Гэс на волге список по порядку

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Река Волга

Волга — одна из крупнейших рек мира и России, и самая длинная река Европы. Длина Волги — 3530 км, площадь водосборного бассейна — 1 360 000 км кв. Исток Волги находится на Валдайской возвышенности возле деревни Волговерховье в Тверской области. Устье — в Каспийском море. Годовой сток составляет 254 км куб. Прилегающая к Волге часть территории России называется Поволжьем. Географически Волга делится на несколько частей: Верхняя Волга (от истока до слияния с рекой Окой), Средняя Волга (от впадения реки Оки до впадения реки Камы) и Нижняя Волга.

Река Волга в Твери.


Река Волга в Твери.

Волга протекает по территории 15 субъектов России: Астраханская область, Волгоградская область, Ивановская область, Костромская область, Московская область, Нижегородская область, Самарская область, Саратовская область, Тверская область, Ульяновская область, Ярославская область, а также республик — Калмыкия, Марий Эл, Татарстан, Чувашия. На Волге расположены четыре города, с числом жителей более миллиона человек: Нижний Новгород, Казань, Самара и Волгоград.

Населенные пункты на Волге, где делают остановки круизные теплоходы (от Твери до Астрахани вниз по течению, по состоянию на 2019 год):

— Тверь (Тверская область)
— Дубна (Московская область)
— Калязин (Тверская область)
— Углич (Ярославская область)
— Мышкин (Ярославская область)
— Коприно (Ярославская область)
— Весьегонск (Тверская область)
— Рыбинск (Ярославская область)
— Тутаев (Ярославская область)
— Ярославль (Ярославская область)
— Кострома (Костромская область)
— Плес (Ивановская область)
— Кинешма (Ивановская область)
— Юрьевец (Ивановская область)
— Чкаловск (Нижегородская область)
— Городец (Нижегородская область)
— Нижний Новгород (Нижегородская область)
— Макарьево (Нижегородская область)
— Козьмодемьянск (Республика Марий Эл)
— Чебоксары (Республика Чувашия)
— Мариинский Посад (Республика Чувашия)
— Козловка (Республика Чувашия)
— Свияжск (Республика Татарстан)
— Казань (Республика Татарстан)
— Тетюши (Республика Татарстан)
— Болгар (Республика Татарстан)
— Ульяновск (Ульяновская область)
— Тольятти (Самарская область)
— Ширяево (Самарская область)
— Волжский утес (Самарская область)
— Самара (Самарская область)
— Винновка (Самарская область)
— Хвалынск (Саратовская область)
— Балаково (Саратовская область)
— Усовка (Саратовская область)
— Саратов (Саратовская область)
— Камышин (Волгоградская область)
— Волгоград (Волгоградская область)
— Никольское (Астраханская область)
— Ахтуба (Астраханская область)
— Астрахань (Астраханская область)

На Волге расположены несколько зеленых стоянок: это место, где туристы могут отдохнуть на природе, после посещения городов, искупаться, побродить по лесу, а круизные компании организуют пикники (обычно приготовление шашлыка). Такие стоянки находятся в Ярославской области — Коприно, Самарской области — Ширяево, Волжский утес и Винновка, Саратовской области — Усовка и Астраханской области — Ахтуба.

В Волгу впадает более сотни рек, но двумя крупнейшими притоками Волги являются река Ока и река Кама. Крупнейшие притоки верхней Волги — Селижаровка, Тьма, Тверца, Молога, Шексна, Которосль и Унжа. Наиболее крупные притоки Волги в её среднем течении — Ока, Сура, Ветлуга и Свияга. Нижняя Волга принимает сравнительно небольшие притоки — Сок, Самару, Большой Иргиз, Еруслан. Дельта Волги начинается в месте отделения от русла Волги рукава Бузан (в 46 км севернее Астрахани) и является одной из самых крупных в России и крупнейшей в Европе. В дельте насчитывается до 500 рукавов, протоков и мелких речек. Главные рукава — Бузан, Бахтемир, Камызяк, Старая Волга, Болда, Ахтуба; из них в судоходном состоянии поддерживается Бахтемир, образуя Волго-Каспийский канал по которому суда попадают в Каспийское море.

Река Волга через Канал имени Москвы (Московская область) соединена с рекой Москвой. Через реку Шексну — с Волго-Балтийским водным путем (выход к Белому и Балтийскому морям), а через Волго-Донской судоходный канал (Волгоградская область) — с рекой Дон (выход к Азовскому и Черному морям).

Транзитное грузовое судоходство на Волге начинается в начале апреля, когда открываются шлюзы Волжской ГЭС, в середине апреля начинают работы шлюзы Жигулевской ГЭС и Саратовской ГЭС, а в конце апреля — Чебоксарсарской, Нижегородская, Рыбинской и Угличской ГЭС. Завершают работы гидроузлы в том же порядке, но по убыванию с середины ноября (Углич, Рыбинск и т. д.) и закрываются к 1 декабря (Волгоград). Более подробно сроки начала и завершения судопропуска на волжских гидроузлах >>

Слияние Волги и Оки в Нижнем Новгороде.


Слияние Волги и Оки в Нижнем Новгороде. 2017 г. Фото: Михаил Архипов

С 1930-х годов река постепенно превращается в каскад водохранилищ: на Волге были построены восемь гидроэлектростанций, плотины которых образовали огромные водные пространства. Сегодня Волжско-Камский каскад ГЭС — в списке крупнейших транспортно-водно-энергетических систем в мире.

Гидроэлектростанции на реке Волге:

Волжский каскад водохранилищ:

Вид Куйбышевского водохранилища в месте слияния Волги и Камы.


Вид Куйбышевского водохранилища в месте слияния Волги и Камы. 2013 г. Фото: Андрей Урицк

Судоходные шлюзы, расположенные на Волге:

Река Волга в районе Жигулевских гор (Самарская область).


Река Волга в районе Жигулевских гор (Самарская область). 2010 г. Фото: Иван Загайнов

Список мостов на реке Волге (от Твери до Астрахани вниз по течению):

Река Волга в Астраханской области.


Река Волга в Астраханской области. 2013 г. Фото: Андрей Урицк

История энергетики России в фотографиях: Почему построили ГЭС на Волге?

Куйбышевский гидроузел. Вид по первоначальному проекту.

Итак, в целом план «Большая Волга» в своих основных чертах был сформулирован к концу 1930-х годов, когда со строительства Иваньковского, Угличского и Рыбинского гидроузлов и началась его реализация. Война приостановила эти работы; новый импульс им был придан в конце 1940-х годов, когда практически одновременно началось сооружение Горьковского, Куйбышевского, Сталинградского и Камского гидроузлов. В последующие годы каскад уже завершался.

Иваньковский гидроузел. Основная его задача – обеспечение водоснабжения Москвы

Итак, посмотрим на ситуацию в стране в 1930-х – 50-х годах. Начнем с того, что перед СССР в то время стоял вопрос физического выживания – сначала назревала (и как известно, произошла) война с Германией, затем началась война холодная, и в то время было совсем не очевидно, что она не перерастет в войну горячую.

Чертежи одного из вариантов Городецкого гидроузла на Волге.

Выжить в этой ситуации можно было лишь имея сильную армию и сильную экономику. Экономика требовала много, очень много электроэнергии. Где ее можно было взять? Атомная энергетика в то время просто не существовала; оставались тепловая и гидроэнергетика.

Одна из крупнейших тепловых электростанций 1930-х годов – Березниковская.

Тепловая энергетика и тогда, и сейчас в нашей стране доминировала, но обеспечить рост энергопотребления только за счет нее было затруднительно, поскольку имелись очень существенные сложности с топливом. Газ тогда был скорее экзотикой – в 1950-м году его добывалось 6 млрд.м3, в сто(!) раз меньше, чем сейчас. Нефти тоже было немного – на тот же год добыча 38 млн.т, сейчас – 510 млн.т, и нужна эта нефть была для той же армии в первую очередь. Оставался уголь; но в европейской части страны с углем имеются сложности – качественного и дешевого угля мало. Кроме того, уголь нужен металлургии, котельным, транспорту (паровозы ведь тогда бегали и пароходы плавали). Привезти уголь с Кузбасса при тогдашнем развитии и оснащении железных дорог было затруднительно.

Река Волга — круизы и судоходство, гидроэлектростанции и основные характеристики

Монумент «Волга» у Рыбинского гидроузла

Волга — это самая большая река в Европе и одна из крупнейших рек в мире. Ее бассейн занимает более трети Русской равнины и, как писал Твардовский, «в нее смотрелось пол-России». Волга — это мать русских рек, с ней связана история и культура нашей страны.

«Волга матушка-река», «красавица народная, как море полноводная, как Родина, свободная, широка, глубока, сильна!» Воспетая в песнях и стихах Волга является символом и душой России.

Карта Волги с городами, зелеными стоянками и гидроэлектростанциями

Название

До сих пор происхождение названия реки Волги остается загадкой. В какое время и какой народ дал ей название?

Как изменялось со временем название реки:

  • В I веке нашей эры греческий ученый Клавдий Птолемей и древнеримский историк Аммиан Марцеллиин называли Волгу словом Ра
  • В IX веке она именовалась Атель (у разных народов она называлась по-разному: Итиль, Этель или татарским словом Идел), то есть рекой рек или великой рекой
  • В «Великой польской хронике» появляется название Булга, что объясняется проживанием в бассейне Волги и нижней Камы волжско-камских булгар
  • В начале XII века в «Повести временных лет» река описывается уже под названием Волга: «Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское».

Происхождения названия реки:

  • В верховьях реки проживали древние балты и, согласно балтийскому происхождению названия реки, латышское valka в переводе означает «ручей, текущий через болото», «небольшая заросшая травой речка». Именно так и выглядит Волга в верхнем своем течении
  • В переводе с финно-угорского языка слово valkea означает «светлый» и «белый»
  • Древнеславянское Vьlga — «волога» переводится как «влага».

История Волжского судостроения

В XVI веке после присоединения Казани и Астрахани, перед Русью открылись водные дороги на Урал и Каспий. Волга стала главной водной дорогой, по которой караваны из 500–600 стругов перевозили самые разные товары.

Струг — это плоскодонное парусно-гребное судно, служившее в XI–XVIII веках для транспортировки людей и грузов. Обычно его длина составляла 20–45 метров и ширина — 4–10 метров.

Позже волгари научились строить так называемые расшивы, в ветреную погоду они шли под парусами, а в безветрие их тянули бурлаки.

Первый пароход был построен в 1816 году на заводе в поселке Пожва, расположенном на одноименной реке, притоке Камы. Особенно успешно пароходство стало развиваться после отмены в России крепостного права.

Для транспортировки нефти волгари соорудили нефтеналивные парусники, а затем были построены первые в мире железные нефтеналивные баржи «Елена» и «Елизавета». Метод перевозки нефти наливом получил широкое распространение по всему миру и получил название «русский способ».

Волжские судостроители обогнали мастеров из стран Западной Европы — именно на Волге было пущено комфортабельное пассажирское судно, без существенных изменений сохранившееся до настоящего времени.

В начале XX века на нефтеналивном судне «Вандал» впервые были установлены двигатели внутреннего сгорания, работавшие на нефти вместо керосина. Также был усовершенствован теплоход «Сармат», а вскоре на Волгу вышел первый в мире буксирный теплоход «Мысль». В 1910 году на Коломенском заводе был сооружен первый в мире колесный пассажирский теплоход «Урал», а в следующем году был пущен знаменитый винтовой теплоход «Бородино».

Гидроэлектростанции на Волге

На Волге построено восемь гидроэлектростанций, входящих в Волжско-Камский каскад гидросооружений. Суммарная мощность Волжских ГЭС составляет 10 Гвт (10 млн квт), а среднегодовая выработка электроэнергии — более 40 млрд кВт/ч.

Начало созданию комплекса гидроэлектростанций положило строительство канала Москва — Волга и его главное сооружение — Иваньковский гидроузел, построенный недалеко от города Дубны Московской области. Иваньковская ГЭС была пущена в 1937 году, ее проектная мощность составляет 30 Мвт (30 тыс. квт), судоходный шлюз однокамерный однониточный. В 1941 году при приближении немецких войск оборудование гидроэлектростанции было разобрано и эвакуировано, в мае 1942 года ГЭС была вновь запущена.

Угличская ГЭС мощностью 110 Мвт расположена в городе Угличе Ярославской области, была введена в 1940 году, судоходный шлюз однокамерный однониточный, длина камеры составляет 290 метров, ширина — 30 метров.

Угличская ГРЭС на реке Волге

Угличский шлюз

Рыбинский гидроузел построен на реках Волге и Шексне, мощность Рыбинской ГЭС — 330 Мвт. Имеется два судоходных однокамерных двухниточных шлюза, длина каждой камеры составляет 283 метра, ширина — 30 метров. Рыбинская и Угличская ГЭС сыграли значительную роль в обеспечении Москвы электроэнергией во время Великой Отечественной войны.

Шлюзы в Рыбинске

В Нижегородской области у Городца в 1948–1962 годах построена Нижегородская ГЭС мощностью 520 Мвт. Общая протяженность плотин гидроузла составляет 18,6 км, судопропускные сооружения включают четыре двухниточных двухкамерных шлюза.

Городецкий шлюз, фото

Шлюзы Городецкого гидроузла

Шлюзы Городецкого гидроузла

Строительство Чебоксарской ГЭС велось с 1968 по 1981 годы, её мощность — 1,4 Гвт, расположена у города Новочебоксарска в республике Чувашия, шлюз двухкамерный одноступенчатый.

Чебоксарская ГЭС

Жигулевская ГЭС ранее называлась Волжской ГЭС имени В.И. Ленина. Расположена выше Самары и является второй в комплексе Волжского гидроузла (её мощность — 2,3 Гвт). 17-ти метровый перепад реки преодолевается двумя ступенями шлюзов.

Плотина Волжской ГЭС имени Ленина

Плотина Волжской ГЭС имени Ленина

выход из шлюза Волжской ГЭС в акваторию речного порта Тольятти

выход из шлюза Волжской ГЭС в акваторию речного порта Тольятти

У города Балаково построена Саратовская ГЭС мощностью 1,29 Гвт, судоходный шлюз двухниточный.

Шлюз в г. Балаково, впереди теплоход «Нижний Новгород»

Шлюз в г. Балаково, впереди теплоход «Нижний Новгород»

Выше Волгограда построена Волгоградская ГЭС имени XXII съезда КПСС мощностью 2,54 Гвт, это крупнейшая ГЭС в Европе, построена в 1952–1961 годах, судоходные шлюзы двухниточные двухкамерные.

Волгоградский гидроузел, шлюзы 30 и 31

Волгоградский гидроузел, шлюзы 30 и 31

Исторически сложилось так, что гидроэлектростанции называли в честь расположенных рядом городов, некоторые из которых находятся немного ниже по течению. От названия электростанции получало название и водохранилище, образованное этой электростанцией и находящееся выше. Поэтому Казань стоит на Куйбышевском водохранилище, Самара (бывший Куйбышев) — на Саратовском, а Саратов — на Волгоградском водохранилище.

Судоходство

Со строительством гидроэлектростанций и образования водохранилищ Волга стала глубоководной, что позволяет проходить по ней пассажирским судам, а также большинству грузовых судов из Каспийского моря в северные районы страны.

Благодаря строительству Волго-Донского канала появился водный путь к Дону и Черному морю. Волго-Балтийский путь открыл дорогу к Ладожскому и Онежскому озерам, Санкт-Петербургу и Балтийскому морю, а через Беломорско-Балтийский канал суда могут попасть в Белое море. Канал имени Москвы (канал Москва — Волга) связывает реку со столицей России.

В настоящее время Волга, Волго-Балтийский канал и Волго-Донской канал — это важные пути экспорта нефти и нефтепродуктов. В отличии от трубопроводов поставка нефтепродуктов на судах класса река-море обладает большей гибкостью, поскольку позволяет доставлять товар непосредственно потребителю в Европе независимо от наличия там трубопровода.

Создание Единой глубоководной системы России улучшило условия плавания судов. На основном ее протяжении, за исключением нескольких участков, установлены гарантированные глубины судового хода 4 метра.

Вместе с тем, кроме положительных аспектов — производства электроэнергии и создание глубоководного пути, в процессе строительства гидроэлектростанций были потеряны целые деревни и города.

Так, при сооружении Рыбинского водохранилища были затоплены древняя княжеская столица Молога и поселок Абакумово, находившийся на реке Шексне, а также большая часть Весьегонска, расположенного в 140 км от Рыбинска.

Молчаливым укором стоит в воде, в центре Угличского водохранилища, затопленная колокольня Никольского собора города Калязина. При строительстве Куйбышевского водохранилища полностью перенесен из зоны затопления на новое место Ставрополь-на-Волге, ныне город Тольятти.

Затоплены город Скнятин и Корчева, Балаганск и многие другие поселки, села и деревни.

Кроме того, после сооружения Волгоградской ГЭС осетровые рыбы не поднимаются выше плотины, что привело к многократному снижению их улова. Плотина отрезала 80% нерестилищ русского осетра и, несмотря на создание специальных рыбоподъемников и искусственное разведение этого вида рыб, численность осетра катастрофически падает.

Волга — это по сути уже не река, а цепь из девяти водохранилищ, но несмотря на это в последние годы наблюдаются трудности с судоходством в районе города Городец. На 40-километровом участке от этого города до Нижнего Новгорода глубины на судовом ходу составляют менее 2,5 метров. В связи с этим транспортные суда вынуждены либо недогружаться, либо производить перегрузку на другие виды транспорта, что ведет к большим экономическим потерям.

Круизы по Волге

Путешествие по Волге — это один из самых популярных видов отдыха. Во время круиза на теплоходе Вы познакомитесь с российскими городами, их историей и культурой, узнаете много интересного о республиках и областях, расположенных на Волжских берегах и, конечно, увидите удивительно красивые места.

По берегам реки располагаются четыре города-миллионника, это Казань и Нижний Новгород, Самара и Волгоград. Во время путешествия Вы познакомитесь со старинными городами Золотого кольца России — Костромой и Угличем, а также жемчужиной древнерусских городов — Ярославлем.

Ширина реки меняется от ручейка в верховьях до необъятных размеров в среднем и нижнем течении. Леса сменяются степями, а извилистые участки пути — водными просторами.

Почти во всех волжских городах есть турфирмы, организующие круизы именно из этого или из ближайшего города.

Туристам предлагаются как короткие маршруты (так называемые маршруты выходного дня продолжительностью 2–3 дня), например Казань → Самара → Казань или Нижний Новгород → Ярославль → Нижний Новгород, так и более продолжительные.

Больше всего теплоходов отправляется из Москвы. Но поскольку Москва не стоит на Волге, все круизы из столицы начинаются с путешествия по каналу имени Москвы, затем они проходят по Волге.

Круизы выходного дня из Москвы:

  • Москва → Углич → Москва
  • Москва → Углич → Мышкин → Ярославль → Москва
  • Москва → Тверь → Москва и другие.

Стоит отметить, что в таких круизах можно увидеть только небольшой отрезок Верхней Волги. Познакомиться почти со всей Волгой можно, пожалуй, в самом продолжительном круизе Москва → Астрахань → Москва продолжительностью 20–22 дня. Существуют и круизы в одну сторону, например, Москва → Астрахань с возвращением поездом или самолетом. На протяжении этого маршрута можно увидеть почти всю Волгу и посетить все крупные города на Великой русской реке.

Самые популярные города и зеленые стоянки (перечислены, начиная с верховий Волги):

Основные характеристики

  • До строительства Волжского каскада ГЭС длина реки была 3690 км, в настоящее время ее протяженность — 3530 километров
  • Число впадающих притоков — более 200
  • Исток расположен на высоте 228 м над уровнем моря, а устье находится на 28 м ниже уровня моря, то есть перепад высот составляет 256 метров, уклон реки — 0,07 %
  • Средняя скорость течения небольшая и составляет 2–6 км в час.

Исток

Водный путь реки начинается на Валдайской возвышенности. Здесь на окраине деревни Волговерховье Тверской области из земли бьет несколько родников, один из которых огражден часовней — это и есть начало великой русской реки. Родники впадают в водоем, из которого вытекает небольшой ручей шириной не более метра и глубиной 25–30 см. Высота над уровнем моря в этом месте составляет 228 метра.

Этот ручей длиной почти 3,2 км впадает в озеро Малые Верхиты, затем проходит озера Большие Верхиты и Стерж. Последнее озеро является частью Верхневолжского водохранилища, после которого начинается Верхняя Волга.

Верхняя Волга

От истока реки до первого города на ее берегах Ржева — 200 км, далее располагается Тверь и начинается Иваньковское водохранилище, также его называют Московским морем. Далее идут Угличское и Рыбинское водохранилища, после которых Волга поворачивает и течет не на северо-восток, а на юго-восток.

Монумент «Волга», фото

Монумент «Волга» у Рыбинского гидроузла

На дамбе Рыбинского водохранилища установлена скульптурная композиция «Волга», посвященная строителям гидросооружения. Высота памятника вместе с постаментом составляет 28 метров. Скульптура изображает женщину, приветствующую проходящие мимо корабли. В руке она держит свиток с чертежами, внизу изображена парящая чайка. Надпись на постаменте: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны».

Авторы композиции — архитектор Н. Донских, скульпторы — С. Д. Шапошников и В. Малашкина.

Первоначально со стороны водохранилища планировалось установить скульптурную композицию Веры Мухиной «Рабочий и крестьянка», но поскольку строительные работы к тому времени еще не были завершены, ее установили на временной площадке рядом с ВДНХ.

Выше Нижнего Новгорода находится Городец, рядом с которым построена Нижегородская ГЭС, образующая Нижегородское водохранилище длиной 427 км. По его берегам расположены города Рыбинск и Ярославль, Кострома и Плёс.

Средняя Волга

У Нижнего Новгорода в Волгу впадает самый большой ее правый приток — Ока. В этом месте начинается Средняя Волга. Став полноводной, река течет на восток к Чебоксарам, где построена Чебоксарская ГЭС и находится Чебоксарское водохранилище.

Вскоре река изменяет направление на юго-восточное, а после Казани поворачивает на юг. По настоящему могучей река становится после впадения в нее Камы, самого крупного левого притока и по многим своим параметрам превосходящей Волгу.

По некоторым геодезическим показателям можно считать, что Волга является притоком Камы, а не наоборот. В месте слияния этих рек Кама несет 4300 кубических метров воды в секунду, а Волга — только 3100!

Нижняя Волга

Участок от устья Камы до устья самой реки считается Нижней Волгой. Здесь расположены такие города как Ульяновск и Тольятти, Самара и Саратов, Волгоград и Астрахань.

Самое крупное водохранилище на Волге построено в районе города Тольятти, где находится Куйбышевская ГЭС и Куйбышевское водохранилище, длина которого составляет 500 км, а ширина — 40 км.

Двигаясь в южном направлении, в районе Самары, Волга огибает Жигулевские горы и образует излучину, так называемую Самарскую Луку. Это уникальное и очень красивое место, полное загадок и привлекающее как туристов, так и ученых.

Ниже по течению находится Саратовское водохранилище длиной 341 км, образованное построенной плотины у города Балаково.

От Саратова до Волгограда река течет в юго-восточном направлении. Выше Волгограда от нее отделяется рукав — Ахтуба, которая течет параллельно и вместе с Волгой образует известный рыболовный регион — Волго-Ахтубинскую пойму.

Выше Волгограда построены Волгоградская ГЭС и Волгоградское водохранилище, протяженность которого составляет 540 км, а ширина — 17 км.

Дельта

Ниже города-героя начинается дельта, самая большая в Европе, имеющая ширину 40 км и длину — 160 км. Это уникальный район, в который входит более 500 рукавов, мелких речек и протоков, где водятся такие редкие животные, как пеликаны и фламинго, произрастает лотос. За последние 130 лет уровень Каспийского моря снизился и площадь дельты значительно увеличилась. Теперь эта уникальная территория признана заповедной зоной и взята под защиту государством.

Хоть сегодня Волга не является главной магистралью России из-за развития других видов транспорта, все же ее роль остается очень важной. Продолжают функционировать гидроэлектростанции, которые вносят значительный вклад в производство энергии в стране. Главная русская река остается важной рекреационной зоной — по берегам расположены санатории и базы отдыха, а также многочисленные дачные участки. Пейзажи не перестают поражать туристов, отправившихся в круизы по Волге.

Сколько ГЭС на Волге список

Википедия выделяет на Волге следующие электростанции:

  • Саратовская;
  • Иваньковская;
  • Угличская;
  • Рыбинская;
  • Нижегородская;
  • Жигулёвская;
  • Межшлюзовая;
  • Волжская;
  • Чебоксарская.

Первыми были построены ГЭС в верхнем течении Волги: Иваньковская, Угличская, Рыбинская. Остальные электростанции создавались после войны.

Оценка: 4.2 ( 25 голосов)

  • 1. ГЭС на Волге, список
  • 2. Крупные АЭС, ГЭС, ТЭС Центральной России, примеры
  • 3. Крупнейшие ГЭС России построены на каких реках?
  • 4. Города на Волге, список
  • 5. Отрасли специализации Поволжья (поволжского экономического района) таблица
  • 6. Характеристика гидроэнергетических ресурсов
  • 7. Характеристика реки Волги по плану

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. alt="Кира Венжега" width="32" height="32" />
    Кира Венжега 536
  2. 2. alt="Аврора Геровская" width="32" height="32" />
    Аврора Геровская 526
  3. 3. alt="Кот Паранойи" width="32" height="32" />
    Кот Паранойи 223
  4. 4. Надя Боровая 193
  5. 5. Alina 158
  6. 6. alt="Игорь Проскуренко" width="32" height="32" />
    Игорь Проскуренко 150
  7. 7. Виктория Мирославская 143
  8. 8. alt="Есения Журина" width="32" height="32" />
    Есения Журина 139
  9. 9. alt="David Eritsyan" width="32" height="32" />
    David Eritsyan 128
  10. 10. alt="Shani" width="32" height="32" />
    127
  1. 1. alt="Игорь Проскуренко" width="32" height="32" />
    Игорь Проскуренко 25,566
  2. 2. Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна
    Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. alt="AC DC" width="32" height="32" />
    AC DC 15,393
  10. 10. Liza 15,165

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Крупнейшие ГЭС России

Аварии, подобной нынешней, не было ни на одной из российских ГЭС. Всего на территории страны работает 102 гидроэлектростанции мощностью свыше 100 МВт. "Власть" рассказывает о десяти самых больших и мощных.

Саяно-Шушенская ГЭС им. П. С. Непорожнего мощностью 6721 МВт расположена на реке Енисей в Хакасии. Строительство началось 12 сентября 1968 года, последний гидроагрегат введен в строй 25 декабря 1985 года. Бетонная арочно-гравитационная плотина имеет высоту 245 м и длину 1074 м. В 2008 году выработка электроэнергии с учетом производительности входящей в комплекс Майнской ГЭС составила 19,9 млрд кВт ч. 75% вырабатываемой энергии потребляет Саянский алюминиевый завод. В 1998 году в прогнозе МЧС была названа потенциально опасным объектом из-за рискованных изменений конструкции. Принадлежит ОАО "Русгидро".

Красноярская ГЭС мощностью 6000 МВт расположена в 40 км от Красноярска вверх по течению Енисея. Строительство началось 8 августа 1959 года, закончилось в 1972 году. На гравитационной плотине (общая длина составляет 1072,5 м, максимальная высота — 128 м) установлен единственный в России судоподъемник, позволяющий судам проходить через плотину. В среднем в год вырабатывает 20,4 млрд кВт ч электроэнергии. Основной потребитель — Красноярский алюминиевый завод. К 1995 году степень износа гидроагрегатов Красноярской ГЭС приблизилась к 50%, после чего было принято решение о модернизации станции. Принадлежит компании En+ Group Олега Дерипаски.

Братская ГЭС имени 50-летия Великого Октября мощностью 4500 МВт перекрывает реку Ангару в районе города Братска (Иркутская область). Строительство, начатое 21 декабря 1954 года, было объявлено ударной комсомольской стройкой. В 1967 году Госкомиссия приняла ГЭС с оценкой "отлично". Поэт Евгений Евтушенко посвятил станции поэму "Братская ГЭС". Плотина гравитационного типа имеет длину 924 м и максимальную высоту 124,5 м. Большую часть вырабатываемой электроэнергии (22,6 млрд кВт ч в год) потребляет Братский алюминиевый завод. В 2006 году на ГЭС начата замена старых рабочих колес гидротурбин. Принадлежит ОАО "Иркутскэнерго", 40% акций которого у государства, другим крупным пакетом акций в интересах En+ Group управляет энергокомпания "Евросибэнерго".

Усть-Илимская ГЭС (мощность — 3840 МВт) представляет собой бетонную гравитационную плотину длиной 1475 м и высотой 105 м, перекрывающую Ангару в районе Усть-Илимска (Иркутская область). Строительство началось в 1963 году, последний агрегат станции был включен в сеть в конце марта 1979 года. Всего на станции установлено 16 гидроагрегатов, дающих 20,7 кВт ч электроэнергии в год. Основные потребители — Братский алюминиевый завод, Иркутский алюминиевый завод, Иркутский авиастроительный завод. Принадлежит ОАО "Иркутскэнерго".

Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС мощностью 2551 МВт является крупнейшей гидроэлектростанцией Европы. Станция, состоящая из бетонной водосливной и земляной намывной плотин, расположена на Волге в Волгоградской области. Общая длина плотин — 3974 м, максимальная высота — 47 м. На строительстве станции, начатом 22 августа 1953 года, трудились 26 тыс. заключенных Ахтубинского исправительно-трудового лагеря. В эксплуатацию ГЭС была принята правительственной комиссией 10 сентября 1961 года. Выработка электроэнергии за 2008 год составила 11,8 млрд кВт ч. ГЭС связана с объединенными энергосистемами центра и юга. В 2002 году зафиксирован износ оборудования ГЭС порядка 85%, к концу 2007 года на ней была произведена реконструкция десяти гидроагрегатов. Является филиалом "Русгидро".

История ГЭС


Идея энергетического использования Волги у Самарской Луки была выдвинута Глебом Кржижановским еще в 1910 г. Спустя десятилетие инженер Константин Васильевич Богоявленский предложил построить гидроэлектростанцию у поселка Переволоки на водоразделе между Волгой и Усой, использовав естественную разность уровней воды. Однако бедственное положение экономики страны не позволило реализовать этот проект.

В начале 1930-х гг. в районе Самарской Луки и Ярославля начались проектно-изыскательские работы по энергетическому использованию Волги, по итогам которых было предложено множество схем различного расположения гидроузлов. В 1937 г. было принято решение о строительстве Куйбышевского гидроузла на водоразделе у поселков Красная Глинка и Переволоки. Тогда же развернулись и строительные работы. Однако осенью 1940 г. в районе месторасположения будущей ГЭС были обнаружены нефтеносные площади, в связи с чем строительство было приостановлено.

Специалисты института «Гидпроект» продолжили изыскания лишь в 1949 г. Итогом исследований стало решение о сооружении Куйбышевского гидроузла в районе города Жигулевск. 21 августа 1950 г. был утвержден проект строительства Куйбышевской ГЭС мощностью 2,1 млн. кВт*ч. Через год на месте будущей гидроэлектростанции развернулись строительные работы.

Куйбышевская ГЭС была построена в рекордно короткие сроки — с 1950 по 1957 гг.


В июле 1955 г. через нижние судовые шлюзы плотины прошел первый пароход. Осенью того же года было перекрыто основное русло Волги, а 29 декабря - запущен в промышленную эксплуатацию первый гидроагрегат. Меньше чем через год после этого события, в октябре 1956 г., Куйбышевская ГЭС выработала первый миллиард кВт*ч. электроэнергии.

Строительство ГЭС шло ударными темпами. Так, в 1956 г. в эксплуатацию были введены 12 агрегатов, в 1957 г. — еще 7. 10 августа 1958 г. станцию переименовали в Волжскую ГЭС им. Ленина, а в мае 1959 г. все сооружения гидроузла были приняты в промышленную эксплуатацию.

В начале 1960-х гг. напряжение оборудования ГЭС возросло до 500 кВ, что позволило увеличить мощность электропередачи на Москву на 40% и завершить объединение энергосистем Центра и Урала. 30 августа 1966 г. Волжская ГЭС имени В.И. Ленина выработала первые 100 млрд. кВт часов электроэнергии.

За досрочное выполнение семилетнего плана по выработке электроэнергии и успешное проведение работ по комплексной автоматизации производственных процессов 14 сентября 1966 г. Волжская ГЭС имени В.И. Ленина была награждена орденом Ленина.

В процессе эксплуатации на ГЭС постоянно проводилась модернизация оборудования: внедрен режим синхронных компенсаторов, выполнена замена статоров генераторов, впервые в стране начал эксплуатироваться новый трансформатор типа ОРЦ-135000/500 со сниженным уровнем изоляции, применялись новые образцы электротехнического оборудования, впервые в мировой практике внедрены сегменты подпятника с фторопластовым покрытием.

1 февраля 1993 г. Волжская ГЭС имени В.И. Ленина была реорганизована в Открытое акционерное общество «Волжская ГЭС имени В.И. Ленина» (ОАО «ВоГЭС»), учредителем общества выступило РАО «ЕЭС России». 4 июля 2001 г. станция вошла в состав Управляющей компании «Волжский гидроэнергетический каскад».

В 2001 г. Волжская ГЭС имени В.И. Ленина стала участником эксперимента по разработке единой концепции построения и развития автоматизированных систем управления (АСУ ТП и АСДТУ).

В октябре 2003 г. Волжская ГЭС имени В.И. Ленина стала одним из первых поставщиков электроэнергии на конкурентный сектор оптового рынка «5-15».

1 июля 2004 г. ОАО «Волжская ГЭС им. В.И. Ленина» было переименовано в ОАО «Жигулевская ГЭС», с января 2005 года — вошло в состав ОАО «ГидроОГК», а с января 2008 года преобразовано в филиал ОАО «РусГидро».

В настоящее время продолжается реализация программы комплексной модернизации ГЭС, что позволит к 2017 году увеличить установленную мощность станции до 2488 мВт.

Ключевые исторические даты

Куйбышевская ГЭС — Волжская ГЭС им. В.И. Ленина — Жигулевская ГЭС

Впервые была выдвинута идея энергетического использования р. Волга у Самарской Луки Глебом Кржижановским

Инженер К.В. Богоявленский внес предложение построить гидроэлектростанцию у п. Переволоки на водоразделе между Волгой и Усой, использовав естественную разность уровней воды около 6 м. между ними. При этом упоминалась возможность строительства плотины на Волге. Состояние экономики и технической оснащенности страны не позволило реализовать этот проект

Самарским губернским Совнархозом создана комиссия по проектированию ГЭС на Волге в районе Самарской Луки. В состав комиссии вошли К.В. и Л.В. Богоявленские, Е.В. Лукьянов и др. Комиссия произвела обследование Самарской Луки, выполнила в большом объеме геодезические и буровые работы

Самарский крайисполком организовал специальное бюро - «Волгострой» для проектно-изыскательных работ по энергетическому использованию Волги в районе Самарской Луки. Комиссия не выработала окончательного решения

Госплан СССР организовал проектно-изыскательное бюро «Большая Волга» под руководством профессора А.В. Чаплыгина. В этот же период институтом энергетики и электрификации АН СССР дано энергетическое обоснование Самарской ГЭС мощностью 2 млн. кВт*ч. С годовой выработкой 9 млрд. кВт*ч.

Бюро «Большая Волга» предоставило данные по схеме использования энергетических ресурсов Волги. Намечалось строительство каскада из 5 волжских и 3 камских гидроэлектростанций, среди них Самарская ГЭС мощностью 1,3 млн. кВт*ч. с выработкой 8 млрд. кВт*ч. в год

Проект использования водных ресурсов Волги вновь рассмотрен экспертизой Госплана СССР. В том же году Ленинградским отделением Гидроэнергопроекта под руководством профессора А.А. Морозова была разработана схема превращения Волги и Камы в систему глубоководных водохранилищ с судоходными шлюзами и гидроэлектростанциями. При этом на самарской Луке намечалось строительство ГЭС мощностью 2,7 млн. кВт*ч. с выработкой 11,5 млрд. кВт*часов в год

Бюро «Большая Волга» Гидроэнергопроекта закончило схематический проект Куйбышевского гидроузла о расположении створа у Красной Глинки с гидростанцией мощностью 1,5 млн. кВт*ч. и второй ГЭС на водоразделе у Переволок мощностью 1 млн. кВт/ч. с судоходным каналом и шлюзом. Общая мощность двух ГЭС составляла 2,5 млн. кВт*ч., годовая выработка - 14 млрд. КВт*ч

10 августа 1937

Принято постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) о строительстве Куйбышевского гидроузла. С этого времени проектирование и изыскание по Куйбышевской ГЭС производилось коллективом института «Гидропроект» под руководством С.Я. Жука

Параллельно с изысканиями и проектированием развернулись работы по созданию подсобно-вспомогательной базы строительства у п. Красная Глинка

Институт «Гидропроект» закончил выполнение проектного задания ГЭС со створами у п. Красная Глинка и вторым водоразделом у п. Переволоки общей мощностью двух ГЭС 3,4 млн кВт*ч с выработкой 12, 5 млрд. кВт*ч на первом этапе

Июль-сентябрь 1938

Проектное задание гидроузла рассмотрено Правительственной экспертизой под председательством Б. Е. Веденеева

Проектное задание утверждено совнаркомом СССР и ЦК ВКП (б). Окончательное распределение мощностей между ГЭС предполагалось установить техническим проектом.

Временно приостановлены строительные работы в районе ГЭС в связи с открытием здесь нефтеносных площадей и высокой стоимости необходимых цементaционных работ по устройству противофильтрационной завесы в мощных аллювиальных отложениях в русле Волги и трещиноватых известняках и доломитах основания под сооружением гидроузла

По заданию Совнаркома СССР институтом «Гидропроект» были возобновлены изыскания в районе бывшего г. Ставрополя. Благодаря проведенным работам были выявлены отложения глин у правого береги Волги и в Отважинской долине, а также - отложения песка в русле реки, пригодные для возведения гидроузла. На этих грунтах «Гидропроект» и составил проектное задание со створом сооружений в районе расположения нынешнего г. Жигулевска

21 августа 1950

Принято Постановление Совета Министров СССР о строительстве Куйбышевской ГЭС: «. Построить на реке Волга в районе города Куйбышева гидроэлектростанцию мощностью 2,0 млн. кВт. »

Октябрь 1950

Проектное задание представлено на рассмотрение экспертной комиссии в Министерство электростанций, затем в Госстрой СССР

Начато создание производственной базы строительства гидроузла

18 февраля 1951

Начаты работы по выемке грунта из котлована и по возведению перемычек гидростанции. Аналогичные работы в этот же период производились по нижним шлюзам и бетонной плотине

Правительство СССР утвердило проектное задание: мощность ГЭС была определена в 2,1 млн. кВт*ч, которую обеспечивают 20 гидроагрегатов по 105 тыс. кВт*ч, годовая выработка в средний по водности год - 10,7 млрд. кВт*ч. Гидростанция, плотина и судоходные шлюзы по этому проекту расположены на существующем теперь месте

Начато строительство нижних судоходных шлюзов

Начаты работы по сооружению перемычки водосливной плотины

16 июня 1952

Начато сооружение верхних судовых шлюзов

30 июля 1953

В фундамент здания ГЭС уложены первые кубометры бетона

Закончена разработка котлованов основных сооружений (кроме верхних шлюзов) при интенсивном поверхностном и грунтовом водосливе

Начаты работы по укладке бетона в сооружения. Наибольшей интенсивности эти бетонные работы достигли летом 1955 года

(и в перой половине 1955 г.) Отсыпан каменный банкет в левой части земляной плотины и произведен ее намыв по Телячьему острову и в левой части реки до 10-й опоры

После весеннего паводка выполнена пригрузка щебнем дна

реки в проране и частично отсыпан каменный банкет с одиночных барж и канатной дороги. (Проран шириною 340 м перекрыт каменным банкетом с наплывного моста 30 октября 1955 г.)

30 июля 1955

Первый пароход прошел через нижние шлюзы

24 октября 1955

Началось затопление котлована ГЭС. Пропуск воды через ГЭС начат 28 октября 1955 г., через водосливную плотину - 23 апреля 1956 г.

31 октября 1955

Волга перекрыта. За 19,5 часов в проран было сброшено 765 шт.
бетонных 10-тонных тетраэдров, бетонных кубов и ежей, камня при движении воды скоростью 3,8 тысяч кубометров в секунду.

29 декабря 1955

Первый гидроагрегат в 18.18 минут дал первый

12 мая 1956

Министерство электростанций утвердило в окончательном варианте технический проект и сметную документацию Куйбышевской ГЭС: мощность 2,1 млн. кВт*ч с годовой выработкой 11 млрд. кВт*ч. В период эксплуатации ГЭС мощность ее агрегатов перемаркирована со 105 на 115 тыс. кВт, при этом мощность гидростанции увеличилась до 2,3 млн. кВт. Произведена реконструкция силовых трансформаторов с переводом напряжения 400 кВ на 500 кВ.

Первый пароход прошел через верхние шлюзы

6 октября 1956

Куйбышевская ГЭС выработала 1-й миллиард кВт часов электроэнергии

10 июля 1957

Куйбышевское водохранилище достигло проектной отметки

14 октября 1957

Куйбышевская ГЭС достигла проектной мощности. Введен в строй последний, 20-й, гидроагрегат

10 августа 1958

Опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Куйбышевской ГЭС наименования Волжской ГЭС имени В.И. Ленина.

Октябрь 1958

Правительственная комиссия приступила к работе по

приемке в постоянную эксплуатацию Куйбышевского гидроузла

Совет Министров СССР рассмотрел выводы комиссии и утвердил акт приемки сооружений гидроузла в промышленную эксплуатацию

На ГЭС выполнены большие работы по переводу оборудования с напряжения 400кВт на напряжение 500 кВт, что позволило увеличить на 40 процентов мощность электропередачи на Москву и завершить объединение энергосистем Центра и Урала.

30 августа 1966

Волжская ГЭС имени В.И. Ленина выработала 100 млрд.кВт часов электроэнергии

14 сентября 1966

За досрочное выполнение семилетнего плана по выработке электроэнергии и успешное проведение работ по комплексной автоматизации производственных процессов Волжская ГЭС имени В. И. Ленина Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена орденом Ленина

Разработана и осуществлена схема перевода гидрогенераторов в режим синхронных компенсаторов. Смонтирована и введена в работу система регулирования частоты и активной мощности. Внедрен комплекс системной противоавврийной автоматики. Впервые в мировой гидроэнергетике внедрены новые типы подпятников с металлопластмассовыми сегментами.

На Волжской ГЭС впервые в энергетике внедрен хроматографический метод диагностики состояния трансформаторов, получивший в дальнейшем широкое распространение на электростанциях страны.

На Волжской ГЭС им. В.И. Ленина впервые в Советском Союзе введен в эксплуатацию новый трансформатор типа ОРЦ - 135000/500 со снижением уровня изоляции

Введены в работу после реконструкции первые два генератора с термоактивной изоляцией и сердечником, собранным по новой технологии

1 февраля 1993

Волжская ГЭС имени В.И. Ленина учреждена как Открытое акционерное общество «Волжская ГЭС имени В.И. Ленина», сокращенное название ОАО «ВоГЭС». Учредителем общества является РАО «ЕЭС России».

Введена микропроцессорная система автоматического коммерческого учета электроэнергии. Осуществляется автоматический контроль работы гидротехнических сооружений и гидрогенераторов. Введена цифровая АТС кабельной локальной сети подстанций и машинного зала для обеспечения доступа к ресурсам внутренней компьютерной сети. Это позволило поднять на более современный качественный уровень информационное снабжение диспетчерского и управленческого персонала.

Волжская ГЭС имени В.И. Ленина вошла в состав управляющей компании «Волжский гидроэнергетический каскад

1 октября 2003

Волжская ГЭС имени В.И. Ленина стала одним из первых поставщиков электроэнергии в конкурентный сектор оптового рынка «5-15». Гидроэлектростанция как производитель продает в конкурентном секторе до 15% электроэнергии от объема выработанной электроэнергии, 85% гарантировано поставляется в регулируемый сектор - на ФОРЭМ. Ровно через год Волжская ГЭС имени В.И. Ленина реализовала в конкурентном секторе 1 млрд. 421 млн. кВт/час электроэнергии на сумму 770,0 млн. рублей. За 2 месяца работы (ноябрь-декабрь) 2003 г. на оптовом рынке Волжская ГЭС имени В.И. Ленина заработала 19,1 млн. руб.

24 декабря 2003

Состоялось собрание учредителей, которое приняло решение о создании некоммерческого партнерства «Гидроэнергетика России». Это партнерство объединило гидроэнергетиков по всей России - как входящих в холдинг РАО «ЕЭС России», так и не входящих в него.

10 апреля 2004

После реконструкции введен в строй 10 гидроагрегат, на котором была установлена пилотная модель автоматизированной системы управления гидроагрегатом. Вся технологическая цепочка - системы электрических защит, регулятора скорости и частоты вращения, контроля и диагностики - полностью подчинены автоматике

24 декабря 2004

Создано ОАО «Федеральная гидрогенерирующая компания» - ОАО «ГидроОГК», дочерним обществом которого стало ОАО «Жигулевская ГЭС».

13 апреля 2005

Жигулевская ГЭС выработала 500 миллиардов киловатт-часов с момента своего пуска.

Сентябрь 2005

На базе Жигулевской ГЭС прошло Третье Всероссийское совещание гидроэнергетиков.

Установлена двенадцатиметровая стела у подножия Могутовой горы в честь 50-летия ОАО «Жигулевская ГЭС».

Команда оперативного персонала Жигулевской ГЭС одержала победу в соревнованиях оперативного мастерства

Филиал ОАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС» получил сертификат соответствия международному стандарту ISO 14001:2004 одним из первых в Компании и первым в городе Жигулевске.

25 декабря 2009 года на Жигулевской ГЭС была принята в опытную эксплуатацию модернизированная локальная система оповещения (ЛСО).

Введены в работу кабельные линии 220 кВ на линиях Сызрань-1, Сызрань-2 с использованием кабеля с изоляцией из сшитого полиэтилена.

Безопасность гидротехнических сооружений Жигулевской ГЭС подтверждена на федеральном уровне

В рамках комплексной реконструкции ОРУ-500 введены в работу первые элегазовые выключатели 500 кВ.

Жигулевская ГЭС на 20 % перевыполнила план по выработке электроэнергии.

Жигулевскую ГЭС признали лучшим предприятием Жигулевска по итогам 2013 года.

29 декабря 2015 года исполняется 60 лет с момента пуска первого гидроагрегата Жигулевской ГЭС

Жигулевская ГЭС увеличила установленную мощность на 21 МВт в результате модернизации гидроагрегатов

В конце 2017 года на Жигулевской ГЭС завершены работы по замене всех гидротурбин станции новыми, повышенной мощности .

Читайте также: