Где находится завод заз

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

География автопроизводителей. Украинский ЗАЗ и его микролитражки

Производством легковых автомобилей на территории УССР занимался ЗАЗ – Запорожский Автомобилестроительный Завод.

Завод освоил полный производственный цикл изготовления автомобилей – от штамповочного производства до окраски и финишной сборки.

В настоящее время вместе с ЗАЗом в корпорацию «УКРАвто» входит Ильичевский завод автомобильных агрегатов, в советское время участвовавший в сборке автомобилей ЗАЗ, а после распада Союза на заводе была крупноузловая сборка Daewoo Lanos, Nubira, Leganza. Также собирались Мерседесы Е-классса, Opel Astra, Chevrolet Aveo и Lacetti и других автомобилей. В 2012 году было принято решение о прекращении автомобильного производства, цеха завода планировалось передать под складские помещения. Тем не менее, в 2014 году было возобновлено крупноузловая сборка автомобилей Киа, но уже в 2015 году завод был ликвидирован окончательно.

Также с ЗАЗом работал Мелитопольский Моторный Завод: большинство автопроизводителей были зависимы от РСФСР в части двигателей, на большинство автомобилей они поставлялись из РСФСР и были заимствованными, но ЗАЗ имел свой цех и двигатели собственной разработки.

ЗАЗ был основан в 1863 году, на нем производили железные детали к ветряным мельницам, позднее завод стал производить жатки, молотилки, именно здесь был выпущен первый в СССР комбайн.

В 1961 году получил название ЗАЗ, завод был перепрофилирован под производство легковых автомобилей. Завод выпускал микролитражные автомобили: те, кому были недоступны «Москвичи», «Жигули» и уж тем более «Волги», вполне оставались довольны, если им удавалось приобрести «Запорожец».

Первой моделью был «горбатый запорожец» ЗАЗ-965А, который выпускали до 1969 года.

Двигатель объемом 0,75 литра и мощностью 23 л. с. был четырехтактным, мог разгонять автомобиль до 90 км/ч и был экономичен – расход его был 6,5 л/100 км. Двигатель разрабатывался специально под автомобиль. Примерно 20 зарплат среднестатистического инженера – и данный автомобиль мог стать не мечтой, а собственностью. Если сейчас брать среднюю зарплату равной 40 тысячам рублей, то примерным ценовым аналогом "горбатого" в наше время являются автомобили за 800 тысяч - это КИА РИО, Хендэ Солярис, Лада Веста, Фольксваген Поло и другие бюджетные модели. На данный автомобиль многие пересаживались с мотоциклов – и ездить можно круглый год, и крыша над головой защищает от непогоды, и ветер не дует.

Главный недостаток: отсутствие водяного охлаждения двигателя часто приводило к его перегреву в жаркую летнюю погоду.

В 1967 году на конвейер завода пошла новая модель – ЗАЗ-966, имевшая ряд конструктивных сходств с предшественником. 966-я модель выпускалась с 1967 по 1972 годы, на нее ставился тот же двигатель, что на последние версии 965-го: МеМЗ-968 объемом 1,2 литра и мощностью 40 л. с. С таким двигателем автомобиль можно было разогнать до 100 км/ч, расходовал на 100 км он 5,5 литра.

Новая модель была более комфортабельной, в ней был исправлен ряд недостатков предшественника, в 1973 году было выпущено 100 тысяч автомобилей, хотя изначально планировалось вывести объемы производства на объем 150 тысяч машин в год.

С 1971 по 1994 год выпускался доработанный 966-й – ЗАЗ-968. Сперва выпускался 968 без индексов, с 1973 по 1979 – с индексом А (имел новые сиденья от ВАЗ-2101 и тормоза с раздельным приводом), с 1979 года – с индексом М (другие задние фары, измененная панель приборов, измененная система охлаждения двигателя и ряд других, менее значительных доработок).

ЗАЗ-968М имел три варианта силовой установки: МеМЗ-968Э (41 л.с.), МеМЗ-968ГЭ (45 л.с.) и МеМЗ-968БЭ (50 л.с.) 968ГЭ получал плюс 4 л.с. благодаря двухкамерному карбюратору и новому выпускному коллектору, МеМЗ-968БЭ имел те же доработки, что и двигател ьс индексом ГЭ, плюс к ним добавлялись новые головки цилиндров с уменьшенным объемом камер сгорания, за счет чего удалось повысить степень сжатия с 7,2 до 8.4

В 1987 году ЗАЗ начинает производство новой модели – «Таврии» (ЗАЗ-1102). Автомобиль проектировался с 1978 года – ЗАЗ попал в аналогичную с АЗЛК ситуацию и имея на руках наработки по новой модели получили от министерства указание скопировать Ford Fiesta 1976 года. Наибольшее распространение получили автомобили в кузове хэтчбэк, но также выпускались и универсалы и лифтбэки.

«Таврия» выпускалась до 2007 года, последний автомобиль семейства – ЗАЗ-1103 «Славута» - сошел с конвейера в 2011 году. Это семейство автомобилей стало первым для ЗАЗа с водяным охлаждением двигателя.

Преемником «Славуты» на конвейере стал ZAZ Forza на основе китайского Chery А-13.

К слову, в 90-х завод начал расширять портфель заказов путем дозагрузки мощностей сторонними разработками: в 1998 году завод начал сотрудничество с Daewoo, которое продлилось до 2003 года, но плод сотрудничества – ZAZ-Sens (позднее Lanos) – жил на конвейере с 1997 года. Для этой модели МеМЗ разработал новый двигатель объемом 1,4 литра. В 2004 году на заводе начали параллельно со своей продукцией собирали ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099.

В 2012 году завод останавливал производство на несколько месяцев, в 2013 году в поисках дополнительной загрузки предприятие стало участником государственной программы утилизации старых автомобилей, на заводе стали разбирать старые машины. В 2014 году объемы производства стали падать до катастрофических, за июль было произведено 8 машин, параллельно этому было сокращено 2 тысячи рабочих, в августе завод перешел на трехдневную рабочую неделю, а к концу года практически остановился: автомобили завод уже не выпускал из-за отсутствия спроса, изготавливались только запчасти. За 2015 год было выпущено 3,5 тысячи автомобилей – сокращение производства на 71%. В 2016 году завод представил новый концепт-кар, но из-за отсутствия финансов в серию его запустить не представляется возможным, да и на фоне сокращения рынка автомобилей в Украине и прекращения сотрудничества с Россией найти покупателей на новый автомобиль будет сложно. Фактически с 2015 года завод находится в предбанкротном состоянии.

В 2016 году, после длительного простоя, завод снова заработал. Он стал выпускать фургоны ZAZ Vida Cargo

Автомобиль является собственной разработкой ЗАЗа. Построен он на агрегатах Шевроле Авео, путем изменений в конструкции получился фургон, которого семейство Авео в своем модельном ряду не имело. Но большого спроса на автомобиль не наблюдалось и в 2018 последовало новое пике: за целый год завод не выпустил ни одного автомобиля, долгожитель ЗАЗ Ланос окончательно был снят с производства. Жизнедеятельность завод поддерживал за счет выпуска кузовных деталей, на которые сохранялся спрос.

В декабре 2018 года начата процедура банкротства завода. Несмотря на эту процедуру, летом 2019 года было объявлено о планах собирать на территории завода грузовики МАЗ. Что из этого получится - пока неизвестно.

История предприятия ЗАЗ

Запорожский автозавод вошел в историю Украины как первенец отечественного комбайностроения, затем стал первым в стране предприятием, освоившим производство автомобилей малого класса. Завод рос, строился, поднимался из руин, реконструировался, перепрофилировался, переобучался, но продолжал идти вперед, следуя основному курсу, направленному на создание качественного отечественного автомобиля.1863г.
Летопись Запорожского автомобилестроительного завода ведется с момента создания голландцем по происхождению колонистом Абрагамом Коопом предприятия, специализировавшегося на выпуске сельскохозяйственных машин и оборудования.

1863г.
Летопись Запорожского автомобилестроительного завода ведется с момента создания голландцем по происхождению колонистом Абрагамом Коопом предприятия, специализировавшегося на выпуске сельскохозяйственных машин и оборудования.

1908г.
Основан Мелитопольский моторный завод (сегодня – структурное подразделение ЗАО «ЗАЗ») по выпуску стационарных двигателей внутреннего сгорания.

1923г.
Запорожский завод под названием «Коммунар» начинает выпускать зерноуборочные комбайны и другую сельскохозяйственную технику.

1959г.
Начало легкового автомобилестроения в Украине. Всего (с 1960 по 1994 гг.) было изготовлено 3 422 444 автомобилей «Запорожец» в г. Запорожье и двигателей с воздушным охлаждением в г. Мелитополь.

1988г.
Начинается серийное производство легковых автомобилей семейства «Таврия» в Запорожье и двигателей с жидкостным охлаждением в Мелитополе.

2003г.
Завод меняет форму собственности и становится Закрытым акционерным обществом с иностранной инвестицией «Запорожский автомобилестроительный завод».

2004г.
На предприятии создано качественно новое производство. Начато полномасштабное производство автомобилей ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099, «Ланос (Т-150)», «Опель Астра G».

2005г.
Конструкторами ЗАЗа разработан автомобиль Ланос-фургон, на ХРП «ИЗАА» подготовлены производственные мощности для выпуска автобусов «I-VAN» на базе шасси автомобиля «TATA».

2006г.
Запорожский автомобилестроительный завод подтверждает соответствие собственной системы управления качеством международному стандарту ISO: 9001-2000.

Продукция ЗАО «ЗАЗ» соответствует требованиям Евро 2.

Освоен выпуск полуприцепов НХ2210 для перевозки легковых автомобилей. Запорожский автомобилестроительный завод вошел в число общегосударственных лидеров отрасли. Об этом сообщил Оргкомитет согласно данных Государственного комитета статистики.

Освоение гаммы легковых китайских автомобилей «Chery».

По оценке Национального Бизнес Рейтинга ЗАО «ЗАЗ» занимает первое место в номинации «Объем реализованной продукции» в отрасли «Производство автомобилей».

2007г.
Chevrolet Lanos входит в тройку лидеров по популярности в России.

«Автомобиль Года в Украине», самый престижный конкурс в отечественной автомобильной отрасли, назвал Chevrolet Aveo лучшим легковым автомобилем 2006 года в соотношении «цена/качество».

Ресертификационный аудит подтверждает соответствие системы менеджмента качества на ХРП «АвтоЗАЗ-Мотор» требованиям международного стандарта ISO 9001:2000

На заводе FSO в Польше запускается производство Chevrolet Aveo.
Планируемая мощность производственной линии позволит к 2009 году продавать ежегодно более 100,000 автомобилей на рынках ЕС и СНГ. УкрАВТО и GM объявляют о создании СП.

По оценке Национального Бизнес Рейтинга Запорожский автозавод занимает первое место в номинации «Объем реализованной продукции» в отрасли «Производство автомобилей». Запорожский автомобилестроительный завод становится одним из общегосударственных лидеров отрасли.

2008г.
Определены лауреаты двенадцатой общенациональной программы «Людина року — 2007». ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» стал лауреатом программы в номинации «Інвестиція року».

Отгружен в торговую сеть для отправки в Российскую Федерацию 100-тысячный автомобиль Сhevrolet Lanos производства ЗАО «ЗАЗ».

На Запорожском автомобилестроительном заводе создан автомобиль для самого высокого человека планеты.

Лучшим автомобилем Киевского Международного автосалона SIA'2008 был признан Chevrolet Aveo New.

Освоено производство автомобилей Сенс Евро3 с гидроусилителем руля и кондиционером

145 лет назад в Запорожье началась история украинского автомобилестроения — история Запорожского автомобилестроительного завода, одного из старейших промышленных предприятий Украины.

Мелитопольский моторный завод отметил 100-летний юбилей.

Во время проведения Столичного Автошоу 2008 министр промышленной политики Украины Владимир Станиславович Новицкий вручает ЗАО «ЗАЗ» лицензию на производство автомобилей и автобусов №1.

2009г.
Автомобиль Lanos — абсолютный лидер продаж 2008 года в Украине.

Указом Президента Украины за весомый личный вклад в развитие отечественного машиностроения, техническое и организационное совершенствование производства и значительные трудовые достижения работники ЗАО «ЗАЗ» отмечены государственными наградами Украины.

По итогам Национального автомобильного рейтинга — «Авторейтинг 2008», который проводился в рамках «Автомобиль Года в Украине 2009», Лидер продажи малого класса Chevrolet Aveo признан победителем Всеукраинской акции «Автомобиль Года в Украине 2009» в номинации Лучшее соотношение цена-качество.

Запорожский автозавод (ЗАЗ)

Запорожский автозавод (ЗАЗ)

Кроме главного завода, в состав ЗАЗ входят хозрасчетные предприятия, специализирующиеся на отдельных видах работ. Это ХРП "АвтоЗАЗ-Мотор" в Мелитополе, "Ильичевский завод автоагрегатов" в Одесской области и "Искра" в городе Роды.

В апреле 2011 года форма акционерного общества меняется на публичное акционерное общество - ПАО "Запорожский автомобилестроительный завод".

  • Запорожский автозавод готовится выпускать автобусы под брендом Mercedes-BenzЛІГА.Бизнес
  • ЗАЗ наращивает автопроизводство на фоне общего падения отраслиЛІГА.Бизнес
  • Автопроизводство в октябре упало на четверть. ЗАЗ собрал почти 180 машинЛІГА.Бизнес

26 декабря 2016 года ПАО "Запорожский автомобилестроительный завод" в очередной раз сменил форму собственности и название на "Частное акционерное общество "Промавтоинвест".

Собственник. Запорожский автомобилестроительный завод входит в корпорацию УкрАВТО бизнесмена Тариэла Васадзе.

История. Запорожский автомобилестроительный завод известный в СССР производством бюджетных малолитражек "Запорожец", был основан в 1963 году. Предприятие обладает полным циклом производства легковых автомобилей, который включает штамповку, сварку, окраску, оборудование кузова и сборку автомобиля. На базе запорожского автозавода выпускалась широкая гамма легковых автомобилей классов B, C, D, E, S, M - от отечественных "Таврии" и "Сенса" до именитых "Опеля", "Шевроле" и "Мерседеса". В марте 2003-го корпорация "УкрАвто", контролирующая это автопредприятие, и ЗАО "ЗАЗ" подписали договор о сотрудничестве с компанией "Adam Opel AG". В рамках проекта ЗАЗ начал сборку автомобилей марки "Опель" моделей "Вектра", "Астра", "Корса" из ввозимых в Украину машинокомплектов.

ЗАЗ также занимается сбытом автомобилей, запчастей и комплектующих на внутреннем и внешнем рынках; организует строительство и реконструкцию центров технического обслуживания легковых авто; разрабатывает новую автомобильную технику и технологическое оснащение для ее производства; проводит испытание транспортных средств, запасных частей на соответствие техническим требованиям и нормам. Мощности расположенного в Запорожье главного завода ЗАО "ЗАЗ" рассчитаны на выпуск свыше 150 тыс. авто в год. В январе-апреле 2007-го на ЗАЗе было произведено 76838 автомобилей. В том числе 1014 автомобилей "Таврия", 1463 - "Таврия-Пикап", 4938 - "Славута", 7962 - "Сенс", 17565 - "Ланос Т-150", 1945 - "Опель-CKD", 598 - "Опель Астра-Н", 4945 - "ВАЗ-2107", 993 - "ВАЗ-21093", 5157 - "ВАЗ-21099", а также 30258 авто других марок.

13 марта 2012 года начались продажи новой модели ZAZ Vida в Украине. 23 ноября 2012 года завод приостановил производство до 6 февраля 2013 года.

В октябре 2013 года ЗАЗ стал одним из трех предприятий Украины по приему и разборке транспортных средств в соответствии с программой утилизации автомашин.

В июле 2014 года завод выпустил только восемь автомашин. 18 июля 2014 администрация завода приняла решение о сокращении 2,1 тысячи работников. В августе 2014 завод перешел на трехдневную рабочую неделю. В конце 2014 года завод фактически остановил выпуск автомобилей, производя только запчасти.

По сравнению с 2014 годом, в 2015 году продажи ЗАЗа сократились с 7 463 до 2 893 авто, а доля рынка — с 8 до 6,23%. В 2015 году автозавод выпустил 3937 единицы автотранспорта (на 71% меньше, чем в 2014 году). Предприятие по сравнению с предыдущим годом сократило выпуск легковых автомобилей на 71% — до 3 624 ед. В январе 2016 года завод остановился и перешел на выпуск машинокомплектов для General Motors в Египте, где выпускают 20 тыс. авто Lanos в год. На заводе работает чуть больше 1 тысячи человек. В мае 2016 года ЗАЗ презентовал концепт Slavuta Nova, который был разработан совместно c Chery Automobile однако говорить о серийном производстве не приходится.

По состоянию на конец 2016 года после длительного простоя возобновлено производство автомобилей и автобусов. В декабре 2016 года на Запорожском автозаводе стартовал серийный выпуск легкового фургона ZAZ Vida Cargo.

29 ноября 2017 года производство ZAZ Lanos было прекращено.

Завод в 2017 году сократил чистый доход на 15% к предыдущему году — до 434,62 млн грн, чистый убыток снизился в 2,1 раза — до 287,75 млн грн. По данным финансового отчета предприятия за 2017 год, к началу текущего года общая сумма задолженности ЗАЗ составляла 4 млрд 416,7 млн грн, в том числе кредиты банков 1 млрд 775 млн грн.

За 10 месяцев 2018 года завод выпустил только 118 автотранспортных средств, в том числе 85 коммерческих авто и 33 автобуса. В 2018 году предприятие не выпустило ни одной легковой автомашин ы , но продолжало изготавливать кузовные детали.

6 декабря 2018 года начата процедура банкротства завод а.

В мае 2019 года имущество ЗАЗа выставлено на торги, распродажу имущества осуществляет Украинская Центральная универсальная товарная бирж а.

В марте 2020 года завод начал пробное производство автомобилей марки LADA: седана Vesta, кроссовера XRAY и универсала Largus. Машины начали поставлять дилерам. О серийном выпуске пока речь не иде т.

В сентябре 2020 года ЗАЗ начал сборку автомобилей Groupe Renault для Украины .

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.

«Горбатого» могила: почему ЗАЗ оказался не нужен даже Украине

«Запорожцы» покинули украинский рынок: за январь 2019 года не было продано ни одного автомобиля марки ЗАЗ. Линии Запорожского автозавода по выпуску легковых машин законсервированы, а с декабря в отношении предприятия начата процедура банкротства. Как такое произошло с крупнейшим украинским автопроизводителем и есть ли шансы его спасти, разбирались «Известия».

Прощание с «Ланосом»

Запорожский автозавод испытывал проблемы давно: почти весь 2016 год конвейер предприятия простаивал. В 2017-м ЗАЗ работал, но к концу года стало известно, что единственная легковая модель Lanos покидает конвейер. Коммерческие «каблучки» на базе «Ланоса» продержались на конвейере еще несколько месяцев. Кроме того, завод продолжил выпуск машинокомплектов для завода GM в Египте и автобусов на агрегатах индийской Tata.

легковой Lanos на конвейре

Единственный легковой Lanos был собран для проверки простаивающего оборудования


К концу 2018 года в производственной гамме сохранились только автобусы, но их изготовили около сотни. Легковая линия была законсервирована, единственный легковой Lanos был собран для проверки простаивающего оборудования. Фактически весь год дилеры распродавали остатки ЗАЗов — легковые «Ланосы» закончились к декабрю. Фургоны на их базе всё еще фигурируют в статистике за январь 2019 года, но вряд ли их осталось много.

Корейская помощь

В 1997-м Запорожский автозавод был включен в перечень предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины. К этому времени производство упало до минимума: архаичные заднемоторные «запорожцы» были сняты с производства, но даже относительно современные «Таврии» не могли конкурировать с подержанными иномарками. Находящееся на грани банкротства предприятие на несколько лет было освобождено от уплаты НДС. На пути ввоза иномарок встали 25-процентные пошлины. Был найден серьезный зарубежный партнер — южнокорейская Daewoo Motors, согласившаяся организовать на Украине сборку своих моделей и модернизировать «Таврию».

Покраска легкового автомобиля Chance на Запорожском автомобилестроительном заводе

В 2004 году в Запорожье начали варить и красить седан Daewoo Lanos и его более дешевую версию Sens

Из-за банкротства Daewoo крупноузловое производство автомобилей продолжалось недолго, однако новый владелец ЗАЗа — «Украинская автомобильная корпорация» («УкрАВТО») Тариэла Васадзе — заключила сборочные контракты с Mercedes-Benz, Opel и даже с «АвтоВАЗом». Возобновилось сотрудничество с Daewoo, ставшей частью концерна General Motors: в 2004 году в Запорожье начали варить и красить седан Daewoo Lanos и его более дешевую версию Sens — c дорестайлинговым кузовом и мотором украинского производства. Недорогой Lanos быстро стал популярен в России. У нас он продавался под брендом Chevrolet, а после того, как у ЗАЗа истек контракт с GM, был переименован в ZAZ Chance.

Взлет и падение

Дела завода пошли в гору: в 2004 году было выпущено вдвое больше автомобилей, чем годом ранее, а в следующие несколько лет объемы производства только увеличивались. В рекордном для себя 2007-м «АвтоЗАЗ» выпустил 280 тыс. машин, из которых более половины произвели по полному циклу. Экспорт составил 69 тыс., а годом спустя увеличился до 72 тыс. автомобилей. В 2006-м «УкрАВТО» приобрела польский завод FSO, у которого покупала комплектующие для сборки автомобилей, а в 2007-м было подписано соглашение с Минэкономразвития РФ о промышленной сборке в Нижегородской области «Ланосов» и «Сенсов».

Производство без спроса

Стремясь обновить модельный ряд, Запорожский автозавод запустил новые модели под собственным брендом: ZAZ Forza, представлявшую собой китайскую Chery Bonus /Very, и ZAZ Vida — старый Chevrolet Aveo. Однако со сбытом продукции возникали проблемы — и финансовый кризис был не единственной причиной.

ZAZ Forza

Кроме того, со вступлением Украины в ВТО пришлось отменить закон «О стимулировании производства автомобилей», а таможенные пошлины снизить до 10%. Дальнейшее снижение таможенных барьеров, а также бесконтрольный временный ввоз подержанных иномарок на еврономерах убили спрос на «Ланосы».

Введение утилизационного сбора в России и сверхдешевая Lada Granta подорвали продажи украинских автомобилей. После событий 2014 года ЗАЗ окончательно потерял самый большой экспортный рынок. В довершение страны Таможенного союза перестали признавать украинский сертификат качества СТ-1.

В шаге от банкротства

Завод ЗАЗ

Запорожский автомобильный завод

«Для возобновления производства легковых автомобилей, для запуска нового необходимы деньги или партнеры. При этом договором с одним из кредиторов, АО «Укрэксимбанк», прямо предусмотрен запрет на привлечение партнеров и инвесторов, создание совместных предприятий, смену направлений деятельности, подписание кредитных договоров и любые другие действия, направленные на привлечение финансирования, — до погашения заводом задолженности по кредиту. В таких условиях очень сложно найти выход для предприятия», — цитирует слова Евдокименко пресс-служба.

Плохая репутация

В «УкрАВТО» продолжают надеяться, что и после финансовой санации ЗАЗ сможет продолжить свою производственную деятельность. Однако «Ланосу» всё равно требуется замена.

— Репутация этого автомобиля на рынке такова, что сейчас рассчитывать на глобальные продажи нет смысла. Машина устарела морально и технически и никому не интересна, — рассказал «Известиям» заместитель генерального директора медиагруппы «Автоцентр» Виталий Новак.

О репутации некогда популярного «Ланоса» красноречиво говорит тот факт, что служба такси Uklon отключила эти автомобили от своей системы — пользователи жаловались на тесноту и неважный комфорт.

готовые «Ланосы» на ЗАЗ

«Ланосу» всё равно требуется замена

Еще в 2016 году ЗАЗ демонстрировал прототип новой модели Slavita Nova, оказавшейся перелицованным китайским хэтчбеком Riich G2. Сейчас перспективы этой модели туманны.

Как спасти ЗАЗ


Серьезный удар по производству нанесли боевые действия на востоке Украины: в Донецкой области остались 25 предприятий-смежников, в Луганской — 11. Всё же, считают эксперты, Запорожский автозавод можно спасти. Корпорация «УкрАВТО» вкладывалась в модернизацию линий, и их можно переналадить под выпуск другой модели.

Единственный путь для реанимации — контракт с каким-нибудь крупным европейским производителем, считает Новак. По его словам, заинтересованность есть у Renault. Таким образом, в Запорожье можно было бы наладить выпуск популярных Duster и Sandero. Тем более что французский автопроизводитель не может поставлять машины со своих российских заводов. Известно, что премьер-министр Владимир Гройсман обсуждал с представителями Renault возможность размещения автопроизводства на Украине.

Схожего мнения придерживается и российский автоэксперт Сергей Цыганов. Единственным вариантом спасения он видит перепродажу активов профильному западному инвестору с целью организации в Запорожье мелко- или крупноузловой сборки иномарок.

— Именно этим занимался менеджмент ЗАЗа в последние годы. Занимался абсолютно безуспешно. Сейчас завод надо буквально дарить кому-то из иностранцев, но нынешний собственник явно не горит желанием это делать. Ему гораздо выгоднее пойти по апробированному в России пути редевелопмента с продажей части площадей под застройку и сохранением небольшого производства автокомпонентов, — рассказал Цыганов.

Зачем российские «Лады» собирают на украинском заводе ЗАЗ

По словам собеседника, проверка показала, что после многолетней остановки производства мощности ЗАЗа сохранены в работающем состоянии и могут использоваться для производства автомобилей.

При этом собеседник отметил, что о полноценном серийном производстве машин Lada на украинском заводе речи пока не идет.

«Никаких реальных договоренностей по возобновлению серийного производства на ЗАЗе пока не существует. Переговоры ведутся, но мы не можем разглашать информацию о деталях, в том числе и о сторонах-участниках», — сообщил Скляренко.

«Относительно возможного запуска производства на мощностях ЗАЗа, многое будет зависеть от экономической ситуации, геополитической ситуации и конъюнктуры рынка», — сообщил собеседник.

«Никаких комментариев. Спросите у тех, от кого узнали эту информацию», — ответил директор по связям с общественностью АО «АвтоВАЗ» Сергей Ильинский на запрос Авто Mail.ru.

В Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром» не смогли оперативно ответить на запрос Авто Mail.ru.

Между тем в «УкрАвто» признают, что ЗАЗ уже несколько лет находится в активном поиске партнеров и периодически ведет переговоры с рядом крупных международных автомобильных концернов. В том числе и с корпорацией Groupe Renault, которой принадлежит марка Lada. Впрочем, в существующей нестабильной политико-экономической ситуации достичь конкретных договоренностей пока не удалось.

По статистике «Укравтопрома», за 12 месяцев 2019 года ЗАЗ выпустил всего 85 автомобилей. Причем 15 машин — это коммерческий транспорт и 70 — автобусы. Они, собственно, и представлены на официальном сайте марки ZAZ: это «каблучки» на базе старых моделей Chevrolet и три автобуса разной пассажировместимости.

Общее положение автопрома Украины завидным никак не назвать — за весь прошлый год в стране было выпущено 6254 легковых автомобиля. Все они произведены на заводе «Еврокар», где налажена сборка машин Skoda. У предприятий ЗАЗ и «Богдан», когда-то собиравших легковушки, — «по нулям».

Вероятно, для того, чтобы проверить лояльность украинцев к российской марке, собранные на ЗАЗе экземпляры и отправились к дилерам. Запорожское издание Z-city сообщило украинские цены на хорошо знакомые россиянам модели. Они оказались выше российских ценников.

Так, за базовую версию седана Vesta просят 281 820 гривен (около 801 000 рублей по курсу на 12 марта: 1 гривна = 2,87 рубля), Largus обойдется от 307 440 гривен (873 900 рублей), а начальное исполнение кроссовера Xray стоит 285 480 гривен (811 478 рублей). В России «Веста» и Xray с аналогичными 106-сильными моторами и МКП стоят от 629 000 рублей и 619 000 рублей соответственно, а базовая стоимость 87-сильного «Ларгуса» равна 615 000 рублей.

Российский автопром тем временем борется не только с последствиями вспышки коронавируса. Новая напасть — снижение курса рубля — грозит падением продаж из-за роста цен. Что это означает для простых россиян и когда автомобили в нашей стране подорожают — читайте в нашем аналитическом материале.

О том, какие машины пользуются популярностью в России, вы узнаете из видео ниже.

Что сейчас выпускает Запорожский автомобильный завод?

Запорожский автомобильный завод в период существования Советского Союза являлся крупнейшим производителем транспортных средств. Под его именем выпускалась продукция, которая пользовалась спросом в различных сферах деятельности. Самыми популярными автомобилями стали легковые Запорожцы, которые впоследствии были вытеснены продукцией АвтоВАЗа. Не все знают, но Запорожский автомобильный завод существует и сегодня. Однако, он занимается выпуском совершенно другой продукции.

c7dacbd514f1b6a928c313ae959192d7_w650.jpg

Когда к власти пришли коммунисты, предприятие переименовали в коммунаре. Руководство расширило ассортимент

Если даться в самую глубину истории данного предприятия, оно берёт свое начало ещё в 1960-х годах. Тогда один из местных жителей решил открыть несколько мастерских, где производили детали для ветряных мельниц. Деятельность быстро пошла в гору, поэтому вскоре мастерские были переименованы в завод сельскохозяйственной техники. В результате предприятие начало выпускать плуги, молотилки и прочие изделия.

Когда к власти пришли коммунисты, предприятие переименовали в "Коммунар". Руководство расширило ассортимент, так как приступило к производству тракторов, комбайнов и прочей тяжелой техники, которая широко использовалась в сельском хозяйстве Советского Союза. Самый первый автомобиль был выпущен с конвейера в 1961-м году, это был Москвич. Не все знают, но знаменитый Горбатый Запорожец разрабатывался в Москве инженерами АЗЛК. Дело в том, что на родном заводе уже негде было производить данную модель, поэтому её направили в Украину.

15b0a979bf41034c559e66f52a230924_w650.jpg

В 1986 году запорожцы начали тесно сотрудничать с итальянцами. Они приобрели у них цех по окраске кузова, сборке и сварке.

Всего через пять лет Запорожец получил масштабное обновление и новое название – ЗАЗ-966. Автомобиль получился настолько народным, что за все время существования производитель собрал более 3 400 000 экземпляров. Заметим, что выпускалась модель почти 35 лет.

В 1986 году запорожцы начали тесно сотрудничать с итальянцами. Они приобрели у них цех по окраске кузова, сборке и сварке. Именно отсюда начали выезжать первые авто Таврия. Когда Советский Союз распался, предприятие начало моментально терять свои позиции на рынке. Для компании наступил настоящий кризис, который подверг её уходу с рынка. Руководство понимало, что без иностранной поддержки обойтись не получится. В результате начали искать партнёров в США и Франции, но помощь подоспела из Кореи. ЗАЗ Начал работать совместно с Daewoo. Именно так в Запорожье начали собирать ещё такие модели как Lanos и Leganza. В начале 2010-х годов ЗАЗ вышел на стабильный уровень. Таврия была отправлена пенсию, после чего приступили к сборке иномарок.

3b7ba1de8ef86b0d6546b50df034a226_w650.jpg

В марте 2020 г. ЗАЗ спасли отечественные автомобили Lada. Именно здесь начали выпускать такие модели как Vesta, Xray и Largus

Чтобы модернизировать конвейер, закупили отечественное и французское оборудование. На следующем этапе на заводе освоили сборку модели KIA и Chery под собственной маркой. С очередными проблемами пришлось столкнуться в 2014-м году, когда на Украине происходили политические события. Ситуация дошла до того, что в месяц с конвейера выпускали только восемь машин. До 2016 года конвейер встал и заморозился. Самый последний Lanos был выпущен в 2017-м году. Через год руководство объявило о банкротстве предприятия. Все имущество выставили на торги, но реализовать его так и не успели.

6deefc62ea4c3b07567e5a971ad229ea_w650.jpg

Именно здесь начали выпускать такие модели как Vesta, Xray и Largus

В марте 2020 г. ЗАЗ спасли отечественные автомобили Lada. Именно здесь начали выпускать такие модели как Vesta, Xray и Largus. Компания Chevrolet решила собирать здесь кроссовер Arkana специально для рынка Украины.

8078d045135d0e572d3247b1e621fb64_w650.jpg

В перспективе на предприятии должны выпускать электрические автомобили и автобусы

Запорожский автомобильный завод старается следовать мировым тенденциям. Как сообщает руководство, на заводе ранее планировали выпускать достаточно крупную партию электрокаров ZAZ VIDA Cargo EV. Параллельно подготавливали электрический автобус ZAZ A10. Вероятно, данная модель должна была экспортироваться в Польшу.

e6f502c192963922e25e19330ab71d65_w650.jpg

После стендов транспортное средство направляется на полигон для прохождения дорожных испытаний

В перспективе на предприятии должны выпускать электрические автомобили и автобусы, но пока что такая возможность маловероятна. На данный момент государство только начало проводить программу стимулирования. Стоимость аккумуляторных батарей пока не позволяет производить электрокары, которые станут доступны для украинцев.

Все параметры выпущенных автомобилей проверяются на специальных стендах обкатки. Там же специалисты проверяют тормозную систему, регулируют углы установки колес и настраивают свет фар. После стендов транспортное средство направляется на полигон для прохождения дорожных испытаний.

a2d0347fb7cb531d2d31796b7daa8eb3_w650.jpg

Все параметры выпущенных автомобилей проверяются на специальных стендах обкатки

Итог. Запорожский автомобильный завод долгое время присутствовал на рынке. Под его именем выпускались известные советские автомобили, которые пользовались популярностью. Однако, в начале 21-го века производителю пришлось столкнуться с рядом трудностей, но решить их помог АвтоВАЗ.

Запорожский автомобильный завод

В 1863 году голландец по происхождению и колонист Абрагам Кооп создал предприятие, которое специализировалось на производстве сельскохозяйственных машин и оборудования. Данное предприятие в процессе развития стало называться Запорожским автомобилестроительным заводом.

Завод создавался много лет, он терпел неудачи и достигал новых вершин. Его история начинается еще с 1908 года, когда был создан Мелитопольский моторный завод. Потом были революция и гражданская война, которые достаточно серьезно отразились на его работе. В 1921 году завод восстановили под названием «Коммунар». Его работа шла успешно, и уже через три года выпуск сельхозмашин был равен 24 наименованиям.

1923 год для Запорожского завода под названием "Коммунар" ознаменовался выпуском зерноуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники. Первый отечественный зерноуборочный комбайн был изготовлен в 1929 году, а за 1930-1941 годы и за 1947-1952 годы количество выпущенных было равно 129 724 комбайнам. До 1959 года завод выпускал сельскохозяйственную технику.

Легковое автомобилестроение в Украине началось в 1959 году, а уже 18 июня вышел первый опытный образец автомобиля, который получил название ЗАЗ-965 "Запорожец". Через год началось серийное производство данного автомобиля.

От комбайнов к легковым автомобилям.

В середине 50-х годов Советский Союз производил опытные работы над микролитражками, в процессе которых было создано ряд экспериментальных образцов. Данные работы не доходили до серьезного производства. На то время Запорожский автомобилестроительный завод занимался выпуском различных комбайнов, среди которых были и кукурузоуборочные. Толи из-за всенародно известной любви к кукурузе, толи, по утверждениям заводских ветеранов, из-за многочисленных просьб тогдашнего директора завода Т. Е. Габелко, но председатель Совмина Н. С. Хрущев выбрал именно Запорожский автомобилестроительный завод для начала автомобилестроения.

Таким образом, началась работа над заводом, его территория превратилась в большую стройку. В короткие сроки был возведен новый инструментальный цех, площадь которого становила 6000 м2. В первую очередь были построены кузовной корпус и здание для конструкторско-экспериментального отдела. Главный корпус завода был реконструирован и расширен, в нем оборудовали цехи, предназначенные для окраски, отделки, сборки и сдачи автомобилей. Также к главному корпусу пристроили помещение для нового цеха металлопокрытий.

Знаменующим годом для завода стал 1976 год, когда с конвейера сошел миллионный автомобиль, им оказался ЗАЗ-968А.

Сборка ЗАЗ-965 в кузовном цеху, 1961 г. (фото – Фокус)
Сборка ЗАЗ-965 в кузовном цеху, 1961 г. (фото – Фокус) На Запорожском автомобильном заводе, сборка ЗАЗ-966 (фото – БСЭ)
На Запорожском автомобильном заводе, сборка ЗАЗ-966 (фото – БСЭ)

В 1979 году автомобиль ЗАЗ-968М получил серийное производство, а через три года на заводе производили более 600 автомобилей в день.

В 1988 году был выпущен двухмиллионный автомобиль и начался серийный выпуск переднеприводного автомобиля под названием «Таврия». В 1989 году завод изготовил трехмиллионный автомобиль, а в 1993 году отметил 130 лет со дня основания.

30 июня 1994 года прекратился выпуск автомобиля ЗАЗ-968М, прощание с которым происходило в торжественной обстановке. Таким образом, завод полностью перешел на выпуск автомобилей «Таврия». Параллельно велись работы над конструкцией и производством нового автомобиля.

15 апреля 1998 года произошла регистрация украинско-корейского предприятия, под названием ЗАО «АвтоЗАЗ-Дэу», в результате которого возобновили выпуск усовершенствованного автомобиля «Таврия-Нова» и началась сборка таких автомобилей как «Нубира», «Ланос» и «Леганза».

В 1999 году началось серийное производство автомобиля ЗАЗ-1103 "Славута".

Современное положение дел.

Ноябрь 2001 года ознаменовался началом производства автомобиля "Сенс", который был оснащенный двигателем с СРВТ, то есть системой распределенного впрыска топлива, объемом 1,3 л. и производился компанией МеМЗ.

В июне 2002 года началась крупноузловая сборка таких автомобилей как "Мерседес" Е и МL классов.

4 января 2003 года завод изменяет форму собственности, он становится Закрытым акционерным обществом с иностранной инвестицией под названием: «Запорожский автомобилестроительный завод». В январе того же года началась крупноузловая сборка таких автомобиле как "Опель": "Астра G ", "Вектра", Корса", а в декабре началось полномасштабное производство автомобиля ВАЗ.

В 2004 году произошло полное обновление производственных средств завода и началось изготовление таких автомобилей как «Opel Astra G», «Ланос (Т-150)», ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099.

На ХРП «ИЗАА» в 2005 году были подготовлены мощности производства, необходимые для выпуска автобусов «I-VAN» на базе шасси автомобиля «TATA», а также в этом году был освоен пикап ЗАЗ-11055 на базе модели Таврия.

2006 год для ЗАО «ЗАЗ» ознаменовался подтверждением соответствия собственной системы управления качества международному стандарту ISO 9001:2000, его продукция соответствует всем требованиям европейских стандартов. В этом же году начался выпуск полуприцепов НХ2210, которые использовались для перевозки легковых автомобилей, а также на ХРП «ИЗАА» было освоено множество легковых автомобилей «Chery», китайского производства.

В 2007 году была запущенна программа локализации производства для автомобиля Daewoo Lanos, проводился рестайлинг базовой модели, названной «ZAZ Lanos» (ЗАЗ Ланос T-150). Также был разработан и выпущен фургон на его базе.

Сборка автомобилей семейства Таврия
Сборка автомобилей семейства Таврия На конвейере – модель ЗАЗ Lanos
На конвейере – модель ЗАЗ Lanos

«Таврия-Нова» была снята с конвейера в 2008 году. Тогда же происходила роботизация перегрузочных операций роботами фирмы АВВ, в прессовом цеху завода началась производиться штамповка крупных узлов таких автомобиля как «Daewoo Lanos» и «ZAZ-Sens» .

В 2009 году началось производство туристических автобусов ЗАЗ A10L, а также продолжилось изготовление моделей на базе Daewoo Lanos с использованием таких украинских комплектующих как ЗАЗ Sens, ЗАЗ Lanos Hatchback, «ZAZ Chance», и таких моделей таврического ряда как «Славута» и пикап.

В феврале 2011 года начался выпуск новой модели автомобиля ЗАЗ Forza.

ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» или ЗАО «ЗАЗ» это единственный завод в Украине, который обладает полным циклом изготовления легковых автомобилей. Данный цикл включает в себя такие процессы как оборудование кузова, сварка, окраска, штамповка, сборка автомобиля. Запорожский автомобилестроительный завод входит в группу компаний украинской автомобильной корпорации «УкрАВТО», которая является лидером автомобильного рынка Украины, крупнейшим производителем и дистрибьютором, поставщиком высококачественных услуг автосервиса.

История компании ЗАЗ – от «Запорожца» до Lanos

Предприятие «Запорожский автомобильный завод» ведёт свою историю от созданного в 1863 году в г. Александровске (так тогда назывался город Запорожье) небольшого завода по производству сельхозинвентаря. Весь модельный ряд ЗАЗ.

ЗАЗ завод

После революции предприятие было преобразовано в завод по выпуску комбайнов. Однако в годы Второй мировой войны завод был разрушен до основания.

Автомобильная эра

Восстановленное предприятие было перенацелено на выпуск автомобилей и к 1960 году из его цехов стал выходить «Запорожец» ЗАЗ-965 – малолитражный автомобиль с задним расположением охлаждаемого воздухом мотора мощностью в 28 л.с.

ЗАЗ-965

За характерную форму задней части кузова, в чем-то напоминавшую Фольксваген Жук, в народе машину прозвали «горбатый». Несмотря на несколько унизительное прозвище, машина пользовалась популярностью за свою неприхотливость и относительно небольшую цену.

ЗАЗ-968МП пикап

Позже на смену ему пришел ЗАЗ-968, имевший кузов седан и заднее расположение охлаждаемого воздухом двигателя мощностью в 40 л.с. За годы производства машину выпускали в различных модификациях в первую очередь модернизация проводилась с целью адаптировать управление для различных категорий инвалидов.

ЗАЗ-968

Единственный более или менее крупный рестайлинг был проведен для модели 968М: были изменены воздухозаборники охлаждения двигателя, изменился дизайн и конструкция задних фонарей, улучшен дизайн салона и изменены очертания передней части автомобиля.

ЗАЗ-968М

С 1987 года ЗАЗ стал выпускать переднеприводный малолитражный хэтчбек «Таврия» с силовым агрегатом в 51 л.с. Продукция предприятия пользовалась спросом и к концу десятилетия годовое производство автомобилей Запорожским заводом достигло 80 тысяч.

ЗАЗ-966

Однако распад Советского Союза в начале следующего десятилетия принёс Запорожскому автозаводу много проблем. В изменившихся экономических условиях предприятие было занято коренной перестройкой производства.

ЗАЗ Дана

Несмотря на очень тяжелое положение уже в середине 90-х удалось выпускать до 103 тысяч машин в год. Кроме трёхдверной «Таврии» предприятие наладило выпуск её пятидверного варианта под названием «Дана».

Современная история

В мае 1998 года было создано СП, получившее название «АвтоЗАЗ-Daewoo». Кроме модификаций «Таврии» предприятие намеревалось производить автомобили, разработанные компанией Daewoo. Наибольшим спросом пользовалась младшая модель, Ланос, которая выпускалась до 2014 года. На фото ниже изображен ZAZ Chance.

ЗАЗ Сhance

Через шесть лет, компания, ставшая к тому времени ЗАО (закрытое акционерное общество), получила название «Запорожский автомобилестроительный завод». Была проведена коренная перестройка производства и дополнительно начато производство автопродукции компаний Opel и ВАЗ.

ЗАЗ Vida

В следующем году подразделение компании в г. Ильичевске начало производство городских автобусов I-VAN сконструированные на основе автомобиля «TATA». Через год там же был налажен выпуск различных автомобилей конструкции китайской компании Chery.

ЗАЗ Forza

Особым спросом из-за привлекательной цены пользовалась модель ZAZ-Sens, конструктивно являющаяся Lanos, но с собственным, двигателем разработанным конструкторами ЗАЗ с рабочим объёмом 1,4 литра. Позже автомобиль стал называться Lanos 1.4.

ЗАЗ Sens

К 2009 году ЗАЗ стал выпускать Lanos более чем наполовину из комплектующих, производимых на Украине. Предприятие продолжало наращивать выпуск продукции и расширять ассортимент выпускаемых моделей. Однако политическая нестабильность в 2014 году привела к остановке производства.

ЗАЗ Lanos

И к осени руководству пришлось уволить 21000 сотрудников. На весну 2015 года производство автомобилей полностью остановлено, работают лишь некоторые подразделения по выпуску запасных частей.

Читайте также: