Целевая программа возрождение волги ее назначение и основные положения

Обновлено: 05.07.2024

Восстановление Волги. Проблемы и ход реализации нацпроекта.

Несколько лет назад стало однозначно всем ясно, что "главная водная артерия Европейской России" превратилась в "сточную канаву" . К слову, европейцы так называют реку Рейн, по течению которой расположена масса предприятий. Но речь все же о Волге. Она стала стремительно мелеть, и стали появляться острова посреди реки. Экологи забили тревогу, и как итог - был разработан отдельный национальный проект "Оздоровление Волги", в рамках другого проекта "Экология" (вот такой лабиринт😀)

По планам создателей, к 25.12.2024 планируется улучшить экологическое состояние реки и обеспечить устойчивое функционирование водохозяйственного комплекса Нижней Волги. Так, на официальном сайте представлен перечень основных мероприятий:

  • Сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, отводимых в реку Волга
  • Обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги
  • Ликвидация объектов накопленного экологического вреда, представляющих угрозу р. Волги
  • Снижение негативного воздействия затонувших судов ; и другие мероприятия

На все это закладывается вполне конкретная денежная сумма - 205,4 млрд ₽. И вроде бы все хорошо, но на практике, возникают проблемы. Так, по данным Счётной Палаты допущено 140 нарушений на сумму более 1 млрд рублей. Также проект серьёзно отстаёт по срокам, и из него удаляются объекты, которые необходимо ликвидировать. Сам же проект, по сути оказывается непрозрачным, несмотря на внешнюю имитацию открытости. В общем, с проектом беда!

Кроме того, от себя хочу добавить, что проект изначально был скорее "мёртв, чем жив", ведь в нем не были учтены притоки Волги. В "реанимацию" включили только то, что нужно было сделать для "вида", но не для долгосрочной перспективы. В Нижнем Новгороде в Волгу впадает река Ока, которая последние годы страдает от массового загрязнения. Обмеление в летний период, на этом притоке, достигает критических масштабов, и фактически река судоходна исключительно в фазу весеннего половодья. Более того, на реке, де-факто, не производится широкомасштабных восстановительных мероприятий, которые смогли бы изменить ситуацию. А, к сожалению, все движется, к тому, что лет через 10-15, а может и раньше, экология Оки пройдёт "точку невозврата", и уже изменить ничего не получится.

Если же делать проект "с умом", то "Оздоровление Волги" должно охватить всю Европейскую и часть Уральской территории России, т. к. именно на этих территориях расположены источники питания реки, от которых зависит её полноводность и экологическая чистота. Кроме того, это потребует колоссальных затрат: человеческих, технических и денежных ресурсов; фактически этот проект должен объединить всю страну, и вполне будет сравним с великими советскими стройками.

Таким образом, нынешний проект, не эффективен и решает существующую проблему, не более чем на 10-15%, поэтому сейчас логичнее начать разрабатывать новый "нормальный" проект, нежели продолжать тратить деньги. Ведь по сути, при нынешней ситуации к 2025 году, мы просто "утопим" свыше 200 млрд ₽, но не добьёмся экологического восстановления, и потеряем время. Время, которое в экологии очень часто работает против людей.

С верой в восстановление "Великой русской реки - Волги", Инфоповод!

P. S. В публикуемых материалах нет стремления, кого-либо уничтожить или породить ненависть. Всё мысли и темы, которые затрагиваются, направлены исключены на улучшение жизненной ситуации, путем решения существующих проблем!

Целевая программа возрождение волги ее назначение и основные положения

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Постановление Правительства Российской Федерации
от 24 апреля 1998 г. № 414 "О федеральной целевой программе "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года"
(программа "Возрождение Волги")

В целях улучшения экологической обстановки и обеспечения устойчивого социально-экономического развития в регионах Волжского бассейна Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года" (программа "Возрождение Волги").

В частичное изменение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. № 95 "О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №6, ст. 584) определить государственным заказчиком - координатором программы "Возрождение Волги" Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

Министерству природных ресурсов Российской Федерации и другим государственным заказчикам программы "Возрождение Волги" начиная с 1998 года представлять в Комиссию по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации проекты по реализации мероприятий этой Программы. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при разработке комплексных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать выделение лимитов капитальных вложений и финансовых средств для реализации программы "Возрождение Волги" с учетом рекомендаций указанной Комиссии.

Рекомендовать органам исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации при формировании собственных бюджетов предусматривать необходимые средства для реализации программы "Возрождение Волги" с привлечением внебюджетных источников.

И.о. Председателя Правительства Российской Федерации

Программа "Возрождение Волги"

Волжский бассейн в результате ускоренного процесса индустриализации и урбанизации в последние десятилетия испытывает огромную антропогенную нагрузку, которая стала причиной того, что природная среда этого региона подошла к рубежу необратимых изменений.

На территории региона расположено 39 субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации программы "Возрождение Волги". На площади, составляющей 8 процентов территории страны, сосредоточено 45 процентов промышленного и 50 процентов сельскохозяйственного производства России. Особенно напряженная экологическая обстановка складывается в крупнейших городах и промышленных центрах, а также в районах интенсивного производства.

Загрязнение окружающей среды в пределах Волжского бассейна в 3-5 раз превышает средние показатели по Российской Федерации.

Ресурсы экологически чистой воды составляют не более 3 процентов от общих ресурсов поверхностных вод. Практически ни один город этого региона не обеспечивается питьевой водой требуемого качества. Загрязнение окружающей среды также сказывается на качестве продуктов питания. Растет заболеваемость и смертность населения, особенно в детском возрасте.

Из 100 городов страны с самой загрязненной атмосферой 65 городов приходится на бассейн Волги. При большой плотности экологически опасных производств высок удельный вес промышленных предприятий с устаревшим оборудованием. На многих из них полностью или частично отсутствуют очистные сооружения. Более тысячи организаций не имеют санитарно-защитных зон.

Серьезное негативное влияние на состояние окружающей среды Волжского бассейна оказывают предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК). В электроэнергетике к 2000 году отработает проектный ресурс половина мощностей. В соответствии с нормами безопасности требуют реконструкции и около половины мощностей АЭС.

На долю организаций ТЭК приходится 19 процентов выбросов в атмосферу от общего их объема, до 35 процентов загрязненных сточных вод и около 30 процентов твердых отходов, занимающих значительные площади продуктивных земель и являющихся источниками загрязнения подземных вод. На долю предприятий химической, нефтехимической и нефтеперерабатываю-щей промышленности приходится 42 процента от общего количества загрязненных сточных вод. Среднегодовая токсичная нагрузка на экосистемы Волги и ее притоков в 5 раз превосходит среднегодовую токсичную нагрузку на водные экосистемы других регионов России.

На территории бассейна образуется ежегодно около 42 миллионов тонн токсичных отходов, из них лишь 13 процентов обезвреживаются и перерабатываются. В результате общее количество токсичных отходов в отвалах и свалках достигло 900 миллионов тонн.

Основными причинами сложившейся ситуации являются систематическое нарушение экологических нормативов, недоучет реальной экологической ситуации при размещении предприятий, использование устаревших производственных технологий, строительство жилья и объектов соцкультбыта в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий, низкий уровень производственной культуры и экологического образования населения.

Федеральная целевая программа "Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 года" (программа "Возрождение Волги"), именуемая в дальнейшем Программой, разработана с учетом следующих принципов:

Программа направлена на реализацию основных положений государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации; Программа рассматривается как средство координации деятельности многочисленных участников процесса возрождения Волги и способ решения крупномасштабных межрегиональных и региональных проблем; в реализации Программы участвуют не только органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и субъекты экономики, а также научные и общественные организации;

Программа призвана способствовать концентрации усилий субъектов Российской Федерации, расположенных в Волжском бассейне, в разработке и выполнении общебассейновых мероприятий.

Первоочередные мероприятия Программы осуществляются в 1996-1998 годах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. № 95.

Главной целью Программы является коренное улучшение экологической обстановки в Волжском бассейне, восстановление и сохранение природной среды для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения. Эта цель согласуется с задачами по переходу Российской Федерации к устойчивому развитию.

Финансовое обеспечение реализации мероприятий Программы, особенно на первом этапе, ориентировано преимущественно на использование финансовых и инвестиционных возможностей субъектов Российской Федерации и субъектов экономики. В связи с ограниченными возможностями федерального бюджета централизованное выделение средств предусматривается только на реализацию отдельных мероприятий и проектов Программы социальной направленности. Программа выступает в роли координирующей по отношению к другим федеральным целевым программам, осуществляемым в пределах Волжского бассейна, и ее реализация должна повысить эффективность инвестиций в сфере природопользования и обеспечения экологической безопасности. Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство природных ресурсов Российской Федерации, государственными заказчиками по территориальным подпрограммам - органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Министерство природных ресурсов Российской Федерации в случае необходимости может передавать на договорной основе часть функций государственного заказчика другим федеральным органам исполнительной власти.

Для текущего управления реализацией Программы в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. № 893-р создана дирекция федеральной целевой программы "Возрождение Волги" с размещением ее в г. Нижний Новгород.

Наряду с государственными органами управления Программой формируется общественный координационный орган - Волжский бассейновый совет, на который возлагается формирование Волжского бассейнового соглашения как формы реализации Программы.

Подпрограмма «Возрождение Волги»

На водосборной площади бассейна реки Волги, составляющей 8 % территории России (население – 61 млн чел. ), сосредоточено около 50 % промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны. Здесь находится более половины уникальных памятников культуры, истории и природы Российской Федерации, имеющих международное значение.

Напряженная экологическая обстановка в бассейне реки Волги сохраняется. Особо неблагоприятная экологическая ситуация складывается в крупнейших городах Поволжья, а также в районах интенсивного сельскохозяйственного производства, на долю которых приходится более 80 % всех загрязнений Волжского бассейна.

Загрязненность окружающей природной среды сказывается на качестве питьевой воды и продуктов питания. Ресурсы экологической чистой воды составляют сегодня не более 3 % от общих ресурсов поверхностных вод. Практически ни один город региона не обеспечивается питьевой водой требуемого качества. В итоге растут заболеваемость и смертность населения, особенно в детском возрасте.

Нынешний технический уровень гидротехнических сооружений определяется тем, что средний реальный срок их эксплуатации без капитального ремонта составляет 40–50 лет, и они в значительной степени выработали свой ресурс. Наибольшую опасность представляют русловые перегораживающие гидротехнические сооружения, а также накопители сточных вод и отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Целью подпрограммы является коренное улучшение экологической обстановки в Волжском бассейне, восстановление и сохранение природной среды для обеспечения благоприятных условий жизни населения.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

• в области охраны окружающей природной среды, воспроизводства и охраны природных ресурсов – совершенствование методов управления природопользованием, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов, в первую очередь водных экосистем, сохранение биоразнообразия, обеспечение экологической безопасности водохозяйственных систем и сооружений, развитие систем мониторинга окружающей природной среды Волжского бассейна;

Экономическая эффективность подпрограммы предположительно составит 35,8 млрд рублей.

Ожидаемая социальная эффективность выражается в улучшении условий проживания б 1 млн жителей Волжского бассейна.

Программа Возрождение Волги

При осуществлении природоохранной деятельности и природопользования в таком крупном регионе, как Волжский бассейн, необходимо использовать систематизированную объективную информацию и данные, охватывающие все природные сферы, а также те объекты народного хозяйства, которые негативно влияют на природную среду. Подобная задача разрешима при условии создания устойчивой структуры бассейновой автоматизированной системы экологического мониторинга (БАСЭМ). Она позволит исключить многочисленные факты неполноценных или даже ошибочных экспертных заключений по различным проектам новых производств, энергетических и гидротехнических комплексов. В основу мониторинга обычно закладывают объективные и систематизированные в должном объеме данные диагностики состояния всех контролирующих экосистем. При реализации Программы "Возрождение Волги" нельзя вести работу без единого механизма, обеспечивающего вскрытие реальных взаимосвязей источников деформации компонентов окружающей среды, условий проживания, состояния здоровья населения. Обеспечить широкий круг абонентов - пользователей объективной информацией о состоянии экосистем, существующей антропогенной нагрузке для выбора оптимальных административно-хозяйственных, экономических и социальных решений возможно лишь при условии функционирования комплексной системы БАСЭМ.

Концепция БАСЭМ разработана с учетом: имеющихся в Российской Федерации достижений по организации контроля окружающей природной среды космическими, авиационными и наземными средствами; разработки математических моделей распространения загрязнений в поверхностных и подземных водах, атмосфере и почве; создания геоинформационных систем (ГИС), включая картографическое обеспечение, базы нормативных данных, данных о состоянии окружающей среды и об источниках ее загрязнения (промышленность, коммунальное хозяйство, энергетика, сельское хозяйство).

Программа "Возрождение Волги" должна включать широкое системное использование съемок территорий республик и областей, расположенных в Волжском бассейне, с помощью космических аппаратов и специализированной авиационной техники, наземные измерения, осуществляемые мобильными и стационарными лабораториями. Посредством интегрированной технологии обработки данных на всех этапах мониторинга вырабатываются практические рекомендации для принятия решений по экологической безопасности и рациональному использованию природных ресурсов.

Важнейшее направление организации мониторинга окружающей среды - создание технических средств наземного контроля качеств воды, атмосферного воздуха и почвы. За последние годы в Российской Федерации разработаны и серийно освоены аналитические комплексы, отвечающие международным требованиям по точности измерений и надежности эксплуатации.

Аналитические комплексы - принципиально новый вид продукции отечественной промышленности. Наряду с лучшими образцами аналитической и вычислительной техники в их состав входят rocyдарственно аттестованное методическое обеспечение, программный продукт интеллектуальной поддержки пользователя, а также полно номенклатура вспомогательных устройств и расходных материалов, обеспечивающих бесперебойную работу комплекса. Обязательные позиции в этой номенклатуре - государственно аттестованные автоматизированные пробоотборные устройства и средства метрологического обеспечения измерений. С учетом дефицита современной контрольно-измерительной аппаратуры для создания систем экологического мониторинга необходимо предусмотреть широкое использование существующих аналитических лабораторий научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений. Выполнение работ должно осуществляться на договорной основе с систематическим представлением через компьютерную сеть результатов анализов поверхностных и грунтовых вод, питьевой воды, хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, ливневых стоков, газовых выбросов промышленных и энергетических установок, атмосферного воздуха, промышленных отходов и почвы в местах, предусмотренных системой мониторинга. Привлечение научно-исследовательских лабораторий к контролю за состоянием окружающей среды позволяет безотлагательно приступить к реализации важнейшего направления ФЦП "Возрождение Волги" - созданию бассейновой системы экологического мониторинга. Для этого предлагается организовать сеть стационаров и станций наблюдения, ведущих работы по единой программе. Результаты наблюдений сосредоточиваются и обрабатываются в ВЦ.

Станции наблюдения следует создать в ключевых участках - ниже крупных промышленных узлов, в устье крупных притоков - для интегральной оценки состояния последних, суммарной оценки влияния промышленных центров на качество воды и гидробионтов. Основная цель каждого наблюдения - проведение гидробиологического и гндрохимического мониторинга. Последний организовывается совместно с управлениями государственной службы мониторинга (УГСМ) и местными комитетами Минприроды. Кроме того, станции наблюдения используются и как полевые базы учреждений, исследующих экологию Волги.

Стационары должны быть организованы в крупных промышленных центрах с максимальным использованием имеющихся химико- аналитических и гидробиологических лабораторий. Основные направления работы стационаров: региональный химический и гндробиологический мониторинг; координация работ по экологии в регионе, сбор, обобщение информации; проведение исследовательских работ по урбоэкологии конкретных промышленных центров; обеспечение работ станций наблюдения в зоне влияния стационара. Дополнительная задача стационаров — изучение устойчивости экосистем и особенностей их антропогенных изменений в основных при- родно-климатических зонах (таежная, лесостепная, полупустынная, пустынная), что потребует организации на их базе специализированных научно-исследовательских отделов.

Предлагается следующая сеть стационаров и станций наблюдения:

стационар - г.Тверь; станция наблюдения — в начальном течении Волги и ниже Твери;

стационар - г.Ярославль (г.Кострома); станция наблюдения: г.Углич (Калязин) -Угличское водохранилище, контрольная станция к промышленному узлу Рыбинск - Кострома; работы на Рыбинском водохранилище обеспечиваются ИБВВ РАН;

стационар — г. Нижний Новгород; станции наблюдения: г.Юрьевец- верховье Горьковского водохранилища, пос.Бабино - устье Оки, г.Козьмодемьянск- оценка влияния Н.Новгорода;

стационар - г.Казань (при Казанском институте биологии РАН).

Для подготовки экологического мониторинга крупного региона имеется достаточно разработанная методология, математико-стастистические методы корреляционного анализа временных и пространственных наблюдений.

Выполнение поставленной задачи - создание единой системы экологического мониторинга - возможно путем поэтапной реализации с определением конкретных целей и последовательности предусмотренных работ.

Цели первого уровня: выполнение эскизно- системного проекта создания областных автоматизированных систем мониторинга (АСМ), систематизация картографированных статистических данных наблюдений и контроля при возможности экспертирования местных условий с целью формирования исходной базы знаний для проектирования первой очереди АСМ и оценки задач второй очереди; построение структуры подсистем АСМ; согласование протоколов сопряжения и взаимодействия; формирование технико-экономических расчетов и технических заданий на практическое создание первой очереди; разработка и утверждение целевых программ региона по заданию базового ряда научно-методических и аппаратно-программных средств для АСМ, технической базы координационного центра первой очереди.

Цели второго уровня: создание областных АСМ первой очереди (опытная эксплуатация, отработка межобластного взаимодействия); создание второй очереди областных АСМ (опытная эксплуатация, переход к регулярному интегральному применению сети БАСЭМ).

Цели третьего уровня: реализация программы обеспечения всех областей и республик Поволжья базовым рядом технических, научно-методических и программных средств БАСЭМ; реализация программы создания служб эксплуатации, ремонта и технического перевооружения БАСЭМ.

Создание единой БАСЭМ в Поволжье призвано обеспечить образование устойчивых обратных связей в структуре различных уровней экологического управления. При этом каждый участок контролируемой территории должен рассматриваться как поставщик информации, так и ее пользователь.

БАСЭМ, представляющая собой целостность методов, технологий и инженерных средств, должна решать следующие задачи:

получение и сбор данных о характеристиках фактического состояния и процессах в компонентах экосистемы Волжского бассейна;

формирование (агрегатирование) на основе полученных данных установленной совокупности картографированных текущих оценок, ретроспективных и прогностических заключений о состоянии экосистемы, а также комплектование информационного банка данных и знаний о характеристиках природной среды, угнетающих ее факторах и взаимозависимости этих субстанций;

поставка абонентам-потребителям информационной продукции, в том числе аргументированных рекомендаций, необходимых для оптимального выбора и осуществления административно-хозяйственными инстанциями различных уровней детерминированных по критериям экологической безопасности производственно-технологических, экономических и социальных мероприятий.

Исходя из принципа целостности, единства элементов экосистем, экологический мониторинг должен охватывать абиотические факторы (геологические, морфологические, гидрологические, метеорологические, климатологические и другие компоненты) и биоту (биоценозы, агроценозы). В ходе создания и развития БАСЭМ расстановку акцентов следует производить с учетом изначального приоритета в последнем компоненте ее центрального звена — антропоценоза (населенные и промышленные агломерации, коммуникации, энергосистемы).

Формирование бассейнового мониторинга как единой контрольно - аналитической системы имеет принципиальное достоинство - возможность осуществления максимальной интеграции территориальной экологической информации.

Исходя из опыта создания крупных информационно-измерительных систем, к которым относятся и системы экологического мониторинга, важнейший этап формирования единой БАСЭМ - создание в регионах Волжского бассейна базовых, открытого типа АСМ с территориальными границами областей и автономных республик. АСМ являются структурными элементами БАСЭМ и на последующем этапе работ должны осуществить линейно-горизонтальную интеграцию в региональные объединения. Представляется целесообразным второй этап - региональную интеграцию - осуществлять в пределах функционально-территориальных границ соответствующих региональных управлений Роскомгидромета. Задача третьего этапа - бассейновая интеграция - должна решаться под эгидой вновь создаваемого бассейнового научно-технического координационного органа - бассейнового центра мониторинга Волжского бассейна.

В результате создания БАСЭМ как единой системы межрегионального уровня достигаются следующие цели:

обеспечение органов власти (включая центральные правительственные инстанции, административно-управляющие органы здравоохранения, рационального природопользования, комиссии по чрезвычайным ситуациям, управляющие структуры в хозяйственно-производственных комплексах), общественных организаций и населения достоверной аналитической информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии уровня загрязнения окружающей среды и его источниках, о результатах моделирования последствий изменения антропогенной экологической нагрузки в различных регионах Волжского бассейна; формирование обобщающих оценок экологической ситуации и рекомендаций по принятию оптимальных природоохранных решений;

объединение и развитие существующих систем и служб экологического контроля и экологической безопасности на базе единой системы экологического мониторинга территорий областей, республик Волжского бассейна в целом и непосредственного участия этих служб в формировании и эксплуатации БАСЭМ;

обеспечение методически и метрологически обоснованной корреляции факторов антропогенного воздействия на экосистему и состояние здоровья населения с целью выработки оптимальных условий для экологической безопасности человека во всех регионах бассейна.

Принципиальное условие оптимального инженерно-технического воплощения БАСЭМ - создание в 1994 - 1996 гг. опытного района, Формирование такого объекта как научно-экспериментального полигона для отработки структурной архитектуры, системных алгоритмов, базовых аппаратно-программных средств и аналитических моделей должно осуществляться на базе одной-двух уже создаваемых областных АМ с высокой степенью общетехнической готовности. К таким системам следует прежде всего отнести АСМ Нижегородской области, первая очередь которой создана в 1993 г.

Создание БАСЭМ нереально без использования надежной системы контроля качества воды, воздуха, почв. В Программе "Возрождение Волги" приводится перечень приборов, которые рекомендуются к использованию при разработке областных и республиканских АСМ, указаны также перспективные технические средства, рекомендуемые для освоения приборостроительными предприятиями РФ.

Коллективные стационарные посты автоматического анализа атмосферы и передвижные лаборатории "Атмон" рекомендуются исследователями НПП "Полет" в качестве базовых технических решений. Они более других отечественных аналогов соответствуют метрологическим, методическим и другим требованиям, в том числе требованиям ГГО им. А.И. Воейкова - основной организации по формированию мониторинга окружающей среды. Посты и передвижные лаборатории "Атмон" прошли достаточную апробацию в реальных условиях эксплуатации, обеспечивают оперативность для поиска самостоятельных технических решений, довольно просты для обслуживания (поставляются в комплекте).

Неотъемлемая часть БАСЭМ - картографическое обеспечение необходимой информацией об уровнях экологического загрязнения территории Волжского бассейна, поступлении различных ингредиентов от отдельных объектов, промышленных комплексов.

В процессе работы над проектом Программы "Возрождение Волги" глубоко проанализированы все существующие в мире методы и средства организации автоматизированных систем экологического мониторинга, оценены отечественные средства контроля, передачи и обработки данных о состоянии окружающей среды, определены возможности систематических авиационных исследований. Установлено, что в Волжском бассейне имеется прекрасная производственная база для создания технических средств мониторинга и учебных заведений по подготовке кадров соответствующих специальностей.

«Оздоровление Волги» кончилось провалом: СП вывела проект на чистую воду


Сергей Ястребов. Иллюстрация: yarnovosti.com

Счетная палата Российской Федерации опубликовала отчет об «Аудите результативности комплекса мероприятий по оздоровлению реки Волги, реализованных в 2017—2019 годах и истекших периодах 2020 года». Как выяснилось, проблемы с реализацией президентской программы «Оздоровление Волги» возникли серьезные.

Ситуацию изучали аудиторы Счетной палаты РФ Алексей Каульбарс и Светлана Орлова совместно с председателями контрольно-счетных палат трех регионов — Нижегородской, Астраханской и Ярославской областей.

Напомним, мероприятия проекта направлены на сокращение в три раза доли загрязненных сточных вод, на что уйдет 72,6% финансирования программы. Однако, по данным Счётной палаты, заложенные проектом решения не смогут хоть как-то повлиять на ситуацию — программа составлена неполно, без чего все мероприятия окажутся бессмысленными.

«Снижение объемов сточных вод более чем в 2 раза с 90-х годов существенно не повлияло на качество воды, — констатируют аудиторы. — Большинство водоемов бассейна Волги на протяжении десятилетий характеризуются как ««загрязненные» и «грязные»».

Кроме того, согласно схемам проекта, бассейн Волги расположен на территории 38 субъектов, а в федеральном проекте участвуют только 16.

Таким образом, как отмечает телеграм-канал «Незыгарь», программа «Оздоровление Волги», по данным СП, оказалась провалена еще на стадии подготовки документации.

Счётная палата формулирует это деликатнее, но суть от этого не слишком меняется.

Между тем бывший губернатор Ярославской области, ныне заместитель министра природных ресурсов Сергей Ястребов заявил, что «вместе с Минстроем и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прорабатывается вопрос расширения географии федерального проекта до бассейна».

Следует отметить, что, как указывает издание, за один только 2020 год на «Оздоровление Волги» выделили порядка 18 миллиардов рублей. А по оценкам экспертов, расширение проекта еще на 14 регионов потребует удвоения этой суммы.

Ученый: Для спасения Волги нужна новая федеральная программа

alt=" Фото: Николай Нестеренко/РГ" />
 Фото: Николай Нестеренко/РГ

Об этом и многом другом в интервью "РГ" рассказал ректор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ), научный руководитель конгресса форума "Великие реки" Андрей Лапшин.

Андрей Александрович, форум "Великие реки" в этом году отметил совершеннолетие. На чем сделан акцент в научной программе, работе конгресса на этот раз?

Фото: Николай Нестеренко / РГ

Андрей Лапшин: Основная повестка "Великих рек" сформировалась в период зарождения форума в 1999 году. Тогда он служил площадкой для обсуждения вопросов, связанных с реализацией федеральной целевой программы (ФЦП) "Возрождение Волги", принятой в 1996 году, а ее главным исполнителем был ННГАСУ во главе с ректором того времени академиком Валентином Васильевичем Найденко.

Говоря о повестке сегодняшнего дня, я могу отметить, что она по-прежнему актуальна. Мы не можем решить экологические проблемы за один-два-три года. Чем больше период бездействия, тем больше накопленный экологический ущерб, и тем сложнее решить вопросы устойчивого развития в бассейнах великих рек.

Наиболее важные из них - это рациональное использование водных ресурсов, развитие водных путей, экологическая и техносферная безопасность урбанизированных территорий, сохранение историко-культурного наследия в бассейнах великих рек.

Проблемы у Волги существуют, как и у других рек. Эти проблемы носят федеральный масштаб. На примере Нижегородской области можно сказать, что это маловодье, судоходство, что отражается на всех регионах, через которые пролегает река. В низовьях Волги остро стоит вопрос обеспечения водой аграрного сектора, поднимавшийся, в том числе, в ходе недавней прямой линии с президентом страны. В Волжском бассейне проживает около 50 миллионов человек - треть населения России, поэтому актуальность этих вопросов очевидна. Надеюсь, что их обсуждение продолжится на самом высоком уровне в августе 2016 года, когда планируется проведение заседания Госсовета РФ.

Готовят ли участники форума к этому заседанию свои предложения по решению актуальных экологических проблем?

Фото: Николай Нестеренко / РГ

Андрей Лапшин: Как раз сегодня в ходе открытия секции по экологической и техносферной безопасности урбанизированных территорий я отметил ряд актуальных вопросов, которые нам не просто надо обсудить и решить, но и сформулировать свои предложения для рабочей группы по подготовке заседания Госсовета. Мы считаем, что должна быть принята новая ФЦП, такая же, как "Возрождение Волги", закончившая свое действие в 2001 году. С тех пор вопросы обеспечения экологической безопасности бассейна Волги решались в рамках региональных программ. Из федеральных мероприятий сейчас можно отметить программу развития водохозяйственного комплекса РФ на период до 2020 года. Ее реализация позволяет по крайней мере не допустить ухудшения ситуации по ряду проблем.

В связи с непростой экономической ситуацией в стране ощущается ли нехватка средств на экологические мероприятия?

Андрей Лапшин: Экологические программы имеют финансовое обеспечение, хотя небольшое сокращение действительно есть, но оно не критичное. К тому же следующий год объявлен в России Годом экологии, сейчас Министерством природных ресурсов и экологии РФ формируется перечень мероприятий, которые будут проведены. Предусмотрено строительство и модернизация большого количества очистных сооружений, утилизация несанкционированных свалок, строительство новых полигонов как под ТБО, так и отходов промпредприятий, защита береговых линий. Впрочем, работа ведется постоянно, не только в назначенный год.

В прошлом году была успешно проведена акция "Плавучий университет Волжского бассейна", получит ли она продолжение?

Андрей Лапшин: Действительно, в прошлом году мы расширили площадку молодежных экологических инициатив форума и привлекли ребят не просто к обсуждению проблемных вопросов, но и перевели эту работу в практическое русло. ННГАСУ совместно с Департаментом Росгидромета по ПФО, Университетом водного транспорта и ННГУ был предложен и реализован междисциплинарный научно-образовательный проект "Плавучий университета Волжского бассейна".

Проведен широкий комплекс исследований, выполнена оценка загрязненности Волги на участке от устья Оки до Горьковского водохранилища с заходом на его акваторию, сделаны замеры русла, оценка видового состава зоопланктона и многое другое. Результаты работы легли в основу проекта этого года. Он не просто получил продолжение, а вышел на новый уровень - получил грант Русского географического общества (РГО). Уже запланированы более масштабные и продолжительные по времени исследования.

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Вчера состоялась молодежная конференция, где участники прошлогодней экспедиции рассказали о полученных результатах и представили план исследований на этот год. Этот проект включен в перечень федеральных мероприятий в рамках Года экологии. В перспективе нам хотелось бы, чтобы он не ограничивался только нашим регионом, он должен быть межрегиональным.

В дополнение к этому проекту ННГАСУ при поддержке Департамента Росгидромета по ПФО организовал еще одну экспедицию на территории Керженского заповедника, она прошла с 25 по 30 апреля. Проект позволяет комплексно оценивать влияние антропогенного воздействия на экосистему биосферного резервата. Любопытно, что в экспедиции принял участие известный нижегородский путешественник Валентин Ефремов, который первым совершил путешествие на Северный полюс на воздушном шаре. Ребята совместно с ним проводили исследования, в том числе съемку с воздушного шара. Это символически с точки зрения того, что природа изучалась таким бережным, бесшумным способом. Это не просто формирование компетенций, но и формирование у ребят чувства ответственности к природе.

Счетная палата оценила, как проводят экологическую реабилитацию Волги



В мае 2018 года президент Владимир Путин подписал утверждающий нацпроекты России указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».


Нацпроекты направлены на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.


Указ Путина во многом указ развивает программы, начатые в 2014-2017 годах, но новые цели, поставленные перед кабмином, куда более амбициозны.


Всего же сформированы нацпроекты по таким стратегическим направлениям, как здравоохранение, образование, демография, культура, безопасные и качественные автодороги, жилье и городская среда, экология, наука, малое и среднее предпринимательство, цифровая экономика, производительность труда и поддержка занятости, международная кооперация и экспорт, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.


Нацпроекты должны быть реализованы 31 декабря 2024 года.

Аудиторы Счетной палаты РФ проверили, как правительство и региональные власти реализуют нацпроект «Экология», и в частности, проводят мероприятия по оздоровлению реки Волги и всего Волжского бассейна (реки Ока, Москва, Кама, Сура и другие). Контрольный период — с 2017 по 2020 годы.

По уточненным данным, на территории бассейна Волги проживает более 40% населения России, здесь сосредоточено около 45% промышленного и 50% сельскохозяйственного производства.

Ежегодный объем грузоперевозок составляет около 6 млн тонн. В 1930–1980 годах был создан Волжско-Камский каскад гидроэлектростанций (13 гидроузлов и водохранилищ).

Зарегулирование речного стока привело к катастрофическим последствиям для всей экосистемы Волги.

«Одной из ключевых проблем бассейна Волги является низкое качество воды», — отмечается в отчете СП (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).

Не пей, козленочком станешь

Большинство водотоков и водоемов бассейна Волги на протяжении десятилетий характеризуются третьим и четвертым классами качества воды («загрязненная» и «грязная»). Берега российских рек заполнены трубами с промышленными стоками. «Наиболее напряженная ситуация сложилась в бассейне реки Оки, главным образом в реках Москва и Клязьма», — утверждают аудиторы.

Основные загрязняющие вещества в российских реках — соединения железа, меди, нефтепродукты, фенолы, органические вещества, аммонийный и нитритный азот, соединения цинка и марганца.

Изучив ситуацию с качеством воды за последние 10 лет аудиторы делают парадоксальный вывод: «Многолетние наблюдения свидетельствуют о снижении с 1990-х годов объемов сброса загрязненных сточных вод в бассейн Волги более чем в два раза, что существенно не повлияло на качество воды в бассейне». То есть, загрязнений на фоне сворачивания вредных производств стало меньше, но вода все равно загрязнена и отравлена, непригодна для питья — ни в верховьях Волги, ни, тем более в устье, в Астраханской области.

Рыбы не осталось

В отчете СП также отмечается, что «ухудшились условия воспроизводства рыбных популяций», в том числе в районах, где имеются ГЭС.

«Не определена периодичность расчистки каналов-рыбоходов и каналов нерестовых массивов с учетом гидрологических особенностей, режима и объемов обводнения нерестилищ. В результате расчистка осуществляется на одних и тех же объектах, а 6 из 24 каналов-рыбоходов протяженностью 115,9 км остаются нерасчищенными», — говорится в отчете СП.

Под угрозой находится существование и воспроизводство около 70 видов рыб, из них 40 промысловых».

Аудиторы выяснили, как регионы, по которым протекает Волга, проводят ее экологическую реабилитацию.

«Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области средства федерального бюджета на сумму 8,6 млн рублей, предоставленные в форме целевых субсидий и субвенций на расчистку природных водных объектов, были направлены на текущие расходы (выплаты персоналу, на аренду офисных помещений, приобретение мебели, услуги по уборке помещения, на покупку автомобиля УАЗ Patriot и т.д.», — следует из документа.

Нецелевое использование средств, предназначенных для улучшения экологии — это еще половина беды.

Аудиторы СП выяснили, что деятельность региональных и муниципальных властей при проведении природоохранных мероприятий «характеризуется низким уровнем прозрачности», что в свою очередь не позволяет «обеспечить возможность контроля и мониторинга их деятельности».

Всего в бассейне Волги расположены 40 регионов, но только 16 из них задействованы в федеральных программах по экологии.

Жидкие отходы против твердых

Общественный бизнес-омбудсмен по экологии Ильдар Неверов считает, что из всех экологических проблем, имеющихся в России, наибольшую тревогу вызывает как раз состояние Волги и ее многочисленных притоков. Воду из них используют в качестве питьевой, а это реально опасно. «Реализация федеральных проектов «Оздоровление Волги» и «Сохранение уникальных водных объектов» сегодня вызывают наибольшую озабоченность. Основные усилия направлены на улучшение состояния почему-то только объектов на Средней Волге (от впадения Оки до впадения Камы), но вредные сбросы есть и на Верхней Волге, и в устье. Но только комплексное приведение в порядок всей системы водоочистки может дать эффект», — говорит Неверов.

По данным омбудсмена, ежегодно около 3 млн кубометров загрязненных стоков продолжат поступать в Волжский бассейн.

Он отмечает, что нацпроект «Экология» только начал давать плоды, но власть теперь сосредотачивает усилия не на диффузных стоках и жидких промышленных отходах, а на модной теме ТКО — твердых коммунальных отходах. Но, конечно, это лучше, чем ничего не делать еще 20 лет. «В октябре наконец-то было принято постановление правительства (N 1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов»). Отходы теперь должны проходить термическую обработку или быть обезврежены с помощью компостирования. Для их утилизации строят промплощадки компостирования. Спецтехника формирует бурты из органических отходов и вносит в них термофильные бактерии, это позволяет за 14 дней разложить органику и уничтожить патогенную микрофлору. Но стоит такая площадка немалых денег — 150 млн рублей», — уточняет Неверов.

Эколог, член межрегионального союза «За химическую безопасность» и житель Нижнего Новгорода Дмитрий Левашов убежден, что один из основных источников загрязнения Волжского бассейна, — это как раз диффузные и ливневые стоки. «Ливневки», которые есть во всех российских городах, находящихся на берегах рек, никак не очищаются от нефтепродуктов, металлов или бытовых и коммунальных отходов.

«С середины 1990-х до середины 2000-х действовала федеральная целевая программа «Возрождение Волги». В рамках которой были построены заново или модернизированы изношенные к тому времени очистные сооружения десятков российских городов и райцентров по берегам Волги. А потом все заглохло. Сейчас правительство запускает новый федеральный проект. Но, на мой взгляд время уже упущено», — говорит Левашов.

Он знает несколько так называемых «источников накопленного экологического вреда», то есть, места сбора промышленных отходов. Их никак не могут переработать, очистить хотя бы частично. Между тем, некоторые из таких промышленных помоек находятся даже в водоохранных зонах.

Из-за ужасной экологии в Волге почти не осталось рыбы. А ту, что еще есть, вылавливают бесконтрольно частные предприниматели — рыбартели.

«Браконьеров сейчас стало гораздо меньше. Зато появились артели, получившие рыбопромысловые участки. Круглый год выгребают там сетями в несколько раз больше положенного лимита. Контроль за ними, как это зачастую бывает в России, ведется исключительно на бумаге», — говорит эколог.

«Я человек в возрасте, рыбачу с 6 лет. И такого безрыбья на Волге и Оке, как за последние 10 лет, никогда не видел. Даже в те советские годы, когда сельские дядьки «хулиганили» с сетями, а заводы напропалую круглосуточно сбрасывали неочищенные стоки, превращая великую русскую реку в самую большую сточную канаву», — сокрушается эколог.

Член экспертного совета при комитете Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Калмыков считает, что с советских времен в природоохранном законодательстве утвердился такой алгоритм: учитывать загрязнения рек и озер только на основании отчётности промышленных предприятий. «Но сегодня источников загрязнения намного больше, а осознание своей ответственности у некоторых предпринимателей, к сожалению, все меньше. Чрезмерно агрессивное землепользование с использованием различной инновационной химии, может нести вред ничуть не меньший, чем неочищенный сброс с предприятий», — говорит Калмыков.

Конечно, многие не заинтересованы в обновлении методик учёта экологических нарушений, понимая, что это приведет к росту ответственности и бизнеса и чиновников, не говоря уже о финансовых расходах, добавляет эксперт.

Законодательная база Российской Федерации


На водосборной площади бассейна реки Волги, составляющей 8 процентов территории России (население - 61 млн. человек), сосредоточено около 50 процентов промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны. Здесь находится более половины уникальных памятников культуры, истории и природы Российской Федерации, имеющих международное значение.

Осуществление природоохранных мероприятий в рамках программы "Возрождение Волги", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 414, оказало определенное воздействие на улучшение экологической обстановки в бассейне реки Волги. Сброс загрязненных сточных вод в 2000 году по сравнению с 1995 годом уменьшился на 843 млн. куб. метров. Объем выбросов вредных веществ в атмосферу сократился на 1270 тыс. тонн.

Однако напряженная экологическая обстановка в бассейне реки Волги сохраняется. Особо неблагоприятная экологическая ситуация складывается в крупнейших городах Поволжья, а также в районах интенсивного сельскохозяйственного производства, на долю которых приходится более 80 процентов всех загрязнений Волжского бассейна.

Экологическое неблагополучие в пределах Волжского бассейна и связанные с этим неблагоприятные условия жизни населения обусловлены:

низким техническим уровнем промышленного и сельскохозяйственного производства, его негативным влиянием на природную среду;

неудовлетворительным экологическим состоянием объектов жилищно-коммунального комплекса, прежде всего городских очистных сооружений;

неудовлетворительным состоянием водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений.

Серьезное негативное воздействие на окружающую природную среду в регионе оказывают предприятия топливно-энергетического комплекса, химической и нефтехимической промышленности, металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. На долю организаций топливно-энергетического комплекса приходится 19 процентов выбросов в атмосферу от общего их объема, до 35 процентов твердых отходов, которые занимают значительные площади продуктивных земель и являются источниками загрязнения подземных вод. На нефтеперерабатывающих заводах накоплено 8,5 млн. тонн биологически активных илов, в химической промышленности - десятки миллионов тонн шламов, на предприятиях черной и цветной металлургии в отвалах находится более 5 млрд. тонн твердых отходов.

Загрязненность окружающей природной среды сказывается на качестве питьевой воды и продуктов питания. Ресурсы экологически чистой воды составляют сегодня не более 3 процентов от общих ресурсов поверхностных вод. Практически ни один город региона не обеспечивается питьевой водой требуемого качества. В итоге растут заболеваемость и смертность населения, особенно в детском возрасте.

Нынешний технический уровень гидротехнических сооружений определяется тем, что средний реальный срок их эксплуатации без капитального ремонта составляет 40-50 лет, и они в значительной степени выработали свой ресурс. Наибольшую опасность представляют русловые перегораживающие гидротехнические сооружения, а также накопители сточных вод и отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Недостаточное финансирование мероприятий указанной программы не позволило осуществить строительство ряда первоочередных объектов (стоимость незавершенного строительства составляет более 20 млрд. рублей), в связи с чем эти объекты включены в подпрограмму как приоритетные.

Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы

Целью подпрограммы является коренное улучшение экологической обстановки в Волжском бассейне, восстановление и сохранение природной среды для обеспечения благоприятных условий жизни населения.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

в области охраны окружающей природной среды, воспроизводства и охраны природных ресурсов - совершенствование методов управления природопользованием, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов, в первую очередь водных экосистем, сохранение биоразнообразия, обеспечение экологической безопасности водохозяйственных систем и сооружений, развитие систем мониторинга окружающей природной среды Волжского бассейна;

в области регулирования хозяйственной деятельности и повышения эффективности использования ресурсного потенциала - переход на экологически безопасные и ресурсосберегающие технологии в промышленности и в сельском хозяйстве, осуществление инженерно-технических мероприятий по защите городов и населенных пунктов от вредного воздействия вод;

в области правового, нормативного и научно-технического обеспечения - совершенствование действующих нормативных правовых актов в области использования и охраны природных ресурсов, развитие экономического механизма природопользования и охраны окружающей природной среды, проведение комплекса научных и научно-технических разработок, ориентированных на снижение антропогенных нагрузок на окружающую природную среду.

Реализация подпрограммы проводится в два этапа.

На I этапе (2002-2004 годы) приоритетными направлениями являются техническое перевооружение предприятий с переходом на экологически безопасные технологии, строительство и реконструкция очистных сооружений, проведение работ по предотвращению вредного воздействия вод.

На II этапе (2005-2010 годы) предусматривается завершение указанных работ и достижение цели подпрограммы - коренное улучшение экологической обстановки в Волжском бассейне и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения.

Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач (таблица 23).

Мероприятиями подпрограммы предусматривается:

восстановление водохозяйственных систем и реконструкция гидротехнических сооружений Волжского бассейна, инженерная защита от подтопления населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий, берегоукрепительные работы на Волжских водохранилищах, обустройство водоохранных зон и защитных полос, работы по предотвращению деградации лесов, сохранение растительного и животного мира на территории Волжского бассейна, техническое перевооружение промышленных предприятий с переходом на экологически безопасные технологии;

формирование и развитие научных основ экологически безопасного ведения сельского хозяйства;

разработка и внедрение прогрессивных методов предотвращения деградации и восстановления природных комплексов;

совершенствование системы мониторинга окружающей природной среды, создание геоинформационных систем по регионам Волжского бассейна и нормативно-правовое обеспечение реализации подпрограммы.

Ресурсное обеспечение подпрограммы приводится в таблице 24.

В результате реализации подпрограммы будет предотвращена деградация территорий и восстановлены природные экосистемы Волжского бассейна, создана система регламентации хозяйственной деятельности, что положительно скажется на снижении уровня загрязнения природной и в первую очередь водной среды.

Создание общебассейновой системы мониторинга окружающей природной среды позволит оперативно принимать меры, обеспечивающие экологическую безопасность в бассейне реки Волги.

Экономическая эффективность подпрограммы предположительно составит 35,8 млрд. рублей. Ожидаемая социальная эффективность выражается в улучшении условий проживания 61 млн. жителей Волжского бассейна.

Читайте также: