Евгений евгеньевич лансере особенности творчества

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946)

Лансере, как и его современники А. Бенуа и В. Серов, создал в своем творчестве совершенно новый тип исторической картины. Его небольшие по размерам полотна с неглубоким пространством, правдиво передающие дух определенной эпохи, вызывали в воображении зрителя множество исторических и литературных ассоциаций.

Русский художник и живописец Евгений Евгеньевич Лансере родился в городе Павловске под Петербургом. Мальчик рос в художественной среде (его отец, Е. А. Лансере, был скульптором, дядя, А. Н. Бенуа, живописцем).

Художественное образование Лансере получил в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Я. Ф. Ционглинского и Э. К. Липгардта, позднее, в 1895–1897 годах, учился в академии Коларосси и студии Жюлиана в Париже. Начало творческой деятельности мастера связано прежде всего с графикой. Лансере входил в число главных оформителей журнала «Мир искусства», занимался также другими изданиями, созданными объединением «Мир искусства».

Графику Лансере начала 1900-х годов можно разделить на два направления: декоративные орнаменты с использованием растительных мотивов и исторические композиции.


Е. Е. Лансере. «Ботик Петра I», 1903, Третьяковская галерея, Москва

Как М. Добужинского и А. Бенуа, Лансере интересовал старинный Петербург, его архитектурные памятники, которым он посвятил множество своих рисунков, акварелей, литографий («Никольский рынок. Петербург», 1901, Третьяковская галерея, Москва; «Казанский собор», «Калинкин мост» — обе в 1902).

Большое влияние на формирование Лансере как художника оказали произведения с исторической тематикой В. Серова, с которым молодой мастер работал над изданием «Истории великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси». Для этого издания Серов выполнил композиции «Петр I на псовой охоте» и «Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту».

Одной из самых интересных работ Лансере с историческим сюжетом стала картина «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905, Третьяковская галерея, Москва; вариант — в Художественном музее, Н. Новгород). Мастер выбрал лишенный сложной фабулы сюжет, что свойственно творчеству большинства мирискусников.

В то же время Лансере не только передает общий дух дворцовой церемонии выхода царицы, но и обращает внимание на героев сцены: величественную, тучную императрицу, вельмож и придворных дам с надменными лицами.

В человеческих фигурах нет и намека на гротеск, это не марионетки и не бесплотные сомовские дамы и кавалеры, а живые люди, свободно и естественно расположившиеся в процессии. Они гармонично вписываются в архитектурный пейзаж и как бы составляют единое целое с ансамблем царскосельского дворца с его беломраморными колоннами, статуями, лепными украшениями и декоративными балкончиками. Картина очень тонко передает атмосферу северного города; фигуры людей и здания залиты холодным светом петербургского дня.

Подобно многим художникам «Мира искусства», Лансере интересовался эпохой Петра I. Его работы, посвященные этому времени, отмечены романтическим чувством, в них мало бытовых деталей и элементов жанровости, что характерно для картины «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». Высокая пафосность характеризует композиции «Ботик Петра I» (1903, Третьяковская галерея, Москва), «Петербург начала XVIII века» (1906, Русский музей, Санкт-Петербург). Главное для художника — передать облик города начала XVIII столетия, запечатлеть дух времени. Этому служат не только архитектурные постройки, но и люди, чью деятельность автор запечатлел на своем полотне.

Таково и полотно «Корабли времен Петра I» (1909, Русский музей, Санкт-Петербург; вариант — 1911, Третьяковская галерея, Москва).

Лансере стремился запечатлеть мощь и силу русского флота. Все детали картины подчинены этой цели. Клубящиеся темные тучи на небе, бурные волны, надутые паруса, трепещущие от ветра флаги создают впечатление движения, энергии.

В 1900–1910-х годах Лансере принял активное участие в художественном предприятии «Современное искусство», основанном И. Э. Грабарем. «Современное искусство» представляло собой своеобразную выставку, на которой демонстрировались картины, произведения прикладного искусства, художественно оформленные интерьеры.


Е. Е. Лансере. «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905, Третьяковская галерея, Москва

Большое место в творческом наследии мастера занимает монументально-декоративная живопись.

В 1910–1912 годах Лансере создал плафон и фриз для московского особняка Тарасова. Спустя несколько лет вместе с А. Бенуа художник занимался эскизами росписей «Народы России», предназначенных для оформления Казанского вокзала и Правления Казанской железной дороги.

К этому времени относится театрально-оформительская деятельность Лансере, работавшего в Старинном театре.


Е. Е. Лансере. «Петербург начала XVIII века», 1906, Русский музей, Санкт-Петербург

Значительный интерес представляют графические работы художника для журналов и книг. С помощью Лансере были оформлены журналы «Мир искусства», «Художественные сокровища России», книга А. Н. Бенуа «Русская школа живописи», издание «История великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси».

В стиле средневековой готики, барокко времен Петра Великого, русского классицизма выполнены изящные виньетки, концовки, заставки Лансере для журналов и книг. Интерес к русской истории и жизни народа отразился в реалистичных и правдивых рисунках и акварелях мастера к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912–1915), по праву принадлежащих к лучшим книжным иллюстрациям начала XX столетия.

Перед началом работы над повестью Лансере побывал в Дагестане и Чечне, где сделал множество зарисовок человеческих типов, пейзажей, архитектурных памятников, предметов быта, оружия.

В период Первой мировой войны Лансере отправился на Турецко-Кавказский фронт, где сделал большое количество зарисовок.


Е. Е. Лансере. «Корабли времен Петра I», 1911, Третьяковская галерея, Москва

К теме Кавказа художник вновь обратился, работая над иллюстрациями к «Казакам» Л. Н. Толстого.

К этому времени он был хорошо знаком с жизнью кавказских народов: три года, с 1917 по 1920, художник провел в Дагестане, затем жил в Тбилиси, где работал рисовальщиком в Музее этнографии и много времени проводил в этнографических экспедициях вместе с сотрудниками Кавказского археологического института.

С 1933 года Лансере жил в Москве. Он занимался монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра). Лучшей работой последнего периода жизни мастера стала серия «Трофеи русского оружия» (1942), показавшая неразрывную связь истории с современностью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

18 951-ый «Евгений Онегин»*

18 951-ый «Евгений Онегин»* Артист перестроится в новый аппарат восприимчивости, основанной на творческом беспредметном создании новой формы построенных звуко-слов мимики и жеста, которые возникнут от внутреннего движения творческой инициативы.Ныне он имитатор,

Юон Константин Федорович (1875–1958) Праздничный день. Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре

Юон Константин Федорович (1875–1958) Праздничный день. Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре Живописное творчество Юона многогранно. Он писал тематические картины, портреты, но излюбленным жанром художника был пейзаж. Этот жанр позволял ему воспевать красоту русской

Жан Франсуа Милле (1814–1875)

Жан Франсуа Милле (1814–1875) Сборщицы колосьев 1857. Музей д’Орсе, ПарижМилле, будучи выходцем из семьи сельского органиста, с ранних лет приобщился к крестьянскому труду, что сказалось на выборе центральной темы его творчества. Сельская тема была достаточно распространена

Камиль Коро (1796–1875)

Камиль Коро (1796–1875) Женщина с жемчужиной 1869. Лувр, ПарижДля картины позировала молодая женщина, жившая по соседству, Берта Гольдшмидт. Она облачена в платье итальянки и жилет художника и изображена в позе, близкой леонардовской «Джоконде». Хотя имя модели известно, эта

Карл Петрович Беггров 1799–1875

Карл Петрович Беггров 1799–1875 Беггров закончил пейзажный класс Петербургской Императорской академии художеств. Он учился у знаменитого пейзажиста М. Н. Воробьева.Беггров занимался литографированием и состоял в должности литографа при Главном управлении путей

Евгений Петрович Житнев 1809–1860

Евгений Петрович Житнев 1809–1860 Житнев – ученик А. Г. Венецианова. Был крепостным, но получил вольную, учился вольноприходящим в Петербургской Императорской академии художеств. В 1835 году получил звание свободного художника, в 1856 году стал академиком

Александр Алексеевич Агин 1817–1875

Александр Алексеевич Агин 1817–1875 Агин был незаконнорожденным сыном дворовой крестьянки и богатого псковского помещика, происходившего из древнего рода Елагиных. Ротмистр привилегированного кавалергардского полка Алексей Петрович Елагин был участником Отечественной

Николай Лансере

Николай Лансере Лансере Николай Евгеньевич (1879–1942). Окончил Академию художеств (1904 г.). Выдающийся деятель русской культуры XX века, художник универсального дарования. Крупный и разносторонний архитектор, живописец, график, историк архитектуры, деятель в области

Федор (Фиделио) Антонович Бруни (1799–1875)

Федор (Фиделио) Антонович Бруни (1799–1875) Известность Ф. А. Бруни принесла картина «Смерть Камиллы, сестры Горация». Выполненная в традициях классицизма, она в то же время отмечена романтическим пафосом. Романтическая эмоциональность свойственна и другому произведению

Константин Федорович Юон (1875–1958)

Константин Федорович Юон (1875–1958) Картины Константина Федоровича Юона являются как бы мостом, соединяющим Россию конца XIX века с новым государством, образовавшимся в 1917 году. Он с большой достоверностью изображал изменения, происходящие в стране и, особенно, в Москве в эти

Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957)

Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957) Добужинский любил Петербург, но не современный, а старинный, пушкинский. Он сделал множество рисунков, изображавших поэтическое очарование северной столицы. Но был в его творчестве и другой Петербург — с однообразными и унылыми

Холодный огонь: Лансере от «Хаджи-Мурата» до «Метростроевцев»

Евгений Евгеньевич Лансере родился 4 сентября (23 августа — по старому стилю) 1875 года, в Павловске, в семье талантливого скульптора-анималиста Евгения Александровича Лансере (1848—1886), известного своими миниатюрными бронзовыми конными композициями.

В семье Евгения Александровича называют Лансере-1, а Евгения Евгеньевича — Лансере-II, есть там и Лансере-III и Лансере IV, так как всех детей принято называть Евгениями. И все они занимаются искусством.

Евгений Александрович Лансере был правнуком французского офицера наполеоновской армии Поля Лансере, оставшегося в России после войны с Наполеоном, сначала — раненым пленным, потом — полноправным гражданином, женившимся на выходившей его немке Ольге Карловне фон Таубе.

Фамилию эту можно перевести с французского, как Копьев. Однако существуют и другие варианты. «Значение самой фамилии (Лансере) можно истолковать, как «приближенный к солнцу» или «приближенный к королю», «оруженосец светила» и т. д. (leons — копье, ry — солнце, лучи солнца)», — пишет Евгений Лансере (IV) — праправнук Лансере в своей статье, посвященной знаменитым предкам. «Возможно, что это псевдоним, под которым французский офицер скрывался от правления Наполеона. На сегодняшний день не удалось найти никаких «следов» этой фамилии в самой Франции до того, как она появилась в России».

Прадедом Евгения Лансере по матери был Альберт Кавос — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры, строитель Большого театра в Москве и Мариинского в Петербурге.

12 августа 1849 года в Моршанске в семье родился Евгений-Болеслав-Волдемар Лансере-младший, то есть, Евгений Лансере I — будущий прославленный скульптор-анималист, днями и ночами пропадавший на конюшне и в кузнице, делавший зарисовки и модели для отлива лошадей. А через 7 лет умерла его мать Ольга Лансере.

Евгений Александрович Лансере закончил юридический факультет, а в искусстве, которым и во время учебы продолжал заниматься, так и остался самородком-самоучкой. Его талант еще в детстве высоко оценивали Айвазовский и Клодт и отсоветовали его отцу отдавать мальчика в Академию Художеств, чтобы «не испортить талант классическими канонами».

Евгений Лансере в поисках натуры много путешествовал по Кавказу и Средней Азии, изучал породы лошадей, затем женился на талантливой художнице-графике Екатерине Бенуа, дочери главного архитектора Петергофа — Александра Бенуа, сына бежавшего из Франции от революции повара-кондитера Луи (Леонтия) Бенуа, ставшего главным кондитером при дворе Екатерины II.

Евгений Александрович Лансере — автор более 400 бронзовых скульптур, изображающих людей и животных, в основном, лошадей, которые так и остались главной страстью его жизни. Среди них: «Амазонка на коне», «Лошадь ажурная», «Ловля дикой лошади», «Юнкер Николаевского кавалерийского училища», «Кабардинский табун», «Араб со львятами», «Отъезжающая тройка», «Прощание казака с казачкой».

Несколько гениальных работ Евгения Александровича Лансере выставлены в главном здании Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 10), в том же зале, что и картины Виктора Михайловича Васнецова.

Если вы посетите Третьяковку, обязательно обратите внимание на расположенную в центре «васнецовского» зала — бронзовую скульптурную композицию Евгения Лансере «Киргизский косяк на отдыхе». Рядом с «Тремя богатырями», «Тремя царевнами Подземного царства» и портретом крестьянина Ивана Петрова, кисти Виктора Васнецова — также уникальные миниатюрные конные композиции Евгения Александровича Лансере.

К сожалению, скульптор, создавший около 400 произведений в бронзе, и еще сотни рисунков и эскизов, ушел из жизни очень рано — в 38 лет — в самом расцвете признания и супружеского счастья. У него было шестеро детей, ради благополучия которых он работал, пока еще оставались силы, съедаемые чахоткой, и брал все новые заказы.

Евгений Александрович Лансере боролся за свою жизнь до конца. Он купил имение в селе Нескучное (между Харьковом и Белгородом). Однако обилие солнца и свежего воздуха не спасло его от прогрессирующего с каждым днем туберкулеза, который — до открытия антибиотиков в ХХ веке — был смертельным приговором.

В это время его сыну — Евгению было 11 лет. А младшей дочери — Зинаиде Лансере (12 декабря 1884 — 19 сентября 1967) — всего 2 года. Позже она вышла замуж за Бориса Серебрякова и прославилась уже, как автор лучших женских портретов ХХ века — Зинаида Серебрякова. Еще один сын Евгения Александровича Лансере — Николай (26 апреля 1879 — 6 мая 1942) стал видным архитектором, педагогом и историком искусства.

После смерти Евгения Александровича Лансере его вдова Екатерина с детьми переезжают в дом деда — главного архитектора Петергофа — Николая Леонтьевича Бенуа, который иначе, как «домом Бенуа у Николы Морского» и не называли. Этот трёхэтажный каменный дом располагался на углу Никольской улицы и Екатерингофского проспекта (ныне — ул. Глинки, 15 / просп. Римского-Корсакова, 37 — Прим. Авт.).

В доме Бенуа дети Евгения и Екатерины Лансере — Софья, Екатерина, Мария, Николай, Евгений, Зинаида погружаются в творческую атмосферу, которой была пропитана вся жизнь клана Бенуа. Средний брат матери — Леонид Николаевич Бенуа — также стал знаменитым архитектором, а младший — Александр Николаевич — известным художником и историком искусства, повлиявшим на формирование художественных вкусов целого поколения. Все дети Бенуа прекрасно рисовали.

Таким образом, семья Евгения Лансере стала частью «художественного» клана Лансере-Бенуа, в составе которого были 50 талантливых художников, скульпторов, графиков и архитекторов. И судьба Евгения Евгеньевича была предрешена. Он тоже начал изучать искусство.

Евгений Бенуа — младший брат и лидер «Мирискусников»

Евгений Лансере всегда знал, что будет художником, а потому в 17 лет он начал учиться в школе Общества Поощрения Художеств. Из воспоминаний Лансере следует, что особо он выделял двух педагогов — импрессиониста Ивана Францевича Ционглинского и классициста Эрнста Карловича Липгарта.

После окончания этой школы, он, как и отец, не стал поступать в Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге, а решил продолжить обучение в частных академиях Коларосси и Жюлиана в Париже. Там он совершенствовал свою технику под руководством живописца Бенжамена Констана и художника-монументалиста, скульптора, графика и иллюстратора Жана-Поля Лоранса.

С этого момента началось вхождение Евгения Лансере в объединение «Мир Искусства», организованное братом его матери — Александром Бенуа и его школьными товарищами и друзьями, в том числе, и Львом Бакстом (Розенбергом). «Мирискуссники», общавшиеся с детских лет, объединились в знак протеста чрезвычайного реализма художников-передвижников и консерватизма классической школы.

Сергей Дягилев и Евгений Лансере в начале были для них «сынами полка», как представители младшего поколения, но вскоре разнообразные таланты обоих проявились в полной мере.

Евгений Лансере с 1899 года участвовал во всех выставках «Мира искусства», а также — выставках «Союза русских художников». При этом он впитывал в себя то, что обсуждали «мирискуссники» на своих еженедельных встречах, но стремился выработать собственный взгляд на искусство. Он не романтизировал прошлое Санкт-Петербурга, как его старшие товарищи, а искал нечто особенное, даже смешное в его реалиях.

Так в 1905 году он пишет картину «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», изображающую не в меру дородную царскую особу выступающую на фоне раболепствующих придворных, которую Лев Николаевич Толстой метко определил, как «безобразие величия».

В то время Лансере вовсю принимал заказы на иллюстрации к книгам, и у него уже был свой стиль. Каждая виньетка, каждая заглавная буква были отдельным произведением искусства. Он оформлял выпуски журнала «Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Детский отдых», делал заставки к повестям Пушкина для издания, выпущенного в свет П. П. Кончаловским (1899).

Лансере также стал одним из авторов сатирического журнала «Жупел», который успел выйти в свет в двух номерах при участии Максима Горького, а затем был закрыт «за оскорбление Его величества».

Редактора «Жупела» — художника Зиновия Гржебина — отправили в ссылку в Тбилиси, а Евгений Лансере предпринял путешествие на Дальний Восток — в поисках правдивой натуры. Революционные события 1905 1906 годов помогли Лансере сформироваться, как сатирическому художнику-графику, далекому от идеализации монархии.

В 1906 году он решил продолжить дело «Жупела» и начал издавать еженедельный иллюстрированный журнал политической антимонархистской сатиры «Адская почта» (вышло всего 3 номера).

В 1909 году он пишет «Корабли времен Петра I» (темпера; Государственный Русский музей;) В 1911 он пишет еще один вариант «Кораблей Петра», который выкупает Третьяковка, в 1913 году — «Пеньковый Буян в Петербурге» (гуашь; Государственная Третьяковская галерея).

Искусствоведы высказывают мнение, что в эти годы Евгений Лансере уже выходит из-под влияния «Мира искусства».

В 1907 году он, совместно с Александром Бенуа делает декорации для пьесы Н. Евреинова «Уличный театр» «Старинного театра». В дальнейшем театральное направление становится одним из его любимых. Вершиной творчества Лансере в этом направлении считаются крутящиеся декорации к пьесе Грибоедова «Горе от ума» для Малого Театра, где в каждом секторе круга изображены комнаты каждого из главных героев.

В 1912 году Евгений Лансере начинает работать над иллюстрациями к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912—1941 гг.) и «Казаки» (1917—1936 гг.). Первое издание «Хаджи-Мурата» вышло с купюрами: цензура вырезала из текста критику Николая Первого и его портрет. Наиболее полная версия вышла уже после революции.

В 1912 году Лансере занимает пост заведующего художественной частью гранильных фабрик, фарфорового и стекольного заводов ведения «Кабинета его величества». Он не просто контролирует работу, но и разрабатывает и предлагает свои эскизы.

В 1914—1915 году в жизни Евгения Лансере наступает новая эпоха. Он отправляется корреспондентом-художником на Кавказский фронт.

Кавказ как путь к спасению творческой интеллигенции

О жизни Евгения Лансере после Октябрьской революции — существует масса разноречивой информации. Его биографы советского периода стараются всячески преувеличить его неприятие властей дореволюционной России. Однако 1917 1919 годы Лансере провел в Дагестане, а в 1920 сотрудничал, как художник с Осведомительно-агитационном бюро Добровольческой армии Деникина (ОСВАГ).

В 1920 году он переехал в Ростов-на-Дону, затем в Нахичевань-на-Дону и Тифлис, где семья Лансере задержалась надолго. Даже после советизации Грузии Лансере решает остаться в Тифлисе.

Лансере никогда не был лоялен к советской власти, даже в последние годы жизни, когда работал в Москве и был ею обласкан. Это подтверждают и записи в его дневнике. Например: «Что за чудовищная жизнь, насквозь пропитанная злобою, подлостью, ложью. И есть еще идиоты, вроде Моора, воображающие о величии, о великой эпохе! Большинство, конечно, просто сволочь!» (1 июня 1939 года — из трехтомника дневников Е.Е. Лансере изд. в 2009 году).

Сотрудничество Лансере с ОСВАГом ставит в тупик многих его поклонников, впервые узнавших об этом факте. Как художнику удалось выжить при Советах после такого, да еще и продолжить работу в Москве? То ли Деникин не вел учет всех художников, то ли это была недоработка НКВД.

Ответ прост: Лансере, как и многих его современников-художников, не решившихся эмигрировать, как Константин Сомов (1923, США), Зинаида Серебрякова (1924) и Александр Бенуа (1926 — Франция) спас Кавказ, и в то время бывший проблемным регионом, который властям не удавалось контролировать полностью. Этим пользовались люди искусства, не желавшие выполнять заказы Советов.

В Тифлисе Лансере создал Академию художеств, в 1927 был командирован на полгода в Париж, но не решился там остаться. Далее хочется процитировать искусствоведа и историка искусства Павла Лансере.

Евгений Лансере долго не решался вернуться в Москву. Но однажды ему пришло письмо от Мариэтты Шагинян, что в Москве все «снова начинается», затем на его приезде начал настаивать Алексей Щусев, с которым художник сотрудничал еще до революции. В 1933 году семья Лансере переезжает в Москву, где Евгения Лансере ждут лучшие правительственные заказы, работы для театра, Казанского вокзала, метро Комсомольская, заказы на оформление Дворца Советов и страшное напряжение от «поганой работы на этих людей».

«Квартиру в Милютинском переулке, в которой теперь живу я, именно Щусев выбил для деда, — вспоминает Павел Лансере в одном из интервью. — За свою жизнь он не только иллюстрировал книги. Например, мозаичное панно на ст. м. «Комсомольская» и плафон ресторана утраченной, к сожалению, гостиницы «Москва» сделаны по его эскизам. Дед также расписывал Казанский вокзал».

Евгений Лансере является автором росписи плафонов ресторана, а также стен Казанского вокзала. Его кисти принадлежит панно «Дружба народов». Часть работы он не успел закончить, и ее доделал его сын — Евгений Лансере IV.

Что касается первых в московском метро майоликовых панно «Метростроевцы» на станции «Комсомольская», они также принадлежат Евгению Лансере. Для их создания он подробно знакомился с технологией и особенностями работы метростроевцев. Этих панно — два. На одном — на фоне героических строителей метро выделяется крупная фигура женщины, на втором — мужчины с вагонеткой. Почему именно они?

Исследователь творчества Евгения Лансере Сергей Макаров считает, что фигуры на первом плане — провинциальный поэт Илюша Солнышкин и девушка-богатырь Маргарита Чугуева, за габариты и мощность прозванная Васькой — герои пьесы Арбузова о комсомольцах-метростроевцах, написанной для молодежного театра ТРАМ (позже Ленком) в 1927 году. Пьеса ставилась 10 лет подряд, а в 1988 году появилась книга Сергея Антонова «Васька», по мотивам которой в 1990 году сняли одноименный фильм.

В 1937 году начинают травить Алексея Щусева, и Евгений Лансере перестает общаться со всеми коллегами, участвовавшими в создании метро «Комсомольская», в том числе, и с главным архитектором Чечулиным. Однако Щусева берет под крыло его давний заказчик Лаврентий Берия, и все, писавшие гневные письма и требовавшие снять Щусева с руководящих постов деятели искусств, оказываются в крайне невыгодном положении.

В 1938 Николая Лансере, приговаривают к 5 годам лишения свободы, как английского шпиона. Невзирая на все просьбы Лансере к властям помиловать брата, Николая высылают в Котлас, затем в республику Коми, в московскую, а в 1942 — в саратовскую пересыльную тюрьму, где он погибает от голода.

В 1943 году Евгений Лансере удостаивается за «Метростроевцев» сталинской премии второй степени. И эта барская милость никак не может ему восполнить потери брата.

Во время Великой отечественной войны Лансере пишет полотна на военные темы, в том числе, серию «Трофеи русского оружия», «Бойцы у трофейных орудий» («1941 год под Москвой»), «Вечер после Бородино» («Ночь после Бородинского боя»), «На Куликовом поле», «Петр после Полтавы» («Полтавская победа»).

ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич

Родился в семье потомственных художников, сын скульптора Е. А. Лансере, внук Н. Л. Бенуа, племянник А. Н., Альб. Н. и Л. Н. Бенуа, брат З. Е. Серебряковой и Н. Е. Лансере. После ранней смерти отца воспитывался в доме Л. Н. Бенуа. Первоначальные художественные навыки получил дома. В 1890-х входил в кружок самообразования А. Н. Бенуа. В 1892–1895 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у Я. Ф. Ционглинского, Э. К. Липгарта, Н. А. Гоголинского.

В 1895 переехал в Париж, где продолжил образование в Школе Ф. Коларосси у Жирардо и Куртуа, в Академии Р. Жюльена, а также в частных студиях Ж.-П. Лорана и Ж.-Ж. Бенжамен-Констана. Одновременно изучал анатомию и историю искусства в Школе изящных искусств в Париже. В 1898 возвратился в Россию. В 1890-х — середине 1900-х неоднократно ездил в Европу. В 1902–1903 совершил путешествие по Сибири, Манчжурии и Японии, в 1904 побывал на Кавказе.

В 1900 вошел в состав «Мира искусства», став одним из наиболее активных участников выставок объединения.

Много работал в области журнальной и книжной графики. С 1899 оформлял журнал «Мир искусства». С 1901 сотрудничал с журналом «Художественные сокровища России», в 1905–1906 — с журналами «Зритель», «Жупел», «Адская почта», в 1906–1909 делал работы для журнала «Золотое руно» и других.

В 1912–1914 создал иллюстрации к повести Л. Н. Толстого «Хаджи Мурат», для чего совершил поездку в Дагестан и Чечню.

В 1903 вошел в состав Союза русских художников, принимал участие в выставках до 1910. В 1906–1907 произведения Лансере экспонировались на выставке русского искусства, организованной С. П. Дягилевым в Париже и Берлине. В 1910 стал одним из инициаторов возобновления «Мира искусства», входил в состав Комитета объединения, с 1913 являлся его председателем.

В 1907–1911 выполнял декорации и костюмы к спектаклям Старинного театра в Петербурге, в частности оформил постановки «Ярмарка на индикт св. Дениса» Н. Н. Евреинова (1908), «Чистилище Св. Патрика» П. Кальдерона (1911) и другие.

В 1907–1908 принимал участие в оформлении архитектурно-паркового ансамбля усадьбы Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое в Крыму. В 1910–1912 работал над оформлением особняка Г. А. Тарасова, в 1911 — особняка В. В. и Е. Н. Носовых в Москве.

В начале 1910-х преподавал в Школе живописи и рисования Е. С. Зарудной-Кавос, в 1915–1916 — в Новой художественной мастерской в Петербурге.

В 1912–1915 выполнял обязанности заведующего художественной частью гранильных фабрик в Петергофе и Екатеринбурге, а также Императорских стекольного и фарфорового заводов в Петербурге. В 1912 был избран академиком, в 1915 членом Совета ИАХ, годом позже — действительным членом ИАХ.

В 1915 в Петрограде состоялась первая персональная выставка мастера (совместно с М. В. Добужинским). В 1914–1915 как военный корреспондент побывал на Кавказском фронте. В 1916–1917 создал по заказу А. В. Щусева ряд живописных панно для Казанского вокзала. В 1916–1917 жил в своем имении Усть-Крестище.

После Октябрьской революции до 1920 жил в дагестанском ауле Темир-Хан-Шура. В 1920 переехал в Тбилиси. В 1920–1922 работал в Тбилисском этнографическом музее. Летом 1922 совершил поездку в Ангору (Анкара), выполнив там цикл рисунков и акварелей, которые были показаны в том же году на персональной выставке в Москве и Петрограде. Работал над альбомом цветных автолитографий «Путешествие в Ангору», который не был издан (часть автолитографий вошли в выпущенный в 1925 в Петрограде дневник путешествий художника «Лето в Ангоре»). С 1922 преподавал в Тбилисской Академии художеств, в 1926 был назначен деканом ее живописного факультета. В 1920-х — 1930-х много работал как художник-монументалист. В 1933 был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР.

Продолжал активно участвовать в выставках, в частности в 1923 экспонировал свои работы на выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР), в 1924–1925 — на выставке русского искусства в Нью-Йорке, в 1927 — на выставке «Гравюра СССР за 10 лет» в Москве (ГМИИ) и последней выставке «Мира искусства» в галерее «Бернхейм» в Париже и многих других. Провел персональные выставки в Эриване (1926), Баку и Тифлисе (обе — 1927), Москве (1936).

С 1934 жил в Москве, где возглавлял кафедру графических дисциплин в Московском архитектурном институте и вел мастерскую монументальной живописи во Всероссийской Академии художеств. В 1945 был удостоен звания народного художника СССР.

Ретроспективные выставки Лансере состоялись в Казани (1947), Тбилиси (1956), Москве (1961), Ленинграде (1975).

Евгений Евгеньевич Лансере — один из ведущих художников первой трети ХХ столетия. Он проявил себя в различных видах искусства, но наибольшую известность приобрел как мастер прикладной графики — книжной и журнальной иллюстрации, экслибриса, создав в этой области собственный узнаваемый стиль, отличающийся выразительностью линии, пятна, изысканностью общего композиционного решения. В своих произведениях органично сочетал черты модерна, символизма, ретроспективизма. Расцвет творчества художника приходится на 1900-е — 1910-е и связан с его деятельностью в объединении «Мир искусства».

Произведения Лансере находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственной Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Художник-путешественник Евгений Лансере


Работы Евгения Лансере – признанного мастера миниатюрной бронзовой скульптуры, одного из основателей русской кабинетной пластики – обладают притягательной силой, они зрелищны, наполнены движением и жизнью, проникнуты романтическими настроениями.

Ирина Павловна Федотова

Ирина Павловна Федотова

Анималистическая и жанровая скульптура Е.А. Лансере была очень популярна в 1870-1880-х годах. Основа его сюжетных композиций – реальная жизнь, которую художник пристально изучал во время своих многочисленных путешествий по России и зарубежным странам.

У Лансере были немецко-французские корни, отсюда его необычная фамилия. Евгений (Евгений-Болеслав-Вольдемар) Александрович Лансере родился в 1848 году в г. Моршанске Тамбовской губернии. Его дед по отцовской линии был майором наполеоновской армии, который после войны остался в России и принял российское подданство. Отец, Александр Павлович (Людвиг-Пауль), был военным инженером. Мать, Элеонора Антоновна, умерла, когда мальчику было всего 8 лет.


С детства Евгений рисовал, лепил из воска и пластилина животных, особенно часто лошадей, которых очень любил и хорошо понимал. Первая композиция «Тройка», которую вылепил 11-летний Евгений Лансере, была подарена наследнику престола Великому Князю Александру Александровичу. Работы своего 13-летнего сына отец Лансере представил знаменитому живописцу И. Айвазовскому и признанному скульптору и литейщику П. Клодту, которые оценили талант мальчика.

Во время обучения в Санкт-Петербургском университете (по окончании которого он получил степень кандидата юридических наук), Евгений Лансере продолжал заниматься скульптурой: искусство всегда оставалось для него самым важным и главным занятием жизни. Художник не получил академического образования, но стал настоящим профессионалом, так как постоянно и методично учился. Лансере посещал Санкт-Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя, одним из его учителей был известный русский скульптор-анималист Н.И. Либерих. Большую роль в становлении художника сыграли его поездки в Англию, Францию, Бельгию, Австрию, где он посещал мастерские европейских скульпторов, художественные музеи и выставки.

В 1872 году, в 24-летнем возрасте, Лансере представил Академии художеств свои небольшие по размерам скульптуры из воска и бронзы и получил звание классного художника 1-й степени. В 1874 году за выдающиеся заслуги в области искусства он был признан почетным вольным общником Академии художеств. С 1879 года Лансере – член Московского общества любителей художеств. Работы молодого скульптора стали появляться на выставках, в том числе международных. За свою творческую карьеру Лансере был участником Всемирных выставок в Вене, Париже, Лондоне, Филадельфии, Всероссийской выставки 1882г. Первая персональная выставка художника состоялась в 1886 году, где было представлено около 100 работ мастера.

Романтик по духу, художник совершает поездки в экзотические страны Ближнего Востока, в Алжир, но особенное значение для его творчества имели почти ежегодные путешествия по России: по центральным губерниям, по Украине, Кавказу, Башкирии, Киргизии и многим другим местам, которые давали художнику богатый материал для творчества, яркие впечатления и эмоции.

«Всего более силы и таланта проявил Лансере в передаче разнообразных сцен из жизни черкесов, грузин, осетин, киргизов, башкирцев, нагайцев… Их жизнь на воле, среди гор и степей, лесов и долин на фоне дикой и изящной природы среди вечных нужд и дел, – вот что всего сильнее вдохновляет Лансере, вот что дает ему брать самые могучие ноты. У него почти всегда спутником степняка является конь, надежный помощник, верный соучастник всех его предприятий. Но какой это конь! Полный характера, понятливости, смысла, чувства, самостоятельности. Что значит жить на свободе, в поле, в горах, среди табунов, пасущихся на воле!», – писал критик В. Стасов, который восхищался творчеством Е.А. Лансере.


Лансере Е.А. Скульптура. Казак с казачкой. 1873.

В коллекции Пермской галереи представлены две бронзовые скульптуры из кавказской серии художника. Конная группа «Линейный казак с казачкой» 1873 г. (размеры 39х37,5х38) поступила из Государственного Русского музея. Линейные казаки входили в состав Кавказского линейного казачьего войска Русской императорской армии, образованного в 1832 году, которое обеспечивало охрану Кавказской укрепленной линии от устья Терека до устья Кубани от набегов горцев.

Легко ступая, горделиво шествует конь, на котором восседают грациозная молодая женщина и увлеченный ею молодой казак. Свободно и естественно держатся они в седле, как будто составляя с конем единое целое. Скульптура отличается красотой пластической формы, лаконичным силуэтом, выразительностью жестов. Интерес к деталям и мельчайшим подробностям, которые художник изучал и зарисовывал с натуры, тщательная, порой почти ювелирная по тонкости проработка скульптур, характерны для творческой манеры Лансере. С большой достоверностью художник передает костюмы своих персонажей. Так, молодой казак одет в черкеску с газырями – отделениями для пороховых зарядов. Высокие сапоги-ичиги, традиционная барашковая папаха, ружье и шашка — все те вещи, с которыми не расставался истинный казак. Не менее тщательно вылеплена и каждая деталь одежды молодой казачки, держащей в руке поводья. О популярности этого произведения говорит и тот факт, что ее повторения есть в 18 музеях бывшего СССР.


Лансере Е.А. «Табун кабардинских лошадей, возвращающийся с поля». 1878. Бронза, литье.

Вторая скульптура – «Табун кабардинских лошадей, возвращающийся с поля» 1878 года (размеры:43х83х51,5) – одна из наиболее известных работ Евгения Лансере. Это сложная многофигурная композиция, которая всегда, как магнит притягивает посетителей галереи, в особенности, детей. Всадник-кабардинец в бурке и папахе гонит возвращающихся с поля коней за невысокую изгородь, маленький сын сидит вместе с ним в седле.

По отзывам современников и сам Е.А. Лансере был превосходным наездником, которого порой даже сравнивали с кентавром. Свою любимую лошадь скульптор назвал Кабарда.

«Не подлежит сомнению, – писал редактор газеты «Новое время» В.С. Россоловский в 1886 году, – что не только в России, но и в Европе мало кто может сравниться с Лансере в лепке лошадей, мало кто может передать это благородное животное с такой жизненностью, с такой верностью типу и с таким знанием его природы и привычек».


Лансере Е.А. «Табун кабардинских лошадей, возвращающийся с поля». Фрагмент.

Создание скульптуры в бронзе – сложный технологический процесс. Отливка работ происходила на заводах и в бронзолитейных мастерских, владельцы которых приобретали у мастера его авторские модели и получали право в течение ряда лет отливать и продавать его произведения. За свою творческую жизнь. Е. Лансере успел поработать на многих фабриках, поэтому на его работах часто присутствуют клейма с именами фабрикантов, а также клейма литейщиков. На скульптурах, созданных Е.А. Лансере, обычно ставили подпись «Е. Лансере» или «Лепил Е. Лансере», а также дату создания скульптуры.


Лансере Е.А. «Табун кабардинских лошадей, возвращающийся с поля». Фрагмент

Часто посетители Пермской галереи, рассматривая в залах русского искусства скульптуры художника, обращаются с вопросом: почему на постаменте рядом с надписью «Лепил Е.Лансере» значится еще одно имя – «Ф. Шопен»? Оказывается, что это имя Феликса Шопена (1813-1892) – потомственного французского и российского литейщика, владельца литейного завода в Санкт-Петербурге, поставщика Двора Его Императорского Величества.


Е. Лансере и Ф. Шопен

Длительное время мастер сотрудничал с фирмой Феликса Шопена, который включил скульптуры Лансере в свою основную продукцию, считая, что полные жизни композиции молодого скульптора станут популярны не только в России. И он не ошибся, так как именно Лансере внес немалый вклад в рост популярности изделий этой фабрики. После смерти Ф. Шопена его дочь увезла во Францию ряд моделей, которые принадлежали семье Лансере.


Лансере Е.А. «Башкир. Ветрено!». Фабрика художественной бронзы 1886-1893. Фото: www.litfund.ru

Большое значение для создания высокохудожественной скульптуры имеет ее последующая обработка: чеканка, патинирование, тонирование. Лансере всегда уделял этому большое внимание и старался лично присутствовать в литейной мастерской во время отливки и декорирования скульптур.

Среди других предприятий, с которыми сотрудничал Лансере, можно еще отметить заводы Н. Штанге, В. Грачева, И. Сазикова, А. Морана, а также Каслинский чугунолитейный завод.

Евгений Александрович Лансере прожил короткую, но очень насыщенную и плодотворную жизнь. В 38 лет он умер от чахотки, оставив жену Екатерину Николаевну, урожденную Бенуа, и шестерых детей: Софью, Екатерину, Марию, Николая, Евгения, Зинаиду. Трое детей Е. Лансере связали свою жизнь с искусством и стали художниками: Николай Евгеньевич Лансере – архитектор-художник, профессор Академии художеств; Евгений Евгеньевич Лансере – график, живописец, сценограф; Зинаида Евгеньевна Лансере (Серебрякова) – живописец, график. Несколько произведений Е.Е. Лансере и З.Е. Лансере (Серебряковой) также хранятся в коллекции Пермской галереи.

Евгений
Евгеньевич Лансере

С 1892 — учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, Петербург. С 1895 по 1898 — обучение в Париже, в академиях Ф.Каларосси и Р.Жюльена, в это время Лансере много путешествовал по Европе. 1899 — член объединения «Мир искусства». 1905 — на Дальнем Востоке. 1907—1908, 1913—1914 — один из создателей «Старинного театра». 1912—1915 — художественный руководитель фарфоровой фабрики и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. 1914—1915 — военный художник-корреспондент на Кавказском фронте во время Первой мировой войны. 1920 — начал преподавать в Тбилисской Академии Художеств, Московском архитектурном институте. 1927—1931 — живёт и работает в Париже. 1934—1938 — преподаёт во Всероссийской Академии Художеств в Ленинграде. 1946 — Е. Е. Лансере умер.

Получив образование (Рисовальная школа при ОПХ, 1892-96; в Париже у Ф. Коларосси и Р. Жюлиана, 1896-99), он, так же естественно, в силу родственных и дружеских связей, оказался членом объединения "Мир искусства" и сотрудником его журнала. Но, во многом разделив коллективную программу европеизации искусства, Лансере остался не затронут характерным для его круга ностальгическим ретроспективизмом.

Его работы в журналах ("Мир искусства", "Золотое руно", "Аполлон"), в книжной графике ("Венок Врангелю", "Царская охота на Руси", обе 1902; "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны", 1910) и в сценографии (спектакли петербургского Старинного театра) утверждают принципы "нового стиля"; однако в исторических стилизациях ("Петербург. У старого Никольского рынка", 1901; "Петербург начала XVIII века", 1906; "Ботик Петра I", 1906; "Корабли времен Петра I", 1911) нет печали об ушедшем, но есть радостное, романтически-взволнованное повествование, любование архитектурной и корабельной фактурой, декоративной красотой петербургских марин.

Сатирические рисунки в журналах "Зритель", "Жупел" и "Адская почта" (после закрытия "Жупела" Лансере взял на себя издание "Адской почты"), а также участие в создании "Календаря русской революции" (1907, запрещен сразу же после выхода) тоже несколько выделяют художника из "мирискуснического" круга: сатира Лансере слишком конкретна, а политическая ориентированность очевидна.

Лучшая предреволюционная работа Лансере - иллюстрации к "Хаджи-Мурату" Л. Н. Толстого (в полном виде книга вышла в 1918 г.) - как бы знаменует непрерывность его творческой биографии: несмотря на "мирискусническое" понимание книжного ансамбля и изысканную графичность "петербургских" разворотов, общий декоративно-живописный строй иллюстраций предвосхищает цикл к толстовским "Казакам" (1917-36).

Кавказская тема сделалась важнейшей для художника и по житейским обстоятельствам: три года (1917-20) он провел в Дагестане, затем долго жил в Тбилиси - работал рисовальщиком в Музее этнографии, в Кавказском археологическом институте (выезжая в этнографические экспедиции), был профессором Тбилисской АХ.

С переездом в Москву (1933) начинается новый этап его деятельности, связанный отчасти с театром ("Горе от ума" в Малом театре, 1938), но более всего с монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы "Москва", зала Большого театра). Главный мотив росписей - праздничное ликование народов молодой строящейся страны. Дар перспективиста и декоративиста и органическая, без риторики, мажорность мироощущения художника нашли выход в этой сфере.

Характерно, что, работая над плафоном ресторана Казанского вокзала, Лансере не вспоминает собственных дореволюционных эскизов той же росписи - тогда союз Европы и Азии изображался аллегорически (Европа на быке, Азия на драконе), теперь же аллегория сменилась конкретными сценами дружбы народов. Одна из последних работ Лансере - серия гуашей "Трофеи русского оружия" (1942) Являясь актуальным откликом на военные события, эта серия выражает неизменно важную для художника тему исторической преемственности.

«Ну вот и война. ». Евгений Евгеньевич Лансере. Творчество военных лет

ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ЛАНСЕРЕ - ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ, НЕ ТОЛЬКО ЗАСТАВШИХ, НО И ЗАПЕЧАТЛЕВШИХ МНОГИЕ СОБЫТИЯ И ПЕРВОЙ, И ВТОРОЙ МИРОВЫХ ВОЙН. ЗИМОЙ 1914-1915 ГОДОВ ОН ЕЗДИЛ НА ТУРЕЦКИЙ ФРОНТ РИСОВАТЬ ТИПЫ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ, КАЗАКОВ, ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ 1 . ТА ВОЙНА НАЗЫВАЛАСЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ. ПОТОМ БЫЛА РЕВОЛЮЦИЯ 1917-ГО И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. НО МАЛО КТО ПРЕДПОЛАГАЛ НАЧАЛО НОВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ТАК СКОРО. 4 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА ХУДОЖНИК ЗАПИСАЛ В ДНЕВНИКЕ 2 : «ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА! ОПЯТЬ ВСЕ ЛЕТИТ К ЧЕРТУ! А ВСЕ ЕЩЕ ПО ИНЕРЦИИ И Я, И ДРУГИЕ ТОЛКУЕМ И ЗАБОТИМСЯ О ТОНКОСТЯХ ПРОПОРЦИЙ, ОБ ОТТЕНКАХ ЦВЕТА. ДУМАЮ О ПАРИЖАНАХ, О КОЛЕ 3 ». 9 СЕНТЯБРЯ: «ОЛЁК 4 УДРУЧЕН УГРОЗОЙ ВОЙНЫ. ПУБЛИКА, ПО-ВИДИМОМУ, ЗАПАСАЕТСЯ ПРОВИЗИЕЙ. ПОВСЮДУ ОЧЕРЕДИ. ДАВКА В СБЕРКАССАХ». «МОЛНИЕНОСНО СЛЕДУЮЩИЕ ДРУГ ЗА ДРУГОМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ: 17-ГО ВСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК НА ПОЛЬСКУЮ ТЕРРИТОРИЮ. РАЗГРОМ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЬШИ, ВЧЕРА РАЗДЕЛ ЕЕ; ВСЕ ГАДАЮТ - КОМУ ВАРШАВА, ОКАЗАВШАЯСЯ КАК РАЗ НА РУБЕЖЕ» (ИЗ ДНЕВНИКОВОЙ ЗАПИСИ 24 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА). НО НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ ВОЙНА ПРИШЛА ТОЛЬКО В ИЮНЕ 1941-ГО.

Начало войны застало Евгения Лансере в Москве за работой над эскизами росписи Казанского вокзала 6 . «Ну вот и война. Около часа звонок от Иды Федоровны, сказала - война, бомбы в Киеве, Кишиневе, Каунасе, Севастополе, Житомире. Не верилось», - записал он вечером 22 июня. 27-28 июня художник работал в комиссии по защите дипломов и принимал экзамены в Академии архитектуры 7 . Только после этого он поехал к семье на дачу в поселок Пески близ Коломны. Сам дом был построен по чертежам сына в 1939-1940 годах. Летом 1941-го дом хотели достраивать, но не успели. Несмотря на бомбежки и предложения об эвакуации 8 , к концу августа решили не уезжать. Во время самых тяжелых бомбежек (в октябре-ноябре 1941 года) соседи предлагали уехать «в леса». Обстановку нагнетали слухи. 18 октября Лансере записал: «Слухи очень неопределенные; ясно, что огромная паника в Москве; поезда - эшелоны с беженцами. Слухи о взятии Каширы. Но не верим». В начале ноября боялись наступления немцев со стороны Каширы, стали копать окопы на опушке леса. Но уже в декабре, когда немцев заставили отступать, начали возвращаться к художественным проектам. 5 декабря сын Женя повез в Москву эскизы к опере «Суворов». Но здоровье Е.Е. Лансере ухудшалось. 28 декабря художник был в поликлинике в Москве: «. общий осмотр меня - констатировали похудание, истощенность - отсюда и грыжа». Однако новый, 1942 год встречали на даче в хорошем настроении: «. елка, канделябры со свечами; очень тепло, несмотря на сильный мороз. Колобовы, Куприн, "Амировы", да нас с Таней = 8».

В Песках Лансере жил с женой, ее племянницей Татьяной Игоревной Арцыбушевой, сыном Евгением и дочерью Натальей, которой приходилось работать в колхозе, чтобы получать хлеб и картошку, с ее мужем архитектором Георгием Ипполитовичем Волошиновым и их детьми Андреем и Марией. Чтобы прокормиться, ездили или ходили пешком 12 километров в Коломну: продавали вещи, меняли на еду. 24 февраля 1942 года «Олёк променял свои золотые часики на 2 пуда черной муки и мешок картошки». Держали коз, в 1943 году удалось купить корову и привезти пчел. 15 февраля 1944-го в письме В.П. и В.А. Белкиным в недавно освобожденный Ленинград Лансере рассказывал о перипетиях 1941-1943 годов: «Первую военную осень и начало зимы мы все были на даче, время было очень страшное: перед дачей рыли окопы, делали завалы, бомбежка линии станции - около 1 километра от дачи; угоняли мимо нас скот, беженцы, и все приближающийся гул орудий; но все же немцы не дошли до наших мест километров 40-50, и их прогнали, а мы благополучно усидели и тем сохранили дачу и имущество. Время, конечно, было трудное и в смысле питания и заработка. Но не сравнимое все же, конечно, с тем, что перенесли Вы». Помогало общение с другими жителями поселка «Советский художник» - с А.В. Куприным, П.П. Кончаловским, Ю.И. Пименовым, Федоровыми, Колобовыми, Фомиными и др. Вместе с тем жизнь на даче способствовала развитию станковой линии в творчестве мастера. Он пишет автопортрет (1942), пейзажи Песков, триптих «Озеро Гек-Гёль» (1943-1944) 9 , натюрморты («Тыквы», 1943; «Охотничий натюрморт», 1944), в которых развивает принципы реализма.

С начала 1942 года военная тематика интересует художника. Все больше времени ему приходится проводить в Москве, работая над графическими заказами. В январе-марте он компоновал эскизы обложки к альбому «Художники Москвы - фронту» и макет сборника «Великая Отечественная война», чуть позже создает автолитографию «В дозоре». 29 января 1942 года Лансере писал, что ему «так хочется поработать с натуры (на фронте)». На фронт он не попал, но и уезжать в тыл не хотел. После известий о смертях в блокадном Ленинграде 10 увеличилось количество предложений об эвакуации (от А.М. Герасимова, С.Д. Меркурова, Б.М. Иофана, предлагавших переехать в Свердловск) 11 .

Лансере стремился быть правдивым в передаче деталей. Для написания картины «Разгром германской тяжелой батареи» в феврале 1942 года он ездил смотреть немецкие пушки в Центральный дом Красной Армии. В июне он зарисовывал выступление народных артисток СССР Н.А. Обуховой и Е.А. Степановой в военном госпитале в Хавско-Шаболовском переулке в Москве для картины «Концерт в госпитале» (картина не завершена). 21-25 сентября вместе с Алексеем Викторовичем Щусевым и своим сыном изучал разрушения в городе Истре. Позже, в 1944-м, он создал обложку, титульный лист, заставки и концовки для книги А.В. Щусева «Проект восстановления города Истры» (М., 1946). Вместе с тем перед Пасхой в апреле 1942-го Лансере по заказу Худфонда начал работу над своей последней станковой серией «Трофеи русского оружия», состоящей из пяти исторических картин: «После битвы на Чудском озере» («После Ледового побоища»), «Бойцы у трофейных орудий» («1941 год под Москвой»), «Вечер после Бородино» («Ночь после Бородинского боя»), «На Куликовом поле», «Петр после Полтавы» («Полтавская победа»). Завершенная уже к октябрю 7 ноября 1942 года серия была экспонирована на большой выставке «Великая Отечественная война» в Третьяковской галерее 12 , размещенной вместо эвакуированных экспонатов. 19 марта 1943 года художник получил за эту серию Государственную премию СССР 2-й степени. Как он писал в автобиографии, «присуждение мне Сталинской премии изменило строй мыслей и настроений - явились и вера в себя, и надежды на будущее» 13 . А после окончания выставки в конце 1943-го серия была передана в собрание галереи.

Евгений Лансере всегда с особым вниманием относился к истории, что отразилось в его творчестве. В феврале 1943 года он встречался с историками Е.В. Тарле и А.И. Яковлевым, рассказывавшими о победе в Сталинграде как о поворотном моменте войны и сравнивавшими ее с битвой при Пуатье 732 года. Через день после капитуляции 6-й армии Третьего рейха Лансере предложил Комитету по делам искусств при СНК СССР написать триптих «Война и мир». Художник разработал только две его части («Мобилизация» и «Артиллерийский бой в лесу»). Правая часть, которую в условиях войны продумать было гораздо сложнее, как и весь триптих, осталась на уровне эскизов. Но тема правой композиции «Мир» все же нашла свое воплощение в монументальной живописи уже после того, как 7 февраля 1945 года Лансере получил письмо от начальника Казанского вокзала А.И. Попова с требованием закончить к ноябрю два панно для башни Сююмбеки Казанского вокзала, заказанные еще в 1939 году. «С обеда мучился выдумыванием, чем заменить прежние эскизы. И сейчас - 11 ч. вечера - придумалось, мне кажется. Беру фигуры "Мира", "Победы" из компонуемого эскиза; как будто из них можно будет сделать то, что давно мечталось»,- записал в тот день мастер. На стенах композиции были созданы уже в 1946 году. Завершенный в мае 1946-го «Мир» изображен в виде женщины в плаще с ребенком и ветвью лавра; «Победа», начатая на стене только 3 августа и дописанная после смерти академика его сыном, вначале задумывалась в виде Афины Паллады, но в мае 1945-го в эскизах превратилась в воина в кольчуге, шлеме и плаще, с мечом и копьем (но без автомата, как требовали). Вокруг фигуры женщины в «Мире» располагаются одноцветные композиции, отражающие мирную жизнь («Наука», «Искусство», «Семья», «Отдых», «Труд у станка» и «Труд в полях»). По сторонам от воина золотыми буквами начертаны названия десяти городов, связанных с победами Советской армии. В письме И. Шарлеманю от 7 ноября 1945 года мастер признался, что «боялся - не испугала бы трактовка сюжетов - не сказали бы - "вот Божья матерь с младенцем Иисусом и св. Георгий с пикой", но все прошло благополучно».

Победе в войне предшествовали два года не менее активной творческой деятельности мастера. 10 мая 1943 года в залах Третьяковской галереи открылась выставка произведений семи мастеров старшего поколения. Вместе с Е.Е. Лансере выставлялись В.Н. Бакшеев, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Э. Грабарь, В.Н. Мешков, И.Н. Павлов и К.ф. Юон. 15 июля все художники, кроме И.Э. Грабаря, были награждены орденом Трудового Красного Знамени. Это была последняя крупная прижизненная выставка Лансере. В каталоге, опубликованном осенью 1944 года, перечислено более ста произведений живописи, графики, эскизов монументально-декоративных работ, театральных постановок начиная с 1907 года и только семь работ военного времени (1941-1942). Тем не менее подводить итоги было рано. Опыт Лансере был очень важен в различных сферах художественной жизни. В ноябре-декабре 1943-го по поручению комитета по делам искусств и Всероссийского театрального общества он посетил Тбилиси для изучения творчества живописцев и консультаций по вопросам улучшения художественного образования с предложением введения в Тбилисской Академии художеств кафедры прикладного искусства. Очень был полезен талант Лансере-монументалиста. 7 марта 1944 года он читал доклад в МОССХе «Моя работа в области монументальной живописи», а 19 апреля 1945-го в газете «Советское искусство» опубликована его статья «О монументальной живописи». С 1943 года художник работал над проектами восстановления Театра им. Е.Б. Вахтангова, в который в 1941-м попала бомба, в 1944-м по предложению архитектора Д.Н. Чечулина создавал эскизы росписи потолка фойе и центрального плафона Театра Моссовета (не реализованы). О широте его возможностей говорят его консультации по оформлению станций метро («ЗИС»), по разработке новых военных орденов (в том числе для женщин), по возобновлению постановки «Горе от ума» в Малом театре, заседания по этикеткам «Пищепрома». Заслуги Лансере в развитии различных направлений отечественной культуры получили признание в общественных кругах, и 69-летнему мастеру 26 февраля 1945 года было присвоено звание народного художника РСФСР, а 4 сентября 1945-го ему вручили второй орден Трудового Красного Знамени.

После окончания войны, 18 мая 1945 года, Евгений написал своей сестре в Париж, рассказал о смерти еще в 1942 году их брата Николая, но закончил с надеждой: «Теперь, когда завершилась победою эта ужасная война, мы все верим, что установится связь с вами всеми, такими далекими и такими близкими, а может быть, и увидимся». Но увидеться им было не суждено. Еще 19 ноября 1942-го Лансере записал: «Что всех интересует, будут ли после войны перемены; большинство [думает], что нет, будет хуже в случае победы. Я обычно один надеюсь на эволюцию и спуск на тормозах».

Читайте также: