Давление масла в системе смазки при нормальных оборотах автомобилей газ и зил составляет

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Система смазки двигателя ЗИЛ-130

Система смазки двигателя ЗИЛ-130 показана на рисунке.

Схема системы охлаждения двигателя ЗИЛ-130

Схема системы охлаждения двигателя ЗИЛ-130

Схема системы охлаждения двигателя ЗИЛ-130:

1 — радиатор;
2 — компрессор;
3 — водяной насос;
4 — термостат;
5 — кран отопителя;
6 — подводящая трубка;
7 — отводящая трубка;
8 — радиатор отопителя;
9 — датчик указателя температуры воды в системе охлаждения двигателя;
10 — сливной краник рубашки блока цилиндров (в положении «Открыто»);
11 — сливной.

Масло подается под давлением к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, опорам промежуточного валика привода прерывателя-распределителя системы зажигания и масляного насоса и к толкателям. К втулкам коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.

Из поддона картера масло через приемник 18 засасывается в двухсекционный шестеренчатый масляный насос 3, закрепленный снаружи с правой стороны картера. Насос приводится в действие от распределительного вала через промежуточный валик. Верхняя секция насоса подает масло в систему смазки двигателя, нижняя — в масляный радиатор.

Масло под давлением поступает через канал в задней перегородке блока в корпус масляных фильтров, где все оно проходит через пластинчато-щелевой фильтр 5 грубой очистки, из которого часть масла идет в центробежный фильтр 6 тонкой очистки (центрифугу), откуда сливается в поддон картера.

Основной поток масла из фильтра грубой очистки поступает в распределительную камеру 7, расположенную в задней перегородке блока, а из нее в два продольных магистральных канала 10 и 17, из которых подается к коренным подшипникам коленчатого вала и далее к подшипникам распределительного вала. По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам.

В шатуне предусмотрено специальное отверстие, через которое в момент совпадения его с каналом в шейке коленчатого вала выбрасывается струя масла на стенку цилиндра. Масло, снимаемое со стенки цилиндра маслосъемным кольцом, отводится внутрь поршня и смазывает поршневой палец, вращающийся в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.

Из переднего конца канала 17 масло подается по трубке 11 в смазочные каналы 12 компрессора. При совпадении отверстий в средней шейке распределительного вала с отверстиями в блоке цилиндров (один раз при каждом обороте распределительного вала) масло подается в каналы каждой головки цилиндров. Из канала через паз на опорной поверхности стойки коромысел и зазор между стенками отверстия в стойке и болтом, проходящим через нее, масло поступает в полую ось коромысел, откуда через отверстия в стенке оси — к втулкам коромысел.

Из зазора между осью коромысел через канал 8 короткого плеча коромысла масло подается к сферическим опорам штанг, а также для смазки клапанов и механизмов их вращения, к которым масло поступает самотеком. Распределительные шестерни смазываются самотеком по каналам из головки цилиндров.

Фильтры грубой и тонкой очистки масла двигателя ЗИЛ-130 размещены в общем корпусе.

Схема работы масляных фильтров двигателя ЗИЛ-130

Схема работы масляных фильтров двигателя ЗИЛ-130

Пластинчато-щелевой фильтр грубой очистки улавливает механические примеси размером больше 0,1 мм.

В крышке корпуса установлена подвижная ось с закрепленными на ней тонкими стальными пластинками двух видов: фильтрующими круглыми и промежуточными в виде звездочек. При сборке между фильтрующими пластинками за счет звездочек создаются зазоры 0,07 — 0,10 мм, в которые входят пластинки, установленные на неподвижной стойке. Масло, движущееся через фильтр, проходит между пластинками; при этом оно очищается от механических примесей с размерами частиц, превышающими величину зазоров.

Фильтр тонкой очистки — центробежный с реактивным приводом (центрифуга). Корпус центрифуги вращается за счет реактивной силы тангенциально (касательно) направленных струй масла, вытекающего из него через два жиклера. При давлении масла около 0,3 Мн/м 2 (3 кгс/см 2 ) корпус центрифуги вместе с находящимся в нем маслом вращается с частотой 5000 — 6000 об/мин.

Под действием инерции механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к стенке корпуса, где откладываются, образуя плотный осадок. Из корпуса масляных фильтров очищенное масло сливается в картер двигателя.

Масляный радиатор, включенный параллельно в систему смазки, установлен впереди радиатора системы охлаждения и служит для охлаждения масла. Радиатор состоит из двух бачков, соединенных несколькими рядами горизонтальных трубок, проходящих через металлические ребра, которые повышают жесткость и площадь теплоотдачи радиатора.

Масляный радиатор включают краном при работе двигателя в тяжелых условиях (высокая температура наружного воздуха, плохая дорога или большая скорость движения).

Ограничительный клапан, установленный перед радиатором, перекрывает путь маслу в радиатор при давлении в системе ниже 0,1 Мн/м 2 (1 кгс/см 2 ).

Масляный насос при самых плохих условиях эксплуатации обеспечивает необходимое давление в системе. При непрогретом масле давление может превысить допустимое, поэтому в системе смазки установлены редукционные клапаны, ограничивающие давление.

Редукционный клапан верхней секции масляного насоса двигателя ЗИЛ-130 отрегулирован на давление 0,3 Мн/м 2 (3 кгс/см 2 ), при превышении которого перепускает часть масла из нагнетательной полости масляного насоса во всасывающую, редукционный клапан нижней секции — на давление 0,12 Мн/м 2 (1,2 кгс/см 2 ).

Контролируют работу системы смазки по показаниям указателя давления, присоединенного к корпусу масляных фильтров. Нормальное давление масла у прогретого двигателя ЗИЛ-130 при работе на средних оборотах составляет 0,25 — 0,30 Мн/м 2 (2,5 — 3,0 кгс/см 2 ).

У двигателей ЗИЛ-130 выпуска последних лет система смазки отличается от описанной отсутствием фильтра грубой очистки масла.

Система смазки двигателя 3M3-53 показана на рисунке. Двухсекционный шестеренчатый масляный насос 8 прикреплен снаружи к верхней части картера двигателя с левой стороны и приводится в действие вместе с валиком прерывателя-распределителя системы зажигания от распределительного вала двигателя.

Схема системы смазки двигателя ЗМЗ-53

Схема системы смазки двигателя ЗМЗ-53

Схема системы смазки двигателя ЗМЗ-53:

1 — фильтр центробежной очистки масла;
2 — предохранительный клапан;
3 — кран масляного радиатора;
4 — масляный радиатор;
5 и 7 — редукционные клапаны;
6 — маслоприемник;
8 — масляный насос.

Верхняя секция масляного насоса нагнетает масло в горизонтальную масляную магистраль, расположенную продольно в верхней части картера с правой стороны.

От нижней секции насоса масло по каналам в картере и наружному маслопроводу поступает в единственный фильтр 1 центробежной очистки с реактивным приводом (центрифугу), откуда сливается в поддон картера, смазывая при этом распределительные шестерни.

Из масляной магистрали под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала и ось коромысел. Разбрызгиванием смазываются зеркало цилиндров, втулки верхних головок шатунов, стержни клапанов, толкатели и кулачки распределительного вала.

Привод и шестерни прерывателя-распределителя смазываются маслом, поступающим из полости, расположенной между пятой шейкой распределительного вала и заглушкой блока цилиндров.

Редукционный клапан 5 верхней секции насоса, установленный в переднем конце магистрали, ограничивает давление в пределах 0,25 — 0,40 Мн/м 2 (2,5 — 4,0 кгс/см 2 ) при средней скорости автомобиля. При повышении давления клапан перепускает масло в картер.

Редукционный клапан 7 нижней секции отрегулирован на давление 0,35 — 0,40 Мн/м 2 (3,5 — 4,0 кгс/см 2 ); при повышении давления масло циркулирует внутри насоса.

Устройство системы смазки двигателей ГАЗ, ЗИЛ, Урал и ЯАЗ

МАСЛЯНЫЙ НАСОС ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ-130
Масляный насос двухсекционный, шестеренчатый. Верхняя секция его подает масло в систему смазки двигателя, а нижняя — в воздушно-масляный радиатор автомобиля ЗИЛ-130.

В корпусе 6 верхней секции насоса (рис. 58) установлен вал 5, на верхнем конце которого имеется паз. На этот конец вала надета центрирующая втулка 4, повышающая жесткость верхней части вала. В паз входит перо промежуточного вала привода насоса.

На валу 5 на сегментных шпонках установлены ведущие прямозубые шестерни 7 и 10 соответственно верхней и нижней секций насоса. Ведомая шестерня 14 верхней секции сидит на оси.

Верхняя секция отделяется от нижней промежуточной крышкой 13, в которой размещен редукционный клапан 3. Его плунжер поджимается цилиндрической пружиной. Клапан отрегулирован на давление 2,75—3 кгс/см2. При давлении ниже 2,75 кгс/см2 плунжер клапана упирается торцовой поверхностью в расточку крышки. По мере возрастания давления плунжер клапана перемещается по направляющей и при давлении 2,75—

3,0 кгс/см2 кромка плунжера открывает отверстие, через которое масло из линии нагнетания перепускается в линию всасывания.

Плунжер клапана под действием периодических импульсов давления, создаваемых зубчатым зацеплением, может колебаться с частотой

На некоторых режимах частота этих колебаний может совпадать с собственной частотой колебаний плунжера на пружине. Резонанс в этой системе сопровождается резким увеличением амплитуды колебаний плунжера, что иногда может быть причиной поломки его пружины.

Исследование колебаний плунжера редукционного клапана масляного насоса двигателя ЗИЛ-130 показало, что частота собственных колебаний плунжера значительно меньше частоты возбуждающих колебаний, а амплитуда колебаний его невелика (максимальная амплитуда не превышает 0,75 мм при частоте 70 Гц, рис. 59). Колебания исследованы с помощью специального малогабаритного дифференциального индуктивного датчика перемещений с сер-дечником из карбонильного железа, связанного с плунжером клапана. Датчик питался переменным током (частота 8 кГц).


Рис. 58. Масляный насос: 1 — корпус нижней секции; 2 — перепускной клапан; 3 — редукционный клапан; 4 — центрирующая втулка; 5 — вал масляного насоса; 6 — корпус верхней секции; 7 — ведущая шестерня верхней секции; 8 — пружинное кольцо; 9 — штифт; 10 — ведущая шестерня нижней секции; 11 — ведомая шестерня нижней секции; 12 — прокладки: 13 — промежуточная крышка; 14 — ведомая шестерня верхней секции

Характеристики верхней секции масляного насоса по противодавлению показаны на рис. 60. В рабочем диапазоне давлений насос имеет достаточно высокие объемный и гидравлический к. п. д. Гидравлический к. п. д. при давлении до 3,5 кгс/см2 в рабочем диапазоне частоты вращения колеблется от 0,82 до 0,87. Полный к. п. д. этой секции насоса при давлении 3,5 кгс/см2 находится в пределах 0,6—0,7.

Подача нижней секции насоса составляет примерно 40% подачи верхней секции.

Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Система смазки двигателя ЗИЛ-131

Смазочная система двигателя ЗИЛ-131 — комбинированная. Схема смазывания показана на рис. 17. Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам промежуточного вала привода распределителя зажигания и валика масляного насоса и к толкателям. К втулкам коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.

Рис. 17. Схема системы смазки двигателя ЗИЛ-131 Из масляного картера масло через неподвижный маслоприемник засасывается в масляный насос. Через канал в задней перегородке блока насос под давлением подает масло в корпус масляного фильтра. Очищенное в фильтре масло попадает в распределительную камеру задней перегородки блока. Из распределительной камеры масло поступает в два продольных магистральных канала; из левого канала масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а затем к подшипникам распределительного вала. По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам. В теле шатуна просверлено специальное отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра. Лишнее масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна. Из переднего конца правого (по ходу автомобиля) магистрального канала масло подается для смазывания компрессора. В средней шейке распредвала ЗИЛ-131 предусмотрены две винтовые канавки, при совпадении которых с отверстиями в блоке (один раз при каждом обороте распределительного вала) масло подается в каналы, выполненные в каждой головке блока. Из этих каналов через паз на опорной поверхности стойки оси коромысел и зазор между стенками отверстия в стойке и болтом, проходящим через стойку, масло поступает внутрь полой оси коромысел, откуда через отверстия в стенке оси подается к втулкам коромысел. Из зазора между осью коромысел и отверстием в коромысле масло через канал, предусмотренный в коротком плече коромысла, подается для смазывания сферических опор штанг, а также клапанов и механизмов вращения клапанов, к которым оно поступает самотеком. Толкатели штанг смазываются маслом из продольных магистральных каналов. Масляный насос ЗИЛ-131 — двухсекционный, шестеренный. Верхняя секция масляного насоса подает масло в смазочную систему двигателя через центробежный фильтр, а нижняя секция — в масляный радиатор. Редукционный клапан, встроенный в крышку масляного насоса, отрегулирован на давление 320—400 кПа (3,2—4 кгс/см2) и перепускает масло из напорной полости масляного насоса во всасывающую. Нижняя секция масляного насоса подает масло в масляный радиатор. Перепускной клапан, встроенный в корпус нижней секции масляного насоса, отрегулирован на давление 120—150 кПа (1,2—1,5 кгс/см). Фильтр очистки масла (рис. 18) — центробежный, с реактивным приводом, включен в смазочную систему последовательно. Ротор 3 фильтра вращается под действием реактивной силы, создаваемой струей масла, вытекающей из ротора через два сопла 21, Правильность вращения ротора проверяют на слух. При остановке двигателя исправный ротор продолжает вращаться еще 2—3 мин; при этом слышен своеобразный звук. Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 ротора, на которых они откладываются, образуя плотный осадок. Этот осадок удаляют при чистке фильтра, проводимой одновременно со сменой масла в картере двигателя. Для очистки фильтра надо остановить двигатель и дать стечь маслу. Для этого требуется 20—30 мин. Снятие крышки 5 ротора до полного опорожнения фильтра приведет к вытеканию масла на двигатель. Очищать масляный фильтр ЗИЛ-131 надо в такой последовательности: — Отвернуть гайку-барашек и снять крышку 8. — Отвернуть пробку 26 и вставить в отверстие стержень диаметром 8 мм и длиной не менее 100 мм, удерживающий ротор от вращения. — Отвернуть гайку 11 и снять крышку 5 вместе с гайкой 11. — Снять вставку 7 и сетчатый фильтр 6. — Очистить от отложений и грязи снятые детали, промыть их. При разрывах и засмолении сетки фильтра, если ее нельзя промыть и продуть, следует сменить сетчатый фильтр. — Очистить от грязи прокладку 2. Повреждение прилегающего к прокладке 2 торца крышки недопустимо, так как это приводит к течи масла. Сборку надо проводить в обратной последовательности. Сетчатый фильтр 6 установить, как показано на рис. 18, сцентрировав его на буртике ротора 3. Перед установкой крышки необходимо проверить легкость вращения ротора. Усилие затяжки гайки-барашка не должно превышать усилия руки. Запрещается отвертывать гайку 13 на оси ротора и снимать ротор с оси для очистки от отложений грязи во избежание повреждения подшипников скольжения ротора. Рис. 18. Центробежный фильтр очистки масла ЗИЛ-131 Только в случае неудовлетворительного вращения ротора 3 на оси 9 необходимо после снятия крышки 5 отвернуть гайку 13 на оси, снять шайбы, снять ротор 3 с оси и проверить состояние узла ось — втулка. При снятии ротора с оси необходимо принять меры против выпадания упорного кольца шарикового подшипника в корпус фильтра. При засорении втулок надо промыть их в бензине или керосине. В случае засорения сопел их прочистку следует вести таким образом, чтобы не повредить калиброванное отверстие. Устанавливать ротор 3 на ось 9 следует в обратной последовательности. После очистки и окончательной сборки необходимо проверить вращение ротора на прогретом двигателе на слух. Вентиляция картера — принудительная, с отсосом картерных газов во впускной трубопровод двигателя через специальный клапан (рис. 19), сообщающийся с внутренней полостью двигателя. При работе двигателя ЗИЛ-131 с приоткрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан преодолевает сопротивление пружины и перемещается в корпусе, уменьшая площадь проходного сечения до величины, необходимой для прохода малого объема газов, попадающих в картер мотора. При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном трубопроводе уменьшается, и клапан под действием пружины опускается вниз, открывая проходное сечение полностью. Перед клапаном на выходе из внутренней полости двс картерные газы проходят через специальный уловитель, отделяющий частицы масла от отсасываемых газов. Наружный воздух попадает в картер двигателя через воздушный фильтр, объединенный с маслозаливиой горловиной. Очищать и промывать фильтр необходимо каждый раз при смене масла в двигателе Для отключения системы вентиляции при преодолении брода установлен кран. Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально. После преодоления брода рукоятку необходимо повернуть в горизонтальное положение. Масляный радиатор — из оребренной алюминиевой трубки воздушного охлаждения, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя. Масляный радиатор должен быть постоянно включен. Отключать его следует только при пуске холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже О °С.



Рис. 19. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ-131 Указатель уровня масла в картере двигателя имеет три метки: «Долей», «Полно» и метку в виде прямоугольника (рис. 20). Метка «Полно» соответствует нормальному уровню масла в картере, прогретого до рабочей температуры через 2—3 мин после останова. Уровень масла в картере надо проверять перед каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре автомобиля в пути. Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2—3 мин, пока стечет масло, вынуть и протереть указатель уровня масла, вставить его до упора и, вынув вновь, по меткам определить уровень. Если уровень масла ниже метки «Долей», эксплуатация автомобиля запрещается и следует долить масло до метки «Полно». При длительной стоянке автомобиля из масляного фильтра и из каналов в блоке цилиндров двигателя в картер дополнительно стекает некоторое количество масла, в результате чего уровень масла до пуска двигателя выше метки «Полно» и в полностью заправленном двигателе устанавливается в пределах прямоугольной метки на указателе. При проверке уровня масла до пуска двигателя после длительной стоянки нормальный уровень должен быть до прямоугольной метки, Превышение нормального уровня, соответствующего метке «Полно» на горячем двигателе или прямоугольной метке на холодном, не допускается. Периодичность замены масла в двигателе указана в карте смазывания.

Давление масла в системе смазки при нормальных оборотах автомобилей газ и зил составляет

Гид по оборудованию

Нормальное давление масла в двигателе зил 131

Эта система-—комбинированного типа, заправочная емкость— 9,5 л. Ома включает маслозаливной патрубок, картер (поддон), насос с маслоприемником, фильтр, радиатор, магистрали и трубопроводы, контрольные приборы. По устройству аналогична системе смазки двигателя ЗМЗ -66, но имеет некоторые особенности. У масляного картера спереди сделано углубление для сбора масла и отверствие с пробкой для слива.
Масляный насос двухсекционный, шестеренчатый, приводится во вращение от шестерни на распределительном валу. Крепится насос в задней части двигателя с правой стороны. Верхняя секция насоса подает масло в систему смазки двигателя, а нижняя — через специальный кран в радиатор.

Редукционный клапан верхней секции установлен в разделительной проставке и отрегулирован на давление 3,2 кгс/см2. Перепускной клапан нижней секции отрегулирован на давление 1,2 кгс/см2.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Масляный фильтр очистки масла двигателя ЗИЛ -131 по устройству такой же, как и двигателя ЗМЗ -66, и отличается наличием перепускного шарикового клапана, предназначенного для перепуска масла, минуя фильтр при значительном износе подшипников коленчатого вала двигателя.

Кран включения масляного радиатора ввернут в корпус нижней секции масляного насоса. Для контроля за уровнем масла с левой стороны двигателя установлен указатель уровня, на котором нанесены три метки: «Долей», «Полно» и метка в виде прямоугольника выше метки «Полно». При длительной стоянке автомобиля до пуска двигателя уровень масла должен быть в пределах прямоугольной метки. Давление в системе смазки контролируется контрольной лампой и по манометру.

Работа системы смазки заключается в следующем. Верхняя секция масляного насоса подает масло через канал в задней перегородке блока в фильтр. Очищенное масло попадает в распределительную камеру, имеющуюся в задней перегородке блока, откуда оно поступает в два продольных магистральных канала- Из левого канала подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них — к подшипникам и упорному фланцу распределительного вала. По каналам в коленчатом валу поступает к шатунным подшипникам. В теле шатуна имеется отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра. Через два радиальных отверстия в шейке среднего подшипника распределительного вала масло по каналам в блоке цилиндров, головках блока, стойках, осях коромысел периодически подается к втулкам коромысел, а по отверстиям в коромыслах — к верхним наконечникам штанг. Толкатели смазываются маслом из продольных магистральных каналов.


Рис. 1. Схема системы смазки двигателя ЗИЛ -130: 1 — масляный картер; 2 — маслоириемннк; 3 — кран включения масляного радиатора; 4 — масляный насос; 5 — маслораспределительная камера; 6—фильтр очистки масла (центрифуга); 7 — воздушный фильтр; 8 — компрессор; 9, 14 — левый и правый магистральные каналы; 10, 11 — трубки подачи и слива масла из компрессора; 12— масляный радиатор; 13 — полости шатунных шеек (ловушки) для центробежной очистки масла


Рис. 2. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ -131: 1 — воздушный фильтр вентиляции картера и маслозаливная горловина; 2 — маслоуловитель; 3 — клапан вентиляции; 4— штуцер.; 5 — корпус клапана

Из переднего конца правого магистрального канала масло подается для смазки компрессора, а из него по трубопроводу стекает в картер. В радиатор масло подается нижней секцией насоса через кран. Давление в системе должно быть 2—4 кгс/см2.

Вентиляция картера принудительная и осуществляется за счет отсоса газов из картера через клапан. Клапан предназначен для регулирования количества газов в зависимости от режима работы двигателя. Система вентиляции картера действует следующим образом. При работе двигателя на холостом ходу клапан вентиляции вследствие большого разрежения во впускном трубопроводе приподнимается, и площадь проходного сечения штуцера уменьшается — во впускной трубопровод отсасывается небольшое количество газов. С увеличением открытия дроссельных заслонок карбюратора при работе двигателя под нагрузкой разрежение во впускном трубопроводе уменьшается, клапан под действием собственного веса опускается, и площадь проходного сечения между ним и штуцером увеличивается, что соответствует проходу большего объема газов, прорывающихся в картер двигателя. Перед клапаном на выходе из внутреннего пространства двигателя картерные газы проходят через специальный маслоуловитель, предотвращающий попадание масла вместе с газами в камеру сгорания. Свежий воздух поступает в картер через фильтр, установленный на маслозаливном патрубке. Для отключения системы вентиляции при преодолении брода между трубками установлен кран. Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально.

Система смазки двигателя автомобиля ЗИЛ-131

Система смазки двигателя смешанная. Схема смазки показана на рис. 1.

Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам промежуточного валика привода распределителя зажигания и валика масляного насоса и к толкателям

К втулкам коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.


Из масляного картера масло через неподвижный маслоприемник засасывается в масляный насос.

Через канал в задней перегородке блока насос под давлением подает масло в корпус масляного фильтра.

Очищенное в центробежном фильтре масло попадает в распределительную камеру, расположенную в задней перегородке блока.

Из распределительной камеры масло попадает в два продольных магистральных канала; из левого канала масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них — к подшипникам распределительного вала.

По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам, В теле шатуна предусмотрено специальное отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра (рис. 1, г).

Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке кольца отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.

Из переднего конца правого (по ходу автомобиля) магистрального канала масло подается для смазки компрессора.

В средней шейке распределительного вала предусмотрены два соединяющихся отверстия, при совпадении которых с отверстиями в блоке (один раз — при каждом обороте распределительного вала), масло подается в каналы, выполненные в каждой головке блока.

Из этих каналов через паз на опорной поверхности стойки оси коромысел и зазор между стенками отверстия в стойке и болтом, проходящим через стойку, масло поступает внутрь полой оси коромысел, откуда масло через отверстия в стенке оси поступает к втулкам коромысел (рис. 1, б).

Из зазора между осью коромысел и отверстием в коромысле масло через канал, выполненный в коротком плече коромысла, подается для смазки сферических опор штанг, а также для смазки клапанов и механизмов вращения клапанов, к которым масло поступает самотеком (рис. 1, б).

Толкатели штанг смазываются маслом из продольных магистральных каналов.

Вентиляция картера принудительная, отсосом картерных газов во впускной газопровод двигателя через специальный клапан 3, установленный на впускном газопроводе.

Из клапана газы отсасываются по специальной трубке в центральную часть впускного газопровода.

Для отключения системы вентиляции при преодолении брода между трубками установлен кран 4.

Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально. После преодоления брода рукоятку необходимо повернуть в горизонтальное положение.

При работе двигателя с приоткрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном газопроводе клапан 3 поднимается, верхняя ступенчатая часть клапана входит в отверстие штуцера 5 и уменьшает проходное сечение клапана до величины, необходимой для прохода малого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.

При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном газопроводе падает и клапан под действием собственного веса опускается, открывая полностью проходное сечение, величина которого соответствует проходу большого объема газов, прорывающихся в картер двигателя.

В сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание автомобиля», необходимо очищать клапан, применяя ацетон или другой аналогичный растворитель.

Масляный радиатор

трубчатый воздушного охлаждения, установлен перед основным радиатором системы охлаждения двигателя.

Масляный радиатор должен быть постоянно включен, и отключать его следует только при пуске холодного двигателя при внешней температуре ниже 0° с.

При низких температурах в зимнее время масляный радиатор также можно отключать. Отключают масляный радиатор краном 2 (см. рис. 1).

При всех работах по обслуживанию двигателя необходимо помнить, что двигатель приспособлен для работы при погружении в воду; поэтому все стыки между агрегатами, независимо от наличия в них прокладок, уплотнены герметиком.

ЗИЛ 131

Содержание материала


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ

Для смазки двигателя ЗИЛ-131 применяют высококачественное специальное автомобильное масло АС-8, указанное в карте смазки или масло АСЗп-10.

Уровень масла в картере двигателя проверяют при ежедневном техническом обслуживании, перед каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре автомобиля в пути.

Заменяют масло, при работе двигателя в нормальных условиях, при ТО-2, а при работе в условиях большой запыленности воздуха, через одно ТО-1.

При ТО-2 отработанное горячее масло сливают из картера 1 двигателя. Чистое масло заливают через маслоналивную горловину 3, на которой установлен корпус 4 воздушного фильтра вентиляции картера с крышкой 24 и колпаком 25.

Уровень масла проверяют по указателю 5, на котором нанесены три метки. До пуска двигателя уровень масла должен быть в пределах верхней красной метки на указателе. Через 2—3 минуты после остановки двигателя уровень масла должен понизиться до метки «полно», что соответствует нормальному уровню масла. Если уровень масла понизится до метки «долей», необходимо доливать масло. Работа двигателя при уровне масла ниже метки «долей» воспрещается. Перед заправкой свежего масла очищают и промывают полнопоточную центрифугу, для чего через 20—30 минут после остановки двигателя центрифугу снимают и разбирают. Если начать разборку центрифуги раньше, то можно залить поверхность двигателя отработанным маслом. Для разборки центрифуги отвинчивают гайку 22 и снимают кожух 20. Вывернув пробку 12, в отверстие корпуса 11 вставляют большой бородок, при помощи которого удерживают корпус 14 от проворачивания и свечным ключом отвертывают гайку 21 фильтра. После этого снимают крышку 19, вставку 18 ротора и сетчатый фильтр 17. Очистив от грязевых отложений, сетчатый фильтр 17 и прокладку 13 промывают в неэтилированном бензине или керосине.

Во избежание повреждения подшип-никое скольжения корпуса не следует отвертывать гайку 16 на оси 15 и снимать корпус 14 с оси центрифуги.

В исправной центрифуге при давлении масла 3—4 кГ/см2 корпус ротора должен вращаться со скоростью 5000— 6000 об/мин.


Корпус 14 ротора снимается только в случае неудовлетворительного вращения. После мойки центрифугу собирают и проверяют работу. Ротор в исправной центрифуге после остановки двигателя должен вращаться не менее 2—3 мин. Перепускной клапан 10 центрифуги регулируется на перепад давлений в 0,8—1 кГ/см2, что обеспечивает работу двигателя при значительном износе подшипников.

Очистку и промывку корпуса 4 воздушного фильтра системы вентиляции картера двигателя, крышки 24 и фильтра 23 производят при каждой смене масла в двигателе. Корпус фильтра после промывки заполняют свежим маслом.

Нормальное давление масла в системе смазки двигателя обеспечивается шестеренчатым масляным насосом 8 и регулируется редукционным клапаном 9.

Оно должно быть в новом прогретом двигателе в пределах 2—4 кГ.см2. Редукционный клапан регулируют на давление 3,2 кГ/см2.

Нормальное давление масла в масляном радиаторе 2 регулируется перепускным клапаном 7 насоса, оно должно быть в пределах 1,2 к Г/см2.

Снятые с двигателя детали очищают и промывают, а детали системы вентиляции картера, корпус 29, клапан 30, трубку 28 клапана и трубку 31 корпуса крана 27 разбирают, очищают и промывают ацетоном.

При преодолении брода систему вентиляции картера двигателя выключают, устанавливая рукоятку крана 26 в вертикальное положение.

Следует иметь в виду, что двигатель ЗИЛ-131 предназначен для работы в воде, поэтому все стыки между деталями и агрегатами независимо от наличия прокладок уплотнены специальной пастой УН-25 (ТУ МНП-3336-52), тюбик которой прилагается к автомобилю.

Давление масла. Каким должно быть по нормативам. Показатели уровней

Измерение давления масла

Автовладельцы знают, что без масла двигатель долго не проработает. Но далеко не все знают о том, что смазочная жидкость должна не только просто плескаться в моторе, но и циркулировать по системе под давлением, которое должно соответствовать определенному интервалу.

В старых моторах масло применялось преимущественно в качестве смазочного материала. А сейчас отвечает за куда больший функционал:

  • защита от износа;
  • отвод тепла от горячих деталей;
  • нейтрализация продуктов горения;
  • работа в качестве гидравлики в исполнительных механизмах, таких как гидрокомпенсаторы клапанных зазоров, натяжители цепей, муфты регулировки фаз газораспределения и так далее.

Соответственно, чем больше таких механизмов в моторе, тем жестче требования к давлению масла. Недостаточное давление в системе приведет не только к масляному голоданию и ускоренному износу двигателя, но и к сбоям в работе перечисленных гидросистем, что напрямую сказывается на мощности и в итоге приводит к дорогостоящему ремонту. Например, отказ гидронатяжителя цепи газораспределительного механизма может привести к перескоку цепи на звездах, что вызовет столкновение поршней с клапанами. Последствия такой «встречи» могут быть настолько серьезными, что ремонтировать в таком моторе будет просто – придется покупать новый.

Но если о том, что низкое давление масла вредно, знают многие, то о вреде повышенных показателей задумываются только когда сталкиваются с последствиями. А они уже достаточно опасны для здоровья мотора. Как минимум, такая ситуация влияет на возникновение повреждений уплотнителей и способствует ускорения утечки смазочной жидкости. Также часто случается ее выдавливание из-под кольца масляного фильтра, и это случается при залипании редукционного клапана маслонасоса.

На приборной панели автомобиля присутствует либо лампа сигнализации о низком давлении масла, либо указатель давления. В стандартных условиях эксплуатации этого достаточно, а при необходимости более серьезной диагностики мастера СТО будут использовать специальные манометры.

Но, говоря о недостаточных или избыточных значениях показателя, нужно не забывать, что для каждой модели двигателя нормативы будут разными. Чаще всего, минимальное давление масла должно составлять от 1 атмосферы на холостом ходу прогретого двигателя. Верхняя планка - 4,5–5 атмосфер при повышенных оборотах.

Муфта изменения фаз газораспределения современного двигателя

Муфта изменения фаз газораспределения современного двигателя

Что создает давление масла в системе

За создание давления масла в двигателе отвечает масляный насос, оснащенный редукционным клапаном.

Схема работы масляного насоса.

 Схема работы масляного насоса

Конструктивно эти устройства могут различаться, но принцип действия у них един – блок из двух шестерен засасывает масло через маслозаборник из поддона и направляет в систему через масляный фильтр. На выходе из насоса обязательно установлен клапан, не допускающий повышения давления выше максимального заданного значения. Он называется редукционным.

Какие проблемы с системой смазки могут иметь место, в чем их причины и как с этим бороться, рассмотрим далее.

Загорелась лампочка низкого давления масла

Индикатор лампочки при низком давлении масла

Как уже говорилось выше, наиболее частой и опасной для мотора является ситуация с недостаточными показаниями. Именно поэтому большинство современных автомобилей оснащено лампой пониженного давления масла на панели приборов. И вот в один момент, который прекрасным никак не назовешь, она загорелась… Что делать?

  1. Лампа давления масла обязана гореть при включенном зажигании и остановленном моторе. Если она вовсе не загорается, надо заменить контрольную лампу в приборной панели.
  2. Если контрольная лампа не погасла при еще работающем моторе, его необходимо немедленно остановить и проверить уровень смазки щупом. Если он ниже минимального, то нужно просто добавить жидкость до нормы. Высока вероятность того, что проблема исчезнет. Длительная эксплуатация с недостаточным уровнем запрещается любым производителем, так как, в первую очередь, пострадает масляный насос, а затем и остальные детали.

Если параметр соответствует норме или после доливки и повторного запуска лампа не гаснет, то разбираться с проблемой будет сложнее и точно потребуется обращение в сервис.

Шестерня масляного насоса, поврежденная эксплуатацией с низким уровнем масла.

Поврежденная шестеренка

Как измерить давление масла в двигателе

Это сервисная операция. Трудно даже представить себе, что у простого автовладельца под руками окажется специальный манометр. Такой прибор поможет получить точные значения при любых оборотах. Это позволит диагносту распознать неисправность и избежать.

Рисунок. Схема подключения манометра.

Схема подключения манометра

Разберем конкретный пример. Возьмем 2 бензиновые версии Land Cruiser Prado 150. Давление смазки этих автомобилей измеряется при 3000 оборотов в минуту. А вот нормы для двигателей различаются. Так для бензинового 2,7 соответствует диапазону 1,6-5 атмосфер, а для 4-литрового: уже 3-6 атмосфер. Как видим, даже у одного производителя цифры разнятся сильно. Что же тогда будет происходить, если речь пойдет о Volkswagen, Skoda, BMW, Mercedes?

Вывод – универсальных норм не существует, и методы проверки для каждой модели двигателя, как уже говорилось выше, индивидуальны и берутся из сервисной документации.

Причины высокого и низкого давления масла в двигателе и способы устранения проблем

Повышенное давление

Поводом для подозрений на такую напасть будет появление утечек из-под прокладок на двигателе. При подключении манометра опасения подтверждаются. Вопрос: в чем причина, и что делать? Основной причиной проблемы практически всегда является неисправность редукционного клапана, вызванная банальным загрязнением или износом. Для начала (особенно, если добираться до этого конструктивного элемента не просто) имеет смысл промыть систему смазки. Так как налицо уже достаточно серьезные сбои в работе системы, при выборе промывочного состава лучше не «стесняться» и предпочитать усиленные версии. Например, Oilsystem Spulung High Performance Benzin.

Oilsystem Spulung High Performance Benzin

Oilsystem Spulung High Performance Diesel

Да и вообще, если поддерживать систему смазки в чистоте, регулярно используя промывки, вероятность столкнуться с проблемой повышенного давления стремится к нулю.

Сниженное давление масла

Первую мы уже назвали – недостаточный уровень, но могут быть и другие. Вторая в точности совпадает с причиной первого пункта, только редукционный клапан умудрился «зависнуть» на грязи в приоткрытом положении, либо у него механически повреждена пружинка. Лечится заменой клапана или промывкой. Деталь стоит копейки, а на здоровье мотора влияет очень сильно. Кстати, промывка зачастую помогает устранить еще одну причину масляного голодания – отложения на сетке маслоприемника. Пример отражен на изображении.

Отложения на сетке маслоприемника

Недостаточная вязкость моторного масла при полностью прогретом двигателе

Чаще всего эту причину можно диагностировать по характерному поведению лампы давления масла – она мигает в ответ на малейшее снижение оборотов на холостом ходу полностью прогретого мотора.

В такой ситуации желательно проверить, не перепутали ли чего при последней замене масла, и подходит ли двигателю залитый в него сорт смазки. Если последний не подходящий – имеет смысл произвести замену.

Второе, что могло произойти – подходящее масло потеряло вязкость из-за перегрева или попадания топлива (обычно в этом случае можно ощутить характерный топливный запах из маслозаливной горловины). Разбор решения проблем топливной аппаратуры оставим за рамками этой статьи и допустим, что мы ее решили. Как же быть с маслом? Менять? Лучший вариант – да поменять, но не всегда есть такая возможность (временная, финансовая, физическая). Можно ли отсрочить данную процедуру? Можно! И поможет нам в этом такой повышающий давление масла продукт как Стабилизатор вязкости Visco-Stabil.

Стабилизатор вязкости Visco-Stabil

Также причиной недостаточного значения может быть повышенный износ деталей масляного насоса, коренных и шатунных вкладышей коленвала, подшипников распредвалов и турбины, но все перечисленные аспекты, к сожалению, требуют для устранения сложного ремонта.

Как видим, давление масла в автомобильном двигателе - параметр, сильно влияющий на долговечность и правильную работу «сердца» и требующий к себе очень внимательного отношения. Но далеко не все проблемы с ним являются критичными, а некоторые вообще можно решить без разборки основного агрегата: с помощью очистки масляной системы, замены масляной жидкости или стабилизатора вязкости.

Давление масла в системе смазки при нормальных оборотах автомобилей газ и зил составляет

АвтоРазбор

Нормальное давление масла в двигателе зил 131

Эта система-—комбинированного типа, заправочная емкость— 9,5 л. Ома включает маслозаливной патрубок, картер (поддон), насос с маслоприемником, фильтр, радиатор, магистрали и трубопроводы, контрольные приборы. По устройству аналогична системе смазки двигателя ЗМЗ -66, но имеет некоторые особенности. У масляного картера спереди сделано углубление для сбора масла и отверствие с пробкой для слива.
Масляный насос двухсекционный, шестеренчатый, приводится во вращение от шестерни на распределительном валу. Крепится насос в задней части двигателя с правой стороны. Верхняя секция насоса подает масло в систему смазки двигателя, а нижняя — через специальный кран в радиатор.

Редукционный клапан верхней секции установлен в разделительной проставке и отрегулирован на давление 3,2 кгс/см2. Перепускной клапан нижней секции отрегулирован на давление 1,2 кгс/см2.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Масляный фильтр очистки масла двигателя ЗИЛ -131 по устройству такой же, как и двигателя ЗМЗ -66, и отличается наличием перепускного шарикового клапана, предназначенного для перепуска масла, минуя фильтр при значительном износе подшипников коленчатого вала двигателя.

Кран включения масляного радиатора ввернут в корпус нижней секции масляного насоса. Для контроля за уровнем масла с левой стороны двигателя установлен указатель уровня, на котором нанесены три метки: «Долей», «Полно» и метка в виде прямоугольника выше метки «Полно». При длительной стоянке автомобиля до пуска двигателя уровень масла должен быть в пределах прямоугольной метки. Давление в системе смазки контролируется контрольной лампой и по манометру.

Работа системы смазки заключается в следующем. Верхняя секция масляного насоса подает масло через канал в задней перегородке блока в фильтр. Очищенное масло попадает в распределительную камеру, имеющуюся в задней перегородке блока, откуда оно поступает в два продольных магистральных канала- Из левого канала подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них — к подшипникам и упорному фланцу распределительного вала. По каналам в коленчатом валу поступает к шатунным подшипникам. В теле шатуна имеется отверстие, в момент совпадения которого с каналом в шейке коленчатого вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра. Через два радиальных отверстия в шейке среднего подшипника распределительного вала масло по каналам в блоке цилиндров, головках блока, стойках, осях коромысел периодически подается к втулкам коромысел, а по отверстиям в коромыслах — к верхним наконечникам штанг. Толкатели смазываются маслом из продольных магистральных каналов.


Рис. 1. Схема системы смазки двигателя ЗИЛ -130: 1 — масляный картер; 2 — маслоириемннк; 3 — кран включения масляного радиатора; 4 — масляный насос; 5 — маслораспределительная камера; 6—фильтр очистки масла (центрифуга); 7 — воздушный фильтр; 8 — компрессор; 9, 14 — левый и правый магистральные каналы; 10, 11 — трубки подачи и слива масла из компрессора; 12— масляный радиатор; 13 — полости шатунных шеек (ловушки) для центробежной очистки масла


Рис. 2. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ -131: 1 — воздушный фильтр вентиляции картера и маслозаливная горловина; 2 — маслоуловитель; 3 — клапан вентиляции; 4— штуцер.; 5 — корпус клапана

Из переднего конца правого магистрального канала масло подается для смазки компрессора, а из него по трубопроводу стекает в картер. В радиатор масло подается нижней секцией насоса через кран. Давление в системе должно быть 2—4 кгс/см2.

Вентиляция картера принудительная и осуществляется за счет отсоса газов из картера через клапан. Клапан предназначен для регулирования количества газов в зависимости от режима работы двигателя. Система вентиляции картера действует следующим образом. При работе двигателя на холостом ходу клапан вентиляции вследствие большого разрежения во впускном трубопроводе приподнимается, и площадь проходного сечения штуцера уменьшается — во впускной трубопровод отсасывается небольшое количество газов. С увеличением открытия дроссельных заслонок карбюратора при работе двигателя под нагрузкой разрежение во впускном трубопроводе уменьшается, клапан под действием собственного веса опускается, и площадь проходного сечения между ним и штуцером увеличивается, что соответствует проходу большего объема газов, прорывающихся в картер двигателя. Перед клапаном на выходе из внутреннего пространства двигателя картерные газы проходят через специальный маслоуловитель, предотвращающий попадание масла вместе с газами в камеру сгорания. Свежий воздух поступает в картер через фильтр, установленный на маслозаливном патрубке. Для отключения системы вентиляции при преодолении брода между трубками установлен кран. Рукоятка крана в момент преодоления брода должна быть расположена вертикально.

ЗИЛ 131

Содержание материала


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ

Для смазки двигателя ЗИЛ-131 применяют высококачественное специальное автомобильное масло АС-8, указанное в карте смазки или масло АСЗп-10.

Уровень масла в картере двигателя проверяют при ежедневном техническом обслуживании, перед каждым выездом автомобиля, а во время длительных рейсов — при каждом осмотре автомобиля в пути.

Заменяют масло, при работе двигателя в нормальных условиях, при ТО-2, а при работе в условиях большой запыленности воздуха, через одно ТО-1.

При ТО-2 отработанное горячее масло сливают из картера 1 двигателя. Чистое масло заливают через маслоналивную горловину 3, на которой установлен корпус 4 воздушного фильтра вентиляции картера с крышкой 24 и колпаком 25.

Уровень масла проверяют по указателю 5, на котором нанесены три метки. До пуска двигателя уровень масла должен быть в пределах верхней красной метки на указателе. Через 2—3 минуты после остановки двигателя уровень масла должен понизиться до метки «полно», что соответствует нормальному уровню масла. Если уровень масла понизится до метки «долей», необходимо доливать масло. Работа двигателя при уровне масла ниже метки «долей» воспрещается. Перед заправкой свежего масла очищают и промывают полнопоточную центрифугу, для чего через 20—30 минут после остановки двигателя центрифугу снимают и разбирают. Если начать разборку центрифуги раньше, то можно залить поверхность двигателя отработанным маслом. Для разборки центрифуги отвинчивают гайку 22 и снимают кожух 20. Вывернув пробку 12, в отверстие корпуса 11 вставляют большой бородок, при помощи которого удерживают корпус 14 от проворачивания и свечным ключом отвертывают гайку 21 фильтра. После этого снимают крышку 19, вставку 18 ротора и сетчатый фильтр 17. Очистив от грязевых отложений, сетчатый фильтр 17 и прокладку 13 промывают в неэтилированном бензине или керосине.

Во избежание повреждения подшип-никое скольжения корпуса не следует отвертывать гайку 16 на оси 15 и снимать корпус 14 с оси центрифуги.

В исправной центрифуге при давлении масла 3—4 кГ/см2 корпус ротора должен вращаться со скоростью 5000— 6000 об/мин.

Корпус 14 ротора снимается только в случае неудовлетворительного вращения. После мойки центрифугу собирают и проверяют работу. Ротор в исправной центрифуге после остановки двигателя должен вращаться не менее 2—3 мин. Перепускной клапан 10 центрифуги регулируется на перепад давлений в 0,8—1 кГ/см2, что обеспечивает работу двигателя при значительном износе подшипников.

Очистку и промывку корпуса 4 воздушного фильтра системы вентиляции картера двигателя, крышки 24 и фильтра 23 производят при каждой смене масла в двигателе. Корпус фильтра после промывки заполняют свежим маслом.

Нормальное давление масла в системе смазки двигателя обеспечивается шестеренчатым масляным насосом 8 и регулируется редукционным клапаном 9.

Оно должно быть в новом прогретом двигателе в пределах 2—4 кГ.см2. Редукционный клапан регулируют на давление 3,2 кГ/см2.

Нормальное давление масла в масляном радиаторе 2 регулируется перепускным клапаном 7 насоса, оно должно быть в пределах 1,2 к Г/см2.

Снятые с двигателя детали очищают и промывают, а детали системы вентиляции картера, корпус 29, клапан 30, трубку 28 клапана и трубку 31 корпуса крана 27 разбирают, очищают и промывают ацетоном.

При преодолении брода систему вентиляции картера двигателя выключают, устанавливая рукоятку крана 26 в вертикальное положение.

Следует иметь в виду, что двигатель ЗИЛ-131 предназначен для работы в воде, поэтому все стыки между деталями и агрегатами независимо от наличия прокладок уплотнены специальной пастой УН-25 (ТУ МНП-3336-52), тюбик которой прилагается к автомобилю.

Химмотологическая карта автоцистерны АЦ-40 (131) мод.137А

(данные для других моделей пожарных автомобилей приведены в инструкциях по их эксплуатации).

Смазываемое изделиеСмазочный материалКоличество точек смазкиНорма расхода (заправка) кг.Периодичность обслуживания
ОсновнойДублирующий
1. Шарикоподшипник вала насоса.Масло трансмиссионное ТАП-15В ГОСТ 23652-79Масло трансмиссионное ТСп-15к ГОСТ 23652-790,5Проверить уровень масла и долить до уровня верхней метки щупа через каждые 20 часов работы. Замена отработанного масла при каждом ТО-2.
2. Редуктор насоса высокого давления.То жеТо же1,6То же
3. Петли дверей кабин и отсеков кузова.То жеТо же0,02Смазывать при оборке и при появлении скрипов.
4. Ролики наката трехколенной лестницы.То жеТо же0,01Смазывать через каждые 50-60 часов работы автоцистерны.
5. Пальцы шарниров соединений тяг управления работой насосной установки.То жеТо же0,02Смазывать через каждые 100-120 часов работы автоцистерны.
6. Вадики шарнирных соединений крышки цистерны, ось упора лафетного ствола, втулка и гайка крепления пенобака, ось петли и запора крышек люков.Масло трансмиссионное автомобильное ТАП-15В ГОСТ 23652-79Масло трансмиссионное автомобильное ТАП-15К ГОСТ 23652-790,025Смазывать через каждые 100-120 часов работы автоцистерны.
7. Клапан предохранительный 139—21-35-00, клапан ограничитель падения давления.Смазка ЦИАТИМ—201 ГОСТ 6267-7420,05Смазывать при (сборке
8. Насос вакуумный струйный.Смазка графитная БВН-1 ГОСТ 5656-6020,1Ось смазывать при оборке.
9. Сальники насоса.Солидол Ж ГОСТ 1033-79Солидол С ГОСТ-4366-760, 25Смазывать через каждый час работы насо- са поворотом колпачка масленки на 2-й оборота.
10. Манжеты распределительного клапана.То жеТо же20,25Смазывать при сборке и через каждые 20-30 часов работы авто- цистерны.
11. Подшипники промежуточного вала привода насоса.Смазка ЛИТОЛ-24 ГОСТ 21150-75Смазка 1-13 жировая ОСТ 38.01.145—8020,2Смазывать при оборке и через каждые Количество точек смазки 20-30 часов работы автоцистерны.
12. Шлицы карданных валов.Солидол Ж ГОСТ 1033-79Солидол С ГОСТ 4366-7620,1То же
13. Кольца пневмоцилиндра.То жеТо же20,02Смазать при сборке.

Приложение 3

Моменты затяжки резьбовых соединений, для которых величина моментов не оговорена особо в НТД.

Диаметр резьбы, мм20
Размер под ключ, мм12,132219,2432,36
Момент затяжки, кг.м.0,6-0,91,4-1,73,0-3,55,5-6,08,0-9,012,0- -14,016,0- -19,023,0- -27,030,0- -36,042,0- 48,0

1. Моменты затяжки должны быть одинаковыми для всех гаек или болтов одного соединения.

2. Завертывать болты и гайки следует только ключом соответствующего размера.

3. Детали о конической резьбой должны быть завернуты до отказа. При этом во ввертываемой детали должен оставаться запаз резьбы с полным профилем не менее одного витка.

4. Не допускается установка пружинных шайб не соответствующих диаметрам болтов.

Приложение 4

Примерный перечень оборудования, контрольно-измерительных приборов, приспособлений и инструмента для оснащения рабочих мест при выполнении технического обслуживания №2 (ТО-2) пожарных автомобилей

Читайте также: