Где будут собирать уаз

Обновлено: 28.06.2024

Как собирают внедорожники УАЗ? Репортаж с завода

Цех сборки и сдачи автомобилей Ульяновского автозавода похож на гигантскую железную матрицу. Каждая ее ячейка функциональна и незаменима. Выходит из строя одна — тормозятся остальные. Кругом все крутится, лязгает и перемещается — справа, слева, сверху. Шум такой, что на расстоянии пары метров собеседника уже не слышно. Почти у всех рабочих в ушах — беруши.

Процесс появления «Патриотов» происходит буквально на глазах. Техничность и основательность производства впечатляет. Производство «Патриотов» здесь запустили в 2005 году, а сам конвейер — аж в 1972-м. Самая кропотливая сборочная линия, которую и презентовали в действии, — это 168 метров, нашпигованных разнокалиберным металлом, конструкциями из бесконечных труб, стапелей, пружин, кабелей, сеток и датчиков. С одной стороны к ним подтягиваются мосты и колеса, откуда-то сверху — кузова и двигатели. За прошлый год отсюда сошли 11 500 автомобилей «Патриот», 15 — за час. Сразу вспоминается «Броня крепка, и танки наши быстры». Казалось бы, все отлажено до мелочей. Но тут выясняется, что на конвейере работают 98 человек, смена всего одна (с 7 утра до 15:30), а количество технологических операций, необходимое для производства одного автомобиля, — 10 900.

Данные со всех участков контроля качества автомобиля поступают в глобальную электронную базу данных. Основные показатели отображаются на электронном табло в центре цеха.

С целью уследить за столь многоступенчатым процессом 4 года назад на заводе внедрили модернизированную систему контроля качества продукции. Опыт переняли у японцев, у концерна Toyota. Ключевые моменты для пущей серьезности решили даже называть по-японски. К примеру, «дзиока» («встроенное качество») или «покайоке» («защита от ошибок»). Сотрудники, говорят, к подобной экзотике уже привыкли. Даже активно участвуют в разработке собственных «ноу-хау».

«Работники видят результаты своего труда и, как следствие, появляется желание что-то улучшить, — подтверждает начальник управления по развитию производственной системы ОАО «УАЗ» Михаил Хижов. — Доказательством тому служит развернувшаяся кампания подачи и внедрения кайдзен-предложений (рациональных предложений по улучшению качества производства, условий труда, техники безопасности). При этом работники мотивированы материально. И что важно — являясь непосредственными участниками улучшения производственного процесса, качества продукции, люди более ответственно выполняют свою работу, ощущая себя полноправным создателем главной материальной ценности — автомобиля, отождествляя свою работу с целями предприятия».

Самая кропотливая сборочная линия, которую и презентовали в действии, — это 168 метров, нашпигованных разнокалиберным металлом, конструкциями из бесконечных труб, стапелей, пружин, кабелей, сеток и датчиков.

Основной принцип системы — незначительных дефектов не бывает. Свеженькие «уазики» ждет целая череда ловушек-индикаторов всевозможного брака — целых 13, на всех ключевых участках конвейера. На каждом посту контролируется целая система механизмов и настроек. На все операции разработаны свои карты нормативов. Любое несоответствие фиксируется в листах пошагового контроля и поступает в электронную базу данных. Но главное — при обнаружении дефекта контролер обязан остановить конвейер с помощью специальной «тревожной кнопки».


Крупные планы

Первые посты контроля заготовлены для будущих «Патриотов» на выходе с линий сварки (одна проверка) и окраски (две проверки) кузова. С этим все понятно: тест на элементарную точность и аккуратность. Следующие две ловушки изъянов — на этапе сборки кузова. Здесь под прицелом — стыковка и крепеж элементов.

Самое интересное начинается дальше. Очередная пара контрольных проверок («Сход с конвейера» и «Охотник») — уже непосредственно на линии сборки автомобиля. Проверяемых соединений тут — десятки: это крепление рулевого механизма и амортизатора, колес и подвески, рессор и опор, моменты затяжки хомутов шлангов радиатора охлаждения, топливных и масляных шлангов, системы гидроусилителя руля и питания. Детально проверить все неимоверно сложно, почти нереально. При этом стартовые проколы — самые коварные, на следующих этапах их можно просто не обнаружить. Из-за брака, вскрытого на этом рубеже, «УАЗ» даже решился на проведение сервисных кампаний. В декабре прошлого года порядка 1700 «Патриотов» были отозваны по причине возможного повреждения топливного шланга о кузов автомобиля, а в феврале 2011-го отозвали партию из 3000 машин всех модификаций из-за дефекта тормозного шланга. Подобная практика для иностранных автозаводов — обычное дело, которое не только никак не порочит, а напротив — вовсю работает на репутацию. В Ульяновске теперь — так же.

От заводского шума рабочие спасаются берушами.

Еще несколько обязательных сверок на линии сборки автомобиля: идентификационный номер двигателя, крепеж бампера и карданного вала, уровень масла и главный тормозной цилиндр. Кстати, к вопросу о модернизации: уже несколько лет «Патриоты» оборудуют новой тормозной системой с главным цилиндром и вакуумным усилителем производства Германии. И это не единственный импортный узел в комплектации. У привычного бензинового двигателя Заволжского моторного завода (объем — 2,7 литра, 128 лошадиных сил) появилась достойная дизельная альтернатива итальянской компании Iveco (2,3 литра, 116 лошадиных сил). Кроме того, машины снабжены иностранными гидротолкателями и поршнями, сцеплением, сидениями и сальниками.

Для сбора информации про все эти незаменимые машинные механизмы используются электронные терминалы и система штрих-кодирования.


Вид снизу

С конвейера сборки «Патриоты» едут на так называемую линию испытаний. Самое капитальное из пяти обследований на этом этапе — на стендовых ямах, иными словами вид снизу. Автомобиль ставят на специальные опоры, слегка приподнимают и разглядывают в непосредственной близости компоненты подбрюшья.

На каждую из 10 900 технологических операций сборки — своя карта контроля.

Проверка точек крепления кузова к раме, проверка суппортов передних тормозов, проверка установки поперечной тяги, проверка монтажа трубопроводов гидравлических тормозов по раме, выборочная проверка моментов затяжки и зазоров кожуха — вот далеко неполный перечень задач контролера. Единственное, что смущает в этих операциях, — слово «выборочная». Дежурный контролер объяснил это просто: чтобы проверить степень затяжения сплошь всех болтов и гаек, понадобится ни один час, что значительно застопорит производственный процесс. К тому же такие операции доведены уже практически до автоматизма, а процент несоответствий стремится к нулю.

«Сейчас по «УАЗу» доля продукции, принятой с первого предъявления, составляет почти 90%, — рассказал руководитель департамента управления качеством ОАО «УАЗ» Сергей Смолькин. — 100-процентным этот показатель может быть лишь в случае полного отсутствия системы контроля качества, так как производство автомобиля — это сложный технологический процесс. У всех мировых компаний, особенно, если речь идет о десятках тысячах автомобилях, существуют незначительные несоответствия при производстве, которые и выявляются на приемке».


Вид изнутри

В продолжение проверки снизу тот же человек инспектирует автомобиль изнутри: двери, стеклоподъемники, стеклоомыватели и щетки, ремни безопасности, система вентиляции и кондиционирования. Да-да, вот уже четвертый год «Патриоты» оборудуют кондиционером, улучшенной системой отопления и вентиляции салона, а также обновленной системой охлаждения двигателя. А вот стеклоподъемники автоматизировали пока далеко не все: на трех представленных джипах три из четырех были механическими.

Режимы работы двигателя, трансмиссии и аварийной сигнализации тестируются здесь же. Отдельное внимание — педалям. Сцепление, газ, тормоз должны быть идеально послушны, без малейших переклинов.

Уазовский конвейер запустили еще в 1942 году. Тогда первые грузовики отправлялись с него прямиком на фронт.

Внутренности под капотом — учетные номера, проверка креплений и уровней заправки рабочими жидкостями — без этого, конечно, тоже не обходится. Пожалуй, на этом посту выполняются самые трудоемкие операции. Контролер обязан открыть и проверить практически все, что открывается в автомобиле. Дверь багажника — не исключение. Каких-то особенных девайсов в нем нет, зато, как прописано в характеристиках, при полной загрузке всех пяти сидений UAZ Patriot способен принять на себя еще 200 килограммов веса. И на первый взгляд видно, что в этот огромный отсек запросто поместится, скажем, поросенок или кавказская овчарка.

Дождевальная камера — словно питерские фонтаны-невидимки на пути «Патриота».

И, наконец, самое интересное испытание — на герметичность — дождевальная камера. Через этот своеобразный «душ Шарко» новому джипу надо не просто проехать, но и простоять под ним несколько минут. На заводе не скрывают: гарантии, что контролер выйдет сухим из-под этой воды, нет. Несовершенства встречаются и здесь. Зато это самый оживленный и эффектный из всех «аттракцион» — радость вызывает неподдельную, даже у суровых рабочих.


​Сила — в движении

Этот уазовский слоган отражает суть предпоследнего препятствия на пути приемки «Патриота». Здесь происходит регулировка схождения колес и света фар, а также наиболее показательные испытания на обкаточных барабанах и проверка тормозных сил. Здесь же автомобиль со всей своей протестированной начинкой оживает и демонстрирует все, на что способен.

Контроль производят с включенным передним мостом и имитацией пробега на протяжении одного (или трех) километров по дорогам с разным покрытием. При этом машину разгоняют на всех передачах до 60 километров в час. Что характерно — особенно шума тут не наблюдается — современные «Патриоты» обладают хорошей системой шумо- и виброизоляции. Внутри машины, правда, ощущения несколько иные.

Антикоррозийная обработка автомобиля проводится в изолированном помещении. Заходить в него разрешается только в специальной герметичной одежде.

В завершении замеряют уровень токсичности выхлопных газов. В прошлом году UAZ Patriot с бензиновым двигателем добился заметных показателей в этой области, получив сертификат соответствия экологическому стандарту «Евро-4».

Финальный аккорд контрольной эпопеи — на линии косметики. Двери и замки, сидения и обивка, плафоны, консоли и зеркала — напоследок все это рассматривается и отшлифовывается уже вручную. И только после этого с «Патриотов» снимают полиэтиленовую обертку и отправляют в последнюю камеру — на антикоррозионную обработку. Из нее три «Патриота», отданные на суд журналистам, выехали совершенно безупречными. По крайней мере, в тот день и час они выглядели именно так.


​Виды на будущее

Первые результаты уазовских инноваций уже посчитаны и обнародованы: в 5,3 раза снизилась удельная рекламационная дефектность, более чем вдвое увеличился процент автомобилей, сданных с первого предъявления.

Руководство завода умышленно не называет точные цифры производственных проколов и не строит наполеоновские планы. Куда важнее здесь считают сам факт перемен — в подходах и отношении к работе, технологиях и корпоративной этике. Задача максимум — их закрепить. Лучшее доказательство того, что это сработает, — очередь покупателей на «Патриоты», которая в настоящее время растягивается на два месяца. Среди них, между прочим, был и такой статусный как итальянский премьер Сильвио Берлускони. Бренд UAZ Patriot давно знаком не только в России. Джип, к примеру, помимо масштабного автопробега Петербург — Владивосток, участвовал в международном ралли «Дакар».

После целый вереницы автоматизированных проверок, внешний лоск на новенькие «Патриоты» наводят уже вручную.

Действительно, примерно за те же деньги можно купить и китайский внедорожник. Скажем, Great Wall Hover. Он, быть может, будет наряднее и немного навороченнее, но едва ли сможет конкурировать с «Патриотом» по проходимости. У китайцев и задач таких, в общем, не было. Самые разбитые их дороги куда ровнее ухабов российской глубинки. «УАЗ» напротив создавал свой джип с ориентацией именно на российское бездорожье.

Внешняя незатейливость механизмов для России — опять же плюс. Нештатные ситуации с «Патриотом», как правило, не требуют скорейшей эвакуации, диагностики и запчастей из-за границы. Они требуют интуитивной логики, пары простейших инструментов и ловкости рук. При наличии у водителя этих составляющих все обычно чинится прямо на дороге. После таких тотальных инспекций завод может себе это позволить.

Впрочем, настоящие результаты перемен будут заметны только через несколько лет эксплуатации автомобилей, собранных и проконтролированных по новым стандартам качества. И хотя сейчас все звучит весьма красиво, убедить общественность, что «УАЗ» действительно надежный и хорошо собранный внедорожник сможет только время. Однако, сам факт того, что такой тяжелый и неповоротливый осколок советского прошлого как Ульяновский автомобильный завод переживает значительные перемены и идет на революционные действия (те же отзывы дефектных машин), не может не радовать.

УАЗ сборочные производства автомобилей находятся в 7 странах мира. Так ли это?

УАЗ автомобиль повышенной проходимости, рожденный Ульяновским заводом. На данный момент являются лучшими Российскими машинами для преодоления бездорожья. Начнем по порядку Рассматривать интересные факты об этой машине.

И первым будет то, что сборочные производства автомобилей УАЗ находятся в 7 странах мира .

Этот факт я нашел на одном из сайтов и решил проверить так ли это.

Сборочные производства автомобилей УАЗ находятся в 7 странах мира . Ульяновск в России – головное предприятие и основные мощности. В Германии проводят сборку машин в Бад-Наухайме; на Кубе в городе Камагуэй. Азербайджанский завод в Гянджен также сохранил мощности по выпуску внедорожников УАЗ. В Ханое (Вьетнам), Кременчуге (Украина) и в даже в Пасадене (Калифорния, США) выходят на свет новые машины.

Рассмотрим каждые по порядку.

Германии проводит сборку машин в Бад-Наухайме

Сама компания была образована Маркусом Ноеске в 2003 году в Бад-Наухайме (Германия)Компания Baijah Automotive в 2000-х годах выпускала на немецкий рынок автомобили УАЗ.

Вначале фирма называлась Tigr Automotive и она предлагала модель « Tigr » (UAZ Hunter). Но в результате юридических формальностей название поменяли на Baijah Automotive , и «Тигр» стал «Тайгой» ( Taigah ) 2.7 XPI.

За 20 000 евро можно было приобрести автомобиль с дизельным двигателем Iveco.Для Европы двигатель ЗМЗ-409 адаптировали к EURO-4, установили нейтрализатор, КПП изначально была 5-ти ступенчатая Dymos.

Доработали тормоза (ATE) и подвеску (Bilstein).

Можно было заказать автомобиль с тентованной или с жесткой, металлической крышей.

Комплектации было три: Basic , Comfort и Limited . Соответственно стоимость была от 15 650 и до 18 950 евро (Limited).

Цена автомобиля была 22 900 евро. После Тайги ( Taigah ) появилась модель UAZ Tulos (УАЗ Патриот).

Машина сегмента RUV (Rough Utility Vehicle), позиционировалась в Германии — как автомобиль для настоящего бездорожья.

Автомобиль тоже доработали: сцепление LUK, тормоза ATE или Bosch. БОШ так же занимался установкой системы ABS+EBV.

Можно было заказать установку автономного отопителя Eberspacher.

2007-2012: Baijah Stalker (self-engineered model)Модели УАЗ, которые были представлены на рынке Германии:

2003-2007: Baijah Taigah Active / Cabrio / UN vehicles - он же УАЗ Хантер

2007-2012: Baijah Tulos Pickup / Station / UN vehicles - он же УАЗ Патриот и УАЗ Карго

Азербайджанский завод в Гянджен

В мае 2005 года Гянджинский автомобильный завод подписал договор с Ульяновским автомобильным заводом по сборке 10 моделей «УАЗ». Контракт продлился до 1 августа 2006 года. За год на заводе собрали 243 автомобилей марки «УАЗ».

Ханое (Вьетнам)

Вот тут осуществился как я понял провал.

Российский автоконцерн «Соллерс» отказался от планов локализации производства внедорожников УАЗ во Вьетнаме. Компания планировала за счет этого наладить поставки по всей Океании. Но Ханой предъявил высокие требования к уровню локализации производства, и в «Соллерсе» посчитали, что такой проект окупить невозможно.

Кременчуге (Украина)

В апреле 2014 года на заводе произошло сокращение 200 рабочих, в августе 2014 года завод закрылся.

В 2001—2014 гг. на КрАСЗ выпускались следующие модели автомобилей:

Пасадене (Калифорния, США)

«Гудбай, Америка». Речь шла о предприятии «UAZ of America» и нереализованных планах продавать модернизированные ульяновские автомобили в Штатах. Предлагаем ещё раз взглянуть на творение инженеров из США — оно определенно заслуживает внимания

Имя этому автомобилю — «Белая чума». Так его прозвали сотрудники одного из дилерских центров в Санкт-Петербурге, когда увидели столь необычный экземпляр в 1997 году. «Чума» — из-за незаурядной внешности и впечатляющих ТТХ. Ну, а «белая» — банально из-за цвета.

УАЗ-31512 отличался нестандартным окрасом кузова и экипировался «грязевой» резиной BFGoodrich на хромированных дисках. Выделял его и новый фирменный тент из синтетического материала — с молниями для доступа в заднюю часть, фиксирующими «липучками» по периметру и окнами из прозрачного пластика.

Из «импортных» бонусов автомобилю также достались тахометр, увеличенные боковые зеркала и сиденья с улучшенной «анатомией», облегчённой регулировкой и повышенной износостойкостью покрытия. Да и ходовую заокеанские конструкторы прокачали: установили вентилируемые дисковые тормоза и длинноходные оффроуд-амортизаторы Monroe Sensa-Trac. Передний бампер заменили стальной трубой, дополнив её оригинальным кенгурятником и мощной электролебёдкой Ramsey.

Но главной фишкой стал двигатель — V-образная «шестерка» Vortec от General Motors мощностью 184 л. с. и тягой 340 Нм уже при 2400 об/мин. К мощному силовому агрегату в придачу шли увеличенный в объёме радиатор, четырёхкамерный карбюратор Holley и пятиступенчатая МКПП фирмы BorgWorner. Однако был у этой версии один весомый минус — «чумовая» цена около $15 тыс.

Производство УАЗа Патриот вынесут из Ульяновска

Обновленную версию УАЗа Патриот, которая условно называется «Патриот-2020», возможно, будут производить в Елабуге, в ОЭЗ «Алабуга», на заводе СП Ford Sollers. Об этом Дрому сообщили два независимых друг от друга источника, близкие к «Соллерсу». По их утверждению, в переносе сборки Патриота в Татарстан заинтересован лично Адиль Ширинов, президент и исполнительный директор СП Ford Sollers.

Перенос производства УАЗа в Татарстан позволит поднять качество сборки, ведь в Елабуге установлено более современное, чем в Ульяновске, оборудование. Кроме того, это загрузит елабужский завод «Соллерса» до хорошего уровня рентабельности. И немаловажен тот факт, что именно в Елабуге планируют организовать сборку лимузинов Аурус, а это значит, что площадку ждут очень большие инвестиции, часть которых естественным образом будет использована и для внутренних проектов «Соллерса». Кроме того, это подстегнет использование компонентов Ауруса в будущих моделях УАЗов, о чем было заявлено еще при старте проекта ЕМП.

Напомним, что Патриот-2020 представляет собой глубокий реинжиниринг и рестайлинг нынешнего Патриота. Этим автомобилем фактически заменили остановленный проект кроссовера УАЗ-3170. Новый Патриот владелец «Соллерса» Вадим Швецов часто называет «русским Прадо», намекая на то, что УАЗ по совокупности свойств станет соперником легендарного внедорожника от Toyota.

Как нам известно, Патриот-2020 по первому техзаданию действительно был концептуально похож на Toyota Land Cruiser Prado, в частности, предусматривался постоянный полный привод с блокируемым межосевым дифференциалом. Но по мере воплощения проекта в жизнь наиболее затратные позиции решили сократить, в итоге машина получилась компромиссной по конструкции. Достаточно подробно про Патриот-2020 недавно рассказал сам Швецов, признав, что в автомобиле будут использованы комплектующие нынешних партнеров «Соллерса» — Ford и Isuzu.

Остается неясным, какова стратегическая перспектива у самого Ульяновского автозавода. По словам того же Швецова, все новые модели коммерческих автомобилей будут строиться на платформе нового Патриота. Соответственно, долгожданную замену «буханкам» тоже будут собирать в Елабуге. А вот семейство Профи, вероятно, останется на конвейере как дешевая альтернатива новым моделям. Но при каких объемах будет рентабельным выпуск автомобилей на базе нынешнего Патриота, нам неизвестно.

УАЗ избавится от части активов


УАЗ ожидают кардинальные перемены, рассказал накануне гендиректор завода Адиль Ширинов. Так, Ульяновский автозавод сейчас проводит реструктуризацию и выводит за периметр компании производство техоснастки, кузницу, департамент механообработки. В прошлом году завод лишился собственного испытательного центра. Предприятия продолжат работу на промышленной площадке завода в качестве самостоятельных юридических лиц — дочерних обществ УАЗа, уточнили в Sollers.

«Держать их только на наших объемах совершенно нерентабельно. Нужно дать им шанс использовать все возможности.

Это позволит новым предприятиям выйти за узкие рамки потребностей УАЗа и получать с учетом уникальных компетенций сторонние заказы»,

— сообщил ульяновскому изданию 73Online Ширинов, подчеркнув, что производство технологической оснастки уже получило портфель заказов на 50 млн рублей.

По его словам, компания не может держать у себя эти производства из-за того, что не получается загрузить их достаточными объемами. Кроме того, ульяновцы планируют развивать на внешних рынках аутсорсинг в механосборочном производстве, где производятся мосты и раздаточные коробки для моделей завода.

Помимо этих исторических сборочных цехов УАЗ избавляется от поликлиники, числившейся на его балансе, а также от производства бетонных узлов. Оптимизация коснулась также офисных сотрудников и вспомогательных специальностей. По словам Ширинова, задача компании сосредоточиться на главных компетенциях в автопроме — сварке, окраске, сборке и прессовом производстве.

«Все это останется, остальное уходит на аутсорсинг или передается в руки профессионалам. И это не распродажа завода. Тот ресурс, который у нас есть, мы передаем в пользование тем, кто своими компетенциями будет его развивать», — пояснил глава «УАЗа».

Еще более значительным выглядит отказ «УАЗа» от вывода в ближайшее время на рынок новой модели.

Фактически завод остается со старой модельной линейкой, по большей части разработанной еще во времена советского прошлого автозавода. Так, УАЗ откладывает в долгий ящик проект нового поколения «Патриота», журналисты уже успели эту машину с подачи владельца завода (Вадима Швецова) наименовать русским вариантом Toyota Land Cruiser Prado. Ширинов отметил, что хоть проект и не закрыт, но планы относительно несостоявшейся модели переформатированы.

В качестве альтернативного решения компания рассматривает вариант адаптации на своем производстве чужих моделей. Адиль Ширинов сообщил, что переговоры с потенциальными партнерами уже идут, по его словам, вкладывать деньги в собственные разработки «с нуля» крайне сложно. По данным сайта «Дром.ру», в качестве партнера рассматривается компания Isuzu, с которой у Sollers уже есть совместные бизнес-проекты.

Вывод непрофильных активов с баланса УАЗа — правильное решение, полагает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Он напоминает, что по аналогичному пути уже прошли «АвтоВАЗ» и «КамАЗ», которые имели под своим контролем детские сады, строительные компании, санатории и прочие непрофильные активы.

В то же время эксперт не верит, что бывшие производственные подразделения УАЗа смогут найти хоть сколько-нибудь значимых заказчиков на аутсорсинг.

Со временем эти активы деградируют вне завода, потому что технологически эти производства не смогут обеспечить высокий уровень продукции для нужд современного автопрома, уверен Бургазлиев.

И, если кузня или механобработка не могли принести доход в орбите завода, то с какой стати им стать прибыльными в самостоятельном плавании, задается вопросом эксперт.

При таком управлении ни о каком будущем и развитии компетенций как самого Sollers, так и УАЗа не может идти речи, считает независимый консультант по автопрому. С ним соглашается автоэксперт Сергей Ифанов: один из старейших российских автозаводов движется в сторону сборочного конвейера для других компаний.

«Все просто: если у вас нет перспективной модели, то у вас нет будущего. Вы выжимаете из того, что есть, последние соки, а что будет дальше, мы уже видели на примере «ЗИЛа» и «Москвича», — резюмирует эксперт.

Где будут собирать уаз

УАЗ и АВТОВАЗ замораживают собственные разработки

В течение трех лет Lada откажется от собственных платформ в пользу французских

В течение трех лет Lada откажется от собственных платформ в пользу французских

2021 год начался с двух новостей, которые де-факто означают финальную стадию агонии национального автопрома России. УАЗ остановил работу над наследником «Патриота», АВТОВАЗ сливается с Dacia и отказывается от собственных платформ. А значит, дни «Патриота», «Весты», «Гранты», придуманных и созданных в России, сочтены. И это подытоживает историю российского автопрома, спорную, но не лишенную и ярких страниц.

Что значит «смерть российского автопрома»?

Важно не запутаться в терминах. Производство автомобилей на территории страны остается и даже развивается. Но его костяк — это иностранные заводы: Hyundai-KIA под Питером, Volkswagen в Калуге и Нижнем, калининградский «Автотор», дальневосточная Mazda, производство Renault на самом АВТОВАЗе.

Volga Siber на базе Chrysler Sebring — попытка реанимировать некогда престижный бренд «Волга». Неудачная

Большая часть постсоветских брендов умерла в начале века: нет больше «Москвича», «Волги», украинской «Таврии», представительских ЗИЛов. Собственные легковые модели остались только у АВТОВАЗа и УАЗа, и пару лет назад казалось, что они еще поживут своим умом. Ульяновский завод работал над перспективным паркетником УАЗ-3170 с несущим кузовом, а также наследником «Патриота», который в народе прозвали русским «Прадо». У АВТОВАЗа была крайне успешная «Веста», а с прошлого года — и полный контроль над заводом GM-АВТОВАЗ по выпуску модели Niva (сейчас Lada Niva Travel).

Однако собственные проекты постепенно выдыхаются. УАЗ сначала отказался от идеи выпускать кроссовер 3170, сфокусировавшись на русском «Прадо». Но и русский «Прадо» постоянно упрощался и в последней итерации выглядел скорее очередной версией «Патриота» с близкой по конструкции рамой, похожим дизайном и рессорной задней подвеской. Теперь заморозили и его, и это — тревожный знак для УАЗа. Запас рыночной прочности у «Патриота» не бесконечен.

Проект кроссовера УАЗ-3170 размером с Nissan X-Trail выглядел перспективно, но дальше макетов не пошел

Были надежды и на АВТОВАЗ. «Тележка» Vesta одно время называлась в числе платформ для нового Renault Logan, и логичной казалась идея построить на ее базе целое семейство, включая паркетники. Были чаяния насчет новой «Нивы» и даже любопытный прототип еще «джиэмовских» времен. Но проект забросили, и будущая Niva, скорее всего, будет кроссовером на реношной платформе CMF-B.

Концепт новой Chevrolet Niva в 2014 году сорвал массу аплодисментов, но в серию так и не пошел

Фото: Артём Краснов / 74.RU

При этом руководство АВТОВАЗа отрицает потерю заводом самоидентичности после слияния с Dacia и перехода на иностранные платформы.

— Идея создания бизнес-единицы заключается в том, что Dacia и LADA останутся отдельными компаниями со своими собственными брендами, историей и стратегией, но они выиграют от более целенаправленного и скоординированного управления. Самое главное, что компании будут лучше интегрированы в систему Groupe Renault, чтобы с максимальной эффективностью использовать синергический эффект, — объяснил генеральный директор бизнес-подразделения Dacia-LADA Дени Ле Вот.

Впрочем, всё зависит от трактовки терминов: российские производители остаются в виде брендов, заводов и маркетинговых стратегий, но теряют техническую уникальность.

Испанский стыд

Российский автопром уподобляется, например, испанскому, чей национальный производитель SEAT уже много лет работает в составе концерна Volkswagen и полностью от него зависим. Глава аналитического агентства АВТОСТАТ Сергей Целиков считает этот процесс естественным:

— Я бы не говорил, что национальный российский автопром умер: скорее мы окончательно интегрировались в автопром глобальный, — говорит он. — И да, российских моделей, от задумки до реализации, уже не будет — такова экономика открытых границ.

Эксперт по автомобильному рынку заведующий кафедрой автомобилей и автомобильного сервиса ЮУрГУ Александр Рулевский также подчеркивает предсказуемость ситуации:

— Это печально и логично одновременно, — считает он. — Мы находимся внутри мирового тренда, и если у кого-то были иллюзии по поводу мультинациональных компаний, которые придут и спасут нас, — то напрасно. Были мнения, что вот они наладят у нас сборку машин и будут только плюсы, но нет. Их задача — получать прибыль. И в данном случае логика того же концерна Renault абсолютно понятна: у него множество двигателей и платформ собственного производства — для чего им еще российские?

Виновата советская генетика

Александр Рулевский подчеркивает, что ситуация была предопределена еще с 90-х годов, когда бывшие советские модели оказались неконкурентоспособны на фоне иномарок.

Советский Союз, имея развитое производство машин, никогда не был лидером мирового автопрома и зачастую шел по пути творческого переосмысления западных разработок. Скажем, «Москвич-400» создан на основе довоенного Opel Kadett, ВАЗ-2101 был модернизацией Fiat-124, дизайн «Волги» ГАЗ-21 перекликался с Ford Mainline, а над удачным ВАЗ-2108 потрудились в том числе инженеры Porsche. Поэтому закрепиться на перегретом глобальном рынке после открытия границ России не удалось.

Ford Mainline 1952 года легко спутать с «Волгой», производство которой стартует четырьмя годами позднее

УАЗ будет собирать внедорожники для первых лиц государства

Модель лимузина проекта «Кортеж»

"Поставлена точка в этом вопросе с точки зрения производства и разработки внедорожника. Серийный производитель Sollers на площадке УАЗа будет, используя разработанную платформу, производить внедорожники более доступного класса", - заявил министр на брифинге в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ).

В свою очередь в Sollers РБК пояснили, что ожидают получения необходимых документов для разработки технических параметров проекта.

"УАЗ - самый оптимальный партнер, наиболее подходящий по требованиям проекта, у нас есть подходящая техническая база, а также необходимые внутренние разработки, НИОКР", - подчеркнул представитель Sollers.

Мантуров особо отметил, что в серийном производстве автомобилей на платформе "Кортеж" могут быть использованы некоторые технологии из проекта "Ё-мобиль", переданного Михаилом Прохоровым в распоряжение НАМИ за символическую плату в один евро.

"Например, накопители, электронное управление мы можем использовать в серийном производстве "Кортежа", - пояснил министр.

По словам Мантурова, выпуск внедорожников предполагается сделать массовым, доведя производство до 40 тыс. автомобилей в год.

Внедорожники "Кортеж" - часть проекта по разработке отечественного лимузина для первых лиц государства, на реализацию которого из государственного бюджета будет выделено более 12 млрд руб. Помимо самого "автомобиля номер один", в проект "Кортеж" входят созданные на той же модульной платформе минивэн и внедорожник, производство которых предполагается сделать относительно массовым.


Согласно бизнес-плану проекта, полномасштабное производство всех трех типов автомобилей будет запущено в 2018г. Окончательное решение о том, где будут собирать минивэн и лимузин, будет принято летом, сказал Мантуров. В шорт-листе площадок для сборки есть ЗИЛ и КАМАЗ. По словам министра, дополнительных средств для модернизации платформы не потребуется.

Ранее предполагалось начать производство автомобилей в рамках проекта "Кортеж" в 2017г. При этом на первом этапе обещали выпускать до 5 тыс. автомобилей в год, а затем увеличить объемы выпуска до 15-20 тыс. машин в год. Цена машин, по предварительным данным, будет достаточно высокой: для седана - примерно 2 млн руб., для внедорожника - около 3 млн руб.

Ранее сообщалось о том, что производством внедорожников в рамках проекта "Кортеж" может заняться компания Николая Фоменко Marussia Motors. В начале апреля 2014г. стало известно, что Marussia прекратила свою деятельность. По словам Мантурова, 40 из 60 инженеров Marussia уже перешли в НАМИ и продолжат работу над проектом "Кортеж".

УАЗ будет собирать внедорожник «Кортеж»

Ульяновский автомобильный завод (УАЗ), принадлежащий компании Sollers, займется сборкой внедорожников на платформе «Кортеж» (проект по разработке отечественного автомобиля для первых лиц государства). За несколько лет производство автомобилей будет доведено до 40 тыс. в год.

«Поставлена точка в этом вопросе с точки зрения производства и разработки внедорожника. Серийный производитель Sollers на площадке УАЗа будет, используя разработанную платформу, производить внедорожники более доступного класса», — сказал глава министерства промышленности и торговли Денис Мантуров на брифинге в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ).
УАЗ будет собирать внедорожник «Кортеж»

Сейчас Sollers ждет необходимые документы для разработки технических параметров проекта, сказал представитель компании.

«УАЗ — наиболее подходящий по требованиям проекта, у нас есть подходящая техническая база, а также необходимые внутренние разработки, НИОКР», — сказал представитель компании. Sollers получит этот заказ, поскольку у него самая развитая компетенция по выпуску внедорожников, соглашается с ним аналитик БКС Игорь Краевский.

Лимузин и джип

Внедорожники «Кортеж» — часть проекта по разработке отечественного лимузина для первых лиц государства, на реализацию которого из федерального бюджета выделят более 12 млрд руб. Помимо самого «автомобиля номер один» в проект входят созданные на той же модульной платформе минивэн и внедорожник, производство которых предполагается сделать серийным.

Согласно бизнес-плану проекта, полномасштабное производство всех трех типов автомобилей будет запущено в 2018 году. Ранее предполагалось начать выпуск машин проекта «Кортеж» в 2017 году. И увеличивать объемы выпуска со стартовых 5 тыс. до 15—20 тыс. машин в год. По предварительным данным, представительский седан будет стоить около 2 млн руб., внедорожник — около 3 млн руб.

Окончательное решение о том, где будут собирать минивэн и лимузин, будет принято летом, сказал Мантуров. В шорт-листе площадок для сборки есть ЗИЛ и КамАЗ. За право собирать машины поборется и иностранный автопроизводитель. «Мы ведем переговоры с Volkswagen, они очень хотят заниматься сборкой автомобилей для проекта «Кортеж», — сказал журналистам глава департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов. Представитель Volkswagen отказался от комментариев, сославшись на то, что переговоры еще идут.

Проект «Кортеж» привлечет специалистов двух недавно закрывшихся российских автомобильных проектов. Так, по словам Мантурова, в серийном производстве автомобилей могут быть использованы технологии проекта «Ё-мобиль», переданного в НАМИ за символическую плату в один евро. Кроме того, по словам Мантурова, в проект перешли 40 из 60 инженеров Marussia Motors.

«Возможно, стоило создавать автомобиль для первого лица государства, но попытки создать массовую модель не оправданы с точки зрения расходования средств. В России производится довольно много автомобилей различных марок, российских и иностранных, и более эффективно было бы разместить заказ на каком-либо производстве, чем создавать новое», — считает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов.

Российский авторынок переживает не лучшие времена. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за прошлый год он сократился на 5,5%, а в первом квартале 2014 года — на 2%. АЕБ ждет, что в 2014 году падение замедлится до 1,8% и продажи составят 2,73 млн машин. Но государству придется вложить значительные средства в поддержку автопроизводителей. Согласно январскому постановлению правительства, в 2014—2016 годах они получат из федерального бюджета субсидии на общую сумму 270,7 млрд руб.

В марте Минпромторг заявил, что не собирается продолжать программу льготного кредитования, запущенную в 2010 году, после того как в 2009 году рынок упал на 49%. В 2013 году государство потратило на эти субсидии 8,6 млрд руб., с их помощью была продана каждая десятая машина в России.

//Автор статьи://
Денис Ильюшенков, Елизавета Добкина, Мария Гордеева
На снимке: Денис Мантуров осваивает управление проектом VIP-автомобилей «Кортеж»

Ульяновск - город новостей (ulgrad.ru)

Что будет с УАЗом? Интервью с заместителем генерального директора ОАО «УАЗ» Алексеем Курбанаевым

Мы уже писали о масштабных изменениях, которые в ближайшее время ждут территорию Ульяновского автомобильного завода: с 312 до 50 гектаров сократится территория завода, которую он распродает как неликвидный актив. В следующем году начнется жилая застройка на западе территории УАЗа. Часть земли со стороны Московского шоссе уже продана под гипермаркеты «Мегастрой», «О’КЕЙ» и «Магнит». Здание заводоуправления станет бизнес-центром класса «Б» на 800 человек с парковкой на 400 машиномест. Кстати, оно уже «примеряет» на себя различные варианты подсветки фасада. Уже высказываются мнения о том, что скоро завод будет заниматься лишь сборкой автомобилей, что грядут сокращения, а завод и вовсе ждет конец. Что говорят на самом заводе, где все это называют модернизацией? На наши вопросы ответил заместитель генерального директора ОАО «УАЗ» Алексей Курбанаев.

бизнесцентр

фото
- Как было принято решение о сокращении площадей УАЗа?

- У нас есть общее видение развития завода. Прежде всего, он развивается как завод – от продукта, который выпускает. Но есть еще и вторая задача – это развитие территории завода. В современном мире и при современных технологиях площадь в 312 гектаров заводу не нужна. В прошлом году была определена основная концепция развития самого завода, и стало понятно, что ему и его дочерним предприятиям достаточно 50 гектаров.

- Чем обусловлена эта цифра? Запланированными объемами производства?

- Данная территория позволяет разместить современное компактное производство до 90 тысяч автомобилей. Было определено, сколько места необходимо заводу, чтобы эффективно развиваться, какие технологии будут использоваться. Также определили компетенции УАЗа в производстве автомобилей: мы штампуем изделия, свариваем, красим и собираем.

- Эти компетенции и останутся?

- Да. Исходя из этого, перед заводом была поставлена задача решить, каким же образом использовать остальную площадь. И мы подошли к вопросу с той точки зрения, с которой в принципе подходят к таким задачам во всем мире: мы сначала составили генеральный план развития территории УАЗа, определили основные зоны и что там будет находиться. В результате выделено шесть зон, в том числе жилая застройка в западной части площадью 73 гектара. Мы понимаем, что на 73 гектарах можно построить, к примеру, еще два завода. Но это огромные инвестиции, которые ничем не подкреплены. Мы находимся в центре Засвияжья, и жилая застройка – это логичное развитие территории.

- То есть вариант использования площадей по назначению, хотя бы в далекой перспективе, не рассматривался?

- Есть два пути развития: экстенсивный и интенсивный. Мы пошли по пути интенсификации производства: улучшение технологий, увеличение производительности, и мы считаем, что на сегодня – это правильный путь. Мы понимаем, что такие площади в принципе не нужны. Оптимизируя размеры территории, мы оптимизируем свои расходы на ее содержание. Так как в модернизацию основного производства предполагается инвестировать несколько миллиардов рублей, мы должны эти деньги получить путем реализации непрофильных активов завода. Вот про непрофильные активы мы и говорим.

зонирование

Непрофильные зоны

Еще по теме:

- Что будет на участках вдоль Московского шоссе?

- Мы уже продали ряд земельных участков под строительный гипермаркеты «Мегастрой», ««О’КЕЙ», а также торговый центр с якорным арендатором «Магнит». В эту зону входит и заводоуправление.

- Заводоуправление пока не продано?

- Оно постепенно продается. Мы провели много мероприятий, связанных с подготовкой здания и с перевозом персонала. У нас достаточно площадей для размещения всего заводоуправления (а это около 700 человек) ближе к производству. Все они переедут внутрь, потому что люди должны сидеть на производстве, в тех помещениях, которые уже есть внутри завода. Тем самым мы перевозим людей поближе к производству, а огромная площадь заводоуправления – это 20 тысяч квадратных метров – нам становится не нужна. Поэтому логично, что мы выставили ее в аренду и на продажу.

- Что там будет?

- Это будет современный комфортный бизнес-центр класса Б, самый большой в городе. Мы планируем, что там разместится порядка 800 человек. Здесь будут офисы, а на первом этаже рестораны, банки.

- Вывеску «УАЗ» уберете?

- Нет, оставим. Он будет называться «Бизнес-центр УАЗ». Мы делаем подсветку, расширяем парковку.

- Парковка на сколько мест?

- Парковка у бизнес-центра будет рассчитана на 400 машиномест. Сейчас – на 200. Это будет делаться, в том числе, и за счет зеленых насаждений, взамен чего будут производиться компенсационные посадки. Где именно – сейчас решаем совместно с городом.

Еще по теме:

- Что это будет за жилье?

- В настоящее время идет работа над проектом планировки территории. Все детали до конца еще не определены, но это будет жилье переменной этажности – от таунхаусов до 9-этажек. Предполагаемый застройщик – компания «Запад», у нас с ними подписано соглашение о партнерстве. Предположительно, тут будет порядка 20 тысяч квартир. Наша основная идея как автозавода здесь заключается в том, чтобы получить часть жилья для реализации жилищной программы автозавода. В следующем году мы запускаем ее для закрепления молодых специалистов, аналогично «Авиастару».

- Сколько семей и на каких условиях смогут рассчитывать на это жилье?

- Предварительно мы планируем, что порядка 500 семей работников автозавода получат здесь квартиры. На каких условиях, будет определено жилищной программой. Мы ведем активную работу и надеемся, что этот проект начнет реализовываться уже в следующем году. Все будет зависеть от многих нюансов, но я пока не вижу причин, чтобы застройка не началась в следующем году. Мы сейчас находимся в стадии определения окончательных границ жилой застройки, предстоит решить и вопросы с санитарно-защитной зоной и многое другое. Говорят, что там, якобы, экология плохая, но я скажу как человек, который строил и который работал на многих промышленных предприятиях: на мой взгляд, с точки зрения экологии, этот район намного перспективнее и интереснее, чем те дома, которые располагаются здесь, на Московском шоссе. Там же фактически леса.

- Но экологические проблемы все-таки там есть…

- Они есть, но это не проблемы, а задачи.

- Что предстоит решить?

- Предстоит решить две принципиальные задачи. Речь идет об уходе от технологии гидрошламоудаления. В западной части территории завода есть пруды-отстойники металлургических шлаков. Они не в жилой зоне, но они имеют определенную санитарно-защитную зону. Мы должны уйти от этой технологии и из этих прудов сделать благоустроенные пруды. Параллельно мы решаем задачу создания системы оборотного водоснабжения на заводе, чтобы полностью уйти от этой технологии. Кстати, от металлургической зоны до жилья около километра, кто бы что ни говорил о вредных воздействиях. Это достаточно далеко.

Зона «Металлургия». 33,50 гектара

Еще по теме:

- В каком виде сохранится металлургическая зона?

- Она сохранится в очень усеченном виде. Металлургия – это не наш профиль. Сейчас мы производим заготовки для автомобилей, и это будет продолжено, но в довольно усеченном формате. Мы уже законсервировали цех ремонтного литья. Постепенно перейдем к небольшому компактному и современному производству, скорее всего, с партнерами.

Зона «Восток». Складское хозяйство завода. 56,15 гектара

Еще по теме:

- А что будет с огромными площадями, где располагались склады завода?

- Мы создали единый централизованный склад площадью 10 тысяч квадратных метров, тем самым улучшили логистику производства и высвободили десятки тысяч квадратных метров складских площадей в восточной части территории. Там много разных складов – от металлических неотапливаемых до двухэтажных отапливаемых. Мы ведем активную работу по поиску потенциальных покупателей на данные складские площади.

- На какой стадии вопрос открытия для города дорог, проходящих по территории завода?

- Уже в августе мы откроем свободный въезд в зону «Восток». А вообще же, первая дорога, к которой будет свободный доступ, – Азовская-Московское шоссе. Мы отгородимся от этой территории. Протяженность дорог, которые планируется передать городу, 12 километров. Есть еще один интересный проект – строительство дублера Московского шоссе протяженностью около 5 километров. Но он очень затратный, порядка 300 миллионов рублей. Мы ведем переговоры на разных уровнях для того, чтобы этот проект состоялся.

- Что будет с ангаром, где сейчас выставлены раритетные и новые автомобили УАЗа?

- Пока он остается здесь, на территории завода.

Еще по теме:

- В какие сроки вы хотите реализовать проект?

- Реализация проекта, по сути, началась в апреле этого года, когда во время визита Дмитрия Медведева на завод состоялось окончательное утверждение идеологии модернизации предприятия. Изначально, когда затевали проект, рассчитывали, что развитие территории будет проходить до 2020 года. Сейчас я смело могу говорить – до 2016 года основную часть модернизации мы закончим. Мы подписали соглашение с администрацией города о сотрудничестве, в городе и области созданы постоянно действующие рабочие группы. В области мы ежемесячно собираемся под председательством заместителя председателя правительства Ульяновской области Вильдана Зиннурова.

- Когда изменения в генплан города будут вноситься?

- Мы подготовили пакет документов на внесение изменений в генплан города. Это произойдет в ноябре. Если все сбудется, то, я вас уверяю, сюда будут приезжать за опытом того, как можно развивать промышленную территорию.

Еще по теме:

- Как решаются вопросы, связанные с сокращением персонала?

- Сокращений как таковых не будет. Да, за счет оптимизации ряда процессов на некоторых направлениях сотрудников надо меньше. Мы просто меньше будем принимать людей по этим направлениям. А, к примеру, на сварке появится больше людей, потому что завод будет производить больше автомобилей. Поэтому в целом, в среднем по заводу, количество персонала не изменится: где-то уменьшится, где-то увеличится.

- А там, где уменьшится, людей уволили?

- Там они сами уволились, когда мы начали переезжать, у них много переработок было, устали, там же женщины кладовщицы, в основном. Массовых сокращений не проводили. Но, например, в прессовом цехе мы увеличиваем персонал. Мы не видим необходимости в каких-либо сокращениях в ближайшие полгода. Наоборот, испытываем нехватку персонала на разных технологических процессах.

- Сколько новых рабочих мест создается и по каким направлениям?

- На сам завод мы дополнительно заявляем порядка 1200 человек. Общее количество дополнительно созданных рабочих мест – 4300.

зонирование

Еще по теме:

- Заявленный объем инвестиции – 24 миллиарда рублей. Откуда инвестиции появятся?

- Это объем инвестиций до 2020 года. На автозаводе они появятся от продаж, в жилую застройку будет вкладываться застройщик, в логистику и складское хозяйство – в основном наши поставщики, дилеры и т.д. В общественно-деловой зоне инвесторы уже известны – Санкт-Петербург, Казань, Краснодар. Это не бюджетные деньги. Бюджет в это дело не вкладывается.

Еще по теме:

- Негативных отзывов о такой модернизации завода очень много. Ее называют концом завода. Как вы считаете?

- Пусть люди обсуждают. Мы объясняем свою позицию. Конец завода наступит тогда, когда будут сокращены все инвестиционные программы до нуля. Это самый первый сигнал: нет инвестиций – конец производству. Когда акционер вкладывается в производство, это означает, что он видит в нем перспективу. Если мы говорим, что на сегодня реализовано проектов почти на полмиллиарда рублей, – это не шутки. Значит, в этом перспектива есть.

- Высказывается мнение, что завод в будущем будет заниматься лишь сборкой…

- Вообще, современное автомобильное производство – это сварка, окраска, сборка. Это считается, грубо говоря, полным циклом производства автомобилей. И мы этим путем идем. Лампочки, фары, бампера пусть производят специалисты этого дела. Но у нас еще есть штамповка. Более того, любое производство считается локализованным, когда есть окраска, сварка, сборка. Поэтому нет – одна сборка точно не останется, это противоречит всей идеологии. В том числе и модернизации.

Читайте также: