Диагностика самоактуализации личности а в лазукин в адаптации н ф калина

Обновлено: 03.07.2024

Диагностика самоактуализации личности
материал

Обработка результатов и интерпретация

Стремление к самоактуализации выражается следующими пунктами теста:

Отдельные шкалы вопросника САМОАЛ представлены следующими пунктами:

  • Ориентация во времени: 1б, 11а, 17б, 24б, 27а, 36б, 54б, 63б, 73а, 80а
  • Ценности: 2а, 16б, 18а, 25а, 28а, 37б, 45а, 55б, 61а, 64б, 72а, 81б, 85а, 96б, 98б
  • Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 23б, 41а, 50б, 59а, 69а, 76а, 82б, 86а
  • Потребность в познании: 8б, 24б, 29б, 33б, 42а, 51б, 53а, 54б, 60б, 70б
  • Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а, 16б, 25а, 28а, 33б, 34б, 43б, 52а, 55б, 61а, 64б, 70б, 71б, 77б
  • Автономность: 5б, 9а, 10а, 26б, 31б, 32а, 37б, 44а, 56б, 66б, 68б, 74б, 75а, 87б, 92а
  • Спонтанность: 5б, 21а, 31б, 38б, 39а, 48а, 57б, 67б, 74б, 83б, 87б, 89б, 91а, 92а, 94а
  • Самопонимание: 4б, 13а, 20б, 30а, 31б, 38б, 47а, 66б, 79б, 93а
  • Аутосимпатия: 6б, 14б6, 21а, 22б, 32а, 40б, 49б, 58а, 67б, 68б, 79б, 84а, 89б, 95а, 97б
  • Контактность: 10а, 29б, 35а, 46б, 48а, 53а, 62б, 78б, 90а, 92а
  • Гибкость в общении: 3б, 10а, 12б, 19б, 29б, 32а, 46б, 48а, 65б, 99а

Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время как остальные – по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.

Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию:

15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных баллов составляет х%.

1. Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат – это люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.

2. Шкала ценностей . Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

3. Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.

4. Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает А. Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.

5. Стремление к творчеству или креативность – непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.

6. Автономность , по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность (aliveness) и самоподдержка (self- support) у Ф.Перлза, направляемость изнутри (inner- directed) у Д.Рисмена, зрелость (ripeness) у К.Роджерса. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. В терминах Э.Фромма автономность – это позитивная «свобода для» в отличие от негативной «свободы от».

7. Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия.

8. Самопонимание . Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих. Д.Рисмен называл таких людей «ориентированными извне» в отличие от «ориентированных изнутри».

9. Аутосимпатия – естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки.

10. Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа синергической установки личности.

11. Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкие показатели характерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие

Диагностика самоактуализации личности а в лазукин в адаптации н ф калина

4. Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ
(А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калиной)

ЦЕЛЬ: определение уровня самоактуализации личности (данную методику также можно использовать для изучения поведенческого компонента самосознания).

Представление о том, что такое самоактуализация и как выглядит самоактуализирующаяся личность, сложилось· на· основе логического исследования особенностей жизни, ценностей и общения душевно здоровых, творческих и счастливых людей, проведенного А.Маслоу.

Теория самоактуализацииА.Маслоу на законном основании входит в число наиболее популярных и влиятельнейших· концепций современной психологии. Первую попытку измерить уровень самоактуализации предприняла ученица Маслоу Эверетт Шострем, опубликовавшая в 1963 году вопросник РОI (Регзопаl Оrientation Inventoгу). В него вошли две основные шкалы личностной ориентации: первая (временная), показывавшая, насколько человек может жить в настоящем, не откладывая это на будущее и не пытаясь вернуться в прошлое, и вторая (опоры или поддержки), измеряющая способность личности опираться на себя, а не на ожидания или оценки других людей. Крометого, имелось 10 дополнительных шкал, измеряющих такие качества, как самоуважение, спонтанность, бытийные ценности, позитивность взглядов на человеческую природу и др.

Вопросник Шострем был переведен и усовершенствован группой московских психологов (Л.Я.Гозманом, Ю.Е.Алешиной, М.В.Загикой и М.В.Кроз) и опубликован в 1987 году под названием "Самоактуализационный тест" (САТ). Ниже предлагается еще одна адаптация теста Р01, вопросник «САМОАЛ». Эта методика была разработана с учетом специфических особенностей самоактуализации в нашем переходном обществе. Кроме того, существенным изменениям подверглась структура вопросник (типы шкал) и формулировки диагностических суждений. Первый вариант «САМОАЛ» создавался в 1993-1994 гг. Н.Ф.Калиной, в стандартизации и валидизации принимал участие психолог А.В.Лазукин.

Методика включает 100 парных утверждений, из которых в процессе опроса необходимо выбрать одно, распределенных по 11 шкалам, а также предполагает вычисление «общего показателя самоактуализации».

Интерпретация результатов. ДИАГНОСТИКА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ (ДСЛ)

Цель – определить стремление к самоактуализации.

Инструкция.

Из двух вариантов утверждений выберите тот, который Вам больше нравится или лучше согласуется с Вашими представлениями, точнее отражает Ваши мнения.

Текст опросника.

а, б а, б а, б а, б а, б

Обработка данных.

Стремление к самоактуализации выражается следующими пунктами (см. ключ).

Отдельные шкалы представлены следующими пунктами:

Ø Ориентация во времени: 1 б, 11 а, 17 б, 24 б, 27 а, 36 б, 54 б, 63 б, 73 а, 80 а.

Ø Ценности: 2 а, 16 б, 18 а, 25 а, 28 а, 37 б, 45 а, 55 б, 61 а, 64 б, 72 а, 81 б, 85 а, 96 б, 98 б.

Ø Взгляд на природу человека: 7 а, 15 а, 23 б, 41 а, 50 б, 59 а, 69 а, 76 а, 82 б, 86 а.

Ø Потребность в познании: 8 б, 24 б, 29 б, 33 б, 42 а, 51 б, 53 а, 54 б, 60 б, 70 б.

Ø Креативность (стремление к творчеству): 9 а, 13 а, 16 б, 25 а, 28 а, 33 б, 34 б, 43 б, 52 а, 55 б, 61 а, 64 б, 70 б, 71 б, 77 б.

Ø Автономность: 5 б, 9 а, 10 а, 26 б, 31 б, 32 а, 37 б, 44 а, 56 б, 66 б, 68 б, 74 б,75 а, 87 б, 92 а.

Ø Спонтанность: 5 б, 21 а, 31 б, 38 б, 39 а, 48 а, 57 б, 67 б, 74 б, 83 б, 87 б, 89 б, 91 а, 92 а, 94 а.

Ø Самопонимание: 4 б, 13 а, 20 б, 30 а, 31 б, 38 б, 47 а, 66 б, 79 б, 93 а.

Ø Аутосимпатия: 6 б, 14 б, 21 а, 22 б, 32 а, 40 б, 49 б, 58 а, 67 б, 68 б, 79 б, 84 а, 89 б, 95 а, 97 б.

Ø Контактность: 10 а, 29 б, 35 а, 46 б, 48 а, 53 а, 62 б, 78 б, 90 а, 92 а.

Ø Гибкость в общении: 3 б, 10 а, 12 б, 19 б, 29 б, 32 а, 46 б, 48 а, 65 б, 99 а.

Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время как остальные – по 15.

Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.

Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию: 15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных баллов составляет х%.

Ключ.

1 б 21 а 41 а 61 а 81 б
2 а 22 б 42 а 62 б 82 б
3 б 23 б 43 б 63 б 83 б
4 б 24 б 44 а 64 б 84 а
5 б 25 а 45 а 65 б 85 а
6 б 26 б 46 б 66 б 86 а
7 а 27 а 47 а 67 б 87 б
8 б 28 а 48 а 68 б 88 а
9 а 29 б 49 б 69 а 89 б
10 а 30 а 50 б 70 б 90 а
11 а 31 б 51 б 71 б 91 а
12 б 32 а 52 а 72 а 92 а
13 а 33 б 53 а 73 а 93 а
14 б 34 б 54 б 74 б 94 а
15 а 35 а 55 б 75 а 95 а
16 б 36 б 56 б 76 а 96 б
17 б 37 б 57 б 77 б 97 б
18 а 38 б 58 а 78 б 98 б
19 б 39 а 59 а 79 б 99 а
20 б 40 б 60 б 80 а 100 б

Интерпретация результатов.

1. Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь "на потом" и не пытаясь найти убежище в прошлом.

Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни "здесь и теперь", способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов.

Низкий результат – это люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.

2. Шкала ценностей.

Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность.

Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

3. Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая).

Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей.

Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.

4. Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям.

Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей.

Такое познание, считает А. Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать.

Он просто видит то, что есть и ценит это.

5. Стремление к творчеству или креативность – непременный атрибут самоактуализации, который попросту можно назвать творческим отношением к жизни.

6. Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты.

Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность (aliveness) и самоподдержка (self-support) у Ф. Перлза, направляемость изнутри (inner- directed) у Д. Рисмена, зрелость (ripeness) у К. Роджерса.

Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества.

В терминах Э.Фромма автономность – это позитивная "свобода для" в отличие от негативной "свободы от".

7. Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям.

Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением.

Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей.

Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия.

8. Самопонимание.

Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям.

Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами.

Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой.

Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих. Д. Рисмен называл таких людей "ориентированными извне" в отличие от "ориентированных изнутри".

9. Аутосимпатия – естественная основа психического здоровья и цельности личности.

Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе.

Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки.

10. Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими.

Контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа синергической установки личности.

11. Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении.

Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию.

Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением.

Низкие показатели характерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.

Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ)

Обработка результатов и интерпретация Стремление к самоактуализации выражается следующими пунктами теста:










10а
11а
12б
13а
14б
15а
16б
17б
18а
19б
20б
21а
22б
23б
24б
25а
26б
27а
28а
29б
30а
31б
32а
33б
34б
35а
36б
37б
38б
39а
40б
41а
42а
43б
44а
45а
46б
47а
48а
49б
50б
51б
52а
53а
54б
55б
56б
57б
58а
59а
60б
61а
62б
63б
64б
65б
66б
67б
68б
69а
70б
71б
72а
73а
74б
75а
76а
77б
78б
79б
80а
81б
82б
83б
84а
85а
86а
87б
88а
89б
90а
91а
92а
93а
94а
95а
96б
97б
98б
99а
100б

    Отдельные шкалы вопросника САМОАЛ представлены следующими пунктами:

  • Ориентация во времени: 1б, 11а, 17б, 24б, 27а, 36б, 54б, 63б, 73а, 80а
  • Ценности: 2а, 16б, 18а, 25а, 28а, 37б, 45а, 55б, 61а, 64б, 72а, 81б, 85а, 96б, 98б
  • Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 23б, 41а, 50б, 59а, 69а, 76а, 82б, 86а
  • Потребность в познании: 8б, 24б, 29б, 33б, 42а, 51б, 53а, 54б, 60б, 70б
  • Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а, 16б, 25а, 28а, 33б, 34б, 43б, 52а, 55б, 61а, 64б, 70б, 71б, 77б
  • Автономность: 5б, 9а, 10а, 26б, 31б, 32а, 37б, 44а, 56б, 66б, 68б, 74б, 75а, 87б, 92а
  • Спонтанность: 5б, 21а, 31б, 38б, 39а, 48а, 57б, 67б, 74б, 83б, 87б, 89б, 91а, 92а, 94а
  • Самопонимание: 4б, 13а, 20б, 30а, 31б, 38б, 47а, 66б, 79б, 93а
  • Аутосимпатия: 6б, 14б6, 21а, 22б, 32а, 40б, 49б, 58а, 67б, 68б, 79б, 84а, 89б, 95а, 97б
  • Контактность: 10а, 29б, 35а, 46б, 48а, 53а, 62б, 78б, 90а, 92а
  • Гибкость в общении: 3б, 10а, 12б, 19б, 29б, 32а, 46б, 48а, 65б, 99а

Примечание:Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время как остальные – по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию:15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных баллов составляет х%.

1. Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат – это люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.

2. Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

3. Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.

4. Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает А. Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.

5. Стремление к творчеству или креативность – непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.

6. Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность (aliveness) и самоподдержка (self- support) у Ф.Перлза, направляемость изнутри (inner- directed) у Д.Рисмена, зрелость (ripeness) у К.Роджерса. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. В терминах Э.Фромма автономность – это позитивная «свобода для» в отличие от негативной «свободы от».

7. Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия.

8. Самопонимание. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих. Д.Рисмен называл таких людей «ориентированными извне» в отличие от «ориентированных изнутри».

9. Аутосимпатия – естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки.

10. Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа синергической установки личности.

11. Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкие показатели характерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.

Стимульный материал

1.Я человек, с которым очень легко поладить.
2.Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения подождать.
3.Всегда был такой человек, на которого я хотел бы походить.
4.Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком.
5.Мне противны непристойные кинофильмы.
6.Я редко помню свои сны.
7.Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешенство.
8.Иногда у меня возникает желание пробить кулаком стену.
9.Меня сильно раздражает, когда люди рисуются.
10.В своих фантазиях я всегда главный герой.
11.У меня не очень хорошая память на лица.
12.Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней.
13.Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре.
14.Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь.
15.Когда в толпе кто-то толкает меня, я испытываю желание ответить тем же.
16.Многое во мне восхищает людей.
17.Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь.
18.Иногда, без всякой причины, на меня нападает упрямство.
19.Друзья почти никогда не подводят меня.
20.Мне случалось думать о самоубийстве.
21.Меня оскорбляют непристойные шутки.
22.Я всегда вижу светлые стороны вещей.
23.Я ненавижу недоброжелательных людей.
24.Если кто-нибудь говорит, что я не смогу что-то сделать, то я нарочно хочу сделать это, чтобы доказать ему неправоту.
25.Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей.
26.Я склонен к излишней импульсивности.
27.Я терпеть не могу людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость.
28.Я ни к кому не отношусь с предубеждением.
29.Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно, глупо или смешно.
30.Я всегда нахожу логичные объяснения любым неприятностям.
31.Иногда мне хочется увидеть конец света.
32.Порнография отвратительна.
33.Иногда, будучи расстроен, я ем больше обычного.
34.У меня нет врагов.
35.Я не очень хорошо помню свое детство.
36.Я не боюсь состариться, потому что это происходит с каждым.
37.В своих фантазиях я совершаю великие дела.
38.Большинство людей раздражают меня, потому что они слишком эгоистичны.
39.Прикосновение к чему-либо склизкому вызывает во мне омерзение.
40.У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения.
41.Я убежден, что если буду неосторожен, люди воспользуются этим.
42.Я не скоро замечаю дурное в людях.
43.Когда я читаю или слышу о трагедии, это не слишком трогает меня.
44.Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать.
45.Я испытываю сильную потребность в комплиментах.
46.Сексуальная невоздержанность отвратительна.
47.Когда в толпе кто-то мешает моему движению, у меня иногда возникает желание толкнуть его плечом.
48.Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею.
49.Когда я вижу окровавленного человека на экране, это почти не волнует меня.
50.В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без поддержки и помощи людей.
51.Большинство окружающих считают меня очень интересным человеком.
52.Я ношу одежду, которая скрывает недостатки моей фигуры.
53.Для меня очень важно всегда придерживаться общепринятых правил поведения.
54.Я склонен часто противоречить людям.
55.Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют.
56.По-видимому, я слишком отстраненно смотрю на вещи.
57.В разговорах с представителями противоположного пола я стараюсь избегать щекотливых тем.
58.Когда у меня что-то не получается, мне иногда хочется плакать.
59.Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи.
60.Когда кто-то толкает меня, я испытываю сильное негодование.
61.Я выбрасываю из головы то, что мне не нравится.
62.В любой неудаче я обязательно нахожу положительные стороны.
63.Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.
64.Я почти ничего не выбрасываю и бережно храню множество разных вещей.
65.В компании друзей мне больше всего нравятся разговоры о прошедших событиях, развлечениях и удовольствиях.
66.Меня не слишком раздражает детский плач.
67.Мне случалось так разозлиться, что я готов был перебить все вдребезги.
68.Я всегда оптимистичен.
69.Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания.
70.Какие бы страсти не разыгрывались на экране, я всегда отдаю себе отчет в том, что это только на экране.
71.Я часто испытываю чувство ревности.
72.Я бы никогда специально не пошел на откровенно эротический фильм.
73.Неприятно то, что людям, как правило, нельзя доверять.
74.Я готов почти на все, чтобы произвести хорошее впечатление.
75.Я никогда не бывал панически испуган.
76.Я не упущу случая посмотреть хороший триллер или боевик.
77.Я думаю, что ситуация в мире лучше, чем полагает большинство людей.
78.Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние.
79.Мне не нравится, когда люди откровенно флиртуют.
80.Я никогда не позволяю себе терять самообладание.
81.Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым врасплох.
82.Кажется, некоторые из моих знакомых завидуют моему умению жить.
83.Мне случалось со зла так сильно ударить или пнуть по чему-нибудь, что я неумышленно причинял себе боль.
84.Я знаю, что за глаза кое-кто отзывается обо мне дурно.
85.Я едва ли могу вспомнить свои первые школьные годы.
86.Когда я расстроен, я иногда веду себя по-детски.
87.Мне намного проще говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.
88.Когда я бываю в отъезде и у меня случаются неприятности, я сразу начинаю сильно тосковать по дому.
89.Когда я слышу о жестокостях, это не слишком глубоко трогает меня.
90.Я легко переношу критику и замечания.
91.Я не скрываю своего раздражения по поводу привычек некоторых членов моей семьи.
92.Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.
93.Я не могу переживать свои неудачи в одиночку.
94.К счастью, у меня меньше проблем, чем имеет большинство людей.
95.Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться.
96.Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи.
97.Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат.



Модифицированный опросник
диагностики самоактуализации личности
САМОАЛ
(А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина)

Цель:определение уровня самоактуализации личности (данную методику также можно использовать для изучения поведенческого компонента самосознания).
ОПИСАНИЕ
Представление о том, что такое самоактуализация и как выглядит самоактуализирующаяся личность, сложилось· на· основе логического исследования особенностей жизни, ценностей и общения душевно здоровых, творческих и счастливых людей, проведенного А.Маслоу.
Теория самоактуализацииА.Маслоу на законном основании входит в число наиболее популярных и влиятельнейших· концепций современной психологии. Первую попытку измерить уровень самоактуализации предприняла ученица Маслоу Эверетт Шострем, опубликовавшая в 1963 году вопросник РОI (Регзопаl Оrientation Inventoгу). В него вошли две основные шкалы личностной ориентации: первая (временная), показывавшая, насколько человек может жить в настоящем, не откладывая это на будущее и не пытаясь вернуться в прошлое, и вторая (опоры или поддержки), измеряющая способность личности опираться на себя, а не на ожидания или оценки других людей. Крометого, имелось 10 дополнительных шкал, измеряющих такие качества, как самоуважение, спонтанность, бытийные ценности, позитивность взглядов на человеческую природу и др.
Вопросник Шострем был переведен и усовершенствован группой московских психологов (Л.Я.Гозманом, Ю.Е.Алешиной, М.В.Загикой и М.В.Кроз) и опубликован в 1987 году под названием "Самоактуализационный тест" (САТ). Ниже предлагается еще одна адаптация теста Р01, вопросник «САМОАЛ». Эта методика была разработана с учетом специфических особенностей самоактуализации в нашем переходном обществе. Кроме того, существенным изменениям подверглась структура вопросник (типы шкал) и формулировки диагностических суждений. Первый вариант «САМОАЛ» создавался в 1993-1994 гг. Н.Ф.Калиной, в стандартизации и валидизации принимал участие психолог А.В.Лазукин.
Методика включает 100 парных утверждений, из которых в процессе опроса необходимо выбрать одно, распределенных по 11 шкалам, а также предполагает вычисление «общего показателя самоактуализации».
ОБРАБОТКА
Ключ
Шкалы вопросника САМОАЛ:
1. Ориентация во времени: 1б, 11а, 17б, 24б, 27а, 36б, 54б, 63б, 73а, 80а.
2. Ценности: 2а, 16б, 18а, 25а, 28а, 37б, 45а, 55б, 61а. 64б, 72а, 81б, 85а., 96б, 98б.
3. Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 23б, 41а, 50б, 59а, 69а, 76а, 82б, 86а.
4. Потребность в познании: 8б, 24б, 29б, 33б, 42а, 51б, 53а, 54б, 60б, 70б.
5. Креативность: 9а, 13а, 16б, 25а, 28а, 33б, 34б, 43б, 52а, 55б, 61а, 64б, 70б, 71б, 77б.
6. Автономность: 5б, 9а, 10а, 26б, 31б, 32а, 37б, 44а, 56б, 66б, 68б, 74б, 75а, 87б, 92а.
7. Спонтанность: 5б, 21а, 31б, 38б, 39а, 48а, 57б, 67б, 74б, 83б, 87б, 89б, 91а, 92а, 94а.
8. Самопонимание: 4б, 13а, 20б, 30а, 31б, 38б, 47а, 66б, 79б, 93а.
9. Аутосимпатия: 6б, 14б, 21а, 22б, 32а, 40б, 49б. 58а, 67б, 68б, 79б, 84а, 89б, 95а, 97б.
10. Контактность: 10а, 29б, 35а., 46б, 48а, 53а, 62б, 78б, 90а, 92а.
11. Гибкость в общении: 3б, 10а, 12б, 19б, 29б, 32а, 46б, 48а, 65б, 99а.
Примечание: шкалы №1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время, как остальные по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.
Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию: 15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных баллов составляет Х%.

Ценностные ориентации личности и особенности самоактуализации личности в период ранней зрелости

На разных стадиях индивидуального развития следование нормам и ценностям социального окружения последовательно определяется стремлением избежать наказания и получить поощрение, ориентацией на значимых других, действием внутренней автономной системы ценностей. Эти стадии не привязаны четко к определенному возрасту и последовательно сменяют друг друга на протяжении жизни человека. При этом каждая стадия может оказаться последней, и достигнутый к этому моменту уровень развития становится индивидуальным типом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты ценностных ориентаций
личности и особенности самоактуализации личности
в период ранней зрелости …………………………………………….………..6
Период ранней зрелости…………………………………………………….6
1.2 Понятие самоактуализации…………………………………………………13
1.3 Ценностные ориентации личности в разные периоды жизни…………… 20
Глава 2 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций личности и особенности самоактуализации личности в период ранней зрелости……….31
2.1. Организация и методы исследования ……………………………………..31
2.2. Результаты исследования………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………. 41
Список литературы………………………………………………………………43
Приложения……………………………………………………………………. 45

Работа состоит из 1 файл

самоактуализация1.doc

- Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина.

2. Обработка эмпирических данных (графики, таблицы, диаграммы).

3. Анализ полученных результатов.

4. Математическая обработка данных.

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций
личности С.С. Бубнова.

Назначение: Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

Опросник включает в себя 66 вопросов и интерпретируется по следующим ценностям:
1. Приятное времяпрепровождение, отдых.
2. Высокое материальное благосостояние.
3. Поиск и наслаждение прекрасным.
4. Помощь и милосердие к другим людям.
5. Любовь.
6. Познание нового в мире, природе, человеке.
7. Высокий социальный статус и управление людьми.
8. Признание и уважение людей и влияние на окружающих.
9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.
10. Общение.
11. Здоровье.

Диагностика самоактуализации личности
А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина

Опросник включает в себя 100 вопросов, направленные на выявления общего уровня самоактуализации личности и определяет значимость отдельных показателей. Отдельные шкалы вопросника САМОАЛ представлены следующими пунктами:

  • Ориентация во времени
  • Ценности
  • Взгляд на природу человека
  • Потребность в познании
  • Креативность (стремление к творчеству)
  • Автономность
  • Спонтанность
  • Самопонимание
  • Аутосимпатия
  • Контактность
  • Гибкость в общении.

2.2. Результаты диагностики самоактуализации личности и ценностных ориентаций в период ранней зрелости

Результаты исследования по диагностике реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова.

В исследовании приняло участие 20 человек мужского и женского пола в возрасте от 20 до 40 лет.

Из вышеприведенной диаграммы видно, что наибольшую ценность для опрошенных представляет 4 и 5 тип ценностей (среднее значение 4,7 и 4,6), а именно помощь и милосердие к другим людям и любовь. Наименьшую же ценность для опрошенных представляет социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе (среднее значение 2,7).

1. Приятное времяпрепровождение, отдых – среднее значение 4,2
2. Высокое материальное благосостояние – среднее значение 3,8.
3. Поиск и наслаждение прекрасным – среднее значение 3,2.
6. Познание нового в мире, природе, человеке – среднее значение 3,3.
7. Высокий социальный статус и управление людьми – среднее значение 3,7.
8. Признание и уважение людей и влияние на окружающих – среднее значение 3,9.
10. Общение – среднее значение 2,8.
11. Здоровье – среднее значение 3.

Результаты исследования по диагностики самоактуализации личности
А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина

Отдельные шкалы вопросника САМОАЛ представлены следующими пунктами:

  1. Шкала ориентации

20 % опрошенных показали высокий результат, который характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов.

55 % опрошенных показали средний результат. Эти люди живут настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом.

10 % опрошенных показали низкий результат. Это люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.

  1. Шкала ценностей.

20 % опрошенных показали выскоий результат. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность.

60 % опрошенных показали средний результат. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

10 % опрошенных показали низкий результат. Показатель по этой шкале не ниже 33 % у 2 опрошенных, следовательно нельзя сказать что эти люди несамодостаточны, и всегда манипулируют людьми.

  1. Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая).

Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.

  1. Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям.

Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает А. Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.

  1. Стремление к творчеству или креативность

– непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.

  1. Автономность

По мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность (aliveness) и самоподдержка (self- support) у Ф.Перлза, направляемость изнутри (inner- directed) у Д.Рисмена, зрелость (ripeness) у К.Роджерса. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. В терминах Э.Фромма автономность – это позитивная «свобода для» в отличие от негативной «свободы от».

  1. Спонтанность

Это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия.

  1. Самопонимание.

Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих. Д.Рисмен называл таких людей «ориентированными извне» в отличие от «ориентированных изнутри».

  1. Аутосимпатия

Аутосимпатия– естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки.

  1. Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа синергической установки личности.

15 % опрошенных имеют высокий показатель.

5 % опрошенных имеют низкий показатель.

80 % опрошенных имеют средний показатель.

11. Шкала гибкости в общении

соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкие показатели характерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.

Самоактуализация

В ходе анализа теоретических положений по проблеме исследования мы установили, что самоактуализацию можно определить как процесс саморазвития личности, ее личностного роста «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, направленный на выстраивание стратегии жизни, на выстраивание иерархии ценностей, обретения смысла жизни. Актуализироваться – значит становиться действительным, фактически осуществлять свои потенциальные возможности.

Понятие самоактуализации рассматривается как процесс развертывания и созревания, изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей. А. Маслоу считал, что для самоактуализации необходим высокий уровень притязаний, стремление к максимальной реализации своих талантов и возможностей.

В эмпирической части работы мы проверяли гипотезу о наличии взаимосвязи между структурой ценностных ориентаций и характером самоактуализации на выборке людей в периоде ранней зрелости.

В ходе проведенного исследования мной было выявлено, что большинство опрошенных имеют показатель самоактуализации выше среднего, а значит стремление к познанию себя и мира неразрывно с их жизнью.

Уровень самоактуализации личности. (Тест САТ, Опросник САМОАЛ)

тест самоактуализации

Термином "самоактуализация" Абрахам Маслоу обозначил всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности.

Синонимами понятия "самоактуализация" нередко выступают понятия "развитие личности", "личностный рост". Таким образом, самоактуализация, по мнению А. Маслоу, — это "потребность человека стать тем, кем он способен стать". Человек, достигший высшего уровня своих потребностей - в самореализации, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Среди свойств самоактуализирующихся личностей А. Маслоу выделял, в частности, следующие:

- Более комфортабельные отношения с реальностью;
- Принятие себя, других, природы;
- Спонтанность, простота, естественность;
- Автономия, независимость от окружения;
- Опыт высших переживаний;
- Более глубокие межличностные отношения;
- Творческое отношение к действительности, и др.

А. Маслоу отмечал, что самоактуализирующихся людей немного - лишь несколько процентов от общего числа, но эти люди в большей степени приближены к идеалу наиболее полного развития, к которому мы все движемся.

Однако самоактуализация - сложное, комплексное качество личности. Каждый из нас в разной степени обладает его различными компонентами. Тест САТ - помогает эту степень измерить. Он представляет собой сделанную на кафедре социальной психологии МГУ русскоязычную адаптацию опросника POI (Опросник личностных ориентаций) Эверетта Шострома, ученика Маслоу. В тесте 126 вопросов и 14 шкал, каждая из которых соответствует определённому свойству самоактуализирующейся личности.

Уровень самоактуализации личности. (Тест САТ, Опросник САМОАЛ):

Данный опросник предназначен для диагностики уровня самоактуализации личности. В каждом пункте теста содержатся два высказывания (а и б). Внимательно прочитайте каждое из двух высказываний и отметьте то из них, которое в большей степени соответствует вашей точке зрения.

Стимульный материал (вопросник):

Ключ к опроснику.

Шкала "Ориентация во времени" (всего 17 вопросов): 11а, 16б, 18б, 21а, 29б, 38б, 40б, 41б, 45б, 60б, 64б, 71б, 76б, 82б, 91б, 106б, 126б.
Шкала "Поддержка" (всего 90 вопрос): 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 7б, 8а, 9а, 10а, 12б, 14б, 15б,17а, 19а, 22б, 23а, 25б, 26б, 27б, 28а, 31б, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 39б, 42а, 43а, 44б, 46а, 47б, 49б, 50б, 51б, 52а, 53а, 55а, 56а, 57а, 59а, 61б, 62б, 65б, 66а, 67б, 68а, 69б, 70а, 72б, 73а, 74б, 75б, 77а, 80а, 81а, 83а, 85б,86а, 87б,88б,89б,90а, 93а, 94а, 95б,96а, 97а, 98а, 99б,100а, 102а, 103б,104а, 105б,108б,109а, 110а, 111б,113а, 114а, 115а, 116б, 117б,118а, 119б,120а, 122а, 123б,125б.
Шкала "Ценностные ориентации" (всего 20 вопросов): 17а, 28а, 42а, 49б, 50б, 53а, 56а, 59а, 67б, 68а, 69б, 80а, 81а, 90а, 93а, 97а, 99б,113а, 114а, 122а.
Шкала "Гибкость поведения" (всего 24 вопроса): 3а, 9а, 12б, 33б, 36б, 38б, 40б, 47б, 50б, 51б, 61б, 62б, 65б, 68б, 70а, 74б, 82б, 85б, 95б, 97а, 99б, 102а, 105б,123б.
Шкала "Сензитивность" (всего 13 вопросов): 2б, 5б, 10а, 43а, 46а, 55а, 73а, 77а, 83а, 89б,103б,119б, 122а.
Шкала "Спонтанность" (всего 14 вопросов): 5б,14б,15б, 26б,42а, 62б,67б, 74б, 77а, 80а, 81а, 83а, 95б, 114а.
Шкала "Самоуважение" (всего 15 вопросов): 2б, 3а, 7б, 23а, 28а, 44б, 53а, 66а, 69б, 98а, 100а, 102а, 106б,114а, 122а.
Шкала "Самопринятие" (всего 21 вопрос): 1б, 8а, 14б, 22б, 31б, 32а, 34а, 39б, 53а, 61б, 71б, 75б, 86а, 87б,104а, 105б, 106б,110а, 111б,116б,125б.
Шкала "Взгляд на природу человека" (всего 10 вопросов): 23а, 25б, 27б, 50б, 66а, 90а, 94а, 97а, 99б,113а.
Шкала "Синергичность" (всего 7 вопросов): 50б, 68а, 91б, 93а, 97а, 99б,113а.
Шкала "Принятие агрессии" (всего 16 вопросов): 5б, 8а, 10а, 15б, 19а, 28а, 39б, 43а, 46а, 56а, 57а, 67б, 85б, 93а, 94а, 115а.
Шкала "Контактность" (всего 20 вопросов): 5б, 7б,17а, 23а, 26б, 36б,46а, 65б, 70а, 73а, 74б, 75б, 79б, 96а, 99б,103б,108б,109а, 120а, 123б.
Шкала "Познавательные потребности" (всего 11 вопросов): 13а, 20б, 37а, 48а, 63б, 66а, 78б, 62б, 92а, 107б,121б.
Шкала "Креативность" (всего 14 вопросов): 6б, 24а, 30а, 42а, 54а, 58а, 59а, 68а, 84а, 101а, 105б,112б,123б, 124б.

Обработка и интерпретация результатов опросника.

За каждое суждение, выбранное испытуемым и соответствующее самоактуализации, начисляется 1 балл. Затем необходимо подсчитать баллы по всем шкалам теста. После этого подсчитывается значение двух основных коэффициентов: коэффициента "Ориентация во времени" и коэффициента "Поддержка". На основе этих данных производится основная интерпретация результатов.

Читайте также: