Бпв иж юпитер 5 схема

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Электрическая схема автомобиля ИЖ - МОТОЦИКЛ

Электросхемы отечественных мотоциклов ИЖ юпитер-5, планета, ИЖ юнкер, ИЖ49. Для увеличения схемы нажмите на неё. Так-же вы можете скачать бесплатно и по прямой ссылке архив со схемами иж.

Электросхемы систем зажигания мотоцикла ИЖ юпитер 5



1 - лампа стояночного света - А 12-4; 2 - лампа дальнего - ближнего света фары - А 12-45:40; 3 - контрольная лампа работы генератора - А 12-1; 4, 5 - лампы подсветки шкалы спидометра - АМН 12-3; 6, 16, 17, 20, 23, 30 - лампы фонарей-указателей поворота мотоцикла и бокового прицепа; 7 - комбинированный переключатель (правый переключатель); 8 - выключатель "стоп-сигнала" тормоза переднего колеса; 9 - прерыватель; 10 - свеча зажигания; 11 - катушка зажигания; 12 - генератор; 13 - выпрямитель-регулятор напряжения БПВ14-10; 14 - выключатель "стоп-сигнала" тормоза колеса; 15, 19 - лампы габарита бокового прицепа - А 12-5; 18 - лампа стоп-сигнала бокового прицепа - А 12-21-3; 21 - лампа стоп-сигнала мотоцикла - А 12- 21-3; 22 - лампа заднего габаритного фонаря мотоцикла - А 12-5; 24 - аккумуляторная батарея; 25 - предохранитель; 26 - включатель лампы "нейтрали"; 27 - выключатель зажигания; 28 - звуковой сигнал; 29 - переключатель сигнализации (левый переключатель); 31 - прерыватель указателей поворота; 32 - контрольная лампа дальнего света фары - А 12-1; 32 - контрольная лампа "нейтраль" - А 12-1; 33 - контрольная лампа фонарей-указателей поворота - АМН 12-3;
Условные обозначения на блоке БПВ14-10 (поз. 12,13): XI - "-" обмотки возбуждения; Х2 - "-" аккумуляторной батареи ("масса"); ХЗ - "+" вывод на контрольную лампу; Х4, Х5, Х7 - фазы статорной обмотки генератора; Х8 - "+" аккумуляторной батареи.


ИЖ Планета-5 (электронная система зажигания)
1, 13, 28, 32 - лампы А 12-21-3 фонаря-указателя поворота; 2, 14, 27, 33 - фонари-указатели поворота; 3 - контрольная лампа А 12-1 "дальний свет"; 4 - лампа А 12-4 - стояночного света; 5 - фара; 6 - лампа А 12-45-40 дальнею - ближнего света фары; 7 - контрольная лампа АМН 12-3-1 указателя поворота; 8 - контрольная лампа А 12-1 "нейтраль"; 9 - контрольная лампа А 12 "масло"; 10 - лампа АМН 12-3-1 освещение спидометра; 11 - спидометр; 12 - щиток приборов; 15 - комбинированный переключатель (правый переключатель); 16 - выключатель "стоп-сигнала" тормоза переднего колеса; 17 - выключатель зажигания; 18 - звуковой сигнал; 19 - прерыватель указателей поворота; 20 - свеча зажигания; 21 - свечной наконечник; 22 - катушка зажигания; 23 - коммутатор; 24 - предохранитель; 25 - генератор; 26 - датчик; 29 - лампа А 12-21-4 стоп-сигнала; 30 - задний фонарь; 31 - лампа А 12-5 заднего габаритного фонаря мотоцикла; 34 - выключатель "стоп-сигнала" тормоза заднего колеса; 35 - выпрямитель-регулятор напряжения; 36 - конденсатор 2200 мкф 63В; 37 - аккумуляторная батарея; 38 - клапан-датчик подачи масла; 39 - включатель лампы "нейтраль"; 40 - переключатель сигнализации (левый переключатель).


1 - фара ФГ 137Б2; 2 - лампа 12-45-40; 3, 4, 11, 12 - лампы А 12-1; 5 - звуковой сигнал С205Б; 6 - термореле включения электровентилятора 661.3710; 7 - электровентилятор; 8 - выключатель лампы "нейтраль"; 9 - лампа А 12-4; 10, 13 - лампа АМН 12-3-1; 14 - комбинированный переключатель (правый переключатель); 15 - выключатель ИЖВК 103; 16, 28, 32, 35, 39 - лампы А 12-21-3; 17, 29, 34, 38 - фонари -указатели поворота; 18 - датчик сигнализатора перегрева ТМ111; 19 - выключатель зажигания; 20, 23 - свечи зажигания; 21, 24 - свечные наконечники; 22, 25 - катушки зажигания; 26 - генератор ГП7; 27 - выпрямитель-регулятор напряжения БПВ14-10; 33 - лампа А 12-5; 30 - выключатель ИЖВК107; 31 - задний фонарь 111.3716; 36 - аккумуляторная батарея; 37 - предохранитель; 40 - переключатель сигнализации (левый переключатель); 41 - прерыватель указателей поворота.

Переделка системы энергоснабжения мотоциклов ИЖ-Юпитер 4. 5 и ИЖ-Планета 4. 5

В практике автоэлектрика иногда встречаются случаи, которые в милиции называются „висяк“. Надеюсь, объяснять, что это такое, не надо. К таким, безусловно, в моей практике относится система электроснабжения мотоциклов ИЖ - Юпитер и ИЖ - Планета от 4-й до 7-й серии. Вроде бы, несложная система, но это не система, это осколок советского времени. Очень немного времени, на мой взгляд, занимает диагностика неисправности при исчезновении „зарядки“: в 90% случаев это отказ блока выпрямитель - регулятор напряжения. В нём, как правило, пробивает тиристоры, которые выполняют роль ключевых элементов в цепи обмотки возбуждения. Оставшиеся 10%, в основном, это износ графитовых щёток цепи обмотки возбуждения. Остальное, в принципе, „экзотика“:)) типа обрыва или пробоя. При этом, после ремонта, мотоциклист, будучи предупреждён о том, что нельзя проверять работоспособность отремонтированного узла отсоединением аккумулятора, „тайком“ от мастера всё - таки проверяет таким образом наличие „зарядки“, что примерно в половине случаев приводит к повторному обращению либо к „рекламации“ на предмет низкого качества проделанной работы. После многочисленных попыток переломить ситуацию в корне, вырисовалась такая схема (см. рис.1. 3):

рис.1. Вариант зарядки с интегралкой.

рис.2. Вариант зарядки с РР

рис.3 Цепь зажигания

Мне подумалось, а чем, собственно, в энергопитании, мотоцикл отличается от автомобиля? Да практически ничем! Те же альтернатор (генератор переменного тока), выпрямитель, регулятор напряжения, аккумулятор. Но практика показала, что отличия таки есть, и довольно существенные: У мотоцикла, в силу того, что генератор „сидит“ на валу двухтактного двигателя, очень неровная осциллограмма работы генератора, ведь двухтактник, да к тому же с цепным приводом и, практически, без маховика, вращается очень неравномерно. Это - то и приводит к тому, что начисто сбивается работа многих регуляторов напряжения, например, РР-362Б1(рис.4),

которое применяется в отечественных грузовых автомобилях и тракторах, а также встречается на многих сравнительно старых отечественных легковых автомобилях, как недорогой и надёжный заменитель штатных регуляторов напряжения. Осмелюсь сообщить, что у меня всегда имеется в запасе как минимум одно такое, поскольку во многих случаях, по соотношению цена - качество ему в нашей местности при ремонте вышеупомянутой категории транспорта просто нет альтернативы, да чинится оно легко и дёшево: вскрывается корпус, заменяются транзисторы КТ816 и КТ837. А теперь закономерный вопрос: почему я так долго „мусолю“ тему об этом реле - регуляторе? А ответ очень прост: это один из первых отечественных транзисторных регуляторов напряжения, где применена триггерная схема управления ключевыми транзисторами. А многие поздние образцы регуляторов, несмотря на внешние отличия в виде других плат, корпусов и размеров, копируют именно его схемотехнику, поскольку регулятор РР-362Б1 и вправду очень удачный. Но мотоциклетный генератор выдаёт импульсы, которые начисто сбивают работу составного динистора на комплементарных транзисторах КТ315, КТ361. В итоге регулятор никак не влияет на нулевой зарядный ток:))) Была предпринята попытка ввести в схему конденсаторы, зацепив их параллельно диодам выпрямителя, но особой разницы не замечено. Тогда начались поиски другого регулятора. При поиске отдавалось предпочтение минимальной цене при максимальной работоспособности узла. В итоге себя хорошо проявили такие узлы: (1)интегралка Я112В1 (так называемая „шоколадка“)(рис.5)

причём строго ещё советская, либо из тех, что стоят в новых тракторных генераторах, довольно, кстати, дорогих. Отличительная особенность того, что нужно - наличие небольшой дырочки на крышке ИРН сверху, через которую ИРН залит компаундом. А те, что „загорают на витринах магазинов в неглиже“, сгорают сразу:((.
(2)Также, так называемая „таблетка“(рис.6),

входящая в состав щёткодержателя генератора ВАЗ-2108 -09 -099. В магазинах её так и называют, щёткодержателем. Причём, желательно, производства „BOSCH“ или от генератора „Mercedes“. Наш регулятор в последнюю очередь. (3)Также, как это ни странно, какие - то дешёвенькие регуляторы, навроде „шоколадки“, даже с SMD - монтажом под оргстеклом, только оформленные для отдельной установки. Это регуляторы РР-362Б1-03 (рис.7)

рис.7 Кот Матроскин

Когда они попали ко мне в руки, маркировки на них, кроме букв „ВЗ“ , „Ш“ и „М“ никакой не было, и мне поневоле вспомнился кот Матроскин и его документы (усы, лапы и хвост). Но они, если исправны, работают. После всех переделок напряжение в бортсети мотоцикла становится по настоящему стабильным, что положительно сказывается на работе мотоцикла в целом: лёгкий пуск даже на разряженном аккумуляторе, сравнительно редко обгорающие контакты зажигания и, как следствие, немного меньший расход топлива, мощный свет. Да и на обслуживание приходится тратить меньше времени. О введении реле в цепь питания катушек зажигания в своё время было сказано немало на страницах журналов „За Рулём“ и „Мото“. Потому особо заострять на этом Ваше внимание не буду, но желающие могут проверить полезность реле так: сначала надо замерить напряжение на клеммах аккумулятора мотоцикла и сравнить его с тем, что доходит до катушек зажигания. Обычно соотношения такие: 12. 13 v на аккумуляторе и 8. 9 v на катушках ! И это при штатной, заводской схеме через год - два эксплуатации! Неудивительно, что мотоцикл так неохотно заводится! Мотоциклисты эту проблему решают часто так: устанавливают на мотоцикл катушки зажигания на 6 v. Тогда байк заводится. А если установить реле, то тогда возможен запуск и от 6 v, и даже от 4 v, как один из переделанных мною образцов! Ещё одно слабое место штатной схемы электрооборудования мотоциклов - это то, что ВЕСЬ зарядный ток идёт от генератора на аккумулятор через замок зажигания! И здесь же находится коммутация цепей света! Неудивительно, почему замки зажигания отечественных мотоциклов так часто выходят из строя! Неужели эту проблему нельзя было не то, чтобы решить, а вообще не создавать?

Состав и параметры электрооборудования ИЖ Юпитер 5

юпитер 5

Мотоцикл ИЖ Юпитер 5 производится с 1985 года по настоящий период на ОАО «Ижевские мотоциклы». Основой такой популярности модели является конструкция, хорошие технические характеристики и удачная схема электропроводки ИЖ Юпитер 5, позволяющая в отличие от предыдущего поколения использовать большое количество разнообразного электрооборудования.

Пятая модель Юпитера относится к среднему классу дорожных мотоциклов, может передвигаться по дорогам с различным покрытием и что очень важно, комплектоваться грузовым или пассажирским прицепом грузоподъемностью до 100 кг, немного уступая по загрузке мотоциклу Урал с коляской. К другим положительным свойства ИЖ Юпитер 5 следует отнести:

  1. Мощный двигатель.
  2. Ремонтопригодность (возможен ремонт своими руками даже в сельских условиях).
  3. Экономичность в эксплуатации.
  4. Доступная стоимость.
  5. Качественная электрическая схема с мощным генератором.

Среди технических параметров мотоцикла следует выделить основные:

  • мощность – 25,0 л. с.;
  • объем мотора – 348 куб. см;
  • вид смазки – совместный;
  • наибольшая скорость – 125 (95 с прицепом) км/ч;
  • топливо – бензин А76;
  • охлаждение – воздушное;
  • конструкция рамы – сварная трубчатая;
  • напряжение электрооборудования – 12 вольт (источники АКБ, генератор).

Зажигание на ИЖ Юпитер 5 выполнено в контактном варианте через коммутатор с подключением к АКБ.

Электрооборудование ИЖ Юпитер 5

Схема электропроводки ИЖ Юпитер 5

Важным элементом устройства мотоцикла является большое количество электрооборудования. В состав электросхемы ИЖ входят следующие элементы:

При наличии такого большого количества электрического оборудования в проводке на ИЖ Юпитер 5 было применено много специальных клемм для фиксации соединений, что позволило в случае обнаружения неполадок быстро отсоединять неисправный элемент для ремонта или замены.

Для правильного отключения неисправных деталей владельцы чаще всего пользовались цветной схемой проводки ИЖ Юпитер 5 с подробным описанием, по которой также в случае необходимости можно было определить, как подключить те или иные элементы схемы.

Основной неполадки в электропроводке мотоцикла

схема проводки

На ИЖ Юпитер 5 проводка имела большое количество контактных клемм. Поэтому основной причиной неисправностей в электросхеме было нарушение целостности соединений. Это приводило к таким моментам как, нет зарядки для АКБ, генератор не обеспечивает необходимым 12-ти вольтовым напряжением систему, коммутатор не в состоянии сформировать необходимый заряд для катушки зажигания, потеря работоспособности всеми световыми приборами и к ряду других.

Причиной утраты соединения в клеммах служило загрязнение и окисление контактов. Особенно это было характерно для мотоциклов, выпущенных в начале серийного производства. Основным способом решения данной проблемы было исключение из проводки ИЖ Юпитер 5 данных клемм.

Для этого использовалась спайка проводов напрямую между собой (по аналогии с мотоциклом Тула), а также герметизация клемм на подводящих проводах к следующим основным элементам:

  • АКБ;
  • генератор;
  • катушка и свеча зажигания;
  • коммутатор;
  • световые приборы.

Это повышало надежность соединений и как следствие обеспечивало работоспособность указанных деталей, а также позволяло включать зарядку для аккумулятора с целью последующего уверенного запуска двигателя мотоцикла ИЖ Юпитер 5.

Схема проводки ИЖ Юпитер 5: переделки системы зажигания

Главное визуальное отличие двух мотоциклов семейства ИЖ – это количество цилиндров двигателя. У модели «Юпитер 5» их два, тогда как «Планета 5» имеет только один.

Во всем остальном модели максимально унифицированы друг с другом, за исключением электрических компонентов.

Справочно: еще одна конструктивная особенность ИЖ Юпитер 5 последних лет выпуска заключается в использовании водяного охлаждения.
А у Планеты 5 все двигатели воздушного охлаждения.

Особенности электрооборудования

Несмотря на унификацию деталей с другими моделями, схема проводки ИЖ Ю5 выбрана для батарейного использования .

Речь идет о контактной системе зажигания, которая при «севшем» аккумуляторе сразу создает проблемы владельцу:

  1. Запуск двигателя затруднен;
  2. Двигатель работает с перебоями;
  3. Движение на малой скорости еще больше разряжает АКБ.

Поэтому, многие владельцы предпочитают модернизировать своими руками систему зажигания на более прогрессивную – бесконтактную электронного типа. Также следует отметить, что ремонт проводки ИЖ Юпитер 5 при возникновении желания подобной модернизации не потребуется (см. также статью о схеме проводки ИЖ Планета 5).

Справочно: в отличие от модели Юпитер, на модифицированную ИЖ Планету 5 устанавливали новую проводку и электронную систему зажигания.
Предлагаемые ниже способы как раз рассчитаны на упрощенную работу – не требующую серьезной замены компонентов.

Переход на бесконтактную систему зажигания

Владельцами ИЖ Юпитер 5 за годы эксплуатации разработана не одна инструкция по переделке электрической сети. И практически все они базируются на элементах от других отечественных мотоциклов (см. также особенности схемы проводки мотоцикла Урал).

Но есть и более прогрессивный способ, при котором:

  1. Генератор и проводка на ИЖ Юпитер 5 остаются;
  2. В электросхему вносятся небольшие переделки;
  3. Аккумуляторная батарея остается для обслуживания вспомогательных систем.

Модернизация системы зажигания

Речь идет о модернизации системы зажигания с комбинированным применением элементов от автомобиля ВАЗ-2108 и мотоцикла Планета 5.

При этом принципиальная схема проводки на ИЖ Юпитер 5 сохраняется:

  1. Устанавливаются два датчика Холла;
  2. К ним подключаются два электронных коммутатора (п.1 и 2 – с ВАЗ). Каждая пара датчик-коммутатор обсуживает 1 цилиндр;
  3. Две катушки зажигания от мотоцикла семейства ИЖ.

На представленной выше схеме цифрами обозначены:

  1. Свечи зажигания;
  2. Катушки Планета 5;
  3. Коммутаторы с «восьмерки»;
  4. Датчики Холла с «восьмерки»;
  5. Замок зажигания;
  6. Аккумуляторная батарея.

Доработка генератора

Данная технология перехода на бесконтактную систему зажигания интересна тем, что владельцу мотоцикла нет необходимости покупать новый генератор, предназначенный для работы в системе электронного зажигания. Соответственно, что и цена переделки будет минимальной.

  1. Изготовить модулятор, который будет прерывать цепь;
  2. И установить его на генератор (на вал ротора).

В качестве такого модулятора-прерывателя может послужить пластина из металла, с просверленным в ней отверстием под крепежный болт.

Фото единственного элемента, который предстоит сделать самому

Порядок установки модулятора следующий:

  1. Пластина-модулятор (на схеме внизу под №2) устанавливается под крепежный болт;
  2. Несильно притягивается ним;
  3. Вращением коленвала устанавливаем поршень в ВМТ;
  4. Выставляем угол опережения зажигания;
  5. Затягиваем крепежным болтом пластину.

Электропроводка ИЖ Юпитер 5 при переделке генератора остается без изменений

Справочно: помимо модулятора устанавливается под крышку двигателя и два датчика Холла (на схеме №1). Места для их крепления есть.

Улучшение штатной системы

Для тех владельцев, которые не хотят переходить на бесконтактную систему зажигания, существуют и другие способы улучшения искрообразования.

При этом проводка мотоцикла ИЖ Юпитер 5 анализируется на предмет проблемных мест, и чаще всего:

  1. Диагностируется первичная цепь от АКБ к катушке;
  2. Выявляются места снижения напряжения, вызванные эксплуатационными условиями.

Простой осмотр первичной цепи продемонстрирует сразу несколько проблемных мест:

  1. четыре штепсельных разъема;
  2. аварийный выключатель зажигания;
  3. контакты центрального переключателя;
  4. контакты прерывателя.

При идеальных условиях эксплуатации столь сложный участок цепи будет работать безотказно.

А на практике он подвергается пыли грязи, летящей из-под колес, поэтому в цепи из-за увеличения сопротивления в местах контактов:

  1. снижается напряжение с 12 В до 7-8 В;
  2. этого недостаточно для возбуждения мощного разряда вторичной обмотки катушки;
  3. как следствие – низкий разряд на свече, делающий затруднительным воспламенение горючей смеси в цилиндрах.

Доработанная штатная проводка ИЖ Ю5

А если к этому добавить «севший» аккумулятор и замасленные свечи с обгоревшими контактами, то процесс искрообразования становится и вовсе проблематичным.

Решают подобные дефекты мотоциклисты следующим образом:

  1. традиционная пайка. Проводка на ИЖ Ю5 избавляется от штепсельных соединений и банально пропаивается вручную каждый проводок с последующей изоляцией;
  2. установка дополнительного тумблера (на схеме №1), отключающего всех потребителей в момент запуска двигателя. Это позволяет подать на катушку максимальное напряжение с аккумуляторной батареи;
  3. переделка замка зажигания. К свободному разъему замка 4 (на схеме №2) припаивается провод, второй конец которого подается на плюсовую клемму катушки.
    Штатный провод зажигания от клеммы 5 переносится на клемму 6 и при активации данного положения ключа, активируется упрощенная схема подачи питания с АКБ на первичный контур катушки.

Выводы: вы можете узнать из данной статьи не только опробованные способы улучшения электрической части мотоцикла (как и в статье об электропроводке Ява 350), но и просмотреть видео материалы, наглядно демонстрирующие алгоритм работ по модернизации.

Бпв иж юпитер 5 схема

В этот статье мы небудем рассматривать ремонт ижевского блока БПВ-14-10 путем замены неисправных тиристоров,транзисторов и.т.д. Переделаем его под интегральный регулятор напряжения Я112А1 от жигулевского генератора Г-222 (можно взять аналогичный "москвичёвский" Я112В1). Размеры его небольшие, он вполне поместится в корпусе ижевского блока, но что более важно - он, как и блок БПВ-14-10, регулирует напряжение по минусу (т.е.отрицательным регулированием).


Рис. 1. Жигулевский и москвичевский интегральные регулятры

Переделка заключается в следующем:
Удаляем плату с радиодеталями и тиристоры с нашего блока


В месте установки интегрального регулятора удаляем так же фиксаторы фазных планок выпрямителя как показано на фото красными стрелками


Рис. 3. Красными стрелками показаны фиксаторы, которые необходимо удалить


Рис. 4. Так выглядит блок БПВ-14-10 после удаления фиксаторов

Аккуратно зачищаем места пайки по плюсовой и минусовой шине. На шине клеммы "X3" удаляем часть токоведущей дорожки, чтобы отделить клемму "Х3" от спайки дополнительных диодов блока


Рис. 5. Красная линия - место удаления печатной дорожки клеммы "Х3". Синяя линия - перемычка для первого варианта переделки

В интегральном регуляторе Я112А1 небольшими отрезками проводов делаем распайку, клеммы "В" и "Б" соединяем перемычкой и отсюда же выводим отвод к клемме "Ш" и к массе (это противоположная металлическая сторона регулятора). Также припаиваем отрезки проводов (чтобы не путаться, удобно подобрать провода разного цвета).


Рис. 6. Впайка проводов в интегральный регулятор: красный провод - к клеммам "В" и "Б", зеленый - к клемме "Ш", черный - масса.

Теперь впаиваем интегральный регулятор в ижевский блок:
Провод от клеммы "Ш" припаиваем к разъему "Х1", массу - к минусовой шине, плюс (перемычка между "В" и "Б") - на плюсовую. Для надежной фиксации можно интегральный регулятор приклеить к блоку или клеем, или двухсторонним скотчем. Чтобы подключить сигнальную лампу дозарядки, можно соединить разъем "X3" с любым из разъемом "X5", "X7", "X4" (т.е.к любой фазной клемме, но удобнее к "X7"). В проводке мотоцикла мы ничего не меняем, но при этом у нас при включении зажигания лампа контроля дозарядки гореть не будет, а при работе двигателя, при исправном генераторе, выпрямителе и интегральном регуляторе, она будет светиться.


Рис. 7. Впаянный в блок интегральный регулятор. Красная стрелка - место удаления печатной дорожки клеммы "Х3"

Кому данный вариант покажется неудобным, можно воспользоваться жигулевским реле контроля лампы дозарядки РС-701 или аналогичным реле с ЯВЫ-638 (но явовское значительно дороже жигулевского). Закрепить его можно в нижней части ижевского блока, подключив реле к блоку как показано на рисунке. В данном случае работа лампы контроля дозарядки будет работать в привычном нам режиме. Схема реле РС-701 и его схема впайки в блок БПВ-14-10 приведена ниже:


Можно воспользоваться и третьим вариантом подключения данной лампы (так же, как и на автомобилях "Жигули", начиная с пятой модели). Берем три диода (с прямым током 10 А), впаиваем их к клеммам "X4", "X5", "X7" (как показано на рисунке),



а противоположные концы соединяем между собой и припаиваем к клемме"В" интегрального регулятора. При этом перемычку между клеммами "В" и "Б" удаляем. Для исключения радиопомех можно установить между плюсовой и минусовой шинами конденсатор на 2,2 мкФ (можно взять с жигулёвского генератора). Опять в проводке мотоцикла мы ничего не меняем, но в панели приборов прийдется сделать некоторые изменения:на мотоциклах ИЖ пятого поколения можно перенести подпружиненный центральный контакт с патрона лампы контроля дозарядки в незадействованый патрон лампы контроля давления масла и, соответственно, данное табло на приборах будет показывазывать работу генератора.

Или делаем так: в контрольных лампах приборной панели сделано плюсовая и минусовая шины. На плюсовой расположены лампы поворота, нейтрали, давление масла. На минусовой - лампа дозарядки и лампа дальнего света. Наша задача - разрезать минусовую шину между этими патронами ламп и запитать патрон лампы контроля дозарядки от плюсовой шины. В мотоциклах ИЖ четвертого поколения достаточно перепаять соответствующие провода.

В третьем варианте нашей переделки при выходе из строя сигнальной лампы дозаряда на клемму "В" интегрального регулятора не будет поступать напряжение питания, а значит, генератор не будет работать. Чтобы этого избежать, достаточно параллельно контрольной лампе дозаряда (в панели приборов) необходимо припаять резистор мощностью 2 Вт и сопротивлением 51 Ом.

Для блоков БПВ-14-10 с разнесенными клеммами переделка делается также, а нумерация клемм приведена на рисунке 10:

Бпв иж юпитер 5 схема

Схема проводки Иж мотоциклов, иж планета 5, иж юпитер 5, иж юпитер, иж планета схема, иж юпитер 4

Схема проводки Иж мотоциклов


Общая схема для мотоцикла ИЖ:

1. Аккумуляторная батарея.
2. Реле-регулятор
3. Предохранитель батареи.
4. Свеча зажигания.
5. Колпачок свечи.
6. Помехоподавляющее сопротивление.
7. Фонарь с лампой.
8. Реле указателей поворота.
9. Центральный переключатель.
10. Сигнальная лампа А6-0.25 нейтральной передачи.
11. Контакты включения системы зажигания.
12. Лампа А6-0.25 освещения шкалы спидометра.
13. Фара.
14. Лампа дальнего и ближнего света А6-32+32.
15. Лампа стояночного тормоза А6-2.
16. Контрольная лампа генератора А6-0.25.
17. Переключатель указателей поворота.
18. Звуковой сигнал.
19. Кнопка звукового сигнала.
20. Переключатель дальнего и ближнего света.
21. Передний габаритный фонарь коляски с лампой А6-2.
22. Катушка зажигания.
23. Конденсатор.
24. Генератор.
25. Прерыватель системы зажигания.
26. Главный пучок проводов.
27. Фонарь указателя поворота на коляске.
28. Датчик нейтральной передачи.
29. Включатель стоп-сигнала.
30. Задний фонарь коляски.
31. Задний фонарь мотоцикла.
32. Лампа заднего фонаря А6-2.
33. Пучок проводов заднего фонаря.
34. Лампа стоп-сигнала А6-15.

Схема электрооборудования мотоциклов ИЖ Юпитер 5 и ИЖ планета 5


Юпитер 5 генератор



1-выпрямитель и регулятор напряжения (БПВ-14-10);
2 — ротор;
3 — статор с обмотками;
4 — щетки;
5 — кулачок контактной системы зажигания;
6 — контакты системы зажигания

схема проводки иж планета 5








Для ремонта нет необходимости иметь специальные стенды и оборудование. Достаточно минимальных знаний электротехники и простейшего авометра (тестера), даже часто можно обойтись только контрольной лампой.

Расскажем подробнее об основных узлах электропроводки и возможных неисправностях. Схема проводки Иж Планета позволяет легко найти оборванный провод или повреждение изоляции (например, плохой контакт всегда греется).

Но обратите особое внимание на то, что схема электрооборудования рассчитана не только на 12 вольт, есть еще высоковольтный кабель (соединяющий катушку и свечу) обычным омметром его не проверишь.

В этом случае смотрим — есть ли искра у вывода катушки и на выходе у контакта свечи. Рассмотрим подробно о главных узлах проводки Иж планета.

Общая схема электрооборудования

Не зависимо от того, будете вы ремонтировать свой мотоцикл или улучшать его, все работы будут основываться, на представленной ниже схеме. Это универсальная схема проводки на ИЖ Юпитер 5 12 вольт, которая подходит к ранним модификациям, поздним моделям, в том числе люксовым одиночным и Юпитерам с коляской.

Проводка ИЖ Юпитер 5 схема подключения:

Проводка ИЖ Юпитер 5 схема подключения фото

Схема электропроводки ИЖ Юпитер 5



Отличия от второй Планеты

Для многих современных граждан информация о том, что отечественные мотопроизводители неустанно трудились над улучшением своих моделей в эпоху тотального дефицита, может оказаться неожиданной.

Обратите внимание! Факт имеет место, более того, подкреплен официальными документами, в частности 1970N04P16-17 – это исходящий номер заводского информационного бюллетеня, в котором рассказывалось о проведенных изменениях.

На фото – официальные материалы КБ Ижмаша

Мотоцикл нового поколения получил:

  1. Фонари указателей поворотов – впервые в отечественной практике;
  2. Полупроводниковое реле управления указателями поворотов (устанавливалось в фаре);
  3. Новой размерности колеса и шины (3,50х18 против прежних — 3,25х19);
  4. Новый аккумулятор увеличенной емкости марки (старый на ИЖ Планета 2 — ЗМТ-6);
  5. И, конечно же, большую мощность двигателя. Силовой агрегат теперь развивал 18 л.с.

Модификации

Но и на этом инженеры-создатели не остановились и, выпустив с конвейера пятимиллионную машину, представили модификацию ИЖ Планета 3-01.

Зеркало и дуги безопасности – отличительные особенности новой модификации

В числе нововведений следует отметить:

  1. Подножки для заднего пассажира;
  2. Дуги безопасности;
  3. Зеркало заднего вида;
  4. Руль новой конструкции.

Справочно: Изменения оплачивал покупатель из собственного кармана. В частности, цена на ИЖ Планета 3-01 составляла 750 рублей, версия с коляской – 1140, а «сельский вариант» стоил еще дороже. Благо, что инструкция по уходу прилагалась при покупке, что облегчало обслуживание.

ИЖ Планета 3-01 с широкими колесами меньшего диаметра – «сельский вариант»

Проблемы, связанные с проводкой

Практика показывает, что если мотоцикл хранился в сухом гараже и не подвергался сомнительным переделкам, то схема проводки Юпитер 5 живет очень долго. Время от времени нужно менять некоторые расходники, вроде ламп и катушек зажигания, а в остальном она функционирует достаточно стабильно. Однако это не всегда так и проблемы случаются, например:

  • обрывы проводов;
  • замыкание электросети;
  • выход их строя отдельных ответвлений цепи;
  • слабый свет от ламп накаливания;
  • неправильная работа индикаторов;
  • пропуска зажигания;
  • снижение мощности мотора;
  • полный отказ работы системы.

Описанные выше проблемы могут возникать как по причине естественного износа элементов проводки, так и после некомпетентного вмешательства в цепь. Универсального решения проблемы в данном случае нет и чтобы узнать, что стало причиной поломки следует запастись терпением и иметь некоторые элементарные знания технической части мотоцикла. Прежде всего следует обзавестись мультиметром или собрать примитивный индикатор сети с помощью 12 вольтовой лампочки, чтобы «прозвонить» проводку на предмет обрывов. Найдя работающий неправильно узел цепи или обрыв проводки его нужно будет устранить, заново проверить работоспособность сети и так далее, до полного восстановления работы.

Электрооборудование ИЖ Планета 5

Проводка ИЖ Планета 5 включает в себя:

  • генератор;
  • аккумулятор;
  • систему зажигания;
  • фонари фар;
  • контрольные приборы;
  • элементы коммутации.

Видео: обзор проводки ИЖ Планета 5

Снято пользователем Агроном.

Генератор

Устройство генератора ИЖ Планета 5:

  • регулятор напряжения с выпрямителем БПВ-14-10 — 1;
  • ротор — 2;
  • статор с обмотками — 3;
  • щетки токоснимателя — 4;
  • кулачок системы зажигания (батарейной) — 5;
  • контактный узел системы зажигания — 6.

Генератор преобразовывает механическую энергию бензинового двигателя в электрическую, чем обеспечивает зарядку аккумулятора. Переменный ток вырабатывается 3 обмотками и подается на выпрямитель, который преобразует его в постоянный. В качестве возбудителя используется дополнительная катушка.

Фотогалерея: генератор ИЖ Планета 5 и его устройство



Генератор ИЖ Планета 5



Устройство генератора

Аккумулятор

Для снабжения всех компонентов требуется маломощный накопитель энергии именно на 12 вольт, так как в ИЖ Планета 5 отсутствует стартер. Задача свинцово-кислотного аккумулятора только подать напряжение на систему зажигания и обмотку возбуждения генератора во время пуска.



Аккумулятор

Система зажигания

В ИЖ Планета 5 катушка зажигания преобразовывает низковольтное напряжение в высоковольтное и передает его на свечу. Та, в свою очередь, отвечает за искру, которая детонирует топливо. Чтобы детонация происходила только в нужном положении поршня, существует прерыватель зажигания.



Система зажигания

В заводской комплектации в этой модели установлена классическая система зажигания, которая требует периодической зачистки контактов прерывателя и регулировки зазора между ними.

Установка бесконтактной СЖ на мотоцикл даёт:

  • своевременное мощное искрообразование;
  • снижение уровня вибрации;
  • уменьшение расхода топлива.

Контрольные приборы

На мотоцикле стоят следующие контрольные приборы:

  • тахометр, на котором находятся контрольные лампочки головного света и поворотов;
  • спидометр, показывающий общий и суточный километраж;
  • указатель температуры силового двигателя;
  • вольтметр.



Контрольные приборы

Лампы фонарей фар и приборной панели

В качестве светотехники и для подсветки приборной панели устанавливаются обычные лампы накаливания. За подачу электроэнергии с аккумулятора к лампам отвечают элементы коммутации.

В цепь головного света входят лампы:

  • головного света фары (35 ватт);
  • стояночного света фары (4 Вт);
  • контрольная — синего цвета включения (2 ватт);
  • заднего стоп-сигнала (15 Вт).



Передняя фара

Элементы коммутации

Элементы коммутации — это различного рода переключатели, которые замыкают либо размыкают электрическую цепь. В действие могут приводиться при помощи клавиш на приборной панели (например, поворотники) либо за счет датчиков.

В ИЖ Планета 5 к элементам коммутации относятся:

  • переключатели поворотов;
  • клавиша сигнала;
  • переключатели ближнего/дальнего света фар;
  • датчик нейтральной передачи;
  • замок зажигания;
  • датчики ножного и ручного тормоза.

Как улучшить штатную электросистему?

Как мы уже сказали, штатная проводка не вызывает особых нареканий из-за своей монолитности, способности выдерживать окислы и ржавчину в местах соединений, при этом не теряя работоспособности. Именно поэтому полная замена проводки — процедура сомнительная, а вот модернизация отдельных частей имеет смысл. Под отдельными частями, мы подразумеваем такие функциональные элементы, как головной свет, индикаторы, лампы поворотов и стопов, систему зажигания, генератор. О каждом из элементов поговорим отдельно.

Переделка электросхемы на работу без аккумулятора

В отличие от автомобилей, имеющих закрытое расположение двигателя и электропроводки, детали мотоцикла ИЖ Планета 3 больше других подвержены воздействию внешних факторов:

  1. Дождю и снегу;
  2. Прямым солнечным лучам;
  3. Механическим повреждениям от кустарников.

Заводская инструкция предусматривает:

  1. Необходимость постоянной проверки уровня электролита в банках, т.к. при наклонах мотоцикла он неизбежно вытекает;
  2. Необходимость постоянной проверки плотности электролита. Это вынуждает владельцев мотоциклов иметь под рукой ареометр, дистиллированную воду и соляную кислоту для восстановления своими руками нужной плотности.

Установка БСЗ

Бесконтактная система зажигания – этот элемент стал настолько популярным, что по праву занимает место наиболее популярного улучшения стандартной схемы зажигания. С завода модель проводка ИЖ Юпитер 5 комплектуется контактной системой зажигания. Она – неспособна долго удерживать настройки опережения угла зажигания, имеет провалы в работе и малую точность. Недостатки этой системы можно перечислять очень долго, поэтому владельцы переходят на электронное зажигание, тем самым увеличивают мощность, уменьшают расход и получают ровную кривую момента и мощности.

Техническое обслуживание

Самостоятельно владелец может выполнять некоторые процедуры технического обслуживания:

  • проверять генератор мотоцикла, если в аккумуляторе теряется заряд;
  • выставлять зазор между контактами прерывателя;
  • регулировать качество звукового сигнала.

Потребность в осмотре и корректировке работы проводки возникает, если:

  • мотоцикл двигется под дождем длительное время, так как это вызывает окисление контактов;
  • мотоциклист ездит по местности, на которой много растительности, повреждающей проводку;
  • водитель катается в зимнее время по снегу, который может налипнуть на детали электропроводки и повредить их.

Самостоятельная проверка генератора мотоцикла Планета 5 при потере заряда

Причиной потери заряда в аккумуляторе ИЖ Планета 5 чаще всего является поломка генератора.

Для проверки своими руками необходимы:

  • прибор мультиметр;
  • прямая отвертка.
Пошаговая инструкция

Необходимо следовать следующим этапам:

  1. Отключить провода от аккумулятора и демонтировать крышку генератора.
  2. Отсоединить 5 верхних проводов от генератора, открутив перед этим их крепления. Для того чтобы не перепутать провода при сборке, стоит их пометить.
  3. Измерить сопротивление обмоток, используя мультиметр в режиме омметра. Для этого нужно прикоснуться одним щупом к корпусу, а другой следует подключать по очереди к 3 проводам обмотки. Должны отсутствовать короткие замыкания, о чем будет свидетельствовать надпись на экране мультиметра.
  4. Протестировать сопротивление между контактами статора: необходимо по очереди прикасаться к ним щупами мультиметра. Значение на экране должно быть 8 Ом.

Наличие короткого замыкания на 3-м этапе или несоответствие показателей на 4-м будут свидетельствовать о проблемах с генератором.

Фотогалерея: этапы проверки генератора ИЖ Планета 5 при потере заряда в картинках

Как правильно выставить зазор между контактами прерывателя?

Для того чтобы выставить зазор между контактами прерывателя, понадобится:

ИЖ Юпитер 5 и его электрооборудование: коротко о главном


В отличие от аналогичных моделей мотоциклов советского времени, схема электрической проводки мотоцикла ИЖ Юпитер 5 предусматривает работу от аккумуляторной батареи с воздушным охлаждением оборудования. Это вызывает много проблем у владельцев. В статье даются рекомендации по модернизации, решающей проблемы с искрообразованием.

Особенности электрооборудования

Модели мотоциклов ИЖ максимально унифицированы. Схема проводки ИЖ Юпитер 2, мало чем отличается от поздних версий мотоцикла ИЖ. Есть внешние отличия. Например, байк Планета 5 имеет один цилиндр, а у Юпитера 5 их два.

Первым 12 вольтовым мотоциклом стал ИЖ Юпитер 4. Схема проводки ИЖ Юпитер 5 и схема проводки ИЖ Юпитер 3 отличаются компонентами.

Схема электропроводки ИЖ Юпитер 5

На байке пятого Юпитера стоит контактная СЗ, которая работает от аккумулятора, поэтому эксплуатация транспорта сильно зависит от степени зарядки батареи.

Если зарядка недостаточная, то возникают следующие проблемы:

  • мотор работает с перебоями;
  • двигатель запускается с трудом;
  • на небольшой скорости разряжается батарея.

Как осуществить переход на бесконтактную СЗ?

Для перехода на бесконтактную СЗ мотолюбители используют детали от других моделей мотоциклов. При модернизации генераторной установки и проводка ИЖ Юпитер 5 остаются без изменения. Небольшие переделки касаются электрической схемы ИЖ. АКБ после изменений используется для обслуживания вспомогательного оборудования. Для перехода на БСЗ берутся детали с Планеты 5 и автомобиля ВАЗ 2108.

В схему электрооборудования ИЖ вносятся следующие изменения:

  • установить 2 датчика Холла с восьмой модели ВАЗа;
  • к датчикам нужно подключить 2 ВАЗовских электронных коммутатора;
  • каждый из цилиндров обслуживает пару коммутатор-датчик;
  • в цепь нужно добавить еще две катушки зажигания.

На электросхеме мотоцикла ИЖ компоненты помечены цифрами:

  1. Свечи зажигания.
  2. Катушки зажигания с Планеты 5.
  3. Коммутаторы.
  4. Датчики Холла.
  5. Замок зажигания.
  6. Аккумулятор.

Для созданной системы зажигания нужно доработать генератор ИЖ Юпитер 5, схема которого не потребует больших изменений.

Как можно доработать генератор?

Представленный вариант модернизации выгоден тем, что не требует покупки нового генератора, который будет обслуживать новую систему зажигания.

Переработанный генератор

Достаточно выполнить следующие действия:

  • изготовить модулятор-прерыватель электрической цепи;
  • установить прерыватель на вал ротора или генератор.

Создать модулятор можно своими руками. Для этого нужно взять металлическую пластину и просверлить в ней отверстие для болта крепления. Изготовленная деталь будет служить в качестве модулятора-прерывателя.

Модулятор для прерывания

Подключение модулятора осуществляется следующим образом:

  • установить пластину модулятор (2) и притянуть ее болтом (3), но не до конца;
  • вращая коленвал, нужно добиться, чтобы поршень стоял в верхней мертвой точке;
  • далее нужно выставить угол опережения зажигания;
  • теперь можно затянуть болт крепления на пластине.

Вместе с модулятором устанавливаются датчики Холла (1).

Улучшаем штатную систему

Систему зажигания можно улучшить и другими способами. Для этого нужно выявить, какие есть проблемы с проводкой. Они могут возникнуть в первичной цепи между катушкой и аккумулятором на 12 В или вызваны условиями эксплуатации. При визуальном осмотре первичной цепи можно выявить неполадки в соединениях, контактах и выключателе зажигания.

Если эксплуатационные условия идеальны, первичная цепь работает с АКБ на 12 В без сбоев.

Но при попадании грязи и пыли в цепи увеличивается сопротивление в местах контактов, что влечет понижение напряжения с 12 Вольт до 7-8 Вольт. Этого напряжения не хватает, чтобы появился мощный разряд во вторичной обмотке катушки. В результате, на свече возникает заряд меньше 12 В, который плохо воспламеняет горючую смесь в цилиндрах. Обгоревшие контакты, замасленные свечи и АКБ с зарядом меньше 12 В еще более ухудшают искрообразование.

Штатная проводка доработанная

Решить эти проблемы помогают следующие меры:

  1. Убираются штепсельные разъемы, и каждый проводок припаивается с помощью традиционной пайки, а затем изолируется.
  2. Устанавливается дополнительный тумблер, который отключает всех потребителей, когда запускается двигатель. Таким образом, на катушки подается 12 вольтовое напряжение с аккумулятора (схема 1).
  3. Переделать замок зажигания (ЗЗ) (схема 2). Нужно взять провод и припаять один его конец к разъему замка 4, который свободен, а второй к положительной клемме катушки. Штатный провод следует перепаять с клеммы 5 на клемму 6. После включения такого положения ключа, подача питания от аккумулятора на первичный контур осуществляется по упрощенной схеме.

Таким образом, выполненные изменения сделают электропроводку мотоцикла ИЖ Юпитер 5 более надежной и производительной.

Видео «Установка БСЗ на ИЖ Юпитер 5»

Читайте также: