала была Москва, где он сотрудничал с Еврейским камерным театром, затем преподавал в школе для сирот в Малаховке, а через два года он перебрался в Берлин, а в 1923-м оказался с семьёй в Париже). Однако покидал он не город, который нежно любил всю жизнь, а советскую страну.

«Вы не видите на моих глазах слёз, ибо, как это ни странно, я вдали душевно жил с моей родиной и родиной моих предков. Я был душевно здесь всегда. », – эти слова произнёс Шагал в июне 1973 года в Государственной Третьяковской галерее.

В Москву Шагал был приглашён лично Екатериной Фурцевой, тогдашним министром культуры СССР. Сопровождать художника и его жену Валентину Дмитриевну Бродскую (с подачи мужа её все называли Вава) было поручено молодой сотруднице Министерства культуры Стелле Коловатовой. Стелла Коловатова, теперь Деспюжель, живёт в Париже уже 35 лет. Она удивительный человек – море обаяния и энергии, щедра душой и смешлива. Как профессионал Стелла была востребована и в Париже. Она работала в Министерстве культуры Франции и встречалась с интереснейшими людьми.

Но те 10 дней, проведённые с Марком Шагалом, остались для неё незабываемыми. Мадам Деспюжель вспоминает: «Когда меня вызвал начальник отдела кадров Николай Павлович Целиков и сказал, что я должна сопровождать Шагала, я немного растерялась: в переводчике он не нуждался, а я должна была работать на II Международном конкурсе балета с известным балетмейстером Роланом Пети. Однако с начальством не спорят, тем более что моё назначение было распоряжением самой Фурцевой. Но с первой минуты знакомства с Шагалом я осознала, что эта встреча – подарок судьбы. Я бы сказала, что Шагал – это человек счастья. У него были удивительно молодые, ярко-голубые глаза, которые излучали доброту. Он отвергал всё, что настраивало на пессимизм, и во всём искал цвет. Именно из-за отсутствия красок Шагал, по его же образному признанию, покинул родину. Марк, а я к Шагалу обращалась по имени и на вы, говорил, что не смог работать в серости. Хотя поначалу он верил в лучшее. В 1918 году советским правительством Марк Шагал был назначен уполномоченным по делам искусства в Витебске. И в канун празднования первой годовщины революции занимался организацией народных шествий. В итоге рабочие шли по улицам с огромными плакатами, на которые были перенесены эскизы Шагала.

«25 октября по всему городу раскачивались разноцветные животные. Рабочие шли с пением «Интернационала». Видя, как они улыбаются, я был уверен, что они меня понимают. Начальство, коммунисты, казались менее довольными. Почему корова зелёная и почему лошадь летит по небу, почему? Какое отношение это имеет к Марксу и Ленину?» (из книги «Моя жизнь»).

– Стелла, откровенничал ли Шагал на тему соцстроя и коммунистов?

– Нет, этих тем он не касался. Даже когда высокопоставленные кураторы по какой-то причине не захотели исполнить его желание побывать в советском колхозе. А дело было так. В личное распоряжение Марка была выделена правительственная «Чайка». Каждый раз, когда нам требовалась машина, я звонила в министерство, и «Чайка» немедленно прибывала ко входу гостиницы. В тот раз автомобиль должен был быть подан к 9 часам утра, но машины не было. Звоню, спрашиваю – в чём дело? Мне отвечают, что небольшая поломка, мол, скоро поедете. Ждём ещё час. Звоню, ответ тот же. Так прошёл час, затем ещё. Машины мы так и не дождались. Марк всё понял, но он был тактичным человеком и никакого недовольства не выразил; и комментария по этому поводу не было, лишь грустная улыбка.

А над Надеждой Леже, которая тоже приехала с Шагалами в Советский Союз, постоянно подшучивал, называя её коммунисткой. Надо признаться, художник её не очень жаловал. Интересно, Надежда к тому времени уже имела свою квартиру в центре Москвы (Леже получила её в подарок от советского правительства в ответ на её дар Стране Советов – 60 литографий Фернана Леже), но почему-то решила соседствовать с Шагалами в гостинице.

– Любопытно узнать, на широкую ли ногу принимало советское правительство художника?

– А как же! Шагала и его жену поселили в гостинице «Россия», в «люксе». Помню, как Шагал осматривал свои апартаменты, трогал стены руками и приговаривал с иронией: «Надо же, не пожалел Брежнёв (он говорил именно Брежнёв, с ударением на последний слог) для бедного еврея такой номер». Шагал и Вава были непритязательны. Обедали обычно у себя в номере по ресторанной карте, без изысков, предпочитали самую простую еду, всегда всем были довольны. В Москве Шагал часто был узнаваем иностранными туристами. Однажды к нему подошёл один американец и попросил автограф. Шагал отказал, сказав: «Вот вы плюнете потом на этот листок, а скажете, что это я сделал». Однако сказано это было с улыбкой, якобы в шутку, поэтому обидеться на него было невозможно.

Екатерина Фурцева устроила для Шагала и Вавы в Кремле приём и экскурсию. Тогда Марк впервые посетил храмы, увиденным был потрясён. Он рассматривал фрески соборов Кремля и восклицал: «Вот настоящее искусство, вот где надо было учиться!» Потом долго находился в задумчивости и сказал: «Я уехал из России, так как не было красок. Цвета не было. »

– Стелла, где Шагал побывал ещё, что пожелал увидеть?

– Конечно, Ленинград. Шагал в свои 86 лет был неутомим. Утром Марк и Вава посетили Эрмитаж, а вечером – Русский музей. Кстати, директор Эрмитажа Пиотровский лично сопровождал своего именитого гостя, но говорил в основном Шагал. Он был изумлён столь полной коллекцией импрессионистов, со многими из которых был лично знаком ещё со времени, когда жил и работал в мастерских «Улья» на Монпарнасе, а это Модильяни, Пикассо, Леже, Брак. В Русском музее Шагал очень внимательно рассматривал каждую работу, а возле одного небольшого пейзажа Левитана просто замер. Затем обернулся к директору музея и сказал: «Я вам отдам всё, что намалевал (так и сказал – намалевал) за всю свою жизнь, за этот пейзаж». Директор не знал, что ответить, и тогда Шагал сам прервал паузу и сказал: «Не хотите? И правильно делаете».

Там же, в Ленинграде, он смотрел «Мольера» в театре Товстоногова с Юрским в главной роли.

А в Москве Шагал был приглашён на балет Хачатуряна «Спартак». После просмотра состоялась встреча с композитором. В Третьяковской же галерее был просто сражён, когда из запасников достали его декорации к спектаклю «Клоп», который шёл на сцене Еврейского театра в Москве в начале ХХ века. Марк не мог поверить своим глазам и всё приговаривал: «Боже мой, Боже мой! Я думал, что всё это давно погибло. »

А ещё специально для Шагалов организовали изумительный концерт с участием детей Леонида Когана. Встречался Марк и с Сергеем Михалковым у него на даче в Переделкино. Туда же приехал и Вознесенский, которого Шагалы очень ценили.

Да, Вава хотела посетить Новодевичье кладбище, но Марк отказался туда идти. Он сказал: «Какой смысл смотреть на камни?»

– Кстати, а почему Шагал не побывал в Витебске?

– Ему предлагали съездить на родину, но он отказался, просто он уже боялся сильных эмоций.

«Давно уже, мой любимый город, я тебя не видел, не слышал, не разговаривал с твоими облаками и не опирался на твои заборы. Как грустный странник, я только нёс все годы твоё дыхание на моих картинах. И так с тобой беседовал и, как во сне, тебя видел. Я не жил с тобой, но не было моей картины, которая не дышала бы твоим духом и отражением».

В 1978 году состоялась ещё одна встреча Стеллы с Шагалом. За год до этого Стелла переехала во Францию, где началась её новая жизнь. «Будете во Франции, непременно приезжайте к нам». Помня это приглашение Шагалов, Стелла отправилась на юг Франции, в Сен-Поль де Ванс. У неё также было намерение посетить недавно открывшийся музей «Библейское послание Марка Шагала».

– Встретили меня Марк и Вава очень тепло. В это время у них в гостях был месье, с которым общаться также было очень интересно и приятно. И вот, когда я сказала, что не прочь прогуляться и посетить музей, оказалось, что в праздники музей закрыт. Я была просто обескуражена, т.к. не могла задержаться более трёх дней. И вот тут-то выясняется, что мой новый знакомый не кто иной, как директор того самого музея. И на следующий день я была в Ницце, осматривала экспозицию в сопровождении охранника музея. Затем мы не раз созванивались, и Шагал предлагал мне работать с ним. Предложение было очень соблазнительным, но столица, как мне тогда казалось, для молодого человека перспективнее в плане выбора жизненной дороги.

Наша жизнь – как кружево, где сюжеты переплетаются между собой самым невероятным образом. Я родилась в Витебске. И только в конце 80-х узнала историю Шагала, художника, любившего и прославившего мой город. Теперь живу в Париже. И этот город, и судьба подарили мне встречу с удивительной женщиной – Стеллой Дюспежель, благодаря которой история жизни художника неожиданно стала реально ощутимой и вошла в сюжет моей собственной жизни. Жизнь так удивительна.

Читайте также: