Bmw e60 подкапотное пространство

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Конструктивные особенности и слабые места BMW 5-й серии E60 (2003-2010)

В 2003 году компания BMW представила новое поколение седана пятой серии (E60) - это был значительный шаг вперед, как в техническом, так и в дизайнерском плане. Для связи некоторых электронных блоков управления, таких как блок управления мультимедиа, вместо обычных проводов использовался оптический кабель, что в 2003 году было сравнимо с технологиями NASA. Для других блоков управления, таких как блок управления двигателем, по-прежнему использовалась обычная CAN-шина. Автомобили первых годов выпуска (2003-2005) комплектовались двигателями М-серии мощностью от 170л.с. до 333л.с., позаимствованными у предыдущего поколения модели. В паре с каждым мотором предлагалось два типа трансмиссии – механическая или автоматическая. Привод - только на задние колеса.

В 2004 году была представлена версия автомобиля в кузове универсал (Е61), а также появилась возможность установки дизельных моторов объемом 2,5 (177 л.с.) и 3,5 ( 272 л.с.).

В 2005 году двигателя М-серии отправили на покой, а их место заняла новая линейка N-серии с магниевым блоком цилиндров. Появилась модификация с 2-х литровым четырехцилиндровым дизельным мотором мощностью 163л.с. Стали доступны полноприводные трансмиссии.

В 2007 году была представлена обновленная версия: автомобиль получил новую переднею и заднюю оптику, электронный селектор АКП, кнопку запуска/остановки двигателя, передний и задний бампер. Также расширили линейку силовых агрегатов - стали доступны 3-х литровые моторы мощностью 230 и 272 л.с . Появилась возможность установки системы безопасности BMW Night Vision, которая использует тепловые камеры для распознавания пешеходов и животных в темное время суток.

Передняя часть кузова BMW E60 выполнена из алюминия - не просто навесные элементы (крылья, капот), а именно передняя часть: лонжероны, чашки, верхняя часть моторного щита и подрамник. Сделано это для равномерного распределения веса автомобиля по осям (50/50). Другая часть кузова выполнена из стали, между собой алюминиевая и стальная часть соединены с помощью заклепок и специального клея. Жесткость конструкции обеспечивается стальными пластинами, размещенных в месте крепления переднего подрамника, в сочетании с элементами жесткости в моторном отсеке. Есть у такого решения и недостатки – не такая уж редкая проблема стуки и щелчки в районе передней панели, появляющихся в результате неплотного прилегания алюминиевой части кузова к металлической. Если в результате ДТП деформировались алюминиевые элементы силовой конструкции (лонжероны, колесные арки) вытягивать их нельзя – только замена детали на новую, качественно произвести такой ремонт сможет не каждый автосервис. Лакокрасочное покрытие кузова очень стойкое, как и качество металла, не вызывает никаких нареканий. Кузов автомобиля полностью оцинкован и отлично сопротивляется коррозии, за исключением автомобилей, подвергшихся некачественному кузовному ремонту.

Бензиновые моторы:

М-серия: M54B22 (2,2 литра, 170 л.с.), M54B25 (2,5 литра, 192 л.с.), M54B30 (3 литра, 231 л.с.). Двигателя м-серии устанавливались на автомобили выпущенные в период с 2003 по 2005 г. Одним из наиболее слабых мест моторов этой серии является клапан системы вентиляции картерных газов (КВКГ), после 80-100 тыс.км. пробега он засоряется масляными отложениями и заклинивает. С его заменой тянуть не стоит – неисправный клапан приведет к повышенному давлению в системе, из-за чего может выдавить сальники. Еще у некоторых автомобилей случаются перебои в работе системы регулировки фаз газораспределения VANOS. Радиаторы системы охлаждения не долговечны, в среднем, их срок службы 70-90 тыс.км. Рекомендуется периодически промывать их для профилактики, не менее раза в год.

N-серия: В 2005 году моторы М-серии были заменены на силовые агрегаты N-серии. Новые моторы стали не только более легкими, но и менее надежными. Больше всего претензий предъявляют к 2,5 литровому N52 – если у предыдущих «шестерок» расход масла зависел от состояния системы вентиляции картерных газов и стиля вождения (как часто стрелка тахометра находится в красной зоне), то двигателя нового поколения расходовали масло по умолчанию. Нередко после 80-100 тыс.км. пробега залегают поршневые кольца, в результате начинается повышенный расход масла, который может доходить до 1л./1000км. Также инженеры заменили традиционный масляный щуп датчиком уровня, который выводит показания на бортовой компьютер. Для обновления информации требуется до 15 минут, вследствие чего доливка и проверка уровня масла может отнять немало времени.

3-х литровые моторы выпущенные до ноября 2008 года имеют конструктивный просчет масляных каналов ГБЦ. Из-за этого гидрокомпенсаторам не хватало смазки, появлялся стук на непрогретом двигателе.

Еще одно слабое место N-серии (N52 и N54) – клапан системы вентиляции картерных газов (КВКГ), меняется деталь только в сборе с клапанной крышкой.

Моторы, с непосредственным впрыском чувствительны к качеству топлива. Слабые места – форсунки и ТНВД.

У восьмицилиндровых моторов N62 одним из наиболее слабых мест являются патрубки системы охлаждения, которые расположены в развале блока (рвутся). Так же следует своевременно менять маслосъемные колпачки (каждые 150,000 км.), иначе из-за масленого голода в поршневой появятся задиры.

Дизельные моторы: Что касается дизельных двигателей, чаще всего можно встретить модификации 520d и 530d. Младшая из этих модификаций оснащалась 2-х литровым четырехцилиндровым двигателем M47 мощностью 163 л.с. Наиболее слабым местом этого мотора являются вихревые заслонки впускного коллектора, они могут обломиться и улететь во впускной коллектор. Чаще всего поломка происходит на пробеге 180-200 тыс.км. Для предотвращения дорогостоящего ремонта многие владельцы удаляют заслонки с последующей перепрошивкой ЭБУ. Позже мотор был заменен на более новый N47. Проблема с вихревыми заслонками была решена, но появилась новая – у некоторых двигателей на пробеге 130-150 тыс.км. обрывало цепь ГРМ, в результате чего требовался капремонт двигателя. Средний ресурс турбонагнетателя у 2-х литровых моторов составляет 200 тыс.км.

Более мощная модификация 530d оснащалась 3-х литровыми шестицилиндровыми моторами. Слабое место М57 – трескается стальной выпускной коллектор. Специалисты рекомендуют устанавливать деталь из чугуна, от предыдущего поколения модели (E39). Средний ресурс турбонагнетателя у 3-х литровых моторов составляет 250 - 300 тыс.км.

Трансмиссия: Автомобиль комплектовался тремя 6-ти ступенчатыми коробками передач – одна механическая и две автоматических. Механическая трансмиссия очень надежна и ее ресурс вполне сопоставим с ресурсом автомобиля. Даже сцепление редко требует внимания раньше 200 тыс.км. Что касается автоматических трансмиссий, то на е60 могла быть установлена коробка производства GM (6L45) или ZF (6HP). Американская GM неприхотлива и надежна, при качественном и своевременном обслуживании долго не будет беспокоить. Наиболее проблемной зарекомендовала себя трансмиссия ZF, у которой было две модификации - 6HP19 и 6HP28. Масляный поддон коробки передач выполнен из пластика, со временем он деформируется и начинает потеть. Чтобы избавиться от проблемы придется заменить поддон и прокладку. Многие владельцы сталкиваются с толчками и вибраций при переключении передач. Наиболее распространенные причины неисправности – сбой программного обеспечения блока управления АКП (в этом случае достаточно обновить ПО и стереть ошибку) и выход из строя мехатронного блока (клапана блока забиваются масляными отложениями и он выходит из строя). Еще одна распространенная неисправность – износ втулок масляного насоса, если запустить проблему можно нарваться на капремонт коробки с заменой всех фрикционов и барабанов.

Ходовая часть Подвеска BMW E60 представляет собой 4-рычажную схему спереди и 6-рычажную сзади, все рычаги алюминиевые. Вопреки сложившемуся стереотипу подвеска «пятерки» не так уж хрупка и ненадежна. Дело в том, что этот автомобиль часто покупают недостаточно обеспеченные молодые люди с агрессивной манерой езды, которые крайне редко обращают внимание на состояние дорожного полотна. Вскоре, в результате такой эксплуатации подвеска требует внимания. Поскольку оригинальные запчасти стоят достаточно дорого, многие экономят и устанавливают недорогие аналоги, произведенные в Китае или Тайване, которые негативно влияют на ходовые качества автомобиля и обладают значительно меньшим ресурсом.

Если же ремонт выполнялся с использованием качественных запчастей, средний срок их службы:
· Стойки и втулки стабилизатора 25-35 тыс.км. · Сайлентблоки передних нижних рычагов 70-90 тыс.км
· Рулевые наконечники 60-70 тыс.км · Амортизаторы 90-120 тыс.км · Шаровые опоры и ступичные подшипники 100-120 тыс.км.

BMW 5 Серии E60

Автомобили 5-ой генерации 5-ой серии широкая публика увидела в 2003 г. В начале ей показали седан, год спустя – туринг. Скажем прямо, BMW 5 series E60 E61 не смогли достичь пика популярности BMW Е39. Но их предок считался лучшим авто во всей серии. Поэтому, с течением времени и BMW 5 серии V E60 занял достойное место в линейке седанов баварского производителя. До 2010 г., когда он сошел с конвейера, было произведено почти 1.5 млн. автомашин.

Внешний вид

Пожалуй, ни одна модель не вызывала столько споров, как BMW 5 E60 2004 года. Внешний вид автомобиля понравился не всем. После презентации седана, дизайнера К. Бэнгла журналисты подвергли мощной критике. Дизайн был нестандартным, поэтому и сейчас, через 15 лет, автомобиль смотрится, и еще как. Возможно, журналисты просто не поняли замыслов специалиста концерна. Спустя 2-3 месяца на машину они смотрели по-другому, заявив, что дизайнер совершил смелый шаг. Короче, новый автомобили 5 серии были принято неоднозначно. Нравится вам или нет BMW 5 E60, судите по фото.

С фронтальной части на вас смотрит рельефный капот. По его краям видны линии. В фирменном стиле концерна создана радиаторная решетка. Под ходовыми огнями BMW E60 расположена оптика ангельские глазки. Хромированный воздухозаборник прямоугольной формы размещен в бампере. По краям, как и на F10, можно заметить противотуманные фары BMW E60. Многие спрашивают, какая лампа стоит в ближнем свете? Это ксеноновая D1S. Переходим к профилю седана. В глаза бросаются арки колес, а еще точнее, их расширения. Они крупные и соединены выштамповочной линией внизу, вблизи порога. Красивый верх этого элемента соединяется с фронтальной оптикой. Второй элемент профиля, окна, по кругу окантованы хромом.

Все споры по поводу экстерьера касались передней части седана. Однако к корме автомобиля ни у кого не было претензий. По мнению всех критиков, она оформлена шикарно. Украшением задней части авто являются задние фонари BMW E60. Аэродинамика автомашины была улучшена благодаря утиной губе крышки багажника. Массивный бампер укомплектован катафотами (устройство, отражающее луч света с рассеиванием в сторону источника). Под ним находится система выпуска. Стоит коснуться и параметров дисков BMW E60. Все-таки, они тоже придают экстерьеру автомобиля значимый вид. Однако, кроме эстетической роли, этот элемент автомашины может увеличивать/снижать её управляемость. В базе на все модели предлагается R16. В зависимости от модификации, размер дисков BMW E60 может меняться в пределах R17-20.

В опции, седан BMW 5 E60 2008 года оснащается люком для транспортировки лыж и LED фарами с возможностью освещения до 0.5 км. Если оптика от БМВ вас не устраивает, можно установить фары hella или depo. Оригинальная светотехника позволит улучшить комфортность езды, повысить безопасность передвижения и создать уникальный дизайн автомашины.

БМВ Е60 фото

Капот имеет рельефности, которые не просто придают машине более агрессивный внешний вид. Это решение инженеров, направленное на увеличение безопасности, поскольку именно под этими неровностями спрятаны ребра жесткости, позволяющие снизить вероятность сильных повреждений при лобовом столкновении с преградой или встречным автомобилем.

Низкие свесы передней части дают возможность не только улучшить дизайн автомобиля, но и обеспечить оптимальную управляемость даже на высоких скоростях. Это сделано с целью обеспечения максимальной прижимной силы автомобиля при прохождении резких поворотов и на дорогах с плохим качеством покрытия.

Противотуманные фонари, которые включены в оснащение стандартной модификации позволяют компенсировать недостатки штатной оптики от баварцев. Автомобиль обеспечивает оптимальное освещение независимо от скорости движения, а также максимальные углы обзора во время движения в условиях недостаточной видимости. Все в этом автомобиле направлено на максимальную безопасность передвижения.

Интерьер

Даже сейчас, в 2018, внутри автомашины все смотрится хорошо. Потому что у BMW E60 салон отделан из качественных материалов. Передние кресла кожаные и толстые. Они с подогревом и обладают различными электрорегулировками. На удобном диване второго ряда с подогревом три пассажира будут чувствовать себя комфортно. Достаточно места ногам и голове.

Активный кожаный руль BMW E60 выглядит просто. Он оснащен небольшим количеством кнопок. Можно управлять круиз контролем и аудиосистемой. Плюс – лепестки, позволяющие ручное переключение передачи. Рулевое колесо допускается регулировать по вылету и настраивать по высоте. В дорогих модификациях появляются подголовники, функция массажа и боковой подпор, который можно менять.

Панель приборов простая, но она, по отзывам владельцев BMW E60, многим понравилась. Вполне возможно, благодаря эффектной оранжевой подсветке в темноте. На ней можно увидеть два аналоговых датчика, имеющих окантовку из хрома. А через бортовой компьютер, предупреждающий водителя о возникающих ошибках в системе управления, возможна настройка габаритов. Система будет самостоятельно настраивать экранную яркость при включении водителем габаритных огней. В торпеду установлен маленький экран навигационной и мультимедийной систем. Под дефлекторами находятся 3 шайбы. Это блок, управляющий климат контролем салона. Внизу имеется настройка подогрева кресел. На тоннеле, частично состоящей из древесины, находится ручка КПП, а на ней - кнопка паркинга. Вблизи расположены кнопки спортрежима и управления мультимедией. Последний элемент тоннеля – подлокотник, где можно хранить мобильник или кое-какие мелочи. Конечно, у современных автомобилей намного больше кнопок, но не забывайте, что эта машина выпускалась 15 лет назад.

За доплату на BMW E60 устанавливается CCC камера заднего вида, и показания спидометра будут высвечиваться на ветровом стекле. На машину установят специальный проектор информации, который будет пересылать символы, цифры и надписи оранжевого цвета на лобовое стекло. Они не будут мешать водителю следить за дорожным полотном. Что интересно, пассажиры это не увидят, потому что информация под другим углом обзора не видна. В опции, седан BMW E60 2005 года оснащается складной спинкой дивана.

Багажник автомобиля имеет хороший объем, 520 л. Любопытно, что у универсала Е61, он аналогичный. Это удивительно, потому что у туринга всегда багажный отсек бывает больше, чем у седана.

Электроника и безопасность

Элементы системы безопасности основываются на интеллекте. В первую очередь, стоит отметить эффективную систему тормозов. Защитой от лобовых/боковых ударов являются подушки безопасности, обладающие трубчатой структурой. При столкновении автомобиля с любой преградой подголовники мгновенно двигаются вперед , защищая шею и не позволяя голове делать резкие движения.

Адаптивные фары не дают пропадать свету автомобиля при поворотах. Поворачиваясь одновременно с машиной, оптика направляет освещение на дорожное полотно, расположенное впереди.

Машина оснащается активным рулем с гидроусилителем. На всех колесах (фронтальные – с вентиляцией) стоят дисковые тормоза с системами ABS/EBD.

Технические характеристики

У BMW Е60 обзор технических характеристик начнем с двигателей. Все они оснащаются системой Valvetronic (бесступенчатая регулировка ходов клапанов).

На все силовые установки баварский концерн устанавливает свою разработку, Double Vanos. Система, изменяя время работы клапанов, повышает мощность седана и делает расход топлива более экономичным. Последний показатель настолько низкий, что данная характеристика BMW E60 2.5 соответствует мировому стандарту ULEV II (США).

Всего на машины устанавливается 19 модификаций агрегатов. Разберем часть из них.

Двигатели BMW 5 E60 достаточно надежные, но потребуется качественное горючее и бережная эксплуатация. Нужно вовремя проходить техосмотр, менять расходники, устранять неисправности. А также необходимо поддерживать в BMW E60 нужный уровень вязкого масла.

Базовым бензиновым агрегатом является двухлитровый атмосферный двигатель. У него 156 «лошадей» мощности и 16 клапанов. Предельная скорость седана BMW E60 с этим мотором составляет 219 км/ч, а на достижение первой «сотни» уходит 9.6 сек. Можно было бы спокойно перемещаться в черте города, но расход топлива великоват, 12 л./100 км. На трассе вдвое меньше, но это тоже высокий показатель потребления бензина.

У 2-го мотора более серьезные технические характеристики. Объем больше на пол-литра, а количество л.с. – на 62 единицы. Поэтому автомобиль BMW E60 2.5 разгоняется на 1.6 сек. быстрее, а его скоростной предел выше на 23 км/ч. Однако и топлива на 100 км. пути он расходует на 2/1 литра больше в городе/на трассе. Еще выше показатели 3-го бензинового мотора BMW E60 3.0. 272 «лошадки» позволяют установке разгонять седан за 6.6 сек., а максимальная скорость 250 км/ч. расход бензина – 14 л.

Наконец, самая мощная бензиновая версия атмосферного мотора, N62B40 V8. Имеется распределенный впрыск, 4 л. объема и 306 «лошадей» мощности. Динамика разгона до 100 - 6,1 сек., максималка – 250 км/ч., топливо «жрет» от 16 л. Если хотите экономичный расход топлива, выбирайте дизельные агрегаты.

В «базе» предлагается двухлитровый N47D20 с мощью в 190 «лошадей» и непосредственным впрыском дизтоплива. Расходуйте всего 7/5 л. в черте города/на трассе, развивайте предельную скорость до 228 км/ч и набирайте первые 100 км/ч за 7.5 сек. Чуть быстрее (6.8 сек.) разгоняет автомобиль BMW E60 3.0 d 235-сильный мотор, но и расход солярки немного выше, 9/6 в городе/на трассе. Предельная скорость 250 км/ч.

На BMW E60 стоит еще один 3.0 дизель. Это 286-сильный мотор M57D30, разгоняющий авто за 6.4 сек. и достигающий предела в 250 км/ч. Расход солярки 9/6 в городе/на трассе. Можно отметить еще один дизельный агрегат, в 2.5 литра, с мощностью 170- 197 л.с.

Какой вариант выбирать, дизель или бензин, решать покупателям.

6-ступенчатая КПП предлагается в двух вариантах: «механика», «автомат». МКПП более надежная в эксплуатации. АКПП - комфортная.

Подвеска седана полностью независимая. Ходовая часть автомашины оснащена стабилизаторами Dynamic Drive и обладает настройкой стиля вождения.

Комплектация или модельный ряд

На модель 520i устанавливался 6-цилиндровый двигатель M54, имеющий мощь 170 л.с. После 2007 г., когда BMW 5 серии V E60 E61 пережили рестайлинг, этот мотор заменили 4-цилиндровым N43 с аналогичной мощностью.

Аналогичная ситуация была и с 177-сильной установкой N52. С 2007 г., после рестайлинга, на 523i появился 190-сильный доработанный N53.

525i с задним приводом и 525xi с полным приводом оснащались до 2005 г. 192-сильным двигателем M54. Затем его сменил на BMW E60 6-цилиндровый N52, имеющий мощность 218 «лошадок». А после рестайлинга эти модели комплектовались N53 с аналогичной мощью. Один в один повторяется ситуация с теми же агрегатами на моделях 530i/530xi. Только их мощность немного выше. У M54 – 231, N52 – 258, N53 – 272 «лошадей».

Если отбросить в сторону BMW E60 M пакет, самые мощные бензиновые версии это 540i/545i. На этих модификациях стоял агрегат N62, но с разными теххарактеристиками и мощностью: 306/333/367 л.с.

На топовую дизельную модификацию, 535d, устанавливался 6-цилиндровый 272-сильный агрегат М57, мощь которого после рестайлинга выросла до 286.

Отличие рестайлинга от дорейстайлинга

В 2007 г. BMW E60 пережил рестайлинг, отличия которого от дорестайла отчетливо видны на фото.

Контуры фронтальной оптики не поменялись, однако были изменены «брови» в верхней части. Воздухозаборники получили новую форму, фонари на корме - новые светодиоды. Под дверями на порогах можно заметить декоративный элемент ребрышко. Появились новые цвета для отделки интерьера и более качественные материалы. На машины начали устанавливать тепловые камеры. С помощью системы Night Vision появилась возможность ночью быстро обнаруживать пешеходов и выделять животных, если они стоят на пути следования автомобиля.

После рестайлинга автомобиль без изменений выпускался в период 2007-2009, а в 2010 г. уступил место моделям BMW F07 и BMW F11.

BMW 5 (E60 / 2003-2010) – стальной всадник

BMW 5-ой серии пришел на смену модели с обозначением Е115 в 1972 году. Первое поколение выпускалось вплоть до 1981 года. За время производства было реализовано 700 000 автомобилей. Уже тогда в топ-версиях применялся трехлитровый рядный шестицилиндровый двигатель с двумя карбюраторами, развивающий 237 л.с. В последующие годы немцы создали еще пять поколений этой модели.

Пятое воплощение получило обозначение Е60 (Е61 - универсал) и много инновационных решений, в том числе подвеску с алюминиевыми рычагами. Электроника тоже получила уникальные технологии. Некоторые блоки управления, а именно тормоза и мультимедиа, связаны между собой оптическим кабелем. В 2003 году эти решения преподносились как технологии NASA. Остальные блоки, в том числе блок управления двигателем, обмениваются информацией по обычной CAN-шине.

Оформление и оснащение

Над внешностью потрудился американский дизайнер Крис Бэнгл. "Пятерка" стала его третьем творением в рядах БМВ. Чуть раньше он нарисовал BMW 7 e65 и BMW 6 e63.

БМВ 5-ой серии собран добротно. При оформлении интерьера использованы материалы очень хорошего качества. Несмотря на то, что большинство автомобилей на отечественном рынке импортированы из Европы с пробегом более 200 000 км, салон все еще находится в отличном состоянии. На креслах с кожаной обивкой даже нет потертостей, трещин и деформаций. Пластик устойчив к царапинам, благодаря чему нижняя часть дверей и пороги (наиболее уязвимые от контактов с ногами) после длительной эксплуатации выглядят хорошо.

Дизайн интерьера, как и в большинстве моделей BMW, очень сдержанный. Передняя панель простая с большим дисплеем системы мультимедиа в центральной части. Ниже разместили панель управления климатической установкой и аудиосистемой. Управление мультимедиа осуществляется с помощью поворотного регулятора, расположенного между центральным подлокотником и селектором выбора передач. Помимо основного бардачка есть несколько небольших выдвижных ящичков и карманов.

В салоне много места как спереди, так и сзади. В автомобиле легко разместятся пятеро взрослых. Багажник седана 520 литров, а универсала – 500 литров. Сложив задний диван, можно увеличить погрузочный объем универсала до 1615 литров.

Как и подобает BMW, модель 5-ой серии очень хорошо оснащена. В список базового оборудования вошли электропривод стекол всех четырех дверей, электрически регулируемые наружные зеркала с обогревом, круиз-контроль, кнопки управления на рулевом колесе, аудиосистема и климатическая установка. Высокий уровень безопасности обеспечивают комплект передних и боковых подушек безопасности, система контроля тяги и стабилизации, ABS. Так как автомобили BMW позволяли выбирать необходимое оборудование в соответствии с потребностями клиентов, то уровень оснащения всех экземпляров разный. Многие образцы имеют ксеноновые фары, сиденья с кожаной обивкой и подогревом, Head-Up дисплей, отображающий информацию на лобовом стекле, спутниковую навигацию.

Двигатели

Линейка двигателей БМВ 5 серии – очень разнообразная. На выбор предлагалось целых 14 бензиновых двигателей и 9 дизельных. Гамму бензиновых моторов открывает 2-литровый агрегат и закрывает 5-литровый, перекрывая диапазон мощности от 169 до 507 л.с. Чаще всего на рынке встречаются версии 520i (170 л.с.) и 530i (231-272 л.с.).

Среди механиков бытует мнение, что наиболее удачен трехлитровый М54В30. Это 6-цилиндровый двигатель старого типа, оснащенный многоточечной системой впрыска. Хотя мотор и уступает в мощности более поздней версии N52 с непосредственным впрыском топлива, но доставляет он гораздо меньше проблем. Прежде всего, за счет более надежной системы впрыска, менее чувствительной к качеству топлива. Новые двигатели не подходят для работы на сжиженном газе. М54В30 при своевременном обслуживании и правильной эксплуатации способен длительное время работать без нареканий.

Дешевле всего базовые модели 520i. Но лучше обратить внимание на более мощные 523i и 525i. Они потребляют то же количество топлива, но имеют более высокую производительность.

4-цилиндровый бензиновый агрегат, предложенный после рестайлинга, имеет непосредственный впрыск топлива и, к сожалению, является проблемным. Картину портят ГРМ и форсунки.

Независимо от версии двигателя не следует ожидать пожизненной исправности цепи привода ГРМ. Со временем она вытягивается, и появляются неприятные стуки или шорохи. В нормальных условиях эксплуатации дефект, как правило, возникает ближе к 300 000 км. Для замены цепи понадобится около 500 долларов.

В списке общих недугов, связанных с большими пробегом, значатся: глюки датчиков, неисправности катушек зажигания, термостата, системы вентиляции картерных газов. В новых двигателях с системой впрыска HPI выходят из строя форсунки и насос высокого давления.

Бензиновые V8 (540i и 550i) - выбор настоящих ценителей БМВ. Однако, они имеют конструктивный дефект - появляются задиры, и изнашиваются направляющие клапанов. В результате, увеличивается расход масла и топлива. Восстановительный ремонт окажется очень дорогим.

Из дизельных двигателей чаще всего можно встретить модификации 520d и 530d. Первый, 2-литровый четырехцилиндровый агрегат M47D20, который до 2006 года имел мощность 163 л.с., а позже 177 л.с. Поскольку уровень надежности и расход топлива сопоставимы с трехлитровой версией 530d, а мощность последнего гораздо выше, то механики рекомендуют именно 3-литровый дизель.

Старая модификация 3.0d мощностью 218 л.с. с одним турбонагнетателем обозначалась M57D30 и устанавливалась в 2003-2005 годах. Обновленная 231-сильная версия M57D30OL применялась в 2005-2007 годах. Позже в 2007-2010 годах на смену пришла 235-сильная модификация M57D30OLTU. 286-сильный 535d получил двойной наддув, демонстрирует отличные динамические характеристики, а в долговечности мало чем уступает дизелю с одним турбонагнетателем.

Самая большая проблема 3-литровых дизелей – впускные и выпускные коллекторы. Зачастую после 200 000 км растрескивается выпускной коллектор, и выходит из строя впускной коллектор. Затраты на ремонт высоки. Выпускной коллектор потребует около 350 долларов, а впускной - от 450 до 500 долларов. Двигателисты считают, что в обоих случаях причина – производственный дефект. Проблема с вихревыми заслонками, имевшая катастрофические последствия, характерна в основном для автомобилей первых лет выпуска (до 2005 года). Большинство из них уже получили новый модернизированный впускной коллектор.

Самым дешевым дизелем в ремонте и содержании является 4-цилиндровый M47 с чугунным блоком. Цепь ГРМ размещена в привычном месте - со стороны радиатора. Однако, с возрастом цепь изнашивается. Более поздние версии из семейства N47 с алюминиевым блоком работают тише и имеют более высокую производительность. Правда, цепь ГРМ могла растянуться еще на первых 100 000 км. Проблема усугублялась местом расположения цепи - на стороне коробки передач.

В последнее время на побегавших дизельных моторах все чаще встречаются неисправности форсунок. Удивительно, но в основном проблема затрагивает новые версии турбодизелей с пьезофорсунками. Кроме того, с возрастом выходят из строя DPF-фильтр и его датчики.

Также довольно часто изнашивается демпферный шкив коленчатого вала дизельных моторов. Резиновый демпфер обрывается, и внешняя часть перестает вращаться. Новый шкив стоит около 350 долларов, а работа по замене около 100 долларов. Сказывается возраст и на состоянии турбокомпрессора.

Трансмиссия

Производитель уверяет, что масло в коробке залито на весь срок службы. Но на самом деле это не так. Чтобы продлить жизнь «автомату» необходима регулярная замена трансмиссионного масла - каждые 60 000 км. В дорестайлинговых экземплярах чаще всего выходит из строя гидротрансформатор.

Двухмассовый маховик в авто с МКПП просит замены ближе к 200 000 км, да и то, как правило, только у очень неспокойных водителей. Остерегайтесь автомобилей с буксирным крюком - работа в качестве тягача сокращает срок службы трансмиссии.

При больших пробегах может потребовать внимания систем полного привода xDrive (при наличии): раздаточная коробка и передние полуоси. Кроме того, в таких машинах быстрее изнашивается сцепление.

Ходовая

Подвеска BMW 5 представляет собой 4-рычажную схему спереди и 6-рычажную сзади. Все рычаги алюминиевые. Подвеска сравнительно устойчивая к Российским дорогам. Необходимость первого ремонта возникает после 90-130 тыс. км. В случае неисправности некоторые элементы могут быть заменены отдельно от рычагов.

Первыми, как правило, сдаются стойки стабилизатора на передней оси. Их лучше заменить как можно скорее. Иначе они могут потянуть за собой и дорогие рычаги. Ресурс сайлентблоков сокращает и масло, вытекающее из прохудившихся шлангов, патрубков и интеркуллера турбокомпрессора.

При износе плавающей втулки заднего поперечного рычага автомобиль теряет стабильность в поворотах. Он ведет себя так, словно не хватает воздуха в задних колесах. Деталь дешевая, но замена хлопотная.

С возрастом стальной эксцентриковый болт буквально врастает в алюминиевую часть верхнего поперечного рычага задней подвески. Регулировка геометрии может стать серьезной проблемой.

Многие владельцы баварских пятерок предпочитают обуваться в большие и широкие колеса просто потому, что они лучше выглядят. Но большие колеса требуют корректировки геометрии осей - сход/развала. А этого почти никто не делает, что приводит к преждевременному износу шин.

"Пятерки" под управлением Dynamic Drive порой страдают от утечек гидравлической жидкости из контура управления задним стабилизатором. О проблемах с активным рулевым управлением подскажет перекошенный руль при колесах выставленных прямо. Универсалы за доплату могли оснащаться пневмоподвеской задней оси, слабое место которой – воздушный компрессор.

Оригинальные компоненты гораздо долговечнее заменителей, но немного дороже. Цены на детали ходовой зависят от производителя. Например, оригинальный тормозной диск стоит около 130 долларов, а аналог - около 80 долларов. Комплект оригинальных колодок обойдется в 160 долларов, а аналогов – в 60 долларов. Фирменный передний амортизатор стоит более 250 долларов, в то время как качественный заменитель достанется за 160 долларов.

Кузов

В сравнении с предшественником серии е39, вес автомобиля снизился. Это во многом связано с конструкцией кузова и несущего каркаса, который сочетает в себе переднюю часть из алюминиевого сплава (до перегородки моторного отсека) с остальной частью, изготовленной из стали.

Необычная конструкция хотя и позволила получить более низкий вес и идеальное распределение веса по осям 50:50, но имеет ряд недостатков. Алюминий в целом хуже защищает электропроводку от воздействия статического электричества. Это означает необходимость использования дополнительной защиты кабельных соединений и блоков управления в моторном отсеке. Кроме того, алюминий не обеспечивает надежного заземления проводки, что требует применения дополнительных компонентов для сохранения электромагнитной совместимости в целях предотвращения повреждения одной цепи или блока управления другими цепями и блоками. В BMW для заземления используется две специальные шины.

Проблемой стало и соединение передней алюминиевой части со стальным кузовом. Она решалась через склейку соединений в сочетании со специальными заклепками. Параллельно предотвращалось окисление стали при контакте с алюминием. Жесткость передней части обеспечивается за счет специальных стальных пластин, встроенных в месте крепления переднего подрамника, в сочетании с элементами жесткости в моторном отсеке.

Что ни говори, а кузов тщательно защищен от коррозии и очень хорошо сопротивляется влиянию времени. Экземпляры, не видавшие аварий, выглядят, как новые. Проверяя толщину лакокрасочного покрытия, следует помнить, что капот и передние крылья тоже изготовлены из алюминия. Заводская толщина лакокрасочного покрытия на отдельных элементах может достигать 180 мкм.

Наличие алюминия требует совершенно новых методов кузовного ремонта после аварии. Деформированную переднюю часть (лонжероны и колесные арки) нельзя выправлять. Ее всегда необходимо менять на новую. При покупке автомобиля следует проверить, чтобы передняя часть не вытягивалась в процессе устранения последствий ДТП (если оно имело место). К сожалению, непрофессионалу определить кустарный ремонт довольно сложно.

При бюджетных ремонтах очень часто отсутствуют всякого рода мелкие детали. Дело в том, что любые решетки, молдинги и заглушки, как правило, дороги и трудно доступны. Поэтому многие владельцы просто отказываются от покупки недостающих элементов.

Характерные неисправности

С возрастом выходят из строя нагревательные маты в сиденьях. В универсале из-за отказа контактора в кнопке, перестает открываться стекло двери багажника. Может отказать и блок управления фарами, называемый SMC.

Если вдруг перестает играть музыка, не работает навигация или пропадает связь мобильного телефона с автомобилем через Bluetooth, то, скорее всего, причиной является неисправный блок ССС (Car Communication Computer). Система дебютировала именно в е60. Ее блок расположен под монитором, который необходимо отремонтировать (6-16 тыс. рублей).

Многие сбои в работе электроники могут быть устранены путем загрузки нового улучшенного программного обеспечения. Однако, надо быть осторожным, поскольку некоторые версии софта не совместимы с конкретным оборудованием.

BMW M5

Версия БМВ М5 требует для описания отдельной главы. Риски попасть на дорогущий ремонт очень высоки. Известно достаточно много случаев, когда двигатель требовал замены еще в период гарантии. Также быстрому износу подвержены электрогидравлическая часть секвентальной коробки SMG и задний дифференциал. Некоторые уникальные экземпляры комплектовались 6-ступенчатой механической коробкой передач.

Заключение

BMW 5 – очень хороший автомобиль, но при определенных условиях. Прежде всего, перед покупкой необходимо проверить пробег и состояние. Серьезные неисправности неизбежны после 200 000 км. Если прежний владелец не заботился о состоянии баварца, будьте готовы после покупки потратить еще примерно треть от стоимости автомобиля для приведения его в надлежащее технически состояние. Самые крупнолитражные и мощные двигатели могут разорить своего владельца высокими расходами на обслуживание и ремонт.

Надежд на счастливое будущее мало: как правильно купить BMW E60 с пробегом


Можно по-разному относиться к BMW пятой серии в кузове Е60, но ее пример абсолютно четко доказывает, что массовый автомобильный хайтек востребован и неплохо продается. Ведь этот наполовину алюминиевый автомобиль, напичканный электроникой, с мощными моторами и кучей вариантов оснащения популярен, несмотря на огромное количество своих недостатков, вызванных высочайшей сложностью исполнения.

Покупателям просто нравится сочетание комфорта и управляемости, которое недостижимо для машин классом ниже. Впрочем, возраст уже начинает брать свое, и все чаще машины попадают к тем, кто покупает «БМВ за недороха» и всячески экономит на обслуживании, а это вскоре скажется на репутации модели самым негативным образом – примеров тому немало.

Замену для серии Е39, которая успела зарекомендовать себя с лучшей стороны, готовили тщательно. И задачи перед новой машиной ставились самые серьезные. Во-первых, она должна была укрепить позиции марки в США, где вкусы покупателей все же отличаются от европейских. Во-вторых, она должна была быть более комфортной, более динамичной и… и более спортивной, как это ни странно. И, конечно же, интерьер должен был стать богаче, качественнее и предоставлять расширенные возможности в плане индивидуализации. Конструкторы BMW с задачей справились, как обычно, блестяще. Новый кузов, более прочный и с полностью алюминиевой передней частью, новые подвески, на этот раз не только дороже и сложнее, но и надежнее, и новые уровни мощности моторов, богатый выбор V8 под капотом и целый V10 для М5.

BMW 535d Sedan M Sport Package 2005

77.jpg

кузов и салон.jpg

Кузов

bmw_m5_78.jpg

электрика.jpg

Салон и электрика

59.jpg

Надежды на счастливое будущее нет, просто будьте готовы к вложениям.

Иногда машины годами ездят без поломок, иногда не везет, причем бывает, что более свежий экземпляр доставляет больше хлопот. На рестайлинг особо рассчитывать не стоит, регулярность возникновения и количество проблем по электрической части примерно одинаковое на всех машинах, кроме двух самых первых лет выпуска.

Стоит ли покупать подешевевший BMW 5-Series E60? Откровения директора специализированной СТО

Стоит ли покупать подешевевший BMW 5-Series E60? Откровения директора специализированной СТО

Падение цен на рынке "бэушки" привело к тому, что престижные автомобили серьезно потеряли в цене, - сегодня они имеют вполне умеренный ценник. Например, BMW E60 можно найти всего за 10.000 долларов. Но стоит ли это делать? Во сколько обойдется обслуживание этого автомобиля? Насколько он надежен? Чтобы это выяснить, мы отправились на специализированную станцию по ремонту BMW.


Экстраординарная внешне, буквально напичканная самыми передовыми технологиями, в 2003 году "пятерка" с заводским индексом E60 стала во многом революционной. А как это отразилось на надежности машины? Стоит ли покупать столь сложный технически автомобиль подержанным?


- Это очень комфортный, быстрый и престижный автомобиль, - начинает свой рассказ Александр Лукашов, директор автосервиса "Алекс Премиум Авто". - Но в обслуживании это далеко не самый бюджетный вариант. Причем часто такие машины у нас покупают на последние деньги, выбирают самые дешевые варианты не в самом лучшем состоянии. Потом приезжают к нам и ужасаются стоимости ремонта. Машина сложная и дорогая в обслуживании. За удовольствие надо платить.

Мнение специалиста по ремонту BMW совпадает с мнением редакции: перед покупкой такого автомобиля стоит сто раз подумать, хватит ли впоследствии средств на его обслуживание. Если нет - стоит присмотреться к машинам классом ниже.

Кузов и электрика

По мнению Александра, сильное место данной модели - антикоррозийная стойкость кузова:

- Машина выпускается с 2003 года, поэтому сведения о стойкости автомобиля к коррозии уже имеются. Можем обрадовать: ржавые Е60, по крайней мере к нам, не приезжали. Антикоррозийная стойкость значительно улучшилась по сравнению с предыдущими моделями. Единственное, что стоит отметить, передняя часть кузова выполнена из алюминия - не все СТО берутся ремонтировать данные кузовные элементы. Кузов отменно сопротивляется коррозии.


Следует добавить, что надо лишь опасаться авто, испытавших на себе фронтальный удар: особый способ крепления лонжеронов - вместе с опорами стоек они попросту приклепаны к стальному каркасу - исключает возможность качественного восстановления неквалифицированными специалистами.


- Фиксировались проблемы с силовыми проводами, случались даже возгорания. Вплоть до того, что официальный дилер делал акции по их замене. Опять же при нормальном использовании машины эти вещи проверяются. Бывает, выходят из строя мониторы мультимедийной системы. Какие-то версии подвержены ремонту, но, как правило, нужно менять всю систему в сборе. Топовая аудиосистема Logic 7 тоже не самая надежная: у кого-то не работают все динамики, бывают хрипы.

Двигатели

За годы производства автомобиля на него устанавливали 20 различных моторов. Подробно говорить о каждом нет смысла: некоторые из них сняты с производства в 2005 году и на 3-4-летних машинах не встречаются.


- По моторам проблем хватает. Проблема бензиновых - высокий расход масла на угар. Бывает, он может достигать одного литра на тысячу километров. То есть иногда нужно заливать до 10 литров на 10 тысяч километров в зависимости от состояния двигателя. Замена маслосъемных колпачков не во всяких моторах помогает. Обычно 100-200 тысяч километров - и нужно менять колпачки. В поздних двигателях подняли рабочую температуру мотора, они работают на грани закипания. Из-за этого маслосъемные колпачки дубеют. В моторах серии N проблема убирается заменой колпачков. Также для них характерны проблемы с цепями ГРМ. Если написано, что нужно менять раз в 150-200 тысяч, значит, так и есть. В старых двигателях BMW цепи могли отхаживать и полмиллиона километров. В свежих Е60 это не так. То есть проблемы бензиновых моторов BMW - повышенный расход масла на угар и риск обрыва цепи ГРМ, если не соблюдать регламент обслуживания привода.

Что касается дизельных моторов, то здесь ситуация лучше. При грамотной эксплуатации дизели демонстрируют достаточную надежность, хотя конструктивно они не самые простые и крайне требовательные к качеству горюче-смазочных материалов, своевременному и квалифицированному обслуживанию. И опять же, как и в бензиновых агрегатах, нельзя откладывать регламент обслуживания ГРМ.


- На обслуживание ГРМ потребуется около тысячи долларов. Но если что-то случится, решение проблем с мотором из-за "встречи" клапанов с поршнями может стоить 3000-4000 долларов. Менять масло в моторах необходимо раз в 12-15 тысяч километров, но мы все же рекомендуем производить замену через 10 тысяч. В своем дизельном трехлитровом Е60 я лично меняю масло через 7000-8000 километров, так как подвергаю его нагрузкам.


- Необходимо также чистить и промывать соты радиаторов охлаждения. Летом машины начинают кипеть, часто срабатывает вентилятор. Забиваются катализаторы, причем тянуть с заменой или удалением категорически не стоит. Пыль и крошки разрушенных сот могут попасть в цилиндры двигателя.

Старые моторы времен Е34 были живучими, настоящие миллионники. Современные двигатели BMW конструктивно иные. Они сложные и требуют к себе внимания. Экономить на обслуживании точно не стоит. Решение проблем стоит дорого.

Коробки передач

В целом коробки передач BMW достаточно надежны. В "механике" вообще ломаться нечему.


- Единственное, в некоторых версиях стоит двухмассовый маховик, тогда стоимость комплекта сцепления составит 700-800 долларов. Без маховика комплект можно купить за 250 долларов. В некоторых версиях - всего 150 долларов. Но это если брать "лицензию"…

Что касается 6-ступенчатой АКП, то в ней иногда могут возникать толчки при смене ступеней. Но причина этого не механические проблемы, а сбои в работе электронного блока управления, которые в большинстве случаев успешно "лечатся" перепрошивкой.


- Из проблем - часто текут пластиковые поддоны "автомата" и так называемые "розетки" - соединения электронной части коробки. Также могут быть проблемы с гидротрансформаторами - плавают обороты. В таком случае отдаем коробку в ремонт на специализированную СТО. Там меняют детали, пришедшие в негодность. Стоит это 500-600 долларов. В целом "убить" коробки сложно, они достаточно надежны. Но у нас часто их неправильно эксплуатируют. Иногда молодые водители любят стартовать с двух педалей - конечно, в таком случае АКП долго не проедет.


Среди слабых мест Александр Лукашов называет эластичную муфту кардана. Иногда требует замены демпфер крутильных колебаний коленвала в дизельных моторах. Стоимость последнего - 250-400 долларов в зависимости от модели.

Изучаем ходовую часть

Передняя и задняя "многорычажки" Е60 выполнены из алюминия. Всего в подвеске восемь рычагов: четыре спереди, четыре сзади.



- Рычаги, несущие детали, балки - все в этом автомобиле алюминиевое. При эксплуатации в наших условиях нередко тянутся болты балки и рычагов. Владельцы этой модели часто приезжают к нам с жалобами на стуки, мы поднимаем машину - подвеска на вид идеальная, а на ходу слышны щелчки. Болты иногда нужно подтягивать.

К задней подвеске претензий меньше всего, ее детали нечасто требуют замены. Раньше сдаются амортизаторы. Передняя подвеска слабее - меньше всего служат сайлент-блоки нижних рычагов и стойки стабилизатора.


- Раньше сайлент-блоки отдельно не продавали, приходилось покупать дорогой рычаг. Потом начали возить их из Украины, но они долго не отхаживали, максимум полгода. Теперь есть выбор среди качественной и не очень "лицензии". Мы рекомендуем покупать брендовые Lemförder или TRW. Главное, чтобы выдержал рычаг, потому что не предусмотрено, чтобы его прессовали. Меняются сайлент-блоки, и люди ездят долго и счастливо. Но! Как показывает практика, сайлент-блоки, наконечники и стойки не самых премиумных брендов крайне ненадежны. Если ставить их на Е34 и Е36 - проблем нет. А если устанавливать их в подвеску Е65, Е60 и Х5, то буквально машина с СТО выезжает, и у нее выходят из строя данные детали. Поэтому на эту машину покупать надо только брендовые детали. Также подвержены износу стойки стабилизатора. Их стоимость - около 30 долларов.



- Если не хотите лишних проблем с подвеской, смотрите в сторону версий без системы Dynamic drive. Гидравлические актуаторы активных стабилизаторов текут с завидным постоянством.

У Е60, оборудованных системой полного привода, есть слабое место - выходят из строя передние полуоси. Причем заменителей на них нет, они идут только оригинальные. Одна полуось стоит порядка 600-700 долларов.


- Рулевые рейки часто стучат, это далеко не самый надежный узел в ходовой части. Работа стоит около 100-150 долларов, а сами подержанные рейки - под 500 долларов. Но опять же "бэушка" - это кот в мешке… Новая рейка? Ни разу еще не покупали. Как правило, когда владельцы узнают стоимость новых оригинальных вещей, отказываются от их покупки. Тот же рычаг Lemförder стоит около 100 долларов, "оригинал" - порядка 200 евро за рычаг. Люди задумываются: зачем? Но сейчас курс евро упал, иногда владельцы покупают и "оригинал".

Александр отмечает, что часто приходится менять задние тормозные шланги. На моделях BMW E39, E60, E65 они сделаны по своим размерам впритык.


- Часто бывает так: владелец только что купил машину, его ничего не беспокоит, но просит посмотреть на всякий случай подвеску. А у него все рычаги под замену, стабилизаторы, тяги! От стоимости ремонта человек, разумеется, в шоке. Отходит от шока и говорит: мол, вы мне сделайте часть работы, а остальное я потом… Ходовая часть сложная, многие детали из алюминия. Если ее качественно обслуживать, то никаких вопросов по ней не будет. Если запускать машину - наберется проблем на крупную сумму.


Стоит ли покупать BMW E60?

- Все зависит от того, в каком машина изначально была состоянии. Приезжает к нам Е60 чистенькая, аккуратная, досмотренная - у хорошего владельца можно покупать. Но стоят такие варианты никак не 10.000 долларов. Иногда приезжает машина, а там набегает проблем на тысячу-две и больше. Покупая такую машину, нужно быть готовым к крупным вложениям. Машина требует качественного обслуживания. И стоимость ремонта и запчастей - никак не Volkswagen Passat B3 или Renault Logan. Те, кто об этом не знают, приезжают после покупки и чуть ли не плачут у нас здесь, торгуясь за каждый доллар. На форумах все обеспеченные, но хорошо и качественно обслужить свой BMW в состоянии немногие. Нужно знать, на что идешь. Машина достаточно надежная при условии грамотного и своевременного обслуживания. Сейчас стала намного доступнее по цене. Но если вы не готовы к немалым затратам на ее содержание - никакого удовольствия от E60 вы не получите.


Мнение владельца BMW 5-Series (E60) 525d:

"За полтора года эксплуатации узнал почти все "болезни" Е60. Ввиду того что автомобиль достаточно сложный технически, их хватает.
Турбины крепкие. Если не "усаживать" специально, лить хорошее масло, то прослужит долго. Это достаточно надежный узел в BMW. Масло в мотор лейте 5w-30 с допусками БМВ LL-01 или LL-04 (лучше LL-01), марка не столь важна, так как дизельный мотор "холодный", требования к маслу не так критичны, как в бензиновых моторах. Ну и конечно, главное, чтобы масло было "настоящее".

В АКПП лить только "оригинал" (дорогое, 25-35 долларов за литр, надо литров 5-7 вроде), оно же масло ZF 6HP, хотя я заливал и Ravenol с допусками 6HP (дешевле раза в полтора) и 50 тысяч отъездил без проблем. С маслом АКПП меняется поддон-фильтр, он стоит 100-150 долларов, как найдете.

При покупке Е60 надо смотреть все: и механику, и электронику, машина очень сложная, поэтому надежность невыдающаяся. Особенно при пробеге более 200 тысяч. Могут беспокоить рулевая рейка (стук, люфт, течь), разные датчики, датчик IBS на клемме аккумулятора, реле генератора, преднатяжитель ремня безопасности (загорится лампочка подушки). А вот по подвеске все довольно надежно, но чинить немного дороже, чем Е39. Да, машина недешевая в ремонтах, но она того стоит!"

Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора
ABW.BY

Редакция благодарит ОДО "Алекс Премиум Авто" за помощь в подготовке материала

Читайте также: