Для хранения и транспортировки сжиженных газов на автомобилях используют баллоны с давлением

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Правила хранения, эксплуатации и перевозки газовых баллонов

Сжиженные газы требуют к себе бережного обращения из-за своих взрывоопасных средств. Поэтому и хранить их, и перевозить, и работать с ними нужно, соблюдая технику безопасности.

Правила перевозки газовых баллонов:

Основные требования, которые предъявляются при перевозке газовых баллонов, считаются следующие:

Баллоны должны быть оснащены надписями «Сжатый газ» и иметь наклейки, сигнализирующие о взрывоопасности;

К перевозимым газовым баллонам должна быть приложена транспортная документация, в которой должен быть указан характер груза, чтобы проверяющие организации сразу могли проверить исполнение правил по перевозке опасных грузов;

Автомобиль должен быть освидетельствован на предмет перевозки грузов повышенной опасности, иметь дополнительное противопожарное оборудование, и иметь на своих бортах знаки «Взрывоопасный груз»;

Водитель должен иметь аттестацию и разрешение на перевозку газовых баллонов, а также должен пройти инструктаж по противопожарной охране.

Перевозка наполненных газами баллонов должна производиться в горизонтальном положении обязательно с прокладками между баллонами.

Правила хранения газовых баллонов:

Хранить газовые баллоны нужно вдалеке от открытого огня, оголенных электрических проводов, обогревателей. Нагревание баллона от солнечных лучей может привести к трагедии, поэтому емкости нужно держать в тени. Масла, краски, смазочные материалы, растворители – должны находиться на расстоянии не меньше 6 метров от места хранения сосудов. Баллоны должны быть закреплены вертикально, чтобы исключить случаи падения емкостей.

Помещение должно быть разделено на зоны хранения, и в них должны быть таблички «Не курить», «Маслоопасно».

Пустые баллоны хранятся отдельно от полных, в местах, где нет возможности загрязнения емкостей смазочными материалами или маслами. После опустошения сосудов пустой баллон лучше не хранить у себя, а отдать его сразу поставщику для заправки.

Правила пользования газовыми баллонами:

Брать газовый баллон нужно только чистыми руками, в чистых рукавицах либо тряпками, это предотвратит выскальзывание баллона, а также не позволит загрязниться соплу вентиля смазкой или песком. Перевозить газовые баллоны внутри помещения нужно на специализированных грузовых тележках, разработанных специально для перемещения газовых баллонов. Запрещено перетаскивать газовые баллоны. Правила говорят, что его нужно перекатывать на нижнем торце. При перемещении емкостей с газом подъемным механизмом сосуды нужно установить вертикально и надежно закрепить, чтобы исключить его выпадение или наклон.

Управление по Западному округу Главного управления МЧС России по г. Москве просит жителей Западного округа быть бдительными. Правила эксплуатации газовых баллонов не так сложны. Но их соблюдение поможет сохранить жизнь, здоровье и имущество.

Инструкция по перевозке специальных газов и проведении погрузо-разгрузочных работ

1. Технические наименования и синонимы опасных веществ, классификация вещества в соответствии с ГОСТ 19433-88, физико-химические свойства, пожаро- и взрывоопасность, опасность для живых организмов указаны в аварийных карточках на каждый специальный газ.

2. Перевозка специальных газов должна производиться согласно «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» Класс 2. Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением.

3. Ответственным за перевозку специальных газов является водитель транспортного средства.

4. К управлению транспортными средствами допускаются водители, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее 3 лет, имеющие удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, Допуск к перевозке опасного груза, прошедшие специальную подготовку или инструктаж и медицинский контроль, предрейсовый медосмотр.

5. Перевозка баллонов со специальными газами допускается при полной исправности баллонов и их арматуры, заглушек, а также при наличии на баллонах четких надписей определенной окраски, предохранительного колпака, знаков опасности. Баллоны должны соответствовать требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением" и обеспечивать сохранность грузов при погрузке, разгрузке, транспортировании и хранении.

6. При погрузо-разгрузочных работах, транспортировании и хранении баллонов принимаются меры против их падения, повреждения и загрязнения. При погрузочно-разгрузочных работах баллоны со специальными газами перемещают механизированным транспортом или на специальных тележках или носилках, обеспечивающих безопасную переноску баллонов. Переноска баллонов на руках и плечах без носилок запрещается. В местах проведения погрузочно-разгрузочных работ запрещается курить.

7. Баллоны со специальными газами при перевозке должны быть надежно закреплены в кузове автомобиля. Баллоны могут перевозиться:

  • в горизонтальном положении на специальных деревянных прокладках с вырезанными гнездами по размеру диаметра баллонов, вентилями внутрь кузова
  • в вертикальном положении в специальных контейнерах или без контейнеров с обязательным ограждением от падения и с установленными на баллонах кольцами, изготовленными из резины или веревки диаметром не менее 25 мм для предохранения от ударов

При перевозке баллонов со специальными газами в летнее время, они должны накрываться брезентом, кроме того, на бортовых автомобилях должны быть установлены два углекислотных или порошковых огнетушителя и в переднем углу левого борта - красный флажок.

8. Допускается совместная транспортировка нескольких видов специальных газов, относящимися к различным подклассам только в пределах правил допустимой совместимости (см. таблицу совместимости), а также их совместная транспортировка с другими неопасными грузами.

В первом случае баллоны должны быть тщательно и эффективным образом отделены один от другого, так как в случае аварии или разрушения внутренней тары могут произойти такие опасные реакции, как выделение опасного тепла, горение, образование смесей, чувствительных к трению или ударам, выделение воспламеняющихся или ядовитых газов.

Запрещается совместная перевозка специальных газов с веществами, способными к образованию взрывчатых смесей, легковоспламеняющимися жидкостями, минеральными кислотами, легкогорючими грузами.

Таблица совместимости при перевозках специальных газов

Наименование подклассов Подкласс № 2.1 2.2 2.3 2.4 8.0
Невоспламеняющиеся, неядовитые 2.1 + + + + +
Ядовитые 2.2 + + - - +
Легковоспламеняющиеся, 2.3 + - + - +
Легковоспламеняющиеся, ядовитые 2.4 + - - + -
Едкое коррозионное (тетрахлорид кремния) 8 + + + - +

9. Транспортное средство должно отвечать требованиям правил дорожного движения, не должно иметь более одного прицепа или полуприцепа.

10. Транспортное средство должно быть укомплектовано:

  • информационной таблицей, устанавливаемой на транспортное средство для обозначения класса перевозимого груза
  • набором инструментов для мелкого ремонта транспортного средства
  • двумя углекислотными огнетушителями
  • асбестовым полотном или ведро с сухим песком
  • не менее чем одним противооткатным упором, размеры упора должны соответствовать типу транспортного средства
  • одним мигающим фонарем или одним знаком аварийной остановки
  • аптечкой
  • в случаях, предусмотренных в условиях безопасной перевозки и в аварийной карточке, транспортное средство комплектуется средствами нейтрализации перевозимого опасного вещества и средствами индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала.

11. Транспортные средства должны оборудоваться номерными, опознавательными знаками и другими обозначениями в соответствии с требованиями Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и Правил дорожного движения.

Крепление таблиц системы информации об опасности на транспортных средствах должно производиться с помощью специальных устройств, обеспечивающих их надежную фиксацию.

Таблицы системы информации об опасности должны располагаться спереди (на бампере) и сзади автомобиля, перпендикулярно его продольной оси не закрывая номерных знаков и внешних световых приборов, а также, не выступая за габариты транспортного средства.

12. Водитель должен иметь при себе следующие транспортные документы:

  • лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой«Перевозка ОГ»;
  • свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов;
  • свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов;
  • путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», с отметкой «Опасный груз»,выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе «Особые отметки» № опасного груза по списку ООН;
  • аварийную карточку системы информации об опасности;
  • товарно-транспортную накладную;
  • маршрутный лист, согласованный с ГАИ МВД России;
  • адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГИБДД и оперативных дежурных ГОЧС, расположенных по маршруту движения.

13. Выбор маршрута перевозки осуществляется автотранспортным предприятием и согласовывается с областными подразделениями ГИБДД, на территории которых осуществляются эти перевозки, а в случае перевозки особо опасных грузов также с МОБ по месту грузоотправителя или грузополучателя, на срок не более 6-ти месяцев.

14. Особые условия движения

  • Необходимость выделения автомобиля прикрытия и резервного автомобиля – согласно маршрутному листу на каждый специальный газ.
  • Движение ночью, движение в сложных дорожных условиях – согласно маршрутному листу на каждый специальный газ
  • Максимальная допустимая скорость движения - 60 км/час.
  • Дистанция между транспортными средствами при движении колонны - 50 м на горизонтальной дороге.
  • Круглосуточно должны быть включены фары ближнего света.

15. Максимальное количество, которое можно перевозить на одном транспортном средстве – согласно маршрутному листу на каждый специальный газ.

16. Условия, которые необходимо соблюдать водителю при перевозке специальных газов:

  • во время движения по маршруту перевозки осуществлять контроль за техническим состоянием транспортного средства;
  • осуществлять контроль за состоянием и креплением груза в кузове, сохранностью маркировки;
  • отклоняться от установленного и согласованного с ГАИ МВД России маршрута и мест стоянок;
  • превышать установленную скорость движения;
  • резко тормозить и трогать с места транспортное средство;
  • производить обгон транспорта, движущегося со скоростью более 30 км/ч;
  • ездить с выключенным сцеплением, коробкой передач и двигателем;
  • курить в транспортном средстве во время движения (курить разрешается во время остановок не ближе чем в 50 м от места стоянки транспорта);
  • пользоваться открытым пламенем (в исключительных случаях для приготовления пищи огонь можно разводить на расстоянии не ближе 200 м от стоянки транспорта);
  • оставлять транспортное средство без надзора, отлучаться от транспортного средства без крайней необходимости;
  • перевозить другой груз, не указанный в товарно-транспортной документации, а также посторонних лиц

17. Организация стоянок (в т.ч. на ночлег):

при остановке или стоянке транспортного средства должны быть обязательно включены тормоз, пониженная передача, а на уклоне дополнительно установлен противооткатный упор; стоянки разрешаются в указанных в маршруте перевозки местах, если огни транспортного средства неисправны, на дороге должны устанавливаться фонари оранжевого цвета спереди н сзади транспортного средства на расстоянии не менее 10-ти метров.

18. Заправка топливом производится на АЗС общего пользования или ПАЗС.

Заправка автомашин, груженных горючими или взрывоопасными специальными газами, на АЗС общего пользования или ПАЗС производится на специально оборудованной площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 м, от территории АЗС., топливом, полученным на АЗС в металлические канистры

19. В случае вынужденной остановки водитель обязан:

  • обозначить место стоянки знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем согласно Правилам дорожного движения и знаками, запрещающими остановку.
  • при поломке автомобиля водитель должен произвести ремонт, а в случае невозможности устранения технической неисправности своими силами в течение 2-х часов водитель должен принять меры для немедленного вызова автомобиля технической помощи с ближайшего автотранспортного предприятия и сообщить о месте своей вынужденной стоянки в ближайшие органы ГАИ МВД России.
  • в случае разгерметизации тары водитель должен эвакуировать транспортное средство за пределы дороги в места отсутствия массового пребывания людей и жилых строений и, надев средства индивидуальной защиты, стравить содержимое баллона в атмосферу (если не требуются специальные меры по предварительной нейтрализации содержимого баллона);
  • в остальных случаях при вынужденной остановке нет необходимости в эвакуации транспортного средства за пределы дороги.

20. В случае дорожно-транспортного происшествия - водитель действует в соответствии с Правилами дорожного движения. Специальные действия водителя в случае ДТП:

  • обозначить место аварии согласно Правилам дорожного движения, не допускать посторонних лиц к месту аварии;
  • сообщить о случившемся инциденте в ближайший орган ГИБДД МВД России и при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, пожарную помощь, аварийную бригаду в соответствии с аварийной карточкой;
  • оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • при необходимости принять меры по первичной ликвидации последствий аварии в соответствии с аварийной карточкой;
  • организовать эвакуацию баллонов со специальными газами из зоны с повышенной температурой или организовать полив их поверхности водой;
  • по прибытии на место аварии представителей органов внутренних дел, здравоохранения и других служб проинформировать их об опасности и принятых мерах и предъявить транспортные документы на перевозимый груз.

21. Принятие специальных газов к перевозке и сдача их грузополучателю производится водителем-экспедитором по количеству грузовых мест. При принятии груза к перевозке водитель должен проверить наличие на таре специальной маркировки в соответствии с ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ.

22. Перевозка порожних баллонов с остаточным давлением специальных газов производится в том же порядке, что и перевозка полных баллонов.

23. К настоящей инструкции прилагаются аварийные карточки и маршрутные листы на каждый специальный газ.

Для хранения и транспортировки сжиженных газов на автомобилях используют баллоны с давлением

Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ИНЕРТНЫХ ГАЗОВ И КИСЛОРОДА СЖАТЫХ И ЖИДКИХ

Настоящие "Правила перевозки автомобильным транспортом инертных газов и кислорода сжатых и жидких" разработаны АО "Гипрокислород" взамен одноименных Правил перевозки, утвержденных бывшим Минхимпромом 5 ноября 1986 г., в связи с введением в действие "Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации 8 августа 1995 г.

"Правила перевозки автомобильным транспортом инертных газов и кислорода сжатых и жидких" утверждены Министерством промышленности Российской Федерации 14.04.97 г. и согласованы:

Министерством транспорта Российской Федерации - N АН-21/380 от 02.04.97 г.;

Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды - N 02-19/23-1006 от 03.04.97 г.;

Департаментом предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий - N 9-159/2-3 от 26.02.97 г.;

Главным управлением Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации - N 13/5-679 от 18.03.97 г.;

Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта - N 3010-04/20 от 16.01.97 г.

1. Общие положения

1.1. Действие настоящих правил распространяется на перевозку автомобильным транспортом всеми предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями по территории Российской Федерации следующих опасных грузов:

а) кислорода сжатого, а также его смесей с инертными газами при содержании кислорода более 23% (объемных)*;

* Далее в тексте - кислород сжатый.

б) сжатых инертных газов: азота, аргона, гелия, криптона, ксенона, неона, а также смесей этих газов с кислородом при его содержании в смеси не более 23% объемных*;

* Далее в тексте - сжатые инертные газы.

в) кислорода жидкого и его смесей с жидкими инертными газами при содержании кислорода более 30% (объемных)*;

* Далее в тексте - кислород жидкий.

г) инертных газов жидких: азота, аргона, гелия*.

* Далее в тексте - инертные газы жидкие.

1.2 Международные перевозки, в том числе экспортно-импортные и транзитные перевозки инертных газов и кислорода сжатых и жидких по территории Российской Федерации, осуществляются с соблюдением норм и правил, установленных международными конвенциями и межправительственными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация, в частности Европейского Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), с учетом общих требований к упаковке, процедуре испытаний, маркировке, знакам опасности или надписям, характеризующим опасность, а также к транспортно-сопроводительным документам.

1.3 В соответствии с ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" и ДОПОГ инертные газы и кислород сжатые и жидкие относятся к опасным грузам и имеют классификацию, приведенную в таблице 1.

Наименование опасного груза

1. Кислород сжатый

2. Сжатые инертные газы

3. Кислород жидкий

4. Инертные газы жидкие

1.4. Физические свойства инертных газов и кислорода представлены в таблице 2.

Плотность газа (при 0 °С и 760 мм рт.ст.), кг/м

Плотность в жидком состоянии, кг/л

Кислород - газ без запаха и цвета, не пожаровзрывоопасен, не горюч, но является сильным окислителем, интенсивно поддерживает горение. Может способствовать воспламенению горючих материалов (дерево, бумага, масло и т.д.), в смеси с парами топлива может взрываться. Допустимая объемная доля кислорода в воздухе окружающей среды, не способствующая возгоранию одежды и оборудования, не более 23%. Опасности для живых организмов кислород газообразный не представляет.

Кислород жидкий - жидкость голубого цвета, без запаха, не пожаровзрывоопасна, не горюча, но является сильным окислителем. Пропитанные жидким кислородом горючие пористые материалы (асфальт, пенополистирол, пенополиуретан, дерево и др.) образуют взрывчатые вещества большой чувствительности - оксиликвиты. Кислород жидкий представляет опасность для живых организмов. Попадание жидкого кислорода на открытые участки тела вызывает обморожение, а также поражение слизистой оболочки глаз.

Инертные газы жидкие - представляют собой жидкости без запаха и цвета, не пожаровзрывоопасны, не горючи. Представляют опасность для живых организмов. Попадание жидких инертных газов на открытые участки тела вызывает обморожение, а также поражение слизистой оболочки глаз.

Инертные газы - газы без запаха и цвета, не пожаровзрывоопасны, не горючи и не поддерживают горения.

Сами инертные газы опасности для живых организмов не представляют, но дыхание в среде инертных газов с объемной долей кислорода менее 19% опасно для жизни.

Вдыхание инертных газов без примеси кислорода приводит к потере сознания и смерти.

1.5. Упаковка и маркировка.

Упаковка и маркировка инертных газов и кислорода сжатах и жидких должна соответствовать требованиям ГОСТ 26460-85 "Продукта разделения воздуха. Газы. Криопродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение".

Баллоны (ГОСТ 949-73) вместимостью свыше 12 л перевозятся в следующих положениях:

- в вертикальном положении в специальных контейнерах и без контейнеров с обязательным ограждением от падения, прокладками между баллонами;

- в горизонтальном положении с прокладками между баллонами. В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг об друга.

Баллоны во время перевозки должны укладываться вентилями в одну сторону.

Перевозка баллонов с кислородом сжатым и сжатыми инертными газами допускается при полной исправности баллонов и их арматуры, наличии четких надписей соответствующей окраски для данного вида газа и предохранительного колпака.

Цвет окраски, текст и цвет надписей на баллонах приводится в настоящих Правилах перевозки (приложение 27).

Баллоны (ГОСТ 949-73) вместимостью менее 12 литров без колпаков и башмаков транспортируются в горизонтальном положении, вентилями в одну сторону, с прокладками между баллонами, дополнительно упакованными в дощатые ящики типа П-IV по ГОСТ 2991-85 "Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия".

Кислород жидкий - перевозится в криогенных цистернах по ТУ 26-04-652-88 "Цистерны транспортные для жидкого кислорода, азота, аргона. Технические условия", криогенных сосудах ТУ 26-04-622-88 "Сосуды криогенные. Технические условия" или других подобных им криогенных цистернах и сосудах с вакуумно-порошковой и вакуумно-многослойной изоляцией, в автомобильных газификационных установках типа АГУ по ТУ 26-04-584-78 E, ТУ 26-04-583-78, ТУ-304-13-00-1-91.

Инертные газы жидкие перевозятся:

- азот, аргон - в тех же криогенных цистернах и сосудах, что и кислород жидкий, но с отличительной окраской и надписями, соответствующими данному газу и "Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением";

- гелий - в цистернах по ТУ 26-04-665-89 "Цистерны транспортные для жидкого гелия. Технические условия" и сосудах по ТУ 26-04-622-88 "Сосуды криогенные. Технические условия".

Транспортируемые баллоны, автореципиенты, цистерны и резервуары должны соответствовать требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением", утвержденных Госгортехнадзором России.

1.5.* Максимальная масса перевозимых в соответствии с настоящими правилами опасных грузов определяется грузоподъемностью транспортных средств.

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

1.6. Минимальная масса, которую можно перевозить на одном транспортном средстве, как груз неопасный, устанавливается:

- для кислорода сжатого и сжатых инертных газов - 300 кг брутто, что для баллонов по ГОСТ 949-73 вместимостью 40 литров составляет 4 баллона;

- для кислорода жидкого и инертных газов жидких - 300 кг брутто, но не более 10 сосудов по ТУ 26-04-622-88 и ТУ 26-04-665-89.

1.7. Порожние баллоны, автореципиенты, сосуды и резервуары перевозятся как неопасный груз.

1.8. Ответственным за перевозку опасных грузов, определенных настоящими правилами, как правило, является водитель транспортного средства.

В отдельных случаях, по согласованию между грузополучателем и грузоотправителем, ответственным за перевозку назначается специальное сопровождающее лицо.

1.9. Охрана при перевозке инертных газов и кислорода сжатых и жидких в обычных условиях не требуется.

1.10. Перевозка инертных газов и кислорода сжатых и жидких осуществляется, как правило, единичными транспортными средствами.

Разрешается перевозка колонной из нескольких транспортных средств при необходимости перевозки большой массы указанного груза от места отправления до одного места назначения.

2. Организация перевозок

2.1. Лицензирование перевозок инертных газов и кислорода сжатых и жидких

2.1.1. Перевозка инертных газов и кислорода сжатых и жидких может производиться только при наличии лицензии на перевозку опасных грузов.

2.1.2. Разрешается перевозка инертных газов и кислорода сжатых и жидких по лицензии на разовую перевозку опасных грузов на конкретный срок.

2.1.3. Контроль за соблюдением требований, предъявляемых к владельцу лицензии, осуществляется органами контроля Российской лицензионной палаты, Российской транспортной инспекцией, органами государственного надзора (Госавтоинспекцией МВД России, МЧС России, Минтрансом России, Госкомэкологией России).

2.2. Разрешительная система при международных перевозках опасных грузов

Транспортировка сжиженного газа

Перевозки сжиженных углеводородных газов, также как и перевозка сжиженного природного газа осуществляется в строгом соответствии с нормативными требованиями, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Транспортировка сжиженного газа всегда происходит на специально подготовленном автомобильном транспорте. Какие основные правила и требования к перевозке? Как должен быть подготовлен автомобиль к транспортировке. Обо всем этом читайте в данной статье.

Коллаж - емкость для перевозки сжиженного газа

Природный газ, метан и пропан являются экономически выгодным видом топлива. Азот, кислород и другие газы используются в медицине, производстве. Эти вещества необходимо перевозить к месту использования.

В подразделении опасных грузов газы относятся к 2 классу. Этот класс объединяет чистые газы, смеси газов. Внутри класса газы делят на:

  • Легковоспламеняющиеся;
  • Токсичные;
  • Нетоксичные, негорючие.

При необходимости перевозки небольших партий газа, чаще всего выбор останавливается на автомобильном транспорте. Этот вид транспорта маневренный, может добраться в самые удаленные населенные нашей страны и доставить газ по адресу без перегрузки. Обычно автотранспорт используют на небольшие расстояния, не превышающих 500 км.

Нормативное регулирование перевозки сжиженного газа

Перевозка опасных сжиженных газов регламентируется Соглашением о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ, скачать том 1, скачать том 2), которое с 1957 года действует на территории Европейского союза и прочих стран, присоединившихся к его исполнению. Кроме этого перевозка сжиженного газа автотранспортом регулируется следующими российскими нормативными документами:

    ; ; , статьи 2.1, 3.4, 23.4; .

При этом приоритетом пользуется международный ДОПОГ, о чем неоднократно министерства и ведомства разъясняли в письмах и других документах.

Как правильно подготовить сжиженный газ для транспортировки?

Перед транспортировка сжиженного газа его необходимо обработать. В подготовку включаются следующие манипуляции.

  1. Очистка. После добычи газ содержит в себе различные примеси и взвеси, песок и окалину. Чтобы его очистить, применяют сепараторы различной модификации и пылеуловители.
  2. Осушение. Удаление влаги предотвратит кристаллизацию конденсата и угрозу закупорки газового оборудования. Осушение производится с помощью жидких и твердых поглотителей.
  3. Отделение и поглощение мельчайших паров влаги. Этот процесс низкотемпературной сепарации позволяет удалить оставшуюся жидкость.
  4. Одорирование. Газ не имеет запаха, что делает его утечку незаметной для окружающих. Чтобы избежать угрозы, к газу добавляют специальные присадки, которые придают веществу специфический запах.
  5. Сжижение. Газ в природном состоянии перевозить экономически не выгодно, его сгущают с помощью компрессоров до 600 раз, под давлением закачивая в емкости для транспортировки.

Способы транспортировки сжиженного газа

Перевозка сжиженного газа автотранспортом производится двумя способами:

  • автоцистернами (газовозами), оборудованными для безопасного хранения и транспортировки топлива;
  • в танк-контейнерах, которые перевозят прицепами;
  • в специальных баллонах, перевозящихся в специально оборудованных грузовых автомобилях.

Какие автомобили подходят для перевозки сжиженного газа?

Особенных требований к модели и марке автомашин не предъявляется. Главное — оснащение прочным шасси, способным выносить значительные нагрузки.

Раньше российские перевозчики использовали отечественные ГАЗ и ЗИЛ, но современный рынок предлагает импортные марки автомобилей, которые отличаются большей надежностью и наличием специального оборудования для транспортировки опасных веществ. Среди таких марок в России популярны Scania, DAF, Iveco, Volvo, Mercedes и другие. Обязательным условием безопасности является наличие АБС. Кроме того все машины оборудованы системой мониторинга типа ГЛОНАСС/GPS.

Автоцистерны для перевозки сжиженных газов представляют собой цилиндрический резервуар, изготовленный из стали (иногда дополнительно используют сплавы алюминия и полимерные составы) с установленной термозащитой. Для защиты от прямых солнечных лучей иногда цистерну защищают дополнительно теневым стальным чехлом. Рабочая температура, которую должна выдерживать емкость находится в диапазоне от -40 до +50 градусов по Цельсию. Существует ГОСТ 21561-2017, который регламентирует основные требования для автоцистерн, предназначенных для перевозки сжиженных газов. В перечень необходимых требований входит защита от продольного и поперечного опрокидывания резервуара, защита крепежного механизма цистерны и другие.

Все цистерны для перевозки сжиженных газов ставятся на учет в Гостехнадзоре, их исправность и рабочее состояние тщательно контролируется. Рекомендуется проверять степень износа резервуара каждые 2 года, но не реже, чем раз в 3 года.

В обязательное оснащение автоцистерны входят следующие узлы:

  • система сброса (стравливания) паров;
  • взрывозащитный механизм;
  • механизм загрузки-выгрузки;
  • предохранительные клапаны;
  • датчики внутреннего давления.

Правила перевозки газовых баллонов

Газ в баллонах – источник повышенной опасности для водителя и окружающих, зданий и сооружений. Для избегания аварийных ситуаций не рекомендуется заполнять баллоны на полную емкость, предельный уровень установлен 90%, особенно летом, когда из-за высокой температуры газ расширяется.

Для транспортировки используются баллоны, соответствующие ГОСТу 949-73 «Баллоны стальные малого и среднего объема для газов на Р(р)<=19,6 МПа (200 кгс/кв. см). Технические условия» (с Изменениями N 1-5). Изготавливаются резервуары из стали с расчетом на нагрузку давлением до 16 атмосфер. Такие емкости безопасны и надежды. Перевозка газа в баллонах, которые имеют следы ржавчины и окисления не допускается.

Транспортировка баллонов с сжиженными газами осуществляется на грузовых транспортных средствах, которые должны быть оснащены специальным поддоном из металла, представляющий собой подобие клетки, в которой надежно устанавливаются баллоны. При этом риск смещения и движения баллонов по кузову исключается. Для этого используются резиновые кольца, деревянные крепления и т.д.

Баллоны могут располагаться вертикально и горизонтально. Главное, чтобы они были надежно зафиксированы. Выбор положения для перевозки зависит от вида газа.

Погрузка-разгрузка осуществляется вручную или с помощью следующих вспомогательных средств:

  • специальная тележка, оснащенная резиновыми колесами;
  • носилки с фиксирующими хомутами.

Правилами безопасности регламентирована работа сотрудников в чистых, непромасленных перчатках для исключения скольжения емкостей в руках.

Газовые баллоны

Существует ряд требований для обеспечения безопасности:

  1. Грузовой отсек должен проветриваться. Наличие вентиляции обязательно.
  2. Краны баллона закрываются защитными кожухами, предотвращающими риск случайного открытия.
  3. Топливный бак снабжается дополнительной защитой.
  4. Выхлопная труба выносится в переднюю часть автомобиля, на нее устанавливается специальная сетка, подавляющая искрение.
  5. Обязательно наличие бамперов, предотвращающих откат автомобиля.
  6. При погрузке и разгрузке следует избегать ударов баллонов о друг друга или о прочие поверхности.
  7. Категорически запрещается курение и использование источников открытого огня в автомобиле, перевозящем газ.

Важно: некоторые газы имеют предельное количество баллонов, которые можно транспортировать за один рейс. Например, азот перевозится максимально в 24 баллонах по 40 литров.

Транспортные средства должны иметь обязательную маркировку, которая включает в себя надписи на кузове или бортах, оповещательные таблички спереди и сзади машины.

Когда разрешена транспортировка баллонов с сжиженными газами на обычных автомобилях

Иногда баллоны с газом разрешается перевозить на обычных транспортных средствах.

  1. Одиночные баллоны с газом, общей емкостью не более 50 литров, можно перевозить на обычном легковом автомобиле, так как такое количество не считается опасным грузом.
  2. Неядовитые, окисляющиеся и невоспламеняющиеся газы можно перевозить в одном автомобиле, необходимо только соблюдать допустимое соотношение.
  3. Определено предельное количество баллонов, которые можно перевезти на обычном необорудованном автомобиле: не больше 20 штук баллонов со сжиженным кислородом и (или) аргоном, не больше штук баллонов пропана и (или) ацетилена.

Важное условие: тара должна быть герметична и исправна, баллоны надежно закреплены в багажнике, изолированы от соприкосновения. Должна выдерживаться разрешенная температура в автомобиле.

Перевозка баллона с газом в салоне легкового автомобиля запрещена!

Оборудование цистерн для перевозки сжиженного газа

Требования к перевозке сжиженного газа также включают в себя и требования к наличию соответствующего оборудования у транспортного средства.

Важным подготовительным мероприятием является проверка герметичности механизмов автоцистерны. Ее производят регулярно. Для проверки пленкой плотно обматывают все механизмы. Через систему прокачивается азот. В пленке прокалывается небольшое отверстие, смазывается мыльным раствором. По наличию или отсутствию пузырей можно сделать вывод о наличии утечек и оперативно их устранить.

Перед выездом водитель должен тщательно проверить состояние газовоза и лично проверить исправность всех основных систем. А так же следующие моменты.

  1. Наличие 2 огнетушителей.
  2. Присутствие в положенном месте средства заземления (его функцию обычно исполняет бронзовый прут, который располагают рядом со сливным устройством.

При необходимости осуществляется промывка резервуара с помощью специальных средств для удаления остатков химических веществ и посторонних запахов. Остатки не выгруженных газов могут быть взрывоопасны. Они могут создавать избыточное давление в цистерне и спровоцировать разгерметизацию сосуда.

Оборудование для перевозки сжиженного газа автоцистернами включают в себя:

  1. Запорные устройства.
  2. Насосное оборудование.
  3. Контрольно-измерительные приборы.
  4. Системы обеспечение безопасности.

Рассмотрим более подробно каждый из выше указанных пунктов.

Запорные устройства

Все автоцистерны оснащаются запорными механизмами, которые представляют из себя ряд шаровых кранов со специальными соединениями. Обычно располагают 3 крана для заправки и слива из резервуара и 1 для стравливания скопившихся паров. Эти пары могут вызвать опасное повышение давления и пожар, поэтому их принято спускать через определенные промежутки времени. Такие соединения используются для стандартных промышленных резервуаров.

Насосное оборудование

Для автоцистерн применяются насосы, соответствующие стандартом работы в опасных условиях. Часто устанавливаю насосную конструкцию Corken Z2000, представляющий собой шиберный насос и карданный привод на единой раме. Этот агрегат соответствует российским и европейским требованиям безопасности и нормативным документам.

Контрольно-измерительные приборы

Автоцистерны, не оснащенные контрольно-измерительными приборами, к работе не допускаются. Все приборы должны проходить периодическую поверку на точность измерений. Ведь именно по их показаниям производится загрузка-выгрузка, а также оценивается состояние автоцистерны и безопасные параметры для движения. В стандартный комплект входят:

  • манометр для проверки уровня давления на участке, следующем за насосом;
  • манометр, показывающий уровень давления в цистерне;
  • электронный датчик, показывающий процентный уровень заполнения резервуара;
  • сливной счетчик с функцией отсечения паровой составляющей.

От точности показаний датчиков зависит безопасность перевозки опасного вещества, поэтому за исправностью контрольных приборов нужно следить особенно тщательно.

Ориентируясь по показаниям приборов, водитель производит закачку и слив газа. Критическая отметка давления в 16 атмосфер на датчиках отмечается красным цветом. Важно не превышать уровень загрузки выше рекомендованных 85%.

Системы обеспечения безопасности

Для защиты оборудования в случае аварийных ситуаций предусмотрены предохранительные устройства. Для предотвращения утечек и быстрого повышения и снижения давления в узлах автоцистерны, устанавливается дифференциальный клапан. Он выпускает газ в резервуар, когда поднимается давление в насосном участке. Такая защита значительно продлевает срок службы насосов.

На входном отверстии обязательно устанавливается фильтр из специальных материалов, который отсеивает посторонние примеси и предохраняет отверстие от возгорания.

Для дублирования показателя уровня наполняемости цистерны, устанавливается специальный кран, с помощью которого можно регулировать процесс заправки и выгрузки газа. Он устанавливается на отметке 85% наполнения. Если при открытии крана выходит лишь пар, загрузка не полная. При выходе сжиженного газа делается вывод, что предельная отметка достигнута или пройдена.

Важно: нужно заметить, что данное устройство предназначено только для аварийных ситуаций, когда электронный датчик вышел из строя или существует подозрение о неточности показаний. На постоянной основе пользоваться данным краном не рекомендуется.

На ниже представленном видео приведет краткий обзор цистерны для перевозки сжиженного газа.

Правила перевозок сжиженного газа автоцистерной

Требования к перевозке сжиженного газа должны соблюдаться в обязательном порядке. Это в интересах как транспортной компании, так и водителя, осуществляющего транспортировку. Правила транспортировки сжиженного газа разрабатывались на основе российских и международных стандартах безопасности и регламентированы как отечественными, так и иностранными нормативными документами.

Автоцистерна для перевозки сжиженного газа

  1. Все манипуляции рядом с загруженным автомобилем необходимо проводить спокойно, без спешки, чтобы избежать возможности высечь искру.
  2. Запрещается располагать полную машину рядом с открытыми источниками огня, не заизолированными проводами под напряжением.
  3. Водитель обязательно должен пройти обучение по перевозке опасных грузов и сдать квалификационный экзамен. По результатам ему выдается лицензия, оформленная в соответствии со стандартами ДОПОГ.
  4. Перед рейсом водитель проходит обязательный медицинский осмотр, призванный оценить состояние здоровье и минимизировать риск аварии из-за плохого самочувствия.
  5. При всех плановых остановках водитель обязательно проверяет датчики давления в цистерне. При повышении давления он должен поставить руководство в известность о возникновении нештатной ситуации.
  6. Маршрут движения газовоза согласовывается с местными органами ДПС. Он прокладывается в удалении от мест скопления граждан и общественных мест, парковых зон и природоохранных участков Менять маршрут по желанию водителя запрещается. Показанием для изменения могут стать форс-мажорные обстоятельства, в этом случае необходимо уведомить органы ДПС о смене курса движения.
  7. Машины сопровождения, при их наличии, должны ехать перед газовозом.

Какие документы должны быть подготовлены для перевозки?

Транспортные компании имеют право заниматься перевозкой опасных веществ только при наличии соответствующей лицензии. На перевозку сжиженного газа составляется договор в котором регламентируются основные особенности:

  • свойства газа, влияющие на безопасность транспортировки;
  • месте, последовательности, особенностях погрузки и выгрузки;
  • необходимости предварительной обработки автотранспорта, обеспечении персонала всеми средствами безопасности и средствами индивидуальной защиты;
  • порядок действий при возникновении внештатных и аварийных ситуаций;
  • организации сопровождения опасного груза и согласования маршрута с органами ДПС.

В сопроводительный пакет документации включаются:

  • путевой лист;
  • ТН и ТТН;
  • документ о проведении подготовительных проверок и мероприятий для транспортировки опасного груза;
  • специальные карты последовательности информирования инстанций в случае возникновения угрозы и опасной ситуации;
  • свидетельство, разрешающее эксплуатацию автоцистерны;
  • допуск водителя к перевозке опасного груза.

Два последних документа несут главную роль в обеспечении безопасности будущего маршрута. Допуск цистерны говорит о ее технической исправности и оснащенности согласно требованиям ДОПОГ, а допуск водителя гарантирует подготовленность сотрудника, его четкие действия и соблюдение норм и правил работы с опасными грузами.

Штрафы и ответственность за нарушение правил перевозки сжиженного газа

Ответственность за нарушение правил транспортировки сжиженного газа приводится в таблице.

· водителем, без необходимых документов:

· а равно, перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов,

При нарушении правил перевозки опасных грузов транспортное средство подлежит задержанию и помещению на штрафную стоянку (ст.27.13 КоАП).

Перевозка сжиженных газов автомобильным транспортом — мероприятие серьезное, требующее тщательной подготовки, наличия специального автотранспорта и обученных и опытных сотрудников. Поручать такую работу следует только проверенным компаниям, в квалификации и ответственности которых нет сомнений. Многие отправители годами работают с проверенными перевозчиками, взаимодействие с которыми складывается годами успешной работы.

7.1.5. Транспортировка баллонов с сжатыми и сжиженными газами

Баллоны, наполненные газом, должны перевозиться на автомоби­лях, автокарах и других рессорных транспортных средствах.

При перевозке баллонов в горизонтальном положении между баллонами должны быть установлены прокладки. В качестве прокладок можно применять резиновые или веревочные кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на каждый баллон) или деревянные бруски с вырезанными для баллонов гнездами, обитыми войлоком. Баллоны должны укладываться вентилями в одну сторону поперек оси перемещения. Чтобы исключить перемещение баллонов во время перевозки, их следует закрепить. В вертикальном положении баллоны следует располагать в станки или клетки. Между баллонами должны быть установлены прокладки.

Все стандартные баллоны вместимостью более 12 л должны быть с навернутыми колпаками. На боковых штуцерах вентилей бал­лонов с горючими и ядовитыми газами должны быть установлены заглушки.

Баллоны с кислородом должны перевозиться и переноситься отдельно от баллонов с горючими газами, горючими и легковоспла­меняющимися жидкостями, маслами и жирами, барабанов с карбидом кальция. При перевозке баллонов с газами их следует предохранять от действия солнечных лучей, накрыв брезентом, не имеющим жировых пятен. Во время перевозки баллонов недопустимо нахождение людей в кузове автомобиля. Автомобили должны быть снабжены огнетушителями.

Погрузочно-разгрузочные операции с баллонами должны произ­водиться только механизированным способом при помощи кранов, погрузчиков и средств малой механизации. Во время погрузки недопустимо использовать вентили баллонов с ненавернутыми предо­хранительными колпаками для захвата.

Транспортировать баллоны к рабочему месту допускается на специальных тележках (рис. 25) или носилках. На высоту баллоны должны подниматься в специальных контейнерах.


7.2. Паровые и водогрейные котлы

7.2.1. Общие технические требования

Требования к устройству, изготовлению и эксплуатации паровых котлов, пароперегревателей и экономайзеров с рабочим давлением более 0,07 МПа и водогрейных котлов с температурой воды свыше 115 °С определяются Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов [28]. Эти правила распространяются на паровые и водогрейные котлы с топкой, котлы-утилизаторы и котлы-бойлеры. На котлы с электрическим нагревом они не распростра­няются.

Для управления работой и обеспечения нормальных условий эксплуатации котлы, пароперегреватели и экономайзеры должны быть снабжены контрольно-измерительными приборами (указателями уровня воды, манометрами, устройствами для измерения температуры) и приборами безопасности (предохранительными клапанами, устройства­ми, автоматически прекращающими подачу топлива, звуковыми сиг­налами и т. п.). Арматура, устанавливаемая на котле или трубо­проводах, должна иметь четкую маркировку с указанием наименования завода-изготовителя, условного прохода, условного или рабочего давления, температуры среды, направления ее потока.


На котлах паропроизводительностью более 100 кг/ч должно быть установлено не менее двух предохранительных клапанов, один из которых должен быть контрольным. На котлах паропроизводительностью 100 кг/ч и менее допускается установка одного предохранительного клапана. Суммарная пропускная способность предохранительных клапа­нов должна быть не менее часовой паропроизводительности котла. Предохранительные клапаны на паровых котлах и пароперегрева­телях должны быть отрегулированы на определенное давление (табл. 48).

На водогрейных котлах также должно устанавливаться не менее двух клапанов. Один клапан допускается в том случае, когда запорные устройства на линии горячей воды от котла до расширительного сосуда имеют обводы с диаметром труб не менее 50 мм с уста­новленными на них обратными клапанами для пропуска воды из котла, и расширительный сосуд при этом соединен с атмосферой. На прямоточных водогрейных котлах с камерным сжиганием топлива, оборудованным автоматическим устройством, предохранительные клапа­ны устанавливать необязательно. На отключаемом по воде экономайзере должно быть установлено не менее двух предохранительных клапанов с диаметром в проходе не менее 32 мм каждый.

Предохранительные клапаны водогрейных котлов должны быть отрегулированы на начало открытия при давлении не более 1,08 рабочего давления в котле. Предохранительные клапаны отключаемого водяного экономайзера должны быть отрегулированы на начало открытия: со стороны входа воды в экономайзер — при давлении, превышающем рабочее давление в котле на 25%, и со стороны выхода воды из экономайзера — на 10%.

Для наблюдения за уровнем воды в барабане на каждом котле независимо от рабочего давления должно быть установлено не менее двух указателей уровня воды. На них против допускаемого низшего уровня воды в котле должен быть установлен неподвижный металли­ческий указатель с надписью «Низший уровень». Этот уровень должен быть не менее чем на 25 мм выше нижней видимой кромки стекла.

Между котлом и паропроводником, а при наличии паропере­гревателя — за пароперегревателем, должен быть установлен запорный вентиль или задвижка. На питательных линиях парового котла должна быть установлена регулирующая арматура (клапаны, вентили).

Все элементы котлов, трубопроводов, пароперегревателей, эко­номайзеров и вспомогательного оборудования с температурой стенки наружной поверхности выше 45 °С, расположенные в местах, доступных для обслуживающего персонала, должны быть покрыты тепловой изоляцией, температура наружной поверхности которой не должна превышать 45 °С.

Читайте также: