Баллоны для автомобилей для переделки на газ

Обновлено: 04.07.2024

Переводим автомобиль на газ: сколько потратим и сколько сэкономим

Почему переводят машины на газ? Хотят сэкономить. Ставить газобаллонное оборудование выгодно в первую очередь тем, у кого большие пробеги или расход топлива. В такой список попадают развозные автомобили, такси, а также тяжелые крупные внедорожники. Сюда же отнесем любителей частых и дальних путешествий в Европу: за границей разница в ценах на бензин и газ просто шокирует — порой установленное ГБО окупается за одну поездку.

О расходе

Автомобилисты разбились на два непримиримых лагеря. Одни считают, что газ и бензин расходуются одинаково, другие — что газа улетает чуть ли не в два раза больше. Истина лежит посередине. Теплотворная способность килограмма бензина сравнима с теплотворной способностью килограмма пропан-бутановой смеси и составляет 47 300–50 000 кДж/кг. Но топливо и на колонках, и на газовых заправках отпускают в литрах, то есть в объемных единицах. Плотность бензина — 750 кг/м³, а газа — 529 кг/м³. Поэтому расход пропан-бутана и бензина в литрах на производство одного и того же количества теплоты разнится на 30–35%. Но это — в теории.

В эксплуатации удается добиться оптимальных показателей, когда газа расходуется процентов на пятнадцать больше, чем бензина. И если учесть, что бензин более чем вдвое дороже газа, то переход на новый вид топлива окупится уже через несколько месяцев интенсивной эксплуатации после установки оборудования.

Что ставить?

Согласно Правилам ЕЭК ООН № 115 на автомобили с двигателями, имеющими распределенный впрыск топлива, сегодня можно на законных основаниях устанавливать газобаллонное оборудование поколения не ниже четвертого. Такая система отличается невысокой стоимостью и сравнительно быстрой установкой, она самая востребованная на рынке. Может взаимодействовать со штатным блоком управления двигателем через ­диагностический разъем OBD‑2, и тогда точность регулирования становится выше. Помимо газового баллона и редуктора, понижающего давление, система четвертого поколения включает в себя электронный блок управления и модуль газовых электромагнитных форсунок, которые по принципу работы схожи с бензиновыми.

Система поколения «4+» в значительно большей степени завязана на работу с блоком управления двигателем. Только такую систему можно устанавливать на двигатели с непосредственным впрыском топлива. Ведь бензиновые форсунки, распылители которых выходят прямо в раскаленную камеру сгорания, нуждаются в подаче бензина для охлаждения.

ГБО пятого поколения принципиально отличается тем, что умеет впрыскивать газ в жидкой фазе. Это позволяет точнее дозировать подачу топлива, что повышает экономичность. Такая система малочувствительна к резким изменениям температуры и обеспечивает возможность пуска на газе в холодное время года. Газ к двигателю подают насосы постоянного и высокого давления, расположенные внутри баллона и под капотом. Обходится такая установка примерно в четыре раза дороже системы четвертого поколения. Кроме того, при невысоком качестве российского газа надежную работу системы гарантировать сложно.

ГБО шестого поколения также впрыскивает топливо в жидком состоянии, но через штатные бензиновые форсунки. Возможен пуск двигателя на газе даже в морозы. Почти полная интеграция двух топливных систем положительно сказывается на времени переключения и прочих показателях. Всё бы хорошо, но такая система на порядок дороже представительниц четвертого поколения. А ведь ГБО ставят ради экономии, поэтому столь навороченное оборудование пока слабо востребовано.

Баллоны могут быть тороидальные или цилиндрические. На них устанавливают мультиклапан, отвечающий за заправку емкости не более чем на 80%, датчик уровня и расходный вентиль. Тороидальные баллоны размещают в нише запасного колеса, а запаска переезжает в багажник или на кузов, что не всегда удобно. Цилиндрические баллоны в легковых автомобилях располагают чаще всего за спинкой заднего сиденья, при этом возможности трансформации салона ухудшаются, сводя на нет преимущества кузовов типа хэтчбек или универсал. Для систем пятого и шестого поколений нужны баллоны особого типа, приспособленные для установки газового насоса.

За и против установки газа на автомобиль
  • Главное преимущество газа — существенная экономия на заправках.
  • Двигатель работает мягче и тише благодаря высокому октановому числу газа: выше 100 единиц. Смесь газа с воздухом более гомогенна, что улучшает сгорание и снижает риск детонации.
  • Двигатели, работающие на газе, имеют больший ресурс из-за отсутствия эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндра.
  • Газ при сгорании почти не дает отложений, что продлевает срок службы масла и снижает износ мотора.
  • Срок службы свечей увеличивается.
  • Использование газа снижает уровень вредных выбросов в атмосферу. Серная кислота, образующаяся при сгорании бензина, не только наносит вред окружающей среде, но и губит детали двигателя.
  • ГБО нецелесообразно ставить на автомобили с небольшими годовыми пробегами.
  • Газовые баллоны съедают полезный объем и снижают грузоподъемность автомобиля.
  • Переоборудованный для езды на газе автомобиль слетит с гарантии по многим узлам и агрегатам. Именно поэтому на газ переводят преимущественно неновые машины.
  • Помимо расходов на аппаратуру и ее установку каждые 10 000 км придется заменять газовый фильтр (в среднем 1000 рублей), а с интервалом 60 000–100 000 км — резиновые диафрагмы в редукторе.
  • Переделку под газ необходимо узаконить: легализация обойдется в 6000–8000 рублей и отнимет несколько дней.
  • Количество газовых заправок до сих пор недостаточно. Чтобы ездить только на газе, приходится корректировать маршруты.
  • Пропан-бутан ничем не пахнет, но этилмеркаптан, который добавляют в газ для обнаружения утечек, обладает неприятным запахом. Это часто отпугивает тех, кто возит детей.
  • Автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями с турбонаддувом сложно переоборудовать под газ.
  • Газовые машины могут не пустить на под­земные паркинги. Официально прописать газобаллонный автомобиль в гараже под своим домом не получится.

Сколько стоит и где покупать?

Сумма, в которую обойдется переделка, складывается из цены комплекта аппаратуры, баллона, оплаты труда установщиков и затрат на узаконивание этой масштабной переделки автомобиля. Установка простой системы «под ключ» обходится в 30–50 тысяч рублей. Цена зависит от количества цилиндров в двигателе и размеров баллона. В интернете можно найти массу онлайн-калькуляторов: вводите цену переоборудования, расход топлива и данные о пробеге своего автомобиля — на выходе получаете срок окупаемости такой переделки.

Если позволяют финансы, лучше приобрести газовую установку итальянского или голландского производства. Отечественные и польские фирмы комплектуют наборы менее дорогими компонентами, их установки на 5–10 тысяч рублей дешевле, но сиюминутная экономия может обернуться расходами на ремонт в скором будущем. Баллон обычно приобретают отдельно. В этом случае можно довериться отечественному производителю: российские баллоны дешевле импортных, но качество ничуть не хуже.

Самое удобное и надежное решение — приобретать компоненты газовой системы непосредственно у установщика. Возможно, на стороне вы сможете найти комплект ГБО дешевле, но тогда при возникновении проблем в эксплуатации установщик может свалить вину на производителя оборудования, а так все претензии — в одно окно. Кроме того, часто и гарантия в таких случаях более продолжительная — у крупных компаний она доходит до пяти лет.

Установили ГБО на машину? Не забудьте, что это — внесение изменений в конструкцию автомобиля, которое требует легализации. Как это сделать, рассказывает директор Центра технической экспертизы ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» Андрей Васильев:

При положительном заключении экспертизы можете выбирать установщика. Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у СТО сертификат на проведение таких операций. В нем должно быть указано, что услуга выполняется по коду ОКУН (017603) или ОКПД2 (45.20.11.511…45.20.11.513 или 45.20.21.511…45.20.21.513). Казалось бы, тарабарщина, но без соблюдения этого условия узаконить установку не получится. После проведения работ установщик заполняет заявление-декларацию об объеме и качестве работ, в которой перечисляются проведенные работы и приводятся характеристики автомобиля с внесенными изменениями. В заявлении-декларации обязательно должна быть указана увеличенная снаряженная масса автомобиля (масса без нагрузки).

От СТО необходимо получить свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования по единой форме Евразийского экономического союза. В свидетельстве должны содержаться все данные оборудования и газового баллона. Номер баллона должен совпадать с номером в паспорте и номером на табличке, прикрепленной к баллону в ГАИ.

Затем следует вернуться в испытательную лабораторию, чтобы получить протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства с внесенными в нее изменениями. Следующий шаг — представить в ГАИ автомобиль и все полученные ранее документы. Там внесут изменения в свидетельство о регистрации и ПТС.

Счастливого пути на голубом топливе!

Благодарим компанию «Гарант-Газ» за помощь в подготовке материала.

Какой баллон для ГБО выбрать при переводе машины на газ

Какой баллон для ГБО выбрать из всего их разнообразия

Сюда относятся проблемы удобства в автомобиле, дальность хода, безопасное использование газа и частота обслуживания баллона.

Какой баллон для ГБО выбрать

Емкости для хранения пропан-бутана в автомобиле разделяются по форме исполнения. Они бывают цилиндрические и тороидальные (в виде «бублика»). Первый вид применяется, как для сжиженного газа (пропан-бутана), так и для сжатого газа метана. Второй вариант используется только под пропан-бутан.

Цилиндрический или тороидальный

Здесь ключевое различие состоит в месте расположения баллонов. Емкость для газа в виде цилиндра сразу же создает две проблемы. Во-первых, она займет значительный объем багажника. Во-вторых, пропадает возможность получить эффект большого пространства при раскладке сидений.

Цилиндрический газовый баллон, установленный поперек оси движения

Цилиндрический газовый баллон, установленный поперек оси движения

Полностью исключает такую возможность цилиндрический баллон, смонтированный поперек оси движения. В багажнике создается преграда, которая не дает возможности перевезти длинномерный груз. Разложить спальное место также очень проблематично. Поэтому, разбираясь, какой баллон для ГБО выбрать, это следует иметь в виду.

Несколько удачнее выглядит вариант, когда емкость устанавливается вдоль направления движения автомобиля. Закрепленная ближе к одному из бортов, она «обрезает» багажник несколько меньше (на величину диаметра баллона).

Баллон цилиндрической формы, смонтированный по ходу движения автомобиля

Баллон цилиндрической формы, смонтированный по ходу движения автомобиля

В обоих этих вариантах запасное колесо современной легковой машины остается на своем месте (в нише багажника).

Тороидальный баллон

Здесь два выхода – располагать его в багажном отсеке или не возить вообще (по крайней мере по городу). Это вполне реально. Сегодня некоторые марки современных автомобилей не комплектуются запасками уже с завода. Взамен предлагается ремонтный комплект, чтобы доехать до сервиса. Если даже его нет, то большой проблемы такое перемещение не составляет.

Какой баллон для ГБО выбрать - емкость цилиндрической формы, установленная в нише для запасного колеса

Проколы случаются не часто и в большом городе выйти из положения при повреждении колеса не сложно. Взамен водитель получает все пространство багажника при установленном газовом баллоне.

Поэтому в вопросе, какой баллон для ГБО выбрать, получается, что тороидальная форма более удачная. Это относится для случаев размещения емкости внутри салона.

Баллоны с наружной установкой

Если баллоны монтируются вне салона автомобиля, то особой разницы в их выборе нет. Речь идет, как о грузовых машинах, так и о легковых. В таком случае более удачным станет транспорт с увеличенным дорожным просветом. Это могут быть кроссоверы или внедорожники.

Вариант монтажа баллона для пропан-бутана снаружи автомобиля под дном багажника

Вариант монтажа баллона для пропан-бутана снаружи автомобиля под дном багажника

Размещенные под днищем багажника емкости для хранения газа и их крепления, потребуют дополнительного контроля за техническим состоянием. Это обусловлено повышенным влиянием внешних природных факторов – влажная погода, возможные повреждения от поверхности дороги.

По безопасности использования газа любые баллоны наружного размещения оснащаются всеми элементами защиты. Например, при обрыве емкости газ из нее не выйдет. Сработает скоростной клапан, входящий в состав мультиклапана. Выброс газа будет заблокирован.

Сегодня нет необходимости гнаться за установкой на автомобиль баллона максимальной емкости. Заправочные комплексы, как правило, вместе с бензиновыми колонками располагают установками под пропан-бутан. Поэтому эта проблема решена практически везде.

Для дальних поездок нужно следить, чтобы в бензобаке всегда был запас бензина. Тогда до заправки пропан-бутаном всегда можно будет добраться. При закачке газа обратите внимание, чтобы он соответствовал природному сезону. Это важно для исправной работы ГБО.

ГБО выбрать - нужен ли такой большой размер

Разбираясь, какой баллон для ГБО применить, не следует увлекаться увеличенными размерами. Следует помнить о недостатках такого решения. Во-первых, это дополнительный вес для автомобиля. Баллон емкостью около 50 литров сам по себе весит около 20 килограммов. Закачанный газ добавит еще примерно столько же. Итого около 40 килограммов.

Увеличивая емкость баллона до 100 литров, можно получить дополнительную нагрузку на автомобиль до сотни килограммов. Это отразится на таких параметрах машины, как динамика разгона, расход газа, дальность хода.

Особенности вентиляции баллонов

Это важный момент при выборе вида емкости. Баллоны внешнего размещения с наружной горловиной вентилируются потоком встречного воздуха. Здесь минимум проблем.

Если же емкость устанавливается внутри багажника, то вентиляция должна быть устроена специальным образом. Это делать необходимо, поскольку для газа при утечке вентиляция замкнутого пространства является основным требованием безопасности.

Бывшие в употреблении баллоны

Размышляя, какой баллон для ГБО выбрать, нужно с осторожностью подходить к ранее использовавшимся емкостям. Они предлагаются на авторазборках или иным образом. Это, скорее всего, будет стоить дешевле. Соглашаться можно только на исправные баллоны любой конструкции при наличии действующего заводского паспорта на бумажном носителе.

Выбирать баллоны из числа бывших в эксплуатации нежелательно. При необходимости следует проявлять особенное внимание к их состоянию и наличию паспорта.

Выбирать баллоны из числа бывших в эксплуатации нежелательно. При необходимости следует проявлять особенное внимание к их состоянию и наличию паспорта.

Это необходимо для последующего оформления ГБО. Желательно, чтобы срок испытания емкости не был просрочен. Об этом делается запись в паспорте и оттиск на самом баллоне. Если срок очередного освидетельствования истек, его можно выполнить на специализированном сервисе. Если емкость пройдет испытания, об этом внесут запись в паспорт баллона. С этим документом можно заниматься оформлением ГБО.

Если заводского паспорта нет, то все усилия окажутся напрасными, даже при успешных результатах испытаний.

Поэтому, рассуждая, какой баллон для ГБО выбрать, нужно учесть положительные и негативные моменты имеющихся конструкций.

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Эта статья депонирована и защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.

Какие бывают газовые баллоны для авто на пропане

Газовые баллоны

Виды баллонов для ГБО пропан

Давление пропана в баллоне автомобиля составляет 12-15 атмосфер. По этой причине баллоны для сжиженного нефтяного газа (СНГ/LPG), в отличии от метановых емкостей, бывают двух основных типов, которые различаются по форме:

  • тороидальная
  • цилиндрическая.

Разновидности тор баллонов

Тороидальный баллон ГБО – это компактная емкость округлой формы в виде автомобильного колеса (народное название таблетка или бублик). Состоит из двух сваренных обечаек, изготовленных из углеродистого листового металла толщиной 2.5-3.5 мм и фланца/горловины.

Существуют три основных исполнения тор баков для пропанового оборудования 1-4 поколения:

наружный тороидальный баллон, устанавливается снаружи под днищем транспортного средства, часто вместо запаски на внедорожниках и микроавтобусах. Горловина для монтажа мультиклапана на таком баллоне вварена под углом 0° и может быть расположена в верхней или нижней части сосуда.


В зависимости от конструкции, крепится такая ёмкость при помощи приваренных к ней проушин/лап, шпилькой через центральное отверстие/ия либо монтажными лентами.


Для защиты арматуры от воздействий окружающей среды, на неё одевается специальный кожух.


Внешний тор баллон бывает повышенной вместимости (полнотелый), т.е. его центральная часть также отведена под полезный объём.



Чаще всего наружные тороидальные ёмкости производятся вместимостью от 27 до 107 литров и имеют основные размеры:

  • высота 180-270 мм
  • диаметр 520-720 мм

внутренний тороидальный бак, ещё его называют баллон ГБО под запаску, монтируется в нишу багажного отсека, как правило, вместо запасного колеса. Данный тип емкостей пользуется наибольшей популярностью среди владельцев легковых автомобилей, где достаточно плоский баллон позволяет сохранить привычное пространство и функциональность багажника, а также способность трансформации заднего ряда сидений.


Фланец под мультиклапан у такого баллона имеет угол установки 30°. Так как ёмкость размещается в салоне автомобиля, для отвода избыточного давления газа за пределы машины (согласно правилам ЕЭК ООН №67-01), должен устанавливаться газоотводный патрубок и защитная герметичная крышка (обычно поставляются комплектом).


Газоотвод монтируется сквозь отверстие расположенное по центру баллона и заранее просверленное отверстие в днище багажника автомобиля. Крышка крепится поверх центра ёмкости с помощью винтов или барашковых гаек (последнее удобнее для быстрого доступа к мультиклапану).

Крепление бака осуществляется двумя болтами к кузову транспортного средства.

Размеры внутренних тороидальных баллонов для ГБО варьируются:

  • высота 180-300 мм
  • диаметр 520-720 мм.

Самые маленькие тор баки производятся объёмом 27 литров, объём больших баллонов ГБО под запаску доходит до 98 литров.

Вместе с тем существуют тор баллоны вертикального расположения. Однако, ввиду низкого спроса и высокой цены, вертикальный бак применяется редко, но в определённых случаях помогает сохранить функционал салона авто.



Особенности цилиндрических баков

Цилиндрический баллон ГБО имеет металлическую сварную конструкцию той же толщины (2,5-3 мм.). Угол фланца под мультиклапан может быть 0, 30, 90 градусов. Для рынка СНГ чаще всего применяются баки с горловиной 30°.

Крепится емкость на металлические кронштейны (ложемент) при помощи стальных лент, как снаружи автомобиля, так и внутри. При наружном расположении под днищем авто обеспечивается надежная защита в виде специального металлического листа. Кожух защищает бак и мультиклапан от попадания грязи, воды, соли, и прочих дорожных реагентов.

При внутреннем монтаже баллона, для отвода избыточного давления газа горловина бака оснащается вентиляционной коробкой, из которой по гофрированным трубам пропан выводится за пределы ТС.

Способы установки цилиндрического баллона пропан

Для наружной установки существуют емкости с вваренным защитным кожухом горловины.


Объёмы цилиндрических баков варьируются от 10 до 210 литров. Баллон минимального диаметра 200 мм, самый большой 498 мм. Также существуют двойные или спаренные цилиндрические баллоны разного или одинакового размера общей вместимостью 87, 95, 100 литров.


Баллон ГБО цилиндрической формы обладает следующими преимуществами:

  • универсальность применения, они с успехом используются как для легкового, так и для коммерческого транспорта
  • более широкая возможность выбора требуемого объема, с целью создания необходимого запаса топлива.

Из минусов, цилиндр сокращает объём багажного отделения, а при установке за спинкой заднего сидения, мешает трансформации салона.

В западных странах широко применяются прямоугольные и квадратные алюминиевые баллоны, состоящие из 2-8 ячеек. На Российском рынке подобное решение пока экзотика.


Документы на баллон

Каждая ёмкость должна иметь заводской «паспорт газового баллона колесного транспортного средства» с указанными данными:

  • обозначение бака
  • сведения об изготовителе, дате производства и серийном номере
  • технические характеристики и параметры
  • в соответствии с какими документами был изготовлен бак
  • данные о первичном испытании на прочность


Согласно правилам ЕЭК ООН 67-01, к корпусу баллона обязательно должна быть приварена маркировочная табличка, в которой нестираемым образом проставляются следующие данные:


Кроме паспорта и маркировки, баллоны должны иметь действующий сертификат соответствия, без него будут сложности при регистрации ГБО.

Срок эксплуатации

Независимо от вида, срок службы баллона ГБО пропан на авто составляет 10 лет. При этом один раз в 2 года необходимо делать поверку (переосвидетельствование ёмкости).

Для обеспечения максимальной безопасности, при установке ГБО, баллоны нужно монтировать только новые. Использовать б/у емкости, особенно с истекшим сроком годности категорически не рекомендуется.

Как и какой баллон ГБО выбрать

Очевидно, что подбор газового бака для каждого транспортного средства будет индивидуальным. Однако главное при использовании газобаллонного оборудования на авто – это безопасность, поэтому общие рекомендации по выбору баллона будут такие:

  1. желательно соблюсти баланс между погоней за большим запасом хода и потерей грузоподъёмности, при этом максимально сохранив функционал, а также заводские характеристики автомобиля
  2. покупайте только новые баллоны со всей необходимой документацией (сертификат, паспорт), и свежей датой изготовления
  3. выбирайте проверенного производителя.

Заводов представляющих свою продукцию предостаточно, вот лишь часть из них:

  • STAKO (Польша)
  • TugraMakina (Турция)
  • ХАРПРОМТЕХ (Украина)
  • ОРИОН (РФ)
  • Сфера (РФ)
  • ЕМЗЛ (Россия г. Лермонтов)
  • АВТОГЕН (РФ)

Однако, лидерами ниши на Российском рынке, являются следующие производители:

  1. ООО «Балсити» (Россия)
  2. ОАО «НЗГА» (Республика Беларусь)
  3. турецкая фирма «Atiker».

Баллоны этих брендов сертифицированы, полностью соответствуют всем европейским требованиям по безопасности и качеству продукции. К тому же широкая линейка размеров и вместимости позволяет подобрать емкость практически к любому автомобилю.

Как выбрать газовый баллон для ГБО

Главная часть газового оборудования – это газовый баллон ГБО. Если вы решили установить ГБО в вашем авто, первым делом нужно решить вопрос, какой баллон выбрать. В этой статье мы рассмотри два типа газовых баллонов: тороидальный баллон (схожий по форме на запасное колесо) и цилиндрический баллон. Газовые баллоны для ГБО имеют огромное количество размеров, поэтому подобрать модель под Ваш автомобиль не составит труда.

Выбор баллона

При выборе газового баллона можно попросить квалифицированной помощи профессионалов монтажа газового оборудования, но не забывайте, что только вы знаете все нюансы вашего авто. Сначала нужно задуматься, как часто у вас используется багажник, и как именно. Загружен ли он у вас до отказа необходимыми вещами, или вы перевозите только аптечку, огнетушитель и запасное колесо? Оснащен ли ваш автомобиль функцией складывания задних сидений для увеличения пространства в салоне и багажном отделении?

Ответ на данные вопросы нужно получить для того, чтобы выбранный тип баллона не приносил вам неудобств и позволял использовать автомобиль с комфортом, а багажник с максимальной эффективностью.

Какой газовый баллон ГБО подойдет именно Вам? В этом состоит главный вопрос.

Что выбрать

На сегодняшний день тороидальный тип баллона устанавливается на автомобиль значительно чаще, нежели цилиндрический. Тороидальный баллон монтируется в место, предназначенное для «запаски», что несомненно удобно. Но это не является поводом того, что нужно выбирать именно его для вашего автомобиля. Давайте подробнее рассмотрим каждую разновидность газовых баллонов.

Цилиндрический баллон

Из названия становится понятно, что данный баллон имеет форму цилиндра и может быть установлен в любом месте багажника при любом кузове автомобиля. В большинстве случаев баллон устанавливают поперек автомобиля, вплотную к тыльной стороне заднего сидения.

От размеров багажника и баллона зависит, будет ли последний занимать все пространство между колесными арками, или часть багажника останется свободной. При таком варианте крепления перевозить крупногабаритные предметы сложив задние спинки сиденья, скорее всего, у вас не получится.

Баллон гбо установка в багажнике

Цилиндрический газовый баллон ГБО так же может быть установлен вдоль автомобиля, с правой или левой стороны. Данный способ монтажа предусматривает наличие свободного места с одной стороны багажника. При данном способе крепления возможна перевозка крупногабаритных вещей если тыльная сторона задних сидений будут в сложенном виде (учитывая, что в вашей машине предусмотрена такая функция). Такой способ был популярен во времена отсутствия тороидальных баллонов.

Цилиндрический баллон ГБО

Цилиндрический баллон также может быть вмонтирован под днищем вашего автомобиля, если конструкция и клиренс позволит такое расположение.

Если Вы устанавливаете баллон ГБО под днище автомобиля необходимо следить за его герметичностью и целостностью как самого баллона так и его креплений. Т.к. в период повышенной влажности окружающей среды (осенне-весенний период) баллон и его крепления подвергаются влиянию как реагентов (соли) так и влаги.

Баллон ГБО под днищем

Цилиндрический баллон наиболее органично впишется в автомобили с кузовом седан, в которых глубокие багажники, где из-за глубины багажного отделения достаточно сложно в полном объеме его эксплуатировать. Установка цилиндрического баллона в таких багажниках наиболее эффективно позволяет использовать багажное отделение без потерь функциональности. Так же, несомненным плюсом является тот факт что после монтажа цилиндрического баллона запасное колесо и остальные необходимые предметы, которые располагаются в багажнике, остаются на своих местах.

Популярные размеры цилиндрических баллонов ГБО представлены ниже

Цилиндрический баллон ГБО

Тороидальный баллон

Тороидальный газовый баллон ГБО – имеет форму запасного колеса. На данный момент такой тип баллона является самым распространенным, так как его монтаж вместо «запаски» не вносит особых изменений в функциональности багажного отделения автомобиля. Вам будет доступна вся площадь багажного пространства, как при сложенных сидениях, так и при сиденьях в обычном положении.

Баллон ГБО под запаску

В некоторых автомобилях запасное колесо расположено под днищем автомобиля, в таком случае крепление тороидального баллона под днище также допустимо.

Из-за конструкции тороидального баллона, его вместительность, относительно цилиндрического немного меньше. Это означает, что время работы двигателя на газе при использовании такого баллона будет меньше.

В автомобилях с большим расходом топлива, и имеющим большие бензобаки от 80 литров, баллон объемом даже на 48 литров покажется незначительным, что потребует частой дозаправки. По этой причине ставить Тороидальный баллон для ГБО в такой автомобиль нецелесообразно.

Цилиндрический Баллог ГБО

Хотя меньшее время работы на газе на данный момент не является таким уж большим недостатком, потому что сеть заправочных станций, которые заправляют газом, в наше время достаточно развита, это обеспечивает свободу передвижения, а если вдруг газ закончится, в любой момент можно переключиться на бензин.

Популярные размеры тороидальных баллонов ГБО представлены ниже

Тороидальный баллон ГБО

Что делать с запасным колесом

Идеального выхода из этой проблемы не существует. Возможна перевозка запаски в багажнике автомобиля в специальном чехле. Но в таком варианте свободное место багажника существенно уменьшается.

Баллон гбо под запаску

Альтернативным вариантом постоянной перевозки запасного колеса может выступать набор для ремонта шины в случае прокола. В набор входит специальный состав, которым заполняется дыра в проколотом колесе, с последующим накачиванием с помощью компрессора, который входит в набор.

Состав герметизирует шину, и у вас будет время доехать до ближайшего автомобильного сервиса. К этому способу можно прибегнуть только когда прокол небольших размеров. Если лопнуло колесо, лопнула грыжа на колесе или образовался большой разрез, на ремонт шины рассчитывать не стоит.

Обратите внимание! Заправлять баллон ГБО можно не более чем на 80% от его номинального объема. Т.е. стандартный Тор емкостью 42 литра можно заправлять не более чем на 34 литра.

Покупать баллоны для ГБО желательно официально и с гарантией. Монтаж баллона рекомендуется осуществлять в центре обслуживания с хорошей репутацией.

Виды газовых баллонов для ГБО

От того, какой газовый баллон для авто будет использовать при монтаже ГБО, зависит многое. В первую очередь, останется ли в машине свободное пространство для хранения, удобно ли будет использовать и обслуживать оборудование в дальнейшем. Поэтому отнестись к выбору стоит с особой внимательностью.

Основные виды баллонов для ГБО

Часто специалисты рекомендуют установку цилиндрического или тороидального устройства, иногда - плоского. Каждый из них имеет особенности, достоинства и недостатки. Рассмотрим их подробнее.

Тороидальный баллон


Если Вы устанавливаете ГБО на легковой автомобиль, то в 90% случаях Вам поставят его. Производятся в соответствии с международным стандартом ГОСТ ISO 11439-2014. По форме баллон напоминает автомобильное колесо. Поэтому его просто установить на место хранения запаски. Таким образом не занимается свободное пространство багажника, не нужно продумывать систему крепления ёмкости под днищем автомобиля. Снаружи установить тоже можно. Но придется приобрести более прочный образец. Различают внутренние и наружные тороидальные баллоны, с внутренней и наружной горловиной.



Другим преимуществом является вес. Толщина стенки варьируется от 2.5 до 3.5 мм. Баллон объёмом 23 литра весит 23 кг., объёмом 94л. - 42 кг. Тороидальный тип подходит только для заправки сжиженной пропан-бутановой смеси. Она отличается низкой ценой и позволяет существенно сократить расходы на топливо. Топливо под давлением он просто не выдержит. Слишком тонкие стенки.

Эти баллоны хорошо подходят для легковых автомобилей. Для более внушительных моделей авто подойдут другие типы.
Необходимо отметить, что баллоны для сжиженных газов нельзя заправлять более чем на 80%. Связано это с тем, что при повышении температуры газовая смесь расширяется, следовательно, нужно оставить свободное место на этот случай.




Установленный внутри багажника Kia Sportage тороидальный баллон

Плюсы
  • Небольшой вес.
  • Небольшой размер.
  • При установке тороидальный баллон ставится на место запасного колеса, следовательно, не занимает свободное место в багажнике.
  • При установке под днищем практически незаметен.
  • Широкий выбор. Можно подобрать размер под машину.
  • Срок службы 10 лет.
Минусы
  • Небольшой объем. Возможный литраж тороидального баллона не превышает 95 л.
  • Необходимость поиска нового места для хранения запасного колеса.
  • Нельзя заправлять более чем на 80%. Должно остаться свободное пространство на случай повышения температуры.
  • Затрудненный доступ. Чтобы проверить состояние устройства необходимо разобрать багажник.
  • В силу особенностей конструкции тороидальные баллоны используются только для сжижаемых газов. Не подходят для метана.
  • Необходимо проходить освидетельствование каждые 2 года.

Цилиндрический баллон


Производятся в соответствии с ГОСТ 33986—2016. Этот вид используется как для пропан-бутановой, так и для метановой топливной смеси. Размеры этих баллонов для ГБО почти не ограничены. У производителей можно найти надежные конструкции объемом до 200 литров. Устанавливать можно как внутри авто, так и снаружи. Последний вариант встречается чаще на больших транспортных средствах.


Баллон на 200л

Основным недостатком цилиндрического типа является вес и размер. Баллон объёмом 30л. весит 15 кг., 200л. - 65кг. Для метановых вес может доходить до 175кг. Большой вес обусловлен тем, что метан закачивается в сжатом виде под давлением 200-250 атмосфер. Соответственно предъявляются повышенные требования к прочности. Толщина стенок от 5 до 11 мм. Не должно быть сварных швов.




Тем не менее этот тип остается самым распространенным, надежным и неприхотливым в эксплуатации.

Плюсы
  • Надёжность.
  • Большой объём.
  • Срок службы от 15 до 25 лет.
  • Легкость в установке и обслуживании.
  • Универсальность. При желании можно установить такие баллоны для ГБО на УАЗ или легковое авто. Разница лишь в размере.
  • Хорошая защищенность от воздействия внешних факторов и долговечность.
Минусы
  • Большой вес.
  • Необходимо проверять баллон каждые 3 года (если он из углеродистой стали) или каждые 5 лет (если он из легированной стали).
  • Занимает много места как внутри, так и снаружи автомобиля.

Плоский баллон


По сути, этот вариант состоит из нескольких цилиндрических. Они надежно скрепляются вместе путем сварки, образуя единую прямоугольную конструкцию. Таким образом можно не только увеличить полезный объем устройства, но и сделать его более подходящим для конкретного типа автомобиля. Занимает мало места.


Подобные баллоны найти не просто. Часто их делают на заказ, под конкретную конфигурацию. Но зато они сохраняют в себе все преимущества цилиндрических и тороидальных. Что касается недостатков, то одним из явных станет слабая распространенность и, как следствие, высокая цена газового баллона. Также ждите трудностей в дальнейшем обслуживании. Сервисный центр, специализирующийся на конструкциях этого типа можно найти не в каждом городе.

Также бывают сдвоенные, спаренные баллоны. Они достаточно распространены. Обслуживать их проще. По сути, это два скреплённых между собой цилиндрических типа. Они занимают много места и устанавливаются на крупные автомобили.


Как выбрать газовый баллон для ГБО

  1. Стоимость. Она напрямую зависит от размера и емкости. Чем больше баллон, тем больше денег за него придется выложить. С другой стороны, внушительное устройство реже придется заправлять. Для крупных автомобилей и при дальних поездках это крайне важно. Баллоны для ГБО на газель и другие большие транспортные средства должны быть не меньше 80 л. Как правило, чем больше автомобиль, тем больше расход топлива. Ёмкости большего объёма позволят реже заправляться.
  2. Тип топлива. Здесь сложнее. Если планируется использование распространенной пропан-бутановой смеси, выбирайте любой вариант. Но для метана давление в баллоне должно быть не меньше 200 атмосфер. До такого состояния его сжимают, чтобы использовать в качестве топлива. Выдержать такую нагрузку сможет только цилиндрический тип.
  3. Производитель. Качество газовых емкостей напрямую зависит от того, кто их сделал. Лидерами на рынке считаются компании Lovato, Atiker, Digitronic. Все три можно назвать надежными и безопасными в использовании. Но Атикер несколько ниже по цене.

Наиболее часто сервисные центры предлагают установку цилиндрических емкостей компании Ловато. Этот вариант действительно можно назвать самым удачным. Хорошее качество сборки, приемлемая цена, простота в обслуживании – установить такое ГБО можно с минимальными тратами денег и на длительный срок.

Как правильно устанавливать газовые емкости?


Вторая проблема - это обязательная регистрация ГБО в ГИБДД. Вам в любом случае придётся проходить освидетельствование системы и ни одна нормальная компания не будет брать на себя ответственность за непонятно, как и кем установленное оборудование. Без регистрации эксплуатация транспортного средства запрещена. Водитель даже не сможет пройти ежегодный техосмотр для ОСАГО.

Компания Power-Gas предлагает установку ГБО с регистрацией в ГИБДД. Наши специалисты помогут подобрать подходящий размер тороидального или цилиндрического баллона, будь то легковой автомобиль, предназначенный для частного использования или коммерческий транспорт. И Вам не придётся переплачивать за ненужный объём или второй баллон. Обратитесь к нам уже сегодня и получите квалифицированную консультацию по монтажу ГБО.

Как быть с запаской после установки газового оборудования?

На самом деле этот вопрос не является таким уж важным. Если это единственное, что останавливает Вас от приобретения ГБО, сомнения можно откинуть. Запасное колесо в большинстве случаев можно оставить там же, в багажнике. Просто поместить его на хранение придется вертикально, а не горизонтально.

Как правильно эксплуатировать газовые емкости?

В использовании ГБО и емкостей тороидального и цилиндрического типа нет ничего сложного. При прохождении своевременных проверок и техобслуживания оно прослужит много лет, не причиняя неудобств и не нарушая безопасности. Само ГБО при этом необходимо проверять ежегодно.

Как часто нужно проверять газовые баллоны?


Тороидальные – каждые 2 года.

Цилиндрические проверяют в зависимости от материала, из которого изготовлен баллон.

  • 2 года – углепластик.
  • 3 года – металлокомпозитные материалы и углеродистая сталь.
  • 5 лет – легированная сталь.

Баллоны для пропан-бутана в любом случае проверяют каждые 2 года.

Срок службы

Для тороидальных он составляет 10 лет, для цилиндрических – 15-25 лет. После истечения этого срока баллон необходимо заменить на новый.

Рекомендации

Раз в месяц проверяйте, хорошо ли закреплён баллон. Это особенно важно при наружном креплении.

Нельзя оставлять автомобиль в замкнутом помещении с полностью заправленным газовой смесью баллоном.

Не заправляйте его больше, чем на 80%.

Необходимо оберегать баллоны от перегревания, коррозии и ударных нагрузок. Если ржавчина покрывает более 10% поверхности, то использовать такое устройство опасно.
Максимально разрешённая температура ни в коем случае не должны превышать 82 градусов, допускается кратковременное локальное повышение до 65.

Обратитесь в компанию Power-Gas для установки ГБО 4 поколения и последующего обслуживания конструкции. Вы сможете быть уверены в надежной работе газового оборудования и безопасности автомобиля.

В каких случаях выгодно ставить ГБО?

Очередное повышение цен на бензин в России вызвало всплеск интереса к альтернативным видам топлива. Пока сторонники электромобилей доказывают перспективность транспортных средств, заряжающихся от розетки, владельцы обычных авто рассматривают возможность установки газобалонного оборудования и ищут информацию о плюсах и минусах ГБО.

Целесообразность установки ГБО и экономический эффект от переоборудования автомобилей на газ давно уже доказаны на практике. Машины такси, курьерских служб и многочисленные развозные «Газели», обслуживающие торговые точки в любом крупном городе, давно уже переоборудованы для работы на метане или пропан-бутановой смеси. Но насколько эффективной и выгодной может быть установка ГБО для обычного автовладельца, и есть ли в переоборудовании подводные камни? Попробуем разобраться.

Виды газа для автомобильных двигателей

В России на автомобили устанавливают оборудование, которое работает на метане или пропан-бутановой газовой смеси. Эти газы отличаются по цене, химическому составу, теплотворной способности, особенностям хранения, использования и множеству других признаков.

  • Метан (СПГ) – это сжатый природный газ. У него такой же химический состав, как у обычного бытового газа, который сжигается на кухнях в квартирах и газифицированных частных домах. Метан хранится в специальных баллонах под давлением порядка 220–220 атмосфер. Он становится жидкостью только при температуре ниже -160ºС, поэтому сжижение метана как автомобильного топлива не практикуется.
  • Пропан (СНГ) – это сжиженный нефтяной газ. Его получают в процессе переработки нефти. На самом деле он является смесью пропана, бутана и этана. Эта смесь хорошо сжижается и отлично хранится в сжиженном состоянии, поэтому СНГ можно хранить в небольших баллонах с давлением не больше 15–16 атмосфер.

У каждого из этих видов топлива есть свои особенности, преимущества и недостатки, которые стоит рассмотреть отдельно.

Переоборудование двигателя для работы на метане

Чтобы обеспечить достаточно большой запас хода, на автомобиль необходимо установить один или несколько толстостенных баллонов, которые могут выдержать давление более 200 атмосфер. Каждый из таких баллонов весит не меньше 60–65 кг. В стандартный баллон для газа входит от 11 до 15 м³ метана.

При переоборудовании авто для работы на сжатом газе следует помнить, что теплотворная способность метана ниже, чем у бензина. Поэтому мощность двигателя, работающего на метане, падает на 15–20%.

Из-за большого веса и размера метановых баллонов, падения мощности двигателя и небольшого количества газонаполнительных компрессорных станций, на которых можно пополнить запас газообразного топлива, переоборудование легковых автомобилей для работы на метане – это не самый популярный способ уменьшения эксплуатационных расходов. Установка метанового ГБО выгодна только для владельцев коммерческих автомобилей с большим суточным пробегом.

Переоборудование двигателя для работы на пропане

Пропан-бутан-этановая смесь, которую для удобства называют просто пропаном, или СНГ, более удобная в хранении и эксплуатации. Она хорошо сжижается. Поэтому даже в небольшой тонкостенный тороидальный баллон, который можно установить в багажнике вместо запаски, влезает до 45–50 литров газа – практически столько же, сколько бензина входит в топливный бак обычного легкового авто.

  • ГБО первого, второго и третьего поколений устанавливается на автомобили с карбюраторными и моноинжекторными двигателями. Их не рекомендуется ставить на современные авто, потому что работа газовых форсунок в ГБО предыдущих поколений не согласовывается с алгоритмами работы электронного блока управления двигателем;
  • ГБО четвертого поколения дозированно впрыскивает газ в цилиндры с помощью электромагнитных форсунок. Управление всеми параметрами работы ГБО осуществляется с помощью штатного ЭБУ автомобиля;
  • ГБО пятого поколения впрыскивает в цилиндры топливо не в газообразном, а жидком агрегатном состоянии. Это усложняет конструкцию системы топливоподачи, но обеспечивает хорошие эксплуатационные характеристики авто.

В общем случае расход пропана на 15–20% больше, чем при эксплуатации автомобиля на бензине. При этом в баке всегда должен быть запас бензина, потому что запуск и прогрев двигателя на газе категорически не рекомендуются, а иногда и вовсе невозможны.

Когда же стоит ставить ГБО?

Принимая решение, ставить ГБО на автомобиль или нет, необходимо учитывать множество факторов: от стоимости оборудования до среднегодового пробега и стиля вождения.

  • Установка ГБО требует капитальных вложений в переоборудование автомобиля. При этом нет совершенно никаких гарантий, что цены на метан и пропан не вырастут вслед за стоимостью бензина.
  • Комплект газобалонного оборудования достаточно много весит и занимает место в багажнике. Если у вас небольшой седан или хэтчбек B-класса, вы не сможете не заметить прибавку веса и уменьшение полезного объема в багажном отделении.
  • Теплотворная способность метана и пропана ниже, чем у бензина. Падение мощности ДВС на переоборудованных авто достигает 15–20%. На автомобилях с небольшими двигателями объемом до 1,3–1,4 литра ощущается резкое ухудшение динамики.

Практика показывает, что в среднем установка ГБО целесообразна только в том случае, если ежегодный пробег автомобиля достигает 20–30 тысяч километров. В противном случае расходы на оборудование и его монтаж могут не окупиться.

Читайте также: