Регистр ритм темп лад тембр динамика это выберите ответ

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Средства музыкальной выразительности - свойства, основные виды и приемы

Регистр является частью диапазона. Также этим термином называют высоту музыкального инструмента или голоса.

Бывают такие виды регистра:

  • Низкий. Это мрачное или серьёзное звучание.
  • Высокий. Лёгкое и тонкое звучание.
  • Средний. Обычно такой звук ассоциируется с голосом человека.

Ритм - это первое, чему учат ребёнка на уроке в музыкальной школе. Там рассказывают, какие средства музыкальной выразительности играют первостепенную роль. Ритм относится именно к таким. Этот элемент присутствует в каждом произведении и в каждом исполнении песни. Может происходить чередование отрывистых звуков с плавными, то есть повторение коротких и долгих.

Это средство становится понятным, если наблюдать за каким-либо танцем. Все происходит в такт, благодаря чему движения приобретают эмоциональных окрас.

Музыка без ритма не может восприниматься полноценной мелодией. Она похожа на простой набор звуков. Этот приём придаёт музыкальной композиции изобразительность и лиричность или же тревогу и взволнованность.

Развитие цифровой музыки основано на хорошо подобранном ритме. Чтобы был качественный звук у таких композиций, нужно использовать хорошие динамики. Также существуют и другие важные элементы.

Таблица: средства музыкальной выразительности и их определение.

Средства выразительности Содержание Свойства и разновидности
Мелодия Одноголосно выраженная мысль
Лад Взаимосвязь звуков между собой Мажор, минор
Регистр Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей Ровный, пунктирный
Звуковедение Штрих Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно
Тембр Окраска звука Звонкий, глухой, мягкий, резкий
Темп Скорость музыки Медленный, умеренный, быстрый, динамический
Динамика Изменение громкости
Форма Построение музыкального произведения Рондо, вариации, сонатная форма
Аккомпанемент Сопровождение Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь

Мелодия - это одно из 12 основных выразительных средств музыки. Она является душой любой композиции, так как показывает тему, оттенок и характер. Поэтому без неё произведение не состоится.

Размер, темп и лад

Для записи ритма на листе применяется музыкальный размер. Благодаря этому музыкант может понять, какой темп и ритм необходимо соблюдать. Существуют разные музыкальные размеры, например, две четверти, одна восьмая и т. д. Для правильного соблюдения ритма во время изучения нового материала нужно использовать метроном или самостоятельно считать.

Темп - это скорость исполнения, которая полностью зависит от конкретного музыкального произведения. Например, колыбельная исполняется очень медленно и спокойно, а марш звучит ритмично. Такая функция важна для выражения характера композиции.

Для обозначения используется итальянский язык. В самом начале композитор указывает, в каком темпе нужно исполнять мелодию. Может быть написано воодушевлённо, мечтательно, в темпе марша, в темпе вальса.

Помимо равномерного звучания музыки могут быть отклонения. Это позволяет сделать композицию более живой и эмоциональной. Темп произведения и его изменения является очень важным способом музыкальной выразительности.

Лад - это отношение устойчивых и неустойчивых звуковых рядов. Он систематизирует и определяет порядок звуков, благодаря чему создаётся осмысленная мелодия.

Существуют неустойчивые и устойчивые звуки. У вторых звучание ясное, поэтому они являются основой. Если музыка остановилась на неустойчивом звуке, то необходимо перейти на устойчивый. Такая взаимосвязь является основой музыкальной речи. Зачастую в композиции присутствует многократные переходы.

Наиболее распространёнными считаются минорные и мажорные лады. Они определяют образное содержание мелодии и её характер. Мажорная композиция всегда весёлая и бодрая, а минорная - печальная и грустная.

Тембр и динамика

Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.

Женские и мужские голоса бывают:

  1. Высокими.
  2. Средними.
  3. Низкими.

Хор - это большое количество певцов (не меньше 12). Это подобие оркестра в музыке. Хор может быть мужским, женским, смешанным или детским.

В оркестре музыкальные инструменты распределяются по типам. Всего их существует четыре:

  • Ударные.
  • Медные духовые.
  • Струнные.
  • Деревянные духовые.

Динамикой называется громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или лёгкой грустью, а громкое выражает напряжённые или энергичные образы.

Динамика нарастает, когда нужно усилить напряжение или подготовить слушателя к кульминации. Динамическая кульминация является высшей точкой напряжения. Когда она ослабевает, создаётся ощущение успокоения.

Метр и гармония

Метром называется пульсация, то есть равномерная смена слабых и сильных долей. Если записывать это в нотном выражении, то указывается размер, такт и отдельные тактовые черты.

Гармония - последовательность звучания объединённых звуков в аккорды или же созвучия. Основным элементом является аккорд. Это сочетание трёх и более звуков.

По интервальному строению аккорды подразделяются на такие:

  1. Секундовый.
  2. Терцовой.
  3. Квартовой.
  4. Квинтовой.

Современная музыка часто предполагает резкое звучание гармонии. Это называется диссонансом. В классической в основном используются трезвучия.

Диссонанс может быть довольно сложным, так как очень часто применяются нестандартные созвучия, например, одновременное сочетание разных размеров.

Происхождение этого средства выразительности в музыке связывают с многоголосым пением. Есть свидетельства, что оно существовало уже в Средние века.

Фактура в музыке

Фактура с латинского означает обработку. Это вид изложения музыки. Основными элементами, входящими в определения, являются средние голоса, аккомпанемент, бас и мелодия.

Фактуру подразделяют на прозрачную и плотную. Первая вызывает ощущение лёгкости, а от второй создаётся впечатление мощи и силы.

Также данное средство выразительности подразделяется на одноголосную и многоголосную. Одноголосная музыка - это любая мелодия, состоящая из вокала одного человека или из инструментальной игры. Второй вид подразумевает гомофонию и полифонию.

В многоголосной музыке один из голосов является основным, а все остальные выступают в роли аккомпанемента, то есть сопровождающими. Ритмические аккорды, объединённые с сопровождающими, являются разновидностью гомофонной фактуры.

Полифония - это сочетание нескольких голосов. Она подразделяется на имитационную и контрастную. Имитационная повторяет в другом тоне прозвучавшую мелодию. Контрастной полифонию можно назвать, когда одновременно звучат мелодии нескольких типов.

Имитационная также подразделяется на несколько типов:

  1. Канон. Включает в себя несколько голосов, которые играют одну мелодию, но вступают на первый план по очереди.
  2. Инвенция. Инструментальное произведение, состоящее из двух или трёх голосов. Обычно оно имеет небольшой объём и написано по технике имитации.
  3. Фуга. Это многоголосная полифония. Вся мелодия повторяется одновременно во всех голосах. Считается наиболее сложным типом имитационной полифонии.

Также существует ещё разновидность, которая называется фугетта. Это упрощённая фуга, предназначенная для фортепиано или органа.

Штрихи и форма

Одним из важнейших инструментов выразительности в музыке являются штрихи. Это средство, с помощью которого музыкант может понять манеру исполнения. Это определяет характер произведения. Музыкальные штрихи подразделяются на такие виды:

  1. Legato. Инструмент должен издавать мягкие и плавные звуки. То есть человеку нужно играть мягко.
  2. Staccato. Звуки следует извлекать резко. Данный штрих в записи обозначается точкой, расположенной сверху или снизу ноты. Каждое извлечение должно быть коротким, похожим на маленькие толчки. При этом ставиться акцент на промежуток между звуками.
  3. Non legato. Каждое извлечение должно немного акцентироваться. Это что-то среднее между Legato и Staccato. Нужно стараться сделать так, чтобы звуки подчёркивались и слышались отчётливо, но были мягкими.

Последовательность отдельных частей, из которых состоит мелодия, называется формой музыкального произведения. Она подразделяется на сюиту, рондо, сонатное аллегро, сонатно-симфонический цикл, куплетную, трёхчастную или двухчастную форму.

Наиболее простой формой является период. В нём слушатель отчётливо понимает, что мысль завершена. Период разделяется на предложения, а они - на фразы.

Также существует мотив. В музыкальной речи это самый маленький элемент.

При исполнении произведения музыкант выделяет отдельные мысли, фразы и предложения. Это уже называется фразировкой. Данное средство является частью формы. Оно предполагает, что во фразах есть кульминации.

Регистр ритм темп лад тембр динамика это выберите ответ

В том, что мелодия не может существовать без ритма (и не только без ритма), мы сейчас убедимся.

Похоже на отрывок гаммы. А это?

А теперь приставьте ноты первого отрывка к ритму второго. И отрывок гаммы тоже окажется отрывком мелодии марша Шумана. Но по звукам без ритма этого не понять. А по ритму можно догадаться даже и без звуков нужной высоты.

В мыслях, в том числе и музыкальных, должен быть порядок. Ритм вносит этот порядок в музыку, выстраивает и согласует звуки во времени, то есть по их длительности.

Попробуйте выделить из каких-нибудь слов только гласные или только согласные. Кто такой Уа? А что такое «и» или «а»? А если я скажу: «Шмн нпсл мрш. В мрш чтк ртм». Кое-что понятно. Сергей Сергеевич Прокофьев в черновиках для быстроты пропускал гласные. А его подпись выглядит так: .

. продолжаем заполнять табличку.

Попробуем взять какой-нибудь любой набор звуков. Например, такой:

А почему бы не попробовать организовать, согласовать эти звуки в каком-нибудь ритме? Вдруг этого будет достаточно, чтобы получилась мелодия? Возьмём ритм из какой-нибудь уже написанной, известной мелодии. Пожалуй, нам может подойти для этого первое предложение пьесы Эдварда Грига «Смерть Озе». В нём тоже четырнадцать звуков:

Теперь выпишем ритмический рисунок этого музыкального фрагмента:

А теперь попробуем произвести «скрещивание» нашей абракадабры с этим ритмом:

Сыграйте, что получилось. Нечто странное. Правда, уже не совсем абракадабра. В первых двух тактах есть даже какая-то экзотическая красота. Но чем дальше, тем больше теряется и путается наша музыкальная мысль.

Вспомните два основных отличительных признака любого звука. Вспомнили? Правильно, длительность и высота. Что мы сделали с длительностями? Согласовали их с помощью ритма. А высоту звуков мы как-нибудь пытались согласовать? То-то же. Помните басню Ивана Андреевича Крылова про Лебедя, Щуку и Рака? «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт».

Теперь нетрудно сообразить, что такое лад. Его определение отличается от определения ритма только одним словом. Догадались, каким?

В фортепианной пьесе великого французского композитора Клода Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна» мелодия движется по звукам, захватывающим и мажорное, и параллельное минорное трезвучие. Определить лад здесь невозможно: мажор и минор всё время «мерцают». От этого мелодия становится лёгкой, воздушной, как бы прозрачной, её очертания кажутся «размытыми» (оригинал на полтона ниже):

Иногда композиторы используют необычные лады, которые усиливают выразительность музыки. Таких примеров много у Грига. Вот начало одного из его вальсов:

Ещё более необычные лады, не похожие ни на мажор, ни на минор, часто используются для создания сказочных, фантастических образов. Приведу несколько примеров:

Пример 25
Н.А.Римский-Корсаков, ариозо Царя Морского из оперы «Садко» (оригинал на полтона выше)

Пример 26
Э.Григ, Танец Анитры из музыки к пьесе Г.Ибсена «Пер Гюнт»

Пример 27
М.П.Мусоргский, «Гном» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (оригинал на полтона ниже)

Все мелодии, которые я привёл в примерах, написаны в XIX веке. В ХХ веке композиторы стали ещё смелее «нарушать правила» в использовании лада и тональности. И не только в музыке сказочной. В мелодии из второй части Девятой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича пониженные, «чужие» ступени в конце каждой фразы придают музыке ещё более задумчивый и немного сумрачный характер:

Регистр ритм темп лад тембр динамика это выберите ответ

Средства музыкальной выразительности


Музыка – это язык чувств. Уникальность музыкального искусства заключается в том, что понять заложенное композитором чувство может практически каждый человек. Помогают нашему восприятию средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами музыкальной выразительности будет полезно как профессиональному музыканту, так и любителю. Знания помогут не только понимать язык музыки, но и говорить на нем, сочиняя свои произведения.

Из чего состоит музыка

Классическая музыка имеет определенные каноны, позволяющие создавать удивительные шифры. Эти музыкальные приемы формировались столетиями, менялись в зависимости от эпохи и моды. Интересно, что до эпохи барокко музыкальное искусство имело прикладной характер. За редким исключением инструментальная музыка имела самостоятельность и могла исполняться без танца или слова. В основном инструменты использовались лишь в качестве аккомпанемента. Начало формирования собственного языка символов, а именно средств музыкальной выразительности было положено в 16 веках. Но за дальнейшие века эмоциональная палитра наполнилась всеми оттенками и цветами, создающими особый колорит произведения.

Средства музыкальной выразительности

К средствам музыкальной выразительности относят:

  • Мелодия;
  • Лад;
  • Гармония;
  • Регистры;
  • Метр, ритм, темп;
  • Тембр;
  • Фактура;
  • Штрихи;
  • Динамика.

Рассмотрим по отдельности каждое средство музыкальной выразительности.

Мелодия: определение, типы

Мелодия представляет собой законченную музыкальную мысль, несущую в себе яркий образ. Чаще всего мелодическая линия является одноголосной.

Мелодия

Справедливо сказать, что сколько существует на свете мелодий, столько и есть их разновидностей. Ведь каждая мелодия уникальна и интересна по-своему. Тем не менее, музыковеды выделяют несколько основных разновидностей:

  1. Горизонтальное движение – мелодическая линия строится на постоянно повторяющемся звуке. Создается ощущение застывшего времени. Чтобы избежать монотонности для подобной мелодии, необходимо подобрать достаточно активное гармоническое движение и частую смену аккордов. Искусно работает с подобными темами Фредерик Шопен, примером гармонизации является Прелюдия e-moll . Отсутствие развития мелодического движения часто характерно и для народных речитативных попевок или прибауток. Примером является русская народная прибаутка «Ладушки».


  1. Восходящее движение представляет собой переход к более высоким звукам. Функция подобного движения не всегда связана с подъёмом и энергией. Часто композиторы стараются выразить при помощи восходящих мелодий напряжение и душевное сопротивление. Восходящие интонации также характерны для танцевальной музыки эпохи барокко. Примером является мелодия «Менуэта» Иоганн Себастьян Баха.


  1. Нисходящее движение связано со спадом напряжения, а также эмоциональной разрядкой. Создается ощущения спокойствия и уравновешенности, если мелодия находится в среднем регистре. В низком регистре нисходящее движение может создать ощущение скорби и тяжести. Часто направленные вниз мелодии используются для вокальной музыки, так как удобны для исполнения. Примером является русская народная песня «Во поле береза стояла».


  1. Волнообразная мелодия представляет собой чередование восходящих и нисходящих движений. Разновидностью типа является заполнение скачков поступенным движением либо вверх, либо вниз, которая позволяет добиться максимально логичного и спокойного развития мелодии. Часто встречается как в профессиональной композиторской практике, так и в фольклорных образцах. Известным произведением является песня «Сурок» Людвига ван Бетховена.


  1. Мелодия со скачками характерна для танцев, быстрых произведений. Широкие скачки добавляют мелодическому движению активности и энергичности. Движение широкими скачками характерно больше для инструментальной музыки. Ярким примером подобного мелодического движения является тема произведения «На тройке» композитора Петра Ильича Чайковского .


  1. Мелодия с секвенцией отличается логичностью и постепенностью. Секвенция представляет собой способ мелодического развития при помощи повторения звена темы на разных ступенях гаммы. Образцом секвенционного движения является I часть сонаты №26 Людвига ван Бетховена .


Важнейшим моментом в развитии мелодии является кульминация. Это наивысшая точка развития мелодического движения. Обычно выделяется следующими признаками:

  • Усиление динамики;
  • Использование скачков или восходящих интонаций;
  • Увеличение высоты звучания.

Кульминация используется уже в первых тактах инвенции №9 И.С. Баха , что создает особый музыкальный колорит.


Лад

Соотношение устойчивых и неустойчивых звуков образуют лад. Наиболее привычными ладами являются мажор и минор. По характеру звучания мажор сильно отличается от минора. Строение мажора подразумевает более ясное, светлое звучание.

мажор

Минор отличается спокойствием, но может выражать напряженность. Минор – это романтический лад, имеющий оттенок печали и грусти.


Гармония, фактура

Гармония – это одновременное или последовательное соединение трех или более звуков. При изучении музыки существует отдельная дисциплина, имеющая название «Гармония». Музыканты изучают аккорды и аккордовые последовательности, создающие звуковые эффекты.

У каждого аккорда есть собственная краска:

  • Мажорное трезвучие – радость, веселье, энергичность.
  • Минорное трезвучие –грусть, печаль, меланхолия, спокойствие, романтичность.
  • Уменьшенное трезвучие – диссонирующее звучание, мистическое и фантастическое.
  • Увеличенное трезвучие –звучит как диссонанс, резко, остро.
  • Малый мажорный септаккорд –создает небольшое напряжение и тяготение к тонике, что позволяет использовать его в заключительных каденциях.
  • Малый минорный септаккорд – умиротворение, спокойствие.
  • Большой мажорный аккорд –часто используется в джазовой музыке, яркий по звучанию.
  • Дважды уменьшенный аккорд – страх, испуг и скорбь.

Взаимодействие аккордов в тональности также подчиняется правилам гармонии. Здесь важно учитывать функциональность аккорда, то есть его расположение на определенной ступени лада. Красочности гармонии также придают модуляции и отклонения.

Фактура – это склад музыкальной ткани. В широком смысле фактура делится на два типа:

1) Полифонический склад – многоголосие, в котором все голоса считаются равноправными. В полифонии вместо ведущей мелодии используется тема, противосложение. Примером полифонии является Фуга до мажор И.С. Баха из « Хорошо темперированного клавира » I том.


2) Гомофонно-гармонический склад – многоголосный склад, в котором ведущая роль отводится мелодии. В качестве мелодического сопровождения используется аккомпанемент. Примером является Ноктюрн Фредерика Шопена .


В более узком значении фактура подразумевает варианты изложения аккордов:

  • аккордовая – одновременное нажатие звуков аккорда.


  • гармоническая фигурация – последовательное изложение аккорда.


Регистры и тембры

Высота звучания зависит от регистра. Условно существует три регистра:

  • низкий – имеет приглушенное, немного тяжеловатое звучание. Образный ряд – это большие животные, тяжелые предметы или инфернальные существа.
  • средний – относится к человеческому голосу, удобен для вокальных произведений. По краске теплый, приятный.
  • высокий – вызывает ощущение легкости и безмятежности. Образный ряд: птицы, воздух или дождь.

Фортепиано является инструментом, включающим в себя все три регистра. Но не все инструменты могут похвастаться столь широким диапазоном. Чтобы сохранить тембровую краску и ее природную красоту, композиторы используют инструменты в области выразительного звучания. Изображение поможет понять, какие инструменты играют в каких регистрах.


Композиторы XX века используют инструменты вне сферы выразительной игры для создания эффекта напряженности или неестественности. Например, Игорь Стравинский в увертюре к балету « Весна священная » использует фагот в непривычно высоком для него регистре. В результате звучание инструмента стало практически неузнаваемым.

Ритмический рисунок, темп

Много звуковой информации о музыкальном жанре и о стиле произведения слушатель получает из ритма. При этом важно различать ритм и метр. Ритм представляет собой соотношение длительностей в их последовательности. Метр же является чередованием сильных долей (постоянных акцентов) и слабых, выражаемых размером.

Ритмический рисунок в определенном метре сам по себе может нести характеристику для многих жанров музыки:

  1. Вальсы обычно имеют трёхдольный размер и ровный ритм с формулой бас + аккорд.


  1. Марши имеют двухдольный размер с чётким акцентом на сильные или относительно сильные доли.


  1. Менуэт – это французский танец, имеющий трехдольный метр. Часто для этого танца характерен пунктирный ритм.


  1. Джазовые произведения необычайно разнообразны по ритмическому рисунку. Особенно характерны синкопы и пунктирный ритм.


Практически каждый танец или жанр имеет свою особенную ритмическую формулу.

Как средство музыкальной выразительности используется темп. Это скорость исполнения, позволяющая максимально точно передать образ. Обычно указывается в начале композиции. Записывается итальянским словом. В таблице приведены термины, перевод и единица метра, выставляемая при исполнении на метрономе.

Темпы

Штрихи

Штрихи представляют собой способы звукоизвлечения. Нюансы исполнения связаны с штрихами. К основным относят:

Стаккато - отрывисто, обозначается точкой над нотой.


Легато – связно, объединяет несколько нот линией.


Нон легато – играть каждую ноту отдельно. Не обозначается, либо прописывается – nonlegato.

Для каждого инструмента предусматриваются разные штрихи, позволяющие добиться необходимого звучания.

Динамика

Для передачи образа важно соблюдать динамические указания. Динамика отображает громкость. Так, для жанра марш характерно громкое исполнение, для нежной и лиричной арии чересчур громкое исполнение будет излишним, поэтому лучше придерживаться тихого воспроизведения. Композиторы при помощи специальных знаков отображают изменения в динамике.


Как использовать средства музыкальной выразительности

Средства музыкальной выразительности помогают передать образное содержание и замысел композитора, поэтому при исполнении важно учитывать каждый нюанс, прописанный в нотах. Если музыкант хочет сочинять музыку, то эти приемы станут отличной базой для первых сочинений. Важно учитывать особенности жанра. Многие музыкальные произведения имеют контраст, поэтому в одном сочинении могут использовать различные по краске средства выразительности. Все зависит от драматургии и от взаимодействия образов.

Тем не менее, не стоит переставать искать что-то новое, пробовать и экспериментировать. Главное в музыке – это уметь при помощи звуков подарить слушателю эмоцию или образ.

Конспект урока "Средства музыкальной выразительности"

Конспект урока на тему "Средства музыкальной выразительности" Данная разработка предназначена для детей 1го класса.

Содержимое разработки

Конспект открытого урока «Средства музыкальной выразительности» по предмету «Слушанию музыки» 1 класс.

Тема урока: «Средства музыкальной выразительности»

Цель урока: Формирование и усвоение новых знаний.

Задачи урока:

Воспитательные:

Воспитание слушательской культуры учащихся;

Развитие эмоционального восприятия;

Развитие воображения, памяти, мышления;

Развитие слухового внимания и музыкальной памяти.

Образовательные:

Формирование понятий «мелодия», «ритм», «лад», «регистр», «темп», «тембр», расширение знаний о средствах музыкальной выразительности.

Оборудование:

Фортепиано, диск, компьютер.

Объяснение нового материала

1 Организационный этап

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о средствах музыкальной выразительности. Что же это такое? Давайте разберёмся!

2 Объяснение нового материала

Музыка- это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства.

Музыка объединяет людей, позволяет понимать друг друга без слов. Удивительно, правда? Когда люди вместе слушают грустную мелодию, всем им становится грустно, хотя каждый человек думает о чём- то своём.

Музыка раскрашивает наш день разными красками, весёлыми и грустными.

Когда мы с вами слушаем музыку, мы прежде всего чувствуем её общий характер или настроение. Но с помощью чего это передаётся? (ответы детей)

С помощью средств музыкальной выразительности. Их много, и они разные, давайте же с ними познакомимся.

Мелодия- это то, без чего музыка существовать не может.

Мелодия- это музыкальная мысль, выраженная одноголосно.(записываем)

Мелодия бывает разной: если мы её можем спеть, то она вокальная, если же не может, то она инструментальная. (записываем)

Мелодия всегда связана с другим средством выразительности, без которого она не может существовать – это РИТМ.

Ритм- это чередование длинных и коротких звуков. (записываем) ( Показываю хлопками)

Именно он обладает способностью влиять на характер музыки. Например: если музыка лирична и напевна, то ритм ровный, спокойный, а если взволнованная, то ритм прерывистый.

Так же в музыке важен ЛАД- это то, что передает настроение (весёлое или грустное).

Лад бывает мажорный и минорный. (Показываю на фортепиано). (записываем)

Не менее важный ТЕМП в музыке. Темп- это скорость музыкального произведения. Он бывает быстрым (аллегро), умеренным (анданте) и медленным (адажио). (записываем)

Ещё одно средство музыкальной выразительности – ТЕМБР. Тембр- это окраска звука. (записываем). Именно из- за тембра мы можем отличить голос мамы, от голоса папы, бабушки, дедушки. Давайте каждый из нас по очереди скажет слово «музыка» и мы послушаем, отличается ли у нас тембр голоса или нет. (проговариваем) Отличается? (ответы детей) Конечно да, ведь тембр голоса у всех разный. Так же и у инструментов, у каждого свой тембр.

РЕГИСТР- высота звука. Регистр бывает высокий, средний и низкий. (показываю на фортепиано) Например, если я захочу изобразить птичку на фортепиано, в каком регистре мне лучше это сделать? (в высоком). Правильно, а если я захочу показать медведя? (в низком). Совершенно верно.

Это основные средства выразительности, но есть и ещё дополнительные, которые делают музыку более выразительной и чарующей. Это ФАКТУРА- строение звуковой «ткани», штрихи- способ извлечения звука и динамика- сила звука.

Благодаря сочетанию всех вышеперечисленных средств музыкальной выразительности и появляется прекрасная музыка.

Давайте попробуем теперь с вами услышать все эти средства в произведении Чайковского «Новая кукла». (слушаем и анализируем)

На следующем уроке мы с вами поближе познакомимся с каждым средством музыкальной выразительности.

«Средства музыкальной выразительности». Разработка урока по музыке
план-конспект урока по музыке по теме

Вилисова Анастасия Алексеевна

Цели: Расширение и углубление знаний о средствах музыкальной выразительности.

Воспитание духовно-нравственных ценностей, помощь, сострадание.

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров;

- потребность общения с музыкальным искусством;

- овладение умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

- понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

- определять характер музыкальных образов (лирических, драматических);

- различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;

- анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- называть и определять на слух музыкальные инструменты;

- применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением.

- принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

- прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;

-понимать композиционные особенности музыкальной речи и учитывать их при построении собственных высказываний;

- приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности

- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений в музыке.

Методы, используемые на уроке

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному использовался в течении урока. Задавались вопросы по пройденному материалу и обсуждался новый материал.

Метод размышления о музыке применялся во время прослушивания музыкальных произведений (Определялся характер произведений, тембр, лад, темп, ритм, интонация. Сравнение музыкальных фрагментов, демонстрация иллюстраций).

Приемы, используемые на уроке

Прием групповой работы

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Тема сегодняшнего урока «Средства музыкальной выразительности»

Как вы думаете, что это за слово такое – выразительность?

Учитель. Проще сказать это эмоции в жестах, голосе и лице. (показать эмоционально грусть, радость, печаль и т.д.).

Учитель. А можете ли вы показать эмоции?

Ученики. (показывают эмоции, которые предлагает учитель. Радость, грусть, удивление и т.д.).

Учитель. В музыке тоже есть свои эмоции, и называются они средствами музыкальной выразительности. Музыкой композитор может показать нам свои эмоции и переживания, исполнитель может нам эти эмоции передать через исполнение на инструментах или голосом, а мы с вами, когда слушаем музыку можем ее почувствовать и рассказать насколько она выразительна. А для того чтобы правильно рассказать, что мы чувствуем, нам нужны слова помощники. А какие, слова вы сейчас узнаете из моей сказки.

Скажите мне пожалуйста, а любите ли вы сказки?

Учитель. (1 слайд. Замок)

В одном королевстве в большом королевском замке. Жила была королева со своей дочерью и целой свитой придворных.

Это было необычное королевство, оно было невидимое, а значит, и жители в нем тоже были невидимыми. Правительницей невидимого королевства была Прекрасная королева Музыка.

(2 слайд. королева)

Ее никто никогда не видел, но ее все СЛЫШАЛИ.

Королева Музыка правила в своем королевстве справедливо, она очень любила гармонию и красоту. Гармония и красота были самые главные законы в ее королевстве. Как только придворные переставали подчиняться этим законам, Музыка сразу же их покидала.

(3 слайд. Принцесса Мелодия)

Главной помощницей Музыки была её дочь принцесса Мелодия она была красивой и очень любила рассказывать удивительные истории о мире, о природе, о людях, обо всем, что нас окружает и о чем думает Человек. Принцесса всегда со всеми душевно разговаривала, поэтому все ее любили.

(4 слайд. Фрейлина Интонация)

У Мелодии, как и у всех принцесс была помощница фрейлина и звали её Интонация, которая помогала передать настроение своей принцессы, когда та грустила или радовалась, злилась, хотя это бывало редко или наоборот была очень игрива.

Их окружала целая свита придворных: солдатики Темп и Ритм.

(5 слайд. Солдатики)

Каждый день Солдатик Ритм начинал с ритмических упражнений:

ти-ти-та, ти-ти-та, тири-тири-ти-ти, ти-ти-та (Учитель исполняет упражнения в ритме и предлагает их повторить детям) .

Ему нравилось маршировать и исполнять эти упражнения, которые придавали ему бодрости, уверенности и собранности. После строгих, четких упражнений, он переходил к плавным, пластичным движениям, и тогда марш превращался в танец: та-а-та, та-та-та, та-а-та, та-а-а (Дети повторяют за учителем ритмические фигуры) . Солдатик Темп всегда выходил на поляну, где тренировался Ритм и увлекал за собой своего друга: то мчался галопом, то, как медлительная черепаха еле передвигал ногами. Послушайте, две пьесы и определите, как меняется характер, темп и ритм музыки.

(Дети слушают две пьесы: медленную и быструю) .

(6 слайд. Человек-оркестр)

Был у королевы, и придворный советник Тембр, который управлял музыкальными инструментами: назовите музыкальные инструменты, которые вы знаете или увидели на картинке.

Учитель. А еще скрипками, виолончелями, флейтами, гитарами, баянами, барабанами и еще многими разными инструментами, которых он наделял такими красивыми голосами, что все вокруг приходили в восторг. Тембр знал секреты украшения мелодии: она могла стать бархатной и мягкой, если звучала виолончель, крикливой и яркой, если ее исполняла труба.

(7 слайд. Лад и Регистр)

В волшебном королевстве так же жили Лад, у которого все время менялось настроение, как вы думаете, какое могло быть настроение?

Ученики. (ответы) мажорное, минорное

Учитель. А что значит мажорное, минорное.

Учитель. (если дети знают, то спросить, что такое регистр и какой он бывает)

Регистр, который мог петь то высоким голосом, словно соловей или скрипка, то низким, как будто шагал медведь или пел контрабас.

(7 слайд. Фея Динамика)

А еще жила в этом замке придворная фея Динамика она помогала сделать музыку то громче, то тише, а иногда совсем громко или еле слышно, что все вокруг затихали и прислушивались. Именно все эти жители чудесного замка помогали королеве Музыке поддерживать порядок, гармонию и красоту в королевстве. Послушайте, как гармонично живут все подданные королевства Послушайте произведение и скажите, тембр каких инструментов вы услышали, и как изменялась динамика музыки? В каком регистре пели услышанные вами инструменты, какой был у произведения лад. (Звучит фрагмент Иоганн Штраус «Императорский вальс»).

Учитель. (8 слайд. Город)

Рядом с королевством Музыки было еще одно королевство, оно было видимым, в нем жили люди. Жил в этом королевстве один замечательный человек он был композитором. (9 слайд. Композитор)

Вы знаете, кто такой композитор?

Учитель. И дружил композитор с жителями невидимого королевства, ведь они часто ему помогали, когда он писал музыку.

Однажды, случилось с этим композитором несчастье. Как-то ночью, когда композитор спал, пролетал мимо его дома злой колдун.

(10 слайд. Злой колдун)

Он ненавидел музыку и не хотел, чтобы люди радовались, пели и танцевали. И злой колдун, решил заколдовать композитора, чтобы он не видел красоты окружающего мира, не слышал прекрасного пения птиц, не думал о хорошем и не мог писать музыку для людей. Однажды проснувшись утром молодой и добрый, композитор стал злым и грубым, он начал писать злую музыку, (включить «злую» музыку) и даже однажды нагрубил своей возлюбленной прекрасной невесте, для которой он всегда пел нежные и добрые песни и дарил цветы. (11 слайд. Аврора)

Прекрасная возлюбленная композитора поняла, что с ним произошло что-то нехорошее и решила его спасти. Аврора, так звали девушку, хоть и не могла видеть королевство прекрасной Музыки, все равно знала, что оно существует. Поэтому она решила спеть песенку чтобы королева невидимого царства со своей свитой ее услышали и показались ей. Послушайте внимательно, расскажите, о чем эта песенка, какой у нее характер, темп, регистр, лад.

( Георгий Струве Я хочу увидеть музыку ) .

Учитель. А давайте, мы с вами поможем Авроре. Мы разучим эту песенку и тогда королева Музыки придет и поможет ей спасти заколдованного композитора.

Учитель. Дочь королевы Мелодия услышала песенку девушки, ей стало ее очень жаль, и она решила доброй девушке помочь. Мелодия дала Авроре зёрнышко волшебного цветка. (12 слайд. Зернышко) И сказала, чтобы девушка посадила зернышко в горшочек. И через три дня вырастет волшебный цветок, который поможет ее любимому снова стать хорошим композитором и добрым человеком. Каждый лепесток этого цветка будет ему напоминать о том, какая выразительная должна быть музыка.

Давайте ребята вместе с Авророй вырастим цветок. Назовите мне пожалуйста имена жителей невидимого королевства, которые помогут композитору писать красивую музыку. А на экране будут появляться лепестки волшебного цветка.

Ученики. Называют средства выразительности. (13 слайд по одному лепестку появляются названия. Собирается цветок.)

Домашнее задание раскрасить принцессу Мелодию, королеву Музыку, солдатиков Темп и Ритм. Подписать имя персонажа.

Темп – средство музыкальной выразительности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки по теме: Темп – средство музыкальной выразительности разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о ладе, тембре, регистре, знакомство с понятием темп, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательная: познакомить с основными темпами музыки. Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

Ход урока:

1. Орг. Момент. Музыкальное приветствие.
2.Вхождение в урок
Арт-терапевтическое упражнение «Ветер по морю гуляет…» (на фоне музыки).
Учитель - Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый ветерок. Давайте подуем на свои ладоши и убедимся, что воздух теплый.
На воде появляются волны (дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и выполняют волнообразные движения).
Учитель - А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим звук (ш).
Учитель: «Садитесь так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза. Представьте, что вы лёгкое пёрышко в море. Вас окружает вода: иногда слабое течение, а иногда бушующие, разрушительные волны. Почувствуйте, как волна обтекает ваше неподвижное тело. Вот вы превращаетесь в разноцветную водоросль. Вслушайтесь в звук барабана, пусть звук «проникнет» в ваши движения. А теперь откройте глаза и поприветствуйте друг друга рукопожатием».
3. Актуализация опорных знаний
Учитель - В музыке, как и в любом другом предмете, науке есть своя система понятий, терминов, которые применяются только в музыке. Их называют элементами музыкальной речи или средства музыкальной выразительности.
Учитель - О каких средствах музыкальной речи мы говорили на предыдущих уроках?
- Нам знакомы следующие средства музыкальной речи: мелодия, лад, регистр, тембр.
Учитель - Какой бывает регистр?
- Он бывает низкий, средний, высокий.

Учитель - Какой бывает лад?
- Лад бывает мажорный и минорный.

Учитель - Давайте исполним попевку «Мы пятиклассники» в разных ладах.

Учитель- От лада зависит характер музыки. Сегодня мы продолжим знакомство со средствами музыкальной выразительности, и узнаем, только ли от лада зависит характер музыки.
4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

Учитель -Тему урока вы сможете узнать, если найдете слово в таблице.

Таблица мелодия и темп

Тема: Темп – средство музыкальной выразительности.

Учитель - Один из ведущих элементов музыкальной речи это мелодия.
Если вы побывали на концерте, в театре или в кино, где звучало много музыки, то, возвращаясь домой, и, вспоминая услышанное, вы напеваете про себя или вслух.

То, что вы напеваете, и есть мелодия. А что такое темп, я надеюсь, что вы сами определите в ходе урока

Исполняется попевка «Разные ребята» в разных темпах.

Учитель -Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые.

Для определения темпов применяются итальянские обозначения.

У каждого обучающегося на столе таблица

Песня «Степь широкая» в различных темпах.

Учитель - Изменяется ли характер? Подберите темп к этой песне.

Прослушивание фрагмента балета «Конёк - Горбунок» музыка Родион Щедрин.

Учитель - Ребята, обратите внимание на отличие мелодии вступления и основной части.

Изменения темпа во время слушания уч-ся записывают в тетрадь

1.Почему мелодия шествия вначале звучит торжественно, а затем становится неук­люжей, звучит с паузами и акцентами?

2.Какие элементы музыкальной речи делают мелодию маршевой?

3.Как изменяется темп? Подбери соот­ветствующие итальянские обозначения темпа.

4. Назови инструменты симфоническо­го оркестра, которые исполняют вступление.

6. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

Исполняем песни в разных темпах и определием изменился ли характер музыки.

Учитель - От темпа зависит характер произведения

Учитель - Правильно. Это скорость движения музыки.

Запишите определение в тетрадь

Учитель - Ребята, а вы знаете, что такое конкурс? Это соревнование

Учитель - Кто лучше запомнил темпы? Называй темп и дирижируй в характере музыки.
Можно сделать вывод, что характер музыки зависит не только от лада, но и от темпа?
6. Итог урока.

Учитель - С каким средством музыкальной выразительности мы сегодня познакомились? (темп)

С какими средствами мы встречались? Мелодия, лад, регистр, тембр, темп
Учитель - Какой из этих элементов наиболее важный?
Учитель - Каждый элемент важен по-своему: в мелодии присутствует и лад, и регистр, и тембр, и темп. На следующем уроке мы продолжим знакомство с элементами музыкальной речи.
6. Рефлексия
Учитель - Заполните, пожалуйста, карту самооценки. Урок окончен. Спасибо за работу!

Просмотр содержимого документа
«Темп – средство музыкальной выразительности»

Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки

МБОУ СШ№17 г. Камышин Волгоградской области

Конспект урока музыки по теме: Темп – средство музыкальной выразительности» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся о ладе, тембре, регистре, знакомство с понятием темп, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.

Образовательная: познакомить с основными темпами музыки. Коррекционно-развивающая: развивать умение планировать предстоящую деятельность для достижения цели; развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал, развивать вокально-хоровые навыки, творческие способности.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

1. Орг. Момент. Музыкальное приветствие.
2.Вхождение в урок
Арт-терапевтическое упражнение «Ветер по морю гуляет…» (на фоне музыки).
Учитель - Закройте глаза, ощутите себя на морском просторе, где дует легкий теплый ветерок. Давайте подуем на свои ладоши и убедимся, что воздух теплый.
На воде появляются волны (дети сплетают пальцы обеих рук «в замок» и выполняют волнообразные движения).
Учитель - А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим звук (ш).
Учитель: «Садитесь так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза. Представьте, что вы лёгкое пёрышко в море. Вас окружает вода: иногда слабое течение, а иногда бушующие, разрушительные волны. Почувствуйте, как волна обтекает ваше неподвижное тело. Вот вы превращаетесь в разноцветную водоросль. Вслушайтесь в звук барабана, пусть звук «проникнет» в ваши движения. А теперь откройте глаза и поприветствуйте друг друга рукопожатием».
3. Актуализация опорных знаний
Учитель - В музыке, как и в любом другом предмете, науке есть своя система понятий, терминов, которые применяются только в музыке. Их называют элементами музыкальной речи или средства музыкальной выразительности.
Учитель - О каких средствах музыкальной речи мы говорили на предыдущих уроках?
- Нам знакомы следующие средства музыкальной речи: мелодия, лад, регистр, тембр.
Учитель - Какой бывает регистр?
- Он бывает низкий, средний, высокий.

Учитель - Какой бывает лад?
- Лад бывает мажорный и минорный.

Учитель - Давайте исполним попевку «Мы пятиклассники» в разных ладах.

Учитель- От лада зависит характер музыки. Сегодня мы продолжим знакомство со средствами музыкальной выразительности, и узнаем, только ли от лада зависит характер музыки.
4. Открытие новых знаний и первичное закрепление полученных знаний.

Учитель -Тему урока вы сможете узнать, если найдете слово в таблице.

Таблица мелодия и темп

Тема: Темп – средство музыкальной выразительности.

Учитель - Один из ведущих элементов музыкальной речи это мелодия.
Если вы побывали на концерте, в театре или в кино, где звучало много музыки, то, возвращаясь домой, и, вспоминая услышанное, вы напеваете про себя или вслух.

То, что вы напеваете, и есть мелодия. А что такое темп, я надеюсь, что вы сами определите в ходе урока

Исполняется попевка «Разные ребята» в разных темпах.

Учитель -Темпы бывают медленные, умеренные и быстрые.

Для определения темпов применяются итальянские обозначения.

У каждого обучающегося на столе таблица

Песня «Степь широкая» в различных темпах.

Учитель - Изменяется ли характер? Подберите темп к этой песне.

Прослушивание фрагмента балета «Конёк - Горбунок» музыка Родион Щедрин.

Учитель - Ребята, обратите внимание на отличие мелодии вступления и основной части.

Изменения темпа во время слушания уч-ся записывают в тетрадь

1.Почему мелодия шествия вначале звучит торжественно, а затем становится неук­люжей, звучит с паузами и акцентами?

2.Какие элементы музыкальной речи делают мелодию маршевой?

3.Как изменяется темп? Подбери соот­ветствующие итальянские обозначения темпа.

4. Назови инструменты симфоническо­го оркестра, которые исполняют вступление.

6. Обобщение и систематизация полученных на уроке знаний.

Исполняем песни в разных темпах и определием изменился ли характер музыки.

Учитель - От темпа зависит характер произведения

Что такое темп?

Учитель - Правильно. Это скорость движения музыки.

Запишите определение в тетрадь

Учитель - Ребята, а вы знаете, что такое конкурс? Это соревнование

Конкурс дирижёров.

Учитель - Кто лучше запомнил темпы? Называй темп и дирижируй в характере музыки.
Можно сделать вывод, что характер музыки зависит не только от лада, но и от темпа?
6. Итог урока.

Учитель - С каким средством музыкальной выразительности мы сегодня познакомились? (темп)

С какими средствами мы встречались? Мелодия, лад, регистр, тембр, темп
Учитель - Какой из этих элементов наиболее важный?
Учитель - Каждый элемент важен по-своему: в мелодии присутствует и лад, и регистр, и тембр, и темп. На следующем уроке мы продолжим знакомство с элементами музыкальной речи.
6. Рефлексия
Учитель - Заполните, пожалуйста, карту самооценки. Урок окончен. Спасибо за работу!

Читайте также: