Для чего использовались древнегреческие вазы

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 04.10.2024

Декоративные вазы и древняя греция

Считается, что древние египтяне были самой ранней цивилизацией, использовавшей вазы в декоративных целях. Действительно, именно в Древнем Египте у нас есть первые свидетельства того, что вазы использовались для хранения цветов, как мы это делаем сегодня. Однако эти вазы были довольно простыми по форме и дизайну. Древние греки наиболее известны тем, что создавали красивые вазы, которые могли быть как декоративными, так и функциональными.

У греков было множество различных применений своих ваз, но открытие ими новых способов украшения этих ваз означало, что они приобрели новое символическое значение. Древнегреческие вазы получили несколько разных имен в зависимости от их использования. Амфоры использовались для хранения пищи, масла и вина, гидрия - для хранения воды, алабастра - это небольшие емкости, используемые для хранения масла и духов, а большие кратеры использовались для смешивания вина с водой.

Каждый тип вазы в Древней Греции имел определенную форму, соответствующую определенному назначению. Тем не менее, греческие вазы наиболее известны своими красными и черными украшениями, которые позволяли использовать орнамент и повествование. Вазы часто украшались изображениями сцен из повседневной жизни.

Ярким примером древнегреческой вазы является Кратер Евфрония, созданный примерно в 500 году до нашей эры. На одной стороне этой потрясающей вазы изображена героическая сцена смерти греческого героя Сарпедона; с другой стороны - сцена, где анонимные юноши готовятся к бою. Послание, скрытое в повествовании, ясно: смерть может наступить для всех, как героя, так и обычного человека. Повествовательное изображение на вазе отражает заботы повседневного человеческого существования и быстротечность жизни.

Таким образом, украшение ваз означало, что вазы могли служить не только для хранения еды и вина, но и для других целей. Например, первое использование вазы в качестве трофея относится к Древней Греции, когда победитель Олимпийских игр получал амфору, наполненную священным оливковым маслом.

А вазы в Древней Греции также использовались в памятных целях. Например, древние афиняне кремировали своих мертвецов и складывали их прах в урны - практика, которая существует и по сей день. Роскошно расписанные погребальные вазы ставились на могилы знатных мужчин и женщин как знак их богатства и власти.

Древнегреческая вазопись

Основные особенности, характерные для греческой вазописи, прослеживаются еще в догреческом минойском искусстве. Впервые подобная роспись начала использоваться в 2500 г. до н. э. (Бутмирская культура). Особое распространение в это время получили керамические изделия критской школы. Их характерной особенностью являлись геометрические орнаменты, нанесенные белой краской по темному фону. Позднее начали применяться растительные мотивы, изображения людей и животных. Еще одной отличительной чертой критских ваз было то, что узорами и рисунками их поверхность была заполнена практически полностью.

Поскольку самый первый образец такой посуды был найден в пещере Камарес, стиль древних критских мастеров был назван «камарским». Минойская культура привнесла в декор ваз этой школы морские мотивы, которые также считаются отличительным признаком камарских сосудов. Современными археологами достаточно хорошо изучена и керамическая посуда позднеэлладского периода. Для орнаментов этого времени характерны растительные и животные мотивы. После 1200 года мастерами начинают использоваться также изображения людей и кораблей.

Разновидности древнегреческой росписи

Археологами найдены древнегреческие сосуды, декорированные в разных техниках. В основном можно выделить следующие:

Прокоринфский стиль. Появился приблизительно в 700 годах до н. э. Характерной особенностью этого вида росписи является широкое использование мифологических мотивов, создаваемых в основном под влиянием восточных орнаментов. Техника исполнения идентична чернофигурной росписи. Характерным образчиком прокоринфского стиля является, например, декор Пинаки из Пентескуфии. ( 575-550 гг. до н. э.), хранящийся в Лувре.
Чернофигурная вазопись. Этот способ оформления посуды появился в VII в. до н.э. Характерной его особенностью является использование человеческих фигур, изображение сцен битв, пиршестви, разумеется, мифологические сюжеты. Рисунок наносился на поверхность шпикером (глянцевой глиной). После обжига материал сосуда становился красным, шпикер менял свой цвет на черный. Самым известным художником, работавшим в чернофигурной технике, был Эксекий. Свою популярность этот метод начал терять, начиная с 530 г. до н. э.
Краснофигурная вазопись. Считается, что изобретателем этого метода был художник Андокид. Техника этого типа очень похожа на чернофигурную. Отличие лишь в том, что фон в этом случае после обжига получался черным, а сам рисунок имел естественный «глиняный» цвет. Основными мотивами краснофигурного декора были мифологические сюжеты, женские образы и интерьеры гончарных мастерских.
Вазопись по белому фону. Такие сосуды предварительно окрашивались белым, а затем на них наносились красные, черные либо разноцветные фигуры. Существовали и другие, несколько менее известные древнегреческие техники украшения посуды. Например, особым образом украшены вазы-гнафии, канозские вазы, чентурипские вазы.

Древнегреческие вазы

По какой-то причине, когда речь заходит о посуде, употреблявшейся в Древней Греции, сразу возникает ассоциация с амфорой - и только! Хотя, на самом деле, сами по себе древнегреческие вазы имели различные формы, в зависимости от их предназначения в быту. Так амфоры, пелики и стамносы служили для хранения разного рода продуктов, включая вино. Стамносы употребляли и для смешивания вина с водой. В этих же целях на симпосиях употребляли диносы и кратеры. Это сосуды так называемого мужского мира.

Древнегреческие вазы
Динос
Подставка под динос вазописца Антифона. Ок 490 г. до н. э.

Кратер - это большая глубокая чаша на ножке с двумя ручками. Само слово кратер происходит от древнегреческого «керраним» (κεράννυμ), что в переводе означает «смешиваю».
Для кратера, который представлял собой довольно-таки вместительный сосуд, характерна широкая горловина, две ручки по бокам и ножка.

Динос – это тоже крупный сосуд с полукруглым туловищем, выполненный из керамики или металла. Обычно динос устанавливался на искусно выполненной подставке.

В древнегреческой мифологии Диносом звали одного из коней Диомеда.

Кратер
Чернофигурный мастос. Геракл и критский бык
Киаф. 550—540 гг. до н. э., Лувр

В греческом застолье использовались также и мастосы, напоминающие по форме женскую грудь (μαστός). Характерной особенностью этих сосудов было то, что их невозможно было поставить на стол, не допив налитое в них вино.

Как видно из древних текстов, вино было непременным атрибутом мужских пиров - сисситий. Если судить по диалогам Платона, ни одна философская беседа не обходилась без рубинового напитка.

Согласно древнегреческой мифологии, богом вина в классическую и эллинистическую эпохи был Дионис - сын Зевса и смертной девушки Семелы, которая была дочерью фиванского царя Кадма. Дважды в год в честь Диониса устраивались ритуальные праздники, так называемые, Великие и Малые Дионисии.

Сами же Олимпийские боги пили нектар - божественный напиток, даривший им бессмертие. Виночерпием на Олимпе был похищенный Зевсом прекрасный юноша по имени Ганимед.

На симпосиях вино черпали киафом, который очень похож на привычные нашему глазу чашки, с разницей в том, что ручка у киафа, для удобства при черпании, намного возвышается над кромкой сосуда.

Объём киафа составлял 0, 045 литра, то есть четверть секстария. В свою очередь, половину секстария составляла котила (κοτύλη). Котилами также назывались древнегреческие вазы, которые по форме были похожи на скифосы.

Большой интерес представляет собой псиктер (от греч. ψύξη – «охлаждение») - керамический сосуд, напоминающий по форме гриб.

Псиктер использовался вместе с кубковым кратером на симпосиях. Первый из этих сосудов предназначался для хранения снега или ледяной воды, а во второй наливалось неразбавленное вино.

Псиктер
Ойнохойя
Канфар

А вот для подачи вина употребляли гидрии и ойнохойи. Ойнохойя (οἰνοχόη) - это кувшин для вина, имеющий одну ручку, с круглым или трилистниковым венчиком, который напоминает лист клевера.

Пили же вино из килика, канфара скифоса, и ритона.

Килик (κύλιξ) - сосуд для напитков плоской формы, стоящий на короткой ножке. Ручки с обеих сторон не превышают по высоте кромку самой чаши.

Канфар (κάνθαρος) очень похож на кубок с двумя непомерно объёмными вертикальными ручками. Наверное, не случайно, потому что из канфаров пили греческие боги: к примеру, с канфаром очень часто изображался Дионис. Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как предмет культа.

Скифос (σκύφος) представляет собой керамическую чашу для питья, с низкой ножкой и двумя горизонтально расположенными ручками. Скифосом был мифический кубок Геракла, поэтому скифос называют ещё и кубком Геракла.

Ритон (от греч. рέω - «теку») по своей форме напоминает рог животного. Он часто завершался в нижней части скульптурой, где находилось отверстие, и украшался рельефами и гравировкой. Пить из подобных сосудов можно было, приложив губы к верхнему широкому отверстию, или же направляя себе в рот струю напитка из дырочки, которая просверливалась на конце морды изображённого животного. Ритоны изготовлялись из металла (например, золота и т.д.), глины, кости, рога.

Древние воины носили с собой сосуд для питья с одной ручкой - кофон.

Чёрнофигурный скифос, ок. 490-480 гг. до н. э.
Ритон
Большой краснофигурный кофон с изображением рождения Елены (ок.. 410-00 до н. э.)

В домашнем обиходе употребляли леканиду, лекану и пинакион.

Рыбные блюда появились в V в. до н.э. Расписывались они, как правило, в стиле краснофигурной вазописи преимущественно рыбами и разнообразными морскими животными.

Плоская форма блюда называлась пинакион, что в переводе с греческого означает доска. В центре блюда было небольшое углубление для масла или соуса. Рыбное блюдо обычно возвышалось над столом на подставке.

Лекана представляла собой плоскую чашу с двумя горизонтальными ручками по бокам. Маленькая лекана с крышкой соответственно называлась леканидой. До сих пор точно не установлено назначение данного сосуда: возможно, лекана служила для хранения приготовленной еды, а, может быть, и для оливкового масла.

Три морских окуня, Апулийское краснофигурное рыбное блюдо, ок. 340-320 г. до н. э., Британский музей
Лекана, Лувр
Лекиф

В свою очередь, к сосудам, в которых хранилось оливковое масло, относятся чернолаковые лекифы, алабастроны, арибалы и аскосы.

Лекиф (λήκυθος) предназначался для хранения оливкового масла, но он использовался и как погребальный дар. Для лекифа характерно узкое горлышко и небольшая ножка.

Лекифы часто украшались разноцветными росписями по белому фону. Если лутрофоры в свадебных и погребальных обрядах символизировали незамужнюю женщину, то лекиф соотносился с неженатым мужчиной.

Aлабастрон - грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном, который, в отличие от ритона, мог стоять вертикально. Образцом для алабастрона послужила форма восточных сосудов из Египта, изготавливавшихся из алебастра, которому они, собственно, и обязаны своим названием.

Алабастроны использовались для хранения ароматических веществ и жидкостей, преимущественно женщинами. Мужчины (в особенности атлеты) для ухода за телом пользовались в аналогичных случаях арибалами, которые носили на ремешке на запястье.

Арибал (αρύβαλλος) - сосуд небольшого размера округлой формы с узким втянутым горлышком, который расширялся у плоского венчика. Его название происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. У арибала широкая, в форме ленты, ручка.

Аскос - плоский сосуд округлой формы с ручкой на носике - применялся для хранения масел и заправки масляных ламп. Существуют формы аскосов с двумя носиками.

Aлабастрон
Арибал
Аскос

К сосудам женского мира относятся пиксида, эксалиптро, племахойя и эпинетрон.

Пиксида - сосуд, имеющий цилиндрическую формы, с крышкой. Название происходит от греческого слова πυξός - «самшит», из которого они изначально вытачивались. Пиксиды изготавливались также из керамики, алебастра, металла или слоновой кости. Это своего рода шкатулки, которые использовались женщинами для хранения украшений и косметики.

Пиксиды также часто находили в женских захоронениях.

Племохойя - небольшой сосуд для хранения благовоний шарообразной формы на высокой подставке с крышкой, которая увенчивалась шарообразной головкой.

Эпинетрон (έπίνητρον) - известный с V в. до н. э. древнегреческий прибор из глины или дерева, использовавшийся в прядении для вытягивания волокна.

Аттическая краснофигурная пиксида. Вазописец свадеб. Лувр. Ок. 470—460 гг. до н. э
Чёрнолаковая племохойя из Беотии (ок. 550—525 до н. э.), Лувр
Эпинетрон. Национальный археологический музей. Афины

Работа на эпинетроне описана у Гесихия Александрийского. В аттическую эпоху эпинетрон стал предметом культа и часто вкладывался в захоронение усопшим незамужним девушкам.

Для хранения благовонных и ароматических масел использовались лагиносы, напоминающие ойнохою, и ольпы с ручкой сбоку.

Древнегреческая вазопись

— понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи на древнегреческой керамике. Вазопись Древней Греции включает в себя роспись сосудов различных исторических периодов, начиная от догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.

Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков. Помимо греческой метрополии, которая в значительной степени совпадала с территорией современной Греции, в него входят: западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, частично остров Кипр и заселённые греками районы южной Италии.

Как экспортный товар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати.

Первые предметы греческой вазописи были найдены в новое время в этрусских захоронениях. Поэтому их изначально относили к этрусскому или италийскому искусству. Впервые о греческом происхождении находок заявил Йоганн Йоахим Винкельманн, однако окончательно их греческое происхождение было установлено только на основании первых археологических находок в конце XIXв. в Греции. С XIXв. древнегреческая вазопись является важным направлением исследований классической археологии.

Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок.

Благодаря надписям на вазах, сохранились имена многих гончаров и вазописцев, начиная с архаического периода. В случае, если ваза не подписана, чтобы различать авторов и их произведения, стили росписи, у искусствоведов принято давать вазописцам «служебные» имена. Они отражают либо тематику росписи и её характерные черты, либо указывают на место обнаружения или хранения соответствующих археологических объектов.

Амфора-билингва вазописца Андокида. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э.

Периодизация древнегреческой вазописи

В зависимости от времени создания, исторической культуры и стиля, древнегреческая вазопись подразделяется на несколько периодов. Классификация соответствует исторической периодизации и различается по стилям. Стили и периоды не совпадают.
Периодизация начинается с крито-минойской вазописи, за которой следует вазопись микенского или элладского периода, которые существовали отчасти одновременно.
В узком смысле слова древнегреческая вазопись, появившаяся после падения микенских империй и исчезновения их культуры, начинается приблизительно с 1050 г. до н. э. периодом геометрики. По окончании ориентализируюего периода в VII в. до н. э. и с началом архаического периода появилась чернофигурная вазопись и последовавшая за ней ещё в архаическом периоде краснофигурная вазопись. Оба стиля главенствуют в вазописи классической Древней Греции в Y и IV вв. до нашей эры.
Далее появляются стили, использующие дополнительные цвета, как, например, вазопись по белому фону, а начиная со второй четверти IV в. до н. э. появляются вазы-гнафии, в росписи которых доминирует белый цвет. Начиная со второй половины III в. до н. э. производство украшенной росписью керамики постепенно угасает, керамические сосуды уменьшаются в размерах, их роспись упрощается или выполняется с меньшей тщательностью. Вазопись на керамике сменяется рельефными украшениями.

Вазопись до Древней Греции

Крито-минойская вазопись, украшенная росписью глиняная посуда появляется в крито-минойском культурном ареале начиная с 2500 г. до н. э. Простые геометрические узоры на первых вазах к 2000 г. до н. э. сменяются цветочными и спиральными мотивами, которые наносятся белой краской на чёрный матовый фон, и так называемым стилем Камарес. Дворцовый период в минейской культуре (1650 г. до н. э.) внёс серьезные изменения и в стиль росписи керамики, которая в новом морском стиле украшается изображениями разнообразных обитателей моря: наутилусов и осьминогов, кораллов и дельфинов, выполняемых на светлом фоне тёмной краской. Начиная с 1450 г. до н. э. изображения подвергаются всё большей стилизации и становятся несколько грубее.

Кувшин в морском стиле, Археологический музей, Ираклион

Микенский период, около 1600 г. до н. э.
С началом позднего элладского периода из микенской культуры вырастает первая высокоразвитая континентальная культура, оставившая след и в вазописи. Ранние образцы отличаются тёмным тоном, преимущественно коричневыми или матово-чёрными рисунками на светлом фоне. Начиная со среднемикенского периода (около 1400 г. до н. э.) становятся популярными животные и растительные мотивы. Позднее непосредственно после 1200 г. до н. э. в дополнение к ним появляются изображения людей и кораблей.

Микенский кратер

Древнегреческая вазопись

С закатом микенской культуры около 1050 г. до н. э. геометрическая керамика получает новую жизнь в греческой культуре. На ранних этапах до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись также проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометрики происходит усложнение геометрических рисунков. Появляются сложные в исполнении чередующиеся одинарные и двойные меандры. К ним добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона. К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.

Ориентализирующий период

Начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики лидирующее положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующий, или иначе протокоринфский стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений. Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов. Техника исполнения аналогична чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся необходимый для этого трёхкратный обжиг.

Ольпа в ориентализирующем стиле

Чернофигурная вазопись


Чаша с глазами «Дионис» Эксекия

Чернофигурная аттическая амфора

Со второй половины VII в. до начала V в. до н. э. чернофигурная вазопись развивается в самостоятельный стиль украшения керамики. Всё чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Композиционные схемы также подверглись изменениям. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены, повествующие о жизни Геракла и о Троянской войне.

Как и в ориентализирующий период, силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера или глянцевой глины на подсушенной необожжёной глине. Мелкие детали прочерчивались штихелем. Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья (т. н. пальметты). После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала чёрный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур.

Другие центры производства керамики, как, например, Афины, заимствовали технику коринфского вазописного стиля. К 570 г. до н. э. Афины даже превзошли Коринф по качеству своих ваз и размаху производства. Эти афинские вазы получили в искусствоведении название «аттическая чернофигурная керамика».

Впервые мастера гончарного дела и художники-вазописцы стали с гордостью подписывать свои произведения, благодаря чему их имена сохранились в истории искусства. Самым знаменитым художником этого периода является Эксекий. Кроме него широко известны имена мастеров вазописи Пасиада и Хареса. Начиная с 530 г. до н. э. с появлением краснофигурного стиля чернофигурная вазопись теряет свою популярность. Но и в V в. до н. э. победителям спортивных состязаний на так называемых Панафинеях вручались панафинейские амфоры, которые выполнялись в чернофигурной технике. В конце IV в. до н. э. даже наступил короткий период ренессанса чернофигурной вазописи в вазописи этрусков.

Амфора-билингва: черно-фигурная сторона

Краснофигурная вазопись

Амфора-билингва: краснофигурная сторона

Краснофигурные вазы впервые появились около 530 г. до н. э. Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными. Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений. Разные составы шликера позволяли получать любые оттенки коричневого. С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными.

Краснофигурный стиль обогатил вазопись большим количеством мифологических сюжетов, кроме них на краснофигурных вазах встречаются зарисовки из повседневной жизни, женские образы и интерьеры гончарных мастерских. Невиданный прежде для вазописи реализм достигался сложными в исполнении изображениями конных упряжек, архитектурных сооружений, человеческих образов в три четверти и со спины.
Уже в V в. до н. э. в нижней Италии возникли знаменитые мастерские, работавшие с этим стилем вазописи и конкурировавшие с вазописными мастерскими в Аттике. Краснофигурный стиль копировался и в других регионах, где однако не получил особого признания.

Вазопись по белому фону

Лекиф, выполненный в технике по белому фону. 440 г. до н. э.

Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры. Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.

Ойнохойя-гнафия. 300—290 гг. до н. э.

Вазы-гнафии, названные по месту первого их обнаружения в Гнафии (Апулия), появились в 370—360 гг. до н. э. Эти вазы родом из нижней Италии получили широкое распространение в греческих метрополиях и за их пределами. В росписи гнафий по чёрному лаковому фону использовались белый, жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, зелёный и другие цвета. На вазах встречаются символы счастья, культовые изображения и растительные мотивы. С конца IV в. до н. э. роспись в стиле гнафии стала исполняться исключительно белой краской. Производство гнафий продолжалось до середины III в. до н. э.

Вазы из Канозы

Около 300 г. до н. э. в апулийской Канозе возникло регионально ограниченный центр гончарного производства, где керамические изделия расписывались водорастворимыми, не требующими обжига красками по белому фону. Эти произведения вазописи получили название «канозских ваз» и использовались в погребальных обрядах, а также вкладывались в захоронения. Помимо своеобразного стиля вазописи для канозской керамики характерны крупные лепные изображения фигур, устанавливаемые на вазы. Канозские вазы изготовлялись в течение III и II вв. до н. э.

Вазы из Чентурипе

Чентурипская ваза, 280—220 гг. до н. э

Как и в случае с каносскими вазами, чентурипские вазы получили лишь местное распространение в Сицилии. Керамические сосуды составлялись воедино из нескольких частей и не использовались по своему прямому предназначению, а лишь вкладывались в захоронения. Для росписи чентурипских ваз использовались пастельные тона по нежно-розовому фону, вазы украшались крупными скульптурными изображениями людей в одеждах разных цветов и великолепными аппликативными рельефами. На чентурипских вазах изображались сцены жертвоприношения, прощания и погребальных обрядов.

Реферат "Искусство вазописи в Древней Греции"
материал по мхк (9 класс)

Актуальность данной работы определяется, прежде всего, тем, что она посвящена исследованию искусства вазописи – одного из наиболее самобытных феноменов античной художественной традиции в целом. Осознание внутреннего содержания этого феномена во всей полноте является залогом общего верного понимания места, смысла и значения античного искусства как такового.

ВложениеРазмер
referat2.docx 885.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГПБОУ РО «ВОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

по дисциплине: «История искусств»

на тему: «Искусство вазописи в Древней Греции»

Выполнил студентка группы ПДО 2.2

Ермышева Алина Евгеньевна

Владимирова Фаина Юрьевна

Вазопись – необычайно развитое искусство росписи керамических сосудов (ваз), изощренное по разнообразию художественных средств и выдающееся по уровню достигаемых образно-пластических результатов – это специфическое явление художественной культуры греческой античности. Древне-греческая цивилизация подарила нам богатое историческое наследие в области культуры и искусства. Годы, когда греческое государство процветало, были и расцветом живописи.

Актуальность данной работы определяется, прежде всего, тем, что она посвящена исследованию искусства вазописи – одного из наиболее самобытных феноменов античной художественной традиции в целом. Осознание внутреннего содержания этого феномена во всей полноте является залогом общего верного понимания места, смысла и значения античного искусства как такового. Объектом исследования является вазопись Древней Греции. Предмет исследования – особенности стилей древнегреческой вазописи. Целью данной работы является рассмотрение периодизации древнегреческой вазописи и ее особенности.

Основные типы греческих ваз

Типология форм древнегреческих сосудов представляет большое разнообразие. Форма древнегреческих сосудов соответствовала прикладному назначению и менялась почти до бесконечности, в зависимости от места и времени производства и личного вкуса производителя. Тем не менее, некоторые формы были особенно распространенными и любимыми и составляли особые разряды, имевшие каждый свое особое наименование. Античные писатели сохранили номенклатуру греческих сосудов, однако показания этих авторов столь неопределенные и путаные, что, основываясь на них и проверяя их по сохранившимся экземплярам, многие детали остаются неясными. Несмотря на все это, благодаря трудам Панофки и работам других исследователей (Летрона, Узинга, Ленорман и Витте, Лау, Джон Бизли, Хамфри Пейн), названия большинства форм определены окончательно.

Алабастрон (Αλάβαστρον). Для масла и благовоний.Использовался женщинами, мужчины использовали арибал.
Грушеобразный или вытянутый сосуд цилиндрической формы с округлым дном. В отличие от ритона, алабастрон может стоять вертикально. Образцом для формы алабастрона послужила форма восточных сосудов из Египта, которые там изготавливались из алебастра, которому и обязаны своим названием.
Алабастроны обнаруживали при раскопках некрополей Кносса и Феста на острове Крит; они относятся к 1900—1300 гг. до н. э. и украшены в дворцовом стиле изображениями птиц, рыб и осьминогов.

Амфора — античный сосуд яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками, нередко с острым коническим дном. Был распространён у греков и римлян. Чаще всего амфоры делались из глины, однако встречаются и амфоры из бронзы. Служили, в основном, для хранения оливкового масла или вина. Также использовались в качестве урны для захоронения и при голосовании. Расписные амфоры (панафинейские амфоры) служили призом в спортивных соревнованиях.Объём амфоры может составлять от 5 до 50 л. Большие высокие амфоры использовались для транспортировки жидкостей — вина и оливкового масла.

Амфориск — древнегреческий керамический сосуд, «маленькая амфора». В отличие от обычной амфоры, амфориск, скорее всего, использовался для хранения масел, ароматических и косметических средств. В Древнем Риме амфориски изготавливались также из стекла.

Арибалл — древнегреческий сосуд небольшого размера округлой формы, с узким втянутым горлышком, расширяющимся у плоского венчика.Арибалл использовался для хранения ароматических жидкостей, в частности, ароматических масел. Название «арибалл» происходит от кожаного мешка, в который обычно вставлялась бутыль. Функционально арибалл сходен с алабастроном.
Если алабастронами пользовались женщины, то арибаллы предназначались для мужчин и использовались преимущественно атлетами для ухода за телом. Арибаллы носили на ремешке на запястье.

Аскос — древнегреческий плоский сосуд округлой формы с ручкой на носике. Аскосы изготавливались из глины и украшались фигурной росписью как вазы. Аскосы применялись для хранения масел и заправки масляных ламп. Существуют формы аскосов с двумя носиками.

Бальзамарион — для аромата и брачных обрядов.

Батанион — для хранения продуктов

Гидрия — древнегреческий керамический сосуд, кувшин для воды, который иногда также использовался как урна для хранения пепла усопших. Гидрии также использовались для жеребьёвки при голосовании.Гидрии в геометрическом стиле отличались стройной вытянутой формой и длинным горлышком. Начиная с VI в. до н. э. гидрии стали более округлыми по форме. У гидрии три ручки: две маленькие горизонтальные по бокам сосуда для того, чтобы поднимать его, и одна вертикальная посередине для удобства разливания воды. Гидрии носили на голове или на плече.
Миниатюрные гидрии получили название «гидриск».

Гуттус — сосуд в античной Греции для дозирования жидкости (масла или воды) по каплям. Он изготавливался из различных материалов и служил предположительно в качестве жертвенного сосуда. Точная форма и вид не дошли до наших дней, но в современной археологии с понятием гуттуса связывают маленький похожий на банку кувшин с круглой ручкой и маленьким коротким носиком в форме трубки, расположенным у верхнего края сосуда.

Динос — разновидность кратера. Предназначался для питья.В классической археологии крупный сосуд с полукруглым туловом, керамический или металлический. Как правило, динос устанавливался на искусно выполненной подставке. Как и кратеры, диносы использовались для смешивания вина с водой.
В античных письменных источниках упоминается сосуд для питья под названием «дейнос» или «динос», по форме похожий на человеческую голову. Однако этот сосуд пока не идентифицирован среди археологического материала.

Калаф (Κάλαθος), для погребальных и культовых обрядов. Корзина, использовавшаяся древнегреческими женщинами на различных работах, в форме цветка лилии, изготавливалась из различных материалов: глина, дерево, благородные металлы. Калаф играл большую роль в празднествах, посвященных богиням Афине и Деметре, и являлся символом цветочной корзины Персефоны. Благодаря празднествам получили своё название древнегреческий керамический сосуд схожей формы и основание коринфской капители в виде плетёной корзины.

Канфар (Κάνθαρος), сосуд для питья. Древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя вертикальными ручками. Из канфаров пили греческие боги, например, с канфаром часто изображался Дионис. Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как предмет культа. Таким образом, как сосуд для питья канфар нёс в себе религиозную нагрузку. Возможно, что изначально канфар использовался исключительно для культовых обрядов.

Стили древнегреческой вазописи

Наиболее яркое представление о самых ранних произведениях декоративного искусства Греции делают вазы, украшенные геометрическим орнаментом. Их формы отличаются благородством, четким решением композиции, строгостью силуэта, подчеркнутого росписью. Обычно расположенный поясами, орнамент наносился темно-коричневым лаком по желтому фону глиняного сосуда, покрывая его верхнюю часть, а иногда заполняя всю поверхность. Таковы имевшие культовое назначение большие по размерам дипилонские вазы (найдены близ Дипилонских ворот в Афинах); кроме геометрического орнамента в их декорировке встречаются растительные орнаменты, а также сюжетные схематизированные композиции. Важное место занимает мотив плетенки-меандра. Конструктивность декоративного решения, высокое чувство ритма, единство в расположении орнамента и много фигурных сцен определяют художественное совершенство ваз геометрического стиля.

Протогеометрика (X-IX вв. до н.э.) – большая и исключительно важная эпоха. Ею были заложены основные принципы художественного языка Эллады. Тип сосуда меняется; это часто урна для сожжения останков покойного. Как показывает одна из лучших ваз протогеометрики, амфора, хранящаяся в Афинах, основными героями мира остаются все те же мать-вода и сын-солнце. Вода изображается в центре тулова в виде небрежной волны: она показывает, что внутри сосуда находится водный мир, в котором умирает и рождается солнце. Солнце помещено выше, в зоне плеч, на переходном месте от тулова к венчику. Оно тоже в переходном состоянии – полукруг, в множественной форме (концентрические полукруги). На амфоре два таких полукруга разделяет вертикаль – новый и важный знак «мировой оси», относительно которой два знака-солнца выглядят зеркально: одно заходит, другое восходит.

Выдающимся памятником ранней геометрики является амфора из Керамика, найденная, подобно многим другим аттическим, на Дипилонском некрополе (у Двойных ворот) в Афинах.

Пропорции вазы становятся строже, сама она – более устойчивой. Прежде слитные и перетекающие друг в друга части теперь строго артикулируются: каждый элемент исполняет свою функцию в системе целого, и особенно важно размещение ручек на вазе; они служат условными «входами-выходами» в ее интерьер. Исполнители ритуала считали, что сложенные в вазу останки умершего помещены в нее, как в лоно водной матеры, и что внутри этого лона он должен возродиться как сын, — так ежедневно умирает и возрождается солнечный бог. Средства колорита остаются прежними – светлый фон (красноватая аттическая глина) и разных оттенков черная глазурь.

Но образная система меняется. С резким отделением горла (шейки) вазы от ее тулова плечи как таковые исчезают, и солнце переселяется прямо в водный мир, т.е. на тулове, предстают теперь оба героя одновременно. Причем ваза залита черной глазурью почти полностью, за исключением фона в зоне главных фигур. Она предстает как потусторонняя, таинственная. В ее ночном мире зажигаются два глаза – два больших концентрических круга. Включенные в широкую орнаментальную полосу – фриз, они замкнуты в квадратные ячейки – метопы и отделены друг от друга вертикальной полоской декора – триглифом. Исчезает все натурально-стихийное, что оставалось в субмикенских сосудах. Все геометризуется – подчиняется циркулю и линейке. Вот почему здесь почти невозможно отыскать былую «волну». Конечно, можно считать, что чернота вазы и есть знак ее «подводности». Однако прежнее место «волны» на тулове не могло так скоро исчезнуть – значит, «волна» превратилась в другой образ-знак. Внимательно присмотревшись к рисунку, замечаем, что она стала меандром – угловато-ломаной линией и помещена теперь, вопреки логике, вертикально: «вода-меандр» разделяет два образа солнца, огненный характер которого подчеркнут центральным крестом.

Структура рисунка отражает конструкцию формы: ручки вазы делят ее на переднюю и заднюю части; фриз – на нижнюю и верхнюю; триглиф – на левую и правую части. Выстраивается жестокая система координат, в соответствии с которой ваза представляет собой модель космоса. Два солнечных глаза, погруженные в ночную тьму хаоса, воспринимаются как два светила, но теперь не в переходном, как на субмикенской вазе, а в стабильном. Один глаз, обрамленный устремленным вверх орнаментом, обозначает жизнь, другой, с доминантой знаков, направленных вниз, — смерть. Это те же заходящее и восходящее солнца, что прежде передавались концентрическими полукругами, но теперь они выглядят как мертвое и живое, как старый отец и новорожденный сын.

Кроме сосудов геометрического стиля, употреблявшихся в быту, гончары создавали огромные кувшины, которые служили надгробными памятниками и устанавливались на кладбищах в греческих поселениях. Одним из таких монументов была — дипилонская амфора VIII в. до н. э., найденная на некрополе Афин, около двойных ворот — Дипилона, давших название не только этому, но и многим другим памятникам той эпохи. По форме дипилонская амфора отличается от амфор, предназначавшихся для хранения вина или оливкового масла. Вместо двух вертикальных ручек по бокам у нее сделаны два небольших горизонтально расположенных выступа.

Стремление к созданию монументальных памятников у не имевших развитого зодчества и пластики дорян проявилось в изготовлении таких огромных (2,03 м высотой) керамических надгробий. Торжественное настроение при созерцании сосуда рождается не только благодаря его высоте. Вытягивающаяся кверху динамическая яйцевидная форма тулова находит продолжение в чуть расширяющемся, гордо возносящемся цилиндрическом горле.

Поверхность дипилонской амфоры древний художник покрыл множеством узоров геометрического стиля, расположив их в строгом порядке. Фризообразность росписей в композиции дипилонской амфоры, да и в других изделиях геометрического стиля, органически связана с процессом создания их формы. Подобно тому, как над поверхностью гончарного круга поднималось вращающееся тулово будущего сосуда, так поднимаются, обегая его кольцами, живописные фризы. Они то узкие, то широкие, в зависимости от места, на котором находятся. Даже границы между фризами художник обозначал, очевидно, пользуясь вращающимся гончарным кругом. Без этого ему трудно было бы добиться такой точности в проведении четких линий.

Сами фризы заполнены повторяющимися узорами геометрического стиля — кружками, точками, треугольниками, ромбами, так называемым заполнительным орнаментом. Доминирует в росписи меандр. Мастер использует его простые и сложные формы, размещая их то в узком
фризе, то в широком.

Напротив самой широкой части тулова вазописец заставляет зрителя остановиться в благоговейном молчании, чтобы созерцать сцену оплакивания умершего, возлежащего на высоком столе. Однообразные фигуры плакальщиков с воздетыми к небу руками также характерны для геометрического стиля: их тела уподоблены треугольникам, руки обозначены прямыми, ломающимися под прямым углом линиями, едва намечены утолщения бедер. Основной сцене отведен центральный участок тулова.

Вторая важнейшая форма геометрического сосуда – кратер, «мужская» вещь, наилучшим представителем которой является кратер из Керамика в Афинах. Похожий на монументальный бокал, кратер был открытым сосудом, его интерьер был виден владельцу – лоно разомкнуто и превращено в голову, которая высится на устойчивой шее (ножке). Общий смысл геометрической вазы в нем сохраняется, но в модифицированном виде: ножка-мать, вместилище-сын. Вместе с тем форма сосуда представляет и новое: «отделенную» от тулова «голову» на основании — «шее».

Кратер был неотъемлемой принадлежностью пира-симпосия, а пир-симпосий в свою очередь составлял непреложную часть ритуального была греков-мужчин. Пиры начинались сразу после захода солнца и длились всю ночь до рассвета. На симпосиях больше пили, чем ели, и характерно, что прежде вкушали явства, а потом уже пили вино: сначала обновлялась плоть, а затем уже кровь человека (так в сказках сначала вспрыскивают тело мертвой, а потом живой водой).

Вот почему на кратерах распространился иной сюжет. Вместо «женского» протесиса появляется «мужская» экфора. Экфора означает «вынос». В обрядовом смысле это выезд погребальной колесницы из дома умершего к месту его захоронения на кладбище.

Росписи на многих вазах геометрического стиля, возможно, связаны с магическими воззрениями греков. Так, волнистые линии могли ассоциироваться с жидкостью и как бы способствовали постоянной наполненности вазы водой, вином или маслом. Зарисовка сплошь всей поверхности кувшина узорами, очевидно, вызывалась боязнью того, что через не закрашенную часть сосуда могли проникнуть какие-либо злые силы и испортить его содержимое. Однако уже в геометрическом стиле начиналось разрушение магической основы рисунка: все больше усиливалось внимание художника к конкретным действиям человека, даже изображенного схематически, в условной манере.

Геометрический стиль, по-своему выразительный, отличался большой условностью форм. Лишь во второй половине VIII в. до н. э. обнаружились тенденции, которые свидетельствовали об отказе от строгих принципов геометрики и предельно лаконичных методов. Мастера начали показывать различные предметы, человека более объемными и живыми. В этом проявлялся отход от условности геометрики. Одновременно с формированием все более зрелых представлений о явлениях, мире возникла потребность в более подробном, чувственном изображении. От условных, геометризированных образов мастера переходили к полнокровным, жизненно конкретным.
В годы кризиса геометрики (конец VIII в. до н. э.) вырабатывался новый метод выражения человеческих чувств. Создавались предпосылки для рождения нового, архаического, этапа в эллинском искусстве (VII—VI вв. до н. э.).

Особенности древнегреческой вазописи

Греческие вазы неизменно делали из местных глин красного цвета. Горшки формовали на гончарном круге или поочередно, секциями, основания делали отдельно и фиксировали перед росписью. Мелкие горшки вытачивали на токарном станке для утонения и совершенствования формы. Затем горшок оформляли и обжигали в печи.

Вазопись Древней Греции отличалась разнообразием техник:

Декоративная роспись протогеометрической керамики

Древнегреческая вазопись развивались на протяжении многих веков, и разделились на основные стилевые группы. Впервые греческий гончарный стиль в искусстве появился более тысячи лет до нашей эры. В технике ранних греческих цивилизаций – минойской, микенской, ранней греческой культур гончарные украшения имели простые формы и декор.

Геометрический стиль

Геометрическая вазопись Древней Греции появилась около 900 г. до н.э. Отличием стиля выступает прямоугольное пространство на основном корпусе вазы между ручками, где применялась роспись:

  • широкими линиями,
  • выделенными линейными конструкциями,
  • вертикальными полосами с обеих сторон.

В геометрическом стиле нижняя часть сосудов окрашена в черный цвет и отделена от остальной части вазы с помощью горизонтальных линий. В отделке появился характерный элемент – в качестве ручки изготовляли круглый медальон с плоской площадкой, на вершине которой изображали от одной до четырех лошадей.

С 8 в. до н.э. геометрическая гончарная древнегреческая вазопись вазопись включала:

  • стилизованные человеческие фигуры, птиц и животных по всей поверхности вазы,
  • отделку широкими линиями по коричневому или черному полю.

К концу периода в 7 в. до н.э. в Коринфе, благодаря восточным торговыми связями, вазопись Древней Греции пополнилась орнаментальным узором:

  • стилизованные растения (лотосы, пальмы, дерево жизни),
  • фризы из фигурок животных,
  • изогнутые линии египетской и ассирийской гончарной отделки.

вазопись, искусство

Собственный уникальный греческий вариант ориентального дизайна ваз в восточной части Греции отличался красными рисунками на белом фоне. Искусство вазописи по белому фону разработано в конце 6 в. до н.э. Состав из известковой глины наносили на вазу, а затем расписывали. Белый цвет применяли к одежде и человеческим изображениям. Из-за зернистой природы дополнительного слоя, цвет быстро стирался, поэтому техника белого фона использовалась для погребальных ваз.

Чернофигурная гончарная техника

Чернофигурная вазопись изобретена около 700 г. до н.э. в Коринфе, затем применялась гончарами и художниками в Лаконии, Аттике. Они превосходили техникой в чернофигурной росписи и продолжали доминировать на греческом рынке в течение следующих 150 лет. Коринфская гончарная древнегреческая вазопись достигла новых высот техники в производстве, обжиге, формах и росписи. Черные стилизованные фигуры становились более точными, подробными, изящными. В это время полностью сформировался знаменитый гончарный чернофигурный стиль. Не все узоры были окрашены в черный цвет:

Изменение составов шликера – смеси глин, позволяло получать любые коричневые и красные оттенки;

вазопись, искуство

вазопись, искусство

Черная краска представляет собой смесь щелочного поташа или соды, глины с высоким содержанием кремния и черного оксида железа. Состав наносили после сушки изделия с помощью закрепителя из мочи или уксуса, который сгорает в печи, но связывает краску с вазой. Горшок затем обжигался в печи. Красный цвет оксида железа в печи изменяется на черный колер. Процесс обжига повторялся три раза, чтобы получить уникальные красные и черные цвета на каждой вазе. Неокрашенные части вазы оставались оригинального красно-оранжевого тона. По существу, гладкая, как стекло, пленка формировалась вместе с глиной, расплавляясь при более высоких температурах. Когда температура достигала около 800 градусов по Цельсию, вентиляционные отверстия в печи закрывали. Тело вазы возвращается к первоначальному красному цвету, а рисунок, нанесенный процарапыванием, остается блестящим и черным.

Чернофигурную вазопись художники выполняли, надрезая поверхность инструментами, чтобы процарапать черную поверхность. Этой техникой создана подробная информация о жизни в силуэтах, нанесенных по поверхности вазы. Самым известным примером Чернофигурной отделки является большой спиральный «Кратер Клития» или «Ваза Франсуа» – вазу сделал гончар Эрготим, а окрасил и Клитий (570-565 до н.э.).

Музейный экспонат высотой 0,66 м покрыт 270 человеческими фигурками и животных, изображающих удивительный диапазон сцен и персонажей из греческой мифологии.

Краснофигурная вазопись

краснофигурная вазопись

Метод чернофигурный вазописи был заменен краснофигурной росписью из Афин около 530 г. до н.э. и развивался около 130 последующих лет. Красные узоры создавали контурную картину на черном фоне глазури. Два стиля развивались параллельно и существуют примеры двойной техники дизайна вазы. Но краснофигурая вазопись, за счет преимущества применения кисти, позволяла более реалистично изобразить человеческую фигуру.

Предварительный эскиз делали на глине с помощью тупого инструмента. Эскизы превращали в рисунок с узкими линиями, а затем дополняли более широкими полосами черного цвета. Контуры и внутренние линии были нарисованы на глазури с помощью кисти, чтобы ясно сформулировать рисунок или выделялись небольшим рельефом. Чтобы дифференцировать менее значимые линии от более важных, рисовали разбавленной глазурью, и полученный золотисто-коричневый цвет эффектно контрастировал с чернотой контуров. Использование кисти в искусстве росписи позволяло создавать точные контурные рисунки.

Под влиянием искусства стеновых техник живописи, в искусстве вазописи появились характерные для этого стиля признаки:

вазопись, древнегреческое искуство

  • анатомические детали,
  • разнообразные выражения лиц,
  • детали одежды,
  • перспектива, особенности расположения фигур,
  • изображение повседневной жизни, сцен обучения и спортивных соревнований.

Формы краснофигурных и чернофигурных гончарных изделий мало отличались. Наиболее распространенными формами керамики были амфоры для хранения вина, большие кратеры для смешивания вина с водой, кувшины для розлива вина, килики или чашки с горизонтальными ручками для питья, гидры с тремя ручками для хранения воды, глубокие миски, банки для хранения масел и отдушек. Эти предметы имели практическое применение, поэтому ручки делали крепкие, используя тщательно продуманные формы работе с тонкими декоративными дополнениями художников. Кроме того, окрашенный нарратив передавал информацию, которую следовало читать, поворачивая изделие в руке.

В 4 веке до нашей эры предпринимались в попытке скопировать искусство древних техник для фрески, но краснофигурная роспись оказалась частично утрачена и постепенно выродилась. Греческие гончары создавали оригинальные, красивые формы и искусство вазописи, которое рассказывало о жизни и верованиях древнего народа вместо современных письменных записей.

Читайте также: