Аудиторская организация согласовывает положения общего плана и программы аудита с руководителем ауди

Обновлено: 05.07.2024

Подготовка аудиторской проверки

В процессе подготовки к аудиторской проверки аудиторы определяют формы и методы аудита в соответствии с федеральными и внутрифирменными стандартами аудита.

Подготовка аудиторская проверки включает в себя несколько этапов.

ЗНАКОМСТВО АУДИТОРА С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КЛИЕНТА

Аудитор должен получить максимально полную и правдивую информацию о деятельности потенциального заказчика. Это необходимо, в первую очередь, для оценки возможности исполнения заказа (наличие квалифицированных кадров в компании либо привлечение со стороны), расчета временных и материальных затрат на проведение аудита.

  • региональные и отраслевые особенности деятельности клиента (географические, экономические, налоговые условия региона);
  • финансовое положение клиента (платежеспособность, возможности преодоления экономического кризиса);
  • организационные и технологические особенности деятельности клиента (для понимания формирования себестоимости выпускаемой продукции);
  • информация об уровне квалификации сотрудников, отвечающих за формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • уровень автоматизации учетных процессов (какая бухгалтерская либо управленческая компьютерная система используется для управленческого и бухгалтерского учета);
  • деятельность клиента на рынке ценных бумаг (операции с финансовыми векселями, акциями);
  • организация системы внутреннего контроля;
  • информация о финансовых обязательствах клиента;
  • материалы судебных разбирательств, в которых участвует клиент.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

Для того чтобы в установленные сроки качественно провести аудиторскую проверку клиента, необходимо составить продуманный план предстоящих работ. Планирование аудита – трудоемкий процесс, который может занимать до 20% общего времени, затраченного на проверку. Аудитором составляется график проведения проверки (по согласованию с проверяемой компанией), формируется состав специалистов, входящих в аудиторскую группу.

Затем формируется программа аудита, в которой учитывается характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. В программу аудита включаются проверяемые задачи аудиторской проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и время, запланированное на выполнение процедуры аудита.

Общий план аудита и, соответствующая ему программа аудита, могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться.

Аудитором должны быть раскрыты в программе аудита «узкие» места, в которых существуют значительный риск искажения статей бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента. Для этого аудитором должны быть выбраны соответствующие аналитические процедуры, которые позволят снизить риск необнаружения суще­ственных ошибок. При необходимости аудитор может привлечь к проверке других аудиторов, обладающих специальными познаниями в данной области или экспертов.

При разработке программы аудиторской проверки необходимо учитывать:

  • деятельность компании (общие экономические факторы и условия в отрасли, в которой осуществляет деятельность проверяемая компания, общий уровень компетентности руководства);
  • системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля (учетная политика и ее изменения, влияние принятых новых правил в части бухгалтерского учета на отражение в финансовой отчетности результатов деятельности проверяемой компании);
  • планы использования в процессе аудита тестов средств контроля и процедур проверки по существу.

Программа аудиторской проверки должна быть документально оформлена, каждая задача проверки обозначена номером или кодом.

План и программа аудита


Планирование — обязательный этап в процессе подготовки и проведения любого вида аудита (финансового, кадрового, инвестиционного, технического, промышленного и др.). Документами планирования являются планы, графики, программы и т. д. У каждого такого документа свое назначение. Например:

  • План содержит описание областей проверки, сроки ее проведения, составы групп исполнителей и их распределение по участкам контроля.
  • В программах аудита расписываются процедуры, которые проводятся на конкретном участке контроля.

Требования к составу, содержанию и форме документов планирования, а также описание технологии их составления содержатся в разных документах в зависимости от вида аудита. Это могут быть международные или утвержденные на федеральном уровне стандарты (правила), ГОСТы, внутренние инструкции компаний и предприятий.

Об особенностях проведения разных видов аудита рассказывают материалы нашей одноименной рубрики, например:

  • «Аудит материально-производственных запасов»;
  • «Порядок проведения аудита кассовых операций».

Провести аудит основных средств, в т. ч. с учетом сложной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, вам помогут разъяснения профессионального аудитора. Посмотреть их можно в КонсультантПлюс, бесплатно получив пробный полный доступ к системе.

Далее подробнее остановимся на документах планирования независимого аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Разбираемся с терминами: МСА или ФПСАД

Как составить план и программу аудита бухгалтерской отчетности? Прежде чем искать ответ на этот вопрос, разберемся с терминологией.

Планирование в этой области аудита до 2017 года происходило по отечественным правилам. Без предварительно разработанных плана аудита и программы аудита не проводилась ни одна аудиторская проверка. Общий план аудита и программа аудита составлялись по нормам Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности (ФПСАД) № 3 «Планирование аудита». Каждому документу был посвящен отдельный раздел:


В настоящее время отечественные стандарты аудита отменены. Аудиторская деятельность, в том числе процедуры планирования аудита, осуществляется по МСА — Международным стандартам аудита (п. 1 ст. 7 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Такие понятия, как «общий план аудита» и «программа аудита», в МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» отсутствуют (введен в действие в РФ приказом Минфина от 09.01.2019 № 2н). Стандарт оперирует терминами «общая стратегия аудита» и «план аудита»:


Таким образом, применение привычного для практикующих аудиторов и студентов финансовых вузов термина «общий план аудита» некорректно. Программы аудита по-прежнему разрабатываются и используются, хотя в МСА 300 они не упомянуты.

О планировании в различных сферах деятельности рассказывается в материалах:

  • «План контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю»;
  • «Как составить план мероприятий по охране труда — образец».

Для чего составляются общая стратегия и план аудита

Общая стратегия и план аудита обязательно включаются в состав аудиторской документации. Процессу их оформления предшествуют:

  • обсуждение стратегии аудита;
  • составление перечня необходимых аудиторских процедур;
  • распределение задания между членами аудиторской группы;
  • утверждение временных рамок выполнения этапов аудиторского задания.

Составлению плана всегда предшествует разработка общей стратегии аудита. Что она включает, смотрите на рисунке:


Из содержания ныне не действующего п. 8 ФПСАД № 3 следует, что общий план проведения аудита составляется для определения предполагаемых объемов и порядка проведения аудиторской проверки. Международные стандарты предусматривают следующее назначение для плана аудита (п. 9 МСА 300):


Как по отечественным, так и по международным стандартам план аудита описывает характер, сроки и объемы аудиторских процедур, выполняемых членами аудиторской группы.

В целом планирование — продолжительный циклический процесс, длящийся на протяжении всей аудиторской проверки. К примеру, на предварительном этапе планирования производится оценка рисков. Результат такой оценки влияет на характер, объем и сроки последующих аудиторских процедур. Поэтому запланировать их ранее, чем будут оценены риски, невозможно. Кроме того, часть последующих аудиторских процедур (по оценке отдельных видов операций, остатков по счетам и раскрытия информации) можно начать до начала всех остальных аудиторских процедур.

Как выглядит заполненный образец стратегии и плана аудита (пример)

Универсальных способов заполнения бланков стратегии и плана аудита не существует, так как каждое предприятие (аудируемое лицо) обладает специфическими особенностями и требует персонального подхода, оценки рисков и формирования ресурсов для проведения аудита. Как может выглядеть стратегия аудита, смотрите на рисунке:


После того как будет утверждена общая стратегия аудита, разрабатывается план. Пример плана аудита (выдержку) смотрите на рисунке:


В интернете можно встретить заполненные образцы общего плана аудита, но признать их актуальными затруднительно, так как понятие «общий план аудита» и правила его составления регламентированы не действующим в настоящее время стандартом.

На нашем сайте вы найдете актуальные образцы бухгалтерских и кадровых документов, налоговых деклараций, отчетов и регистров:

  • «Положение о персональных данных работников»;
  • «Журнал учета трудовых книжек».

Итоги

Планирование является важным этапом любой аудиторской проверки. При проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности его проводят исходя из требований международных стандартов аудита. Процесс планирования подлежит документированию, в том числе обязательно оформляются план и общая стратегия аудита. У каждого документа свое назначение. Для каждого аудируемого лица документы составляются персонально с учетом потенциальных рисков и последующих аудиторских процедур.

Шпаргалка по аудиту.

31. ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ОБЩЕГО ПЛАНА И ПРОГРАММЫ АУДИТА.

Начиная разработку общего плана и программы, аудиторская организация должна основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

С помощью проведения аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В процессе подготовки общего плана и программы аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля и производит оценку ее риска (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет такую информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

При подготовке общего плана и программы аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Составляя общий план и программу, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит ей точнее определить объем и характер процедур.

Аудиторская организация может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом она является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с общим планом и программой.

Результаты проводимых организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса проверки.

По существу программа аудита является более детальным развитием плана аудита для полного сбора информации, достаточной для составления обоснованного и объективного заключения о проверяемых субъектах в соответствии с договором. Программа аудита составляется в виде производственного задания и утверждается руководителем аудиторской фирмы. В программе детально описываются все процедуры, необходимые для реализации плана аудиторской проверки, а также цели и задачи по каждому участку проверки.

1.3. Планирование и программа производственного аудита

1.3. Планирование и программа производственного аудита

Порядок планирования аудита, в том числе и производственного, определяется правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита" [14,102,117].

Планирование способствует тому, чтобы важным областям производственного аудита было уделено необходимое внимание, выявлены потенциальные проблемы, работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.

При планировании производственного аудита аудиторской организации следует выделить следующие основные этапы:

а) предварительное планирование аудита;

б) подготовка и составление общего плана аудита;

в) подготовка и составление программы аудита.

Содержание предварительного планирования производственного аудита

На этапе предварительного планирования, аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и получить общую информацию о фирме, оценить возможность проведения аудита.

При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать:

  1. Бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита: подготовительного, основного и заключительного;
  2. предполагаемые сроки работы группы;
  3. количественный состав группы;
  4. должностной уровень членов группы;
  5. преемственность персонала группы;
  6. квалификационный уровень членов группы.

Принципы подготовки общего плана и программы аудита

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.

Планируя аудиторский риск, аудиторская организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта. С помощью установленных рисков и уровня существенности аудиторская организация выявляет значимые для аудита области и планирует необходимые аудиторские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленные при планировании.

Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит аудиторской организации точнее определить объем и характер аудиторских процедур, аудиторская организация, если сочтет это целесообразным, может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом аудиторская организация является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с данным общим планом и данной программой.

Результаты проводимых аудиторской организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса аудита.

Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется предусмотреть:

  • формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
  • распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
  • инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
  • контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
  • разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
  • документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.

В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

  • описывать сущность процедур, отражая важные детали, давать инструкции членам аудиторской команды;
  • отражать продолжительность проверки и ожидаемый срок выполнения;
  • содержать следующую информацию по каждой процедуре:
    • ссылку на рабочие документы, отражающие полученное доказательство;
    • инициалы члена аудиторской команды, выполняющего работу;
    • дату окончания работы;
    • информацию о выявленных исключениях из правил и их разъяснение.

    По окончании процесса планирования, аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.

    Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом разработано техническое задание на проведение обязательного аудита федеральных государственных унитарных предприятий и организаций, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации. При этом сформулированы и задачи производственного аудита- Таблица 3.

    Сочетание внешнего аудита с системой внутреннего аудита компании

    Проведение внешнего аудита финансовой отчетности является важнейшим элементом общей системы контроля, осуществляемого собственниками (акционерами) за деятельностью исполнительного руководства компании. При этом внешние аудиторы могут использовать результаты работы функционирующей у клиента системы внутреннего аудита. В статье показаны основные принципы организации взаимодействия между внешними и внутренними аудиторами.

    Внешний аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности согласно правовым актам Российской Федерации на основании заключенного с ним договора. Целью внешнего аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", с изм. и доп. на 02.02.2006).

    Для российских компаний, котирующих свои акции на российских фондовых биржах, действуют нормы Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФСФР России от 15.12.2004 N 04-1245/пз-н (в ред. от 12.01.2006): для прохождения листинга и включения ценных бумаг в котировальные списки фондовой биржи эмитент должен иметь годовую финансовую (бухгалтерскую) отчетность, подготовленную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и/или с общепринятыми принципами бухгалтерского учета (US GAAP).

    Для целей внешнего аудита используются Международный стандарт аудита (далее - МСА) 210 "Условия аудиторских заданий" и разработанное на его основе Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 12, утвержденное Постановлением Правительством Российской Федерации от 07.10.2004 N 532.

    Российское законодательство пока не требует организации внешнего аудита финансовой отчетности компаний в соответствии с МСФО (US GAAP). Поэтому в традиционной системе корпоративного управления компаний, особенно не имеющих международных листингов ценных бумаг и корпоративных займов, вопрос о назначении внешнего аудитора для проведения соответствующего аудита принимается советом директоров, а в некоторых случаях - исполнительным руководством компании.

    В такой ситуации совету директоров и исполнительному руководству компании есть смысл рассмотреть возможность назначения единого внешнего аудитора на аудит финансовой отчетности, подготовленной по российскому законодательству и по МСФО (US GAAP). Удобство объединения этих работ сократит время на координацию аудиторских проверок и позволит избежать разночтений в интерпретации разных элементов отчетности, включая учет по статьям, связанным с налоговыми платежами, активами и обязательствами.

    Российские компании для выполнения такой задачи чаще всего привлекают международные аудиторские организации, стоимость работ которых гораздо выше стоимости работ российских аудиторских компаний. Для оптимизации стоимости данных услуг возможно использовать взаимодействие внутреннего и внешнего аудиторов, включающее изучение и оценку внешним аудитором эффективности системы внутреннего аудита компании (далее - СВА) при планировании аудита, а также привлечение внутренних аудиторов непосредственно к работе внешних аудиторов.

    Для целей внешнего аудита применяются также МСА 610 "Рассмотрение работы внутреннего аудита" и российское Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита", одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 27.04.1999, Протокол N 3, которое действует до утверждения Правительством Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

    Следует отметить, что при проведении аудиторской проверки аудиторские организации вправе самостоятельно определять формы и методы проведения аудита, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (п. 1 ст. 5, п. 7 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).

    Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).

    Сотрудничество между внешними и внутренними аудиторами осуществляется на различных этапах работы.

    Внешний аудитор и руководство аудируемой компании должны достичь согласия в отношении условий проведения внешнего аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре об оказании аудиторских услуг.

    Аудиторская организация направляет клиенту письмо, содержащее сформулированные задачи по проведению внешнего аудита. В случае согласия с предложенными условиями заключается договор об оказании аудиторских услуг, в котором может быть отражена возможность привлечения к работе внутренних аудиторов, а также других сотрудников компании. В предмете договора об оказании аудиторских услуг наряду с другими обязательными условиями фиксируются сфера аудиторских услуг и их объем (п. 3.3.1 Правила (стандарта) аудиторской деятельности "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг", одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20.10.1999, Протокол N 6). В договоре также может быть указано, что сотрудником, уполномоченным представлять исполнительное руководство компании во время проведения внешнего аудита, является руководитель СВА.

    На этапе планирования аудиторской проверки внешний аудитор должен составить общий план и программу проверки.

    При разработке общего плана аудита внешнему аудитору необходимо принимать во внимание имеющиеся подразделения СВА компании и их возможное влияние на процедуры внешнего аудита.

    В процессе подготовки программы аудита внешний аудитор учитывает свои оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также помощь, которую он предполагает получить от компании, в частности использование результатов работы СВА при проведении внешнего аудита.

    Внешний аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана внешнего аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками (ими являются и внутренние аудиторы), а также с членами совета директоров компании для повышения эффективности внешнего аудита. Внешний аудитор несет ответственность за правильность и полноту общего плана и программы внешнего аудита. При этом используются п. п. 7, 9, 11 МСА 300 "Планирование" и разработанное на его основе Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 3 "Планирование аудита", утвержденное Постановлением Правительством Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 (в ред. от 16.04.2005).

    Внешний аудитор должен сформировать мнение о деятельности СВА, необходимое для планирования предстоящей проверки. Для этого внешний аудитор составляет программу оценки деятельности СВА, а затем отражает в своей рабочей документации выводы, касающиеся конкретной работы внутренних аудиторов, которая была протестирована, изучена и оценена.

    Конечно, степень взаимодействия внешнего и внутреннего аудиторов зависит от позиции руководства организации, осуществляющей внешний аудит. Внешний аудитор не обязан вступать в прямой контакт с внутренним аудитором (обсуждение), ограничивая общение письменными запросами информации, необходимой для формирования мнения и оценки эффективности СВА компании. Если такая информация внешним аудитором не запрашивается, то это свидетельствует о принятии внешним аудитором решения вообще не оценивать работу СВА.

    Следует отметить, что нарушение положений федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности внешним аудитором, выразившееся в игнорировании оценки СВА, а также выражение мнения об эффективности работы внутреннего аудитора и использования результатов внутреннего аудита для целей внешнего аудита, могут служить основанием для обращения аудируемой компании в уполномоченный федеральный орган (или профессиональное аудиторское объединение, в котором состоит внешний аудитор) для проведения проверки качества работ внешнего аудитора и принятия соответствующих мер (п. п. 2, 4 ст. 14, п. 2 ст. 18, п. п. 4, 5 ст. 20, п. 1 ст. 21 Закона N 119-ФЗ). В качестве мер ответственности применяются приостановление или аннулирование аудиторской лицензии, исключение из профессионального объединения без права вступления в какое-либо другое.

    Если же информация о работе внутреннего аудита запрашивается, но исполнительное руководство компании отказывается ее предоставить, то такая ситуация может классифицироваться внешним аудитом как непредставление информации и ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению при проверке (п. п. 2.2 и 2.3 ст. 6 Закона N 119-ФЗ). Свои выводы об этом внешний аудитор отражает в рабочей документации.

    Предоставление информации для оценки СВА

    Внешний аудитор обычно запрашивает информацию, подтверждающую следующее.

    Организационный статус: положение СВА в системе управления компании, ее возможности и способность соблюдать объективность и независимость, наличие или отсутствие иных обязанностей; ограничения, накладываемые руководством и (или) собственниками компании на внутренний аудит.

    Компетентность: профессиональное образование и навыки (опыт работы) аудиторов; система найма, обучения и повышения квалификации внутренних аудиторов, степень понимания ими стоящих задач и проблем.

    Профессиональный уровень: состояние планирования, контроля и документирования работы СВА; наличие и содержание соответствующих внутренних стандартов по аудиту, составлению рабочих программ и оформлению рабочей документации.

    Функциональные рамки: содержание и объем работы, которую выполняет внутренний аудитор.

    Уровень значимости: отношение к рекомендациям внутреннего аудитора со стороны исполнительного руководства и (или) собственников компании.

    Информация для внешнего аудитора может предоставляться в виде копий документов внутреннего аудита (положение о внутреннем аудите, внутренние стандарты аудита) и/или в виде справок.

    После предварительной оценки деятельности СВА на стадии планирования руководство организации, осуществляющей внешний аудит, должно решить, может ли быть использована работа внутренних аудиторов для целей внешнего аудита. В случае положительного решения эта организация определяет содержание, сроки и объем проверок практической работы СВА. Такие проверки могут включать тестирование объектов, уже проверенных внутренним аудитором, исследование других интересующих объектов, наблюдение за процедурами внутреннего аудита, иные приемы анализа по усмотрению внешнего аудитора.

    Объем и стоимость работ по формированию оценки СВА на стадии планирования внешний аудитор учитывает в договоре об оказании аудиторских услуг (обычно в составе работ для выполнения процедур по оценке аудиторского риска). Дополнительная смета (стоимость дополнительных работ) представляется на рассмотрение комитету по аудиту и руководству компании. Разовое увеличение стоимости аудиторских услуг утверждает совет директоров (в очной или заочной форме). Порядок таких действий должен быть отражен в договоре об оказании аудиторских услуг.

    Внешний аудитор делает вывод о невозможности использования внутреннего аудита для целей внешнего аудита, если:

    • руководство аудируемой компании отказалось предоставить информацию о работе СВА (например, по причинам стремления сохранить конфиденциальность, нежелания нести большие дополнительные расходы и т.п.);
    • внешний аудит после проведения предварительной оценки счел организацию работы СВА недостаточно эффективной.

    Подготовка информации для комитета по аудиту совета директоров и исполнительного руководства компании

    Если внешним аудитором принято решение не использовать работу СВА для целей внешнего аудита, то он готовит и направляет информацию об этом комитету по аудиту совета директоров и исполнительному руководству компании с указанием причин, повлиявших на такое решение. Если внешний аудит провел предварительную оценку СВА, то комитет по аудиту и исполнительное руководство компании должны быть информированы о любых обнаруженных факторах, которые могут быть использованы для повышения эффективности и результативности работы внутреннего аудита в будущем. В данном случае внешний аудитор выполняет роль независимого оценщика организации работы внутреннего аудита в компании.

    Представление рабочих материалов внутреннего аудита

    Если внешний аудитор решил использовать внутренний аудит и исполнительное руководство компании поддерживает данное решение, то внешний аудитор знакомится с рабочими документами по внутреннему аудиту и должен убедиться в том, что:

    • соответствующие программы и объем работы внутренних аудиторов отвечают целям внешнего аудитора;
    • внутренние аудиторы работают по плану, результаты документально оформляются;
    • выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованы и соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов, подготовленных внутренними аудиторами, отвечает результатам выполненной ими работы;
    • зоны повышенных рисков, известные сотрудникам компании, учитываются при планировании работ и проверяются внутренним аудитором;
    • руководство и (или) собственники компании конструктивно относятся к замечаниям, предложениям и вопросам, подготовленным внутренними аудиторами, т.е. принимаются соответствующие решения.

    На данном этапе внешний аудит получает доступ к планам и программам работ, отчетам внутренних аудиторов и может оценить эффективность решений исполнительного руководства компании, принятых для устранения нарушений, совершенствования систем внутреннего контроля и управления рисками компании. По результатам выполнения задач данного этапа внешний аудитор должен сформировать окончательное мнение о возможности использования результатов работы внутренних аудиторов для целей внешнего аудита.

    Организация совместных действий

    Для эффективного использования внутреннего аудита в ходе проверки внешнему аудитору следует:

    • рассмотреть план и результаты работы СВА за интересующий период и провести их обсуждение на возможно более ранней стадии внешнего аудита с целью определения объема и содержания работ, проведенных внутренними аудиторами, перечня и причин выявленных нарушений;
    • установить периодичность и сроки бесед с внутренними аудиторами с целью уточнений программы совместной работы;
    • определить методологию и технологию проведения (программу участия внутренних аудиторов), а также порядок документального оформления работы внутренних аудиторов.

    Внешний аудитор должен заново оценить аудиторский риск с учетом эффективности работы СВА и анализа отчетов внутренних аудиторов за интересующий период. Чем выше эффективность работы СВА, тем ниже должен стать уровень аудиторского риска внешнего аудитора и соответственно меньше процедур внешнего аудита потребуется для проведения проверки.

    На данном этапе внешнему аудитору необходимо пересмотреть план и программу проверки с учетом предполагаемого использования внутреннего аудита и/или непосредственного участия внутреннего аудита в проверке. Такие изменения в документах возможны, так как общий план и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе внешнего аудита. Планирование внешним аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу проверки должны быть документально зафиксированы внешним аудитором на основании п. 12 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности N 3 "Планирование аудита".

    Информация о достигнутых договоренностях по изменениям плана и программы проверки, а также снижении стоимости договора доводится до сведения членов комитета по аудиту совета директоров компании.

    Если в ходе изучения практической работы СВА внешний аудитор обнаружил дополнительные факторы, которые могут быть использованы для повышения эффективности и результативности работы внутренних аудиторов в будущем, то соответствующая информация должна быть предоставлена комитету по аудиту и руководству компании.

    В процессе взаимодействия внешних и внутренних аудиторов внутренние аудиторы смогут приобрести полезные знания и соответствующие навыки. Внешние аудиторы смогут лучше понять особенности деятельности и хозяйственных операций компании, особенно крупных холдинговых структур, а также минимизировать аудиторский риск и количество повторных аудиторских процедур в ходе внешнего аудита. Такая практика становится особенно полезной, например при региональном расширении деятельности компаний (образование филиалов, дочерних компаний), составлении консолидированной финансовой отчетности.

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АУДИТОРОВ С РУКОВОДСТВОМ И ПЕРСОНАЛОМ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА В ХОДЕ ПРОВЕРКИ

    Разъяснения, получаемые аудиторской организацией от руковод­ства аудируемого субъекта, могут быть запрошены на этапе предва­рительного планирования аудита, подготовки общего плана и про­граммы аудита, непосредственно на этапе проверки — в ходе выпол­нения аудиторских процедур по существу и тестирования средств контроля, на этапе завершения аудита и подготовки аудиторского заключения. При этом аудиторской организации следует руковод­ствоваться федеральными правилами (стандартами) № 3 «Планиро­вание аудита», № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бух­галтерской) отчетности», № 13 «Обязанности аудитора по рассмот­рению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» и др.

    На разных этапах проверки аудиторской организации следует получать разъяснения от руководства аудируемого субъекта в сле­дующих целях;

    • в случае предварительного планирования аудита эти разъ­яснения могут быть использованы для подтверждения до­пущения непрерывности деятельности предприятия, а так­же для первичной оценки надежности систем бухгалтер­ского учета и внутреннего контроля аудируемого субъекта;

    • при подготовке общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятельно-

    сги аудируемого субъекта и особенностей его системы внутреннего контроля, а также получению оценок аудитор­ских рисков;

    • при тестировании средств контроля и выполнения ауди­торских процедур по существу такие разъяснения могут подтвердить или опровергнуть сделанные аудиторской ор­ганизацией выводы о надежности отдельных средств конт­роля, а также предоставить аудиторские доказательства в тех случаях, когда такие доказательства сложно или невоз­можно получить иными способами;

    • на этапе завершения аудита и составления аудиторского за­ключения такие разъяснения могут служить источником свидетельств о наличии существенных искажений бухгал­терской отчетности, а также свидетельств о возможном су­ществовании неопределенных обязательств.

    При этом аудиторской организации следует иметь в виду, что руководство аудируемого субъекта не вправе ограничивать круг вопросов, подлежащих аудиту. Порядок обращения аудиторской организации к руководству может быть оговорен при заключении договора на аудиторскую проверку, а также в письме о проведении аудита (федеральное правило (стандарт) № 12 «Согласование усло­вий проведения аудита»). В случае если такой порядок не оговорен, аудиторская организация вправе самостоятельно определить спо­соб обращения к руководству аудируемого субъекта в зависимости от степени важности, объема и содержания требуемой информа­ции. Таковыми могут быть как устное, так и письменное обраще­ние непосредственно к руководителю или представителям руко­водства проверяемого аудируемого субъекта как для получения информации от них самих, так и для содействия их в обращении аудиторской организации непосредственно к руководителям ни­зовых подразделений проверяемого аудируемого субъекта.

    При любой форме обращения аудиторская организация должна по возможности точно и конкретно сформулировать перечень не­обходимых сведений, которые предполагает получить или подтвер­дить, а также может снабдить свой запрос пояснениями, которые сочтет необходимыми.

    Аудиторская организация должна убедиться, что ее запрос пра­вильно понят. Свидетельством тому могут служить уточнение во­проса в устной беседе, а также анализ полученного ответа.

    При получении разъяснений аудиторская организация должна быть готова уточнить отдельные стороны ответа, для того чтобы иметь достаточную уверенность в том, что предоставленные ей разъяснения поняты и истолкованы ею правильно. Форма обра­щения аудиторской организации за уточнением может быть устной или письменной и выбирается самой аудиторской организацией.

    Общение с руководством аудируемого субъекта может осуще­ствляться как в устной форме во время посещения аудиторами этого субъекта, так и в письменной форме путем направления ау­диторской организацией запросов и других материалов на имя ру­ководства.

    При общении с руководством аудируемого субъекта аудитор­ская организация должна рассматривать полученную информацию с точки зрения ее уместности, надежности и достаточности, а так­же полномочий и компетентности лица, ее предоставившего.

    Отказ руководства аудируемого субъекта предоставить инфор­мацию по запросу аудиторской организации может непосредствен­ным образом повлиять на возможность аудиторской организации сформировать свое мнение. Аудиторской организации следует оце­нить степень влияния отказа руководства аудируемого субъекта в даче разъяснений по конкретному вопросу на выводы, которые она сделает по результатам аудита. В существенных случаях отказ ру­ководства аудируемого субъекта в предоставлении сведений по запросу аудиторской организации либо неполное предоставление таких сведений должно расцениваться аудиторской организацией как ограничение объема аудита и как фактор, который может при­вести к подготовке аудиторского заключения, отличного от безо­говорочно положительного.

    Аудитор должен получить письменные заявления от руковод­ства аудируемого лица, в которых руководство аудируемого лица:

    * подтверждает свои обязанности по внедрению и обеспече­нию эффективности системы бухгалтерского учета и внут­реннего контроля, которая создана для предотвращения и обнаружения недобросовестных действий и ошибок;

    * выражает свое мнение о том, что неисправленные искаже­ния финансовой (бухгалтерской) отчетности, установлен­ные аудитором при проведении аудита, являются несуще­ственными по отдельности и в совокупности для финансо­вой (бухгалтерской) отчетности в целом. Краткое изложение таких искажений должно быть включено в заявление руко­водства или прилагаться к нему;

    * проинформировало аудитора о всех важных фактах, отно­сящихся к любому недобросовестному действию;

    • дает оценку риска того, что финансовая (бухгалтерская) от­четность может содержать существенные искажения, воз­никшие в результате недобросовестных действий и оши­бок;

    * признает свою ответственность за надлежащее составление финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    В связи с тем что руководство аудируемого лица несет ответ­ственность за исправление финансовой (бухгалтерской) отчетности и выявленных искажений, важно, чтобы аудитор получил от руко­водства письменные заявления о том, что оно не признает суще­ственными какие-либо неисправленные в финансовой (бухгалтер­ской) отчетности искажения как по отдельности, так и в совокуп­ности, возникшие в результате недобросовестных действий и ошибок. Данные заявления не могут служить для аудитора заменой достаточных надлежащих аудиторских доказательств. В некоторых случаях руководство аудируемого лица может быть несогласно с тем, что какие-либо неисправленные искажения финансовой (бух­галтерской) отчетности, указанные аудитором, являются искаже­ниями. В этом случае руководство аудируемого лица должно до­полнить письменное заявление следующим: «Мы считаем, что статьи и не содержат искажения, поскольку (далее при­водится обоснование)».

    Аудитор вправе определить числовой показатель, ниже которо­го не следует обобщать искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, так как, по его мнению, совокупность указанных ис­кажений заведомо не окажет существенного влияния на финансо­вую (бухгалтерскую) отчетность. При этом аудитор должен учиты­вать, что существенными являются как количественные, так и качественные характеристики искажений, и даже незначительные числовые показатели могут существенно исказить финансовую (бухгалтерскую) отчетность. В составе суммы неисправленных ис­кажений, включенных или прилагаемых к письменным заявлени­ям, не следует указывать искажения, заведомо не оказывающие существенного влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчет­ность.

    В связи со сложностью выявления недобросовестных действий и определения существенных искажений финансовой (бухгалтер­ской) отчетности, возникших в результате таких действий, аудито­ру важно получить письменные заявления от руководства, под­тверждающие, что оно раскрыло аудитору все важные факты, от­носящиеся к любому недобросовестному действию, о которых оно знает и которые могут отрицательно повлиять на деятельность ау­дируемого лица, а также на оценку руководством риска того, что финансовая (бухгалтерская) отчетность может содержать сущест­венные искажения, возникшие в результате недобросовестных действий.

    Все существенные вопросы общения с руководством аудируе­мого субъекта и полученные от него разъяснения должны быть отражены в рабочей документации проверки.

    Целью общения с руководством аудируемого субъекта до начала аудита являются оценка возможности проведения аудита и заклю­чение договора на оказание аудиторских и (или) сопутствующих аудиту услуг. Общение с руководством аудируемого субъекта до на­чала аудита включает общение на стадии предварительного плани­рования аудита и общение на стадии переговоров.

    В последнем случае должны быть определены и согласованы существенные условия предстоящего договора (федеральное пра­вило (стандарт) № 12 «Согласование условий проведения аудита»). Аудиторской организации рекомендуется разработать с учетом тре­бований законодательства типовые договоры на оказание аудитор­ских и (или) сопутствующих аудиту услуг, которые должны приме­няться на постоянной основе.

    Целью общения с руководством аудируемого субъекта во время аудита являются оптимизация аудиторских процедур и обеспече­ние достижения целей аудита с максимально возможной эффек­тивностью. Во время аудита с руководством аудируемого субъекта могут обсуждаться вопросы:

    • получения аудиторских доказательств;

    • оценки аудиторского риска и уровня существенности;

    • изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутрен­него контроля;

    • использования работы экспертов;

    • организационные вопросы, связанные с проведением аудита;

    • другие вопросы, связанные с подготовкой и проведением аудита.

    • проблемы, с которыми столкнулась аудиторская организа­ция в ходе аудита;

    • вопросы ведения бухгалтерского учета и составления бух­галтерской отчетности, по которым у аудируемого субъекта и аудиторской организации возникли разногласия;

    • поправки к бухгалтерской отчетности, предложенные ауди­торской организацией, вне зависимости от того, произве­дены ли они в этой отчетности;

    • нарушения установленного законодательством РФ порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, влияющие или способные повлиять на ее достоверность;

    • выявленные в ходе аудита особенности внешней или внут­ренней среды, существенно влияющие или способные по­влиять на непрерывность деятельности аудируемого субъ­екта (нарушение допущения непрерывности деятельно­сти);

    • существенные события, произошедшие после даты подпи­сания аудиторского заключения;

    • другие вопросы, связанные с завершением аудита.

    Существенные вопросы, связанные с завершением аудита, долж­ны быть обсуждены с руководством аудируемого субъекта, а ре­зультаты обсуждения — отражены в рабочей документации про­верки.

    После того как аудитор установил факт искажений, возникших в результате недобросовестных действий или ошибок, аудитору следует сообщить об этом руководству аудируемоголица, предста­вителям собственника, а в случаях, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации, — уполномоченным государст­венным органам апасти.

    • компетентность и порядочность руководства;

    • недобросовестные действия с участием руководства;

    • другие недобросовестные действия, приведшие к суще­ственным искажениям в финансовой (бухгалтерской) от­четности;

    • существенные искажения финансовой (бухгалтерской) от­четности, возникшие в результате ошибок;

    • искажения, которые могут вызвать существенные искаже­ния финансовой (бухгалтерской) отчетности в будущем.

    Если аудитор обнаружил существенные искажения в финансо­вой (бухгалтерской) отчетности, возникшие в результате ошибки, он должен своевременно сообщить об этом руководителям соот­ветствующего уровня и при необходимости представителям соб­ственника аудируемого лица.

    Аудитор должен сообщить представителям собственника ауди­руемого лица о неисправленных искажениях в финансовой (бух­галтерской) отчетности, выявленных в ходе проведения аудита и отнесенных руководством аудируемого лица к разряду несущест­венных как по отдельности, так и в совокупности для финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.

    Неисправленные искажения в финансовой (бухгалтерской) от­четности, о которых сообщается представителям собственника аудируемого лица, не должны включать в себя искажения ниже определенного числового показателя.

    Если аудитор обнаружил недобросовестные действия (незави­симо от того, приведут ли они к существенным искажениям в фи­нансовой (бухгалтерской) отчетности) или получил информацию о возможности осуществления такого действия (даже если возмож­ное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность не будет существенным), он должен своевременно сообщить об этих фактах руководству аудируемого лица соответствующего уровня, а также при необходимости проинформировать об этом представителей собственника аудируемого лица.

    При получении доказательств недобросовестности действий или возможности недобросовестных действий аудитор должен своевременно сообщить об этом руководству аудируемого лица соответствующего уровня. Аудитор должен сообщить от этом даже в тех случаях, когда такое действие можно считать несущественным

    (например, незначительная растрата, допущенная сотрудником на низшем уровне организационной структуры аудируемого лица). Определение надлежащего уровня руководства также зависит от вероятности сговора или привлечения к недобросовестным дей­ствиям конкретного руководителя.

    Если аудитор уверен, что искажение является результатом не­добросовестных действий или может быть их результатом, и уже либо определил, что этот факт окажет существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, либо еще не смог оце­нить, насколько существенным является этот факт, то он:

    • должен обсудить этот вопрос и методы дальнейшего слу­жебного расследования с руководством аудируемого лица надлежащего уровня, при условии, что этот уровень выше, по меньшей мере, на одну ступень того уровня, который за­нимают лица, привлеченные к недобросовестным дей­ствиям, а также с руководством высшего уровня (руководи­тель аудируемого лица или его заместители);

    • если это целесообразно, должен посоветовать руководству аудируемого лица получить необходимые юридические консультации.

    Аудиторская организация должна иметь право свободно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами аудируемого субъекта.

    Поскольку задачи внутреннего аудита определяются руковод­ством и (или) собственниками организации, они отличаются от задач внешнего аудита, который обязан дать независимую оценку представленной бухгалтерской отчетности. Вместе с темсредства решения специфических задач, стоящих перед внешним и внут­ренним аудитом, могут в ряде случаев совпадать и быть использо­ваны при определении содержания, сроков и объема внешних ау­диторских процедур.

    Если в результате предварительной оценки внутреннего ауди­та достигнуто взаимопонимание и принято решение использовать работу внутренних аудиторов, аудиторская организация должна найти дополнительные доказательства эффективности этой ра­боты.

    В соответствии с федеральным правилом (стандартом) № 15 «Понимание деятельности аудируемого субъекта» и № 29 «Рас­смотрение работы внутреннего аудита» для эффективного исполь­зования работы внутреннего аудита аудиторской организации сле­дует:

    • рассмотреть план работы службы внутреннего аудита за ин­тересующий период и провести его обсуждение на возмож­но более ранней стадии аудита;

    • определить порядок встреч с сотрудниками службы внут­реннего аудита;

    • заранее договориться о сроках проведения работ, объеме аудиторской выборки, уровнях тестов, методах определе­ния выборки и порядке документального оформления вы­полненной работы, которая будет проведена внутренними аудиторами.

    В случае использования работы внутренних аудиторов на эф­фективность аудиторской проверки может повлиять выполнение следующих действий:

    • взаимная координация планов аудиторской проверки;

    • регулярные рабочие встречи;

    • свободный и открытый взаимный доступ к рабочей доку­ментации;

    • совместное представление отчетов руководству и (или) соб­ственникам аудируемого субъекта;

    • общий порядок документирования аудита.

    Аудиторская организация должна иметь доступ к интересую­щим ее отчетам внутреннего аудита и быть информирована по лю­бому важному вопросу, который, по мнению внутреннего аудито­ра, может повлиять на работу аудиторской организации.

    Аудиторская организация в ходе своей проверки не должна пол­ностью полагаться на работу внутренних аудиторов. Необходимо проводить контрольные проверки статей и операций, уже прове­ренных внутренними аудиторами. Если они дают сходные (сопо­ставимые) результаты, корректив в намеченной работе не требует­ся. В случае выявления расхождений необходимо принять адекват­ные меры, например изменить содержание или увеличить объем аудиторских процедур.

    Аудитор должен сообщить руководству о любых существенных недостатках средств внутреннего контроля в части, относящейся к предотвращению или обнаружению недобросовестных действий или ошибок, привлекших внимание аудитора во время проведения аудиторской проверки. Аудитор должен быть уверен, что предста­вители собственника проинформированы о существенных недо­статках средств внутреннего контроля, относящихся к предотвра­щению или обнаружению недобросовестных действий или ошибок, о которых аудитор узнал от руководства или которые аудитор об­наружил в ходе аудита.

    При обнаружении аудитором существенных недостатков средств внутреннего контроля, предназначенных для предотвращения или обнаружения недобросовестных действий или ошибок, он сооб­щает о таких существенных недостатках руководству аудируемого лица. В связи с тем, что их наличие может привести к серьезным последствиям, аудитору важно проинформировать о них предста­вителей собственника.

    Если аудитор сомневается в порядочности руководства и пред­ставителей собственника аудируемого лица, то аудитору рекомен­дуется получить юридические консультации для определения даль­нейшего плана действий.

    Аудиторская организация несет полную ответственность за выдачу аудиторского заключения, письменной информации ау­дитора руководству аудируемого субъекта по результатам прове­дения аудита, а также и за определение содержания, сроков и объема аудиторских процедур. Эта ответственность не уменьша­ется, если используются какие-либо результаты работы внутрен­него аудита.

    Профессиональный долг аудитора не позволяет ему предостав­лять конфиденциальную информацию об аудируемом лице, в том числе о недобросовестных действиях и ошибках, третьим лицам. Тем не менее в случаях, предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации, аудитор должен сообщить информацию об обнаруженных фактах недобросовестных действий и ошибках уполномоченным государственным органам власти. В спорных случаях аудитору следует получить необходимые юридические кон­сультации.

    Читайте также: