Дорога через волгу в китай

Обновлено: 05.07.2024

Подробности о трассах М12 и «Европа — Западный Китай»: протяженность, маршрут и стоимость


Транспортный коридор «Европа — Западный Китай» является совместным проектом России, Казахстана и КНР. «Новый шелковый путь» протяженностью более 8,4 тыс. км, который соединит Европу и Азию, можно будет проехать за 10 суток. По России дорога протянется примерно на 2,3 тыс. км, по Казахстану — на 2,7 тыс. км, в Китае проложат 3,1 тыс. км дороги.

Согласно трассировке, опубликованной Правительством РФ, основной маршрут «нового шелкового пути» все же обойдет Татарстан. Начальной точкой трассы станет Северная столица России — Санкт-Петербург. Далее транспортный коридор протянется до Московской кольцевой автомобильной дороги в обход Твери (трасса М11 «Нева»). Недалеко от города Канаш в Чувашской Республике трасса свернет в сторону Самары и Оренбурга, не дойдя до Казани.

Главный транспортный проект

Однако в рамках международного проекта пройдет строительство автодороги Москва — Казань. На ближайшие годы ее строительство станет главным транспортным проектом страны, заявил глава российского Правительства Михаил Мишустин во время рабочего совещания в Елабуге.

«Он [дорожный проект] имеет особое значение для всего евразийского пространства», — отметил он.

Сами строительные работы приведут к появлению более 30 тыс. новых рабочих мест, еще 130 тыс. мест появятся в смежных отраслях — автомобилестроении, нефтехимии, электронике, транспорте, логистике и сфере услуг, добавил Мишустин.

Ввод в эксплуатацию к 2024 году

Правительство РФ рассчитывает ввести в эксплуатацию автотрассу Москва — Казань в 2024 году, а не как планировалось — в 2027-м.

«С учетом особого значения трассы М12 Правительство ставит задачу ввести ее в эксплуатацию уже в 2024 году. Сегодня мы об этом договорились», — сообщил Мишустин.

«Проект даст импульс ускоренному развитию регионов. Суммарный прирост ВРП на этих территориях составит более 500 млрд рублей к 2050 году», — добавил Мишустин.

Кроме этого, Премьер-министр поручил федеральному Минтрансу начать проработку проекта автомобильной дороги от Набережных Челнов до Екатеринбурга. Завершить работы на данном участке предполагается до 2030 года. По словам Мишустина, в перспективе это позволит замкнуть транспортный маршрут «Европа — Западный Китай» и обеспечить по нему бесперебойный транзит товаров и грузов.

Новый мост через Волгу

До 10 сентября определят подрядчика на проектирование и строительство нового моста через Волгу в составе будущей трассы Москва — Казань, сообщили в пресс-службе «Автодора».

Протяженность мостового перехода будет составлять 4 км. Точные сроки начала строительства пока не определены, это станет известно после завершения проектирования, добавили в пресс-службе.

Великий Шелковый Путь - по Волге в Китай?

О том, что люди с глубокой древности не только путешествовали, но и торговали на расстояниях в тысячи и тысячи километров, задумываешься всякий раз, когда при посещении древних памятников, в музее или научной статье натыкаешься на изделия или материалы явно привозного характера.
Еще при чтении описания сокровищ гробницы Тутанхамона, сделанного Говардом Картером, я обратил внимание на вещицы, которые были привезены в Фивы издалека, в том числе из-за пределов Египта.

Не раз попадались мне в описаниях археологических находок Именьковской культуры, часть памятников которой находится в наших краях, упоминания о раковинах каури, никогда не водившихся ни в Волге, ни в её ближайших окрестностях - эти морские ракушки, несмотря на своё широкое распространение, водятся только в тропических водах бассейнов Индийского и Тихого океанов, ближайший к нам ареал распространения каури находится в бассейне Средиземного моря.

Всё это однозначно свидетельствует о широком распространении торговли и, стало быть, торговых путей, в древности, и первыми, что приходит на ум при упоминании древних торговых путей - это, конечно же, путь "из варяг в греки" и, разумеется, еще более древний Великий Шелковый Путь.

Северный маршрут караванных троп Великого Шелкового пути проходил по территории бывших южных республик СССР. Например, на территории Семиречья в Казахстане до сих пор об этом помнят, о чём свидетельствует вот это панно станции алматинского метро «Жибек жолы», что в переводе с казахского, к слову, и означает Великий шёлковый путь (каз. Жібек Жолы):

На торцевой стене центрального зала платформы исполнено декоративное панно в виде двух окружностей, изображающее известнейшие символы стран, через которые проходил Великий Шелковый Путь: индийский Тадж-Махал, Великая китайская стена, Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Египетские пирамиды, Римский Колизей, Афинский Парфенон, Монастырь Эд-Дейр в Иордании.
Что примечательно, в том же ряду изображена Пирамида Кукулькана, находящаяся в Мексике, на территории, лежащей по другую сторону Земного шара от Шелкового пути.

Оставим мексиканскую пирамиду на совести авторов панно, и поговорим о других объектах, которые соединял Великий Шелковый Путь, возникший в конце II века до н. э. как торговый караванный маршрут из Китая в Европу.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, находящийся в Казахстане, разумеется, не настолько широко известен, как прочие объекты пути - но тут его появление оправдано тем, что этот объект находится на казахской земле, и тем самым символизирует принадлежность Казахстана к Шелковому пути.

О маршрутах Шелкового пути достаточно подробно написано на портале "Великий шелковый путь":

Многочисленные сети дорог служили не только для перемещения товаров и предметов роскоши, но также передаче знаний, идей, культур и верований, которые значительно повлияли на историю и развитие цивилизаций евразийских народов.
Путешественники рисковали, привлеченные не только торговой деятельностью, но и участием в интеллектуальном и культурном обменах в городах, на территории которых проходил Шелковый путь.
Взаимно обогащались культуры народов в области искусства, литературы и науки, а также происходил обмен знаниями о ремеслах и технологиях - все это повлияло на формирование языков и религий.

Эти маршруты существуют с древних времен, но, несмотря на это, название "Шелковый путь" относительно недавнее понятие. Оно было предложено геологом Бароном Фердинандом фон Рихтгофеном в середине XIX века, который назвал систему связей и торговли Die Seidenstrasse, что означает с немецкого Шелковый путь.
Этот термин употребляется также во множественном числе, что добавляет ему еще большей загадочности.

Перед вами карта одной из современных реконструкций маршрутов Великого Шелкового Пути - как видим, его различные варианты действительно позволяют связать между собой Египет и Рим, Индию и Китай, казахстанское Семиречье и междуречье Волги и Дона:

Более крупно - интересующий нас участок, включающий Волгодонскую переволоку:

И тут как раз, видя, как сухопутный караванный путь пересекает Волгу, или, по старинному - Итиль, невозможно не предположить, что и по этой великой реке должны были существовать водные торговые пути, использующие для перемещения товаров столь замечательный перекресток путей.

И действительно - как тут не вспомнить про путь "из варяг в греки", иначе еще именующийся Волжским торговым путём.

Волга и города, расположенные на ней, стали одним из его «побочных маршрутов» в VIII–X веках, когда для торговли стали использовать не только караванные дороги, но и реки.
Волжский торговый путь соединял Багдад и регионы Северного и Балтийского морей.

Вот одно из старинных изображений Волжского торгового пути на карте Фра Мауро 1459 года - явно видно, что путь от городов Волжской Булгарии до Каспия по Итилю (Edil) был знаком древним картографам, хотя бы даже только понаслышке:

На основе археологических находок дирхемов была составлена вот эта карта древних торговых путей, включающая и Волжский торговый путь (красным):

Как видим - имеется как минимум несколько точек пересечения Волжского торгового пути с Великим Шелковым путём.

На Волге стоял крупнейший город государства [Хазарский каганат] — Итиль [Атиль].
Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепость Саркел.
О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географов Ибн Хордадбеха (в «Книге путей и стран» IX века он описывает торговый маршрут русских купцов вниз по Днепру в Чёрное море, вверх по Дону и вниз по Волге в Каспийское море и на верблюдах до Багдада) и Ибн Русте, а также по сведениям Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921—922 гг.

<. >

Волжский или волго-балтийский торговый путь — самый ранний из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье. Судя по находкам дирхемов, сложился ранее днепровского и двинского путей, но и своё международное значение стал утрачивать раньше остальных — ещё до начала крестовых походов. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований — Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.

Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вёл вверх по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги.
<. >
Общепринято археологически Итиль пока не идентифицирован. Предполагается, что он оказался смыт из-за повышения уровня Каспийского моря. Возможным кандидатом на его роль выступает Самосдельское городище у села Самосделка 46°01′32″ с. ш. 47°50′26″ в. д. / 46.025556° с. ш. 47.840556° в. д. в Астраханской области, в дельте Волги (исследуется с 1990). Здесь обнаружены слои IX—X веков, юртообразные жилища, огузская, булгарская и салтовская керамика, а также просматриваются контуры треугольной кирпичной цитадели.
Это единственное городище такого рода в регионе.

Таким образом, по крайней мере в определенный исторический период одновременно существовали и караванные пути Великого Шелкового Пути, и водные - Волжского Торгового пути, что не исключает возможности как путешествий из варяг в Китай через Самарскую Луку, так и движения этим же маршрутом товаров из Китая (превед, aliexpress древности! ;))), и обнаружение на Луке и её окрестностях древних артефактов из Китая, возможно, всего лишь вопрос времени ;)

Впрочем, данные о случайных находках китайского происхождения в Николаевском уезде Самарской губернии уже имеются:
За 1899 г. в ИАК отосланы: медный клин, найденный на берегу полувысохшего озера (на глубине 8,5 м) близ с. Сорочинского Бузулукского уезда, 8 медных наконечников стрел, круглое медное зеркало с не поддающейся чтению китайской надписью и обломок другого медного зеркала, украшенный полукругом, найденные в горе «Шишка» около д. Орловки Николаевского уезда [32, с. 55: 33, с. 119-120, 162].

Дорога через волгу в китай

Публикуем фотографии с места строительства

Губернатор Дмитрий Азаров дал старт надвижке первых <nobr метров</nobr>

Губернатор Дмитрий Азаров дал старт надвижке первых

Фото: правительство Самарской области

Во вторник, , в Самарской области началась надвижка пролетных строений моста через Волгу — части международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». Старт надвижке первых дал губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

Сегодня обход Тольятти с мостовым переходом через Волгу — крупнейший в стране проект, реализуемый на принципах государственно-частного партнерства. Он уже получил высокую оценку Организацией Объединенных Наций и победил в номинации «Лучший ГЧП-проект в сфере автомобильных дорог» национальной премии в сфере инфраструктуры «Росинфра».

Общая стоимость работ оценивается в рублей. Объем федеральной поддержки с 2019 по составит более .

Сейчас готовность объекта составляет 25%. Уже к концу года прогнозируется 40%-я готовность.

Мост соединит два берега в одном из самых узких мест Волги

Фото: правительство Самарской области

— Работы идут без сбоев и отклонений. Это не значит, что нет сложностей. Они всегда есть при строительстве, а тем более таких масштабных проектов. Но все эти сложности мы преодолеваем совместно с нашими партнерами по этому проекту. И, уверен, так будет до момента ввода в эксплуатацию, а потом и во время эксплуатации этого объекта — на десятилетия вперед, — сказал глава 63 региона.

Процесс надвижки будут контролировать не только профессиональные специалисты. Мониторинг состояния надвигаемых металлоконструкций будет идти с помощью специальных датчиков и цифрового оборудования.

— Первый этап надвижки выполняет мостоотряд — нижегородцы. Ребята потрудились и собрали пролетного строения. Это как раз габариты между опорой и . Соответственно, мы на сегодняшний день установили домкратную систему, чтобы выполнять надвижку. Вес пролета около тонн, — сообщил руководитель КУП «Тольятти» АО «Дороги и Мосты» Дмитрий Кондаков.

Всего предстоит выполнить надвижку строений, длина 20 из которых составляет .

Процесс надвижки будет идти с двух сторон: с левого берега Волги в районе села Подстепки и правого — от деревни Климовка, где процесс установки пролетных строений начнется в августе. Пролеты — металлические, их сборка идет непосредственно на стройплощадках. Там же все конструкции проходят антикоррозийную обработку. Это позволяет сократить сроки производства работ и максимально избежать негативного влияния на окружающую среду, в том числе на акваторию водохранилища.

Пролеты — металлические, их сборка идет непосредственно на стройплощадках

Как до Китая: концессионеры презентовали проект канатной дороги через Волгу в Самаре

Самара , 25 февраля. Презентован очередной проект канатной дороги через Волгу из областного центра на правобережье. Но на этот раз все может быть серьезно. У проекта появились концессионеры.

Презентация состоялась в рамках Дней Франко-российской торгово-промышленной палаты в Самарской области . Концессионером готова выступить компания «ПОМА». Среди ее «кейсов» уже есть одна построенная канатная дорога через Волгу, связывающая города Нижний Новгород и Бор. А сейчас при участии этой компании строится первая в мире международная канатная дорога — через реку Амур из российского Благовещенска в китайский Хэйхэ .

Предполагается, что самарская «канатка» возьмет старт на Октябрьской набережной у «Ладьи» и «приземлится» на другом берегу Волги в селе Рождествено. Возможна промежуточная станция на острове Рождественский.

«Канатная дорога «Самарская Лука» может стать системообразующим элементом этого района Самарской области , повысив транспортную доступность для местных жителей и увеличив туристическую привлекательность. Мы готовы оказать содействие в виде частной концессионной инициативы, а также в виде выполнения всего требуемого объема работ для запуска канатной дороги», — заявил руководитель компании «ПОМА» Антон Чудаев .

«Мы рады, что в Самарскую область приходят инвесторы с амбициозными и масштабными проектами, реализация которых улучшит качество жизни наших граждан, повысит инвестиционную привлекательность всего региона в целом. Мы также готовы оказать инициаторам проекта необходимое содействие и помощь на всех этапах воплощения этих планов в жизнь», — заверил министр экономического развития и инвестиций Самарской области Дмитрий Богданов .

Впрочем, часть проблем, наоборот, возникнет, и решать их придется в комплексе со строительством.

Так, увеличившийся туристический поток повлечет за собой, в частности, увеличение количества бытового мусора. А проблема утилизации отходов остро стоит в Рождествено уже долгое время и пока не решена. Свалку в заповеднике не обустроишь. Мусоросжигательный завод тоже не построишь. Пока есть проект мусоросортировочного комплекса, но встает вопрос логистики при вывозе отходов. Канатной дорогой их не перевезешь.

И это одна из целого ряда проблем, которые предстоит решить при одобрении проекта канатной дороги в заповедный район. В этой связи губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым и мэром Самары Еленой Лапушкиной принято решение о создании рабочей группы, в которую должны войти представители профильных министерств и ведомств — региональных и муниципальных.

Ранее ФАН сообщал о строительстве в Самарской области с опережающими темпами моста через реку Сок.

Мишустин дал старт мегапроекту магистрали Москва — Казань

Мишустин дал старт мегапроекту магистрали Москва — Казань
Фото: tatarstan.ru

Коридор «Восток — Запад»

Сегодня в особой экономической зоне «Алабуга» собрались федеральные руководители, чтобы обсудить строительство трассы Европа — Западный Китай. Напомним, накануне они определили развитие IT-отрасли, а сегодня перешли к утверждению плана масштабного инфраструктурного проекта страны.

Дорога Европа — Западный Китай начинается от Финского залива и упирается в Желтое море. На территории России она берет начало в Санкт-Петербурге, продолжается через Великий Новгород, проходит мимо Твери, Москвы, Владимира, Мурома, Нижнего Новгорода, Казани, Тольятти, Самары и от города Канаша протянется до МАПП «Сагарчин» — автомобильно-пропускного пункта на границе Оренбургской области с Казахстаном.

Во время совещания в ОЭЗ «Алабуга» вице-премьер РФ Марат Хуснуллин представил российскому премьеру Михаилу Мишустину презентацию о ходе проекта. Каждый участок международной транспортной артерии — отдельный и важный проект, который разовьет скоростную сеть внутри страны. В планах — развитие участка в обход Твери. М-12 «Москва — Казань» — один из ключевых проектов дорожной отрасли России. Его строительство разделено на этапы и завершится к 2024 году. Нулевой этап снимет напряжение на загруженных дорогах Московской агломерации в районе Балашихи и Ногинска. Появятся мосты через Оку в Муроме, через Суру и через Волгу около Казани. В Татарстане перспективным станет направление Шали — Бавлы, которое соединит трассы М-5 «Урал» и М-7 «Волга». Магистраль Казань — Екатеринбург станет третьим крупным объектом. Кроме того, в Татарстане запланировано строительство обхода Набережных Челнов с мостом через Каму.


Сегодня в особой экономической зоне «Алабуга» собрались федеральные руководители, чтобы обсудить строительство трассы Европа — Западный Китай. Фото tatarstan.ru

Трасса в масштабах страны

  • Дорога Европа — Западный Китай соединит четыре из восьми крупнейших агломераций России — Московскую, Самаро-Тольяттинскую, Нижегородскую и Казанскую. «Это самый масштабный проект России на ближайшие 4 года», — сказал Михаил Мишустин.
  • Протяженность совместного проекта России, Казахстана и Китая — 8,5 тысячи километров. Из них по России — более 2 тысяч км.
  • Суммарный прирост внутреннего регионального продукта на затронутых территориях составит более 500 млрд рублей к 2050 году.
  • На строительстве дороги создадут более 30 тысяч рабочих мест, и еще более 130 тысяч появятся в смежных отраслях, ускорятся транзитные перевозки, обновится инфраструктура, прилегающая к трассе.

«Боевые» участки и разгрузочные обходы

Марат Хуснуллин рассказал, что в этом году мобилизовали все силы, объемы работ не сократили, они идут даже со значительным опережением:

— Это нам позволяет с оптимизмом сказать, что такой сложный проект возможно реализовать фактически за 4 года, но он требует, конечно, колоссальной концентрации усилий.

Хуснуллин напомнил, что участок от Санкт-Петербурга до Москвы уже построен. До конца года будет запроектирован обход вокруг Твери. По словам вице-премьера, буквально недавно запустили участок ЦКАД — с опережением на 6 месяцев. Планируется, что к началу следующего года его замкнут на северном участке. Более подробно Хуснуллин остановился на этапах М-12.

  • Вице-премьер назвал крайне тяжелым участок от северо-восточного входа до пересечения с ЦКАД, вплоть до выхода в районе Орехово-Зуева на перекресток с трассой М-7. Это «боевой участок дороги», трафик по которому достигает 80 тыс. автомобилей в сутки. Его строительство разгрузит существующую дорогу М-7. Большая часть документации готова к экспертизе, и уже в этом году на этом участке готовы приступить к работе.
  • Дальше трасса идет по пяти областям. Найдено решение, как оптимизировать затраты, чтобы обойти Владимир. Для обхода Нижнего Новгорода возведут дополнительный мост через Оку.
  • В районе города Канаша строят большую развязку, чтобы выйти на казанское направление до Сагарчина.
  • В районе Казани появится мост через Волгу длиной почти 3 км.
  • Для эффективности запланирован обход Набережных Челнов и Нижнекамска — 90 км трассы там построят за три года, деньги на это уже выделены.
  • Отрезок Шали — Бавлы — «мощная связка между федеральными трассами М-5 и М-7». Часть этой трассы в 145 км практически построена. Рассматривается возможность достроить ее за счет частных средств.
  • Тольяттинский участок уже проектируется, в ближайшие месяцы на нем приступят к работе.
  • Еще один знаковый отрезок — от Набережных Челнов до Екатеринбурга. Как сообщил Хуснуллин, это очень загруженная трасса, она сейчас в плохом состоянии. Поэтому и там планируют возведение дополнительной дороги. Половину из 800 км будут реконструировать, а оставшиеся 400 км построят заново.

М-12 в фактах и цифрах

О строительстве одного из этапов — платной автодороги через Татарстан, речь идет уже несколько лет. Ее трассировка корректировалась несколько раз. Платная М-12 пройдет от Москвы до Казани в обход столицы республики, вдоль трассы М-7, и будет короче примерно на 25 км. Напомним, что протяженность действующей автодороги — около 820 км. Сегодня федеральные и республиканские руководители договаривались о том, как будут координировать действия. Премьер заявил, что реализация проекта скоростной автомагистрали от Москвы до Казани — важнейшая часть общенационального плана по преодолению последствий коронавируса.

  • Руководитель российского правительства поставил задачу с учетом значения трассы М-12 — ввести в эксплуатацию ее уже в 2024 году.
  • Стоимость строительства превысит 650 млрд рублей. «Эти инвестиции дадут весомую отдачу в течение ближайших лет после запуска магистрали», — отметил Мишустин.
  • 150 млрд рублей на трассу Москва — Казань выделяются из фонда национального благосостояния.
  • Общая длина автодороги Москва — Казань — 794 км.
  • Домчаться по М-12 от Казани до Москвы можно будет за 6,5 часа. До Санкт-Петербурга — за 12 часов с разрешенной скоростью 110 км в час.
  • На всем протяжении трассы живет 40% населения страны — 62 млн человек. По словам Хуснуллина, строительство даст огромный мультипликативный эффект.
  • После презентации вице-премьера участники совещания подробно обсудили детали работы. Подводя итоги встречи, Михаил Мишустин дал поручения министрам и вице-премьерам российского правительства, а также республиканским руководителям.

«Домашнее задание» от Мишустина

Профильным министерствам и ведомствам совместно с компанией «Автодор» в ближайшее время требуется представить согласованный план мероприятий, которые необходимы для запуска проекта в самые сжатые сроки.


Мишустин попросил правительство РФ активно участвовать в работе, ускорить процедуры и оказать помощь по переносу сетей, которые находятся в ведении регионов. Фото tatarstan.ru

Минтрансу совместно с Республикой Татарстан нужно проработать вопрос строительства отрезка дороги Шали — Бавлы, который соединяет две важнейшие федеральные трасы М-5 и М-7, а Минфину — проработать вопрос по государственно-частному партнерству, в случае необходимости, по этой же трассе.

До 10 сентября должны быть проведены конкурсные процедуры по определению подрядчиков для каждого этапа проектирования и строительства этой дороги. «Речь идет о контрактах под ключ», — подчеркнул премьер. До 1 ноября все документы по планировке территории, где пройдет трасса Москва — Казань, должны быть утверждены. Мишустин попросил правительство РФ активно участвовать в работе, ускорить процедуры и оказать помощь по переносу сетей, которые находятся в ведении регионов. Что касается инженерных сетей и федеральной собственности — перекладку и модернизацию необходимо завершить до 1 июня 2022 года.

Министру транспорта РФ Евгению Дитриху поручили «проработать продление трассы до Екатеринбурга в 2030 году и представить план реконструкции и ремонта федеральных автодорог до границы с Казахстаном — это позволит в перспективе замкнуть международный транспортный маршрут Европа — Западный Китай и обеспечить по нему бесперебойный транзит». Министру цифрового развития России Максуту Шадаеву и вице-премьеру Дмитрию Чернышенко — обеспечить проект качественным интернетом.

«Сегодня мы даем старт мегапроекту, наша задача — сделать все, чтобы его осуществить в сжатые сроки», — завершил встречу Мишустин, пожелав всем удачи.

На «фабрике инноваций»

Сегодня же федеральные руководители осмотрели производство углеводородного волокна ООО «Алабуга-Волокно» на территории ОЭЗ «Алабуга». Эта особая экономическая зона признана самой успешной на территории России. Общий объем инвестиций, о которых заявили ее резиденты, превышает 200 млрд рублей. С 2005 года освоили 137,1 млрд рублей. Тут создано более 7,8 тыс. рабочих мест. Объем выручки от продукции за прошлый год составил 82,6 млрд рублей.


Федеральные руководители осмотрели производство углеводородного волокна ООО «Алабуга-Волокно» на территории ОЭЗ «Алабуга». Фото tatarstan.ru

Президент РТ Рустам Минниханов продемонстрировал гостям из Москвы производство органического вещества, которое содержит более 92% углерода. Углепластик на его основе — композиционный материал, более прочный, чем, например, алюминий или сталь, и значительно легче стали. На российском рынке практически отсутствуют подобные материалы. Учредитель проекта — НПК «Химпроминжиниринг», которая входит в «Росатом». На предприятии планируют развивать производственную линию, инвестировав 2,4 млрд рублей, и создать еще 175 рабочих мест.

начало моста через волгу

Федеральным дорожным агентством рассмотрен концессионный проект Самарской области «Строительство мостового перехода через реку Волгу с обходом городского округа Тольятти и выходом на автомобильную дорогу М-5 «Урал». Заявка на участие в отборе проектов по строительству или реконструкции автомобильных дорог и предоставления субъекту иных межбюджетных трансфертов поступила в ведомство 14 августа 2018 года.

мост от куд и куда пойдет мост

фото: Департамент информационной политики Самарской области

А спустя день,15 августа 2018 года, министром транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иваном Пивкиным был подписан приказ о резервировании на три года земель для государственных нужд для строительства мостового перехода в Ставропольском, Шигонском, Сызранском районах губернии, а также в городском округе Тольятти. В общей сложности в резерв попадают почти 11 квадратных километров земель на обоих берегах Волги. В течение трех последующих лет наложен запрет на передачу в частную собственность зарезервированных муниципальных или государственных участков. А на земле, что уже является частной или в аренде, нельзя будет ничего строить.

место строительства моста в Климовке

фото: Виктор Кудряшев

начало моста через волгу

фото: Департамент информационной политики Самарской области

Факт
По предварительным данным, строительство моста и необходимой дорожной инфраструктуры обойдется примерно в 42 млрд рублей.

мост около города

фото: Департамент информационной политики Самарской области

Справка

В 2012 году бывший первый заместитель мэра Тольятти Вадим Кирпичников рассказывал, что с предложением взяться за строительство Климовского моста в мэрию Тольятти обращался крупный китайский инвестор. Одним из главных условий инвестиций было требование: проектированием и строительством объекта будут заниматься только китайские компании, и, соответственно, трудиться на стройке от главного инженера до последнего рабочего будут китайцы. Такое предложение не было принято властями города.

Шанхай — Гамбург мимо Саратова

В апреле Вячеслав Володин заявил, что строительство магистрали из Китая в Европу пройдет по нашей области – это проект «Меридиан», один из многих проектов трассы, связывающей Европу и Китай. Еще в сентябре прошлого года правительство рассматривало несколько вариантов, обсуждалось четыре варианта трассы и существовало как минимум шесть оценок стоимости автобана Европа – Западный Китай (ЕЗК). При этом основным считался маршрут через Казань, разрабатываемый госкомпанией «Автодор». На совещании у вице-премьера Максима Акимова 29 августа прошлого года большинство участников высказались за добавление в план магистральной инфраструктуры еще одной дороги – частной трассы «Меридиан».

За неполный год мнение правительства, вернее, премьера Медведева изменилось, и в начале июля премьер одобрил проект именно частной трассы «Меридиан», а не проект «Автодора». По всей видимости, не все были согласны с этим решением. То Минтранс РФ сделает заявление, что реконструкция трассы Москва – Казань обеспечена 250 миллиардами частных инвестиций, хотя проект еще не принят. Реконструкция этой трассы – составная часть проекта «Автодора». То министр экономики Максим Орешкин анонсирует на 20 июля заседание, на котором будет принято окончательное решение. Но на сайте правительства Российской Федерации никакой информации об этом совещании нет. И потому будем считать, по крайней мере пока, что «Меридиан» победил.

Частный «Меридиан» и государственная ЕЗК

Трасса «Меридиан» протяженностью 8445 километров должна соединить Западную Европу и Китай, длина российского отрезка составит более 2000 км. Трасса будет соответствовать характеристикам высшей технической категории с четырехполосным движением, ее строительство планируют завершить к 2024 году. Из Казахстана автобан пройдет по территории Оренбургской области, самый протяженный участок – порядка 670 км – будет в Саратовской области, а затем трасса проляжет по территории пяти субъектов РФ и выйдет к границе с Белоруссией.

В нашей области, по предварительным планам, дорога пройдет через 15 районов, также будет построен мост через Волгу между Марксовским и Воскресенским районами.

Начало строительства автобана самим Вячеславом Володиным было назначено на июнь этого года. Однако вот уже июль близится к концу, а новостей о начале строительства нет. И дело тут не только в извечной российской привычке тянуть до последнего. Возможно, это следствие противодействия конкурентов. Борьба идет не только за окончательное решение правительства, но и за потенциальных инвесторов. Оба варианта магистрали предусматривают частно-государственное партнерство. А инвесторов всего два – УК «Лидер» и Внешэкономбанк. Причем они изучают оба проекта.

ЕЗК планируется проложить от Москвы через Татарстан и Оренбургскую область. Саратовскую область трасса не затрагивает. В проект ЕЗК входит строительство платной трассы Москва – Нижний Новгород – Казань длиной 729 км и ценой 550 миллиардов рублей, из которых 330 миллиардов должны внести из госбюджета, а остальные – привлечь из внебюджетных источников.

Выбираем что дороже

Не так давно появилась информация, что премьер-министр Дмитрий Медведев сделал выбор – строить будем «Меридиан». Однако министр экономического развития Максим Орешкин утверждает, что Дмитрий Медведев еще не принял окончательного решения относительно строительства дороги из Европы в Китай. Об этом он написал в комментариях к посту в Instagram, в котором анонсировал личный автопробег на Lada XRay из Москвы в Тольятти через Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань и Самару. Основная задача автопробега – подготовить позицию для принятия решения о выборе между строительством частной дороги «Меридиан» и реконструкцией действующей трассы М7, написал Орешкин.

О том, какие обстоятельства задерживают принятие окончательного решения правительства, написали «Ведомости».

«Меридиан» – частная трасса – инициатор проекта ЗАО «Русская холдинговая компания» (РХК) бывшего топ-менеджера «Газпрома» Александра Рязанова. Частная дорога оценивается почти в 600 миллиардов рублей. При этом у РХК есть условие: государство должно обеспечить им минимальный гарантированный доход в размере 35 миллиардов рублей в год в случае реализации каких-либо политических рисков, например, если в случае очередного внешнеполитического кризиса будет принято политическое решение о запрете транзита. В то же время проект ЕЗК предусматривает, что международные перевозки будут занимать всего 5 процентов от общего объема. Эксперты считают: «Финансовая модель трассы для правительства непрозрачна: если речь идет о гарантированном доходе в 35 миллиардов рублей при политическом риске, то сколько инициатор проекта хочет зарабатывать в год – непонятно».

К 20 июля Минэкономразвития, Минфин, Минтранс и Минстрой должны были представить в правительство согласованную позицию: каковы расходы, источники финансирования, политические и социальные риски реконструкции трассы М7 «Волга» (конкурирующий маршрут). Проблема еще в том, что если государство поддержит трассу «Меридиан», без глубокой реконструкции федеральной трассы М7 все равно не обойтись. Суммарные затраты на расшивку узких мест по существующим дорогам маршрута Европа – Западный Китай (реконструкция автодорог М-7 «Волга» и М-5 «Урал») оценивается примерно в 280 миллиардов рублей.

Перечень аргументов в пользу ЕЗК, или «Меридиана», можно продолжить. В частности, в пользу «Меридиана» говорит тот факт, что под проект выкуплена почти вся земля. У «Русской холдинговой компании» есть проект, на разработку которого было направлено 2,5 миллиарда рублей. С другой стороны, у «Автодора» есть опыт строительства платных дорог. Как мы понимаем ситуацию, проект «Автодора», кроме строительства новых отрезков дороги, предполагает реконструкцию уже имеющихся трасс. Проект РХК будет строиться практически по чистому полю.

По трассе – туман

Как мы уже писали, спикер Государственной думы Вячеслав Володин является активным сторонником проекта «Русской холдинговой компании». Понятно, что им движет желание в очередной раз помочь родной области, а вовсе не то, что Александр Рязанов некоторое время был деловым партнером семьи Володина. Об этом партнерстве писал в расследовании «Одна абсолютно счастливая деревня» Иван Голунов. «Еще одно предприятие в Новодугинском районе Барабанова (Лидия Петровна Барабанова – мать Вячеслава Володина. – Ред.) создала вместе с бывшим зампредом «Газпрома» Александром Рязановым – им будет свиноводческий комплекс на 50 тысяч голов стоимостью более миллиарда рублей (в марте 2017 года пенсионерка вышла из проекта)».

карта2

По Саратовской области должен пройти основной участок «Меридиана», здесь же и главная стройка трассы – мост через Волгу. По словам Володина, земли под автобан уже выделены. Сам Рязанов заявлял «Forbes» несколько иное: что к началу 2019 года «Меридиан» выкупил 100 процентов земли в Самарской и Тамбовской областях, 96 процентов в Смоленской и 90 процентов в Оренбургской. Всего из 2023 км будущей трассы куплена земля в коридоре длиной 1371 км. На это было потрачено примерно 300 миллионов рублей.

Практически везде покупателям земель под дорогу пришлось столкнуться с трудностями. Как с обычными, так и с неожиданными. К обычным можно отнести мздоимство липецких чиновников. Здесь начальник регионального управления имущественных и земельных отношений Ольга Крючкова и ее заместитель Михаил Бакланов организовали скупку земельных участков, по которым должна пройти трасса, с тем чтобы дороже перепродать землю РХК. Если помните, подобная история произошла и у нас в области, когда земля под строительство аэропорта «Гагарин» была заранее скуплена несколькими чиновниками и крупными предпринимателями.

В Брянской области совладелец «Мираторга» Виктор Линник категорически отказал в продаже своей земли – дескать, интенсивное автомобильное движение отрицательно повлияет на откорм бычков.

В других регионах чиновники заявляют, что не имеют информации о строительстве «Меридиана».

Например, главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области не располагает информацией по строительству скоростной частной трассы «Меридиан». Подобные комментарии, об отсутствии информации, поступали от представителей управления дорог и транспорта Липецкой области и департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству. Заместитель генерального директора ООО «Меридиан» Дмитрий Сапожников объяснил незнание чиновников тем, что компания взаимодействует с частными лицами – владельцами земли. «Решается вопрос с землей для участков под трассу. Мы покупаем ее за свои деньги. Государство к этому никак не привлекаем. Работа ведется специальными операторами – частными компаниями, они выкупают коридор трассы», – сказал Сапожников.

В основном – престиж

И теперь главный вопрос – какова будет выгода нашей области от строительства по ее территории скоростной автодороги? И Вячеслав Володин, а вслед за ним губернатор Валерий Радаев говорят общие слова об улучшении инфраструктуры, привлечении инвестиций, новых рабочих местах. Давайте смотреть. Земельные участки выкупаются у частных владельцев – бюджету от этого мало проку. Участие саратовских дорожных организаций в строительстве – тоже под вопросом. Строить мост у нас специалистов нет. В отношении некогда славной организации «Волгомост» введена процедура внешнего наблюдения.

По качеству местного дорожного строительства есть вопросы, в том числе и у главного куратора области Вячеслава Володина. Показателен такой диалог спикера ГД с представителем фирмы «Автотрасса», строившей южный подход к аэропорту, Гагиком Киракосяном.

«Категорийность дороги какая?» – уточнил Володин.

«Четвертая», – ответил подрядчик.

Володин спросил, какой марки щебень используется и где он добывается. Киракосян ответил, что используется щебень марки 600, его привозят из карьеров в Ершове и Ивантеевке.

«В Саратовской области карьеров со щебнем должного качества очень мало. Для дороги такого уровня марка щебня должно быть не ниже 600. Направьте тех, кто занимается экспертизой, на эти карьеры. Никогда там не было щебня такой марки. Зная эти карьеры – приятная неожиданность, если бы такое случилось в области, если бы вскрылся новый пласт. Это как если бы скважина забила нефтью», – иронизировал спикер».

То есть Володин не без оснований полагает, что его пытаются обмануть. И вряд ли он будет рекомендовать таких дорожников компании Александра Рязанова.

володин2

Теперь об инфраструктуре трассы. Для содержания и обслуживания дороги будет создана специальная управляющая компания, ее зоной ответственности станут и все объекты придорожного сервиса, на Саратовскую область их приходится двенадцать.

Эксперты считают, что помочь в окупаемости дороги могла бы структура развития территории вдоль трассы. Но «Меридиан» намеренно строится вдали от крупных населенных пунктов. Уже упомянутый заместитель генерального директора ООО «Меридиан» Дмитрий Сапожников считает, что в случае появления торгового пути в области начнет развиваться промышленность. При этом, подчеркнем, дорога идет вдали от городов. Промышленность в чистом поле – дело весьма проблематичное.

Инициаторы «Меридиана» рассчитывают в основном окупить дорогу, перехватив часть контейнерного трафика Суэцкого канала – около 3,5 процента. По словам Рязанова, расчет на то, что по дороге проедет около 600 фур в сутки. «Это немного, дорога будет почти пустой», – признает Рязанов.

Пока в стране нет законодательства, позволяющего частным компаниям вести дорожное строительство без участия государства. Рязанов надеется на принятие нового пакета законов о специальных инвестиционных контрактах или Соглашения о защите прав инвесторов. Оба документа гарантировали бы инвесторам неизменность налоговой нагрузки и возможность переложить часть рисков на государство. Например, говорит Рязанов, «политический форс-мажор, при котором может прекратиться транзитный трафик».

«Автодор» назвал основных инвесторов дороги из Европы в Китай

Различные финансовые институты очень активно изучают вариант участия в проекте скоростной автомобильной дороги Европа — Западный Китай (ЕЗК), который планирует реализовать «Автодор», рассказал РБК предправления этой госкомпании Вячеслав Петушенко. Руководство «Автодора» уже провело несколько встреч с потенциальными инвесторами ЕЗК.

В проект входит строительство платной дороги Москва — Нижний Новгород — Казань протяженностью 729 км и стоимостью 550 млрд руб., из которых 330 млрд руб. — грант государства, а еще 220 млрд руб. должны быть привлечены из внебюджетных источников, пояснил Петушенко. Это сопоставимо с суммой, которую «Автодор» привлек у частных инвесторов на свои проекты за последние десять лет, а это более 200 млрд руб., добавил он.

«Оба проекта пока в начальной стадии реализации, так что пока рано говорить о том, что мы точно будем участвовать в одном из них. Каждый из этих проектов интересен, и мы внимательно изучаем их. Пока, исходя из той информации по проектам, которой мы располагаем, Европа — Западный Китай выглядит более перспективным», — сообщил РБК представитель Газпромбанка. Представитель ВТБ также отметил, что пока преждевременно говорить об участии банка в реализации ЕЗК: «Такое решение может быть принято только после детального анализа всех его аспектов и оценки инвестиционных рисков».

РБК направил запрос в пресс-службу УК «Лидер».

Проект Европа — Западный Китай, включенный в комплексный план развития инфраструктуры, помимо платной дороги Москва — Нижний Новгород — Казань предусматривает строительство платного моста через Волгу в Самарской области, а также реконструкцию действующих автомобильных дорог на территории Ульяновской, Самарской, Оренбургской областей и Республики Чувашия (более 140 км). ЕЗК также будет проходить по одному из участков ЦКАД и федеральной трассе М-11 «Санкт-Петербург». Совокупная протяженность маршрута из Европы в Китай составляет 2309 км.

Проект «Меридиан», также включенный в комплексный план развития магистральной инфраструктуры в конце 2018 года с условием, что не потребует бюджетных средств, предполагает строительство четырехполосной скоростной дороги от границы России с Белоруссией до границы с Казахстаном в Оренбургской области. Предполагается, что проезд по всей дороге будет платным. Стоимость реализации проекта — 594 млрд руб. Платная дорога протяженностью 1982 км должна пройти по Брянской, Липецкой, Оренбургской, Орловской, Смоленской, Самарской, Саратовской и Тамбовской областям. В отличие от трассы ЕЗК, которая должна объединить крупные агломерации — Московскую, Казанскую и Самарско-Тольяттинскую, «Меридиан» должен пройти в обход крупных городов.

В чем преимущества проектов «Автодора» и «Меридиана»

О политических рисках «Меридиана» говорил сам Рязанов. «Если вдруг по какой-то причине, например по политической, закроется трафик через Казахстан, очень разумно, чтобы государство взяло на себя эту гарантию. Не будет международного трафика, не будет трафика три-четыре года — не будет денег», — заметил он.

Бывший зампред правления «Газпрома» подчеркивал, что «Меридиан» гораздо лучше проработан, чем ЕЗК: «Мы уже пять лет работаем над проектом и потратили примерно 2,5 млрд руб. В основном это выкуп земли, инженерные изыскания, получение технических условий от собственников коммуникаций, проектирование и т.д.». Вице-премьер Максим Акимов, курирующий транспорт, дал поручение «Автодору» разработать планировку территории, на которой планируется построить трассу Москва — Казань, только в начале июня.

Однако в проекте частной дороги «Меридиан» заложен очень незначительный трафик — всего 600 транзитных грузовых машин в день по направлению Европа — Китай. «Также мы думаем о создании транспортной компании и самим формировать трафик на нашей дороге, как это делает Объединенная транспортно-логистическая компания», — говорил Рязанов. «Мы полагаем, что к 2040 году добьемся трафика 35 тыс. автомобилей в сутки, трафик абсолютно комфортный», — сказал РБК Петушенко, имея в виду внутрироссийские грузы и транзитные, которые планируется транспортировать по ЕЗК.

В данном случае речь идет о двух взаимоисключающих проектах, поэтому вероятность, что они оба будут реализованы, — минимальная, сказал РБК партнер практики «Инжиниринг» компании «НЭО Центр» Алексей Ефанов. По его мнению, больше шансов на реализацию есть у ЕЗК: «Это проект более крупной компании, и он подразумевает госучастие, что для инвесторов более привлекательно».

Возможен ли компромиссный вариант

Для реализации «Меридиана» нужно привлечь не только кредитные средства, но и новых акционеров, говорил РБК Рязанов: «У нас есть задача — наполнить уставной капитал. Для этого нужно привлечь акционеров, которые смогут вернуть свои средства после возврата средств кредиторов или с капитализации».

Рязанов также допускал участие государства в своем проекте, предложив «Автодору» приобрести от 50 до 75%, рассказывали источники РБК. Но никаких письменных предложений насчет «Меридиана» «Автодор» не получал, сказал РБК Петушенко. «С инициаторами проекта «Меридиан» у нас налажены конструктивные деловые диалоги. Также у нас с Рязановым был разговор [о возможности участия «Автодора» в «Меридиане»]», — добавил он, не уточнив деталей.

Алексей Ефанов считает малореальным партнерство «Автодора» и инициаторов «Меридиана».

В конце июня премьер-министр Дмитрий Медведев поручил министерствам транспорта, финансов, строительства и экономразвития совместно с Русской холдинговой компанией Рязанова провести дополнительные консультации по участию в проекте «Меридиан» инвесторов, а также оказать необходимое содействие при реализации проекта, следует из протокола совещания от 24 июня (у РБК есть копия, подлинность документа подтвердил представитель вице-премьера Максима Акимова). «Поддержка «Меридиана» премьером не означает, что правительство отказывается от строительства федеральной трассы ЕЗК. Это два параллельных проекта», — сказал РБК источник в правительстве.

Изначально трасса «Меридиан» была заявлена как проект, который будет построен за счет частных средств, без привлечения государственного капитала, напоминает участник правительственных совещаний: «Правительство поддерживает строительство частной дороги на тех условиях, на которых проект был представлен. Это транзитная трасса, которая имеет свою специфику, она не рассчитана на поток автомобилей, связанный с перевозкой пассажиров, — исключительно транзитные грузовые автомобильные перевозки».

Галина Казакулова, alt="Тимофей Дзядко" width="512" height="512" />
Тимофей Дзядко

Читайте также: