Аналог газели на камазе

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Камаз Компас 2021 года: первые фото, цены и подробности о новом легком грузовике

В декабре 2019 года руководство КАМАЗа поделилось своими планами по запуску производства линейки мало- и среднетоннажных грузовиков. Зайти на вотчину Горьковского автозавода предприятие из Набережных Челнов, делающее упор на выпуск полноценных тяжелых грузовых машин и спецтехники, решилось по причине «потенциально больших объемов производства».

В 2020 году, несмотря на пандемию, проект начал обрастать первыми подробностями, причем производитель сразу раскрыл многие детали будущей линейки легких грузовиков под названием Камаз Компас 2021 модельного года. А уже в июне 2021-го в распоряжение экспертов и наблюдателей попали первые фотографии новых грузовичков КАМАЗ Compass, которые вскоре будут составлять конкуренцию машинам Газели NN.

Камаз Компас 2021

  • Дата выхода и сроки появления модели в России;
  • Фото;
  • Цены и комплектации;
  • Технические характеристики;
  • Видео тест-драйв.

Первые подробности о малотоннажном грузовике от Kamaz

Камаз Компас 2021

В отличие от ГАЗели, которая предлагает цельнометаллические фургоны и микроавтобусы, КАМАЗ Компас 2021 года станет полноценным грузовым авто на классической раме с лонжеронами постоянного прямого профиля и швеллерного сечения. При этом для каждого типа грузовика будет применяться рамная конструкция с определенной степенью усиления.

Кузов


Весной 2020 года разработчики поделились информацией о том, каким образом они планируют конструировать кабины для своих новинок. Чуда не произошло: за основу решено взять бескапотный трехместный вариант от китайского грузовичка JAC N-series, который будет основательно перелицован.

Известно, что среди претендентов также был «японец» Mitsubishi Fuso Canter, но в пользу «китайца» говорили хорошо налаженные на тот момент официальные поставки кабин в Россию. Впрочем, на входящем в структуру КАМАЗа прессово-рамном заводе планируется организовать полноценную сборку таких кабин, вплоть до штамповки стальных листов.

Внешне кабина нового Компаса будет отличаться от китайского варианта, прежде всего, уменьшенными блоками оптики и радиаторной решеткой. Также КАМАЗ спроектировал новый бампер, хотя по контурам остекления и, в целом, своими формами и размерами кабина осталась идентичной донору.

Салон

Передняя панель смотрится довольно архаично, для рычага переключения передач построена массивная «колонна», а за ней располагается рукоятка пневматического «ручника». Выбор в пользу такого варианта оснащения и дизайна салона объясняется просто: пока он полностью копирует интерьер кабины JAC N-series, хотя не исключен вариант, что КАМАЗ Компас будет с оригинальным интерьером.

Технические характеристики и начинка

По неподтвержденным данным, легкий грузовик КАМАЗ Компас 2021 модельного года получит доступ к турбодизельным двигателям Cummins ISBe, производство которых уже налажено в Набережных Челнах. СП «Камминз-Кама» комплектует своими агрегатами тяжелые «КАМАЗы», да и JAC N-series также использует силовые установки американского бренда, поэтому более удачного выбора найти сложно. Можно предположить, что малотоннажным Компасам достанутся «четверки» мощностью 185 л. с., а среднетоннажным грузовикам – шестицилиндровые агрегаты на 210-310 л. с.



Есть у КАМАЗа и подходящие трансмиссии – это «механика» ZF местного производства и «автомат» Allison, который отлично «дружит» с моторами Cummins. Производитель также обещает поставить на новые грузовики самые современные электронные системы, включая адаптивный круиз-контроль, а в качестве перспективы обозначен даже автопилот!

Kamaz Compass: сроки появления и дата выхода в России

Поскольку первые экспериментальные образцы новой техники уже появляются на площадках завода в Набережных Челнах, можно говорить о скором запуске дорожных испытаний. В самой же компании о сроках выхода линейки говорить не решаются, но первым вполне реальным ориентиром выступает 2022 год.


Комплектации и цены

Цены и комплектации на новый малотоннажный грузовик Kamaz будут известны после официального дебюта.

Конкурент «Газели» от КАМАЗа: раскрыта внешность, гамма моторов и тоннажность

КАМАЗ по-своему подошёл к разработке линейки малотоннажных грузовиков, и считать «Компас» прямым конкурентом «Газели» не вполне корректно. Набережночелнинский завод планирует выпускать исключительно грузовое семейство «Компасов»: вариант выпуска фургона или микроавтобуса под маркой КАМАЗ не рассматривается.

Автогигант намерен выпустить четыре варианта «Компаса» грузоподъёмностью от 1,5 до 5,7 тонны и полной массой от 3,5 до 12 тонн. Самый лёгкий грузовичок «Компас»-3.5 будет конкурировать с бортовой «Газелью-NEXT», «Компас»-5 станет соперником усиленной «Газели-NEXT», а «тяжёлые» варианты камского грузовика нацелены побороться с «Газоном-NEXT».

Фото: JAC N-Series

Концептуально малотоннажная линейка КАМАЗа будет отличаться от продукции «Группы ГАЗ»: особенностью «Компаса» станет бескапотная компоновка. Кабиной с самыми маленькими КАМАЗами поделятся китайские грузовички JAC N-Series, которые в свою очередь очень напоминают японские Isuzu N-Series образца 2008 года.

Точной копией грузовичков из Поднебесной отечественные «малотоннажники» не будут: поменяется оптика, облицовка радиаторной решётки, бампер и двери. Однако каркас кабины и общий дизайн останутся неизменными. Производство «китайской» кабины планируют локализовать на челнинском прессово-рамном заводе.

Американский дизель Cummins ISBe 6.7

Вероятно, всё семейство КАМАЗ «Компас» оснастят американскими дизелями Cummins. Восьми- и двенадцатитонники «Компас» получат моторы линейки Cummins ISBe рабочим объёмом 4,5 и 6,7 литра, выпускаемые на совместном предприятии «Камминз-КАМА» в Набережных Челнах. Малотоннажные «Компасы» могут получить более компактные двигатели Cummins ISF 2.8 китайской сборки, идентичные тем, что ставят на «Газели-NEXT».

Грузовики JAC N-Series у себя на родине комплектуются двигателями Cummins, так что проблем с адаптацией силовых агрегатов не возникнет. В настоящий момент грузовики КАМАЗ-4308 «Тулпар» полной массой 12 тонн также оснащается 6,7-литровым дизелем Cummins ISBe, поэтому преемственность сохранится — версия «Компас»-12 заменит устаревающую линейку «Тулпаров».

КАМАЗ-4308 «Тулпар» с двигателем Cummins 6.7

В основе семейства КАМАЗ «Компас» будет рамная конструкция отечественной разработки с лонжеронами прямого профиля. Других подробностей о силовой структуре грузовиков нет, но известно, что архитектура «Компасов» подразумевает выпуск полностью электрических версий и беспилотников.

Согласно первоначальному плану, презентация КАМАЗ «Компас» должна была состояться в 2021 году, а серийное производство малотоннажников начаться в 2022 году.

Текущая экономическая ситуация внесла коррективы: КАМАЗ намерен сосредоточиться на развитии сегмента тяжёлых грузовиков и называет проект «Компас» «не первостепенным».

Стали известны все технические подробности о конкуренте "Газели" от КамАЗа

alt=" Фото: Пресс-служба президента Татарстана." />
 Фото: Пресс-служба президента Татарстана.

О том, что КамАЗ в сентябре 2021 года выпустит первую партию грузовиков нового семейства "Компас", мы уже сообщали. Теперь же в свободном доступе оказались все технические подробности о грядущей новинке. Главной особенностью нового КамАЗа станет современная, но "покупная" кабина - от китайского JAC N-Series.

Фото: www.instagram.com/avtodor_motors/

Хотя в полном составе "Компас" должен включать в себя четыре модификации - полной массой 3,5 тонны, 5, 9 и 12 тонн, - первыми в серию пойдут две более тяжелые версии, которые получат торговые наименования "Компас 9" и "Компас 12".

Из продуктовой линейки КамАЗа эти машины вытеснят нынешнюю самую легкую модель - 4308, которая комплектуется разновидностью классической камазовской кабины образца 1976 года.

Что интересно: "9" и "12" носят тот же отраслевой индекс 4308, но с дополнительными приставками, которые зависят от версии. Фактически это означает, что "9" и "12" по документам проходят как модернизированная версия КамАЗа-4308, а не как полностью новые модели.

"Двенадцатый" предложат в вариантах со 166-сильным Cummins 3.8 ISF, либо с 209-сильным Cummins ISF объемом 4,5 л. Эта машина оснащается только 6-ступенчатой МКП Fast Gear. Грузоподъемность более тяжелого "Компаса" - 7-7,2 тонны в зависимости от варианта.

Основными конкурентами "Компаса 9" являются нижегородские "Валдай Next" и "ГАЗон Next", "Компаса 12" - усиленный "ГАЗон Next 10". С "ГАЗелью Next" будут соперничать "Компасы 3,5" и "5", которые появятся в 2023 году.

Стала известна дата премьеры конкурента «ГАЗели» от КАМАЗа

Стала известна дата премьеры конкурента «ГАЗели» от КАМАЗа

Один из официальных дилеров КАМАЗа раскрыл дату премьеры нового легкого грузовика «Компас», который прочат в конкуренты «ГАЗели NN». Новинку представят в рамках выставки Comtrans-2021, она пройдет в Москве 7-11 сентября. Ожидается, что с премьеры КАМАЗ «Компас» до старта продаж пройдет несколько месяцев, так что, скорее всего, модель появится у дилеров в начале 2022 года, пишет портал Motor.ru.

Известно, что в основу грузовика легла платформа собственной разработки, а кабину с некоторыми доработками позаимствована у китайского JAC. Планируется выпуск четырех модификаций КАМАЗ «Компас» полной массой 3,5 т, 5 т, 8 т и 12 тонн. Причем для управления «младшей» версией грузоподъемностью 1,5 тонны достаточно будет прав категории В, так что именно она станет прямым конкурентом «ГАЗели NN». Что касается других вариантов, то «средние» «Компасы» бросят вызов «Валдаю Next», а самая тяжелая модификация грузоподъемностью 5,7 тонн заменит КАМАЗ «Тулпар» и поборется с «ГАЗоном Next».

Технических подробностей пока нет, однако, по неофициальным данным, новый грузовик будет оснащаться турбодизелями Cummins ISBe, которые выпускаются на совместном предприятии «Камминз-Кама» и ставят на серийные «КАМАЗы». Пока речь идет о четырехцилиндровом моторе мощностью 185 л.с. и шестицилиндровом мощностью 210-310 л.с. Коробки передач – механика ZF (их также делают в Набережных Челнах) или «автомат» Allison. Проект КАМАЗ «Компас» предусматривает внедрение современных электронных «помощников» (адаптивный круиз-контроль, системы активной безопасности) и даже автопилота. Кроме того, инженеры работают над созданием полностью электрической версии модели.

А какие новинки в сегменте легковых автомобилей можно ждать на российском рынке в 2021 году? Подскажет «Календарь новинок».

Копируя у китайцев: КАМАЗ засветил свой «Компас» – убийцу «Газелей»

«До официального запуска проекта мы не раскрываем параметры линейки автомобилей и их производства», — прокомментировали на КАМАЗе загадочную разработку, которую продемонстрировали российскому премьеру Михаилу Мишустину. За рулем готового грузовика под кодовым именем «Компас» уже успел посидеть и президент Татарстана Рустам Минниханов. О том, как выглядит новинка внутри и снаружи, почему за основу, вероятно, взяли китайский образец и сможет ли челнинский автогигант потеснить на малотоннажном рынке конкурентов, — в материале «БИЗНЕС Online».

«КАМАЗ» впервые показал новый грузовичок «Компас»

На минувшей неделе КАМАЗ внезапно показал свой новый легкий грузовик «Компас». Транспортное средство впервые представили во время визита на предприятие премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Возможно, о неофициальной презентации никто бы и не узнал (официального показа до сих пор не было), если бы не снимки, которые распространила пресс-служба президента Татарстана. На кадрах видно синий грузовичок с не характерным для «КАМАЗов» внешним видом и надписью «Компас» на правой двери.

Судя по кадрам, автомобиль осмотрел президент Татарстана Рустам Минниханов. Глава республики посидел в кабине грузовика, оценил посадку и удобство салона. Пока непонятно, на ходу новый автомобиль или нет. Как уточнила в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова, Минниханов не ездил на «Компасе» — только сел за руль. «Была выставлена линейка продукции, он просто осмотрел салон», — пояснила Галимова.

В пресс-службе КАМАЗа воздержались от подробных комментариев. «До официального запуска проекта мы не раскрываем параметры линейки автомобилей и их производства», — отметил пресс-секретарь компании Олег Афанасьев, пояснив при этом, что автомобиль сам по себе полностью готов.

Кабина новинки — от «китайца» JAC

Автоэксперты называют новинку КАМАЗа конкурентом «Газели-NN» и «Валдая-NEXT». Над проектом работает научно-технический центр предприятия и специалисты Санкт-Петербургского политехнического университета. Последних, напомним, также привлекли к разработке камазовского электромобиля «Кама-1».

Судя по опубликованным кадрам, версия, согласно которой «Компасы» получат кабину от грузовиков JAC, находит подтверждение. Внешне кабины челнинского малотоннажника и «китайца» очень похожи, практически идентичные зеркала заднего вида. Различия лишь в форме передних ходовых огней, решетки радиатора и бампера. При этом есть версия, что и кабина JAC N-Series не оригинальная, якобы по каркасу она унифицирована с кабиной японского Isuzu N-Series.

«Откуда вообще взялся JAC, если у КАМАЗа нет опыта сотрудничества с ним и пересечения в структуре акционеров? Компании мог свести „общий знакомый“ — американский производитель грузовых дизелей Cummins Inc., у которого есть совместные производства моторов и с КАМАЗом в Челнах, и с JAC в Аньхое (юго-восток Китая). Предположение базируется на том факте, что „Компас“ будут оснащать моторами Cummins российского производства», — объяснял Drom.ru.

Производство легких коммерческих грузовиков можно будет запустить на заводе «Камминз-Кама», где после постепенного перехода на кабины пятого поколения освободятся мощности по сварке и окраске, рассказывал журналистам в конце 2019 года генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. Он указывал, что машины планируется оснастить новыми кабинами, которые проектирует завод. Вероятно, за полтора года ситуация изменилась.

Снимок салона также подтверждает неофициальную информацию — по архитектуре интерьер «Компаса» напоминает JAC Shuailing W образца 2013 года. Кабина рассчитана на троих, спальник не предусмотрен. Особых изысков внутри нет: салон челнинского грузовика утилитарный.

«Малотоннажный грузовик, и что? Это же не космический корабль для полета на Марс»

По неподтвержденным данным, премьера «Компасов» состоится до конца 2021-го, а в следующем году модель поступит в продажу. По информации редактора рубрики «грузовики и автобусы» журнала «Авторевю» Федора Лапшина, уже в этом году начнутся продажи «Компаса» в тяжелых версиях. «Это „Компас-9“ и „Компас-12“ с полной массой, соответственно, 9 и 12 тонн. Это еще не конкуренты „Газелям“ и „Валдаям“, а более тяжелые грузовики. И Мишустину, по нашей информации, показали как раз „Компас-9“. Его грузоподъемность — около 5,5 тонны. А это тяжелее „Валдая“. Последний — трехтонка, — рассказал Лапшин. — По моей информации, уже осенью этого года на выставке „Комтранс“ будет объявлено о начале продаж двух версий этих автомобилей. Легкие — конкуренты „Газелям“ и „Валдаям“ — должны появиться в 2022 году. Все, процесс уже пошел, автомобили готовы».

«Начнется ли производство малотоннажников КАМАЗа в 2022 году? Я считаю этот прогноз оптимистичным. Но надо быть оптимистами, слишком много пессимистов вокруг развелось. Технически-то здесь ничего невозможного нет. Ну малотоннажный грузовик, и что? Это же не космический корабль для полета на Марс. Я считаю, нормально, очень может быть», — поделился своим мнением автоэксперт журнала «За рулем» Михаил Колодочкин.

По словам экспертов, вопрос того, почему КАМАЗ взял за основу кабину китайских грузовичков, объясняется весьма просто — все дело в дешевизне. Но это и не плохо, и не хорошо, такое происходит повсеместно, тем более что создание грузовика — в целом сама по себе утилитарная задача. «Если они заимствовали кабину JAC, я не вижу в этом ничего страшного. Компания JAC известна в мире, в том числе по грузовому транспорту. Поэтому нельзя говорить, что будут какие-то проблемы с техникой, это неправильно. Такие известные китайские бренды с достаточно хорошей стороны себя зарекомендовали на рынке грузовых перевозок», — отметил заместитель главного редактора радио «Автодор» Сергей Смирнов.

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты уверены, что новинка КАМАЗа вполне сможет занять свое достойное место на рынке. Все зависит от того, насколько качественная будет сборка, комплектующие. Ну и ценовая политика.

«Сможет ли КАМАЗ составить конкуренцию „Газелям“? Тяжело ему будет. Почему во все времена люди брали „Газели“, если сравнивать с теми же Ford, допустим? Потому что цена на „Газель“ была дешевле. Но самое главное, после того как она сгнивала и рассыпалась на куски, успевала отбить свою цену. Владелец гонял ее в хвост и в гриву, а потом просто выкидывал и покупал новую. То есть „Газель“, если можно так выразиться, была такой одноразовой вещью, — отметил Колодочкин. — И это тенденция сегодняшнего дня — никто не хочет делать Mercedes–миллионники. Mercedes должен отходить свои 100–150 тысяч километров, и все. То же самое и здесь. Поэтому все будет определяться ценой, и первые продажи покажут, насколько это было оправданным решением. Или нужно покупать китайское и вообще плюнуть на свой автопром…»

Эксклюзив Дрома. Каким будет «Компас» — конкурент ГАЗели от КАМАЗа. Первые подробности


Напомним, что было известно о перспективном семействе до сих пор. Во время общения с прессой 6 декабря 2019 года Сергей Когогин сказал: «Мы пришли к выводу, что нам нужно спускаться по грузоподъемности более низко, и наши конструкторы разработали проект “Компас”. [Легкие коммерческие автомобили] не наш сегмент, но мы ради объемов производства над этим задумались» (Цитата по «Интерфаксу»). Опираясь на это утверждение, СМИ сразу провели аналогию с ГАЗелью, мол, КАМАЗ выпустит конкурента нижегородской «полуторке».


«Компас» получит бренд КАМАЗа и будет выпускаться только в грузовом варианте, пассажирские версии не предусмотрены. Машина разрабатывается несколько лет, миноритарный акционер КАМАЗа — Daimler AG — к проекту отношения не имеет, уточнила тогда по своим каналам деловая газета «Ведомости».


После этих публикаций воображение стало рисовать «полукапотник» типа ГАЗели или Транзита под челнинской маркой. Некоторые комментаторы под новостью на Дроме предположили, что в России возобновится производство Mercedes-Benz Sprinter образца 2000 года, только теперь под камазовским брендом (напомним, что старый Спринтер выпускали с 2013 по 2019 год на ГАЗе, производство остановили из-за санкций). Тем более что у Спринтера был опыт продвижения под чисто грузовой маркой — в Северной Америке его в свое время продавали как Freightliner. Правда, версия со Спринтером не соотносилась с утверждением, что Daimler AG отношения к проекту не имеет.


Домыслы оказались напрасны. Далее объясняем почему.

Разработчики

Научно-технический центр КАМАЗа создает «Компас» совместно со специалистами Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ), тем самым, который проводил часть расчетных работ в проекте «Кортеж» и помогает УАЗу с разработкой глубоко модернизированного Патриота-«Русского Прадо».

Кто думает о «Компасе» как об идейном аналоге ГАЗели — ошибается. Камазовский LCV создается по чисто грузовым канонам. Во-первых, это будет «бескапотник», хотя в сегменте легкого коммерческого транспорта в основном прибегают к полукапотной компоновке. Во-вторых, проект не ограничится одиночной моделью, запланирована широкая линейка машин различной грузоподъемности. В-третьих, на этом шасси предусмотрены только кабинные модификации с «голым» шасси под надстройку или бортовой грузовой платформой (то есть не будет ни микроавтобусов, ни цельнометаллических фургонов).

Прописано четыре версии «Компаса» — полной массой 3,5 тонны, 5, 8 и 12 тонн. Самая легкая станет первым со времен «Оки» КАМАЗом, которым можно будет управлять с правами легковой категории «B», для остальных версий нужны будут грузовые «C».

Версии грузового автомобиля «Компас»:

Модификация Грузоподъемность С какой моделью ГАЗа будет конкурировать
«Компас»-3,5 1,5 тонны стандартная ГАЗель-Next
«Компас»-5 около 2,5 тонны усиленная ГАЗель-Next 4.6
«Компас»-8 около 4,0 тонны стандартный ГАЗон-Next
«Компас»-12 около 5,7 тонны усиленный ГАЗон-Next 10.0

Разумеется, «Компас» будет иметь рамное шасси. Исходя из широкого диапазона модификаций, можно предположить, что предусмотрят как минимум четыре варианта рам. «Стандартная» и «стандартная с усилением» — для машин массой 3,5 и 5 т соответственно, а также «тяжелая» и «тяжелая с усилением» — для машин массой 8 и 12 т. Доподлинно известна такая особенность «Компаса» — лонжероны у него во всех модификациях будут иметь постоянный (прямой) профиль и швеллерное сечение. У ГАЗелей и ГАЗонов, например, лонжероны тоже швеллерного сечения, но имеют переменный профиль, то есть в передней и задней частях их высота меньше, чем в центре.


Постоянный профиль лонжеронов — характерное для производителей «больших» грузовиков решение. Оно хорошо тем, что требует гораздо меньших капиталовложений в организацию производства. Почему? Потому что позволяет обходиться без закупки дорогостоящих прессов и штампов, которые окупаются только при по-настоящему массовых тиражах продукции. Постоянный профиль можно задавать с использованием универсальных станков — листогиба или линии ролл-форминга. (Как работает листогиб, понятно из названия, а ролл-форминг — это когда лист стали прокатывается через последовательную череду роликов, которые усилием формируют сечение и профиль). Для сравнения — лонжероны рам ГАЗелей и ГАЗонов штампуются горячим способом на прессах с особенно большим усилием. Напомним, толщина стального листа для рам легких и средних грузовиков обычно составляет 6-8 мм.


У лонжеронов с постоянным профилем есть и другое преимущество — их можно делать цельными практически любой длины. Снова противоположное газовским машинам решение (у них удлиненные модификации создают так: разрезают стандартную раму и делают вставку, иначе пришлось бы под каждую длину делать свой штамп, а это очень дорого).

Рамы у ГАЗелей и ГАЗонов — клепаные. Какой она будет у «Компаса» — клепаной или сварной, неизвестно.

Передняя подвеска у перспективного камазовского семейства будет независимой, задняя — зависимой.

Кабина и двигатель

Главная интрига в том, какую кабину используют для «Компаса» — собственной для мало- и среднетоннажных грузовиков у КАМАЗа нет и даже не запланировано.

Изначально для проекта предполагалось применить кабину от японского Mitsubishi Fuso Canter, благо крупноузловая сборка таких машин ведется на мощностях КАМАЗа в рамках СП «Даймлер КАМАЗ Рус» с 2009 года (Mitsubishi Fuso входит в состав Daimler Trucks). Перспективный среднетоннажный КАМАЗ с кабиной от Кантера в 2016 году «засветился» в виде «живого» прототипа, а в 2017-м был оформлен патент на такую машину. Локализация производства японской кабины и использование ее «на двоих» позволило бы достичь эффекта масштаба — и таким образом снизить себестоимость изделия. На определенном этапе КАМАЗ отказался от идеи унификации с Кантером. Наиболее вероятные причины: либо кабина от Fuso не вписалась в ограничения себестоимости «Компаса» даже с учетом ее потенциальной локализации в РФ, либо японцы не захотели делиться своей кабиной с КАМАЗом из маркетинговых соображений (дешевые КАМАЗы убили бы спрос на дорогие Кантеры).


По информации Дрома, «Компас» получит кабину от китайских грузовиков JAC N-series, которые, к слову, сейчас официально поставляются в Россию. Производство этой кабины глубоко — со штамповкой элементов — локализуют на КАМАЗе, на мощностях прессово-рамного завода (ПРЗ), где сейчас делают кабины классического образца. После начала полноценного производства новой серии большегрузов K5 (с кабиной от Актроса BM963 и двигателем КАМАЗ-Liebherr) объемы выпуска на ПРЗ запланированно упадут, освоение кабин для «Компаса» позволит догрузить ПРЗ.

Кабина для «Компаса» будет слегка отличаться дизайном от исходного китайского варианта. В частности, предполагаются другие внешние дверные панели, измененная решетка радиатора и бампер. Но в целом дизайн должен остаться примерно тем же.


Говорят, сама кабина JAC N-Series — не оригинальная, якобы по каркасу она унифицирована с кабиной Isuzu N-Series. Но на официальном китайском сайте JAC нет подтверждения этому, там не упоминается Isuzu. Кабина JAC выпускается в двух вариантах ширины — «узкую» устанавливают на малотоннажную модель N56, «широкую» — на среднетоннажные N80 и N120.

Откуда вообще взялся JAC, если у КАМАЗа нет опыта сотрудничества с ним и нет пересечения в структуре акционеров? Компании мог свести «общий знакомый» — американский производитель грузовых дизелей Cummins Inc., у которого есть совместные производства моторов и с КАМАЗом в Челнах, и с JAC в Аньхое (юго-восток Китая). Предположение базируется на том факте, что КАМАЗ-«Компас» будут оснащать моторами Cummins российского производства. На оригинальные китайские JAC в среднетоннажных модификациях тоже ставят двигатели Cummins, то есть эта кабина изначально адаптирована под шасси с моторами американской марки.



Какими моторами будут комплектовать два младших варианта «Компаса» (3,5 т и 5 т) — загадка. Если следовать логике, они должны бы получить более компактные моторы Cummins ISF (как на ГАЗелях-Next), однако в Челнах такой двигатель не делают — либо его придется локализовывать, либо, как поступил ГАЗ, закупать готовым в Китае.


Автопилот и электромотор

Конструкция «Компаса» изначально оптимизируется под перспективные технологии — возможность интеграции автопилота и выпуска модификации с чисто электрической силовой установкой. Основной объем работ по обоим перспективным направлениям ведет университет «Иннополис» (под Казанью), причем темы идут в одном блоке. Бюджет на разработку автопилота и электротраков составляет 199,1 млн рублей, из которых 140,2 млн в виде безвозмездной субсидии предоставило федеральное правительство, 54,4 млн рублей — КАМАЗ, оставшиеся 4,5 млн рублей — собственные средства «Иннополиса».


Создаваемый под новое семейство комплекс автономного управления называется CityPilot, он будет отвечать третьему уровню по классификации SAE (Society of Automotive Engineers), то есть машина сможет сама осуществлять управление, ускорение и торможение (включая экстренное). При этом она не будет требовать постоянного внимания водителя, хотя в определенных производителем ситуациях он должен брать управление на себя.

В программно-аппаратный комплекс CityPilot войдут:

  • система сенсоров различных типов (включая лидар, т. е. лазерный радар);
  • видеокамеры, в т. ч. для мониторинга «слепых» зон;
  • активный круиз-контроль с функцией автоматической остановки;
  • навигационная система;
  • вычислительный блок;
  • оригинальное программное обеспечение (ПО).

В ПО будут прописаны алгоритмы прогнозирования и предупреждения ДТП при движении вперед, контроль за «слепыми» зонами и движением по полосе, функции считывания дорожных знаков, алгоритмы активного круиз-контроля.


Электротраков разрабатывают два типа — малотоннажный «Компас»-4 и среднетоннажный «Компас»-9, оба, разумеется, заднеприводные.

«Компас»-4 будет иметь следующие характеристики:

  • полная масса — 4500 кг;
  • снаряженная масса — 3500 кг;
  • грузоподъемность — 1000 кг;
  • запас хода на одной зарядке — не менее 250 км;
  • время зарядки от обычной сети — не более 8 ч.
  • полная масса — 9000 кг;
  • снаряженная масса — 5000 кг;
  • грузоподъемность — 4000 кг;
  • запас хода на одной зарядке — не менее 250 км;
  • время зарядки от обычной сети — не более 8 ч.

Конечно, коэффициент удельной грузоподъемности, т. е. отношение массы груза к собственной массе автомобиля, у машин получается очень скромный — 0,29 и 0,8, однако не стоит забывать, что для электрогрузовиков требуются аккумуляторы большой емкости, которые сами по себе очень тяжелые. Характеристики электродвигателей (как и их происхождение) пока неизвестны.

КАМАЗ и «Иннополис» до конца 2020 года должны совместными усилиями построить и испытать два опытных образца электротрака с системой автопилота. Повторим: электрические «Компасы» — это параллельная экспериментальная тема, а серийные машины будут с обычными дизельными двигателями.

Серийное производство

Первоначальный план предусматривал выпуск опытно-промышленной партии «Компасов» в 2021-2022 годах. Но сейчас уже понятно, что разразившаяся пандемия и экономический кризис отбросят проект на неопределенный срок.

Сергей Когогин в декабрьском интервью говорил о том, что сам по себе проект уже сформирован, а главные нерешенные вопросы — подбор поставщиков компонентов и поиск инвестиций для запуска семейства в серию. КАМАЗ сейчас занят освоением производства большегрузов поколения K5, а «Компас» стоит в инвестпортфеле вторым в очереди. Где завод планировал найти средства на новое семейство? По всей видимости, в федеральном бюджете. 13 декабря 2019 года, когда президент РФ Владимир Путин приехал на Камский автозавод по случаю 50-летия с момента основания предприятия, Сергей Чемезов, глава владеющей КАМАЗом госкорпорации «Ростех», представил главе государства инвестиционный портфель КАМАЗа и запросил помощь на его реализацию в размере 50 млрд рублей до 2023 года. СМИ писали, что Путин предварительно одобрил прошение Чемезова, но никаких документов по этому вопросу до сих пор не подписано. Заметим, что в сумму 50 млрд рублей включен не только «Компас», но и другие крупные проекты по расширению гаммы и модернизации производства. Сам же «Компас», по мнению независимых аналитиков, потребует вложений не менее 10 млрд рублей (=$126 млн по текущему курсу).


В феврале 2020 года стало известно о намерении КАМАЗа и Sollers создать альянс. Когогин раскрыл прессе, что прорабатываются четыре варианта партнерства, вплоть до обмена активами. Союз поможет компаниям разделить затраты на перспективные проекты, включая легкие коммерческие автомобили и системы автопилота. В частности, директор КАМАЗа заметил, что «Компасы» можно было бы производить на мощностях Sollers в Елабуге (где сейчас делают Ford Transit). Что касается систем автопилота, то Sollers уже шестой год собственными силами разрабатывает комплекс систем помощи водителю второго и третьего уровней — унифицировать дублирующие друг друга системы компаниям было бы весьма разумно.

При подготовке материала мы переслали несколько вопросов по «Компасу» Камскому автозаводу, и вот что нам ответил пресс-секретарь компании Олег Афанасьев: «Мы воздерживаемся от каких-либо комментариев в отношении проекта “Компас”. В настоящий момент он не является для нас первостепенным в текущем развитии компании, и мы сосредоточены на создании и развитии продукта в традиционном для нас сегменте грузовиков полной массой свыше 14 тонн. Поэтому в проекте “Компас” могут еще произойти существенные изменения, он не приобрел окончательный вариант и давать какие либо подробности проекта преждевременно».

Самый легкий грузовик КАМАЗ в истории — это модель 4307, выпускавшаяся мелкой серией в нулевые годы. Машина имела грузоподъемность 3,2 тонны и оснащалась турбодизелем Cummins ISBe 3.9 (138 л.с.) бразильского производства. 4307-й комплектовался адаптированной классической кабиной КАМАЗа, которая выглядела для него явно несоразмерной.


На «КАМАЗе» разработают лёгкий грузовик, который сможет составить конкуренцию ГАЗели.

ПАО «КАМАЗ» планирует начать выпуск легких коммерческих автомобилей класса LCV. В данный момент главным российским игроком в данном сегменте является «Группа ГАЗ» со своим бестеллером – ГАЗелью.

ГАЗель

В отличие от «ГАЗели», которая доступна как в грузовом варианте, так и в виде пассажирского микроавтобуса, модель «КАМАЗа» будет представлена только в грузовом сегменте.

Об этом изданию «Ведомости» рассказал генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин. Этот проект создан без миноритарного акционера компании – Daimler AG. Проект получил название «Компас».

По информации издания, опытно-промышленное производство легких коммерческих автомобилей КАМАЗ планируется начать в 2020 году, а к 2022 году автомобиль должен пойти в серию.

УАЗ Профи


На сегодняшний день самой лёгкой серийной моделью в линейке ПАО «КАМАЗ» является автомобиль КАМАЗ-4308. Грузоподъёмность данной модели составляет 5,7 тонны, а полная масса достигает 11,99 тонны – автомобиль укладывается в сегмент до 12 тонн, поэтому может эксплуатироваться по федеральным трассам без оплаты проезда по системе «Платон».

КАМАЗ-4308


Кроме того, несколько лет назад была разработана модель КАМАЗ-4307 с полной массой менее 10 тонн, однако она пока так и не дошла до серийного производства.

КАМАЗ-4307


Чтобы стать аналогом ГАЗели, «Компас» от «КАМАЗа» должен иметь полную массу до 3,5 тонны. Именно такая полная масса позволяет ездить на ГАЗели с легковыми правами категории B, что и делает её популярной в разных отраслях.

Первые изображения реального "КАМАЗ-Компас" попали в Сеть – будет конкурент "Валдаю Next" и нашим МАЗам

Получилось случайно или было сделано намеренно, но фотографии прототипа среднетоннажного грузовика "КАМАЗ-Компас" попали в интернет и вызвали бурное обсуждение.

До сих пор было известно только то, что КАМАЗ уже несколько лет разрабатывает новый перспективный проект "Компас", который предполагает сборку легких развозных грузовиков. Год назад в Сеть утек рендер новинки.


Теперь же после визита на КАМАЗ премьер-министра России Михаила Мишустина, который состоялся на минувшей неделе, о проекте "Компас" стало известно гораздо больше. А главное – мы увидели и сам "Компас".


Эту фотографию опубликовала пресс-служба Президента Татарстана, который на правах хозяина побывал на заводе вместе с Мишустиным.



Президент Татарстана Рустам Минниханов пожелал лично ознакомиться с интерьером кабины нового грузовика, и этот момент также запечатлел фотограф пресс-службы.

Итак, "КАМАЗ-Компас" – это не одна модель, а целая линейка малотоннажных грузовиков полной массой от 3,5 до 12 тонн. Соответственно самые легкие "Компасы" будут конкурировать с ГАЗелями; более тяжелые – с ГАЗонами и "Валдаем Next". Ну а грузовики полной массой 10-12 тонн составят конкуренцию "белорусам" МАЗ-4371 и МАЗ-4381.

Что за кабина у "Компаса"? Неужели собственной разработки?



Как и предполагалось ранее, КАМАЗ решил использовать кабину одного из китайских производителей, а именно JAC Motors. Ничего удивительного: объемы предполагаемого выпуска малотоннажных "Компасов" не настолько велики, чтобы затевать собственное производство. Кстати, ГАЗ пошел по такому же пути – на новейших грузовиках "Валдай Next" устанавливается лицензионная кабина китайской компании Foton.


"Валдай Next". Фото Группы ГАЗ

Тем не менее передняя панель кабины "Компаса" получила оригинальный дизайн, адаптированный под стиль моделей КАМАЗ поколения К5. Перекочует ли это решение с прототипа на серийные модели? Ответа на этот вопрос осталось ждать недолго: есть информация, что официальная премьера "Компаса" состоится во второй половине нынешнего года, а с 2022-го новый малотоннажный КАМАЗ уже поступит в продажу.

Новое поколение самосвалов КАМАЗ

В Набережных Челнах прошел первый официальный тест-драйв самосвалов КАМАЗ нового поколения.

Почти год прошел с того времени, как мы познакомились с первенцем в семействе новых строительных грузовиков – полноприводным самосвалом КАМАЗ-65802. Теперь в Челнах представили практически всю гамму нового поколения: КАМАЗ-6580 6х4, четырехосный КАМАЗ-65801 8х4 и КАМАЗ-65802 6х6. Не было только полноприводного четырехосника. А если брать за основу европейские грузовики строительного назначения – не хватало 4х4, 6х2 и 8х6. Но для российского рынка это во многом экзотические версии. Хотя – еще не вечер, быть может, сделают, но позже.


Полноценному тест-драйву помешала погода – шел мокрый снег, который затруднял фотосъемку. Маршрут движения и загрузка тоже не имели ничего общего с реальными условиями эксплуатации самосвалов. Но все же удалось немного поездить на этих автомобилях, почувствовать их. А главное – увидеть те конструктивные особенности, которыми поколение «6580» отличается от КАМАЗ-6520. Напомним, основой для создания целого поколениям перспективных челнинских грузовиков стали новые седельные тягачи КАМАЗ-5490 4х2 с кабиной и двигателем Mercedes-Benz Axor. Когда-то таким лидером, ведущим за собой, был бортовой КАМАЗ-5320, затем самосвал КАМАЗ-6520.
Тягач КАМАЗ-5490 запущен в производство накануне 2014 года, и за это время их выпустили около 1300 штук. В 2016 году планируют изготовить 3000 автомобилей. Это примерно 10% от годового выпуска «КАМАЗа», но уже сейчас четко видно, что на линии автосборочного завода их гораздо больше, чем раньше. Можно ожидать такое же нарастание темпов производства и по семейству «6580», которое обещают поставить на конвейер нынешней осенью. Но если среди челнинских седельных тягачей у «5490» конкурентов нет – только иномарки, то с самосвалами все сложнее. Понятно, что грузовики строительного назначения прежнего поколения не будут сразу снимать с производства – их оставят еще на три-четыре года. При этом есть устойчивый спрос и есть свой покупатель на модернизированное семейство КАМАЗ-6520. И это один из самых серьезных конкурентов самосвалов нового поколения. Поэтому для КАМАЗ-6580 сделали более гибким подбор применяемых агрегатов и опций – в зависимости от них будет меняться цена на автомобили. Причем столь широких возможностей в спецификациях у тяжелых самосвалов КАМАЗ никогда раньше не было.

Одно новшество можно сразу же «разглядеть», если посмотреть на обозначения моделей, выполненные по недавно принятой перспективной классификации камских грузовиков. Она создана по аналогии с обозначениями у MAN и Mercedes-Benz. Буква «К» – видимо, от английского «construction» (строительство). Первые две цифры индекса – полная масса грузовика в тоннах, вторая пара – мощность двигателя в л. с., но без нуля – десятая часть. В соответствии с этим КАМАЗ-6580 6х4 обозначается «К4141D», КАМАЗ-65802 6х6 – тоже «К4141D», а КАМАЗ-65801 8х4 – «К5044D». То есть сразу видно, что все самосвалы рассчитаны на большую полную массу, чем обычно: 41, а не 33 тонны для трехосников и 50, а не 41 т для четырехосного самосвала. К примеру, самосвал 8х4 при снаряженной массе 17 тонн способен везти 33 тонны груза. Тем самым семейство КАМАЗ-6580 по своим характеристикам становится еще ближе к грузовикам строительного назначения «большой семерки». Но челнинские самосвалы должны стоить дешевле аналогичных европейских и должны быть более выгодны в эксплуатации, чем иномарки.

Кузова сделаны НЕФАЗом, среди них нет ни одного меньше чем на 20 кубов объема. Возить можно все


Теперь впервые для комплектации камского самосвала предлагают моторы из разных ценовых сегментов – при том что все они (тоже впервые) уровня Евро-5. Разные дизели, но одинаковая для всех система нейтрализации – SCR, с впрыском водного раствора мочевины AdBlue, плюс сажевый фильтр. Раньше для КАМАЗ-6520 единственным двигателем был V8 КАМАЗ-740.50-360 мощностью 360 л. с., моментом 1470 Н.м. Кроме того, на основе шасси этого грузовика челнинская компания РИАТ создавала тяжелые самосвалы с дизелем Cummins ISL 8,9 литра, 340 или 375 лошадиных сил, моментом до 1550 Н.м. Для более легкого, 15-тонного КАМАЗ-65115 в лучшем случае использовали рядную «шестерку», собираемую на СП «Камминз-Кама» Cummins 6ISBe, 6,7 литра, 285 или 300 л. с. до 896 Н.м. И все…

У семейства КАМАЗ-6580 будет как минимум четыре мотора. Первый, для премиум-сегмента самосвалов «6580», так же как и флагманский тягач «5490», будет комплектоваться рядным шестицилиндровым дизелем Mercedes-Benz ОМ457, 11,94 литра, до 428 л. с./2100 Н.м. Второй мотор, близкий к премиальному, – кандидат на постоянную прописку под «аксоро-камазовской» кабиной, тоже рядная «шестерка» – Cummins ISG12. Его объем 11,8 литра, диапазон мощности 350-500 л. с., максимальный момент – 2300 Н.м.

Не останутся без работы и традиционные V-образные «камазовские» дизели. Впервые заявлено о применении на самосвалах семейства «6580» новых дизелей V8 КАМАЗ-750.10. Это глубоко модернизированный длинноходный мотор КАМАЗ-740 семейств «50»/«60»/«70». Главное в нем – выполнение норм Евро-4 и Евро-5. У КАМАЗ-750.10 планируется несколько настроек мощности: 360, 400, а дальше – 440 и недосягаемые прежде 500 лошадиных сил максимальным крутящим моментом до 2400 Н.м. Как компромисс можно ожидать более привычных моторов серии «740». Это V8 КАМАЗ-740.73-400 Евро-4 или КАМАЗ-740.735-400, то есть с дополнительной «пятеркой» в индексе, и он уже выполняет нормы Евро-5. Характеристики: мощность 400 л. с., максимальный крутящий момент 1764 Н.м. Еще один дизель, который будет носить имя «КАМАЗ», создается в сотрудничестве со швейцарской компанией Liebherr-International AG. Журнал «Рейс» писал об этом двигателе в №6-2015 года, но пока на реальном автомобиле его не показывают. Это перспективная рядная «шестерка» КАМАЗ-910.10 11,95 литра, 130х150 мм, с несколькими настройками мощности: от 380 до 550 л. с., моментом до 2540 Н.м. Рядный КАМАЗ-910.10 будет дополнять мотор V8 КАМАЗ-750.10. Тем самым создаются отечественные двигатели, не уступающие дизелям европейских производителей ни по мощности, ни по ресурсу, ни по экологическим показателям. С такими моторами камским грузовикам будет легче удержать свою долю российского рынка и наверняка они успешнее пойдут на экспорт.

У «четырехосника» кузов на 25 кубов, но без обогрева. Зато есть теплосберегающая футеровка. Полная масса до 50 тонн



Однако все три представленных самосвала КАМАЗ были на 16-тонных задних мостах. Это впервые в истории завода. Челнинские машины стали предельно близки даже к лучшим майнинговым самосвалам-иномаркам. Откуда взялись эти мосты? Их закупили в Китае. В основе многих китайских агрегатов тяжелых грузовиков – немецкие и американские лицензии. Видимо, устроила и цена, но, как говорят, такой симбиоз – временное решение. Все же надеются на свои новые оси, причем они могут быть использованы и для семейства КАМАЗ-6520, и для КАМАЗ-6580.

Полноприводный «трехосник» самый высокий из всех представленных самосвалов: из-за мостов, подвески и шин


На самосвалах тяжелой серии применена самая прочная среди всех КАМАЗов рама, ровная по всей длине, одной высоты – 280 мм с 80-миллиметровыми полками. Такая рама хороша самосвалу или автобетоносмесителю, трехосному тягачу или бортовому грузовику для создания дюжины вариантов колесной базы. Кроме того, у КАМАЗ-6520 и КАМАЗ-65201, а также у нового КАМАЗ-65802 рама двойная – лонжерон в лонжероне, суммарной толщиной 14 миллиметров. Такие рамы применяют все серьезные производители грузовиков строительного и военного назначения – они очень прочны на изгиб и в то же время обладают нужной упругостью скручивания при преодолении неровностей. Профиль лонжеронов, многие траверсы и кронштейны, усилители одинаковы для рам «6520» и «6580». Заготовки лонжеронов и траверс – отечественные или импортные, но обязательно из высокопрочной стали. Рамы нового семейства КАМАЗ-6580 собраны по современной технологии – все кронштейны и траверсы крепятся на высокопрочных болтах. Под поперечиной №1 монтируется противоподкатный брус, и что важно – на лонжеронах в этом месте смонтирован массивный интегральный кронштейн, объединяющий передние кронштейны рессор, крепление кабины. На него же ставится и ГУР. Такой кронштейн и в Европе-то стали применять совсем недавно. Его главное назначение кроме технологических ухищрений – улучшить управляемость автомобиля за счет уменьшения перемещений и скручивания лонжеронов в этом месте.

Также на «остроте» руля должно сказаться и применение новых малолистовых передних рессор с серьгами сзади, то есть без скользящей опоры. Причем здесь впервые применены новые, более прочные чусовские рессоры. Передние – малолистовые, но они выдерживают номинальную нагрузку 9 т, а не 7,5 тонны, как раньше. Передний мост на 6х4 или пара управляемых осей на 8х4 – китайские, рассчитаны на 9 тонн, у них усиленные шкворневые узлы, цапфы, ступицы, подшипники. Задняя балансирная подвеска собрана на полуэллиптических рессорах, под 32 тонны, то есть по 16 тонн на ось. Впервые ступицы балансира вращаются относительно оси не на бронзовых втулках, как обычно на КАМАЗах, или на пластмассовых втулках, а на огромных сайлентблоках. Это современное решение – аналогичные шарниры применяют MAN, Mercedes-Benz, Volvo и Renault Trucks. Новая ось балансира полностью разработана челнинской компанией «РОСТАР». Надежна и конструкция «ростаровских» реактивных штанг для тяжелой серии автомобилей КАМАЗ. В них применены широкие, большего диаметра, сайлентблоки, с пальцем с двумя «ушами» – аналогичные применяют на штангах всех тяжелых грузовиков иномарок. В случае ремонта открутить пару болтов гораздо проще, чем греть газовым резаком и выбивать конусной палец, как было с реактивными штангами прежней конструкции. В перспективе планируют сверху мостов ставить не одиночную штангу, а спаренную – А-образную. Она еще надежнее и лучше держит ось.

За легкость управления отвечает импортный гидроусилитель. Здесь возможны два производителя: ZF или RBL. Они применялись еще на КАМАЗ-6520 и КАМАЗ-65201. Для совместной работы с чужестранным ГУРом пришлось установить другой лопастной насос. Внешне он схож с прежними насосами ГУР, но у него большая производительность и рабочее давление. Все это позволяет легко крутить руль не только на груженом КАМАЗ-6520 6х4 или КАМАЗ-65802 6х6, но и на четырехоснике с дополнительным мостом.

Тормозные механизмы – барабанные, естественно, идут вместе с мостами. У «мерседесовских» мостов свои механизмы, у китайских – свои. Когда на КАМАЗ-6580 начнут устанавливать «камазовские» мосты нового поколения, на них будут стоять новые тормозные механизмы, изготовленные на «Кнорр-Бремзе КАМА». Часто на комплектацию самосвалов идет «кнорровская» пневмоаппаратура тормозов, но может применяться и других отечественных или иностранных производителей. То есть и по тормозам новый КАМАЗ тоже не хуже самосвалов-иномарок.
В зависимости от предпочтений заказчика автомобиля может применяться разная ошиновка. Один из вариантов – 12,00R20, второй – шины 315/80R22,5. Но, оказывается, для КАМАЗа возможен и «микс»: на передней оси – шины с полуприцепа 385/65R22,5, а сзади – 315-е. Тоже хорошее сочетание. На конвейер свою продукцию поставляет «Белшина» и Нижнекамский шинный завод. Однако в этот раз все представленные самосвалы были обуты в шины Continental 12,00R24. Такая размерность на челнинских самосвалах применяется впервые. Шины с посадкой на 24 дюйма мало того что имеют большую грузоподъемность, они еще и увеличивают клиренс. С учетом высоты профиля это в чистом виде плюс около 50 мм к обычному дорожному просвету, совершенно не лишних в работе на плохих дорогах.

Выпускают «аксоровскую» кабину в трех исполнениях: первое – дневная кабина, короткая, с низкой крышей, второе – с низкой крышей, но длинная, со спальным местом шириной 685 миллиметров, и третье – длинная кабина с высокой крышей. Для новых самосвалов, точнее для всей новой строительной гаммы «КАМАЗа», актуальны первые два варианта. Но для самосвала, ориентированного на работу по зимникам российских северов, вдвойне ценна именно кабина со спальником. Если сделают достойную наших морозов теплоизоляцию, а быть может, и двойное «фирменное» остекление – то за уральским хребтом конкурентов новому КАМАЗу будет немного.

У «аксоровской» кабины КАМАЗ-5490 оригинальная не только эмблема, как утверждают злые языки, но и нижняя панель решетки радиатора, бампер, подножки, крылья. Материал – пластмасса, качественная и прочная, кроме того, не подверженная коррозии. Причем бампер и подножки смонтированы выше, чем у «немца» – с учетом российских дорог. Дизайн свой, спокойный и узнаваемый, тем самым умудрились придать рядовой внешности немецкого грузовика для межрегиональных перевозок статность полноценного флагманского тягача. Для светотехники есть два варианта исполнения. Первый – с маленькими линзованными фарами Hella, указателями поворотов и габаритами на светодиодах (в таком исполнении шли первые серийные КАМАЗ-5490) Второй вариант, с блок-фарами, сейчас уже идет на конвейере. Так же оформлен фасад и у самосвалов КАМАЗ-6580.

Внешняя ширина кабины КАМАЗ-5490 не намного шире «камазовской». Этот размер по дверям – 2300 миллиметров, а у флагмана Mercedes-Benz Actros ширина 2500 миллиметров. При низкой крыше высота от пола до потолка составляет 1510 мм, если кабина длинная, то ее длина – 2250 мм. Ровного пола здесь нет, но он самосвалу и не нужен. Тоннель двигателя возвышается на 300 мм. Рулевая колонка регулируемая, с пневмофиксатором. Водительское сиденье на пневмоподвеске, лицензионное Grammer, из соседней Елабуги – там работает совместное предприятие ООО «ТИС».

Есть возможность установить и кондиционер, и автономку, электростеклоподъемники и прочие приятные мелочи. Если кабина со спальником, то в ящиках под нижней полкой легко разместить какие-то пожитки и продукты. Там может быть смонтирован и холодильник. Раньше обеспечить такую комфортную работу водителю самосвала КАМАЗ не удавалось.

Читайте также: