Доработка поршней ваз 21083

Обновлено: 05.07.2024

Превращаем втыковый вазовский мотор в безвтыковый

Чтобы модернизировать вазовский моторDatsun mi-DO, нам понадобится заменить ключевые детали и необходимые прокладки.

Но обо всем по порядку.

Делу крышка

Мы оставляем прежнюю клапанную крышку, а сопутствующие прокладки, в том числе и две втулки, вставляющиеся в отверстия на крышке, понадобились новые. Обратите внимание, что при замене втулок герметик не требуется. Многие герметики со временем отслаиваются, попадают через масляные каналы в поддон, а оттуда — в маслозаборник, забивая систему. Поэтому мы рекомендуем по возможности не использовать герметик.

Всему голова

Переходим к головке блока цилиндров. Меняем все клапаны, оказавшиеся загнутыми, на новые. Для этого притираем их и проверяем на герметичность. Затем ставим маслосъемные колпачки, а после — сами клапаны. При снятии головки блока повреждаются все прокладки, и их также необходимо заменить.

Особенно важна прокладка между головкой и блоком. Она двухслойная, металлическая, с пружинящими «зигами», которые обеспечивают герметичность соединения при меньшем моменте затяжки. Благодаря этой детали существенно сокращается объем газов, попадающих в картер двигателя, — это помогает стабилизировать его работу, а меньший момент затяжки снижает деформацию стенок цилиндров. На нашем моторе используются болты М10, затягивающиеся в три приема: сначала — с моментом 20 Нм, затем они дважды доворачиваются на 90°.

Обратим внимание на распредвал. На его подшипниках есть участки, которые необходимо — без фанатизма! — смазать герметиком, чтобы масло не вытекало по торцевым поверхностям. Притянув головку, при установке толкателей нужно проверить зазоры в клапанах, так как все клапаны у нас новые, а шайбы старые. Последние при необходимости также придется заменить. На шайбах есть маркировка, при установке она должна оказаться внутри толкателя. Шайбы располагают так, чтобы они не протирались при контакте с кулачком распредвала.

Тонкости ШПГ

Переходим к самому интересному — к шатунно-поршневой группе. На нашем втыковом двигателе у поршней нет проточек под клапаны. Мы решили поменять поршни на новые, с проточками, причем вместе с шатунами, так как старые погнулись. Запчасти мы заказали у официального дилера Federal Mogul. В комплект на один цилиндр входят поршень, кольца, палец и собственно шатун вместе с болтами для крепления нижней крышки его головки. На днище поршней видны проточки, а также нанесены номер 11189, стрелка, указывающая направление установки поршня в блок цилиндров, и дата выпуска. Юбка имеет улучшенное покрытие из оксида железа, защищающее ее от повреждений.

Нижняя головка шатуна изготовлена по разрывной технологии, за счет чего место стыка практически не видно. Болты, которыми крепится нижняя крышка шатуна, затягиваются в два приема: сначала — с моментом 20 Нм, затем доворачиваются на 135°. Ориентироваться при сборке помогают выступы на нижней крышке и на теле шатуна. На нижней головке этой запчасти, с двух сторон, есть дублирующаяся в двух местах маркировка: указаны дата выпуска детали и ее номер в партии. Все номера должны совпадать.

По диаметру юбки поршни делятся на три класса. У нас были поршни класса В, поэтому и новые имеют тот же класс, о чем говорит соответствующая маркировка на деталях. Пометка есть и на блоке цилиндров — на привалочной поверхности, рядом с резьбовыми отверстиями, где крепится поддон двигателя.

При покупке запчастей также важно учесть класс шатуна по массе! Эта информация есть на крышке нижней его головки. Таких классов три, и они обозначаются точками — одной, двумя или тремя. В комплекте должны быть шатуны одного класса либо соседних, например первого и второго, но ни в коем случае не первого и третьего.

После установки поршневой группы и затяжки болтов крепления шатунов ставим алюминиевый поддон. Прокладка здесь не нужна — только герметик. Желательно использовать маслобензостойкий состав. Наносить следует совсем немного герметика, чтобы излишки не выдавило во внутреннюю полость.

Новые зубья

Переходим к приводу ремня ГРМ. Мы выбрали комплект Gates, в который входят помпа от Dolz с прокладкой, ремень и ролик с полуавтоматическим натяжителем. К слову, для натяжения используются разные приспособления. Мы подобрали серповидный захват, рассчитанный под ролик. Захват ставится на ролик, к головке последнего прикручивается болт, и ремень натягивается. Мы отдали предпочтение большому набору с помпой, чтобы подстраховаться: пробег у нашего автомобиля 68 тыс. км, и сколько еще проживет установленная на нем помпа, неизвестно.

Ремень привода вспомогательных агрегатов также было решено поменять — на старом появились отслоения. Мы купили ремень Gates 6PK995 и новый ролик INA вместо посвистывающего старого.

Цена вопроса

Что касается стоимости работ, то и здесь разброс очень большой. В Московском регионе в зависимости от сервиса ремонт подобного вазовского двигателя обойдется в сумму от 15 000 до 40 000 рублей.

Чтобы «довести до ума» мотор ВАЗ-21116, придется потратить время на поиск запчастей и приличную сумму. Но если втыковый двигатель уже накрылся — а случиться с ним это может когда и где угодно, — такая доработка гарантированно избавит вас от повторения подобной ситуации и всех возможных последствий.

Другие выпуски «Технической среды» доступны в нашем спецпроекте, а также на нашем канале в YouTube.

Доработка поршней ВАЗ и почти собрал блок цилиндров 21083

Доработал поршня, дабы избежать лишнего трения о стенки цилиндров и добиться большей смазки поршней, просверлил отверстия, не размечал, так примерно ровно, на глаз, так же скруглил острые края поршней:)

Лада 2109 1997, двигатель бензиновый 1.5 л., 98 л. с., передний привод, механическая коробка передач — своими руками

Машины в продаже


Лада 2109, 1999


Лада 2109, 2000


Лада 2109, 1988


Лада 2109, 1997

Комментарии 83

Мотор с таким колхозом долго точно работать не будет, я на стандартном проехал 350 т, и прокладка пробилась, по этому и мотор расточил, а вы делаете дыры в поршнях и думаете что они будут долго ездить?, Да и ещё мощность какую то прибавили, смешно, и по поводу смазки через эти ваши дыры ! Если бы стояли форсунки, может быть там что то ещё и было, а так, масленый туман не более ! Так что удачи с таким колхозом )

2 недели назад тоже сделал себе отверстия цыфрой 5 (как на игральных кубиках), отверстия сделал сверлом 3мм, а фаску 6мм. Откатал пока 1000км и эффект есть, машина стала тише разгоняться, звук на 3 и 5 тыс.оборотов практически одинаковый. В дальнейшем планирую сделать не глубокие фаски на шатунных вкладышах.

При движении в низ кольца снимают масло и сгоняют по стенкам тем самым обеспечивают смазку. Уменьшив опору поршня и проделав отверстия снижаем ресурс риск что поршень лопнет и уменьшит масляную плёнку так как потеря очевидна. Поршня коротыши которые сейчас применяются на иномарках склонны к масло жору из за маленькой опоры в цилиндре. Сама идея не нова из 80 х была ещё в журнале моделист конструктор. Ни одни спортивные машины мира не додумались дырявить и конструктора там не глупые.Хон нанесённый на гильзах способствует уменьшению трения и удержания масла а сам чугун материал пористый удерживает смазку. Плато хонингование и покрытие поршней противозадирными покрытиями пока лучший вариант.

Эти отверстия в юбке негативно скажутся на масляной плёнке, которая должна быть под юбкой, чтобы поршень на ней скользил.

практика говорит об обратном

Чья практика? Проводили исследования, эти отверстия приводят к деформации юбки поршня, потере необходимой контактной площади, ухудшению теплообмена. А "обрезание" нижней рабочей кромки юбки приводит к нарушению положения поршня при перекладке и последующей его деформации, задирам. Данная кромка является технологически важной деталью как и площадь юбки. Заявления о положительных сторонах данной доработки меркнут на фоне перечисленных минусов. Если ресурс в 5-20ткм устроит(у Автора статьи они прошли 1,5 года и "сожрали" блок, не знаю сколько в километрах, но думаю, что не больше 20к) — тема ваша. Да еще повышенный расход масла, топлива и возросшая шумность.

теплообмен наверное к Вашему большому удивлению проходит не через стенки поршней. а через кольца.
я после переборки нивы уже проехал 12т. мотор еще не обкатался даже, т.к. приемистость только повышается еще.
если не верите, добро пожаловать:


после капиталки съездилииз сургута в дагестан там покатали по горам 4т и обратно.
все как часики

Чья практика? Проводили исследования, эти отверстия приводят к деформации юбки поршня, потере необходимой контактной площади, ухудшению теплообмена. А "обрезание" нижней рабочей кромки юбки приводит к нарушению положения поршня при перекладке и последующей его деформации, задирам. Данная кромка является технологически важной деталью как и площадь юбки. Заявления о положительных сторонах данной доработки меркнут на фоне перечисленных минусов. Если ресурс в 5-20ткм устроит(у Автора статьи они прошли 1,5 года и "сожрали" блок, не знаю сколько в километрах, но думаю, что не больше 20к) — тема ваша. Да еще повышенный расход масла, топлива и возросшая шумность.

а насчет автора темы если есть косяк значит что то не доделал, — сам виноват.

Охх, да ладно, а распределение температур внутри самого поршня отсутствует? Что, кстати, вызывает его деформации и принятие необходимой формы после нагрева. Это все программируется на уровне разработки модели, которая работает как единое целое и не допускает выборку материала. Что касается автора, он сделал больше чем нужно. Ни разу не видел мотор, прошедший с дырками более 50к. Показать никто не может, до сих пор. Как проедете более 50к, опишите в ЛС, приеду посмотрю с эндоскопом, если позволите.

Ребята, эти отверстия в поршнях ещё мой отец делал работая мотористом в таксопарке.Лет 15 мне тогда было(1985-86 год был на дворе) и гонял я на иж спорт, поэтому мне это запомнилось, думал свой поршень так продырявить, но так и не дошло до этого))))После смерти отца решил я навести порядок в гараже, в подвале(2009 год) потому что этих запчастей было видимо-невидимо, чуть ли не спотыкались об эти железки.И к чему я это всё, так когда разгребая весь этот металлолом наткнулся я на комплект волговских гильз СДЕЛАНО В СССР, так на них не было никакого хона, когда я их хорошенько протёр, то они блестели как у кота яйца.Думал может заготовка, а нет, когда я дал объявление о продаже зап частей наслушался только положительное об этих гильзах.Спустя два года(2011год) я повторил подвиги мотористов тех времён на своей девятине.До 2015 года я на этом двиге проездил и продал машину знакомому и четыре месяца назад мы с ним поменяли лишь сальники клапанов, до сих пор машина бегает и позывов на замену шпг никаких.Если в то время в такси ходили эти движки и кроме минералки на разлив ничего не видели, то сейчас качество и разнообразие горюче-смазочных материалов очень велико!Это лично мой опыт такого двигателя и проверенный годами!Плохого в этом уж точно нет, а хорошее узнаем вскрыв тот двигатель.Самому жутко интересно посмотреть на манеру выработки!Сейчас тюнингую четырку и с двигателем не задумываясь проделаю тоже самое, только на 16v.И по жизни практика почти всегда шла в разрез с теорией, и двс не исключение.На приоровский(126) двигатель инженеры тоже дают гарантийный пробег в 250т.км, а на двигатель ваз 2112(124)-200т.км-это теория, а практика показывает абсолютно другой результат, 124 двиг намного выносливее и живучей.Ну ладно, утомил я вас, всем добра теоретики и практики!)))

Салам. Прошёл уже год после твоего комментария, у меня есть жуткий интерес что с ШПГ!

В серийный блок цилиндров двигателя 21083 можно установить шатун 132 миллиметра, только если используются двухколечные поршни

Теперь рассмотрим плюсы и минусы увеличения соотношения R/S:

Плюс – дает возможность находиться поршню в т.н. «верхней мертвой точке» (ВМТ). Топливная смесь при этом лучше сжигается. После того, как поршень прошел ВМТ, на него оказывается более сильное давление, в камере сгорания – более высокая температура. В итоге мы имеем неплохой крутящий момент на высоких и средних оборотах. Длинный шатун позволяет уменьшить трение между парой цилиндр-поршень, что становится особо важным во время рабочего хода поршня.

Минус – двигатель, в котором увеличено соотношение R/S, не может хорошо обеспечить наполнение цилиндров на средних и низких частотах вращения коленвала из-за того, что скорость воздушного потока уменьшается. Это происходит потому, что после ВМТ в момент открытия клапана впуска скорость движения поршня уменьшается. Еще один минус – из-за высокой температуры в камере сгорания и того, что поршень длительное время находится в ВМТ, возрастает вероятность детонации.

Плюсы и минусы небольшого R/S:

Плюс – на средних и низких частотах вращения коленвала обеспечивает неплохую скорость наполнения цилиндров, поскольку от «верхней мертвой точки» поршень двигается быстрее, быстрее нарастает разряжение, что и приводит к тому, что цилиндры лучше наполняются. Топливно-воздушная смесь движется быстрее, что делает ее более однородной и способствует тому, что смесь лучше сгорает. Еще одно преимущество - при доработке применяются более низкие требования к диаметрам каналов головки блока цилиндров, нежели на двигателе с более высоким R/S.

Минус – при небольшой величине R/S угол наклона шатуна будет большим. А это, в свою очередь, приведет к тому, что поршень в горизонтальной плоскости будет толкать большая сила. Что это означает для двигателя?

- возрастает нагрузка на шатун (на центр особенно), в итоге шатун может быстрее выйти из строя. Само по себе разрушение шатуна маловероятно, за исключение обрывов. При гидроударе или заклинивании шатун, как правило, рвется под углом 45 градусов у нижней или верхней головки.

На стенки блока цилиндров увеличиваются нагрузки, возрастает нагрузка также на кольца и поршни. Трение усиливается, в результате рабочая температура увеличивается, в итоге и кольца, и стенки цилиндра быстрее изнашиваются, условия смазки ухудшаются. Этот участок изнашивается в зависимости от величины, определяющей, насколько ось пальца смещена относительно оси поршня, а также от того, какой у шатуна максимальный угол наклона. В итоге, если применяются «кованые» поршни со смещенным пальцем, они будут меньше изнашиваться, чем поршни стандартные.

Скорость движения поршня увеличивается, если применяется более короткий шатун. Это тоже увеличивает трение и влияет на износ. Если угол поворота коленвала от «верхней мертвой точки» - около 80 градусов, это обеспечивает максимальную скорость поршня (для двигателя с коленчатым валом 74,8 мм и шатуном 121 мм, при 5600 об/мин она равняется 22,92 м/с. Если шатун – 129 мм – 22,80 м/с.).

Ускорение поршня наиболее зависимо от длины шатуна. Если значения ускорения – большие, на малых оборотах они положительно влияют на наполнение цилиндров. Из-за лучшего наполнения улучшается «тяговитость» двигателя. Но на высоких оборотах на впускном клапане может возникнуть эффект запирания – из-за инерционности потока во впускной трубе. Т.е. над поршнем объем цилиндра будет возрастать быстрее, чем будет заполняться через клапанную щель, и на высоких оборотах это приведет к ухудшению наполнения и потери мощности. На малых оборотах при длинном шатуне происходит обратный выброс смеси, но явление запирания на высоких оборотах не проявляется.

Как известно, ВАЗ комплектует двигатели шатуном 121 мм, что 83-му двигателю обеспечивает соотношение R/S = 1,7, и это вполне приемлемо. Но если в процессе доработки двигателя вы используете коленвал с большим радиусом кривошипа, стандартный шатун не сможет обеспечить приличное соотношение R/S (см. тaбл.). Неудивительно, что на рынке нестандартных и спортивных запасных частей можно приобрести более длинные шатуны – 129 и 132 мм. Правда, цена «кусается» - от $79-200 за комплект. Стоит помнить и о том, что у поршня «экстра ходы» будут компенсироваться за счет уменьшения компрессионной высоты – т.е. за счет смещения поршневого пальца вверх. Поскольку компрессионная высота имеет определенные пределы по уменьшению, вам придется заменить блок цилиндров более высоким, а это обойдется в кругленькую сумму. Но все эти действия необходимы, чтобы увеличить значение соотношения R/S.

Как правильно форсировать двигатель по объему Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099, Лада Самара (Lada Samara)

Существует несколько возможных вариантов по увеличению объема двигателя ВАЗ-21083 (и его производных – ВАЗ 2111, 2112, так как все они используют практически одинаковые блоки цилиндров, за исключением применения масляных форсунок в 16-ти клапанных моторах ВАЗ-2112):

  • Первый (более «народный» – т.к. дешевый) – расточка блока цилиндров под больший диаметр поршня. Затратная часть – работы по расточке блока, стоимость комплекта поршней и колец большего диаметра.
  • Второй способ (более дорогой) – замена штатного коленчатого вала на другой, имеющий больший радиус кривошипа – больше ход поршня – больше объём . Затратная часть – коленчатый вал (диаметр кривошипа от 74,8 мм до 80 мм), комплект специальных поршней под данный коленчатый вал (т.к. блок цилиндров имеет определенную конечную высоту), поршневые кольца, ну и работы по расточке блока под заданный комплект поршней.

На удивление, рост рабочего объема поршневого двигателя лада 2109 не всегда самый выгодный способ форсировки – иногда, в зависимости от того, что вы хотите получить от мотора, выгоднее доработать головку блока цилиндров с установкой подходящего распределительного вала и после этих операций «снять» большую мощность с вашего силового агрегата.

Кроме ГБЦ, достаточно большое влияние на характер мотора оказывает содержимое и «геометрия» блока цилиндров лада 21099. Мы не будем обсуждать разные типы поршней и их форму, весовые характеристики коленчатых валов, хотя бесспорно они вносят определенный вклад в характер будущего мотора.

Существует такое понятие, как отношение длины шатуна к ходу поршня, эта характеристика и сам диаметр кривошипа коленчатого вала (ход поршня) существенно влияют на «дыхание» мотора: ведь по своей сути, ДВС – это насос, который прокачивает через себя определенный объем смеси воздуха с топливом за определенный промежуток времени.

В данной статье мы рассмотрим влияние соотношения длинны шатуна и диаметра кривошипа коленчатого вала на «характер» мотора двигателей семейства ВАЗ 2108. В англоязычной литературе это соотношение именуется R / S – rod to stroke ratio , и ему уделяется достаточно серьезное внимание при доработке моторов ваз 2109. Многие источники считают, что «золотой серединой» является величина R / S , равная 1,75.

В Интернете вы сами можете при желании найти достаточно много выкладок и расчетов по геометрии моторов Honda . Отчасти все они будут справедливы и для моторов ВАЗ, так как в обоих случаях речь идет о двигателях относительно небольшого рабочего объема (моторы Honda серий В16А - В20В с объемом соответственно от 1,6 до 2,0 литров, что вполне соотносится с литражом моторов ВАЗ 21083 (2112), получаемым при форсировании путем увеличения рабочего объема). Вот для примера геометрия легендарного мотора В16А (объем 1587 см. куб., мощность 160 л.с.; это первый «гражданский» мотор, имеющий удельную мощность 100 лс/литр):

Длина шатуна: 134 мм
Ход поршня: 77 мм

21081 – объём 1099 куб. см
- ход 60,6 мм
- диаметр поршня 76 мм
- длина шатуна 121 мм
- R/S = 1,996

2108 - объём 1288 куб. см
- ход 71 мм
- диаметр поршня 76 мм
- длина шатуна 121 мм
- R/S = 1,7

21083 - объём 1499 куб. см.
- ход 71 мм
- диаметр поршня 82 мм
- длина шатуна 121 мм
- R/S = 1,7

21084 - объём 1580 куб см.
- ход 74,8 мм
- диаметр поршня 82 мм
- длина шатуна 121 мм
- R/S = 1,61

Нестандартные конфигурации двигателя 21083 (табл. 1) :


Шатун 132 мм могут устанавливаться в стандартный блок цилиндров ВАЗ 21083 только при использовании 2-х колечных поршней.

Эффект большого R/S:

ЗА: Позволяет поршню дольше находиться в ВМТ (верхняя мёртвая точка), что обеспечивает лучшее горение топливной смеси, т.е. более полное сгорание топливной смеси, более высокое давление на поршень после прохождения ВМТ, более высокая температура в камере сгорания. В результате хороший момент на средних и высоких оборотах. Длинный шатун уменьшает трение пары «поршень-цилиндр», а это особенно важно при рабочем ходе поршня.

ПРОТИВ: Мотор, собранный с достаточно большим значением R / S не обеспечивает хорошее наполнение цилиндров на низких и средних частотах вращения КВ, из-за снижения скорости воздушного потока (из-за уменьшения скорости движения поршня после ВМТ, в момент открытия впускного клапана). Большая вероятность появления детонации из-за высокой температуры в камере сгорания и длительного времени нахождения поршня в ВМТ.

Эффект малого R / S :

ЗА: Обеспечивает очень хорошую скорость наполнения цилиндров на низких и средних частотах вращения КВ, так как скорость движения поршня от ВМТ больше, разряжение нарастает быстрее, что улучшает наполнение цилиндров, более высокая скорость движения топливовоздушной смеси делает смесь более гомогенной (однородной) что способствует лучшему сгоранию. Преимущества: более низкие требования к доработке и диаметрам каналов ГБЦ, чем на моторе с высоким соотношением R / S.

ПРОТИВ: Малая величина RS означает, больший угол наклона шатуна. Это значит, что большая сила будет толкать поршень в горизонтальной плоскости. Для мотора это означает следующее:

Большая нагрузка на шатун ваз 21099 (особенно на центр шатуна), что делает разрушение шатуна более вероятным. Разрушение шатуна само по себе мало вероятно, кроме случаев обрыва, при заклинивании и гидроударе, как правило, шатун рвется у верхней или
нижней головки под углом приблизительно 45 градусов к оси шатуна.
Увеличение нагрузки на стенки блока цилиндров, большая нагрузка на поршни и кольца, увеличение рабочей температуры вследствие повышенного трения, как результат, более быстрый износ стенок цилиндра, колец, и ухудшении условий смазки. Износ этого участка зависит от величины смещения оси пальца отн. оси поршня и от значения максимального угла наклона шатуна, т.е. при применении "кованных" поршней со смещенным пальцем, износ будет меньше чем при применении стандартных поршей.
Более короткий шатун также увеличивает скорость движения поршня, что влияет на износ и увеличение трения. Максимальная скорость поршня приходится на угол около 80 градусов поворота коленчатого вала от ВМТ, для мотора с коленвалом 74,8 мм при 5600 оборотов в минуту она равна 22,92 м/с при шатуне 121 мм., и 22,80м/с., при шатуне 129 мм.
Наиболее весомым является зависимость ускорения поршня от длины шатуна. Большие значения ускорения положительно влияют на наполнение цилиндров на малых оборотах, что ведет к «тяговитости» двигателя в следствии лучшего наполнения. Но на высоких оборотах из-за инерционности потока во впускной трубе происходит эффект запирания на впускном клапане (т.е объем цилиндра над поршнем растет быстрее, чем может заполняться через клапанную щель, что ведет к ухудшению наполнения и мощностных характеристик на высоких оборотах). В случае длинного шатуна на малых оборотах происходит обратный выброс смеси, но на высоких нет явления запирания.

По вполне понятным причинам, АВТОВАЗ комплектует свои моторы шатуном 121мм (он обеспечивает 83-му мотору R/S = 1,7, что вполне удовлетворительно). Но для «тюнингаторов», использующих КВ с большим радиусом кривошипа, шатун 121 мм обеспечивает не очень хорошее отношение R/S (см. табл. 1), поэтому на рынке «нестандартных», а-ля «спортивных» запчастей существуют и продаются шатуны с большей длинной – 129, 132 мм, цена их правда не столь привлекательна, она колеблется от 70 до 200 долларов за комплект. Еще не стоит забывать, что «экстра ходы» поршня компенсируются уменьшением компрессионной высоты поршня (смещением поршневого пальца вверх) или увеличением высоты блока цилиндров. Т.к. компрессионную высоту можно уменьшать до определенного предела, то следующим шагом будет замена блока цилиндров лада 2108 на более высокий, что повлечет за собой немалые расходы финансовых средств. Все эти действия направлены для того, чтобы увеличить значение R/S.

Доработка поршней ваз 21083


Обычно поднятие мощности двигателя называют тюнингом или форсированием. Но довольно часто повысить мощность может банальная доработка стандартный деталей. Расточить, отшлифовать, отполировать. Такие простые, на первый взгляд, но довольно трудоемкие операции способны на многое. Пусть всё это не сделает Вашу машину с устаревшим мотором ВАЗ 21083 объемом 1,5-1,8 равной современным автомобилям, да еще и с бОльшым объемом, но уж точно выжмет из Вашей "старушки" все на что она способна. Но при этом это будет все тот-же ВАЗ.

Приведем краткий список основных направлений в доработке двигателя. Интересно это для Вас и готовы-ли Вы на такие затраты денег и времени решать Вам. Надеемся, что этой статьей мы хоть частично развенчаем мнение многих, что после установки фильтра-нулевика (50-70 долларов и 3-5% мощности), прямотока (несколько сотен доларов, возможно впроть до 1000, в лучшем случае те-же 3-5% мощности) и возможно чип-тюнинга (для атмосферных двигателей не более 10%) машина просто таки полетит

Повышение механического КПД двигателя возможно за счет:

  • снижения массы возвратно-поступательно движущихся деталей: поршней, пальцев, шатунов,
  • снижение трения в контакте цилиндр, поршень, кольцо,
  • уменьшением числа поршневых колец, снижением их толщины.

Повышение термического КПД двигателя достигается путем:

  • увеличения степени сжатия,
  • повышением температуры двигателя.

Повысить мощность двигателя и улучшить его характеристики можно работая "по мелочам" в разных направлениях, но есть и ряд комплексных мероприятий.

Одним из наиболее действенных способов тюнинга двигателя есть увеличение рабочего объема путем расточки блока и использования специально-подготовленных кованых поршней, более коротких шатунов, возможно иного коленвала. Почему для тюнингового двигателя желательны кованные поршни? В отличие от серийных они имеют ряд преимуществ, таких как более высокая механическая надежность, меньший удельный вес. Но при сборке для снижения веса поршневая группа может дорабатывается еще больше. Для этого облегчается юбка, снимаются излишки металла на бобышках пальцев, дорабатывается форма днища поршня. Нередко облегчаются и другие детали кривошипно-шатунного механизма и маховика.

Кроме увеличения объема двигателя стоит еще отметить доработку головки блока цилиндров (ГБЦ). Это типичный пример того как просто все гениальное. Этот метод форсирования мотора известен уже почти век, но так и не получил большого распространения по причине большой трудоемкости производимых работ. Весь смысл этих операций кроется в удалении недостатков отливки деталей. Неровности и шероховатости в головке и коллекторах создают дополнительное трение для топливно-воздухшной смеси. Сведение к минимуму сопротивление на впуске также положительнейшим образом сказывается на наполняемости цилиндров, а соответственно и мощностных характеристиках двигателя. Доработка ГБЦ в первую очередь подразумевает доработку впускных и выпускных каналов. При доработке ГБЦ необходимо учесть, что смесь газов в каналах движется со звуковыми скоростями (отсюда шум впуска и выпуска) и поэтому любые местные нестыковки и шероховатости ведут к снижению скорости потока, а соответственно и к ухудшению наполнения и потере мощности. Исходя из этих соображений доработка ГБЦ подразумевает следующие работы:

Доработка каналов

  • увеличение диаметра канала,
  • изменение геометрии и выведение необходимых радиусов закруглений.

Доработка седла клапана

  • шлифовка острых кромок седла, которые создают сильное сопротивление.

Совмещение коллекторов с каналами в головке блока

  • любые местные нестыковки очень сильно тормозят потоки газов.

Шлифовка каналов и впускного коллектора до чистоты 4-5 классов.

  • в идеале зеркальная поверхность для спортивного мотора.

Доработка клапанов

  • облегчение клапана и увеличение поперечного сечения (высокая чистота обработки поверхности клапана резко снижает риск прогара клапана, улучшает охлаждение тарелки).

Эта тонкая и кропотливая, а главное нудная, работа может дать мотору прибавку мощности почти в 20%. Это базовый набор работ по доводке головки блока. Если пойти дальше и заменить клапаны на увеличенные, установит другие пружины. Получите ГБЦ подготовленную практически по группе А автоспорта.

Ну и на последок, не лишним будет установка спортивного распредвала с измененными фазами и разрезной шестерни для более точной настройки фаз газораспределения.

Ложка дегтя в бочке меда.

Все эти доработки в большинстве своем производятся на основе заводских, стоковых как сейчас принято говорить, деталей. Есть еще довольно привлекательные варианты с заменой клапанов на брендовые, каналов на металло-керамику, и.т.д. Но есть в этом всем и НО, с которой тоже приходится считаться, особенно жителям провинции. Даже казалось-бы сравнительно небольшая поломка где-нибудь под какой-то Хацапетовкой вполне может закончится для Вас путешествием домой "на галстуке". А если, например, всего-то лопнет ремень ГРМ где-то на 7000 оборотов. Не стоит также забывать и о привязанности в элементарных настройках к конкретной фирме, это также не совсем удобно.

Двигатель 21083 технические характеристики

Годы выпуска – (1987 – 2004)
Материал блока цилиндров – чугун
Система питания – карбюратор
Тип – рядный
Количество цилиндров – 4
Клапанов на цилиндр – 2
Ход поршня – 71мм
Диаметр цилиндра – 82мм
Степень сжатия – 9,8
Объем двигателя 21083 – 1499 см. куб.
Мощность двигателя ваз 21083 – 73 л.с. /5600 об.мин
Крутящий момент – 106 Нм/3600 об.мин
Топливо – АИ93
Расход топлива — город 7,9л. | трасса 7 л. | смешанн. 7,8 л/100 км
Расход масла – 50 г/1000 км
Масло в двигатель ВАЗ 21083:
5W-30
5W-40
10W-40
15W40
Сколько масла в двигателе 21083: 3.5 л.
При замене лить 3.2 л.

Ресурс двигателя 21083 :
1. По данным завода – 125 тыс. км
2. На практике – до 250 тыс. км

ТЮНИНГ
Потенциал – 180+ л.с.
Без потери ресурса – до 90 л.с.

Неисправности и ремонт двигателя ВАЗ 21083

83-й движок прародитель всех современных моторов Лада, на его базе созданы 16 клапанные моторы 2112, 124, 126 (Приоро мотор), 127, 114, 116, 194 (Калино моторы). Заменила этот мотор его инжекторная версия 2111. Двигатель ВАЗ 2108 1,5 л. карбюраторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, грм 21083 имеет ременный привод. Ресурс мотора 21083, по данным завода изготовителя составляет 125 тыс. км, на практике моторы ходят более 200 тыс.км.
Основные отличия двигателя 21083 от 2108 в увеличенных до 82 мм поршнях,увеличены диаметры впускных клапанов с 35 мм до 37 мм в ГБЦ, прокладка головки с увеличенными диаметрами отверстий под цилиндры и карбюратор с другими тарировочными данными.
Особенность 83-го двигателя, при обрыве ремня ГРМ клапана не гнет.
Но агрегат не лишен недостатков, все так же требуется регулировка клапанов, имеет место износ деталей системы охлаждения, постоянно нужно менять масляный фильтр, течь масла через уплотнение клапанной крышки, топливный насос и датчик-распределитель, ненадежность карбюраторов типа «Солекс», особенно ЭПХХ, обламывание креплений приемной выхлопной трубы из-за применения стальных гаек вместо латунных. Из заметных и часто встречающихся неисправностей: стук в двигателе 21083 — пришло время ехать регулировать клапана и лучше не затягивать. Двигатель ваз 21083 троит, нужно мерять компрессию, чтобы отбросить проблемы с клапанами, проверяем зазоры клапанов. Все хорошо? Чистите карбюратор, опять не помогло? Ищите проблему в электрике.

Тюнинг двигателя ВАЗ 21083 карбюратор

Рассмотрим потенциал доработки двигателя ВАЗ 21083 8V без замены ГБЦ на 16 клапанную(Двигатель 123 16V и его доработки упомянуты в отдельной статье)
Наиболее простой способ форсировки двигателя ваз 21083 — заменить распредвал на ОКБ Динамика 108 или популярный в народе, Нуждин 10.93, установить разрезную шестерню, настроить фазы. На выходе имеем около 80 л.с.
К этому добавим доработку ГБЦ и впускного коллектора, клапаны, фрезеровку ГБЦ получаем 85-90 л.с. Для дальнейшего наращивания мощности рекомендуется увеличить объем двигателя 21083 до 1,6 л, путем установки коленвала ход 74,8 мм, с учетом вышеприведенных доработок получим полноценные 95 л.с. При использовании клапанов увеличенного диаметра, облегченных тарелок клапанов, доработанного карбюратора имеем 105-110 л.с.

Компрессор на 2108 1.5

Альтернативный метод получения подобной мощности – установка компрессора. Для реализации проекта желательно перейти на инжектор, это обеспечит более гладкую и стабильную работу, но можно установить компрессор на карбюраторный ваз 2108 и дуть в карбюратор, нормальная стоковая поршневая держит 0,5 бар без проблем. В широко известном видео доступно объясняется все что требуется для успешной реализации проекта на инжекторе.

Внимание МАТ (18+)


Увеличение мощности двигателя 21083 без использования турбины можно продолжать и до 150 л.с. и выше, но ресурс мотора резко снижается, автомобиль станет неудобным для повседневной городской эксплуатации. Хорошим шагом и заделом, з аметно увеличивающий КПД и потенциал, станет установка 16 клапанной ГБЦ. А с типичным городским набором: увеличенная дроссельная заслонка (54 мм, 56 мм), ресивер и выхлоп на 51 мм трубе, получаем отдачу в 105-110 л.с. без потери ресурса.

Продолжение видео по разборки движка в доработанными поршнями. Показываю интересные нюансы сборки и определение жора масла двигателем после перегрева.

Здравствуйте, Сергей Владимирович! По поводу прокладки старого образца. Решил я ее тоже попробовать на двигателе 21011. После сборки начал заливать антифриз и он хлынул ручьями между головкой и блоком. Именно струйки, даже не капельки. Пришлось разбирать и ставить прокладку нового образца с герметиком. С ней было все в порядке. Возможно прокладка оказалась бракованной, не знаю. Все болты были затянуты.

Сергей я тоже в данный момент перибираю двигатель 21102 можно мне сделать также поршня ато я услышал такое укого увижу буду предъевлять может сниму на видео как сделаю ивыложу на своем канале скажу что вы научили, спасибо за ваши уроки видео.

хоть бы карбюратор с коллектором сняли

Приветствую Сергей! Благо не успел поставить поршня в блок, на данный момент уже сделал поршня так же и уже поставил в блок. Вкладышей я покупал два комплекта, для того что бы на коленвале все вкладыши были с отверстиями. Сниму обязательно видео по завершению и первый запуск, весь процесс снимать не стал, так как такой информации у тебя полно и подробно.

видимо конструктора и думают чтоб каждый год машины покупали новые и запчасти чаще покупали. 

не заинтересован наш рынок чтоб качество было

сальники клапанов деревенееют после перегрева вот и жор масла

Правильно размышляете! Тоже были мысли про "хон на поршне"! Отверстия в этот раз более грамотно расположены во всех смыслах. В общем как всегда отлично, всё по делу.

Привет вам из Харькова)) Поршни действительно хорошие))) Автрамат))))

Здравствуйте, Сергей. Обидно конечно, когда смотрел, ждал что в конце заведете, ведь приятно послушать работу своих рук в действии. Хотел сказать, Вы не проверяли новый коленчатый вал на биение? очень часто зараза бывает, купишь новый, а его болтает страсть как. Про поршня правильно сказали, но это в принципе не очень нужно в стандартном двигателе где крутят до 5тыщ., отверстия обычно сверлят когда идут большие нагрузки, к примеру турбо, со смещением отсечки оборотов до 8,5-9, даже 10тыщ. и ставят или ищут блоки с форсунками, так как при наддуве больше одного бара, бешеные нагрузки на поршень, а они струей снимают температуру, охлаждая поршень, тем самым снижают вероятность прогара поршня. А при оборотах в 4-5 тыщ, струя просто не до давит до поршня. Про отверстия, очень правильно, ресурс бешено увеличивается. Но не все делают, к примеру на СТО, из за затрат времени, сбалансируют и поставят, сам лично видел, на некоторых СТО даже не балансируют поршневую, что не есть хорошо. А по поводу зеркала, его так же давно придумали, и обидно что не делают, зеркало это десятая степень шлифовки гильзы, конечная, но какой то как говорится дурак сказал что хон лучше и стали делать хон, так как опять же тратят на это меньше времени и сил. Большое вам спасибо за ваши видео, очень интересно смотреть, жду когда заведете моторчик)))

Здравствуйте, Сергей! У меня вопрос, можно ли использовать вашу технологию доработки поршней на ниво-поршнях, используемых в турбо моторе, без потери ресурса? Не развалятся ли они?

Доработка поршней ваз 21083

Тюнинг мотора ВАЗ 2108
Обычно поднятие мощности двигателя называют тюнингом или форсированием. Но довольно часто повысить мощность может банальная доработка стандартный деталей. Расточить, отшлифовать, отполировать. Такие простые, на первый взгляд, но довольно трудоемкие операции способны на многое. Пусть всё это не сделает Вашу машину с устаревшим мотором ВАЗ 21083 объемом 1,5-1,8 равной современным автомобилям, да еще и с бОльшым объемом, но уж точно выжмет из Вашей "старушки" все на что она способна. Но при этом это будет все тот-же ВАЗ.

Приведем краткий список основных направлений в доработке двигателя. Интересно это для Вас и готовы-ли Вы на такие затраты денег и времени решать Вам. Надеемся, что этой статьей мы хоть частично развенчаем мнение многих, что после установки фильтра-нулевика (50-70 долларов и 3-5% мощности), прямотока (несколько сотен доларов, возможно впроть до 1000, в лучшем случае те-же 3-5% мощности) и возможно чип-тюнинга (для атмосферных двигателей не более 10%) машина просто таки полетит

Повышение механического КПД двигателя возможно за счет:

  • снижения массы возвратно-поступательно движущихся деталей: поршней, пальцев, шатунов,
  • снижение трения в контакте цилиндр, поршень, кольцо,
  • уменьшением числа поршневых колец, снижением их толщины.

Повышение термического КПД двигателя достигается путем:

  • увеличения степени сжатия,
  • повышением температуры двигателя.

Повысить мощность двигателя и улучшить его характеристики можно работая "по мелочам" в разных направлениях, но есть и ряд комплексных мероприятий.

Одним из наиболее действенных способов тюнинга двигателя есть увеличение рабочего объема путем расточки блока и использования специально-подготовленных кованых поршней, более коротких шатунов, возможно иного коленвала. Почему для тюнингового двигателя желательны кованные поршни? В отличие от серийных они имеют ряд преимуществ, таких как более высокая механическая надежность, меньший удельный вес. Но при сборке для снижения веса поршневая группа может дорабатывается еще больше. Для этого облегчается юбка, снимаются излишки металла на бобышках пальцев, дорабатывается форма днища поршня. Нередко облегчаются и другие детали кривошипно-шатунного механизма и маховика.

Кроме увеличения объема двигателя стоит еще отметить доработку головки блока цилиндров (ГБЦ). Это типичный пример того как просто все гениальное. Этот метод форсирования мотора известен уже почти век, но так и не получил большого распространения по причине большой трудоемкости производимых работ. Весь смысл этих операций кроется в удалении недостатков отливки деталей. Неровности и шероховатости в головке и коллекторах создают дополнительное трение для топливно-воздухшной смеси. Сведение к минимуму сопротивление на впуске также положительнейшим образом сказывается на наполняемости цилиндров, а соответственно и мощностных характеристиках двигателя. Доработка ГБЦ в первую очередь подразумевает доработку впускных и выпускных каналов. При доработке ГБЦ необходимо учесть, что смесь газов в каналах движется со звуковыми скоростями (отсюда шум впуска и выпуска) и поэтому любые местные нестыковки и шероховатости ведут к снижению скорости потока, а соответственно и к ухудшению наполнения и потере мощности. Исходя из этих соображений доработка ГБЦ подразумевает следующие работы:

Доработка каналов

  • увеличение диаметра канала,
  • изменение геометрии и выведение необходимых радиусов закруглений.

Доработка седла клапана

  • шлифовка острых кромок седла, которые создают сильное сопротивление.

Совмещение коллекторов с каналами в головке блока

  • любые местные нестыковки очень сильно тормозят потоки газов.

Шлифовка каналов и впускного коллектора до чистоты 4-5 классов.

  • в идеале зеркальная поверхность для спортивного мотора.

Доработка клапанов

  • облегчение клапана и увеличение поперечного сечения (высокая чистота обработки поверхности клапана резко снижает риск прогара клапана, улучшает охлаждение тарелки).

Эта тонкая и кропотливая, а главное нудная, работа может дать мотору прибавку мощности почти в 20%. Это базовый набор работ по доводке головки блока. Если пойти дальше и заменить клапаны на увеличенные, установит другие пружины. Получите ГБЦ подготовленную практически по группе А автоспорта.

Ну и на последок, не лишним будет установка спортивного распредвала с измененными фазами и разрезной шестерни для более точной настройки фаз газораспределения.

Ложка дегтя в бочке меда.

Все эти доработки в большинстве своем производятся на основе заводских, стоковых как сейчас принято говорить, деталей. Есть еще довольно привлекательные варианты с заменой клапанов на брендовые, каналов на металло-керамику, и.т.д. Но есть в этом всем и НО, с которой тоже приходится считаться, особенно жителям провинции. Даже казалось-бы сравнительно небольшая поломка где-нибудь под какой-то Хацапетовкой вполне может закончится для Вас путешествием домой "на галстуке". А если, например, всего-то лопнет ремень ГРМ где-то на 7000 оборотов. Не стоит также забывать и о привязанности в элементарных настройках к конкретной фирме, это также не совсем удобно.

Сборка двигателя с доработанными поршнями ВАЗ 21083. Сделай Сам!

Двигатель ВАЗ 21083 устанавливается на ВАЗ: 21083, 21093, 21099, 2110 и 2115.
Прежде чем приступить к описанию процесса доработки и увеличения мощности двигателя ВАЗ 2109 карбюратор, стоит понимать, какие силовые агрегаты устанавливались на транспортное средство, а также рассмотреть основные технические характеристики.

21081 (1,1 8V)

НаименованиеПоказатель
Объем1,1 литр (1099 см куб)
Количество цилиндров4
Количество клапанов8
ТопливоБензин
Система впрыскаКарбюратор
Расход топлива6,7
Диаметр цилиндра76
Порядок работы цилиндров1-3-4-2

2108 (1,3 8V)

НаименованиеПоказатель
Объем1,3 литра (1289 см куб)
Количество цилиндров4
Количество клапанов8
ТопливоБензин
Система впрыскаКарбюратор
Расход топлива7,0 л
Диаметр цилиндра76
Порядок работы цилиндров1-3-4-2

21083 (1,5 8V)

НаименованиеПоказатель
Объем1,5 литра (1499 см куб)
Количество цилиндров4
Количество клапанов8
ТопливоБензин
Система впрыскаКарбюратор
Расход топлива7,0 л
Диаметр цилиндра76
Порядок работы цилиндров1-3-4-2

Также ознакомьтесь


  1. Выполнить сборку дроссельного механизма.
  1. В малых диффузорах устранить погрешности, возникшие при отливке корпуса карбюратора (убираются наплывы, острые углы, также нужно придать форму крыла ножкам малого диффузора). Такая форма более аэродинамична.


  1. В ускорительном насосе лучше устанавливать 2 трубки в 2 камеры. Важно выставить их точно в зазор между стенкой смесительной камеры и ДЗ.
  2. Вместо кулачка привода усилителя поставить №4.


Нужно постараться по максимуму сгладить неровности смесительной камеры, потому что скорость воздуха, который проходит через нее, около 120 м/с. Если их не устранить, будут возникать воздушные завихрения, которые будут затруднять поступление свежей порции воздуха.

Благодаря такому тюнингу карбюратора Солекс улучшится динамика ВАЗа, двигатель станет более приемистым.

Много информации о тюнинге ВАЗов можно найти по ссылке.

Особенности

  • 1,5 литровый бензиновый двигатель оснащается карбюраторной системой питания и имеет два клапана на цилиндр. Силовой агрегат развивает мощность 73 лошадиных силы и при этом отличается великолепными показателями топливной экономичности. По трассе автомобиль с двигателем ВАЗ 21083 расходует в крейсерском режиме менее 7 литров бензина.
  • В то же время необходимо сказать, что этот силовой агрегат изначально разработан для использования на 93 бензине. А вот от использования низкооктанового топлива мы рекомендуем вам отказываться, так как это приводит к быстрому выходу из строя карбюратора и других систем автомобиля.
  • Верхнее расположение вала в двигателе ВАЗ 21083 позволило избавиться от вибраций и инерционных моментов в работе мотора. Этот силовой агрегат имеет минимальные вибрации, что позволяет повысить комфорт эксплуатации автомобиля.
  • Необходимо сказать, что двигатель ВАЗ 21083 оснащается ременным приводом ГРМ, поэтому каждые 50 000 километров автовладельцу необходимо будет проводить сервисные работы по замене ремня и направляющих роликов.
  • По данным завода ресурс силового агрегата составляет 125 000 километров. На практике же при обеспечении должного ухода такие моторы смогут пройти без капитального ремонта больше 200 тысяч километров.
  • Из отличий этой серии моторов можем отметить увеличение диаметра поршня до 82 миллиметров, а также изменение выпускных клапанов, которые получили диаметр в 37 миллиметров.
  • Конструкция мотора была разработана таким образом, чтобы при обрыве ремня привода ГРМ клапана не соударялись с движущимися поршнями. Тем самым удается повысить надежность мотора и избавляет автовладельца от необходимости сложного капитального ремонта.
  • Сам двигатель выполнен из чугуна, что повышает показатели температурной устойчивости силового агрегата. Используемый сплав отличается прочностью, и при этом он имеет небольшой вес.

Нужно ли вообще дорабатывать карбюратор

Мы уже вам говорили, если, к примеру, вы возьмете обычный карбюратор от классической модели, то непосредственно возрастает мощность стандартного движка в автомобильном транспорте. Ну а форсированный в свою очередь, к основной системе питания добавит больше жесткости. Теперь немного о расчетах. К примеру, тюнинг движка, в котором более чем 2 тысячи оборотов, его коэффициент наполнения непосредственно составит от 1.35 до 1.5.

Расчёт диффузоров конечно тяжёлый, особенно для новичков. Поэтому вы должны знать, что на низких оборотах топливная жидкость в автомобиле значительно ухудшается в отличие от высокого оборота. С чем это связанно?

В свою очередь это связанно с основным параметром, а именно диаметр диффузора. Они в свою очередь снижают степень разрежения, поэтому идет отрицательное воздействие на распыл топливной жидкости в автомобиле.


Недостатки

Небольшими недостатками тюнинга можно назвать некий перечень конструктивных изменений, необходимых для установки турбины, при чем переделка конструкции коснется не только карбюратора ВАЗ 2109,21083, но и головки цилиндров. Так же стоит отметить, что пренебрежение вопроса, связанного со снижением коэффициента сжатия, может повлечь проблемы с цилинтропоршневой группой и клапанами.

В случае правильной и грамотной установки турбины (тюнинга карбюратора) на ВАЗ, на выходе получаем довольно приличные характеристики повышения мощности и хорошие показатели динамики и приемистости двигателя. Модернизированный карбюратор Солекс увеличивает коэффициент полезного действия силового агрегата, обеспечивая полноту сгорания топливовоздушной смеси.

В то же время следует сказать, что этот силовой агрегат не лишён характерных недостатков. Из проблемных мест можем отметить масляный фильтр, через который достаточно часто появляется течь масла. В итоге мотор быстро теряет смазку, начинает работать всухую, и вскоре появляются серьезные проблемы.

Также не редкость выход из строя датчика распределителя и топливных насосов. Слабым местом является карбюратор, который на первых моделях устанавливался типа Солекс. Такая система питания не отличалась должной надежностью и часто выходила из строя. На более поздних моделях автомобиля проблемный узел был заменён.

Этот силовой агрегат отличается повышенными требованиями к качеству топливной смеси. Если первые модификации автомобилей ВАЗ могли спокойно работать на 76 бензине, то двигатели ВАЗ 21083 при попытках экономии на качестве топлива быстро выходили из строя. То же самое необходимо сказать и о качестве проводимого сервисного обслуживания.

Масло в двигателе рекомендовалось менять каждые 12-15 тысяч километров. Одновременно проводились работы по замеру компрессии, прочистке карбюратора и выполнялись другие сервисные мероприятия. Сборка двигателя ВАЗ 21083 продолжалась до 2004 года, когда на смену этому мотору пришли современные 16 клапанные модификации.

Что должен дать доработанный карбюратор?

  1. В первую очередь, он должен дать на высоком обороте непосредственно обеспечить нормальный объем воздуха.
  2. Должна быть отличная степень разряжения именно на слабом обороте.

Теперь давайте рассмотрим тюнинговой Солекс. Прочитав вышеописанную информацию можно сделать простой вывод, что доработанный карбюратор Солекс, а именно с диффузором на 24/27, тюнинг будет в свою очередь заключаться также в расточке непосредственно второй камеры. Как правило, с такими параметрами автомобиль имеет большую смесительную камеру. Поэтому водители могут установить дроссельную заслонку, примерно на 34 мл. Наверное, у каждого появился такой вопрос, можно ли сделать мотор еще более мощнее? Конечно можно, но только в том случае, если у вас карбюратор с диаметром смесительной смеси камеры не меньше 33.5 и не более 35 мл.

Процесс тюнинга

Тюнинг двигателя ВАЗ 2109 своими руками начинается с демонтажа мотора с автомобиля. Так, придется отключить подачу питания, систему зажигания и прочие системы. Итак, рассмотрим, все этапы проведения доработки мотора самостоятельно. Полностью тюнинг провести своими руками невозможно, поскольку все равно придется на некоторых этапах обратиться в автосервис.

Демонтаж мотора

Чтобы снять движок придется пройти определенный процесс отключения и демонтажа вспомогательных систем. Итак, приступим непосредственно к процессу:

  1. Снимаем АКБ и удерживающую полку.
  2. Демонтируем воздушный фильтр и карбюратор.
  3. Снимаем элементы зажигания, которые размещены в моторном отсеке.
  4. Сливаем охлаждающую жидкость и моторное масло.
  5. Откручиваем КПП от ДВС.
  6. Демонтируем радиатор, чтобы было проще снять мотор.
  7. Вынимаем шрус двигателя.
  8. Откручиваем подушки двигателя.
  9. Снимаем капот и демонтируем двигатель.

Разборка силового агрегата делается за несколько часов. Так, для начала необходимо демонтировать крышку головку блока и поддон картера. Лучше всего проводить данную операцию на специальном стенде.

После этого начинаем снимать основные узлы. Раскручиваем болты крепления головки блока и блоку цилиндров. Затем, головку отставляем в сторону и работаем непосредственно с блоком цилиндров. Итак, рассмотрим, что придется снять:

  1. Откручиваем бугеля и вынимаем коленчатый вал. Предварительно демонтируем шкив.
  2. Демонтируем водяной и масляный насос.
  3. Вынимаем поршневую группу. Демонтируем шатуны. Если есть, необходимо вынуть гильзы.
  4. Теперь, блок готов к дальнейшим манипуляциям.
  5. Последним этапом становится мойка деталей и блока.

Когда блок разобран, можно перейти к разборке головки блока цилиндров.

  1. Демонтируем крышку распределительного вала.
  2. Снимаем распредвал.
  3. Рассухариваем клапаны.
  4. Снимаем пружины и сальники.
  5. Вынимаем клапаны.
  6. Выбиваем с головки седла и направляющие втулки.
  7. Проводим мойку деталей и основания головки.

Чтобы увеличить мощность двигателя ВАЗ 2109 карбюратор потребуется приобрести поршневую группу, клапаны, распределительный вал, шатуны и коленчатый вал. Все эти детали должны быть облегченные и изготовлены именно производителями тюнинга.

Так, поршневая группа, клапаны и седла подходят компании ATI. Направляющие втулки, лучше всего устанавливать бронзовые производства американського производителя K-line. Коленчатый и распределительный вал приобретаются у немецкой компании TDR.

Для начала, блок цилиндров необходимо расточить под новые поршни, соответственно с размером — 82 мм. Затем, проводится установка коленчатого вала и новых вкладышей, которые идет в комплекте с главной деталью.

Проводим сборку поршневого узла, а именно крепим поршни к шатунам. Затем, можно приступить, к так называемому процессу «перевязки». Под ним подразумевается крепление шатунов с поршнями к коленчатому валу. Монтируем сальники и подшипники коленчатого вала. Устанавливаем бугеля и можно зафиксировать поддон. Затем, проводится сборка остальных вспомогательных узлов, таких как шкив, водяной насос и ролик.

Тюнинг головки

Эффективный тюнинг карбюратора Солекс 21083

Тюнинг головки блока цилиндров — это фактически сборка новых деталей на старые посадочные места. Так, разобранная ГБЦ собирается из старого корпуса и новых тюнинг элементов. В данном процессе нет ничего сложного.

Сборка узла

После того, как основные системы и узлы собраны, можно преступить непосредственно к процессу сборки двигателя воедино. Так, в обратной последовательности к блоку цилиндров крепятся — головка блока, клапанная крышка, шкивы, ремень ГРМ.

После сборки, рекомендуется обкатать двигатель на холодную, но поскольку не у всех имеется обкаточный стенд, то большинство автомобилистов проводят эту операцию на горячую, непосредственно на автомобиле.

После того, как основные узлы силового агрегата собраны, можно приступить к установке вспомогательных систем. Итак, устанавливаем в первую очередь, систему впрыска топлива. Старый карбюратор Солекс не стоит ставить, поскольку он не будет давать необходимого количества горючего в камеры сгорания. Поэтому, необходимо найти улучшенный карбюратор Солекс Мега-2 или чешский вариант — ИКОВ.

Стоит доработать систему зажигания. Вместо стандартных свечей, стоит установить свечи зажигания Бриск с маркировкой А2. Также, стандартные высоковольтные провода меняются на тюнинг версию производства Тесла.

Не стоит забывать за систему охлаждения, поскольку увеличенное количество оборотов коленчатого вала, ускорит все процессы, а соответственно и увеличенный выброс тепла. Поэтому на ВАЗ 2109 устанавливают кит комплект системы охлаждения, в которую входят: силиконовые патрубки, спортивная помпа и двухкамерный термостат. Также, рекомендуется установить спортивный радиатор, сделанный с алюминия. Это облегчит вес автомобиля на несколько килограмм.

Последней доработкой становится установка воздушного фильтра «нулевого» сопротивления. Монтаж этого узла проводится достаточно просто, на стандартные крепления старого корпуса «воздухана». Воздухозаборник выводится так, чтобы была прямая подача воздуха.

Также, кроме стандартных доработок, на двигатель можно установить нагнетатель воздуха. Конечно, такая доработка быстрее изнашивает элементы мотора, поэтому рекомендуется установить «улитку».

Тюнинг салона ВАЗ 21083



Тюнинг салона 21083 лучше начать с его полного разбора, после чего необходимо проклеить дополнительную шумоизоляцию. Торпеду можно приспособить от уже упоминавшегося БМВ 3-й серии, но можно использовать и более дешевый вариант – евроторпедо 2108. Далее следует перетяжка дверных панелей новыми материалами и замена рулевого колеса, которое, опять же, легко заимствуется у «тройки» BMW. При желании руль можно оставить прежний, но обтянуть его кожей. Для этого изготавливается выкройка, которая затем вручную сшивается на рулевом колесе. Выбор новых сидений целиком и полностью зависит от вашего вкуса, приспособить можно практически любые кресла от любой иномарки, правда в некоторых случаях придется приваривать новые крепления. Далее остаются мелочи – накладки на педали, светодиодная подсветка элементов интерьера, новые коврики и т.д.

Читайте также: