Аналог волги в сша

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

ТОП-20 крупнейших рек мира

Водные ресурсы нашей планеты поистине неисчерпаемы: мировой океан занимает 70,8% земного шара. Хотя все реки выполняют одинаковые функции в природе, их разнообразие поражает воображение. Нил и Ганг, Амазонка и Юкон, Енисей и Хуанхэ — в каждом уголке Земли найдется самая большая и самая длинная, самая полноводная и самая чистая река.

Мощная речная система Нила раскинулась от истока до устья на 6852 км. Долгое время Нил считался самой длинной рекой в мире, и лишь недавно ученые отдали первенство Амазонке. Путь Нила начинается в Уганде, река Рукарара — его исток. Продолжив путь через 11 североафриканских стран и пустыню Сахару, Нил завершает свое путешествие в водах Средиземного моря. Флора и фауна Нила богата редкими видами животных, рыб и растений: здесь обитает нильский окунь и тигровая рыба, а по берегам растут бамбук, бананы и папирус. Хозяйственное значение Нила для жителей Египта, Судана, Танзании и других стран Северной Африки сложно переоценить: это главный транспортный узел, источник электроэнергии и возможностей для рыболовства и земледелия.

Амазонка

Самая полноводная, длинная и опасная река земного шара берет начало в Андах в Перу и насчитывает 6992 км в длину. Большая часть Амазонки протекает по территории Бразилии, где и впадает в Атлантический океан, образуя самую большую в мире дельту. Амазонка полноводна круглый год, так как ее притоки находятся в разных полушариях, а значит, паводки попеременно сменяют друг друга. Амазонская низменность — это богатый растительный и животный мир. В самом большом влажном тропическом лесу обитают анаконды и ягуары, произрастают лианы, пальмы и гигантские кувшинки Виктория регия.

Миссисипи

Речная система Миссисипи — самая длинная в Северной Америке, её длина достигает 3770 км от истока в озере Айтаска до дельты в Мексиканском заливе. Бассейн Миссисипи третий по объему после Амазонки и Конго, он покрывает больше 40% территории США. Сама река протекает через 10 штатов, устанавливая естественные границы многим из них. Место впадения притока Огайо разделяет реку на два участка: верхнюю и нижнюю Миссисипи, причем нижняя никогда не замерзает. Долина реки покрыта толстым слоем иловых отложений, а потому является плодороднейшим регионом США. Это положило начало эре судоходства, ведь Миссисипи — удобный путь к центральным районам Северной Америки.

Янцзы

Протяженность Янцзы —6300 км, и это самая длинная река Евразии. Начинаясь в Тибетском нагорье, Янцзы покрывает пятую часть Китая и впадает в Восточно-Корейское море. Янцзы обозначила физическую и культурную границу между Севером и Югом Китая, а на границе Чунцин и Хубэй находится крупнейшая в мире ГЭС «Санься». В реке обитают редкие и исчезающие виды животных и рыб: китайские аллигаторы, корейские осетры, китайские веслоносы. Отрезок Янцзы на западе провинции Юньнань входит в национальный парк «Три параллельных реки».

Конго

Конго считается самой глубокой рекой в мире, её глубина в нижнем течении доходит до 230 метров. Протекая по Центральной части Африки, река длиной 4374 км дважды пересекает экватор и впадает в Атлантический океан. Конго — самая полноводная река Африканского континента. Ее мощное течение используется как источник электроэнергии. В тропических джунглях и экваториальных лесах, которыми покрыты берега Конго, обитают гориллы, слоны, зебры, змеи, а в акватории Конго живут крокодилы и около 700 видов рыб.

Енисей

Эта сибирская полноводная река в России начинается в географическом центре Азии — месте слияния Большого и Малого Енисея в городе Кызыл. От истока до устья в Карском море Енисей совершает путь длиной 3487 км, служа природной границей Западной и Восточной Сибири. Река проходит все сибирские климатические зоны, потому среди обитателей долины реки есть и верблюды, и белые медведи. Енисей славится осенним ледоставом и весенним ледоходом. Воды Енисея генерируют энергию сразу на трёх ГЭС, среди которых Саяно-Шушенская и Красноярская гидроэлектростанции.

Хуанхэ

«Желтая река» и «Горе Китая»— так называют китайцы Хуанхэ, которая известна своими мутными водами и разрушительными наводнениями, в том числе и вследствие прорыва дамб. Многократно меняя направление русла, Хуанхэ не раз меняла и ход истории. При длине в 5464 км река простирается по территориям семи провинций и двух автономных районов Китая, а затем впадает в Жёлтое море. Долина реки Хуанхэ — среда обитания дальневосточных черепах, которых разводят на фермах вблизи реки. Более десятка ГЭС производят энергию из водных потоков Хуанхэ, которые являются одной из причин масштабного загрязнения реки в наше время.

Самая длинная река России образовалась при слиянии двух сибирских рек Катуни и Бии. Длина Оби — 3650 км, на протяжении которых она пересекает Алтайскую, Новосибирскую и Томскую области, а также территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. Впадая, как и Енисей, в Карское море, река создает в устье свой залив — Обскую губу. Обь пересекает несколько климатических и ландшафтных зон, а в самой реке водится порядка 50 видов рыб, таких как щука, налим, плотва, стерлядь. У Новосибирска Обь образует так называемое Обское море, известное своими санаториями и пляжами. Чуть ниже по течению находится Обь-Енисейский канал, соединяющий две могучие сибирские реки. Бассейн реки Обь охватывает и два соседних государства — Казахстан и Китай, площадь же бассейна в 5 раз больше площади Франции.

Миссури

Берега этой маловодной реки издавна населяли племена индейцев Северной Америки, для которых Миссури была главной транспортной артерией. Территория бассейна Миссури включает в себя 9 штатов США, но большая часть земель бассейна отдана под пастбища, лесные и сельхозугодья. Истоком Миссури служит слияние рек Джефферсон и Мадисон в Скалистых горах в штате Монтана. Оттуда на протяжении 3767 км Миссури несет свои мутные воды через центральные области Великих Равнин и цепь водохранилищ, принимая в себя множественные притоки, чтобы самой влиться притоком в Миссисипи. На экосистемы бассейна Миссури сильно повлияли дамбы и плотины, и с 2001 года американские службы восстанавливают баланс в долине реки.

Меконг

Длина реки Меконг — 4350 км, и это самая большая река на полуострове Индокитай. Ее воды затрагивают 6 стран юго-восточной части Азии, где она служит важной судоходной магистралью. Начинаясь на хребте Тангла в Тибетском нагорье, Меконг несет свои воды в Южно-Китайское море. Несмотря на то, что дельта реки заболочена, на ее территории находится одноименный регион Вьетнама, где живут около 17 млн. человек. В Таиланде и Лаосе на Меконге наблюдается удивительный природный феномен, называемый «Огненные шары Наг». Светящиеся красные шары размером с яйцо поднимаются над рекой на 10-20 метров и исчезают, и причины явления до сих пор неясны.

Бассейн реки Черного дракона охватывает территории России, Китая и Монголии. Сам же Амур признан водной границей между Россией и КНР и потому круглый год открыт для судоходства. В месте слияния рек Шилки и Аргуни начинается отсчет длины Амура, которая равна 2824 км. Впадает Амур в Амурский лиман, и ученые до сих пор спорят, к какому морю он относится: Охотскому или Японскому. Амур славится необычайным разнообразием ихтиофауны: здесь водится 9 видов лосося, змееголов, сахалинский осётр и еще более 100 видов и подвидов рыб. На территории Приамурья обитают амурский (уссурийский) тигр, гималайский медведь, белые аисты и черные журавли, которые находятся под охраной природы.

Эта российская река в Восточной Сибири известна тем, что её путь целиком лежит в районе вечной мерзлоты. Зародившись в небольшом болоте в байкальских горах, Лена проложила себе путь через Якутию и Иркутскую область. На берегах реки осели эвенки и якуты, а название пришло из эвенкийского языка и первоначально звучало как «Елюенэ». Пройдя 4400 км в условиях арктического климата, Лена впадает в море Лаптевых в Ледовитом океане. Недра бассейна реки богаты полезными ископаемыми. На реке нет плотин и ГЭС, а потому Лена признана одной из чистейших рек на планете и важным источником пресной воды.

Бассейн священного Ганга — одна из самых населенных областей планеты. Истоком Ганга служит ледник Ганготри в Западных Гималаях, и отсюда река начинает свой путь кристально чистой. Но продвигаясь вглубь индийских сел и городов, Ганг превращается в катастрофически загрязненный водоем. Протекая вглубь Индии и Бангладеш на протяжении 2700 км, Ганг собирает паломников и туристов со всего мира. Впадает Ганг в Бенгальский залив вместе с рекой Брахмапутрой, образуя лабиринт рукавов — Бенгальскую дельту. Здесь, в мангровых лесах, сохранилась уникальная флора Южной Азии, которая до сих пор мало изучена.

Волга

Волга — самая длинная река в мире, впадающая в бессточный водоем, ее длина — 3530 км. Началом реки стал ключ у деревни Волговерховье Тверской области. Прежде чем добраться до Каспийского моря, Волге приходится пробираться через череду водохранилищ на территориях 15 российских регионов. От Ржева до устья Волга полностью судоходна. Самый длинный мост через Волгу построили в Ульяновске, и он был самым длинным в России до сооружения Крымского моста в 2018 году. В Волге обитает до 70 видов рыб, но в настоящее время остро стоит проблема загрязненности реки и ее притоков.

Нигер

Нигер занимает в Африке третье место по длине и площади бассейна после Нила и Конго. Начинаясь на юго-востоке Гвинеи, река протекает на протяжении 4180 км через Мали, Нигер, Бенин и Нигерию. В среднем течении Нигера образовалась внутренняя дельта, которая отлично подходит для рыболовства в сезонные разливы, но при этом река теряет в этом месте две трети своего расхода из-за испарений. Удивляет географов и изгиб русла Нигера: похожий на бумеранг, он имеет неестественное для реки направление. По мнению ученых это результат слияния верхнего и нижнего Нигера, которые изменили свои русла после развития Сахары.

Маккензи

Маккензи, или Холодная Амазонка — самая длинная река в Канаде и на Севере Америки, которая простирается на 1738 км от Большого Невольничьего озера до Северного Ледовитого океана. В заболоченной долине реки растут преимущественно хвойные деревья, временно останавливаются около 26 видов перелетных птиц. На территории бассейна Маккензи развита добыча полезных ископаемых, пушной промысел и рыболовство. Из-за сурового климата Канады Маккензи покрыта льдом в центральных и северных частях страны больше полугода.

Река пролегает через Канаду и штат Аляска, весь её путь насчитывает 3190 км от истока в озере Марш до устья в Беринговом море. Характер ее течения до слияния с рекой Пелли порожистый, а после — равнинный. В начале 20 века Юкон обрел всемирную известность благодаря «золотой лихорадке»: около 390 тонн золота было суммарно вывезено более чем за век с территории Юкона. Официально разрешена здесь и рыбная ловля, причем у индейцев есть право вылавливать рыбу бесплатно.

Мадейра

Мадейра — река в Южной Америке, самый крупный приток Амазонки. По берегам Мадейры раскинулся многоярусный тропический лес, в котором насчитывается около 4000 видов деревьев. Обилие древесной коры в реке и дало название Мадейре, которое с португальского и переводится как «древесина», «лес». Образовавшись в результате слияния рек Маморе и Бени, Мадейра несет свои воды в Амазонку на протяжении 3345 км. По подсчетам ихтиологов в Мадейре обитает около 800 видов представителей речной фауны, но из-за строительства в 2012 – 2015 годах двух ГЭС, биобаланс реки может быть серьезно нарушен.

Брахмапутра

Брахмапутра — крупная водная артерия Южной Азии длиной 2896 км, левый приток Ганга, с которым они делят дельту в Бенгальском заливе. Беря начало на северных склонах Гималаев, река несет свои воды по территориям Индии, Бангладеш, Китая и Восточного Пакистана. Характер течения Брахмапутры большей частью спокойный, но у границы с Бангладеш, в ущелье Диханг, она совершает «Великий поворот», где теряет 3000 метров высоты и образует 75 водопадов на крошечном участке в 40 км. В бассейне реки находится Большой Каньон, который известен как самый большой и самый глубокий каньон на планете.

Инд — древнейшая река мира, которая существовала до того, как сформировались Гималаи. Как и многие реки Азии, Инд берет начало на Тибетском нагорье. Водный поток Инда не замерзает круглый год по всей длине, которая от истока до устья в Аравийском море составляет 3180 км. Оживляя территории Китая, Индии и Пакистана, река в свою очередь подвергается серьезным экологическим изменениям из-за многочисленных ГЭС и плотин.

Аналог волги в сша

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Миссиссиппи-одна из величайших рек мирa.

Наверное почти в каждом из своих рассказов я упоминала о реке Миссиссиппи.

За время нашего путешествия, мы пересекали её по мосту бесчисленное количество раз,как и в этот раз, возвращаясь из Теннесси в свой отель в штате Миссиссиппи.
Сегодня хочу рассказать о ней более подробно.

Миссисипи является самой длиной речной артерией Северной Америки,её длина составляет 3770 км.
Свое начало река берет в озере Итаска, на высоте 450 метров над уровнем моря в Национальном Заповеднике Итаска, и впадает в Мексиканский залив.
Миссисипи протекает через 10 штатов, в том числе и через Висконсин.

Площадь её бассейна 2 981 000 км².
Река разделена на Верхнюю и Нижнюю Миссисипи.
Верхней частью называют участок от её истока до места впадения в неё реки Огайо.
Нижняя часть простирается от места впадения Огайо до устья реки.

Крупнейшими притоками Миссисипи являются – Огайо, Де-Мойн (левые), Миссури, Арканзас, Ред-Ривер (правые).
Наряду с Иртышом, Миссури является крупнейшим притоком мира.
По расходу воды Миссисипи занимает десятое место в мире 16 200 м³/с и используется в промышленных и ирригационных целях.

Самым полноводным притоком Миссисипи является река Огайо.
Наиболее длинный приток — Миссури, который начинается в месте слияния трёх рек, одной из которых является Джефферсон.

Джефферсон, Миссури и Миссисипи образуют длиннейшую речную систему в Северной Америке.
Расстояние от истока Джефферсона до устья Миссисипи — 6 300 километров.
Вторым длинным притоком Миссисипи является река Арканзас.

В верховьях реки встречаются пороги, перекаты и водопады.
Самый большой водопад находится возле города Сент-Пол в Миссури.
Носит он название Сент-Антони, высота падения воды здесь достигает 15 метров.

Впервые две стороны реки были соединены в 1855 году мостом в Миннеаполисе.

Сейчас Миссисипи пересекают множество различных мостов,

большинство которых невероятно красивы.

Живописные берега Миссисипи, и уникальная, ни на что не похожая девственная природа, все это способствует развитию туризмa близ реки.
У устья Миссисипи образует дельту в 320 км длиной и 300 км шириной, с площадью в 31 860 квадратных километров; 1/3 этой дельты занята болотами и озерами, песчаные мели сильно затрудняют судоходство у устья, вследствие чего главный рукав Саут-Пасс углублен почти на 7 метров при помощи плотин; дельта пересечена множеством ручьев, которые получают свою воду из Миссисипи во время ее разлива.

Ежедневно водой в дельте Миссисипи транспортируется от 1 до 1,5 миллионов тонн осадочных материалов.
Заливные луга, созданные регулярными паводками, особенно плодородны.
Благодаря богатой минералами пресной воде, а также вследствие приливов и отливов попадающей в Миссиссиппи солёной океанской воде,здесь образуются многочисленные водоросли и фитопланктоны.

Первым европейцем, достигнувшим берегов Миссисипи, считается испанец Эрнандо де Сото ( 1541 год), хотя существуют и другие мнения.
Первым из европейцев по реке проплыл в 1681—1682 гг. Робер де ла Саль.

Между Миннеаполисом и Сент-Луисом имеется несколько десятков плотин,a по берегам небольших искусственных озёр созданы все условия для отдыха.

Несомненно, что Миссиссиппи для американцев имеет такое же огромное значение, что и Волга для русских.

Иномарки, которые выглядят как клоны нашей родной Волги


Одним из самых популярных автомобилей в СССР была Волга, которую производили на Горьковском автомобильном заводе. Некоторые машины, выпускавшиеся за рубежом, имеют поразительное внешнее сходство со знаменитым советским автомобилем.

Dodge Dart 1969


Американский автомобиль Dodge Dart начали выпускать с 1960 года компанией Chrysler Corporation. Двухдверный Dodge Dart 1969 года выпуска имел задний привод, длину – 4,9 м, ширину – 1,7 м, высоту – 1,3 м, масса автомобиля составляла 1408 кг.

Его атмосферный V8 двигатель объемом 7,2 литра располагался под капотом продольно, он развивал мощность 375 л.с. Максимальная скорость, которую мог развить автомобиль, составляла 196 км/час, от 0 до первой сотни разгонялся за 5,9 секунды.

На машине была установлена 3-ступенчатая автоматическая трансмиссия, независимая передняя подвеска, барабанные гидравлические задние тормоза и дисковые – передние.

Ford Falcon hard top 1963


Компактный автомобиль Ford Falcon выпускался в Америке с 1960 до 1969 года. В 1963 году появилось купе без центральной стойки – двухдверная модель Ford Falcon hardtop. Форма кузова машины была новой, простой и элегантной – ее характерной особенностью в дизайне были отсутствие центральных стоек крыши и огромные круглые фонари, которые делали автомобиль узнаваемым издалека даже в темное время суток.

Модель имела скругленные обводы, благодаря которым она выглядела еще компактнее. Вся конструкция была максимально облегчена – детали двигателя изготавливали из высокопроизводительного тонкостенного чугуна, для радиаторной решетки вместо хромированной стали использовали алюминий, а рычаги и подвески делали штамповкой. Салон был довольно просторным, уютным и качественно отделанным.

Chevrolet Impala SS 1966

Культовый американский автомобиль Chevrolet Impala корпорация General Motors начала выпускать с 1958 года. Модифицированная модель – двухдверное купе Super Sport 1966 года имела люксовую комплектацию и специальную отделку салона и кузова.

Компания использовала для скоростной модели новое шасси и усовершенствованные подвески. Также увеличили расстояние между задними и передними колесами – это дало возможность машине более устойчиво преодолевать повороты. Автомобиль был оборудован гидроусилителем, улучшенными тормозами и мощным мотором.

Под его капотом был установлен 427 двигатель Turbo Jet V8 объемом 7 литров, развивающий мощность до 385 л.с. Салон был оборудован раздельными сиденьями и центральной консолью, а на кузове установили широкие блестящие молдинги с черной вставкой, которые заходили под задние фонари.

Plymouth Valiant 1970


Компактный автомобиль Plymouth Valiant выпускали в США с 1960 до 1976 года. Модель Plymouth Valiant 1970 года была очень экономичной, комфортной, малогабаритной и легкой в управлении. На автомобиле была улучшена управляемость, повышена звукоизоляция и снижены выбросы в соответствии с правилами, выдвинутыми Агентством США по охране окружающей среды.

Были применены новые технологии – клапан рециркуляции отработавших газов, активированный уголь и система выбросов в результате испарения. В передней части автомобиля была немного утопленная черная решетка, круглые фары и хромированный металлический бампер.

Задняя часть капота имела стильные горизонтальные фонари и элегантные бамперы. Под капотом машины был установлен V8 двигатель объемом 5,2 литра и мощностью 230 л.с.

Opel Rekord A


Среднеразмерный автомобиль Opel Rekord производился в Западной Германии с 1957 до 1986 года. Представительская модель серии A со стильным современным кузовом появилась в марте 1963 года.

Автомобиль выпускался как с двухдверным, так и с четырехдверным кузовом, его длина составляла 4,5 м, ширина – 1,7 м, высота – 1,4 м, масса машины достигала 970–1140 кг. На модель устанавливали 4-цилиндровые двигатели мощностью до 67 л.с. и 6-цилиндровые, развивающие мощность 100 л.с.

Chevrolet Nova


Компактный американский автомобиль Chevrolet Nova выпускался компанией General Motors с 1962 до 1979 года. За это время модель претерпела несколько модификаций. Первая модель имела полностью несущий кузов, переднюю подвеску на двойных рычагах с вынесенными пружинами и заднюю подвеску с однолистовыми рессорами.

Автомобиль был оборудован 3-ступенчатой механикой или 2-ступенчатой автоматической коробкой переключения передач. Под капотом устанавливали два типа силовых агрегатов – двигатель с рядным расположением четырех цилиндров объемом 2,5 литра и мощностью 90 л.с.

Некоторые автомобили были оснащены 6-цилиндровым двигателем Super-Thrift объемом 3,2 литра, который развивал мощность 120 л.с. Были доступны несколько видов кузова – двухдверхный и четырехдверный седан, а также купе.

Holden Hr


Австралийский автомобиль марки Holden выпускался с 1966 до 1968 года. Эта модель была сделана очень качественно и хорошо приспособлена к суровым погодным условиям. У нее был большой дорожный просвет и усиленная подвеска, что делало его отличным автомобилем для езды по бездорожью.

Модель Holden Hr имела также современный дизайн, 3-ступенчатую механическую коробку передач, переключатели которой находились на рулевой колонке, и переднюю подвеску на двойных поперечных рычагах.

Стандартными были 6-цилиндровые двигатели объемом 2,6 литра, развивающий мощность 114 л.с. В виде опции были доступны 3-литровый двигатель с мощностью 145 л.с. и 4-ступенчатая механическая КПП.

§ 18. Волга

Волга действительно имеет огромное значение для России. Волга для России - непросто река, непросто вода, непросто водный путь. Волга - путь исторический, где сходится прошлое и настоящее русского народа и всех больших и малых народов, населяющих волжские берега, где сплетаются воедино старое и новое, великое и вечное. Волга – исключительное явление природы, связавшее воедино разные географические зоны: лесное Нечерноземье, степное Саратовское Заволжье, полупустыни. Волга – уникальный экономический потенциал, вобравший в себя заводы и фабрики, гидростанции, старые и новые города, первоклассный речной флот, щедрое хлебное поле. Но Волга-это не только центр экономического могущества и основа независимости в прошлом, она испокон веков была ещё и кормилицей страны. История Волги и Поволжья - это история становления Российского государства. Волга – это исток нашей государственности и культуры. Она символ духа, символ Российской державы, символ нации

Вопросы и задания

1. Как и почему изменились природные особенности и хозяйственное использование Волги после создания Волжского каскада?

На Волге и Каме построен каскад из 11 ГЭС общей мощностью 13,5 млн кВт (35% мощности всех российских ГЭС). Возникли крупнейшие водохранилища — настоящие рукотворные моря. Благодаря им удалось покончить с разливами и наводнениями и сделать реку судоходной почти на всем протяжении. Кроме того, водохранилища позволили оросить многие засушливые земли и перейти к получению не зависящих от погодных условий урожаев.

2. Приведите доводы, подтверждающие роль Волги в хозяйственной жизни населения.

Огромный бассейн реки Волги (1360 тыс.кв.км) составляет незначительную часть –всего около 8% - территории России. В то же время здесь проживает свыше 42% всего населения страны. Здесь производится свыше 20% промышленной и сельскохозяйственной продукции страны.

3. Какую роль сыграла Волга в истории России?

История Волги и Поволжья - это история становления Российского государства. Волга издавна являлась местом притяжения населения. Река – важная транспортная артерия. Река Волга в сознании каждого россиянина — символ России, неотъемлемая часть ее богатейшей истории и самобытной культуры. Каждому россиянину Волга известна по песням о Степане Разине, по репинским «Бурлакам на Волге» или по левитановской «Волге у Плеса». Мы помним и героическую битву на Волге в Великую Отечественную войну.

4. Аналогом Волги в США считают Миссисипи с ее притоками. Сравните эти две реки. В чем их сходство и различие?

Сравнение Миссисипи с Волгой

По своей роли в жизни американского народа Миссисипи имеет такое же значение, как Волга для русского народа. Недаром индейцы, некогда жившие на ее берегах ,называли Миссисипи отцом вод.

5. Предложите свой особенный туристический маршрут по Волге, определив цель поездки.

Особенное место Волга занимает в сфере туризма. В частности развиты такие направления, как рыбная ловля, дайвинг и круизы. Все больше пользуется популярностью, так называемый отдых на (дальних дачах) - земельные участки у реки, подготовленные под строительство усадеб для отдыха на реке. Один из вариантов круиз по Волге «Саратов – Самара – Ульяновск – Казань».

Саратов – обзорная экскурсия с посещением отдельных объектов (музей А.Н. Радищева, Свято-Троицкий собор, Храм Утоли мои печали)

Самара - Самарская Набережная, как и трибуны около Мавзолея в Москве, сделана из гранита, заготовленного Гитлером для Дворца наций. На Набережной расположены кафе, фонтаны. Рядом – пляжи. А живописный вид на Жигули никого не оставит равнодушным. Недалеко от Набережной – старинный Струковский парк. Многих туристов заинтересует сооруженный в 1942 году, в секретной обстановке Бункер Сталина. Бункер, расположенный на глубине 37 м, стал музеем, в котором представлена экспозиция о Великой Отечественной войне (Для справки: глубина гитлеровского бункера в Берлине - 16 м). Необычный памятник в Самаре - Ракета. Это - настоящая ракета-носитель, изготовленная для полигона "Плесецк" для тренировки боевого расчета. Общая высота ракеты вместе с каркасным металлическим зданием - 68 метров, вес - 20 тонн, вес удерживающей конструкции - 53 тонны.

Ульяновск - Из интересных мест города отметим набережную реки Волги в Ленинском районе. Она находится на высоте 350 м над рекой, и с неё открывается потрясающая панорама на Волгу. Александровский парк – это как раз то место, где можно не только отдохнуть, здесь также есть и на что посмотреть. Площадь парка составляет 15 га и включат в себя пляж с аквапарком, множество фонтанов и скульптур, детские площадки, кафе и рестораны, 4 парковки и даже гостиницу. В Ульяновске довольно много памятников. Два из них особенно приковывают себе внимание туристов – это памятник букве «Ё» на набережной, и памятник студенческой халяве в образе женщины с крыльями возле Ульяновского государственного университета.

Казань – пешеходная улица Баумана, дворец Земледельцев, Кремль Казань, набережная «Кремлевская», Храм всех религий.

Какую роль сыграла Волга в истории России

После создания Волжского каскада ГЭС, которые значительно повысили уро­вень и зарегулировали режим реки, уда­лось покончить с наводнениями и разли­вами и сделать реку судоходной почти на всем ее протяжении. Волга стала играть роль важной транспортной артерии. Кро­ме того, водохранилища позволяют оро­шать засушливые земли и перейти к полу­чению устойчивых урожаев.

2. Приведите доводы, подтверждающие роль Волги в хозяйственной жизни населения.

Исключительную важность Волги в хо­зяйственной жизни страны подтверждают следующие факты: Волга сейчас является осью Единой глубоководной системы ев­ропейской России. Более половины пасса- жиро- и грузоперевозок, осуществляемых речным транспортом страны, приходит­ся на реки Волго-Камского бассейна. По Волге перевозят строительные материалы (60% грузов), лес, нефть, уголь, зерно, овощи.

Каскад 11 Волжских ГЭС вырабатывает около 35% электроэнергии России. На Волге расположено 4 города-миллионера.

3. Какую роль сыграла Волга в истории России?

Во все времена Волга являлась важной транспортной магистралью, правда, раз­меры судоходства в древние времена бы­ли иными. На Волге возникли древние русские города: Ярославль, Кострома и Тверь.

В годы вражеских нашествий Волга бы­ла важным оборонительным рубежом. В XVI в. на Волге возникли укрепленные пункты — Самара (1586), Волгоград (1589), Саратов (1590). В 1942-1943 гг. у Сталинграда были остановлены полчища фашистских оккупантов.

4.Аналогом Волги в США считают Миссисипи с ее притоками. Сравните эти две реки. В чем их сход­ство и различие?

Проанализируйте данные таблицы 20. Сделайте самостоятельно вывод о сходст­вах и различиях Волги и Миссисипи.

5. Предложите свой особенный туристический маршрут по Волге, определив цель поездки.

11 ГЭС общей мощностью 13,5 млн кВт

Следуя вниз по течению Волги, туристы могут ознакомиться со многими замеча­тельными городами и памятниками при­роды. Начинается Волга из ключа на бо­лоте у д. Волго-Верховье, здесь устроен своеобразный музей — исток Волги. Верх­неволжский бейшлот (плотина) — первое гидротехническое сооружение на Волге — регулирует сток Верхней Волги. Весной плотина накапливает около 400 млн м3

воды, которая летом сбрасывается для подъема уровня реки. Ниже бейшлота Волга принимает слева полноводную Селижаровку, которая вытекает из оз. Сели­гер, удваивая количество воды в Волге. На берегах живописнейшего озера Сели­гер расположен г. Осташков — районный центр Тверской области, известный с XV в. В городе есть краеведческий музей, турбаза. На Волге стоит и г. Тверь — один из древнейших городов (1135), который славится своими архитектурными памят­никами: церковь Белая Троица (1564), пу­тевой дворец Екатерины II, ансамбль зда­ний XVIII в.

Есть на Верхней Волге город с милым названием — Мышкин. По легенде один князь после удачной охоты прилег отдох­нуть на высоком берегу Волги. И проспал несколько часов, а разбудила его мышка, пробежав по лицу. Князь вначале разгне­вался, но затем заметил подползавшую змею. Мышка спасла ему жизнь! Тогда он собрал дружину и велел построить на этом месте храм во имя св. Бориса и Глеба. Во­круг храма возник город и стал называть­ся Мышкин.

Ряд волжских городов входит в зна­менитый туристический маршрут «Золо­тое кольцо». Основанный в 1148 г. Углич выдержал многочисленные осады мон­голо-татарских, шведских, польских войск. Он разрушался и возрождался мно­го раз и стал местом религиозного палом­ничества благодаря основанию церкви Св. Дмитрия на крови, построенной в честь, может быть, самого знаменитого и траги­ческого события в истории Углича — смерти единственного наследника Ивана Грозного, Дмитрия.

Существующая уже более восьми веков Кострома удивительным образом соединя­ет в себе древние традиции и современный образ жизни. Кострому часто называют типичным российским провинциальным городом. В знаменитом Ипатьевском мо­настыре принял трон первый царь из ди­настии Романовых. Один из самых древ­них и известных российских провинци­альных городов, Ярославль встретит вас своими живописными парками, площадя­ми, набережными. Древний торговый центр, Ярославль растет, и сегодня он насчитывает 600 тыс. жителей. Среди наиболее популярных туристических объ­ектов Ярославля Спасо-Преображенский монастырь и церковь Св. Ильи Пророка с уникальными фресками. В г. Плесе, осно­ванном сыном Дмитрия Донского ве­ликим князем Василием Дмитриевичем, находится Дом-музей знаменитого пейза­жиста И. И. Левитана и картинная гале­рея.

Есть на Волге и ряд городов-миллионеров: Нижний Новгород, столица респуб­лики Татарстан — Казань. Памятники ар­хитектуры: Казанский кремль (стены и башни XVI в.), Благовещенский собор (XVI в.), дозорная башня Сююмбеки, Пет­ропавловский собор (XVIII в.), Старо-та­тарская слобода с мечетью Марджани (XVIII в.).

Сравнительно молодыми кажутся на этом фоне Самара (1586), Саратов (1590) и Волгоград (1555). Основной архитектур­ный облик Самары определяют здания постройки 30-60-х гг. XX в.; музеи — краеведческий, художественный, лите­ратурно-мемориальный им. М. Горького. В Саратове примечательны памятники ар­хитектуры: Саратовский государствен­ный университет им. Н. Г. Чернышевско­го (начало XX в.), краеведческий музей (1886), Художественный музей им. А. Н. Радищева (XIX в.), Троицкий собор (конец XVII в.). Волгоград знаменит ан­самблем, посвященным героям Сталин­градской битвы на Мамаевом кургане.

Первые письменные упоминания об Астрахани относятся к XIII в. С 1557 г. Астрахань входит в состав Русского государства. Памятники архитектуры: Кремль (XVI-XVII вв.) с Успенским собором, подворье восточных купцов, римско-католический костел (XVIII в.). В Астраханском заповеднике, одном из самых старых в России, сохранились уни­кальные заросли лотоса.

§ 18. Волга

Подробное решение Параграф § 18 по географии для учащихся 9 класса, авторов А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким, Г.Я. Лисенкова, В.И. Сиротин 2016

Вопросы в начале параграфа

Можно ли считать, что Волга сыграла исключительную роль в судьбе Российского государства?

Вопросы и задания

1. Как и почему изменились природные особенности и хозяйственное использование Волги после создания Волжского каскада?

На Волге и Каме построен каскад из 11 ГЭС общей мощностью 13,5 млн кВт (35% мощности всех российских ГЭС). Возникли крупнейшие водохранилища — настоящие рукотворные моря. Благодаря им удалось покончить с разливами и наводнениями и сделать реку судоходной почти на всем протяжении. Кроме того, водохранилища позволили оросить многие засушливые земли и перейти к получению не зависящих от погодных условий урожаев.

2. Приведите доводы, подтверждающие роль Волги в хозяйственной жизни населения.

3. Какую роль сыграла Волга в истории России?

4. Аналогом Волги в США считают Миссисипи с ее притоками. Сравните эти две реки. В чем их сходство и различие?


По своей роли в жизни американского народа Миссисипи имеет такое же значение, как Волга для русского народа. Недаром индейцы, некогда жившие на ее берегах ,называли Миссисипи отцом вод.

5. Предложите свой особенный туристический маршрут по Волге, определив цель поездки.

Саратов – обзорная экскурсия с посещением отдельных объектов (музей А.Н. Радищева, Свято-Троицкий собор, Храм Утоли мои печали)

Казань – пешеходная улица Баумана, дворец Земледельцев, Кремль Казань, набережная «Кремлевская», Храм всех религий.

какую роль сыграла волга в истории россии? ответь плизззз

Великая русская река Волга с давних пор была известна грекам. Ра (что означало «Щедрая» ) — так называл Волгу греческий ученый Птолемей в своей «Географии» . Он жил далеко от Волги, на побережье Африки, в городе Александрии, но и туда доходили слухи о великой реке. Было это во II веке нашей эры.

Жившие на её берегах финские племена называли реку Волга — «Светлая» , «Блистающая» , а арабы в эпоху средневековья величали её «Ийшль» — «Река рек» . Некоторые географы считают, что название «Волга» произошло от русских слов «влага» , «вода» . Со словом Волга связаны целые страницы истории русского государства и его народа. Было время, когда задавленные поборами, согнанные с земли, голодные и обнищавшие, шли приволжские крестьяне к великой реке. Здесь сбивались они в артели и день-деньской тянули баржи по Волге и в дождь, и в снег, при зное и холоде. Это хорошо отражено на картине И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» . Этот каторжный труд не выдерживали даже самые сильные и многих прежде времени сводил в могилу. Зато другие наживали миллионы на их рабском труде. «Рекой рабства и тоски» называл Волгу Н. А. Некрасов.

«Выдь на Волгу, чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется,

То бурлаки идут бечевой» .

В отдельные годы в прошлом, когда зимой выпадало много снега, подъем уровня воды доходил у Волгограда до 10-14 м. Тогда река выходила из брегов и на десятки (20-30) километров затопляла прибрежные берега, села, луга, пашни. Но так было не всегда. Чаще же наблюдались периоды, когда воды было мало, и Волга сильно мелела летом.

В 1885 году на обложке журнала «Будильник» была изображена милая картина: на смертном одре лежит прекрасная женщина — это Волга. Рядом в калено преклонной позе рыдают её дочери — Ока и Кама. Опечаленные стоят у ложа умирающей — История, Торговля, Поэзия. Доктор разводит руками — ни чем де не могу помочь. Обмеление дошло до того, что выше Н. -Новгорода большие суда уже не ходили.

Много испытаний перенесла Волга и её города в годы гражданской войны и военной интервенции иностранных государств. Контрреволюционный мятеж в Самаре («поезда смерти») , военная угроза (1918г. ) Самаре и Симбирску теперь уже со стороны колчаковской армии. В боях за освобождение этих городов отличились части под командованием В. И. Чапаева. Ожесточенные бои шли и за Царицын, который являлся ключом к хлебным районам юга Росси и Бакинской нефти.

В первом полугодии 1918 года через Царицын было отправлено в Москву и Петроград 5037 вагонов продовольствия. Вот почему белогвардейцы рвались к Царицыну: они стремились лишить молодую Советскую Республику хлеба и топлива. Во второй половине 1919 года город был занят белогвардейскими войсками генерала Врангеля, где устроили жестокую расправу над защитниками. Жертвами террора стали 3,5 тыс. человек. В январе 1920 г. Красная Армия выбила войска из города. Для борьбы за Волгу и её города в годы Гражданской войны по предложению Владимира Ильича Ленина в апреле 1918 года была создана первая советская речная военная флотилия. Она состояла из речных судов и группы боевых кораблей, доставленных из Балтийского флота. Флотилия действовала на Волге и её протоках и вошла в историю как Волжская военная флотилия. При участии Волжской флотилии были разгромлены белогвардейские части под Свияжском, освобождены Казань, Сызрань, Вольск, Самара. В июле 1919 года она вошла в состав Волжско-Каспийской военной флотилии.

Три автомобиля, которые подозрительно похожи на нашу Волгу

С 1956 г. и почти до 70-х на ГАЗе выпускался автомобиль ГАЗ-21 «Волга», сменивший на конвейерах завода «Победу». Но уже в 1958 г. стартовали работы над следующим поколением «Волги», которая начала производиться только в 1966 г. и выпускалась до 1986 г. И эта машина — ГАЗ-24 не избежала судьбы предшественницы, в ее внешнем виде тоже угадывались очертания некоторых западных марок.

Ford Falcon 1963 года

Ford Falcon 1963 года

Ford Falcon 1963 года

Если рассматривать модели автомобилей, выпускающиеся по всему миру, в тот или иной отрезок времени, то нельзя не отметить их сходство. Форма фар, крыльев, обводы кузова всегда были подвержены автомобильной моде. И порой авторазработчики не чуждались копирования.

Работая над ГАЗ-24, конструкторы прежде всего вдохновлялись автомобилями Ford Falcon 1962-63 года и Plymouth Valiant. Особенно бросалось в глаза сходство с первым из автомобилей, в частности облицовкой радиатора и формой совмещенных с нею фар.

Но вместе с этим можно отметить похожесть 24-ой «Волги» и на купе или кабриолет Mustang.

Автомобили США того времени собирались на рамах. Это упрощало работу конвейера и придавало дополнительную жесткость конструкции тех же открытых кузовов. Именно так были собраны и Ford Falcon, и все варианты Mustang. «Волга» же отличалась несущим кузовом.

Chevrolet Chevy/Nova 1963 года

Chevrolet Chevy/Nova 1963 года

Chevrolet Chevy/Nova 1963 года

Порой сходство отечественной машины с каким-либо зарубежным аналогом обнаруживается в отдельных деталях.

Определить сегодня, были ли они скопированы или речь идет о случайном совпадении — вряд ли возможно. Но вздрогнуть, наткнувшись взглядом на «задок» американского раритета, отечественный автолюбитель может.

Китайский автомобиль Dongfanghong BJ760

Ford Falcon 1963 года

Ford Falcon 1963 года

Сегодня в свете развития китайской автопромышленности это кажется невозможным, но автомобиль ГАЗ-24 вполне мог выпускаться и на первом китайском автозаводе. Во всяком случае автомобиль ГАЗ-21 там точно выпускался.

Автомобиль успешно прошел испытания и по отзывам китайцев получился даже надежнее и экономичнее аналога. Внешне он, во всяком случае, от ГАЗ-21 ничем не отличался.

Но отношения с СССР у Китая испортились, и сотрудничество оказалось свернуто. Всего было выпущено чуть больше 200 машин, и ГАЗ-24 до китайского конвейера не добралась.

Главным остается другое — машина получилась удачной и популярной и долгое время считалась признаком успеха и немалого достатка.

"Стиляга" с волнистой обивкой

21-я "Волга" обладала не только щегольским внешним дизайном, но и богатым интерьером. Машина оборудовалась электрическим стеклоочистителем с двумя щётками, зеркалом заднего вида, двумя противосолнечными козырьками, отопителем и обогревателем ветрового стекла, пепельницей и прикуривателем. В панели приборов располагался ящик для мелочей и крепился портативный радиоприёмник с кнопочной настройкой. Панорамное ветровое стекло без обычной центральной стойки и широкое заднее окно обеспечивали водителю исключительный обзор - площадь остекления кузова у "Волги" была на 40 процентов больше, чем у её предшественницы "Победы". Передний диван раскладывался во вполне комфортабельную кровать площадью 2,7 квадратных метра.

Что касается "механики", то один из вариантов базовой комплектации предусматривал автоматическую коробку передач. В Москве на каждые 100 километров пути водителю "Победы" тогда надо было 125 раз включать первую передачу, 204 - вторую, 150 - третью, свыше 500 раз выжать педаль сцепления. Полезность автоматической коробки представлялась несомненной, и предполагалось, что в недалёком будущем она заменит механическую - так же, как в своё время стартёр заменил заводную рукоятку 1 . Однако уже в 1957-м планы выпуска таких машин пришлось скорректировать в сторону снижения (до 10-15 процентов от общего количества): обслуживать их могли только в Москве, Ленинграде и Горьком. Спустя ещё год их доля не доходила и до 3 процентов. Точно так же в 1960-м пришлось отказаться от централизованной системы смазки.

Экспортные машины оснащались комплектом улучшенной отделки (с дополнительными хромированными и нержавеющими деталями) и форсированным двигателем. В целях расширения экспорта советские конструкторы пытались учитывать особенности стран эксплуатации. Так, для того, чтобы машины "перестали бояться" тропиков, с 1959 года рулевые колёса стали изготавливать из термоустойчивой пластмассы, усилили стойкость деталей против коррозии, хромированные детали стали покрывать более толстым защитным слоем - и даже ввели в состав резины вещества, отпугивавшие москитов. Это позволило увеличить поставки в Индонезию, Бирму и Гвинею.

Тем не менее, по мнению знатока отечественного автопрома И. В. Падерина, рост продаж обеспечивался лишь за счёт "грандиозного демпинга" 4 . В СССР до денежной реформы 1961 года стоимость "Волги" составляла 17 400 рублей (при том, что средняя зарплата в промышленности в 1955 году составляла всего 711 рублей) 5 . Но на западном рынке эти машины среднего класса продавались по ценам миниатюрного "Фольксвагена-Жука" - прозванного "автомобилем для жён" и в 1956-м стоившего в США всего 1280 долларов.

В свою очередь, это вызывало пристальный интерес к техническим характеристикам "Волги". Фотографии её опытных образцов и основные технические характеристики появились в английском журнале "The Motor" ещё в апреле 1955-го, спустя всего четыре дня после первой публикации в газовской многотиражке "Автозаводец". А в январе 1959 года американский журнал "Speed Age" опубликовал результаты теста ГАЗ-21. Прежде всего американцы обратили внимание на плохую обработку деталей: "Русские ещё не научились штамповать абсолютно гладкие поверхности". Например, желобок для стока воды по краю крыши выглядел, по их мнению, так, "будто какой-то подмастерье пытался сделать его из длинной полосы металла, стучал молотком, гнул и паял, но получилось так плохо, что даже краска не может скрыть результат". Отмечалось также, что "отделка дверей, краёв и стыков так же отвратительна, как и некоторые участки сварки", а внутренние панели дверей и обшивка вокруг окон пригнаны плохо. Критиковали и конструктивное решение панели приборов: "Воздушная заслонка справа от центральной оси передней панели так же неудобна, как и прикуриватель. Они расположены по обе стороны от часов. При аварии эти две торчащие кнопки оторвут большую часть того, кто полетит через ветровое стекло" (ремни безопасности в ГАЗ-21 не предусматривались). Местонахождение пепельницы (справа под часами) заставляло водителя отказаться от её использования - иначе ему пришлось бы стряхивать пепел на колени пассажиру. Эти промахи в США объясняли желанием иметь всё, как у Запада при незнании, "как это сделать и зачем это нужно" 6 .

Критике были подвергнуты и динамические качества "Волги". На испытаниях в Крыму летом 1955 года опытные образцы ГАЗ-21 разгонялись до сотни за 35 секунд. Американские же автожурналисты назвали "очень медлительным" разгон до 100 км/ч даже за 28 секунд. Общий вывод по результатам теста был неутешителен: "Волга" больше соответствовала репутации крепких русских танков. Это делало её экспорт маловероятным.

Но не сгустили ли авторы краски? Может быть, капиталистический производитель действительно опасался конкуренции советского автопрома? Ведь в отечественной литературе 21-я "Волга" заслужила репутацию машины добротной, с высокими ходовыми качествами, не уступавшей, а по прочности, долговечности и проходимости даже превосходившей зарубежные аналоги. Отмечалось также, что по ГАЗ-21 завод получал "рекордно малое" количество рекламаций.

Однако, по свидетельству главного инженера завода Н. И. Борисова, за первое полугодие 1959-го процент рекламаций по "Волге" (10,98) оказался выше, чем у других моделей (по ГАЗ-12 - 5,56; по ГАЗ-51 - 0,38; по ГАЗ-63 - 0,17). И это без учёта данных об оказании заводом технической помощи потребителям за пределами срока гарантии (составлявшего всего 6 месяцев). В первом полугодии 1959 года у 2,7, а в первом полугодии 1960-го у 3,7 процентов собранных ГАЗ-21 пришлось заменить агрегаты и узлы (чаще всего меняли двигатели Заволжского моторного завода). За 1-й и 2-й кварталы 1960-го потери от брака по заводу достигли 0,56 процентов себестоимости валового выпуска; по некоторым деталям брак составлял до 40-50 процентов 7 . Поскольку значительная часть складских помещений оказывалась занята неликвидами, некоторые материалы и готовые изделия хранились на открытых площадках - подвергаясь порче от дождя и снега. Комиссия советского контроля обнаружила множество новых деталей, затоптанных в грязь вдоль подъездных железнодорожных путей…

Некачественную продукцию зачастую поставляли и смежники (а ГАЗ получал более чем от 200 предприятий около 12 000 наименований изделий). В 1961-м 33,8 процента рекламаций (2068) пришлось именно на продукцию смежников. Из цехов вернули 65 965 бракованных изделий - в частности, замки кузовных дверей производства Павловского автобусного завода и гнутые стёкла Борского завода (имевшие отклонения по геометрическим размерам) 8 .

Среди основных дефектов ГАЗ-21 в 1957-1959 годах отмечались недостаточная герметичность кузова, обрыв шатунов, плохая работа замков дверей и крышки багажника, отказы стеклоочистителей, радиоприёмника, некачественная окраска, самопроизвольное растрескивание панорамного лобового стекла, течь тормозной жидкости, попадание масла в систему охлаждения, а воды - в картер двигателя. Развал передних колёс не поддавался регулировке из-за неправильного подбора рессор по упругости (что, в свою очередь, влекло значительный износ резины). Из-за недостаточного натяжения оттяжных пружин не отбрасывались педали тормоза и сцепления.

Между тем завод не имел отдельных законченных технологических процессов изготовления и сборки экспортных машин (эти последние имели лишь некоторые конструктивные и технологические отличия). И "Волги" для западных покупателей отбирались из общего потока.

Возможно, производственные дефекты "Волги" в тот период были проявлением "болезни роста". ГАЗ-21 проектировался по инициативе конструкторско-экспериментального отдела и длительное время считался инициативной работой - не планировавшейся и не контролировавшейся вышестоящими организациями. Да и после появления директивных указаний среди сотрудников НИИ, Министерства автомобильной промышленности и специалистов завода вовсю шла дискуссия о целесообразности выпуска такой машины. Освоение кузова "Волги" происходило на новых площадях, с применением непривычной технологии, кадрами недостаточно высокой квалификации (опытные работники были заняты выпуском ГАЗ-20 и ГАЗ-12 - "Победы" и "ЗИМа"). Одновременно ГАЗ проектировал и изготавливал оснастку и подготавливал производство кузовов "Москвича" и "Запорожца" и других машин (силосоуборочного комбайна, разбрасывателя удобрений и др.) по разовым заданиям министерства (с 1957 года - совнархоза). Технические службы занимались освоением новых моделей - ГАЗ-13 "Чайка" и грузовика ГАЗ-62. В итоге доработка конструкции и освоение "Волги" велись в условиях разобщённости коллектива, когда не существовало "твёрдого мнения, характеризующего техническую политику в отношении этого автомобиля" 10 . А между тем заводу предстояло освоить производство нового двигателя, автоматической коробки передач, новые технологии антикоррозийного покрытия и окраски кузова…


Фото: Майкл Львовски (из архивов А. Лысякова, ЦОС ГАИ Крыма)

Однако качество сборки оставалось низким. За девять месяцев 1959 года на дефектную площадку для замены агрегатов и узлов (в том числе 215 двигателей) было направлено 540 "Волг" - 1,9 процента выпуска. Общая культура производства (главным образом, сборки) находилась на низком уровне - что сказывалось на товарном виде "Волги" и снижало её конкурентоспособность на внешнем рынке.

Валютные потери заставили правительство обратить внимание на производство экспортных автомобилей на ГАЗе. По результатам проверки Комиссии советского контроля её инспекторы предложили объявить выговор председателю Горьковского совнархоза Герасимову, произвести на директора ГАЗа Киселёва денежный начёт в размере трёхмесячного оклада (15 000 рублей) и освободить от должности начальника отдела технического контроля Чинченко. Постановление Горьковского совнархоза от 30 июля 1959 года требовало устранить все дефекты на экспортных ГАЗ-21 к 15 ноября. Но из утверждённого директором ГАЗа перечня из 30 недостатков, подлежащих немедленному устранению, 15 ещё год спустя по-прежнему вызывали нарекания потребителей (негерметичность кузова в районе багажника и переднего и заднего стекла, нечёткая работа замков дверей и крышки багажника и др.).

По итогам проведённой в 3-м квартале 1959 года Государственной инспекцией по качеству экспортных товаров Министерства внешней торговли СССР выборочной проверки 263 "Волг", принятых ОТК завода и предназначенных для поставки в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу, Чехословакию и Финляндию, 21 автомобиль не был допущен к отгрузке из-за производственных дефектов. У машин не были отрегулированы дверные замки, сами двери закрывались туго, резиновый уплотнитель прилегал к ветровому стеклу неплотно, пружины крышки багажника скрипели, правая задняя дверь задевала за центральную стойку, а лючок крыльевого бензобака - за крыло, внутренняя обивка оказывалась неаккуратно заправлена под молдинги и т. д. Для неизбалованного советского автолюбителя все эти недостатки могли показаться несущественными, но Запад - даже дружественно настроенный - жил по другим потребительским стереотипам. Даже после улучшения качества сборочных и отделочных операций товарный вид "Волги" отставал от конкурентов на мировом рынке из-за низкого качества ткани, резины, красок. И совершенно очевидно, что именно претензии западных потребителей к качеству "21-й" послужили катализатором для её масштабной конструктивной переработки.

За первое полугодие 1960-го в ГАЗ-21 внесли 53 изменения технологического и конструктивного характера. Для изучения и устранения конкретных недостатков на заводе работали 27 комплексных бригад. Приказом по заводу от 5 февраля 1960 года был объявлен конкурс на лучшее рационализаторское предложение по улучшению качества деталей и узлов ГАЗ-21. В порядке подготовки к заводской конференции по качеству проводились цеховые и корпусные собрания и конференции, на которых было принято 207 рекомендаций по улучшению качества и снижению брака13. Можно сказать, что "Волга" завладела умами автозаводцев. Только в кузовном корпусе действовали 36 комплексных бригад, состоявших из новаторов производства, технологов, конструкторов, работников ОТК (всего около 350 человек), которые внесли 333 существенные поправки в детали кузова - позволившие улучшить геометрию его узлов и работу замков дверей.

Усилили и контроль за качеством производства. ОТК ежеквартально проводил контрольные испытания и ежемесячно - проверочные испытания автомашин и запчастей, предназначенных на экспорт, и контрольную разборку машин. При разборке "Волги" (уже следующей модели, универсала ГАЗ-22) в январе - феврале 1964 года было выявлено только 158 недостатков и отклонений против 231 в 1963-м, причём более половины из них относились к отклонениям от требований чертежей и к небрежному исполнению операций 14 . Производились и контрольно-выборочные разборки основных узлов машины.

Фото: Gwafton/wikipedia.org

К середине 1960 года в СССР и зарубежных странах эксплуатировалось около 95 тысяч "Волг". К этому времени, считал главный конструктор ГАЗа А. Д. Просвирнин, машина уже не имела массовых изъянов, способных хоть в какой-то мере повлиять на её эксплуатационные качества. Комиссия совнархоза, выборочно проверявшая в апреле 1960-го качество производства и сборки, не выявила ни одного из отмечавшихся ранее серьезных дефектов. Правда, она отметила около 60 "несущественных" недостатков - следы рихтовочного инструмента, волнистость обивки, выступание головок гвоздей из декоративных кантов, масляные потёки из-под пробки амортизатора 15 .

Данные по 325 ГАЗ-21 выпуска 1959 года, эксплуатировавшимся в таксомоторных парках Москвы, показали, что средний их пробег до капитального ремонта составил 217 тысяч километров 16 . После проведённой в конце 1950-х - начале 1960-х модернизации завод внёс в "Технические условия" новый норматив такого пробега - 200 тысяч километров, - а также увеличил срок гарантии с 6 до 12 месяцев. Правда, таксисты по-прежнему продолжали называть "Победу" "работягой", а "Волгу" - "стилягой", - подразумевая, что машина-то, конечно, красивая, но слишком много дефектов. Автомобиль при этом оказался массовым - до июля 1970 года, когда с конвейера в Горьком сошла последняя машина этой модели, было выпущено 639 478 автомобилей. И в народной памяти "Волга" ГАЗ-21 осталась всё-таки "гордостью страны", недостижимой для многих мечтой, образом своей противоречивой эпохи.

г. Санкт-Петербург

Примечания
1. Полынин В. "Волга" держит экзамен// Огонёк. 1955. № 28. С. 20.
2. ГАРФ. Ф. 9477. Оп. 1. Д. 293. Л. 4.
3. Горьковский автомобильный: очерк истории завода. М. 1964. С. 274, 277.
4. Падерин И. В. 21. Большая книга о машине грёз. М. 2007. С. 24.
5. Статистическая таблица ЦСУ СССР "Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства СССР"//Советская жизнь, 1945-1953. М. 2003. С. 501.
6. Цит. по: Падерин И. В. Указ. соч. С. 134-137.
7. Борисов Н. И. За высокое качество продукции, за честь заводской марки// Материалы к заводской конференции по качеству продукции. Горький. 1960. С. 4-5. 8. Тезисы докладов конференции по улучшению качества продукции ГАЗ. Горький. 1964. С. 61.
9. ГАРФ. Ф. 9477. Оп. 1. Д. 293. Л. 3-4.
10. Там же. Л. 38.
11. Автозаводец. 2011. 20 августа.
12. Невзоров А. М. Воспоминания// Падерин И. В. Указ. соч. С. 305.
13. Борисов Н. И. Указ. соч. С.10.
14. Тезисы докладов конференции… С. 8, 10.
15. Просвирнин А. Д. За дальнейшее конструктивное улучшение автомобилей ГАЗ // Материалы к заводской конференции… С. 19.
16. Тезисы докладов конференции… С. 29.

Читайте также: