Агрегат выпрямительный ваз 70 150 схема

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Выпрямительный зарядный агрегат ВАЗ-6/12-6-У4

Василий 63, а может всё таки "Выпрямительный зарядный агрегат ВАЗ 6/12-6-у4"?

Информация Неисправность Прошивки Схемы Справочники Маркировка Корпуса Сокращения и аббревиатуры Частые вопросы Полезные ссылки

Справочная информация

Этот блок для тех, кто впервые попал на страницы нашего сайта. В форуме рассмотрены различные вопросы возникающие при ремонте бытовой и промышленной аппаратуры. Всю предоставленную информацию можно разбить на несколько пунктов:

  • Диагностика
  • Определение неисправности
  • Выбор метода ремонта
  • Поиск запчастей
  • Устранение дефекта
  • Настройка

Неисправности

Все неисправности по их проявлению можно разделить на два вида - стабильные и периодические. Наиболее часто рассматриваются следующие:

  • не включается
  • не корректно работает какой-то узел (блок)
  • периодически (иногда) что-то происходит

О прошивках

Большинство современной аппаратуры представляет из себя подобие программно-аппаратного комплекса. То есть, основной процессор управляет другими устройствами по программе, которая может находиться как в самом чипе процессора, так и в отдельных микросхемах памяти.

На сайте существуют разделы с прошивками (дампами памяти) для микросхем, либо для обновления ПО через интерфейсы типа USB.

Схемы аппаратуры

Начинающие ремонтники часто ищут принципиальные схемы, схемы соединений, пользовательские и сервисные инструкции. Это могут быть как отдельные платы (блоки питания, основные платы, панели), так и полные Service Manual-ы. На сайте они размещены в специально отведенных разделах и доступны к скачиванию гостям, либо после создания аккаунта:

    (запросы) (хранилище) (запросы) (запросы)

Справочники

На сайте Вы можете скачать справочную литературу по электронным компонентам (справочники, таблицу аналогов, SMD-кодировку элементов, и тд.).

Marking (маркировка) - обозначение на электронных компонентах

Современная элементная база стремится к миниатюрным размерам. Места на корпусе для нанесения маркировки не хватает. Поэтому, производители их маркируют СМД-кодами.

Package (корпус) - вид корпуса электронного компонента

При создании запросов в определении точного названия (партномера) компонента, необходимо указывать не только его маркировку, но и тип корпуса. Наиболее распостранены:

  • DIP (Dual In Package) – корпус с двухрядным расположением контактов для монтажа в отверстия
  • SOT-89 - пластковый корпус для поверхностного монтажа
  • SOT-23 - миниатюрный пластиковый корпус для поверхностного монтажа
  • TO-220 - тип корпуса для монтажа (пайки) в отверстия
  • SOP (SOIC, SO) - миниатюрные корпуса для поверхностного монтажа (SMD)
  • TSOP (Thin Small Outline Package) – тонкий корпус с уменьшенным расстоянием между выводами
  • BGA (Ball Grid Array) - корпус для монтажа выводов на шарики из припоя

Краткие сокращения

При подаче информации, на форуме принято использование сокращений и аббревиатур, например:

Сокращение Краткое описание
LEDLight Emitting Diode - Светодиод (Светоизлучающий диод)
MOSFETMetal Oxide Semiconductor Field Effect Transistor - Полевой транзистор с МОП структурой затвора
EEPROMElectrically Erasable Programmable Read-Only Memory - Электрически стираемая память
eMMCembedded Multimedia Memory Card - Встроенная мультимедийная карта памяти
LCDLiquid Crystal Display - Жидкокристаллический дисплей (экран)
SCLSerial Clock - Шина интерфейса I2C для передачи тактового сигнала
SDASerial Data - Шина интерфейса I2C для обмена данными
ICSPIn-Circuit Serial Programming – Протокол для внутрисхемного последовательного программирования
IIC, I2CInter-Integrated Circuit - Двухпроводный интерфейс обмена данными между микросхемами
PCBPrinted Circuit Board - Печатная плата
PWMPulse Width Modulation - Широтно-импульсная модуляция
SPISerial Peripheral Interface Protocol - Протокол последовательного периферийного интерфейса
USBUniversal Serial Bus - Универсальная последовательная шина
DMADirect Memory Access - Модуль для считывания и записи RAM без задействования процессора
ACAlternating Current - Переменный ток
DCDirect Current - Постоянный ток
FMFrequency Modulation - Частотная модуляция (ЧМ)
AFCAutomatic Frequency Control - Автоматическое управление частотой

Частые вопросы

После регистрации аккаунта на сайте Вы сможете опубликовать свой вопрос или отвечать в существующих темах. Участие абсолютно бесплатное.

Кто отвечает в форуме на вопросы ?

Ответ в тему Выпрямительный зарядный агрегат ВАЗ-6/12-6-У4 как и все другие советы публикуются всем сообществом. Большинство участников это профессиональные мастера по ремонту и специалисты в области электроники.

Как найти нужную информацию по форуму ?

Возможность поиска по всему сайту и файловому архиву появится после регистрации. В верхнем правом углу будет отображаться форма поиска по сайту.

По каким еще маркам можно спросить ?

По любым. Наиболее частые ответы по популярным брэндам - LG, Samsung, Philips, Toshiba, Sony, Panasonic, Xiaomi, Sharp, JVC, DEXP, TCL, Hisense, и многие другие в том числе китайские модели.

Какие еще файлы я смогу здесь скачать ?

При активном участии в форуме Вам будут доступны дополнительные файлы и разделы, которые не отображаются гостям - схемы, прошивки, справочники, методы и секреты ремонта, типовые неисправности, сервисная информация.

Полезные ссылки

Здесь просто полезные ссылки для мастеров. Ссылки периодически обновляемые, в зависимости от востребованности тем.

Выпрямительные агрегаты для тяговых подстанций

Полупроводниковый выпрямитель в зависимости от принятой схемы выпрямления и от схемы соединения силового трансформатора может быть включен по мостовой или нулевой схеме.

Выпрямительные агрегаты для тяговых подстанций городского электрического транспорта ВАК-1000/600-Н, ВАК-2000/600-Н и ВАК-3000/600-Н. Обозначения типов агрегатов расшифровываются следующим образом: выпрямительный агрегат с выпрямителем на кремниевых вентилях, на номинальный выпрямленный ток 1000, 2000 или 3000 а, номинальное выпрямленное напряжение 600 в, работающий по нулевой схеме.

Агрегат состоит из силового трансформатора, выпрямительного блока, шкафа управления, шкафов или панелей защиты и быстродействующего катодного выключателя.

Выпрямительные блоки соответственно типам выпрямительных агрегатов обозначаются БВК-1000/600-Н, БВК-2000/600-Н и БВК-3000/600-Н, что означает: блок выпрямительный кремниевый на номинальный выпрямленный ток 1000, 2000 или 3000 а, номинальное выпрямленное напряжение 600 в, работающий по нулевой схеме.

Каждая фаза или плечо выпрямительного блока состоит из вентилей, соединенных параллельно и последовательно.

Параллельное соединение вентилей применяется, когда номинальный ток фазы или плеча превышает номинальный ток отдельных вентилей.

Последовательное соединение вентилей применяется для обеспечения электрической прочности фазы или плеча в непроводящую часть периода, когда к фазе приложено обратное напряжение.

Число параллельно включенных вентилей в фазе или плече n1 определяется из расчета, что ток фазы или плеча Iа выпрямителя должен быть меньше суммарного номинального тока параллельно включенных вентилей

где Кi — коэффициент запаса по току, принимаемый равным 1,35—1,8.

При параллельном включении вентилей ток между ними распределяется неравномерно, что приводит к перегреву и более быстрому выходу из строя вентилей, по которым протекает большой ток, и недостаточному использованию вентилей по току. Неравномерное распределение тока между параллельно включенными вентилями происходит вследствие того, что вентили практически несколько отличаются друг от друга своими прямыми ветвями вольтамперных характеристик и тепловыми сопротивлениями.

Для выравнивания тока между параллельно включенными вентилями можно применять омические сопротивления, включаемые последовательно с вентилями, или индуктивные делители тока.

Схема индуктивного делителя тока для двух параллельно соединенных вентилей: Iф — ток фазы, I2в , I1в — ток вентилей

Рис. 1. Схема индуктивного делителя тока для двух параллельно соединенных вентилей: Iф — ток фазы, I2в , I1в — ток вентилей

Схема индуктивного делителя тока для трех параллельно соединенных вентилей

Рис. 2. Схема индуктивного делителя тока для трех параллельно соединенных вентилей

Омические сопротивления, включаемые последовательно с вентилями, применяются редко из-за появления дополнительных потерь и снижения коэффициента полезного действия выпрямителя.

В установках большой мощности, как правило, применяются индуктивные делители тока.

На рис. 1 приведена схема индуктивного делителя тока для двух параллельно соединенных вентилей. Делитель состоит из стального сердечника, на котором намотаны две одинаковые обмотки, включенные таким образом, что создаваемые ими магнитные потоки противоположны по направлению.

При неравенстве тока в параллельных ветвях в сердечнике возникает результирующий магнитный поток, который создает дополнительное падение напряжения в обмотке с меньшим током. Этим достигается выравнивание тока в обмотках и в параллельно включенных вентилях. Для выравнивания тока в параллельных вентилях требуется небольшая по величине э. д. с, поэтому обмотки делителя состоят из небольшого количества витков.

На рис. 2 приведена схема индуктивного делителя тока для трех параллельно включенных вентилей. Делитель состоит из трехстержневого магнитного сердечника с двумя обмотками на каждом стержне. Каждый из параллельно включенных вентилей подключается к фазе через две последовательно соединенные обмотки, расположенные на разных стержнях. При увеличении тока в одной параллельной ветви индуктируется дополнительная э. д. с. в других двух ветвях, чем достигается выравнивание тока в обмотках делителя и вентилях.

Таким же образом выполняются делители и при большем числе параллельно включенных вентилей. Число последовательно включенных вентилей в каждом плече или фазе выбирается из расчета, чтобы суммарное номинальное обратное напряжение всех последовательно включенных вентилей было бы больше максимального обратного напряжения, приходящегося на плечо или фазу при избранной схеме выпрямления (мостовая или нулевая)

Следовательно, число последовательно включенных вентилей n 2 будет

Число последовательно включенных лавинных вентилей выбирается равным

Для обеспечения равномерного распределения обратного напряжения между последовательно соединенными вентилями, параллельно вентилям подключается цепочка последовательно соединенных шунтирующих резисторов RШ, имеющих равные по величине сопротивления, которые служат делителем напряжения. Величина сопротивления шунтирующих резисторов RШ выбирается в зависимости от класса и числа последовательно включенных вентилей в пределах 1,5—5 ком.

Неравномерность распределения тока по параллельным ветвям фазы или плеча не должна превышать ±5% среднего измеренного тока в параллельной ветви, а при токе нагрузки выше 100% номинального режима до тока короткого замыкания не должна превышать ±10%. Неравномерность распределения обратных напряжений на вентилях не должна превышать ±10% среднего рабочего обратного напряжения, приходящегося на вентиль.

На рис. 3 приведена схема соединения одной фазы выпрямительного блока БВК-1000/600-Н.

Выпрямители БВК с нелавинными вентилями выпускались заводом со шкафами защиты от перенапряжений на стороне переменного и выпрямленного тока.

Защита от перенапряжения на стороне переменного тока этих выпрямителей состоит из конденсаторов С1 и резисторов R1, соединенных в звезду или треугольник, которые подключаются через предохранители к фазам вторичной обмотки трансформатора (рис. 4).

Схема соединения одной фазы ББК-1000/600-Н

Рис. 3. Схема соединения одной фазы ББК-1000/600-Н

Схема выпрямительного агрегата ВАК с защитой от перенапряжений

Рис. 4. Схема выпрямительного агрегата ВАК с защитой от перенапряжений

В этой защите применяются конденсаторы КМ-2-3,15 емкостью 7,5—8 мкф, резисторы ПЭ-150, мощностью 150 вт и сопротивлением 5 ом и предохранители ПК-3 с плавкой вставкой на 7,5 а.

Защита от коммутационных перенапряжений со стороны выпрямленного тока осуществляется двумя конденсаторами С2 ИМ-5-150, емкостью 150 мкф, включенными параллельно. Последовательно с ними включаются параллельно два резистора R2 по 5 ом. Конденсаторы с резисторами включаются между положительным и отри дательным полюсами выпрямительного агрегата через предохранитель ПК-3 с плавкой вставкой на 50 а.

Схема защиты от перенапряжений со стороны вентильной обмотки трансформатора и выпрямленного тока

Рис. 5. Схема защиты от перенапряжений со стороны вентильной обмотки трансформатора и выпрямленного тока

Перенапряжения на шинах распределительного устройства постоянного тока при отключении быстродействующим выключателем токов короткого замыкания на линии не превышают 2 кв, т. е. не превышают электрической прочности последовательной цепи вентилей. Но на вентили могут воздействовать перенапряжения, возникающие в результате сложения перенапряжений при отключении токов короткого замыкания в линии быстродействующими выключателями с перенапряжениями от коммутации тока в самих вентилях.

Для защиты полупроводниковых выпрямителей от перенапряжении рекомендована схема с применением разрядников и конденсаторов (рис. 5). На вентильной стороне трансформатора устанавливают разрядники РВ1—00, которые включают по одному между каждой фазой и нулем или отрицательным выводом трансформатора. В связи с тем, что разрядники срабатывают за время от 2 до 20 мксек, а перенапряжения возникают в доли микросекунды, параллельно разрядникам необходимо устанавливать емкости по 0,5 мкф. Емкости подключают к вентильным обмоткам через предохранители ПК-3.

Со стороны выпрямленного тока между положительным и отрицательным полюсами включают лавинные вентили с общим напряжением лавинообразования 900 — 1000 в. Вентили подключают к положительной шине через предохранители ПК-3. Конструктивно эта защита представляет собой гетинаксовую панель, на которой установлены предохранитель, два лавинных вентиля ВЛ-200 и два резистора. Панель устанавливается в ячейке катодного выключателя. На рис. 6 приведен габаритный чертеж панели защиты от перенапряжений на стороне выпрямленного тока.

Для защиты от атмосферных перенапряжений рекомендуется у выводов положительного (а на троллейбусных линиях и отрицательного) полюса на контактной сети устанавливать разрядники.

В связи с тем, что лавинные вентили могут кратковременно пропускать в обратном направлении значительные токи, подключаемые параллельно вентилям, цепочки RШ и R — С могут не устанавливаться. Поэтому у выпрямительных блоков БВКЛ нет цепочек R — С, что упрощает схему блоков. Однако для обеспечения правильной работы схемы контроля состояния вентилей цепочки RШ сохранились и у выпрямительных блоков с лавинными вентилями.

Панель защиты от перенапряжений на стороне выпрямленного тока

Рис. 6. Панель защиты от перенапряжений на стороне выпрямленного тока: а — вид спереди, б — вид сверху, 1 — резисторы, 2 — лавинные вентили, 3 — предохранитель ПК-3

Контроль за состоянием вентилей осуществляется указательными реле (бленкерами), подключаемыми к средним точкам параллельных ветвей вентилей каждой фазы или плеча, имеющим одинаковый потенциал (или очень небольшую разность потенциалов в связи с различиями в характеристиках вентилей).

При пробое вентиля в каком-либо плече параллельной ветви вентилей в связи с изменением сопротивления данного плеча между точками присоединения бленкеров возникает разность потенциалов, достаточная для срабатывания бленкера и замыкания его контактов.

Контакт бленкера замыкает цепь какой-либо вторичной обмотки сигнального трансформатора ТС, вызывает этим изменение магнитного потока в магнитопроводе и срабатывание реле РЗ, которое, в свою очередь, замыкает цепь на сигнал или отключение выпрямительного агрегата. Сигнальный трансформатор одновременно изолирует контакты бленкеров от цепей 220 в.

На панели шкафа управления, рядом с бленкерами указывается фаза и номера параллельных цепей, между которыми бленкеры включены. Выпавший флажок бленкера показывает, в какой цепи следует искать повреждение.

Выпрямительные блоки выполнены в виде металлических шкафов каркасного типа с двойными, дверями спереди и сзади и съемными боковыми стенками. Внутри шкафов устанавливают съемные панели из изолирующего материала, на которых крепят вентили с охладителями. На каждой панели крепят вентили одной последовательной цепи.

Для обеспечения большей электрической прочности выпрямительного блока, уменьшения вероятности перекрытия между вентилями или их охладителями по воздуху размещение панелей с вентилями в шкафу производят таким образом, чтобы между ними по возможности была наименьшая разность потенциалов.

Внутри шкафа, с одной боковой стороны расположены шины переменного тока, к которым через делители тока подключаются параллельные ветви вентилей. Подвод анодных проводов от трансформатора к шинам может осуществляться как снизу, так и сверху. На другой боковой стороне расположена катодная шина с шунтом. Шкаф выпрямительного блока устанавливают таким образом, чтобы была возможность обслуживать его не только спереди и сзади, но и с боков.

Сверху шкафа установлен вентилятор, создающий поток охлаждающего воздуха, имеющего направление снизу вверх. На кожухе вентилятора установлено воздушное реле, контролирующее наличие потока охлаждающего воздуха.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Болезнь генератора 37.3701 (372.3701) с 1996 года

Многие из нас, владельцев агрегатов в виде ВАЗ, сталкивались с проблемой генератора.
Частенько, многие меняю регулятор генератора и продолжают радоваться жизни. Но думаю, не все зрят в корень проблемы, которая родилась не в таком уж и далеком 1996 году

До 1996 года…
Вот, обычная, самая распространенная электрическая схема генератора 37.3701 (372.3701)

И вот его сборочный компоновочный чертеж

Как можно уивидеть, на генераторе до 1996 года, у регулятора есть общий вывод (масса), выводы "Б" и "В".
Предполагаю, что вывод "В" использовался для питания обмотки возбуждения и, как это очевидно, для лампочки-индикатора работы генератора.
Вывод "Б" использовался для стабильного контроля питания бортовой сети.
"В" и "Ш" так же подключены к щеткам обмотки.
А теперь, видите примечание на фотографии внизу?
С 1996 года…
С 1996г. изменены конструкция регулятора напряжения и место вывода "61"
Вот, эти изменения…

— вывод генератор 61 перемещен
— вывод Б регулятора исчез в неизвестном направлении

Схема диодного моста осталась прежней.

Я думал у меня глюки! Пока не узнал, что продается такой вот регулятор 1702.3702-01 ВТН для этих генераторов

Знаете, что это за проводочек такой?
Правильно! Это наш удаленный вывод регулятора "Б" в недалеком 1996 году. Походу, на этом кто-то много заработал, или это была такая производственная экономия и защитил диссертацию по экономике.
Так чем же важен вывод регулятора "Б", если генератор все равно как-то работал?
Важен он тем, что он позволяет держать строго определенное напряжение на генераторе, т.к. меряет непосредственно напряжение бортовой сети — вывод генератора 30. Это значит, что у нас не будет больших разносов напряжения бортовой сети 12,5…13,5…14,1, даже если генератор работает на ХХ. Если у нас просядет бортовое, то регулятор об этом узнает и даст больше тока на обмотку возбуждения, т.к. тут автоматически учитывается падение на всех силовых диодах генератора.
Проблема будет если мы затребуем мощность, которую мы не сможем выжать при ХХ, но это касается всех генераторов, а не конкретного случая.
Почему нам не достаточно вывода В регулятора?
Дело в том, что на силовых выпрямительных диодах, при увеличении тока потребления в бортовой сети, происходит увеличение падения напряжения на них.
Если глянуть Рис 1, то там будет видно, что вывод "Б" меряет напряжение после всех силовых диодов. А вывод "В", лишь частично. К тому же, регулятор уже не имеет конденсатора для сглаживания импульсного питания, что может ухудшать стабильность напряжения бортовой сети.
Итого, если на диодах упадет по одному вольту, то на выводе "Б" напряжение упадет на 2В от эталонных 14В, а на выводе "В" — на 1В от эталонных 14В, и это в идеальном случае, не учитывая падение на слаботочных диодах для цепи самоподпитки обмотки возбуждения. По этому регулятору, в случае отсутствия вывода "Б", нужно учесть все эти нюансы. В чем я искренне сомневаюсь, при применении регулятора 361.3702.

А почему я сомневаюсь?

В случае когда есть вывод "Б", мы меряем не посредственно напряжение бортовой сети и корректируем ее благодаря обмотке возбуждения.
В случае, если вывод "Б" отсутствует, нам нужно рассчитать падение напряжения на силовых диодах, а это очень сложный мат. процесс, к тому же нужно создать необходимые условия.
Варианта два, первый — очень точный диодный мост, под который рассчитана вольт-амперная характеристика регулятора, второй — автокалибровка (необходимо время на калибровку и отсутствие потребителей), что затруднительно.
Так что, из-за этой "экономии", у нас и плавает питание бортовой сети в некоторых пределах, вместо того, что бы быть четко фиксированным, из-за того, что мы не можем точно компенсировать падение на силовых диодах генератора.

По этому, если вы столкнулись с таким случаем, то рекомендую применять регулятор ВТН с выводом на клемму 30 генератора.

PS: если вы видите, что я допустил ошибку (да где угодно), буду рад об этом узнать :)

Схемы самодельного зарядного устройства с регулировкой тока и напряжения

Практически каждый автолюбитель рано или поздно сталкивается с необходимостью подзарядки аккумуляторной батареи стационарным зарядным устройством (СЗУ). Причин тут множество – частые пуски, короткие поездки, длительные стоянки. Но для того чтобы батарея служила долго, она должна не только быть постоянно заряженной, но и правильно заряжаться. В этой статье мы рассмотрим несколько схем регуляторов зарядного тока. Ведь этот узел – неотъемлемая часть любого «правильного» СЗУ.

Простые зарядные устройства с ручной регулировкой

Начнем с простых устройств, позволяющих вручную регулировать параметры зарядки. Поскольку большинство аккумуляторных батарей легковых автомобилей имеет емкость не более 100-120 Ач, зарядного устройства, обеспечивающего ток до 10 ампер, будет вполне достаточно.

Простой регулятор с балластными конденсаторами

Сделать такое зарядное устройство, не имеющее дефицитных деталей, сможет каждый, умеющий пользоваться мультиметром и держать в руках паяльник. Взглянем на схему, приведенную ниже.

Схема зарядного устройства

Схема простого зарядного устройства с балластными конденсаторами

Устройство состоит из понижающего трансформатора Tr1, мощного выпрямителя, собранного на диодах VD1-VD4 и набора конденсаторов разной емкости С1-С4. Каждый из конденсаторов может включаться в цепь питания трансформатора при помощи отдельного выключателя S2-S4. Емкости конденсаторов подобраны так, что каждый последующий обеспечивает выходной ток ЗУ вдвое больший, чем предыдущий.

В зависимости от номинала и количества подключенных конденсаторов будет изменяться выходное напряжение, а значит, и зарядный ток. Комбинируя конденсаторы выключателями S2-S4, можно изменять зарядный ток от 1 до 15 А с шагом 1 А, что более чем достаточно для зарядки любой АКБ.

Напряжение на клеммах аккумуляторной батареи, подключенной к клеммам XS2, XS3, можно контролировать при помощи вольтметра PU1. Величину зарядного тока покажет амперметр PA1. Выключателем питания служит тумблер S1.

В конструкции можно использовать любой сетевой трансформатор (можно самодельный), обеспечивающий ток не менее 10 А при выходном напряжении 22-24 В. Диоды Д305 можно заменить на любые выпрямительные, рассчитанные на прямой ток не менее 10 А и выдерживающие обратное напряжение не ниже 40 В. Диоды выпрямительного моста необходимо установить на изолированные друг от друга радиаторы с площадью рассеяния не менее 100 см 2 каждый.

Важно! Если полупроводники будут устанавливаться на один общий радиатор, то это нужно делать через изолирующие слюдяные прокладки. При этом рассеиваемая площадь радиатора выбирается не менее 300 см 2 .

Конденсаторы C2-C4 – неполярные, бумажные, рассчитанные на рабочее напряжение не ниже 300 В. Подойдут, к примеру, МБГЧ, МБГО, КБГ-МН, МБМ, МБГП, которые широко использовались в качестве фазосдвигающих для асинхронных двигателей бытовой техники. На месте PU1 может работать любой вольтметр постоянного тока с пределом измерения 30 В. PA1 – амперметр с пределом измерения 20-30 А, в качестве которого удобно использовать любой микроамперметр с соответствующим шунтом.

С плавной регулировкой тока зарядки

Следующая схема сложнее, где в качестве регулирующего элемента использует тиристор. Преимущество данной конструкции – плавная регулировка выходного напряжения, а значит, и зарядного тока. Диапазон регулировки – 0-10 А. Принцип работы СЗУ – фазоимпульсное управление ключом (тиристором).

Как только конденсатор зарядится до определенной величины, откроется аналог однопереходного транзистора, собранный на элементах VT1, VT2. Конденсатор быстро разрядится через управляющий электрод тиристора, последний откроется и будет находиться в таком состоянии до окончания этой полуволны. При появлении следующей процесс повторится.

Амперметр PA1 – любой с током полного отклонения 10 А. Вместо мощных выпрямительных диодов Д245 подойдут любые из серий КД213, КД203, Д245, КД210, Д242, Д243, выдерживающие ток не менее 10 А и обратное напряжение на ниже 50 В. Их необходимо установить на радиаторы площадью не менее 100 см 2 . Тиристор КУ202В можно заменить на КУ202Г-Е и даже на Т-160 или Т-250. Он тоже устанавливается на радиатор.

Полезно! Если выходное напряжение трансформатора несколько выше 22 В (скажем, 24-28 В), то можно использовать и его. Единственное, при этом необходимо номинал резистора R5 увеличить до 200 Ом.

С зарядкой ассиметричным током

Это зарядное устройство имеет предел регулировки тока от 0 до 10 А и производит зарядку ассиметричным током, при котором определенное время батарея заряжается, а остальную часть – разряжается током около 600 мА. Это существенно продлевает жизнь АКБ и предотвращает сульфатацию.

Схемы самодельного зарядного устройства с регулировкой тока и напряжения

Здесь регулировка зарядного тока производится по высокому переменному напряжению при помощи симметричного тиристора (симистора). Принцип регулировки тот же, что и в предыдущей схеме, – фазоимпульсное управление. Но схема регулятора выглядит и работает несколько иначе.

В начале положительной полуволны зарядка конденсатора С2 происходит через резистор R3 и диод VD1 диодного моста VD1-VD4. Как только конденсатор зарядится до напряжения зажигания газоразрядной лампы HL1 (время зарядки зависит от положения движка переменного резистора R1), последняя зажжется. Конденсатор быстро разрядится через управляющий электрод симистора, и он откроется, подавая напряжение на сетевую обмотку понижающего трансформатора Т1.

В таком состоянии симистор будет находиться до окончания полупериода. При отрицательной полуволне конденсатор будет заряжаться через резистор R5 и диод VD2. При этом полярность напряжения будет противоположной предыдущей. Снова разряд в лампе, тиристор открывается, пропуская на обмотку уже отрицательную полуволну.

Пониженное напряжение, величина которого зависит от положения движка R1, выпрямляется диодами VD5, VD6 и подается на клеммы аккумуляторной батареи, производя ее зарядку выбранным нами током. После закрытия симистора и до следующего его открытия батарея разряжается через нагрузочный резистор R6, обеспечивающий разрядный ток порядка 600 мА.

Зарядный ток можно контролировать при помощи амперметра PA1, прибор PV1 показывает напряжение на клеммах АКБ.

Важно! Устанавливая величину зарядного тока по амперметру, необходимо учитывать и ток (600 мА), протекающий через резистор R6. То есть, если мы установим на приборе 6 А, фактический зарядный ток, протекающий через АКБ, будет составлять 6 – 0.6 = 5.4 А.

О деталях. В качестве сетевого подойдет любой трансформатор соответствующей мощности (выдаваемый ток не менее 10 А) с выходным напряжением 20 В и отводом от середины. Если вторичная обмотка не имеет отвода от середины, то можно использовать выпрямитель, собранный по мостовой схеме. Диоды VD5, VD6 – любые мощные выпрямительные на ток не менее 10 А и обратное напряжение не ниже 40 В.

VD1-VD4 можно заменить на любые выпрямительные, выдерживающие ток не менее 200 мА и напряжение 300 В. Конденсаторы С1, С2 – пленочные или бумажные, неполярные. Симистор можно заменить на КУ208В. Амперметр PA1 имеет предел измерения 15-20 А, вольтметр PV1 – 20 В. Мощные выпрямительные диоды VD5, VD6 и симистор VS1 необходимо установить на радиаторы. При этом диоды можно установить на общий радиатор без изолирующих прокладок. Диоды VD1-VD4 в радиаторе не нуждаются.

Схемы регуляторов тока на микросхемах

Выше мы рассмотрели несколько схем зарядных устройств с ручной регулировкой. Основной их недостаток – отсутствие стабилизации. В процессе зарядки АКБ ток через нее уменьшается, а это значит, что придется постоянно контролировать и подстраивать этот параметр. Но построить стабилизированный источник питания ненамного сложнее. Для начала несколько схем регулятора тока для зарядного устройства со стабилизацией, которые можно использовать для построения стационарных ЗУ.

Стабилизатор

Эта схема позволяет заряжать шести- и двенадцативольтовые батареи током одной, заранее установленной стабильной величины до 10 ампер.

Схемы самодельного зарядного устройства с регулировкой тока и напряжения

Стабилизатор тока для зарядного устройства

Сердцем узла является интегральный стабилизатор напряжения, включенный по схеме токовой стабилизации. Величина зарядного тока будет зависеть от номинала резистора R4, который можно рассчитать по формуле:

I = 1. 2/R ,

  • I – необходимый зарядный ток в А;
  • R – номинал резистора R4 в Ом.

Поскольку сама по себе микросхема КР142ЕН12А маломощная, для обеспечения большей мощности используются транзисторные ключи T1 и T2, включенные параллельно. Резисторы R1 и R2 – токовыравнивающие. Они компенсируют разброс параметров транзисторов.

Несмотря на токовыравнивающие резисторы желательно подбирать транзисторы с как можно более близкими коэффициентами передачи.

Резисторы R1, R2, R4 изготавливаются из отрезков обмоточного провода необходимой длины, которые для большей компактности свернуты в спираль. Транзисторы VT1 и VT2 можно установить на один общий радиатор без изолирующих прокладок. Площадь рассеяния радиатора – 300 см 2 . Если на место R4 установить мощный реостат сопротивлением 0.8 Ом, то легко получить регулируемый стабилизатор.

Регулятор-стабилизатор

Эта схема является регулируемым стабилизатором и в отличие от предыдущей имеет более высокий КПД, поскольку рассеиваемая мощность на токозадающем резисторе намного меньше из-за его низкого сопротивления.

Схема регулятора-стабилизатора тока

Узел собран на операционном усилителе LM358 и полевом транзисторе IRFZ44. Регулировка зарядного тока производится при помощи переменного резистора R3. Резистор R5 является токозадающим.

При указанных на схеме номиналах R5 регулировка будет производиться в диапазоне 0 … 8 А. Если необходимы большие величины, то номинал резистора нужно уменьшить.

Регулятор тока и напряжения

Схемы самодельного зарядного устройства с регулировкой тока и напряжения

Регулятор напряжения собран на транзисторах Т1 Т2 и регулируемом стабилитроне D1 по схеме обычного параметрического стабилизатора. Величина выходного стабилизированного напряжения регулируется при помощи переменного резистора P1. Стабилизатор-регулятор тока выполнен на интегральном стабилизаторе напряжения DD1 и мощном полевом транзисторе T3. Регулировка осуществляется при помощи переменного резистора P2. Схемы обоих узлов классические и особых пояснений не требуют.

Единственное, скажем пару слов о назначении светодиодов Led1 и Led2. Они служат для индикации правильного подключения СЗУ к аккумуляторной батарее. Если полярность верная, то загорится индикатор Led1: можно подключать зарядное устройство к сети и начинать зарядку. Если полярность перепутана, то загорится Led2. Пока прибор не включен в сеть, ему ничего не грозит. Просто меняем полярность на правильную.

Полезно! Зарядка батареи производится следующим образом. Резистором P1 устанавливаем конечное напряжение зарядки (14.5 В), резистором P2 – начальный ток заряда (0.1 от емкости батареи). В процессе зарядки АКБ напряжение на ее клеммах будет увеличиваться, и как только оно достигнет установленного нами значения, ток зарядки упадет до 100-200 мА, процесс закончен.

Интегральный стабилизатор напряжения L7812CV заменим на LM7812CT, UA7812CKC KA7812A, MC7812CT, КР142ЕН8Б. Полевой транзистор IRFP250 можно заменить на IRFP260. Ему тоже нужен радиатор. Светодиоды – любые индикаторные, желательно разного цвета свечения.

Подведем итоги

Итак, мы выяснили, что схем, позволяющих регулировать параметры зарядки аккумуляторной батареи, немало. Сложные и простые, с широким функционалом и просто стабилизаторы – выбирать есть из чего. Ну а тем, кого не удовлетворила, надо признать, довольно скромная подборка конструкций, можно рекомендовать статью «как сделать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками» и несколько роликов по теме.

Простое зарядное устройство

Зарядное устройство из готовых узлов

Зарядное устройство с автоматическим отключением

Спасибо, помогло! 15


Как защитить блок питания от КЗ и перегрузок


Как и чем можно зарядить аккумулятор автомобиля если нет зарядника


Почему ноутбук не работает без зарядного устройства


Как сделать беспроводную зарядку для телефона своими руками?


Акумы.ру

Здравствуйте Алексей! Зашёл я на сайт и увидел схемы выложенные Вами, они мне понравились, особенно первая, по простоте исполнения, на конденсаторах! Но решил я сделать последнюю, на IRPF250! Купил всё, что надо, начал собирать и упёрся в недоумение, так-как электронщик с меня никакой и понимание процессов у меня на уровне 2+. Я не пойму как мне впаивать L7812cv, по схеме 1 ножка на минусе, а это вход, 2 минус, идёт на резистор, а 3 выход и я в ступоре! Там ошибка или я тупой. Если можно ответьте пожалуйста!


Здравствуйте! Спасибо за ответ, я смотрю и на схемах исправили! Просто я всю жизнь водителем работал и для меня схемотехническое решение непонятное, это как включить правый сигнал поворота, а повернуть на лево, ты в норме, а те кто сзади тебя, в шоке. Ещё раз спасибо, буду дальше собирать.

IRFP250! Я ошибочно написал IRPF250.

В схеме с lm358 4-я нога не подключена

Всем привет. Зарядка на тиристоре самое надежное зарядное и самое полезное для аккумулятора. Собрал не один экземпляр данной схемы, схема и печатная плата зарядного на тиристоре КУ202
С ув. Эдик

Выпрямитель зарядный автоматизированный ВЗА-150-80 ЭМ

Зарядное устройство – выпрямитель зарядный ВЗА-150-80 ЭМ предназначен для автоматизированной зарядки аккумуляторных батарей стабилизированным выпрямленным током при ограничении напряжения на конечном этапе зарядки. Выпрямитель может применяться для зарядки любых типов аккумуляторных батарей электрокаров, электропогрузчиков, пассажирских вагонов, локомотивов, тепловозов, перронного электротранспорта аэропортов.

Изделие может быть использовано в качестве стабилизированного источника постоянного тока а также для подзарядки батарей и питания нагрузки устройств гарантированного постоянного тока.

Выпрямитель может быть использован для зарядки аккумуляторных батарей:

  • щелочных номинальным напряжением от 9 до 49 В, емкостью от 120 до 960 А-час;
  • кислотных номинальным напряжением от 12 до 68 В, емкостью от 200 до 1600 А-час.

Выпрямитель зарядный производится согласно техническим условиям ТУ 3416-002-206764426-2010, а также соответствует общим техническим условиям на выпрямители по ГОСТ 18142.1-85. Сертификат соответствия ТС RU C-RU.MH10.B.00804 № 0139433.

Выпрямитель ВЗА-150-80 ЭМ является усовершенствованным аналогом зарядного устройства УЗА-150-80 и превосходит его по большинству параметров:

  • Программируемый, автоматический режим зарядки;
  • Быстродействующая защита от неправильного включения, перегрузок, короткого замыкания, включения на холостом ходу;
  • Цифровая индикация и более точная стабилизация параметров;

Качество и полнота зарядки с одновременным уменьшением трудоемкости обслуживания аккумуляторных батарей достигается за счет автоматизации процесса зарядки.

Функциональные возможности:

  • возможность стабилизации зарядного тока или зарядного напряжения;
  • индикация текущего параметра, по которому происходит стабилизация (по току или по напряжению);
  • цифровая уставка времени зарядки от 10 минут до 99 часов;
  • контроль и цифровая уставка степени заряженности в ампер-часах;
  • запрограммированы типовые зарядные кривые IUa, IUIa, I0Ia, Wa, W0Wa, которые выбираются пользователем зарядного устройства (подробнее);
  • контроль питающей сети, сохранение в памяти параметров режима зарядки при отсутствии питания и автоматическое продолжение зарядки после восстановления параметров сети;
  • отсутствие зависимости от чередования фаз питающего трехфазного напряжения;
  • возможность программирования различных многостадийных циклов зарядки аккумуляторов в соответствии с техническими условиями на конкретную марку аккумуляторов – опция.

Перечень опций →

Технические характеристики:

Номинальный выходной ток, А 150
Номинальное напряжение на выходе, В 80
Шаг изменения выходного напряжения, В 0,1
Номинальная мощность в нагрузке, кВт 12
Максимальная потребляемая мощность, кВА 15
Номинальное напряжение питающей сети, В 380
Допустимое отклонение напряжения питающей сети от номинального значения, % ± 10
Частота питающей сети, Гц 50 ± 2
Нейтраль требуется
Число фаз питающей сети 3
КПД в номинальном режиме, %, не менее 88
Коэффициент мощности в номинальном режиме, не менее 0,8
Диапазон изменения стабилизированного зарядного тока, % 5 - 100
Диапазон изменения выходного напряжения, % 10 - 100
Шаг изменения величины зарядного тока, А 1
Точность стабилизации выходного напряжения, не хуже, % ± 2
Точность стабилизации выходного тока, не хуже, % ± 2
Диапазон выдержки времени таймера 10 мин – 99 ч
Дискретность задания выдержки времени, минут 10
Сопротивление электрической изоляции:
- в холодном состоянии, не менее, МОм
- в нагретом состоянии, не менее, МОм

5
0,5
Средняя наработка на отказ, не менее, час 8000
Средний ресурс, не менее, час 40000
80% срок службы, не менее, лет 10
Габаритные размеры, мм 600x420x1250
Масса, кг, не более 150

Гарантийный срок эксплуатации - 2,5 года.

Условия эксплуатации:

  • высота над уровнем моря не более 1000 м при обеспечении номинальных выходных параметров выпрямителя;
  • температура окружающего воздуха от –10 °С до +40 °С; не допускается эксплуатация при выпадении инея внутри выпрямителя;
  • верхнее значение относительной влажности окружающего воздуха до 98 % при температуре +25 °С;
  • окружающая среда не взрывоопасная, не содержащая агрессивных газов и паров в концентрациях, не насыщенная разрушающей пылью и водяными парами, с содержанием не токопроводящей пыли не более 0,2 мг/м³.

В части воздействия механических факторов группа условий эксплуатации М2.

Рабочее положение выпрямителя в пространстве — вертикальное, отклонение от вертикали не более 5°.

Схема генератора автомобиля

Самая основная функция генератора – зарядка батареи аккумулятора и питание электрического оборудования двигателя.

Схема генератора автомобиля

Генератор – механизм, который превращает механическую энергию в электрическую. Генератор имеет вал, на который насажен шкив, через который и получает вращения от коленчатого вала двигателя.

Принципиальная электрическая схема генератора авто

Автомобильный генератор используют для питания электропотребителей, таких как: система зажигания, бортовой компьютер, автомобильная светотехника, система диагностики, а также есть возможность заряжать автомобильный аккумулятор. Мощность генератора легкового автомобиля составляет приблизительно 1 кВт. Автомобильные генераторы достаточно надежные в работе, потому что обеспечивают бесперебойную работу множеству приборов в автомобиле, а поэтому и требования к ним соответствующие.

Устройство генератора

Устройство автомобильного генератора подразумевает наличие собственного выпрямителя и регулирующей схемы. Генерирующая часть генератора с помощью неподвижной обмотки (статора) вырабатывает трёхфазный переменный ток, который далее выпрямляется серией из шести больших диодов и уже постоянный ток заряжает аккумулятор. Переменный ток индуцируется вращающимся магнитным полем обмотки (вокруг обмотки возбуждения или ротора). Далее ток через щётки и кольца скольжения подаётся на электронную схему.

устройство генератора

Устройство генератора: 1.Гайка. 2.Шайба. 3.Шкив. 4.Передняя крышка. 5.Дистанционное кольцо. 6.Ротор. 7.Статор. 8.Задняя крышка. 9.Кожух. 10.Прокладка. 11.Защитная втулка. 12.Выпрямительный блок с конденсатором. 13.Щеткодержатель с регулятором напряжения.

Располагается генератор в передней части двигателя автомобиля и запускается с помощью коленчатого вала. Схема подключения и принцип работы генератора автомобиля одинаковый для любых автомобилей. Есть конечно некоторые отличия, но они, как правило, связаны с качеством изготовленного товара, мощностью и компоновкой узлов в моторе. Во всех современных автомобилях устанавливают генераторные установки переменного тока, которые включают не только сам генератор, но и регулятор напряжения. Регулятор равносильно распределяет силу тока в обмотке возбуждения, именно за счет этого и происходит колебание мощности самой генераторной установки в тот момент, когда напряжение на силовых клеммах выхода остается неизменным.

Принцип работы генератора авто

принцип работы генератора

Схема подключения генератора ВАЗ 2110-2115

Схема подключения генератора переменного тока включает такие составляющие:

  1. Аккумулятор.
  2. Генератор.
  3. Блок предохранителя.
  4. Ключ зажигания.
  5. Приборная панель.
  6. Выпрямительный блок и добавочные диоды.

Принцип работы достаточно простой, при включении зажигания плюс через замок зажигания идет через блок предохранителей, лампочку, диодный мост и выходит через резистор на минус. Когда лампочка на приборной панели загорелась, далее плюс идет на генератор (на обмотку возбуждения), далее в процессе запуска двигателя шкив начинает вращаться, также вращается якорь, за счет электромагнитной индукции вырабатывается электродвижущая сила и появляется переменный ток.

Далее в выпрямительный блок через синусоиду в левое плечо диод пропускает плюс, а в правое минус. Добавочные диоды на лампочку отсекают минусы и получаются только плюсы, далее он идет на узел приборной панели, а диод, который там стоит он пропускает только минус, в итоге лампочка гаснет и плюс тогда идет через резистор и выходит на минус.

схема генератора

Принцип работы автомобильного генератора постоянного, можно объяснить так: через обмотку возбуждения начинает течь небольшой постоянный ток, который регулируется управляющим блоком и поддерживается им на уровне чуть больше 14 В. Большинство генераторов в автомобиле способны вырабатывать как минимум 45 ампер. Генератор работает на 3000 оборотах в минуту и выше — если посмотреть на соотношение размеров ремней вентиляторов для шкивов, то оно по отношению к частоте двигателя составит два или три к одному.

Во избежание этого пластины и другие части выпрямителя генераторов частично или полностью покрывают изоляционным слоем. В монолитную конструкцию выпрямительного блока теплоотводы объединяются в основном монтажными платами из изоляционного материала, армированными соединительными шинками.

Далее рассмотрим схему подключения автомобильного генератора на примере автомобиля ВАЗ-2107.

Схема подключения генератора на ВАЗ 2107

Схема зарядки ВАЗ 2107 зависит от того, какой применяется тип генератора. Чтобы подзарядить аккумуляторную батарею на таких авто, как: ВАЗ-2107, ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, которые стоят на карбюраторном двигателе, будет необходим генератор типа Г-222 или его аналог с максимальным током отдачи в 55А. В свою очередь автомобили ВАЗ-2107 у которых инжекторный двигатель используют генератор 5142.3771 или его прототип, который называется генератором повышенной энергии, с максимальным током отдачи 80-90А. Также можно устанавливать более мощные генераторы с током отдачи до 100А. Абсолютно во все виды генераторов переменного тока встраиваются выпрямительные блоки и регуляторы напряжения, они, как правило, изготовлены в одном корпусе со щетками либо съемные и крепятся на самом корпусе.

Схема зарядки ВАЗ 2107 имеет незначительные отличия в зависимости от года изготовления автомобиля. Самым главным отличием есть наличие или отсутствие контрольной лампы заряда, которая расположена на панели приборов, также способ ее подключения и наличие либо отсутствие вольтметра. Такие схемы в основном используются на карбюраторных автомобилях, тогда как на авто с инжекторными двигателями схема не меняется, она идентична с теми автомобилями, которые изготовлялись ранее.

Обозначения генераторных установок:

  1. “Плюс” силового выпрямителя: “+”, В, 30, В+, ВАТ.
  2. “Масса”: “-”, D-, 31, B-, M, E, GRD.
  3. Вывод обмотки возбуждения: Ш, 67, DF, F, EXC, E, FLD.
  4. Вывод для соединения с лампой контроля исправности: D, D+, 61, L, WL, IND.
  5. Вывод фазы:

схема зарядки аккумуляторной батареи ВАЗ-2107 с генератором типа 37.3701

Схема генератора ВАЗ-2107 типа 37.3701

  1. Аккумуляторная батарея.
  2. Генератор.
  3. Регулятор напряжения.
  4. Монтажный блок.
  5. Выключатель зажигания.
  6. Вольтметр.
  7. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.

При включении зажигания плюс от замка идет к предохранителю № 10, а затем уже поступает на реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи, потом идет к контакту и на вывод катушки. Второй вывод катушки взаимодействует с центральным выводом стартера, где соединяются все три обмотки. Если контакты реле замыкаются, то и контрольная лампа горит. При запуске двигателя генератор вырабатывает ток и на обмотках появляется переменное напряжение 7В. Через катушку реле проходит ток и якорь начинает притягиваться, при этом контакты размыкаются. Генератор № 15 через предохранитель № 9 пропускает ток. Аналогично через генератор напряжения щетки получает питание обмотка возбуждения.

Схема зарядки ВАЗ с инжекторными двигателями

Такая схема идентичная схемам на других моделях ВАЗов. Она отличается от предыдущих, способом возбуждения и контроля на исправность генератора. Он может быть осуществлен при помощи специальной контрольной лампы и вольтметра на панели приборов. Также через лампу заряда происходит первоначальное возбуждение генератора в момент начала работы. Во время работы генератор работает “анонимно”, то есть возбуждение идет напрямую с 30-го вывода.Когда включается зажигание, то питание через предохранитель №10 идет на лампу зарядки в панели приборов. Далее через монтажный блок поступает на 61-й вывод. Три дополнительные диода обеспечивают питание регулятору напряжения, а он в свою очередь передает его на обмотку возбуждения генератора. В этом случае контрольная лампа будет гореть. Именно в тот момент, когда генератор будет работать на обкладках выпрямительного моста напряжение будет гораздо выше, чем у аккумуляторной батареи. В этом случае контрольная лампа не будет гореть, потому что напряжение с ее стороны на дополнительных диодах будет ниже, чем со стороны статорной обмотки и диоды закроются. Если во время работы генератора контрольная лампа горит в пол накала, то это может означать, что пробиты дополнительные диоды.

Проверка работы генератора

Проверить работоспособность генератора можно несколькими способами применяя определенные методы, например: можно проверить напряжение отдачи генератора, падение напряжения на проводе, который соединяет токовый вывод генератора с аккумуляторной батареей или проверить регулируемое напряжение.

Для проверки будет необходим мультиметр, автомобильный аккумулятор и лампа с припаянными проводами, провода для подключения между генератором и аккумулятором, а еще можно взять дрель с подходящей головкой, так как возможно придется крутить ротор за гайку на шкиве.

Элементарная проверка лампочкой и мультиметром

Схема подключения: выходная клемма (В+) и ротор (D+). Лампу нужно подключить между основным выходом генератора В+ и контактом D+. После этого берем силовые провода и подключаем “минус” к минусовой клемме аккумулятора и к массе генератора, “плюс” соответственно к плюсу генератора и к выходу В+ генератора. Закрепляем на тиски и подключаем.

Включаем тестер в режим (DC) постоянного напряжения, цепляем один щуп на аккумулятор к “плюсу”, второй также, но к “минусу”. Далее, если все в рабочем состоянии, то должна загореться лампочка, напряжение в этом случае будет 12,4В. Затем берем дрель и начинаем крутить генератор, соответственно лампочка в этом момент перестанет гореть, а напряжение уже будет 14,9В. После чего добавляем нагрузку, берем галогенную лампу H4 и вешаем ее на клемму аккумулятора, она должна загореться. После чего в аналогичном порядке подключаем дрель и напряжение на вольтметре будет показывать уже 13,9В. В пассивном режиме аккумулятор под лампочкой дает 12,2В, а когда крутим дрелью, то 13,9В.

Читайте также: