Где собирают аурус автомобиль

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Открыт завод Aurus в Татарстане

В течение июня первые машины, собранные в Алабуге, поступят в салоны дилеров марки Aurus. Цены на них начинаются с отметки 18 миллионов рублей. Пока что единственная модель — представительский седан Aurus Senat. В дальнейшем на этой же производственной линии планируют освоить сборку соплатформенного внедорожника Komendant.

В основе автомобиля лежит платформа ЕМП, разработанная институтом НАМИ. Её ключевые особенности — продольное расположение двигателя, полноприводная трансмиссия, гибридный привод, многорычажная подвеска сзади и двухрычажная спереди.

Под капотом — свой собственный турбомотор V8 4.4 мощностью 598 лошадиных сил. Ещё 62 силы выдаёт электромотор, установленный между двигателем и 9-ступенчатой гидромеханической коробкой передач КАТЕ. Седан способен разогнаться до 100 километров в час за 6 секунд.

Всё кузовное и сборочное производство сконцентрировано на территории ОЭЗ. Штамповка поступает с близлежащего завода турецкой фирмы «Джошкуноз», сварка и окраска ведётся прямо через дорогу — в цехах «Соллерс-Форд».

Специально для «Аурусов» смонтировали свою линию сварки — в основном она ручная, но самую ответственную операцию по приварке боковин к кузову выполняют при помощи роботов.

А вот окраска ведётся на одной линии с Ford Transit — ванны для катафорезного грунтования и окрасочные камеры рассчитаны на длинные микроавтобусы, и способны вместить седан длиной 5632 миллиметра. Правда, специально для «Аурусов» линию окраски пришлось модернизировать: добавлено несколько роботов, введена возможность двухцветной окраски. Используются материалы фирмы BASF.

В небольшом светлом цеху ООО «Аурус» — коротенький конвейер длиной около 500 метров длиной всего на 13 постов. Сборка практически полностью ручная: единственный робот отвечает за вклейку стёкол — лобового и заднего. Интересно, что из 57 человек, занятых в цеху, более половины — девушки. А всего на заводе работает 91 человек. В компании говорят, что затраты на развёртывание производства в «Алабуге» составили около 2 миллиардов рублей.

Многие важные компоненты автомобиля локализованы в России: например, автоматическую коробку передач поставляет московская фирмы KATE, рычаги подвески и кулаки — производства магнитогорского МТПК (из заготовок КраМЗ), электромотор гибридной трансмиссии — сарапульского завода СЭГЗ, а инвертор и блоки управления — фирмы ИТЭЛМА. Глубина локализации — 53 процента, но к концу 2022 года её доведут до 80.

А вот двигатель V8 хоть и собирают в НАМИ, но ключевые компоненты — зарубежного производства: алюминиевые отливки головки, блока и поддона картера из Германии, турбины — японской фирмы IHI.

Завод в Алабуге работает в одну смену и рассчитан на производство максимум пяти тысяч автомобилей в год. Пока его единственный продукт — это седан Aurus Senat. Руководитель компании Адиль Ширинов рассказал нам, что в будущем к нему присоединится большой кроссовер Komendant, а вот соплатформенный минивэн Arsenal пока под вопросом — в компании изучают спрос на него. Ну а тяжелобронированный по классу VR10 лимузин на базе «Сената» по-прежнему будут собирать в НАМИ — слишком велики его отличия от обычного седана.

По словам Ширинова, продукцию «Ауруса» планируется экспортировать. Более того, в планах довести долю экспорта примерно до 80% от выпуска. В первую очередь предполагается освоить называемый регион MENA (Ближний Восток и Северная Африка) — поскольку одним из основных акционеров ООО «Аурус» является инвестиционный фонд Tawazun Strategic Development Fund из ОАЭ с долей 36%.

В Татарстане началось серийное производство российского автомобиля класса люкс

В нашей стране началось серийное производство люксовых автомобилей. Первенец — «Аурус Сенат». Старт работе конвейера по видеосвязи дал Владимир Путин. Конечно, спрос на представительские машины особенный. Но важно, что он не только внутренний. За рубежом ждут, когда отгрузят первую партию. И цвет автомобиля напрямую связан с адресом заказчика.

Нажатие символической кнопки и рев мотора — так в Елабуге в Татарстане был запущен завод по серийному производству автомобилей семейства «Аурус».

«Безусловно, это значимое событие для российского автопрома, для отечественной промышленности в целом. Уверен, что автомобили, которые сойдут с ее конвейера будут пользоваться спросом. Как вы знаете, я езжу на таких машинах и сам за рулем неоднократно бывал. Это действительно достойная, качественная машина, соответствующая всем мировым стандартам», — отметил Владимир Путин.

Название «Аурус» получилось от слияния двух слов: «Аурум» («золото» на латыни) и «Россия». На самом деле это целая линейка автомобилей. «Сенат» — лимузин и седан, причем есть в вариации кабриолет. Именно на таком принимал парад Победы министр обороны. Минивэн под названием «Арсенал» (его уже можно было увидеть в кортеже президента) и внедорожник «Комендант».

Президентский же «Аурус» уже побывал во многих странах: в Финляндии, Бразилии. В Саудовской Аравии его сопровождал не совсем привычный нам конный почетный эскорт. Саудиты, кстати, заинтересованы в покупке «Аурусов» в белой расцветке.

«По каждой машине, которая сойдет со сборочной линии, заказчикам предлагается широкий спектр индивидуальных решений, включая выбор не только палитры цветовой комбинации, но и возможности оформления салона», — рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров.

Завод своей высокотехнологичной начинкой поражает уже на входе. На проходной система датчиков следит за тем, чтобы во время пандемии все носили маски. На технологах, а рабочих этого завода иначе и не назовешь, очки дополненной реальности. На складе — дроны для учета наличия запчастей. Пока приходят они сюда, в Татарстан, со всей страны. Диски, например, из Красноярска, а кожаный салон шьют в Рязани. Но это только пока.

«Надеюсь, что в июне, как и планируется, уже будет осуществлена первая отгрузка автомобилей. Но вот на что хотел бы обратить внимание? Если иметь в виду всю совокупность тех, кто работает как участники этого процесса, к 2022 году уровень локализации должен выйти на 80%. Я вас прошу этому уделять необходимое внимание», — поручил Владимир Путин.

То есть в дальнейшем на заводе будут производиться практически все составляющие части автомобиля. При этом конструкторы продолжают работать и над новинками.

«В этом проекте работает команда молодых высокопрофессиональных специалистов, которые по Вашему поручению продолжают развивать этот проект дальше. Они уже разработали лабораторный образец "Аурус", оснащенный водородной топливной установкой», — сообщил Денис Мантуров.

На сегодня такой «Аурус», по словам Мантурова, — единственный в своем классе в мире. Бесшумно министр подъехал на том самом лабораторном образце к журналистам.

При этом выбор производственной площадки, Татарстан, не случаен.

«Мы уже известны как автомобильная республика: наши КамАЗы известны во всем мире. И я уверен, "Аурус" будет таким же брендом, как и "КамАЗ", и мы будем прославлять нашу Российскую Федерацию», — заявил глава Татарстана Рустам Минниханов.

Первыми автомобилями, сошедшими с конвейера нового завода в Елабуге, станут представительские «Аурус Сенат». Стоить они будут около 18 миллионов рублей. Чуть позже начнется серийное производство внедорожника «Аурус Комендант».

Русское золото: в Татарстане запустили производство автомобилей Aurus


Сегодня в Татарстане стартовало серийное производство Aurus Senat – легкого (незащищенного) седана в шести базовых цветах. Президент Владимир Путин положительно оценил реализацию проекта. Он отметил, что впервые в стране была с нуля создана линейка автомобилей представительского класса. По его словам, проект важен для развития отечественного автопрома и экспорта, а также экономики Татарстана. «Уверен, что автомобили, которые сойдут с конвейера, будут пользоваться спросом. Как вы знаете, я езжу на таких машинах и сам за рулем неоднократно бывал. Это действительно достойная, качественная машина, соответствующая всем мировым стандартам», — сказал Путин.

Глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил, что в этом году планируется выпустить 300-350 автомобилей. В будущем на заводе в «Алабуге» планируется достичь показателя в 5 тыс. единиц в год.

«Татарстан – автомобильная республика. У нас есть «Камаз». Я думаю, Aurus имеет огромную перспективу. Это современнейший автомобиль. Сегодня положено начало. На платформе Aurus будет много автомобилей и разных изделий. Для татарстанских производителей это возможность поставить на это производство компоненты. Кроме того, созданы новые рабочие места», – сказал президент РТ Рустам Минниханов. Денис Мантуров напомнил, что, например, в коллаборацию с Aurus вступил Казанский вертолетный завод и его моделью «Ансат».

Первые авто Aurus Senat планируется передать на дистрибуцию в партнерские автосалоны на будущей неделе, сообщил журналистам гендиректор ООО «Аурус» Адиль Ширинов. Машины будут доступны для тест-драйва в Москве, до конца года планируется запустить дилерский центр в Санкт-Петербурге, в перспективе – в Казани, Сочи, Красноярске, Екатеринбурге. На сайте автосалонов стоимость Aurus Senat стартует от 18 млн рублей.

Количество имеющихся заказов топ-менеджер назвать отказался, сославшись на коммерческую тайну. В марте 2020 года Ширинов говорил о 700 предзаказах, из которых 65 – на преддоговорной стадии.

По словам Ширинова, предприятие ориентировано на экспорт: порядка 70-80% производимых авто в 2021-2030 годы планируется сбывать за границу, остальное – в РФ. Одним из ключевых рынков является регион MENA (Средняя и Северная Африка).

«На нем сейчас сосредоточены наши основные усилия. Регион большой – порядка 20 государств, и, самое главное, емкий с точки зрения люксового бренда. Основные усилия, работа по сертификации ведется в этом направлении. Наша задача в этом году решить эти вопросы и в 2022 году выйти на этот рынок. Далее мы планируем идти по Азии (я имею ввиду китайский рынок): там основные лакомые куски. После этого будем смотреть европейский рынок», — сказал глава ООО «Аурус».

У «Аурус» три акционера: доля ФГУП «НАМИ», которое представляет министерство промышленности и торговли РФ, составляет 63,5%, инвестиционный фонд Tawazun Strategic Development Fund из ОАЭ владеет 36%, еще 0,5% у ПАО «Соллерс».

Инвестиции в индустриальную часть проекта (сборочную площадку, сварочный комплекс и модернизацию окрасочного комплекса), составили, по словам Адиля Ширинова, порядка 2 млрд рублей. В ноябре 2020 года, когда инвестпроект по организации сборки Aurus рассматривал наблюдательный совет «Алабуги», сообщалось, что будет вложено 6,6 млрд руб. Стратегический партнер арабский фонд Tawazun должен инвестировать 110 млн евро. Сегодня Ширинов заявил, что окупить инвестиции планируется не более чем за 7 лет. Однако, по его мнению, этот срок может сократиться до 6.


Владимир Путин отметил, что при производстве авто используются порядка 70% комплектующих российского производства. Например, кузова собирают на заводе Ford Sollers в «Алабуге», двигатели – производства Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ». Также отечественным является софт.

Президент РФ отметил, что к 2022 году уровень локализации производства должен составить 80%. Сейчас это 53%. «Если говорить в сравнении с другими отечественными производителями, Aurus будет самым российским автомобилем», – отметил в беседе с журналистами Денис Мантуров.

Главный конструктор Aurus Вадим Переверзев отметил, что для производства кузовов используется железо высокой прочности. Адиль Ширинов добавил, что завод сможет выпускать автомобили с «различными версиями брони». Однако для оснащения Aurus тяжелой броней, наивысшей степени защиты по мировым стандартам, потребуется модернизация производства.

«Данное производство ориентировано на выпуск автомобилей Aurus Senat и внедорожника Comendant. Далее мы пока не рассматривали и не делили, где какие автомобили будут производиться. Сейчас бронированные автомобили производит «НАМИ». Пока это будет так. Но и говорить об ограничениях для этого производства я бы не стал: все возможно с учетом определенных модернизаций и экономической целесообразности», – сказал Ширинов.

Денис Мантуров сообщил журналистам, что в настоящее время для Aurus разработан лабораторный образец водородной топливной установки. Он, по его словам, является единственным мире. В будущем, отметил министр, помимо автомобилей на традиционном топливе, должны появится гибридные модели, а также электромобили представительского класса.

Аналитик «Фридом Финанс» Антон Скловец считает, что рынок для данного проекта является специфичным и узким. «Его перспективы выглядят амбициозно, но очень туманно. Если удастся добиться конкурентной цены, то шансы возрастут, но не стоит забывать, что автомобиль качественной ручной сборки при высокой цене и выпуске в 250-300 автомобилей в год имеет в России ограниченные условия к долгосрочным перспективам развития», – сказал Скловец.

Он отметил, что автомобили российского производства стоимостью свыше 20 млн. рублей будут иметь спрос в сегменте эксклюзивных автомобилей. «Это ставит его на одну ступень с топовыми моделями Bentley и Mercedes-Maybach, поэтому конкурировать придется с многолетним немецким и английским качеством», – сказал Скловец..

Как и из чего собирают роскошные седаны Aurus

Редактор «Мотора» Василий Костин побывал на торжественном открытии завода Aurus в Татарстане — прошёл по цехам, поглазел на сварочное оборудование, выяснил подробности по локализации, поцокал языком у 600-сильного турбомотора, послушал речь министра промышленности Мантурова. И задался закономерным вопросом: что принёс российскому автопрому новый автомобиль для российской элиты?

Сейчас, когда я хожу по стерильно-белому полу сборочного цеха, кажется, что Aurus шёл к серийному производству целую вечность. Ведь проект тогда ещё под условным названием «Кортеж» стартовал в 2012 году. Практически в другом веке, в другой стране — столь многое переменилось с той поры.

Разумеется, мы не можем выяснить реальную мотивацию лиц, принимавших решения. Можем лишь чуточку поспекулировать: наверняка роскошный седан российской марки представляли символическим воплощением российского триумфа, экономических успехов (доходы россиян к 2013 году достигли исторического максимума), флагманом отечественного автопрома.

Кажется, что с пола в сборочном цеху можно есть — такая здесь чистота

Запуск серийного производства новой модели — важнейшее событие для любого автомобилестроителя, которое венчает многолетнюю работу по проектированию и доводке. И сейчас, в эпоху цифрового проектирования, этот путь машина проходит всего за пять-шесть лет. Но Aurus задержался, хотя спроектировали его в крайне сжатые сроки — запустить серийное производство обещали ещё в 2018 году. Впрочем, это было ожидаемо: ведь речь не просто о новой модели, но совершенно новом производителе. У которого не было ни своего производства, ни готовых цепочек поставщиков, ни сервисной сети.

От штучной сборки — к серийному производству

До сей поры все машины собирали вручную на опытном участке разработчика Aurus — института НАМИ (Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института). Серебристый седан, который я фотографировал два года назад на торжественном открытии шоу-рума в Москва-Сити, бронированный лимузин президента Путина, парадный кабриолет, многочисленные машины для испытаний — все родом оттуда.

В таком виде Aurus начинает свой путь по конвейеру. На тележке установлен голый кузов, прикрытый защитными накладками. Двери уже сняты и уехали на отдельный пост сборки

В таком виде Aurus начинает свой путь по конвейеру. На тележке установлен голый кузов, прикрытый защитными накладками. Двери уже сняты и уехали на отдельный пост сборки

Чтобы рабочим было проще ориентироваться, к каждому кузову прикреплён «манифест» с кратким описанием комплектации

При необходимости подробности комплектации можно уточнить через планшет, подключённый к заводской информационной системе

И вот — в Особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане наконец-то открыт завод Aurus. Объём инвестиций в организацию производства крайне скромный по меркам автопрома: всего два миллиарда рублей. Если вы когда-нибудь бывали на автогигантах вроде ВАЗа или ГАЗа, образующих целый город, либо хотя бы на калужской площадке Volkswagen, то удивитесь: а где, собственно, завод?

Больше половины работников на конвейере — девушки.

Вот здесь одна из интерьерщиц ловко собирала внутреннюю обшивку двери

На этом участке в панель приборов заливают софт

Здесь идёт сборка дверей: их в самом начале отделяют от кузова, чтобы было удобнее работать

Новоявленный автопроизводитель всего лишь арендует в индустриальном парке «Синергия 2» одну секцию в ангаре. Через стенку от Ауруса живёт «СТ Алабуга» — местное подразделение ООО «СТ Нижегородец», которое переделывает фургончики Ford Transit; c другой стороны — образовательный центр местного политехнического колледжа.

Провода в массивной оранжевой изоляции относятся к силовой проводке, питающей 46-киловаттный электромотор, ведь Aurus снабжён гибридной трасмиссией

Слева стенды для установки сайлент-блоков, справа на тележках друг за другом едут силовой агрегат с передней подвеской и задняя подвеска

Задняя подвеска крупнее.

. и её литой подрамник отдельно

На глазок, весь конвейер Aurus — в длину метров пятьсот, и на нём лишь тринадцать постов: шесть постов отделки, четыре поста сборки шасси и два — финальной сборки. Кузова и агрегаты передвигаются между ними на автоматизированных тележках. Для тех, кто не знаком с технологией автопроизводства, поясню: столь малое количество постов означает, что на каждом из них производится по многу операций, и такт выпуска машин получается долгим — линия рассчитана на невысокие объёмы выпуска. Для бóльших тиражей нужно дробить операции — вводить дополнительные посты и растягивать конвейер.

На этом стапеле собирают воедино силовой агрегат: к мотору V8 стыкуют электромашину гибридной трансмиссии, коробку передач и раздаточную коробку

Между коробкой передач и двигателем — электромотор сарапульского завода, в пике выдающий 46 кВт и 350 Нм: напомню, что Аурус — это гибрид

Турбомотор V8 4.4 с непосредственным впрыском топлива развивает 598 лошадиных сил и 800 Нм максимального момента. На переднем плане видно серебристый корпус одной из двух турбин IHI

Инвертор гибридной силовой установки

Здесь окрашенный кузов начиняют электропроводкой, устанавливают стёкла, собирают салон. На отдельном стапеле собирают воедино силовой агрегат с обвязкой: мотор V8, в готовом виде пришедший из НАМИ, электродвигатель производства СЭГЗ, автоматическую коробку передач фирмы KATE, раздаточную коробку. По соседству рабочие собирают на подрамниках переднюю и заднюю подвески. Затем подвески и силовой агрегат переносят на пару тележек с подъёмником, чтобы провести «свадьбу» с кузовом.

Единственный робот на сборочном конвейере вклеивает стёкла: датчики по размерам распознают, лобовое или заднее стекло подали на стол; рука с присосками захватывает стекло, а второй манипулятор наносит клей. Чпок — и стекло оказывается в проёме!

Непосредственно на сборке в цеху работает 57 человек, причём больше половины из них — девушки: говорят, что они аккуратнее и внимательнее мужчин. А всего на заводе работает 91 человек. Автоматизация минимальная: единственный робот занимается вклейкой стёкол — ветрового и заднего. Даже в сравнении с ручным производством «Гелендевагенов» в Граце завод Aurus выглядит почти по-домашнему. Ближайшее, с чем уместно его сравнить — это фабрика Rolls-Royce в Гудвуде.

За один шаг до «свадьбы»: кузов подъезжает сверху, под ним видно тележку-подъёмник с подсобранным силовым агрегатом и частью подвески

Под одной крышей с маршрутками

Сборку «Аурусов» разместили в ОЭЗ не случайно: прямо через дорогу находится кузовной цех «Соллерс-Форд». Теперь в огромном помещении вместе с фургончиками Ford Transit варят и кузова представительских седанов.

Каждая боковина — трёхсоставная, как бутерброд

Каждая боковина — трёхсоставная, как бутерброд

Характерным тёмным цветом выделяются детали из высокопрочной стали горячей штамповки

Один из немногочисленных роботов в сварочном цеху отвечает за завальцовку дверных панелей

Впрочем, сварочные линии полностью изолированы друг от друга: специально для «Аурусов» на пустующих площадях смонтировали оборудование корейской фирмы Kyungki Industrial. Почти все операции на ней ведутся вручную, при помощи кондукторов и сварочных клещей. И лишь последнюю, самую ответственную операцию по приварке боковин к полу и крыше выполняют роботы.

Сварка ведётся в основном вручную, вот такими клещами. Потом геометрию кузовов могут проверить по контрольным точкам, а сварные швы просветить ультразвуком. Предусмотерн и периодический контроль швов на разрыв

Постепенно из отдельных панелей вырастает что-то, уже напоминающее автомобильный кузов.

На этом снимке хорошо видно усилители пола из прочной борсодержащей стали (тёмного оттенка)

«Соллерс» в данном случае выступает в роли подрядчика — скажем, как фирма Magna, собирающая родстеры BMW Z4 на заводе в Граце.

Штамповка — из магнитогорского проката, поступает с близлежащего завода турецкой фирмы «Джошкуноз». Его запустили в 2013 году, чтобы обеспечить кузовными деталями совместное предприятие «Соллерс-Форд». С тех пор производство легковых Фордов в России свернули, но турки смогли даже расшириться, и теперь поставляют штамповку на конвейеры Камаза, Фольксвагена, ПСМА Рус и альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ.

Уже почти готовый кузов отправляется на участок приварки боковин.

. где роботы ловко подносят боковины и обваривают

Осталась предпослядняя операция — установка панели крыши.

Ещё четыре метра — и последний шаг перед отправкой в цех окраски: автомат наносит на кузов VIN-номер

А вот красят «Аурусы» вообще на одной линии с Транзитами — размеры ванн катафорезного грунтования (их семь) и окрасочных камер были рассчитаны на самый крупный из микроавтобусов, длина которого составляет 6,7 метра, и легко вместили седан Aurus Senat длиной 5632 миллиметра. Такое решение позволило серьёзно сэкономить — ведь новый окрасочный комплекс такого уровня стоит около 50 миллионов долларов. Имеющийся комплекс пришлось лишь немного модернизировать, добавив несколько роботов с распылителями на подвижных «руках». Используются материалы фирмы BASF с завода в Павловском Посаде.

Ради «Ауруса» в окрасочном комплексе «Соллерс-Форд» освоили трудоёмкую двухцветную окраску

Локализация производства — можно сказать, идейная скрепа проекта. Aurus должен быть отечественным! На карте, которую повесили на стене цеха к приезду журналистов — десятки предприятий со всей России.

В списке и «исконно русские» поставщики автопрома вроде стекольного завода AGC из города Бор, завода ОСВАР (плафоны салона), Димитровградского автоагрегатного завода (молдинги), фирмы ИТЭЛМА (блок управления двигателем, инвертор для электромотора), челнинского Завода механических трансмиссий (фланцы приводов), Нижнекамского шинного завода, изготовителя колёсных дисков СКАД или металлургических гигантов КраМЗ и МТПК, выпускающих детали подвески.

Та самая карта локализации

И иностранные поставщики, пришедшие в страну вместе с западными концернами: ульяновский завод Joyson Safety Systems (бывшая Takata — ремни безопасности и руль с подушкой безопасности), елабужский завод Coşkunöz (кузовная штамповка), самарское предприятие Автокомпонент Инжиниринг 2 с итальянским бэкграундом (панель приборов), подмосковное предприятие Robert Bosch (компоненты ДВС и электрики), тольяттинское предприятие Edscha (петли), российское подразделение Eberspächer (климатическая система).

И предприятия, до сих пор не имевшие отношения к автопрому — как Сарапульский электрогенераторный завод, работающий на оборонку (электромашина для гибридной трансмиссии). И уж совсем неожиданные названия — как кожевенный завод «Русская кожа» из Рязани или чистопольский часовой завод «Восток».

По внешнему виду колеса и не скажешь, что оно выполнено составным

По внешнему виду колеса и не скажешь, что оно выполнено составным

Тем не менее, пока что процент локализации составляет всего 53%. Думаю, ни для кого не секрет: в разработке Ауруса большое участие принимала фирма Porsche Engineering. И многие компоненты автомобиля до сих пор выпускаются за рубежом. Например, двигатель V8 хоть и собирают в НАМИ, но ключевые компоненты — немецкие. Клейма «Made in Germany» я обнаружил на алюминиевом блоке и на головках цилиндров, на поддоне картера и на литом подрамнике задней подвески. А турбины — по-прежнему японской фирмы IHI (хотя по плану должна быть российская Турботехника).

По словам Министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, на очереди — задача довести долю отечественных компонентов до 80% к 2022 году. Для этого литьё всех крупных деталей двигателя — блока, головок и поддона — должны освоить на КамАЗе.

В большинстве репортажей об «Аурусе» обязательно всплывает цифра «пять тысяч автомобилей в год», которую не разобравшись часто называют плановым объёмом выпуска. В «Аурусе» секрета не делают: реально это — максимальная проектная мощность завода, при которой не требуется коренных изменений в технологии.

В конце конвейера кузов машины тщательно осматривает два контролёра в перчатках: они ищут малейшие дефекты, нуждающиеся в исправлении

Российский рынок поглотить в таких количествах новый представительский седан не в состоянии: по состоянию на 2018 год продажи всех автомобилей этого сегмента составляли 4738 единиц. Понимает это и руководство «Ауруса», так что реальный план до конца текущего года — выпустить порядка трёхсот машин, часть из которых разойдётся по дилерам в качестве демонстрационных автомобилей.

Поэтому в дальнейших планах — расширение модельной линейки и налаживание экспорта. Руководитель компании Адиль Ширинов рассказал нам, что в будущем к седану присоединится большой кроссовер Komendant, а вот соплатформенный минивэн Arsenal пока под вопросом — в компании изучают спрос на него. При этом тяжелобронированные лимузины президентского класса по-прежнему будут собирать в НАМИ: слишком велики его технические отличия от обычного седана.

После сборки — контроль на беговых барабанах. Следом машину проверяют на утечку жидкостей — и только после этого устанавливают защитные экраны под днище

Кстати, главный конструктор Aurus Вадим Переверзев раскрыл нам кое-какие подробности перспективных разработок: кроссовер Komendant получит пневмоподвеску вместо обычных стальных пружин на «Сенате», а ещё НАМИ вовсю работает над удлинённой версией седана.

По словам Адиля Ширинова, долю экспорта планируется довести примерно до 80% от выпуска. В первую очередь предполагается освоить так называемый регион MENA (Ближний Восток и Северная Африка) — поскольку одним из основных акционеров ООО «Аурус» является инвестиционный фонд Tawazun Strategic Development Fund из ОАЭ с долей 36%. Следом отечественный премиум-бренд предполагается вывести на азиатские рынки — в частности, в Китай.

Световой тоннель для проверки дефектов на кузове. После — контроль герметичности кузова: в соседнем боксе в салон подаётся избыточное давление и разрежение, и контролируются утечки в ту и другую сторону. Дождевальная камера размещена в соседнем помещении

Правда, даже с двумя моделями и широкой экспортной программой цифра в пять тысяч машин ежегодно всё равно выглядит очень оптимистично. Например, Bentley ежегодно продаёт лишь вдвое больше машин — последние годы цифра колеблется около 11 тысяч автомобилей. Причём 39% приходится на спортивные двухдверки Continental GT — которые даже немного опережают кроссовер Bentayga (37%).

Кстати, на Ближний Восток у Bentley приходится лишь 6-8% продаж (около 800 машин ежегодно), а главные потребители люксовых автомобилей — это Америка (около 3000 машин в год), Китай (2–3 тысячи машин) и Европа (порядка 2,5 тысячи машин). Очевидно, что новому бренду, как Aurus, будет затруднительно выйти на сопоставимый уровень продаж.

В компании «Аурус» рассчитывают выйти на окупаемость коммерческого проекта примерно за семь лет: наладив сбытовую сеть в России и на экспортных рынках, и запустив кроссовер «Комендант». Девять лет назад, на самом старте, в прессе озвучивали суммарную стоимость проекта примерно в 600 миллионов евро.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров на открытии производства

Говорят, что в изначальной концепции проекта «Единой модульной платформы» — именно так называется техническая архитектура Ауруса — предполагалось продавать сторонним компаниям лицензии на разные её элементы. Это помогло бы окупаемости, как помог бы и «эффект масштаба», который создаётся при выпуске унифицированных моделей. Например, в рамках проекта разработали целое семейство двигателей с единым рабочим процессом и разным количеством цилиндров (1, 2, 4, 8 или 12).

На торжественной церемонии открытия производства выступил, ни много ни мало, президент Путин. Правда, по видеосвязи.

С Аурусом связывали проект сравнительно недорогого кроссовера УАЗ-3170, на котором предполагалось использовать элементы платформы ЕМП. Но перспективную модель в итоге положили на полку — и пока что три модели Ауруса являются единственными представителями этой платформы, что осложняет достижение окупаемости.

Впрочем, какая бы судьба ни ждала Aurus в будущем, в наcтоящем у конструкторов получилась современная и самобытная машина. И главное — которую всё-таки довели до серийного производства. Пожалуй, ещё ни одну новинку мне не хотелось опробовать в деле так сильно — ведь мы ждали этого почти десять лет! /m

Новый российский суперседан: факты об Aurus Senat (бывший проект «Кортеж»), которых не знали ранее.

Факт № 1. Создатель «Ауруса» делал «Волги», «Фиаты» и «Джипы». В портфолио Вадима Переверзева, главного конструктора проекта «Единая модульная платформа», есть очень интересная работа: должность ведущего конструктора… в проекте ГАЗ-3103/3104 «Волга»! Их показали на Московском автосалоне 1998 года, но затем проект был закрыт.

В начале 2000-х Переверзев перебрался за границу, а конкретно — в Италию, где работал на концерн FIAT. Там бывший газовец трудился над архитектурой Premium Platform (общей платформой для автомобилей Saab и Alfa Romeo), а также над самыми разными моделями, включая грузовичок FIAT Ducato и кроссовер Jeep Renegade.

К двигателям Porsche и BMW мотор «Ауруса» не имеет никакого отношения. Проект разработки V8 выполняла фирма Porsche Engineering, поэтому многие считают, будто аурусовский мотор — копия двигателя Porsche. Но… У немцев нет такого движка, где диаметр цилиндра — 88 мм, ход поршня — 90 мм, рабочий объём цилиндра — 547,4 см³, а степень сжатия — 9,5:1.
А ещё «эксперты» активно обсуждают, будто поршевцы по просьбе НАМИ просто скопировали 4,4-литровый S63 от BMW. Вроде похоже! Диаметр цилиндра — 88,3 мм, ход поршня — 89 мм, а степень сжатия — от 9,3 до 10,0. На самом деле, тут тоже мимо: достаточно просто посмотреть на силовой агрегат Aurus Senat
если вы знаете, как устроен баварский двигатель S63/N63, то без труда заметите отличия от мотора, который стоит на Аурусе. По словам главного конструктора Вадима Переверзева, двигатель проектировался в сотрудничестве с компанией Porsche Engineering, но по нашему (ФГУП «НАМИ») техническому заданию. Все параметры будущего мотора были заданы российскими инженерами, исходя из потребностей проекта. Это касается и тягово-динамических показателей, и габаритных, чтобы он идеально вписывался в компоновку автомобиля. Проектирование мотора шло бок о бок российскими и немецкими инженерами. Двигатели собираются в ФГУП «НАМИ». Какой-либо унификации с двигателями Porsche нет. Двигатель оригинальный.
Во-первых, турбокомпрессоры у машин ЕМП расположены на внешних сторонах блока цилиндров, а не в развале. Во-вторых, сами нагнетатели однопоточные, компании IHI. В-третьих, привод всех навесных агрегатов осуществляется цепями (всего их четыре) — это требование заказчиков из ФСО, и все цепи рассчитаны на полный срок службы мотора. В-четвертых, Aurus по тому же ТЗ заказчика использует гидроусилитель рулевого управления, насос которого расположен в развале блока.
Седан оборудован двигателем V8 мощностью 598 л.с. (880 Н∙м), которому вдобавок помогает электромотор отдачей 40 л.с. (400 Н∙м). В итоге, почти трёхтонный седан выстреливает до «сотни» за 6 секунд! Или даже быстрее — финальные настройки продолжаются. И, в отличие от вышеупомянутого «Фантома», Aurus имеет полный привод.

Факт № 3. Электромашину гибридной системы производит «оборонка». «Сарапульский электрогенераторный завод», где наладили выпуск электромоторов для гибрида, — это предприятие военно-промышленного комплекса, которое специализируется на разработке и производстве авиационного электрооборудования.

Сама электромашина одновременно выполняет функции стартера, генератора и «ассистента двигателя внутреннего сгорания» — то есть помогает при резких разгонах и ускорениях.

Факт № 4. Здесь действительно уникальная коробка передач. Напомним, что 9-диапазонный автомат на 1 000 Н∙м крутящего момента, разработанный российской компанией КАТЕ, лишён гидротрансформатора, а плавность старта и переключений обеспечивает неожиданное решение — пробуксовка управляющих фрикционов.
В серийные перспективы этого агрегата большинство наших читателей не верили — дескать, на готовых машинах будет какой-нибудь ZF или Aisin. Вот только на выставочном экземпляре стоял действительно автомат КАТЕ, а инженеры проекта уверили нас, что российская коробка спокойно прошла весь цикл пробеговых испытаний.

Факт № 5. К авторам интерьера и внешности приезжал Крис Бэнгл. Знаменитый американец, в своё время сломавший об колено стилистические традиции BMW, читал намишникам лекцию об актуальных тенденциях автомобильного дизайна! А ещё приходил вазовец Стив Маттин, а также другие именитые дизайнеры.

Что это дало? На основные решения ни Бэнгл, ни Маттин не повлияли. Однако расширение кругозора помогло авторам экстерьера найти любопытные решения. Например, передняя стойка кузова имеет выштамповку (на фото её почти не видно), чтобы блики правильной формы визуально уменьшали её толщину. И так далее.

Факт № 6. Здесь есть цитаты из мирового автопрома. Например, подвеска, что передняя, что задняя, очень напоминает конструкцию прошлых поколений BMW. В стиле баварских машин решена и система полного привода (это как раз понятно — в НАМИ купили готовую импортную раздатку на основе электронноуправляемой муфты).

Правда, говорить, что наши инженеры «распилили бабло», а сами просто скопировали «бумер», в корне неправильно! Да, решения похожи, но исполнение — своё собственное. Главное, чтобы надёжность не подкачала: на текущий момент заявленный ресурс «Сената» — 250 000 километров.

Факт № 7. Дизайн-иконой выступил сталинский ЗиС-110. Вроде бы известный факт, но… «Что наши люди считают самыми яркими событиями? Победу [во Второй мировой войне] и полёт Гагарина. А это — эпоха ЗиС-110! Так что сомнений, какую машину брать за образец, не было вовсе», — отмечает начальник управления «Дизайн» ФГУП НАМИ Юрий Черненко.

По просьбе дизайнера Юрия Черненко, мы наглядно сравниваем ЗиС и Packard: это действительно разные машины, притом 110-й куда современнее
Кстати, Черненко буквально вскипает, когда ему говорят об американских корнях ЗиС-110: «Мы изучали этот вопрос! Сталин не ставил формальную задачу скопировать Packard. Это товарищ Власик намекнул, что неплохо бы пристальнее посмотреть на любимую вождём марку». И ЗиС действительно наделили некоторыми характерными чертами. Но лишь некоторыми!».
Кстати, весь тираж седанов на 2019 год выпуска распродан полностью. Хотите занять очередь? Будьте готовы, что машину вам отдадут минимум через 2 года! А всё потому, что большие объёмы выпуска на мощностях НАМИ пока невозможны: в следующем году планируется сделать лишь 120 автомобилей.

Цвет кузова — бордовый, а не черный. Салон — светлая кожа и дерево естественных оттенков. На обратной стороне передних подголовников — мультимедийные дисплеи для задних пассажиров. На Московском автосалоне впервые показали «гражданскую» версию седана Senat из президентской кавалькады автомобилей Aurus. То есть вместо протокольной начинки — все то, чем Aurus собирается привлекать реальных клиентов, готовых заплатить десять миллионов за представительский автомобиль. Отделка натуральным деревом с открытыми порами — это как минимум небанально. Виртуальные приборы с эллиптическими шкалами — изящно. Ручки климат-контроля со своими маленькими дисплеями — современно.

«Это вопрос патриотических понтов»: елабужский Aurus от 18 миллионов за штуку встает на конвейер в мае

Серийное производство российских автомобилей премиум-класса Aurus Senat запустят на заводе «Соллерс» в Елабуге в мае, сообщили сегодня в минпромторге РФ. Разработчики отмечают, что минимальная цена на люксовую российскую марку начнется от 18 млн рублей. Деньги в проект вложили инвесторы из ОАЭ, а среди первых зарубежных покупателей — лидер Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Как считают эксперты «БИЗНЕС Online», авто станут покупать, «даже если машина будет стоить 100 миллионов».

Серийный выпуск авто премиум-класса в Елабуге запустят в мае

По предварительным оценкам, в 2021 году будет собрано 360 машин, в 2022-м — около 1,7 тыс., а в 2024-м объем производства должен превысить 5 тыс. единиц. К концу 2020 года сообщалось, что Aurus получил более 700 предварительных заказов на покупку автомобилей. При этом более 50 заявок уже находятся на преддоговорной стадии, то есть они закреплены за клиентами, которые готовы заключить контракт. Как обстоит ситуация со спросом сегодня — неизвестно. В компании цифры называть отказались, сославшись на коммерческую тайну.

По предварительным оценкам, в 2021 году будет собрано 360 машин, в 2022-м — около 1700, а в 2024-м объем производства должен превысить 5 тыс. единиц
По предварительным оценкам, в 2021 году будет собрано 360 машин, в 2022-м — около 1,7 тыс., а в 2024-м объем производства должен превысить 5 тыс. единиц Фото: «БИЗНЕС Online»

Ранее автомобили производились поштучно на производственных площадках НАМИ. Сегодня спецверсии Aurus используются в гараже особого назначения ФСО для поездок первых лиц государства. Впервые перед широкой публикой автомобили появились в 2018 году на церемонии инаугурации президента Владимира Путина. Сейчас они сопровождают российского лидера в его деловых поездках по всему миру: от Ватикана и саммита «нормандской четверки» в Париже до Японии и Объединенных Арабских Эмиратов. Президент даже катался на лимузине по трассе «Формулы-1» в Сочи и по участку новой платной дороги из Москвы в Санкт-Петербург.

Напомним, проект Aurus уже хорошо знаком Татарстану. Индустриальный партнер НАМИ — завод «Соллерс» в Елабуге. Именно оттуда недавно «выехали» в Москву первые серийные лимузины. Кроме того, руководство СП «Соллерс» рассматривало возможность запуска на предприятии производства двигателей для «путинских» лимузинов, а конечная сборка моторов возможна и на КАМАЗе. Планировалось, что совместное с челнинским автогигантом производство двигателей в ОЭЗ начнется во второй половине 2022 года.

По плану, представленному министерством в конце 2019 года, старт серийного выпуска седана Aurus Senat был намечен на первый квартал 2021-го. В марте этого года стало известно о выпуске первой пилотной партии Aurus, не предназначенной для продажи, — автомобили отправили на испытания в НАМИ. Сообщалось, что до клиентов автомобили дойдут только в мае: «Можно с уверенностью заявить, что Aurus успешно преодолел все сложности пандемийного периода. Подтверждаем, что пилотная партия была произведена по графику», — отмечала пресс-служба минпромторга.

Первый проект Татарстана с привлечением инвестиций из ОАЭ

Aurus — первый российский бренд автомобилей класса люкс, в линейке которого представлены лимузин, седан, минивэн и внедорожник. Кроме того, в марте этого года минпромторг презентовал новый мотоцикл Aurus. Проект получил кодовое название «Кортеж» и реализуется госинститутом НАМИ при содействии группы «Соллерс» Вадима Швецова и фонда Tawazun из ОАЭ. Вложения государства в проект составили 12,4 млрд рублей. Акционеры Aurus — ФГУП «НАМИ» (63,5%), фонд обороны, безопасности и развития ОАЭ Tawazun (36%) и «Соллерс» (0,5%).

В 2019 году объявили о том, что ведется переоснащение завода «Соллерс-Елабуга» для серийного производства автомобилей Aurus. Серийное производство включало в себя штамповку, сварку, сборку, окраску, производство двигателей. Планируемая мощность завода — до 5 тыс. машин в год.

В ноябре 2020 года наблюдательный совет ОЭЗ «Алабуга» одобрил проект по производству премиальных автомобилей, а в декабре уже стартовала пробная сварка кузовов Aurus Senat в Елабуге. Сообщалось, что в проект по сборке авто будет вложено 6,6 млрд рублей от инвесторов из ОАЭ. Автомобили будут собирать на готовых производственных площадях индустриального парка «Синергия-2». Общий объем инвестиций арабского фонда в проект — 110 млн евро.

«Для Татарстана это первый проект с привлечением инвестиций из Объединенных Арабских Эмиратов. Особенно приятно, что данные инвестиции направлены на создание производства в особой экономической зоне „Алабуга“», — отмечал президент РТ Рустам Минниханов.

Тогда же управляющий директор эмиратского фонда Tawazun Аль Джабари выразил надежду, что созданная в «Алабуге» инфраструктура позволит ОЭЗ в будущем стать центром автомобильной индустрии.

Денис Мантуров (справа) заявлял, что клиентская база авто уже готова в ОАЭ и какая-то часть машин уедет на Восток: «Конечно, в плане приобретения машин мы надеемся, что наши партнеры начнут именно с себя»
Денис Мантуров (справа) заявлял, что клиентская база авто уже готова в ОАЭ и какая-то часть машин уедет на Восток: «Конечно, в плане приобретения машин мы надеемся, что наши партнеры начнут именно с себя» Фото: «БИЗНЕС Online»

В Эмиратах особенно заинтересовались российской маркой после визита Путина. Тогда российский лидер въехал на территорию президентского дворца в сопровождении местных Mercedes-Benz, стилизованных под патрульные машины ДПС, и конных всадников. Позднее министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявлял, что клиентская база авто уже готова в ОАЭ и какая-то часть машин уедет на Восток: «Конечно, в плане приобретения машин мы надеемся, что наши партнеры начнут именно с себя».

Переговоры о возможности поставок автомобилей с российскими властями вели и представители Туркменистана. Лидер страны Гурбангулы Бердымухамедов известен своей страстью к технике. Российская модель настолько его впечатлила, что он заявил о желании приобрести всю модельную линейку бренда.

К слову, пока в Елабуге будет готовиться только седан Senat. Однако планируется, что в дальнейшем в Татарстане также начнут выпускаться и внедорожники Aurus Komendant. Новинку планировали презентовать на автосалоне в Москве еще в 2020 году, однако мероприятие отменили в связи с пандемией.

В декабре прошлого года глава Aurus, гендиректор ООО «УАЗ» и президент СП «Соллерс-Форд» Адиль Ширинов отмечал, что старт серийного выпуска внедорожника Komendant планируется весной 2022 года. Ширинов также добавил, что совместно с НАМИ также рассматривается возможность использования минивэна Arsenal в качестве дополнения к продуктовой линейке Aurus.

«Есть очень много людей, которые хотят купить машину как у президента»

По прогнозам экспертов «БИЗНЕС Online», автомобиль может приглянуться российской и мировой элите. Но сможет ли Aurus выдержать конкуренцию на рынке в перспективе — большой вопрос. Кроме того, неизвестны и особенности обслуживания элитной машины за пределами Москвы.

Кирилл Бревдо — автоэксперт, журналист «Комсомольской правды»:

— Aurus будут покупать без всяких инструментов стимулирования, потому что на такой машине ездит президент Российской Федерации и его окружение и эти машины имеют отношение к правительственным структурам. Поэтому цена в данном случае вообще не принципиальна. Если эта машина будет стоить 50 миллионов рублей или 100 миллионов, ее все равно купят те, для кого ее наличие необходимо. А что касается спроса за пределами Российской Федерации, то он, конечно, окажется крайне ограниченным. Интерес проявится, скорее, прикладного характера.

Конечно, Aurus — прежде всего для российского рынка. Если говорить о том, пересядут ли с Mercedes-Benz на Aurus, — тут сложно сказать. Покупать их будут, эксплуатировать — тоже, но тотального пересаживания не произойдет. Скорее всего, у человека, купившего себе Aurus, это окажется далеко не единственной машиной в гараже. Возможна, она станет использоваться во время каких-то статусных поездок, где важно показать свою лояльность к отечественному и немножко искусственному автопрому.

Сложно говорить о недостатках автомобиля, на котором поездить не удалось, но понятно, что рассматривать вопрос цены в контексте недостатков сложно, потому что для этой машины это непринципиально. Что касается Aurus как в целом продукта автомобильной культуры, то это ничем особо не примечательный автомобиль на фоне аналогов иностранного производства. Он не лучше по салону, он не лучше по ездовым характеристикам. Но он, в принципе, и не должен быть лучше. Да, в нем используется новый мотор отечественной разработки, и коробка отечественная довольно продвинутая, но, как это все будет ездить дальше, — вопрос, на мой взгляд, открытый.

Роман Гуляев — автоэксперт:

— В определенных кругах он, безусловно, будет пользоваться спросом, у определенных клиентов. Какие-то VIP'ы на него пересядут, для кого это вопрос больше понтов не с точки зрения Mercedes-Benz, а с позиции патриотизма. И экспортный потенциал Aurus зависит не столько от экономики, сколько от политики. В определенные страны потенциал экспорта точно есть.

Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:

— Вопрос интересный и неоднозначный. Все-таки 22, 20 или 18 миллионов — это дороже, чем предполагалось ранее. Ведь изначально речь шла о том, что по цене будет что-то вокруг Bentley, чуть дороже, чуть дешевле. Но дело даже не в цене как таковой, а в том, что для любого производства важен возобновляемый спрос. Понятно, что есть очень много людей, которые хотят купить машину как у президента. Имеется достаточное количество таких лиц и организаций. Есть такие люди и за рубежом, на том же Ближнем Востоке. Они не гонятся за Aurus как за автомобилем, а просто хотели бы иметь машину как у Путина, российскую. Условно еще один лимузин для богатых шейхов, у которых есть все.

Я считаю, можно четко прогнозировать, что первая волна спроса будет. Вопрос, что последует потом. Представим себе ситуацию: все несколько сотен человек и организаций купили себе этот Аurus. А дальше кто станет покупать? Если не будет стабильных госзаказов, а живой рынок, то это вопрос. Кроме того, важно и сопровождение автомобиля, какие-то запчасти. Это, конечно, не KIA Rio, но что-то все равно нужно. Если эту машину будет относительно легко обслужить в Москве, то как эту машину станут обслуживать, например, в Новосибирской области?

В любом случае машина недешевая. Это авто «с именем президента», «Aurus с его аурой», но у бренда нет истории, у людей отсутствует понимание, как это все будет ездить. Покупая Bentley или Rolls-Royce, человек может примерно представить, как все обслуживается и за сколько эту машину можно продать через 3–4 года. Купил за 20, а продал за сколько? За 10, за 5, за 3? Тоже вопрос, и пока ответа на него нет ни у кого.

Петр Баканов — автоэксперт, ведущий на «Авторадио»:

— Нужно понимать, что в силу заоблачной цены Aurus Senat — это автомобиль не для всех, а для избранных. Поэтому в целом его рынок сбыта ограничен. То есть это в лучшем случае несколько тысяч выпущенных автомобилей в год. Понятное дело, что в силу своей новизны и определенной оригинальности Aurus Senat должен найти своего покупателя. Вероятно, это будут люди, которые не хотят идти в мейнстриме, выделяться в потоке, либо хотят подчеркнуть некие патриотические настроения, либо просто у этих людей есть тяга ко всему оригинальному и эксклюзивному…

Но нужно понимать и другое: как таковых наработок в сфере данного класса и в сфере гражданского применения у нас не так много. Потому что если взять историю подобных марок немецкого или британского производства, то это годы, десятилетия производства машин. Это сформировавшаяся клиентура, сформировавшийся рынок сбыта и как культура производства, так и культура потребления. Это целый свой мир. Насколько удастся Aurus войти во внешний рынок, закрепиться и продолжить свое существование — большой вопрос. Конечно, наверняка найдутся и потребители из-за рубежа, которые захотят опробовать российский эксклюзив. Но насколько долго удастся удерживать эту планку, конкурировать с динамичными и постоянно меняющимися соперниками… Ведь сейчас, в скором времени выйдет новая «семерка» BMW и так далее.

Рынок постоянно меняется — сможет ли Aurus Senat выдерживать эту гонку, эту конкуренцию? Для этого нужны огромные вложения, и, чтобы этот проект окупился, нужен рынок сбыта. Насколько он будет большим — сложно сказать. С одной стороны, это цена, а с другой — мощности завода и весьма специфическая сфера потребления. Поэтому сейчас, наверное, не стоит сильно загадывать вперед. Потому что российский рынок и российский потребитель не насытился даже массовыми машинами. Грубо говоря, народу сейчас нужны бюджетные простые машины, а также какие-то кроссоверы. Понятно, что есть обеспеченные граждане, которые хотят эксклюзива. Но таких людей всегда будут в лучшем случае тысячи. И для них тоже сформировался рынок сбыта. Сможет ли Aurus Senat перебить потенциального клиента у Rolls-Royce — я на этот счет испытываю большие сомнения.

Читайте также: