Что лучше ваз 2101 или ваз 2102

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

ВАЗ Классика 2101-2107 Жигули

Несмотря на то, что «классика» уже давно снята с производства, в ближайшие 20-30 лет она вряд ли покинет наши дороги и сердца. Эти машины все еще популярны, поэтому сегодня я расскажу вам стоит ли их покупать и почему.


История первой ВАЗовской модели «Жигули», которая на внешние рынки поставлялась под брендом «Lada», начинается в середине прошлого столетия. Прародителем Жигулей стал итальянский Fiat 124, который увидел свет еще в 1964 году, а в 1967 получил титул «Автомобиль года» в Европе.

Безусловно, Fiat 124 стал удачной моделью, поэтому он и был принят за основу для создания семейства первых отечественных легковых автомобилей.

В 1970 году, на только что построенном Воложском автомобильном заводе (ВАЗ), началось производство седана ВАЗ-2101 (копейка), построенного на базе Fiat 124.

В 1971 было налажено производство практичного универсала на базе копейки – ВАЗ 2102 «двойка».

А еще через год началася выпуск люксовой версии «копейки» - ВАЗ-2103 (тройка).

В 1976 году «тройка» претерпела «фейслифтинг» с небольшими техническими доработками, который получил статус отдельной модели и в последующие 30 лет (до 2006) продавался под именем ВАЗ-2106 «шестерка».

Все это время ВАЗ работал над обновлением модельного ряда и в 1980 году представил рестайлинг «копейки» под именем ВАЗ-2105. «Пятерка» получила новый мотор 1.3л 63лс с ремнем ГРМ вместо цепи (модель ВАЗ-2105), который изначально ставили на «пятерку» оказался менее надежным и впоследствии его сняли с производства.

В 1982 году на конвейер встала люксовая версия «пятерки» с улучшенным интерьером и внешним видом – ВАЗ-2107 «семерка». Именно ей предстояло стать последней «классической» моделью ВАЗа.

А в 1984 место «двойки» занял новый универсал на базе «пятерки» – ВАЗ-2104 «четверка». В общей сложности, «Жигули» простояли на конвейере АвтоВАЗа более 40 лет – последней была снята с производства «семерка», в 2012 году.

ВАЗ классика – что это за машины?

По ширине и колесной базе ВАЗ классика – это один из самых меньших представителей субкомпактного городского класса B. Места в салоне здесь меньше, чем в любой переднеприводной Ладе, но все же «Жигули» просторнее машин супермини А-класса (таких как Део Матиз или Ока).

Все модели «классики» - это, по сути, версии одного и того же автомобиля с небольшими изменениями, в основном по внешнему виду и интерьеру. Структура кузова, за годы производства, абсолютно не изменилась – безопасность автомобиля осталась на уровне, середины 20 века.

Технология изготовления и качество материалов тоже мало изменились, поэтому кузова «Жигулей», даже последних версий, отличаются крайне низкой коррозионной стойкостью. Единственный способ защитить «классику» от ржавчины – это не эксплуатировать ее зимой. В противном случае, «Жигули» ржавеют буквально на глазах.

По современным меркам, интерьер «Жигулей», назвать комфортным можно только с большой натяжкой. Об эргономике на ВАЗе в то время не задумывались, поэтому поездки на «классике» дольше одного часа, могут вызывать усталость. Однако, салон первых версий имел свою фишку – он позволял трансформироваться в практически ровную кровать, поэтому в машине было достаточно удобно ночевать. Окончательно, эту возможность убрали на «семерке», когда подголовники стали несъемной частью спинки водительского кресла.

Даже в кузове седан, багажник здесь весьма вместительный – 350л. Однако, верхняя загрузка и высокий борт, снижают его практичность, не позволяя загружать в него крупногабаритные предметы.

Подвеска

Ходовая часть классических ВАЗов также осталась без изменений. Передняя подвеска здесь – независимая, двойные поперечные рычаги на пружинах. Важно знать, что конструкция передней подвески «Жигулей» содержит опасный конструктивный недостаток. Вес кузова передается здесь на колесо, через нижний шаровый шарнир, который работает как подвес – нижний рычаг подвески, на который приходится вес кузова, подвешен на нижнем шаровом шарнире. Когда этот шарнир изнашивается, он выскакивает из «чашки» и колесо подворачивается.

Вы наверняка видели, стающую на обочине «классику» с вывернутым колесом – это как-раз такой случай. К сожалению, это может произойти не только на малой скорости, и не всегда машину удается остановить на своей обочине. Чтобы избежать аварийной ситуации, проверяйте нижние шаровые опоры, через каждые 5-10 ткм пробега, и если есть люфт – меняйте их, не задумываясь.

Задняя подвеска на «Жигулях» – зависимая, мост на пружинах, закрепленный 4-мя продольными и 1-й поперечной тягой. Эта конструкция обладает высокой надежностью и выносливостью, но плохо ведет себя на скорости и в поворотах. Тормоза, спереди – эффективные дисковые, сзади – дешевые и выносливые барабаны.

В целом, подвеска на «классике» высокая и энергоемкая, она позволяет ездить по самым плохим дорогам, а вот на асфальте эта машина хоть и мягкая, но валкая. Без сомнений, подвеска «Жигулей» создана для плохих дорог и это подтверждает внушительный дорожный просвет в 17 см.

Моторы классики

Какие моторы ставились на «Жигули»

  • 1.2л 64лс (модель 2101)
  • 1.3л 69лс (модель 21011)
  • 1.5л 71лс карб/инж (модель 2103)
  • 1.3л 63лс с ремнем ГРМ (модель 2105)
  • 1.6л 75-82 карб/инж (модель 2106)


За годы выпуска моторы «классики», тоже мало изменились. Все они, по своей сути, являются модификациями их родоначальника – двигателя «копейки» объемом 1.2л (модель 2101). Основные изменения заключались в геометрии моторов, за счет которой наращивались объем и мощность. Надежный цепной привод ГРМ имеют все «классические» моторы кроме двигателя «пятерки» (модель 2105) – здесь инженеры ВАЗа неудачно пытались перевести ГРМ на ременный привод.

Агрегаты 1.5 и 1.6л (модели 2103 и 2106) получились более надежными и долговечными, поэтому их ставили на «классику» до последнего.

Поначалу двигатели «Жигулей» оснащались итальянскими карбюраторами «Вебер», с 1980 года их заменили отечественным аналогом «Озон» (производства ДААЗ), а с 1990 года, завод ДААЗ поставлял АвтоВАЗу карбюраторы «Солекс», французской разработки.

Инжектор на «классические» моторы начали ставить только с 2006 года, когда государство запретило выпуск «неэкологичных» карбюраторных версий. Безусловно, инжекторные моторы имеют массу преимуществ перед карбюратными. Инжектор практически не засоряется, его НЕ нужно чистить и регулировать, а зимой он уверенно стартует, независимо от температуры. Кроме того, расход топлива на «классике» с инжектором может спокойно укладываться в 7 литров на сотню, в то время как на карбюраторных версиях 10 л на сотню – это норма.

Старшие версии моторов «Жигулей», обеспечивают им неплохую динамику. В упражнении на разгон до ста, «классика» с топовым мотором 1.6л укладывается в 16 секунд. Максимальная скорость – 150 кмч.

Трансмиссия и привод

Сначала ВАЗ классика оснащалась 4-ступенчатой КПП, а 5-ступку сюда начали ставить в 90-х годах. Тем не менее, 4-ступка нередко встречается и на машинах поздних годов выпуска – обращаете внимание на это. Безусловно, 5-ступенчатая трансмиссия лучше, поскольку на трассе она позволяет мотору работать с меньшими оборотами, а значит тише и экономичнее.

Классический привод на задние колеса, тоже накладывает отпечаток на ходовые качества «Жигулей». Это не очень заметно на сухом асфальте, но сильно проявляется на скользком покрытии. Расположенный спереди двигатель, своим весом, НЕ прижимает здесь ведущие задние колеса к земле. Поэтому, когда задняя часть автомобиля не загружена, классика может испытывать сильный недостаток сцепления с поверхностью.

Проще говоря, на скользком покрытии, ведущие колеса на классике легко пробуксовывают и машину разворачивает. Это будет на руку, если вы любите ездить боком, а вот для новичков такое поведение автомобиля может быть просто опасно.

ВАЗ классика - Расходы

Помимо низкой цены автомобиля при покупке, «классика» привлекает еще и доступными ценами на ремонт и обслуживание. Запчасти и расходники на «жигули» стоят максимально дешево – дешевле просто ничего нет. При этом, классика – это самая распространенная машина в нашей стране, ее количество исчисляется миллионами. Одной только «семерки» ВАЗ-2107 на учете стоит более 1.7 млн.штук. Поэтому купить запчасти на классику вообще не проблема, их даже не нужно заказывать – они продаются буквально везде.

Поскольку на «Жигули» ставились маломощные моторы до 82лс, то и страховка с налогом здесь обходятся весьма недорого. Одним словом, «классика» вас точно НЕ разорит.

Купить хорошие «Жигули», в 2020-м году, можно за 50-60 тыс.р, а за 70 вполне реально подыскать экземпляр с инжекторным мотором в идеальном состоянии, после 1-2 хозяев. Все конкуренты за эти деньги будут в плачевном состоянии и даже будучи на ходу, в ближайшее время потребуют серьезных денежных вложений.

Что касается вопроса имеджа, то став старыми и доступными «Жигули», безусловно, растеряли свой авторитет, но не полностью. Много лет назад, в великой стране, они были настолько желанны, что даже сейчас, вокруг них все еще сохраняется некий ореол солидности. Поэтому хорошо сохранившаяся «классика», сегодня по-прежнему вызывает интерес и уважение.

В итоге, друзья, мы приходим к выводу, что «классика», на сегодня, имеет много недостатков и, по сути, одно весомое преимущество – доступность. Давайте еще раз перечислим основные плюсы и минусы «Жигулей»

Недостатки

  • Низкий уровень комфорта и безопасности
  • Низкая надежность и долговечность
  • Быстрое старение и потеря в цене

Преимущества

  • Большой выбор при покупке, ликвидность при продаже
  • Доступность расходников, запчастей, обслуживания и ремонта
  • Дешевая страховка и налог

Безусловно, сегодня, это уже автомобиль не для всех, но тогда кому-же он подойдет? «Классика» - это хороший вариант для коротких НЕспешных поездок, на НЕбольшие расстояния, например по деревне, поселку или небольшому городку. Если у вас в округе плохие дороги – это как раз ее стихия. Ну а молодые водители любят «классику» за доступный тюнинг и за то, что на ней можно раздавать боком.

Интересные факты о ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102

Всем добрый вечер! Сегодня хотим поделится с Вами интересными фактами, связанными с первыми моделями отечественного производства:
ВАЗ-2101:
-Несмотря на наличие пусковой рукоятки в сумке с инструментами, прилагаемой к автомобилю, запустить двигатель ВАЗ-2101 с её помощью, в случае, если разряжена аккумуляторная батарея, было практически невозможно. Дело в том, что коленчатому валу двигателя надо было создать определенный момент вращения с довольно большим количеством оборотов. Пусковая рукоятка, согласно заводской инструкции, была необходима для облегчения пуска двигателя в мороз или после продолжительной стоянки. Для этого необходимо было с её помощью несколько раз провернуть вручную коленчатый вал двигателя при выключенном зажигании и на нейтральной передаче, чтобы облегчить дальнейший запуск посредством стартёра.

-Многие ВАЗ-2101 штатно комплектовались свечами зажигания и «неразборными» амортизаторами зарубежного производства, которые отличались более высокой долговечностью и во много раз превосходили по качеству советские аналоги. Многие детали для «Жигулей» изготавливались за пределами СССР. Штатный радиоприёмник RD-3602 производился в Венгрии, а под капотами некоторых ВАЗ-2101 первых выпусков можно встретить оригинальные карбюраторы Weber.

-Подвесная педаль акселератора и напольная кнопка включения стеклоомывателя — атрибуты, которые появились на ВАЗ-2101 после постановки на конвейер ВАЗ-21011. На первых выпусках «единички» педаль акселератора была с напольной установкой, а стеклоомыватель приводился в действие от маленькой резиновой кнопки, расположенной слева от выключателей освещения и переключения режимов стеклоочистителя.

-Существовало три вида заводских эмблем ВАЗ-2101. Как выглядит одна из них знают многие: логотип со стилизованной под букву «В» серебристой ладьёй на рубиновом фоне красовался на всех «единичках» с 1971 года. Однако на машинах 1970 года выпуска этот же значок был дополнен надписью «Тольятти»: неудивительно, что из-за скромного тиража сегодня такие эмблемы невероятная редкость. Кстати, по легенде, надпись со значка пришлось убрать по курьёзной причине — нельзя было демаскировать местоположение такого стратегического объекта как автозавод! Существует и совсем раритетная эмблема. Она появилась на свет лишь благодаря ошибке. Дело в том, что самую первую партию значков (около 30 штук) по советским чертежам изготавливали в Турине фиатовские специалисты. На выходе, у итальянцев должен был получиться тот самый значок, о котором шла речь выше, однако в спешке кто-то из них перепутал кириллическую букву «Я» и латинскую «R». В результате все значки из этой партии вазовцы просто разобрали на сувениры.

-Самая первая "Копейка" была маленьким танком, который был выставлен рядом с памятником "Копейке" в Жулебино около МКАДа.

-Как известно, ВАЗ-2101 создан на базе автомобиля Fiat-124. На базе того же автомобиля создан и ВАЗ-2103, являющийся люксовой версией "копейки". Но первоначально предполагалось создавать версию люкс на базе другого автомобиля — Fiat-125, являвшегося люксовой версией Fiat-124. Однако, поскольку по требованию советской стороны унификация между моделями должна была составлять не менее 85%, было решено делать обе модели на базе одной и той же машины.

-Прародительницей "копейки" был ФИАТ 124. В конструкцию первой модели ВАЗа было внесено около 800 изменений, по сравнению с Фиатом.

-Основное различие — двигатель. На Итальянской модели он нижневальный (OHV), на советской — с верхним распредвалом (OHC).И именно этот механизм — больное место в довольно надёжном двигателе ВАЗ-2101.

-ВСЕ ВАЗЫ классического семейства произошли от ВАЗ-2101. Классические модели 70-х годов (2101,2102,2103,2106) были на 75 — 80% унифицированы с ВАЗ-2101.

ВАЗ-2102:
-Главное отличие в том, что салон ваз 2102 получился более просторным, а багажник мог поместить все, что угодно, поэтому этот автомобиль был мечтой каждого советского дачника.

-Этот автомобиль приобрел большую популярность не только среди советских автолюбителей, но и неоднократно участвовал в съемках фильмов и сериалов.
Например, в фильме «Сваты», состоящем из нескольких частей, на ВАЗ 2102 ездил персонаж кинокартины Будько. Кроме этого, «двойку» можно увидеть при просмотре сериалов «Спецназ» и «Масквичи», а также в фильмах «Танцевальная машина», «Грозовые ворота» и «Двойной обгон».

-В 1974 году, буквально через несколько лет успешного выпуска ВАЗ 2102, Минавтопром принял решение о создании электромобилей. В период с 1980 по 1981 годы на базе «двойки» было изготовлено 47 электромобилей, получивших в дальнейшем название ВАЗ 2801.
ВАЗ–2801 — один из немногих советских электромобилей, выпускавшийся при том серийно.
Автомобиль, созданный на базе серийной модели 2102, не имел задних дверей и окон — вместо них был лишь люк доступа к никель–цинковым аккумуляторам. Разработали автомобиль ещё в семидесятых, а в 1980–1981 по рекомендации министерства автопромышленности СССР была выпущена первая и последняя промышленная партия электромобилей — 47 штук. На часть автомобилей показательно нанесли надписи "ЭЛЕКТРО" сбоку, нередко ВАЗ–2801 светился и на выставках.Но главное отличие от подобных советских проектов в том, что волжский электромобиль не только "светился" перед начальством и красовался на выставках, а ещё и выполнял обыкновенную рутинную работу — часть экземпляров трудилась на развозке завтраков, часть работала в почтовых отделениях, известно также о том, что электромобиль существовал на запорожском телеремонтном предприятии "Гарант".
Опыт использования электромобиля хоть и показал его пригодность к повседневной эксплуатации, но и выявил также множество недостатков, среди которых выделился слишком малый запас хода. Проект 2801 официально завершили, выпустив свыше 50 автомобилей (с учётом опытных образцов), но решения, применённые в этом автомобиле, ещё использовались в дальнейшем на "вазовских" концепт–карах.
А выпущенные электромобили… Можно сказать, канули в Лету. Ещё в начале девяностых годов прошлого века два таких автомобиля существовали на территории самого ВАЗа — один ещё работал, второй гнил во дворе. Потом и их не стало… Если очень–очень повезёт, ещё можно встретить останки опытной партии ВАЗ–2801 на территории Украины — туда отправили почти всю опытную партию для испытаний в быту. Но и на "выживших" электромобилях давно уже нет электрооборудования, а стоят обыкновенные карбюраторные движки — поэтому единственным опознавательным знаком уникального автомобиля остаётся лишь кузов фургонного типа. Да и осталось таких бывших электромобилей — не более двух–трёх. Так что если увидите старенькую "двойку"–фургон, знайте — перед вами отголосок истории советских электромобилей, останки редчайшей мелкосерийной модели, которая когда–то бодро бегала по какому–то советскому городу, блистая новенькими молдингами без всяких выхлопов — на своих мощных аккумуляторах.

«Копейке» — 50 лет. Вспоминаем все версии легендарного седана


История автомобилей Lada началась 19 апреля 1970 года, когда с конвейера Волжского автозавода сошли первые 6 седанов ВАЗ-2101 «Жигули». Легендарную «Копейку» создали на базе Fiat-124, однако советский автомобиль имел ряд конструктивных отличий. Новинка оснащалась 1,2-литровым бензиновым мотором с верхним расположением распредвала, который выдавал 64 лошадиных силы. ВАЗ-2101 стал настоящим символом своей эпохи: с 1970 по 1988 г. было выпущено около 4,8 млн машин разных модификаций, причем некоторые оставались долгое время неизвестны широкой публике.

«Копейку» в кузове пикап выпускали для внутризаводских нужд. На таких машинах перевозили грузы, а также использовали, например, как противопожарный автомобиль. Изредка пикапы на базе ВАЗ-2101 можно было встретить и на дорогах общего пользования. Так, автомобили использовали во время парадов в дни государственных праздников.


Фото 20 апреля 2017 «Копейка» не подведет». 15 историй о ВАЗ-2101
Статьи 25 февраля 2020 Первые «Жигули» привезли в Москву. Видео, которому 50 лет

В пикап ВАЗ-2101 превращали путем обрезания задней части кузова, причем для этих целей использовали только бракованные машины. Судя по немногочисленным фотографиям, двуместный салон модифицированной «Копейки» от грузового отсека отделяла стенка или стекло. Необычный полусерийный пикап мог перевозить груз весом до 300 килограммов.


Уже в начале 1971 г. инженеры подготовили гоночную версию ВАЗ-2101, которая приняла участие в марафоне «Тур Европы — 71». Расстояние маршрута составило около 14 000 километров. Советский экипаж смог завоевать серебро в этом престижном состязании, уступив лишь команде на Opel Kadett. Участие в соревновании рассматривали как отличный пиар машины, которую планировали отправлять на экспорт.


Модификация «Копейки» под названием ВАЗ-2101-94 предназначалась для милиции. Кузов машины окрашивали в оранжевый цвет с синей полосой. На такую «Копейку» ставили 1,5-литровый бензиновый двигатель с отдачей в 71 силу. Максимальная скорость — 156 км в час. Других конструктивных отличий у ВАЗ-2101-94 от гражданской версии не было.


Особая модификация под названием ВАЗ-21018 получила роторный двигатель. По одной из легенд, создавая этот мотор, советские инженеры активно изучали опыт Mazda, которая с 1970-х выпускала машины с такими агрегатами. «Копейку» с роторным двигателем создавали специально для нужд спецслужб. В 1982 г. машина получила 1,3-литровый агрегат мощностью 70 л. с., а позже такой автомобиль начали комплектовать 140-сильным мотором. Разумеется, в свободную продажу «заряженные» «Копейки» не поступали.


На базе седана ВАЗ-2101 выпускался и универсал, получивший индекс 2102. Автомобиль встал на конвейер в 1971 году и стал самым желанным приобретением для любого дачника с правами. От обычной «Копейки» универсал отличался усиленной задней подвеской и раскладывающимся диваном. «Двойка» комплектовалась 1,2-литровым мотором мощностью 64 л. с., который работал совместно с четырехступенчатой коробкой передач. Позже появились модификации с двигателем объемом 1,3 л (69 л. с.), а также с 1,5-литровым мотором (77 сил). Такие универсалы предназначались прежде всего для экспорта. Производство ВАЗ-2102 было прекращено в 1985 году.


Первый рестайлинг копейка пережила в 1974 году. Модернизированная модель получила индекс ВАЗ-21011 и отличалась новой решеткой радиатора, видоизмененной оптикой и другими бамперами с резиновыми накладками. В салоне появились более удобные сиденья и пепельница. Главной техническое отличие — 1,3-литровый двигатель мощностью 69 лошадиных сил. В 1977 году на заводе в Тольятти запустили сборку модификации ВАЗ-21013, которая при всех этих внешних изменениях комплектовалась менее мощным двигателем от стандартного ВАЗ-2101.


Экспортный вариант «Копейки» назывался Lada 1200 S. В другие страны отправлялись именно ВАЗ-21013 с 1,2-литровым мотором. От стандартной модели экспортная отличалась окантовкой фар и решеткой радиатора. В салоне появились сиденья с подголовниками. Специально для британского рынка была разработана специальная модификация под названием Lada 1300 ES с правым рулем. Автомобиль получил крышу другого цвета и декоративные полосы по бокам.


В 1976 году на базе серийного универсала ВАЗ-2102 инженеры волжского завода создали настоящий электрокар. Прототип проходил испытания как на полигоне, так и на дорогах общего пользования. В результате в 1980-х на заводе была выпущена первая опытно-промышленная партия электрических фургонов под индексом ВАЗ-2801. Кстати, без подзарядки машина могла проехать 130 километров — впечатляющий показатель для тех времен. Мощность силовой установки, куда входил электромотор и блок никель-цинковых аккумуляторных батарей весом 380 кг, составляла 35 лошадиных сил. Максимальная скорость фургона — 87 км в час.


ВАЗ-21015 «Карат» — это еще одна модификация «Копейки» для спецслужб. Седан получил дополнительный бензобак и усиленные пружины задней подвески от ВАЗ-2102. Под капотом машины устанавливали 1,6-литровый бензиновый двигатель от ВАЗ-2106. «Карат» оснащался всевозможными системами спецсвязи, а еще отсеком для хранения оружия. Окраска кузова машины была идентична обычной милицейской «Копейке».


В 1980 году к летней Олимпиаде в Москве свет должен был увидеть обновленный ВАЗ-2101. Над дизайном машины работал художник-конструктор Владиcлав Пашко. Автомобиль под названием ВАЗ-2101-80 планировали выпускать в кузовах седан и купе. Судя по сохранившимся изображениям, дизайн модели напоминал Fiat 128 Coupe. Однако дальше макетов и эскизов дело не пошло — ни один рабочий прототип модели выпущен не был.

ВАЗ-2101 / ВАЗ-2102

Ветеран Волжского автомобильного завода - легендарная «копейка» (ВАЗ-2101), явилась прообразом итальянского автомобиля FIAT – 124. Модель была изменена российскими и итальянскими конструкторами, доработана и запущена в производство. Все изменения, которых насчитывалось более 800, выполняли с учетом российских условий эксплуатации и существующих условий производства на Волжском автомобильном заводе. Предложения по улучшению автомобиля поступали от итальянских конструкторов, плоть до выпуска новой модели Жигулей-ВАЗ-2103.

Какие же изменения были внесены в базовую модель FIAT – 124? Они коснулись снаряженной массы автомобиля, которая увеличилась с 855 кг, до 945кг. Для этого пришлось усилить жесткость всей конструкции, от рамы и кузова, до пружин и рычагов передней подвески. Теперь они изготавливались методом холодной штамповки, из металла увеличенного диаметра. Претерпел изменение и бампер. На нем установили дополнительные клыки, предусмотрели отверстие для заводной ручки.

ВАЗ-2101

FIAT – 124 был оборудован задними дисковыми тормозами. Конструкция ВАЗ 2101 предусматривала их замену на тормоза барабанного типа. По мнению конструкторов, они были надежнее. Дополнительно автомобиль укомплектовали зеркалами заднего вида, раскладывающимися передними сиденьями, утопленными ручками дверей, которые были намного удобнее и безопаснее прежних. Но самые главные изменения коснулись двигателя. После доработки и модернизации, удалось увеличить его мощность до 64 л.с. и снизить расход топлива. При этом характеристики крутящего момента ничуть не пострадали, а даже стали лучше. Двигатель комплектовался двухкамерным карбюратором. Вторая камера открывалась по достижении машиной скорости 90 км/час, за счет чего обеспечивалась значительная экономия топлива. Подвеска была усилена, что позволило увеличить клиренс на 3 см. и обеспечить надежные условия эксплуатации автомобиля. Таким образом, ВАЗ стал идеален для российских дорог.

ВАЗ-21013 и ВАЗ-21011

Прошло немного времени, и в 1994 году ВАЗ начинает выпуск новой модели «Жигулей»- ВАЗ 21011 с увеличенным объемом двигателя, до 1,3 литра. При этом его мощность возросла не на много, и составила 69 л.с. С бампера убрали клыки и поменяли их на резиновую накладку. Внешний вид автомобиля стал более презентабелен. Претерпел изменения и салон, в котором установили более комфортабельные передние сиденья, перенесли пепельницы из задних подлокотников в обшивку дверей, несколько изменили органы управления. Задние стойки кузова оборудовали отверстиями для вытяжной вентиляции салона, прикрыв их пластмассовыми решетками. Автомобиль оснастили сигналом заднего хода и дополнительными отражателями поворотников и стоп-сигналов.

Работы по усовершенствованию автомобиля продолжаются, и уже в 1977 году с конвейера завода сходит очередная модель «Жигулей»- ВАЗ- 21013, которая комплектуется 1.2 литровым базовым двигателем ВАЗ-2101. Ее выпуск продолжался вплоть до 1981 года. Годом позже, была снята с производства и базовая модель-ВАЗ-2101. За весь период было выпущено 2 702 657 таких автомобилей. Среди них и милицейский вариант-ВАЗ -21016, оснащенный двигателем 77 л.с.

ВАЗ-2102

1972 год характеризуется созданием отечественного универсала ВАЗ-2102. Это пятидверная модель «Жигулей», за основу которой взят автомобиль ВАЗ-2101. Начинка салона, торпеда, приборная доска, управление - остались без изменений. Машину комплектовали тремя типами двигателей: 1,2, 1, 3 , 1,5 л.с., которые ранее устанавливались на ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ-2103.

ВАЗ-2102

В 1985 году ВАЗ-2102 заменяют моделью ВАЗ-2104, на базе которой создается первый отечественный электромобиль ВАЗ- 2801, с никель–цинковым аккумулятором. Его устанавливают в задней части машины на специальной раме, которая изготавливается из легкого алюминиевого профиля. Автомобиль имел три двери и специальный люк для обслуживания аккумулятора, которых располагался на месте левой задней двери. За все время было выпущено 50 электромобилей, которые, к большому сожалению, не получили широкого распространения и были сняты с производства.

Спортивные разработки и экспорт.

В феврале 1971 года автомобили ВАЗ отправляются на экспорт. Первой страной, принявшей «Жигули», была Югославия. Машины получают новый бренд «Lada», а универсал выходит с приставкой «Kombi».Очень скоро они становятся популярны и востребованы в ряде зарубежных стран. Экспортный вариант ВАЗ-2102 дополнительно комплектуется омывателем и стеклоочистителям стекла задней двери, более комфортабельными сиденьями ВАЗ -2106. Постепенно автомобили наводняют рынок Западной Европы. В 1979 году на экспорт было отправлено 318 тысяч «Жигулей».

В 1971 году автомобили ВАЗ-2101, укомплектованные двигателями «Fiat», принимают участие в автогонках. Не смотря на отсутствие опыта, автогонщики Волжского автомобильного завода оставляют далеко сзади соперников на «Волгах» и «Москвичах». Осенью 1971 года, на соревнованиях в Германии, команда СССР, на автомобилях ВАЗ, завоевывает золотую и серебряную медали.

Если вам интересно, где можно купить гаражные секционные ворота, то вам сюда.

Что лучше ваз 2101 или ваз 2102

Официальный сайт автоклуба ВАЗ 2101 в Санкт-Петербурге

Или войти с помощью одного из сервисов

SP038

  • Апрель 12, 2020
  • модельный ряд
  • ваз
  • справочное
  • отличия
  • индексы
  • фото


Семейство автомобилей ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102 очень похожи друг на друга, но каждая модель имеет достаточно большое количество модификаций. Начнем с родоначальника - ВАЗ 2101.

ВАЗ 2101 (1970-1983)
Двигатель мод. ВАЗ 2101 рабочим объемом 1200см3 (59 лс). Тип кузова - седан. Внешность - Fiat 124, за исключением некоторых деталей.

ваз 2101.jpg
ваз 2101сзади.jpg

ВАЗ 21011 (1974-1983)
Двигатель мод. ВАЗ 21011 рабочим объемом 1300см3 (69 лс). Изменилась решетка радиатора - ячейки сделали более частыми. В нижней части передка, под решеткой радиатора, появились четыре дополнительных прорези. Бамперы вместо «клыков» получили резиновые накладки на всю длину балки. Задние стойки крыши получили решетки вытяжной вентиляции салона. Задние катафоты стали частью фонарей, а на задней панели разместился сигнал заднего хода. Изменились передние сиденья и органы управления: декоративные серебристые вставки на приборной панели уступили место вставкам «под дерево», изменился спидометр, руль лишился хромированного кольца.

ваз 21011спереди.JPG
ваз 21013.jpg

ВАЗ 21012 (1974-1982)
Модификация ВАЗ 2101 с правым расположением рулевого колеса и органов управления.

ВАЗ 21013 (1977-1988)
Модификация ВАЗ 21011 с двигателем ВАЗ 2101. Интерьер и экстерьер - ВАЗ 21011.

ВАЗ 21014 (1974-1982)
Модификация ВАЗ 21011 с правым расположением рулевого колеса и органов управления.

ВАЗ 21015
Двигатель мод. ВАЗ 2106 рабочим объемом 1600см3. Модификация ВАЗ 2101 для спецслужб, с подготовленными точками крепления спецоборудования. Установлен дополнительный бензобак, подвеска усилена пружинами задней подвески от ВАЗ-2102.

ВАЗ 21016 (1976-1980)
Модификация ВАЗ 2101 с двигателем мод. ВАЗ 21011 (1300 см3).

ВАЗ 21016.jpg

ВАЗ 21018
Модификация ВАЗ 2101 с односекционным роторно-поршневым двигателем мод. ВАЗ 311 (70 лс).

ВАЗ 21019
Модификация ВАЗ 2101 с двухсекционным роторно-поршневым двигателем мод. ВАЗ 411 (120 лс).

ВАЗ 2101-94
Двигатель мод. ВАЗ 2103 рабочим объемом 1500см3. Модификация ВАЗ 2101 для спецслужб, с подготовленными точками крепления спецоборудования.

ВАЗ 2101 пикап
Тип кузова - пикап. Модификация ВАЗ 2101, подготовленная для мелких грузоперевозок внутри завода (300 кг). Чаще всего изготовление таких автомобилей производилось из бракованных кузовов. Помимо внутризаводских пикапов существовали автомобили для пожарных частей предприятий и учебные автомобили.

ВАЗ 2101 пикап.jpg

ВАЗ 2102 (1971-1986)
Двигатель мод. ВАЗ 2101 рабочим объемом 1200см3 (59 лс). Тип кузова - универсал. Внешность - Fiat 124 Familiare, за исключением некоторых деталей. Многие детали унифицированы с ВАЗ 2101. Главная пара ведущего моста имеет передаточное число 4,44 ( у ВАЗ 2101 передаточное число 4,3). В экспортном исполнении автомобиль оснащали стеклоочистителем стекла задней двери и элементами интерьера от более поздних моделей ВАЗ.

ваз2102.jpg

ВАЗ 21021-01
Двигатель мод. ВАЗ 21011 рабочим объемом 1300см3 (69 лс). Торпедо ВАЗ 2103.

ВАЗ 21021-01
Двигатель мод. ВАЗ 21011 рабочим объемом 1300см3 (69 лс). Торпедо ВАЗ 21011.

ВАЗ 21022
Модификация ВАЗ 2102 с правым расположением рулевого колеса и органов управления.

ваз2102 праворуль.jpg

ВАЗ 21023
Двигатель мод. ВАЗ 2103 рабочим объемом 1500см3. Торпедо ВАЗ 2103.

ВАЗ 21024
Двигатель мод. ВАЗ 21011 рабочим объемом 1300см3 (69 лс). Торпедо ВАЗ 21011 с правым расположением рулевого колеса и органов управления.

ВАЗ 21026
Двигатель мод. ВАЗ 2103 рабочим объемом 1500см3. Торпедо ВАЗ 2103 с правым расположением рулевого колеса и органов управления.

ВАЗ 2102Э/2801 «Электро»
Электромобили-фургоны, выпущенные тиражом в 47 экземпляров. Для установки никель-цинковых аккумуляторов была спроектирована специальная алюминиевая рама.

От «Копейки» до люксового ВАЗ-2107: Как различать семь основных моделей «Жигулей»

Фары, багажник, и форма кузова — это главные особенности ВАЗов.


Фото: ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102, источник LADA и Drive2.ru

ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102

Круглые передние фары и узкие задние фонари — козырная фишка «Копейки» и «Двойки». Из-за того, что фары на ВАЗ-2101 советского производства были низкого качества, их меняли на «галогенки» Made in Czechoslovakia. Что касается различий, то из-за кузова универсал, ВАЗ-2102 прозвали «сараем». Объём его багажника составляет 345 литров против 325 литров у «Копейки» в кузове седан.

ВАЗ-2103

Поскольку «Трёшка» является люксовой версией ВАЗ-2101, то разработчики добавили вторую пару фар и увеличили задние фонари. При этом качество материала оставляло желать лучшего. Из-за проблем с освоением технологии двухцветного литья в СССР, стёкла задних фонарей сильно выгорали, а то и вовсе рассыпались.


Фото: ВАЗ-2103, источник Drive2.ru

ВАЗ-2106

Несмотря на сходство «Шохи» с ВАЗ-2103, у автомобилей есть множество различий. Во-первых, разработчики посадили две пары фар в специальные ниши. Во-вторых, оба бампера обзавелись чёрными пластиковыми накладками и в-третьих — задние фонари увеличились в два раза по сравнению с «Тройкой».

Информация говорит о том, что к тому времени «АвтоВАЗ» исправил проблемы с материалом для фар.

ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107

Первое внешнее отличие «Петрика» от «Семёна» — это окантовка решётки радиатора. У ВАЗ-2107 есть хромированный обод решетки, а у ВАЗ-2105 его нет. Второе отличие — бампер чёрного цвета с торцами другой формы. Третье — отсутствие молдингов. Четвёртое — прямоугольные фары, правда, у «Семёрки» фонарь заднего хода стал длиннее, чем у «Пятёрки».


Фото: отличия ВАЗ-2107 от ВАЗ-2105, источник Drive2.ru

Напоследок стоит отметить, что единственным отличием ВАЗ-2104 от ВАЗ-2105 стал кузов универсал с увеличенным багажником объёмом 345 литров.

Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны: Секрет советского автопрома

Первые седаны ВАЗ и Fiat 124

История Жигулей началась 50 лет назад. 19 апреля 1970-го первые шесть экземпляров ВАЗ-2101 сошли с заводского конвейера. Иногда можно услышать, что «копейка» представляет собой точную лицензионную копию европейского Fiat 124. Этот миф не совсем справедлив. Советские инженеры действительно сотрудничали с итальянскими специалистами, прибывшими в СССР в качестве консультантов. За весь период производственных испытаний отечественные конструкторы внесли в начальную модель на базе Фиат не менее 800 собственных разработок.

Дело в том, что итальянские образцы, поступившие в Союз на испытания еще в 1966-м, "сыпались" на глазах, колеся по местным дорогам. Кузов трескался при поездках по булыжникам мостовых, выходила из строя подвеска. При зимней эксплуатации не выдерживали опытных испытаний тормозные колодки, которые изнашивались за 200 километров эксплуатации. В общем, стало очевидно: итальянский автомобиль для использования в суровых русских условиях нуждается в серьезной конструктивной адаптации. После ряда доработок и нововведений в советском серийном ВАЗ-2101 появились усиленные мотор и кузов, надежные задние тормоза, расширенный дорожный просвет и масса иных изменений, которые позволили новой машине с честью выдерживать испытания суровым климатом и неидеальными дорогами страны.

Гоночные, полицейские, экспортные «копейки»

«Копейка» выпускалась в нескольких модификациях. Специально для милиции автозавод разработал ВАЗ-2101-94. Эта машина отличалась более мощным 1,5-литровым бензиновым двигателем. Кузов милицейской версии окрашивался в оранжевый цвет с нанесением синей полосы. Спецавтомобиль мог развивать скорость до 156 км в час.

В начале 1971-го инженеры предложили гоночную версию ВАЗа-2101, которая успешно поучаствовала в международном заезде «Тур Европы — 71». Расстояние, которое преодолел новый автомобиль, превышало 14 тысяч километров. Советский экипаж взял в столь престижных состязаниях серебро, пропустив вперед команду на Opel Kadett. Участие в марафоне стало отличной рекламой машины, которую теперь смело можно было выпускать на экспорт.
Экспортный ВАЗ-2101 поставлялся, прежде всего, в страны соцлагеря.

Позже «копейку» пожелали приобретать и представители капиталистического мира - ФРГ, Австрия, Швейцария, скандинавские страны. Покупатели привлекались, прежде всего, скромной стоимостью автомобиля, качество сборки которого было на высоте. От стандартной модели экспортный ВАЗ-21013 Lada внешне отличался незначительно (окантовка фар, решетка радиатора, подголовники на сиденьях). Для рынка Британии была разработана модификация Lada 1300 ES с правым рулем, крыша которого окрашивалась в другой цвет, а по бокам наносились декоративные полосы.

В 1976-м инженеры ВАЗа создали на базе универсала ВАЗ-2102 первый электрокар.

Прототип будущего авто проходил испытания не только на полигоне, но и на дорогах общего пользования. В 80-х свет увидела стартовая партия электрофургонов под серийным номером ВАЗ-2801. Эти машины могли преодолевать на одном заряде расстояния в 130 километров при максимальной скорости движения 87 км в час — по тому времени эти показатели выглядели впечатляюще.

Десятки лет в эксплуатации без капремонта

«Копейка» обаяла автовладельцев легкостью в обращении, экономичностью и высоким уровнем комфорта. Да и ВАЗ 1-й модели просто считался красивой машиной. Но больше всего народной любви «Жигули» заслужили благодаря «крепкому характеру». Капитального ремонта эти автомобили требовали лишь спустя десяток путешествий Москва - Владивосток. Попадались такие экземпляры «копеек», которые обходились без серьезного вмешательства до 20 лет регулярной эксплуатации. И это на фоне заводского официального срока службы в 7 лет! Советские автовладельцы умело продлевали жизнь своих четырехколесных коней. Когда машина приказывала долго жить, затевался серьезный ремонт, затрагивавший едва ли не всю «начинку». Кстати, реставрация часто осуществлялась руками самого владельца или с привлечением приятелей-автолюбителей.

Мытарства автовладельца

Советский гражданин, решивший стать счастливым обладателем «копейки», должен был выложить 5 тыс. 150 рублей. Что и говорить, сумма по тем временам солидная. Но одних денег для исполнения заветной мечты было недостаточно. Путь к приобретению автомобиля лежал через долгое терпение и упорство намерений. Очередь нужно было не только «отстоять», но и, прежде всего, попасть в нее. Этот процесс мог занимать не один год. Можно только представить, насколько счастливым оказывался потом момент получения открытки с приглашением в автомагазин.

О перипетиях в приобретении «Жигулей» в своей книге вспоминал актер А. Ширвиндт. Он рассказывал, как по ночам ездил в загородный пункт отмечаться в очереди. Потому как один-единственный прогул становился поводом для удаления из списка покупателей. Тогда он с товарищами Гердтом и Мироновым создали команду, выезжая для отметок и дежурств по очереди.

Как только гражданин становился владельцем новеньких Жигулей, перед ним тут же вставала новая проблема: где держать дефицитное приобретение? А ведь гараж тоже доставался непросто и требовал не меньших мытарств.

Удачей считалась и покупка б/у автомобиля: «где-то за городом очень недорого папа купил автомобиль", как пела Алла Пугачева. Кстати, примадонна рассказывала, что ВАЗ был ее первым личным автомобилем. Правда, не «копейка», а третья модель.

Для советских людей автомобиль был не просто средством передвижения, но и признаком роскоши. Чаще всего на машину копили несколько лет и подолгу стояли в очереди. На что еще откладывали деньги советские люди, узнайте из нашего обзора.

ВАЗ-2101: предыстория

Автомобильный бум, случившийся в начале 1960-х в Европе, преодолевшей последствия Второй мировой войны, заставил задуматься о массовом выпуске легковых автомобилей и советских руководителей. Инициаторами строительства в СССР нового автомобильного завода называют тогдашнего главу государства Леонида Брежнева и председателя Совета министров Алексея Косыгина — человека, пытавшегося продвинуть и определенные реформы всей советской экономики. Не последнюю роль в принятии решения сыграл и тот факт, что на счетах советских граждан в государственных трудовых сберегательных кассах скопились немалые суммы денег. Предоставить человеку возможность купить на свои накопления машину, причем по достаточно высокой цене — не самый плохой способ сделать так, чтобы он остался доволен, а средства, в свою очередь, пополнили государственную казну.

Массового легкового автомобиля стране явно не хватало. Советский автопром в середине 1960-х выпускал порядка 150 000 автомобилей в год. Из них не более 80 000 приходилось на «Москвичи» — на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА, впоследствии АЗЛК) как раз наладили выпуск модели 408 и вскоре приступили к разработке нового «четыреста двенадцатого» мотора. При этом стоит учитывать, что значительная часть «Москвичей» в то время шла на экспорт.

Менее массовые «Волги», выпускавшиеся в Горьком бок о бок с массовыми грузовиками, в большом количестве пополняли государственные гаражи, а малолитражный «Запорожец», под производство которого в конце 50-х переоборудовали завод сельскохозяйственной техники «Коммунар», сильно проигрывал по потребительским качествам. Да и выпускался он в небольших объемах даже по сравнению с «Волгами» и «Москвичами». Не говоря о будущем ВАЗе, проектная мощность которого составляла 600 000 автомобилей в год.

Итальянцы из Fiat смогли предложить СССР комплексный проект — строительство нового автомобильного завода, включая производство большинства компонентов, а также сбалансированную по потребительским качествам модель — Fiat 124. Но это не значит, что альтернативы знакомой нам «единичке» не существовало — хотя бы в теории. На уровне легенд и версий в качестве альтернативы Fiat 124 упоминаются и элегантный переднеприводный хэтчбек Renault 16, и Peugeot 204, и даже Volkswagen. Так или иначе, профильный институт НАМИ активно изучал тогдашние новинки мирового автопрома, проводил сравнительные испытания, составлял объемные отчеты.

Решение относительно совместного проекта с итальянцами было оформлено в 1966 году. Тогда же были подписаны все необходимые документы и стартовало строительство. Хотя город Ставрополь-на-Волге переименовали в честь деятеля итальянской компартии Пальмиро Тольятти двумя годами ранее. Генеральным директором еще не построенного предприятия был назначен Виктор Поляков, который возглавлял его до 1975 года, а впоследствии пересел в министерское кресло. Параллельно шли испытания прототипов будущих «Жигулей» на только вступившем в строй Дмитровском автополигоне и дорогах страны.

Пришедшие из Италии Fiat 124 побывали не только в руках инженеров-испытателей, «гонявших» их в предельных режимах по асфальту и брусчатке полигона, а также дорогам и направлениям всего Союза. Машины передавались также в обычные организации для проверки в естественной среде обитания. Один из таких «Фиатов» 1967 года выпуска, попавший в свое время на бумажную фабрику в Ленинграде, выставлен сейчас в музее «АвтоВАЗа».

По словам нынешнего владельца, он выкупил автомобиль у наследников заместителя директора той самой фабрики, который приобрел списанную машину в 1973-м.

По конструкции Fiat 124 — автомобиль классической компоновки, с продольно расположенным спереди двигателем и задним приводом с неразрезным мостом — был достаточно архаичен уже по тем временам. В Европе набирала обороты эра переднеприводных машин. Однако в сравнении с автомобилями, выпускавшимися в СССР, это был шаг вперед. Вспомним хотя бы шкворневую переднюю подвеску «Волги», требующую регулярного ухода, а также задние мосты на рессорах и барабанные тормоза «по кругу» — и на «Волге», и на «Москвиче». Лицензионные дисковые механизмы Girling АЗЛК освоит только в 1976-м, со стартом производства «Москвича-2140».

Fiat 124 завоевал в 1967 году титул европейского «Автомобиля года», однако без серьезных доработок для эксплуатации в СССР не подходил. По ходу тестов в конструкцию исходного Fiat 124 было внесено около 800 изменений. Речь не только о заметных с первого взгляда плоских дверных ручках взамен кнопочных, массивных «клыках» на бамперах или отверстии и храповике для пусковой рукоятки.

По настоятельному требованию советских специалистов устаревший нижневальный двигатель базового «Фиата» на «российской» версии 124R итальянцам пришлось заменить более прогрессивным верхневальным, с увеличенным расстоянием между центрами цилиндров. Впоследствии это позволило неоднократно модернизировать мотор, увеличивая его рабочий объем — потомки двигателя ВАЗ-2101 впоследствии значительно превзошли его «базовые» 1,2 л и 64 л.с. К примеру, под капотом нынешней Lada 4x4 1,7-литровый двигатель «классического» семейства развивает 83 л.с.

Также были существенно переработаны кинематика передней подвески, конструкция заднего моста, значительно усилен кузов. Под передним бампером появились буксирные проушины, на порогах — гнезда для установки домкрата у каждого колеса. «Фиату» же полагалось по одному поддомкратнику на каждый борт. Дорожный просвет увеличили до 170 мм — сейчас такой далеко не у каждого кроссовера. Вот только задние дисковые тормоза пришлось заменить барабанными — иначе колодки при езде по грязи истирались слишком быстро.

Параллельно строились и заводы-смежники, которым предстояло выпускать компоненты для будущих «Жигулей» — причем по гораздо более строгим стандартам, чем были в нашей стране до ВАЗа. Это касалось в том числе масел и смазок, резинотехнических изделий, шин. Однако на деталях «Жигулей» ранних выпусков можно увидеть клейма и самого Fiat, и других иностранных фирм, а также просто служебные надписи на итальянском. Рычаги «дворников» на первых порах поставляла Magneti Marelli, замки зажигания с противоугонным устройством, радиоприемники и моторчики стеклоочистителя приходили из Венгрии. Шансы встретить «фирму́» выше на самых ранних автомобилях — такие можно опознать по угловатым «клыкам» на бамперах и фирменной эмблеме с надписью «Тольятти» под стилизованной ладьей. Говорят, что название города со стратегическим объектом — автомобильным заводом — быстро убрали с шильдика по соображениям секретности…

Впрочем, слухов и предрассудков относительно непривычного поначалу автомобиля хватало. А сравнимый с шекспировским «быть или не быть» вопрос из середины семидесятых: «Какая машина лучше: Жигули или Москвич»? даже нашел свое отражение в кинематографе.

Экспортная праворульная Lada 1200 для Великобритании

ВАЗ активно поставлял «Жигули» на экспорт, причем не только в дружественные социалистические страны. Были и праворульные версии — такие «копейки» продавались в том числе в Великобритании. «Жигули», получившие впоследствии народные прозвища «единичка» и «копейка» и экспортное имя Lada, задержались на конвейере ВАЗа надолго.

Читайте также: