Чем отличается уаз 469 от 3151

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Какой уазик круче? Сравнение УАЗов 1975, 1991 и 2004 года

Цель работы – определение предпочтительной среды обитания трех УАЗов разных поколений с проведением сравнительного анализа их потребительских качеств.

Задача работы – совершить марш-бросок на заброшенные Демидовские шахты по условному маршруту «город – трасса – лесная тропинка – экстремальное бездорожье».

Приборы и инструменты :

1) автомобиль УАЗ-469Б, год выпуска 1975, комплектация стандартная (карбюраторный 2,5-литровый двигатель УМЗ-451М, мощность «брутто» 75 л.с., 4-ступенчатая КП с синхронизатором на III и IV передачах, «колхозные» мосты);

2) автомобиль УАЗ-31512, год выпуска 1991, подготовлен для бездорожья (карбюраторный 2,5-литровый двигатель УМЗ-4178.10, мощность «брутто» 92 л.с., 4-ступенчатая КП с синхронизатором на III и IV передачах, «военные» мосты, 33-дюймовые колеса Cooper Discoverer, газовые амортизаторы «Плаза»);

3) автомобиль UAZ Hunter, он же УАЗ-315195, год выпуска 2004, проведены чип-тюнинг двигателя и доработка интерьера (инжекторный двигатель ЗМЗ-409, объем 2,7 л, мощность «нетто» до перепрошивки 128 л.с., арзамасская 5-ступенчатая КП, «спайсеровские» мосты).

С погодой нам повезло: выдался погожий денек с околонулевой температурой – самое то для пикничка на природе! Стартовать из города мне выпало на самом экзотическом аппарате из нашей троицы – «трофийном» УАЗ-31512 (для краткости далее будем называть его «Камуфляжник», а «колхозный» УАЗ-469Б – «Козликом»). Штатные «табуретки» хозяин заменил креслами от старого VW, так что за рулем удалось устроиться без проблем. А вот руль сначала показался неоправданно большим… Просто не прочуял сразу из-за люфта, что это такое – повернуть без гидроусилителя столь здоровенные «лапти». Стоя на месте, это удалось лишь после того, как я приподнялся с сидения и буквально намотался на руль. М-да… Забегая вперед: когда перед штурмом бездорожья давление в шинах стравили до 0,8 атмосфер, ситуация еще более усугубилась.

Где-то очень далеко под «баранкой» нащупываю и включаю «поворотник», и мы медленно отчаливаем. Хороший автомобиль – УАЗ: штраф за превышение скорости на нем «заработать» практически невозможно – он «не едет»! Дело в том, что хозяин только что установил новые «военные» мосты с колесными редукторами, добрый десяток лет пролежавшие в Стратегическом запасе Родины. И как настоящий советский продукт, они требуют обкатки (вы еще не забыли о существовании такого понятия?). Максимум, что удалось выжать из машины – это 70 км/ч при газе в пол. О расходе топлива в таком режиме вспоминать просто не хочется. Остроты ощущений добавляет коробка без синхронизатора на I и II передачах, поэтому приходится переключаться с давно забытой перегазовочкой.

По трассе ехали колонной, в которой мы были замыкающими, но удержаться «на хвосте» у остальных «уазиков» никак не получалось. Фраза «держит прямую» к «Камуфляжнику» неприменима в принципе: боковой увод – за гранью разумного, по крайней мере, по меркам легкового автомобиля. Когда нужно ехать прямо, машина «плавает» по всей полосе, когда нужно повернуть – делает это с большим запаздыванием, небольших подруливаний в интервале градусов двадцати не замечает вовсе, а при интенсивном торможении на скользкой дороге машину сильно уводит в сторону. Так что о динамичной езде на таком автомобиле придется забыть раз и навсегда: погасить рулежкой на скорости внезапно возникший занос вряд ли удастся…

Зато от недостатка внимания на улице со стороны окружающих этот УАЗ не страдал: вслед ему не оборачивался только ленивый да слепой. Камуфляжный окрас по ГОСТу, тонированные стекла, большие красивые колеса, полный комплект светомаскировки на оптике плюс настоящие танковые фары на кенгурятнике – очень стильный «прикид»! Только знали бы окружающие, каково приходится водителю этого грязехода…

Собственно, о грязи: вот мы до нее и добрались. Несколько километров по целине через лес, и мы у цели – у подножия трех заброшенных шахт. При этом через сам лес можно продвигаться, особо не разбирая дороги: главное – придерживаться нужного направления и не отпускать «газ». Через давно поваленные стволы можно просто перепрыгнуть ходом, а небольшие деревья – подмять под себя мощным бампером: ему от этого ни горячо, ни холодно. Покуда несколько представителей нашей команды занялись разведением костра, жаркой сосисок и приготовлением «стола», все остальные ринулись бороздить на УАЗах заснеженные склоны терриконов. Замкнуть двухсотметровое кольцо вокруг шахт удалось за полчаса. «Камуфляжник» напрочь отказался лезть в гору по целине, да и вообще тронуться даже на маленький подъем в снегу оказалось большой проблемой – буксует, быстро докапывается до смерзшейся породы и выгрызает ее словно песок, не сдвигаясь с места. «Зубастые» грязевые шины оказались не в своей стихии…

Один раз даже пришлось разматывать тросы и использовать реечный домкрат вместо лебедки. В той же ситуации у «Козла» на штатной диагональной резине проблем почти не возникало, так что роль прокладчика колеи на склонах отвели ему. Двигаясь по алгоритму «два метра назад для разгона – четыре вперед», он уверенно прошел по всему гребню. Зато как только спустился в низину, где глубина снежного покрова оказалась больше, а под снегом обнаружилось липкое месиво из глины и породы (той самой, из которой состоят терриконы), практически сразу застрял. Два раза откатившись назад в своей колее по мягкой и вязкой поверхности, на третий «Козел» просто утонул – дорожного просвета уже не хватило!

Чем военный УАЗ от своей мирной копии

Прежде чем говорить о конкретных моделях автомобилей УАЗ, разработанных или доработанных специально для армии, стоит сказать, что Ульяновский автомобильный завод, в целом, в своей деятельности был нацелен на то, чтобы удовлетворить потребности Министерства обороны. Гражданские автомобили УАЗ – это, грубо говоря, побочный эффект, особенно в советское время. В условиях же свободного рынка автомобилестроителю не оставалось ничего лучшего, как перестроить мощности на удовлетворение запросов «мирных» клиентов. Но даже сейчас УАЗ активно сотрудничает с государством, поставляя для армии автомобили высокой проходимости.

История военного УАЗа началась в середине 20-го века. В первую очередь к армейский моделям этой марки автомобиля следует отнести УАЗ-469 и УАЗ-3151.

Именно УАЗ-469 стал к 70-м годам 20-го века основным авто для командования в странах Восточной Европы, входивших в блок Варшавского договора. Его предшественником в упомянутой роли до этого был ГАЗ-69.

В 1964 году было произведено несколько опытных моделей, на основании которых в 1972 году начался серийный выпуск УАЗ-469 и УАЗ-469Б. В 1985 году начали производить УАЗ-3151. А с 2003 года выпускается УАЗ-315195 Хантер, который в 2010 году, к 65-ти летию Победы в ВОВ модернизировали и выпустили в ограниченной серии под индексом 315196.

История развития военного УАЗа

Выше было отмечено, что первые опытные модели УАЗа-469 были выпущены в 1964 году. Однако, разработки начали вести еще в 50-х годах 20 века. Первый образец, названный УАЗ-460 был сконструирован в 1958 году. За основу, видимо, был взят американский Джип. Советская машина получилась мощной, способной перевозить людей и грузы по внедорожью, а также тянуть за собой прицепы и легкие орудия. Но удобностью и комфортом автомобиль похвастаться не мог.

В 1964 году была выпущена пробная партия доработанных авто, получивших названия УАЗ-469. Кстати, в автомобильной прессе, уже на следующий год, можно было встретить изображение данной машины и узнать о некоторых технических характеристиках. Это удивительно, если учитывать тот факт, что в серийное производство машин начнется только лишь спустя 8 лет.

Базой для УАЗа-469 образца 1972 года стала надежная и передовая для тех лет 21-я Волга. Возможности УАЗа восхищают и удивляют. Например, в 1974 году несколько машин в базовой комплектации, то есть без антипробуксовочных цепей, лебедок и прочего, смогли подняться на один из ледников Эльбруса, на высоту 4,2 километра.

В 1985 году армейский внедорожник от Ульяновского автозавода начал выпускаться под названием УАЗ-3151.

УАЗ-3151 знаменитый командирский УАЗик

История УАЗ-469 заканчивается в начале 21-го века. В 2010 году выпускается ограниченная партия УАЗ-315196, который имеет ГУР, пружинную подвеску, дисковые передние тормоза, 112-сильный двигатель, разрезные мосты Тимкен. А уже в 2011 году данная модель исчезает с рынка, в связи с тем, что указанная партия в 5000 машин полностью распродана. УАЗ, в плане армейских автомобилей, начинает специализироваться на модели Хантер Классик.

Технические характеристики модели 469

Модель УАЗ-469 имеет пятиместный открытый кузов. По сути – это кабриолет. В качестве крыши используется мягкий тент из брезента, а 4 боковые двери имеют остекленные надставки. Пятая задняя дверь используется для погрузки багажа. Кроме того, в заднем отсеке автомобиля имеются откидные сиденья, на которых может разместиться еще два пассажира. Лобовое стекло откидывается на капот. Здесь можно вспомнить американский «Виллис», у которого, также, можно откинуть ветровик на капот, с целью повышения маскировки автомобиля на местности.

Рама модели очень прочная, не подвержена скручиванию. Двигатель 4-х цилиндровый объемом 2,5 литра, способный выдавать мощность в 75 лошадиных сил, работает на бензине. Сцепление – однодисковое. КПП – механическая, 4-х ступенчатая. Имеется 2-х ступенчатая раздатка.

Так как автомобиль разработан для армии, то на него установлены 2 топливных бака, объемом 39 литров каждый. Если учитывать, что расход топлива, в среднем, равен 16-ти литрам на 100 километров, то можно сделать вывод, что производителем предусмотрен не такой уж большой топливный запас. Впрочем, при перевозке 7 пассажиров, машина может взять на борт 100 килограмм багажа. То есть, еще несколько канистр вполне вместится. УАЗ-469 может «таскать за собой» прицеп весом в 850 килограмм.

Испытания УАЗа 469

Дорожный просвет военной модели составляет 300 миллиметров. Для создания такого клиренса было разработано и внедрено следующее:

  • двойная главная передача на ведущих мостах. Картер двигателя, при этом, широкий, но вертикальный размер уменьшен.
  • понижающие бортовые редукторы.

Ступицы переднего моста в данной модели автомобиля можно отключать для снижения расхода топлива, в случае если машина едет по хорошей дороге. Однако, уменьшение расхода было незначительным, а для отключения ступиц приходилось совершать несколько пусть и несложных, но занимающих некоторое время, манипуляций.

К 1982 году мощность автомобиля увеличилась на 2 лошадиные силы, благодаря установке нового двигателя.

УАЗ-3151

В 1985 году произошла модернизация модели 469, новый автомобиль получил название УАЗ-3151.

Изменения коснулись большинства узлов и агрегатов. Сцепление получило гидравлический привод отключения. В карданных валах появились радиально-торцовые уплотнители подшипников. Осветительные приборы улучшились и дополнились. Электрическим стал привод омывателя лобового стекла получил. Кроме этого, в авто появилось следующее оборудование:

  • две подвесные педали – сцепления и тормоза;
  • тормоза с двухконтурным приводом;
  • безопасная рулевая колонка;

Мощность двигателя стала составлять 80 лошадиных сил, что увеличило максимальную скорость до 120 километров в час.

Модификации модели

Помимо упомянутых, существовали и другие модификации отечественных военных внедорожников УАЗ.

УАЗ-469БИ с экранированным оборудованием и радиостанцией. УАЗ-469БГ (УАЗ-3152) – использовался для военно-медицинских нужд. УАЗ-469РРХ – машина радио-химической разведки.

Рекорды

Не секрет, что советский автопром, для своего времени, был на очень высоком уровне. А когда дело касалось военных разработок, то здесь заводы Советского Союза были непревзойденными лидерами.

Так, модель УАЗ-469 установила мировой рекорд, косвенно подтверждающий высокий уровень авто:

В УАЗ-469 смогли влезть 32 человека, общим весом 1,9 тонны. Данное событие внесено в Книгу рекордов Гиннесса. До этого в автомобиль Киа Спектра удалось вместить 23 человека.

www.uaz-club.org.ua

Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.

© Аркадий и Борис Стругацкие

Айри » Сер грудня 17, 2008 16:06

Каждый человек - эгоист, поэтому больше всего любит то, во что больше вложил себя.
Всегда улыбайся. Себе жизнь продлишь, друзей порадуешь, врагов побесишь.

Василий Ронин » Суб лютого 06, 2010 0:40

Айри » Суб лютого 06, 2010 1:10

Каждый человек - эгоист, поэтому больше всего любит то, во что больше вложил себя.
Всегда улыбайся. Себе жизнь продлишь, друзей порадуешь, врагов побесишь.

Onega » Суб лютого 06, 2010 2:34

Нет для меня ничего дороже,
Чем верный друг и бездорожье
Еще километры пути к родному огню
(c) Кривцов Сергей

УАЗ 31512, 90-го года, тент, колхозы, 417_й движ:ек, самоблок (БТР)
тел. 8 050 три тройки - два нуля - семнадцать. В эфире отзываюсь на UT4USE

Отличия среди моделей

Bombardierr » Вів травня 17, 2011 1:11

Student » П'ят вересня 27, 2013 12:12

Позвольте с вами не согласиться.
Багажники абсолютного одинаковые. У них кузова один в один.
По поводу бензина, возможно, что 469 будет на 76-80 бензине, а 3151 на 92.

Айри » П'ят вересня 27, 2013 13:02

Сударь, вы не путаете часом 3151 с 3153?

469 (3151) - это лишь военный вариант гражданской версии 469Б (31512/31514/31519)

п.с. Кроме этого, если припомнить школьный курс геометрии, то 900/210= 4,2.
Вы ну хотя бы приближенно представляете себе, что цифры объема разнятся в 4 . раза?

Каждый человек - эгоист, поэтому больше всего любит то, во что больше вложил себя.
Всегда улыбайся. Себе жизнь продлишь, друзей порадуешь, врагов побесишь.

Student » П'ят вересня 27, 2013 14:02

DJ дядя Вася » Чет жовтня 03, 2013 18:24

Хто зараз онлайн

Зараз переглядають цей форум: Немає зареєстрованих користувачів і 0 гостей

В чем разница между УАЗ 469, УАЗ 3151, УАЗ Хантер?

Всем доброго времечка.
Расскажите мне "чайнику" в чем существенная разница между УАЗ 3151, УАЗ 469 и УАЗ Хантер кроме двигателя годов выпуска и сборки? Много расписывать не надо, так в общих чертах.
Я знаю что это модификации одной и той же модели по существу. Меня интересует в чем существенная разница, что касаемо запчастей для данных моделей и можно ли из использовать все это для УАЗ 3151 (моего)?
У меня правда есть знакомые в УАЗовском магазине, которые подскажут с натяжкой, но хочется знать самому.

УАЗ 3151 1988, двигатель бензиновый 2.0 л., 100 л. с., полный привод, механическая коробка передач — наблюдение

Машины в продаже


УАЗ 3151, 1998


УАЗ 3151, 1993


УАЗ 3151, 1996


УАЗ 3151, 2006

Комментарии 31

Добавлю вопрос. Имеется рамка лобового с перемычкой и отверстием под верхние дворники. На Хантер подойдет?Понятно что что-то придется срезать или затыкать…

Если есть отверстия, то скорее всего подойдут. Но нужно всё же померить.

469:
нет вакума, на ранних машинах напольные педали, сиденья и рули старого образца, тент, ресоры 9 листов.

31512:
вакум, 7 листов рессоры, мосты Тимкен и вояки. Бывают с пружинной подвеской. Тент.

Хантер:
з листа рессоры, жесткий верх с калиткой, колеса на 16, впереди пружины и дисковые тормоза, мягкий салон и руль, 5 ст КПП, 1 рычаг раздатки, мосты Спайсер, инжектор, ГУР.

Что вспомнил, не касаемо двигунов.

Скачайте каталог "деталировки" все поймете.

Ясно!
Мне очень уж глубокая разница не нужна, этого вполне достаточно.

чем смог, и что вспомнил бегло.

И на этом спасибо.

469:
нет вакума, на ранних машинах напольные педали, сиденья и рули старого образца, тент, ресоры 9 листов.

31512:
вакум, 7 листов рессоры, мосты Тимкен и вояки. Бывают с пружинной подвеской. Тент.

Хантер:
з листа рессоры, жесткий верх с калиткой, колеса на 16, впереди пружины и дисковые тормоза, мягкий салон и руль, 5 ст КПП, 1 рычаг раздатки, мосты Спайсер, инжектор, ГУР.

Что вспомнил, не касаемо двигунов.

Скачайте каталог "деталировки" все поймете.

на 469 и 31512 колхозы стояли, а тимкены появились на хантерах, там внутриности со спайсеров

469:
нет вакума, на ранних машинах напольные педали, сиденья и рули старого образца, тент, ресоры 9 листов.

31512:
вакум, 7 листов рессоры, мосты Тимкен и вояки. Бывают с пружинной подвеской. Тент.

Хантер:
з листа рессоры, жесткий верх с калиткой, колеса на 16, впереди пружины и дисковые тормоза, мягкий салон и руль, 5 ст КПП, 1 рычаг раздатки, мосты Спайсер, инжектор, ГУР.

Что вспомнил, не касаемо двигунов.

Скачайте каталог "деталировки" все поймете.

У меня УАЗ 31514 1996го года. Отличие от 31512 только в стальной крыше. Хотя у меня стоит тент )). Так вот. Перёд 8 листов рессор, зад 9. Так что там не 7 листов. Вакуум есть.

Коротко не описать. Особенно 3151 тут отличается тем что на нем может стоять все с 469 и точно так же все с Хантера…
Основное отличие 469-3151 -педали напольные у первого и подвесные у второго.
Пружинная подвеска Хантера спереди может быть и у 3151. Длина рессор разная — у 469 короче, но у моего 3151 1999 г.в. они тоже короткие.

По этому самый правильный способ покупки запчасти — приходишь в магазин со старой. Или берешь с нее код, если он там есть и если эту запчасть до тебя не меняли на неправильную. Скажем поставили радиатор меньшей теплоотдачи.

Ясно!
Ну таскать запчасти в магазин нет возможности, т.к. УАЗик стоит в деревне, а то 120 км минимум. Приходится брать полагаясь на "опыт" продавцов.

Можно обмерить, или положить на лист бумаги и обвести контуры. Хотя скажем помпу лучше взять с собой. Я покупал положив старую на прилавок и то у новой китайской патрубок мелкий оказался чуть не под тем углом, мог бы задевать ремень приводной.

А всякие сальники и подшипники можно покупать поглядев в конце мануала какие номера у них.

Это да, что вариантов исполнения деталей для одной и той же машины масса! Уже сталкивался и не раз.

Коротко не описать. Особенно 3151 тут отличается тем что на нем может стоять все с 469 и точно так же все с Хантера…
Основное отличие 469-3151 -педали напольные у первого и подвесные у второго.
Пружинная подвеска Хантера спереди может быть и у 3151. Длина рессор разная — у 469 короче, но у моего 3151 1999 г.в. они тоже короткие.

По этому самый правильный способ покупки запчасти — приходишь в магазин со старой. Или берешь с нее код, если он там есть и если эту запчасть до тебя не меняли на неправильную. Скажем поставили радиатор меньшей теплоотдачи.

Когда это на 3151 ставили пружины?
Вопрос был задан о 3151. Т.е. не о 31514 или 31519. 3151 это старая модель, обновлённый 469. До пружин там ещё ого го сколько. И что подойдёт, по твоему, с Хантера на 3151? Две педали, две колодки и ВУТ с ГТЦ? Это по твоему "всё"?

Отличия и изменения в конструкции УАЗ Хантер по сравнению с УАЗ-31514 (469)

Отличия и изменения в конструкции УАЗ Хантер по сравнению с УАЗ-31514
Многие считают, что выпускаемый сейчас внедорожник УАЗ-315195 Hunter это практически тот же автомобиль, производство которого Ульяновский автозавод начал еще в 1972 году, только с другим двигателем, новыми мостами и железной крышей вместо тента.

Отличия и изменения в конструкции УАЗ Хантер по сравнению с УАЗ-31514.

Силовая установка :

1. Вместо двигателя УМЗ-4178.10 автомобиль получил новый 2.7 литровый инжекторный двигатель ЗМЗ-409.10, с увеличенной на 52 л.с. мощностью и на 5,9 кгс.м. крутящим моментом. Удельный расход топлива при этом был снижен на 20 г/л.с.ч.
2. Двигатель ЗМЗ-409.10 адаптирован к установке на автомобиль системы нейтрализации выхлопных газов, которая совместно с системой улавливания топливных испарений позволяет выполнять требования стандарта Euro.
3. Новая 3-х точечная подвеска двигателя обладает более высоким коэффициентом вибропоглощения, передача вибраций с двигателя на раму снижена на 8,5 дБА, что позволило понизить внутренние шумы и вибрации.
4. Элементы системы выпуска отработавших газов, приемная труба, нейтрализатор и глушитель изготовлены из нержавеющей жаропрочной стали, что увеличило срок их эксплуатации.
5. Вместо рычажного привода акселератора, применяемого на УАЗ-31514, установлен тросовый привод управления, что улучшило эргономику и избавило от люфтов и заеданий свойственных рычажному приводу.
6. Воздушный фильтр сделан выносным и более простым в обслуживании. Ресурс фильтра увеличен.

Трансмиссия и ходовая часть:

7. Вместо 15-ти дюймовых дисков установлены новые 16-ти дюймовые диски нового дизайна с вылетом +40 мм, что уменьшило плечо обкатки и обеспечило более устойчивое движение автомобиля, в том числе и при торможении. В штатной комплектации шины размерностью 225/75.

Механизмы управления:

1. Установка рулевого управления с гидроусилителем позволило решить задачу повышения маневренности автомобиля при одновременном снижении усилий на рулевом колесе.
Снизило передачу толчков на рулевое колесо при езде по бездорожью и повысило удобство управления автомобилем.

3. Новое рулевое колесо, с мягким ободом из пенополиуретана, удобнее в эксплуатации, чем старое рулевое колесо из полипропилена. Широкая накладка в средней части нового рулевого колеса предохраняет водителя от повреждений в случае аварии.

4. Новые передние дисковые тормоза более эффективны и стабильны по сравнению со старыми барабанными. Открытая конструкция тормозов обеспечивает легкость замены колодок и хорошее охлаждение. Зазор между колодками и диском устанавливается автоматически. Накладки тормоза безасбестовые.

5. Модернизированные задние барабанные тормоза с автоматической регулировкой зазора (регулировать зазор как на УАЗ-31514 уже не нужно) между усиленными накладками и барабаном. Отверстия в щите позволяют контролировать износ накладок не снимая колесо и тормозной барабан. Накладки тормозов безасбестовые.

Электрооборудование:

1. Новые жгуты проводов с оптимизированными сечениями проводов от 0,5 до 10 мм2 уменьшают падение напряжения в электрических цепях.
2. Соединение всех жгутов проводов осуществляется посредством разъемов, что улучшает ремонтопригодность, замену и диагностику.
3. Жгуты проводов защищены гофрированными пластиковыми трубками.
4. В конструкцию введен силовой блок предохранителей на 40 и 90 ампер, который защищает мощные электрические цепи автомобиля от короткого замыкания.
5. Для защиты электрических цепей малого тока от короткого замыкания в систему введены два блока предохранителей по 13 плавких вставок в каждом.
6. Новый спидометр с электроприводом обеспечивает более точные показания скорости движения и обладает большей надежностью, чем старый с тросовым приводом.
7. Новые фары головного света с галогеновыми лампами стандарта Н4.
8. Установленный гидрокорректор света фар позволяет регулировать направление светового потока в зависимости от загрузки автомобиля.

В заключении хочется написать, что объем проделанной инженерами Ульяновского автозавода работы и внедренное в конструкцию количество изменений, конечно же впечатляют. Однако справедливости ради, стоит отменить несколько важных моментов :

1. Все усовершенствования и доработки внесенные в конструкцию УАЗ-315195 Хантер были направлены прежде всего на повышение комфортабельности и улучшение поведения автомобиля на асфальтированных дорогах.
2. Некоторые доработки незначительно ухудшили внедорожный потенциал этого автомобиля.
3. В тоже время никаких более-менее серьезных доработок призванных увеличить внедорожные возможности Хантер (Hunter) в конструкцию внесено не было.

УАЗ-469 / 469Б / 3151

УАЗ-469 сменил на конвейере Ульяновского автозавода ГАЗ-69, выпускавшийся в течение почти двадцати лет. Разработка новой машины началась в 1961 году, а в 1962 году был построен опытный экземпляр автомобиля. В течение следующих двух лет он прошел полный комплекс испытаний, однако еще в течение восьми лет продолжалось производство предыдущей модели - ГАЗ-69.

УАЗ-469

УАЗ-469
УАЗ-469

УАЗ-469

Серийный УАЗ-469 получил тот же рядный 4-цилиндровый 2,5- литровый двигатель УМЗ-452МИ, развивающий 75 л.с., которым комплектовались грузовики и фургоны УАЗ –452. В качестве топлива использовался бензин А-72 или А-76. по узлам шасси и трансмиссии модели 452 и 469 были унифицированы: четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах, сухое однодисковое сцепление, двухступенчатая раздаточная коробка и отключаемый передний мост. Рулевой механизм и гидравлический привод барабанных тормозов не оснащались усилителями. Подвеска колес оставалась зависимой рессорной с рычажными гидравлическими амортизаторами. Рама машины – лонжеронная с поперечинами. Но были и нестандартные для отечественного автомобилестроения решения. Прежде всего, это колесные редукторы с шестернями внутреннего зацепления на армейской модификации УАЗ-469. Они позволяли не только увеличить дорожный просвет с 220 (у «гражданского» УАЗ-469Б) до 300 мм, но и увеличить тяговые возможности машины.

С 15 декабря 1972 года в серийном производстве находятся два основных варианта автомобиля - УАЗ-469 и УАЗ-469Б. На первом применены колесные редукторы, установленные возле ступиц колес. Благодаря применению этих редукторов дорожный просвет джипа составил 300 мм.

В 1985 году автомобиль подвергся модернизации - с прицепом ГАЗ-704 на нем был установлен более мощный ( 92 л.с.) верхнеклапанный двигатель УМЗ-4178.10, гидропривод выключения сцепления, телескопические амортизаторы, новая коробка передач, оснащенная синхронизаторами на всех передачах переднего хода, применен ряд других новшеств. Важнейшим новшеством стала раздельная система тормозов: двухкамерный главный цилиндр, раздельный привод на переднюю и заднюю оси и сигнальное устройство для водителя.

Изменились обозначения автомобилей: джип с колесными редукторами, экранированным электрооборудованием и предпусковым подогревателем двигателя получил индекс УАЗ-3151, модификация без редукторов, с обычным, неэкранированным электрооборудованием и без предпускового подогревателя - УАЗ-31512. Появилось также несколько новых модификаций, в частности, УАЗ-31514 - джип, оборудованный жестким верхом (на базе УАЗ-31512), УАЗ-31512-10 и УАЗ-31514-10 - машины с пружинной подвеской передних колес. С 1995 года автомобили выпускаются с ветровым стеклом без центральной стойки.

УАЗ-3151

УАЗ-3151 Hunter
УАЗ-3153

УАЗ-3153

Новая модель UAZ Hunter (Хантер) — это классический военный стиль в современной обработке и форме.

УАЗ-Хантер предназначен для перевозки пассажиров и небольших грузов по всем видам дорог и местности и рассчитаны на условия эксплуатации при рабочей температуре окружающего среды от минус 45 до плюс 40 °С, среднегодовой относительной влажности воздуха до 80% при плюс 15°С, запыленности воздуха до 1,0 г/м3 и скорости ветра до 20 м/с, в том числе (при соответствующем изменении тягово-динамических качеств) в районах, расположенных на высоте до 4000 м над уровнем моря, и преодоления перевалов до 4650 м. Знак "+" рядом с наименованием детали (узла) означает, что данная деталь (узел) устанавливается на автомобили в зависимости от комплектации. Данный двигатель агрегатируется с пятиступенчатой коробкой передач и косозубой раздаточной коробкой.

На автомобиле инсталлируются мосты типа "Спайсер", спереди — дисковые тормоза и пружинная подвеска. УАЗ-Хантер с дизельным двигателем вначале будет поставляться только на российский рынок, а патом, по мере проведения сертификационных испытаний и отзывов клиентов, планируется организовать импорт данной модели за пределы России.

В новую модель включены новые зеркала заднего вида, пластиковые бампера с интегрированными в них противотуманными фарами, дверь багажного отделения которая распахиваеться, новое рулевое колесо, новые сиденья и обивка салона прекрасным материалом — ковролином.

Данный автомобиль дает владельцу новую степень свободы. Вы можете ездить, куда укажет вам судьба или куда захочеться, а не только там, где проложен асфальт или иная дорога. Также очень сильно заметно, что там, где дорога все-таки есть, Хантер на удивление комфортен и динамичен, вполне укладывается по нормам управляемости легковых автомобилей, и в салоне нет ощущения военной техники или чего то прочего.

Модели и модификации автомобилей УАЗ.

"По состоянию на июль 2000 г. средняя цена УАЗ-3153 - 120 тыс. руб., а 31519 - 80 тыс. руб. Что необычного по сравнению с коротким (будем считать подвески условно одинаковыми, если брать пружины): люк Саратовский, шумоизоляция сомнительного свойства, хорошая покраска с грунтом, на 40 см длиннее база (для кого это плюс, а для кого-то минус), замки на бензобаках. И ВСЕ! То есть 40 тыс. за вычетом копеечных дополнений идет потому, что мелкосерийное производство менее рентабельно." [Kuzmich]

  • Чертеж с размерами УАЗ-3159 в формате JPG (113K)

Легковые автомобили (джипы) на базе модели 316*

  • Чертеж с размерами УАЗ-3160 в формате JPG (128K)
  • Чертеж с размерами УАЗ-3162 в формате JPG (104K)
  • Чертеж УАЗ-3162(высокая крыша) в формате JPG (110K)
  • Описание УАЗ-3162 в формате PDF (372K)

Стандартная комплектация включает:

  • противотуманные фары;
  • электрообогрев и стеклоочиститель стекла задней двери;
  • рулевой механизм с гидроусилителем;
  • регулируемую по углу наклона рулевую колонку;
  • сцепление диафрагменного типа;
  • мосты типа "Спайсер" (с неразъемным картером);
  • муфту отключения передних колес "Элмо-С";
  • мелкомодульную раздаточную коробку;
  • 5-ступенчатую КПП;
  • переднюю пружинную подвеску и заднюю на малолистовых рессорах;
  • передние дисковые тормоза (задние - барабанные);
  • "кенгурин" и пороги;
  • радиальные шины и новые 16-дюймовые колеса;
  • ремни безопасности инерционного типа.
  • UAZ Patriot Classic (3163-010)
  • UAZ Patriot Comfort (3163-020)
  • UAZ Patriot limited (3163-030)
  • Чертеж с размерами УАЗ-23632 в формате JPG (53K)
  • Чертеж с размерами УАЗ-2360 (с кузовом и тентом) в формате GIF (77K)
  • Описание УАЗ-2360 в формате PDF (305K)
  • Чертеж с размерами УАЗ-2360 (без кузова) -является основой для 2760 в формате JPG (50K)

Грузопассажирские автомобили на базе 3741

  • Чертеж с размерами УАЗ-3741 в формате GIF (68K)
  • Модификации УАЗ-39625

Грузопассажирские автомобили на базе 3165

В настоящее время эти модели только готовятся к производству
"Новая буханка" 3165
Три ряда комфортабельных кресел по ходу движения.
Позиционируется как замена серии 3741. Планируется в двух вариантах 4х4 и 4х2

Количество мест: 9
Грузоподъемность, кг.: 850-900
Габариты, мм: 4850/2350/1980
Двигатель: ЗМЗ-409.10
Рабочий объем, л.: 2,7
Тип двигателя: бензиновый, рядный, четырехтактный, четырехцилиндровый, 16-ти клапанный, с микропроцессорной системой управления впрыском, с верхним расположением двух распредвалов, с гидрокомпенсаторами зазора клапанов
Максимальная скорость, км/ч: 160
Расход топлива, л/100 км. пути:
при 90 км/ч: 11,1

Чем отличается уаз 469 от 3151

С 1985 года используются карбюраторы К-131 и К-131А вместо К-129В, они получили систему пуска типа ДААЗ и клапан ЭПХХ у К-131, что увеличило экономичность и снизило вредные выбросы.

Система охлаждения переведена на тосол, за счет введения расширительного бачка и герметичной пробки радиатора. Вентилятор стал четырехлопастным, но остался металлическим. Максимальная скорость возросла до 110 км/ч. Улучшили центровку карданных валов и герметичность их сальников, что увеличило ходимость. Рессоры моделей 31512 и 3152 стали менее жесткими.

С 1989 года освоен вакуумный усилитель (сильно облегчивший работу водителя) и модернизированы ведущие мосты (без редукторов), для повышения динамики автомобиля уменьшено передаточное число главной пары (с 5,125 до 4,625), для повышения надежности изменены параметры зацепления. Для отличия модернизированных мостов на картерах выштампована литера М. Их замена возможна только в комплекте.

расположение педального узла (отсюда разные привода тормоза и сцепления), отопитель салона немного другой (для себя отметил что на 469 мне больше нравиться), двигатель немного другой.
В общем и целом все не принципиально главное состояние авто.

для повышения динамики автомобиля уменьшено передаточное число главной пары (с 4,625 до 5,125)

Наоборот: с 5,125 до 4,625

Только Вы забыли, что в 2010 г был выпущен новый 469, он же
УАЗ-315196.

Вопрос про 469 и 3151.

Для уаловской колеи надо брать ГАЗ-66. Никакой УАЗ по ней не поедет.

У 66-го такой же просвет как и у Уаза на вояках а ширина колеи у обоих не дотягивает до ураловской. На Уазе с хорошей резиной вполне себе можно передвигаться по лесовозным дорогам, и часто проще чем на шишиге.

Наоборот: с 5,125 до 4,625

Да, всё правильно, на главной странице очепятка 🙂

Вопрос про 469 и 3151.

Так я и говорю про 469, который был выпущен в 2010 году

У 66-го такой же просвет как и у Уаза на вояках а ширина колеи у обоих не дотягивает до ураловской.

У УАЗа 300 мм, у ГАЗ-66 315 мм. Колея 1442 мм , у 66го 1800 мм. Урал 2000 мм
Вдобавок у ГАЗ-66 есть блокировки.

Да, всё правильно, на главной странице очепятка 🙂
Динамика как раз лучше на 5,125, но меньше максималка.

400мм.
Вдобавок у ГАЗ-66 есть блокировки.
Самоблоки, они не помогут когда машина сидит на мостах.
Динамика как раз лучше на 5,125, но меньше максималка.
Спасибо кэп 😀

никогда не слушайте продавца, видел людей в годах остервенело доказывающие что у них военные мосты , тыкая пальцем в колхозы с парой 41 зуб
+1

Удачи в покупке! 🙂

Ты может не в курсе, был ещё старый добрый 469 который выпускался с 72 года.:D Елена Андреевна спрашивает про него.

Она Вам лично об этом сказала? Или Вы мысли читать умеете?:rolleyes:

О чем и речь. У Урала

Значит, УАЗ не годится. Надо Унимог. У него такой же или больше.;-)

Или Вы мысли читать умеете?

Угадали!;) Только за 70 тыср вряд ли можно купить живой
469 на военных мостах. Хотя всякое бывает.

Семейство автомобилей УАЗ-469 и УАЗ-3151

Модификации УАЗ-469 и УАЗ-3151

УАЗ-3151


УАЗ-3151 (бывшая модель УАЗ-469) — военная модель. Грузопассажирский с экранированным электрооборудованием, пусковым подогревателем, мостами с бортовыми (редукторными) передачами, обеспечивающими дорожный просвет 300 мм, усиленные задние рессоры, герметичная светотехника, буксирный прибор с упругим элементом (встроенной резиновой «подушкой»), резина Я-192, поворотная фара. Тент.

УАЗ-31512

УАЗ-31512 (бывшая модель УАЗ-469Б) — гражданская модель. Без пускового подогревателя, «гражданские» мосты (просвет 220мм), бесконтактная система зажигания. Тент, двигатель 2,4 л, 4-х ступенчатая КПП. На базе УАЗ-31512 создано много модификаций автомобилей, в частности:

  • УАЗ-3152 — санитарный (бывшая модель УАЗ-469БГ). Вместо заднего трехместного сиденья установлено одноместное — сиденье сопровождающего. Есть места для крепления санитарного оборудования. Оборудован носилками, поворотной фарой.
  • УАЗ-39121 — ветеринарный. На крыше фара с синим крестом.

УАЗ-3150


Короткобазник «Шалун» УАЗ-3150 — отличается от серийных автомобилей УАЗ-3151* укороченной до 2000 мм базой. Устанавливается трехлитровый инжекторный двигатель с системой нейтрализации отработанных газов, установлена мелкомодульная раздаточная коробка с одним рычагом управления. Передняя подвеска — пружинная со стабилизатором поперечной устойчивости. Рулевой механизм типа «винт-шариковая гайка» с гидроусилителем. Существует военная модификация, на ней устанавливается турель с пулеметом или миномет. Двигатель и днище защищены бронелистами.

УАЗ-31514


Модель УАЗ-31514 — отличается от УАЗ-31512 металлической крышей, двигатель 2,4 л (возможна установка двигателя 2,89 л и дизельного ЗМЗ-514)

УАЗ-31519

Модель УАЗ-31519 — металлическая крыша, двигатель 2,9 л (есть с тентом, без «люксов» — мод. -110), изменена электропроводка, нижнее расположение дворников. Возможны модификации с индексом -03* — редукторные мосты, с индексом -10 — рессорная подвеска.

УАЗ-3153



УАЗ-3159

Длиннобазник широкобазник «Барс» УАЗ-3159 — разработан на базе «стреч-люкса» УАЗ-3153, но имеет более широкую колею (1600 мм) и увеличенный до 300 мм дорожный просвет (за счёт применения редукторных мостов, совмещенных с передней пружинной и задней малолистовой рессорной подвесками). ГУР, 5-ступенчатая КПП, мелкомодульная РК. Устанавливается 16-клапанный двигатель ЗМЗ-409 (2,7 л) с электронным впрыском топлива. Раздвижные стёкла дверей, люк. Прицепным устройством шарового типа, гидрокорректором фар.

УАЗ Hunter


УАЗ Hunter (бывший УАЗ-315195, УАЗ-31520) — выпускается серийно с 2003 года. Модернизированная модель 31514. Рабочее название 31520, 31514М. Двери со сдвижными стеклами, широкие мосты «Спайсер» с дисковыми тормозами, инжекторный двигатель ЗМЗ-409, пятиступенчатая коробка передач и новая раздаточная коробка. Барсовая панель, новые спайсеры (с измененным углом наклона шкворней), резина Я-235 серийно, пластиковый намордник и подножки (по аналогии с Барсом), надставки со сдвижным стеклом, доработанный ГУР, новые стальные диски.

УАЗ-2315


Комбинированная модель УАЗ-2315 — автомобиль-пикап повышенной проходимости на базе автомобиля УАЗ-31514.

ВСЕ об подержанных AVTO

УАЗ 469, УАЗ 3151 (1972-2003 гг.)

Выдающейся проходимости УАЗ-469/3151 могут позавидовать многие хозяева «крутых» импортных внедорожников. Но в придачу владельцы «российского джипа» получают спартанский салон и частое обслуживание узлов и агрегатов.

История
01.72 Старт военной версии УАЗ 469
01.73 Начат выпуск гражданской версии УA3 4696 и медицинской – УАЗ-4696Г
01.83 Новый двигают. УМЗ-414 объемом 2,4 л (77 л. с.)
01.84 В системе охлаждения стали использовать “Тосол”
01.85 Модернизация. Новая версия внедорожника с индексом УАЗ-3151
01.93 Серийное производство версии со съемной металлической крышей
01 96 Двигатель УМЗ-4218 объемом 2.9 л (98 п. с.) и удлиненная модификация УАЗ-3153
01.97 Сплошной ковер салона заменен на составной, появились подлокотники на дверях и радиальные шины. Лючок бензобака оснастили замком
Начат выпуск рестайлинговой версии УАЗ-3159 Hanter С 2009 г.

КУЗОВ

Кузов «бобика» – так отечественные потребители называли УАЗ-469/3151 за округлый передок – смонтирован на лонжеронной раме. Этот вездеход имеет редкий тип кузова -4-дверный фаэтон со съемной брезентовой, пластиковой или металлической крышей и глухи¬ми (неопускающимися) дверными стеклами. Такая конструкция позволяет легко превратить джип в открытый кабриолет – сняв верх (крышу) и рамки дверей вместе со стеклами. Можно даже опустить на капот лобовое стекло. Благодаря толстому металлу кузов не очень страдает от коррозии, хотя уязвимые места есть – это внутренние карманы дверей, куда во время дождя попадает вода, а также арки передних и задних крыльев.

Изначально автомобиль разрабатывали для армейских нужд, поэтому не стоит удивляться спартанскому внутреннему пространству. У машин с жесткой крышей обзорность ограничивает широкая задняя стойка, а с брезентовым верхом – очень маленькое заднее стекло. Дверные стекла у «бобика» глухие, открываются только лишь форточки. Противоугонные характеристики машины не удовлетворительны, особенно у версий с мягким верхом, кроме того, дверные замки появились только в 1993 году, а капот до сих пор не имеет внутренней блокировки. Зато функциональность «бобика» на высоте – он способен перевозить 7 человек и 100 кг багажа, а если сложить задние сиденья – водителя, переднего пассажира и 600 кг груза.

ДВИГАТЕЛЬ

В среднем моторесурс двигателей до капремонта составляет 100-150 тыс. км. На машинах, выпущенных после 1993 года, из-за некачественного термостата моторы нередко перегреваются. Слабое место ГРМ – втулки распредвапа. Со временем они разбиваются и люфтят, из-за чего нельзя нормально отрегулировать тепловые зазоры клапанов. Эту процедуру рекомендуется проводить через каждые 5-10 тыс. км. Нередко дают течь сальники двигателя. Долговечностью не отличаются распределитель зажигания и приводной ремень генератора. Часто засоряются жиклеры в карбюраторе, а при преодолении больших уклонов возникают перебои в его работе.

ТРАНСМИССИЯ

«Бобики» оснащены 4-ступенча-той механической КП с синхро-низированными 3-й и 4-й пере-дачами, а также 2-ступенчатой «раздаткой». Межосевой дифференциал и блокировки переднего и заднего межколесных дифференциалов на них не устанавливают, поэтому большую часть времени внедорожник ездит на заднем приводе. Но при этом его проходимость – очень высокая, а если подключить два моста, то равных ему будет немного! Для управления раздаточной коробкой предусмотрены два рычага. Одним подключается передний мост, а вторым включается пониженная передача. Причем передний мост задействуется не только с помощью рычага раздаточной коробки, но и специальных защелок на ступицах передних колес. Раздаточная коробка служит долго, особенно если включать ее на неподвижном автомобиле, а вот в «механике» со временем изнашивается кулиса переключения передач.

ПОДВЕСКА

Зависимая подвеска внедорожника достаточно жесткая и при движении по неровностям он сильно «козлит». Вследствие высокого центра тяжести и короткой базы (2380 мм) устойчивость и управляемость внедорожника не очень хорошая.

Поэтому лучше на нем не лихачить. Ходовая долговечная, правда, нуждается в регулярном обслуживании – втулки шкворней передней подвески, как, впрочем, и наконечники рулевых тяг необходимо смазывать через каждые 4-5 тыс. км.

РУЛЕВОЕ

Червячное рулевое управление обладает низкой чувствительностью и плохой обратной связью.

УАЗ-469/3151 как нельзя лучше подойдет для водителей, проживающих в поселках городского типа и селах, для тех, кому важна высокая проходимость, неприхотливость автомобиля и низкие расходы на его содержание. Благодаря простой конструкции «бобики» отличаются поразительной ремонтопригодностью. Вместе с тем будущему владельцу желательно знать, как обращаться с инструментом, и уметь самостоятельно устранить возникшие неисправности.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

+ Отменная проходимость. Большая вместительность и грузоподъемность. Хорошая ремонтопригодность. Недорогие запчасти

– Большой расход топлива. Плохая устойчивость и управляемость. Некомфортабельный и плохо защищенный от взлома салон. Неважная обзорность и эргономика. Необходимость частого техобслуживания

УАЗ – 469 или современное его название Хантер, популярный автомобиль для бездорожья, слышно правда, как он гниет, но техника простая из новых самая дешевая и для нашего села, вариант очень неплохой. Однако далеко не все слышали про армейский УАЗ – 469, которые активно выпускались до 85 года для нужд армии и в запас на случай военных действий.

Чем так привлекателен армейский УАЗ – 469? Для этого нужно разобраться в конструктивных особенностях и различиях комплектаций. Начнем с того, что видно сразу – внешний вид. Как правило это мягкий верх, который легко можно снять, а ветровое стекло может откидываться на капот, есть фара-искатель со стороны водителя, в некоторых комплектациях присутствуют маски на фары. Также хорошо видна грязевая резина Я-192, её как правило меняют на новую, ну то есть на ту которая просто хранилась, а не стояла на автомобиле.

Все эти изменения в первую очередь увеличивают минимальный дорожный просвет с 220 до 300 мм, а также изменяют характер автомобиля, несмотря на мотор 2.4 литра от Волги, с мощностью 75 пони сил, гребет он очень уверено. На пониженной можно на холостых активно вспахивать, например, снежную целину.

Отдельно можно выделить предпусковой подогреватель и экранированное зажигание. Подогреватель часто не работает, не хватает как-либо запчастей и найти их крайне трудно, на авто купленном с консервации его может вовсе не быть, кому-то был нужнее.

Самое главное отличие — это металл, современные УАЗ Патриот и Хантер делаются непонятно из чего, но без должной обработки, сгнить за год не проблема. Советская военная техника в этом плане намного более стойкая к коррозии, взять хотя бы тот факт, что далеко не всегда автомобили хранятся в ангарах, есть и склады под открытым небом.

Подводя итог, можно сказать, что разница очень даже значительная, армейский УАЗ имеет тракторный характер, более шумный, и развивает меньшую максимальную скорость. Гражданский же заточен под универсальность и село. Хотя построить хороший внедорожник можно на базе любой модификации УАЗ, зависит лишь от того, сколько вы готовы вложить.

Ставьте большой палец вверх если тепло относитесь к технике УАЗ, а также подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать новые материалы. Всем спасибо за внимание!

Под индексом 469: УАЗ от наброска до стального макета



Источник: denisovets.ru

Почему именно 469?

В предыдущих историях, посвященных лучшему отечественному легкому внедорожнику, шла речь о первых прототипах и государственных испытаниях. В данной части материала разберемся с появлением первых машин, конструкция которых и внешний облик уже соответствовали привычному УАЗ-469.

Кстати, а почему именно индекс 469?

Все дело в унифицированной системе индексации автомобильной техники от 1945 года. В соответствии с ней Ульяновский автозавод получил диапазон имен от 450 до 484. Не мудрствуя лукаво, руководители проекта просто добавили цифру 4 к индексу предшественника ГАЗ-69.

Интересно, что заводу имени Сталина (позже ставший ЗиЛом) выдали самый широкий диапазон трехзначных индексов – от 100 до 199. Подобной «льготой» пользовался и ГАЗ с диапазоном от 1 до 99. В два раза меньшую свободу получила пара московского АЗЛК и ижевского ИЖ – от 400 до 499. Ульяновцам выделили, как написано выше, всего 34 индекса, как бы намекая на не самый широкий ассортимент продукции. Впрочем, еще меньший диапазон принадлежал Львовскому автобусному заводу – от 695 до 699.

Принятая система индексации просуществовала формально до 1966 года, однако, по факту гораздо дольше. Герой истории УАЗ-469 встал на конвейер в 1973 году, а новый индекс 3151 получил только в 1985 году.



«Рентген», раскрывающий компоновку УАЗ-469. Источник: wheelsage.org

Вернемся в 1960 год, который ознаменовался для «уазика» очередным отказом со стороны Министерства обороны.

В этот раз не годились надежность, прочность ключевых узлов и мелкие недоработки. В частности, нарекания вызвала машина с независимой подвеской колес. В отчете полигонных заводских испытаний писали:

Испытания УАЗа с особым пристрастием проводили специалисты профильного НИИ-21, который сейчас мы знаем, как 21 Научно-исследовательский испытательный институт военной автомобильной техники Министерства обороны РФ.

Из-под кисти художника

С декабря 1960 года заводчане приступили к одной из последних доработок своего детища. Достаточно серьезно изменился внешний вид. От первоначального дизайна, откровенно утилитарного, пришли к более эстетичному экстерьеру с выпуклыми элементами. На прежних моделях большей частью кузовные панели были плоскими. Это, безусловно, гарантировало высокую технологичность, но не самый выразительный внешний вид. Решено было добавить во внешность УАЗ-469 немного армейского лоска.




Альберт Михайлович Рахманов, автор дизайна УАЗ-469. Источник: drom.ru

Рисовал «уазик» Альберт Михайлович Рахманов, работавший на УАЗе с 1956 года, сразу после выпуска из столичного МАМИ.

Примечательно, что специального образования «дизайнер» или «технический художник» у Рахманова не было. По специальности он инженер-конструктор, отличившийся в ходе работы над дипломным проектом разработкой автомобильного кузова. Как утверждал автор, до 1956 года в МАМИ разработкой проектов кузовов в рамках дипломных работ никто не занимался. Во многом по причине такого специфического профиля Альберта Михайловича на УАЗе определили в кузовное бюро.

Облик УАЗ-469 не был дебютным в карьере Рахманова. Первой пробой кисти стала нетривиальная работа по установке кузова бескапотного УАЗ-450 на экспериментальное шасси ГАЗ-62. Машина была аналогом ленд-лизовского Dodge ¾, но так и не пошла в серийное производство. Тем более свет не увидели попытки адаптировать для него кузов «буханки» УАЗ-450.

В 1957 году Рахманова подключили к проекту будущего УАЗ-469, который имел революционную заднемоторную компоновку. Машина должна была плавать и оснащалась независимой подвеской на продольных торсионах. Такой «уазик» не утвердили из-за чрезмерной сложности и цены.








Наброски Рахманова. Источник: drom.ru

Альберт Рахманов, помимо участия в создании облика ульяновских машин, является автором логотипа марки. Буква «У» на стальном ободе является стилизацией летящей чайки на фоне закатного солнца. Патент на эмблему был получен в декабре 1963 года.

Добродушный УАЗ

Сначала в кузовном бюро Уляновского автозавода вылепили макет будущего 469 в масштабе 1:5. Это была уже третья генерация облика машины, в которой не было и следа воинственной строгости армейской техники. «Уазик» приобрел характерный добродушный внешний вид, сглаженный выпуклыми поверхностями.

Сразу после одобрения появился полноразмерный деревянный макет, а потом и первые машины в «металле». Интересно появление запасного колеса на задней двери. Как мы помним, на первых вариантах запаску монтировали за сиденьем водителя, что требовало дополнительного драгоценного места внутри кузова. Более приемлемым оказался вариант размещения колеса на откидывающемся кронштейне на задней двери. Заводчанам пришлось долго уговаривать заказчиков из Министерства обороны в целесообразности такого ноу-хау. В итоге узел крепления был утвержден и в дальнейшем был скопирован японскими автопроизводителями.

Отличительной чертой УАЗ-469 третьей генерации стал огромный для своего времени капот. На всех предшествующих прототипах капот был аллигаторного типа с развитыми передними крыльями. Этакое дизайнерское развитие модели ГАЗ-69. Увеличившийся вес капота рассматривался как главный недостаток решения. Но уже на первых прототипах выявились бонусы – удобство обслуживания мотора и навесных агрегатов, высокая технологичность изготовления детали и лаконичный внешний вид передней части машины.



Деревянный макет будущего УАЗ-469. Источник: denisovets.ru


Под индексом 469: УАЗ от наброска до стального макета


Гражданский вариант ульяновского вездехода. Машину УАЗ-460 так и не удалось «продавить» на конвейер. Источник: denisovets.ru

Своя история случилась и с характерной плоской поясной линией кузова, примыкающей к гнутым боковинам. Необходимость такой полосы была продиктована унификацией ручек открывания с ГАЗ-69. Хромированная ручка в положении «открыто» как раз доходила до выпуклых поверхностей двери. Типичный пример, когда функция определяет внешний вид изделия.




Варианты модернизации ГАЗ-69. В таком виде машина могла быть принята на вооружение взамен УАЗ-469. Автор – Альберт Рахманов. Источник: drom.ru




Макет модернизированного в Великобритании ГАЗ-69. Land Rover Defender, которого нам так не хватало. Источник: drom.ru

Удивительно, но с разработкой УАЗ-469 не забывали и про модернизацию заслуженного ГАЗ-69.

Хотя военных уже не устраивала архаичная конструкция с недостаточной проходимостью, варианты доработки «козлика» все-таки прорабатывались. Просто потому, что глубокая модернизация гораздо дешевле создания новой машины. Дело доходило до того, что проект «рестайлинга» заслуженного внедорожника поручали в 60-е годы известной английской фирме. Рахманов также работал над облагороженной внешностью ГАЗ-69. Наброски на бумаге, однако, так и не были воплощены даже в полноразмерных макетах.











Источник: denisovets.ru

Первые ходовые прототипы УАЗ-469 в привычном для современности облике появились в 1961 году.

От независимой подвески отказались, сохранив в ходовой части колесные редукторы. Военные требовали дорожный просвет не менее 320 мм, что негативно сказывалось на устойчивости машины.

При вхождении в поворот на вполне безобидной скорости прототипы УАЗ-469 норовились лечь на борт. Спасением оказалась новая рама с изогнутой вниз средней частью – это позволило немного снизить центр тяжести.

К 1962 году машине увеличили на 80 мм базу, установили колесные редукторы с компактным внутренним зацеплением и поработали над удобством в салоне. В 1963 году инженеры удовлетворили требование военных в увеличении максимальной грузоподъемности с 500 до 600 кг.

И вот, наконец, в 1964 году появился «уазик», который кардинально не модернизировался до середины 80-х годов. Только вот принятый на вооружение автомобиль оставался в замороженном состоянии до 1973 года.

Читайте также: