Chevrolet volt отзывы владельцев недостатки

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Отзывы про Chevrolet Volt

Перечень отзывов реальных автовладельцев о Chevrolet Volt, где они описывают: опыт эксплуатации, недостатки и достоинства (все минусы и плюсы).

1,5 месяца назад стал владельцем 2-го Volt’а 2017 г.в. (до этого ездил на Civic’е 5D 2008 г.в.). А/м был привезен из США с пробегом 500 миль (1-й хозяин поймал небольшой столбик, после чего решил его продать).

Динамика просто бесподобная. Что ни говори, а пиковый момент 2-х эл. моторов с 0 км/ч – это вещь! По ПТС разгон до “сотни” – 8,5 сек. При этом 50 км/ч, по ощущениям, Volt набирает всего за 3-3,5 сек. Что еще нравится, даже при резких обгонах обороты ДВС, судя по всему, не поднимаются выше 3000.

Батареи в городском режиме хватает на 80-90 км, на трассе же она держится не больше 40 км. Но что понравилось, при 130 км/ч переключение на бенз. движок происходит точно так же, как и при 30, т.е. почти незаметно.

На дороге а/м стоит уверенно, а вот в поворотах его тянет наружу, причем довольно сильно. Видимо, надо поставить резину пожестче, т.к. родная очень мягкая.

Подвеска вроде бы и не жесткая, но крупные ямы все-таки лучше объезжать стороной, т.к. это далеко не внедорожник.

Салон, конечно, тесноват, особенно сзади, да и багажник у а/м скромный – в нем может поместиться 1 чемодан, ну или 2-3 портфеля (запаски, кстати, нет, и место для нее не предусмотрено). Не то чтобы для меня это большая проблема, но факт остается фактом.

Расход очень приятный. На 1000 км у меня уходит

60 л 92-го бензина. Кстати, сам бак тут небольшой – опустошаешь его на 2/3, заезжаешь на АЗС и вместо привычных 39-40 л льешь всего 20-21 (больше не помещается).

В декабре 2017 г. купил с аукциона в США б/у Вольта (с битым задним бампером). Приехал он совсем недавно – в конце марта. А/м 2013 г.в. с пробегом около 69.000 км (сейчас уже больше 70.000). Пока доволен.

Компл., может, и не самая последняя, но неплохая: черная кожа в салоне, мультируль, круиз, климат, камера, штатная тонировка – в общем, есть все, что нужно.

Динамика в целом очень хорошая, даже с учетом того, что я живу в горной местности. Тяги хватает и в городе, и за его пределами.

Что интересно, ДВС здесь играет роль генератора, т.е. привода на колеса нет. Кстати говоря, аккум от него заряжается не намного – по моим замерам, 2-5 км едешь на электротяге, а потом столько же на бензине.

Чтобы полностью зарядить АКБ, нужно примерно 4-4,5 часа. На электричестве Вольт проезжает 60-80 км (все зависит от манеры езды, включенных опций и т.д.).

По подвеске пока замечаний нет, а вот клиренс, если честно, маловат – сам не мерял, но, думаю, там не больше 14 см.

Салон, в принципе, просторный. Плохо только, что 2-й ряд у а/м 2-местный – по центру стоит жесткий подлокотник (под ним, как я понял, находятся батареи). Да и бардачок, честно говоря, мог бы быть и крупнее.
Зато посадка за рулем удобная – в этом заслуга как сидений (они неплохо держат спину), так и самой баранки.
Плюс, внутри очень тихо. Судя по всему, за эту тишину нужно благодарить не шумку, а электромотор.

Обзор, правда, не такой хороший, как хотелось бы – приходится в прямом смысле выглядывать из-за массивных стоек, да и зеркала оставляют желать лучшего…

думаю что шевроле вольт не случайно не попал на наш рынок. В стране появилось огромное количество автомобильных заводов с классической схемой. И появление на рынке гибридного автомобиля сильно бы сократило их продажи в лучшем случае, а в худшем заставило бы переоборудовать заводы на выпуск гибридных автомобилей.

За последнее время наверное самый красивый Шевроле. В основном при создании гибридов или электрокаров получаются какие-то уродцы (наверное специально делают- покупателей отпугивают), в случае с Вольтом получилось оригинально и изыскано. Жаль конечно, что на наших дорогах Шевроле Вольт не увидишь, а тем более не сможешь купить. Будем надеяться, что процесс электрификации автомобилей пойдет быстрее (мобильники тоже в диковинку бил еще 15 лет назад) и обычные россияне смогут заряжать свои авто от домашней розетки. Респект дизайнерам Шевроле.

За рулем электромобиля Chevrolet Volt

Невозможно ехать. Просто некогда смотреть на дорогу, ей-богу! Передо мной два больших цветных дисплея: один угнездился там, где обычно располагаются приборы, другой увенчал собою элегантную, как белый рояль, центральную консоль. На первом помимо цифрового спидометра синеет мультяшный указатель заряда батареи и зеленый мячик, что вертится как заведенный и постоянно подпрыгивает. Это индикатор ускорения-торможения. Проку от него водителю «Вольта» как от козла молока, но я, седеющий уже дядька, будто десятилетний малец, глаз от живого как ртуть нарисованного шарика оторвать не могу: а ну-ка газанем, а теперь тормознем… Мало того, внизу, под крупными цифрами скорости, раскинулась веселая карусель символов — это показатели работы разных систем машины.

Но тот экран, что расположился по центру, еще интересней. Я это понял, коснувшись изображения голубого листочка, что притулилось над тревожно-синей кнопкой пуска двигателя. Тут же вместо карты местности системы навигации на дисплее появилась следующая серия веселых картинок — изображение состояния силового агрегата и несколько цифр. Мультяшные колесики весело и совершенно бессмысленно крутились. Так, а если коснуться одной из голубых плашек? Скажем, с надписью «энергетическая информация». Ага, из 16-ти киловатт-часов осталось еще десять, а бензина мы потратили… 0,00 л/100 км. Вот это да! Так вот почему в салоне так тихо! Я-то думал, что инженеры «Шевроле» идеально укутали мотор изоляцией, сведя вибрации и шум от двигателя практически к нулю. А оказывается, он и не работает вовсе! О сколько нам открытий чудных…

«Шевроле-Вольт»

Волшебная сила электричества

С этого момента я, как писали романисты XIX века, весь превратился в слух. Нажимаю на педаль газа… И машина напористо устремляется вперед. А откуда-то издалека, не из подкапотных глубин даже, а еще дальше, доносится легкий отголосок словно бы проходящей электрички — тот самый, что до сих пор я принимал за почти уничтоженный звук мотора. На самом деле это тихохонько подвывают два электродвигателя. Энергию они получают от расположенной под полом литий-ионной аккумуляторной батареи.

Сама же она состоит из 288 призматических элементов размером примерно 13 х 18 х 6,5 см, весит 198 кг и представляет собой воистину произведение инженерного искусства. Ведь для обеспечения ее эффективной работы в температурном диапазоне от минус 25 до плюс 50оС пришлось разработать жидкостное охлаждение и обогрев. А во избежание падения емкости (все мы знаем, как быстро с возрастом начинают разряжаться мобильники) электроника не допускает ни полной зарядки, ни полной разрядки батареи, оставляя рабочий диапазон примерно в 65%. Емкость этого чудо-аккумулятора 16 ампер-часов, хватает же его, как вскоре выяснилось, на 40 км.

Впрочем, я не был склонен экономить и жал на газ от души, везде, где только разрешали строгие дорожные законы Швейцарии, гоняя «Вольт» в хвост и в гриву. Если бы я поосторожнее обращался с педалью акселератора и поддерживал веселый зеленый мячик на левом дисплее в центре шкалы или хотя бы включил режим Hold, мог бы проехать больше — максимум, на что способна батарея, 80 км.

«Шевроле-Вольт»

Внутреннее сгорание

И только когда аккумулятор выдохся, я наконец услышал звук мотора. Не скажу, что громкий — даже когда я заставлял «Вольт» носиться по узким дорожкам деревенской Швейцарии максимально резво. И к моему удивлению, 4-цилиндровый моторчик в 86 сил не так уж много уступал 150-сильной электрической паре. А ведь бензиновой «четверке» приходилось еще и вращать вал генератора, который в свою очередь подзаряжал батареи — электричество в них, впрочем, поступает и от рекуперации энергии при торможении. Да, в целом прыти у такого «Вольта» поубавилось, но совсем даже не критично.

И вообще, в поведении на дороге этот «Шевроле» мне неожиданно понравился — во всяком случае на ровнехоньком асфальте альпийской республики. Бегает он резво — 9 секунд до сотни, это вам не фунт изюму! — траекторию держит уверенно, управлять «Вольтом» легко и просто. Он и выглядит очень неплохо — и снаружи, и внутри.

Построена машина на базе «Круза»: колесная база у них одинакова, только «Вольт» чуть короче, уже (при более широкой, впрочем, колее) и ниже. Но смотрится при этом гораздо богаче, элегантнее и современнее своего бензинового родственника. Немалую роль в достижении подобного эффекта сыграли нарочито разделенный на две персоны диван, элегантная, качественная отделка, черный кожаный салон со вставками белого цвета и 17-дюймовые диски из легкого сплава, обутые в специальные низкопрофильные шины с уменьшенным сопротивлением качению. И разумеется, нельзя не отметить тщательно проработанную аэродинамику кузова: коэффициент сопротивления воздуха равен 0,28, очень приличный результат для относительно короткого автомобиля. Как подсчитали американцы, только это позволило увеличить общий запас хода на одной заправке на 80 км, а на одной лишь электротяге — на 13 км.

«Шевроле-Вольт»

Чудо пока откладывается

В результате же, если сложить расход электроэнергии (16,9 кВт.час на 100 км) и бензина (1,2 л/100 км), получится, что на каждую сотню водителю «Вольта» придется потратить примерно 109 рублей. А владелец «Круза-1,6» израсходует 191,4 руб. Впечатляет?

Однако не спешите звонить дилеру «Шевроле». Во-первых, продажи электрического чуда в России если и начнутся, то не ранее 2013 года. А во-вторых… Помимо мелких, не слишком существенных недостатков машины, таких как неважная обзорность из-за уходящих далеко вперед стоек ветрового стекла и низковатый потолок над диваном, есть у «Вольта» типично электрические заморочки, с которыми его хозяину придется мириться. На зарядку уходит 4 часа, уже не слишком удобно. А куда втыкать 6-метровый зарядный кабель? Как будет заряжаться батарея при —30оС? А если снег с дождем в это время пойдет? В Калифорнии, где с прошлой осени «Вольты» уже продаются, конечно, проще — ни морозов, ни слякоти, ни снега. Представляете, что будет, если ваш «Шевроле» вместе с проводом и чудом найденной розеткой покроется ледяной коркой, как это частенько случается с автомобилями на зимних улицах наших городов? Значит, нужен, как минимум, теплый гараж.

Но все это, впрочем, детские вопросы. Главный же повод отложить пока всеобщую электрическую революцию — цена. В Европе «Вольт» стоит Е41 900. Между тем «Круз-1,6» там можно купить за Е14 990. Итак, что же мы имеем? Автомобиль, который весит почти на полтонны больше своего чисто бензинового родственника, разгоняется на три секунды быстрее, по максимальной скорости уступает 30 км/ч, багажник у него на 103 литра меньше, мест в салоне всего четыре. И почти втрое дороже?!

«Шевроле-Вольт»

Единственное его неоспоримое преимущество — почти в шесть раз меньшее количество вредных выбросов. Правда, тут экологи не учитывают кубометры и литры газа или мазута, которые необходимо сжечь в топках европейских ГРЭС для получения электроэнергии. Но даже не это главное. Если уж вы так печетесь о чистоте окружающей среды, купите велосипед. Мороки с ним точно будет меньше, чем с зарядкой «Вольта».

Chevrolet Volt / Opel Ampera

Babnik3000:

Ребята вы простите но тут переписка электроводов и намного интереснее читать про другие электро-мобили .
А встречи телого концерна Chevrolet не вижу смысла . Приедет один на Spark другой на Silverado и какая у них общая тема для разговора . Только если про значок на бампере .

а ещё у вех общие китайские светодиоды, типо аля колхоз!

Андрюша 4х4:

а ещё у вех общие китайские светодиоды, типо аля колхоз!

с рашки за пол цены нагнали, а там ужо усё что можа быть, лед фары, занижение, две полоски)))
это я один колхозник на всю РБ, проставки покупал для увеличения клиренса, стойки стабилизатора меняю на металлические и укорачиваю, защита картера, и антикор делал так как будто для грязи готовлю.

ChevyRORK:

Babnik3000, сильвера к сожалению не было) их и так днем с огнем не сышешь) но поверьте, собираемя от спарка до импалы))) и более редкие и культовые модели попадают на встречи и как-то никто не жаловался)))
Жалуется только один хлопчик, который ни разу с нами не был, а уже все знает
Еще раз повторюсь, вас (вы же, к сожалению, бывший владелец вольта) ни кто не заставляет и не переубеждает, а всего лишь информируем о встречах которые регулярно проходят)

Так я и интерисуюсь ,какая суть встреч? Может вы конкурсы, гонки организуете или еще какие нибудь интересные вещи подготовили?

bug-i:

Babnik3000, это твоя сгорела что ли?

К чему глупый вопрос. Помочь хотите починить? Или так от безделья ?

Multikla:

Андрюша 4х4:

а ещё у вех общие китайские светодиоды, типо аля колхоз!

с рашки за пол цены нагнали, а там ужо усё что можа быть, лед фары, занижение, две полоски)))
это я один колхозник на всю РБ, проставки покупал для увеличения клиренса, стойки стабилизатора меняю на металлические и укорачиваю, защита картера, и антикор делал так как будто для грязи готовлю.

Ты не один . Я с тобой на Equinox тоже сделал .

Babnik3000:

Так я и интерисуюсь ,какая суть встреч? Может вы конкурсы, гонки организуете или еще какие нибудь интересные вещи подготовили?

да просто зыряться, как те на мондео что на короне всё время собираются.

Babnik3000, по разному, иногда картинг. Конкурсы были в основном для получения атрибутики. К НГ другая программа планируется. А так клуб в первую очередь объединяет поклонников марки. Машинки разные приезжают, в том числе и доработанные или редкие в наших краях, как турбо Соник к прмеру из США (комплектация космос). Почти каждый раз наш мастер перепрошивает какую-нить машинку. Вообщем по разному: иногда обычно, иногда насыщенно.

Multikla:

да просто зыряться, как те на мондео что на короне всё время собираются.

*****. пацан, ты реально уже достал))) говоришь о том, чего не понимаешь и не видел. Типичное трепло.

ChevyRORK:

*****. пацан, ты реально уже достал))) говоришь о том, чего не понимаешь и не видел. Типичное трепло.

слышь, дядя, который старше на год и который всё понимает, всё видел и не трепло, как же ты такой взрослый не поймешь что на твою мега тусу не явиться ни один вольт и ампера которые ты так хочешь здесь выцепить для пиара своего клуба.
или ты думаешь для них будет честью оказаться в стаде погремушек под твоим правительством? иди на парковку ТЦ визитки под щетки раскидывай.

Отзывы о Chevrolet Volt

Покатавшись на Тойота Приус захотелось что бы авто дольше передвигалось на электричестве, но и что бы бензиновый мотор также был, не хотел был привязанным к розетке, ведь авто всегда позиционируется со свободой передвижения. Выбор пал на Шеви Вольт, но обязательно богатой комплектации.Вольт может заинтересовать прежде всего тех, у кого есть доступ к розетке 220В, дома или на работе. Зарядное(переходник) должен быть в комплекте с авто, отдельно его докупать, не дешовое удовольствие

350-400$. На одной зарядке проезжает около 60 км, но те кто умеет ездить на приусе, летом только на электроэнергии будут проезжать до 80км. Цикл полной зарядки 4-4,5 часа, за которые авто высасывает электроэнергии из домашней сети не более 12кВт. После окончания электроэнергии авто, превращается в обычный гибрид, только с электроприводом, т.к. основной мотор электрический, а бензиновый, служит только как генератор. Эл двигатель очень шустрый 150л/с. Есть 3 режима езды: нормальный, спорт(авто превращается в спортивный болид) и горный режим(включается на повышенные обороты бенз.двигатель, что бы быстрей принудительно заряжать АКБ, для повышенных нагрузках в горах). На АКПП которая работает на одна длиннющая передача, есть режим езды L, на котором более качественно включается рекуперация (превращение кинетической энергии в электрическую), а именно-когда катишься накатом, едешь с горки, тормозишь-подзаряжается от колёс аккумуляторы. В режиме L также комфортно ездить по пробка, т.к. авто само, без педали тормоза притормаживает за счет рекуперации.У меня богатая комплектация, так хотел): перфорированная кожа с подогревом.Климат- круиз контроль,Бесключевой доступ и запуск двигателя, bluetooth громкая связь, USB, AUX, полный эл. пакет, датчики давления колёс. Камера заднего вида резина R17.

Купил Шевроле Вольт 2014. Авто приятно удивило. Шикарный,комфортный кожаный салон, изумительная шумоизоляция, очень мягкий и маневренный, полная комплектация. Два очень удобных монитора,которые выдают максимум информации об автомобиле - есть всё и даже больше чем думал. От езды получаю одно удовольствие, минусов нет. Автомобиль плагин -гибрид. электро +ДВС 1.4. На полном заряде батареи можно проехать от 60 до 80 км. затем автоматически включается бензиновый двигатель с удивительно низким расходом от 3 до 5 л. на сотню км. бензиновый двигатель работает как генератор и может заряжать батарею. На светофорах и в пробках двигатель отключается,что значительно экономит топливо. ДВС очень простой и не требует постоянного внимания ( обслуживается раз на 40 тыс. пробега) Только замена масла и фильтра. Зарядное устройство подходит к любой розетке 220 в. Полный заряд батареи 4-5 часов . На первый взгляд машина с низким клиренсом, но колёсная база на 17 вполне справляется с нашими украинскими ямами на дорогах. Единственный недостаток, задние сидения на 2 человека, но они очень комфортные. Вместительный багажник. В целом машиной доволен.

Chevrolet Volt - 2014 - отзыв

Задача была следующая: найти наиболее практичный и экономичный автомобиль, в основном, для использования в городе, но без ограничения по запасу хода. Бюджет - 16 тыс.дол.

Жёстко привязанные кабелем к розетке электрички типа Nissan Leaf были сразу отставлены в сторону. Случись у вас острая надобность съездить, к примеру, в Магадан, путешествие с остановками на подзарядку каждые 100 км займет лет пятнадцать.

Вслед за электрокарами на помойку отправился гибрид Toyota Prius предыдущего поколения. На мой субъективный взгляд, это просто консервная банка на колёсах, хоть и надёжная, но до ужаса убогая внутри, и не слишком-то экономичная. Lexus CT200H с таким же силовым агрегатом, хоть и приятнее в салоне, тоже далеко не эталон практичности, да и цена его в приличном состоянии заметно выше заявленного бюджета.

И здесь на арену выходит Вольт - уникальный в своём роде гибрид, в котором бензиновый мотор не подключён напрямую к колёсам, а служит лишь для того, чтобы в случае надобности питать энергией электромотор и подзаряжать севшую батарею. Как и в обычной электричке, батарея Вольта заряжается от бытовой сети 220В. На полном заряде на электричестве по городу можно проехать 40-70 км, в зависимости от стиля езды, времени суток и погоды. А если вам не хватит этого запаса хода, бензиновый мотор включится сам, и вы можете без всяких заморочек ездить на бензине столько, сколько душе угодно.

При небольших суточных пробегах, бензиновый мотор Вольта можно вообще не задействовать. В таких условиях скромный американец - идеальный автомобиль, квинтэссенция экономичной экономики!

Бензиновый мотор 1.4 литра - дефорсированная до 84 л.с. джиэмовская "четвёрка". Мощность подключённого к колёсам электромотора - 149 л.с., крутящий момент 370 Нм. Разгоняется Вольт очень даже бодро, а в спорт-режиме (есть и такой) - просто самолёт.

Да, по сути своей Вольт - бюджетный вариант. Он создан на базе Chevrolet Cruze, компактен, имеет простую конструкцию и далеко не премиальные материалы отделки. С другой стороны, это добротно сделанный и хорошо укомплектованный современный автомобиль, довольно симпатичный снаружи, комфортный внутри, и имеющий силовую установку, которая заслуживает высшей похвалы!

И, кроме всего прочего, Вольт весьма надёжен. Изучив многочисленные отзывы владельцев, в том числе американских, я пришёл к выводу, что Вольт не доставляет особых технических проблем даже при пробегах до 200-250 тыс.км.

Основные недостатки - откровенно маленький багажник и всего два места на втором ряду сидений.

В остальном - отличный автомобиль, приятный в управлении и почти бесплатный в эксплуатации. )

2014 Chevrolet Volt

Пробег 58 тыс.км (из них по Украине 5 тыс.км)

Максимальная комплектация, на коже и с музыкой Bose.

Цена в Украине в этом кузове (с 2011 до 2015) - от 13000 до 17000 дол., в зависимости от состояния, пробега и комплектации.

Прощай, Chevy Volt: истории и легенды о заряжаемом гибриде


Chevrolet Volt умер тихо. Это случилось в начале декабря, на фоне новостей о том, что General Motors сокращает 14 000 рабочих мест, закрывает три сборочных фабрики и прекращает производство таких моделей, как Chevy Cruze и Impala, Buick LaCrosse и Cadillac CT6. Это можно было понять: продажи замедлялись, американцы не покупали микролитражки или седаны, а GM перестраивалась для будущего, в котором фигурируют машины большего размера и гораздо больше электрики.

Десять лет назад заряжаемый гибридный автомобиль Chevrolet Volt сообщил США и всему миру, что хотя у General Motors и закончились деньги, у неё всё ещё остались идеи и талантливые инженеры. Но в итоге его затмил успешный запуск модели Bolt EV – полностью электрической машины стоимостью $37 500, опередившей выход на рынок Tesla Model 3.

Идея сделать Volt пришла «большой шишке» GM, Роберту Лутцу, в 2006-м. Он устал от дифирамбов гибриду Toyota Prius и разговорах о какой-то компании-выскочке Tesla, которой заправляет чувак со смешным именем. Он захотел доказать, что GM может быть инновационной, несмотря на позор, связанный с тем, что компания убила любимую многими модель EV1, полностью электрическую двухместную машину, разработанную в середине 90-х. Volt стала компактной четырёхместной машиной, способной проехать порядка 65 км на полной зарядке, а потом запустить бензиновый генератор и ехать дальше.

Чтобы лучше разобраться в истории и наследии Volt, мы пообщались с людьми, близко с ней знакомыми: это Тони Посавац, один из директоров GM, переведённый из отдела пикапов для того, чтобы присмотреть за воплощением идеи Volt; Челси Секстон, работавшая над программой EV1, а потом сделавшая карьеру, агитируя за внедрение электромобилей; Джон Волкер, журналист, в то время управлявший изданием Green Car Reports; Джефф У’Рен, владелец четырёх экземпляров Volt, и организатор клуба их владельцев в Facebook.

Новое начало

Тони Посавац: Я был директором по планированию в GM в отделе полноразмерных пикапов, и тогда этот бизнес, вероятно, входил в список Fortune 25: у нас было семь сборочных фабрик в Северной Америке мощностью 1,7 млн единиц. У меня был опыт работы с гибридами. В то время в GM шли очень серьёзные разговоры по поводу того, что нужно выступить, и показать всё, что мы умеем с технической точки зрения, в пику Toyota Prius. Модель Volt сработала, поскольку это была архитектура продукта, у которого в середине были литий-ионные аккумуляторы, электрогенератор спереди и дополнительное место для топлива сзади, будь то бензобак или ёмкость для сжатого водорода. Мы понимали, что для разных рынков придётся делать больше или меньше объём аккумуляторов, удалять или оставлять функцию увеличения пробега, в зависимости от потребностей и желаний клиентов. Так мы и продавали эту идею в рамках компании.

Челси Секстон: я работала над программой EV1, а потом уволилась, когда мне предложили только альтернативу типа «работать над следующей моделью Buick» или что-то типа того. Я работала над первым конкурсом Automotive X Prize, помогала основать Plug In America, и работала над документальными фильмами про EV1. Фильм «Кто убил электромобиль» появился на фестивале в Сандэнс в 2006, и затем той весной мы проехались с пресс-туром. Мы с директором, Крисом Пэйном, стояли на углу улицы в Миннеаполисе, когда мне позвонил репортёр и спросил: «Что вы думаете по поводу идеи о том, что GM собирается делать другой электромобиль?» Мы с Крисом сказали: «Поверим, когда увидим». И тогда GM пригласила нас в Детройт. И в декабре 2006, примерно за месяц до Детройта и автошоу, мы сидели в кальянной в отдельном кабинете, и нам на ноутбуке показывали концепцию Volt.



Убив любимый EV1, компании нужно было убедить фанатов электромобилей, что она всерьёз намерена вернуть батарейки.

Джон Волкер: я увидел концепцию на автошоу в Детройте в 2007-м, и довольно быстро понял, что её задумали не по доброте душевной, не из-за стремления «спасти Землю» или беспокойства по поводу выброса углеродов, и всего такого. Это Боб Лутц как бы говорил: «Toyota незаслуженно получила признание из-за Prius и „зелёных технологий“. Они активно работают над тем, чтобы продавать всю линейку моделей, включая и такие же полноразмерные пикапы, как у нас. Но при этом плохими оказываемся мы, убив EV1». Вопрос был в мужской гордости Лутца. Его подход был: «У нас больше опыта в создании электромобилей, чем у кого бы то ни было. Мы придумаем, как сделать автомобиль, который будет лучше, чем Prius». Идея была в том, чтобы сделать машину для поездок на работу и обратно – а с этой темой жители Мичигана хорошо знакомы. На электричестве можно проехать Х километров, поэтому большую часть регулярных поездок можно делать, полагаясь на электросети. Но если вы вдруг однажды проснулись и решили сгонять в Канзас-Сити, у вас для этого будет бензиновый двигатель. И благодаря двигателю зимой можно будет не мёрзнуть. Это было хорошее инженерное решение.

Призрак EV1

Джефф У’Рен: Я вырос с любовью к автомобилям. У меня в колледже был GTO 1965 года, офигенный маслкар. А у одного из коллег был один из первых EV1. Я на нём покатался, и это было круто. Это была прям ракета. Она по-настоящему перестроила мой мозг, поменяв понятие о том, что такое реальная мощность. Поэтому я отправился к продавцу, и Челси Секстон выдала мне в лизинг мой EV1 14 июня 1997 года. Я ездил на ней три года, проехал 50 000 км. А потом они забрали её обратно, и я огорчился.

Волкер: Когда я запустил проект Green Car Reports в 2009-м, то в основном там ругали GM. А Toyota была примером для подражания, как и Tesla. Не счесть тех читателей, которые писали «Никогда я не буду покупать машину от GM или вообще как-то их спонсировать. Они убили EV1, так что идут лесом».

Секстон: Тони Посавац говорил: «О, Челси эта машина понравится». А я: «Меня второй раз не обманешь». Мы скептически отнеслись к инициативе GM. После этого был интересный период, когда они изо всех сил старались всех убедить, так что пресса даже начала потешаться над ними: Ого, да они рекламируют новейшую дверную ручку.

Прибытие

Посавац: Мы делали всё по большей части с нуля. Чтобы обеспечить работу системы зарядки, кабель для зарядки. Никто этого не делал, зарядники были только для гольфмобилей. Мы много чего сделали с нуля. Команда считала этот проект некоей высшей целью. Мы работали в рамках GM почти как стартап, а нашим буфером был Боб Лутц. Нам не надо было продираться через обычный надзор от менеджеров и бюрократию.

Секстон: Мне могли позвонить и сказать: «У нас на Лонг-Бич есть два Volt. Собери десяток друзей, привези их туда и мы сделаем тест-драйв на парковке». Я приводила кучу бывших владельцев EV1, включая Билла Ная. И с неизбежностью большинство из них вылезали из машины и говорили: «О, боже мой, GM не убивала мой автомобиль, она его сделала».

У’Рен: Я поехал туда и поездил по парковке. Я утапливал педаль, я крутил руль, я объезжал конусы. Я попытался работать с тормозом. Это было потрясающе! Я вернулся в Prius, и он показался мне игрушкой. Я подумал: «Ффу, она ужасна!» В результате мне досталась такая же машина, которую недавно купил Джей Лено, серый Volt 2011 года. Потом жена захотела такую же, и мы купили белый 2012 года. А потом срок аренды на модель 2011 года вышел, и я купил серый Volt 2014 года. Машина жены прошла очень много, поскольку теперь её водил и мой сын, с работы и на работу. Поэтому мы купили ещё одну машину 2014 года. Я запустил страничку владельцев Chevy Volt на Facebook, потому что люди хотели их обсуждать, делиться историями. Лучшими владельцами были те, кто поменял на Volt свой BMW или Mercedes или пикап.



«Думаю, Volt дошёл до естественного завершения, — говорит фанат модели Джефф У’Рен. — Мы обожаем наш Volt 2018 года»

Волкер: Люди, покупавшие Volt, обожали эту модель. На самом деле. Я думаю, что проблема GM в том, что она никак не могла придумать, как объяснить концепцию заряжаемого гибрида людям, не являющимся фанатами. Им не нужен был большой рынок, им надо было продавать достаточно, чтобы удовлетворять требования регуляторов. Но я думаю, что у них были планы продать больше будущих моделей. В 2011 году люди начали понимать, что такое гибридный автомобиль: его можно использовать, как бензиновый, но волшебные хомячки под капотом просто пьют меньше бензина. Люди поняли, что такое электромобиль. Вы подключаете его, как смартфон, потом возвращаетесь, и у вас уже полный бак, и вы его используете. Но очень сложно в одном предложении объяснить, что такое заряжаемый гибрид. Это прекрасное инженерное решение, но преимущества приходится объяснять. А это очень сложно сделать, когда выходишь за пределы узкого круга.

Посавац: Я слышал страшные рассказы о том, как люди приходили в магазин, а дилер говорил им: «Вы хотите Volt, то есть вас интересует экономия топлива. У меня есть 35 Chevy Cruze на складе, давайте я попробую вам их продать». Или покупатель знал о машине больше продавца. И никогда нельзя было недооценивать эту нависающую угрозу: наша фирма непопулярна, мы называемся Government Motors [правительственные машины]. Многих людей, которые могли бы стать одними из первых пользователей, было сложно затащить в магазин Chevy.

Секстон: Я думаю, GM продавала столько Volt, сколько хотела. Они хотели продавать достаточно для того, чтобы быть лидерами. Первоначальный рынок был не то, чтобы неискренним, он был странным, и они с трудом справлялись с ним. «Как же нам рассказать об этой штуке?» У них были эти странные рекламные ролики с инопланетянами. Они свели машины до уровня холодильника. А кто будет лирически относиться к бытовой технике?

Наследие Volt

Волкер: Я думаю, модель вернула GM уверенность в том, что она может создать машину, которая понравится людям.

Секстон: Что грустно в уходе Volt, так это то, что эта машина была лучше, чем её считали. Многие из нас обожали Volt, и относились к ней лучше, чем большинство людей в самой компании.

Посавац: Мне бы хотелось, чтобы мы агрессивнее прорывались на позицию лидера. Сейчас идёт много конкурирующих тенденций и вся эта динамика, каршеринг, новые формы путешествий с использованием различных видов транспорта, этот новый антагонизм для городов, «не-города», различные юридические проблемы. Я думаю, что конечная цель GM известна. Сложно её достичь. Поэтому мне всегда казалось, что у Volt была жизненно важная роль в этом. Это был не просто мостик, хотя на создание инфраструктуры для зарядки электромобилей уйдёт ещё не один десяток лет.

У’Рен: Я думаю, что Volt дошёл до естественного завершения. Мы обожаем наш Volt 2018 года.

Отзывы о Шевроле Вольт (Chevrolet Volt)

В этом разделе публикуются отзывы владельцев Шевроле Вольт, фото этих автомобилей, личный опыт по эксплуатации, обслуживанию и ремонту. Из отзывов вы сможете узнать обо всех плюсах и минусах этого авто, его преимуществах и недостатках перед другими моделями.

  • Дополнительно: обзоры и тесты Chevrolet Volt

Отзыв на Chevrolet Volt 1.4L 5АТ (2012 г.в., 14000 км)

Езжу на Chevrolet Volt почти полгода и испытываю только положительные эмоции. От дома к работе туда и обратно мне ехать 55 км. Ресурса аккумуляторной батареи вполне хватает. При езде чисто на батарее на 100 км нужно 1,3 л бензина. Ну а если ехать только на бензиновом двигателе (что бывает крайне редко) то по городу в среднем нужно 5,8 - 6,2 л/100 км.

Очень удобная зарядка – поставил на ночь – с утра индикатор батареи полный. Для зарядки аккумуляторной батареи в комплекте Chevrolet Volt идет специальное зарядное устройство.

Сначала очень долго привыкал, что автомобиль очень тихий. Случайные прохожие очень удивляются звука нет, а машина спокойно едет себе в горку. Очень нравятся сидения – они хоть и не очень большие, но удобные . Chevrolet Volt - тесный автомобиль. По центру машины установлена батарея, которая как бы делит задние сидение на два отдельных.

Хорошая ходовая, коробка автомат нареканий не вызывает. Машина превосходно слушается руля и держится на дороге. Ускорения автомобиля меня устраивает полностью. Хороший ближний свет.

Себестоимость проезда дешевле, чем на обычном автомобиле.

Нет отдельной кнопки для управления радио. Чтобы включить радио нужно нажать главный экран и при этом включится климат контроль и радио. Немного неудобно.

Отзыв на Chevrolet Volt 1.4L 5АТ (2012 г.в., 23000 км)

Я уверена, что за такими автомобилями как Chevrolet Volt – будущее. Да стоит он еще очень дорого. Но ведь это эксклюзив, а он не может стоить дешево. Снаружи машинка выглядит просто потрясно. Внутри салона все еще интересней. Великолепная глянцево - белая приборная панель прекрасно вписывается в интерьер автомобиля.

Очень красивая ручка переключения передач коробки автомата. Два сенсорных экрана делает салон похожим на салон космического корабля из фантастических фильмов. Сзади есть место только для двух пассажиров. Посередине кресел размещен аккумулятор, но он скрыт декоративной панелью и все смотрится очень оригинально и красиво.

Прекрасно что практически все делает компьютер. Он полностью управляет работой всех систем в автоматическом режиме. Скорость не большая, но мне вполне хватает. Немного жестковата подвеска, но Chevrolet Volt на дороге держится очень хорошо.

Поскольку я ежу практически только на батареях, то бензина идет очень мало. Проехала 2000 км и использовала только 28 литров бензина. Очень удобная зарядка батареи – есть специальное зарядное устройство, которое можно подключить к простой розетке.

Экологически безопасный автомобиль, очень тихий.

Небольшой дорожный просвет, большая цена.

Отзыв о Chevrolet Volt 1.4L 5АТ (2012 г.в., 16000 км)

Уже сколько раз я жалел, что купил Chevrolet Volt. Нет, сначала было очень прикольно ездить на автомобиле, которых единицы не то что в Москве, а по всей стране. Зимой очень хорошо – без прогрева, повернул ключ и поехал. Ну конечно же радовала экономия на бензине. Да, и интерьер оригинальный, хорошие кожаные сидения, 2 понятных и удобных сенсорных экрана.

На на этом все достоинства Chevrolet Volt кончились. Динамика вообще никакая. Я понимаю что на батарее сильно не разгонишься, но не до такой степени. Обгон совершить довольно проблематично, коробка автомат периодически тупит. Всем командует компьютер – иногда это просто бесит.

Но все это ерунда, проблемы начались когда машина начала ломаться. А запчастей то нет. Перегорела лампочка передней фары. Приехал на сервис, а там сказали что таких нет, нужно ждать целый месяц пока подвезут. Но слав богу нашел походящую от Chevrolet Aveo. Но когда начались проблемы с подвеской то здесь уже запчасти точно пришлось ждать почти 2 месяца. Поломка была не серьезной, поэтому ездил себе не спеша. В целом Chevrolet Volt – машина очень неплохая, но вот купить запчасти…

Хороший интерьер и экстерьер автомобиля, экономная.

Отвратительный сервис, нет запчастей. Плохая динамика езды

Отзыв об Chevrolet Volt 1.4L 5АТ (2012 г.в., 8000 км)

Давно интересовался гибридами, Honda Insight и Prius как то мне не очень нравятся, а вот Chevrolet Volt понравился сразу. Ресурс езды на батарее без зарядки по паспорту не очень большой – до 80 км, ну а я в среднем проезжаю 50 км в день. Езжу только на работу и за покупками в супермаркет. Проверял расход бензина без аккумулятора – на 100 км нужно 6 л бензина.

Снаружи Chevrolet Volt выглядит как обычный седан. Внутри места маловато, но я с ростом 180 см помещаюсь в салоне без особых проблем. Оригинальная панель управления – есть два регулятора – света и кондиционера. Все остальные параметры можно менять с помощью сенсорного экрана панели на приборов. Очень удобно убирать пыль – протер экран специальной салфеткой все, порядок.

Коробка автомат иногда немного тупит. Езда на Chevrolet Volt не отличается большой динамичностью, когда еду на батареях, но зато очень хорошая управляемость и плавность хода. Наездил 8000 км, поменял масло, в сервисе ребята посмотрели аккумулятор – все нормально. Очень хорошо, что есть бесплатный гарантийный сервис на 5 лет.

Очень оригинальный дизайн приборной панели, маленький расход бензина, комфортная подвеска.

Маленький запас хода на аккумуляторной батарее, большие счета за электроэнергию.

Отзыв о Chevrolet Volt 1.4L 5АТ (2012 г.в., 6200 км)

Проехал на своем Chevrolet Volt уже больше трех месяцев. Наездил 6000 км, а бензина уходит только 12 литров на 1000 км. Залил 20 литров, когда пробег был 100 км. И когда на спидометре было 1100 км бортовой компьютер показывал что в баке еще есть почти 20 литров.

Снаружи автомобиль смотрится хорошо. Очень оригинально и свежо выглядит центральная приборная панель с белыми вставками. Удобно что всеми функциями автомобиля можно управлять с помощь сенсорного экрана. Плохо, что нету разных полочек для всякой мелочи – ключей, зажигалки, смартфона. Места спереди хватает, кресла очень удобные. Сзади могут сесть только два человека – по салону идет большой тоннель, в котором размещена аккумуляторная батарея. Ну а двоим на заднем сидении места хватает.

Подвеска немного жестковата, да и клиренс в машине очень маленький. Непродуманным местом также является нижняя передняя юбка, которой я частенько задеваю асфальт, когда попадаю в яму. Багажник не очень большой, но мне пока его вполне достаточно.

Расход бензина, хорошая работа коробки автомата.

Цена – очень дорогой автомобиль, маленький клиренс, выступающая резиновая передняя юбка.

"Электромобили возводят чуть ли не в ранг идеала, но это далеко не так". Мнение владельца Chevrolet Volt

Прошел год с момента покупки Volt, за это время машина проехала больше 38.000 км. О проблемах, которые выявились при эксплуатации электромобиля, рассказывает владелец:

– К покупке машины на электротяге подтолкнуло любопытство. Живу в частном доме, условия, чтобы заряжать батарею, есть, тариф льготный. А в интернете электромобили так нахваливают, что не удержался от соблазна попробовать.


Стал искать, что купить. Первым посмотрел BMW i3 – и был разочарован отделкой салона вторичными материалами. А просили за BMW 20 тысяч долларов, до которых он явно не дотягивал. Глянул Tesla – в роде бы ничего, но отдать 40 тысяч, чтобы попробовать, опять не то. Но что тогда то? Nissan Leaf? Отмел, потому что это вообще пародия на автомобиль. Остановился на Chevrolet Volt.


По устройству это фактически Chevrolet Cruze. Все изменения связаны с наличием электропривода, однако по ходовой части разницы нет. Подкупило также, что это не чистый электромобиль, а Plug-in – гибридное авто, батарею которого можно заряжать от розетки, но благодаря наличию бензинового мотора к розетке машина не привязана и способна уехать так далеко, как захочется хозяину.


Тем не менее к "электричкам" Volt намного ближе, поскольку может ехать на одной электроэнергии. Собственно он и ездит только на электричестве, потому что бензиновый мотор подключается, когда из 16 киловатт емкости было использовано 10,5, и работает лишь на привод генератора для подзарядки батареи.

Цены на Volt начинались с 13 тысяч – для пробы самое то. В объявлениях нашел машину, за которую и вовсе просили 10 тысяч. В Беларусь она пришла из США три года назад. Тот, кто ее пригнал, заказал из Америки Volt второго поколения, которое пошло с 2015 года, а этот, 2013 года выпуска, выставил на продажу.

Пробег на момент покупки был чуть меньше 170 тысяч километров. На форумах владельцы хвалятся друг перед другом, кто сколько проехал на электротяге, едва "поглаживая" педаль "газа", с выключенной печкой зимой и кондиционером летом, то есть экономя буквально на всем. Я тоже поддался этому веянию и, как только купил, "включил жмота".


Затем задумался: с какого перепуга я должен мерзнуть зимой? Если уж пробовать, то надо ездить, ни в чем себя не отказывая. Тогда и станет понятно, насколько электромобиль выгоден на самом деле. Проездил в "режиме жмота" недолго, после чего сбросил показания пробега и больше не трогал.

Машина эксплуатируется по городу и трассе 50 на 50. Живу, как говорил, в своем доме, за день три раза езжу в Минск и обратно. Утром всех развожу и обычно возвращаюсь домой, днем еду забрать детей с учебы, вечером отправляюсь за женой. В промежутках ставлю машину на зарядку.


За день выходит не меньше 150 километров. Эксплуатирую Volt с постоянно включенным на 21 градус "климатом" и езжу так, как ездил бы на обычном автомобиле. К примеру, сегодня за полдня уже проехал на электричестве 77,7 километра, с работающим бензиновым мотором – 2,4 километра.


С момента сброса показаний пробег составил 37.577 километров. Посмотрел, сколько за год проехал на электричестве, разделил на пробег – получил, что машина потребляет в среднем 15 киловатт на 100 километров. Однако очень многое зависит от сезона.


В системе охлаждения двигателя есть контур для обогрева салона. Если двигатель не работает, салон обогревается ТЭНом. При этом кондиционер летом "кушает" намного меньше, чем печка зимой. Соответственно зимой расход электроэнергии больше, летом меньше.

При температуре до минус 25 Volt способен проехать на электричестве не менее 35 километров, однако летом этот пробег превышает 60 километров. У меня получается зимой до 45 километров, летом до 85 за счет того, что батарея "разлочена". Стоила услуга 50 долларов, после чего батарея стала отдавать больше на киловатт, чем предусмотрено заводом.


Бензина за год потрачено почти 557 литров. По бензину все хорошо лишь до нуля градусов. Как только температура окружающего воздуха пошла в минус, расход заметно увеличивается.


И многое зависит от того, где машина используется. В городе двигатель работает практически на холостых оборотах. Опять же при городской езде регулярно включается рекуперация электроэнергии. В результате в городе мотор потребляет от 3,5 до 5 литров на "сотню".


На трассе решает скорость. Чем быстрее едешь, тем быстрее расходуется электроэнергия, тем на более высоких оборотах работает бензиновый двигатель, чтобы компенсировать разряд батареи. Летом мотор потребляет 6,5 литра, но зимой реальный расход на бензине увеличивается до 10 литров на 100 километров.


Теперь бухгалтерия. Подсчитал, что при льготном тарифе 8 копеек за киловатт, если сравнивать с бензиновой машиной с расходом 8 литров на "сотню", Volt за 35 тысяч километров пробега сэкономил порядка полутора тысяч долларов. Вроде бы неплохо, но все-таки однозначно ответить на вопрос, стоит ли овчинка выделки, не могу. Надо считать недостатки. Их на форумах владельцев обычно замалчивают, возводя электромобили чуть ли не в ранг идеала, но это далеко не так.


Будь я горожанином, не имеющим своей розетки, покупать бы не стал, хотя в городе с точки зрения экономии вариант был бы отличный. Но без своей розетки придется рассчитывать лишь на зарядные терминалы. За час батарея набирает энергии на пробег 10-15 километров. В среднем зарядка занимает 4-4,5 часа. Значит, решать все вопросы, которые возникли, пока машина никуда ехать не может, придется на общественном транспорте. Стоит отлучиться, как уже звонят другие желающие подзарядить: ваша готова, быстрее освободите место, которое занимаете.


Дорожный просвет маленький. Это не смущало, так как у меня есть Mercedes GL. Он теперь ездит меньше, но все же сообща за год они с Volt сделали в районе 50 тысяч километров. Однако человеку, проживающему в сельской местности, где как раз находятся частные дома с розетками для подзарядки, у которого Volt будет единственной машиной, надо трижды подумать перед тем, как его купить. Я бы не покупал.

Еще в недостатках неликвидность. Продать эту машину нереально. Обычный автомобиль "перекупы" заберут, дай только цену подходящую, а от Volt они шарахаются как черти от ладана. Лично я к деньгам, сэкономленным на топливе, отношусь как к компенсации за падение стоимости и нулевую ликвидность.


Наконец, если сломается электрическая часть, непонятно, что с машиной делать. Правда, в моем Volt с деградацией батареи пока вопросов нет. Все параметры легко проверяются и до сих пор находятся в состоянии, заявленном производителем. Но сама мысль, что когда-нибудь что-то накроется, душевному спокойствию не способствует.


А то, что машина вроде бы надежна, успокаивает мало. Была лишь одна проблема, с которой столкнулся сразу, как купил и начал подъезжать к зарядным "столбикам". На попытки зарядить они реагировали отключением, срабатывала какая-то защита. И что-то щелкало в крыле машины. По информации из интернета понял, что неисправен зарядный порт. Снимается он за несколько минут. Когда снял, увидел с обратной стороны трещину. Негерметичный порт – "болезнь" этих машин. За 100 долларов нашел исправный "бэушный" порт, поставил и езжу дальше.

Остальное работает все, кроме складывающихся зеркал. Механизмы складывания закисли намертво, пробовал сорвать – ничего не получилось. И ладно, ездим так.


Менялись тормозные колодки, но только из-за того, что купил их сразу, как стал владельцем, а в каком состоянии старые, понятия не имел. Просто подумал, что придется их поменять, машина-то не новая. Оказалось, что передние колодки недавно менялись, потому что выглядели, будто только из магазина. А задние колодки и вовсе стояли заводские. В принципе на них еще можно было ездить, но я заменил. А передние лежат в гараже. Стоили колодки 10 долларов за комплект.

Передние и задние диски тоже до сих пор заводские. Благодаря режиму рекуперации, который включается, как только убираешь ногу с педали "газа", Volt очень хорошо тормозит двигателем, а колодки и диски выдерживают намного больше, чем в обычных автомобилях.


Бензиновый двигатель – "опелевский" 1.4. Заправочный объем масла при обслуживании – 3,5 литра. Замена масла с фильтром на станции экспресс-замены обошлась в 80 рублей.

Все запчасти стоят недорого, кроме кузовщины. Мне кузовом заниматься не пришлось, но глянул ради интереса что почем. Цены ошеломили. Кузов алюминиевый: капот – 1500 долларов, дверь в сборе – 700, фара – 250 долларов.


А вот из Америки машина пришла битой в переднее крыло. Также была помята дверь, разбита фара. Это все менял предыдущий владелец, я лишь на фото видел, как Volt выглядел. Крыло и фару меняли, дверь рихтовали и красили. В цвет не попали, а я, чтобы не наступать на те же грабли, просто "облил" весь кузов. Обошлась перекраска в 600 долларов.

Поскольку кузов алюминиевый, антикором машина не обрабатывалась. Три года по нашей соли – коррозии нет. Единственное, что не так, – нынешней зимой на пассажирской двери начала отклеиваться накладка с ручки.


Что касается удобства для пользования, в Volt мне нравятся только две вещи. Во-первых, машина превосходно рулится, хорошо держит дорогу, повороты проходит как по рельсам. Если все-таки соскальзывает, то всеми четырьмя колесами. Почему – понятно: батарея тяжелая и расположена снизу, центр тяжести тоже находится низко.


Во-вторых, багажник шикарный. Задние сиденья сложил, бытовой мусор забросил и вывез.

Остальное оставляет желать лучшего. По отделке салона это обычный "бюджетник". Не понимаю, как можно лишь из-за экономии на топливе делать из этой машины идеал?


Сиденья неудобные. Были у меня поездки на 500 километров туда и назад. Не скажу, что уставал, но спина болит.


А сзади сидеть вообще невозможно. Вроде бы у каждого пассажира персональное кресло, но я вижу по сыну. Он выше меня, коленями упирается в спинку переднего сиденья. До Минска доехать еще куда ни шло, но для дальней поездки посадка должна быть комфортнее.


С головным светом беда. Его нет от слова "совсем". Ставил LED-лампы. Чуть лучше штатных, но все равно не то. Поставил ксенон, но и он освещение заметно не улучшил.


В общем, не все так гладко, как рассказывают на форумах другие владельцы Volt. Как по мне, смысл брать "электричку" есть, лишь когда пробег на электричестве до необходимости ставить на зарядку перекрывает ежедневные потребности и имеется своя розетка. Если это не так, лучше взять машину на газе или дизельную с расходом 5 литров. У них разница в плане экономии по сравнению с электромобилем ничтожная, зато никаких неудобств и других проблем.

Читайте также: