Где находится волга и дон

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Ищем ответ: какая река длиннее Дон или Волга?

Волга – считается одной из самых крупных рек в России, поэтому сравнивать ее с Доном просто невозможно.

Даже если посмотреть на географическую карту, невооруженным взглядом становится понятно, что Дон значительно уступает Волге по многим параметрам.

Где длина больше?


Длина реки Волга составляет более 3 500 км (3531 км). Она берет свое начало в Тверской области, где в одной из мелких деревень протекает ключ-родник, дающий ей жизнь.

Заканчивается Волга на территории Казахстана и впадает в Каспийское море.

На этой реке построены крупные города России, такие как Волгоград, Казань и Самара.

Дон имеет протяженность в 1870 км. Он начинается в городе Новомосковск в виде небольшого ручейка под названием Урванка.

Заканчивается Дон в Таганрогском заливе, образуя дельту с Азовским морем. На Дону стоят два крупных российских города, один из которых назван в честь реки: Ростов-на-Дону и Воронеж.

Сравнение водоемов по другим параметрам

Чтобы рассмотреть вопрос, какая река больше, стоит обратить внимание и на другие параметры, характеризующие масштабы:

  • Глубина.
  • Ширина.
  • Площадь водосбора и годового стока.

Это позволит более детально понять, чем и насколько какая река больше другой.

Глубина


У Волги самая глубокая точка на реке – 41,5 метров, это место находится на Нижней Волге в Куйбышевском Водохранилище.

Дон имеет среднюю глубину в 10 метров, самую глубокую точку определить невозможно, так как режим реки очень зависит от дождей.

Разливая, Дон образует места глубиной до 30 метров.

Ширина

Средняя ширина Волги – 700 метров, однако близ Самары река достигает ширины в 40 км, что и делает ее одной из самых широких рек.

Что касается Дона, то он имеет максимальную ширину в районе Цимлянского водохранилища – 31 км, но средняя ширина всего 20 метров. Поэтому можно смело сказать, что Волга многократно шире Дона.

По годовому стоку

Объем годового стока у Дона составляет 28 кубических километров, в то время как через Волгу ежегодно проходит целых 254 кубических километра, что практически в десять раз превосходит Дон по данному параметру.

В чем похожи?

Волга и Дон имеют много общего, они отличаются размерами, но похожи по другим параметрам:


  • Обе реки являются основным источником чистой питьевой воды в регионах, где они протекают.
  • Волга и Дон – древнейшие торговые пути в России.
  • Обе реки стали важнейшими стратегическими рубежами во времена Великой Отечественной Войны.
  • Многие турфирмы продают круизные туры как по Волге, так и по Дону.
  • Волга, как и Дон, имеет схожую флору и фауну.
  • Можно сказать об общем торговом потоке, благодаря Волгодонскому каналу, соединяющим эти реки.
  • Обе реки активно используются на ГЭС (гидроэлектростанциях).
  • Начинаются с маленького ручейка и вырастают до внушительных размеров.
  • К тому же в России есть города, названные в честь каждой из этих рек – Ростов-на-Дону и Волгоград.

Заключение

Что Дон, что Волга являются символами России. Про обе эти реки слагали песни, легенды, обе они упомянуты в древнейших летописях. Несмотря на то, что Волга значительно превосходит размерами Дон, оба водоема одинаково важны, так как они питают огромные территории.

Волго-Донской канал (Волго-Дон) — круизы, шлюзы и гидроузлы, характеристики и карта

Теплоход «Козьма Минин» в шлюзе Волго-Донского канала

Волго-Донской канал имени В.И. Ленина соединяет Волгу с рекой Дон в том месте, где они максимально приближаются друг к другу. Волго-Донской канал является звеном Единой глубоководной транспортной системы Европейской части России.

Длина Волго-Дона небольшая — 101 км, но несмотря на это для экономики он имеет уникальное значение: по нему из Азовского и Черного моря по рекам, каналам и озерам можно попасть в Каспийское, Балтийское и Белое моря.

Канал был построен за небывало короткий срок — всего за 3,5 года.

Волго-Донской канал является частью Волго-Донского водного пути, проходящего от Волгограда до Азовского моря и включающего также внутренние водные пути, проходящие по Цимлянскому водохранилищу и реке Дон.

Круизы по Волго-Донскому каналу

Туристические фирмы Москвы, а также других городов организуют круизы до казачьей столицы — Ростова-на-Дону. Также выполняются круизы до городов Ейск и Таганрог, находящихся на Азовском море.

Маршруты этих путешествий проходят через Волго-Донской канал и туристы могут ознакомиться с этим важным гидротехническим сооружением.

Карта Волго-Донского канала

Основные характеристики

  • Протяженность — 101 км, в том числе 45 км приходится на Варваровское, Береславское и Карповское водохранилища
  • Три насосных станции — Карповская, Мариновская и Варваровская
  • Наименьшая глубина — 4,5 метра
  • Количество шлюзов — 13.

Волго-Донской канал — описание

Канал начинается на Волге, в долине ее притока, реки Сарепты, и проходит вдоль подножия возвышенности Ергени. Это место в Сарептском затоне прикрыто от основного русла реки островом и тем самым защищено от штормов, течений и ледохода.

Суда, идущие по каналу из Волги в Дон поднимаются по Волжской лестнице высотой 88 метров, состоящей из 9 однокамерных однониточных шлюзов, а затем спускаются по Донской шлюзовой лестнице высотой 44 метра, имеющей 4 таких же шлюза.

Расстояние между шлюзами на Волжском склоне — от 700 метров, на Донском — до 7 км. Каждый из шлюзов имеет размеры 145 на 18 метров. На проход по каналу суда затрачивают 10–12 часов.

Архитектурно оформлены в большей степени главные участки трассы, это входные узлы, а также строения на водоразделе — шлюзы № 1 и 13, 9 и 10. Остальные шлюзы как Волжского, так и Донского склонов канала в архитектурном отношении не являются узловыми и поэтому оформление этих шлюзов выполнено более просто по единой технологической схеме.

Волго-Донской канал — Волжский склон

Первые три шлюза расположены на территории Волгограда. На входе в канал установлен маяк высотой 26 метров, созданный по проекту архитектора Рината Якупова. Маяк увенчан легкой колоннадой и украшен чугунными рострами в виде носовых частей старинных судов. На одной из стен маяка выполнена надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын в 1918–1919 гг., Сталинграда — в 1942–1943гг.»

На входе в шлюз № 1 построена парадная триумфальная арка высотой 40 метров, которая не только является украшением, но и выполняет важную роль — внутри неё расположен механизм управления первым шлюзом.

Рядом, со стороны Волги, можно увидеть огромную скульптуру В.И. Ленина, который стоит, небрежно засунув одну руку в карман брюк, а взгляд вождя направлен на стремительные воды Волги. Этот монумент, общая высота которого составляет 57 метров, занесен в книгу рекордов Гиннеса, как один из самых высоких монументов, посвященных реально жившему человеку.

Следует отметить, что ранее на этом месте возвышался памятник Сталину, выполненный из самородной меди, а через несколько лет он был заменен на скульптуру В.И. Ленина.

При сооружении почти всех шлюзов канала строителям приходилось вести напряженную борьбу с грунтовыми водами. Стены выемок сочились и оползали, особенно сложными были условия в районе третьего шлюза, где постоянно гулял сильный ветер с пылью или снегом, а во время войны находился противотанковый ров.

Работам мешали оползни, кроме того, в результате паводка весной 1951 года был затоплен котлован. Но вопреки всем невзгодам строительство проходило в намеченные сроки.

Первые три шлюза Волго-Донского канала поднимают (опускают) суда на 30 метров.

Чапурниковская лестница

Через 7 км от шлюза № 3 расположена так называемая Чапурниковская лестница — это участок длиной 9 км, на котором суда поднимаются по шести шлюзам (с №4 по №9) на высоту 50 метров. Архитектурное оформление шлюза №4 посвящено Великой Отечественной войне.

Сразу за четвертым шлюзом канал делает крутой поворот направо. Дело в том, что на этом участке находится возвышенность и, чтобы избежать большого объема земляных работ, было решено проложить трассу в обход ее.

Во время Гражданской войны в районе между шлюзами № 7 и № 8 проходили сражения, в память об этих событиях на стене шлюза № 8 установлена мемориальная доска.

Далее канал выходит в долину реки Червленой, а затем к шлюзу №9, башни которого у верхних ворот украшены ротондами.

После девятого шлюза суда попадают на самую вершину канала, на высоту 88 метров над уровнем Волги. Затем начинается водораздел, на создание которого пришлась треть всех земляных работ, выполненных при строительстве Волго-Дона.

Для справки: на строительстве канала работали шагающие экскаваторы ЭШ 14/65, которые за время стройки вырыли 3 миллиона куб. метров грунта, а обслуживались эти землеройные машины всего 120–150 рабочими.

Водораздельный канал

После Чапурниковской лестницы начинается водораздельный канал, по которому суда направляются к Варваровскому водохранилищу. В этом месте на обоих берегах можно увидеть два здания, под которыми в нишах скрыты выдвигающиеся створки ремонтно-заградительных ворот. При необходимости они смыкаются в русле и отделяют весь Волжский склон от водораздела. Необходимый участок осушается и при необходимости производится его ремонт.

Далее водораздельный канал постепенно расширяется, пересекая местами прежнее русло реки Червленной и через 30 км суда выходят к Варваровскому водохранилищу, которое питает водой весь Волжский склон.

На Варваровском водохранилище проводятся фестивали экстремально-водных видов спорта — виндсерфинг, кайтсерфинг и вейкбординг. Отсюда начинается спуск к Дону и Цимлянскому морю.

Донской спуск

К сооружениям Донского спуска относятся Варваровское и Береславское водохранилища, они расположены рядом, а также крупнейшее в каскаде Карповское водохранилище, его длина составляет 15 км, а площадь 42 кв. км, Кроме того, здесь расположены три насосных станции и шлюзы №10 – №13.

Интересно, что на Волжском склоне движение теплоходов по шлюзам совпадает с направлением воды, а со стороны Дона на отдельных участках эти пути раздельные.

Чтобы питать Волжский склон, из Цимлянского моря насосная станция подает воду вверх, за плотину Карповского водохранилища. Далее по особому подводящему каналу в обход шлюзов №11 №12 вода идет ко второй насосной станции, которая перекачивает ее еще выше, в Береславское водохранилище. Наконец, третья насосная станция поднимает воду в водораздельное Варваровское водохранилище. То есть питание водораздельного канала выполняется с помощью Карповской, Мариновской и Варваровской насосных станций, последовательно поднимающих воду из Дона в водораздельный бьеф канала.

Шлюз №10, первый в Донском спуске расположен перед коротким каналом, соединяющим два водохранилища — Варваровское и Береславское. Рядом с ним на берегу установлены памятники героям Гражданской войны Александру Пархоменко, Федору Сергееву (революционер подписывался как Артем Сергеев) и Николаю Рудневу.

Последний шлюз №13, как и первый, оформлен триумфальной аркой, украшенной в честь доблестных героев Великой Отечественной войны. На ней написано: «Слава нашей великой Родине»

Этот шлюз является входным со стороны Дона. Стены арки и всех сооружений трассы облицованы так называемой каменной штукатуркой, изготовленной на белом цементе с добавлением мраморной крошки. На барельефах главного фасада арки, обращенного к Дону, изображены воины Советской Армии — пехотинцы, конники и танкисты.

При выходе из последнего тринадцатого шлюза, в поселке Пятиморск установлен 16-метровый монумент «Соединение фронтов», выполненный скульптором Евгением Викторовичем Вучетичем, автором ансамбля Мамаев курган. В этом месте 23 ноября 1942 года соединились войска Сталинградского и Юго-Западного фронтов, и 330 тысячная группировка немецко-фашистских войск под Сталинградом была окружена. Скульптурная композиция схожа с ансамблем Мамаева Кургана: здесь также монумент стоит на возвышенности и к его подножию ведет длинная лестница.

История Волго-Донского канала

  • В 1569 году турецкий султан Селим II послал 22 тысячи своих солдат, чтобы соединить Волгу и Дон. Однако, спустя год, работы были прекращены, поскольку строители сознались, что даже за 100 лет весь турецкий народ не смог бы выкопать этот канал. До сих пор сохранились следы той стройки — глубокая канава, названная турецким валом
  • Через 130 лет Петр Первый также предпринял попытку построить канал в районе города Петров вал. Работы велись под руководством немецкого специалиста Иоганна Бреккеля, который быстро понял, что идея не осуществима и сбежал из России, украв все выделенные на строительство деньги. Затем работами руководил английский инженер Перри и канал был частично построен, но завершить строительство помешала начавшаяся Северная война.

В течение следующих двух столетий было разработано около 30 проектов, но их внедрению мешало сопротивление владельцев частных железных дорог. К тому же, согласно этим разработкам, эксплуатироваться канал мог только в период весеннего половодья, когда русла рек полноводны. Для реализации проекта необходима была глобальная реконструкция рек, которая в то время была еще невозможна.

Проект строительства Волго-Донского канала был разработан в 30-х годах XX века, но его реализации помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

Вопрос о строительстве канала был вновь рассмотрен сразу после Сталинградской битвы в 1943 году. Была утверждена схема трассы и в 1948 году начались земляные работы. Строительство велось под руководством опытного гидростроителя Сергея Яковлевича Жука, руководившего ранее созданием Беломоро-Балтийского канала и канала Москва-Волга.

О темпах стройки говорит такой факт: каждые 8 минут сюда приходил состав из 60 вагонов, груженных цементом, металлом и лесом. По воспоминаниям очевидцев, ручной труд здесь использовался мало, в основном все работы были механизированы, впервые был применен шагающий экскаватор.

Для работы привлекали рабочих со всей страны, приглашались и студенты. Кроме того, здесь трудились пленные немецкие солдаты и заключенные.

Заключенных, среди которых были уголовники и политические, называли заключенными красноармейцами, сокращенно З/К, откуда и появилось слово зэк. Многие уголовники работали с большим энтузиазмом, поскольку год работы на канале засчитывался за два — три, что не распространялось на политических заключенных. За время стройки только из работавших на Цимлянском водохранилище было освобождено 26000 заключенных.

А всего из всех досрочно освобожденных 3000 строителей получили награды, в том числе 15 человек — Орден Трудового Красного Знамени.

1 июня 1952 года по каналу пошли первые суда, а 7 июня прошел первый пассажирский теплоход «Сергей Киров». 10 июля каналу было присвоено имя В. И. Ленина.

Цимлянский гидроузел

Цимлянский гидроузел является частью Волго-Донского пути, в его состав входят:

  • Здание гидроэлектростанции с бетонной водосливной плотиной и рыбоподъемником
  • Земляная плотина протяженностью 12,75 км
  • Судоходные шлюзы № 14 и № 15, расположенные в городе Волгодонске и соединяющие Цимлянское водохранилище и Дон в обход плотины. Перед шлюзом №14 установлен монумент в честь соединения пяти морей — это ступенчатый постамент со скульптурными изображениями носовых частей кораблей
  • Водохранилище, являющееся одним из крупнейших в России, максимальная его ширина — 38 км, а глубина — 30 метров
  • Порт и лесобаза, головное сооружение Донского магистрального канала
  • Мосты, дороги и эксплуатационные поселки

Волго-Донской канал является важной водной транспортной артерией, обеспечивающей прямые бесперевалочные рейсы из Волги в Азово-Черноморский бассейн. В условиях роста грузопотока возникают простои грузовых судов. Решением этой проблемы может стать строительство второй нитки Волго-Донского канала.

Как соединили Волгу с Доном. Инфографика

27 июля 1952 года торжественно открыли Волго-Донской судоходный канал и Цимлянскую ГЭС. Эти сооружения связали в единую воднотранспортную систему пять морей – Белое, Балтийское, Черное, Азовское и Каспийское.

14-й шлюз Волго-Донского канала.

Людей всегда привлекало место наибольшего сближения двух великих рек – Волги и Дона. Еще в VII веке до нашей эры скифы, заселявшие степи севернее Черного и Азовского морей, волоком перетаскивали свои суда через Волго-Донской водораздел.

О соединении Волги и Дона мечтали персидский царь Дарий I и Александр Македонский. Первую серьёзную попытку создания канала предпринял Пётр I.

Но только 27 января 1948 года правительством СССР был утверждён окончательный проект и началось строительство объекта. 31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами воды Волги и Дона слились в единый поток.

Канал питается донской водой из Цимлянского водохранилища, так как Дон лежит выше Волги. Часть воды используется для орошения полей.

По этой воднотранспортной магистрали допускается движение судов грузоподъёмностью до 7 тысяч тонн. Пропускная способность канала оценивается в 16,5 миллиогнов тонн грузов в год.

Также вам может быть интересно

Правила комментирования

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.

История строительства Волго‑Донского канала

Волго‑Донской судоходный канал имени В.И. Ленина соединяет Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи Волгограда.

Первая документально подтвержденная попытка соединения Волги с Доном относится ко второй половине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, известный походом на Астрахань, отдал распоряжение 22 тысячам своих солдат построить канал, соединяющий Волгу с Доном. Но уже через месяц турки отступили.

Вторая известная попытка соединения Волги с Доном предпринималась в годы правления Петра I. По его приказу в 1696 году был составлен проект Волго‑Донского соединения. В 1697 году началось строительство шлюзованного канала между притоками Дона и Волги.

К концу 1701 года канал был частично построен, но из‑за начавшейся Северной войны со Швецией все работы были свернуты.

До 1917 года в России было разработано более 30 проектов соединения Волги с Доном, однако ни один из них не был реализован.

14 мая 1918 года на заседании Совета Народных Комиссаров Волго‑Донской водный путь был причислен к первоочередным объектам капитального строительства на водных путях.

В 1920 году в связи с разработкой плана ГОЭЛРО правительство страны снова вернулось к вопросу создания канала.

В феврале 1927 года Совнаркомом РСФСР был утвержден Комитет по сооружению Волго‑Донской водной магистрали. Одновременно в Ростове‑на‑Дону при Северо‑Кавказском краевом исполнительном комитете было создано Управление Волго‑Донского строительства.

В 1927‑1928 годах Управлением был составлен проект Волго‑Донского водного пути. Но принят он не был, и в января 1930 года решением Экономического Совета РСФСР Комитет по сооружению Волго‑Донской магистрали, а также Управление Волго‑Донского строительства были ликвидированы.

В 1940 году составление проектного задания по Волго‑Донскому водному пути было поручено Главному управлению гидротехнических работ (Главгидрострой).

Развернувшиеся проектные работы были прерваны Великой Отечественной войной 1941‑1945 годов, но в 1943 году были вновь возобновлены. В 1948 году схема Волго‑Донского комплекса, разработанная инженерами Главгидростроя под руководством академика Сергея Жука, была утверждена Советом министров СССР.

Строительство Волго‑Донского канала началось в феврале 1948 года и продолжалось 4,5 года - рекордно короткий срок в мировой истории гидростроительства. Для формирования трудовых ресурсов в 1949 году власти набирали рабочих по всей стране. Также в строительстве принимали участие военнопленные немцы и советские заключенные.

В ходе строительства канала было извлечено 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов. На этой стройке впервые в мире были применены шагающие экскаваторы со стрелой в 65 метров, позволявшие производить бестранспортную разработку грунта.

Воды Волги и Дона слились между 1‑м и 2‑м шлюзами 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут.

10 июля 1952 года вышло постановление Совета Министров СССР "Об открытии Волго‑Донского судоходного канала", Волго‑Донскому судоходному каналу было присвоено имя В. И. Ленина.

Открытие канала состоялось 27 июля 1952 года. В ворота шлюза N 1 вошел теплоход "Иосиф Сталин" - первый теплоход, открывший навигацию Волго‑Донского канала.

Одновременно с началом регулярного движения пассажирских и грузовых судов началась эксплуатация Цимлянской гидроэлектростанции и первой очереди оросительных сооружений.

Общая протяженность канала ‑ 101 км. Из них 45 км проходит по водохранилищам. Глубина ‑ не менее 3,5 м. Трасса канала насчитывает 13 судоходных шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 метров, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 метра, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). Расстояние между шлюзами варьируется от 700 метров на волжском склоне до 20 километров на донском склоне. Канал пересекает три водохранилища ‑ Береславское, Варваровское, Карповское. Кроме того, на канале сооружены 13 плотин, 7 водосбросов и водоспусков, паромные переправы и пристани.

Сам канал питается водой из Дона, которая перекачивается в водохранилища тремя насосными станциями (Карповской, Мариновской и Варваровской). Помимо этого, в комплекс Волго‑Донского канала входит Цимлянский гидроузел и сеть оросительных каналов, используемая для орошения и обводнения земель засушливой зоны.

Волго‑Донской канал совместно с Цимлянским гидроузлом являются единым архитектурным ансамблем, тематика которого посвящена сражению за Царицын в годы Гражданской войны и Сталинградской битве в годы Великой Отечественной войны. Так, у выхода из шлюза N 13 установлен 16‑метровый монумент "Соединение фронтов" скульптора Евгения Вучетича. Он обозначает место, где 23 ноября 1942 года соединились войска Сталинградского и Юго‑Западного фронтов, завершив окружение немецко‑фашистских войск под Сталинградом.

У первого шлюза Волго‑Донского судоходного канала установлен памятник Владимиру Ленину. Изначально на этом постаменте находился монумент Иосифу Сталину, но он был демонтирован в 1961 году в рамках проходившего в СССР процесса десталинизации. Остался пустой железобетонный постамент, на котором 22 апреля 1973 года было установлено 27‑метровое изваяние Ленина.

Средняя продолжительность навигации на Волго‑Донском канале составляет 237 суток. Проход за это время ‑ до 6000 судов. Допускается движение судов грузоподъёмностью до 5 тысяч тонн.

26 апреля 2007 года президент России Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию предложил проработать вопрос создания международного консорциума для строительства второй ветки Волго‑Донского канала. Строительство второй очереди канала должно увеличить пропускную способность до 35 миллионов тонн в год.

В 2009 году были начаты работы по разработке и реализации комплексного проекта реконструкции Волго‑Донского судоходного канала. Работы проводятся в два этапа и включают в себя разработку проектной документации и реконструкцию гидроузлов, насосных станций, создание единой автоматизированной информационно‑управляющей системы диспетчеризации и мониторинга состояния сооружений, оснащение инженерно‑техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и другие. Завершение всего комплекса работ запланировано на 2018‑2019 годы.

в каком месте соединяется р. Волга и р. Дон.

Во́лго-Донско́й судохо́дный кана́л и́мени В. И. Ле́нина (Волго-Донской канал) — канал, соединяющий Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи города Волгограда. Звено единой глубоководной транспортной системы европейской части России.
Судоходный канал между Волгой и Доном

Россия — страна, огромное пространство которой обуславливает важнейшую роль дорог, в том числе и водных.
Первую попытку прошить промежуток между рекой Волга и Доном каналом, направив рост своей империи на восток, предпринял турецкий султан Селим II по прозвищу Пьяница (1524-1574 гг.) в 1569 г. Точнее, не столько он, умерший в гареме, утонув пьяным в ванне, сколько его великий визирь (главный министр). Но непреодолимые для того времени технические сложности такого строительства и активность русских войск уже через месяц заставили от нее отказаться.
Следующую попытку прорыва между реками и одновременно в истории предпринял творец новой, европеизированной России Петр I (1672-1725 гг.), человек с колоссальным темпераментом и энергией. Значение его завершившихся успехом преобразований для дальнейшей судьбы России трудно переоценить. Но сил на дела юга страны даже у него не хватало. Работы по соединению в 1697 г. притока Волги Камышинки и притока Дона Иловли закончились бегством от царского гнева руководителя стройки немца Иоанна Бреккеля и неудачей англичанина Перри.

На бумаге более 30 раз чертили линию канала между рекой Волга и Дон. Но в реальности она натыкалась то на недостаток средств, то на уже появившиеся в местах прокладки канала частные железные дороги и доставалась кабинетными мечтаниями. Для этой идеи многовековой выдержки пришло время в советский период истории России, воодушевившейся тогда идеей создания райской жизни с помощью машин, преобразования природы и человека в погоне за миражом коммунизма.
Волго-Донской канал должен был стать (и стал) частью судоходных путей, соединяющих Каспийское, Белое и Балтийское моря с Черным и Азовским, с гидростанциями на реках и сельскохозяйственными угодьями вдоль них.
Далее: [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Волга течёт вверх по своему течению! Часть 1. Волга впадала в Дон? Как это могло быть?

Я продолжу тему, которую так люблю исследовать. Это тема географии и то, как она менялась многие годы тому назад.

Если в предыдущих постах я рассказал о различиях рек Камы и Волги, текущих до момента их слияния, то здесь я подробнее хочу рассказать про ту Волгу, которая выше Камского Устья по течению.
Да, да, тема называется «Волга течёт вверх по течению»! То есть течёт вверх по своему течению, тому, которое было у неё раньше. Обещаю интересное расследование, которое перевернёт ваше представление о географии. Жаль, что этому не учат в школах! Ну и конечно, вы уже знаете, что я скорее дотошный и научный исследователь, чем полоумный блогер. Поэтому никаких жёлтых газет, только факты.

Волга теч т вверх по своему течению Часть 1 Волга впадала в Дон Как это могло быть

На этом фото нынешняя Волга ниже устья с Камой. В древности здесь протекала древняя Кама, а куда девалась Волга будет в этом тексте.

Итак, вы не задавались вопросом, почему Волга (далее в тексте Волга будет иметься ввиду то, что течёт от истока к слиянию с Камой, Волга жиже устья Камы будет так и называться, «Волга после слияния с Камой») течет в таком странном направлении? Она в своём верхнем течении собирает воду с южной части Валдайской и Среднерусской возвышенностей. Логично представить, да вроде и гладя на физическую карту, на рельеф этой местности так и получается, что этой воде дорога на юг, в Дон, ну или на самый крайний вариант, в Днепр? Но нет, они почему-то долго текут на восток, прежде чем повернуть к морю.


Картинка №1. Карта европейской части России из свободных источников.

Если мы исследуем Восточно-Европейскую равнину от 48 до 56 градусов широты, и пройдём, например, по широте 54 градуса, то увидим более или менее периодическое чередование возвышенностей и низменностей. Возвышенности Западной Украины сменяются Приднепровской низменностью, затем мы поднимаемся на Среднерусскую возвышенность, потом вновь спускаемся вниз на Окско-Донскую низменность, постепенно поднимаемся на Приволжскую возвышенность, круто обрывающуюся к той части Волги, которая уже после слияния с Камой, снова низменность, и далее уже Уральские горы. Три низменности, вытянутые в меридиональном направлении и разделенные возвышенностями.



Картинка №2. Карта европейской части России из свободных источников.

Я представил карту, на которой показал, как Восточно-Европейскую равнину делят три низменности, вытянутые в меридиональном направлении и разделенные возвышенностями. Логично, что в этих низменностях самое место для трёх великих рек, текущих с севера на юг и собирающих воду с окрестных возвышенностей.

На сегодня мы знаем две великие реки мы видим, это река Днепр и сильно превосходящая её по водостоку, практически в пять раз, 1670 и 8060 м3/с, Волга (древняя Кама). В то же время на средней Окско-Донской низменности нет великой реки. В южной части низменности на нее со Среднерусской возвышенности спускается Дон, который несет в 11-12 раз меньше воды, чем Волга, а именно 680 м3/с (по другим данным 900 м3/с). Большая часть воды с северной части Среднерусской возвышенности стекает не в Дон, а в Оку, с Приволжской соответственно в Волгу.



Картинка №3. Карта европейской части России из свободных источников. Рисунок нанесён мной. Видны три низменности, вытянутые в меридиональном направлении и разделенные возвышенностями.

Такой вопрос, почему нет третьей великой реки на этих землях в 1930-х годах начал изучать советский геолог Г.Ф.Мирчинк, который предложил очень интересную гипотезу эволюции речной сети Восточноевропейской равнины. Согласно этой гипотезе, когда-то по Окско-Донской низменности текла очень большая река, начинавшаяся где-то на севере за Волгой. (Самой Волги в том виде, в котором она существует ныне, просто не было.) Эту большую реку условно называют Великим Доном. Как она текла? Предположительно, нынешний Дон был правым притоком Великого Дона, и в нижнем течении они совпадали. А выше впадения Дона Великий Дон должен был течь с севера на юг, скорее всего, по руслу реки Битюг. Эта река — левый приток Дона, не спускающийся с возвышенностей, а от истоков до устья текущий по Окско-Донской низменности.

Где же именно и как именно сливались реки Дон, Ока, Волга?

Сейчас будет много географической информации, которую лучше смотреть на представленных картах.
Смотрите эту карту.



Картинка №4. Карта европейской части России из свободных источников. Рисунок нанесён мной. Я выделил долины трёх рек.

Выше я писал, что Великий Дон должен был течь с севера на юг, скорее всего, по руслу реки Битюг. Эта река от самого истока до устья течёт по Окско-Донской низменности. Не с возвышенности, как часто бывает. Можно предположить, что эта река ранее была продолжением другой реки, исток которой был значительно выше. На второй карте долина реки Битюг обведена и подписана.

На следующей карте (картинка №5) видно, что недалеко от истоков реки Битюг расположены истоки реки Цны (левого притока это реки). Эта река течет по Окско-Донской низменности в противоположном направлении — с юга на север и впадает в Мокшу, а Мокша — в Оку. В месте впадения Мокши Ока делает крутой поворот на северо-восток и далее до впадения в Волгу почти не меняет направления. На второй карте долина реки Цна-Мокша обведена и подписана.



Картинка №5. Карта междуречья Оки, Волги и Дона из свободных источников. Рисунок нанесён мной. Я выделил долины рек Цна и Битюг, а также Ока и Дон в местах их предполагаемого соединения.

Первая и вторая карта (картинки №1 и 2) имеет меньше моих обозначений, на ней можно лучше видеть ситуация в целом, третья, четвёртая и пятая карта с подписями, а шестая ещё и детальная для рассмотрения предполагаемого соединения Оки и Дона, эти карты со всеми подписями лучше показывает ситуацию по отдельности.



Картинка №6. Карта междуречья Оки, Волги и Дона из свободных источников. Рисунок нанесён мной. Детальное изображение прежнего русла реки Дон стекающего из района современной реки Ока через реку Цна и Битюг.

На этих картах вы можете видеть, что и Битюг и Цна-Мокша текут в низменности, текут в разном направлении, но при минимальном повышении уровня воды в одной из рек, например в Оке, воде легко перемахнуть водораздел и потечь в Дон. Видимо в долине этих рек и проходила часть русла Великого Дона. В этом месте Великий Дон — это нижнее течение современной Оки, затем — Цна, Битюг и, наконец, Дон.

К северу от современной Волги Великий Дон мог течь по руслу одного из левых притоков Волги (скорее всего, Унжи).

Получается, что по руслу Оки и Цны во времена Великого Дона вода текла в направлении, противоположном современному!

В продолжении темы уже про те, как и Волга текла назад от сегодняшнего её направления!

Волго-Донской судоходный канал

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина (такого его полное название) — канал, соединяющий Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи г. Волгограда. Звено единой глубоководной транспортной системы Европейской части России.

Петром Первым, который прекрасно понимал перспективы этого строительства, через 130 лет была принята вторая попытка сооружения Волго-Донского канала. Но и она оказалась неудачной: несмотря на то, что к концу 1701года канал был частично закончен, а некоторые шлюзы полностью построены, в разгар работ был получен приказ о разрушении канала из-за войны со Швецией. Тот проект, кстати, тоже оставил свой след - Петров вал (рядом с одноименным городом).

До 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться по двум причинам. Во-первых, сопротивление оказывали частные владельцы железных дорог. Во-вторых, даже если бы произошло чудо, и канал был бы построен, движение судов по нему могло бы осуществляться лишь в весеннее время, когда реки были полноводными. Без тотальной реконструкции рек о полноценной навигации не могло быть и речи. Однако, нельзя не отметить неоценимый вклад русского гидротехника Нестора Платоновича Пузыревского по изучению междуречья Волги и Дона и выбору трассы для будущего канала.

В 1920 году по плану ГОЭЛРО правительство страны снова вернулось к проблеме создания канала. Однако, проект строительства был создан лишь в середине 1930-х. Реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы по проекту возобновились сразу по окончанию Сталинградской битвы, в 1943 году. Работами на трассе канала руководил Сергей Яковлевич Жук, опытный строитель и гидротехник, под руководством которого уже были спроектированы и построены Беломоро-Балтийский канал и канал Москва-Волга. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совета Министров СССР, начались земельные работы. Стройка велась силами т. н. «врагов народа» — политзаключённых, осуждённых по 58 статье действующего в то время Уголовного Кодекса.

Канал был построен всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Например, Панамский канал, длиной 81 км, при таком же объёме работ строился 34 года, а Суэцкий канал, длиной 164 километра, строился без малого 11 лет. В ходе строительства было вынуто 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов: шагающие и многоковшовые экскаваторы, землеройные снаряды, мощные скреперы, бульдозеры, автосамосвалы.

31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя В. И. Ленина.

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина соединяет Волгу у Волгограда с Доном у города Калач-на-Дону. Общая протяжённость канала — 101 км. Из них 45 км проходит по водохранилищам. Глубина — не менее 3,5 м.

Для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 м, состоит из 4 шлюзов такой же конструкции). Габариты шлюзовых камер — 145?18 метров. Расстояние между шлюзами варьируется от 700 м на волжском склоне до 20 км на донском склоне. В состав канала входят Варваровское, Береславское и Карповское водохранилище. На весь путь затрачивается около 10—12 часов. Канал питается донской водой из Цимлянского водохранилища, так как Дон лежит выше Волги на 44 м. Системой из трёх насосных станций (Карповской, Мариновской и Варваровской) вода подаётся на водораздел, откуда самотёком подаётся на волжский и донской склоны. 1-й и 13-й шлюзы оформлены триумфальными арками. Вдоль трассы канала созданы поселки, в которых живут рабочие, обслуживающие канал. Волго-Донской судоходный канал соединил 5 морей: Балтийское, Белое, Азовское, Черное, Каспийское и связал между собой речные пути Волжского, Северо-Западного, Донского и Днепровского бассейнов. Канал прошел по засушливым степям и принес живительную влагу полям Волгоградской и Ростовской областей.

Схема Волго-Донской судоходного канала

Движение по Волго-Донскому судоходному каналу начинается от Сарептского затона Волги, хорошо защищённого от течений и ледохода по долине р. Сарпы, вдоль подножия Ергеней. Первые три шлюза расположены в черте Волгограда.

Волго-Донской судоходный канал

У входа в канал на Сарпинском полуострове в 1953 г. поставлен маяк высотой 26 метров. Стены его украшены чугунными рострами – изображениями носовых частей старинных судов. На стене, обращенной к Волге, надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын в 1918–1919 гг., Сталинграда – в 1942–1943гг.» Автор проекта - архитектор Р. А. Якубов.

Маяк, Волго-Донской судоходный канал

От первого шлюза Волго-Донского судоходного канала набережная ведет нас к монументу Ленина. Когда был открыт канал, на высоком постаменте был установлен памятник И.В. Сталину. Монумент был сооружен в кратчайшие сроки, на отливку фигуры вождя пошла самородная медь. Этот памятник простоял несколько лет, возвышаясь на 40 метров над уровнем Волги. В ходе процесса десталинизации, начатого 20 съездом в 1961 году, памятник был убран, но остался пустой железобетонный постамент, переходящий в монолитное свайное основание набережной. На старом пьедестале было решено создать новый монумент, но уже В.И. Ленину. Высота скульптуры, выполненной из монолитного железобетона, 27 метров, высота постамента – 30 метров. Авторы памятника – скульптор Е.В. Вучетич и архитектор В.А. Делин. Интересный факт: монумент В.И.Ленина занесен в Книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире памятник, установленный реально жившему человеку.

Памятник В.И. Ленину, Волго-Донской судоходный канал

Шлюз №1, парадная арка, Волго-Донской судоходный канал

На расстоянии 7 км от шлюза № 3 начинается т. н. «Чапурниковская лестница»: на участке длиной 9 км суда поднимают по ступенькам шести шлюзов на высоту 50 м. Архитектурное оформление шлюза № 4 посвящено Великой Отечественной Войне. Участок канала между шлюзами № 7 и № 8 проходит по полям сражений Гражданской войны, о чём повествует мемориальная доска на шлюзе № 8. Далее путь канала выходит в долину р. Червлёной. За шлюзом № 9 находится самая высокая точка водораздела, за которой начинается Варваровское водохранилище.

Шлюз №9, Волго-Донской судоходный канал

От шлюза № 10, рядом с которым установлены памятники героям Гражданской войны — А. Я. Пархоменко, Ф. А. Сергееву (Артёму) и Н. А. Рудневу, канал плавно спускается в сторону реки Дон. С этих мест в 1918 году началось наступление войск Царицынского фронта Красной армии на юг. Затем канал проходит Береславское водохранилище, а после шлюза № 12 — крупнейшее в каскаде Карповское водохранилище (длина 15 км, площадь 42 км?). Непосредственно у выхода из шлюза № 13 установлен 16-метровый монумент «Соединение фронтов» скульптора Е. В. Вучетича. Волго-Донской судоходный канал выходит в реку Дон рядом с городом Калач-на-Дону.

26 апреля 2007 года президент России Владимир Путин в своём ежегодном послании Федеральному Собранию предложил проработать вопрос создания международного консорциума для строительства второй ветки Волго-Донского канала. Как ожидается, строительство второй ветки может увеличить пропускную способность Волгодона в два раза — до 30—35 млн т грузов в год, правда, сейчас действующая ветка канала загружена лишь на половину.

Река Дон: куда впадает, откуда берет начало, истоки, протяженность, глубина, притоки и судоходство

В соответствии с научными данными река Дон появилась на Земле несколько сотен тысяч лет назад. Эта одна из самых больших рек южных российских степей, с которой тесно связана история России. Рассмотрим вопросы, куда впадает Дон, откуда берет свое начало, и какую роль он играет в хозяйстве страны в настоящее время.

Откуда произошло название реки Дон?

Река Дон летом

Раскрывая вопросы, куда впадает Дон, и откуда начинает свое течение, любопытно сначала выяснить, откуда река получила свое настоящее название.

Дон является одной из самых старых рек России. Древние греки называли эту реку Танаис. По их представлениям она разделяла Европу и Азию. Затем река была местом обитания легендарных амазонок. Упоминания о сражениях воинственных женщин можно встретить в русском эпосе.

Существующее название же река получила благодаря иранским племенам, которые населяли северное побережье Черного моря. На их языке слово "дон" означает "река". Интересно отметить, что "Отец-Дон", как его принято называть в нашей стране, не является единственной рекой на планете, которая имеет это название. Его более молодые тезки находятся в Англии в графстве Йорк и в Шотландии в графстве Абердин.

Характеристики реки

Дон зимой

Протекающая в южной части европейской России река Дон имеет длину 1870 км и является 6-й по счету самой длинной рекой Европы. Площадь бассейна реки составляет 422 000 км 2 . Левый берег реки вдоль практически всей ее длины является низким пологим, правый берег же в основном высокий и обрывистый.

Основными городами, через которые протекает эта река, являются Калач-на-Дону, Волгодонск, Ростов-на-Дону и Азов. Дон имеет множество притоков, по общим подсчетам количество рек и речушек, которые несут свои воды в Дон, составляет более 5200, а общая их протяженность приблизительно 60 100 км, то есть в 30 раз больше, чем длина русла самого Дона.

Дон расположен в равнинной части России, и в виду своей природы, его принято разделять на три части: верхний, средний и нижний Дон. Верхняя часть реки протекает по широкой равнине от своего начала до впадения в нее реки Тихая Сосна, находящейся в Воронежской области. Среднее течение реки расположено между местом слияния с рекой Тихая Сосна и городом Калач-на-Дону. В средней своей части Дон имеет самое широкое русло. Рассматривая нижнюю часть реки, можно понять, куда впадает Дон, в какое море, поскольку его нижнее течение начинается от города Калач-на-Дону и заканчивается впадением реки в Азовское море.

Истоки, устье и направление течения Дона

Река Дон на карте

Истоками реки считается озеро Иван, находящееся в центральной части Восточно-Европейской равнины около города Новомосковск, Тульская область. По отношению к столице России, городу Москве, озеро находится в 200 км к югу.

Река Дон на всем своем протяжении сильно петляет. Так, от истоков до города Коротояк река то и дело меняет направление течения с севера на юг, а в средней и нижней своих частях течет то на восток, то на запад.

В какое море впадает Дон? Свои спокойные воды река несет в Азовское море, где она образует широкое устье или дельту в Таганрогском заливе.

Гидрология реки

Один из каналов реки Дон

Питается Дон главным образом от своих многочисленных притоков, а также от дождей и талого снега. Многоводье реки составляет в среднем около 1000 кубометров воды за секунду. Уровень воды в реке колеблется значительно на протяжении всего года. Так, в верхней части реки эти колебания составляют 12 метров, в среднем течении - 7,5 метров, в нижнем Доне колебания уровня воды не превышают 6 метров. Отметим, что средняя глубина реки составляет около 6 метров, при этом существуют как мелкие места (2 м), так и глубокие ямы в русле (10-15 м). В апреле и мае, когда тают снега в центральной России, уровень Дона поднимается, в зимнее же время река немного мельчает.

Река Дон замерзает в середине ноября - начале декабря. Верхняя часть реки находится подо льдом в течение 140 дней в году, нижняя же часть замерзает всего на 30-90 дней.

Как уже было сказано, первый подъем воды в реке наблюдается в середине-конце весны, далее в июне-июле он немного снижается, а вот в августе и сентябре наступает новое полноводье, в виду большого количества дождей, которые идут в конце лета-начале осени.

Важность Дона для экономики страны

Волго-Донской канал

После Второй мировой войны на Дону началось строительство различных сооружений, которые имели важное экономическое значение для России. Так, для получения гидроэлектроэнергии была построена платина около города Цимлянск. В 1952 году был построен канал длинной 102 километра на широте города Волгоград, который соединил две главные реки европейской части нашей страны: Дон и Волгу.

Поскольку Дон имеет не быстрое течение на протяжении всей длины русла, то он является хорошей судоходной рекой. Корабли ходят по нему, начиная с 400 км от впадения реки в Азовское море и вплоть до его истоков. В декабре и январе река замерзает, поэтому судоходство по ней прекращается. Основными грузами, которые перевозят по Дону, являются зерно, дерево и строительные материалы. Дон с другими реками страны соединяет множество судоходных каналов, по которым можно попасть из Черного моря в Каспийское, в Балтийское и в Северный Ледовитый океан.

В реке водится большое количество рыбы (окунь, щука, карп, осетр), поэтому по берегам Дона построено много предприятий, которые занимаются добычей рыбы и осетровой икры.

На берегах Дона возведено множество российских городов, например, Данков, Задонск, Серафимович, Калач, Цимлянск, Ростов, между которыми постоянно курсируют туристические катера.

Основные притоки Дона

Как было выше сказано, Отец-Дон имеет более 5000 притоков. Приведем основные из них:

  • Река Красивая Меча.
  • Сосна.
  • Чир.
  • Донец.
  • Воронеж.

Реки Красивая Меча и Сосна являются правыми притоками верхнего Дона, в который они впадают между городами Данков и Задонск. Река Воронеж - левый приток среднего Дона. Реки Чир и Донец являются правыми притоками нижнего Дона, при этом Чир впадает в Дон немного ниже города Калач, а Донец сливается с Доном в районе города Константиновск.

Другие реки меньшего размера, впадающие в Дон, это Цимла (длина 186 км) и Кумшак (длина 121 км).

Устье реки Дон

В какое море впадает река Дон? Конечно же, в Азовское, однако дельта или устье реки, является не самым большим по площади, несмотря на то, что Дон приносит Азовскому морю больше всего воды. Устье Дона по площади составляет всего 538 км 2 , что равно 12,5 % от площади дельты другой важной реки, впадающей в Азовское море, Кубани.

Дельта Дона, которая в древности была известна, как "Палус меотис" (болотистая местность меотов - народ, населявший эти места), расположена на территории Ростовской области в Таганрогском заливе. Дон впадает в Азовское море в его северо-восточной части. Устье представляет собой болотистую местность, где находится множество озер, между которыми имеются поросшие камышом островки. Фауна Дона известна большим количеством шакалов и фазанов. Одной из главных особенностей устья реки у берегов Азовского моря, куда впадает Дон, является большое количество ила, которое откладывается ежегодно, поэтому с целью поддержания судоходства в дельте Дона здесь постоянно ведутся работы по очистке имеющихся каналов.

"Тихий Дон"

Донские казаки

Рассматривая вопрос, куда впадает река Дон, нельзя не упомянуть про казаков. История российского казачества тесно связана с рекой Дон, ведь они поселились на его берегах еще в XVI-XVII веках. Дон является центральной темой всех произведений Михаила Шолохова, который родился в казачьей станице Вешенская. Всемирно известное его литературное произведение "Тихий Дон" (1957 год) повествует о донском казачестве и о разрушении его стиля жизни после Первой мировой и гражданской войн.

Читайте также: