Глушитель на ниву своими руками

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Неисправности и ремонт глушителя на Ниве 2121


Добрый день дорогие друзья, в сегодняшней статье я расскажу вам немного о выхлопной системе автомобиля Нива, ну а если быть точнее – о глушителе его устройстве, неисправностях и способах самостоятельного ремонта.

Глушитель на автомобиле Нива 2121 является финальным компонентом системы вывода отработанных газов двигателя этой машины. Его функции достаточно просты и, тем не менее, весьма важны для эксплуатации автомобиля. К ним относятся:

  • снижение шумового порога в газовых выхлопах из автомобиля Нива 2121;
  • уменьшение концентрации выброса угарных газов от работающего двигателя в окружающую атмосферу;
  • сохранение динамических характеристик мотора, в частности, его мощности.

Не редко, глушитель на Ниве выходит из строя, что приводит к определенным неудобствам и негативным последствиям. Но, перед тем как начать его ремонт давайте познакомимся с его устройством.

Устройство глушителя Нива 2121 (Lada 4x4)

Глушитель на Ниве 2121 состоит из выпускного коллектора , приемной трубы, дополнительного и основного глушителей. На автомобилях с системой впрыска между приемной трубой и дополнительным глушителем установлен нейтрализатор отработавших газов. На этих автомобилях в приемную трубу (сразу после перехода двух тонких труб в одну) вварена резьбовая втулка под датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд).

Отличается и дополнительный глушитель — его передняя труба короче и снабжена фланцем для крепления нейтрализатора. Глушители и нейтрализатор — неразборные узлы и при выходе из строя должны заменяться новыми.

Выпускной коллектор отлит из чугуна. Между ним и головкой цилиндров установлена металлоармированная термостойкая прокладка. К коллектору на четырех шпильках крепится приемная труба. Соединение уплотнено термостойкой прокладкой. Гайки крепления – латунные или омедненные и зафиксированы от отворачивания стопорными пластинами (одна на две гайки), края которых отгибаются на грани гаек. Приемная труба дополнительно прикреплена хомутом к кронштейну на коробке передач.

На автомобилях с карбюраторными двигателями трубы глушителя вдвигаются друг в друга и фиксируются обжимными хомутами. На автомобилях, оснащенных системой впрыска, соединения нейтрализатора с дополнительным глушителем и приемной трубой – фланцевые, переднее – с шаровым шарниром (трубы могут поворачиваться друг относительно друга на небольшой угол без потери герметичности), его крепежные болты подпружинены.

Нейтрализатор служит для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода и оксидов азота. Он состоит из двух керамических блоков со множеством пор, покрытых так называемыми катализаторами дожига: родием, палладием, платиной. Проходя через поры нейтрализатора, токсичный оксид углерода (СО) превращается в малотоксичный диоксид (СО2), а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота. Степень очистки газов в исправном нейтрализаторе достигает 90–95%. Для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в частности, содержание в них кислорода) должен находиться в строго заданных пределах. Эту функцию выполняет контроллер, изменяя количество подаваемого топлива в зависимости от показаний датчика кислорода. Нейтрализатор и датчик кислорода весьма чувствительны к соединениям свинца – «отравившись» ими, они перестают работать.

Поэтому если автомобиль оснащен нейтрализатором, категорически запрещается его эксплуатация (даже кратковременная) на этилированном бензине. Другая причина выхода из строя нейтрализатора – перебои в системе зажигания: несгоревшее топливо догорает в нейтрализаторе, повреждая керамику. Это может привести к закупорке выпускной системы и остановке двигателя (или сильной потере мощности).

Основной глушитель расположен в нише в задней части кузова. Он прикреплен к кронштейнам кузова на двух резиновых подушках. Средняя часть выпускной системы (с дополнительным глушителем) не имеет точек крепления к кузову. Для защиты пола кузова от чрезмерного нагрева над основным глушителем закреплен защитный экран.

Обслуживание системы выпуска заключается в периодическом осмотре труб и глушителей на предмет коррозии и в подтяжке или замене ослабленных соединений.

Основные неисправности глушителя Нива 2121

К основным неисправностям глушителя Нива 2121 можно отнести следующие:

  • прогорание гофры глушителя;
  • дефекты катализатора;
  • выход из строя прокладки по различным причинам;
  • выход из строя резиновых креплений к днищу по причине деформации или обрыва и т.д

Ну а процедуру замены глушителя Нива 2121 проводят в случаях:

  1. Окисления корпуса изделия и образования сквозных пятен ржавчины вследствие коррозийного воздействия воздуха на металл компонентов детали.
  2. При получении вмятин большой площади или сквозных отверстий из-за механического ударного воздействия на изделие по причине обрыва резиновых креплений к днищу автомобиля или наезда на препятствие с острыми краями.
  3. Прогорания корпуса глушителя или гофры вследствие термического воздействия отработанных газов. В случае, даже если площадь т.н. «прогаров» небольшая, ставить аварийную латку методом сварки не имеет практического смысла, т.к. истончение металла пойдет дальше и этот ремонт будет недолговечным. По той же причине применять сварку при латании проржавевшего глушителя нет смысла, это только лишняя трата денег.

Видео: Неисправности глушителя Нива 2121

Замена глушителя на Нива 2121 своими руками – пошаговая инструкция

Для того, чтобы самостоятельно заменить глушитель на Нива 2121 необходимо выполнить следующий порядок действий:

  1. Отсоединяем крепление основного глушителя к дополнительному.
  2. Ключом «на 13» отворачиваем гайку болта хомута крепления труб основного и дополнительного глушителей, удерживая болт ключом той же размерности. Вынимаем болт.
  3. Шлицевой отверткой разжимаем хомут. Сдвигаем хомут по трубе в сторону дополнительного глушителя. Отверткой отсоединяем от кронштейна переднюю и заднюю подушки подвески основного глушителя.
  4. Проворачивая глушитель вправо-влево, разъединяем трубы основного и дополнительного глушителей. Cнимаем глушитель.
  5. Для замены подушки подвески глушителя выводим ее из зацепления с кронштейном
  6. Поддев отверткой подушку, сдвигаем ее по направляющим и снимаем.
  7. Основной глушитель монтируем в обратной последовательности, проследив, чтобы элементы выпускной системы не касались кузова при колебаниях.

Самодельный глушитель на ниву

Чуточку истории. Все как всегда. Система выхлопа нивы в чистом виде взята от «копейки». Единственное усовершенствование завода за 40 лет, в коллекторах шнив, на 2 мм увеличен диаметр каналов коллектора и повешен катализатор, чтобы двигатель который был разработан для норм евро-0, соответствовал нормам евро-4.

Для того чтобы показать насколько важна система выпуска расскажу одну маааааленькую историю. У одного знакомого моториста был Фольксваген гольф. И чтобы он не делал с ним или его двигателем, потолок по скорости был 110 км. ч. Ну может с горки, с попутным ветром чуть больше. После удаления «колхозно-самодеятельного» выпускного «кулибинского» тракта и установки «стандарта», машинка сразу поехала 150 км.ч. Вот и весь сказ, про то что такое хорошо, и что такое плохо.


коллектор 2123 и паук 4-1

Сначала про «штатный ужас». Две вещи которые сделаны специально для того, чтобы двигатель захлебывался в собственных выхлопных газах. Первое: поглядите на фото как направлены выводы 1 и 4 циллиндра. Правильно – навстречу друг другу. То бишь, кто сильнее тот и победил. Где компрессия выше, тот работает, а где ниже, тот задыхается. Второе это диаметр окон чугунного коллектора. Они на несколько миллиметров меньше чем выпускные окна ГБЦ и окна в прокладке. И это коллектор 2123, то есть от шнивы. Диаметр коллектора 2101 еще на 2 мм меньше.

Вообщем опробовав несколько паучков, я остановился на тольяттинском варианте. Как относительно доведенным до ума, хотя руки приложить есть куда. Какие плюсы у данного изделия? 1. Четко сделан по окнам прокладки гбц-коллектор, как по диаметру, так и по межцентровому расстоянию. Если красиво и грамотно распилить каналы ГБЦ, то получается прекрасный канал, без ступенек и переходов. 2. Без лишних и ненужных движений занимает свое место в моторном отсеке. Третье: присутствует эжекционный эффект, то бишь не просто выталкивание выхлопных газов, а их высасывание за счет уже вышедшего выхлопа. Как следствие этого — улучшение продувки цилиндров.


сравнение несовпадения окошек

Минусы. 1. Сделан изначально под карбовые машины, поэтому для установки лямбда-зонда надо вваривать гайку ( прекрасно подходит гайка с наружного ШРУСа). 2. Паук заканчивается просто обрезом трубы, и для его крепления необходимы сварные работы. 3. Выходная труба паучка имеет диаметр 51 мм и для достижения полного эффекта весь тракт надо переделывать под данный диаметр (стандартная труба 46мм).

Теперь об эффекте и результатах. Пожалуй из тех пунктов, которые относятся ко взрослому тюнингу, этот дает самый большой скачок в улучшении характеристик двигателя. Кто был в армии помнит что такое бег в противогазах или ОЗК, кто не понимает о чем речь, я тут не при чем. Полное впечатление после первого заезда, что с двигателя сняли противогаз. Как движок раскручивается на месте, примерно такая же динамика раскрутки под нагрузкой. После установки можно говорить о том что дают распредвалы, играть регулировочной шестерней, ставить турбины и компрессора – выходу выхлопных газов ничего не мешает.


паук 4-1 на движке 21214

Немножко о вещи, которую можно делать, а можно пока не делать. Это обмотка паука термобондажной лентой. Познакомился я с данной продукцией достаточно давно, когда дружил, да и сейчас дружу, с байкерами. А причина была в том, что те кто катался на спортбайках очень часто обжигали ноги о выхлопные трубы. Конечно труба обмотанная лентой выглядит не так презентабельно как хромированный вариант, но здоровье дороже. Когда наш паучок обмотан термобондажной лентой, температура под капотом достаточно сильно падает. А если обмотка сделана грамотно, и лента не дешевая подделка, то за выпускной тракт можно держаться рукой.


паучок в термобондажной ленте

От своих «доброжелателей» неоднократно слышал о том, что дескать система неграмотна, надо делать не 4-1, а 4-2-1. Что дескать для средних оборотов это лучше работает, так мы от «спортсменов» слышали. Моя мысль проста и незатейлива, дать двигателю дышать и желательно чтобы у этого изделия было хорошее соотношение цена-качество. Все очень умные технические выкладки я просто не применял, поскольку для движка рабочий диапазон которого ограничен в среднем 4000 оборотов, ничего особо считать не надо. Задача дать двигателю дышать, а главное дать свободу 1 и 4 цилиндрам. Когда я сделал нивы-догонялки, я вообще поставил два раздельных коллектора и два раздельных выпускных тракта, но я сомневаюсь что кто нибудь кроме государевых слуг это оценит, особенно когда узнает цену.

Важное замечание: данный продукт уже относится не к «детскому тюнингу», поэтому требует квалифицированной установки. Сварочные работы обязательны. Еще раз для тех кто невнимательно читает статью выходная труба паучка 51 мм, выхлопной тракт нивы сделан на 46 трубе. Никакие стяжки, кронштейны и хомуты здесь не помогут. Для -214 нивы и шнивы требуется вваривание гайки (по месту) под лямбда-зонд. Никакие вопросы после приобретения на тему того: «я думал что все будет просто» не принимаются.

Для начала снимаем весь выпуск, кроме «штанов»:


Отрезаем от основного глушителя выходную трубу, чтобы получился скошенный вниз выпуск:


И входную трубу – почти под корень, оставляя сантиметров пять:


Отрезаем подходящий кусок трубы перед резонатором. Резонатор, после долгих прикидок, было решено из системы удалить:


Привариваем эту трубу к глушителю, подобрав угол по месту:


Чтобы увеличить жесткость конструкции и исключить перелом сварного шва при возможном касании грунта глушителем привариваем откосы из уголка:


Снимаем тепловой экран и отпиливаем от него крепежные стойки:


Перевернув экран, привариваем эти стойки с другой стороны:



Далее в экране вырезаем окна под крепеж. Один крепеж взяли от старого «восьмерочного» глушака, найденного в гаражном хламе, а в качестве второго использована подходящая резьбовая шпилька:


Выглядит вот так:


Для закрепления новой выхлопной на машине привариваем штатную вилку, отрезанную от кузова, к лонжерону через уголок, и вставляем туда штатную же нивскую резинку. В резинку продевается шпилька и закрепляется гайкой с шайбой. Вторая точка крепления – парный «восьмой» крючок, приваренный к кронштейну крепления троса ручника. Пара крючков соединяется восьмерочным «бубликом». Получается вот такая конструкция:


С другого ракурса:


Данная конструкция не является идеальной, поскольку для упрощения работы из системы был исключен резонатор. Против всех ожиданий, это отнюдь не сказалось плохо на работе двигателя – видимо, функцию резонатора отчасти взял на себя размещенный на его месте глушитель. Звук выхлопа практически не изменился, хотя в кабине чуть заметнее стали басы при торможении двигателем. Выпуск идет под задний мост, подсоса в кабину не отмечено. Дорожный просвет не уменьшился, поскольку глушитель встал выше заднего кардана.

Затраты времени: три часа с перекурами.
Затраты денег: 0 руб и два литра минеральной воды – жарко было…
Набор технических средств: гараж, сварка и свалка.

Есть системы удачнее, но эту я изобрел по месту из доступных материалов и благополучно езжу с ней два года.

Доброго времени суток!

Дано:
2121, 1,6 карб.
выпуск от современной "Нивы" с длинным резонатором.
На оборотах больше 3000, на пятой передаче, появляется низкочастотный гул от глушителя ( "играю газом" и гул появляется и пропадает синхронно).
Подозреваю, что вся современная выхлопная система настроена на наличие катализатора.

Буду признателен за аргументированный совет.

  • Vitk_Malkov
  • 19 марта 2016, 17:25
  • Alekhandro_Arzamazov
  • 19 марта 2016, 17:30
  • v
  • Jei_Vezdehodov
  • 19 марта 2016, 17:31
  • v
  • Jei_Vezdehodov
  • 20 марта 2016, 05:46
  • v
  • Alekhandro_Arzamazov
  • 20 марта 2016, 06:38
  • v
  • Jei_Vezdehodov
  • 20 марта 2016, 08:18
  • v
  • Alekhandro_Arzamazov
  • 20 марта 2016, 20:33
  • v
  • Jei_Vezdehodov
  • 20 марта 2016, 20:48
  • v
  • Alekhandro_Arzamazov
  • 20 марта 2016, 20:49
  • v
  • Jei_Vezdehodov
  • 20 марта 2016, 20:52
  • v
  • Timur_Burmakin
  • 20 марта 2016, 20:54
  • v
  • />
  • Rishat_Sorokin
  • 20 марта 2016, 21:02
  • v
  • Dj_Unknown
  • 20 марта 2016, 21:05
  • v
  • Dj_Unknown
  • 21 марта 2016, 08:19
  • v
  • />
  • Vitk_Malkov
  • 21 марта 2016, 18:38
  • v
  • />
  • Vitk_Malkov
  • 21 марта 2016, 18:42
  • v

Я "шумкой" салон проклеил, раздатку на подрамник воткнул,
теперь глушитель "вылез" (Интересно, что "вылезет" когда выхлоп успокою? :))

  • Alekhandro_Arzamazov
  • 21 марта 2016, 18:52
  • v
  • Jei_Vezdehodov
  • 21 марта 2016, 19:06
  • v
  • Alekhandro_Arzamazov
  • 21 марта 2016, 19:08
  • v
  • />
  • Vitk_Malkov
  • 21 марта 2016, 19:21
  • v

Когда радатка штатно закреплена к кузову, то от вибрации сам кузов начинает резонировать ( конкретно панели пола) У меня раздатка крепится к жестким лонжеронам через шесть подушек. Меньше вибрации меньше шума.
Шум от шестерен убрал вибро и шумо изоляцией

Машина 1986 года.
Родными остались только блок двигателя и моторный щит с номером кузова
пробег больше 300 тыс. км.
свернуть ветку

Глушитель своими руками на ниву

Проанализировав варианты переноса глушителя, я принял решение применить способ с заменой штатного резонатора на резонатор от Москвича 2141. Причем связываться со сваркой не хотелось, поэтому обошелся только ножовкой по металлу и хомутами.

Демонтируется вся выхлопная система за исключением "штанов"
Обрезается конец трубы от "штанов" с таким расчетом, чтобы резонатор от М2141 подходил в плотную к опоре раздатки ваз 2121, а с другой стороны опоры встанет обрезанный штатный глушитель.
Трубы штатного глушителя надо отпилить таким образом, чтобы прямой участок входящей трубы был максимальной длины, а выходной кусок не упирался в продольную тягу подвески. Выходной конец можно отпилить под углом и немного загнуть вниз.
Т.к. резонатор от М2141 имеет с обоих концов расширения, то вся конструкция очень удобно собирается в одну линию. Очень критичным моментом является близкое расположение переднего края глушителя от болта крепления опоры раздатки.
Сборка осуществляется с помощью штатных хомутов
вся конструкция висит через штатную резинку на крючке, прикрученном длинным болтом к продольному лонжерону днища кузова.

В качестве основы для крючка выбран кронштейн крепления "штанов" к коробке передач, к которому болтом прикручена металлическая полоска, входящая в отверстие штатной резинки подвески.



Когда монтировал всю систему, то заметил, что "штаны" у меня касались рычага поперечной остойчивости. Поэтому я подложил под хомуты крепления рычага по толстой шайбе, за счет чего немного опустил его ниже.


При данном способе монтажа выхлоп получается перед задним правым колесом. Существенным недостатком этого способа является уменьшение клиренса под днищем ваз 2131 в районе передней кромки глушителя, что важно при преодолении бугров на трудных участках дороги. Поэтому позже я принял решение о переносе глушителя дальше к заднему мосту.

Вариант №2

Снят глушитель установленный по способу №1
От остатков штатного резонатора отпилен кусок трубы нива 2121 с расширением такой длины, чтобы крючок для подвески глушителя оказался под болтом крепления переднего конца продольной тяги задней подвески (фото ниже)
вся конструкция собрана опять же без использования сварки только за счет хомутов




Конец глушителя подвешен через штатную резинку на крючке, закрепленном на болту крепления переднего конца продольной тяги задней подвески нива 2131




Обратите внимание на то, что над глушителем желательно закрепить штатный термоэкран для того, чтобы днище не нагревалось от горячего глушителя. Не забывайте, что в этом районе находится бензобак и при его возможной протечке могут быть проблемы. Как раз под бензобаком внутри продольных лонжеронов есть треугольные просечки, куда бензин может свободно протекать. А у некоторых к и штатные резиновые заглушки в полу потеряны 🙂 У термоэкрана подогнул по месту ножки и закрепил с помощью заклепочника к днищу над глушителем.

Вариант №3

Взят глушитель от Москвича 2141. Остальные части (резонатор и вставка по варианту №2)
Т.к. у глушителя входная труба в виде расширения, в конец трубы-вставки между резонатором и глушителем вварен кусочек трубы, чтобы конец стал прямым
К нижней кромке задней части глушителя приварен крючок из толстой проволоки, который вставляется опять же в штатную резинку подвески глушителя. Остальная конструкция подвески не изменялась.

Очень удобным оказалось то, что, выхлоп глушителя направлен назад и вниз. Поэтому выхлопные газы идут под задний мост и назад, а не в бок вправо, как в вариантах 1 и 2 (зимой облако газов выходит рядом с пассажирской дверью). Теперь глушитель отодвинут назад и клиренс под днищем не уменьшен.

Вариант №4

Обратите внимание на вставку между резонатором и глушителем.






Видел Ниву 2131 с газовым баллоном под днищем. Резонатор выброшен. Обрезанный штатный глушитель перед задним мостом (примерно по Варианту №3). Выхлоп прямо назад. Звук вроде не громкий.

Доброго времени суток!

Дано:
2121, 1,6 карб.
выпуск от современной "Нивы" с длинным резонатором.
На оборотах больше 3000, на пятой передаче, появляется низкочастотный гул от глушителя ( "играю газом" и гул появляется и пропадает синхронно).
Подозреваю, что вся современная выхлопная система настроена на наличие катализатора.

Буду признателен за аргументированный совет.

  • Vitk_Malkov
  • 19 марта 2016, 17:25
  • Alekhandro_Arzamazov
  • 19 марта 2016, 17:30
  • v
  • Jei_Vezdehodov
  • 19 марта 2016, 17:31
  • v
  • Jei_Vezdehodov
  • 20 марта 2016, 05:46
  • v
  • Alekhandro_Arzamazov
  • 20 марта 2016, 06:38
  • v
  • Jei_Vezdehodov
  • 20 марта 2016, 08:18
  • v
  • Alekhandro_Arzamazov
  • 20 марта 2016, 20:33
  • v
  • Jei_Vezdehodov
  • 20 марта 2016, 20:48
  • v
  • Alekhandro_Arzamazov
  • 20 марта 2016, 20:49
  • v
  • Jei_Vezdehodov
  • 20 марта 2016, 20:52
  • v
  • Timur_Burmakin
  • 20 марта 2016, 20:54
  • v
  • />
  • Rishat_Sorokin
  • 20 марта 2016, 21:02
  • v
  • Dj_Unknown
  • 20 марта 2016, 21:05
  • v
  • Dj_Unknown
  • 21 марта 2016, 08:19
  • v
  • />
  • Vitk_Malkov
  • 21 марта 2016, 18:38
  • v
  • />
  • Vitk_Malkov
  • 21 марта 2016, 18:42
  • v

Я "шумкой" салон проклеил, раздатку на подрамник воткнул,
теперь глушитель "вылез" (Интересно, что "вылезет" когда выхлоп успокою? :))

  • Alekhandro_Arzamazov
  • 21 марта 2016, 18:52
  • v
  • Jei_Vezdehodov
  • 21 марта 2016, 19:06
  • v
  • Alekhandro_Arzamazov
  • 21 марта 2016, 19:08
  • v
  • />
  • Vitk_Malkov
  • 21 марта 2016, 19:21
  • v

Когда радатка штатно закреплена к кузову, то от вибрации сам кузов начинает резонировать ( конкретно панели пола) У меня раздатка крепится к жестким лонжеронам через шесть подушек. Меньше вибрации меньше шума.
Шум от шестерен убрал вибро и шумо изоляцией

Машина 1986 года.
Родными остались только блок двигателя и моторный щит с номером кузова
пробег больше 300 тыс. км.
свернуть ветку


Добрый день дорогие друзья, в сегодняшней статье я расскажу вам немного о выхлопной системе автомобиля Нива, ну а если быть точнее – о глушителе его устройстве, неисправностях и способах самостоятельного ремонта.

Глушитель на автомобиле Нива 2121 является финальным компонентом системы вывода отработанных газов двигателя этой машины. Его функции достаточно просты и, тем не менее, весьма важны для эксплуатации автомобиля. К ним относятся:

  • снижение шумового порога в газовых выхлопах из автомобиля Нива 2121;
  • уменьшение концентрации выброса угарных газов от работающего двигателя в окружающую атмосферу;
  • сохранение динамических характеристик мотора, в частности, его мощности.

Не редко, глушитель на Ниве выходит из строя, что приводит к определенным неудобствам и негативным последствиям. Но, перед тем как начать его ремонт давайте познакомимся с его устройством.

Устройство глушителя Нива 2121 (Lada 4x4)

Глушитель на Ниве 2121 состоит из выпускного коллектора , приемной трубы, дополнительного и основного глушителей. На автомобилях с системой впрыска между приемной трубой и дополнительным глушителем установлен нейтрализатор отработавших газов. На этих автомобилях в приемную трубу (сразу после перехода двух тонких труб в одну) вварена резьбовая втулка под датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд).

Отличается и дополнительный глушитель — его передняя труба короче и снабжена фланцем для крепления нейтрализатора. Глушители и нейтрализатор — неразборные узлы и при выходе из строя должны заменяться новыми.

Выпускной коллектор отлит из чугуна. Между ним и головкой цилиндров установлена металлоармированная термостойкая прокладка. К коллектору на четырех шпильках крепится приемная труба. Соединение уплотнено термостойкой прокладкой. Гайки крепления – латунные или омедненные и зафиксированы от отворачивания стопорными пластинами (одна на две гайки), края которых отгибаются на грани гаек. Приемная труба дополнительно прикреплена хомутом к кронштейну на коробке передач.

На автомобилях с карбюраторными двигателями трубы глушителя вдвигаются друг в друга и фиксируются обжимными хомутами. На автомобилях, оснащенных системой впрыска, соединения нейтрализатора с дополнительным глушителем и приемной трубой – фланцевые, переднее – с шаровым шарниром (трубы могут поворачиваться друг относительно друга на небольшой угол без потери герметичности), его крепежные болты подпружинены.

Нейтрализатор служит для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода и оксидов азота. Он состоит из двух керамических блоков со множеством пор, покрытых так называемыми катализаторами дожига: родием, палладием, платиной. Проходя через поры нейтрализатора, токсичный оксид углерода (СО) превращается в малотоксичный диоксид (СО2), а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота. Степень очистки газов в исправном нейтрализаторе достигает 90–95%. Для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в частности, содержание в них кислорода) должен находиться в строго заданных пределах. Эту функцию выполняет контроллер, изменяя количество подаваемого топлива в зависимости от показаний датчика кислорода. Нейтрализатор и датчик кислорода весьма чувствительны к соединениям свинца – «отравившись» ими, они перестают работать.

Поэтому если автомобиль оснащен нейтрализатором, категорически запрещается его эксплуатация (даже кратковременная) на этилированном бензине. Другая причина выхода из строя нейтрализатора – перебои в системе зажигания: несгоревшее топливо догорает в нейтрализаторе, повреждая керамику. Это может привести к закупорке выпускной системы и остановке двигателя (или сильной потере мощности).

Основной глушитель расположен в нише в задней части кузова. Он прикреплен к кронштейнам кузова на двух резиновых подушках. Средняя часть выпускной системы (с дополнительным глушителем) не имеет точек крепления к кузову. Для защиты пола кузова от чрезмерного нагрева над основным глушителем закреплен защитный экран.

Обслуживание системы выпуска заключается в периодическом осмотре труб и глушителей на предмет коррозии и в подтяжке или замене ослабленных соединений.

Основные неисправности глушителя Нива 2121

К основным неисправностям глушителя Нива 2121 можно отнести следующие:

  • прогорание гофры глушителя;
  • дефекты катализатора;
  • выход из строя прокладки по различным причинам;
  • выход из строя резиновых креплений к днищу по причине деформации или обрыва и т.д

Ну а процедуру замены глушителя Нива 2121 проводят в случаях:

  1. Окисления корпуса изделия и образования сквозных пятен ржавчины вследствие коррозийного воздействия воздуха на металл компонентов детали.
  2. При получении вмятин большой площади или сквозных отверстий из-за механического ударного воздействия на изделие по причине обрыва резиновых креплений к днищу автомобиля или наезда на препятствие с острыми краями.
  3. Прогорания корпуса глушителя или гофры вследствие термического воздействия отработанных газов. В случае, даже если площадь т.н. «прогаров» небольшая, ставить аварийную латку методом сварки не имеет практического смысла, т.к. истончение металла пойдет дальше и этот ремонт будет недолговечным. По той же причине применять сварку при латании проржавевшего глушителя нет смысла, это только лишняя трата денег.

Видео: Неисправности глушителя Нива 2121

Замена глушителя на Нива 2121 своими руками – пошаговая инструкция

Для того, чтобы самостоятельно заменить глушитель на Нива 2121 необходимо выполнить следующий порядок действий:

Крепление глушителя ваз 21214

Система выпуска отработавших газов состоит из выпускного коллектора, приемной трубы с каталитическим нейтрализатором и датчиками концентрации кислорода, дополнительного глушителя и основного глушителя. К фланцу выпускного коллектора на четырех шпильках крепится фланец приемной трубы. Соединение уплотнено термостойкой металлоармированной прокладкой. Гайки крепления — латунные или омедненные, зафиксированы от отворачивания стопорными пластинами (одна на две гайки), края которых отогнуты на грани гаек. В приемную трубу перед каталитическим нейтрализатором вварена резьбовая втулка под управляющий

датчик концентрации кислорода. За каталитическим нейтрализатором в трубу вварена еще одна резьбовая втулка под диагностический датчик концентрации кислорода. Приемная труба дополнительно крепится хомутом к кронштейну коробки передач и снабжена металлокомпенсатором сильфонного типа, позволяющим силовому агрегату совершать колебания на опорах. Нейтрализатор служит для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода и оксидов азота. Он состоит из керамических блоков со множеством пор, покрытых так называемыми катализаторами дожига: родием, палладием, платиной. Проходя через поры нейтрализатора, токсичный

оксид углерода (СО) превращается в малотоксичный диоксид (СО ), а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота. Степень очистки газов в исправном нейтрализаторе достигает 90—95 %.

Для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в частности содержание в них кислорода) должен находиться в строго заданных пределах. Эту функцию выполняет контроллер управления двигателем, изменяя количество подаваемого топлива в зависимости от показаний управляющего датчика концентрации кислорода. Нейтрализатор и датчики концентрации кислорода весьма чувствительны к соединениям свинца, — «отравившись» ими они

перестают работать. Поэтому категорически запрещается эксплуатация автомобиля (даже кратковременная) на этилированном бензине. Другая причина выхода из строя нейтрализатора — перебои в системе зажигания: несгоревшее топливо догорает в нейтрализаторе, повреждая его блоки. Это может привести к закупорке выпускной системы и остановке двигателя (или сильной потере мощности).

К заднему фланцу приемной трубы тремя болтами с гайками крепится фланец трубы дополнительного глушителя. Между фланцами установлена уплотнительная прокладка.

Основной глушитель подвешен к кронштейнам кузова в задней его части на двух резиновых подушках. Для защиты пола кузова от чрезмерного нагрева над нейтрализатором и основным глушителем установлены теплозащитные экраны. Обслуживание системы выпуска заключается в осмотре труб и глушителей на предмет коррозии, замене вышедших из строя деталей и датчиков и подтяжке соединений.


Проблема прогоревших глушителей на любом автомобиле, не только на Ниве, встречается абсолютно у каждого автовладельца, который эксплуатировал свою машину хотя бы 3-5 лет. А иногда это случается даже чаще, в зависимости от качества комплектующих. Если ваш глушитель настигла такая участь, то его необходимо будет заменить, так как всякие там сварки долго все равно держаться не будут — проверено на личном опыте.

Необходимый инструмент для замены глушителя Нивы

  1. Ключ на 13 или головка с трещоткой.
  2. Молоток
  3. Плоскогубцы
  4. Плоская тонкая отвертка
  5. Смазка WD-40, если гайки прикипели и не откручиваются


Руководство по замене глушителя на ВАЗ 2121 Нива

  • Первым делом необходимо побрызгать смазкой WD-40 на гайки крепления хомута соединения глушителей, так как в большинстве случаев они сильно ржавеют и прикипают, а открутить такую резьбу потом достаточно проблематично.
  • После этого берем ключ на 13 и откручиваем гайки хомута. Чтобы все это сделать максимально быстро и удобно, лучше всего воспользоваться трещоточной рукояткой и головкой. В данном случае использовался инструмент JONNESWAY


  • Вторую гайку не обязательно отвинчивать до конца, так как можно отодвинуть хомут и так, как показано на фото ниже:


  • И теперь немного нужно разогнуть посадочные места, края трубы плоской отверткой, чтобы снять все это дело без лишних проблем:


  • И затем молотком сбиваем глушитель в сторону выхлопной трубы, ударяя по изгибу примерно в том месте, где это показано на фотографии ниже. И он должен сбиться с места соединения:


  • И вынимаем плоскогубцами шплинты в двух местах, где подвешивается глушитель. Сначала с самого края ближе к выхлопной трубе:

А потом ближе к центру, такой же шток, который держит глушитель в подвесном состоянии посередине:


  • Окончательным шагом в снятии будет довольно неприятная процедура выворачивания и выкручивания трубы из стороны в сторону, чтобы вынуть глушак наружу.


После чего производим установку нового глушителя на свою Ниву ВАЗ 2121 в порядке, обратном снятию. Как сами убедились, данная процедура достаточно простая и потребует примерно не более часа времени.

Автомобили моделей ВАЗ 2121 (ВАЗ 21213, ВАЗ 21214) оснащаются традиционной системой отвода выхлопных газов, которая имеет много общего с системой, которая устанавливалась на классические модели, семейства ВАЗ 2101-07. Основными элементами такой выхлопной системы являются: приемная труба, дополнительный и основной глушители. Следует отметить, что на некоторых машинах 21-й серии предусмотрен нейтрализатор, который монтируется в разрезе между приемной трубой и дополнительным глушителем.

Снятие и установка основного глушителя на Ваз 2121 (Нива)

1. Для начала накидным ключом на 13 откручиваем гайку болта, которым стягивается хомут, закрепляющий соединение дополнительного и главного глушителей.


2. Вынимаем болт и при помощи отвертки с прямым жалом аккуратно разжимаем крепежный хомут. Затем передвигаем хомут в направление дополнительного глушителя.

3. Теперь с помощью отвертки отсоединяем переднюю, а потом и заднюю резиновые подвески, удерживающие главный глушитель.

4. Достаточно резкими движениями проворачиваем глушитель вправо/влево.

5. После того как трубы разъединены, снимаем основной глушитель с автомобиля.

Замена дополнительного глушителя своими руками

В первую очередь, на автомобиле с катализатором отсоединяем его от самого дополнительного глушителя (процесс снятия катализатора описан немного ниже). Если катализатора в выхлопной системе не предусмотрено, откручиваем гайку хомута и разжижаем его отверткой. Передвигаем его по трубе дополнительного глушителя.

Разъединяем трубу дополнительного глушителя и трубу главного. После этого отсоединяем трубу глушителя от приемной трубы.


Теперь выводим дополнительный глушитель и снимаем его с автомобиля.

Монтаж нового глушителя выполняется в последовательности обратной снятию.

Снятие катализатора

Для выполнения работы нам потребуется два накидных ключа на 17 и ключ на 13. Сам процесс выглядит следующим образом:

1. Ключами на 17 откручиваем гайки болтов, которые крепят нейтрализатор к дополнительному глушителю. Далее отсоединяем нейтрализатор от дополнительного глушителя.


2. Теперь ключом на 13 отворачиваем болты, посредством которых нейтрализатор зафиксирован к приемной трубе. Вынимаем болты и пружинные шайбы.

3. Вынимаем нейтрализатор. Устанавливаем новый нейтрализатор в обратном порядке.


Следует обратить внимание: если в ходе снятия нейтрализатора выяснилось, что уплотнительное кольцо трубы пришло в негодность, его необходимо заменить на новое. Для снятия кольца достаточно поддеть его при помощи отвертки с прямым жалом или какого-либо иного подходящего инструмента.

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Отсоединяем от приемной трубы на автомобиле ВАЗ-21213 дополнительный глушитель (см. Снятие дополнительного глушителя) или на автомобиле ВАЗ-21214 каталитический нейтрализатор (см. Снятие нейтрализатора). Демонтируем стабилизатор поперечной устойчивости (см. Снятие стабилизатора поперечной устойчивости). Головкой «на 13» отворачиваем болт крепления хомута приемной трубы к кронштейну.

На автомобиле ВАЗ-21214 снимаем корпус воздушного фильтра (см. Снятие корпуса воздушного фильтра). В моторном отсеке отверткой отгибаем края стопорных пластин гаек крепления фланца приемной трубы к выпускному коллектору.

Замена приемной трубы глушителя Нива Шевроле | Ремонт …22 май 2014 … Снятие приемной трубы глушителя на автомобиле Нива Шевроле производят для ее замены в случае сильной коррозии, для замены …http://remladavaz.ru/zamena-priemnoj-truby-glushitelya-niva-shevrole

Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки.

Снимаем стопорные пластины.

Сдвигаем фланец приемной трубы со шпилек выпускного коллектора.

Снятие и установка приемной трубы глушителя Нива 2121, Нива …приемная труба глушителя лада 2121, выпускной коллектор лада 2131, замена глушителя, инструкции по ремонту системы выхлопа.http://vazclub.com/niva/2121-2131/remont/dvigatel/sistema-vihlopa/zamena-priemnoi-trubi-glushitelya.html

Снимаем уплотнительную прокладку.

Снимаем приемную трубу.

Установив новую прокладку, монтируем приемную трубу в обратной последовательности.

все полезное находится здесь

Система выпуска отработавших газов

Элементы системы выпуска


1 – уплотнительная прокладка;
2 – приемная труба;
3 – кронштейн крепления приемной трубы к коробке передач;
4 – хомут крепления труб;

5 – дополнительный глушитель;
6 – подушка крепления основного глушителя;
7 – основной глушитель;
8 – нейтрализатор отработавших газов (для двигателя с системой впрыска топлива).

Особенности конструкции

Состоит из выпускного коллектора, приемной трубы, дополнительного и основного глушителей. На автомобилях с системой впрыска между приемной трубой и дополнительным глушителем установлен нейтрализатор отработавших газов. На этих автомобилях в приемную трубу (сразу после перехода двух тонких труб в одну) вварена резьбовая втулка под датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд).

Отличается и дополнительный глушитель — его передняя труба короче и снабжена фланцем для крепления нейтрализатора. Глушители и нейтрализатор — неразборные узлы и при выходе из строя должны заменяться новыми.

Выпускной коллектор отлит из чугуна. Между ним и головкой цилиндров установлена металлоармированная термостойкая прокладка. К коллектору на четырех шпильках крепится приемная труба. Соединение уплотнено термостойкой прокладкой. Гайки крепления – латунные или омедненные и зафиксированы от отворачивания стопорными пластинами (одна на две гайки), края которых отгибаются на грани гаек. Приемная труба дополнительно прикреплена хомутом к кронштейну на коробке передач.

На автомобилях с карбюраторными двигателями трубы глушителя вдвигаются друг в друга и фиксируются обжимными хомутами. На автомобилях, оснащенных системой впрыска, соединения нейтрализатора с дополнительным глушителем и приемной трубой – фланцевые, переднее – с шаровым шарниром (трубы могут поворачиваться друг относительно друга на небольшой угол без потери герметичности), его крепежные болты подпружинены.

Нейтрализатор служит для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода и оксидов азота. Он состоит из двух керамических блоков со множеством пор, покрытых так называемыми катализаторами дожига: родием, палладием, платиной. Проходя через поры нейтрализатора, токсичный оксид углерода (СО) превращается в малотоксичный диоксид (СО2), а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота. Степень очистки газов в исправном нейтрализаторе достигает 90–95%. Для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в частности, содержание в них кислорода) должен находиться в строго заданных пределах. Эту функцию выполняет контроллер, изменяя количество подаваемого топлива в зависимости от показаний датчика кислорода. Нейтрализатор и датчик кислорода весьма чувствительны к соединениям свинца – «отравившись» ими, они перестают работать. Поэтому если автомобиль оснащен нейтрализатором, категорически запрещается его эксплуатация (даже кратковременная) на этилированном бензине. Другая причина выхода из строя нейтрализатора – перебои в системе зажигания: несгоревшее топливо догорает в нейтрализаторе, повреждая керамику. Это может привести к закупорке выпускной системы и остановке двигателя (или сильной потере мощности).

Основной глушитель расположен в нише в задней части кузова. Он прикреплен к кронштейнам кузова на двух резиновых подушках. Средняя часть выпускной системы (с дополнительным глушителем) не имеет точек крепления к кузову. Для защиты пола кузова от чрезмерного нагрева над основным глушителем закреплен защитный экран.

Обслуживание системы выпуска заключается в периодическом осмотре труб и глушителей на предмет коррозии и в подтяжке или замене ослабленных соединений.

Крепление глушителя ваз 2121

Проблема прогоревших глушителей на любом автомобиле, не только на Ниве, встречается абсолютно у каждого автовладельца, который эксплуатировал свою машину хотя бы 3-5 лет. А иногда это случается даже чаще, в зависимости от качества комплектующих. Если ваш глушитель настигла такая участь, то его необходимо будет заменить, так как всякие там сварки долго все равно держаться не будут — проверено на личном опыте.

Необходимый инструмент для замены глушителя Нивы

  1. Ключ на 13 или головка с трещоткой.
  2. Молоток
  3. Плоскогубцы
  4. Плоская тонкая отвертка
  5. Смазка WD-40, если гайки прикипели и не откручиваются

Руководство по замене глушителя на ВАЗ 2121 Нива

  • Первым делом необходимо побрызгать смазкой WD-40 на гайки крепления хомута соединения глушителей, так как в большинстве случаев они сильно ржавеют и прикипают, а открутить такую резьбу потом достаточно проблематично.
  • После этого берем ключ на 13 и откручиваем гайки хомута. Чтобы все это сделать максимально быстро и удобно, лучше всего воспользоваться трещоточной рукояткой и головкой. В данном случае использовался инструмент JONNESWAY
  • Вторую гайку не обязательно отвинчивать до конца, так как можно отодвинуть хомут и так, как показано на фото ниже:
  • И теперь немного нужно разогнуть посадочные места, края трубы плоской отверткой, чтобы снять все это дело без лишних проблем:
  • И затем молотком сбиваем глушитель в сторону выхлопной трубы, ударяя по изгибу примерно в том месте, где это показано на фотографии ниже. И он должен сбиться с места соединения:
  • И вынимаем плоскогубцами шплинты в двух местах, где подвешивается глушитель. Сначала с самого края ближе к выхлопной трубе:

А потом ближе к центру, такой же шток, который держит глушитель в подвесном состоянии посередине:

  • Окончательным шагом в снятии будет довольно неприятная процедура выворачивания и выкручивания трубы из стороны в сторону, чтобы вынуть глушак наружу.

После чего производим установку нового глушителя на свою Ниву ВАЗ 2121 в порядке, обратном снятию. Как сами убедились, данная процедура достаточно простая и потребует примерно не более часа времени.

Автомобили моделей ВАЗ 2121 (ВАЗ 21213, ВАЗ 21214) оснащаются традиционной системой отвода выхлопных газов, которая имеет много общего с системой, которая устанавливалась на классические модели, семейства ВАЗ 2101-07. Основными элементами такой выхлопной системы являются: приемная труба, дополнительный и основной глушители. Следует отметить, что на некоторых машинах 21-й серии предусмотрен нейтрализатор, который монтируется в разрезе между приемной трубой и дополнительным глушителем.

Снятие и установка основного глушителя на Ваз 2121 (Нива)

1. Для начала накидным ключом на 13 откручиваем гайку болта, которым стягивается хомут, закрепляющий соединение дополнительного и главного глушителей.

2. Вынимаем болт и при помощи отвертки с прямым жалом аккуратно разжимаем крепежный хомут. Затем передвигаем хомут в направление дополнительного глушителя.

3. Теперь с помощью отвертки отсоединяем переднюю, а потом и заднюю резиновые подвески, удерживающие главный глушитель.

4. Достаточно резкими движениями проворачиваем глушитель вправо/влево.

5. После того как трубы разъединены, снимаем основной глушитель с автомобиля.

Замена дополнительного глушителя своими руками

В первую очередь, на автомобиле с катализатором отсоединяем его от самого дополнительного глушителя (процесс снятия катализатора описан немного ниже). Если катализатора в выхлопной системе не предусмотрено, откручиваем гайку хомута и разжижаем его отверткой. Передвигаем его по трубе дополнительного глушителя.

Разъединяем трубу дополнительного глушителя и трубу главного. После этого отсоединяем трубу глушителя от приемной трубы.

Теперь выводим дополнительный глушитель и снимаем его с автомобиля.

Монтаж нового глушителя выполняется в последовательности обратной снятию.

Снятие катализатора

Для выполнения работы нам потребуется два накидных ключа на 17 и ключ на 13. Сам процесс выглядит следующим образом:

1. Ключами на 17 откручиваем гайки болтов, которые крепят нейтрализатор к дополнительному глушителю. Далее отсоединяем нейтрализатор от дополнительного глушителя.

2. Теперь ключом на 13 отворачиваем болты, посредством которых нейтрализатор зафиксирован к приемной трубе. Вынимаем болты и пружинные шайбы.

3. Вынимаем нейтрализатор. Устанавливаем новый нейтрализатор в обратном порядке.

Следует обратить внимание: если в ходе снятия нейтрализатора выяснилось, что уплотнительное кольцо трубы пришло в негодность, его необходимо заменить на новое. Для снятия кольца достаточно поддеть его при помощи отвертки с прямым жалом или какого-либо иного подходящего инструмента.

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

Отсоединяем от приемной трубы на автомобиле ВАЗ-21213 дополнительный глушитель (см. Снятие дополнительного глушителя) или на автомобиле ВАЗ-21214 каталитический нейтрализатор (см. Снятие нейтрализатора). Демонтируем стабилизатор поперечной устойчивости (см. Снятие стабилизатора поперечной устойчивости). Головкой «на 13» отворачиваем болт крепления хомута приемной трубы к кронштейну.

На автомобиле ВАЗ-21214 снимаем корпус воздушного фильтра (см. Снятие корпуса воздушного фильтра). В моторном отсеке отверткой отгибаем края стопорных пластин гаек крепления фланца приемной трубы к выпускному коллектору.

Замена приемной трубы глушителя Нива Шевроле | Ремонт …22 май 2014 … Снятие приемной трубы глушителя на автомобиле Нива Шевроле производят для ее замены в случае сильной коррозии, для замены …http://remladavaz.ru/zamena-priemnoj-truby-glushitelya-niva-shevrole

Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки.

Снимаем стопорные пластины.

Сдвигаем фланец приемной трубы со шпилек выпускного коллектора.

Снятие и установка приемной трубы глушителя Нива 2121, Нива …приемная труба глушителя лада 2121, выпускной коллектор лада 2131, замена глушителя, инструкции по ремонту системы выхлопа.http://vazclub.com/niva/2121-2131/remont/dvigatel/sistema-vihlopa/zamena-priemnoi-trubi-glushitelya.html

Снимаем уплотнительную прокладку.

Снимаем приемную трубу.

Установив новую прокладку, монтируем приемную трубу в обратной последовательности.

Снятие основного глушителя на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 выполняют для его замены в случае механического повреждения, коррозии или при выполнение различных работ, при которых его наличие будет мешать ходу их проведения. Автомобиль необходимо загнать на смотровую яму, эстакаду или подъемники, после чего готовим стандартный набор инструментов и проделываем следующую последовательность действий:

  • Ключом на тринадцать откручиваем гайку болта крепления стяжного хомута фланцев трубы дополнительного и основного глушителей. Сам болт от проворачивания удерживаем ключом той же размерности.
  • Вынимаем стяжной болт.
  • Теперь плоской отверткой немного разгибаем торцы стяжного хомута, чтобы ослабить его посадку и хомут можно было сдвинуть со своего места и сдвигаем его в сторону дополнительного глушителя.
  • Приподнимаем немного корпус глушителя и плоской отверткой извлекаем из кронштейнов резиновые подвесы его крепления.
  • Проворачиваем чуть-чуть влево и вправо глушитель и выводим его трубу из трубы дополнительного, после чего снимаем, убрав в сторону.
  • Если необходимо снимите с кронштейнов резиновые подушки подвесы.

На этом ремонтные работы по снятию основного глушителя на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 завершены. Выполните необходимый ремонт или замену, установку проведите в обратной последовательности.

Читайте также: