Бизнес переоборудование автомобилей на газ

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Бизнес-идея: установка ГБО

Стремительное подорожание бензина и дизельного топлива приводит к тому, что автовладельцы стараются переоборудовать свои транспортные средства на газовое горючее. Это связно с тем, что цена газа гораздо ниже. Поэтому бизнес в данной сфере получил широкое распространение. И такое предприятие может принести отличный доход, но вместе с тем не потребует большого количества начальных вложений.

Концепция бизнеса

Уже ни для кого не секрет, что нефтяные запасы очень сильно уменьшились за последнее время, поэтому снижения цен на бензин ожидать не приходится. Сегодня ГБО – единственно возможная бюджетная альтернатива, которая поможет сократить расходы на обслуживание автомобилей их владельцам.

Суть проекта заключается в организации небольшой мастерской, где будет осуществляться переоснащение автомобилей, переоборудование с бензина на газовое топливо.


Что потребуется для реализации?

Для запуска данного вида деятельности нужно приобрести минимум два комплекта газового оборудования, а также приборы, которые используются для его подключения.

Кроме этого, необходимо найти и арендовать подходящее помещение, оформить деятельность в налоговых органах, нанять персонал, разработать качественный бизнес-план, затронув все основные моменты, связанные с реализацией рассматриваемой бизнес-идеи.


Пошаговая инструкция запуска


Финансовые расчеты

Стартовый капитал

Как уже отмечалось, стартовые инвестиции будут небольшими. Они составят примерно 100 000 рублей. Сюда войдут (руб.):

  • оформление документов – 15 000;
  • аренда гаража – 20 000;
  • оборудование – 30 000;
  • реклама – 25 000;
  • прочие расходы – 10 000.

Ежемесячные расходы

В состав ежемесячных текущих затрат будут входить (руб.):

  • аренда – 20 000;
  • коммунальные платежи – 5 000;
  • заработная плата персонала – 40 000;
  • реклама – 5 000.

Оборудование в дальнейшем можно покупать за счет клиента под конкретный автомобиль.

Сколько можно заработать?

Переоснащение транспортного средства будет стоить от 10 000 до 40 000 рублей в зависимости от марки автомобиля и сложности работ. За день в ремонтной мастерской получится переоборудовать минимум одну машину. Таким образом получится зарабатывать до 150 000 рублей в месяц, чистая прибыль до окупаемости вложений будет составлять примерно 80 000 рублей.

Сроки окупаемости

Окупить вложенные инвестиции получится за 3-6 месяцев.

Риски и минусы бизнеса

Данный вид бизнеса с уверенностью можно назвать сезонным. Наибольшим спросом такие услуги пользуются в летнее время. Практически всю зиму наблюдается относительное затишье. Поэтому для привлечения новых клиентов придется максимально задействовать все виды рекламы.

Чтобы привлечь больше заказчиков, приобретите дополнительное оборудование, при помощи которого мастерская будет проводить диагностику машин и устранять их поломки. Таким образом у вас получится расширить количество оказываемых услуг и увеличить доход.

Заключение

Обслуживание и ремонт автомобилей – сфера, в которой можно безостановочно развиваться. Главное – четкие, спланированные действия руководства и слаженная работа коллектива.

Открываем сервис по установке ГБО на автомобили. Как начать свой бизнес с нуля?

Основной причиной популярности услуги по монтажу систем ГБО является желание авто владельцев сэкономить немного денег на бензине, цены на который постоянно повышаются. На фоне инфляции зарплаты растут очень медленно, и заправка автомобиля становиться значительной статьей расхода для семейного бюджета или же для компании, сотрудники которой эксплуатируют служебные машины. Газ позволяет экономить, к тому же сейчас на многих заправках можно пополнить баллон газом и с этим нет никаких проблем. В связи с этим появилась целая отрасль бизнеса связанная с установкой ГБО на автомобиле, а также ремонтом данных систем и продажей комплектующих. Именно о запуске такого сервиса мы и поговорим в этой статье, постараемся разобраться в организационных моментах и изучить «подводные камни» данной деятельности.

Возможность стартовать даже с небольшим капиталом, скорость обучения персонала для монтажа ГБО и высокий спрос на услугу, делают эту сферу деятельности очень популярной среди предпринимателей, откуда и появляется высокий уровень конкуренции, с которым вам предстоит столкнуться еще на старте вашего бизнеса. Чтобы избежать непредвиденных проблем, лучше детально изучить конкурентов, их ценовую политику, качество работ, чтобы знать, чем вы можете быть лучше их, и на какой акцент вы будете делать в рекламе вашего сервиса.

Что такое газобаллонное оборудование для авто?

ГБО – это набор дополнительного оборудования, которое помогает хранить и подавать в систему двигателя внутреннего сгорания топливо в виде газа.


На рынке такое оборудование классифицируют по нескольким параметрам. Так, есть карбюраторное и инжекторное оборудование.

Топливо. В качестве топлива, обычно используют два вида газа: пропан-бутан (сжиженный газ), метан (сжатый). Они немного отличаются по своим характеристикам. Расход топлива, при работе двигателя на пропан-бутане будет на 25% – 30%, в сравнении с расходом бензина. При использовании метана, удается достигнуть того же уровня расхода что и при работе двигателя на бензине, а иногда уровень расхода понижается на 4% – 10%. При этом запас хода от одной заправки при условии одинакового объема баллона, для метана меньше. К тому же самих заправок, которые продают газ-метан намного меньше чем пропан-бутановых.

Последним фактором, который нужно учитывать, что стоимость оборудования для подключения метана дороже, а клиенты, экономя, выберут более дешевый вариант. К тому же газ-метан более опасный с точки безопасности пассажиров авто. По статистике около 70% – 75% всех переоборудованных авто ездят на пропан-бутане, отсюда делаем вывод, что при открытии бизнеса на установке ГБО, акцент нужно делать именно на этот газ.

Поколение. На рынке продажи ГБО есть классификация на шесть поколений этих систем. На данный момент есть смысл заниматься установкой ГБО 4 и 5 поколения, поскольку самое высокотехнологичное 6-е поколение еще очень дорогое, да и требует серьезно подготовленных специалистов для его монтажа.

По своей конструкции ГБО состоит из нескольких блоков.

  • Заправочное устройство
  • Электромагнитный газовый клапан
  • Блок высокого давления
  • Газовый редуктор
  • Дозатор газа
  • Смеситель газа
  • Электромагнитный бензиновый клапан
  • Блок управления электромагнитными клапанами
  • Переключатель вида топлива
  • Манометр высокого давления
  • Трубопроводы и шланги
  • Баллон газовый с арматурой

Для данного бизнес плана сервиса по установке ГБО, мы будем использовать оборудование 4-го поколения, так как это идеальное соотношение цена/качество, установку которого легко можно обосновать клиенту, к тому же это самый надежный вариант системы.

Целевая аудитория

Расход пропана по сравнению с бензином можно определить как 1:1,2.

На практике окупаемость вложения в оборудование и документы, наступит после пробега 25 – 30 тыс. км. Если в среднем водитель проезжает 12 – 15 тыс. км. в год, то вложения окупятся за 2 – 2,5 года. Далее уже будет идти чистая экономия средств.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что вашу целевую аудиторию будут составлять:

  • Частные лица, для экономии средств семейного бюджета.
  • Коммерческие организации, деятельность которых подразумевает большие пробеги для корпоративных транспортных средств.
  • Таксисты. Которые в большинстве своем, после покупки авто, первое что делают, ставят газ, чтобы экономить и зарабатывать больше.
  • Грузовое такси.

Старайтесь с услугой установки, совмещать и бизнес по ремонт ГБО. Ведь эти системы нужно регулировать и обслуживать, а это дополнительный доход для вашей компании и лояльность клиентов, как к надежному сервису.

Какие нужны документы для открытия сервиса по монтажу ГБО?

Для ведения официальной деятельности, вам потребуеться оформить ряд документов.

  • открыть ИП.
  • указать ОКВЭД. Для России – это код 45.20, 45.3. Для Украины – 45.20, 45.3.
  • подписать договор аренды на помещение.
  • получить разрешение от СЭС и пожарной службы.
  • оформить на работу персонал.
  • иметь сертификаты на устанавливаемое газобаллонное оборудование.
  • у мастеров, которые будут проводить монтажные работы, должны быть свидетельства об обучении на мастера по установке ГБО. Учебный центр должен иметь лицензию для проведения таких обучающих программ.

Дополнительно вам нужно будет получить сертификат на проведения работ, с последующей выдачей для клиента документов для перерегистрации транспортного средства.

Для России. В России сертификат на право переоборудования автомобиля для работы на газу можно получить в аккредитованном органе сертификации, для этого вам нужно будет подать ряд документов.

  • Свидетельство ИНН.
  • Свидетельство ОГРН, ОГРИП.
  • Свидетельство о праве собственности или договор аренды на помещение.
  • Свидетельство о наличии квалификации у мастера по установке ГБО.

К тому же, вам нужно будет помогать будущим клиентам, регистрировать переоборудованное авто, для этого потребуется.

  • Подать заявление в МРЭО для получения разрешения на установку газобаллонного оборудования и прохождение предварительной технической экспертизы.
  • При положительном ответе МРЭО установить ГБО только в сертифицированном сервисном центре, который выдаст копии необходимых сертификатов и свое заявление-декларацию о качестве и объемах произведенных работ. Перечень бумаг, которые должен предоставить сервисный центр.
  • Получить свидетельство о том, что внесенные конструктивные изменения не противоречат требованиям техники безопасности – после проверки.
  • Внести соответствующие записи о выполненных изменениях в ПТС и оформить новое свидетельство о регистрации автомобиля на основании документа о безопасности проведенных конструктивных модификаций.

Также, вы можете заказать оформление документации в специальных юридических фирмах, стоимость такой услуги $80 – $115.

Кроме того, эксплуатация газобаллонного оборудования на вашем авто предусматривает периодическое тестирование безопасности системы.

  • для ГБО на пропан-бутане – каждые 2 года;
  • для ГБО на метане – каждые 5 лет.

Для Украины. Вам необходимо иметь нормативно-техническую документацию на соответствующий вид переоборудования, согласованную с МВД и Мининфраструктуры, и свидетельство о согласовании конструкции транспортного средства по обеспечению безопасности дорожного движения (в случае переоборудования пяти и более транспортных средств в течение года) и акт, составленный по форме , установленной МВД.

Также следует подчеркнуть, что, предоставляя услуги по установке ГБО, Вы будете выступать в качестве представителя Вашего клиента перед государственными органами, в соответствии Вам необходимо будет согласовывать процесс переоборудования транспортного средства на всех этапах по Вашего клиента как его представитель.

Для повторной регистрации транспортного средства с установленным ГБО, нужно подавать следующие документы.

По всем юридическим вопросам при открытии сервиса по установке ГБО, лучше обращаться к опытному юристу, или же конторе, которая поможет получить документы для вас, и вести юридическую поддержку ваших клиентов. Это очень важный вопрос.

Производители систем ГБО

На данный момент на рынке различного ГБО для автомобилей конкурируют много фирм, которые предлагают как бюджетные, так и дорогие высококачественные системы. Мы приведем список брендов, с продукцией которых вы можете ознакомиться на старте своего бизнеса, и поискать поставщиков, уточнив цены на различные комплекты.


Лучшие производители полных комплектов ГБО:

Лучшие комплектовщики бюджетных комплектов ГБО:

По факту проведенного анализа поставщиков и определения оптимальных цен на комплекты как бюджетного, так и более дорогого сегмента, вы сможете определиться, с каким оборудованием будет работать ваш сервис. Старайтесь выбирать именно качественные комплекты оборудования, чтобы клиенты были довольны, и не страдала ваша репутация на рынке данных услуг.

Поиск помещения

Для ведения бизнеса по переоборудования автомобиля на ГБО, вам потребуется подобрать помещение для работы. Если у вас есть собственный гараж, то можно использовать его, если он отвечает основным требованиям для СТО, если же недвижимости нет, то можно ее арендовать.

Есть ряд параметров, которым желательно должно соответствовать помещение.

  • Локация. Размещение вашего сервиса не играет особой роли, поскольку клиенты будут находить вас через рекламные каналы. Да, конечно, если вы арендуете помещение возле дороги, то это будет дополнительным бонусом для продвижения вашего бизнеса в целом.
  • Площадь помещения: 35 – 50 кв.м. Этого достаточно для организации станции для работы с одним автомобилем. Само помещение зонируют на рабочую зону, и техническое помещение для персонала с санузлом.
  • Наличие коммуникаций. Электричество, вентиляция, отопление и водопровод с канализацией. Все требования к помещению вы можете узнать у проверяющих органов.
  • Наличие смотровой ямы. Это обязательное условие, особенно, если вы не планируете покупать дорогостоящие подъемники для авто в ваш сервис.
  • Конкуренция. Изучите всех конкурентов поблизости, чтобы избежать постоянной гонки за клиентом, и демпинга цен, что может очень плохо сказаться на вновь открытом бизнесе.

В целом вам нужно подыскать вариант аренды с требованиями для обычного СТО, единственное, если планируете продавать ГБО комплекты и детали к системам, то нужно будет еще одно небольшое помещение под магазин.

Выбор оборудования

Для работы вашего сервиса по установке ГБО, нужно будет закупить набор оборудования.

  • пневмокомпрессор
  • дрель, шуруповерт, болгарка, сварочный аппарат
  • набор сверл, отверток, ключей, головок, коронки
  • метчики
  • съемники стопорных колец
  • нож канцелярский, молотки
  • лампы переносные
  • домкрат

Ну и собственно для работы вашей станции, нужно будет закупить несколько комплектов наиболее ходовых систем ГБО, чтобы при обращении клиента, вы могли оперативно выполнить заказ, не заставляя ожидать его длительное время. На оптовую закупку систем газобаллонного оборудования выделите бюджет около $4500 – $5000. Оптом покупать выгоднее и вы сможете получать маржу на продаже того же оборудования.

Персонал

Важный этап запуска данного бизнеса – это подбор квалифицированных кадров. На самом деле найти обученных специалистов не так просто, все они либо уже работают в таких сервисах, либо же открыли свое дело и успешно на это зарабатывают деньги. Лучший подход это поиск заинтересованных сотрудников, которые готовы учиться и в будущем работать на вашу фирму. Стоимость обучения в хорошем центре будет составлять от $50 и выше за двухнедельный курс. Ваша задача найти обучающую программу, направленную на получение практических навыков для специалиста.


Кроме того, вы сами должны быть мастером по ГБО, чтобы контролировать качество работ, и при необходимости сами будете монтировать оборудование.

Мастера получают обычно процент от выполненных заказов, и при должной загрузке сервиса неплохо на этом зарабатывают.

Бухгалтерию можно отдать на аутсорс. А вот рекламой придется заниматься вам самостоятельно и изучать все нюансы данного дела, поскольку оплата услуг специалиста обойдется в круглую сумму, и эта статья расходов серьезно будет влиять на рентабельность вашего бизнеса.

Поиск клиентов

Для привлечения клиентов в ваш бизнес можно использовать несколько рабочих рекламных подходов.

Можно найти еще ряд рабочих методик, тут главное проводить эксперименты и не сливать бюджет на неработающие каналы продвижения вашего бизнеса. После появления постоянных клиентов, к вам начнут приходить заказы через «сарафанное радио», но это при условии высокого качества работ и профессионализма вашей команды.

Сколько нужно денег для старта?

Разрабатывая бизнес план сервиса по установке ГБО на автомобили, вам нужно учесть все статьи расходов, чтобы сформировать сумму стартового капитала.

  • аренда помещения – от $15 за 1 кв.м. + коммунальные платежи.
  • налоги – $200
  • заработная плата – % от выполненных заказов.
  • реклама – от $200 на старте бизнеса.
  • закупка газобаллонного оборудования – от объема продаж услуги.

Как видите, закупка систем ГБО – это основная статья расходов на старте бизнеса, но в принципе, вы можете договориться с поставщиком и выкупать необходимые комплекты систем по факту поступления заказы. Да, ваша маржа будет меньше, и клиенту нужно будет пождать день – два, но и сумма начальных затрат значительно уменьшится. Еще можно сэкономить, работая самостоятельно, это особенно актуально на старте вашего бизнеса.

Сколько можно заработать денег?

Исходя из загруженности сервиса и количества постов для обслуживания автомобилей, вы можете рассчитать примерный уровень заработка вашего бизнеса.

Дополнительно вы будете зарабатывать на следующих услугах.

Ваш заработок напрямую будет зависеть от эффективности рекламы и качества предоставляемых услуг.

Магазин на базе сервиса

Если у вас есть возможность инвестировать средства в закупку оптовой партии оборудования или же комплектующих деталей, то можно открыть магазин по продаже готовых комплектов и запчастей ГБО. Для этого в ОКВЭД указываете код 45.3. Наценка на комплектах будет составлять 10% – 20%, в зависимости от скидки, которую вы сможете выторговать у поставщика.

Основной плюс магазина для вас как сервиса – это постоянное наличие систем и комплектующих, а также нет необходимости пускать дополнительную рекламу, ведь к вам и так будут приезжать целевые покупатели, как услуг, так и запчастей.

Выводы. Установка ГБО, как бизнес – это неплохой вид заработка денег в нише авто, даже во время экономического кризиса он будет успешно приносить доход для своего владельца. Выбирайте качественные системы для монтажа, подбирайте квалифицированный персонал и старайтесь держать адекватный уровень цен на услуги. Есть в этом бизнесе и сезонность, в зимнее время, но можно подумать и найти дополнительные услуг, которые вы сможете реализовывать на базе своего сервиса.

Бизнес план по установке гбо

Бизнес план по установке гбо thumbnail

Российская Федерация запустила программу по поддержке внедрения газомоторной техники. Благодаря данной программе строятся новые газовые заправки, а желающих оснастить свой автомобиль газовым оборудованием стимулируют рублей. Так, тем кто установил ГБО на свое авто, с учетом всех правил и норм, возвращаюь до 30% от затраченной суммы на переоборудование. Поэтому услуги по установке ГБО являются перспективным бизнесом.

Как начать бизнес по переоборудованию авто на газ

В данном бизнесе, как и любом другом, существует своя конкуренция и специфические тонкости. Для того, чтоб начать заниматься переоборудованием потребуется:

Также владельцам бизнеса, связанного с ремонтом автомобилей, можно дополнительно освоить направление по установке ГБО. Преимущества в том, что есть готовое место для работы, инструмент и люди, которых можно обучить. А постоянные клиенты станут первыми, кто воспользуется услугой.

Поколения ГБО, в чем различия

В первую очередь, оборудование ГБО, как и автомобили, делится на инжекторное и карбюраторное, а также на используемый газ — сжиженный пропан-бутан, сжатый метан. Конструктивно газовое оборудование делится на 6 поколений.

  • Первое поколение ГБО. Принцип работы оборудования связан с регулированием давления газа, поступающего из редуктора-испарителя. После этого газ, подаваемый в камеру сгорания, дозировался механическим способом. Первое поколение использовалось на карбюраторных автомобилях.
  • Второе поколение ГБО. В отличие от первого использовал электронные и электрические механизмы регулирования и дозирования, которые, в свою очередь, работали на основе данных, полученных с датчиков автомобиля: положение дроссельной заслонки, датчик частоты вращения коленвала, сигналы с лямбда-зонда. Такое оборудование устанавливалось на первые инжекторные автомобили с моновпрыском.
  • Третье поколение ГБО. Модернизация второго поколения. Здесь подача газа в камеры сгорания осуществляется через свой газовый инжектор, который регулируется собственным электронным блоком управления (ЭБУ), где заложены специальные топливные карты (формирование смеси в зависимости от работы двигателя).
  • Четвертое поколение ГБО и поколение четыре+ ГБО. В отличие от третьего поколения здесь осуществляется более точная дозировка топливной смеси благодаря новому устройству топливных форсунок. Управление подачей топлива осуществляется за счет штатного ЭБУ. Поколение четыре+ работает на двух видах топлива — бензин и газ. На холостом ходу осуществляется подача бензина, на рабочих режимах — газ. Такой подход позволяет увеличить дальность хода на одной заправке. Примерный расход по объему на поколении четыре+ 20% бензина и 80% газа. Данное поколение наиболее востребовано в установке.
  • Пятое поколение ГБО. Основное отличие данного поколения в том, что газ подается в камеры сгорания в жидком виде, при таком подходе нет необходимости в редукторе испарителе, а заводить автомобиль можно непосредственно сразу на газу. Переделки автомобиля — минимальны.
  • Шестое поколение ГБО. Отличается от пятого тем, что система использует стандартные бензиновые форсунки двигателя, а формирование смеси осуществляется таким образом, что бензин в данном поколении вовсе не нужен. К сожалению, высокая стоимость оборудования и серьезные ограничения по двигателю не делают это поколение массовым.

Преимущественно, с учетом автопарка России, вы будете устанавливать 3,4 и 5 поколения газового оборудования.

Необходимый инструмент
  • пневмокомпрессор,
  • дрель, шуруповерт, болгарка,
  • набор сверл, отверток, ключей, головок, коронки,
  • метчики,
  • съемники стопорных колец,
  • нож канцелярский, молотки,
  • лампы переносные,
  • домкрат механический,
  • накидки, защищающие от грязи, на сидения, чехлы на переднюю часть авто, крылья.
Как можно сэкономить

Монтаж газобаллонного оборудования — специфический бизнес. Расходы при открытии можно сократить вдвое. Вместо больших отдельных боксов, стоимость аренды которых в среднем 18 000 — 180 000 рублей в месяц, можно арендовать оборудованный гараж или 1-2 ячейки в сервисе, который обойдется в 15 00 руб — 15 000 рублей.

У каждого дома есть какой-то инструмент: дрель, набор ключей, отвертки, которые можно использовать первое время на своем сервисе. Знакомые и соседи могут безвозмездно помочь в предоставлении недостающего инструмента.

Оборудование ГБО. Многие поставщики готовы отдавать дорогостоящее оборудование под реализацию. Также с клиента берется предоплата за установку, с которой происходит расчет за будущее оборудование. Затраты на оборудование можно свести до нуля.

Реклама делается своими силами или с помощью родственников. Следует разносить визитки по транспортным средствам, расклеивать объявления в близлежащем районе. Еще как вариант — размещение обьявлений на бесплатный рекламных сайтах в интернет.

Если есть технические навыки, можно производить установку самостоятельно. Пройти курс обучения и взять в помощники стажера, которого обучать и со временем перевести на самостоятельную работу.

Плюсы установки ГБО
  • экономия средств,
  • экологическое топливо,
  • двигатель дольше служит, работает тише,
  • быстрая окупаемость,
  • возможность оформления государственной субсидии,
  • увеличивается запас хода.
Минусы газовой установки
  • увеличение массы ТС,
  • вероятность нестабильной работы в холодное время года (зависит от качества оборудования и его поколения),
  • необходимо поддерживать двигатель в идеальном состоянии, менять вовремя свечи и высоковольтные провода.
Государственная субсидия на установку ГБО

Как отмечалось выше, наиболее распространенны газовые установки для автомобилей, которые работают на таких видах газа:

  • сжиженном нефтяном газе — пропан-бутане,
  • на природном газе — метане.

Чтобы привлечь больше клиентов, можно устанавливать оба виды установок. Для этого следует разбираться в специфике работы с разными видами оборудования. С 2015 года государство выделяет субсидии на газомоторные установки, работающие от природного газа.

Благодаря государственной программе в 2017 году правительство планирует выделить 23,5 млн. руб. на внедрения газомоторной техники. Из этой суммы на автомобильный транспорт ожидают потратить 10,5 млн. руб. Программа рассчитана до 2020 года и может быть продлена.

Из федерального бюджета планируют выделить деньги на покупку и переоснащение техники ЖКХ, сельскохозяйственной техники и дорожно-коммунальных служб для работы на газомоторном топливе. Также в планах данной программы увеличение количества газовых заправок, а для владельцев авто на газе — отмена транспортного налога.

Получить субсидию могут физические и юридические лица. Согласно условий программы, субсидию предоставляют в случае установки ГБО не раньше 1 марта 2016 года. Жителям Татарстана первым предоставили возможность возместить часть средств, потраченные на перевод авто на газ.

Документы, которые нужны для возмещения потраченных средств

В государственные органы, занимающиеся вопросом предоставления субсидий, подается заявление и копии следующих документов:

  • Счет в банке. На счет будет переведена субсидия, если решение будет одобрено,
  • паспорт физического лица,
  • паспорт ТС,
  • свидетельство регистрации ТС,
  • договор переоборудования, к которому следует приложить дополнительные соглашения,
    платежных поручений, подтверждающих переоборудования ТС,
  • акта выполненных работ.

Активное содействие со стороны государства делает бизнес по переоборудованию авто для работы на газомоторном топливе перспективным. Кроме заработка денег, можно сделать доброе дело — чище планету.

Также напоминаем, что установку ГБО необходимо оформить в ГИБДД, поставить специальную отметку в паспорте транспортного средства (ПТС).

Смотрите также похожие бизнес-идеи:
  • Мультимедийная система для автомобиля. Инсталляция планшетов в авто.
  • Как открыть собственный мобильный шиномонтаж,
  • Гаражный бизнес — законность, примеры и советы,
  • Заработай в гараже. 5 идей бизнеса, как открыть бизнес в гараже.

Специально для hobiz.ru

  • 1 Что такое установка ГБО .
  • 2 Установка газового оборудования как бизнес – особенности
  • 3 ГБО на авто – плюсы и минусы .
  • 4 Установка метана на авто – регистрация бизнеса .
  • 5 Пошаговый план установки газового оборудования на автомобиль .
    • 5.1 Анализ рынка
    • 5.2 Производители ГБО
    • 5.3 Выбор места и помещения
    • 5.4 Инвестиции
    • 5.5 Реклама
    • 5.6 Расчет окупаемости

    Установка ГБО – актуальная тема для тех предпринимателей, кто готов вложиться в собственное дело, но при этом не имеет большого стартового капитала. Чтобы запустить сервис с нуля, потребуется минимум средств. Однако чтобы занять место в этой нише, придется заслужить хорошую репутацию и привлечь клиентов. Разберемся более детально

    Что такое установка ГБО .

    Газобаллонное оборудование (ГБО) – это агрегат, монтируемый на автомобиль с целью перехода на другой вид топлива. Конструкция позволяет заправляться метаном и пропан-бутаном, не отказываясь при этом от привычного, но более дорогого бензина.

    Что такое установка ГБО

    ГБО – сложная система, состоящая из механических узлов, присоединенных к электронному управляемому из салона блоку.

    Установка ГБО – 3 преимущества для бизнеса и 8 плюсов для автовладельцев

    Установка газового оборудования как бизнес – особенности

    Популярность газового топлива мотивирует запустить бизнес проект по установке специального оборудования. Преимущество этой идеи — в отсутствии необходимости арендовать салон или ангар. Все работы можно выполнять дома или в гараже, что экономит стартовые инвестиции. Главное – наличие смотровой ямы и электроинструмента.

    Второй неоспоримый плюс бизнеса – отсутствие привязки к сезонности. Услуга актуальна в любое время года и позволяет прогнозировать спрос.

    Главное, на чем не следует экономить – на профессионалах. Те, кто будут заниматься монтажом оборудования, должны иметь квалификацию и опыт работы, от качества которой зависит безопасность клиента и конечный доход предпринимателя.

    Третье преимущество — вам не требуется покупать дорогостоящие инструменты и искать рынки сбыта услуги. Постоянный рост цен на бензин работает лучше любой рекламы. При грамотном бизнес планировании и хорошей качественной работе собственное дело быстро начнет приносить стабильную прибыль.

    Потенциальные клиенты сервиса – коммерческий транспорт, автовладельцы, таксисты, перевозчики грузов.

    ГБО на авто – плюсы и минусы .

    Преимущества такого бизнеса для предпринимателя мы уже рассмотрели. Монтаж такого вида оборудования на транспортное средство, где это изначально не предусмотрено – серьезное вмешательство в конструкцию автомобиля. Тем не менее, многие собственники машин охотно идут на их модернизацию, даже в ущерб потери гарантийного обслуживания.

    Плюсы и минусы ГБО

    Причина этому – серьезные преимущества, которые можно получить после переделки, для автовладельца:

    • стоимость – сжиженное топливо обходится в среднем, на 40% дешевле бензина. Такая экономия – самый главный плюс ГБО. Обратите внимание! Это очень выгодно, когда речь идет о постоянных больших пробегах. Если эксплуатация машины не слишком активная – экономия сомнительна. Так же учитывается и конкретный расход двигателя;
    • возможность параллельной заправки бензином и пропаном. Этот факт актуален для тех, кто много времени проводит в поездках по трассам, так как обеспечивает дополнительный запас хода;
    • работа двигателя – по мнению владельцев личного транспорта, работа двигателя на газе намного тише и стабильнее, если сравнить с дизельным топливом или бензином. Мотор функционирует плавно и мягко, уровень вибрации заметно снижается. Кроме того срок эксплуатации газового двигателя увеличивается. Газообразная консистенция топлива – идеальное состояние для мотора;
    • благодаря природной способности газа сгорать в несколько раз медленнее, чем это происходит у бензина, ударная нагрузка на поршневую систему становится равномерной, давление снижается. Результат – износостойкость основных узлов и механизмов машины увеличивается до 35% в сравнении с бензиновыми автомобилями;
    • пропан смешивается с воздушными потоками равномерно – это не оставляет на внутренних стенках цилиндров отложений. Масло эксплуатируется длительнее, его пленка смывается не так быстро;
    • уменьшение появления свечного нагара – процент содержания водорода в газе выше;
    • экология – данный вид топлива не так токсичен, уровень выбросов – ниже;
    • простота в использовании – эксплуатация современных ГБО позволяет самостоятельно определять остаток топлива, при необходимости, переходить на бензин.

    Негативные моменты:

    • затратность мероприятия – установка оборудования стоит дорого и окупается не сразу;
    • снижение мощностных характеристик – скорость горения газа в среднем, на 13% ниже.

    Установка метана на авто – регистрация бизнеса .

    Как любое дело, проект по созданию сервиса ГБО следует начинать с оформления. Для регистрации компании можно выбрать ООО или индивидуальное предпринимательство, если предприятие не будет содержать большой штат сотрудников.

    Во втором случае преимуществ больше:

    • процедура регистрации упрощена;
    • пакет документов – минимальный;
    • отчетность в налоговую службу подается реже.

    Первый шаг – получение свидетельство о регистрации. Необходимые документы:

    • заявление;
    • паспорт;
    • чек об оплате госпошлины.

    Далее – постановка на учет и выбор системы налогообложения. Специалисты рекомендуют остановить выбор на таких вариантах:

    • ЕНВД – единый налог;
    • патент — он доступен только ИП.

    Для этого бизнеса при регистрации нужно выбрать следующие коды:

    • ОКВЭД 45.20.1;
    • ОКВЭД 45.3.

    Для того, чтобы заниматься установкой ГБО, необходимо наличие сертификата – его можно получить в аккредитованном отделе сертификации.

    Необходимо предоставить:

    • ИНН;
    • ОГРИП;
    • документ о праве владения помещением или договор аренды;
    • удостоверение, подтверждающее, что работник, который будет заниматься монтажом, прошел обучающие курсы.

    Получение лицензии на оказание таких услуг не требуется. Также не нужно разрешение пожарного надзора и СЭС.

    Пошаговый план установки газового оборудования на автомобиль .

    Любой бизнес требует планирования и системного подхода. Чтобы проект не оказался убыточным, необходим четкий алгоритм действий, состоящий из основных этапов.

    Пошаговый план установки газового оборудования

    Анализ рынка

    На фоне роста стоимости топлива реализацию проекта установки ГБО можно считать перспективным вариантом вложения средств. Роль газомоторного сырья как альтернатива бензину будет расти.

    На развитии бизнеса положительным образом сказываются следующие факторы:

    • увеличение числа автомобилей в стране. Причем эта цифра имеет тенденцию к дальнейшему росту;
    • ухудшение экологической ситуации в области потребления топлива;
    • уменьшение нефтяных запасов.

    Что касается уровня конкуренции, то эта ниша услуг занята менее чем на половину. Как и несколько лет назад, ощущается дефицит компаний, готовых устанавливать системы ГБО на транспортные средства, изначально к этому не адаптированные.

    Производители ГБО

    На внутреннем рынке можно встретить как товары российского, так и зарубежного производителя. Они отличаются по ценовой политике, заявленным характеристикам, надежности и удобству пользования.

    Стоимость оборудования стартует от 10 000 рублей. Есть и сверхдорогие агрегаты, сложность эксплуатации которых связана с отсутствием комплектующих и нехваткой специалистов, готовых их обслуживать.

    Выбор места и помещения

    Если своего сервиса нет, разумно на первых порах подумать об аренде. Это снизит затраты до начала получения прибыли. Идеальное место — район с хорошей авто проходимостью.

    К самому помещению особых требований нет. Оптимальная площадь – в пределах 50 квадратных метров.

    Инвестиции

    Стартовые вложения

    Стартовые вложения классифицируют на три группы:

    • обустройство помещения для мастерской;
    • покупка инструментов и нескольких комплектов оборудования;
    • затраты на регистрацию и обучение персонала.

    В среднем вы можете обойтись суммой в 20 000 — 30 000 рублей, а если у вас есть свой гараж и инструменты, затраты будут стремиться к нулю.

    Реклама

    Продвижение услуги особенно важно в первые месяцы работы. Заявить о себе можно:

    • броской вывеской;
    • раздаточным рекламным материалом – листовками, визитками.

    Если вашей визитной карточкой станет высокое качество работы, информация о вашем бизнесе распространится очень быстро.

    Расчет окупаемости

    Этот показатель напрямую зависит от потока клиентов. Средняя стоимость работ по монтажу одного комплекта ГБО – 6 000 рублей. Треть от суммы нужно заплатить специалисту. Все остальное – прибыль предпринимателя. При средних вложениях в бизнес инвестиции можно окупить спустя полгода после открытия сервиса.

    Собственное дело по монтажу ГБО — это предприятие с минимальными вложениями на подготовительном этапе, простой моделью ведения бизнеса и высоким уровнем рентабельности. Мастеров, которые способны качественно выполнять такую работу, достаточно, дефицита в производителях систем нет. Это позволяет говорить об отличных перспективах развития проекта.

    Установка ГБО как бизнес с нуля

    Administrator » более года назад

    Следует рассказать предысторию, чтобы понять откуда появился начальный капитал и идея такого вида предпринимательской деятельности.

    Вырос я в рабочем районе. Отец – шахтер, мать работала в магазине. Некому было преподать азы бизнеса. Со школьной скамьи я бредил автомобилями. Все дворовые товарищи разделяли мои интересы. Днём мы ходили на учебу, а вечером крутили гайки и катались на отцовских «Жигулях». Закончив школу, я принялся искать работу, связанную конечно же с транспортом. Через объявления в газете нашел работу водителем в известную компанию, исходя из соображения этики, название озвучивать не буду. Зарплата, условия труда и отношение начальства меня не очень устраивали, поэтому я решил уволиться.

    Следующим этапом в моей жизни стало такси. Я оттачивал навыки вождения и досконально изучал устройство отцовской «9-ки», ремонтируя постоянные поломки. По вечерам пробирался на завод к однокласснику и ездил на его рабочем «КрАЗе». Делал я это для того, чтобы получить практический опыт езды и обслуживания грузовых автомобилей, который я планировал применить в будущем. Все что я не делал, я делал осознанно, с перспективой на будущее. У меня была твердая цель, к которой я уверенно следовал, не попадая ни под какое влияние.

    Затем 3 года я проработал на золотых приисках водителем бензовоза, погрузчика и другой техники. На Севере мне и пригодился опыт работы с большими машинами. Так я заработал стартовый капитал. Деньги откладывал, помогал родителям, основную часть хотел вложить в дело, чтобы в будущем мог работать дома сам на себя.

    Идея в связке с увлечением жизни

    Приехав с Севера, я встретил давнего товарища, который только начинал в бизнесе, занимался установкой газобалонного оборудования. Он мне предложил начать вместе, и я подумав, согласился. У меня собрался достаточный начальный капитал, около 15 000 долларов. Суть нашего партнёрства заключалась в совместной закупке оборудования у поставщиков.

    Параллельно мы взяли мойку с помещением в аренду за 70 000 рублей в месяц. По правде говоря, мы брались за всё. Помещение сдавали в аренду за 40 000, а мойка только окупала себя, так как место было не раскручено. Выходили мы на 0, это был 2015 год. Этот бизнес и до сих пор функционирует и приносит уже свои плоды. Но основное направление я решил сделать переоборудование автомобилей газовыми установками.

    Расходы при открытии бизнеса по установке ГБО

    Перед открытием я тщательно проанализировал рынок. Газом на то время занималось немало людей, так как тема не новая. По городу – около 5 крупных установщиков и 20-30 гаражников. Опасения были, но твердая вера в успех и желание толкали меня активно действовать, а предыдущая работа закалила мой характер.

    Первым делом я самостоятельно зарегистрировал ИП. Потратил я на это около 2000 рублей. Далее пошли основные расходы :

    Подытожив расходную часть, я насчитал 106,5 тысяч рублей. Скажу сразу, на моей практике люди начинали с суммой в 2, а то и в 3 раза меньше.

    На чем можно сэкономить

    Мастера можно найти по объявлению, через знакомых или если хоть немного разбираетесь, то делать самому. Первые машины все прошли через меня.

    Итого по минимуму обойдется:
    1. Аренда гаража – 1000 р.
    2. Инструмент – 5000 р.
    3. Реклама – 4000 р.

    За оборудование можно брать предоплату. Все обойдется в 10 000 рублей. Нужно устанавливать ГБО на 2 машины в неделю и будете с первого месяца в плюсе.

    Реклама

    Вопрос с рабочими

    Данный вопрос у меня не вызвал затруднения. Сразу пригласил своих дворовых друзей, с которыми мы постоянно поддерживали дружеские отношения. С темой газа они знакомы были поверхностно, устанавливали самостоятельно 2- поколение на свои карбюраторные автомобили. Пригласил 3-х ребят. Один из них работал на заводе, второй таксовал, третий крутил гайки в гараже. Моё предложение приняли с энтузиазмом. Я пообещал достойную зарплату, но предупредил, что первое время будет нелегко. Забежав наперёд, скажу, что прошлым летом, когда был пик установок, они зарабатывали по 70 000 рублей в месяц каждый.

    На протяжении нашего сотрудничества, я отправлял ребят на обучающие курсы и семинары. Я никогда не жалел деньги на свое обучение и своих сотрудников. За 2 года мы переустановили больше 1000 автомобилей и провели ремонты более 10 тысяч авто. Мои мастера стали настоящими специалистами, которые сами проводили тренинги по установке ГБО.

    Вопрос с поставщиками

    Пока люди обучались, я решал вопрос с поставщиками. Узнал у товарища, где он закупает оборудование и по какой цене. Оказалось в городе есть магазин. Поискав в интернете оборудование, я наткнулся на крупного поставщика, который предлагает хорошие оптовые скидки, но нужны объёмные заказы. Цена получалась на 5 тысяч рублей ниже, чем в магазине в городе.

    Чистая прибыль

    Помимо СТО, возле боксов разместил магазин по продаже запчастей и комплектующих к ГБО. Про открытие магазина, расскажу в другой раз, скажу только, что прибыль составляет 110000 рублей в месяц. За 2 года я открыл еще два сервиса по газу в соседних городах и один на этапе открытия.

    Советы

    В этом бизнесе необходимо немного разбираться в устройстве автомобиля или найти человека, который взял бы на себя техническую сторону. Я бы выделил несколько моментов, которых необходимо придерживаться, чтобы добиться успеха не только в сфере ГБО, но и любом другом деле:

    - Настойчивость. Будьте активны и не сдавайтесь, когда вам отказывают.
    - Желание. Твердо понимайте, чего вы хотите и как будете этого достигать.
    - Дисциплина. Большинство моих денег в обороте. Я не позволяю себе тратить деньги на ветер, потому что знаю их цену.
    - Качество работы. Выполняя работу качественно, запускается сарафанное радио, которое лучше любой рекламы. Радио это запускается и в противоположном случае, если работой клиент не доволен. Сделайте так, чтобы люди выходили довольны и без работы вы не останетесь.
    - Люди. Соберите возле себя тех людей, которым сможете доверять. Очень многое зависит от команды.

    Действуйте, и успех не заставит себя ждать.

    Установка ГБО как бизнес с нуля

    nikolai88 » более года назад

    Vindisel007 » более года назад

    Мишель » более года назад

    Administrator » более года назад

    Мишель » более года назад

    А как же ГОСТ 31972-2013 ? Автомобильные транспортные средства. Порядок и процедуры методов контроля установки газобаллонного оборудования.

    В этом ГОСТе указано -

    4.1.1 Установка ГБО на АТС и испытания газотопливных систем питания ГБТС проводят на предприятиях, имеющих соответствующую производственную базу, технологическое оборудование, в том числе компрессорное оборудование, и аттестованный для выполнения этой работы рабочий и инженерно-технический персонал;

    В другом месте наткнулся на довольно таки внушительный перечень пунктов:

    Однако, в Федеральное закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ не указано, что установка ГБО подлежит лицензированию.

    Хотелось бы услышать как в реальности обстоит дело с лицензиями, разрешениями, и аттестациями работников.
    А то у нас в стране как всегда - на одну бумажку - сто промокашек. Пока всех накормишь - сам без штанов останешься.

    Установка ГБО как бизнес. Или гаражи или СТО?

    Как мы начинали бизнес ГБО?
    От безысходности)))
    В 2008 году, сразу же после большого кризиса (кто не помнит, в украине доллар с 4.6 за 3 дня прыгнул до 8, мне пришлось пересесть с нового мерседеса, хоть и Б класса, на Рено Логан)))
    Машина была с пробегом всего 5000 км, и была куплена уже с ГБО.
    Я неделю ездил на бензине, но ездить приходилось много, а бензин быстренько подпрыгнул до 11!
    Напомню, доллар 8!
    А ГБО уже стояло…
    В общем, преодолевая "страх и ужас" я таки заправился пропаном по цене 4.5 и включил газовую установку…
    Честно скажу, хотя я понимал, что предыдущий хозяин уже ездил на газе, который "поставил сразу с салона", что некоторые мои знакомые ездили на газе…
    Но сука страшно)))
    Так вот, нажал на кнопку включения, зажглась зеленая лампочка, и …
    И ничего не произошло!
    Мотор работал также)
    Вышел понюхал весь машин, как охотничий собак. Вроде нормально.
    Поехала машина практически так же…
    Одно оставалось неизменным-положение стрелки уровня бензина…
    И оставалась в кармане половина денег на бензин))))
    Но!
    Все хорошее не может длятся вечно, и при пробеге 50 000 загорелся "Чек", а это произошло буквально через полгода, и я приехал к лучшим в городе "ГАЗАВЩИКАМ"!
    Знаете, что я услышал?
    "Ты ехай к Реношникам, спроси, чего горит чек, а мы поправим…"
    В общем ездить мне пришлось три раза-не попадали с регулировками)))
    После третьего раза я психанул, (а тогда у нас уже было с партнером свое СТО) и решил-а чего мне терять время и нервы, если есть свои парни, для которых сложные моторы сделать "не вопрос", а ГБО никто не знает)))
    Послали в Харьков на одну из известных фирм (которая управляется Армянской диаспорой) учиться своего диагноста- электрика, прикинули рентабельность установки ГБО как бизнеса, и…
    Кстати, исходя из того, что в России пропан продается по мировой цене 0.4- 0.5 $, а бензин по заниженной (типа для своих) эта тема в Украине развита намного больше. Но судя по пенсионной реформе и НДС, скоро и бензин дойдет до 70 р за литр…
    И тема установки ГБО будет востребована намного больше.
    Так вот, сегодня мы занимаемся ТОЛЬКО ГБО!
    На самом деле, умного и сложного в ГБО нет ничего)))
    Там всего то и компонентов:
    Баллон, мультиклапан, магистраль, редуктор, мозги с проводкой и форсунки.
    И эти 6 компонентов нужно просто грамотно подобрать на автомобиль и аккуратно установить)
    И конечно грамотно настроить)))
    Казалось бы чего проще?
    Главное помнить, что мы не боимся газовой плиты на кухне)
    Так вот, при относительной простоте самого ГБО, самая большая сложность возникает на стыке самого газового оборудования и автомобиля.
    И вот тут те, кто пришел в этот относительно "простой бизнес", бросив профессию парикмахера (а таких много) откровенно пасуют!
    Ведь и медведя можно научить кататься на мотоцикле, но медведя очень сложно заставить выучить, как соблюдать правила дорожного движения и как ремонтировать мотоцикл.
    Так и в этой сфере)))
    Поставили комплект, который даже могут скомпоновать продавцы, вплоть до хомутиков.
    Даже все сделали, как нарисовано…(хотя это большая редкость))))
    У нас же каждый суслик агроном)))
    Но оно не работает нормально)))
    Потому что настройщик умеет включать только автокалибровку, при этом иногда даже неправильно указав параметры двигателя…
    Потому что у настройщика из диагностических приборов для автомобиля есть только "Кетайская ELM ка" и то, ломаная версия на андроиде…
    Потому что настройщик, когда учился, думал о том, где взять денег, что бы погасить кредит, и похож на повара, который в принципе знает, что нужно мясо солить, но когда, сколько, и самое главное зачем, не имеет понятия…
    И еще миллион потому что…
    Вторая крайность-это отличный настройщик -диагност, но комплект установили криво, засверлились неправильно, шланги разной длины, сигналы оборотов взяли не там и т.д.
    Результат предсказуем)))
    Третий момент… Машин на установку приехал агонизирующий, с неработающими свечами, пробитыми проводами свечей, с зажатыми или разболтанными клапанами, с кучей "подсосов" воздуха во впускном коллекторе…
    И если на бензине это еще как то работало, то "на газе" не хочет.
    А есть еще и четвертые и пятые и надцатые причины)))
    И хорошие специалисты вынуждены их решать)))
    Как правило, самые беспроблемные авто-новые!
    Поставил-настроил-забыл)))
    С БУ авто-а таких 95% мы сразу начинаем с диагностики. Ибо потом доказывать, что по нашей вине вышли свечи, провода, колечки под бензофорсами, и вообще спустило заднее колесо-нет ни желания ни времени)))
    Я сразу объясню, мы практически забыли, когда ставили 2 поколение, мы уже несколько лет не устанавливаем "Вальтеки и Аляску", мы вообще стараемся не брать в работу автомобили на евробляхах))),
    МЫ НЕ УСТАНАВЛИВАЕМ БУ ГБО.
    Почему?
    Да потому что как бизнес -это зарабатывание денег, а не решение чужих проблем из чувства сострадания…
    Так вот о бизнесе как таковом…
    Конечно, все оказалось не так радужно, как казалось вначале)))
    Было и такое, что мы откровенно лажали…
    И коллектив не сразу сложился…
    Но мы всегда старались решить проблему, иногда даже в ущерб своему кошельку, но сохранив репутацию.
    Были у нас и случаи "потребительского экстремизма!)))
    Это когда нас пытались "нагнуть"))) с криками "А до Вас работало)
    Но эти случаи всегда помогали решать знания автомобиля и правильные аргументы)))
    Были и попытки "кидков"…
    Причем таки один раз успешно)))
    Но!
    Когда ушли от "такси и старых корчей", эти случаи стали происходить намного реже)))
    Для нормальных заработков нужно было учиться у многих производителей, и вникать в особенности новых авто…
    Нужно было купить много разного диагностического оборудования, и не только электронного.
    Нужно держать хороший склад, что бы не бегать в поисках чего либо.
    Нужно…да перечислять можно бесконечно)))
    Так вот…казалось бы-зачем это я все рассказываю)))
    Большинство вопросов, особенно в личку, ко мне приходят звучат одинаково)))
    Кому отдаться) В смысле, что ставить и кому доверить установку ГБО на свой авто.
    Попытаюсь ответить иносказательно)))
    Вы реально верите, что придя в поликлинику к участковому врачу, у которого только градусник, ложечка для горла и шариковая ручка, Вы будете иметь ПРАВИЛЬНЫЙ диагноз и лечение?
    Не забудем учитывать тот факт, что Вы у врача сегодня …надцатый, и у него на Вас 5-10 мин?
    Но у него колоссальный опыт! )))
    Может быть…
    Но вероятность правильного диагноза и соответственно и лечения намного выше в диагностическом центре с лабораторией, томографами УЗИ и т.д.
    Так и в нашем бизнесе)))
    Рассказывать, что мы хорошие и классные могут все)))
    Но законы бизнеса никто не отменял.
    Если не вложишься в знания (сертификаты), в оборудование (инструменты), в склад (наличие товара), в свой внешний вид (спецодежда), не заработаешь опыт(хорошие, дорогие машины на СТО), и т.д., то ты не заработаешь денег)))
    Это как бы основные критерии для меня)))
    И так во всем!
    Например, кто не знает, когда я придумал установить на свой >Mercedes-Benz E-class Coupe 5.5 AMG WIDE BODY мотор АКПП и все системы электронные от более свежей модели, то исполнителя своих хотелок я нашел только в другом городе)))
    Когда я поехал знакомиться в Харьков из Днепра (200км) в голове уже была какая то сумма сформирована)))
    Как только я попал на СТО, через 5 мин я решил, что я готов отдать своего машина именно им)))
    А через 15 мин. я удвоил в голове ту сумму, с которой я планировал расстаться!
    И критерии мои были те же, что я перечислил выше)
    Да…дорого…но мне дорога моя безопасность и дорого время, которое я в дальнейшем могу потерять)))
    А выбирать естественно ВАМ!
    И мне интересно, а какие критерии выбора СТО используете ВЫ?
    Любые доводы)))
    И не забываем о кнопочках внизу)))
    Это стимулирует писать дальше)

    Читайте также: