Функции бухгалтера проекта гранта

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Учет операций по получению и расходованию грантов РФФИ

Отношения между учреждением, физическим лицом – грантополучателем и РФФИ регулируются договором, заключенным между участниками правоотношений в соответствии с нормами законодательства РФ. Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, утвержденными Решением бюро Совета Фонда от 29.01.2014 (далее – Правила), установлены действия грантополучателя, учреждения и фонда на этапе реализации проекта (разд. 3 Правил). Рассмотрим действия грантополучателя и учреждения, представив их в форме таблицы.

Принятие на счет денежных средств (гранта), предоставленных фондом по результатам конкурса грантополучателю

Ведение расчетов в соответствии с поручениями грантополучателя

Учет расходов по каждому отдельному проекту, реализуемому в учреждении

Ведение учета оборудования, изготовленного и (или) приобретенного за счет гранта, по правилам, существующим в учреждении, по окончании проекта (если работы по проекту не продолжаются или не получили дальнейшей поддержки фонда) оборудование остается на балансе учреждения

Составление и представление в фонд сводного финансового отчета

Создание необходимых условий для осуществления фондом контроля расходования гранта

Документальное оформление расчетов

Грантополучатель поручил учреждению заключить договор с контр­агентом на проведение монтажных работ.

Документами, подтверждающим факт расходования денежных средств в этой ситуации будет распоряжение грантополучателя, составленное в письменной форме на заключение договора с организацией, договор на выполнение работ, акт выполненных работ, составленный в произвольной форме, но содержащий все обязательные реквизиты. Внутренними локальными актами учреждения устанавливается, у кого (у учреждения или грантополучателя) хранятся подлинники документов-оснований (договоры, первичные учетные документы), подтверждающие правомерность совершения расходования средств гранта. Распоряжения грантополучателя, составленные в письменной форме, должны храниться у учреждения, поскольку являются документами, подтверждающими выполнение учреждением условий договора, заключенного между ним, РФФИ и грантополучателем.

Грантополучатель поручил учреждению выдать ему денежные средства в размере 5 000 руб. на приобретение материалов, необходимых для проведения исследования.

Поручение на выдачу наличных денежных средств из кассы учреждения на совершение расходования средств в рамках проводимого исследования оформляется в письменной форме и прикладывается к расходно-кассовому ордеру. Документы, подтверждающие приобретение материалов (товарные накладные (ф. Торг-12), кассовые чеки, товарные чеки и др.), если это установлено внутренним локальным актом учреждения, могут:

  • прилагаться к авансовому отчету, составленному грантополучателем и храниться в учреждении;
  • представляться в бухгалтерию учреждения без оформления авансового отчета, и уже бухгалтер делает на них пометки относительно даты и размера расчетов с грантополучателем по приобретенным материалам;
  • оставаться у грантополучателя.

Бухгалтерский учет операций

Корреспонденция счетов по получению и использованию средств грантов следующая:

Бухучет и налогообложение государственного гранта

Отражение в учете полученной из бюджета субъекта РФ субсидии производится организацией в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

В рассматриваемой ситуации субсидия получена на закупку и установку оборудования, то есть учитывается как средства на финансирование капитальных расходов организации (п. 4 ПБУ 13/2000).

ПБУ 13/2000 устанавливает два возможных варианта признания бюджетных средств в бухгалтерском учете:

  • по мере появления у организации уверенности в получении этих средств (п. 5, абз. 1 п. 7 ПБУ 13/2000);
  • по мере фактического получения бюджетных средств (абз. 2 п. 7 ПБУ 13/2000).

Следовательно, организации необходимо закрепить один из этих вариантов в своей учетной политике (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Если учетной политикой организации установлено, что бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения денежных средств, то на дату поступления бюджетных средств организация отражает возникновение целевого финансирования. При этом производится бухгалтерская запись по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование» (абз. 2 п. 7 ПБУ 13/2000, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Полученную из бюджета субсидию организация отражает в учете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

В рассматриваемой ситуации субсидия получена на приобретение объектов ОС (оборудования). Она учитывается как средства на финансирование капитальных затрат организации (п. 4 ПБУ 13/2000).

Приобретенное оборудование, которое удовлетворяет условиям, перечисленным в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, принимается к учету в качестве объекта ОС.

Объекты ОС принимается к учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат на его приобретение. Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации (п. п. 17, 18 ПБУ 6/01).

При линейном способе амортизация начисляется ежемесячно исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, рассчитанной исходя из срока его полезного использования (абз. 2, 5 п. 19 ПБУ 6/01). Срок полезного использования объекта ОС устанавливается при принятии его к учету в порядке, предусмотренном п. 20 ПБУ 6/01. Например, исходя из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью.

Амортизация по приобретенному объекту ОС начисляется начиная с месяца, следующего за месяцем его принятия к учету (п. 21 ПБУ 6/01).

Сумма амортизации ежемесячно признается расходом по обычным видам деятельности (п. п. 5, 16, 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Бюджетные средства, полученные на финансирование капитальных затрат, относятся на финансовый результат организации (п. п. 8, 9 ПБУ 13/2000). На дату ввода в эксплуатацию объекта ОС сумма целевого финансирования учитывается в качестве доходов будущих периодов, что отражается записью по дебету счета 86 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». А затем по мере начисления амортизации относится на финансовые результаты организации. Это отражается бухгалтерскими записями по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» (Инструкция по применению Плана счетов).

Таким образом, признание в доходах стоимости приобретенного оборудования, непосредственно привязано к порядку начисления амортизации. Доход признается в момент погашения стоимости каждого объекта основных средств (оборудования). Иными словами, доход признается при каждом вводе основных средств в эксплуатацию (при наличии возможности ввода в эксплуатацию как отдельного элемента).

Таблица проводок

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям с учетом изложенного производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
В месяце получения бюджетных средств
Отражено возникновение целевого финансирования 76 86 1604317084 Документ, подтверждающий уверенность в получении бюджетных средств
Получена субсидия из бюджета 51 76 1604317084 Выписка банка по расчетному счету
Возврат целевого 51 76 541459978 Выписка банка по расчетному счету
При принятии объекта ОС к учету
Отражены затраты на приобретение объектов ОС 08 60 Стоимость приобретаемого оборудования (основных средств) Отгрузочные документы продавца
Приобретенное имущество включено в состав ОС 01 08 Стоимость приобретаемого оборудования (основных средств Акт о приеме-передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств
Полученная субсидия включена в состав доходов будущих периодов 86 98 В размере стоимости приобретаемого оборудования Бухгалтерская справка
Произведен расчет с продавцом объекта ОС 60 51 Стоимость приобретаемого оборудования (основных средств) Выписка банка по расчетному счету
Ежемесячно начиная с месяца, следующего за месяцем принятия к учету объектов ОС, в течение срока его полезного использования
Начислена амортизация 20 (25 и др.) 02 Сумма амортизационных отчисления по принятым к учету объектам ОС Бухгалтерская справка-расчет
Признан прочий доход в сумме начисленной амортизации 98 91-1 В размере суммы амортизационных отчислений по принятым к учету объектам ОС Бухгалтерская справка-расчет

Налог на добавленную стоимость

Объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). В рассматриваемой ситуации получение субсидии связано с оплатой расходов на приобретение организацией объекта ОС, а не с оплатой реализованных организацией товаров (работ, услуг). Соответственно, сумма полученной субсидии в налоговую базу по НДС не включается.

Аналогичный вывод сделан, например, в Письме Минфина России от 14.04.2016 N 03-07-11/21297.

Налог на прибыль организаций

Субсидия, полученная организацией на приобретение объекта ОС, признается внереализационным доходом как безвозмездно полученные денежные средства, освобождение которых от налогообложения ст. 251 НК РФ не предусмотрено (п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ). Аналогичный вывод сделан, например, в Письме Минфина России от 15.04.2016 N 02-01-11/21926.

Порядок учета в составе доходов средств полученных субсидий определен п. 4.1 ст. 271 НК РФ.

В частности, субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с приобретением амортизируемого имущества, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств (абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ).

Приобретенное организацией оборудование включается в состав амортизируемого имущества по первоначальной стоимости (п. 1 ст. 256 НК РФ).

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта. Норма амортизации определяется исходя из срока полезного использования (пп. 1 п. 1 ст. 259, п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

Такой срок организация устанавливает самостоятельно с учетом Классификации основных средств на дату ввода объекта в эксплуатацию (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Амортизация начинает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Таким образом, сумма субсидии учитывается в составе внереализационных доходов в размере, пропорциональном сумме начисленной амортизации.

Выплаты из средств гранта. Возможности программного обеспечения

Настройка ПО

Как правило, при начислении заработной платы бухгалтеры используют программное обеспечение известных брендов — «1С», «Парус», «Криста» и т. п. Нередко крупные учреждения используют «самописцы», то есть программное обеспечение, написанное самостоятельно специалистами учреждения. Однако в любом случае используемое ПО требует тщательных настроек с учетом особенностей системы оплаты труда в конкретном учреждении.

1.jpg

Если в учреждении системой оплаты труда предусмотрено начисление и выплата «типовых» окладов, надбавок и т.д., то настроить соответствующее ПО можно один раз при его установке. Далее настройка ПО потребуется только в случае изменения системы оплаты труда или внесения в нее существенных изменений.
«Внеплановая» настройка ПО расчетные подразделения потребуется в том случае, если учреждение или его работники получили грант, в рамках которого предполагаются выплаты его участникам.
Напомним, что грант – это безвозмездная субсидия, которая предоставляется юридическим или физическим лицам (как правило, на конкурсной основе) для выполнения конкретных проектов, на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании. Грант выделяется в виде определенной денежной суммы.

Самая известная организация, целью которой является поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки, содействие повышению научной квалификации ученых, развитие научных контактов и которая выделяет на это денежные средства, — это Российский фонд фундаментальных исследований (далее — РФФИ). Почти во всех случаях, когда заявку на конкурс РФФИ подают физические лица, в нем указана организация, которая предоставит условия для выполнения проекта. При этом не имеет значения, состоят ли исполнители проекта в трудовых отношениях с организацией или не состоят.

Существует несколько способов реализации грантов РФФИ при получении средств:

  1. учреждением;
  2. физическим лицом, являющимся работником учреждения;
  3. физическим лицом, не являющимся работником учреждения.

Все это необходимо четко понимать бухгалтеру-расчетчику не только для правильного начисления выплат и отражения их в учете, но и для соблюдения требований налогового законодательства. А все эти знания вместе позволят бухгалтеру правильно настроить соответствующее ПО на своем рабочем месте.
Рассмотрим далее нюансы «тонкой» настройки ПО при каждом способе реализации грантов на примере грантов РФФИ.

Настройка № 1. Получатель гранта – учреждение

В таком случае выплаты средств за счет гранта производятся его участникам в рамках трудовых отношений в виде окладов, надбавок, премий, доплат и т.д., поскольку работодателем и заказчиком работ для таких сотрудников является само учреждение.
Начисление заработной платы из средств гранта осуществляется по общей схеме, то есть на основании приказов, суммы выплат включаются в расчет отпускных и пособий по временной нетрудоспособности в том числе за счет средств гранта и т.д.
Финансирование грантов РФФИ ведется по отдельному источнику, как правило, по коду финансового обеспечения (КФО) «5», то есть как целевые средства. В целях контроля использования средств гранта в используемом ПО на каждый грант создается своя отдельная аналитика, чтобы учитывать поступления и затраты денежных средств каждого проекта отдельно. Это важно, так как учреждение даже из одного источника, например РФФИ, может получать средства по нескольким грантам одновременно.
На рисунке 1 приведен пример создания отдельной статьи финансирования для гранта РФФИ в «1С»:

2.jpg

Выполнение работ сотрудниками по гранту осуществляется в пределах рабочего времени. Учет рабочего времени осуществляется с помощью табеля рабочего времени (ф. 0504421).
Начисления и выплаты за счет средств гранта могут осуществляться как в течение всего срока его выполнения, так и разово. На рисунке 2 приведен пример разовых начислений надбавок за счет средств гранта РФФИ, полученного самой организацией.

3.jpg

Все отношения с работниками, участвующими в выполнении гранта, выстраиваются в рамках Трудового кодекса РФ, поэтому надбавки за счет грантов должны выплачиваться за фактически отработанное сотрудником время, то есть данные выплаты, как уже отмечалось выше, необходимо учитывать при расчете отпуска, больничных листов и в других случаях.
На практике руководителю гранта часто необходимо отследить все расходы по той или иной статье гранта РФФИ детально, вплоть до начислений и взносов по каждому сотруднику. При этом нужно знать, достигнута ли уже предельная база по страховым взносам по сотруднику, так как он может получать заработную плату и из других источников в учреждении. Взносы с предельных баз помогают уменьшать начисления по страховым взносам, поэтому может возникнуть экономия средств по статье «Заработная плата» конкретного гранта.
На рисунке 3 приведен пример отчета по начислениям и страховым взносам по источнику финансирования РФФИ за выбранный месяц с детализацией по сотрудникам.

4.jpg

С помощью аналогичного отчета по начислениям за любой выбранный период можно контролировать общую сумму начислений и взносов по конкретному гранту, чтобы знать, есть ли какие либо отклонения от заложенной сметы.

Настройка № 2. Получатель гранта – физическое лицо, которое работает в учреждении

Если учреждение является только «площадкой» для реализации целей гранта физическим лицом, получившим грант, то такое учреждение лишь обеспечивает условия для выполнения проекта, производит расчеты, в том числе с участниками гранта, по поручению его руководителя.
Отметим, что в данном случае именно руководитель гранта является заказчиком работ (услуг) учреждения. При этом отношения учреждения и грантополучателя являются гражданско-правовыми, а возникающие в период выполнения гранта вопросы, не урегулированные документами грантодателя(например, РФФИ), оформляются дополнительными договорами.
Обратите внимание! Трудовые отношения между учреждением и получателем гранта в рамках реализации гранта не возникают. Однако, если подобные отношения между участниками гранта, в том числе его руководителем, и учреждением существуют в рамках выполнения должностных обязанностей по основной деятельности, то выполнение работ по гранту осуществляется вне рамок этих отношений и в нерабочее время.

Согласно Трудовому кодексу РФ зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной 5.jpg
трудоспособности выплачиваются учреждением как работодателем работнику, находящемуся с ней в трудовых отношениях, оформленных трудовым договором. Трудовых отношений здесь не возникает, поэтому за выполнение работ по гранту не могут выплачиваться зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной нетрудоспособности.
В этом случае основанием для выплаты денежных средств за счет гранта является записка или иное письменное распоряжение руководителя гранта. На основании такой записки учреждение издает приказ на выплату денежных средств, который является для бухгалтерии основанием для начислений соответствующих денежных сумм. Выплачиваемые физическим лицам суммы квалифицируются, в частности, РФФИ как компенсация трудовых затрат.

На рисунке 4 представлен пример начислений компенсации трудовых затрат за счет грантов РФФИ сотрудникам, работающим в организации, но выполняющим работы по проекту гранта за рамками трудовых отношений.
Поскольку трудовых отношений не возникает, то табель учета времени не используется, никаких расчетов отпускных и больничных листов за счет средств гранта не делается. Данные функции в ПО для расчета таких компенсаций должны быть отключены.
Начисления за счет средств гранта не зависят от отработанного времени, выплачиваются в полной сумме. Выплаты производятся по статье 290 КОСГУ.
В положении «О порядке выполнения работ по проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, и использования гранта» написано про начисления страховых взносов и отмечено, что поскольку отношения между учреждением и грантополучателем строятся вне рамок Трудового кодекса РФ, то обязательств по начислению и уплате страховых взносов нет ни у одной из сторон. Такую позицию РФФИ поддерживает и Минфин в своих письмах и разъяснениях, например от 03.04.2017 № 03-15-06/19483, от 24.08.2017 № 03-15-06/54477, от 21.09.2017 № 03-15-05/61127.

6.jpg

Соответственно, в ПО надо сделать соответствующую настройку, чтобы страховыми взносами не облагать рассматриваемые компенсации трудовых затрат из средств гранта. Как это сделать, указано на рисунке 5.

7.jpg


Обратите внимание! Так как эти начисления объектом обложения страховыми взносами не признаются, то в отчетности по взносам4-ФСС, в частности в Расчете по страховым взносам, эти суммы не отображаются ни в каком разделе!
Для контроля объема выплат денежных средств за счет гранта можно использовать настраиваемые аналитические отчеты за любой выбранный период. В любой момент по требованию руководителя гранта можно подать ему справку о произведенных начислениях и выплатах как в целом по гранту, так и по каждому его участнику.
Пример отчета по начислениям и взносам по источникам грантов сотрудникам представлен на рисунке 6. Грант, получателем которого является непосредственно учреждение, и грант, получателем которого является определенное физическое лицо, выделены отдельными статьями финансирования.
По отчету видно, что все начисления сделаны верно:

  1. по статье расходов 211 — есть начисления по взносам (так как это начисления грантов организации);
  2. по статье расходов 290 — начислений взносов нет (так как эти начисления идут сотрудникам и физическим лицам за рамками трудовых отношений).

8.jpg

Настройка № 3. Получатель гранта не работает в организации

Настройка ПО в данном случае во многом схожа с рассмотренным выше случаем. Это тоже начисления по физическим лицам— получателям гранта, но не состоящим в трудовых отношениях с учреждением.
В рамках ПО в зарплатных решениях — это будет уже регистрация выплат различных доходов вне рамок трудовых отношений. Соответственно, никакие табели учета рабочего времени расчетчиком не используются. Также эти суммы будут учитываться при формированных данных для отражения проводок в бухгалтерском учете.
Согласно письму Минфина России от 27.06.2017 № 03-15-06/40468 вслучае, если выплаты за счет средств гранта производятся грантодателем в пользу грантополучателя — физического лица, которое не состоит в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг с грантодателем, такие выплаты объектом обложения страховыми взносами не признаются.
При необходимости можно сформировать отчет по незарплатным выплатам различных доходов вне рамок трудовых отношений. Пример отчета представлен на рисунке 8.

9.jpg

10.jpg

По отчету видно, что та сумма, которую мы начислили, ее же и выплачиваем физическим лицам, никаких удержаний в данном случае нет.

НДФЛ не взимать!

Напомним, что суммы грантов не облагаются НДФЛ независимо от того, кем является получатель гранта — физическим или юридическим лицом, согласно п. 6 ст. 217 НК РФ «суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации».
Форма выплат денежных средств по грантам определяется соглашением получателя гранта и учреждением с учетом возможностей конкретного учреждения. Возможными формами являются перечисление на счет в банке, указанный руководителем гранта, выдача наличных в кассе, перечисление в рамках зарплатного проекта (если получатель работает в учреждении). При согласии учреждения выплаты могут быть произведены каждому из исполнителей проекта (выданы или перечислены), но только по поручению руководителя гранта.
В ПО при расчете заработной платы с помощью набора аналитических отчетов можно получать информацию о произведенных начислениях и выплатах за любой выбранный период в различных разрезах. Пример такого отчета по анализу начислений и выплат средств за счет гранта показан на рисунке 9.

Функции бухгалтера проекта гранта

Дата публикации 18.05.2020

Сотрудница филиала научно-исследовательского учреждения выиграла президентский грант. Заключено двустороннее соглашение о получении гранта в форме субсидии из федерального бюджета между Минобрнауки России, которому доведены лимиты бюджетных обязательств в соответствии с п. 4 ст. 78.1 БК РФ, и головным учреждением (институтом). Грант предоставляется на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям развития науки для материальной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук в целях реализации Указа Президента РФ от 09.02.2009 № 146. Ученый (руководитель проекта) - сотрудница филиала.

Сметой по гранту предусмотрено использование накладных расходов в размере 7%. Накладные расходы выделены в перечне затрат к соглашению отдельной суммой без расшифровки. Между институтом и ученым - руководителем проекта заключается договор по организационно-финансовому и техническому сопровождению гранта, составляется смета. На основании договора эта сумма выделяется в доход института по коду 130. Накладные расходы в соответствии со сметой включают возмещение услуг связи, зарплату сотрудников администрации, участвующих в сопровождении гранта, командировочные расходы.

Головное учреждение перечислило грант филиалу. В филиале сделана проводка по дебету счета 2 201 11 510 и кредиту счета 2 304 04 510. Какой корреспонденцией счетов выделяются накладные расходы филиала в размере 7% согласно смете? Облагается ли сумма накладных расходов НДС 20%?

Гранты - денежные и иные средства, которые передаются безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ).

По общему правилу поступление и расходование грантов отражается в рамках вида финансового обеспечения (деятельности) 2 "Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)" (письмо Минфина России от 22.12.2016 № 02-07-10/77351). Однако из этого правила есть исключения.

Гранты могут учитываться и по КФО 5 в рамках субсидий на иные цели. Согласно п. 4 ст. 78.1 БК РФ гранты в форме субсидий предоставляют уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления по итогам проводимых конкурсов, а также органы исполнительной власти (местного самоуправления). Главное условие при квалификации гранта в качестве субсидии на иные цели - требование о контроле за использованием гранта органом-учредителем (п. 4 письма Минфина России от 30.08.2013 № 02-13-09/35843).

В письме Минфина России от 20.09.2019 № 02-05-10/72629 также сказано, что для отражения поступлений грантов в форме субсидии в соответствии со ст. 78.1 БК РФ в зависимости от цели предоставления грантов применяются соответствующие коды вида финансового обеспечения 2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения), 5 - субсидии на иные цели.

На сайте Пермского филиала ИЭ УрО РАН указано, что функции и полномочия учредителя Центра от имени Российской Федерации осуществляет Минобрнауки России. Поэтому грант, полученный от Минобрнауки России и перечисленный филиалу от головного учреждения, может быть учтен по КФО 5. В такой ситуации орган-учредитель перечисляет субсидию учреждению с применением КВР 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели" (п. 48.6.1.2 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, далее - Порядок № 85н).

Если грант отражен в учете Минобрнауки России по КВР 613 "Гранты в форме субсидии бюджетным учреждениям", то учреждение и филиал учитывают средства гранта по КФО 2. Этот момент необходимо уточнить у учредителя и при необходимости уточнить учетные данные по применению КФО.

Для учета расчетов между головным учреждением и его обособленными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними предназначен счет 304 04 "Внутриведомственные расчеты" (п. 276 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н).

Следовательно, в бухгалтерском учете филиала бюджетного учреждения поступление гранта отражается записью:

Дебет 2(5) 201 11 510, увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 510) Кредит 2(5) 304 04 510 - поступил грант от головного учреждения (п. 72 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее - Инструкция № 174н).

Из вопроса следует, что между исследовательским центром и ученым - руководителем проекта заключается договор по организационно-финансовому и техническому сопровождению проекта, выполняемого в рамках гранта. Как правило, на основании такого договора учреждение предоставляет ученым необходимые условия для реализации проекта. При этом учреждение за такую услугу может получать плату в виде части гранта (компенсацию накладных расходов).

Накладные расходы - это расходы по созданию учреждением необходимых условий для выполнения проекта членами научного коллектива. Конкретные направления их использования учреждение устанавливает самостоятельно.

Возможность самостоятельного распоряжения полученными денежными средствами является основанием для их учета в качестве доходной операции в рамках КФО 2. Учитывая, что условия для реализации проекта предоставляются ученым на основании договора, полагаем, что накладные расходы в этом случае могут быть квалифицированы в качестве дохода от оказания услуг.

Доходы от оказания платных услуг, работ отражаются по подстатье 131 КОСГУ (п. 9.3.1 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н) и статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.3 Порядка № 85н). Для учета расчетов по доходам от оказания платных услуг (работ) предназначен счет 205 31 (п. 199 Инструкции № 157н, п. 93 Инструкции № 174н).

Списание расходов за счет гранта отражается в соответствии с п. 153 Инструкции № 174н. Выделение накладных расходов не поименовано в перечне затрат Порядка № 209н. Полагаем, что такие расходы могут быть отражены по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ как расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенные на подстатьи 221 - 225, 227 - 229 КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).

Если грант учтен по КФО 5, выделение накладных расходов отражается записями:

Дебет КРБ 5 401 20 226 Кредит КРБ 5 302 26 732 - начислены накладные расходы за счет гранта (п. 153 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 205 31 562 Кредит КДБ 2 401 10 131 - начислен доход учреждения в сумме вознаграждения (п. 109 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 5 302 26 832 Кредит КИФ 5 201 11 610, увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 226) - перечислены с отдельного лицевого счета на лицевой счет, открытый подразделению, суммы в размере накладных расходов за счет гранта (п. 73 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ 2 201 11 510, увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 131) Кредит КДБ 2 205 31 662 - поступили денежные средства в сумме вознаграждения на лицевой счет (п. 72 Инструкции № 174н).

Если грант учтен по КФО 2, выделение накладных расходов отражается записями:

Дебет КРБ 2 401 20 226 Кредит КРБ 2 302 26 732 - начислены накладные расходы за счет гранта (п. 153 Инструкции № 174н);

Дебет КДБ 2 205 31 562 Кредит КДБ 2 401 10 131 - начислен доход учреждения в сумме вознаграждения (п. 109 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ 2 302 26 832 Кредит КДБ 2 205 31 562 - произведен зачет накладных расходов (п. 94 Инструкции № 174н).

Накладные расходы целесообразно рассматривать в качестве дохода от оказания услуг. Следовательно, такие услуги облагаются НДС в общем порядке на основании п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 162 НК РФ.

О порядке выполнения работ по проектам, поддержанным Российским фондом фундаментальных исследований, и использования гранта

Изменив в 2014 году «Правила организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований», Фонд значительно расширил возможности получателей грантов и организаций, предоставляющих условия для выполнения проектов, для установления отношений, максимально благоприятствующих выполнению работ по проектам. Поскольку нет универсальных или типовых методик реализации этих возможностей, грантополучатели и организации имеют большую свободу в определении содержания своих отношений и их оформления. Фонд не имеет полномочий толковать действующее законодательство, в том числе относящееся к применению бюджетной классификации и регулирующее начисление и оплату налогов и страховых взносов. Поэтому пояснения Фонда, опубликованные на сайте Фонда, могут быть использованы грантополучателями и организациями только как основа для формирования их собственной целостной и не противоречащей закону позиции по всем аспектам взаимодействия между собой и с Фондом.

В начале августа 2014 года Фонд опубликовал на своем сайте ответы на наиболее часто задаваемые вопросы об использовании грантов и организации работ по выполнению проектов, поддержанных Фондом.

Благодарим организации и получателей грантов, приславших нам свои комментарии.

Для удобства получателя гранта Фонд публикует систематизированное изложение своей позиции применительно к одному из возможных вариантов взаимодействия получателей грантов и организации.

Общие положения

Почти во всех случаях, когда Проект на конкурс Фонда подают физические лица, в нем указана Организация, которая предоставит условия для выполнения Проекта. При этом не имеет значения, состоят ли исполнители проекта в трудовых отношениях с Организацией или не состоят.

Последнее обстоятельство связано с тем, что исследования по такому проекту (представленному физическим лицами), не могут входить в основную деятельность Организации, т.е. Организация не является заказчиком этих работ. Соответственно, даже если исполнители проекта состоят в трудовых отношениях с Организацией по другим основаниям, работы по проекту выполняются в нерабочее время и отношения в связи с выполнением проекта между получателем гранта и Организацией являются гражданско-правовыми. В этих отношениях:

- организация является исполнителем – обеспечивает условия для выполнения проекта, производит расчеты по поручениям Руководителя проекта, заключает договоры с третьими лицами,

- получатель гранта является заказчиком работ (услуг) Организации.

Получатель гранта оплачивает услуги Организации (до 20 процентов от суммы гранта).

Согласно Трудовому кодексу РФ зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной трудоспособности выплачиваются организацией (как работодателем) работнику, находящемуся с ней в трудовых отношениях, оформленных трудовым договором. Поэтому за выполнение работ по проекту не могут выплачиваться зарплаты, надбавки, премии, отпускные, командировочные расходы и пособия по временной нетрудоспособности.

Трехсторонний договор получателя гранта, Организации и Фонда предусматривает возможность для получателя гранта распорядиться денежными средствами (грантом) которые находятся на счете Организации, в том числе получить все или часть денежных средств на свой счет или наличными (в зависимости от возможностей организации), поручить Организации заключить и оплатить за счет гранта договоры на поставку оборудования, выполнение работ и оказание услуг с третьими лицами.

Получатель гранта и Организация имеют возможность заключить любые другие договоры (как равноправные участники гражданско-правовых отношений) для урегулирования своих отношений.

Основные документы

После принятия решения о предоставлении гранта Фонд, получатель гранта (Руководитель проекта) и Организация подписывают трехсторонний Договор.

Отношения сторон в период выполнения проекта регулируются трехсторонним Договором, «Правилами организации и проведения работ по научным проектам, поддержанным федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» и «Перечнем допускаемых расходов».

В основу этих документов положены следующие принципы:

1. Все члены коллектива физических лиц, включенные в Проект в качестве исполнителей, являются (как и Руководитель проекта) получателями гранта. Замены в составе коллектива физических лиц – получателей гранта, в течение года не допускаются. (Они возможны на следующий год выполнения Проекта).

2. Денежные средства, перечисленные Фондом на счет Организации, являются денежными средствами получателей гранта, соответственно, распоряжаться этими денежными средствами имеют право только получатели гранта в лице Руководителя проекта.

3. Трудовые отношения у Организации с получателем гранта в связи с выполнением работ по Проекту не возникают. Если трудовые отношения между получателем гранта (в том числе Руководителем проекта) и Организацией существуют, проект выполняется вне рамок этих отношений и в нерабочее время.

4. Отношения Организации и получателя гранта являются гражданско-правовыми. Отношения получателя гранта и Организации по вопросам, неурегулированным документами Фонда, оформляются дополнительными договорами.

Дополнительные договоры

На основе перечисленных выше документов Организация при наличии соответствующего поручения Руководителя проекта имеет законные основания: перечислять денежные средства Руководителю проекта, исполнителям Проекта, заключать и оплачивать договоры поставки, подряда, оказания услуг с третьими лицами.

Поэтому дополнительно заключать договоры агентского характера (поручения комиссии, агентские) необходимости нет.

При этом получатель гранта и Организация могут заключить любые соглашения гражданско-правового характера, если это не противоречит перечисленным выше документам.

Грантополучатель и Организация могут заключить договор на выполнение работ и/или оказание услуг, необходимых для реализации проекта, например, договор об оказании транспортных услуг, о хранении опасных веществ и т.п. В этом случае Организация в обычном порядке оплачивает работу своих работников, выполняющих заказанную работу.

Организация по поручению Руководителя проекта за счет гранта может заключить гражданско-правовые договоры на выполнение работ и оказание услуг с физическими и юридическими лицами. Предметом договора могут быть работы и услуги, предусмотренные Перечнем допускаемых расходов.

В этом случае Организация будет действовать на основании договора поручения или агентского договора. В последнем случае в соответствии с законом услуги Организации должны быть оплачены.

Организация и получатель гранта, который состоит с Организацией в трудовых отношениях, могут заключить соглашение о сотрудничестве, например, об одновременном выполнении в другом населенном пункте работ по проекту и по планам Организации.

Оформлять дополнительные договоры и определять их содержание – право получателя гранта и Организации.

Как минимум, необходимо соглашение, определяющее размер компенсации затрат Организации в связи с выполнением Проекта и содержание услуг (описание условий), предоставляемых Организацией.

Выплаты по поручениям получателя гранта (Руководителя проекта)

Трехсторонний Договор содержит поручение Грантополучателя Фонду на перечисление гранта на счет Организации. После перечисления Фондом по поручению Грантополучателя гранта на счет Организации на счете Организации оказываются денежные средства, принадлежащие физическому лицу. Для Организации это средства, которые находятся в ее временном распоряжении, которые она имеет право и обязана направлять только на цели, указанные Руководителем проекта. Это – «долг» Организации перед получателем гранта до тех пор, пока она не передаст эти средства получателю гранта или не израсходует их по его поручениям.

По Договору Организация обязана по распоряжению Руководителя проекта передавать (возвращать) ему денежные средства на любые цели, указанные в Перечне допускаемых расходов, заключать с третьими лицами договоры поставки, подряда, услуг и оплачивать эти договоры.

Передавая Грантополучателю денежные средства по его поручению, Организация, фактически, возвращает получателю гранта принадлежащие ему средства. Какие бы цели при этом не были указаны Руководителем проекта в его поручении, эта операция для Организации с позиции ее отнесения к КОСГУ всегда одинакова.

Получатель гранта имеет право получить часть гранта в собственное распоряжение и от собственного имени и за счет этих средств заключать договоры с исполнителями работ (не исполнителями Проекта) и лицами, оказывающими услуги. В этом случае при перечислении части гранта получателю гранта Организация обязана контролировать только соответствие целей, заявленных в поручении Руководителя проекта, Перечню допускаемых расходов. За расходование этих средств получатель гранта отчитывается перед Фондом.

Если расходы, которые необходимы для выполнения Проекта, не предусмотрены Перечнем, Руководитель проекта имеет право получить денежные средства, указав в поручении Организации пункт Перечня, предоставляющий возможность оплатить «другие услуги».

Компенсация трудозатрат получателя гранта

Перечнем допускаемых расходов разрешается «Компенсация трудозатрат». Это — часть гранта, которую получатель (получатели) гранта использует для личных нужд. Получатель гранта (получатели гранта) не отчитывается перед Фондом и Организацией за то, как были израсходованы эти денежные средства.

Выплаты «Компенсации трудозатрат» производятся по поручению руководителя проекта. Поручение может быть следующего содержания: «Прошу выплатить мне часть гранта по Договору №___ от «__»_____2014 года на «Компенсацию трудозатрат получателей гранта».

По своей природе эта выплата является возвратом денежных средств со счета Организации собственнику этих средств — получателю гранта. Эта выплата не может быть произведена в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, в которых Организация является заказчиком работ по Проекту. Выплаты производятся на основании трехстороннего Договора и относятся на статью 290 КОСГУ.

Форма выплат определяется соглашением получателя гранта и Организации с учетом возможностей Организации. Возможными формами являются перечисление на счет, указанный Руководителем проекта, выдача наличных и др. При согласии Организации выплаты могут быть произведены каждому из исполнителей проекта (выданы или перечислены), но только по поручению Руководителя проекта.

Если выплата по статье «Компенсация трудозатрат» произведена Руководителю проекта, он имеет возможность распределить эти денежные средства между исполнителями Проекта по согласованию с ними (законодательно определено), или если он имеет такие полномочия от исполнителей решить этот вопрос единолично. Руководителю проекта рекомендуется получить от исполнителей Проекта подтверждение двух обстоятельств:

- каждый исполнитель согласен с распределением,

- каждый исполнитель получил денежные средства в соответствии с согласованным распределением.

Форма подтверждения любая, например, протокол и/или расписка.

О поездках получателя гранта, в том числе для участия в конференциях и экспедициях

Исполнитель проекта выполняет работы по Проекту в нерабочее время. Это относится и к поездкам для участия в конференциях или для выполнения работ за пределами населенного пункта, в котором находится Организация или проживает получатель гранта, например, для участия в экспедициях.

В рамках отношений, оформленных документами Фонда, Организация обязана по поручению Руководителя проекта выплатить («вернуть») получателю гранта часть гранта для оплаты расходов исполнителя Проекта на участие в конференции или на выполнение работ по Проекту за пределами населенного пункта, в котором проживает исполнитель Проекта или находится Организация.

Получатель гранта за расходование полученных от Организации средств отчитывается перед Фондом. Та часть средств, которую он потратит на собственные нужды (питание, местные переезды и т.д.), будет им отнесена на статью «Компенсация трудозатрат» Перечня допускаемых расходов.

Документы Фонда позволяют получателю гранта, состоящему в трудовых отношениях с Организацией (не в связи с выполнением Проекта), заключить с Организацией соглашение, предусматривающее направление получателя гранта (в качестве работника) в командировку для выполнения работ по заданию (планам) Организации и, одновременно, по проекту, поддержанному Фондом. Этим соглашением могут быть установлены пределы, в которых получатель гранта компенсирует расходы Организации на свою командировку из принадлежащих ему денежных средств, находящихся на счете Организации. В соответствии с Перечнем допускаемых расходов получатель гранта может компенсировать расходы на билеты, проживание в гостинице и т. д., в том числе «суточные». При этом «суточные» в отчете Фонду, также как в первом случае, будут учтены по статье «Компенсация трудозатрат».

Отчет о командировке работник (получатель гранта) представляет Организации по правилам, действующим в Организации.

Закупки для нужд получателя гранта, учет приобретенного оборудования

Документы Фонда предоставляют следующие две возможности для приобретения оборудования:

1. Оборудование может быть приобретено непосредственно получателем гранта. В этом случае Организация по поручению Руководителя проекта перечисляет («возвращает») денежные средства получателю гранта. Получатель гранта самостоятельно заключает договор на поставку оборудования;

2. Организация может по поручению Руководителя проекта приобретать оборудование за счет гранта. Организация может заключать договор от имени получателя гранта или от собственного имени.

Фонд допускает, что закупки оборудования, работ и услуг могут осуществляться Организацией без использования процедур, предусмотренных федеральными законами, регулирующими закупки для государственных нужд и нужд учреждений. Это возможно, поскольку закупки осуществляются Организацией для нужд физического лица и за счет денежных средств, принадлежащих физическому лицу.

Во всех случаях собственником приобретенного оборудования становится получатель гранта. У получателя гранта есть обязанность после окончания Проекта оставить оборудование в Организации. У Организации есть обязанность оставить у себя приобретенное для получателя гранта оборудование. При этом Организация по согласованию с получателем гранта имеет возможность поступить одним из следующих трех способов:

получить оборудование от получателя гранта в собственность и учитывать его на своем балансе,

получить оборудование в безвозмездное пользование (для получателей грантов Фонда, а не для Организации) и учитывать за балансом,

принять оборудование на ответственное хранение.

В любом случае Организация имеет право вести учет такого оборудования по действующим в ней правилам.

Налог на доходы физического лица — получателя гранта

Грант Фонда, полученный физическим лицом (физическими лицами), освобождается от обложения налогом на доходы физического лица. Фонд оставляет за собой право требовать возврата средств гранта, израсходованных на выплату НДФЛ.

Основание: п. 6 Ст. 217 НК РФ.

Страховые взносы

В отношениях Организации и Грантополучателя обязательств по начислению и уплате страховых вносов нет ни у одной из сторон. Организация не является заказчиком работ по проекту. Получатель гранта является заказчиком услуг Организации.

Фонд полагает, что выплаты страховых взносов, если они осуществляются Организацией в рамках отношений, оформленных документами Фонда, не могут быть признаны обоснованными.

Отчеты

Получатель гранта и Организация отчитываются перед Фондом за те расходы, которые каждый из них произвел. В частности, получатель гранта отчитывается за те средства, которые Организация передаст непосредственно в его распоряжение, а Организация, в этом случае, учтет (и отчитается) эти средства, как переданные получателю гранта.

Получатель гранта обязан сохранять документы, подтверждающие его расходы, в течение 5 лет и представить их по требованию Фонда.

Если имели место расходы, которые необходимы для выполнения Проекта, но не предусмотрены Перечнем, то в отчете по Проекту Руководитель проекта должен будет предоставить обоснование необходимости этих расходов. Их целесообразность определяет экспертный совет Фонда.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Читайте также: