Что означают цифры на дне вазы

Обновлено: 05.07.2024

Фарфоровые клейма времен СССР

Изделия из фарфора считаются предметами роскоши. Заводы, артели и отдельные мастера стремились отметить изготовленный ими фарфор собственными знаками — клеймами. Со временем нанесение отличительного знака на каждый фарфоровый предмет стало обязательным. Производители фарфора в Советском Союзе сохранили традиции и качество дореволюционных мастеров. Советский фарфор ценился не только в нашей стране, но и за рубежом. И фирменный знак на советском фарфоре символизировал высокое качество изделия. Но клейма фарфора из СССР имели свои характерные особенности, по которым их можно легко отличить от идентификаторов другого периода.

Для чего и как клеймят фарфор?

Основное назначение клеймения — идентификация производителя продукции. Оригинальное клеймо служило и защитой от подделок. Чтобы не нарушать красоту самого фарфорового изделия, эти рисунки чаще всего ставили в малозаметном месте, на нижней части предмета.

Клейма фарфора СССР

Способы клеймения фарфора:

  1. Рельефный оттиск на предмете до его обжига.
  2. Проставление до нанесения глазури на изделие (подглазурный метод).
  3. Нанесение рисунка по готовой глазури (надглазурный метод).

Отличия советских и царских клейм

Изготовителей фарфора в царской России тоже обязывали клеймить свою продукцию с целью ее идентификации. Клеймо должно было нести информацию о предприятии, на котором был изготовлен предмет. Но формы представления этой информации были самые разнообразные.

На каких-то знаках изображался логотип предприятия или его герб, иногда присутствовали инициалы или полная фамилия владельца завода. Встречались также клейма с гербом или другой символикой не самого предприятия, а именно хозяина. В рисунок включали изображения медалей, полученных заводом за выпускаемую продукцию. Особым отличием считалось присутствие атрибутов царской власти — короны, скипетра. Такое дозволялось изображать только производителям фарфора первоклассного качества — поставщикам императорского двора и экспортерам элитных предметов.

В советское время с этим разнообразием и разнобоем было покончено. Сохранившиеся фарфоровые заводы и артели были национализированы, большинство из них переименовали. Соответственно изменились и фирменные рисунки, наносимые на продукцию предприятий.

Особенности клейм советского периода

Как и прежде, обязательным при клеймении было обозначение предприятия-изготовителя. Здесь не было жестких правил. Конечно, такого разнообразия, как в царской России не наблюдалось, но вариантов было предостаточно. Это мог быть относительно сложный рисунок, включающий в себя полное название фарфорового завода. Оно могло быть и укороченным или только его аббревиатурой. В советское время некоторые фарфоровые заводы меняли свое название, и это приводило к изменению обозначений на рисунках.

В клейме советского фарфора могли присутствовать изображения символики данного предприятия: зверей, птиц или предметов. Самые известные производители могли позволить себе ограничиться изображением только символа завода, без каких-либо дополнительных пояснений. Так, в клеймах Дулёвского фарфорового завода можно встретить варианты как с полным названием, так и с характерным рисунком птицы и словом «Дулево». Есть рисунки, на которых присутствует только изображение птицы. Любители фарфора любого уровня сразу понимали, о каком заводе идет речь.

Но обычно клеймо на фарфоре в СССР содержало и другую информацию об изделии:

  1. Сортность продукции. Полные слова «1-й сорт» встречались редко. Обычно в обозначении указывалась цифра сорта и буква «с»: 1 с, с-2, 3-с. Иногда данные о сорте художественно включались в рисунок клейма, но чаще просто ставились снизу или сбоку от него.
  2. Год изготовления указывался не всегда, причем наносились только последние две цифры. Так, цифры «65», присутствующие в клейме, означали 1965 год выпуска.
  3. Продукция, предназначенная на экспорт, содержала указание о стране производства: Made in USSR, Leningrad, Soviet Union.
  4. С введением в СССР Знака качества на изделия, удостоившиеся этого отличия, предприятия дополнительно вносили его изображение в свое клеймо.
  5. Редкие элитные изделия, изготовленные вручную, могли дополняться словами Handmade author.
  6. Выпуск вещей к определенным мероприятиям или датам мог сопровождаться указанием об этом в самом клейме: «В пользу голодающих», «В день 8 Марта».

Централизация управления фарфоровыми предприятиями иногда приводила к одновременным изменениям отличительных знаков на многих заводах. Так, изображения животных, птиц и былинных зверей появились в качестве символов изготовителя примерно в одно время.

Клейма фарфора СССР

Популярные клейма фарфора

  1. Дулёвский фарфоровый завод. Начал производство еще в XIX веке. Свое название получил после национализации в 1918 году. Сначала на рисунках присутствовало полное название завода. Позднее, с ростом популярности продукции, в клеймах стало ставиться только слово «Дулево» или аббревиатура «ДЗ». В знак включается также известный логотип этого завода — изображение сокола (в некоторых источниках считается, что это ласточка).
  2. Ленинградский фарфоровый завод. Ведет историю с XVIII века. До революции назывался Императорским фарфоровым заводом. После национализации стал Государственным фарфоровым заводом (ГФЗ), а в 1925 году получил современное название. Практически все клейма этого завода содержат только скромное обозначение «ЛФЗ».
  3. Дмитровский фарфоровый завод. Основан в 1766 году в Вербилках, бывшее известное предприятие Гарднера. Нынешнее название получил при национализации. До 60-х годов ХХ века в отличительных знаках обязательно присутствовало слово «Вербилки» и изображение чайника с серпом и молотом. Позднее вместо чайника ставились буквы «ДФЗ». В 70-х годах логотипом завода стало изображение головы лося с буквой «В».
  4. Рижский фарфоровый завод. Клейма этого предприятия примечательны тем, что они были единственными в Советском Союзе, на которых все слова были на латинице, например, «RFF Riga». А также наносился стилизованный рельеф кувшина. Вписывался и Знак качества.

Знающим людям хорошо известны клейма советского фарфора, как, впрочем, и дореволюционных предприятий. Обычных же покупателей в первую очередь интересует привлекательность и цена изделий.

Марки и клейма мейсенского фарфора в XX веке

В начале XX века Мейсенский фарфор переживает время преобразований. Это эпоха Модерна с экспериментами и творческими поисками. Появляются изделия в стиле романтизма, югендстиля и ар-деко. Большой вклад в развитие фарфорового дела в Мейсене внесли художники Пауль Шойрих (Paul Scheurich), Пауль Бернер (Paul Börner), Макс Эссер (Max Esser) и другие. Также мейсенский фарфор XX века совершенствовался в техническом плане, например, проводились эксперименты со стеклянной глазурью и многослойным окрашиванием. Марки и клейма тоже менялись, становились более подробными.

Мейсенский фарфор XX века. Фарфоровая статуэтка из серии «Русский балет». Автор Пауль Шойрих

Мейсенский фарфор XX века. Тарелка с «крылатым узором» в стиле Модерн. Авторы братья Хеншель

Основная марка и год выпуска на мейсенском фарфоре

Мейсенский фарфор XX века маркируется той же эмблемой, что была введена почти 300 лет назад. Знаменитые скрещенные мечи с герба Саксонии по-прежнему наносятся синей кобальтовой краской до первоначального обжига и глазуровки. Но, если со второй половины XVIII столетия знак проставляли только на дне изделий, то сейчас он стал встречаться и на боковой части основания.

Современный символ не является точным повторением того, что был введен в 1722 году. За прошедшие столетия он постепенно менялся, так что по начертанию специалист может определить десятилетие, когда была создана та или иная вещь. Например, в 1924-1934 годах в верхней части эмблемы между мечами проставлялась точка. В это же время исчезают круглые набалдашники с эфеса мечей, которые встречались на марках Мейсена с 1840 года.

Мейсенский фарфор XX века. Клейма мейсенского фарфора

Мейсенский фарфор второй половины XX века датировать намного легче. С 1948 года на фабрике были введены специальные «годовые знаки», которые ставятся на фарфоровых статуэтках. Это символы, которые проставляются рядом с основной маркой и меняются каждый год. До 1980 года ставились геометрические фигуры, а после — буквы. Их наносят на мягкую массу. Символ означает время выпуска предмета, а не первой модели. Сервизные предметы: супницы, тарелки, чашки с блюдцами, вазы и тд., — такой маркировки не имеют.

Мейсенский фарфор XX века. Годовые знаки мейсенского фарфора XX века

Брак на фабрике Мейсен и продажа без росписи

Первое обозначение для продажи нерасписанных предметов ввели еще в 1764 году: на белье к основной марке добавляли косую черту. С 1852 года система усложнилась:

  • один - два штриха — второй сорт, до 1980;
  • три штриха — брак, до 1986;
  • четыре штриха — худшее качество.

Мейсенский фарфор XX века. Штрихи на мейсенских мечах

Мейсенский фарфор XX века. Мотив «Зеленый дракон» с маркой 1924-1934 года

Мейсенский фарфор XX века. «Pfeifer-Marke» 1924-1934 год

С 1898 года фабрика перестала реализовывать неокрашенную посуду. Только в военное время, когда возникали сложности с пигментом и рабочими руками, ее продавали снова. Если изделие должно было оставаться белым по задумке автора, на нем рядом с основной маркой ставили специальную печать в виде слова Weiss, вдавленного в сырую массу.

С 1 января 1987 и по настоящее время действует следующая система обозначений качества:

  • первый сорт — на предмет ставят только основное клеймо;
  • второй сорт при наличии мельчайших дефектов формы или росписи — один штрих под маркой;
  • дефектный товар при наличии существенных изъянов — четыре штриха по эмблеме с мечами.

Брак обычно распространяется среди сотрудников фабрики с запретом перепродажи. Иногда клеймо перечеркивается или ставятся три штриха, перечеркнутые четвертым. Такая посуда не покидает фабричных стен.

Мейсенский фарфор XX века. Фигурка из серии «Играющие дети». Автор Конрад Хенчель

Мейсенский фарфор XX века. Фигурка из серии «Hentschel Kinder»

Мейсенский фарфор XX века. Дно фигурки из серии «Hentschel Kinder»

Дополнительные обозначения на фарфоре Мейсен

На мейсенском фарфоре проставляют номер формы, который позволяет определить модель. В первые десятилетия работы мануфактуры для этого использовали четырехзначные номера, до 3051. В 1764-1851 года ставили буквы с числами от А 1-100 до Z 1-100. Затем номера увеличились от А 101-300 до Z 101-300. С 1973 года проставляется пятизначное число. Эти обозначения ставятся на мягкой массе, обычно на дне, реже на боковой части.

Мейсенский фарфор XX века. Фарфоровые шахматы «Подводный мир», 1930

С 1948 года, вместе с «годовыми знаками», на фарфоровых изделиях ставится трех- или четырехзначный личный номер мастера. Речь идет не о художниках и скульпторах, создающих новые модели, а об исполнителях серийных изделий. Также на обожженное изделие поверх глазури ставят код рисунка, состоящий из шести символов, включая буквы и цифры. Это клеймо характерно для сервизов, а на фарфоровых статуэтках встречается редко. Если фарфор продается белым и дальнейшая обработка не предусмотрена, его маркируют подглазурной надписью Weiß, иногда синей краской.

Мейсенский фарфор XX века. Фарфоровая статуэтка «Чайка на гребне волны». Автор Макс Эссер

Отдельная маркировка предусмотрена для лимитированных серий Limited Masterpieces. Если тираж составляет всего 25-100 экземпляров, на нем поверх глазури ставят золотые буквы LM. Ограничение может быть абсолютным или ежегодным. В первом случае указывается только количество изделий, во втором — два числа, порядковый и максимальный номер. Например, 18/50.

Клейма, которые нередко встречаются еще:

Мейсенский фарфор XX века. Медаль с профилем Бёттгера, посвященная 225-летию мейсенской фарфорофой фабрики, 1935

Немецкий фарфор начала и середины прошлого века — ценное приобретение для коллекционера. Выбирать и покупать редкий антиквариат удобно на торгах, которые проводятся на сайте Very Important Lot.

Подробная расшифровка знаков на пластиковой посуде, важные нюансы


Инструкция

Популярность и востребованность одноразовой посуды с каждым годом только растет. Ею удобно пользоваться в туристических походах, на охоте, рыбалке, детских днях рождения. В момент приобретения важно обращать внимание на знаки на пластиковой посуде, расшифровка которых поможет выбрать качественные и безопасные изделия. Разбираясь в особенностях маркировки, можно уберечь себя и близких от риска нанесения вреда здоровью токсическими веществами, выделяемыми низкосортным сырьем.

Особенности изделий из пластика

Посуда из пластика сегодня по праву считается незаменимой. Собираясь на пикник или в туристический поход, многие пользователи предпочитают брать с собой именно такие емкости. Кроме того, изделия выручают, когда нет возможности сервировать стол традиционной посудой.

Популярность утвари из пищевого пластика объясняется рядом ее преимуществ:

  1. Когда нужно принять большое количество гостей, пластиковая посуда обойдется дешевле, чем традиционная из керамики или стекла.
  2. В легких пластиковых контейнерах удобнее всего брать с собой перекусы на работу или учебу.
  3. Емкости отличаются маленьким весом, их можно компактно сложить для перевозки без риска повреждения в дороге.
  4. На детских праздниках можно не бояться, что кто-то из детей разобьет стакан или тарелку и поранится. Изделия полностью безопасны.
  5. Утварь не нужно мыть, что облегчает уборку после мероприятия.

Несмотря на удобство использования, у изделий есть определенные недостатки:

  1. Не все емкости допустимо применять повторно.
  2. Относительно высокая стоимость, если учитывать одноразовое применение.
  3. Некачественная утварь может выделять токсичные вещества.
  4. Не все виды пластмассы подходят для горячих блюд.

Подбирать емкости нужно, учитывая маркировку на пластиковой посуде. По ней можно определить не только тип сырья, из которого изготовлено изделие, но и цели применения утвари. Игнорировать эти значки не стоит, только так можно уберечь себя от риска приобрести непищевой пластик.

Если цифры и значки на посуде отсутствуют, использовать ее для принятия пищи нельзя. Вероятнее всего, такие изделия не сертифицированы и не соответствуют ГОСТу, а в процессе их производства применялось токсичное сырье.


Пластиковая посуда отличается компактностью и легким весом
Посуда из пластика часто используется при отдыхе на природе

Классификация материала

Пищевой пластик может быть использован для изготовления утвари, рассчитанной на хранение еды (обычно это удобно делать в специальных контейнерах разного объема), употребление пищи, напитков. Благодаря специальному составу сырья производителям удается исключить или свести к минимуму попадание вредных веществ в еду.

О том, что пластиковая посуда пригодна для взаимодействия с продуктами питания, свидетельствует специальный знак, на котором изображены бокал и вилка. Определить принадлежность пластика к пищевому помогут и прочие обозначения на упаковке. Это может быть символ из трех стрелок, объединенных в треугольник, а также цифры от одного до семи. Размещается любое подобное обозначение стандартно на дне посуды с обратной стороны.

Одноразовые емкости не рекомендуется использовать для пищевых продуктов повторно, так как во время второго применения сырье начинает выделять в еду опасные вещества. Некоторые из них вызывают мгновенное отравление, другие воздействуют постепенно, накапливаясь в организме. По мнению ученых, выделение ядовитых веществ из пластика приводит к таким серьезным заболеваниям, как рак, болезнь Альцгеймера, затяжная депрессия.

Треугольник со стрелками означает, что емкость произведена из вторичного сырья.

Расшифровка маркировки

Пластиковая посуда производится из нескольких видов пластмассы. Понять, какое сырье было использовано, поможет значок на донышке изделия. Несмотря на то, что все виды пластмасс считаются пригодными для хранения и употребления пищи, важно знать особенности применения каждого из них. Классификация знаков на пластиковой посуде и их расшифровка представлены в таблице.

Цифра внутри значка

ПЭТ (PET) — полиэтилентерефталат

Один из наиболее дешевых материалов, используется для розлива минеральной воды, поэтому такую маркировку чаще всего можно встретить на пластиковых бутылках. Повторное использование не рекомендуется из-за выделения опасных веществ

ПЭВД (HDPE) — полиэтилен высокого давления

Считается безопасным, посуду из этого сырья можно использовать повторно. Материал довольно плотный

ПВХ (PCV) — поливинилхлорид

При горении выделяет в воздух токсические вещества. Нагревать посуду запрещается, это опасно для здоровья

ПЭНД (LDPE) — полиэтилен низкого давления

Безопасный вид пластмассы, разрешается многоразовая эксплуатация посуды. Кроме того, сырье используется для изготовления пакетов, прочих упаковочных материалов

ПП (PP) — полипропилен

Полностью безопасен. Из полипропилена производят контейнеры для пищи, которые можно разогревать в микроволновой печи. Посуду используют многократно

ПС (PS) — полистирол

Кроме посуды, из данного вида пластика изготавливают пенопласт, шариковый наполнитель для мебели. Сырье считается потенциально опасным, так как при горении выделяет токсичные вещества. Нагрев посуды не рекомендован

Прочие (OTHER или О)

Самый опасный вид сырья. В составе могут быть любые другие виды пластика, не вошедшие в классификацию. Возможно использование ядовитых пластмасс. При нагреве выделение токсинов может увеличиться

Расшифровка обозначений на пластмассовой посуде поможет уберечь себя и своих близких от использования опасных материалов. По возможности лучше отдать предпочтение изделиям из полиэтилена или полипропилена, это сырье наиболее безопасно, его можно использовать многократно, помещать в СВ-печь. Ни в коем случае не стоит приобретать посуду из пластмассы седьмой группы, так как недобросовестные производители могли добавить в состав материала токсичные виды пластика.


Маркировка пластика

Дополнительные знаки

Большинство видов пластмассовой посуды нельзя использовать повторно. Это относится к емкостям от минеральной воды, одноразовым тарелкам, ложкам, вилкам, стаканам. Но есть изделия, пользоваться которыми разрешается многократно. Это контейнеры для хранения и употребления пищи, бутылки из безопасного пластика, чашки, тарелки. На таких изделиях можно увидеть дополнительные значки, указывающие, как правильно эксплуатировать посуду.

При некорректном уходе даже безопасная пластмасса может выделять ядовитые вещества. Чтобы этого не случилось, нужно обращать внимание на маркировку о том, можно ли мыть емкости с помощью посудомоечной машины, разогревать их в микроволновой печи.

На качественной пластиковой посуде никогда не указывается значок посудомойки, так как мыть такую утварь машинным способом нельзя. Агрессивная бытовая химия сделает любой синтетический полимер непригодным для последующей эксплуатации.

  1. Перечеркнутая печь СВЧ — нагрев запрещен.
  2. Две вращающиеся стрелки — только одноразовое использование.
  3. Перечеркнутая тарелка с ложкой — посуду запрещено использовать для горячего.
  4. Перечеркнутый холодильник — емкость нельзя охлаждать.
  5. Перечеркнутая фигура курицы — недопустим контакт с жирами.

Зная расшифровку этих символов, можно безопасно пользоваться пластмассовой посудой. При выборе утвари из пластика следует обязательно изучить маркировку на донышке, что особенно важно для детской продукции.


Видео

Как научиться разбираться в маркировке посуды

МаркиНа свете существует множество разной посуды, и чтобы хозяйкам было понятно, какую можно мыть в посудомойке, какая годится для разогрева в микроволновой печи, какая выдерживает заморозку или разогрев в духовке, создана специальная маркировка. Значки на обороте кастрюли или сковороды всё поведают вам о способах её эксплуатации.

Маркировка на посуде

Маркировка кастрюли разъяснит хозяйке, для какого вида плиты она подходит.

Есть рисунки, разрешающие какое-то действие, но если этот же рисунок перечёркнут, то запрещают.

Какую кухонную утварь можно нагревать, ставить в микроволновку и в целом использовать для пищеприготовления?

Общие значки и расшифровка

Основные значки на посуде

Совместимость посуды с микроволновкой можно определить по знакам микроволн (их множество, производители стараются выдумать что-то от себя, но везде показаны микроволны, идущие волнистыми линиями), главное, чтобы они были в пиктограмме и не в перечёркнутом виде.

Остальные пиктограммы также несут немало полезной информации.

Есть те, которые показывают, что кастрюлей разрешено пользоваться в газовой духовке, а другие – максимально возможную температуру нагрева.

Тарелка с одним маркером подходит для мытья в посудомоечной машине, а с другим – для заморозки в морозильной камере.

Отдельно надо сказать про петлю Мёбиуса, её часто можно увидеть в различном исполнении – это знак вторичной переработки сырья, олицетворяющий замкнутый цикл действий «создание – применение – дальнейшая утилизация». Петля выглядит как бегущие друг за другом стрелочки в виде треугольника. Проще говоря, изделие, помеченное таким маркером, годится для последующей переработки.

Знаки маркировки стеклянной посуды

Маркировка стеклянной посуды

Маркеры на керамической посуде

Чаще всего на изделии из керамики ставится значок разогрева в микроволновой печи. Поскольку посуда хрупкая, в посудомоечной машине ее не моют, и на открытом пламени ее не держат, так как от резкого перепада температур и неравномерной теплопроводности она может треснуть; из маркеров на ней ставят значок перечёркнутой газовой плиты.

Есть другие материалы, из которой изготавливают посуду, например, огнеупорная стеклокерамика, фарфор.

Такие ёмкости достаточно крепкие и прочные, это излюбленный материал для микроволновок, они могут быть допущены к готовке во всех духовках, в том числе электрических и газовых, и маркируются эти изделия, соответственно, значками готовки в духовых шкафах с указанием максимально допустимой температуры, и в микроволновой печи.

Маркировка для микроволновки

Маркеры на алюминиевой и эмалированной посуде

Посуда из алюминия – это изделия из очень нежного металла, который нельзя чистить и скрести металлическим предметом, мыть кислотно-щелочными продуктами. Хранить в таких кастрюлях приготовленную пищу тоже не рекомендуется по причине перехода в пищу алюминия со стенок посуды и образования разных непищевых химических соединений.

Поэтому на такой кухонной утвари вы не увидите привычных маркеров, кроме значка пище приготовления на газовой плите и мойке в посудомоечной машине, так как эта посуда не годится для печей СВЧ и для хранения продуктов, а вот пожарить на толстостенной сковороде картофель очень даже можно.

Так же, как и на алюминиевой, на эмалированной посудине вряд ли вы увидите больше двух маркеров: что ее можно использовать для приготовления пищи на газовой плите и мыть в посудомойке.

На чугунной сковороде вы можете увидеть маркеры о готовке в электродуховом шкафу и на разных плитах. А вот мытьё в посудомойке чугунной посуды нежелательно, так как ей свойственно быстрое ржавение. Сушить вымытые изделия лучше на воздухе, вне всяких внутренних закрытых объёмов.

Маркеры на изделиях с тефлоновым покрытием

Самая любимая потребителями посуда с разнообразными примерами эксплуатации; это покрытие применяется в сковородах, кастрюлях, ковшах и т. д. Может быть использовано для всех видов плит, во всех духовых шкафах, моется в посудомойке, и на нём ставятся аналогичные этим описаниям пиктограммы.

Маркеры на посуде из нержавеющей стали, хорошей и разнообразной

Очень распространённая посуда, не только удобная в приготовлении пищи, но и красивая. Нежелательная мойка в посудомойке, под запретом готовка в духовках, готовка только на плитах, и соответствующие маркеры на этих изделиях.

Значки на изделиях из латуни и олова могут быть только одни – готовка на плите, перечёркнутое обозначение микроволновой печи и перечёркнутое обозначение посудомоечной машины.

Значки на изделиях из латуни и олова

Прогресс привел человечество к созданию новых кухонных готовящих поверхностях, таких, как индукционные и стеклокерамические плиты. Это более экономичные варочные поверхности, чем газовые и электроплиты, но они не совместимы с некоторыми видами посуды. В дно такой посуде, на которой допустимо готовить на индукционной плите, в обязательном порядке должно быть встроено устройство из магнитного материала. Как проверить, годится ли данная сковорода для готовки на индукционной плите? Для этого нужно поднести ко дну посуды магнит, и если он прилипнет к посуде – готовить на этой плите разрешено, если нет – данная посуда не подходит к этому виду плиты. Но поскольку мы не носим с собой в кармане постоянно магнит, производитель дал нам подсказку в виде знака индукционной посуды. Этот знак выглядит, как несколько витков электромагнитной обмотки с подписью Induction, или просто изображение витков обмотки. Это значок наносится на дно посуды, если оно является абсолютно плоским и имеет определённые размеры (в диаметре не менее
12 см).

А теперь поговорим о маркировке пластиковой посуды, ведь мы каждый день сталкиваемся с ней и обязаны знать всю информацию для того, чтобы совместное существование было для вас безопасным.

Изделия из пластика легки, дешевы, хорошо моются, не бьются, и некоторые пользователи используют одноразовую посуду многократно, не задумываясь о вреде, который способен нанести нам этот синтетический материал, ведь при использовании одноразовых тарелок и стаканов стирается тонкий защитный поверхностный слой, и больше такая тара использованию не подлежит.

Ёмкости из пластика изготавливаются из материала разного типа, каждый из которых подходит для определённых задач.

Вся пластиковая тара замаркирована петлёй Мёбиуса с цифрой внутри. Для пластика актуален диапазон от 1 до 19, но обычно рассматривают первые семь его типов, самые применяемые в промышленности.

Советуем вам сохранить эту таблицу, чтобы легко можно было найти нужный вам значок и вспомнить его обозначение.

Маркировка пластиковой посуды

В этой таблице описаны основные виды и примеры его использования. Самым оптимальным будет значок с цифрой 5, в посуде с таким значком можно умеренно греть пищу, и не будет происходить выделения вредных веществ.

С целью хранения продуктов допускается использовать также ёмкости из пластика под цифрой 2.

Со значком 6 – наоборот, изделия, пригодные только для холодных продуктов и напитков, поскольку при нагревании или малейшем контакте с горячим выделяется высокотоксичное вещество стирол.

Советуем никогда не использовать повторно изделия под цифрой 7, именно из этого пластика очень легко происходит выделение токсических веществ.

Дно маркированной пластиковой посуды

Понимая, что не весь пластик можно нагревать или использовать повторно, мы бы не рекомендовали разливать, к примеру, тёплый компот в пластиковую бутылку из-под воды или повторно использовать тару из-под йогуртов или творога.

Предлагаем вам потратить несколько минут на ознакомление с основными знаками маркировки на разной посуде. Зато теперь, вооружившись знаниями по использованию различной кухонной утвари, вы обезопасите себя от приобретения ненужных изделий и продлите срок эксплуатации качественных и очень нужных именно вам.

Что означают цифры на дне вазы

При оценке самоваров у многих обратившихся возникает вопрос: Что значат цифры и номера на самоваре? Они влияют на стоимость? Для чего наносились?

Видов буквенно-цифровых обозначений

Номер по каталогу

Номер по каталогу (прейскуранту) – крупные производители выпускали огромный ассортимент продукции, в том числе целые гарнитуры для чаепития, в которые входили самовары, фруктовницы, сахарницы, молочники, полоскательные чаши, и многая другая утварь. Для упрощения заказа в магазинах и лавках при фабриках, клиенту достаточно было назвать номер по прейскуранту, оплатить заказ и ожидать, пока производитель или торговый дом полностью укомплектует заказ. Номера на самоваре можно увидеть у следующих фабрик: Геннигер и Ко (Москва, Варшава), Фраже (Fraget), HENNEBERG WARSZAWA, WOLSKA (фабрика Вольска) WARSZAWA, NORBLIN & Co WARSZAWA (Норблин), PLEWKIEWICZ W WARSZAWIE (Плевкевич) и другие.

  • Как правило, это обозначение на дне (поддоне, лючке зольника);
  • Как правило, вместе с номерами указывается способ серебрения, ставится овальное клеймо фабрики;
  • Номер обычно состоит из нескольких порядков «ХХ», «ХХХ», «ХХХХ».

Чтобы проверить свою теорию, вы можете найти или скачать прейскуранты самоварных фабрик и проверить наиболее вероятные по каталогам.

Пример клейма с цифрами на самоваре (каталожный):

номера на самоваре

По этим же каталогам можно определить подлинность изделия, правильность его комплектации. Наличие каталожного номера – упрощает атрибуцию и положительно влияет на цену самовара. Больше информации по клеймам в СТАТЬЕ на сайте.

Одинаковые номера на всех деталях самовара (верток, тулово, конфорка, поддон)

Довольно часто встречающийся артефакт. Представляет собой обычно плохо (криво, неровно, неаккуратно) проставленные клейма на основных элементах самовара. Они могут быть как на всех деталях (конфорка, тулово, поддон, верток), так и на нескольких.

Пример номеров перед никелировкой:

цифры на самоваре что значат

Существовали лавки при фабриках, отдельные предприятия и торговые дома, оказывающие такие услуги еще в царские времена. В советский же период, после промышленного бума и развития металлообработки, во многих цехах, лабораториях, на фабриках и заводах рабочие нелегально или под заказ выполняли никелировку.

Для чего это клеймо?

  • В большие емкости с целью экономии могло загружаться несколько десятков самоваров, каждый номер – отдельный заказ, по ним идентифицировали владельца.
  • Для качественной никелировки необходимо было полностью разобрать изделие, то есть распаять тулово, снять крышку, конфорку, ручки. Соответственно, в процессе сборки мастер должен был понимать, какая деталь от какого водогрея.
  • Даже если попытаться собрать самовары из деталей одного и того же фасона, из-за индивидуальных отличий, повреждений, следов бытования, результат сборки не будет стабильным. Появятся зазоры, отклонения в размерах, нестыковки, которые раньше доводились вручную еще на фабрике-производителе.

Номер на самоваре в нескольких местах – плохой знак, сильно снижающий цену. Причин несколько:

  • В процессе такой обработки сильно повреждаются клейма (затираются, «заливаются» никелем).
  • Теряется аутентичность и коллекционная ценность – главная идея коллекционирования заключается в получении оригинального изделия, получившего минимальные изменения сквозь столетия.
  • Нет гарантии оригинальности и правильной комплектации самовара – многие реставраторы, и недобросовестные продавцы пытаются таким образом скрыть неоригинальные запчасти, отличающиеся по внешнему виду и даже материалу.
  • Портится внешний вид – эти клейма ставятся иногда в очень неудачных местах, на лицевой стороне, что портит изделие.
  • «Новая» никелировка может иметь некрасивый внешний вид, сильно блестящий и яркий.
  • При некачественной никелировке со временем она начинает пузыриться, отслаиваться.

Оценщик может снизить цену самовара, если увидит такие знаки на 10-20 % в зависимости от состояния покрытия. Коллекционеру такие экземпляры интересны в большей части только из-за фасона (формы), поэтому для таких предметов стоимость сохранится, а для рядовых – сильно снизится. Впрочем… на использование по прямому назначению номера на самоваре не влияют. Проблемы оценки самоваров можно прочитать на сайте.

Здесь всё понятно, технические обозначения ставились в отделе технического контроля. Фабриканты любили наносить клейма, поскольку это был мощный маркетинговый ход и хорошая реклама.

Пример клейма 1 сорт:

сорт самовара клеймо

«У меня самовар 1892 года»

К сожалению, эту фразу приходится слышать регулярно. Номер с годом на самоваре под медалью – это не дата производства конкретного экземпляра, это год получения награды на промышленных выставках. Еще одно заблуждение – что самовары получали медали на ярмарках и каждый водогрей отмечался определенными наградами, физически, после чего поступал в продажу. Это миф, легенда и неправда. Самовары «медалисты» выпускались прямо на фабриках, практически всегда – массово, и по годам на самоваре нельзя точно установить дату производства! Для этого можно использовать гравировки, иные отметки, и то – с перепроверкой фактов.

год на самоваре клеймо

Год на самоваре – практические всегда, это год основания предприятия или получения определенной награды. Сама же фабрика могла существовать еще 30-50 лет, выпустив водогрей за год до закрытия. Маркетинговый ход тех времен сегодня вводит в заблуждение тысячи людей, нашедших предметы на чердаках, в подвалах или гаражах.

Номера изделий

Обычно, это однозначные цифры «1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9», ставились на «заказных» изделиях. К примеру, богатый дворянин хотел сделать себе или близкому человеку подарок. Он приходил на фабрику или в торговый дом, и говорил, какую форму он бы хотел получить, в каком объеме, с какой отделкой и деталями.

номер на самоваре значение

Сам производитель мог наносить номера изделий по разным причинам:

  • Не путаться при сборке и производстве;
  • Использовать индивидуальные заготовки для последующего мелкосерийного производства;
  • В качестве маркетингового хода и подчеркивая уникальность определенного водогрея.

В большинстве случаев цифры одного порядка указывают на размер (объем) самовара. Однако, встречаются также изделия одного фасона, одной формы и размера, но с разными порядковыми номерами. Цены на самовары Матисена.

Номер на ножках самовара (разборные, походные, каретные)

Традиция ставить номера на ножках самовара уходит в древность. Самые ранние походные (каретные) самовары брала с собой знать в дорогу. Тогда еще не было массового производства водогреев, их не было в гостиницах и трактирах, поэтому военные, путешественники, дворяне брали чайные принадлежности с собой в дорогу.

Номера на дне самовара

Поскольку дорожные самовары – очень сложные с технической точки зрения изделия, при их использовании возникали нюансы. Каждый самовар производился и подгонялся вручную, точность замеров – плавала, в результате чего изделие собиралось в определенном положении, с определенным расположением ножек. Если поменять их местами – самовар начинал «танцевать» на столе, то есть качаться, стоять неустойчиво. Мелкие кустари ставили пометки – точки, засечки, царапины (1, 2, 3, 4), позже применялись уже фабричные клейма, ставились на дно тулова и на каждую ножку. При сборке владельцу проще было подобрать соответствующие детали.

Марки и знаки на изделиях Императорского фарфорового завода (государственный ф. з. с 1917 до 1925 гг.), за период с 1749 по 1923 годы

Императорский фарфоровый завод, марки фарфора
Предметы, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе, стали клеймиться очень скоро после основания завода. Кроме марки заводской, на вещах ставились марки личные, принадлежащие модельеру или живописцу. Ставились цифры, обозначающие рецепт теста, из которого сделана данная вещь. Ставились всевозможные значки, оттиснутые в тесте и написанные краской, условное значение которых в иных случаях неизвестно, так как они имеют временное значение и в дальнейшем забываются. Не на всех изделиях ставилась марка завода даже и после 1836 г., когда для завода стало правилом помещение марки на всех вещах.

В период самостоятельной деятельности на заводе Дм. Ив. Виноградова, с 1748 г. по 1752 г., на многих вещах в качестве марки ставилась начальная буква его фамилии по-французски, W, синей краской и подглазурно, часто сопровождаемая датой и вдавленными цифрами, обозначающими номер рецепта, по которому было сделано тесто.

Императорский фарфоровый завод, марки фарфора

Табл. I, 1. Марка синяя подглазурная рельефная "1749 W".

Табл. I, 2. Марка, подобная предыдущей, 1751 г., и вдавленные цифры 4.16

Табл. I, 3. Марка рельефная золотая, как исключение, "С. П. Б. 11752 | W"

Впоследствии, с 50-х годов, в царствование Елизаветы и Петра III, на изделиях завода употреблялась марка в виде двуглавого орла, оттиснутого в тесте или написанного от руки черной краской и очень редко - золотой.

Табл. I, 4. Марка-орел. Появление марки-орла относится ко времени не ранее 1759 г. и не позже 1763 г.

Табл. I, 5. Марка черная надглазурная в виде упрощенного двуглавого орла.

Табл. I, 6. Марка черная надглазурная - двуглавый орел, в тесте знак Марса в виде кружка со стрелой, начертанного в обратную сторону, ниже знак золотом в виде свастики. Кроме вышеуказанного знака встречаются и другие знаки солнечной системы, которые встречаются также на изделиях английских заводов.

Табл. I, 8. Знак солнца в тесте в виде кружка с точкой в середине. Знак этот нужно отнести к началу 1750 г. Знак солнца встречается и на изделиях завода Гарднера.

Табл. I, 8а. Знак Меркурия в тесте.

Табл. I, 7. Марка золотая — двуглавый орел.

Табл. I, 9. Марка исключительная, золотая, в виде двуглавого орла, окруженного лиственным венком.

Табл. I, 10. Марка в виде двуглавого орла синей краской и значительно ниже — такой же краской знак Марса. Кроме того, между орлом и знаком золотом написано "№:1". Эта марка - орел - писана уже при Екатерине II.

Табл. I, 11. Марка синяя подглазурная в виде двух перекрещивающихся якорей. Марка встречается очень редко. Относится к началу царствования Екатерины II, когда орел перестал употребляться в качестве марки.

В первые годы царствования Екатерины II в качестве заводской марки стала упо­требляться первая буква ее имени, и этот обычай продолжался до конца царствования дома Романовых. Шифр Екатерины всегда писался без короны и от руки. На вещах раннего времени буквы встречаются более размашистые и крупные.

Табл. I, 12. Марка кобальтовая подглазурная — вензель Екатерины II.

Табл. I, 13. Марка, подобная предыдущей, меньшего.

Табл. I, 14. Иногда марка Екатерининского времени сопровождалась знаком в виде малиновой звездочки. Встречается и золотая звездочка. Такая же марка в редких случаях ста­вилась золотом.

Табл. I, 15. На изделиях, которые как по форме, так и по живописи являлись копиями севрских образцов, вензель Екатерины II сопровождался севрской маркой.

Табл. I, 16. Марка золотая — шифр Екатерины II в лучах, окружен лавровым венком.

Табл. I, 17. Марка исключительная, кобальтовая, подглазурная — шифр Екатерины II из лиственной гирлянды.

Императорский фарфоровый завод, марки фарфора

Табл. II, 1, 3 и 5. На сервизных изделиях, исполненных на заводе при Екатерине II и Павле I для придворных кухонь по заказу придворной конторы, подле марки малиновой краской писались буквы „П. К.“ (т.-е. придворная контора). Иногда эти буквы сопрово­ждались цифрой. Буквы „П. К.“ встречаются на предметах, находящихся в музее фарфоро­вого завода, в Русском Музее и в других, а также на многих предметах, находящихся в частных руках. Буквы „П. К.“ ставились не только на изделиях фарфорового завода, но также и на изделиях других заводов, изготовленных по заказу придворной конторы, например между фарфором А. П. Симони находятся одинаковые тарелки, расписанные цветами; все они отмечены буквами „П. К.“, но один из них с маркой Екатерины II, другие — с маркой Мейссенского завода.

Табл. II, 2. Некоторые вещи, находящиеся в музее фарфорового завода, отмечены черной краской „Придвор“.

Со времени Павла I и до Февральской революции 1917 г. шифр марки всегда ставился под короной. Марка Павла (1796—1801) всегда исполнена от руки кобальтом под глазурью и очень редко золотом.

Табл. II, 4, 7, 8. Марки синие Павловского периода.

Табл. II, 6. Марка золотая, очень редкая.

Марки времени Александра (1801—1825) — кобальтовые подглазурные, писанные от руки. Исключением является марка, исполненная над глазурью синею муфельною краскою на фар­форовой коробке зеленого туалета Павловского дворца. Марки изображены на Табл. II, номера 9 - 14.

Императорский фарфоровый завод, марки фарфора

В течение царствования Николая I (1825—1855) на изделиях завода ставились марки надглазурные и подглазурные. В большинстве случаев надглазурные относятся к первой части царствования, так как в 1836 году управляющим заводом кн. Гагариным было предписано директору ставить на белом фарфоре после первого обжига шифр Николая I с короной кобальтом под глазурью. Некоторые марки времени Николая I исполнены от руки, но гораздо чаще — по трафарету. Первые отличаются от вторых непрерывностью в начертании.

Табл. III, 1, 2. Марки надглазурные синие.

Табл. III, 3, 5, 6. Марки синие подглазурные.

Табл. III, 7, 8, 9, 10, 11. Марки синие подглазурные очень часто встречаются на все­возможных предметах, на тарелках 1840 г., на фарфоровых фигурах дам в нарядах 40-х годов.

Табл. III, 4. Марка коричневая надглазурная, редко встречающаяся.

Табл. III, 12. Марка зеленая. Очевидно, эта марка появилась в конце царство­вания и явилась как переходная к зеленым маркам следующего времени.

Кроме заводских марок, на изделиях завода времени Николая I можно встретить и другие пометки:

Табл. III, 13 и 14. Черные надглазурные пометки двух разных видов — «2-го разб.» Далее, насколько удается проследить, со времени Николая I на изделиях завода чрезвычайно часто встречаются синие подглазурные пятна от одного до четырех табл. III, 15 и 17. В период 1920-30 годов точно так же ставились на изделиях подглазурные, но зеленые пятна, в знак подписи глазуровщика, который находится еще на испытании. Таким образом, эта традиция передается с давнего времени. На некоторых изделиях Гарднера также находятся синие подглазурные пятна. Пятнышки встречаются не только краской, но и в тесте. Последние служат отметкой токарей или формовщиков.

После заводских марок на изделиях времени Николая I важно отметить личные пометки живописцев и модельеров, так как иногда вещь не имеет заводской марки, и только знающий русский фарфор без труда в них отметит принадлежность императорскому фарфоровому заводу. Таким образом, и личные марки приобретают значение, если они дают возможность определить происхождение вещи.

Табл. III, 15. Марка живописца — монограмма из букв „А. К. красная надглазурная. Встречается также черная и золотая.

Табл. III, 16. Марка красная надглазурная из тех же букв, но написанных раздельно, с датой 1854 г. Кроме этой марки в тесте оттиснута цифра 13 и буквы модельера „И: Д:“.

Табл. III, 17. Марка живописца коричневая надглазурная "В. К.", в тесте выцарапана марка модельера "С. Б.", кроме того имеется четыре кобальтовых пятна - отно­сится уже ко времени следующего царствования.

Императорский фарфоровый завод, марки фарфора

Марки времени Александра II (1855—1881) исполнены по трафарету одного типа с небольшими вариациями, под глазурью, хромом темно-зеленого цвета.

Табл. IV, 1, 2. Зеленые марки периода правления Александра II.

Табл. IV, 3. Вариация марки с тремя точками внизу.

Табл. IV, 4 и 5. Марки с обозначением года. Дата исполнения, встречавшаяся в прежнее время редко, в последние годы царствования Александра II становится обязательной.

Табл. IV, 6. Синяя марка — шифр Александра II под короной.

В последние годы царствования Александра II ставились надглазурные марки голубой краской, состоящие из вензеля, помещенного в венок из лавровых листьев.

Табл. IV, 8. Голубая марка.

Табл. IV, 9 и 10. Еще реже встречаются вариации этой марки с вензелем в кружке из звездочек или в кружке с волнистой линией. Этот тип марок встречается на изделиях, выделанных на лиможских заводах, но расписанных на императорском фарфор, заводе.

Табл. IV, 11. Марка того же типа голубая, времени Александра III, ставилась также на предметах лиможского фарфора. Такая же марка встре­чается и золотая.

Табл. IV, 7. Марка зеленая подглазурная. Марка того же типа, как и при Александре II, ставилась в царствование Александра III до 1883 г.

С 1884 г. шифр Александра III заимствован из славянской азбуки. Марка исполнялась по трафарету зеленой краской под глазурью.

Табл. IV, 12. Марка зеленая.

Табл. IV, 13. Марка золотая того же типа, но исполнена от руки.

Марки времени Николая II (1894—1917) исполнены от руки золотом на вещах в собр. музея государственного завода - табл. IV, 17 или по трафарету хромом под глазурью на сервизных вещах дворцов, на фигурах и группах - табл. IV, 18.

Со времени Февральской революции марка теряет личный характер, какой она приобрела при Екатерине II, и возвращает свое значение, когда имела еще вид орла, т.-е. становится знаком не лица, а государственного учреждения. Первые два месяца ставился пока только один год „1917“ зеленой краской подглазурно, табл. IV, 15. Затем появляется марка зеленая подглазурная — государственный герб, исполненный П. Я. Билибиным, в виде двуглавого орла без атрибутов прежней монархии, заключенного в круг с разрывами, под которым ставился год 1917.

Табл. IV, 16. Эта марка употреблялась и после Октябрьской революции до января 1918 г. Она же, но без года „1917“, еще ставилась до мая 1918 г.

Далее в качестве заводской марки стал употребляться новый государственный герб, т.-е. серп, перекрещивающийся молотом, с прибавлением части шестерни символом заводской деятельности. Рисунок марки сделан А. Е. Каревым.

К самым первым советским маркам нужно отнести марки синие подглазурные с 1918 годом на немногочисленных белых чашках в форме кружек.

Затем для подглазурных марок был изготовлен трафарет 1919 г. Но только с 1920 г. стали ставить по нему марки зеленой краской. Этот же трафарет употреблялся и в 1922.. табл. IV, 19.

В начале деятельности завода при советской власти большинство изделий было расписано по старому черепу, оставшемуся в кладовых от прежнего времени, и на таких изделиях марка писана маленького размера, от руки, поверх глазури, голубой краской, — табл. IV, 20.

Иногда марки встречаются большого размера, например, 1918 г. — табл. IV, 14. Подобные комбинации марок 1918 г. очень редки. Еще реже встречается комбинация марки Временного Правительства и Советского. При Временном Правительстве живописная мастерская не функционировала, поэтому изделия с маркой последнего роспись свою получили позднее.

Сначала, т.-е. в 1918 г., новые марки ставились наряду с прежними, которые не уничтожа­лись. Но в 1919 г., по предложению Наркомпроса, на вновь расписанной вещи прежние марки стали замазывать зеленой краской фигурами в виде, например, ромба — табл. IV, 22, или овала — табл. IV, 23, или круга — табл. IV, 21. Последняя фигура скрывает марку Временного Правитель­ства. Все же старые марки не уничтожались только на изделиях, предназначенных для продажи заграницу, или на изделиях довольно отдаленного времени, например, времени Николая I или Александра II. С 1920 г. опять перестали уничтожать марки, поставленные на белом фарфоре. Наряду со старой маркой вновь расписанная вещь получала и Советскую марку с датой.

С 1918 г. марка на вещах ставилась специально обученным отводчиком, причем дата обозначалась цифрами, поставленными так, что хвостик от 9 находился ниже единицы, а верхняя петля от 8 поднималась над нею, — табл. IV, 14, 21 и 22. Так продолжалось до момента, когда в конце 1919 г. образовалось живописное отделение при Училище Штиглица. С этого времени марки на вещах ставятся самими живописцами. За двумя мастерскими трудно было наблюдать в мелочах, поэтому вышеупомянутая условная постановка цифр в дате стала забываться, не соблюдаться и, наконец, совсем утерялась. Бывали случаи, что марки, поставленные художниками, были настолько небрежно исполнены, что браковались заводом.

Государственный фарфоровый завод, марки фарфора

К заводской марке с 1920 г. живописцы стали присоединять свой личный знак, напр, табл. V, 7 Марии Заботкиной, табл. V, 8 — Варвары Рукавишниковой. Но В. П. Фрезе в виде исключения еще и в 1918 г. подписывала свою фамилию.

В руках живописцев заводская марка стала индивидуализироваться. Так, например, не всегда она стала писаться голубой краской. Встречаются марки зеленые, коричневые, бурые и других красок, смотря по тому, какою краскою закончил свою работу живописец и, следо­вательно, какая краска осталась у него на кисти. К заводской марке присоединяются инициалы живописца или даже полная подпись, как, например, на вещах, расписанных С. Чехониным, который на некоторых вещах ставит марки золотом, — табл. V, 2 (бурая), 4 (зеленая) и 6 (ко­ричневая).

На вещах, расписанных С. Чехониным, считающихся им экспериментальными, художник дал особенные вариации заводских марок, особо для каждой вещи, которые являются исключительными. Например, табл. V, 1,—вариация синей марки большого раз­мера с расходящимися молотом и серпом, внизу инициалы и дата 1921 написаны черной краской (под глазурью марка Александра III) — на фарфоровом блюде в собр. С. Чехонина с изображением женщины с золотым рогом изобилия, в вихревом движении среди двух горя­щих свеч и цветов. Далее, табл. V, 3, на расписанном блюде в собр. С. Чехонина — большого размера марка, инициалы и дата 1921, красновато-бурого цвета, в изгибе серпа зеленой кра­ской написаны буквы Р. С. Ф. С. Р. (подгл. марка Николая II 1905). Табл. V, 5,—марка с инициалами и датой 1921 изображена гравированным золотом, а внизу сплетающиеся буквы Р. С. Ф. С. Р., при чем Р написаны буро-красной краской, С — зеленой и Ф — золотой.

Табл. V, 7. Одна из вариаций этих марок, писанных золотом, — вокруг Советского герба надпись:-„В пользу голодающих. 1921“ — на тарелке (подглаз. марка Николая II 1901 г.), расписанной рыбами, головастиками и водорослями, разными красками, М. Заботкиной и от­меченной ее инициалами голубой краской.

Табл. V, 8. Другая марка с монограммой В. Рукавишниковой.

юбилейная марка государственного фарфорового завода

В заключение стоит отметить юбилейную марку завода, в честь нахождения в ведении Народного Комиссариата по просвещению. Марка ставилась на изделиях в протяжении 1923 года.

Читайте также: