Генри форд основные положения теории

Обновлено: 05.07.2024

Подходы Генри Форда к ведению бизнеса

Сегодня,16 июня,117 лет назад официально начала работу Ford Motor Company. Её основатель , Генри Форд, ещё при жизни стал человеком-легендой. В СССР Форд стал первым капиталистом-современником, которому была посвящена книга, изданная в 1935 году в серии «Жизнь замечательных людей». На создание компании Форд «с миру по нитке» собрал 28 тыс.долларов. Свои первые дивиденды акционеры получили уже через 5 месяцев. За первые полтора года компания реализовала 1700 автомобилей. Для того времени это была впечатляющая цифра.

Будущая легенда автопрома, модель Т, была представлена публике в 1908 году. В первый год американцы купили около 10 тыс. «тэшек». В следующем,1909 г.-почти 70 тыс., а в 1910 г.-уже 140 тыс. Продавался автомобиль за 850 долларов, что было почти в 2 раза дешевле конкурентов.

Жизнь простых американцев в одночасье изменилась. Возник новый тип отдыха-автомобильная прогулка. Благодаря «тэшке» появились придорожные рестораны и закусочные,сеть АЗС и СТО. Производство массового автомобиля дало толчок для развития сталелитейной, химической промышленности, нефтедобычи.

Генри Форд ежегодно снижал стоимость автомобиля, увеличивая тем самым число покупателей. В итоге, автомобиль стал стоить 260 долларов. В 1927 г. Форд триумфально выехал со своего завода на пятнадцатимиллионном автомобиле Ford T.

В 1910 г.Форд построил Гайленд-парк-самый современный в автомобильной отрасли завод. Именно здесь заработал первый в мире сборочный конвейер. Только одним разложением процесса сборки автомобиля на простейшие операции и передвижению материалов по конвейеру мимо стоящих рабочих удалось увеличить производительность труда в 4 раза. Время выпуска автомобиля сократилось с 12 часов до двух. Конвейер позволил собирать более 1000 автомобилей в день.

В январе 1914 г. Форд объявил о беспрецедентном повышении зарплаты рабочим до 5 долларов в день (в 2 раза больше, чем у конкурентов). И это во время экономического кризиса, роста безработицы. «Зарплата в 5 долларов в день стала моим самым эффективным способом урезания расходов»,-говорил автомобильный король.

В 1914 г. Гайленд-парк выпустил 300 тыс. автомобилей , а 299 других автомобильных компаний мира произвели всего лишь 280 тыс.). Форд утверждал: его успех в том, что он платит за работу как можно больше, а продает готовый продукт как можно дешевле.

Чтобы удерживать жесткий контроль над себестоимостью, Форд создал полный цикл производства :от добычи руды до выпуска готового автомобиля. Максимально приблизив свои заводы к рынкам сбыта он добился значительной экономии.

Благодаря хорошей организации труда Форд сократил цикл производства с 21 до 14 дней. Каждый день на его заводах производилось 10 тыс. автомобилей.

Форд принципиально не брал кредиты, считая их удавкой для бизнеса. Возросшую роль финансистов в промышленности Форд считал бедствием.

В день его похорон все предприятия США остановили свою работу на 1 минуту. Форда провожали как национального героя.

Принципы Генри Форда: как он организовал работу с людьми

Генри Форд – человек, который не только перевернул представление людей о машинах, но и о работе с персоналом. В свое время менеджмент Генри Форда был очень прогрессивным, но вместе с тем вызывал много споров, которые продолжаются до сих пор. Но, в любом случае, этот человек сделал большой вклад в организацию работы с людьми.

В нашей новой статье мы рассмотрим главные принципы управления персоналом и бизнесом Генри Форда.

Кто такой Генри Форд?


Генри Форд – один из самых известных бизнесменов. Он родился в 1863 году на ферме отца в Мичигане. Еще в 12 лет, когда он увидел первый локомобиль, то решил, что вырастет и самостоятельно соберет движущий механизм.

Генри не забыл о своей цели и в 1903 году открыл компанию «Ford Motor», после чего приступил к производству автомобилей «Ford A». Годы упорного труда не прошли зря и в 1914 году насчитывалось более 10 000 000 автомобилей или 10% от всех машин в мире.

Не менее революционные изменения Форд ввел и в стратегию управления персоналом. В 1914 году он поднял своим сотрудникам зарплату за один рабочий день до пяти долларов. Такая оплата была в два раза больше, нежели средняя по отрасли. Кроме того, он установил новый режим работы: в три смены по восемь часов, вместо двух по девять.

Как в 2020 году компании могут использовать принципы более чем 100-летней давности, чтобы достичь успеха? Мы подготовили подборку правил Генри Форда в управлении бизнесом и персоналом.

Правило №1. Инновации = успех


Нововведение без исполнения – это просто галлюцинация.

Генри Форд

Генри Форд не был изобретателем, он был новатором. Он не изобрел автомобиль, но предложил революционный способ их изготовления и использования. Генри Форд отлично понимал, как усовершенствовать что-то существующее и перепродать его как новое.

Главный посыл: мало иметь потрясающую идею, прежде всего, нужно уметь ее реализовать. В HR-сфере это точно также применимо, поскольку специалистам по работе с талантами очень важно воплощать идеи в реальность, бороться с сопротивлениями сотрудников к нововведениям и т. д.

Правило №2. Понимание своего рынка


После того, как Генри Форд определился со своим продуктом, он долгое время изучал клиентскую базу, аудиторию и вероятный интерес людей к машинам. Он знал, что если понимать своих клиентов, можно сэкономить и время, и деньги.

Главный посыл: проведите исследование и выясните, есть ли у людей потребность или интерес к вашему продукту, к вашей компании. Кроме того, такое исследование можно проводить для развития внутреннего и внешнего бренда работодателя. Нужно выяснить, что в вашей компании привлекает кандидатов и что удерживает сотрудников. Обладая этими данными, вы сможете выстроить эффективную стратегию развития компании.

Правило №3. Счастливые сотрудники = прибыльная компания


Для владельца бизнеса есть одно правило: производить товары самого высокого качества по минимальным ценам, выплачивая сотрудникам максимальную заработную плату.

Генри Форд

Генри Форд ценил вовлеченных и высокоэффективных специалистов. Он знал, что чем счастливее его сотрудники, тем лучше они работают, а значит прибыль компании будет только расти.

Именно он стал первым, кто поднял сотрудникам зарплату в два раза и ввел 40-часовую рабочую неделю, тем самым, сократив текучесть персонала.

Главный посыл:

  • Инвестируйте в своих сотрудников. Повышение зарплаты, дополнительное обучение, доверие – все это может помочь поднять их вовлеченность.
  • Работайте над улучшением корпоративной культуры компании и внедрением ценностей.
  • Подбирайте специалистов, которые подходят вашей корпоративной культуре и разделяют ценности компании.

Правило №4. Принимать на работу человека, а не его прошлое


Генри Форд считал, что каждый сотрудник компании должен начинать карьеру с нижней ступени лестницы. При найме он не учитывал прошлый опыт специалиста.

Мы никогда не спрашиваем о прошлом человека, ищущего у нас работу, мы принимаем на работу не прошлое, а человека. Если он сидел в тюрьме, то нет оснований предполагать, что он снова попадет в нее. Я думаю, напротив, что он будет особенно стараться не попасть в нее снова. Мы никому не отказываем на основании его прежнего образа жизни - выходит ли он из Гарварда или из тюрьмы Синг-Синг, нам все равно – мы даже не спрашиваем об этом. Человек должен иметь только одно: желание работать.

Генри Форд

Главный посыл:

  • Во время собеседования с кандидатом, оценивайте то, какой он сейчас, а не его прошлый опыт работы.
  • Человек должен хотеть работать и достигать целей, как своих, так и компании.

Правило №5. Держать сотрудников в ежовых рукавицах


Многие считают методы Генри Форда не гуманными и бесчеловечными, поскольку он был приверженцем авторитарного стиля управления. Но, если подумать, в 2020 году большинство компаний с мировым именем работают по тому же методу.

С одной стороны руководство предлагает комфортные условия труда и хорошую зарплату, а с другой – контроль. Сотрудники больших компаний понимают, что им нельзя останавливаться в развитии и работать менее эффективно, даже если их постоянно хвалят.

Главный посыл: не прекращайте развиваться и совершенствоваться сами и стимулируйте к этому сотрудников. Разрабатывайте индивидуальные планы развития, устраивайте тренинги и мастер-классы для сотрудников. Все это поможет повысить скилы специалистов и улучшить успешность компании.

Правило №6. Нет сложных задач. Любую задачу можно выполнить


Нет больших проблем, просто есть много мелких проблем.

Генри Форд

Именно этой философией руководствовался Генри, когда руководил компанией. Ее суть заключается в разделении одной большой и сложной задачи на мелкие и управляемые части.

Вместо того, чтобы сразу запускать бизнес, Генри Форд сначала подумал о разработке продукта, потом о ценах и рекламе.

Главный посыл:

  • Сосредоточьтесь на целях, которые стоят перед сотрудниками, вами и компанией сейчас. Распределите их на небольшие задачи и расставьте приоритеты.
  • Не бойтесь делегировать полномочия. Если можно какую-то задачу перепоручить кому-то – сделайте это.

Подбор руководителей по методу Форда

Чтобы сотрудники работали хорошо, у них должен быть зажигающий и мотивирующий их лидер, который смог бы эффективно ими управлять.

При подборе руководителей Генри Форд использовал многоступенчатый способ. Первый этап – несколько собеседований кандидата с социологическим отделом компании. Пройдя все этапы, кандидат попадал на интервью к самому Генри Форду.

Когда они доезжали к какому-то отдаленному городку, Генри спрашивал у кандидата, почему они вообще сюда приехали. И именно от этого ответа зависело, примут ли человека на работу.

Если специалист говорил, что просто выполнял указания Генри – ему сразу же отказывали, поскольку компании нужны специалисты, которые могли бы самостоятельно выполнять свою работу.

На работу принимали кандидатов, которые отвечали на вопрос нестандартно, поскольку именно такие люди могли продавать автомобили.

Стать руководителем низшего звена, по мнению Форда, мог кандидат, который во время езды интересовался целью поездки и направлением. Таким людям не хватало самостоятельности, но под правильным руководством и испытывая чувство ответственности, они смогли бы развить в себе эту черту.

Чтобы получить должность руководителя высшего звена, нужно было расспрашивать про цель поездки и направление еще до того, как все сели в машину. Такие люди обладают стратегическим мышлением, они готовы двигаться с компанией к ее целям и предугадывать конечный результат.

Как Генри Форд оценивал руководителей, которые уже работы в компании?

Метод оценки действующих руководителей не менее оригинальный, нежели способ их подбора. Однажды Генри Форд собрал руководителей всех подразделений на круизном лайнере и отправил их в двухнедельный отпуск за счет компании.

Все бы ничего, только вот по приезду, на работу вышли не все. Это была проверка руководителей на их способность организовать команду и приучить к самостоятельности.

По возвращению, на работу выходили только те руководители, чьи команды спокойно пережили отсутствие лидера и смогли самостоятельно принимать решения.

Ну а лидеры, в командах которых без них творился хаос – были уволены.

Используйте принципы, которые вам по душе

Управленческий стиль Генри Форда не раз вызывал споры, недоумение и негодование. Действительно, он хотел контролировать сотрудников не только на работе, но и на их личной территории, хотел получить не только их тело, но еще и душу.

Принимать или не принимать принципы менеджмента Генри Форда – личное дело каждой компании. Однако, именно его противоречивый характер и нестандартные методы и сделали Генри одним из самых успешных людей.

Используя его дальновидность, умение критически мыслить, упорство для достижения целей вы сможете вывести компанию на новый уровень.

Subscribe Hurma

Подписывайтесь на рассылку статей для HR и рекрутеров! Будьте в тренде с Hurma ;)

Я даю свое согласие на обработку и использование моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности

Д. Ю. Афанасаев. Экономические взгляды Генри Форда

В данной статье излагается уникальная теория ведения дела одного из самых известных капиталистов Америки.

Economic views of Henry Ford

В данной статье излагается уникальная теория ведения дела одного из самых известных капиталистов Америки. Рассматривается его отношение к труду, товару, деньгам, финансовой политике предприятия. Кроме того, приводятся мысли Генри Форда о финансовой системе того времени.

This article shows the unique theory of doing business created by one of the most famous capitalists in America. His views on the labor, product, money, financial policy of the enterprise are considered. Besides, Henry Ford’s thoughts on the contemporary financial system are given.

Ключевые слова: Генри Форд, экономические взгляды, труд, деньги, кредит, производство, капитализм

Keywords: Henry Ford, economic views, labor, money, credit, production, capitalism

О предпринимателях конца 19 – начала 20 века в Америке вспоминают с восхищением. Об энтузиазме и предпринимательском духе Эндрю Карнеги, Джона Рокфеллера, Джуниуса Пирпонта Моргана, Томаса Эдисона и других представителях американской мечты пишут книги, снимают кинофильмы. Но в данной статье речь пойдет о другом капиталисте, который своим подходом к производству и организацией дела прославился на весь мир – Генри Форде.

Он родился 30 июля 1863 года в разгар войны Севера и Юга в семье иммигрантов из Ирландии и жил на ферме в окрестностях Детройта. Кстати, впоследствии увлекшись идеями реинкарнации он считал, что в прошлой жизни он погиб как простой солдат в битве при Геттисберге 1-3 июля 1863 года. Свою компанию Общество Автомобилей Форда предприниматель основал лишь в 1903 году после многочисленных опытов и трудов по созданию эффективного двигателя внутреннего сгорания и оптимальной конструкции кузова, хотя уже в 1893 году он впервые испытал свою самопередвигающуюся тележку, видом которой шокировал окружающих. Такая задержка была обусловлена основополагающим принципом организации дела, которым Форд руководствовался всю жизнь: основной ценностью любого дела является сам продукт и до того, как этот продукт будет усовершенствован во всех отношениях, любое форсирование будет означать неэффективную трату ресурсов. До начала самостоятельной предпринимательской деятельности Генри Форд работал и в известной «Электрической компании Эдисона», и был совладельцем «Детройтской автомобильной компании», из которой ушел из-за разногласий с партнерами.

31 мая 1921 года Общество Автомобилей Форда выпустило автомобиль под номером 5000000, и это, несмотря на препоны со стороны крупных корпораций, Первую мировую войну и серьезные экономические паники в американской экономике. Таких результатов Генри Форд смог добиться благодаря разработанной им теории ведения дела, которая несомненно представляла собой нечто отличающееся от привычных представлений бизнесменов того времени. Нельзя сказать, что в его взглядах можно найти что-то новое, скорее его подход можно характеризовать как нормальный с точки зрения нравственности. Обычная деловая практика того времени заключалась в следующем. Любое предприятие необходимо начинать с как можно большим капиталом с тем, чтобы впоследствии продать как можно больше ценных бумаг, прибыль от продажи которых за вычетом издержек на посредничество помещалась в дело. При таком подходе успешным бизнесом называли такой, акции и облигации которого продавались по высокой цене. Ценные бумаги были важнее работы. При оценке инвестиционных проектов финансисты того времени, впрочем, как и теперь, делали упор на альтернативную стоимость денег, ведь якобы предприниматель может требовать от дела не меньше той суммы, которую он мог бы получить, вложив средства так называемые безрисковые активы (ценные бумаги, приносящие доход). Генри Форд категорически отказывался принимать такую точку зрения, потому что считал, что если деньги вложены в производства, то они никак не являются бременем для него, деньги фактически перестают быть деньгами и становятся средством производства. Деньги не могут иметь собственной ценности, ведь их ценность заключается только в том, что на них можно купить [2, с.18].

Генри Форд считал, что деньги не должны становится хозяевами дела, но должны служить ему. Деньги сами по себе великое изобретение человечества, потому что они значительно упрощают процесс обмена. Но они перестают выполнять свои функции, если кто-то начинает торговать этим предметов обмена. Очень удобна система, когда деньги могут обращаться, покупаться и продаваться, без фактического движения подлинных ценностей. В этом смысле, «хозяева денег» имею большую власть над производителями реального продукта, что особенно ясно проявляется в условиях кризисов перепроизводства. «Хотя деньги должны представлять действительное богатство мира, тем не менее богатство всегда больше денег и действительное богатство зачастую поступает в рабство к деньгам. Это ведет к нелепому парадоксу, что мир благословен богатством и все же терпит нужду» [2, с.92]. Весьма отчетливо такое положение дел можно показать на примере классического кризиса перепроизводства – Великой депрессии 1929-1933. Во времена этого кризиса, когда 6 миллионов человек умерло от голода, десятки миллионов стояли в очередях за бесплатной едой, правительство и капиталисты уничтожали десятки акров посевов, миллионы голов скота, тонны литров молока и т.д.[3] Действительно, справедливо замечание Генри Форда о том, что «бедность на свете порождается в редчайших случаях отсутствием ценностей, но главным образом недостатком денег». Деньги должны служить выражением истинного богатства – реальных товаров, но ни в коем случае средство обмена не должно занимать господствующее положение, точно так же как «ордер на шляпу еще не является шляпой».

Генри Форд считал, что основное назначение любого капиталиста – это осуществление идеала служения обществу. Основной задачей любого капитала может быть только постоянное улучшение жизни людей и никак не делание денег из денег и ради денег. В этом смысле главным злом в современном мире он считал расточительность. Причем под этим выражением он понимал не только неразумную трату, но вообще всякое неполезное для человека и общества использования как денег, так и собственных дарований, в том числе излишнюю бережливость, которую Форд характеризовал как «излюбленное правило всех полуживых людей», потому что, хотя беречь деньги лучше, чем напрасно расточать их, но это хуже полезной затраты [2, с.94].

Идеал максимально эффективного производства нашел свое отражение в поистине научной организации труда на заводах Форда. Все лишние движения и траты были сведены к минимуму, любые отходы, которые могли быть переработаны использовались в деле или для потребления. Форд усовершенствовал систему конвейерного производства таким образом, что один автомобиль теперь мог быть собран менее чем за 2 часа, чтобы было в 8 раз быстрее. Кроме того, Общество Автомобилей Форда проводило политику постоянного снижения издержек путем оптимизации производства, поиска лучших материалов, упрощения конструкций. Это позволяло компании перманентно снижать цены и наращивать объемы продаж. Генри Форд считал, что лучше продавать много товаров по низкой цене, чем мало товаров по высокой цене, потому что первый вариант способствует созданию рабочих мест, активности производства и более широкому удовлетворению потребности людей, что являлось истинной задачей и целью предприятия. Компания ставила своей целью сделать автомобиль доступным широким массам, причем этот продукт должен был служить своему покупателю бесконечно долго. Все детали и расходные материалы были просты, дешевы и доступны для любого клиента, а каждая последующая модель содержала в себе только те новшества, которые бы улучшали, удешевляли и увеличивали бы полезные свойства для потребителя.

Весьма неординарен, но в то же время прост был взгляд Генри Форда на финансовую политику предприятия. Он считал, что прибыль была всего лишь индикатором успешного или неуспешного ведения дела, но никак не самоцелью. Любой доход свыше издержек, по мнению предпринимателя, не может считаться исключительной собственностью владельца капитала (средств производства, по Марксу), потому что эта прибыль была создана благодаря усилиям каждого занятого на предприятии. Соответственно, Форд и распоряжался финансовым результатом своей компании. Ежегодно до 10% от чистой прибыли распределялось между рабочими в виде премий, остальное шло на капитальные затраты для дальнейшего развития производства и улучшения конечного продукта. Только незначительная часть распределялась в виде дивидендов акционерам, к которым у Форда также было особое отношение. Он считал, что акционером может быть только тот, кто так или иначе был либо занят, либо сейчас вовлечен в производство, и он не должен довольствоваться получением только ренты от вложенного капитала. Дивиденды попросту иногда не выплачивались, из-за чего предприниматель не раз был в суде. В конце концов, остались только те акционеры, которые разделяли точку зрения Форда на финансы.

Еще немного о финансовой политике. Генри Форд считал, что в случае проблем в той или иной фирме, дополнительное финансирование является лишь тяжким бременем, а не решением. «Может ли биллион долларов устранить убыток? Нет, биллион долларов только усилит трудности на биллион долларов» [2, с.114]. Промышленник считал, что устранить решением проблемы, собственно, как и источником капитала должна быть сама фабрика и эффективное управление ей. И это принцип, воплощенный в жизнь. Во время общей паники в американской экономике 1920 года Общество Автомобилей Форда испытывало определенные, по мнению тогдашних банкиров, финансовые затруднения. Так, компании надлежало выплатить около 60 миллионов долларов долга, а свободного капитала было всего на 20 миллионов. Тогда воротилы с Уолл-стрит пытались навязать Форду займ и поставить своего человека на место казначея компании, но предприниматель решил проблему совсем иначе. Следуя своему принципу, что деньги должны течь из фабрики, а не из банка, компания провела чистку и реорганизацию своей структура и производства, ликвидировав неэффективные узлы и процессы, оставшиеся после заказов Первой мировой войны, распродав некоторое имущество в Европе и максимально снизив цену с тем, чтобы соответствовать ослабевшей вследствие кризиса покупательной способности населения. В итоге преобразований, Общество Автомобилей Форда высвободило средств на сумму 87,3 миллионов долларов, что позволило решить финансовый вопрос [2, с.90].

Следует сказать, что в этот период экономической истории Америки и Европы происходит так называемое сращивание банковского и промышленного капитала, о чем в своё время писали и Ленин, и Гильфердинг, и Гобсон. Учитывая главенствующее положение денежного капитала в иерархии такого симбиоза, можно сказать, что фактически производства стало подчиняться техническим принципа банковского дело, основной задачей которого является получение прибыли в виде денег. Генри Форд резко критиковал возросшую роль финансистов в промышленности. Для владельцев кредита фабрика становится производителем не товаров, а денег, что ведет к понижению качества товаров, неэффективному управлению, сокращению рабочих мест и росту цен. Как видно, при такой манере менеджмента в выигрыше остаются только владельцы денежного капитала, а трудности ложатся на плечи широкой публики. Форд критиковал сложившуюся систему, и к его словам следует прислушаться, потому что он не находился в положении побежденного человека, жаждущего мести, скорее он было вовлечен в воспроизводственный процесс и объективно видел недостатки.

Экономические взгляды Генри Форда представляются весьма актуальными на сегодняшний день. Промышленник писал, что если система зиждется на покровительстве одного класса производителей (имеется в виде «производство» денег), которые мало связаны с созданием реальных ценностей, то такая структура общественного воспроизводства, мягко говоря, не самая лучшая, она должна быть реорганизована. Сегодня, в эпоху финансовой глобализации, делание денег из денег достигло своего апогея. В мировой экономике возникли серьезные дисбалансы между производством и потреблением, между реальным и финансовым сектором. И чем сильнее денежный капитал оторвался от реального сектора, тем большее влияние он на него оказывает ввиду природы денег. На сегодняшний день становится понятно, что существующая модель мировой финансовой системы не может по определению быть стабильной, многие эксперты говорят о ее реформе. Возможно, следует учесть изложенные в данной статье мысли Генри Форда, которые доказали свою практическую состоятельность. Закончить хотелось бы так: «Несомненно, и нынешний порядок постепенно перейдет в другой, и другой порядок тоже будет функционировать – но не столько сам по себе, как в зависимости от вложенного в него людьми содержания. Правильна ли наша система? Конечно, неправильна, в тысяче отношений. Тяжеловесна? Да! С точки зрения права и разума она давно должна бы рухнуть. Но она держится» [2, с.3].

Генри форд основные положения теории

Принципы успеха Генри Форда

Принципы успеха Генри Форда

  • Коренные жители Америки: как они живут сегодня?
  • Как зарождалась самая страшная преступная группировка в США — русская мафия
  • 10 очень странных вещей, в которые верят большинство американцев
  • 15 самых жутких американских трущоб
  • Дональд Трамп президент США: реакция соцсетей


. Моя финансовая политика только следствие моей торговой политики: я утверждаю, что лучше продать большое количество предметов производства с маленькой прибылью, чем малое количество с большой. .

В Германии прибыль в торговле продуктами питания составляет всего 1,5 - 2 %.Самые богатые люди в Германии - Дитер Шварц,владелец дискаунта LIDL,состояние - 37 Миллиардов Евро и семья Альбрехт - владельцы дискаунта ALDI,состояние - 34 Миллиарда Евро.
Все товары в этих торговых сетях - высшего качества,что продукты,что непродуктовый сортимент.
Так ,что на маленькой прибыли можно очень даже неплохо заработать.

Любопытнее разобраться в том, какую помощь оказывал Генри Форд нацистскому рейху.

А сил он не жалел. Мало того, что Форд завалил все США и Европу антисемитской литературой, еще, когда будущие вожди нацизма делали свои первые шаги, он сделал все, что было необходимо молодому Рейху.

В 1929 в Кельне начато строительство завода "Форда". К концу 1930-х "Форд" стал четвертым по мощности автопроизводителем Германии. Большая часть акций принадлежала Ford Motor Company. С 1942 завод производил исключительно грузовики, среди которых выделялся Rhein-LKW (Maultier), трехтонный колесно-гусеничный грузовик для нужд вермахта.

На фото тот же, но переоборудованный под бронетранспортер автомобиль. Кстати подобные машины обладали хорошей проходимостью и разрабатывались специально для Восточного фронта.

В канун Второй мировой войны Форд вложил в экономику Германии 17,5 миллионов долларов!

Во время войны компания Форда снабжала армию союзников бомбардировщиками, двигателями для самолетов, танками, противотанковыми установками и другим оборудованием. Что, однако, не помешало ему же снабжать армию Роммеля в Северной Африке бронетранспортерами, которые использовались в боях с английской армией, о чем консул США в Алжире Феликс Коул 1 июля 1942 года сообщил в госдепартамент.

Там никакой реакции не последовало, поскольку об этом бизнесе на крови в Вашингтоне прекрасно знали. Американский экономист Генри Уолдмен писал 26 февраля 1943 года в Нью-Йорк таймс : Мы представляем нацию, оказывающую активную экономическую помощь противнику, с которым ведем войну . Однако попытки Гарольда Икеса, министра внутренних дел США, взять за горло концерны-предатели, ни к чему не привели. Похоже, что сам президент Рузвельт цыкнул на него.

Ничего личного, просто бизнес!

30 июля 1938 года (на дедушкино 75-летие) Генри Форда наградили Железным крестом германского орла самой высокой наградой нацистской Германии для иностранцев!

Той же награды были в свое время удостоены: Бенито Муссолини, Томас Ватсон (глава IBM), Джеймс Муни (глава General Motors).

Впоследствии рейхсминистр экономики Германии Яломир Шахт в беседе с американским доктором Джильбертом во время Нюрнбергского процесса заявит:

Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы должны предъявить обвинение самим себе. Автозавод Опель , например, ничего не производил, кроме военной продукции. Владела же этим заводом ваша Дженерал моторс .

Менеджмент предприятия по Генри Форду


Генри Форд еще на зоре двадцатого века совершил революцию в управлении производством. В становлении своей империи по производству автомобилей, он руководствовался всего шестью принципами.

Форд Генри и менеджмент

Нас восхищают достижения и успехи капиталистического общества, а также волнуют вопросы, какие экономические законы толкали экономику к развитию? В те времена мало кто уделял внимание науке управления, то есть фактически игнорировали менеджмент, но только не Автомобильный Король. Именно Форд Генри использовал менеджмент для эффективного управления собственным производством.

Предприниматели того времени, а некоторые и по сей день, соблюдают только правовые законы:

  • свобода предпринимательства;
  • неприкосновенность частной собственности;
  • уплата налогов.

менеджмент согласно генри форду

Но пункты больше волнуют, тех, кто руководит страной и получает налоги граждан. А для развития собственного бизнеса важно соблюдать уже другие законы – законы управления. Поскольку от качества администрирования зависит успех всего предприятия.

Вклад Форда в менеджмент

Генри Форд воплощал идеи Тейлора об организации производства. У Форда не было специального образования, но он владел хорошими управленческими качествами. Он собрал команду специалистов, создал хорошие условия труда, и разработал для своих предприятий рациональную систему управления производством.

управление персоналом генри форда

Генри Форд сделал огромный вклад в менеджмент, а некоторые его разработки по сей день используются в производственных процессах. На своем предприятии он использовал следующие управленческие идеи:

конвейерный метод управления генри форда

  1. Организовал при заводах училища ремесел. Это был первый опыт в Америке.
  2. Плата за труд на его предприятиях была в два раза больше, чем средние показатели в Америке, что вызвало недовольство других промышленников.
  3. Ввел на своих предприятиях 8 часовой рабочий день.
  4. Старательные, талантливые ученики имели возможность обучаться в его школе. Наиболее успешные из них получали стипендию.
  5. Создал исследовательский отдел, который занимался изучением, жизни и отдыха рабочих.
  6. Постоянно улучшал качество автомобилей. Активно участвовал в модернизации направленной на снижение цен.
  7. Рабочие места были максимально механизированы, и содержались в чистоте.
  8. Продуманное расположение станков, чтобы рабочий меньше тратил время на беготню.
  9. Для облегчения труда постоянно обновлялось оборудование, использовались новые технологии.

Книги Форда о менеджменте

Он использовал на своих предприятиях много новшеств. Форд не любил профсоюзы, и показал миру, как хороший хозяин заботится о своих рабочих. Свой путь к успеху, а также основы менеджмента Генри Форд изложил в книгах:

  1. «Моя жизнь, мои достижения». Рассказ самого Автомобильного Короля, как он управлял созданной им империей, может стать настольным учебником любого руководителя. У этого предпринимателя не всегда все было гладко. Эта книга о падениях, победах и о его методах руководства. Она будет очень полезна начинающим руководителям.

  2. «Моя жизнь». В этой книге собраны материалы о его методах руководства. Он описал свой путь, начиная от слесаря до промышленника, перевернувшего представление об управлении.
  3. «Сегодня и завтра». Популярно изложена практическая психология руководства. Идеи, освещенные в книге, не потеряли актуальности в современном мире.
  4. «Кодекс миллиардера». В книге изложены советы по управлению большим бизнесом.
    книга Кодекс миллиардера генри форда

В учебных пособиях описывается теория управления, а также описан его стиль руководства.

Основные принципы менеджмента по Форду

Он отдал предпочтение всего шести пунктам:

советы по менеджменту от генри форда

  1. Начинать планирование нужно с выявления целевой аудитории. В то время только Форд догадался начать производство недорогих автомобилей. Он искал и находил способы снизить цены на авто, чтобы любой работающий американец мог его купить.
  2. Получать доход от массового производства. Он выяснил, какую зарплату получает средний рабочий в Америке. Если его желанием было продавать машины работающим американцам, поэтому он стал искать пути снижения себестоимости. Если в 1908 году Ford T стоил 1,7 тысяч долларов, то в 1916 году 350 $. Снижение цен увеличило спрос.
  3. Увеличить производительность, уменьшить издержки благодаря оптимизации. Форд выяснил, что один опытный рабочий собирает двигатель за 10 часовую смену. Тогда весь процесс сборки разделили на 84 операции. В результате удалось собрать двигатель за 40 минут. Это принцип внедрили на все производство машин, и сборка автомобиля сократилась с нескольких месяцев до 12 часов.
  4. Ценить сотрудников. Он установил на своих производствах минимальную зарплату в 5 $ (сегодня эта сума равна 130$). Сначала его рабочие работали шесть дней в неделю, а затем он всех перевел на пятидневку. Такими новшествами Форд боролся с текучестью кадров. К тому же он строил жилые дома для своих рабочих.
  5. Много даешь – больше требуй. Он не любил профсоюзы и считал, что высокая производительность создает новые рынки и новые рабочие места. Форд сам заботился о своих рабочих, создавая для них комфортные условия труда. Но взамен он требовал четкой и слаженной работы.
  6. Если почивать на лаврах, успеха добиться невозможно. То есть сотрудник должен развиваться, если мечтает о повышении зарплаты или получить лучшие условия труда.

Следуя законам менеджмента, Генри Форд утвердился, как управленец большого бизнеса, за что и получил звание Автомобильного Короля.

Фордизм - Fordism

Фордизм - это производственная технология, которая служит основой современных экономических и социальных систем индустриализированного стандартизированного массового производства и массового потребления . Концепция названа в честь Генри Форда . Он используется в социальной , экономической и управленческой теории относительно производства , условий труда , потребления и связанных с ними явлений, особенно в отношении 20-го века. В нем описывается идеология развитого капитализма, в основе которой лежат американские социально-экономические системы, существовавшие в период послевоенного экономического бума.

СОДЕРЖАНИЕ

Обзор

Фордизм - это «одноименная производственная система, разработанная, чтобы выпускать стандартизированные недорогие товары и предоставлять своим работникам достаточно приличную заработную плату, чтобы покупать их». Его также описывают как «модель экономического роста и технического прогресса, основанную на массовом производстве: производство стандартизированных продуктов в огромных объемах с использованием специального оборудования и неквалифицированной рабочей силы». Хотя фордизм был методом повышения производительности в автомобильной промышленности, этот принцип можно было применить к любому производственному процессу. Главный успех обусловлен тремя основными принципами:

  1. Стандартизация продукта (ничего не делается вручную, но все делается с помощью машин и форм неквалифицированными рабочими)
  2. Использование сборочных линий , на которых используются специальные инструменты и / или оборудование, позволяющие неквалифицированным рабочим вносить свой вклад в готовую продукцию.
  3. Рабочим платят более высокую «прожиточную» заработную плату, чтобы они могли позволить себе покупать продукцию, которую они производят.

Эти принципы в сочетании с технологической революцией во времена Генри Форда позволили процветать его революционной форме труда. Его сборочная линия была революционной, хотя и не оригинальной, поскольку раньше она использовалась на скотобойнях. Его наиболее оригинальным вкладом в современный мир было разбиение сложных задач на более простые с помощью специализированных инструментов. Более простые задачи создавали взаимозаменяемые части, которые можно было использовать каждый раз одинаково. Это обеспечило очень гибкую адаптацию, создав сборочную линию, которая могла бы изменять составляющие ее компоненты в соответствии с потребностями собираемого продукта. На самом деле конвейерная линия существовала еще до Форда, хотя и не с той эффективностью, которую он мог бы создать. Его реальным достижением было осознание потенциала путем разбивки всего этого на составляющие только для того, чтобы снова создать его в более эффективном и продуктивном сочетании, тем самым создав оптимальный метод для реального мира.

Основное преимущество такого изменения состояло в том, что оно сократило рабочую силу, необходимую фабрике для работы, и дескрипционировало саму рабочую силу, сократив производственные затраты.

Согласно описанию Боба Джессопа, существует четыре уровня фордизма .

  1. Капиталистический процесс труда : за счет внедрения высокоорганизованных, тейлористских методов производства, направленных на повышение производительности, объем производства может быть увеличен, а рабочие полностью задействованы.
  2. Режим накопления: при соблюдении веры в «благоприятный круг роста » за счет повышения производительности труда повышается заработная плата, что приводит к повышению производительности, спроса, инвестиций и операционной эффективности.
  3. Социальный способ экономического регулирования: ясность достигается путем анализа притока / оттока капитала, как в микро - [заработная плата, внутреннее движение], так и в макро - [денежное тело, коммерческая деятельность, внешние отношения].
  4. Общий способ «социетализации»: расшифровка ролей государства и компании в повседневном экономическом образе жизни и моделях рабочей силы, их экономических привычках и региональном влиянии.

Задний план

Ford Motor Company был один из нескольких сотен мелких производителей автомобилей , которые появились между 1890 и 1910. После пяти лет производства автомобилей, Ford представила модель T , который был простым и легким , но достаточно крепким , чтобы ездить на примитивных дорогах страны. Серийное производство этого автомобиля снизило цену за единицу, сделав его доступным для среднего потребителя. Кроме того, Форд значительно увеличил заработную плату своих рабочих, чтобы бороться с безудержным отсутствием на работе и текучестью кадров, которая приближалась к 400% в год, что имело побочный продукт, давая им возможность стать клиентами. Это привело к массовому потреблению. Фактически, Model T превзошла все ожидания, поскольку достигла пика в 60% выпуска автомобилей в Соединенных Штатах.

Производственная система, примером которой является Форд, включает синхронизацию, точность и специализацию внутри компании.

Форд и его старшие менеджеры сами не использовали слово «фордизм» для описания своих мотивов или мировоззрения, которое они не считали « измом ». Однако многие современники представляли свое мировоззрение как единое целое и называли его фордизмом.

История

Этот термин получил известность, когда он был использован Антонио Грамши в 1934 году в его эссе «Американизм и фордизм» в его Тюремных тетрадях . С тех пор он использовался рядом авторов по экономике и обществу, в основном, но не исключительно в марксистской традиции.

Согласно историку Чарльзу С. Майеру , собственно фордизму в Европе предшествовал тейлоризм - метод трудовой дисциплины и организации рабочего места, основанный на предположительно научных исследованиях эффективности человека и систем стимулирования. Он привлекал европейских интеллектуалов, особенно в Германии и Италии, с конца века до Первой мировой войны .

Однако после 1918 года целью тейлористской мысли об эффективности труда в Европе стал «фордизм», реорганизация всего производственного процесса с помощью движущегося конвейера, стандартизации и массового рынка. Великая привлекательность фордизма в Европе заключалась в том, что он обещал смести все архаические остатки докапиталистического общества, подчинив экономику, общество и даже человеческую личность строгим критериям технической рациональности. Великая Депрессия размыта утопическое видение американской технократии , но Вторая мировая война и ее последствие возродилось идеал.

Позже, вдохновленные Грамши, марксисты подхватили концепцию фордизма в 1930-х годах и разработали постфордизм в 1970-х. Антонио и Бонанно (2000) проследили развитие фордизма и последующих экономических этапов, от глобализации до неолиберальной глобализации, в течение ХХ века, и подчеркнули роль Соединенных Штатов в глобализации. «Фордизм» для Грамши означал рутинный, усиленный труд для стимулирования производства. Антонио и Бонанно утверждают, что пик фордизма пришелся на послевоенные десятилетия американского господства и массового потребительства, но он потерпел крах из-за политических и культурных нападок на людей в 1970-х годах.

Достижения в области технологий и окончание холодной войны открыли новую «неолиберальную» фазу глобализации в 1990-е годы. Антонио и Бонанно также предполагают, что негативные элементы фордизма, такие как экономическое неравенство, остались, что позволило выявить связанные культурные и экологические проблемы, которые препятствовали стремлению Америки к демократии.

Историк Томас Хьюз подробно описал, как Советский Союз в 1920-х и 1930-х годах с энтузиазмом воспринял фордизм и тейлоризм, импортировав американских экспертов в обеих областях, а также американские инженерные фирмы для создания частей своей новой промышленной инфраструктуры. Концепции пятилетнего плана и централизованно планируемой экономики напрямую связаны с влиянием тейлоризма на советское мышление. Хьюз цитирует Иосифа Сталина :

«Американская эффективность - это та неукротимая сила, которая не знает и не признает препятствий; которая продолжает выполнять начатую задачу до тех пор, пока она не будет завершена, даже если это второстепенная задача; и без которой немыслима серьезная конструктивная работа . Сочетание русских революционный размах с американской эффективностью - суть ленинизма ».

Хьюз описывает, как Советский Союз развивался и набирал силу, и Советы, и американцы предпочитали игнорировать или отрицать вклад американских идей и опыта. Советы сделали это, потому что они хотели изобразить себя творцами своей судьбы, а не в долгу перед своими соперниками, в то время как американцы сделали это, потому что во время холодной войны они не хотели признавать свою роль в создании могущественного соперника.

Постфордизм

Период после фордизма был назван постфордистским и нео-фордистским. Первое подразумевает, что глобальный капитализм полностью порвал с фордизмом, включая преодоление его несоответствий, но второе подразумевает, что элементы фордистского ROA продолжали существовать. Школа регулирования предпочла термин After-Fordism (или французский Après-Fordisme ) для обозначения того, что происходит после фордизма, было или неясно.

В постфордистских экономиках:

  • Важны новые информационные технологии.
  • Продукты продаются на нишевых рынках, а не в моделях массового потребления, основанных на социальном классе .
  • Сфера услуг преобладает над производством.
  • Персонал феминизирован.
  • Финансовые рынки глобализированы.
  • Белый воротничок, креативность нужна
  • Работники не остаются на одной работе на всю жизнь
  • Системы «точно в срок», в которых продукция производится после размещения заказов.

Культурные ссылки

Серийно производимые роботы в пьесе Карела Чапека RUR были описаны как символ «травматической трансформации современного общества в результате Первой мировой войны и фордистского конвейера».

Религия, основанная на поклонении Генри Форду, является центральной чертой технократии в « Дивном новом мире» Олдоса Хаксли , где принципы массового производства применяются как к поколению людей, так и к промышленности.

Жизненные стратегии Генри Форда

Henry Ford

О Генри Форде не слышал разве что человек, проведший пару столетий на другой планете. Выдающийся изобретатель и предприниматель, не теряющий боевого настроя даже при столкновении с неудачами, до сих пор является вдохновением и примером удивительной жизнестойкости. Его имя практически стало синонимом слова «мотивация», а история жизни давно превратилась в свод правил ведения бизнеса. Конечно, Генри Форд не был единственным успешным промышленником своего времени. Но славу поистине легендарного управленца ему помогла завоевать уникальная философия менеджмента.

Профессиональное становление Генри Форда

Генри Форд родился 30 июля 1863 года неподалеку от Дирборна в Мичигане. С самого детства мальчик начал замечать, насколько тяжелым и при этом малорезультативным был фермерский труд [3]. Тогда же проявился интерес Форда к технике – он любил разбирать и собирать часы, поэтому приобрел среди своих друзей славу «мастера-ремонтника» [4], а игрушкам предпочитал металлические детали. Огромное влияние на юного Генри оказал локомобиль, увиденный им в 12 лет [3].

Став старше, юноша поступил в механическую мастерскую Детройта, работал в компаниях, производящих паровые двигатели. Позже Форд стал главным инженером «Электрической компании Эдисона», а затем – совладельцем «Детройтской автомобильной компании». Коллеги считали его чрезвычайно энергичным работником (и это, увы, был не комплимент). В частности, из-за разногласий с коллективом он ушел из компании и основал собственную – «Ford Motor Company». Этот шаг стал ключевым в жизни Генри Форда – человека, который, без преувеличения, перевернул мир автомобилестроения и мир менеджмента.

Стратегии Генри Форда

Годы управления собственной компанией для Форда тоже были не самыми простыми – «Форд Мотор Компани» сразу же ощутила на себе давление конкурентов-монополистов, с которыми боролась еще долгих восемь лет (в том числе в суде). Все это время фирма продолжала работать, а в 1908 году, в самый разгар судебных тяжб создала автомобиль, принесший ей наибольший успех – Ford T. Согласитесь, без четкого плана действий совладать с трудностями будет в разы сложнее.

Стратегии Генри Форда представляют особый интерес. Среди них встречаются не самые эффективные – в конце концов, не ошибается тот, кто ничего не делает. Мы рассмотрим каждую из них.

Рекомендуемые стратегии

  • Изучение работоспособных систем

Для изобретателя было важно понять суть процессов, заставляющих что-либо успешно работать – будь то часы или авто. Форд воспринимал действительность как систему и был заинтересован в поиске составляющих успеха. Это позволяло избегать псевдорешений и быть включенным в сам процесс достижения цели, четко представлять себе план действий.

  • Ресурсный подход

Первоначальное оборудование мастерской Генри Форда было примитивным, а сборка машин осуществлялась на посторонних заводах [1]. Форд был убежден, что для достижения результата необязательно иметь богатые ресурсы; можно начать с того, что уже есть. К примеру, нет нужды начинать изучать языки с дорогим учебником и тремя репетиторами – первые успехи будут заметны после работы с бесплатным языковым приложением. Стратегия помогает открывать новые ресурсы и радоваться минимальным успехам – это важно на пути к большим победам.

  • Многоходовая деятельность

Сложно достичь успеха за пару шагов. Форд, будучи мудрым бизнесменом, знал, что к каждой успешной наработке ведет дорога из неудач. Он не боялся метода проб и ошибок – его первый автомобиль разрабатывался долгих 12 лет.

  • Дробление сложных процессов

Если вы поставили себе цель «Купить яхту», то первым шагом будет не «Накопить миллион долларов», а «Отложить 1000 рублей с зарплаты». Иными словами, даже глобальная цель должна сопровождаться планом простых действий. Чем проще шаги, тем выше вероятность успеха. Благодаря этой стратегии Форд одним из первых начал использовать конвейерную систему в производстве и внедрять инклюзию. Все процессы на его фабрике могли быть сведены к набору простейших операций.

  • Включение в поток задач

Форд не боялся выходить из зоны комфорта и решать новые задачи. Ограниченная система может быть весьма комфортной – и при этом крайне утомительной и дезорганизующей. Примером тому стал режим самоизоляции, который показал – быть вдали от актуального потока задач не так просто, как может показаться.

  • Умение рисковать

В начале пути у Форда не было никаких сбережений [1]. Предприниматель вышел на монополизированный автомобильный рынок, долгие годы выпускал автомобили, ставшие объектом судебных разбирательств, и обещал поддержку и защиту своим гораздо более обеспеченным клиентам в случае проигрыша процесса. Генри Форд считал позором не честную неудачу, а страх перед ней.

  • Сбор данных (фактуры)

Эта стратегия напрямую коррелирует с первой – изучением систем. Сам предприниматель всегда старался докопаться до сути – покупал автомобили конкурентов и изучал их, посещал выставки, читал специализированную литературу и всегда был в курсе последних технологических новинок автомобилестроения. Знание дает преимущество – как в конкурентной борьбе, так и при достижении индивидуальных успехов.

  • Самоограничение

Генри Форд и его жена, Клара Джейн, всегда жили без особой роскоши, поскольку не считали деньги подлинным богатством. Более того – Форд считал злом всякую погоню за наживой, поскольку она отвлекает от реальности и действительно значимых дел, таких как труд, самосовершенствование, поиск себя.

  • Выход на наставника

В начале своей карьеры после первой неудачи с проектированием автомобиля Генри Форд устроился работать в компанию Томаса Эдисона, который оказал на него и его работу большое влияние. Обновление базы данных и знаний по определенной теме не должно быть замкнутым в себе – зачастую необходим свежий взгляд профессионала. Наставником может являться человек, опыту и знаниям которого вы доверяете.

  • Тестирование реальностью

Генри Форд с гордостью отмечал, что постоянно испытывает новейшие автомобили в родном Дирборне. Все идеи, которые казались ему хорошими на фабрике, бизнесмен испытывал на практике – и только после этого решал, так ли хороши они на самом деле [3]. Проверка эффективности в реальных условиях – одно из важнейших правил достижения успеха. Выдающуюся идею стоит проверить, а не держать в голове без реализации.

Нерекомендуемые стратегии

  • Система «от лидера»

Будучи весьма предприимчивым человеком, Генри Форд при правлении компанией предсказуемо брал на себя наибольшую ответственность и принимал самые важные решения. После его смерти бразды правления принял его внук, Генри Форд II, который не смог поддерживать работу компании на том же высоком уровне. Истории персоналий, как и мировая история, подтверждают – ответственность и власть лучше разделять между несколькими управленцами одного звена.

  • Отсутствие динамики внутри компании

Наиболее успешная модель авто, Ford T, выпускалась без изменений на протяжении почти двух десятков лет. Однако в любой динамичной системе, куда включены другие люди и компании, лучше не останавливаться в одной, пусть и успешной, точке. Совершенство – не предел!

  • Борьба с банками

По мнению Форда, капитал – не главное. Но оппозиционный настрой по отношению к деньгам подчас был почти радикальным – бизнесмен не сотрудничал с банками [2], не брал кредитов, а впоследствии даже перенес борьбу с банками на борьбу с евреями. Безуспешность этой стратегии стоит понимать в более широком смысле – если у человека есть какие-либо ригидные убеждения, то рано или поздно они могут жестко столкнуться с реальностью и помешать достижению цели.

Стремление к саморазвитию и умение выделять главное в работе сделали Генри Форда одним из самых значимых бизнесменов в истории. Без оглядки на других он изобрел свои правила, которые мы ныне называем уникальными стратегиями менеджмента. И пусть не все из них были эффективными – перефразируя его великого наставника, Томаса Эдисона, можно с уверенностью сказать: Генри Форд не терпел поражений. Он просто обнаружил несколько способов, которые не работают.

Список использованных источников:
  • 1. Васильева Е. К., Пернатьев Ю. С. 50 знаменитых бизнесменов ХІХ – начала ХХ в. – Харьков: Фолио, 2004. – 510 с.
  • 2. Форд Г. Сегодня и завтра. Кодекс миллиардера. – М: АСТ, 2014. – 320 с.
  • 3. Форд Г., Рокфеллер Дж.Д. Форд, Рокфеллер: Время – деньги. – М.: АСТ, 2017. – 448 с.
  • 4. Ford, H. My Life and Work. – Nevins and Hill, Ford TMC, 1922.

Автор: Матыченко Юлия, психолог, филолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Читайте также: