Где стоит волга гагарина

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

ГАЗ-21 "Волга" Ю.Гагарина

12 апреля 1961 г. советский летчик Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос на корабле «Восток». После этого простому смоленскому парню стали доступны любые автомобили: от советской «Волги» до французской «Матры». Но предпочтение он всегда отдавал изделиям отечественного автопрома.

После полета в космос экзамен в автошколе не помеха!

В 1961 г. Юрий Гагарин после знаменитого полета в космос получил персональный автомобиль с шофером. Вопреки распространенному заблуждению, это была не правительственная «Чайка», а «председательский» ГАЗ-69. Возил Гагарина сержант из ближайшей авиационной части.
Но не подобает первому в мире космонавту не уметь управлять автомобилем. И в 1961 г. Юрий Гагарин на общих основаниях сдавал экзамены на водительские права.
Принимавший экзамен Н.И.Амелин так пишет об этом событии: «Привели мы Гагарина в автокласс, разложили карты перекрестков, расставили машины, трамваи, светофоры. Помню, вопрос у него в билете был о том, где запрещена остановка автомобилей. Отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах. Гагарин сдал экзамен на «отлично». Через несколько минут ему вручили водительские права…»

Космонавты тоже нарушают правила ДТП

Один раз Юрий Гагарин попал в аварию: проехав на красный свет, врезался в старенькую «Победу». И подоспевший милиционер, и потерпевший узнали первого космонавта, поэтому позволили ему уехать на попутной машине. Через некоторое время Гагарин вернулся на место аварии и с удивлением увидел, что виновником происшествия пытаются представить водителя «Победы». Юрий не только восстановил справедливость, но и полностью оплатил ремонт пострадавшей машины.

Щедрый подарок от французского посольства

В 1965 г. Юрий Гагарин побывал во Франции, где посетил фирму Matra, производившую ракетно-космическую технику и попутно занимавшуюся выпуском автомобилей. Там первому космонавту приглянулось двухместное купе Matra-Bonnet Jet VS, которое отличали стеклопластиковый кузов, заднемоторная компоновка, независимая подвеска и дисковые тормоза. По возвращении в Москву во дворе посольства Франции Гагарина ждал подарок – Matra небесно-голубого цвета.
При этом по улицам Москвы «француженка» проехала всего несколько раз: советский космонавт чувствовал себя "не в своей тарелке" в этом шикарном авто. После гибели Гагарина машину хранили в Звездном городке, а в начале 90-х годов продали известному литовскому коллекционеру автомобилей, у которого знаменитый спорткар несколько раз пытались угнать.

Подарок Советского правительства

"Волга" Юрия Гагарина была подарком советского правительства за успешно выполненный полёт в космос. Автомобиль был изготовлен во втором квартале 1960 года и окрашен необычным образом — чёрный кузов и небесно-голубой цвет внутренней отделки. На этой "Волге" Юрий Алексеевич проездил без малого 7 лет…

Чёрная «Волга» Юрия Гагарина

Сегодня, 9 марта, исполняется 84 годовщина со дня рождения Юрия Гагарина, первого человека, побывавшего в космосе. Юрий Алексеевич родился в семье плотника, карьеру выбрал военного лётчика.

В 1955 году Гагарин окончил индустриальный техникум и Саратовский аэроклуб, после чего поступил в 1-е Чкаловское военное авиационное училище имени Ворошилова. Через два года, он окончил училище по 1-му разряду. Заявление с просьбой зачисления в группу кандидатов в космонавты Юрий Алексеевич написал в декабря 1959 года, в начале марта 60-го он был зачислен в группу кандидатов в космонавты, и уже 25 марта начинается его звёздный путь, с занятий по программе подготовки космонавтов.

12 апреля 1961 на космодроме Байконур Юрий Алексеевич скажет своё знаменитое «Поехали», отпечатавшееся в вечности времён, и впервые за всю историю Земли человек покидает её пределы, отправляясь в космос…

Через 1 час 48 минут Юрий Гагарин благополучно возвращается на Землю, уже в новом внеочередном звании – майор, присвоенном ему прямо во время его пребывания в космосе, и наш, русский человек, несмотря на все «железные занавески» становится известным на весь мир.

В это наверное сложно поверить, но у человека, покорившего космос, не было даже водительских прав. Сдавал на права первый в мире космонавт на общих основаниях.

Есть история одного ДТП, якобы с участием Юрия Гагарина. Якобы проехав на красный, он столкнулся с «Победой» Сотрудник ГАИ и потерпевший разумеется узнали первого космонавта, которому надо было срочно куда-то прибыть, поэтому позволили ему уехать на попутке. Справившись с делами Гагарин вернулся на место ДТП и был очень удивлён, что виновником аварии пытаются выставить владельца «Победы». Гагарин сам восстановил справедливость, признав вину в ДТП и полностью оплатил ремонт «Победы» пострадавшей стороне. Сложно сейчас сказать, реальная это история или одна из многочисленных баек вокруг персоны известного человека.

На этой «Волге» и проездил Юрий Алекссевич около 7 лет, до момента свой гибели в авиакатастрофе. Большая часть постановочных, «автомобильных» фото Гагарина именно с этой машиной . Осенью 1970 года Валентина Ивановна, вдова Гагарина, передала этот автомобиль на вечное хранение в музей. Там он находится и поныне, на родине космонавта, в городе Гагарин.

Помимо этой «Волги» было у Гагарина французское спорт-купе, а так же за ним был закреплён служебный ГАЗ-69 с водителем, есть информация о служебной «Волге» ГАЗ-21 3 серии, с номером «84-61 вг», во всяком случае эта машина существует, но как часто пользовался ею Гагарин, сложно сейчас сказать.

Волга с номерами «12 04 юаг».

Есть версия, что у Гагарина была еще одна «Волга» ГАЗ-21, тоже 2 серии только бежевого цвета, купленной Гагариным за свои деньги после того как он остался недоволен качеством сборки подаренного экземпляра, постоянно «сыпавшегося» и в итоге отправленного на завод на основательный ремонт. В сети можно найти несколько «аматорских» фото, на которых запечатлен Гагарин на фоне светлой «Волги», 2-й серии, но вот какой на ней был госномер - не известно, впрочем как и дальнейшая судьба машины.

Где стоит волга гагарина

РОСКОСМОС-СПОРТ


60 лет полету Юрия Гагарина: в ЦПК хранится служебная «Волга» Ю.А.Гагарина

После полёта Юрия Гагарина в космос Центр подготовки космонавтов выделил ему служебную машину — чёрную "Волгу М-21«с государственным номером 84-61 ВГ. Сейчас этот автомобиль стоит в одном из корпусов ЦПК рядом с тренажёрами российского сегмента МКС, на которых космонавты готовятся к управлению кораблями и модулями.

Среди сотрудников Центра есть человек, который не только садился за руль раритетной машины, но и возил на ней Юрия Гагарина по служебным делам. Он не был одним из личных водителей первого космонавта, но должность позволяла выходить им на замену. Исфат Загирович Миннизянов в ноябре 1966 года был назначен командиром отделения АТО, а еще через год стал начальником гаража войсковой части 26266, то есть на тот момент Центра подготовки космонавтов.

О разговорах с важным пассажиром, которые велись в машине во время служебных поездок, Миннизянов распространяться не любит. На вопрос, не боялся ли ДТП или покушений, отвечает, что он человек военный и всегда был начеку. Гагарина, как и других сотрудников ЦПК, которых ему приходилось возить, характеризует только с лучшей стороны. Исфат Загирович бережно хранит удостоверение шофёра-отличника, выданное ему за высокие показатели и отличную дисциплину при вождении транспорта в октябре 1963 года. В его личном архиве сохранилась и групповая фотография на фоне служебной «Волги» Гагарина. На ней Миннизянов третий слева.

На самом деле они отличались не только номерными знаками. Модель личного автомобиля относится ко «второй серии» (16 прорезей на решётке радиатора и прозвище «акулья пасть»). Служебная «Волга М-21» была уже «третьей серии» (37 прорезей на решётке радиатора и прозвище «китовый ус»). Личный автомобиль Юрия Алексеевича стоит под специальным стеклянным куполом возле Дома-музея родителей Ю.А. Гагарина на родине космонавта в Смоленской области.

Машины Юрия Гагарина: что с ними стало и где они теперь?


В день 60-летия первого полета человека в космос нельзя не вспомнить про большую любовь Гагарина не только к полетам, но и к езде. О машинах Юрия Алексеевича рассказано уже не раз, но мы решили копнуть глубже и проследить их дальнейшую судьбу: живы ли, в каком состоянии и где находятся.

Тот самый автобус, который доставил Гагарина к «Востоку-1», после полета продолжал работать на «Байконуре» и возить космонавтов. Ведь он был единственный в своем роде — со специально оборудованным салоном, в котором стояли аппараты для обслуживания скафандров, радиостанции спецсвязи, кондиционеры и многое другое. Однако после гибели Владимира Комарова 24 апреля 1967 года машина была сочтена несчастливой и отправлена в отставку.

Долгое время автобус простоял в дальнем углу «Байконура», затем пропал из вида, и только в середине восьмидесятых обнаружился на задворках одного московского НИИ в весьма плачевном виде. Уникальный экземпляр отправили на восстановление в родной Львов, а оттуда, уже в 1989-ом — в мемориальный музей города Гагарин, причем зачем-то своим ходом. По пути автобус сломался, прибыл в музей на буксире — и снова оказался заперт в ангаре на долгие годы.


Статьи 12 апреля 2016 От ГАЗа до Citroen: все автомобили Юрия Гагарина
Статьи 26 июня 2020 Без паники, Илон. 8 автомобилей, которые могли улететь в космос

Лишь несколько лет назад силами реставраторов из Санкт-Петербурга его привели в надлежащее состояние, и теперь у машины все хорошо. Она находится в собственности музея, живет в гараже и изредка выезжает на торжественные мероприятия, хотя и не является частью постоянной экспозиции. Так что если вам повезет увидеть ее живьем, да еще и попасть внутрь — искренне завидуем.

Именно ее Гагарин использовал для большинства поездок, и с этим связана одна из множества легенд. Мол, машина постоянно ломалась, и когда об этом узнали на ГАЗе — забрали ее на завод и перетряхнули всю технику чуть ли не за ночь. Юрий Алексеевич жест оценил, но на всякий случай купил еще одну «Волгу», а эту поставил в гараж. Новая машина якобы имела бежевую окраску и «красивые» номера 12-04 ЮАГ — дата полета и инициалы космонавта. Но это чистый вымысел, не подкрепленный никакими свидетельствами. До самой гибели он ездил именно на том черном седане, который стоит в музее.

Интересная история сложилась вокруг кабриолета ЗИЛ-111В, на котором Гагарин ехал из Внуково в Кремль на встречу с Хрущевым. Из 12 выпущенных экземпляров три были сделаны именно в таком исполнении — небесно-голубого цвета и с бежевым тентом. Так вот, сегодня сразу двум из них приписывают статус того-самого-автомобиля!


Первый был выставлен на торги год назад аукционным домом «Литфонд» с ожидаемой ценой почти в три миллиона долларов, но покупателя так и не нашел. Согласно информации от продавца, в 1964 году этот ЗИЛ был передан в Армению, где встречал иранского шаха Пехлеви. Затем, судя по всему, он хранился в ереванском ГОНе до 2007 года, после чего был выкуплен бизнесменом Андреем Ковалевым. Машина пребывает в оригинальном состоянии и родной краске — разве что перешит салон.


Однако есть и второй точно такой же экземпляр — отреставрированный и выставленный в Музее техники Вадима Задорожного. Представители экспозиции говорят, что именно этот автомобиль на самом деле вез Гагарина, упоминая, впрочем, что никакой конкретной информации в архивах не сохранилось: ни номера рамы, ни каких-либо еще подсказок, кроме модели и цвета. Возможно, этот спор когда-нибудь будет достоверно разрешен, а пока давайте считать, что два кабриолета Гагарина — намного лучше, чем ни одного.

Наконец, самая знаменитая машина первого космонавта, без упоминаний которой не обходится ни одно 12 апреля. На самом деле Matra Djet разработана гонщиком и конструктором Рене Бонне. Его компанию Automobiles René Bonnet «Матра» выкупит в 1964 году, и именно с этого момента начнется интереснейшая история с победами в Формуле-1 и Ле-Мане, а также революционными дорожными машинами вроде Matra Rancho и Renault Espace. Но мы отвлеклись.


В 1965 году Гагарин посещает авиасалон в Ле-Бурже и надолго застывает возле изящного, приземистого среднемоторного купе. Намекал ли он как-то на желание обладать такой машиной, или же французы сами проявили инициативу, история умалчивает — но уже через месяц, 26 июля, персональный экземпляр Юрия Алексеевича отправляется из Парижа в Москву. Причем своим ходом — под управлением механика «Матры» и с грузом запчастей на борту!

Но самое интересное здесь даже не это. Признайтесь, вы же абсолютно уверены, что машина Гагарина была небесно-голубой, как тот ЗИЛ или салон «Волги»? Это очень красивая и романтичная… неправда! На самом деле купе с номером кузова 10.146 было бежево-серым, gris platine irisé согласно заводской номенклатуре. И не только было, но и есть!

После гибели Юрия Алексеевича в Москву приехал Кястусис Индзюлас — видный автомобильный энтузиаст литовской ССР, председатель местного объединения любителей антикварных машин RIEDUVA. Он уговорил Валентину Гагарину продать любимое купе мужа, которое по сей день и хранится в коллекции Индзюласа в Каунасе. На фотографиях — та самая машина и тот самый Кястусис в ангаре на улице Кестуче, из которого давно хотят сделать музей, но не хватает денег. Говорят, наш Музей космонавтики который год упрашивает коллекционера продать уникальную «Матру», но переговоры пока не увенчались успехом.

Автобус для космонавта

У первого космонавта Юрия Гагарина было много автомобилей – и служебных, и личных. Была роскошная «Волга» ГАЗ-21, подаренная правительством после его космического полета, спортивная «Матра», также доставшаяся в подарок, и даже персональный «Роллс-Ройс», выпущенный в Англии с номерами в его честь.

Но все это было уже после первого полета. А к стартовой площадке в тот день – 12 апреля 1961 года Гагарина – доставил автобус. ЛАЗ-695Б «Львiв» бело-голубого цвета вез будущего космонавта в неизвестность: никто не знал, как сложится тот полет.

ЛАЗ-695Б «Львiв». Фотографии ОАО "ЛАЗ"

-\ -\ -\Работа над автобусом для первого космонавта началась за год до полета, в 1960-м. Ходовую часть ЛАЗа оставили нетронутой, зато кузов сделали коррозионностойким и улучшили его герметичность. Салон – полностью переоборудованый. В передней части стояли два больших кресла и столик между ними – для Юрия Гагарина и его дублера Германа Титова. Здесь же были места для врачей и других специалистов. Cкафандры космонавтов подключались к бортовой сети, чтобы обеспечить нормальную вентиляцию.

Главный пассажир автобуса. Фото с сайта classicbus.ru

Впоследствии этот же автобус исправно возил космонавтов по Байконуру вплоть 23 апреля 1967 года. Последним его пассажиром-космонавтом стал Владимир Комаров, который позднее погиб при приземлении космического аппарата. Космонавты – народ бесстрашный, но суеверный – после аварии с Комаровым автобус заменили на другую модель – ЛАЗ 695Е.

Сейчас автобус находится в отличной форме. Есть вероятность, что в будущем ЛАЗ-695Б станет развозить туристов по «гагаринским» местам.

Фото с сайта vkononov.ru

До сих пор на стартовую площадку российских космонавтов отвозят автобусы «Львов» – с 2008 года этот пост заняла модель 4207, которая мало отличается от серийных образцов. Самым же «продвинутым» космодромным "ЛАЗом" был автобус с индексом 699П – он создавался с расчетом на экипажи космических станций.

Футуристический "ЛАЗ 699П". Фото с сайта denisovets.narod.ru

Космонавты находились на орбите несколько месяцев, и на успех миссии могла повлиять даже легкая простуда, полученная перед стартом. Поэтому автобус для экипажей сделали полностью герметичным, разделенным на три салона – для водителя, космонавтов и сопровождающих, а на входе поставили специальную камеру, очищающую скафандры от пыли.

Astrovan %Сложно сказать, на каком транспортном средстве первые американские космонавты приезжали к своим кораблям -- точно известно лишь то, что с 1984 года для этих целей стали использовать модифицированный автодом Astrovan, производства компании Airstream. На его борту каждый экипаж преодолевает расстояние до стартовой платформы и обратно. И даже несмотря на это, ежегодно Astrovan накатывает не более 1600 километров.

Первый автомобиль, который Юрий Гагарин увидел после приземления в Саратовской области, был ГАЗ-69, обычный «козлик». На этой машине его отвезли в расположение военной части, которая находилась неподалеку. Такой же автомобиль был подарен Гагарину правительством СССР вместе с премией в 15 тысяч рублей сразу после знаменитого полета. Однако водительских прав у Гагарина на тот момент еще не было, поэтому возил его сержант из авиационной части.

ГАЗ-69. Фото с сайта meta.ua

Существует легенда и о другом связанном с первым космонавтом «газике». Когда в 1962 году Гагарин приезжал в Чернигов, программа визита подразумевала проезд на открытом автомобиле вокруг стадиона с горожанами. Однако выяснилось, что такого автомобиля в распоряжении местных властей нет, и начальник городского ГАИ Сергей Конюшковер получил правительственный приказ найти открытую машину «во что бы то ни стало». Говорят, машину гаишники. угнали, обнаружив нужный автомобиль неподалеку от стадиона, а после – вернули на место. Хозяйка «газика», согласно легенде, приехала как раз на встречу с космонавтом и пропажи не заметила.

ЗИЛ 111В

14 апреля 1961 года в аэропорту Внуково Юрия Гагарина лично встречал Никита Хрущев. Для того, чтобы все советские люди через сотни телекамер рассмотрели героя, вновь потребовался кабриолет – редчайший тип кузова для СССР тех времен. Поэтому Юрия Гагарина от аэропорта до Красной площади, где его встречали тысячи людей, вез шикарный ЗИЛ-111В голубого цвета.

Встреча Гагарина в Москве 14 апреля 1961 года. Фото с сайта oldmos.ru

Этот экземпляр можно сейчас увидеть в Музее техники Вадима Задорожного в Красногорском районе Московской области. Возможно, это тот самый ЗИЛ-111В, что встречал первого в мире космонавта. Фото с сайта ostashkov.ru

18 апреля 1961 года Совет Министров СССР издал секретное распоряжение: подарить Юрию Гагарину автомобиль «Волга». В то время это был самый модный и престижный советский автомобиль, доступный простым смертным.

Но у Юрия Гагарина на тот момент по-прежнему не было водительских прав, поэтому, чтобы сесть за руль нового автомобиля, Гагарин выучился в автошколе (причем, в общем потоке) и сам сдал на права. По словам экзаменатора Амелина, сделал это он блестяще, без запинки.

С этим автомобилем связана еще одна легенда, согласно которой Гагарин стал виновником аварии – врезался на «Волге» в «Победу» обычного пенсионера. Инспектор ГАИ, оформлявший ДТП, узнал Гагарина и отпустил космонавта по срочным делам. Потом, как говорят, Гагарин вернулся на место аварии и увидел, что гаишник выписывает пенсионеру протокол. Первый космонавт не согласился, признал свою вину и даже оплатил потерпевшему ремонт машины.

Фото пользователя autoshrek с сайта photo.qip.ru

Известно, что у Юрия Гарина была еще одна «Волга» – ГАЗ-24 с именными номерами «ЮАГ 1204» – «Юрий Алексеевич Гагарин, 12 апреля». Эта машина, по всей видимости, тоже была подарена космонавту правительством. О её судьбе ничего не известно.

Именной «Роллс-Ройс»

Фото пользователя e-board с сайта livejournal.com

Юрию Гагарину затем пришлось еще не раз облететь земной шар, но уже не на космическом корабле. Десятки стран ждали его в гости. 11 июля 1961 года Гагарин прибыл в Англию. За несколько дней до его приезда в газете «Дейли мирор» был опубликован маршрут, по которому будет ехать первый космонавт планеты. Десятки, а может и сотни тысяч англичан выстроились в двадцатикилометровую цепочку от аэропорта до Лондона.

В аэропорту Юрия Гагарина встретил роскошный Rolls-Royce Silver Cloud II. Автомобиль с открытым кузовом, оснащенный шестилитровым двигателем V8 и разгонявшийся до 180 километров в час, имел интересный номерной знак – YG 1. Одни говорят, что этот номер выбрали специально в честь космонавта (по-английски его имя пишется как Yuri Gagarin), другие утверждают, что номер (но не машина) на самом деле принадлежал популярной певице и телезвезде Яне Гард (Yana Guard), и его «позаимствовали» на несколько дней.

Тот самый номер. Фото пользователя e-board с сайта livejournal.com

-\ -\ -\«Роллс-Ройс», предоставленный Гагарину на время визита в Англию, на самом деле был изготовлен по заказу некоего Дж. Френкеля из США, и после отъезда Юрия Алексеевича был отправлен клиенту.

В ходе английской поездки Юрий Гагарин побывал и в Манчестере, но там космонавт передвигался уже на Bentley S2 песочного цвета. На этой машине раньше ездила Елизавета II, а также президент США Джон Ф. Кеннеди во время официального визита в Лондон.

«Бентли», как и «Роллс-Ройс», был кабриолетом – англичане конечно же хотели видеть Гагарина вживую. Во время проезда Гагарина шел проливной дождь, но британцев это не испугало – на улицы вышли тысячи людей. А Юрий Алексеевич, в свою очередь, отказался поднять откидной верх машины.

Bentley S2. Фото с сайта bentleyclassic.com

Французский спорткар

В 1965 году Гагарин побывал на французской ракетно-космической фирме «Matra», которая кроме основной деятельности занималась еще и производством велосипедов и автомобилей. Гагарину очень понравилась маленькая спортивная машина Matra-Bonnet Djet VS. Двухместный автомобиль с пластиковым кузовом был очень легким – около 600 килограммов – и с мотором 1.1 от Renault 8 Gordini мог разгоняться до внушительных 190 километров в час.

Когда Гагарин после «мирового турне» вернулся в Москву, его пригласили во французское посольство и снова. подарили машину. Это была та самая Matra-Bonnet Djet VS, и вновь небесно-голубого цвета. Несмотря на то, что первый космонавт очень любил эту машину, ездил он на ней всего два раза. Наверное, не хотел привлекать к себе лишнего внимания.

После гибели Гагарина и до начала 90-х его «Матра» находилась в Звездном городке, после чего ее купил некий литовский коллекционер автомобилей. Говорят, у нового владельца эту машину уже пытались несколько раз угнать, но безуспешно.

Фото с сайта meta.ua

Последний автобус

27 марта 1968 года Юрий Гагарин, вернувшийся в авиацию, должен был ехать на аэродром для тренировочного полета на истребителе МИГ-15. Он мог выбрать любую из своих машин – «Волгу», «Матру» или служебный автомобиль. Но он сел в автобус для космонавтов ЛАЗ-695Б, точно такой же, который вез его утром 12 апреля 1961 года к космическому кораблю «Восток». В автобусе он обнаружил, что забыл пропуск, и попросил развернуть машину, чтобы съездить за ним. Коллеги уговаривали космонавта не делать этого – плохая примета. Но Гагарин настоял на своем и вернулся за пропуском. А затем сел в автобус, который доставил его к истребителю МИГ-15. Последний раз в жизни.

Гараж Юрия Гагарина: автомобили первого космонавта

У первого космонавта планеты автомобилей было не так уж много, однако историй, связанных с ними, – хоть отбавляй. Например, главной автомобильной тайной Космонавта №1 по сей день остается легенда о его первом авто. Отдельные историки до сих пор утверждают, что свой первый автомобиль, да еще какой – длиннобазный седан «ЗиМ» ГАЗ-12 с шестицилиндровым мотором – Гагарин приобрел еще до своего полета в космос. Но эта легенда кажется сомнительной сразу по нескольким причинам. Во-первых, цитируемые «свидетели» почему-то постоянно «путаются в показаниях», описывая «первый автомобиль Гагарина». Во-вторых, нигде в архивах ГАИ записей о регистрации этого автомобиля на Юрия Гагарина не сохранилось. Ну и, наконец, элементарный здравый смысл не позволяет представить, зачем скромному в душе старшему лейтенанту Юре Гагарину, на руках у которого молодая семья, а впереди – полная опасностей космическая бездна, тратить свою, пусть даже огромную по советским меркам, зарплату за два с лишним года (!) на гигантский «членовоз», да еще и не имея при этом водительских прав. Скорее всего, «тайна гагаринского лимузина» объяснялась куда проще: возможно, будущий космонавт учился водить за рулем чьей-то машины (или машин, отсюда и расхождения свидетелей в моделях и цветах). По крайней мере, когда уже после возвращения с орбиты пришла пора в придачу к «космическим правам» получать еще и автомобильные, Человек планеты без проблем сдал экзамен на общих основаниях. «Привели мы Гагарина в автокласс, разложили карты перекрестков, расставили машины, трамваи, светофоры, – вспоминал позднее принимавший экзамен инспектор Н. И. Амелин. – Помню, вопрос у него в билете был о том, где запрещена остановка автомобилей. Отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах. Гагарин сдал экзамен на «отлично». Через несколько минут ему вручили водительские права…»

Поговаривают, что сразу после возвращения первого космонавта на Землю ему по разнарядке «дорогого Леонида Ильича», курировавшего в то время космическую программу, подарили небесно-голубой кабриолет «Чайка». Но судьба этого автомобиля так и осталась тайной. Если такой подарок и был сделан, то, скорее всего, носил условный характер и осел где-то в гараже особого назначения.

Гараж Юрия Гагарина: автомобили первого космонавта

Гараж Юрия Гагарина: автомобили первого космонавта

Последняя, правда, несмотря на спецсборку, почему-то постоянно ломалась, по крайней мере, до тех пор, пока во время очередного официального визита Гагарина на ГАЗ заводчане не поинтересовались у первого космонавта, доволен ли он машиной. Гагарин не стал разводить политес и честно ответил: «Доволен, но иногда возникают проблемы. » После этого всего за одну ночь горьковчане полностью перебрали гагаринскую «Волгу». И, судя по ежегодным поздравлениям от космонавта с Днем машиностроителя, которые приходили на ГАЗ вплоть до гибели Юрия Алексеевича, на этот раз Гагарин действительно остался доволен машиной. Сегодня этот автомобиль в стеклянном гараже входит в экспозицию Мемориального музея первого космонавта в г. Гагарине.

Гараж Юрия Гагарина: автомобили первого космонавта

Но, пожалуй, самым знаменитым и скандальным автомобилем Юрия Алексеевича стала его первая и последняя иномарка – спортивное купе Matra-Bonnet Jet VS. Машину эту Гагарин впервые увидел в экспозиции авиационно-космического концерна MATRA (Mécanique Avion Traction) на выставке 1965 года во Франции. Matra, которая ради открытия автомобильного подразделения годом ранее приобрела компанию Rene Bonnet, как раз только запускала производство гоночных и спортивных авто. Всего четыре года понадобится фирме, чтобы в 1969-м выиграть чемпионат мира «Формулы-1» (до наших дней этот титул так и остается единственным для машин Ф-1, построенных во Франции). На то же, чтобы покорить сердце первого космонавта планеты, Marta хватило нескольких минут. Заметив интерес Гагарина к своему спорткару, французы тотчас отправили автомобиль в Москву, и по возвращении на родину во дворе французского посольства на ул. Димитрова первого космонавта ждал подарок – небесно-голубая Matra-Bonnet.

Гараж Юрия Гагарина: автомобили первого космонавта

Увы, в полной мере насладиться автомобилем Юрий Алексеевич не смог. На свою беду в Париже, разглядывая свой будущий спорткар, Гагарин попал в кадр балканского фотокора, и вскоре один из югославских журналов опубликовал три снимка космонавта рядом с французской гоночной машиной, сопроводив их язвительным комментарием: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом».

Гараж Юрия Гагарина: автомобили первого космонавта

От гнева главного партийного идеолога СССР Михаила Суслова Гагарина тогда спас Николай Каманин. «Звонил Суслов, – значится в дневнике начальника первого отряда космонавтов от 5 октября 1965 г. – Он спросил, знаю ли я о статье. Я ответил, что с содержанием статьи знаком, статья пасквильная. Французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он увлекается быстрой ездой. Принять подарок от французов ему посоветовали министры Дементьев и Смирнов и наш посол в Париже Зорин. Суслов удовлетворился моим ответом, но посоветовал быть осмотрительней с подарками космонавтам из капиталистических стран».

Гараж Юрия Гагарина: автомобили первого космонавта

Гараж Юрия Гагарина: автомобили первого космонавта

Естественно, о своем разговоре с Сусловым Каманин Гагарину рассказал. Неудивительно, что Юрий Алексеевич после этой выволочки ездил на Matra крайне редко, предпочитая не провоцировать лишний раз ЦК КПСС. Хотя скорость он, безусловно, любил. Несмотря на присущий ему природный такт, за рулем Гагарин, на тот момент знавший, что такое скорость, пожалуй, лучше всех на планете, порой позволял себе и полихачить. Несколько раз это приводило к авариям. Но Гагарин всегда вел себя достойно. К примеру, однажды в 1963-м он проскочил на красный, протаранив на перекрестке старенькую «Победу», но когда попытавшийся прикрыть космонавта инспектор ГАИ начал было составлять протокол на водителя «Победы», Гагарин сам признал свою вину и оплатил пострадавшему ремонт автомобиля. Впрочем, чему тут удивляться?! Вы же «знаете, каким он парнем был»!

Редакция рекомендует:


«Галогенки» Osram Night Breaker 200: как улучшить свет фар и ничего не нарушить


Как вернуть неокрашенному пластику кузова черный цвет?


Как победить коррозию? Эффективный способ для самостоятельного устранения ржавчины

Меркантильный вопрос про Волгу Гагарина


Заведующая мемориальным отделом: Т.Д. Филатова

Такое впечатление что смысл моего вопроса никто Слышать не хочет.

"Передать на вечное хранение в музей" это значит лишить себя и семью потерявшую кормильца не только суммы в несколько тысяч рублей, но и дефицитного автомобиля который можно использовать по назначению.
При том что ценность ее как экспоната мне не очень понятна.
Постановление что ты привел я читал. Машина по вызову из гаража МО не заменяет личной волги.
Вот это мне и непонятно.

Ну во первых память об отце она выше меркантильных интересов, во вторых отдавалось не последнее, а в третьих передача автомобиля для экспонирования в музее это не обязательно передача права собственности на этот автомобиль.

Я вот завтра на ВДНХ тоже отцовскую машину отвожу в экспозицию, но это же не значит что она перестает быть моей. Разница лишь что машина моего отца на ВДНХ простоит пол года, а срок экспонирования Гагаринской не ограничен.
Но опять же, это лишь одна из версий, наиболее мне близкая, так как сам так храню несколько машин в России и Англии.

тогда, сейчас, какая разница, меркотность она ж вне времени :)

А давай назовем каждую последнюю среду месяца "меркантильной средой"
и будем в этот день чужие бабки пересчитывать .
типа в этот день это не западло, типа в этот день это по феншую .

+1 стоит вроде

А теперь, товарищи, читаем сюда: Фамилия ГАГАРИНА Имя ВАЛЕНТИНА Отчество ИВАНОВНА тел. дата рожд. тип опер. Первичная регистрация дата опер. 03.02.1970 адрес ЗВЕЗДНЫЙГОРОДОК д. 2 кв. 22 авто ГАЗ 21 гос. номер 7878МОД дата вып. Источник -

Короче, заходим и пробиваем номер 7878мод!

во-первых, это был подарок Правительства Гагарину а в те времена не то что подарки сдавали, а и ордена умершего.
во-вторых, н совсем на сторону машина ушла - там этим музеем заправляет его родственница. в-третьих, семья получила персональную пенсию, что позволяло оплачивать расходы на такси, в-четвертых, вот читай документ))

Я сам долго не доверял версии начёт подарка. Но под 50-летие полёта по какому-то каналу крутнули очередной док-фильм, где зачитали приказ со списком имущества, которое было-таки подарено Гагарину. Начали, конечно же, с Волги. А дальше. пошло перечисление, сколько шмоток, да, да самых обычных шмоток - пальто-брюк-костюмов выдали бесплатно ему и его жене, вплоть до нижнего белья, пар трусов и носков. Даже бумагу машинописную в кадре показали.
Я, честно говоря, охренел. Впечатление, будто до полёта Гагарин был бомжом, которому было нечего одеть на себя, кроме казённой лётной формы. Приказ, типа, Совмина. или Минобороны. не помню.

Волгу могли взять с консервации из резерва военхрана, как раз годовалую. Лётчик-бомж, у которого нет ничего, кроме обмундирования и койки в лётной общаге, и такой машине будет счастлив.

Есть ещё версия, будто сначала машина была голубая, а примерно в 65-м он побывал на ГАЗе в Горьком, где её ремонтировали и перкрасили снаружи в чёрный, оставив голубым салонный тыл железа. В подтверждение у меня есть фотки Гагарина со СВЕТЛОЙ Волгой, как раз может, голубой. Вешать сюда фотки и пользоваться радикалами всякими не умею.

Зачем купил? В самом деле странно! А Вы уверены, что машина 12-04 ЮАГ вообще существовала? Слишком уж похоже на небылицу и сплетню.

Есть ещё вариант, что светлая голубая или серая Волга вообще не принадлежала Гагарину, он почему-то пофоткался с чужой машиной.

А чей то подарки отдавать? > а в те времена не то что подарки сдавали, а и ордена умершего.

А вот кстати, разве к этому времени не перестали ордена сдавать уже?

> во-вторых, н совсем на сторону машина ушла - там этим музеем заправляет его родственница.
Я же сказал - я с именно меркантильной стороны вопроса. Была в семье машина и раз и нету.

"Волгу" Юрия Гагарина нашли в автосервисе

Все оказалось проще: ГАЗ-21, принадлежавший первому космонавту, передали в местный автосервис на реставрацию. Откладывать решение этой задачи стало невозможно: прошлогодняя аномальная жара нанесла внешнему виду машины, хранившейся в закрытом помещении со стеклянными стенами, колоссальный ущерб.

Тщательный осмотр показал, что многое уже требует и серьезного ремонта: даже для того, чтобы открыть водительскую дверь, нужен ломик, а состояние хромированных деталей вообще не выдерживало никакой критики. В общем, машину передали мастерам, которые сейчас занимаются ее полной реставрацией: полностью счищена краска, сняты двери, крышка багажника, фонари и так далее. Целый ряд деталей ремонтируются и даже изготовливаются заново на Смоленском авиационном заводе, так что восстановление знаменитой "Волги" стало проектом областного масштаба.

Закончить приведение машины в порядок планируют в феврале. Спешка оправдана: уже 9 марта, в день рождения Юрия Гагарина (в этом году первому ему исполнилось бы 77 лет), Дом космонавтов будет встречать высоких гостей - участников XXXVIII Международных общественно-научных гагаринских чтений.

Сразу после полета в космос Юрию Гагарину, который на тот момент не умел управлять машиной и не имел водительских прав, среди прочих полагающихся привилегий (премия в сумме 15 тысяч рублей, поездка в санаторий) был выделен и персональный ГАЗ-69 с водителем-старшиной, служившим в одной из авиационных частей. Поездок было много, и вскоре первый космонавт решил, что пора ему научиться обходиться без шофера. Летом 1961 года он срочно выучил Правила дорожного движения и на общих основаниях отправился сдавать экзамен в ГАИ Щелковского района, на территории которого располагается Звездный городок. Прием выпускного экзамена проходил в автошколе ДОСААФ, так что экзамен по дисциплине "Правила движения и эксплуатации автомобилей" 27-летний Юрий Гагарин сдавал вместе с мальчишками-допризывниками. Вскоре после этого советское правительство подарило первому космонавту "Волгу" ГАЗ-21.

На свою малую родину, в Смоленскую область Юрий Гагарин на ней не приезжал ни разу, и появилась она в городе Гагарине только в 1971 году. Ее установили в стеклянном павильоне возле дома-музея школьных лет Юрия Гагарина, а в 1999-м автомобиль прямо вместе с "витриной" перенесли на территорию Дома космонавтов.

"Поехали!": все машины Юрия Гагарина


Он сказал: "Поехали". Первый космонавт планеты Юрий Гагарин любил не только небо и самолеты, его земным увлечением всегда были автомобили и быстрая езда. Однажды он даже попал в аварию. В день 60-летия полета первого человека в космос вспомним все автомобили Гагарина.

"Он очень любил возиться с техникой, – рассказала в эксклюзивном интервью телеканалу "Россия 24" дочь космонавта Елена Гагарина. – Он очень трепетно относился к машинам".

Автомобиль не роскошь, а средство передвижения, утверждал герой произведений Ильфа и Петрова Остап Бендер. Сразу после полета в космос Герой Советского Союза, майор Гагарин получил от советского руководства свой первый автомобиль. И это был внедорожник!

Правда, этот ГАЗ-69 был не личным, а персональным автомобилем первого летчика-космонавта. Водил "козлика" сержант авиачасти, в которой служил Юрий Гагарин. У самого 27-летнего офицера ВВС на тот момент не было водительских прав.

Космическая "Волга"

О том, как досталась эта машина первому космонавту, до сих пор спорят. По одной версии, он купил ее, потратив 15 тысяч рублей премии, полученных за первый космический полет. По другой, автомобиль космонавту презентовал за выдающиеся достижения перед страной Леонид Ильич Брежнев, который сам был заядлым автолюбителем.

"Блатные" номера

Часто Гагарина видели за рулем другой "двадцать первой" с номером "12-04 ЮАГ", но о судьбе этой бежевой "Волги" ничего не известно. В этой машине был символичен госномер: цифры обозначали дату первого полета космонавта, а буквы ЮАГ – его ФИО. Так что Гагарин был одним из первых обладателей "блатных" номеров.

Впрочем, по его колее пошли и другие космонавты. У Германа Титова, Андрияна Николаева, Павла Поповича и Валерия Быковского на автомобильных номерах тоже были даты полетов – 06-08, 11-08, 12-08 и 14-06. А вот буквенные обозначения на их номерах тоже начинались с Юрия Алексеевича – буквосочетание ЮА в СССР было закреплено за Московской областью, где и располагается Звездный городок.

Гагаринская иномарка

Мечтой любого советского человека была иномарка, а уж тем более спортивная иномарка. Но Юрий Гагарин был необычным советским человеком.

Эту машину он случайно увидел на авиасалоне в Ле-Бурже. И восхитился необычными формами и ее техническим совершенством.

Выпускаемый аэрокосмической корпорацией Matra Djet V был первым среднемоторным спорткаром, выпускаемым серийно. Машина, разработанная гонщиком и конструктором Рене Бонне, была как прорыв в космос для своего времени – хребтовая рама, независимая подвеска, дисковые тормоза и композитный кузов. Двигатель развивал 90 лошадиных сил, но для легкого спорткара это было вполне достаточно.

Во Франции восторг машиной Юрием Гагариным не остался незамеченным. В компании решили, что лучшей рекламы для машины не придумаешь, и в 1965 году подарили серо-бежевый экземпляр первому космонавту.

Правда, ездил на Matra Гагарин не часто. Во-первых, это была слишком заметная даже в Москве машина. Для Гагарина, который был стопроцентно узнаваем, даже зайти в обычную столовую было проблемой, а уж тем более ездить на такой приметной машине. Во-вторых, Matra немного пугала первого космонавта. Юрий Гагарин заметил, что машина самопроизвольно ускоряется.

После гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина Matra Djet V у вдовы Гагарина купил председатель литовского объединения любителей антикварных машин RIEDUVA Кястусис Индзюлас. Машина до сих пор стоит в Каунасе в ангаре на улице Кестуче. Переговоры о покупке машины вел Музей космонавтики. Но, по слухам, переговоры не увенчались успехом – музею не хватило денег на этот ценный экземпляр.

В зеленогорском автомобильном музее красный Pontiac Tempest. По легенде он был подарен Гагарину во время визита в США, но в Штатах первый советский космонавт никогда не был. Машина, к которой приложил руку легендарный инженер и автомобильный конструктор Джон ДеЛориан, якобы, принадлежала механику Гагарина. Он и улучшил американскую конструкцию авиационными приборами в салоне.

Судьба машин Юрия Алексеевича Гагарина

Вот и исполнилось 60 лет выдающемуся советскому космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину, но мало кто знает, что он питал большую любовь не только к космическим полетам, но и к езде на автомобилях. Давайте вместе с нами заглянем на страницы истории и проследим дальнейшую автомобильную судьбу легендарных автомобилей: от технического состояния до местонахождения.


Мало кто знает, но именно «Волгу» Гагарин использовал для большинства поездок, и с этим связана одна из множества легенд. Говорят, что машина часто ломалась, и когда об этом узнали на на заводе ГАЗа, то забрали ее на завод и перетряхнули всю технику буквально за одну ночь. Юрий Алексеевич жест оценил, но на всякий случай купил еще одну «Волгу», а эту поставил в гараж. Новая машина будто бы имела бежевую окраску и «красивые» номера 12-04 ЮАГ – дата полета и инициалы космонавта. Но это чистый вымысел, не подкрепленный никакими свидетельствами. До самой гибели Гагарин ездил именно на том черном седане, который стоит в музее.

2. ЗИЛ-111В


Также у Юрия Алексеевича был кабриолет ЗИЛ-111В, на котором он ездил во Внуково в Кремль на встречу с Хрущевым. Если углубиться в историю, то можно заметить, что в то время было выпущено всего 12 таких автомобилей в небесно-голубом исполнении и с бежевым тентом. Сегодня сразу двум таким автомобилям предписывают статус того-самого.

Согласно информации, первый автомобиль, в оригинальном состоянии и родной краске, был выставлен на торги в 2020 году аукционным домом «Литфонд» с ценником в три миллиона долларов, который так и не нашел покупателя.

А второй экземпляр находится в Музее техники Вадима Задорожного в отреставрированном виде. Представители выставки утверждают, что это и есть тот автомобиль, который вез Гагарина, но точных данных в архиве по этому поводу не сохранилось.

3. Matra Bonnet Djet V


Matra Bonnet Djet V является легендарным автомобилем, без него не обходится ни одно празднование 12 апреля. Данный автомобиль разработал гонщик и конструктор Рене Бонне. Впоследствии автомобиль не один раз побеждал в гонках Формулы-1 и Ле-Мане.

Как сообщают некоторые источники, Гагарин буквально застыл при виде автомобиля, во время посещения салона в Ле-Бурже. Далее случилось так, что непонятным образом, 26 июля, персональный экземпляр Юрия Гагарина отправили из Парижа в Москву. До сих пор нету информации о том, купил ли Юрий Алексеевич данный автомобиль, или это все же был подарок.

4. ЛАЗ-695Б


ЛАЗ-695Б является автобусом, который принял участие в поездке Юрия Гагарина к «Востоку-1», а в дальнейшем он продолжил работу на «Байконуре», обязанностью которого было возить космонавтов. Данный автобус был единственный в своем роде, у него даже был специально оборудован салон, в котором стояли аппараты для обслуживания скафандров, радиостанции спецсвязи, кондиционеры и многое другое. Однако 24 апреля 1967 года произошла гибель Владимира Комарова, и машина была сочтена несчастливой и отправлена в отставку.

Некоторое время автобус стоял на задворках «Байконура» и пришел в негодность. Лишь в восьмидесятых годах его обнаружили на одном московском НИИ, после чего отправили в родной Львов на восстановление. После этого, в 1989 году, автобус отправился своим ходом мемориальный музей города Гагарин, где и был заперт на долгие годы из-за вновь обнаруженных неисправностей.

Но есть и хорошая новость, несколько лет назад реставраторы из Санкт-Петербурга довели автобус до идеального рабочего состояния. Машина находится в собственности музея, в гараже, и изредка выезжает на торжественные мероприятия, хотя и не является частью постоянной экспозиции.

Читайте также: